В народном календаре дату назвали Днем Евдокии Свистуньи.
Евдокия Свистунья: народные приметы в праздник 30 мая
Сегодня народный праздник Евдокия Свистунья. Позже, после оглашения, Евдокия приняла крещение от приглашенного Германом епископа Илиопольского Феодота. 14 марта 2023 — приметы о погоде, животных и событиях, что нельзя делать и что можно делать, церковные праздники, какой православный праздник в России, Авдотья Плющиха, Весновка или Евдокия Свистунья, день памяти преподобномученицы Евдокии Илиопольской.
Евдокия Свистунья: народные приметы
- Дата по старому стилю: 1 марта.
- Чем принято заниматься в праздник Евдокии
- Авдотья Весновка: почему 14 марта лучше провести дома
- Что нельзя делать 14 марта
- О погоде летом судили на Руси по сегодняшнему дню
Народный праздник 14 марта - Евдокия Плющиха, Евдокия Свистунья
А сама приняла крещение и стала монахиней. Фото: czerkovnyj. Через некоторое время Евдокию назначили игуменьей. Получив дар чудотворения, она исцеляла молитвами больных, которые приходили в монастырь издалека. Но недобрые люди оклеветали монахиню.
По приказу властителя ее бросили в тюрьму, подвергли пыткам, заставляя признаться в том, чего она не совершала, а потом обезглавили. В Древней Руси эта дата считалась днем Нового года. Связывая с ним большие надежды, люди особое внимание уделяли приметам. RU Овдотья Плющиха считалась временем начала оттепели.
Сугробы к 1 марта распадались на множество островков, которые наши предки называли «плюшками». Поэтому и праздник получил название Авдотьи Плющихи. Есть еще одна версия. Лед и снег к началу весны начинало «плющить» на куски.
Другое название праздника — Евдокия Свистунья — было связано с ветрами. В это время они и завывали, и свистели. И в этом случае имеется еще одна версия: на Евдокию пробуждались от зимней спячки животные, сообщавшие об этом свистом и кряхтением. Начало весны наши предки встречали шумно и весело.
На Евдокию Свистунью женщины, девушки, дети залезали на крыши домов и начинали громко петь: «Весна красна! Что ты нам принесла?
Женщины выпекали из теста фигурки птиц, считая, что таким образом они посодействуют их скорому прилёту [17]. Девушки брали этих птиц и, исполняя « веснянки », подкидывали их вверх: «Жаворонки прилетите, весну принесите!
В малороссийских краях носили чучело по деревням и полям, одетое в женское платье, которое называли Марена или мара призрак. Эту мару провожала толпа детей, парней, девушек и молодиц при громком пении [19] В Великороссии, Польше, Богемии, Силезии первого марта посещать могилы родных. Это первые весенние поминки, осенними же заключается народное прощание со всеми умершими, родными и знакомыми [20]. У белорусов Авдотья Весновка — окончание срока зимних и начало весенних наймов [2].
День Авдотьи Плющихи считался большим праздником [ где? Считалось [ где? Некоторые обряды праздника и даже название перешло на Масленицу, которую в некоторых обрядовых песнях, что исполнялись во время масленичного празднования, называли Дуней либо Авдотьей. В подмосковном Дмитровском уезде при встрече Масленицы пели [22] : Дорога наша гостья Масленица, Авдотюшка Изотьевна, Дуня белая, Дуня румяная… Называние Масленицы Авдотьей обычай распространённый и устойчивый.
Считается, что некоторые обряды Масленицы когда-то составляли с обрядами встречи весны единый комплекс проводов зимы и встречи весны, а среди масленичных обрядов есть те, что относятся к более позднему весеннему сроку, например, среди масленичных песен есть типичные песни-веснянки [22]. У балканских славян[ править править код ] Мартеница в Болгарии. Баба Марта, болг. Мартеница, болг.
Първа Марта, Стара Марта, Мрта, серб. На Балканах день святой Евдокии посвящён очистительным обрядам.
С этой целью собирались на пригорках или взбирались на крыши строений и пели веснянки. Бывало, что веснянки, запеваемые с этого дня, пели до Троицы. В народе 14 марта — день милости. Кто этот обычай соблюдает, тот подает не только за себя, но и за усопших предков. Через добрый поступок покойным прощаются грехи.
Подавая милостыню, старайтесь, чтобы немногие это видели. Чем скромнее делается доброе дело, тем величественнее оно перед Господом. Народные приметы на 14 марта 2023 года Авдотья красна, и весна красна. Какая Евдокия, такое и лето. На Плющиху погоже — всё лето пригоже. Капель с крыш — к теплому лету. На Авдотью ясно — год прекрасный, пасмурно — к плохому году.
Если Евдокия снег расплющила, весна будет ранняя. Откуда дует ветер на Евдокию, оттуда он будет дуть весной и летом. Если на Плющиху ветер с севера, лето будет хорошо для пчеловодства. Южный ветер — к дождливому лету, северный — к холодному. Ясная погода — к урожаю пшеницы. Если на Евдокию молодой месяц с дождем, то быть мокрому лету. Снег в этот день — к урожаю и обилию грибов по осени.
Она родилась на Руси, в семье суздальского князя Димитрия Константиновича, который по совместительству являлся ее отцом. Евдокия вышла замуж за великого князя Димитрия Донского, который спустя 22 года счастливой семейной жизни скончался. Именно она впоследствии возвела Вознесенский монастырь.
Что нельзя делать на Евдокию Свистунью В этот день многие люди придерживались определенных правил: не ели кашу и мучные изделия, так как считали, что в противном случае «чревоугодие обернется болезнью»; не отправлялись в путь, поскольку были убеждены в том, что в противном случае впереди ждет только обман; не ходили в лес, опасаясь укусов змей. Именно 30 мая считалось тяжким грехом злоупотреблять спиртным — «к сраженному зеленым змием беда найдет дорогу».
День памяти святой Евдокии: что нельзя делать 30 мая
Согласно приметам, погода в день святой Евдокии свидетельствует о том, каким будет предстоящее лето. В нынешний весенний вторник, 14 марта 2023 года, православные россияне отмечают этнически-церковный праздник Евдокия Свистунья или Авдотья Плющиха. Прозвище Евдокии — Свистунья связано с тем, что в её праздник обычно дули и свистели ветры. Авдотья Плющиха (Свистунья), День святой Евдокии 14 марта 2018 года: что это за праздник, как он отмечается, традиции, обычаи, приметы, поверья, история. День святой Евдокии в народе был большим праздником, отмечали его бурно и весело.
Православные празднуют день святой Явдохи
От такого ухищрения нечистой силы можно оберечь свой двор молитвой Егорию Вешнему, а также замазать оставленные ведьмами нарезки набранной у воротной притолоки грязью. О Егории Вешнем ходило у крестьян много заговоров. Вот один из них: «Встретил наш скот — милой живот — святой великомученик Егорий на белом коне; в рученьках у него, Егорья- света, щит огненный. Бьет он — побивает всех колдунов и колдуниц, воров и вориц, волков и волчиц!
По преданию, он перед своим вешним днем садился на коня и объезжал все леса, собирая зверей. Каждому зверю шел от него особый приказ: чем кормиться, где промышлять добычу. Она обрекалась на жертву зверю; ее резали, отрубленную голову и ноги бросали в поле, а остальное мясо жарили-варили для самих себя и для угощения пастухов.
Егории как волчьем хозяине ходило по Руси немало разнообразных преданий. В одном из них велась речь о том, как шел через лес некий не почитавший Бога и угодников Божиих злой пастух; шел он к роднику — напиться водицы. Идет пастух и видит: стоит старый коренастый да ветвистый дуб, а вся понизь вокруг него прибита к земле, вся утолочена.
Егорий, а вслед за ним целая стая волков бежит. Ни жив, ни мертв сидит пастух на дубу, шелохнуть веточку боится. А Егорий подъехал к утолоченному месту, остановился под дубом и начал отдавать свои наказы волкам: рассылает их, серых, на все стороны света белого, говорит кому чем питаться весной красной, знойным летечком, вплоть до ненастной осени.
Шло время, всех волков разослал, всех наделил краюшками хлеба заботливый волчий хозяин; вдруг видит пастух тащится из лесной заросли старый-престарый хромой волк. Егорий, — вон на дубу сидит! А волк сел под дубом; сидит, а сам кверху на пастуха смотрит да зубами щелкает.
Сидит волк день, сидит серый другой день — все ждет, что слезет пастух; ждет-подождет, а тот не слезает, не хочет волку в зубы попасть. Пустился на хитрость серый: взял схоронился в кусты. Посидел-посидел пастух на дубу, пронял беднягу голод; огляделся он по сторонам — нигде не видать волка: слез — и бежать со всех ног.
А волк — тут как тут: выскочил из своей засады, кинулся на пастуха, тому на этом месте и смерть пришла. Малорусский сказ как бы дополняет это предание. Жили-были двое братьев на белом свете, — ведется повесть, — жили-были: один богатый, другой — голь- нищета, бедный.
Однажды «злиз бидный брат на дуба ночуваты, колы так о пивночи бачыть: якыйсь чоловик гоныть сылу звиря, а позаду другый человик ииде на вози. То булы лисун леший и св. От прыгнав лисун звиря, да як раз — пид того дуба, де сидив чо- ловик; а св.
Юрий почав раздиляты окрайцы хлиба, що булы на вози». Раздал-разделил св. Егорий привезенный хлеб своему волчьему стаду, смотрит — одна краюшка осталась лишняя.
Отдал ее угодник Божий бедняку, отдав говорит: «Се тоби Господь дав счастя! Юрия, разжился бедняк: «окрайця того никак не можно зъисты; що ни поидять, а назавтра вин и стане таким, як був: усе приростае! Видит это богатый брат — видит, и взяла его зависть лютая.
Пошел он к тому дубу, влез на верхушку зеленую. И снова пошло все, как по писаному: опять начал оделять св. Юрий краюшками хлеба свое волчье стадо.
Да только конец не на ту стать вышел: не хватило у волчьего хозяина одному волку краюшки, и дал наказ угодник Божий — съесть богача завидущего вместо краюшки. Зависть лютая и здесь, как в первом приведенном сказании, была наказана, и голодный волк нашел свою волчью сыть. По всей Руси в Егорьев день служили молебны на пашнях.
В Тульской губ. Кто по Юрьевой росе покатается, будет, — гласило поверье, — «силен и здоров, что Юрьева роса». Наберется деревня силы от Юрьевой росы, а наутро — за яровой сев.
Свойства у этой росы считались чудесными, еще в н. Эта же роса, по орловскому поверью, просу на пользу идет: «На Егорья роса — будут добрые проса! Таков был, напр.
Молодежь шла в поле, оглашая воздух припевами, обращенными к св. Трижды обходили девушки и парни засеянные поля. Потом разводили на перекрестке межников небольшой костер — в виде кольца, посреди которого клали на землю принесенный пирог «моленник».
Все пришедшие садились с песнями вокруг костра и делили пирог: каждому должно было достаться хоть по малому кусочку. Кому из девушек доставалось в пришедшемся на ее долю куске больше всех начинки, та выйдет до осени замуж. Доев пирог, молодежь возвращалась по своим дворам, приплясывая и припевая: Мы вокруг поля ходили, Мы Егора-свет водили, Мы Егорья кликали...
На Егория Вешнего в белорусских и малороссийских селах закапывали на полевых межниках оставшиеся от «свяченой» пасхальной снеди кости поросят и барашков. Закапывание это производилось с особыми причетами, взывающими все к тому же Егорию. Это, по старинному поверью, должно было оберегать посевы «от градобоя и бурелома».
На Егория Вешнего крестьяне считали, что нельзя работать с шерстью. Если в этот день будет кропить небо дождем грудь земли-кормилицы, то, говорит народ, это сулит «скоту легкий год» по белорусской примете — частые гречи. Если пойдет «на урожай гречи-дикуши.
Если ударит на Егорьев день легкий морозец-утренник, уродятся добрые проса и овсы. Целые века приглядывался народ к обступающим его явлениям природы, потому-то неспроста обронил он и следующее присловье: «Коли на Юрья березовый лист в полушку — к Успенью клади хлеб в кадушку! Нижегородская губ.
Если егорьевское утро ясным-яснехонько, то урожайнее выйдут ранние посевы: яснее утра егорьевский вечер — поздние переспорят. Народная Русь. Егорий Осенний см.
Егорьев День см. Еда см. Едемский М.
Кокшеньги Тотемского у. Вологодской губ. Большую часть жизни он работал учителем и попутно увлекался сбором фольклорно-этнографических текстов.
Им написан ряд статей в «Живую старину» по быту его родной деревни. Екатерины IV в. Екатерину называли Санницей, потому что с ее дня по всей России открывался санный путь.
Ей молились все крестьяне, отправлявшиеся в этот день в дорогу, прося защиты от несчастий и невзгод. С Катерины мужики уходили в извоз. В деревне каждый хозяин по обычаю должен был опробовать новые или отремонтированные сани, скатившись на них с горы.
Потом в сани запрягали лошадь и катали деревенский люд. Катание на Екатерину — веселый праздник, когда устраивали гуляния по случаю открытия санного пути. Катали и новобрачных: молодую пару усаживали в расписные сани, укутывали волчьей или медвежьей полстью шкурой , за молодоженами следовал поезд с родственниками.
После катания свекор и свекровь встречали своего сына и невестку в сенях, стоя на вывернутой наизнанку шубе, а сопровождавшие передавали молодоженов «из рук в руки» целыми и невредимыми. Каталась и неженатая молодежь. Парни выказывали перед девицами свое умение управлять лошадьми.
По обычаю в этот день каждому нужно было обязательно скатиться с горы на санях, чтобы снять с души тяжкую ношу раздумий, предчувствий и обрести спокойствие. В некоторых местах традиционно сохранялся обычай, когда парни мастерили сани для своих девушек-невест. Такие саночки раскрашивали и расписывали.
Вместе на этих саночках катались с горы, веря, что с этого момента жизнь их будет неразлучной. Вечером дома хозяйка ставила на стол выпеченный в русской печке пирог с картошкой и рыбой. Расписные саночки дарили также бабушки своим внучатам, а крестные матери — крестникам.
Вечер на Екатерину — время ворожбы. Молодежь загадывала на свое счастье. В первую очередь девушки гадали на своего суженого.
Перед сном клали они под подушку кусок хлеба и загадывали, каким будет суженый. В Екатеринин день русские молились также св. Меркурию Смоленскому, при защите Смоленска отразившего нападение татар.
Еленины косы см. Елеонская Елена Николаевна 23. Специализировалась по фольклору и этнографии под руководством В.
Составила сборник великорусских частушек 1914 — первый научный труд, посвященный этому жанру. Заслуживают внимания работы Елеонской о сказках, заговорах и загадках. В журналах «Этнографическое обозрение», «Русский архив» и др.
Совместно с В. Елисеев День Елисей Гречкосей Народное название дня прор. Елисея, а также прп.
Елисей считался у русских крестьян покровителем полей, защитником их от пожаров. В день св. Елисея крестьяне молились ему о «ниспослании дождя».
Например, женщины пекли специальные пироги с изображением солнца, которые затем раздавались всем жителям деревни. Также было принято украшать дома зелеными ветками и цветами, чтобы привлечь благополучие и здоровье. Обряды на Евдокию Плющиху Евдокия Плющиха была не только праздником весны, но и временем пробуждения природы. В этот день было принято сажать деревья и цветы, чтобы они могли расти и цвести вместе с приходом весны. Кроме того, на Евдокию Плющиху было принято проводить ярмарки и гуляния, где люди могли веселиться, танцевать и петь, наслаждаясь приходом весны и тепла. На Евдокию Плющиху существовали различные обычаи, связанные с приходом весны и пробуждением природы. Например, было принято печь специальные пироги с изображением солнца, украшать дома зеленью и цветами, сажать деревья и проводить ярмарки.
Праздник Евдокии Плющихи был не только религиозным праздником, но и важным культурным событием, которое объединяло людей и помогало им пережить зиму и с нетерпением ждать прихода весны. Народные приметы и поговорки на 14 марта На Плющиху погоже — всё лето пригоже.
По другой версии, святую так прозвали потому, что в этот день многие животные пробуждаются ото сна и возвещают о приближении весны своим криком и свистом.
Назывался этот день также Авдотьей Плющихой — потому что весной лед и снег «плющит», раздирает на клочки. Считалось, что полученная из снега в этот день талая вода обладает особой целебной силой. Для этого дня существовало множество погодных примет.
Например, такие: «На Евдокию теплый ветер — лето мокрое»; «Откуда на Евдокию повеет ветер, оттуда он подует весной и летом»; «С Евдокией погоже — все лето пригоже».
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения. Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям. Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.
Народные традиции 14 марта
- Евдокия Свистунья: что можно и что нельзя делать 14 марта, приметы и традиции
- Главные новости
- 14 марта народный календарь - Евдокия Плющиха, Евдокия Свистунья
- Авдотья Весновка — Википедия
- Кто такая святая Евдокия Римляныня?
Евдокия Свистунья: что можно и что нельзя делать 14 марта, приметы и традиции
Полученная из такого снега талая вода считалась целебной. Свистуньей святую прозвали за то, что в марте обычно дули сильные весенние ветра, отчего создавалась иллюзия свиста. Второе объяснение — многие животные в этот период пробуждаются ото сна, лес оживает и наполняется свистом, тявканьем и другими звуками. В народе даже появилась традиция встречать 14 марта свистульками.
В день памяти Евдокии внимательно следили за погодой. В деревнях начинали подготовку к севу: «Пришли Евдокеи — мужику затеи: соху точить, борону чинить». Что нельзя делать на Евдокию Свистунью 14 марта нельзя ничего планировать.
Согласно поверьям, задуманное на Свистунью не сможет исполниться. Помешают неожиданные обстоятельства. Ни в коем случае нельзя рушить ласточкины гнезда — можно заболеть оспой.
Лучше вообще не прикасаться ни к самой птице, ни к ее яйцам. В противном случае лицо покроется крупными веснушками. Нельзя отказывать в подаянии просящим милостыню, иначе тяжесть грехов умерших родственников падет на скупого.
На Авдотью старались не выходить из дома после захода солнца, чтобы не навлечь на себя неприятности.
В народе поговаривали: «Какая Евдокия, таким и будет лето». Это значит, что какая погода в предпоследний день весны, такой она ожидается и в следующие три месяца. Лето будет щедрым на дожди, если на Евдокию новолуние.
Жара в теплое время года не предвидится, если 30 мая дует северный ветер. О том, что летом будет обилие осадков, расскажет поведение свиней — они роются в болоте. Все, что приснится в ночь с 29 на 30 мая 2023 года, исполнится на протяжении месяца, но то, что приснится во время дневного отдыха, сбудется не скоро. Рожденные в этот день умеют заговаривать дождь.
Защитить их от любого негатива могут украшения с нефритом.
В день святой Евдокии следует оказывать помощь нуждающимся и стараться никому ни в чем не отказывать. Нельзя грустить и ссориться. Наши предки верили, что от того, как пройдет этот день, зависит то, каким будет ближайший месяц. Согласно приметам, погода в день святой Евдокии свидетельствует о том, каким будет предстоящее лето. Кроме того, 30 мая — наиболее подходящий день для окучивания картофеля.
Красное летичко! Крестьяне уже всерьез задумывались о будущем урожае, подыскивали работников. Именно в этот день оканчивались сроки зимнего найма и начинались наймы весенние. Они могли быть разными: «с Евдокей до Егорья» или «с Евдокей по Петров день». У гусятников с этого дня начинались разговоры о гусиной охоте и о назначении дней, когда пускать гусей на бой.
День Евдокии Свистуньи: почему 14 марта нельзя убираться и строить планы
Народный праздник, посвященный Евдокии Илиопольской, называли по-разному: Авдотья, Авдотья Плющиха, Святая Евдокия, Весновка. В нынешний весенний вторник, 14 марта 2023 года, православные россияне отмечают этнически-церковный праздник Евдокия Свистунья или Авдотья Плющиха. Народный праздник, посвященный Евдокии Илиопольской, называли по-разному: Авдотья, Авдотья Плющиха, Святая Евдокия, Весновка. 14 марта совершается память преподобномученицы Евдокии, жившей в Финикии (Ливан) во II веке. День памяти святой Евдокии по старому стилю выпадал на 1 марта, т.е. открывал весну, а в Древней Руси был первым днем Нового года, поэтому с ним связано много обычаев, традиций и примет. Сегодня народный праздник Евдокия Свистунья.
Евдокия Свистунья, Авдотья Плющиха
На Руси праздник, носивший название Евдокия Свистунья, отмечали дважды. Восточнославянские народы во время церковного праздника «День памяти Евдокии Илиопольской», отмечаемого 30 мая, соблюдали несколько традиций. Преподобномученице Евдокии Илиопольской. 14 марта в народном календаре отмечается праздник — день Евдокии Свистуньи. Главная» Новости» 14 марта праздник евдокия.
День памяти святой Евдокии: что нельзя делать 30 мая
Толкование снов Если в ночь на 30 мая вы увидите во сне птиц, значит, вас ждет дальняя дорога или путешествие. Сон, в котором предметы меняют цвет или форму, может указывать на изменения в жизни. А вот увидеть большую воду во сне в эту ночь — плохая примета. Это может означать скорое бедствие. Если вы во сне опаздываете или пропускаете какое-то событие, то в жизни вы упускаете возможности или не успеваете за темпом происходящего. Ранее «ФедералПресс» писал о родительских субботах в 2023 году : как и когда правильно вспоминать усопших родственников, а также какие бывают родительские субботы.
Фото: pixabay. На Евдокию Свистунью нельзя проходить мимо нуждающихся людей, чтобы самим не остаться нищими. Неслучайно это время называли днем милости. Но оказывать милосердие нужно так, чтобы этого никто из посторонних не видел. На Евдокию Свистунью запрещено: ввязываться в ссоры — они затянутся надолго; рассказывать о своих планах — они не сбудутся, что-то помешает этому; совершать крупные покупки — вещи, купленные на Евдокию Свистунью, быстро придут в негодность. В старину на Евдокию запрещалось стирать детские вещи, чтобы малыши не начали болеть. После заката солнца — выходить на улицу.
Люди верили, что в это время темные силы могут напустить порчу. Народные поверья, пришедшие из давних времен, полны предрассудков. Следовать им, конечно же, не нужно. У наших современников другие ценности и традиции. Но знать, как жили люди несколько веков назад, почему поступали так, а не иначе, чего боялись, а чему радовались, совсем не бесполезно. Разве не так? Фото: Светлана Лобова.
Если погода выдавалась ясной, это означало, что летом будет богатый урожай пшеницы. Если шел снег, наши предки знали — осенью грибы можно будет косить. Если на Евдокию Свистунью начиналась метель, это означало, что весна затянется надолго, а урожай будет плохим. На Евдокию полагалось следить за домашними птицами, особенно — за курами. Если они в это время пили воду из лужиц, наши предки знали: весна не за горами.
Не изменяя подвижнического образа жизни, преподобный достиг глубокой старости. Причислен к лику святых на Московском Соборе 1551. Память прп. Евфросиния Полоцкая ок. Евфросиния, в миру Предслава, дочь полоцкого кн. Святослава Георгия Всеславича, была очень красива и умна. Она много читала и владела навыками каллиграфии. Много женихов добивались ее руки, но она твердо решила уйти в монастырь и в 12 лет приняла постриг. Михаила Черниговского. Родители просватали ее за суздальского князя Мину. Это было против воли праведницы, мечтавшей об иночестве. Она только молилась Господу о сохранении ее девства. И ее молитвы были услышаны: жених скоропостижно скончался. В Суздальском Ризположенском монастыре, преподобная приняла монашеский постриг. В обители княжну не тяготили никакие послушания. После смерти игуменьи прп. Евфросиния возглавила монастырь. Когда в 1238 татаро-монголы во главе с ханом Батыем ворвались в Суздаль, там сохранился только Ризоположенский монастырь, так как сильна была молитва о нем преподобной. После ее преставления от гроба святой совершались чудеса исцеления болящих. Евфросинии отмечается 25 сент. Егорий вешний Народное название дня вмч. Георгия Победоносца 23 апр. Этот день считался началом весны. Георгия Победоносца весна, так и зябкий мужик шубу с плеч долой! Пуд 15 апр. Если выдастся 23-й день апреля теплый и ясный, быть, по примете, девятому дню мая с зеленой понизью: «Егорий с теплом — Никола с кормом! Этот день, заставлявший мужика сбросить с плеч полушубок, был отмечен особо в конском обиходе: на него примешивали в корм лошадям кусочки крестов из ржаного теста, испеченных на четвертой — Крестопоклонной, Средокрестной неделе Великого поста. Это должно, по поверью, охранять коня-пахаря от голодного хищника- волка на весеннем подножном корму. С Егорья Вешнего, выгоняли пастухи наголодавшийся за зиму домашний скот на луга; но все это делалось неспроста, а с оглядкой. Старые люди строго-настрого наказывали детям-внукам блюсти уклад крестьянской жизни, сжившиеся с ней обычаи. Выгонять скот на первую пастьбу — на «Юрьеву росу» — советовали не иначе, как освященной вербой, хранящейся в коровнике с Вербного Воскресенья. Последняя, по уверению знающих людей, давала коровам богатый удой и делала их тучными и здоровыми. Роса представлялась воображению русского — язычника пролитым за ночь на землю молоком небесных коров; потому-то ей и приписывались чудесные свойства. Старики советовали окроплять впервые выгоняемое на весеннюю пастьбу стадо святой водой. В некоторых местностях на выгоне, за околицей, служили в этот день молебны о благополучном для скота пастбище «с Юрья — до Васильева дня». По народному крылатому слову: «Юрий да Влас — всему серому мужицкому богачеству глаз! Выгонит пастух с подпасками стадо, а там на первом привале было готово для них угощение, «снаряженное» в складчину «всем миром». Несли туда бабы-девки «мирскую яичницу» и водку. За угощением пастухи молили Егория Вешнего, чтобы оберегал он, Храбрый, новое пастбище от всякого лиха, а скотину крестьянскую от лютой «помахи» мора , ото всякой напасти. По народному поверью считалось, что в ночь с Лукова 22 апр. Считалось также, что в канун Егорья Вешнего бродят ведьмы по крестьянским дворам, отворяют ворота, срезают с них стружки и варят их в подойниках. Эта порча отнимает у сельских коров молоко. От такого ухищрения нечистой силы можно оберечь свой двор молитвой Егорию Вешнему, а также замазать оставленные ведьмами нарезки набранной у воротной притолоки грязью. О Егории Вешнем ходило у крестьян много заговоров. Вот один из них: «Встретил наш скот — милой живот — святой великомученик Егорий на белом коне; в рученьках у него, Егорья- света, щит огненный. Бьет он — побивает всех колдунов и колдуниц, воров и вориц, волков и волчиц! По преданию, он перед своим вешним днем садился на коня и объезжал все леса, собирая зверей. Каждому зверю шел от него особый приказ: чем кормиться, где промышлять добычу. Она обрекалась на жертву зверю; ее резали, отрубленную голову и ноги бросали в поле, а остальное мясо жарили-варили для самих себя и для угощения пастухов. Егории как волчьем хозяине ходило по Руси немало разнообразных преданий. В одном из них велась речь о том, как шел через лес некий не почитавший Бога и угодников Божиих злой пастух; шел он к роднику — напиться водицы. Идет пастух и видит: стоит старый коренастый да ветвистый дуб, а вся понизь вокруг него прибита к земле, вся утолочена. Егорий, а вслед за ним целая стая волков бежит. Ни жив, ни мертв сидит пастух на дубу, шелохнуть веточку боится. А Егорий подъехал к утолоченному месту, остановился под дубом и начал отдавать свои наказы волкам: рассылает их, серых, на все стороны света белого, говорит кому чем питаться весной красной, знойным летечком, вплоть до ненастной осени. Шло время, всех волков разослал, всех наделил краюшками хлеба заботливый волчий хозяин; вдруг видит пастух тащится из лесной заросли старый-престарый хромой волк. Егорий, — вон на дубу сидит! А волк сел под дубом; сидит, а сам кверху на пастуха смотрит да зубами щелкает. Сидит волк день, сидит серый другой день — все ждет, что слезет пастух; ждет-подождет, а тот не слезает, не хочет волку в зубы попасть. Пустился на хитрость серый: взял схоронился в кусты. Посидел-посидел пастух на дубу, пронял беднягу голод; огляделся он по сторонам — нигде не видать волка: слез — и бежать со всех ног. А волк — тут как тут: выскочил из своей засады, кинулся на пастуха, тому на этом месте и смерть пришла. Малорусский сказ как бы дополняет это предание. Жили-были двое братьев на белом свете, — ведется повесть, — жили-были: один богатый, другой — голь- нищета, бедный. Однажды «злиз бидный брат на дуба ночуваты, колы так о пивночи бачыть: якыйсь чоловик гоныть сылу звиря, а позаду другый человик ииде на вози. То булы лисун леший и св. От прыгнав лисун звиря, да як раз — пид того дуба, де сидив чо- ловик; а св. Юрий почав раздиляты окрайцы хлиба, що булы на вози». Раздал-разделил св. Егорий привезенный хлеб своему волчьему стаду, смотрит — одна краюшка осталась лишняя. Отдал ее угодник Божий бедняку, отдав говорит: «Се тоби Господь дав счастя! Юрия, разжился бедняк: «окрайця того никак не можно зъисты; що ни поидять, а назавтра вин и стане таким, як був: усе приростае! Видит это богатый брат — видит, и взяла его зависть лютая. Пошел он к тому дубу, влез на верхушку зеленую. И снова пошло все, как по писаному: опять начал оделять св. Юрий краюшками хлеба свое волчье стадо. Да только конец не на ту стать вышел: не хватило у волчьего хозяина одному волку краюшки, и дал наказ угодник Божий — съесть богача завидущего вместо краюшки. Зависть лютая и здесь, как в первом приведенном сказании, была наказана, и голодный волк нашел свою волчью сыть. По всей Руси в Егорьев день служили молебны на пашнях. В Тульской губ. Кто по Юрьевой росе покатается, будет, — гласило поверье, — «силен и здоров, что Юрьева роса». Наберется деревня силы от Юрьевой росы, а наутро — за яровой сев. Свойства у этой росы считались чудесными, еще в н. Эта же роса, по орловскому поверью, просу на пользу идет: «На Егорья роса — будут добрые проса! Таков был, напр. Молодежь шла в поле, оглашая воздух припевами, обращенными к св. Трижды обходили девушки и парни засеянные поля. Потом разводили на перекрестке межников небольшой костер — в виде кольца, посреди которого клали на землю принесенный пирог «моленник». Все пришедшие садились с песнями вокруг костра и делили пирог: каждому должно было достаться хоть по малому кусочку. Кому из девушек доставалось в пришедшемся на ее долю куске больше всех начинки, та выйдет до осени замуж. Доев пирог, молодежь возвращалась по своим дворам, приплясывая и припевая: Мы вокруг поля ходили, Мы Егора-свет водили, Мы Егорья кликали... На Егория Вешнего в белорусских и малороссийских селах закапывали на полевых межниках оставшиеся от «свяченой» пасхальной снеди кости поросят и барашков. Закапывание это производилось с особыми причетами, взывающими все к тому же Егорию. Это, по старинному поверью, должно было оберегать посевы «от градобоя и бурелома». На Егория Вешнего крестьяне считали, что нельзя работать с шерстью. Если в этот день будет кропить небо дождем грудь земли-кормилицы, то, говорит народ, это сулит «скоту легкий год» по белорусской примете — частые гречи. Если пойдет «на урожай гречи-дикуши. Если ударит на Егорьев день легкий морозец-утренник, уродятся добрые проса и овсы. Целые века приглядывался народ к обступающим его явлениям природы, потому-то неспроста обронил он и следующее присловье: «Коли на Юрья березовый лист в полушку — к Успенью клади хлеб в кадушку! Нижегородская губ. Если егорьевское утро ясным-яснехонько, то урожайнее выйдут ранние посевы: яснее утра егорьевский вечер — поздние переспорят. Народная Русь. Егорий Осенний см.
Во время молитвы православные держат в руках вербы, цветы и зажженные свечи, читают молитву на благословление, а затем вербы окропляются святой водой. Освященные вербные ветви православные христиане хранят в течение всего года, украшая ими иконы в доме, а по прошествии года сжигают и меняют на новые. Приметы Считается, что если перед праздником на вербе распустились почки, то весь год будет урожайным, плодородным и богатым на хорошие события. Однако также считается, что если почки набухли, но не распустились, то весна и лето будут холодными. Согласно приметам, спокойная и ясная погода на Вербное воскресенье — к богатому урожаю, а заморозки ночью — к хорошим яровым хлебам; если в день праздника дует ветер — следует ждать холодного, ветреного лета. Есть также примета, что в Вербное воскресенье фермерам нельзя выгонять скотину на пастбища, иначе она будет болеть. Согласно примете, человек в течение года не будет болеть и будет пребывать в здравии, если к его лбу в праздник приложить при поздравлении веточку вербы.