Главная» Новости» 27 марта 1977 авиакатастрофа на тенерифе. Ровно 45 лет назад, 27 марта 1977 года, в аэропорту Лос-Родеос на испанском курортном островке Тенерифе произошла крупнейшая в мировой истории авиакатастрофа. 27 марта 1977 года на острове Тенерифе (Канарские острова), столкнулись два Боинга 747. Причиной самой крупной авиакатастрофы в истории мировой гражданской авиации стала преступная халатность экипажа одного из самолетов.
Крупнейшая авиакатастрофа в истории. Тенерифе. 27 марта 1977 года.
Ровно 37 лет назад произошла самая крупная авиакатастрофа | Самая крупная в мире авиакатастрофа произошла на Тенерифе./Фото. |
Столкновение в аэропорту Лос-Родеос — Википедия | Tenerife airport disaster. Авиакатастрофа в Лос-Родеос 27 марта 1977 года. |
Не солнечный Тенерифе: жуткая авиакатастрофа XX столетия | Самая крупная в мире авиакатастрофа произошла на Тенерифе./Фото. |
Крупнейшая авиакатастрофа в истории. Тенерифе. 27 марта 1977 года.
А какие-то «расширились», проявившись там, где их никто не ждал. Например, затор из самолетов парализует работу аэропорта и вносит напряжение в работу диспетчеров, но сам по себе не опасен для машин на земле. Все могло обойтись, если бы очередь из самолетов взлетала, пользуясь для маневров только рулежной дорожкой, но рулежка сразу двух самолетов по действующей ВПП уже расширила «сырную дыру». Но ведь в ясную канарскую погоду два самолета видели бы друг друга все время маневров. С приходом тумана все по-прежнему было бы хорошо, работай в аэропорту наземный обзорный радиолокатор. Он позволил бы наблюдать взаимное расположение самолетов и предотвратить столкновение. Но эта большая «сырная дыра» уже была в аэропорту заранее до катастрофы. Даже задержка рейса 1736 на ВПП могла не сыграть роли — но невероятное совпадение по таймингу двух критически важных радиосообщений привело к их наложению в эфире, и полудуплексная технология поочередных сообщений не помогла. И даже это было не окончательным пройденным «ломтиком» — последнюю роль сыграли лишние 50 тонн топлива на борту KLM, ведь именно из-за них экипаж не смог оторвать машину от ВПП, отчаянно задирая нос самолета в туче искр.
Другим комплексным фактором стала небрежность общения по радио. Неформальные слова и акцент диспетчера сопровождали все переговоры с обоими бортами. В ответ на запрос ATC clearance диспетчер назвал борт ван Зантена «KLM 4705», видимо, от усталости и нагрузки спутав вторые цифры бортов 4805 и 1736 — незначительная, но все же оговорка. Минутой позже в ответ на обеспокоенное сообщение 1736 «Мы все еще на полосе! Спекулятивно, такое обращение могло сбить восприятие номера рейса на слух, как будто оно адресовано какому-то другому самолету. Да, эти конкретные мелочи никак не повлияли на развитие событий. Но в глобальном понимании именно вербальная мелочь привела к катастрофе. После нее короткие «отписки» вроде «ОК» или «Roger» «Принял» стали недопустимы без повторения сообщения от диспетчера — каждый участник воздушного движения стал обязан проговорить в эфире, что именно он услышал или с чем только что согласился.
Отдельно разделили понятия «взлет» «take off» и «отправление» «departure» : теперь согласованный с диспетчером путь отправления нельзя перепутать с разрешением на взлет. А в тот день между жизнью и смертью стояло лишь короткое «ОК» диспетчера, сказанное в ответ на неуверенное «мы собираемся взлетать» второго пилота KLM. И эти две буквы стали спусковым крючком для ван Зантена, нетерпеливо давшего полный газ со словами «мы взлетаем». Этот момент тоже стоит рассмотреть подробнее. Здесь нельзя обойтись банальными словами «даже очень опытные люди совершают ошибки». Разумеется, можно свалить все на ошибку ван Зантена и его желание обогнать ухудшающуюся погоду. Но почему себя так повел опытнейший пилот? Ведь опыт — это в том числе способность расставлять приоритеты в работе, и человек на такой ответственной должности не мог этого не уметь.
На эту тему, увы, остается только делать предположения. Конечно, первым делом приходит самое логичное объяснение произошедшего. Как должен чувствовать себя человек, с портретом которого выходят рекламные буклеты, полные высокопарных слов про голландское мастерство, преданность делу и точность, сравнимую с часовым механизмом? Вынужденный совершить ненужную посадку, которого задерживают пассажиры, заправка, на которого давит собственная компания, рассказывая прописные истины? Дурацкие профсоюзы загнали его в рамки формальностей, дурацкая погода меняется в течение получаса, дурацкие сепаратисты испортили ему легкий и заурядный рейс. Разумеется, это давит на эмоции, портит настроение. Но достаточно ли этого для критичных отклонений в поведении командира? Рекламный разворот авиакомпании KLM.
Обратите внимание на заголовок: «KLM. От людей, сделавших пунктуальность возможной». Нервничал ли ван Зантен из-за задержек, зная, что олицетворяет пунктуальность KLM? Мы никогда не узнаем. Может быть и так, если, едва раздался короткий неопределенный ответ диспетчера, его лежавшая на рычагах рука нетерпеливо дала полный вперед. Но что-то не так было еще перед этим: ван Зантен дал малый газ сразу после разворота, обеспокоив своего второго пилота. Забыл ли он про ATC clearance? И забыл ли затем про отдельное разрешение на взлет?
Спекуляции добавляет тот факт, что ван Зантен до этого рейса полгода работал в KLM летным инструктором. В его работу входило обучение новичков всем азам переговоров с диспетчером. Мог ли он, проговаривавший роли диспетчеров воздушного движения, невольно спроецировать этот опыт? Ошибиться, привычно проговорив в голове все стандартные фразы, и не заметить, что отдал разрешение на взлет самому себе? Это — спекуляция, хотя и не являющаяся неправдоподобной. Но есть и другой момент. Рядом с ван Зантеном сидели остальные члены экипажа. Забыл ли командир или же грубо нарушил правила — но второй пилот его одернул, сказав: «Постойте!
Мы не запросили ATC clearance!
А точнее - плохое знание иностранных языков, интерференция радиопереговоров, использование во время них нестандартных фраз. Так, английский язык был установлен как общий рабочий язык, особое внимание было обращено на использование стандартных фраз. Было объявлено, что служба управления воздушным движением УВД не может использовать такие слова, как "ОК" или "Roger" в тех случаях, которые требуют полного подтверждения. Слово "Takeoff" стало произноситься только тогда, когда давалось фактическое разрешение на взлет Cleared for takeoff или его срочное прекращение Cancel takeoff. До получения фактического разрешения на взлет пилоты и диспетчеры УВД должны использовать слово "Departure".
Когда Гран-Канарии, наконец , разрешили вновь открыться, капитан К. Вельд Хюйзен ван Зантен спешил быстрее вылететь, так как у него был еще один рейс, который он мог пропустить. Тем временем самолет Panam Flight 1736, который также находился на туманной взлетной полосе, по-видимому, пропустил свой поворот, чтобы покинуть взлетно-посадочную полосу. Непонятно, то ли незнакомый аэропорт, то ли туман виноват в том, что капитан Виктор Граббс пропустил немаркированный поворот, но он все еще пытался найти безопасное место для парковки своего самолета, когда ван Зантен объявил, что готов к взлету.
Этот самолет был бы уничтожен в марте 1977 года в катастрофе на Тенерифе. Он связался по радио с авиадиспетчерской службой, которая ответила: "Хорошо, ждите взлета, я вам позвоню", - и в этот момент в разговор вмешался панам: "мы все еще выруливаем на взлетную полосу. Многие авиакомпании с тех пор изменили свое оборудование, чтобы решить проблему гетеродинов.
Сразу после этого диспетчер добавил: «Будьте готовы к взлёту, я вас вызову». В этот же момент экипаж «Боинга» Pan American сообщил диспетчеру о том, что они ещё не ушли со взлётной полосы. Любого из этих сообщений было бы достаточно для экипажа KLM для осознания своей ошибки, однако из-за интерференции сообщения наложились друг на друга и не были слышны в кабине Boeing KLM.
В то время как Boeing KLM начал взлёт, у бортинженера возникли сомнения в правильности этого решения. Однако командир, сфокусировавшись на взлёте и считая, что они уже получили разрешение взлетать, ответил, что всё в порядке, и продолжил взлёт. Через 14 секунд самолёты столкнулись в 632 метрах от здания аэропорта. Все 234 пассажира и 14 членов экипажа, находившиеся на борту Boeing KLM, погибли. Из 396 человек, находившихся на борту Boeing Pan American, погибли 326 пассажиров и 9 бортпроводников. Носовая часть самолёта осталась целой, что позволило спастись 61 человеку, среди которых были второй пилот и бортинженер.
Ад на Тенерифе: крупнейшая авиакатастрофа в истории
Катастрофа В Аэропорту Тенерифе. 27 марта 1977 года шокирующая новость бомбой разорвалась на страницах газет. Главная» Новости» Тенерифе 27 марта 1977 года. 27 марта 1977 года шокирующая новость бомбой разорвалась на страницах газет. Авиакатастрофа в Тенерифе 1977 года.
Ровно 37 лет назад произошла самая крупная авиакатастрофа
MENU Найти: Главная » Расследование авиакатастроф 16 сезон смотреть онлайн » Расследование авиакатастроф 16 сезон 3 серия «Катастрофа на Тенерифе» Расследование авиакатастроф 16 сезон 3 серия «Катастрофа на Тенерифе» На 2019 год авиакатастрофа, случившаяся в аэропорту Лос-Родеос, является самой крупной в гражданской авиации. В результате масштабной трагедии погибли 583 человека. Невероятно трагичная авиакатастрофа случилась в начале 1977 года. Два Боинга 747 столкнулись в аэропорту.
Лос-Родео не был оснащен радиолокационной разведкой, и диспетчерам приходилось постоянно прояснять позицию воздушных судов на земле в соответствии с сообщениями пилотов. В то время, как экипаж голландского боинга вел переговоры с "башней", американские пилоты направились в тому месту, откуда они должны были перейти на другую взлетно-посадочную полосу. Второй пилот американского самолета пытался уловить информацию радиообмена между диспетчером и голландскими летчиками. Наконец, ему удалось "внедриться" в разговор: "…мы все еще на взлетно-посадочной полосе". В результате трагического стечения обстоятельств, его слова перекликались с концом инструкции, которую диспетчер давал голландскому экипажу: "… будьте готовы к старту, я свяжусь с вами, как только взлетно-посадочная полоса будет свободна". Записи черных ящиков, обнаруженных после аварии, четко отображают этот трагический момент.
Вместо того, чтобы услышать слова диспетчера, голландский экипаж услышал лишь шум. В результате, капитан не узнал главного, того, что американский самолет все еще находится на взлетно-посадочной полосе. Он решил, что ему было дано разрешение на взлет. Тем не менее, капитан американского судна подумал то же самое. В итоге самолеты на скорости направились навстречу друг к другу. Заметив американский самолет в нескольких метрах, голландцы попытались взлететь. Хвост боинга заскрежетал о бетон. Самолет упал на американский боинг практически взлетев. Шасси снесли большую часть верхнего фюзеляжа американского самолета.
Это помогло спастись нескольким пассажирам.
Дозаправка лайнера затянулась на 40 минут. Они-то и оказались критическими, так как за это время погода в Лос-Родеосе резко испортилась. Её непредсказуемый, иногда ежеминутно меняющийся характер, был специфической визитной карточкой аэропорта на Тенерифе. Метеорологическая ситуация — финальный аккорд Около 17-00 часов «дозаправленный по самые уши» голландский Boeing-747 наконец-то выехал на полосу. С моря за ним тянулись густые облака. Сложилась не совсем приятная, но абсолютно типичная для Лос-Родеоса метеорологическая ситуация. Пассажирский лайнер начал движение к противоположному концу взлетно-посадочной полосы на фоне яркого солнечного света, и тут же исчезал — в густой пелене облаков от него не оставалось даже следа.
Такая закономерность — следствие того, что аэропорт расположен на высоте свыше 600 метров. Зачастую, при определенных погодных условиях, он оказывается выше уровня облачности. Магистральное шоссе оставалось заполненным самолетами. Для взлета экипажу ван Зантена необходимо было проехать в противоположный конец ВПП и развернуться на 180. Проблема для гигантского лайнера непростая, особенно в условиях скромных технических возможностей небольших аэропортов, но выполнимая. Ювелирно преодолев её, голландские пилоты не предполагали, что развернули свой борт навстречу собственной смерти. Американский лайнер, следовавший следом, двигался в сплошном тумане — за бортом видимость не более 80 метров. Самолету следовало доехать к третьему съезду и съехать на параллельную свободную дорожку.
По плану диспетчеров, американский лайнер мог без проблем двигаться параллельно ВПП. Это не коим образом не мешало одновременно взять курс на взлет голландскому Boeing-747. Чтобы понять дальнейшую картину событий, не нужно быть специалистом. Третий съезд располагался противоположно ходу лайнера Pan American. Чтобы выполнить команду диспетчеров, экипажу следовало дважды развернуть лайнер на 148. Пилоты, реально оценив ситуацию предположили, что габариты Боинга, сделать это не позволят. Да и зачем, ведь совсем рядом был четвертый съезд. Он в более удобной технической диспозиции — всего два поворота на 35.
Экипаж американского чартера, предположив очевидную ошибку диспетчера, вполне объяснимую физической усталостью, намеренно проехал третий съезд. Продолжил движение к четвертому — до поворота, который возможно помог бы избежать трагедии он не доехал всего несколько метров. Авиакатастрофа на Тенерифе: «ОК, будьте готовы к взлету, я вас вызову» Вымученный 4-ёх часовым ожиданием Якоб ван Зантен, неуёмно стремился как можно скорее поднять свой самолет в небо. В сухом остатке он располагал всего двумя часами, чтобы долететь до Гран-Канарии, произвести пересадку пассажиров и взять путь на Амстердам. Перед глазами капитана судна была густая стена тумана.
Вельд Хюйзен ван Зантен спешил быстрее вылететь, так как у него был еще один рейс, который он мог пропустить. Тем временем самолет Panam Flight 1736, который также находился на туманной взлетной полосе, по-видимому, пропустил свой поворот, чтобы покинуть взлетно-посадочную полосу.
Непонятно, то ли незнакомый аэропорт, то ли туман виноват в том, что капитан Виктор Граббс пропустил немаркированный поворот, но он все еще пытался найти безопасное место для парковки своего самолета, когда ван Зантен объявил, что готов к взлету. Этот самолет был бы уничтожен в марте 1977 года в катастрофе на Тенерифе. Он связался по радио с авиадиспетчерской службой, которая ответила: "Хорошо, ждите взлета, я вам позвоню", - и в этот момент в разговор вмешался панам: "мы все еще выруливаем на взлетную полосу. Многие авиакомпании с тех пор изменили свое оборудование, чтобы решить проблему гетеродинов. Никто в обоих самолетах не видел друг друга, пока не стало слишком поздно.
Расследование авиакатастроф 16 сезон 3 серия «Катастрофа на Тенерифе»
Катастрофа В Аэропорту Тенерифе. 27 марта 1977 года произошла крупнейшая авиакатастрофа в истории гражданской авиации — при столкновении двух самолетов погибло 583 человека. Авиакатастрофа на взлетной полосе аэропорта Тенерифе 27 марта 1977.
Катастрофа, которую никто не ждал
- Тенерифе: самая масштабная авиакатастрофа в мировой истории
- Публикации
- Самая абсурдная авиакатастрофа в истории случилась 35 лет назад :: Инфониак
- Крупнейшей по числу жертв авиакатастрофе в истории исполнилось 42 года
- Как крошечный испанский остров Тенерифе стал смертоносным местом
Ровно 37 лет назад произошла самая крупная авиакатастрофа
27 марта 1977 года в аэропорту Лос-Родеос на острове Тенерифе (Канарские острова) произошла крупнейшая авиационная катастрофа, известная как Столкновение на Тенерифе. Сегодня в мире вспоминают жертв авиакатастрофы в аэропорту Лос-Родеос, произошедшей на Тенерифе, Канарские острова, в 17:06:50 по местному времени 27 марта 1977 года. Сегодня в мире вспоминают жертв авиакатастрофы в аэропорту Лос-Родеос, произошедшей на Тенерифе, Канарские острова, в 17:06:50 по местному времени 27 марта 1977 года. Главная» Новости» 27 марта 1977 авиакатастрофа на тенерифе. 27 марта 1977 года в аэропорту Лос Родеос на острове Тенерифе на взлётно-посадочной полосе столкнулись два пассажирских суперлайнера Boeing-747.
Крупнейшая в истории авиакатастрофа произошла 45 лет назад
Все самолёты, которые прилетали сюда, переправляли в аэропорт Лос-Родеос, расположенный на острове Тенерифе. На тот момент это был единственный аэропорт на Канарских островах, который мог выступить в качестве альтернативы Гран-Канарии. Взлётная полоса Лос-Родеос была оборудована для приёма дальнемагистральных самолетов. Среди перенаправляемых самолётов оказались также два чартерных рейса из Амстердама и Лос-Анджелеса. Оба авиарейса выполнялись на крупнейших лайнерах Boeing 747. На борту первого из них компании KLM находилась 235 пассажиров и 14 членов экипажа. Второй Боинг компании Pan American перевозил 380 пассажиров и 16 членов экипажа. Среди пассажиров были в основном пенсионеры. Они летели на Канарские острова, где должны были начать продолжительный круиз. Этот Боинг назывался Clipper Victor и был не совсем обычным самолётом.
На нём был выполнен первый в истории коммерческий рейс Boeing 747, после чего это семейство самолётов стал широко использоваться в авиаперевозках. Интересно, что в 1970 году этот самолет угнали на Кубу, где в аэропорту его встречал сам Фидель Кастро. Итак, эти два самолёта были одними из многих, которые приземлились в тот день в аэропорту Лос-Родеос вместо Гран-Канарии. Дозаправка Боинга 747 компании KLM Лос-Родеос в то время был небольшим аэропортом, который предназначался для обслуживания региональных авиарейсов. Единственная рулёжная дорожка аэропорта, расположенная параллельно взлётно-посадочной полосе, была до отказа заполнена самолётами. Это стало ещё одним звеном в цепи трагических совпадений, которые привели к авиакатастрофе на Тенерифе. Ещё одним и решающим, как считают специалисты, фактором стал капитан Boeing 747 голландской компании KLM. Якоб ван Зантен был очень опытным пилотом голландской компании. Бортовые журналы компании украшал его портрет.
Можно сказать, что Якоб ван Зантен был лицом этой авиакомпании. Капитан, помимо прочего, занимался подготовкой пилотов для Боингов 747 в компании KLM. Однако за безупречной репутацией скрывался ряд проблем компании и самого капитана. До этого рокового рейса Якоб ван Зантен не летал примерно 6 месяцев, а лишь занимался тренировкой пилотов в специальном центре. На Тенерифе он принял несколько ошибочных решений, которые стали ключевыми в этой авиакатастрофе. Всё началось с того, что он потребовал дозаправить их Boeing 747 в аэропорту Лос-Родеос.
Хронология событий В этот день в крупнейшем аэропорту Канарских островов Лас-Пальмас был совершён террористический акт. Террористы «Движения за независимость и автономию Канарских островов» взорвали в зале ожидания аэропорта бомбу, акт не повлёк человеческих жертв лишь несколько пассажиров были легко ранены осколками разбившихся стёкол , однако администрацией аэропорта из-за опасений повторных терактов было принято решение закрыть терминал. В результате единственным аэропортом, подходящим для приёма крупных широкофюзеляжных самолётов, стал аэропорт Лос-Родеос.
Рейсы 4805 и 1736 были одними из многих в тот день, которые были вынуждены совершить посадку в Лос-Родеос вместо запланированной посадки в Лас-Пальмас. В результате закрытия крупнейшего аэропорта Лас-Пальмас аэропорт Лос-Родеос оказался перегружен. Это был воскресный день и пассажирский трафик оказался слишком высоким. Самолёты, ожидающие открытия Лас-Пальмас, заняли все стоянки. Некоторые самолёты стояли даже на рулёжных дорожках. Боинг-747 авиакомпании KLM, выполняющий рейс 4805, находился ближе всего к порогу взлетно-посадочной полосы 12, за ним стояли Боинг-737, Боинг-727, ДС-8; Боинг-747 авиакомпании «Пан Американ» рейса 1736 занимал последнюю позицию. Диспетчер башни управления воздушным движением говорил с сильным испанским акцентом, экипаж «Пан Американ» и экипаж KLM по нескольку раз переспрашивали и уточняли команды диспетчера. Не было согласованности в переговорах, пилоты «Пан Американ» и KLM встревали в разговор и перебивали друг друга. В то время как Боинг «Пан Американ» проехал мимо рулёжной дорожки C3, на которую ему было указано повернуть, Боинг KLM уже был готов к взлёту, и второй пилот KLM сообщил диспетчеру о готовности и запросил разрешения на взлёт.
В 17:05:53 башня управления радировала «KLM4805, вам разрешено на привод P, набирайте и поддерживайте эшелон 90.
Эксперты, начав разбираться в столкновении на взлетно-посадочной полосе, некоторое время не могли понять, как диспетчеры вообще могли допустить подобную критическую ситуацию. В ходе глубокого расследования был выявлен целый ряд ошибок, который привел к гибели 335 людей. Расследование авиакатастроф 16 сезон 3 серия «Катастрофа на Тенерифе» смотреть онлайн Вам также может понравиться.
Эта трагедия вошла в историю авиации, как самая масштабная по количеству погибших — в общей сложности 583 оборвавшихся жизней. На борту самолета компании KLM погибли все находящиеся там 248 человек пассажиры и экипаж. Боинг, принадлежавший «Пан Американ» стал последним пристанищем для 335 людей.