Новости русские в париже в 1814

Бестужев Николай Александрович Русский в Париже 1814 года. Взятием Парижа – столицы империи Наполеона Бонапарта, в марте 1814 года закончился заграничный поход русской армии, начавшийся после поражения французов в России в 1812 году. 19 марта (1 апреля) 1814 года в Париж вошли русская и прусская гвардейская пехота, кавалерия и артиллерия, батальоны австрийских гренадер и вюртембергский полк, общей численностью 35 тысяч человек. Да, русские войска занимали Париж не единожды, а дважды: многие знают и помнят взятие Парижа русскими и союзными войсками в 1814 году, но мало кто знает, что уже в следующем 1815 году российские войска вновь вошли в столицу побеждённой Франции. Ученики 68 школы узнают о взятии Парижа русскими войсками в 1814 году через песни и сказы.

Николай Стариков

  • Смотр русских войск в Париже: крупнейший парад в мировой истории
  • «Вежливые люди» 1814-го: русские в Париже
  • «Вежливые люди» 1814-го: русские в Париже
  • Как русские Париж брали - Наследие Империи
  • Сколько русских солдат осталось в Париже в 1814 году из-за любви

Русские в Париже, или Конец Наполеона

Обороной французской столицы руководили маршалы Э. Мортье, Б. Верховным главнокомандующим обороны города был старший брат Наполеона, Жозеф Бонапарт. Войска союзников состояли из трех основных колонн: правую русско-прусскую армию возглавлял фельдмаршал Блюхер, центральную — российский генерал М. Барклай-де-Толли, левой колонной руководил кронпринц Вюртембергский.

Сражение за Париж стало одной из самых кровопролитных битв для союзных войск, потерявших за один день более 8 тыс. Наступление началось 18 30 марта в 6 ч.

Добродушные казаки позволяли парижским ребятишкам влезать себе на плечи. Царский двор и генералитет посещали балы, которые давала в их честь французская знать. Впоследствии Александр Павлович рассказывал князю А. Голицыну: «Наше вхождение в Париж было великолепное. Всё спешило обнимать мои колена, всё стремилось прикасаться ко мне, народ бросался целовать мои руки, ноги.

Хватались даже за стремена, оглашали воздух радостными криками, поздравлениями. Но душа моя ощущала другую радость. Она, так сказать, таяла в беспредельной преданности Господу, сотворившему чудо Своего милосердия… Словом, мне хотелось говеть и приобщиться Святых Тайн, но в Париже не было русской церкви. Милующий Промысел, когда начнёт благодетельствовать, тогда бывает безмерен в своей изобретательности; и вот, к крайнему моему изумлению, вдруг приходят ко мне с донесением, что столь желанная мною русская церковь явилась в Париже: последний наш посол, выезжая из столицы Франции, передал свою посольскую церковь на сохранение в дом американского посланника…» 25 марта 7 апреля , в день Благовещения Пресвятой Богородицы, государь после всенощной исповедовался, «прося у всех прощения с великим и трогательным смирением», по свидетельству очевидца. Рядовой лейб-гвардии Семёновского полка И. Галченко 29 марта И апреля , в первый день Святой Пасхи, в 12 часов дня на площади Конкорд, на которой кончил жизнь несчастный Людовик XVI, состоялось молебствие за последние победы союзных войск и за взятие Парижа. Сам Александр Павлович так описывал это событие в беседе с князем А.

Голицыным: «Ещё скажу о новой и отрадной для меня минуте в продолжении всей жизни моей: я живо тогда ощущал апофеоз русской славы между иноплеменниками, я даже их самих увлёк и заставил разделить с нами национальное торжество наше… На том месте, где пал кроткий и добрый король, по моему приказанию сделан был амвон, созваны были все русские священники, которых только найти было можно; и вот при бесчисленных толпах парижан всех состояний и возрастов раздалось громкое и стройное русское пение. Всё замолкло, всё внимало!.. Русский царь по ритуалу православному всенародно молился вместе со своим народом и тем как бы очищал окровавленное место поражённой царственной жертвы. Духовное наше торжество в полноте достигло своей цели, оно невольно втолкнуло благоговение и в самые сердца французские. Не могу не сказать тебе, Голицын, хотя это и несовместимо в теперешнем рассказе, что даже забавно было видеть, как французские маршалы, как многочисленная фаланга генералов французских теснилась возле русского креста и друг друга толкала, чтобы иметь возможность скорее к нему приложиться». Медаль «В память Отечественной войны 1812 года» 25 марта 1814 года Наполеон подписал отречение от престола и был сослан на небольшой средиземноморский остров Эльба.

Новочеркасск, 1895. Атаман Донского казачьего войска Платов сообщал в донесении, что во время следования к городу Жуанвиль местные жители не оказывают никакого сопротивления и ведут себя по-приятельски. Действительно, крестьяне приезжали на биваки и предлагали провиант, дрова и фураж для лошадей.

Более того, крестьяне сообщали русским о передвижениях противника! Таков был результат выполнения императорского приказа о сохранении безупречной репутации русской армии. Жалуются все вообще угнетением на своё правительство, бранят Наполеона и желают все мира» Донское казачество в Отечественной войне 1812 г. Ростов-на-Дону, 2012 31 марта 1814 года русские войска под командованием генерала Николая Раевского торжественно вступили в Париж. Император России Александр I лично принимал парад союзных войск. В одном строю вместе с казаками и гренадерами прошли прусские и австрийские части. Взятие столицы Франции стало завершающим сражением наполеоновской кампании 1814 года, после которого французский император Наполеон I Бонапарт отрёкся от трона. Парижане, уставшие от многолетней войны, поборов и практически поголовного призыва здоровых мужчин на военную службу, смотрели с опаской на парад союзнических войск. Но вскоре русские добились дружеского и доверительного отношения к себе.

Декабрист Кондратий Рылеев приводит слова одного из французских офицеров: «Я говорю с вами, как с другом, потому что ваши солдаты и офицеры ведут себя как друзья. Ваш Александр — наш защитник и благодетель, но его союзники — настоящие пиявки». Особенно непринуждённо вели себя казаки. Они расположились лагерем в городском саду на Елисейских полях, жгли костры и готовили себе еду из продуктов, которые покупались у местных торговок. Ходили слухи, что в прудах Фонтенбло они выловили и съели всех карпов. Ещё один миф, что казаки купались в Сене вместе с конями, как у себя на Дону, то есть чаще всего нагишом. Их бивуаки стали исключительно модным объектом. В моду вошли бороды и широкие ремни. Парижане обоих полов стекались к казачьим бивуакам, чтобы собственными глазами увидеть то, о чём говорил весь город.

Валентин Пикуль в одном из своих рассказов пишет о знаменитом Шахматисте времён Пушкина, знавшим поэта лично. Так вот, этот человек задолжал полякам. И когда «разбойники» попали в тюрьму, он приехал в тюрьму, чтобы вернуть им долг. Но не сделали этого. Это - аристократизм духа.

Парижская Пасха

31 марта 1814 года, союзная армия во главе с русским императором Александром I вошла в Париж. Триумфальная для русских войск весна 1814 года отражена во многих произведениях изобразительного искусства. Русская армия начинает знаменитый Заграничный поход 1813-1814 гг., в результате которого весь Европейский континент был полностью освобождён от господства самопровозглашенного императора Наполеона. И уже в полдень русские войска под предводительством императора Александра I триумфально вступили в Париж. 31 марта 1814 года, союзная армия во главе с русским императором Александром I вошла в Париж. Оборона заставы Клиши в Париже в 1814 г. Картина О. Верне, который сам был участником обороны Парижа.

Парижская Пасха

Глинки, лапти гораздо удобнее, чем сабо, но в России все бы стали восхищаться этими деревянными башмаками — ведь они привезены из прекрасной Франции. Русские мемуаристы упрекают французов и в безбожии на месте одной церкви выстроен цирк, на месте другой — рынок , и в неумеренной любви к зрелищам впрочем, тот же Глинка отмечает и положительную черту — страсть французов к чтению. На основе приведенных примеров докладчица высказала предположение о необходимости пере-смотреть традиционные представления историков о том, что декабристское движение зародилось под влиянием впечатлений, вынесенных русскими офицерами из пребывания во Франции в 1814 году. По мнению Мельниковой, мемуары свидетельствуют: далеко не все из увиденного вызывало их одобрение. Впрочем, во время дискуссии было высказано предположение, что этот тезис следовало бы уточнить, приняв во внимание, во-первых, дату написания мемуаров — по свежим следам или через десятилетия, а во-вторых, не только визуальные впечатления русских офицеров, но и их круг чтения до, во время и после пребывания во Франции.

Что касается визуальных впечатлений, им был посвящен следующий доклад — «История в картинках, русский Париж, 1814»; его прочла Брижит де Монкло главный хранитель культурного наследия Франции. Доклад этот можно назвать визуальным комментарием к известной по историческим документам и мемуарным свидетельствам последовательности событий: вступление союзных войск в Париж, посещение союзными монархами парижской Оперы, совместное богослужение представителей разных христианских конфессий 10 апреля 1814 года, в день католической и православной Пасхи, общение русских военных с парижанками тут Брижит де Монкло продолжила тему, начатую в докладе Клайд Плюмозиль — все это и многое другое было представлено на экране. Докладчица показала, как в гравюрах отражаются мелкие бытовые детали «Кухня казаков», «Казаки на бивуаке» и как авторы гравюр обыгрывают свои зрительные впечатления от русских «пришельцев»: на одной из гравюр огромный казак объясняется в любви француженке, которая едва ли не в два раза меньше его ростом Майя Губина продолжила эту тему, переведя ее из фривольного регистра в политичес-кий: она напомнила о существовании французской гравюры, на которой крохотный русский офицер бьет палкой огромного солдата, взобравшись на табуретку. Закончился доклад демонстрацией гравюры «Отъезд в Россию», с подписью «Прошли те радостные дни…»: на ней казак так сильно стремится на родину, что уезжает туда верхом на раке, то есть задом наперед… Гийом Нику Практическая школа высших исследований определил тему своего доклада как «Русские покоряют французских художников».

Главными «героями» доклада стали три знаменитых французских живописца: Жирард, Жироде и Гро по-французски фамилии всех троих начинаются с буквы G, поэтому их так и называют «три G». Франсуа Жирару — портретисту французской и, шире, европейской элиты — император Александр позировал в Париже весной 1814 года; это широко известно, однако Нику напомнил и о факте менее известном: начало «знакомства» Жерара с Александром восходит к 1805 году, когда Жерар изобразил не только Наполеона в костюме императора, но также и Александра в аналогичном наряде сейчас местонахождение этого полотна неизвестно. Антуан-Жан Гро был бонапартистом, и его мастерскую, так же как и мастерскую «цареубийцы» Давида, учителя всех «трех G» он в 1793 году голосовал в Конвенте за казнь Людовика XVI , Александр в Париже не посетил, однако русские знакомства имелись и у Гро: когда он в 1808 году выставил в Салоне портрет Жеро-ма Бонапарта, работа эта так понравилась известному богачу и коллекционеру князю Н. Юсупову, что он заказал французу портрет своего сына Бориса в аналогичной позе.

Наконец, третий Ж — Жироде, приверженец либеральных идей и любитель экзотизма в живописи, оставил только наброски портрета им-перато-ра Александра; намеревался он также изобразить русскую армию в Париже в виде войска древних скифов, но этого намерения не исполнил. Зато еще раньше, в 1806 году, его знаменитое полотно «Сцена во время потопа» было обыграно в одной из тогдашних карикатур, которая высмеивала терпящую поражение анти-наполеоновскую коалицию. Русскую тему эксплуатировали в 1814 году и други-е художники, причем нередко беря за основу совсем другие изображения, с Россией не связанные. Так, Луи-Леопольд Буайи в другой, менее точной транксрипции — Буальи пишет в 1814 году полотно «Триумф Александра», композиция которо-го в точности воспроизводит гравюру Прудона «Триумф Бонапарта» 1801.

Он задался целью проанализировать, какой образ России создается на страницах мемуаров, написанных ветеранами наполеоновской армии, насколько он совпадает со стереотипами, а насколько от них отличается. Оказалось, что образ этот начиная с конца XVIII века, когда французские солдаты впервые встретились на поле боя с русскими это произошло в Швей-царии , претерпел немалую эволюцию. Вначале французские военные видели в русских исключительно варваров, дикарей докладчик назвал это частью общего процесса «криминализации противника»; французы весьма нелицеприятно отзываются в мемуарах и об англичанах, и об испанцах, и об итальянцах, и о неграх из колонии Сан-Доминго, хотя, конечно, претензии каждой нации предъявляются различные. Однако после 1807 года французы, во-первых, начинают признавать за русскими некоторые достоинства прежде всего храбрость , а во-вторых, начинают отличать собственно русских солдат от калмыков или татар.

Более того, некоторые французские военные доходят до того, что ставят русских воинов в пример французам. Так, верный сподвижник Наполеона граф Шарль де Лабедуайер в 1815 году, после окончательного падения императора он поплатился жизнью за эту верность в 1807 году писал брату, что цивилизованным французам стоило бы поучиться у так называемых варваров — скромных и набожных донских казаков. Впрочем, это «потепление» в отношениях двух армий продлилось недолго, и начиная с 1812 года русские вновь превращаются в жестоких северных варваров так они именуются в наполеоновских прокламациях , которые вдобавок ко всему воюют оружием, не принятым у цивилизованных народов башкирские луки и стрелы ; никаких различий между русскими гвардейцами и казаками или калмыками французы в это время вновь не замечают. Так видели ситуацию французские солдаты и офицеры во время самой кампании, и эта точка зрения в основном сохраняется в их мемуарах, которые создавались, как правило, в 1820—1840-е годы, а опубликованы были в большинстве своем уже при Третьей республике.

Докладчик подчеркнул, что эпоха написания мемуаров существенно влияла на изображение мемуаристами русской армии. Дело в том, что как раз в это время ветераны начинают заботиться о пенсиях, они подают прошения в военное министерство и стараются в рассказах о прошлом не только приукрасить собственные подвиги, но и описать в самых ярких красках силу русской армии чем сильнее враг, тем почетнее роль того, кто не побоялся с ним сразиться. Министерство, со своей стороны, оценивало участие в русской кампании очень высоко; дело доходило до случаев почти анекдотических: некий французский военный в 1812 году в России допустил серьезную оплошность — сообщил своему командованию, что мост, по которому французы намеревались отступить, сожжен, а на самом деле он в это время был еще цел. Но в 1844 году эти детали уже не имели никакого значения, важно было, что человек сражался в России; ошибка тридцатилетней давности не помешала ему стать кавалером ордена Почетного легиона.

Николай Промыслов Институт всеобщей истории РАН сделал доклад на тему «Изображение русской армии во французской прессе с 1805 по 1814 год». Газеты в начале XIX века были главным источником информации; Наполеон это прекрасно понимал и потому уделял большое внимание контролю над прессой. Россия на страницах французских газет в исследуемый период упоминалась достаточно часто: реже Англии, но чаще Австрии и Пруссии. Французов особенно интересовала военная сторона дела, они постоянно пытались хотя бы приблизительно определить русскую военную мощь.

Впрочем, парадоксальным образом, в 1812—1814 годах количество информации о передвижениях русской армии во французских газетах сильно уменьшилось, — то ли оттого, что французская цензура стала действовать еще строже, то ли оттого, что русские начали тщательнее охранять свои секреты. Разумеется, изображение России и русских на страницах французских газет изменялось в зависимости от геополитической ситуации: во время русско-французского альянса французы докладывали читателям только о победах русских в войне против турок, а о поражениях умалчивали; когда же Франция и Россия вновь сделались врагами, французские газеты стали подробно писать обо всех поражениях русской армии, а всех русских представлять варварами-казаками. Наполеоновская пропаганда насаждала эти представления вплоть до весны 1814 года, а когда император пал, отрицательные стереотипы вновь уступили место стереотипам положительным. Никола Дюжин Университет Париж-I Пантеон-Сорбонна в докладе «Русские полки и 1814 год: память, самосознание и национальная гордость» дополнил визуальные впечатления публики впечатлениями звуковыми.

Аудитория выслушала сначала Преображенский марш, для которого Сергей Марин в 1805 году написал слова, предвещавшие поход русских на Париж «За французом мы дорогу и к Парижу будем знать» и приобретшие новую актуальность в 1812 году. Говорил докладчик и о тех памятных знаках, которые получали русские полки и которые остались в полковой культуре до 1917 года, — серебряных трубах или георгиевском штандарте с Андреевской юбилейной лентой и надписями: «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года». Таким образом, память о кампании 1812—1814 годов сохранялась и в музыке, и в особых полковых атрибутах. Доклад В.

Мильчиной ИВГИ РГГУ, Москва назывался «Память о 1814 годе в нравоописательных очерках 1830—1840-х годов»; докладчица, впрочем, начала свое выступление с указания на цитату, которую, пожалуй, следовало бы также включить в название: «Мне нужна кровь казаков… много крови! Оказалось, что воспоминания эти отнюдь не благостные. Порой авторы просто упоминают 1814 год как эпоху, когда чужестранцы, вступившие в Париж, произвели огромные разрушения в Булонском лесу, где стояли лагерем.

Ей выгоднее было сохранять баланс сил в Европе и не допускать чрезмерного усиления одной из стран. Пруссия и Россия стремились в столицу Франции — Париж. Поэтому основной силой в сражениях были армии этих держав, а австрийская армия Шварценберга, хоть и называлась главной, имела вспомогательное значение.

Несколько последовательных попыток союзников двинуться на Париж успеха не имели, Наполеону удавалось, сконцентрировав силы, отбросить фланговыми ударами армии Блюхера и Шварценберга на исходные позиции. Освободительный поход Русской Армии В 20-х числах марта Наполеон избрал следующую стратегию: он решил пройти к северо-восточным крепостям на границе Франции, где рассчитывал деблокировать французские гарнизоны, и, значительно усилив свою армию, принудить противника к отступлению, угрожая их тыловым коммуникациям. Французский император надеялся на медлительность союзных армий и страх перед его появлением в их тылу. Однако союзники вопреки ожиданиям Наполеона, 24 марта 1814 одобрили план наступления на Париж. В течение дня все пригороды французской столицы были заняты союзниками. Штурм города продолжался до 5 часов вечера, когда возможности обороняющихся были исчерпаны, маршал Мармон отправил парламентёра к русскому императору.

Александр I предъявил жёсткий ультиматум о сдаче города под угрозой его уничтожения: «Он прикажет остановить сражение, если Париж будет сдан: иначе к вечеру не узнают места, где была столица». На закате раненый Мармон прибыл в ставку наблюдавшего за штурмом императора Александра I и вручил ему ключи от города со словами: «Сир, умоляю вас пощадить Париж! План сражения за Париж в 1814. Дата 18 марта указана по ст. По условию соглашения, французская регулярная армия должна была покинуть Париж. В полдень русская и прусская гвардия во главе с императором Александром I торжественно вступила в столицу Франции.

Вступление союзных войск в Париж Командование вновь принял Барклай-де-Толли, и именно ему довелось принимать капитуляцию французской столицы. Во главе полков на белом коне подаренном Наполеоном ехал император Александр I. Его сопровождали прусский король и генералы союзных армий. Толпы французов, уставших от войны, приветствовали русского царя как освободителя. В беседе с депутатами Парижа царь заверил их, что союзные армии будут вести себя безупречно по отношению к жителям, любое проявление насилия будет жестоко караться. В Париже росс! Поникни, Галлия, главой!

Но что я вижу? Росс с улыбкой примиренья Грядет с оливою златой. Ещё военный гром грохочет в отдаленье, Москва в унынии, как степь в полнощной мгле, А он — несёт врагу не гибель, но спасенье И благотворный мир земле. Воспоминания в Царском Селе. Парижские аристократы и простолюдины были поражены добротой русских солдат и казаков, которые разбили палатки на Елисейских полях, в центре Парижа. Добродушные казаки позволяли парижским ребятишкам влезать себе на плечи. Царский двор и генералитет посещали балы, которые давала в их честь французская знать.

Впоследствии Александр Павлович рассказывал князю А. Голицыну: «Наше вхождение в Париж было великолепное. Всё спешило обнимать мои колена, всё стремилось прикасаться ко мне, народ бросался целовать мои руки, ноги. Хватались даже за стремена, оглашали воздух радостными криками, поздравлениями.

Незадолго до этого Наполеон нанёс серьёзное поражение союзникам, армия которых была вынуждена отступать в Богемию по единственной дороге.

И тогда у Наполеона созрел, казалось бы, беспроигрышный план: отправить сорокатысячный корпус своего генерала Вандама, чтобы перерезать путь к отступлению и заставить противников сдаться. Остановить корпус Вандама было поручено русскому сводному отряду, в состав которого вошли гвардейские Преображенский и Семёновский полки. Практически им поручили пожертвовать собой, чтобы спасти основную армию. Против сорока тысяч Вандама вышли всего 17,5 тысяч русских… «И многочисленность врагов, и мужество их, многократными боями неутомлённое, и самонадеянность их полководца Вандама , и защита их самой природой, против нас вооружившейся и стеснившей нашу малую рать между своими грозными утёсами: всё, казалось, предвещало гибель русских. Но питомцы Севера не считают врагов...

Как писали историки того времени, «преображенцам пришлось буквально продираться сквозь неприятеля». Но на этом сражение не закончилось. Штыковые атаки перемежались частым огнём, офицеры бились в первых рядах, увлекая за собой солдат. Русским нужно было продержаться до вечера, когда должны были подойти союзные войска. Им это удалось.

На третий день ударами с трёх сторон корпус Вандама о котором Наполеон говорил, что если бы тот воевал в аду, то лично взял бы дьявола в плен был полностью разбит. Сам Вандам, его начальник штаба и 13 тысяч рядовых попали в плен. А прусский король, потрясённый жертвенным мужеством русских солдат, велел наградить каждого участника той эпической битвы высшей наградой — Железным крестом.

Русский в Париже 1814 года

Бестужев Николай Александрович Русский в Париже 1814 года. «Триумф русской армии в Париже» Сергея Трошина 30 марта (18 марта по старому стилю) 1814 года русские войска взяли столицу Франции Париж, победно завершив наполеоновские войны После разгрома 600-тысячной армии Наполеона в 1812 году русские войска перенесли войну в. Вступление союзных войск в Париж, 31 марта 1814 года. Когда русские вновь вошли в Париж, покинутый ими летом 1814 года, там уже хозяйничали в «прусском стиле» вояки Блюхера, который не без оснований считал, что последнее сражение с «императором 100 дней» выиграл он, а не англичанин Веллингтон. 31 марта 1814 года, союзная армия во главе с русским императором Александром I вошла в Париж. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Русские в Париже в 1814 году: освобождение или оккупация?

Взятие Парижа

  • Бани, секс и казаки: как русская армия покорила Париж в 1814 году
  • Забытые русские герои. Взятие Парижа 19 марта 1814 (Кучин Владимир) / Проза.ру
  • Русская армия вступает в Париж
  • Русские в Париже. Забытый триумф | Правмир
  • Как русские в 1814 году оккупировали Париж - Русская семерка

Русская армия вступает в Париж

В Париже русские ходили по дворцам и музеям, но ни один экспонат от их рук не пострадал и не был вывезен. 31 марта 1814 года русская армия Александра I во главе союзных войск торжественно вступила в Париж. Сражение за Париж стало в кампании 1814 года одним из самых кровопролитных для союзной армии. Русские и союзные прусские и австрийские войска вступили в Париж 205 лет назад, 31 марта 1814 года. Но в 1814 — русская армия в Париже. Примечателен тот факт, что побеждённой вражеской столице коалиционными силами не было причинено ни малейшего вреда. В полдень 31 марта 1814 года кавалерия во главе с царем Александром I триумфально вступила в Париж.

Как русские Париж брали в марте 1814-го

19 (31) марта 1814 г. русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж. Ученики 68 школы узнают о взятии Парижа русскими войсками в 1814 году через песни и сказы. Русские уходили из Парижа в июне 1814-го — ровно двести лет тому назад вслед за основными регулярными частями, выведенными ещё в мае, город оставила гвардия. Сам он Париж не брал, хотя его повесть «Русский в Париже 1814 года» и написана, что называется, «по реальным событиям». 31 марта 1814 года, союзная армия во главе с русским императором Александром I вошла в Париж.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий