Рассматриваются причины начала народного почитания Александра Невского как святого после его кончины, процесс канонизации в XVI веке. Почему Александр Невский причислен к лику святых | ФОТО из архива редакции. В 15.00 от Николо-Иоасафовского собора к Троицкой площади верующие пройдут Крестным ходом с нетленными мощами святителя Иоасафа, епископа Белгородского, Годеновским Крестом и мощами Александра Невского.
Почему Александра Невского причислили к лику святых: история героя-защитника
2 февраля 2024 года «синод» ПЦУ принял решение удалить из церковного календаря празднование памяти благоверного князя Александра Невского. Гробница Александра Невского — ансамбль памятников, созданных по указу императрицы Елизаветы Петровны в середине XVIII века. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, предотвратил разорительные походы монголо-татар на Русь[4]. Но канонизирован Александр Невский был только в правление Ивана Грозного – на Московском Соборе 1547 года как благоверный святой. Канонизация Александра Невского. Святой Благоверный Князь Александр Невский./. Ранняя смерть Александра Невского в 1263 году (ему было 42 года) перевела образ великого князя в иную плоскость: из мирской политики в область сакральную, затем в сферу военно-патриотическую и политическую.
Комментарии
- О ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ КАНОНИЗАЦИИ И ПОЧИТАНИЯ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО |
- К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского
- Как воин стал святым? Канонизация благоверного князя Александра Невского
- Почему Александра Невского причислили к лику святых: история героя-защитника
- К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского
День памяти Святого благоверного Великого Князя Александра Невского
О готовности передать серебряный саркофаг Александра Невского в собственность РПЦ представители Эрмитажа сообщили в мае 2023 года. При этом изначально предполагалось, что транспортировка может произойти в начале июня. Читайте также: Синод РПЦ рассмотрит канонизацию полководца Суворова на заседании в Петербурге Позднее директор Эрмитажа Михаил Пиотровский уточнял, что гробница перейдёт в ведение Русской православной церкви на ближайшие 49 лет. Решение передать артефакт церкви глава музея объяснил тем, что с учётом нынешней геополитической обстановки "сакральное значение памятника важнее его художественной ценности", а соединение мощей святого с гробницей на территории Лавры приобретает особый смысл.
Кирилла, которого с князем связывало долгое политическое взаимодействие.
Первоиерарх оказался причастен и к первому чуду, произошедшему от мощей св. Александра Невского. Новыми этапами прославления стали события, сопровождавшие Куликовскую битву, а затем принятие царского титула Иваном Грозным. Последнее обстоятельство обусловило несколько канонизаций русских святых, среди которых оказался и князь Александр.
Извлеченные в 1381 г. Эти останки были обнаружены в ходе вскрытия 1922 г. E-mail: romansokolow mail. Khristianskoye Chteniye, 2021, no.
Financing: The research was carried out with the financial assistance of the Russian Science Foundation, project No. Было бы, конечно, совершенно неверным преуменьшать актуальность и светского аспекта восприятия князя нашими современниками, но этот фактор, актуализированный в эпоху Петра и его преемников [Мещенина, Соколов, 2018; Мещенина, Соколов, 2017] и достигший максимальной значимости в советский период, во многом благодаря знаменитой киноленте С. Эйзенштейна, в Средневековье был далеко не самым важным. Да и в наши дни восприятие национального героя прежде всего как святого подвижника по-прежнему для значительной части сограждан является первостепенным.
Данные обстоятельства заставляют еще раз обратиться к вопросам о прославлении князя Александра Невского в период после его кончины и о зарождении и развитии его культа. Посвященное данной теме исследование обусловлено также и тем обстоятельством, что в последние годы, как будет показано ниже, в историографии наметилась определенная дискуссия по отдельным аспектам этой проблематики. Приступая к исследованию посмертного почитания князя Александра Яросла-вича целесообразно, тем не менее, акцентировать внимание на том, что политика «реального» исторического князя Александра, о которой дают представление сохранившиеся источники, была направлена в том числе на установление сотрудничества с высшей церковной властью. Впервые в 1250 г.
Кириллом возведен в сан в Никее , он сумел выстроить конструктивные отношения с первоиерархом. Историки иногда отожествляют иерарха с упомянутым в летописи печатником ПСРЛ-2, 1998, 792-793 — то есть своего рода канцлером — южнорусского правителя, но это, конечно, не может считаться совершенно достоверным фактом. Однако и без такой «конкретики» ясно, что иерарх должен был разделять политические предпочтения этого князя, суть которых заключалась в стремлении, опираясь на помощь католического Запада, избавиться от монгольской зависимости. Оставляя в стороне рассмотрение тщетных попыток князя Даниила реализовать свои замыслы, отметим, что митр.
Кирилл мог осознать пагубность курса на союз с Римом после посещения Никеи, которая стала временной византийской столицей после штурма и разорения крестоносцами Константинополя в 1204 г. Однако и вернувшись из поверженной Византии, он мог оставаться сторонником противодействия Орде. Именно на это были направлены попытки создать антитатарскую коалицию, основу которой составили бы сам князь Даниил и его зять Андрей Ярославич брат Александра. Брак последнего непосредственно устроил сам митр.
Посетил первоиерарх и Новгород, где в тот момент находился Александр Невский. Именно тогда он мог услышать доводы князя, прославившего свое имя победами 1240 и 1242 г. Неврюева рать 1252 г. В дальнейшем основная политическая линия митр.
Кирилла и князя Александра Ярославича, получившего владимирский стол, оставалась схожей. Примерно к этому периоду относятся попытки Римской курии установить контакты с князем путем дипломатических сношений [Матузова, 1994, 59]. Этому вопросу посвящена обширная литература [Горский, 1996; Горский, 1994; Кудрявцев, 2010], для нас в данном случае особенно важно то, что направленный Папе через его послов отрицательный ответ, 1 Е. Голубинский уточнил датировку отъезда митр.
Кирилла в Никею 1246 г. Примеры их взаимодействия при решении важнейших политических вопросов были далеко не единичными: осуществление «числа», поход вглубь Финляндии 1256 , учреждение епархии в Сарае 1261 , вечевые восстания 1262 г. В качестве основного вывода из проведенного исследования может быть сформулирован тезис, согласно которому в особенно сложные моменты князь Александр и митр. Кирилл непосредственно координировали свои действия.
Это, конечно, свидетельствует и о том, что между ними установились и личные, чисто человеческие отношения. Часто бывая на Севере Руси, митр. Кирилл был прекрасно осведомлен о частных нюансах жизни Ярославича, которые нам не известны, но, как можно предположить из рассматриваемого ниже материала, они не давали первоиерарху поводов для смущения с морально-нравственной точки зрения. По этой причине у него не было причин противодействовать почитанию князя, возникшему уже вскоре после его кончины.
Князь Александр Ярославич умер в Городце-на-Волге, возвращаясь из очередного путешествия в Орду, 14 ноября 1263 г. Внимание, которое, в том числе в силу приближающегося юбилея, в последние годы привлекают связанные с князем обстоятельства, реанимировало в популярных публикациях ошибочную гипотезу о смерти Александра в Городце Мещерском Касимов. Полунина, составленном при участии Г. Однако данная трактовка была совершенно опровергнута в XIX столетии на основе исторической географии П.
И Мельниковым-Печерским, и для ее возрождения нет никаких оснований. Отходя в иной мир, князь Александр принял решение возложить на себя обеты схимника. Как предполагают, произошло это в местном Федоровском монастыре3, факт существования которого в тот период достоверно подтвержденным все же считать нельзя, поскольку источник Житие говорит о пострижении, не упоминая конкретную обитель. Остаток пути до Владимира свита князя проделала достаточно быстро, и тело умершего было доставлено во Владимир — главный город Северо-Восточной Руси.
Хотя в этот период Владимир все более и более терял реальную политическую значимость, превращаясь в своего рода символ власти. Потому, оканчивая жизненный путь, они предпочитали быть погребенными именно там, а не во Владимире. В этом ряду похороны князя Александра Невского в Рождественском храме Рождественского монастыря выглядят как «переходные»: обитель находилась во Владимире, но это все же не Успенский собор. Во-первых, не будем забывать, что князь принял схиму и вполне мог в последние часы оставить соответствующее распоряжение о погребении; во-вторых, буквально с самого детства он общался с иерархами, вышедшими из этой обители 2 «Городец — старое имя города Касимов, о коем зри в своем месте.
В Городце святый великий князь Александр Невский в 1263 г. Как бы то ни было, и постриг, и погребение в монастыре должны были еще в большей степени укрепить установившуюся при жизни князя Александра его тесную связь с Русской Церковью, возникшую во многом благодаря политическому сотрудничеству Ярославича с митр. Кириллом [Кривошеев, Соколов, 2018а, 201-206]. В перспективе это давало определенные основания если не для признания усопшего святым преподобным , то для особого почтения духовенства к памяти о князе.
Выше было сказано, что, судя по косвенным данным, у высших иерархов, и в частности у митрополита, сомнений в праведности жизни почившего, вероятно, не было. Очень торжественно был обставлен погребальный обряд: в нем участвовали представители высшего духовенства: «снемшеся епископи и игумени с митрополитомь Кюриломь» НПЛ, 1950, 84, 312. В приведенной летописной цитате важны два обстоятельства: прежде всего, употребленное во множественном числе слово «епископ», и тот факт, что это известие из новгородского источника.
В качестве основного вывода из проведенного исследования может быть сформулирован тезис, согласно которому в особенно сложные моменты князь Александр и митр. Кирилл непосредственно координировали свои действия. Это, конечно, свидетельствует и о том, что между ними установились и личные, чисто человеческие отношения.
Часто бывая на Севере Руси, митр. Кирилл был прекрасно осведомлен о частных нюансах жизни Ярославича, которые нам не известны, но, как можно предположить из рассматриваемого ниже материала, они не давали первоиерарху поводов для смущения с морально-нравственной точки зрения. По этой причине у него не было причин противодействовать почитанию князя, возникшему уже вскоре после его кончины. Князь Александр Ярославич умер в Городце-на-Волге, возвращаясь из очередного путешествия в Орду, 14 ноября 1263 г. Внимание, которое, в том числе в силу приближающегося юбилея, в последние годы привлекают связанные с князем обстоятельства, реанимировало в популярных публикациях ошибочную гипотезу о смерти Александра в Городце Мещерском Касимов. Полунина, составленном при участии Г.
Однако данная трактовка была совершенно опровергнута в XIX столетии на основе исторической географии П. И Мельниковым-Печерским, и для ее возрождения нет никаких оснований. Отходя в иной мир, князь Александр принял решение возложить на себя обеты схимника. Как предполагают, произошло это в местном Федоровском монастыре3, факт существования которого в тот период достоверно подтвержденным все же считать нельзя, поскольку источник Житие говорит о пострижении, не упоминая конкретную обитель. Остаток пути до Владимира свита князя проделала достаточно быстро, и тело умершего было доставлено во Владимир — главный город Северо-Восточной Руси. Хотя в этот период Владимир все более и более терял реальную политическую значимость, превращаясь в своего рода символ власти.
Потому, оканчивая жизненный путь, они предпочитали быть погребенными именно там, а не во Владимире. В этом ряду похороны князя Александра Невского в Рождественском храме Рождественского монастыря выглядят как «переходные»: обитель находилась во Владимире, но это все же не Успенский собор. Во-первых, не будем забывать, что князь принял схиму и вполне мог в последние часы оставить соответствующее распоряжение о погребении; во-вторых, буквально с самого детства он общался с иерархами, вышедшими из этой обители 2 «Городец — старое имя города Касимов, о коем зри в своем месте. В Городце святый великий князь Александр Невский в 1263 г. Как бы то ни было, и постриг, и погребение в монастыре должны были еще в большей степени укрепить установившуюся при жизни князя Александра его тесную связь с Русской Церковью, возникшую во многом благодаря политическому сотрудничеству Ярославича с митр. Кириллом [Кривошеев, Соколов, 2018а, 201-206].
В перспективе это давало определенные основания если не для признания усопшего святым преподобным , то для особого почтения духовенства к памяти о князе. Выше было сказано, что, судя по косвенным данным, у высших иерархов, и в частности у митрополита, сомнений в праведности жизни почившего, вероятно, не было. Очень торжественно был обставлен погребальный обряд: в нем участвовали представители высшего духовенства: «снемшеся епископи и игумени с митрополитомь Кюриломь» НПЛ, 1950, 84, 312. В приведенной летописной цитате важны два обстоятельства: прежде всего, употребленное во множественном числе слово «епископ», и тот факт, что это известие из новгородского источника. Последний нюанс дает право предположить, что одним из архиереев, провожавших князя в последний путь, был Новгородский владыка. Кроме того, вполне логичным было присутствие здесь рукоположенного незадолго до этого Игнатия Ростовского.
Все это стало первым шагом к последующему прославлению князя Александра в лике святых. Свидетельства тому находим и в Житии, в котором имеется сообщение о произошедшем в ходе похорон чуде напомним, что именно чудеса являются основным основанием для канонизации : «Бысть же тогда чюдо дивно и памяти достойно. Егда убо положено бысть святое тело его в раку, тогда Савастиянъ икономъ и Кирилъ митрополит хотеста розъяти ему руку, да вложита ему грамоту душевную. Он же самъ, акы живъ сущи, распростеръ руку свою и взят грамоту от рукы митрополита. И приять же я ужасть, и едва отступиша от ракы его». Примечательно, что первоиерарх не стал держать произошедшее втайне, сообщив о случившемся пастве: «Се же бысть слышано всемъ от господина митрополита и от иконома его Савастияна» Житие, 1995, 195.
Кстати, цитированное выше Житие само по себе также является важным подтверждением мысли о подготовке будущего прославления князя, ведь первая редакция этого памятника была составлена спустя небольшое время после кончины князя. По этому поводу были высказаны три основные точки зрения: В. Кучкин датировал создание памятника периодом начиная с первых лет по кончине Александра [Кучкин, 1990, 36-39], Ю. Бегунов предполагал, что это произошло в 1280-х гг. Янин определил возможный диапазон более широко — второй половиной XIII в. Как бы то ни было, Житие было составлено спустя небольшой промежуток времени по кончине его главного героя, и появление текста само по себе весьма показательно, ведь, как справедливо замечал Е.
Голубин-ский, «для празднования памяти святого нужна была служба ему, а равно требовалось, чтобы написано было существовало и его житие» [Голубинский, 1998, 41]. Недавно была сделана крайне слабо аргументированная попытка поставить под сомнение датировку создания Жития, и она не заслуживала бы внимания, если бы свои страницы для автора, столь топорно ее обосновывавшего, не предоставил ведущий исторический журнал. Сомневающийся выдвинул идею, что Житие было составлено после битвы на Куликовом поле 1380 и тогда же оно было включено в Лав-рентьевскую летопись, которая, как он справедливо считает, была создана «как раз в эти годы». Вне рассмотрения скептика остался, к сожалению, один существенный нюанс: «мних» Лаврентий и правда окончил работу «как раз в эти годы», но не после Мамаева побоища, а до него — в 1377 г. Вернемся, впрочем, «на прежнее» и, подводя некоторые промежуточные итоги, подчеркнем, что ни выбор места для похорон Ярославича, ни другие рассмотренные 4 Разбор данной статьи см. Более того, культ Успения Богородицы и в последующие века по-прежнему оставался на очень высоком уровне, и не случайно, что даже в конце XV в.
С другой стороны, организация церемонии прощания с привлечением большого количества иерархов, а также составление Жития вскоре после смерти князя, в котором что важно! Однако и митр. Кирилл, и все остальные прекрасно понимали, что это был очень длительный процесс, и для его завершения было необходимо соблюсти ряд условий, и из них наиболее важными были чудеса [Голубинский, 1998, 40-42]. Акту прославления на уровне всей Русской Церкви а в ту эпоху это оставалось событием исключительным должно было предшествовать местное почитание. В классической работе Е. Голубинского имеется определение ступеней канонизации, которое в настоящее время может считаться хрестоматийным: «В отношении к обширности территории чествования причитавшиеся к лику святых подвижники разделялись на три класса: на местных в теснейшем смысле слова, на местных в обширнейшем смысле слова и на общих или общецерковных, т.
Относительно князя Александра все три этапа, о которых писал Е. Голубинский, прослеживаются довольно четко. Местным святым «в теснейшем смысле слова» его почитали сразу после погребения. Этому способствовало то, что имя князя еще при жизни стало легендарным, ведь он проявил себя и как полководец, и как дипломат, и как выдающаяся государственная личность, которая и после «смерти привлекала внимание потомков, рождая в их сердцах возвышенные чувства» [Хорошев, 1986, 79]. Этому еще больше способствовало составление Жития, содержащее рассказ о доблести князя военные победы , его добродетельной жизни и посмертном чуде с грамотой. Тем не менее, останки князя в продолжении долгого времени оставались под спудом.
Новый этап почитания связан с Куликовской битвой — сражением, победа в котором стала следствием небывалого единения и небывалого напряжения всех сил Руси. Исход противостояния с Мамаем изначально был, конечно, не ясен, а его благоприятный результат виделся современникам результатом не только их собственных усилий, но и помощи высших сил, среди которых определенное значение имело и заступничество князя Александра Невского. В Житие вошло сообщение, описавшее связанное с этим чудо.
Князь Александр возглавил русские войска в борьбе с монгольской ордой. Невская битва 1240 года предотвратила угрозу вражеского нашествия с севера. За эту победу народ назвал князя Александра Невским. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя князя Александра прославилось по всей Святой Руси. За свою жизнь Александр Невский не проиграл не одного сражения.
Однако в более взрослом возрасте, Александр Невский прославился как дипломат, талантливый полководец, мудрый и сильный правитель. Православная Церковь прославила князя за служение ближним и милостивую помощь, оказанную народу во времена тяжелых испытаний. Князь нашел дипломатические способы избежать войны с монголо-татарами, однако от мира и предложения союза от крестоносцев отказался. Александр стал единовластным великим князем всей Руси.
Почему Александра Невского причислили к лику святых: история героя-защитника
Поэтому, когда мы говорим об Александре Невском-князе и Александре Невском-святом, мы имеем в виду по сути двух разных людей. Канонизация Александра Невского Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы. новости России и мира. Александр Невский был канонизирован Церковью в лике благоверных на Московском Соборе 1547 года. По мнению церковного историка Антона Карташева, митрополит Макарий созвал эти Соборы (1547 и 1549 гг.) с целью канонизации русских святых, исходя из понимания "особого.
Канонизация князя Александра Невского
Для местной канонизации было необходимо свидетельство о нетлении мощей, извещение о чудесах от мощей, описание праведной жизни угодника Божия, согласие местных церковных властей на канонизацию. Всем этим целям и служило житие. Можно сказать, что с принятием жития были заложены основы почитания Александра Невского, его принятия соборно в лоно святых Русской Православной Церкви. Александр Невский в русской дореволюционной историографии. В обители Пресвятой Богородицы во Владимире, где почивали мощи благоверного князя, один богобоязненный инок, проводивший благочестивую подвижническую жизнь, ночью в притворе церковном со слезами молился Господу об избавлении Руси от полчищ предводителя татар Мамая. Он призывал в своей молитве на помощь великому князю Димитрию благоверного князя Александра. И во время своей молитвы он увидел, что перед гробом благоверного князя сами собою загорелись свечи, затем из алтаря вышли два благолепных старца и, приблизившись к гробнице святого, сказали: «Встань, поспеши на помощь сроднику своему благоверному князю Димитрию Иоанновичу».
И святой князь Александр тотчас встал и сделался невидим. Пораженный этим чудом инок безмолвствовал и только после того, как было узнано, что как раз в это время произошла славная Донская победа, он сообщил о своем видении Владимирскому святителю. По распоряжению владыки тогда же были освидетельствованы мощи благоверного князя, которые и были найдены нетленными Гусакова В. Спасский собор — «Держава». Статьи, беседы, обращения. Можно сказать, что иконография Александра Невского, развивавшаяся в двух вариантах, отражала суть этого подвига князя.
В первом — святой князь представлен в княжеском одеянии, при оружии; во втором — в монашеском облачении, как чудотворец и монах Алексий, в воспоминание того, что перед смертью князь Александр принял иночество с этим именем. XIX в. Как бы в залог своей помощи благоверный князь проявил следующее чудо. Вместе с царем молились и его бояре, а в том числе и будущий описатель чудес благоверного князя. Когда он вместе с другими прикладывался к мощам святого, то вложил в скважину отверстие раки три перста своей больной руки. Ему показалось, что он омочил их в какую-то благовонную мастику, и когда он вынул руку, то от прежней болезни не осталось и следа.
Все присутствовавшие при этом чудесном исцелении благоговейно прославили благоверного князя Александра, сподобившегося от Господа дара исцелений, и с надеждою на его помощь направились в дальнейший путь Русские святые воины. На самом деле сражение 1240 г. Святейший Синод постановил: отныне Александра Невского «в монашеской персоне никому отнюдь не писать», а только «во одеждах великокняжеских». С тех пор в русском иконописании распространился и стал господствующим новый иконографический тип святого Александра Невского: в княжеской одежде или в горностаевой мантии, в броне, с лентой своего ордена через плечо, в царской короне или в шапке из горностаевого меха с крестом, с нимбом над головой, верхом на коне и с мечом в левой руке, нередко на фоне Невы, Петропавловской крепости, палат Петербурга и плана Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря. Екатерина I учредила орден Святого Александра Невского; на ленте укреплен крест, а на нем в середине — изображение святого князя в красной мантии и в синем кафтане, на белом коне. Это была дань новой иконографической традиции, соединявшей старую светскую новгородско-московскую традицию с новой, рыцарской и европейской Бегунов Ю.
Учреждение нового ордена имени Александра Невского задумывалось еще Петром для награждения исключительно за военные заслуги. Впоследствии орден был возобновлен в 1942 г. В настоящее время орден Александра Невского является единственной наградой, существовавшей с определенными изменениями в наградных системах Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации Балязин В. Самые знаменитые награды России. Петр I повелел архиепископу Феодосию ехать «в Шлиссельбург ко гробу святого благоверного князя Александра Невского с мощами» и завершить их перенесение в Петербург до 30 августа. Утром в воскресение 30 августа 1724 г.
Невский флот в полном составе был выведен даже ботик Петра I пошел вверх по Неве навстречу галере со святыми мощами. Петр I перешел на галеру, где сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла.
Несмотря на это, ни в одном православном храме страны Невский в день своей кончины в 27 ноября даже не был упомянут ни в одной молитве, сообщили редакции НИ православные активисты из сообщества музея Андрея Рублева. Но и он не вспомнил святого в день его смерти. Это еще более удивительно, если вспомнить, какие баталии развернулись в прошлом году, когда речь шла об установке памятника на Лубянской площади, и князь был одним из фаворитов, наряду с железным Феликсом. Тот же патриарх в 2008 году лично представлял Александра Невского на телевизионном конкурсе "Имя России". Александр Невский - покровитель Санкт-Петербурга и Петрозаводска.
Великого Князя Александра 30 августа - в день заключения победоносного Ништадтского мира со Швецией. В 1725 г. Александра Невского, а дочь Петра Императрица Елизавета Петровна пожертвовала серебряную раку его мощам. Смиренномудрие вседушно держаше, воздержася и бдя, чистоту душевную и телесную соблюдаше, кротость же стяжа и от тщеславия отвращашеся... Во устех же беспрестанно бяху божественная словеса, услаждающа его паче меда и сота». Сугубый подвиг выпал на долю св. Александра: для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока. Подвиг брани предстоял князю на берегах Невы и на льду Чудского озера: святыня русского Православия требовала защиты от латинского поругания. Всей душой чувствуя в Церкви «столп и утверждение Истины», понимая значение этой Истины в русской судьбе, князь вступил в служение «удерживающего» Русской земли - державного защитника чистоты церковного вероучения. Подвиг смирения ожидал святого Александра в его отношениях с надменной и пресыщенной победами Ордой.
Батый послал сказать князю: «Мне Бог покорил многие народы: ты ли один не хочешь покориться власти моей? Душа России жила и дышала благодатью церковной. Монгольское рабство не грозило ей, неся смерть лишь государственному телу раздробленной удельной Руси. Смертельным повреждением угрожало русской жизни еретичествующее латинство. Благоверный князь знал это, поэтому делом его жизни стала забота о сохранении мира с Ордой, под прикрытием которого он мог бы все силы бросить на отражение агрессии Рима... В 1247 году, после смерти отца, впервые пришлось ехать на поклон к Батыю и святому Александру. Тогда, по смерти Ярослава, великокняжеский престол остался незанятым, и от воли хана зависело - дать его тому или иному князю. Батый принял св. Александра ласково, но назад в Россию не пустил, отправив в Большую Орду к Великому хану. Там князь нашел прием не хуже, чем у Батыя: Великий хан утвердил его на престоле Владимирском, поручив всю Южную Русь и Киев.
Возможно, именно в это время св. От него Александр Невский получил старшинство над всеми русскими князьями - Сартак в то время управлял делами Орды за дряхлостью своего грозного отца, и это открывало перед св. Александром широкие возможности в деле объединения Руси под единой властью Вел. Так был заложен фундамент будущего Московского государства: возрастание Русского Православного царства совершилось на почве, уготованной мудрой политикой князя. Но недолго пришлось наслаждаться покоем. В 1255 году умер Батый, и в Орде произошел государственный переворот: Сартак был умерщвлен своим дядей Берке, который и стал ханом. В Русскую землю были посланы татарские чиновники для переписи народа и сбора дани... В русских землях росло недовольство притеснениями.
День памяти великого князя Александра Невского — 2023: история праздника Князь Александр Невский родился в 1220 году в Переславле-Залесском.
С раннего детства он учился военному делу и сопровождал в походах своего отца, великого князя Ярослава Всеволодовича. Уже в 14 лет он участвовал в битве на реке Эмайыги в нынешней Эстонии , где русские войска наголову разгромили немцев. Ему же принадлежит знаменитая фраза: «Кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет». Главные же сражения, выигранные князем, — битва на Неве со шведами в 1240 году, после чего за ним закрепилось название Невский, и Ледовое побоище с немецкими рыцарями-крестоносцами на Чудском озере в 1242 году. Однако в историю страны Александр Невский вошел не только как выдающийся полководец, положивший все свои силы на защиту Русской земли от иноземных захватчиков, но и как мудрый политик и дипломат. Князь много сделал для того, чтобы предотвратить разорительные набеги монголо-татар на Русь. Он несколько раз ездил в Золотую Орду и добился отмены участия русских воинов на стороне ханов в их войнах с другими народами. Скончался Александр Невский 14 ноября 1263 года в Городце, недалеко от Владимира, возвращаясь из очередной поездки в Орду.
Погребение. Первое чудо
- 6 декабря - день празднования благоверного князя Александра Невского
- Похожие презентации
- Житие Александра Невского
- Случайный тест
Исторический экскурс «Александр Невский: только факты»
Несмотря на это, ни в одном православном храме страны Невский в день своей кончины в 27 ноября даже не был упомянут ни в одной молитве, сообщили редакции НИ православные активисты из сообщества музея Андрея Рублева. Но и он не вспомнил святого в день его смерти. Это еще более удивительно, если вспомнить, какие баталии развернулись в прошлом году, когда речь шла об установке памятника на Лубянской площади, и князь был одним из фаворитов, наряду с железным Феликсом. Тот же патриарх в 2008 году лично представлял Александра Невского на телевизионном конкурсе "Имя России".
Александр Невский - покровитель Санкт-Петербурга и Петрозаводска.
Донесли его тело до Владимира, собрался народ в Боголюбове. Положили тело Александра в церкви Рождества Богородицы и свершилось чудо.
Усопший князь протянул руку митрополиту Кириллу и забрал грамоту, заснув навечно. Церковное почитание началось сразу после смерти Александра, было написано его Житие.
Почему они не пришли на помощь остальным князьям, а, молча и сложа руки, наблюдали, как захватывается Русская земля?
Через пять лет после Ледового побоища умер отец Александра, и тот стал княжить в Великом Новгороде. Но для подтверждения своего статуса он поехал в Орду вместе со своим братом Андреем. Хан вручил ярлык на княжение Новгородом и Киевом Александру.
Поскольку Киев после разорения монгольскими оккупантами не представлял из себя ничего интересного, Александр выбрал местом жительства Новгород. Когда через несколько лет в нескольких княжествах вспыхнут восстания против захватчиков, Александр без тени сомнения раздавит их и утопит в крови, как это было, к примеру, в Твери — об этом писал Василий Ключевский. Как ловкий политик, после этого он поедет в Орду, к хану, «замаливать грехи» соотечественников, которые перебили немало ханских сборщиков налогов.
Отговорить хана от жестких выводов ему удалось, но в Орде он заразился смертельной болезнью, от неё и умер, успев выехать в Русь. Через триста лет православная церковь причислила его к лику святых. Казалось бы, за что, за какие подвиги, если он сотрудничал с оккупационными властями?
Дело в том, что имя святого сопровождается словами «равноапостольный», «преподобный»: это является указанием на то, каким именно духовным подвигом прославился тот или иной человек. Похоже на чины в армии: майор, капитан, полковник, генерал. Так и святые: есть равноапостольный, преподобный, благоверный, мученик и т.
Игра способствует закреплению материала, полученного на уроках ОПК в 4-х классах, а также носит просветительский характер.
Почему Александра Невского объявили святым
Читайте также: Синод РПЦ рассмотрит канонизацию полководца Суворова на заседании в Петербурге Позднее директор Эрмитажа Михаил Пиотровский уточнял, что гробница перейдёт в ведение Русской православной церкви на ближайшие 49 лет. Решение передать артефакт церкви глава музея объяснил тем, что с учётом нынешней геополитической обстановки "сакральное значение памятника важнее его художественной ценности", а соединение мощей святого с гробницей на территории Лавры приобретает особый смысл. Также Михаил Пиотровский отмечал, что главным критерием для судеб памятников культуры является "сохранение предмета в сфере музейного поля или вне его", поскольку любое размещение художественного шедевра в общественном пространстве несёт в себе риск. Лента новостей.
При этом изначально предполагалось, что транспортировка может произойти в начале июня. Читайте также: Синод РПЦ рассмотрит канонизацию полководца Суворова на заседании в Петербурге Позднее директор Эрмитажа Михаил Пиотровский уточнял, что гробница перейдёт в ведение Русской православной церкви на ближайшие 49 лет. Решение передать артефакт церкви глава музея объяснил тем, что с учётом нынешней геополитической обстановки "сакральное значение памятника важнее его художественной ценности", а соединение мощей святого с гробницей на территории Лавры приобретает особый смысл. Также Михаил Пиотровский отмечал, что главным критерием для судеб памятников культуры является "сохранение предмета в сфере музейного поля или вне его", поскольку любое размещение художественного шедевра в общественном пространстве несёт в себе риск.
Для Иоанна Грозного, в правление которого и произошло официальное причисление великого князя к сонму русских святых, святой Александр Невский был уже не только великим праведником, но и гениальным государственным деятелем, понимавшим и отстаивавшим как оружием, так и словом национальные интересы страны. В очередной раз он становится важнейшим символом, в том числе и символом борьбы с католическим Западом, олицетворением «праведной борьбы». Он — «святой правитель», определивший стратегическое направление политики Руси-России. Однако окончательно внешнеполитический аспект почитания святого Александра Невского проявился в эпоху Петра Великого.
Однако отношение к святому менялось на протяжении веков. Как происходило прославление Александра Невского, какие предпосылки этому способствовали и почему возобладал внешнеполитический аспект личности святого князя, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургской духовной академии и Российского государственного педагогического университета имени А. Герцена Сергей Фирсов. Сакрализация образа Великий князь Александр Невский, и это следует подчеркнуть, был признан святым намного раньше его официальной общероссийской канонизации. Сакрализация образа началась уже в конце XIII века. Уже тогда он почитался в народе святым. Первая редакция Жития «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Олександра» , как полагают исследователи, появилась спустя всего двадцать лет после его кончины1. Вместе с тем агиограф молчит как об устроенном монголами погроме Русских земель, так и о том, что великий князь активно сотрудничал с ордынцами. Конечно, Житие — не биография, посему акцент делался не на исторических фактах как таковых, а на том общем, что характерно для признания христианина святым. Неслучайно поэтому подчеркивается благочестие великого князя, его почтение к духовенству, рассказывается об участии в закладке храмов и о принятии на смертном одре «ангельского образа» иноческого пострига. Житие изображает его как копию первообраза святого правителя. О святом Александре Невском вспоминали прежде всего как о защитнике, надеясь на его теперь уже небесное заступничество. В тех условиях и в то время внешнеполитический аспект канонизации и почитания был явно вторичен. Смена акцента О внешнеполитическом аспекте можно говорить да и то с достаточной долей условности лишь начиная с XV века, когда постепенно формируется другой центр культа великого князя — в Новгороде. В то время Новгородская республика втягивается в противостояние с быстро растущим и набирающим силу Московским государством. Именно тогда новгородцы вновь вспомнили о заслугах великого князя, защищавшего независимость их земель от Швеции, Тевтонского ордена и Литвы.
Саркофаг и раку Александра Невского перевезут из Эрмитажа в лавру до 12 сентября
2 февраля 2024 года «синод» ПЦУ принял решение удалить из церковного календаря празднование памяти благоверного князя Александра Невского. Но канонизирован Александр Невский был только в правление Ивана Грозного – на Московском Соборе 1547 года как благоверный святой. 12 сентября 2023 года, в праздник перенесения мощей благоверного князя Александра Невского (1724), Святейший Патриарх Кирилл поместил мощи святого. иерей Александр Гурин, секретарь комиссии по канонизации святых Пятигорской и Черкесской епархии. — Александр Невский канонизирован как благоверный князь.
О ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ КАНОНИЗАЦИИ И ПОЧИТАНИЯ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Всего на выставке экспонируется более двухсот предметов из фондов музея-заповедника и частных собраний. Владимир — значимое место исторической памяти об Александре Невском. Общерусская канонизация Александра Невского произошла в 1547 г. В связи с этим событием было составлено новое житие князя, церковная служба и начал складываться его иконографический образ в виде монаха-схимника.
Александр Невский стал символом борьбы императора Петра I за северо-западные земли и одним из покровителей Санкт-Петербурга.
Между тем в письме папы утверждалось, что отец князя — великий князь владимирский Ярослав Всеволодович прежде ответил согласием - принял католицизм перед смертью: "Ибо, как стало нам известно из сообщения возлюбленного сына, брата Иоанна де Плано Карпини из ордена миноритов, поверенного нашего, отправленного к народу татарскому, отец твой, страстно вожделев обратиться в нового человека, смиренно и благочестиво отдал себя послушанию Римской церкви, матери своей, через этого брата, в присутствии Емера, военного советника. И вскоре бы о том проведали все люди, если бы смерть столь неожиданно и счастливо не вырвала его из жизни". Исследователи действительно считают смерть Ярослава Всеволодовича не до конца объясненной: иногда полагают, что он был отравлен в Орде. Расправиться с древнерусским правителем могли, если его подозревали в бунте. А условием подготовки к выступлению вполне мог бы оказаться союз с Римской католической церковью. Основания для выбора в пользу Святого престола имелись. Падение Константинополя в 1204 году снизило престиж православного христианства в средневековом мире.
В том же году болгарский правитель Калоян заключил унию с Римской церковью. На краткое время его правления Болгария оборачивается к католицизму. Подчинение папе римскому обсуждают и греки. В 1274 году император Византии Михаил VIII Палеолог еще заключит с понтификом унию в Лионе, подписание которой будет сопровождаться символическим жестом: патриарх Константинопольский Георгий Акрополит принесет присягу папе. На этом фоне обращение Руси к католицизму не выглядело бы невероятным. Более того, из переписки следует, что и сам Александр Невский... И все же, взойдя в 1252 году на престол великих князей владимирских, Александр от переговоров с Иннокентием IV отказался. Последний ответ папе звучал так : "...
Что повлияло на решение Александра — неизвестно.
Постепенно изменилась, трансформировавшись, и «линия памяти», связанная со святым Александром Невским. Формируется некий «московский» образ великого князя — основателя династии московских правителей Даниловичей. В его жизнеописании появляются так называемые общерусские черты, да и само жизнеописание постепенно, начиная с 1440-1450-х годов, все более ориентируется на институт великокняжеской власти. Чем дальше, тем больше святой Александр Невский становится знаковой фигурой. В уникальной по охвату источников книге «Александр Невский в русской культурной памяти» немецкий историк Фритьоф Беньямин Шенк пишет, что «присвоение» Александра Невского московским или общерусским дискурсом говорит о трансформации местного святого в фигуру, почитаемую во всей стране. Исследователь убедительно доказывает, что собирание истории Руси с точки зрения московского взгляда на развитие событий привело к интеграции святого князя в такое повествование, которое представляло великое княжество Московское как конечную цель русской истории, а Даниловичей — как легитимную правящую династию.
В XVI веке он уже воспринимается не как удельный князь, а как могущественный император, правитель всей Руси. Общецерковное прославление великого князя состоялось на Соборе 1547 года, когда по благословению митрополита Московского Макария была составлена специальная служба и написано «Слово похвальное благоверному великому князю Александру, иже Невський именуется, новому чюдотворцу, в немже и о чюдесех его споведася». Для Иоанна Грозного, в правление которого и произошло официальное причисление великого князя к сонму русских святых, святой Александр Невский был уже не только великим праведником, но и гениальным государственным деятелем, понимавшим и отстаивавшим как оружием, так и словом национальные интересы страны. В очередной раз он становится важнейшим символом, в том числе и символом борьбы с католическим Западом, олицетворением «праведной борьбы». Он — «святой правитель», определивший стратегическое направление политики Руси-России. Вполне понятно, почему Иоанн Грозный, начиная войну с Ливонией 1558 г. Как утверждают современные исследователи, рассуждающие о «церковном» и о «династическом» дискурсах святого Александра Невского, именно династический фиксируется на нем как властителе3.
Для Иоанна Грозного, решавшего задачу укрепления русского централизованного государства и претендовавшего на родство с «кесарем Августом», святой Александр Невский был важен и как политик, имевший не только обязанность, но и безусловное право бороться с Западом в лице его представителей — тевтонов и других исполнителей воли Римского Первосвященника. Символ Святой Троицы Однако окончательно внешнеполитический аспект почитания святого Александра Невского проявился в эпоху Петра Великого. Именно царь-преобразователь избрал святого Александра Невского в качестве центрального исторического героя России, во время Северной войны обосновывая свои претензии на невские территории исторической границей, существовавшей между Новгородом и Швецией эпохи святого Александра Невского.
Закатилось солнце земли Русской!
Современники повествуют, что при отпевании усопший князь сам, как бы живой, простер руку и принял грамоту с разрешительной молитвой из рук митрополита. Почитание его как святого заступника Руси установилось сразу вслед за кончиной. Радуйся, презревший догматы латинян и вменивший в ничто все их обольщения!.. Радуйся, заступник Русской земли: моли Господа, даровавшего тебе благодать, соделать державу сродников твоих Богоугодною и сынам России даровать спасение».
Митрополит Иоанн Снычев. Из книги «Самодержавие духа». Сегодня мы также вспоминаем великого русского ученого, основоположника военно-полевой хирургии Николая Ивановича Пирогова, скончавшегося в 1881 году. Пирогов родился 13 ноября 1810 г.
Окончив с отличием частный пансион, Пирогов стал студентом медицинского отделения Московского университета. После учился в профессорском институте в Дерпте, защитил докторскую диссертацию 1832 , совершенствовал свои знания в Берлине и Париже. С 1841 г. Пирогов стал профессором Медико-хирургической академии в Петербурге.
Главной заслугой Пирогова является то, что ученый сделал хирургию наукой. Он создал образцовые анатомические атласы, впервые в России выступил с идеей пластических операций, первый в мире выдвинул идею костной пластики, применил наркоз в военно-полевой хирургии, впервые наложил гипсовую повязку в полевых условиях. За свои заслуги в 1847 г. Пирогов стал членом-корреспондентом Российской Академии наук.
Во время Крымской войны Пирогов принимал участие в обороне Севастополя работал с группой молодых хирургов на перевязочных пунктах и в госпиталях , когда "возможность умереть возрастает... По опыту Крымской войны 1853-56 Пирогов создал учение об общих принципах военно-полевой хирургии, явившееся вкладом в отечественную и мировую военную медицину. Ученый придавал большое значение управлению медицинской службой; считал необходимым в ходе боя оказание помощи, настаивал на обеспечении личного состава индивидуальными перевязочными пакетами, обучении его приёмам наложения первичной повязки и остановки кровотечения. Много внимания уделял организации выноса раненых с поля боя и транспортировке их на перевязочные пункты.
По его настоянию в штаты войсковых частей в 1869 были введены специальные носильщики. После войны Пирогов служил попечителем Одесского, затем Киевского учебного округа. В 1862 - 1866 гг. С 1866 г.
В 1879-1881 гг. Сегодня мы также вспоминаем выдающегося русского флотоводца Адмирала Флота, Героя Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова, скончавшегося в 1974 году. Кузнецов родился 11 июля 1902 г.