Новости безопасные качественные дороги национальный проект

Цель исследования состоит в анализе основных итогов первых трех лет реализации (2019–2021 гг.) национального проекта «Безопасные качественные дороги» в России, выявлении имеющихся проблем. По всей стране строители реализуют очередной этап национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги: технологии настоящего — возможности будущего». В Калининградской области по проекту «Безопасные дороги» приведут к нормативам 19 мостов. Эксперты отмечают, что реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги» существенно улучшила качество жизни миллионов людей, получивших возможность беспрепятственно получать необходимые услуги и путешествовать по России.

Как благодаря нацпроекту развивается дорожная сеть России

В 2021 году благодаря национальному проекту в 84 регионах страны специалисты планируют отремонтировать 780 таких объектов на региональных и местных дорогах, их общая протяженность составит 1,5 тыс. Афонский также рассказал, что одним из действенных инструментов стимулирования экономики в регионах стал внутренний туризм. Их общая протяженность составит около 1,5 тыс. За два предыдущих года реализации нацпроекта дорожники отремонтировали еще 400 туристических маршрутов.

На улице Центральная оборудовано новое освещение. Кроме того, один из важных реализованных объектов текущего года — реконструкция моста в с. Экажево, на аварийное состояние которого поступало большое количество жалоб. Длина старого моста составляла 84 м, а ширина - 9 м. По итогам проведения реконструкции новый мост стал шириной в 14,7 м, длиной в 90 м. Самым протяженным объектом, обновленным в текущем году, стал ремонт автодороги «Тр.

В нормативное состояние приведут мосты, путепроводы и эстакады. Отметим, что работы пройдут не только на крупных сооружениях, но и на небольших. Например, в Великом Новгороде капитально отремонтируют 480-метровый путепровод 1963 года по Лужскому шоссе. Подрядчик восстановит несущую способность пролёта, уложит выравнивающий слой бетона, устроит гидроизоляцию и водоотвод. Кроме того, заасфальтирует проезжую часть, которую отделит от тротуаров металлической барьеркой. Также с внешних сторон пролёта будут смонтированы перила. А в Кяхте Республики Бурятии на улице Банзарова обновляют мост, связывающий центр города с микрорайонами. Его фактически возводят заново: на месте аварийного деревянного сооружения появится современная конструкция. Работы здесь ведутся с 2023-го. Специалистам осталось уложить асфальтобетонное покрытие на мосту и подходах к нему. Перед выходом на линию они прошли всю необходимую техническую подготовку. Шабровский — м. Горный Щит — м. Рудный — м. Кроме того, они адаптированы для маломобильных пассажиров.

На улице Банзарова в Кяхте Республика Бурятия продолжается капитальный ремонт моста, который связывает центральную часть города с микрорайонами. Сооружение фактически возводят заново, оно заменит старый деревянный мост, признанный аварийным. Протяженность объекта — 27 пог. Работы на объекте ведутся с прошлого года. Подрядной организации осталось выполнить укладку асфальтобетонного покрытия как на самом сооружении, так и на подходах к нему. Подбор смесей для будущего покрытия уже прошел лабораторный контроль. В Приморском районе Архангельской области продолжается капитальный ремонт путепровода у станции Исакогорка на трассе Исакогорка — Новодвинск — Холмогоры. Протяженность путепровода — 157,5 пог.

А дороги всё качественнее и безопаснее

Контроль за работами ведется ежедневно. Поделиться новостью.

Все новости В Липецке продолжается модернизация трамвайной сети Благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в Липецке обновляют трамвайную инфраструктуру: в областной центр уже поступили 46 новых машин, а трамвайную сеть активно модернизируют. Все новости В Ханты-Мансийском автономном округе завершено строительство всех опор будущего моста через Обь в Сургуте В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» продолжается реализация крупнейшего инфраструктурного проекта — строительство мостового перехода через реку Обь в районе города Сургута. Протяженность объекта составляет более 45 км.

Проект направлен на модернизацию и развитие дорожной сети, включая строительство и реконструкцию дорог, мостов, тоннелей, а также создание новых транспортных узлов и парковок. Улучшение качества дорожного покрытия. В рамках проекта предусмотрены меры по ремонту и обновлению дорожного покрытия, а также внедрение новых технологий и материалов, способствующих увеличению срока службы дорог. Развитие транспортной логистики.

Проект предусматривает создание эффективной системы транспортной логистики, которая позволит оптимизировать грузоперевозки и сократить время доставки товаров. Повышение доступности и комфорта общественного транспорта. В рамках проекта предусмотрены меры по модернизации и развитию общественного транспорта, включая закупку новых транспортных средств, улучшение условий перевозки и создание комфортных остановочных пунктов. Обеспечение доступности дорог для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

Проект направлен на создание барьеров для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, включая установку пандусов, специальных маркировок и других средств, обеспечивающих безопасность и комфортное передвижение. Развитие системы электронного контроля дорожного движения. Проект предусматривает внедрение современных систем электронного контроля дорожного движения, включая камеры видеонаблюдения, автоматические фиксаторы нарушений и другие средства, способствующие соблюдению правил дорожного движения. Повышение квалификации и образования в сфере дорожного хозяйства.

Проект предусматривает меры по повышению квалификации и образования специалистов в сфере дорожного хозяйства, включая организацию курсов, семинаров и тренингов. Формирование культуры безопасного дорожного движения. Проект направлен на формирование культуры безопасного дорожного движения среди населения, включая проведение информационных кампаний, обучение детей и взрослых правилам дорожного движения и пропаганду безопасного поведения на дороге. Основные направления реализации проекта Развитие дорожной инфраструктуры Одно из основных направлений проекта — развитие дорожной инфраструктуры.

Это включает в себя строительство и реконструкцию дорог, мостов, путепроводов, а также создание и модернизацию дорожных объектов, таких как автозаправочные станции, парковки и сервисные центры. Обеспечение безопасности дорожного движения Второе направление проекта — обеспечение безопасности дорожного движения. Это включает в себя установку современных систем безопасности на дорогах, таких как камеры видеонаблюдения, датчики скорости и светофоры. Также проводятся мероприятия по обучению водителей правилам дорожного движения и пропаганде безопасного поведения на дороге.

Развитие общественного транспорта Третье направление проекта — развитие общественного транспорта. Это включает в себя модернизацию и расширение сети общественного транспорта, включая автобусы, трамваи и метро. Также проводятся мероприятия по повышению качества обслуживания пассажиров и улучшению условий перевозки. Развитие транспортной логистики Четвертое направление проекта — развитие транспортной логистики.

Это включает в себя создание и модернизацию логистических центров, развитие системы грузоперевозок и оптимизацию маршрутов доставки. Также проводятся мероприятия по повышению эффективности использования транспортных ресурсов и снижению затрат на логистику. Повышение квалификации и образования Пятое направление проекта — повышение квалификации и образования в сфере дорожного хозяйства.

Для достижения целей федерального проекта «Безопасность дорожного движения» Минпросвещения России реализует задачу по совершенствованию обучения детей правилам дорожного движения, привитию навыков безопасного поведения на дорогах, в том числе путем развития центров по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, участия родительской общественности, детей и молодежи в профилактике дорожно-транспортного травматизма, создания системы непрерывного обучения детей безопасному поведению в транспортной среде. Ежегодно проводятся всероссийские массовые мероприятия по безопасности дорожного движения, такие как финал Всероссийского конкурса юных инспекторов движения «Безопасное колесо», Всероссийское первенство по автомногоборью, Всероссийская неделя безопасности дорожного движения, Всероссийская интернет-олимпиада для обучающихся образовательных организаций на знание правил дорожного движения, Всероссийский конкурс «Безопасная дорога — детям», Всероссийский конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах», Всероссийский форум юных инспекторов движения, Межгосударственный слет юных инспекторов движения, всероссийские слеты юных инспекторов движения во всероссийских детских центрах.

БКД 2023 - IV квартал

партийного проекта «ЕДИНОЙ РОССИИ» «Безопасные дороги», заместитель Председателя комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Владимир Афонский, комментируя итоги реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». В 2021 году утвержден обновленный паспорт национального проекта «Безопасные качественные дороги». Нацпроект "Безопасные и качественные автомобильные дороги" является развитием одноименного приоритетного проекта, стартовавшего в 2016 году.

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

Сделать все российские дороги именно такими призван национальный проект Безопасные качественные дороги, в котором участвуют 84 региона и 105 городских агломераций. Основным инструментом достижения стратегической цели стал национальный проект «Безопасные качественные дороги», стартовавший в 2019 году и ставший логичным продолжением совместной работы федеральных и региональных ведомств дорожного хозяйства. Национальный проект «Безопасные качественные дороги» будет выполняться по 2030 год включительно.

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

Что касается объема финансового обеспечения реализации данного национального проекта суммарно за 2019-2024 гг. Во многом данную ситуацию можно объяснить переориентацией подходов к финансированию нацпро-екта перенос основного бремени расходов с регионов на федеральный уровень , оптимизацией и инвентаризацией самой структуры и направления расходов нацпроекта. Таблица 4. Объем финансового обеспечения нацпроекта на 2019-2024 гг. Федеральный проект Объем финансового обеспечения паспорт проекта, декабрь 2018 года, млрд руб. На региональном уровне реализация нацпроекта осуществляется рамках региональных проектов, входящих в соответствующие госпрограммы субъектов РФ по развитию дорожного хозяйства и транспорта. Основные «объектные» параметры протяженность отремонтированных дорог, количество установленных светофоров, дорожных знаков и т. Помимо количественных показателей реализации национального проекта, безусловно, важно видеть и качественные изменения, происходящие в данной сфере: - в рамках нацпроекта решается проблема с повышением квалификации специалистов, ответственных за реализацию соответствующих задач, мероприятий: только в 2019 году около 2 тыс. Дороги» в приложении доступна информация о дорогах, включенных в программу нацпроекта, есть возможность поставить свою оценку или написать отзыв, приложить к нему фото или сделать их онлайн и др. Таблица 5. Некоторые «объектные» итоги реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2019-2021 гг.

Показатель реализации национального проекта 2019 год 2020 год 2021 год Отремонтировано, реконструировано и построено автомобильных дорог, тыс. Более подробно риски за 20192020 гг. Особо отметим наличие противоречий в размещенной в разных открытых источниках информации относительно целевых показателей нацпроекта, объемах его финансирования. Кроме того, фактические значения ряда показателей реализации нацпроекта за 2019-2020 гг. С 2020 года прекратилась официальная публикация об объеме ремонта автомобильных дорог в России как общем, так и в разрезе федеральных, региональных и местных дорог. Попробуйте сервис подбора литературы. Недостаточные объемы финансирования реальной потребности ремонта и реконструкции автодорог приведут к увеличению числа дорог, не отвечающих нормативным требованиям, которые не попали в нацпро-ект и на которых значительно превышены межремонтные сроки. Также не предусматриваются взаимоувязанные мероприятия, направленные на минимизацию отдельных негативных эффектов фактический рост скоростного режима на большом протяжении отремонтированных дорог, ведущий к росту ДТП. С 2022 года возник новый риск, заключающийся в заметном удорожании стоимости оборудования, материалов, ресурсов для реализации мероприятий нацпроекта а соответственно и общей сметной стоимости уже заключенных и новых контрактов в связи с имеющимися проблемами после введения западными странами в отношении России широкомасштабных санкций в различных сферах. Им предусматривается возможность компенсации дополнительных расходов строительных компаний на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, связанных с существенным удорожанием стройматериалов.

Еще одной проблемой является недостаточная обеспеченность региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления квалифицированными кадрами для организации эффективной работы по реализации нац-проекта. Имеются проблемы и с недобросовестностью отдельных подрядчиков, не имеющих нужного опыта выполнения большого объема дорожных работ с требуемым качеством и необходимых собственных ресурсов и средств для этой деятельности. Таким образом, «в целом задачи по улучшению ситуации в сфере дорожного движения не должны ограничиваться только проведением дорожных работ. Важно также обеспечить оптимизацию транспортных и пешеходных потоков на автомобильных дорогах в агломерациях и на загруженных участках дорог федерального и регионального значения вне городов, в том числе путем строительства новых транспортных развязок, мостов, путепроводов, организации системы парковочных мест, внедрения автоматизированных систем управления дорожным движением» Ворошилов, 2020. Общие риски для всех проектов Сложности с проведением мониторинга и адекватной оценкой параметров реализации проекта Риск сохраняется. Сокращается количество публикуемой отчетной информации о реализации нацпроекта Ограниченность возможностей и полномочий органов власти в регулировании процессов в сфере реализации проекта Риск сохраняется. Продлен срок реализации проекта до 2030 года, однако объемы финансирования на 2025-2030 гг.

В 2021 году благодаря национальному проекту в 84 регионах страны специалисты планируют отремонтировать 780 таких объектов на региональных и местных дорогах, их общая протяженность составит 1,5 тыс. Афонский также рассказал, что одним из действенных инструментов стимулирования экономики в регионах стал внутренний туризм. Их общая протяженность составит около 1,5 тыс.

За два предыдущих года реализации нацпроекта дорожники отремонтировали еще 400 туристических маршрутов.

Основным инструментом достижения стратегической цели стал национальный проект « Безопасные качественные дороги », стартовавший в 2019 году и ставший логичным продолжением совместной работы федеральных и региональных ведомств дорожного хозяйства. Импульс их успешному сотрудничеству дал приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», реализованный в 2017—2018 гг. Нацпроект значительно расширил географию: в нем принимают участие 83 субъекта Российской Федерации за исключением Москвы и Санкт-Петербурга и 104 городских агломерации.

Ключевая цель — повышение качества жизни населения.

Проект «Карта убитых дорог» — федеральный, то есть написать о плохой дороге могут жители всех регионов России. В день каждый грузовик делает больше десятка выездов. В этом году продолжается ее реконструкция.

Дорогу не только отремонтируют, но и расширят на две полосы. Весь асфальт местный, два завода в час изготавливают больше 500 тонн покрытия. По изрытому ямами пути дорогой этого назвать сложно жительница Подмосковья Ольга ездит к своим пожилым родителям в Саратовскую область. Ольга Белослуцева: «У меня была иномарка, я приезжала, у меня Suzuki, низкая посадка, бампер вообще отлетал.

Мы потом повыше посадку брали только из-за того, что сюда ездить надо к родителям». Это участок дороги регионального значения Комаровка — Бакуры. Когда здесь был хотя бы ямочный ремонт, не помнит никто. Как построили в середине прошлого века, так и ездят.

В этом году участок начали ремонтировать в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». При прокладке асфальта здесь используют метод холодной регенерации.

А дороги всё качественнее и безопаснее

Десять российских регионов, показавшие лучшие результаты по нацпроекту "Безопасные качественные дороги" в 2023 году, получили символические награды, заявил вице-премьер России Марат Хуснуллин. Благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в стране продолжают возводить масштабные транспортные развязки, реконструировать и строить искусственные сооружения, а также магистральные улицы. – В этом году по национальному проекту Иркутск получит 49% от общего объёма средств, направляемых на текущий ремонт автомобильных дорог крупных городов Иркутской области. В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в 2023 году выполнены строительные работы на дорогах, общая протяжённость которых составила 22,1 тыс. км. До конца 2024 года благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в Российской Федерации в эксплуатацию введут почти 700 искусственных сооружений ― мостов, путепроводов, эстакад, расположенных на региональной и местной сети дорог.

Путин поручил продлить нацпроект "Безопасные дороги" до 2030 года

Национальные проекты России. В новой редакции паспорта структура национального проекта расширена с 4 до 6 федеральных проектов. Федеральные проекты в структуре национального проекта «Безопасные качественные дороги»: «Региональная и местная дорожная сеть» «Безопасность дорожного движения» «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» «Автомобильные дороги Минобороны России» «Развитие федеральной магистральной сети» [4] Под руководством Минтранса России продолжается реализация проектов «Региональная и местная дорожная сеть» предыдущее название — «Дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». С 2021 года также стартовала реализация новых федеральных проектов «Развитие федеральной магистральной сети» и «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях». Министерство внутренних дел РФ по-прежнему курирует проект «Безопасность дорожного движения», а Министерство обороны РФ — федеральный проект «Автомобильные дороги Минобороны России». В рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» продолжится приведение в нормативное состояние региональных дорог и дорожной сети городских агломераций. Так, в 2021 году в программу мероприятий вошли объекты общей протяженностью свыше 16 тыс.

Отдельное внимание будет уделено приведению в нормативное состояние искусственных сооружений. Начиная с 2022 года в проекте предусмотрена реконструкция аварийных и предаварийных мостов, а с 2023 года — строительство путепроводов на региональных и местных дорогах. Проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» включает в себя мероприятия по внедрению интеллектуальных транспортных систем в городских агломерациях, размещение автоматических пунктов весогабаритного контроля, увеличение числа камер фото- и видеофиксации. Кроме того, планируется увеличить число контрактов, предусматривающих применение наилучших технологий и материалов. Это позволит повысить качество и долговечность дорожного покрытия. Вырастет и доля заключаемых контрактов на принципах жизненного цикла.

Благодаря заключению таких договоров подрядчик сможет на несколько лет вперед понимать те объемы работ, которые предстоит выполнить. Это даст возможность своевременно закупить материалы, подобрать необходимую технику и, как результат, больше сконцентрироваться на качестве ремонта. Новым федеральным проектом «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» предусмотрено оказание Минтрансом России содействия регионам в обновлении парка городских автобусов, троллейбусов и трамваев. На конкурсной основе отобраны 13 городских агломераций, которые в 2021 году получат 412 новых транспортных средств — 305 автобусов и 107 троллейбусов. Еще одно новое направление нацпроекта — федеральный проект «Развитие федеральной магистральной сети». До 2024 года планируется осуществить строительство и реконструкцию участков автодорог федерального значения общей протяженностью 1 810,6 км, из них Росавтодором — 1 440,5 км, ГК «Автодор» — 370,1 км.

Благодаря реализации комплекса мероприятий федерального проекта «Безопасность дорожного движения» предусмотрено снижение смертности в результате ДТП. А проект «Автомобильные дороги Минобороны России» позволит привести в нормативное состояние ведомственные дороги, что повысит доступность и привлекательность работы в воинских частях. Одним из важных направлений реализации нацпроекта остается учет мнения жителей нашей страны о качестве выполняемых работ.

Составлено по: Плановые значения - Паспорт национального проекта «Безопасные качественные дороги». Однако в 2021 году осуществлялась корректировка значений отдельных показателей реализации нацпроекта в основном в сторону их увеличения, в соответствии с фактиче- ски достигнутыми значениями в прошлые годы. Вместе с тем из перечня показателей реализации нацпроекта исключены «Размещение автоматических пунктов весогаба-ритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального, местного значения» накопленным итогом ; «Доля государственных контрактов, предусматривающих использование новых технологий и материалов»; «Количество мест концентрации ДТП аварийно-опасных участков на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, проходящих по территории субъекта РФ»; «Количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий аварийно-опасных участков на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, проходящих по территории субъекта РФ»; «Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки»; «Утверждение стандартов и технических требований накопленным итогом ». Что касается объема финансового обеспечения реализации данного национального проекта суммарно за 2019-2024 гг. Во многом данную ситуацию можно объяснить переориентацией подходов к финансированию нацпро-екта перенос основного бремени расходов с регионов на федеральный уровень , оптимизацией и инвентаризацией самой структуры и направления расходов нацпроекта. Таблица 4.

Объем финансового обеспечения нацпроекта на 2019-2024 гг. Федеральный проект Объем финансового обеспечения паспорт проекта, декабрь 2018 года, млрд руб. На региональном уровне реализация нацпроекта осуществляется рамках региональных проектов, входящих в соответствующие госпрограммы субъектов РФ по развитию дорожного хозяйства и транспорта. Основные «объектные» параметры протяженность отремонтированных дорог, количество установленных светофоров, дорожных знаков и т. Помимо количественных показателей реализации национального проекта, безусловно, важно видеть и качественные изменения, происходящие в данной сфере: - в рамках нацпроекта решается проблема с повышением квалификации специалистов, ответственных за реализацию соответствующих задач, мероприятий: только в 2019 году около 2 тыс. Дороги» в приложении доступна информация о дорогах, включенных в программу нацпроекта, есть возможность поставить свою оценку или написать отзыв, приложить к нему фото или сделать их онлайн и др. Таблица 5. Некоторые «объектные» итоги реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2019-2021 гг. Показатель реализации национального проекта 2019 год 2020 год 2021 год Отремонтировано, реконструировано и построено автомобильных дорог, тыс.

Более подробно риски за 20192020 гг. Особо отметим наличие противоречий в размещенной в разных открытых источниках информации относительно целевых показателей нацпроекта, объемах его финансирования. Кроме того, фактические значения ряда показателей реализации нацпроекта за 2019-2020 гг. С 2020 года прекратилась официальная публикация об объеме ремонта автомобильных дорог в России как общем, так и в разрезе федеральных, региональных и местных дорог. Попробуйте сервис подбора литературы. Недостаточные объемы финансирования реальной потребности ремонта и реконструкции автодорог приведут к увеличению числа дорог, не отвечающих нормативным требованиям, которые не попали в нацпро-ект и на которых значительно превышены межремонтные сроки. Также не предусматриваются взаимоувязанные мероприятия, направленные на минимизацию отдельных негативных эффектов фактический рост скоростного режима на большом протяжении отремонтированных дорог, ведущий к росту ДТП. С 2022 года возник новый риск, заключающийся в заметном удорожании стоимости оборудования, материалов, ресурсов для реализации мероприятий нацпроекта а соответственно и общей сметной стоимости уже заключенных и новых контрактов в связи с имеющимися проблемами после введения западными странами в отношении России широкомасштабных санкций в различных сферах. Им предусматривается возможность компенсации дополнительных расходов строительных компаний на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, связанных с существенным удорожанием стройматериалов.

Еще одной проблемой является недостаточная обеспеченность региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления квалифицированными кадрами для организации эффективной работы по реализации нац-проекта. Имеются проблемы и с недобросовестностью отдельных подрядчиков, не имеющих нужного опыта выполнения большого объема дорожных работ с требуемым качеством и необходимых собственных ресурсов и средств для этой деятельности. Таким образом, «в целом задачи по улучшению ситуации в сфере дорожного движения не должны ограничиваться только проведением дорожных работ. Важно также обеспечить оптимизацию транспортных и пешеходных потоков на автомобильных дорогах в агломерациях и на загруженных участках дорог федерального и регионального значения вне городов, в том числе путем строительства новых транспортных развязок, мостов, путепроводов, организации системы парковочных мест, внедрения автоматизированных систем управления дорожным движением» Ворошилов, 2020.

Маркса и Ленинский проспект. В 2020 году по нацпроекту в Йошкар-Оле проводился ремонт 5 участков дорог по улицам Пролетарская, Комсомольская, Красноармейская, Кремлевская, Дружбы.

В 2021 - отремонтированы 2 моста, въезды в город, улицы Советская, Машиностроителей, Эшкинина и другие участки.

Контроль за работами ведется ежедневно. Поделиться новостью.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий