Новости восстание богдана хмельницкого 1648 1654

Зборовский договор Б. Хмельницкого с польским королем Яном Казимиром о признании автономии Правобережной Украины в составе Речи Посполитой. События восстания Богдана Хмельницкого разворачивались в 1648 – 1657 годах, то есть продлились они целых 9 лет. Первоначальные успехи казаков под предводительством Хмельницкого в сражениях на Желтой Воде и в Корсуни вызвали большой энтузиазм у украинскх крестьян — они стали видеть в Богдане Хмельницком своего спасителя и вождя. Тогда Богдан Хмельницкий обратился к русскому царю с просьбой о поддержке, а для уверенности попросил о включении земель Войска Запорожского в состав России.

Переяславская рада

От Богдана Хмельницкого подобное обращение впервые поступило в июне 1648 года, и также осталось без ответа. Однако, поскольку эти призывы повторялись, а сам Хмельницкий одерживал военные победы, в Кремле решили этим наконец воспользоваться. После этого решения для ведения переговорного процесса в Переяславщину из Москвы отправилось большое посольство во главе с боярином Василием Бутурлиным. Местом проведения генерального военного совета был избран город Переяславль, куда посольство прибыло 10 января 1654 года. Богдан Хмельницкий вместе с генеральной старшиной прибыл 16 января. После зачтения царской грамоты гетманом старшина и послы направились в Успенский собор, где духовенство должно было привести их к присяге. Хмельницкий выразил пожелание, чтобы московские послы первыми принесли присягу от лица Русского царя.

И мы, Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского, и всё Войско Запорожское иному неверному царю служити не хочем, только тебе, великому государю православному, бьем челом, чтоб твое царское величество не оставлял нас». Через две недели Россия объявила войну Речи Посполитой. А 18 января 1654 года в старинном городе Переяславле состоялось большое собрание казаков — Рада. На Переяславскую раду прибыло посольство от русского царя во главе с боярином Василием Бутурлиным. На Раде представители казачества единогласно и радостно высказались за присоединение к России. Вот что писали об этом русские послы: «К сим словам весь народ возопил: волим под царя восточного православного… Потом Полковник Преясловский Тетеря, ходячи в кругу на все стороны, спрашивал: вси ли тако соизволяете рекли весь народ: вси единодушно; потом Гетман молыл: буди тако, да Господь Бог наш сукрепит под Его Царскою крепкою рукою; а народ по нем вси единогласно возопили: Боже! Вечером в Успенском соборе Переяславля казаки принесли присягу московскому царю. Тогда же произошел инцидент с предложением «ответной присяги»: Хмельницкий попросил русских послов присягнуть от имени царя, что он «волности не нарушит… и кто… какие маетности у себя имел, и тому б всему быть по-прежнему». Просьбу подхватила казацкая старшина. Таким образом верхушка казачества хотела добиться особых гарантий по аналогии с гарантиями, которые польский король давал шляхте при вступлении на престол так называемые «Генриковы артикулы». На весьма экстравагантную просьбу присягнуть от имени царя русские послы ответили отказом. Как объяснил глава посольства Бутурлин Хмельницкому, русский царь-самодержец это не польский король, и их непристойно даже сравнивать: «Польские короли подданным своим чинят присягу, и того в образец ставить непристойно, потому что те короли неверные и не самодержцы… А у прежних великих государей благочестивых царей и великих князей, всея Руси самодержцев, также и у великого князя Алексея Михайловича, всея Руси самодержца, того николи не бывало, что за них великих государей давать вера». После отказа русского посла вопрос сразу же был исчерпан. В тот же день Богдан Хмельницкий посылает из Переяславля царю Алексею Михайловичу письмо с благодарностью и с заверениями в верности: «Что ваше царское величество пожаловати под крепкую и высокую руку свою государскую нас, верных слуг своих, приняти изволил, мы, Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского, и всё Войско Запорожское за милость неизреченную вашему царскому величеству паки и паки до лица земли низко челом бьем. Решение Земского Собора от 1 октября 1653 Процесс воссоединения Левобережной Украины с Московским царством завершился во второй половине января 1654 года принесением присяги населения малороссийских земель русскому царю. Народ принимал присягу радостно. Вот как рассказывали об этом грек М. Константинов и его товарищи, проезжавшие через Украину как раз после долгожданного воссоединения: «Во всех городех и местех слышели, что везде православные християне благодарят бога о том, что пожаловал государь, позволил их принять под свою государскую высокую руку. И радуютца де все от мала и до велика великою радостию, что господь бог над ними умилосердился и дал им его, государя християнского благосчестивого царя». Переход части южнорусских земель под власть московского царя еще долго вызывал споры. Казацкая верхушка далеко не сразу оставила надежды отстоять свои особые «права и вольности» на украинских землях. Ради этого она неоднократно предавала Россию. Раскол гетманщины, измены пропольских гетманов, лишь одним из которых был Мазепа, будоражили Украину. При этом рядовым казакам вовсе не хотелось оказаться под безграничной властью старшины. Простой народ куда лучше относился к царской власти, видя в ней источник порядка, управу на старшину. И эту управу Москва действительно осуществляла. Со времен Мазепы старшина последовательно закрепощала не только крестьян, но и казаков. Правда, у закрепощенных до некоторых пор еще оставалась возможность свободного перехода от одного помещика к другому. Как писал известный историк А. Лазаревский: «При той обширной власти, которою пользовались козацкие старшины в Малороссии, им не стоило особенного труда подчинить себе крестьян в подданных, а самим — из старшины поделаться панами. Захватив поземельные права в свои руки, старшина стала стремиться затем к отнятию у посполитых права перехода…». И когда по инициативе старшины Генеральная войсковая канцелярия в 1739 году запретила свободные переходы, центральная власть этот запрет отменила. Тогда старшина установила порядок, согласно которому переходящий должен был оставлять своему помещику всё имущество. Также требовалось письменное разрешение от помещика на переход. Право крепостных пожаловаться местным властям было явно формальным. В 1783 году по просьбам старшины Екатерина II всего лишь закрепила его де-юре. При этом казацкая старшина обвиняла во всех бедах Украины Москву. И именно в этой среде был сформирован негативный миф о Переяславской раде. Впервые он был открыто заявлен в «Истории Русов» — фальшивой исторической хронике казацкой Украины, написанной предположительно Г. Эпоха Речи Посполитой изображалась как время равноправного сосуществования поляков и русов. А переход под власть русских царей — как потеря воли и продажа в рабство. При этом всячески подчеркивался договорной характер российско-казацких отношений, заключенных в Переяславле, а затем «коварно нарушенных» Москвой. Тарас Григорьевич Шевченко, апрель 1859 «История Русов» оказала большое влияние на общественное мнение Малороссии. Лживые утверждения этой книги отразились в творчестве главного украинского поэта Тараса Шевченко. В своих произведениях он неоднократно озвучивал мысль, заимствованную из «Истории Русов», — о том, что Россия якобы коварно нарушила заключенный в Переяславле равноправный союз с Украиной: Вон церковь БогдановаТам-то он молилсяЧтобы москаль добром и горемС казаком делился. Мир душе твоей, Богдан! Не так оно стало;Москалики, завидуя,Все-то обкорнали. Загубил убогуюСироту-Украйну! В стихотворении «Разрытая могила» Шевченко от имени Украины проклинает Хмельницкого за его неразумное решение: Ой, Богдан! Неразумный сын! Посмотри теперь на мать,На свою Украйну. Он был активным участником Кирилло-Мефодиевского братства, выдвинувшего в 1845—1847 гг. Костомаров озвучил псевдоисторический рассказ о Переяславской раде в своей «Книге бытия украинского народа» представлявшей собою полный плагиат с «Книг народа польского и польского пилигримства» польского поэта А. Мицкевича : «И хотела Украина снова жить с Польшею по-братски, неразделимо и несмесимо, но Польша никаким образом не хотела отречься от своего панства. Тогда Украина пристала к Московщине и соединилась с нею как один народ славянский с другим народом славянским неразделимо и несмесимо, по образу ипостасей божественных неразделимых и несмесимых, как некогда соединятся между собою все народы славянские. Но скоро увидела Украина, что она попалась в неволю, ибо она по своей простоте не узнала, что такое значит царь московский, а царь московский значил то же, что идол и мучитель. И отпала Украина от Московщины, и не знала, бедная, куда приютить голову». Негативный миф о Переяславской раде прочно вошел в идеологию украинства. Тезис о договорных отношениях России и Украины как двух равноправных субъектов, изображение Переяславской рады как договора о конфедерации, замалчивание факта присяги населения южнорусских земель российскому царю… Такой извращенной картиной прошлого украинские националисты объясняли и объясняют причины своей борьбы против России. Добавим, что в советское время, в 1954 году, во время празднования 300-летнего юбилея Переяславской рады, украинские националисты получили неожиданный и незаслуженный подарок. Речь идет о концепции «воссоединения» двух братских народов. Сама формулировка «воссоединение», а не «присоединение» по сути, признает равноправие сторон — то, чего так добивались украинствующие. Трактовка Переяславской рады наглядно иллюстрирует главную проблему Украины: история земли и народа подменяется в угоду национализму историей украинского движения. Вместе с российским подданством малороссийское казачество получило все возможности для самореализации в рамках большой и сильной империи. Прославившиеся в российской истории имена А. Безбородко, И.

В июне 1662 года русским войскам удалось нанести контрудар и разорить окрестности Чигирина — верховной ставки украинских гетманов. В ноябре 1663 года польская армия короля Яна Казимира и предводителя казаков П. Тетери вторглась на Украину, рассчитывая на бескровную передачу власти и лояльное отношение со стороны крепостных гарнизонов. Замечание 9 Однако, такой сценарий не произошел, скорее наоборот, завязались тяжелые бои в частности, осада Глухова. Поход Яна Казимира не увенчался успехом, в марте 1664 года ему пришлось отступить, его арьергард был разгромлен русскими под Мглином. Обширная военная кампания разделилась на большое количество локальных театров военных действий по территории всей Украины и Беларуси, в которых к 1664 году Россия и Речь Посполитая полностью вымотали друг друга. И 1664,и 1665 годы были заполнены, по высказыванию историографа А. Малова, "небольшими взаимными набегами". Было очевидно, что война подходит к своему логическому завершению. Андрусовское перемирие Переговоры о заключении мира были начаты в апреле 1666 года в деревне Андрусове. Во главе русской делегации стоял опытный дипломат А. Таким образом, 30 января 1667 года было заключено Андрусовское перемирие сроком на 13 с половиной лет. Польша признавала право за Россией на Левобережную Украину, а Киев планировалось передать России лишь на два года, однако, он так и не был возвращен Речи Посполитой рисунок 5. Историческая оценка событий Процесс перехода украинских земель "под высокую руку царя московского" получил в истории неоднозначную оценку. К данному событию в российской и советской историографии длительное время был применим термин "воссоединение Украины и России". В его применении есть определенная логика: и Украина, и Россия - наследники Киевской Руси, обладают общими историческими корнями, а потому есть все основания трактовать сей процесс не как присоединение Украины к России, а как воссоединение Украины с Россией. Пример 3 В советской и российской исторической науке всегда говорилось о братской дружбе русского и украинского народов, добровольном характере объединения России и Украины в 1654 года, помощи русских украинцам в их национально-освободительной борьбе против коварных поляков. В национальной же историографии украинцев наоборот — делается акцент на "агрессивной роли" Москвы, которая во второй половине XVII столетия стала ограничивать права и свободы присоединенной Украинской Гетманщины. Таким образом, украинская историография говорит о том, что Москва не имела желания оказать помощь в освободительной борьбе украинского народа, а, наоборот, хотела воспользоваться ситуацией и «подмять» под себя украинские земли и их жителей. Период 1650—1680-х годов в украинской национальной истории именуется как "эпоха Руин", когда Гетманщина лишилось своей "территориальной целостности" и "де-факто оказалась на грани братоубийственной гражданской войны". Замечание 11 Стоит заострить внимание, что в середине XVII столетия Россия как своего врага определяла не православное население казачества, а Речь Посполитую. Присоединение Украины стоит рассматривать прежде всего в рамках русско-польского конфликта. Своей главной целью Россия ставила нанесение поражения Речи Посполитой, отторжение от нее новых земель так, как это было сделано Московским государством в ходе "порубежных войн" конца XV — начала XVI веков. Данные территории Москва рассматривала как бывшие русские земли, "вотчину Рюриковичей", что соответствовало исторической действительности: ведь на самом деле это были земли бывшей Киевской Руси, владений династии Рюриковичей. Украина же сама по себе для царя Алексея Михайловича не считалась военным либо политическим противником, в ней, наоборот, хотели обрести союзника. Также стоит отметить, что Россия с самого начала находилась в военном конфликте не с Украиной, а с Речью Посполитой и в 1653—1654 годах не имела никаких агрессивных планов относительно Украины. Скорее наоборот, поддержка восстания Богдана Хмельницкого рассматривалась в качестве солидарности с православными братьями-украинцами. Иное дело, что вхождение в состав Российской державы новых земель Украины привело к возникновению конфликта политических культур. Украинские казаки были воспитаны в вольностях Речи Посполитой и вело себя соответственно, что совсем не всегда отвечало ожиданиям России. Пример 4 Недоразумения возникали уже при заключении договора Переяславской рады. Посольство русских, возглавляемое В. Бутурлиным, стало требовать принятия присяги на верность от казацкой старшины. Однако выборный казачий орган сам преследовал те же цели и ожидал, в свою очередь, присяги русских послов гетману от имени русского царя Алексея Михайловича в том, что Россия "не выдаст" казаков полякам и никогда не посмеет нарушить их привилегий. Изумленный Бутурлин сказал, что царь России не может клясться в верности своим подданным, на что казаки парировали опытом Речи Посполитой, где король присягает на верность своим подданным и обязуется служить им. Гетман Хмельницкий смог потушить начавшийся конфликт, убедив старшину принести присягу односторонне. Однако таких эпизодов в дальнейшей истории событий бывало немало, и они наглядно показывали принципиальное различие политических культур двух народов. Москва смотрела на Украину, как на любую другую присоединенную территорию: раз казаки обратились с просьбой принять их "под высокую руку царя московского", то они стали его подданными и должны соответствовать данному статусу. Россия в условиях войн с Польшей, Швецией, Турцией во второй половине XVII столетия, проходивших, в том числе на украинской территории, требовала от населения этой территории не бунтов и "самовольства", а политической интеграции и военного союза ведь о покровительстве, защите, совместных действиях против Польши просил Алексея Михайловича Богдан Хмельницкий, а не наоборот. Казаки же стремились к сохранению за собой права совершать поступки по своему желанию, включая выбор внешнеполитических союзников, пересмотр договорных отношений и уний и так далее. Москва расценивала это в качестве опасности измены, бунта, сотрудничества казачества с военными противниками России. Возникла обоюдная трагедия недоразумения сторон, что достаточно часто сопровождает интеграционные процессы, создание империй и государств стоит вспомнить момент присоединения Новгорода Иваном III. Замечание 12 Ситуацию утяжеляло еще и то обстоятельство, что для казаков требовать от власти удовлетворения своих потребностей в обмен на политическую лояльность, угрожать мятежом правителю, вести торг с властью было привычным в пределах Речи Посполитой стилем поведения. В Российском же царстве данная модель взаимоотношений была невозможной и считалась предательством, мятежом. Это объясняет тот факт, что попытки ряда украинских политиков XVII века отказаться от решений Переяславской рады и лавировать между Россией и Речью Посполитой например, Гадячский договор расценивались Алексеем Михайловичем в качестве измены и мятежа. В этом и состояли причины обострения русско-украинских взаимоотношений во второй половине XVII столетия. Украинские казаки принимали участие в боевых кампаниях против России самое известное Конотопское сражение 1659 года, которое на сегодняшний день в украинской национальной истории считается победой украинского оружия над "москалями" , в свою очередь, Россия подозрительно относилась к нелояльным гетманам, уменьшая их полномочия, использовала силу относительно выступавших против нее казаков. Ситуация ухудшалась и тем, что в украинской верхушке также не было единства и согласия, а ее представители зачастую собственноручно отправляли доносы в Москву и обвиняли друг на друга в "предательствах". Пример 5 Более того, с 1658 года, со сражения в урочище Жуков Байрак между приверженцами Мартина Пушкаря и Ивана Выговского, начались стычки украинцев между друг другом. Гетманы, полковники, казацкая старшина, сторонники России, Полыни, Турции и просто своих "полевых командиров" начали войну между собой. По сути, во второй половине XVII столетия на территории Украины началась гражданская война, которая осложнялась частыми военными конфликтами с иностранными армиями. Битвы с Турцией во время, так называемых Чигиринских войн 1677—1681 годов, превратили Украину в "рукотворную пустыню", она на самом деле превратилась в "Руину". Яковенко, она завершилась лишь в 1680-е годы "не потому, что братья пришли в ужас, глядя на реки пролитой друг другом крови, а потому, что убивать друг друга осталось уже некому". Некоторая стабильность на территории Украины началась лишь после 1687 года, когда у пришедшего к власти нового гетмана Ивана Мазепы 1687—1709 получилось остановить все внутренние бунты и урегулировать взаимоотношения с русским престолом.

Декабрьский сейм назначил всеобщую мобилизацию шляхты посполитоё рушение на 1651 г. Неприязненные действия начались с обеих сторон в феврале 1651 года на Подолье. Митрополит киевский Сильвестр Коссов, происходивший из шляхетского сословия, был против войны, но митрополит коринфский Иоасаф, приехавший из Греции, побуждал гетмана к войне и препоясал его мечом, освящённым на гробе Господнем в Иерусалиме. Прислал грамоту и константинопольский патриарх, одобрявший войну против врагов православия. Афонские монахи , ходившие по украинским землям, немало содействовали восстанию казачества. Положение Хмельницкого было довольно затруднительное. Его популярность значительно упала. Народ был недоволен союзом гетмана с татарами, так как не доверял последним и много терпел от своеволия. Между тем Хмельницкий не считал возможным обойтись без помощи татар. Он отправил полковника Ждановича в Константинополь и склонил на свою сторону султана, который приказал крымскому хану всеми силами помогать Хмельницкому как вассалу турецкой империи. Татары повиновались, но эта помощь, как не добровольная, не могла быть прочной. Весной 1651 года Хмельницкий двинулся к Збаражу и долго простоял там, поджидая крымского хана и тем давая полякам возможность собраться с силами. Только 8 июня хан соединился с казаками. У Хмельницкого было около 100 тыс. Татарская конница достигала 30-40 тыс. Коронная армия имела 40 тыс. Предстояла крупнейшая битва. Армии сосредоточились вблизи местечка Берестечко ныне город районного значения в Гороховском районе Волынской области. На другой день поляки начали Берестецкое сражение. Дни боёв совпали с мусульманским праздником Курбан-Байрам , поэтому большие потери у татар погиб постоянный союзник Хмельницкого Тугай-бей были восприняты татарами как кара Божья. В начале третьего дня боёв под крымским ханом убило пушечным ядром коня, и орда после этого обратилась в бегство. Хмельницкий бросился за ханом, чтобы убедить его воротиться. Хан не только не вернулся, но и задержал у себя Хмельницкого и Выговского. На место Хмельницкого был назначен начальником полковник Джеджалий , долго отказывавшийся от этого звания, зная, как не любит Богдан Хмельницкий, когда кто-нибудь вместо него принимал на себя начальство. Джеджалий некоторое время отбивался от поляков, но, видя войско в крайнем затруднении, решился вступить в переговоры о перемирии. Король потребовал выдачи Б. Хмельницкого и И. Казаки, с другой стороны, знали, что Выговский и Хмельницкий у хана — поэтому это было скорее очередной хитростью, а не недовольством Хмельницким. Переговоры остались без успеха. Недовольное войско сменило Джеджалия и вручило начальство винницкому полковнику Ивану Богуну. Начали подозревать Хмельницкого в измене; коринфскому митрополиту Иоасафу нелегко было уверить казаков, что Хмельницкий ушёл для их же пользы и скоро вернётся. Лагерь казаков в это время был расположен возле реки Пляшевой; с трёх сторон он был укреплён окопами, а с четвёртой к нему примыкало непроходимое болото, через которое были сооружены мосты из подручного материала, по которым армия снабжалась водой и провиантом, также казаки водили на другую сторону на выпас коней и хоронили там погибших. Десять дней выдерживали здесь осаду казаки и мужественно отбивались от поляков. Поляки узнали о мостах через болото и польская кавалерия Конецпольского переправилась через реку ниже по течению для того, чтобы отрезать казацкую армию. Богун, когда узнал об этом, взял с собой 2 тысячи казаков и в ночь на 29 июня переправился на другой берег, чтобы их выбить. Богун оставил в лагере и пушки, и гетманские клейноды включая печать — отступать или бежать он не собирался. Поскольку рядовым казакам было непонятно, куда переправился Богун, в лагере возникла паника. Толпа в беспорядке бросилась на плотины; они не выдержали и в трясине погибло много людей. Для поляков эта паника была неожиданной и они поначалу боялись атаковать лагерь. Сообразив в чём дело, поляки бросились на казацкий табор и стали истреблять тех, кто не успел убежать и не потонул в болоте. Польское войско не сумело воспользоваться победой в полной мере — многие польские дворяне отказались преследовать казаков, опасаясь засады. Некоторые шляхтичи, у которых не было имений на Украине, покинули армию самовольно и не понесли наказания, создав в истории Речи Посполитой прецедент.

Чем обернулось для евреев восстание Богдана Хмельницкого

Восстание Хмельницкого или Хмельнитчина — название национально-освободительной войны против польского господства на территории современной Украины, длившейся с 1648 по 1654 год и возглавляемой Богданом Хмельницким, гетманом (атаманом). Восстание Богдана Хмельницкого было результатом накопившихся противоречий и неправильной политики, которые привели к несправедливости и угнетению украинского народа. Богдан Хмельницкий не исключал возможности союза с Алексеем Михайловичем еще в начале восстания. Богдан Хмельницкий служил польскому королю, но после коварного предательства обратил всю мощь Запорожского войска против Речи Посполитой.

Переяславская рада в кривом зеркале национализма —«Украинство...» Глава XXI

Крестьяне и городское население подвергались не только феодальной эксплуатации, но и являлись объектом национального и религиозного угнетения: официальным языком, на котором велось все делопроизводство, был польский, православная церковь подвергалась гонению, национальная культура - унижению. Так Б. Раскройте экономическое и правовое положение крестьян и населения городов и местечек на Украине под властью польско-литовских феодалов. Докажите, что господство феодально-крепостнических порядков, социальный и национально-религиозный гнет стали тормозом дальнейшего развития украинского народа. К середине XVII в.

В уничтожении этой угрозы заключалась историческая необходимость Освободительной войны украинского народа. Особую прослойку населения Украины составляли запорожские казаки. У днепровских порогов еще в начале XVI в. Казаки имели свое самоуправление - выборного гетмана и раду казачий круг.

Днепровские казаки несли сторожевую службу, отражая набеги крымчаков. Польское правительство, заинтересованное в службе казаков, заносило их в реестр, то есть список казаков на государственной службе. Каждый значившийся в нем получал вознаграждение. Запорожская Сечь непрерывно пополнялась новыми пришельцами, но реестр оставался неизменным.

Это создавало почву для социальных конфликтов между верхушкой казачества и остальной массой, особенно не включенной в реестр. Уже с конца XVI в. Их участники выступают против шляхетского гнета, за сохранение родного языка, обычаев предков, за православную веру. В 1638 г.

Устанавливался реестр в 6 тысяч человек, запрещалось поддерживать отношения с запорожцами-сечевиками. Где казак, там воля. Лишение казачьей вольницы, национальный гнет вызывали новые волнения. Реестровые казаки признали Ординацию 1638 года.

Нереестровые холопы, мещане не хотели подчиниться, многие уходили в Белгород, Севск, Путивль, другие русские города и уезды. Русские власти принимали их.

Этот день в истории: 1654 год — Переяславская рада 18 января 2018 09:22 18 января 1654 года в Переяславе ныне город в Киевской области , состоялось собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким. На этом форуме было принародно принято решение об объединении территории Войска Запорожского с Русским царством. Это было далеко не первое обращение к Москве о принятии запорожского казачества в подданство Русского государства. Кремль неоднократно получал такие просьбы в течение предыдущих десятилетий — всякий раз, когда на территории Войска Запорожского происходили антипольские выступления. К середине XVII века частота таких восстаний резко возросла — в 1637 году случилось восстание Павлюка, а уже в следующим 1638 — восстание Якова Острянина. Связано это было в основном с тем, что былая веротерпимость Великого княжества Литовского канула в лету, усилилось католическое давление на православное население Украины. Стоит сказать, что Москва довольно прохладно реагировала на казацкие призывы о присоединении.

Большинство евреев отказались изменить своей вере ради спасения жизни, и только немногие приняли православие. С некоторых живьем сдирали кожу, а мясо бросали собакам. У других отрубали руки и ноги, а тела бросали на дорогу, давили на телегах и топтали конями. Иным наносили тяжелые раны и потом оставляли на улицах умирать медленной мучительной смертью от потери крови и боли. А некоторых просто сжигали заживо. Казаки убивали младенцев на руках матерей, как рыбам вспарывая животы и выдергивая внутренности. Женщин, даже беременных, подвергали ужасным мучениям. Детей протыкали пиками, поджаривали как на вертеле и приносили матерям, чтобы они их ели… Святые свитки Торы рвали на части, делали из них стельки и обувь. Все летние месяцы спорили паны, кому быть королем и кто возглавит армию. В конце концов был избран брат Владислава, Ян Казимир. Но ему так и не удалось собрать силы для борьбы с Хмельницким. При возобновлении военных действий весной 5409 года король Ян Казимир послал татарам крупную сумму денег и уговорил их расторгнуть союз с казаками. Хмельницкий, увидев, что сейчас не подходящее для войны время, заключил мир с поляками. Польский король, ярый католик, в глазах которого православие не было «настоящим» христианством, разрешил насильно крещеным казаками евреям вернуться в иудаизм. Однако мир в стране длился недолго. В 5411 1651 году война возобновилась, и банды Хмельницкого были почти разбиты. В поисках поддержки он обратился к московским властям с предложением присоединить Украину к России. Теперь казаки воевали в союзе с русскими. Вновь наступило время страданий для евреев. На этот раз горькую чашу пришлось испить евреям Литвы. В каждом взятом городе русские и казаки убивали всех находившихся там евреев. В месяце Тамузе 5415 1655 года русско-украинские войска захватили город Вильну. Евреям, успевшим покинуть город, удалось спастись. Но 25000 человек попали в руки врага и были убиты.

Москва имела свои виды на Белоруссию прежнее Великое княжество Литовское и собиралась заводить там российские порядки, а не передавать эту страну Гетманщине. Учитывая, однако, большую популярность самой идеи казачества среди белорусского народа, на Москве решили использовать её в своих интересах. Так возникло странное образование — Белорусский казачий полк — который некоторые по недоразумению считают основным и чуть ли не единственным явлением казачества в Белоруссии. В заблуждение вводит его официальный статус. Это был аналог реестровых казаков Речи Посполитой на Украине. Белорусский казачий полк, подчинявшийся царю, не противопоставлялся шляхте и, более того, возглавлялся шляхтичами. Царское правительство опиралось в Белоруссии, присоединяя её к России, на православную шляхту и не собиралось давать крестьянам казачьих прав. Но, конечно, быстро ввести стихию белорусского казакования в рамки царского реестра было столь же невозможно, как ранее невозможно было полякам остановить бурный стихийный рост Низового войска Запорожского. Белорусский казачий полк принял участие в русско-польских военных действиях в Белоруссии в 1654-1659 гг. Его роль была незначительна. Гораздо популярнее среди белорусов были самовольные казацкие полки. Таковые появлялись везде, где ступали лошади казаков Хмельницкого. Московские воеводы, как свидетельствует Сергей Соловьёв, в 1655-1657 гг. Между царём и шляхтой Таких оказаченных белорусов появилось ещё больше, чем в 1648-1649 гг.

Восстание богдана хмельницкого 1648 1654 карта

Восстание Богдана Хмельницкого — это один из наиболее ярких моментов истории Украины, приведший к ликвидации влияния польских магнатов на украинские земли вследствие военных побед казацких войск в период с 1648 по 1654 годы. Восстание Богдана Хмельницкого. Шаблон:Восстание Хмельницкого Освободительная война украинского народа — вооружённое казацко-крестьянское восстание на землях Надднепрянщины Речи Посполитой и последующая народная национально-освободительная война православного населения против власти Речи. Причины восстания Богдана Хмельницкого Большая часть юго-западной Руси в XVII в. находилась под властью Речи Посполитой.

Чем обернулось для евреев восстание Богдана Хмельницкого

Освободительная война украинского народа | История Вики | Fandom Новости о крестьянских восстаниях беспокоили теперь такого дворянина, как Хмельницкий; однако после обсуждения информации, собранной по всей стране, с его советниками, казачье руководство вскоре осознало, что потенциал автономии есть для захвата.
Составьте таблицу "Восстание Богдана Хмельницкого 1648-1654 годы" - Универ soloBY Первоначальные успехи казаков под предводительством Хмельницкого в сражениях на Желтой Воде и в Корсуни вызвали большой энтузиазм у украинскх крестьян — они стали видеть в Богдане Хмельницком своего спасителя и вождя.

Богдан Хмельницкий и восстание Хмельницкого

Восстание Богдана Хмельницкого привело к войне казачества с Речью Посполитой, которая шла с переменным успехом до конца жизни гетмана. Восстание Богдана Хмельницкого — кровопролитный, длительный и масштабный вооруженный конфликт 1648-1654 гг., закончившийся национально-освободительной войной. Восстание Хмельницкого или Хмельнитчина — название национально-освободительной войны против польского господства на территории современной Украины, длившейся с 1648 по 1654 год и возглавляемой Богданом Хмельницким, гетманом (атаманом).

54. Восстание под руководством б. Хмельницкого.

Январь 1653 г. Отказ Польши соблюдать условия Зборовского мира в отношении Украины 1 октября 1653 г. Решение Земского собора в Москве о принятии «под высокую руку» русского царя православного народа Украины 8-9 января 1654 г.

Происки поляков? Неизвестно когда и почему эта часть Руси названа Подолом. Возможно для отличия горной Руси от её равнинной части. Эти образцы указывают на максимально возможную полноту охвата толкования Самуила Линде статей его словаря. К национальности это выражение никакого отношения не имеет. Интересно другое, в языке великороссиян в России для отражения этого понятия — житель пограничной страны, пограничник — имелось своё родное слово рубежник, а в языке малороссов слова с таким значением даже существовало. А вот польское прилагательное Ukrainski,-a,- e имело значение пограничный, и в русском языке имелся его полный эквивалент — украинский [9], рубежный. Следует обратить внимание на описание в книге Боплана сильнейших морозов заставших польские войска на реке Мерла Merlo на описываемой им украйне, но уже в Московии зимой 1646 года. Днепровские земли, отображенные на карте 1648 года, ни у поляков, ни у малороссиян имени не имели, они были безымянными.

Это не означает того, что жители берегов Днепра не имели имени для своей родины, для своей отчизны. Такое имя у них имелось — Речь Посполитая.

Осталось всего 2 тыс. Поляки упорно оборонялись несколько дней в укреплённом лагере и ждали помощи основного отряда, но напрасно. Они потерпели поражение. Битва закончилась 5 мая 1648 г. Стефан Потоцкий умер от полученных ранений, другие знатные поляки попали в плен или погибли. Тем временем основные силы стояли у Чигирина; поляки ни о чем не переживали — воины отдыхали, пьянствовали и думали, что передовой отряд уже разобрался с Хмельницким. Только через несколько дней Потоцкий-старший понял, что вестей от сына нет не просто так, и, имея 7 тыс. Там он надеялся дождаться отряда И.

Вишневецкого 6 тыс. Но войско Хмельницкого приросло, и теперь сила была за ним. Вместе с Тугай-беем он пошёл на Корсунь. С наскока взять польский лагерь не получилось — пушки нанесли атаковавшим ощутимые потери. Потоцкий мог дать бой на удобной позиции, однако побоялся рискнуть и начал отступление на Богуслав. На лесистой дороге Хмельницкий устроил полякам засаду. Там повстанцы Потоцкого и «накрыли». Несколько сотен казаков тут же перешли на сторону Хмельницкого, а остальных ожидал полный разгром. Хмельницкий взял в плен обоих гетманов — и Н. Потоцкого, и М.

Так 16 мая 1648 г. Битва под Жёлтыми Водами. Pinterest Поражение поляков под Корсунем имело большое психологическое значение. После него восстание разрослось. Казаки пополняли войско Хмельницкого, повсюду повстанцы изгоняли из поместий польских панов; восстали киевляне, которые прогнали шляхту и католических священников. Богдан Михайлович принял титул гетмана Запорожского войска. Поляки пришли в смятение. Брацлавский воевода Адам Кисель писал в те дни: «Страшное превращение наступило в нашем отечестве! Непобедимое для турецкого императора и стольких монархов, оно побеждено одним изменником-казаком… Теперь уже рабы господствуют над нами… Все украинские провинции, откуда мы черпали всяческую силу отечества, взяли они у нас, как свои, саблею… Так внезапно, так тяжко этот неприятель растоптал польскую славу и драгоценное отечество наше». То письмо Хмельницкого королю Владиславу после битвы не возымело результата, переговоры поляки не начали — через несколько дней Владислав скончался, а на избрание следующего короля требовалось время.

Таймлайн — хронологическая линия, на которой отмечены даты образования и упразднения казачьих войск и частей, а также начала исторических событий. В соответствии с выбранной датой на карте изменяется набор отображаемых казачьих войск и частей, событий, государственные границы России и список городов. Боковое меню — с помощью бокового «выпадающего» меню можно получить доступ к основным разделам сайта.

ОСВОБОДИ́ТЕЛЬНАЯ ВОЙНА́ УКРАИ́НСКОГО И БЕЛОРУ́ССКОГО НАРО́ДОВ 1648–54

Восстание Богдана Хмельницкого — это один из наиболее ярких моментов истории Украины, приведший к ликвидации влияния польских магнатов на украинские земли вследствие военных побед казацких войск в период с 1648 по 1654 годы. Восстание Хмельницкого, также известное как казацко-польская война, восстание Хмельницкого, резня Хмельницкого или восстание Хмельницкого, представляло собой казачье восстание, происходившее между 1648 и 1657 годами на восточных территориях Речи. В середине 40-х гг. 17 в. на Украине начался новый подъём народного движения, переросший к 1648 в Освободительную войну, которую возглавил Богдан Хмельницкий. При этом и многие организаторы казачьих бунтов были далеко не от сохи – сам Богдан Хмельницкий (шляхтич герба Абданк), предводитель восстания 1592–1593 годов Криштоф Косинский (шляхтич герба Равич) и многие другие. Для Украины переломной эпохой стала Национально-освободительная война 1648-1657 годов под предводительством Богдана Хмельницкого.

Включение Левобережной Украины в состав России. Освободительная война Б. Хмельницкого 1648-1654 гг

Восстание Хмельницкого или Хмельнитчина — название национально-освободительной войны против польского господства на территории современной Украины, длившейся с 1648 по 1654 год и возглавляемой Богданом Хмельницким, гетманом (атаманом). Богдан Хмельницкий в 1648 обратился к царю Алексею Михайловичу. Так или иначе, а время положение лишь усугубляло, и украинцы в Польше начали регулярно поднимать восстания, пока в 1648 году не началась серьезная освободительная война, продлившаяся до 1654 года. Следует учитывать, что сам Богдан Хмельницкий в первые месяцы восстания еще не помышлял о переходе в российское подданство.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий