14 февраля 2004 года в российской столице произошла трагедия — обрушился стеклянный купол в аквапарке «Трансвааль». Во время трагедии 8-летняя девочка Саша не растерялась, а поступила как настоящий герой — она спасла жизнь трехлетней малышке Маше Гавриловой.
Поделиться
- В московском аквапарке продолжаются спасательные работы
- Трагедия в парке "Трансвааль". Все подробности :: Происшествия
- Комментарии
- Читайте также:
- Катастрофы глазами строителя. Часть 1. "Трансвааль"
- Трагедия в День влюблённых
"Трансвааль" не выдержала земля. Появилась главная версия о причинах катастрофы в аквапарке
Крыша ТЦ "Охотный ряд". Но тот продолжал отстаивать свою невиновность и считал, что катастрофы на его проектах — ещё не причина заканчивать карьеру. В беседе с журналистами архитектор назвал причиной обрушения крыши рынка снеговую нагрузку, к которой добавился вес торговых павильонов на антресолях крыши. Мол, когда в советские времена строили рынок, архитектор просто не мог предположить, что кто-то неравномерно загрузит верх здания павильонами с тоннами картошки вместо лёгких цветов. Так выглядел Басманный рынок в советское время. Но Басманный рынок входил в систему Департамента потребительского рынка, и за состоянием здания обязаны были следить московские чиновники, на что сослался Мишиев. Дело закончилось тем, что уже в марте Мишиева отпустили, а дело в отношении него закрыли. Расследовавшие обрушение крыши рынка члены комиссии Правительства Москвы так и не назвали причины трагедии, ограничившись рассуждениями о неправильной эксплуатации здания в течение долгих 30 лет. Юрий Лужков подписался под обтекаемым заключением, свою подпись оставил и входивший в комиссию Нодар Канчели. Ни одно ведомство или должностное лицо от выводов расследования не пострадало... Об исках в пользу родственников 66 погибших азербайджанцев и грузин никто даже не заикался — тела просто отправили на родину.
Несчастные торговцы зеленью жили в своих лавках на рынке, поэтому погибли в столь ранний час. А если бы рынок рухнул всего на несколько часов позже, число жертв могло бы увеличиться в десятки раз… И большинство из них были бы москвичами. Архитектурное наследие Канчели По сообщению источника Лайфа, после обрушения "Трансвааль-парка" все спроектированные Канчели здания были проверены экспертами, но не здание Басманного рынка, которое почему-то не вызвало никаких нареканий. Известно, что после обрушения нашлись далеко не все проектные документы. Здание строили в 70-х, в конце 80-х должны были провести его реконструкцию, но пришли "лихие 90-е", и работы провели только частично, добавив пару лестничных пролётов. Сам Канчели позже признавался, что знал и о перегруженных антресолях, и о скапливающемся на крыше снеге, но убеждённый в своих расчётах архитектор не думал, что страшная история с аквапарком повторится. Железобетонная крыша Басманного рынка представляла из себя плоский круг диаметром в 80 метров без опоры на капитальные стены. Ажурная, но тяжёлая конструкция опиралась на стальные тросы-ванты, натянутые от краёв к середине. В России осталось ещё два здания по проекту Канчели с такой же кровлей: питьевая галерея в Ессентуках и рынок в Ангарске.
АМ Сергей Киселев и Партнеры Вчера было установлено, что трагедии в московском "Трансвааль-парке" предшествовало разрушение одной из колонн, поддерживающих крышу сооружения. Опора могла переломиться из-за деформации лежащего под ней фундамента или воздействия точечного заряда: за секунду до катастрофы видеокамера наружного наблюдения зарегистрировала появление облака пыли у основания колонны. С подробностями — Сергей Ъ-Дюпин. Версии застройщиков Напомним, что в начале расследования большинство экспертов считали причиной обрушения крыши аквапарка дефекты самой крыши, построенной по проекту известного конструктора Нодара Канчели. Высказывались, в частности, мнения о том, что при проектировании этой конструкции, ее строительстве и эксплуатации были допущены ошибки. Но ни одна из версий подтверждения пока не нашла. Но все они имеют форму полной сферы с основанием в виде круга, квадрата или прямоугольника. Зато проблем возникло много. Главная из них заключалась в том, что ни сотрудники ЗАО К, ни их коллеги из других бюро не могли провести независимую экспертизу расчетов: их просто не с чем было сравнивать. Это косвенно свидетельствовало о правильности конструкторских расчетов, качестве стройматериалов и добросовестности строителей. Если бы оказалось не соблюденным хотя бы одно из этих трех условий, крыша провисла бы на большую величину". Уже после трагедии конструкторы ЗАО К проверили свои расчеты: двое сотрудников на двух компьютерах независимо друг от друга пересчитали весь проект и получили результаты, идентичные тем, которые были выданы перед строительством. Не было серьезных замечаний у проектировщиков и к строителям — турецкой фирме Kocak Insaat. Дело в том, что ответственные монолитно-бетонные конструкции заливаются непрерывно, иначе в места стыка может попасть грязь и они потеряют прочность. Мы очень переживали из-за этого инцидента, взяли участок крыши, на котором произошел технологический сбой, под особый контроль, но ни одной трещинки на нем не появилось". Конструкторы опровергают и предположения о том, что причиной обрушения стал неправильный расчет воздействия снеговой нагрузки. Наша крыша была рассчитана на самый сильный снегопад, когда-либо зарегистрированный в средней полосе. Кстати, аквапарк благополучно простоял уже три зимних сезона, включая этот.
По окончании проектирования готовый комплект проектной документации был передан заказчику - фирме "Кочак Иншаат". Фирма выполнила коренные леса и деревянную опалубку, уложила арматуру и в августе 2001 года забетонировала оболочку. Проект производства работ по бетонированию оболочки выполнялся фирмой "Промстрой" и был согласован с ЗАО "К". Авторский надзор за возведением железобетонной ребристой оболочки осуществлял сам Канчели. Нодар Канчели убежден: обрушение стало следствием "внешнего воздействия" Фото: Владимир Новиков Параллельно фирма "Кочак Иншаат" заключила договор с НИИ железобетона на контроль за железобетонными и арматурными работами. Представители института находились на стройплощадке практически постоянно. Канчели на объекте появлялся по мере необходимости, то есть в случае вызова подрядчиком или по своему усмотрению. Например, 16 августа 2001 года Канчели обнаружил, что непрерывное бетонирование оболочки было прервано на несколько часов: вышел из строя один из бетононасосов. Как отмечают следователи, архитектор был этим очень расстроен, так как могла получиться немонолитная конструкция, возникал риск образования стыков и швов. Из текста обвинительного заключения также выясняется, что рекомендации по мониторингу системы "колонны со связями - оболочка" не вырабатывались, поскольку эта задача перед ЗАО "К" вроде бы и не ставилась. Вибрационные нагрузки не учитывались. Расчеты на перепад температур железобетонной ребристой конструкции не выполнялись. А кроме того, по мнению следствия, конструкция не была рассчитана на внешние воздействия типа взрыва, просадки опор и другие чрезвычайные ситуации. Исходя из всего этого, обвинение пришло к трем версиям относительно причин трагедии, которых придерживается и до сих пор. Ошибки проектирования Версия первая - это проектные ошибки. Условно обвинение в этой части можно разделить на 12 пунктов, согласно которым автор проекта архитектор Канчели не учел ряд факторов, впоследствии ставших роковыми и приведших к обрушению. Перечислим лишь некоторые из этих пунктов, чтобы понять, в чем же заключается ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей со стороны архитектора. Прежде всего это использование в процессе проектирования ряда конструктивных решений. Например, как полагает следствие, была использована выполненная с расчетной ошибкой модель системы "железобетонная ребристая оболочка - металлические колонны со связями". Архитектором не были учтены такие факторы, как растрескивание зон растяжения бетона и его ползучесть. Кроме того, остались без должного внимания такие моменты, как критические растягивающие усилия в связях-распорках, температурные воздействия в периоды строительства и эксплуатации. Необоснованно была упрощена схема задания ветровой нагрузки. Не было выполнено достоверного расчетного анализа напряженно-деформированного состояния, прочности и устойчивости опорных колонн и их критически важных узлов при действии реальных нагрузок.
Трещина, разломившая жизни Среди отдыхающих была и семья Ершовых из Твери, Евгений и Люба с дочкой — второклассницей Сашей. Отец тогда работал в Москве, с женой и дочерью виделся только по выходным. Но 15 февраля у Евгения был день рождения, поэтому Люба и Саша приехали в столицу, чтобы устроить настоящий праздник для любимого папы. Да и девочка очень хотела попасть в "Трансвааль": Саша с раннего детства занималась плаванием, и побывать в этом огромном аквапарке с бассейнами и аттракционами было её мечтой. Так Ершовы и оказались среди тех 1300 человек, жизнь которых в один миг разломила трещина в куполе огромного здания. Беда пришла, как всегда, неожиданно. В шесть часов вечера началась вечерняя дискотека, люди плавали в бассейнах, сидели в кафе и барах. Странный хлопок, который услышали многие посетители, раздался примерно в 19:15 — это время потом смогут установить по камерам видеонаблюдения. Почти сразу на бассейны — в основном на детский — словно упало небо в сверкающих брызгах осколков стекла. Один из самых больших аквапарков Европы в считаные минуты превратился в груду бетонных обломков, под которыми погибли 28 человек. Пять тысяч квадратных метров бетонных и стеклянных конструкций накрыли практически всю водную часть комплекса. Взрослый бассейн оказался почти не тронутым. Зато самый кошмар творился в детской зоне. Здесь было больше всего посетителей. COM "Не увижу больше никогда" В момент обрушения мама Саши сидела в кафе, наблюдая, как плещется в воде дочь и катается на аттракционе муж.
"Трансвааль" не выдержала земля. Появилась главная версия о причинах катастрофы в аквапарке
Аквапарк «Трансвааль-парк» открылся в 2002 году. Спустя некоторое время Трансвааль-парк окончательно прекратил свое существование. Вскоре на месте же бывшего «царства вечного лета» была построена часовня в память о жертвах, остатки здания долгое время пытались реконструировать, что там находится сейчас − непонятно. 14 февраля в московском аквапарке “Трансвааль-парк” в 19 часов 15 минут 43 секунды по московскому времени начал рушиться железобетонный купол. Аквапарк «Трансвааль» через год после Трагедии / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС». На территории стройки в Ясенево, где раньше находился печально известный аквапарк «Трансвааль», в среду днём произошёл пожар.
Читайте также:
- Проекторы и инвесторы
- Трагедия в развлекательном комплексе «Трансвааль-парк»
- Читайте также
- 20 лет со дня обрушения крыши аквапарка Трансвааль в Москве. Вы помните или не знаете об этом?
- Хроника и рассказы очевидцев трагедии в аквапарке | Урал-пресс-информ
“Tрансвааль”: секретная версия
Виновникам трагедии в аквапарке светит до 5 лет. Трагедия в развлекательном комплексе «Трансвааль-парк». Площадь обрушения составила почти пять тысяч квадратных метров. «Трансвааль»? Нет, не в курсе, - пожимают плечами в раздевалке посетители, молодые ребята, на вид студенты. РИА Новости, 1920, 14.02.2024. 14 февраля – дата страшной трагедии в аквапарке «Трансвааль».
23 февраля — никто из москвичей не пострадал
- ディオール ジュエリー スーパーコピー,バーバリー ショルダーバッグ レプリカ,カルティエ時計レプリカ
- “Tрансвааль”: секретная версия - МК
- Москва. Трагедия в аквапарке; 14 февраля 2004 года. Д/ф "Трансвааль - потерянный рай"
- "Был человек – и нет человека": как живут люди после трагедии в "Трансвааль-парке"
§ 2. Катастрофа аквапарка «Трансвааль»
По прошествии времени имеются все основания еще раз вернуться к трагедии в аквапарке «Трансвааль Парк», случившейся 14 февраля с.г. Дело в том, что до настоящего времени так и не объявлены истинные причины произошедшего. В московском аквапарке "Трансвааль-парк" по адресу Голубинская улица, дом 16 (район Ясенево), в 19 часов 15 минут 43 секунды по московскому времени начала рушиться кровля. Бывший московский аквапарк "Трансвааль" будет реконструирован и станет оздоровительным комплексом для семейного отдыха, сообщает радио "Эхо Москвы".
Катастрофы глазами строителя. Часть 1. "Трансвааль"
Я в это время пытался загорать. Обслуживающий персонал тут же весь убежал на помощь раненым. Я в плавках шел практически полкилометра в обход здания, по снегу, чтобы попасть хотя бы в тепло", - говорит он. Поиск выживших Как сообщил мэр Москвы Юрий Лужков, в момент аварии в здании бассейна непосредственно в зоне обрушения находились 436 человек, а во всем комплексе - 1300. Вначале пострадавших было так много, что их выносили на почти 20-градусный мороз, даже ничем не накрыв, и сразу на носилках грузили в машины скорой помощи.
На месте трагедии скопилось столько автомобилей различных служб, что порой машинам с пострадавшими приходилось ждать, пока освободится выезд. В остальном спасатели и врачи работают слаженно. Они не теряют надежды на то, что еще удастся спасти людей, оказавшихся под завалами. Периодически спасатели проводят минуту тишины, прекращая все работы и пытаясь при помощи специальной аппаратуры определить, где под обломками могут находятся люди.
Одновременно с проведением спасательных работ власти пытаются установить причины трагедии. Мэр столицы Юрий Лужков говорит, что пока нет оснований говорить о том, что крыша рухнула из-за взрыва. По его словам, судя по видеозаписи произошедшего "никаких специфических моментов, связанных с наличием внутреннего взрыва, не было". Недостаток конструкции?
Не выдержав нагрузки, валятся наружу соседние колонны. Что происходит дальше, видеокамера не зафиксировала, но это уже известно со слов уцелевших посетителей аквапарка. Край крыши в том месте, где упала колонна, треснул, трещина быстро поползла вверх, а когда она достигла геометрического центра сегмента, огромный купол "раскрылся" вниз подобно двустворчатым дверям.
Таким образом, установлено, что катастрофа началась именно с появления пылевого облака, однако из-за чего появилось само облако, специалисты пока не знают. Однако выброс пыли мог произойти и в результате взрыва заложенного возле колонны небольшого так называемого точечного заряда. После недавнего взрыва в метро мы получили оперативную информацию о том, что террористы планируют провести еще несколько масштабных акций.
Поэтому и террористическую версию, на наш взгляд, отвергать пока рано". Три лицензии приостановлены: архитекторов, конструкторов и строителей Официально проектная документация по "Трансвааль-парку" представлялась фирмой Сергея Киселева "Киселев и партнеры", а в портфолио архитектора конструктором комплекса назван Игорь Шварцман. Именно в таком виде проект публиковался в ряде изданий.
Проект железобетонного купола был выполнен высококвалифицированными специалистами, работающими в другой компании, нанятой напрямую генеральным подрядчиком". По словам одного из владельцев фирмы "Сергей Киселев и партнеры", потребовавшего не называть его имени в печати, на купол "Трансвааля" было сделано отдельное проектное задание и произведена отдельная экспертиза. Причины обрушения конструкции до окончания следствия архитекторы комментировать отказались.
Представитель фирмы также подчеркнул, что Сергей Киселев не является подозреваемым по уголовному делу об обрушении купола и, напротив, входит в число членов комиссии по расследованию причин катастрофы. По сложившейся в "Курортпроекте" как и в большинстве проектных организаций традиции проекты ведут мастерские с собственным юридическим лицом. Следует отметить, что Нодар Канчели — это самый знаменитый и самый опытный в Москве конструктор, разрабатывавший наиболее сложные узлы сегодняшних московских строек.
Среди его последних работ — светопрозрачное покрытие Гостиного двора, купол храма Христа Спасителя, перекрытия подземного комплекса на Манежной площади, гостиницы "Белград" и "Белград-1", оболочка Бауманского рынка, пансионат "Дружба" в Ялте. Только что он в соавторстве с архитектором Михаилом Хазановым выиграл конкурс на проектирование московского Сити. Как мы уже писали, в случае с "Трансвааль-парком" речь идет о тривиальной типовой конструкции, которую прекрасно умеют делать в России и которая доказала свою надежность на десятках объектов.
Комплекс вмещал около 2000 человек. Расследование причин трагедии продолжалось больше 20 месяцев. В декабре 2005 года было подписано обвинительное заключение. Виновником трагедии был признан в ходе расследования архитектор Нодар Канчели, а официальной причиной катастрофы в «Трансвааль-парке» была названа ошибка проектирования.
На месте трагедии 14 февраля 2005 года установили православный крест и памятный знак с фамилиями погибших, а позднее построена часовня.
Бетон очень хорошо выдерживает напряжения сжатия, прочность на растяжение, и изгиб у него гораздо меньше. Кроме того, границы между зернами, по сути, представляют собой микродефекты структуры, по которым при определенных условиях может происходить разделение зерен. Под воздействием вибраций в тонкостенных элементах аквапарка возникали поперечные волны, которые приводили к появлению изгибных деформаций.
Если возмущающие колебания не совпадают по частоте с собственными колебаниями системы, разрушение вряд ли может произойти. Опасность вызывают колебания с частотами, близкими к собственной частоте системы. В таких случаях конструкция может войти в резонанс и разрушиться. Действительно, в начальный период эксплуатации, судя по параметрам конструкции здания аквапарка, резонансные частоты его элементов, в частности купола, находились в диапазоне 5 кГц.
Посторонние источники воздействовали на здание с частотами 20-200 Гц. Однако длительное воздействие вибраций привело к росту микродефектов в бетоне. Качественно разрушение структуры бетона под действием переменных напряжений можно представить следующим образом: пусть в некий начальный момент времени на выделенной площадке действуют некоторые напряжения, не превышающие в среднем предела упругости. По закону Гука они вызывают соответствующие деформации.
Но из-за хаотического взаимного расположения зерен локальные местные напряжения и деформации не совпадают со средними, в частности могут существовать области, где напряжения превышают предел упругости. При статическом нагружении такое положение не вызовет опасных последствий.