Новости масленица праздник христианский

После молебна 8 марта в воскресной школе храма Иверской иконы Божией Матери прошел праздник "На Масленицу не скучаем, блинами угощаем". Дорогие друзья! В это непростое время мы просим Вас посильно поддержать наш проект в создании нашего нового контента. Даже небольшая сумма окажется значимой. Священнослужитель напомнил православным верующим о том, что Масленица и её обычаи, такое как сжигание чучела зимы, являются остатками языческой, до христианской традиции.

В России готовятся к кулачным боям, блинам и другим событиям Масленицы

  • ЛЮБИМЫЙ НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК. ХРИСТИАНСКИЕ ТРАДИЦИИ МАСЛЕНИЦЫ - Телеканал «СПАС»
  • Смысл и традиции Масленицы
  • Масленица – что это? | Правмир
  • Каковы народные традиции Масленицы?

Масленица — 2024: традиции по дням недели, гадания и заговоры на блины

Гадая, люди служат силам зла Коснулись в разговоре с батюшкой мы и темы гадания. Ведь зима, а точнее дни между Рождеством и Крещением Святки - Ред. К ним не стоит прибегать ни при каких обстоятельствах, потому что, гадая, люди служат силам зла, открывая им доступ к своей жизни. В последующем это может обернуться весьма печальными последствиями для вороживших. Тесно связана наша жизнь и с различными суевериями - некими ограничениями и разными предрассудками, которыми человек сам себя лишает свободы. Черная кошка перебежала дорогу - обходи стороной; если пришлось вернуться домой, перед тем, как уйти, посмотрись в зеркало, и другие... Арсений Вилков считает, что эти «народные истины» вводят людей в состояние страха. Ведь слово «суеверие» означает суетная вера, то есть некие метания души, когда нет веры истинной.

В таком состоянии человек начинает себя накручивать, меняется его поведение, и в итоге он может прийти к обстоятельствам, на которые он сам себя изначально настроил. И это повод подсказать нашим близким, что суеверное отношение к жизни способно только навредить, - говорит Арсений Вилков.

У восточных славян этот день был также посвящен празднованию завершения полевых работ. Только вместо Бога осеннего солнца за собранный урожай чествовали и благодарили Богородицу. Рождество Христово Рождественские колядки. Русская церковь празднует этот день по старому стилю Юлианскому — 7 января. Традиция рождественских гаданий и колядок, которые неизменно начинаются 7 января и заканчивается на Крещение, пришла к нам из языческого мира.

С давних времен 25 декабря славяне чествовали солнечного бога Коляду и приветствовали новое солнце, которое рождалось после зимнего солнцеворота. В день Рождества солнца-младенца люди преимущественно деревенские жители устраивали прыжки через костер, пели песни-колядки и обходили соседние дворы с фигуркой солнца. С приходом Христианства день Коляды поменялся на Рождество Христово, но обрядовая часть древнеславянского праздника сохранялись вплоть до наших дней. Сырная седмица Чучело Марены как главный символ прощания с зимой. Праздничные мероприятия начинались за 7 дней до равноденствия и продолжались еще неделю после него. По одному из поверий, название праздника произошло от слова «комы» — круглые хлебцы или блины, которые пекли старшие женщины в семьях. По другой легенде, первый блин приносили медведю.

В древности медведей звали комами, отсюда и появилась известная поговорка «первый блин — кому комам ». В весенний праздник славяне устраивали массовые гуляния, чтобы задобрить Бога солнца и попросить хороший урожай. У капища накрывались большие столы, а обязательным блюдом были круглые блины и лепешки в форме солнца. Еще один важный атрибут — чучело Марены, сожжение которой символизировало окончательный уход злой и холодной зимы.

На Сырной седмице уже в среду и пятницу мы начинаем читать покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина. Кстати, советую включить ее в домашнее молитвенное правило — утром и вечером в эти дни. В каком-то плане, Масленица — уже начало постного времени. Потому что мы не вкушаем мясо, готовим свое тело к сорока дням строжайшего в году поста. Самое главное на Масленицу — помнить, что Великий пост не за горами, и в него мы должны войти чистыми. Разбитная, веселая, хмельная Масленица пусть останется частью фолклора, а мы давайте будем радоваться, но светлой, вдумчивой радостью.

Воспоминание о Тайной Вечери и установлении Таинства Евхаристии. Блаженной Матроны Московской. Страстная пятница. Вспоминают осуждение на смерть Христа, Его крестные страдания и смерть. День самого строгого поста в году. Великая суббота, день скорби, день, когда Иисус Христос Телом пребывал "во гробе". В храмах поют "Да молчит всякая плоть". Праздник Воскресения Христова, Пасха, торжество победы жизни над смертью. Безгрешный, Иисус добровольно, из любви к нам, отдает Себя на крестную смерть и Своим страданием искупает человечество от власти смерти. Курска 5 мая, воскресенье - 11 мая, суббота. Светлая неделя. Пост отменяется. Великомученика Георгия Победоносца 303 г. Антипасха то есть "вместо Пасхи" , или Фомино воскресенье. С Фомина воскресенья в Церкви начинают венчания их не совершали с 9 марта. Святителя Игнатия Брянчанинова 1867 г. Всю Светлую седмицу не положено поминать усопших, не совершаются панихиды, не ходят на кладбище. Для этого установлен специальный день - Радоница. Иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша". Неделя жен-мироносиц. Праздник православных женщин. День святителя Николая Чудотворца ок. Никола летний. Равноапостольных Мефодия 885 г. Июнь 1 июня, суббота. Благоверного князя Димитрия Донского 1389 г. День в честь Владимирской иконы Божией Матери. Праведного Иоанна Русского, исповедника 1730 г. Икон Богородицы "Споручница грешных" и "Недремлющее око". Вознесение Господне. На сороковой день после Пасхи Христос собрал Своих учеников, привел их на Елеонскую гору и вознесся на Небо. Курска 14 июня, пятница. Праведного Иустина Поповича 1978 г. Троицкая родительская суббота, поминовение усопших накануне Троицы, особо поминают неполучивших христианского погребения. Преподобного Кирилла Белозерского 1427 г. День Святой Троицы, Пятидесятница. Посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после Воскресения Христова отсюда название "пятидесятница". День рождения Христианской Церкви. К празднику украшают зеленью дома, в храм приходят с цветами - знак вечной жизни. Святителя Иоанна, митрополита Тобольского 1715 г. День Святого Духа, или Духов день. В неделю, начавшуюся Днем Святого Духа, отменяют посты. Курска 30 июня, воскресенье. Икон Богородицы "Умягчение злых сердец" и "Нерушимая стена". Июль 1 июля, понедельник - 11 июля, четверг. Петров пост, в честь учеников Христа апостолов Петра и Павла. Начинается со второго понедельника после Троицы и заканчивается в праздник святых апостолов Петра и Павла. Владимирской иконы Божией Матери. Курска 7 июля, воскресенье. Рождество Иоанна Предтечи. Пророк был предвестием Христа отсюда имя - Предтеча , тем, кто узнал Христа и крестил Его отсюда имя - Креститель. Всех святых в земле Российской просиявших. Тихвинской иконы Божией Матери. Апостолов Петра и Павла. Преподобного Паисия Святогорца 1994 г. Преподобного Андрея Рублева, иконописца XV в. Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца 1422 г. Преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары 1918 г. Казанской иконы Божией Матери 1579 г. Равноапостольной Ольги, великой княгини, в крещении Елены 969 г.

Масленица — традиционный славянский праздник или последняя неделя перед Великим постом?

Очевидно, что это празднование не связано с двунадесятым христианским праздником и получило календарную привязку уже после утверждения христианства. Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена. Однако масленичная неделя и Масленица – сюжет именно православной церкви. В других христианских конфессиях такой традиции нет, но и строгость поста у всех различается. Сегодня подходит к концу масленичная неделя С одной стороны, праздник Масленицы христианский читайте далее. 1) Нынешняя Масленица (сырная седмица) — это праздник Русской православной Церкви, заменивший великое славянское Солнечное празднование и не имеющий никаких языческих корней. В христианстве Масленица вообще не относится к сугубо церковным праздникам.

Наследие. Православные традиции. Масленица

Народный праздник в храме Праздник Обрезания Господня и день в честь святителя Василия Великого (IV в.), составителя Божественной литургии.
Почему христиане празднуют Масленицу? Что же это за праздник на самом деле и была ли замена языческой Масленицы ее христианским прототипом?

Масленица: история, обряды и обычаи

Считается, что праздник Масленицы возник как обряд поминания умершей Мораны (зимы-стужи). Празднование Масленицы по языческим традициям — грех для христианина. В чем христианский смысл Масленицы, а какие ее традиции имеют языческие корни — в нашем материале.

Масленица: языческий или православный праздник?

православный праздник с языческими корнями версия для печати В разгаре Масленица - единственный праздник в году, который "миряне" и православные отмечают сообща. Праздник Обрезания Господня и день в честь святителя Василия Великого (IV в.), составителя Божественной литургии. Масленицу — Комоедицу заменили на православную Масленицу, которую называют Мясопустной неделей и Сырной седмицей. Кульминацией праздника станет последний день Масленицы, 17 марта, совпадающий с православным Прощёным воскресеньем. Масленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядовой основе ряд элементов дохристианской славянской мифологии. день весеннего равноденствия.

В православной семейной гостиной “Радонеж” прошёл праздник “Широкая масленица”

Народ катался с горок, устаивали кулачные бои, соревнования, прыжки через костры. Главное действо — штурм и захват снежного городка. Пятница — тещины вечерки. В этот день с ответным визитом теща приходила в гости к зятю на блины, испеченные его женой. Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки к себе в гости приглашали золовок и других родственников мужа. Если золовка не была замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг. Воскресенье — проводы. Это Прощеное воскресенье и проводы зимы.

Люди просят друг у друга прощения за все обиды, нанесенные вольно или невольно. В ответ на просьбу произносят: «Бог простит, и я прощаю». Чтобы встретить весну, в этот день сжигают чучело зимы, облаченное в женский традиционный русский наряд. Обещают и оригинальные варианты: сырные, свекольные, шпинатные, тыквенные, безглютеновые или на альтернативном молоке. Так как на масленичную неделю выпадает День защитника Отечества, то некоторые акции будут связаны с участниками СВО. Например, на Пушкинской набережной в парке имени Горького в видеостудии любой желающий сможет записать обращение к военным, а на всех площадках «Московской Масленицы» откроют экспресс-курсы по созданию открыток для героев. Также будут собирать подарки для участников СВО.

Считалось, что чем пористей блинок, чем больше в нем дырочек, тем больше денег появится в ближайшем будущем в доме. Угощая, брали символическую монетку и клали в карман со определенными словами. Также в субботу собравшиеся девушки и женщины гадали на будущее. Воскресенье — Прощеное воскресенье Совершалось заговенье перед Великим постом. На самом высоком холме сжигали чучело Масленицы и ходили на кладбище, чтобы помянуть умерших родных. Люди обязательно просили друг у друга прощения и сами старались забыть прошлые обиды. При встрече говорили: «Прости меня», а в ответ слышали: «Бог тебя простит», чтобы начать Великий пост без отягчающих душу мыслей. История и традиции Масленицы История Масленицы уходит в глубину веков. Яркая, шумная, веселая и сытная Масленица объединяет в себе народные традиции русской культуры и глубокий смысл христианской веры. Появился праздник еще на языческой Руси. Изначально это были проводы зимы и приветствие скорого прихода весны. Жизнь и достаток человека в то время зависели от сезона и погоды за окном. После тяжелой, холодной и нередко голодной зимы люди искренне радовались потеплению. Они ждали, когда скотина сможет насытиться зеленой травой, а на столе в достатке появится еда. Имя праздника произошло от слова «кома» — медведь. Животное считалось одной из ипостасей языческого бога Велеса. Кстати, присказка «Первый блин комом» относится к тем же медведям. По тогдашней традиции часть первых блинов отдавали медведям. Люди верили, что так можно задобрить Велеса и ускорить приход цветущего сезона. Изначально на Масленицу пекли не блины, а пряники, которые подавали с киселем. Ученые высказали предположение, что самый первый масленичный блин получился именно из киселя в IX веке. Но популярность он обрел не сразу. Главным кушаньем долгое время считался «сладкий хворост». Блины перешли в разряд символа Масленицы лишь спустя семь веков. Бытует мнение, что народ подметил сходство румяного угощения с солнцем и сделал его ключевым блюдом праздничного стола. Кроме Велеса, древние славяне почитали Ярило — бога весеннего Солнца. В его честь пекли похожие на солнечный диск лепешки и поджигали чучело — Мару.

На Масленой неделе люди собирались вместе после церковных богослужений, ходили друг к другу в гости, веселились, устраивали различные розыгрыши и игры. Венчал праздник Масленицы день Прощенного воскресенья. В него все старались простить друг другу обиды, примириться с ближними и Причаститься Святых Христовых Таинств, чтоб в Великий Пост вступить с чистым и легким сердцем, ни на кого не держащим обид. Преподаватель воскресной школы Карпова Л. Чтобы провести Масленицу с пользой для души и тела, ребята из воскресной школы приняли участие в веселых, подвижных играх. Вместе с преподавателями воскресной школы Карповой Л. А и Шаталовой Т.

Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца. А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным! Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию! Протоиерей Димитрий Мерцев председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол» : — Несмотря на то, что в наше время масленица — уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет. Проводить масленичную а, вернее, Сырную, или мясопустную неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом. Церковь уже загодя готовит нас к Великому посту евангельскими притчами о мытаре и фарисее, о блудном сыне и, наконец, напоминанием о Страшном суде. И хотя на неделе о мытаре и фарисее мы еще вкушаем скоромное, Церковь нам уже напоминает, что надо настраиваться на такую молитву, как у мытаря, чтобы она была принята Богом. В этом смысле и масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого поста. В этот период православным можно, к примеру, провести литературно-музыкальный вечер: почитать стихи христианского содержания, послушать духовные песнопения с настроем на покаяние допустим, балладу о Кудеяре — о двенадцати разбойниках. Такого рода развлечения перед Великим постом вполне уместны. Отношение нецерковных людей к этому празднику известно: «Скоро масленицы звонкой закипит веселый пир…». Однако верующим на масленицу недопустимо участвовать во всеобщем разгуле, объедении и пьянстве. Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу». В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь». Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь. Понедельник 1-й седмицы Великого поста называется Чистым понедельником: чистая совесть, чистая душа — потому что было Прощеное воскресенье. Также надо быть чистым и в телесном составе, если человек — Божий, поэтому должно быть воздержание. По слову святых отцов, Великий пост — это весна духа, ведь когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное. Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично. Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский. Это и ласковость, и строгость педагогики, чтобы довести нас до Христа. Церковь всегда во всем дает нам постепенность. В то время, как уже начинается постепенное введение в покаянные образы церковным богослужением «Покаяния отверзи мне двери…», молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» , еще дается возможность подкреплять себя скоромной пищей, и только потом наступает уже Великий пост. Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост. А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой — особый характер богослужения, которое возвышает душу. И одно дополняет другое. Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось. Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером. Священник Алексий Зайцев клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия» : — История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о масленице точнее, Сырной неделе , мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская». Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях — Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии. Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста. Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями где могли и убить ради потехи , пьянством, чревоугодием и развратом. Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества.

Как отметить Масленицу так, чтобы не было стыдно за блинное обжорство

Свой талант дарили самодеятельные коллективы сельского дома культуры Посетители приняли участие в мастер- классе???? Веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы завершились сжиганием ее чучела. Прощай, Зима. Здравствуй, Весна!

А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой — особый характер богослужения, которое возвышает душу. И одно дополняет другое. Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось. Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером. Священник Алексий Зайцев клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия» : — История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о масленице точнее, Сырной неделе , мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская». Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях — Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии. Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста. Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями где могли и убить ради потехи , пьянством, чревоугодием и развратом. Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества. Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти. Стоит отметить, что для каждого христианина масленица — это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи для того, чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души. Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста. Священник Павел Гумеров : — У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица. Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием. Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения.

В последнее воскресенье перед постом по обычаю церкви принято прощать друг другу все грехи и обиды. А затем, по старинной традиции, дружно идти на кулачные бои — самую популярную забаву на Руси. Фирменное блюдо масленицы во всех ее ипостасях - блины. В старину, пожалуй, никакое другое блюдо русской кухни не могло сравниться с их популярностью. Никто не знает, когда блины впервые появились на нашем столе, но известно, что они были ритуальным блюдом еще у языческих славянских народов. Их круглая форма олицетворяла солнце. Блины как праздничное яство встречается в книгах Святого Писания под именем млинов. Царь Давид раздавал их народу по случаю празднества при перенесении кивота Господня: "Даяше по млину сковородному"... У русских слово млин означало изделие из гречневой молотой муки, пекущееся на сковороде, подмазанной маслом, позднее переменилось в блин.

В день Рождества солнца-младенца люди преимущественно деревенские жители устраивали прыжки через костер, пели песни-колядки и обходили соседние дворы с фигуркой солнца. С приходом Христианства день Коляды поменялся на Рождество Христово, но обрядовая часть древнеславянского праздника сохранялись вплоть до наших дней. Сырная седмица Чучело Марены как главный символ прощания с зимой. Праздничные мероприятия начинались за 7 дней до равноденствия и продолжались еще неделю после него. По одному из поверий, название праздника произошло от слова «комы» — круглые хлебцы или блины, которые пекли старшие женщины в семьях. По другой легенде, первый блин приносили медведю. В древности медведей звали комами, отсюда и появилась известная поговорка «первый блин — кому комам ». В весенний праздник славяне устраивали массовые гуляния, чтобы задобрить Бога солнца и попросить хороший урожай. У капища накрывались большие столы, а обязательным блюдом были круглые блины и лепешки в форме солнца. Еще один важный атрибут — чучело Марены, сожжение которой символизировало окончательный уход злой и холодной зимы. С этим праздником церковь боролась особенно активно, но безуспешно, поэтому решила адаптировать его под себя и в XVI веке ввела 7-дневную Масленицу. Языческая Комоедица выпадала на период поста, когда любые увеселительные мероприятия запрещались церковью. Духовенство «передвинуло» свою сырную седмицу ближе к началу года, тем самым отведя этому празднику неделю перед постом. В результате традиционные двухнедельные мероприятия в честь Комоедицы сократились до 7 дней. Таким образом был введен новый православный праздник взамен старого языческого, но стереть его традиции так и не удалось. Об этом свидетельствуют ежегодные масленичные гуляния по всей России, которые точь-в-точь повторяют обряды Комоедицы.

МАСЛЕНИЦА - ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И ПРИМЕТЫ

Еще одна мужская забава на Масленицу — «Взятие снежной крепости», увековеченная в картине Василия Ивановича Сурикова. В крепости прячется Масленица в последний свой день. Всё мужское население делится примерно поровну. Одни - становятся защитниками крепости символизируют слуг Мары. Другие — нападающими светлые силы. Цель последних - захват крепости и Масленицу. На Масленицу обязательно поминали предков. В некоторых регионах в воскресенье ходили на кладбище — «прощаться» с духами умерших, которые, как считалось, всю неделю находились рядом с потомками.

Один из самых важных атрибутов этого праздника — угощения, и в первую очередь блины. Их пекли практически каждый день Масленицы. Такое блюдо имеет глубокое сакральное значение. Продукты, из которых готовили тесто молоко, мука, вода символизируют жизнь, плодородие. Круглые, румяные, горячие, — блины являются символом солнца, свет которого дает жизнь, а значит, обновления и плодородия. Такое блюдо ели горячим, что намекало на радости земной жизни. Некоторые ученые утверждают, что блины — это традиционное славянское поминальное блюдо.

Их подавали на трапезах, раздавали нищим, чтобы те помянули усопших. Именно блины славяне использовали в качестве ритуальной пищи, задабривая духов, которые, по преданиям, жили в кронах деревьев. Их воплощением считались птицы — пернатым отдавали первый испеченный самый вкусный блин. В этом был и практический смысл: так славяне подкармливали птиц, вернувшихся из теплых краев. Сегодня сакральный смысл этого блюда известен не многим, но популярности блины не утратили. Однако в современном ритме жизни у хозяек не всегда есть возможность потратить время на приготовление такого лакомства. Чтобы соблюсти традиции, но не возиться с тестом, стоит попробовать блины «Сытый папа» или блинчики «С пылу с жару».

Специально к Масленице в линейке «С пылу с жару» есть вкуснейшие блинчики : в них можно завернуть любую начинку — от сгущенки с орешками до грибов или сливочного сыра. Календарь Масленицы Сегодня этот праздник длится не один день, а целую неделю, заканчиваясь Прощеным воскресеньем. Подготовка к нему начиналась заранее: хозяева тщательно убирали в доме, выбрасывали или сжигали сор, ненужные вещи. В народном календаре каждый день Масленицы имеет свое название, приметы и традиции. Сегодня их соблюдают не все, многие обычаи отошли в прошлое. Описание дней Масленицы Понедельник называется встречей. В этот день народ «встречается» с чучелом Масленицы.

В древние времена его возили на санях, а затем устанавливали на горе или холме. Это веселый день, наполненный песнями, смехом и катаниями с горки. Вторник называется заигрышем.

Суббота — Золовкины посиделки. Воскресенье — Проводы Масленицы Можно ли есть мясо на Масленицу? Нет, в Сырную седмицу Масленицу мясо исключается из рациона человека, который готовится к Великому посту. Что нельзя есть на Масленицу? В Сырную седмицу Масленицу из рациона человека, который готовится к Великому посту, исключается мясо и мясные продукты. Можно ли есть рыбу на Масленицу?

Да, вкушение рыбы в Сырную седмицу разрешается. Что нельзя делать на Масленицу? Как и в любые другие дни, в Сырную седмицу перед постом, или Масленицу, как ее называют в народе, нельзя гневаться, нельзя обижать ближних. Одним словом, наносить вред другим людям. Есть еще и постовое, то есть гастрономическое воздержание, но оно заключается в этот период только в воздержании от мяса и мясных продуктов. Можно ли убираться на Масленицу? Конечно, на Масленицу можно делать уборку в доме. Для того, чтобы в первую седмицу Великого поста не отвлекаться на бытовые дела и как можно больше времени посвятить молитве, добрым делам, посещению богослужений, которые очень важны для любого христианина. Можно ли работать на Масленицу?

Да, конечно, на Масленицу можно работать. Никаких церковных ограничений на труд в этот период не существует.

Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название — Масленица, Масница, Блинница. Еще одно пожалуй, даже более древнее название этого праздника — Колодий. Связано оно с обычаем, который характерен в основном для Украины и Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо — «колодочную жизнь».

Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это — человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник — «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни». В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия. В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп.

Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости. Следующая особенность праздника — тоже характерная преимущественно для Украины и Беларуси — это его «женскость». Масленица так и звалась в народе — Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола. В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху — заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия — и девственности восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты , и материнства женщина-мать, женщина-хранительница , и мудрости женщина-старушка, женщина-советчица.

Доставалось «на орехи» и негативным качествам. Например, в пятницу зять должен был пригласить тещу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало! Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника. К слову, о еде. Это очень важный момент всех древнеславянских праздников. Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе.

Поминальное происхождение имеют и традиционные блины. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый намек на вечность , теплый намек на земную радость , сделан из муки, воды и молока намек на жизнь. Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко — «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой». К поминальным элементам относят и такие обычаи, как взятие снежного городка или кулачные бои. Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни.

Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом. Жертвой было и сжигание чучела зимы — этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов — они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года. И, наверное, самой пикантной традицией был обычай в некоторых регионах современной России например, в Архангельских краях при проводах Масленицы совершать такое действо. После объезда деревни распорядители праздника — «Масленица» и «Воевода» — раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях оголялся только «Воевода» и в таком виде произносил праздничную речь, которая и завершала гуляния.

Бытует мнение, причем достаточно распространенное, что масленица — это праздник скорее языческий, а не православный. Это совсем не так. Масленица, издревле, была общенародным торжеством, когда люди встречаются друг с другом, избавляются от застарелых обид, прощают, мирятся.

Традиционно на Руси существовали интересные народные обычаи для воплощения в повседневной жизни христианской идеи примирения с людьми. В своей совокупности эти сложившиеся веками традиции и называются масленицей. Своим праздничным характером масленица похожа на встречу нового года, и это не случайно, в древности, на Руси новый год начинался весной — это время, когда всем людям хотелось что-то оставить в своем прошлом, избавиться от тех ошибок, что были совершены.

В это время Церковь вплотную подводит нас к началу совершенного поста. Для человека, любящего храм Божий, масленица пронизана размышлениями о Страшном суде Христовом. Стало быть, земное веселье в эти дни у православных христиан умеряется церковной службой, а сама масленица никак не становится временем чревоугодия.

Новости страны Северной

Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу». В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь». Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь. Понедельник 1-й седмицы Великого поста называется Чистым понедельником: чистая совесть, чистая душа — потому что было Прощеное воскресенье. Также надо быть чистым и в телесном составе, если человек — Божий, поэтому должно быть воздержание. По слову святых отцов, Великий пост — это весна духа, ведь когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное. Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично.

Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский. Это и ласковость, и строгость педагогики, чтобы довести нас до Христа. Церковь всегда во всем дает нам постепенность. В то время, как уже начинается постепенное введение в покаянные образы церковным богослужением «Покаяния отверзи мне двери…», молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» , еще дается возможность подкреплять себя скоромной пищей, и только потом наступает уже Великий пост. Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост. А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой — особый характер богослужения, которое возвышает душу.

И одно дополняет другое. Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось. Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером. Священник Алексий Зайцев клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия» : — История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о масленице точнее, Сырной неделе , мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская». Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему.

Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях — Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии. Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста. Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями где могли и убить ради потехи , пьянством, чревоугодием и развратом. Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества. Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти.

Стоит отметить, что для каждого христианина масленица — это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи для того, чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души. Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста. Священник Павел Гумеров : — У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица. Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей.

Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием. Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом.

Проводы зимы, как причина гуляний может приниматься только как элемент традиционной культуры и, конечно, без языческих камланий ред. Священнослужитель также пояснил значение поста для православного христианина. Пост — это время, когда душа должна становиться на страже, когда христианин вспоминает, что он солдат. Каждый из нас, независимо от возраста и от пола, — воин Христов. И каждому из нас вверена в защиту святыня небывалой ценности — это душа, которую мы призваны соблюдать в чистоте, чтобы в ней поселился Бог своей благодатью", - подытожил настоятель. Что можно есть во время поста Соленья и варенья, овощи, фрукты,, лук, морковь, капуста, свекла, бобовые, яблоки, апельсины, орехи, сухофрукты. Из морепродуктов можно употреблять кальмаров и креветки.

Особенно строгие правила соблюдаются в первую и последнюю недели поста. В Великий пост можно пить воду, компоты, соки, чаи, кофе.

К тому же, масленичная неделя традиционно заканчивается Прощеным воскресеньем, в которое необходимо примириться с теми, с кем человек в ссоре и кого обидел. А сразу за ним — начинается Великий пост, самое строгое время духовных, эмоциональных и физических ограничений для христианина. Христианство также переосмыслило все древние языческие традиции. Ведь в центре и древних ритуалов, и христианских было общение человека с Богом, попытка стать ближе к небесам, надежда на спасение и помощь в земных делах.

Правда, современные язычники строго соблюдают древние ритуалы и сжигают на Масленицу чучело. Вот только это чучело не зимы, как считают многие.

Один из самых великих религиозных праздников посвящён евангельской истории о чудесном воскрешении Сына Господнего Иисуса Христа из мёртвых. Этот день является центром всей традиции, истории и философии православия.

Символизирует победу жизни над смертью в самом широком смысле. Антипасха или Фомино воскресенье. Этот день назван в честь одного из апостолов Иисуса, который позволил себе усомниться в воскресении своего учителя. Отсюда пошло расхожее выражение «Фома неверующий».

С Фомина воскресенья в Церкви начинают венчания их не совершали с Великого поста. На девятый день после Пасхи православные христиане празднуют Радоницу. В этот день принято посещать кладбища и поминать усопших. Май 25 мая.

Вознесение Господне. Название праздника отражает суть события — это Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Это событие празднуется на 40-й день после Пасхи. Июнь - июль 3 июня.

Троицкая родительская суббота. День, когда поминают усопших накануне Троицы, особо поминают не получивших христианского погребения. День Святой Троицы, Пятидесятница. Один из наиболее почитаемых праздников христианского календаря, когда церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов на горе Синай на 50-й день от воскресения Христова и чествует Святую Троицу.

Петров пост. Продолжительность поста всегда разная, она зависит от даты Пасхи. Он не такой строгий, как другие посты. Из рациона исключают мясо, молочные продукты и яйца.

Август 14 августа — 27 августа. Успенский пост. Он связан с одним из важнейших событий христианской истории — Успением Пресвятой Богородицы. Согласно церковному преданию, в этот день Дева Мария окончила свое земное существование.

Успенский пост считается самым коротким постом из числа многодневных. Строгий пост, запрещена даже рыба. Преображение Господне относится к двунадесятым праздникам. В народе его называют Яблочным Спасом, освящают яблоки и груши, которые до того не едят..

Он посвящен событию, произошедшему на горе Фавор при земной жизни Иисуса Христа. Считается, что Иисус в этот день явил ученикам свою божественную природу для того, чтобы в час испытаний они не дрогнули и не поколебались в своей вере. Успение Пресвятой Богородицы.

Православный календарь на 2024 год

Другой известный обычай праздника – сожжение чучела Масленицы, символа уходящей зимы. Достаточно распространено мнение, что Масленица – это праздник (или обычай) скорее языческий, а не православный. Праздничная неделя делится на две части: с понедельника по среду отмечают узкую Масленицу, а с четверга по воскресенье — широкую Масленицу.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий