В Иверском Афонском монастыре торжественное празднование Божией Матери совершается во вторник Светлой седмицы в день явления иконы Богоматери. Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами.
Почему Иверскую икону называют "Вратарницей" и в чем она помогает
Достигнув Св. Горы, икона Божией Матери остановилась на воде близ пристани Успенского мон-ря (не названного в тексте Иверским). Иверская икона Божией Матери долгое время считалась защитницей и покровительницей царской семьи, а затем хранилась в Новодевичьем монастыре. Александр Копировский: Иверская икона Пресвятой Богородицы пришла в Россию в своем списке 1648 года, присланном с Афона, и очень у нас почиталась. РИА Новости, 1920, 31.01.2024. По преданию, Иверская икона Божьей Матери, которая хранится сейчас в Иверском монастыре на Афоне, является списком с прижизненного изображения Богородицы. Икона Богородицы Иверская – одна из важнейших православных святынь.
Использованные материалы
- Помощь телеканалу
- И́ВЕРСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ
- Там Иверское сердце…
- За что Иверскую икону Богородицы любили цари, нищие студенты и поэты - Российская газета
- Почему Иверскую икону называют "Вратарницей" и в чем она помогает
Иверская икона Божией Матери (25 февраля, вторник Светлой седмицы, 26 октября)
О благодатной помощи Божией Матери много рукописей хранятся в Иверской обители. Чудесным образом Божия Матерь защищала обитель от нашествий врагов, избавляла от пожаров, наполняла сосуды, умножала масло, овощи. Так, например, когда голод угрожал Иверскому монастырю, Богородица, явившись скорбящему настоятелю, послала его в житницу, которая оказалась полной муки. Значение Иверской иконы Божией Матери можно свести к обличению и вразумлению, которые не раз были дарованы монастырской братии. Одна из историй рассказывает о бедняке, которого не впустили на ночлег в обитель из-за отсутствия денег. Огорченный бедняк встретил на пути женщину, которая даровала ему золотую монету. Вернувшись в обитель, бедняк отдал монету привратнику. Монахи поразились древности денежного знака и расспросив бедняка поняли, что он встретил саму Богородицу. После этого случая иноки перестали требовать у бедняков плату за кров и трапезу и стали радушно принимать всех паломников. Списки чудотворного образа монахи посылали в ответ на просьбы мирян.
Точная копия Иверской иконы Божией Матери находится и в Грузии — чудотворный образ прибыл в Тбилиси с горы Афон 5 апреля 2016 года. Три раза в год икону выносят из параклиса, где чудотворный образ пребывает постоянно — в день ее обретения афонскими монахами, накануне Рождества Христова и на Успение Пресвятой Богородицы. По преданию, Иверская икона Божией Матери покинет Святую Гору Афон незадолго до Второго пришествия — об этом возвестил преподобный Нил Мироточивый, неоднократно являвшийся монаху Феофану в 1813-1819 годах.
Антонина Капустина , сделанному в 1859 г. Заметки поклонника Святой Горы. Это в свою очередь повлияло и на иконографию позднейших списков И.
XIX в. Небо Новое. Львов, 1665. Странствования Василия Григоровича-Барского по св. Афонской горы, им самим описанное; То же: М. Сказания об афонских мон-рях в новгородской рукописи XVI в.
Das verletzte Kultbild. Очерки рус. Београд, 1997. Вршац, 2000; Бобров А. Београд, 2005. Турилов Афонские списки И.
Комплекс сведений привлекал внимание исследователей в прошлом Сергий Спасский. XVI - нач. XVIII вв. В истории привоза 1-го списка И. Московского Патриархата, с другой - возложением христ. Востоком на Россию надежд на освобождение от тур.
Иверский мон-рь разд. С процветающей Россией святогорские обители связывали и надежды на получение материальной помощи. В 1647 г. Уже через год, 13 окт. Никону Там же. И так мы закончили святую литургию, и после литургии я вручил ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобнейшему среди иеромонахов и духовных отцов господину Ямвлиху Романову, чтобы он, смешав святую воду и святые мощи с красками, написал святую икону, дабы все вещество святой иконы состояло из святой воды и святых мощей.
И иконописец писал эту святую икону, принимая пищу лишь по субботам и воскресеньям, и со многим радением и бдением в великом молчании завершил ее. И все то время, пока писалась эта святая икона, мы с 365 братьями дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую литургию, пока не была завершена икона» Фонкич. В честь принесения 1-го списка И. Ченцова, основываясь на палеографическом анализе 2 греч. Данные работ Ченцовой их анализ см. Дальнейшую судьбу 1-го списка И.
Павел Алеппский, посетивший в 1654-1656 гг. Москву вместе с Антиохийским патриархом Макарием, сообщает, что И. Согласно Дворцовым разрядам, с мая 1654 до окт. По мнению одних исследователей Евсеева, Шведова. Алексей Михайлович как бы повторил деяние основателя Новодевичьего монастыря царя Василия III Иоанновича, вложившего в собор после присоединения Смоленска к Московскому гос-ву 1514 одну из копий чудотворной Смоленской иконы Божией Матери , находившуюся в Благовещенском соборе Московского Кремля. Николая «Большая глава», и возвращения из военного похода 1654-1655 гг.
Там икона помещалась сначала в нише, потом в деревянной, а с кон. Есть сведения Поселянин. Московская в Иверской часовне у Воскресенских ворот». Икона 1648 г. Пахомия царю Алексею Михайловичу от 15 июня 1648 г. Однако Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, к-рые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней И.
Нек-рая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности груз. Иверская икона Божией Матери, с историей и чудесами. Фигура Богоматери изображена не по пояс, а погрудно, Ее правая рука, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх, к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь - кровоточащую рану на лике Девы Марии. На фоне имеются греч.
Стиль живописи иконы Ямвлиха близок к традициям критской живописи, однако нек-рая графическая жесткость письма выдает руку македон. Афонский древний оригинал повлиял на обработку тыльной стороны иконной доски: имеется небольшой ящичек-ковчежец для монет 3 динаров , к-рый, согласно Сказанию, был устроен никейской вдовой перед тем, как спустить икону на воду Павел Алеппский. В 1652 г. Чесноковой, речь может идти о Валдайской И. Этот список был создан на Афоне по заказу патриарха Никона для основанного им Валдайского Иверского мон-ря, строительство к-рого велось с 1652 по 1658 г. По сообщению диак.
Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону Павел Алеппский. Попечением патриарха Никона список был украшен сплошным золотым окладом с драгоценными камнями и финифтью по образцу оклада древней И. Иверская икона Божией Матери, со Сказанием. Роженский мон-рь, Болгария Комплекс мероприятий, осуществленных патриархом-грекофилом издание сб. Список привезли в Валдайский мон-рь 12 февр.
После революции 1917 г. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в. К особым спискам И. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий мон-рь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе мон-ря. Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне,- среднего размера, с клеймами чудес,- заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными с технике выемчатой эмали, характерной для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список И. Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника.
В общих чертах она близка к И. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты Сказания об истории образа и о чудесах от И. Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу». Состав и иконография клейм близки к подобным циклам в росписи нартекса ц. Богородицы Портаитиссы в Иверском мон-ре на Афоне 1774 и на местной иконе из болг. Роженского мон-ря посл.
Близость к иконографии средника иконы И. К этому же времени можно отнести и исполненный рус.
Перевод: От святой иконы Твоей, о Владычица Богородица, излечения и лекарства в изобилии подаются всем с верой и любовью приходящим к ней. Также и мою болезнь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело излечи благодатью Твоей, Пречистая.
У нее была икона Богоматери, уважаемая ею, для которой эта благочестивая вдова недалеко от своего дома выстроила церковь и поставила в нее святую икону. В 829 году император Феофил начал преследовать почитателей святых икон. По всей империи были разосланы царские воины отыскивать иконы и уничтожать их, а почитавших их жестоко мучить. Один из воинов, увидя у вдовы икону, с гневом ударил мечом в ланиту Богоматери, изображенной на иконе. Но Пресвятая Владычица вразумила заблуждающегося. К ужасу воина из язвы потекла кровь.
Пораженный этим, воин с раскаянием пал пред иконою Богородицы, оставил ересь и окончил жизнь иноком. Вдове он посоветовал скрыть икону, чтобы спасти от поруганий. Усердно помолясь пред иконою Богородицы, благочестивая вдова поставила ее в небольшую лодку и пустила в море, прося Пресвятую Владычицу спасти икону от потопления, а ее и сына от жестокости нечестивого царя. Пресвятая Богородица услышала усердную молитву этой благочестивой женщины. Отпустив икону, которая к ее радости, стоя прямо, понеслась к западу, вдова сказала своему сыну: «Дорогое дитя мое, я женщина и не могу уйти далеко, потому или скроюсь, или, если меня схватят, умру ради любви к Богоматери, а ты удались в Грецию, чтобы царские воины не сделали тебе зла». Любящий сын послушался совета матери, ушел в Солунь, а через 15 лет прибыл на Афон и постригся в монахи в Иверской обители. Тут он увидал святую икону, пущенную в море его матерью и рассказал монахам, почему его мать должна была расстаться с драгоценною святынею. Явление этой иконы на Афоне произошло следующим образом: однажды вечером иноки древней Иверской обители увидели на море огненный столп, восходящий до самого неба. Дивное явление продолжалось несколько дней и ночей. Приплыв ближе к явлению, они увидели, что огненный столп исходит от иконы Богоматери, но когда приближались к ней, чтобы взять ее, лодка с иконой удалялась.
Иноки собрались в храме и в усердной молитве просили Богоматерь даровать им свою икону. Между братьями этой обители был старец Гавриил, грузин, отличавшейся особенно строгою жизнию. Ему во сне явилась Богоматерь и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь, и, войдя в море, иди с верою по волнам, тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».
Икона Иверской Божьей Матери
Почему Иверскую икону ещё называют Вратарницей? Само существование Иверской иконы Божией Матери свидетельствует о том, что Пресвятая Богородица взяла весь род людской под свое Святое заступничество. У иконы Божией Матери Иверской в Москве сколько людей даже неверующих или поколебавшихся спасалось от гибельных решений, изменяло пути своей жизни, одними путями входило, другими исходило!» – писал будущий священномученик Фаддей (Успенский). Историю о таком необычном спасении образа Божией Матери, икона Которой чудесным образом ушла в море, он рассказал иверским монахам.
Почему Иверскую икону называют "Вратарницей" и в чем она помогает
Подвижник высокой жизни Гавриил смог пройти по водам и взять икону. С тех пор она пребывает в Ивироне и почитается главной святыней Святой Горы. Многие афонские реликвии и чудотворные иконы выносятся на «большую землю» для поклонения. Достаточно вспомнить принесение в прошлом году в Москву из монастыря Ватопед пояса Пресвятой Богородицы. В настоящее время десятки тысяч людей приезжают в Салоники поклониться принесенной туда из столицы Афона Кареи иконе Божией Матери «Достойно Есть». В отличие от них «Иверская» никогда Афон не покидала. Напротив, существует предание, что перед концом света икона таинственно исчезнет. А до тех пор монахи-афониты справляются друг у друга, на месте ли «Вратарница», по-прежднему ли она в небольшом бело-красном храме у старых ворот Ивирона.
Тем не менее, «Иверская» стала одной из самых известных богородичных икон. Достаточно перечислить названия ее списков, чтобы понять это всемирное почитание: Московская, Парижская, Монреальская, Моздокская. Даже Гавайская… Иверская икона достаточно большая — 137x87 см. У нее два оклада, которые меняют один на другой. Более древний, чеканный, изготовлен грузинскими мастерами в XVI в. Внизу находится надпись на грузинском языке: «Царица, Мать человеколюбивого Бога, Пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина, великого Кайхосроя Кваркварашвили, а я, раб Твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодарю Тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ Твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха.
И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов. Ныне и присно и во веки веков. На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» — сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х. Более поздний оклад на первообразе «Вратарницы». На полях иконы помещены эмалевые изображения апостолов. На старом окладе они поясные, а на новом — в рост. Как и многие чудотворные иконы, Иверская украшена многочисленными пожертвованиями: крестами и монетами.
Существует афонское сказание, согласно которому, однажды иверские монахи испытывали недостаток продуктов, и привратник стал требовать от путников деньги за хлеб. Одному из паломников явилась Божия Матерь и передала ему монету. В тот момент, когда привратник взял ее в уплату за пищу, весь хлеб в монастыре зачервивел. Монету рассмотрел игумен и узнал в ней древнюю византийскую номисму, подвешенную к окладу Иверской. По преданию, монастырь Ивирон основан на том месте, где на Афонскую землю ступила Богородица и объявила Святую Гору Своим земным уделом.
Много списков было сделано с нее.
В 1907 году в Харбине, в Манчжурии, была построена церковь в честь Иверской иконы. Русское сердце не могло смириться с утратой Иверской часовни в Москве в 1929 году, и тогда в Харбине, в ограде св. Николая Чудотворца, воздвигли часовню — точную копия разрушенной московской часовни. Позже в нее перенесли знаменитый чудотворный образ св. Николая с Харбинского вокзала. В 1966 году собор и часовня были уничтожены в ходе «культурной революции» в Китае.
На другом конце земли, в Сербии, изгнанные русские беженцы, не имея средств к существованию, тем не менее озаботились возведением в Сербии часовни для Иверской иконы, совершено подобной той, что была разрушена в Москве. В 1931 году с помощью всего сербского народа часовня была воздвигнута в Белграде. Икону для нее вновь написали афонские иноки и прислали ее в дар. Этот список был изготовлен монахами бедного греческого скита на Афоне, занимающимися иконописью. В отличие от других, этот образ они не продавали, так как он был первым изготовлен ими. Но один из паломников — Хозе Иосиф Муньос - уговорил, убедил игумена отдать ему икону, и тот, в конце концов, согласился.
Иосиф был из интеллигентной католической семьи, но увлекся православием. Увидев икону в скиту, он очень захотел иметь ее и горячо о том молился. Получив ее, он читал перед нею акафист — и икона замироточила! Затем мироточили фотографические снимки с нее. Иосиф путешествовал с нею по городам, став ее хранителем. Для перевозки иконы он шил специальные сумки, которые носил на шее.
За время поездки они полностью пропитывались миром. Сейчас Иосифа нет в живых. Всю свою жизнь он отдал служению иконе. Военный транспортный самолет доставил ее в аэропорт Шереметьево -1 в сопровождении греческих монахов. Когда открылся люк самолета и в проеме появился лик Богородицы, встречающие москвичи, прихожане храмов, расположенных на севере столицы, попадали на колени с возгласами и мольбой. Они пережили ощущение встречи не иконы, а Самой Царицы Небесной.
Русские батюшки приняли образ и понесли его к выходу с летного поля вдоль падающих волной молящихся людей, находящихся в трепете от близости Той, Кто превыше всех Небесных Сил, к Которой мы привыкли обращаться как к Матушке-Заступнице. Оттуда икона прибыла в Елоховский собор во время всенощного бдения. Храм был переполнен. Многие не уходили домой после литургии. С волнением ждали прибытия иконы. Вот и вечерня уже отошла.
И вдруг как волна прокатилась по храму. Ни слова не говоря, все поняли: приближается. Неужели сейчас мы встретим Ее? Иные пытались упасть на колени — их поднимали — нужно место для прохода посреди храма. И вот Она появилась. Ее несли на руках священники с видимым усилием и волнением.
И сразу мысль: как же Гавриил почти тысячу лет назад один принял икону и донес до берега по воде, не касаясь воды? Медленно, величаво проплывала икона посреди молящихся, всей душой взывающих, всем сердцем надеющихся. Обычно в храмах больше женщин, чем мужчин. Но в этот раз явно преобладали мужчины. У многих из-под распахнутых от жары пальто были видны наперсные кресты. Когда начали подходить прикладываться к иконе, вдруг весь народ сильно подался вперед и резко потеснил стоящих впереди.
Раздались крики: «Двери! Откройте двери! Тут же появился омон, толпа быстро была разделена на части, все вздохнули свободно, и стало понятно: что не только южные двери имелись ввиду, а те Двери Небесные, которые открывает Вратарница: «Двери райские верным Отверзающая» - поется в молитве к Ней. Именно о тех Дверях мы умоляем Царицу Небесную, прося Ее снисхождения к нашим слабостям и заблуждениям. На следующий день икона крестным ходом была перенесена в Иверскую часовню, восстановленную у Воскресенских ворот, также возведенных в очень сжатые сроки. Теперь каждый, как и раньше, может навестить Иверскую икону в ее собственной часовне на Красной площади.
Афонская Вратарница стала вновь Московской Вратарницей. Чудеса от иконы не иссякают. В селе Нижняя Байгора Верхнехавского района Воронежской области в течение нескольких дней совершалось благоуханное истечение мира от Иверской иконы, о чем свидетельствует настоятель храма протоиерей Кирилл Мелешко. Когда в половине четвертого я подошел к храму, меня встретили люди со словами: «Батюшка, наша икона Божией Матери «Иверская» вся залита миром». Я вошел в алтарь, облачился и подошел к святой иконе. Весь образ размер 76 см на 1 метр 10 см источал благовонное миро, в храме и по сей день стоит этот неизреченный аромат.
Миро истекало потоком и заполнило на святой иконе все углубления. Была полна даже выемка от выпавшей скрепы. Я отслужил молебен, взял стручец и помазал себя, и все люди просили, и я и их мазал от иконы. Всенощная шла своим чередом. Под святую икону мы положили белое полотенце, и оно впитывало святое миро. Так продолжалось до конца службы.
Иверская икона Божией Матери или Вратарница Иверской икона Богородицы называется в честь одноименного монастыря на Святой горе Афон, в котором неотлучно пребывает с начала XI века. Этот образ Божией Матери также называют «Вратарницей» или «Портаитиссою» — по месту ее пребывания над монастырскими воротами Иверского монастыря в древности грузинское царство называлось Иверией. Одну из наиболее известных и почитаемых в православном мире икон Божией Матери по преданию написал святой апостол и евангелист Лука по благословлению самой Пресвятой Богородицы еще во дни ее земной жизни. В IX веке святой образ находился у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, ворвались в дом христианки, чтобы найти и уничтожить запрещенные святыни. Когда один из воинов копьем ударил в икону, из пораженного места, где был изображен лик Богородицы, тотчас потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду. Образ, вертикально стоя, двинулся по волнам. Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын вдовы принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Богородицу, и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель. Древнейший на Руси список Иверской иконы Божией Матери.
Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ. Следующей ночью Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу и сказала: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Наутро старец безбоязненно прошел по воде и смог взять в руки чудотворную икону. На берегу его встретили с молебном. Святыню поместили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы. На том месте, где стояла Иверская икона, открылся источник чистой сладкой воды. Затем образ перенесли в соборный храм, но почему-то утром икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз. Наконец Божия Матерь вновь явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей».
Однажды, во время сна, Гавриилу было явление Самой Божией Матери. Богородица повелела ему оставить отшельничество, вернуться в монастырь, пойти к настоятелю и сообщить, что Царица Небесная желает отдать Гавриилу Ее икону, которая пришла к ним по морю. Но для этого он должен, как Иисус Христос, без страха, с верой, пройти по водной поверхности, взять икону, а потом отнести ее в обитель, которую Она теперь будет защищать. Он все в точности исполнил по велению Божией Матери. Ступив на воду, Гавриил пошел по поверхности, и тогда икона сама стала приближаться к монаху, он взял её на руки и вынес на берег.
После обретения иконы, образ Богородицы поставили на святой алтарь, три дня перед ним непрерывно шла служба. Но вдруг иконы не стало, она исчезла, ее кинулись искать, и обнаружили над монастырскими воротами. Монахи снова поставили икону на алтарь, а она опять непостижимым образом оказалась над вратами. Несколько раз икона «путешествовала» с места на место. Пречистая снова во сне явилась к отшельнику Гавриилу и велела, чтобы тот опять пошел в монастырь и сообщил всем, что эта икона была послана не для того, чтобы монахи охраняли ее, а наоборот — теперь сама Богородица, через свою икону, будет хранить Иверон и весь Ее второй удел — Афон.
С тех времен эта икона получила название Портаитисса, что в переводе с греческого языка означает — Вратарница. Иверская обитель считается домом, где хранится эта икона. На территории монастыря возведен храм во имя Портаитиссы — покровительницы Афона.
Молитвословия
- Иверская икона Божией Матери
- История Иверской иконы Богородицы
- Боковое меню
- День иконы Иверской Божьей Матери: от чего спасает и о чем просят в молитвах | Сельский труженик
О земном и о небесном. Иверская икона Божией Матери
Лик Спасителя, голова которого приподнята, немного повернут к Божией Матери, которая слегка склонила голову к Нему. Лики написаны в своеобразной манере — крупные, массивные черты, миндалевидные, широко раскрытые глаза. Выражение ликов сосредоточенное, а взгляд устремлен вперед. Иверскую икону нельзя спутать ни с какой другой — ее главным отличием является кровоточащая рана на правой ланите Божией Матери, нанесенная, согласно преданию, иконоборцами. В начале XVI века грузинские мастера икону украсили чеканным окладом из серебра с позолотой.
Оклад оставляет открытыми только лики Божией Матери и Богомладенца. Оклад, по-видимому, довольно точно воспроизводит иконографию древней иконы, но на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов. Высота иконы составляет 137 сантиметров, а ширина — 87 сантиметров. Значение Иверского образа Иверская икона — один из самых удивительных образов по чудотворным проявлениям, выражающих самые разные действия Богородицы в земных пределах — Целительницы, Хранительницы и Защитницы от всех напастей, исходящих как от человеческих пороков, так и природных катаклизмов.
Явившись на Афон чудесным образом, Иверская икона Божией Матери стала щитом для всех, кто постоянно молится за весь род человеческий на Святой горе. Само существование Иверской иконы Божией Матери свидетельствует о том, что Пресвятая Богородица взяла весь род людской под свое Святое заступничество. О благодатной помощи Божией Матери много рукописей хранятся в Иверской обители. Чудесным образом Божия Матерь защищала обитель от нашествий врагов, избавляла от пожаров, наполняла сосуды, умножала масло, овощи.
Грузинская икона Прошло более полутора веков. В течение нескольких дней видя огненный столп в море, восходящий до неба, иноки пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. Отцы несколько раз пытались вынести его на сушу, но икона отдалялась вглубь. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин , по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде и принял святую икону.
Тут же, на берегу моря, отслужили отцы благодарственный молебен, и в это время на месте, где была поставлена икона, забил живительный родник. После этого икону с почестями отнесли в Иверский монастырь и поставили в алтаре. Наутро монах, зажигающий лампады, не нашел иконы на месте. Ее обрели над воротами обители.
Оклад оставляет открытым только лики Богородицы и Богомладенца. Предание[ править править код ] По преданию, возвещенному преподобным Нилом Мироточивым посмертно в XIX веке, перед концом света Афон погрузится в пучину страстей. Тогда икона таким же чудесным образом, как явилась, покинет Святую Гору [2]. Это будет одним из предзнаменований скорого Второго Пришествия Спасителя и знаком для святогорцев уходить с Афона [6].
Вдова всю ночь молилась, прося бога надоумить её, как сохранить образ от гибели. Ей было видение, в котором бог повелел пустить икону по волнам Средиземного моря. Когда на утро женщина так и сделала, доска с ликом Богоматери встала над волнами вертикально и удалилась по воде в столбе сияния.
Через некоторое время сын этой вдовы отправился на гору Афон, в Иверский монастырь, желая посвятить себя служению. Он рассказал о пущенной по волнам иконе Богоматери, и эта история стала передаваться в монастыре от старших иноков к младшим. И через 200 лет монахи обители увидели явление самой иконы — она шла над волнами в столбе света, как и рассказывалось в предании. Однако поймать её и вынести из моря они никак не могли. Тогда старцу Гавриилу во сне явилась Дева Мария и сказала, что послала свой образ для защиты и благословения монастыря, и что Гавриил сможет взять её, подойдя к ней по воде, как Христос.
За что Иверскую икону Богородицы любили цари, нищие студенты и поэты
Именно тогда православная Россия становится надеждой греков, многие из которых приезжали сюда не только чтобы увидеть свободу, которой пользовалась здесь вера, но и — ради получения милостыни. Она часто имела критическое значение для сохранения того или иного храма, монастыря, обложенных непосильными поборами со стороны турецких властей. История появления списка Именно ради милостыни приехали в 1647 г. Здесь принял их настоятель Новоспасского монастыря, архимандрит Никон впоследствии он станет Патриархом. Монахи подробно рассказали ему о главной святыне обители, и о. Никон, удивленный тем, что в России о ней даже не знали, просил иноков как можно быстрее сделать копию святыни и прислать в Москву. Николая в Толмачах. Большая часть ученых и искусствоведов считают, что это и есть Московская копия На исполнение просьбы ушло около года. Впоследствии монахи Иверона подробно рассказали архимандриту и царю Алексею Михайловичу о том, как именно создавалась копия святыни. Этот день стал праздничным для всей Русской Церкви, остается таким и до наших дней. Описание Хотя афониты заверяли, что список работы Ямвлиха — точнейшая копия оригинала — «не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом», современные специалисты указывают, что отличия все же имеются: изображение Пречистой — погрудное, тогда как на Афонской иконе Она представлена по пояс; взгляд Богородицы устремлен на предстоящего пред иконой, тогда как на подлиннике Она смотрит на Сына; глава Христа на списке образа несколько запрокинута, Он обращен к Матери — тогда как на подлинной иконе Господь представлен сидящим прямо.
Иверская икона Пресвятой Богородицы, принесённая в Москву в 1648 г. Кроме того, иконописец дополнил изображение фигурами Ангелов по углам, и Апостолов — на полях иконы. Судьба Иверского образа в России Сведения разнятся.
Затем нажмите кнопку "Восстановить". Восстановить вернуться назад Подтверждение адреса Email Мы отправили на ваш адрес электронной почты письмо с кодом подтверждения. Пожалуйста, введите данный код в поле ниже и нажмите кнопку «Подтвердить» Подтвердить отмена Восстановление пароля На ваш адрес электронной почты мы выслали код подтверждения, введите этот код в поле ниже, введите новый пароль, его подтверждение и нажмите кнопку «Установить пароль».
Тогда Она приблизилась ко мне, взяла меня за руку и сказала: «Нет более с тобою никакой болезни, не бойся! С этого времени вот, как видишь, я совершенно здоров».
Услышав это, обрадованный отец пал на землю и возблагодарил Царицу неба и земли — Преблагославенную Деву Марию, и с этого времени Евфимий получил необыкновенную благодать и дар грузинского языка. Однажды, как говорит Иверское предание, агаряне, под начальством эмира, на 15 кораблях приплыли к Афону и прежде всего напали на Иверскую обитель. Иноки с церковною утварью и святою иконою укрылись в башне. Враги начали опустошать и разрушать монастырь. Иноки со слезами просили Пресвятую Богородицу защитить их, и Пресвятая Владычица поспешила им на помощь. Ночью поднялась страшная буря и разбила все корабли, кроме одного, в котором был сам начальник. Увидев утром берега, покрытые осколками разбитых кораблей и трупами своих воинов, пораженный этим чудом начальник раскаялся и просил иноков умолить Бога о его помиловании и дал настоятелю монастыря много золота и серебра, на которые он исправил, украсил и укрепил обитель. В другой раз монастырю угрожал голод.
Настоятель был в великой печали. Явилась ему Богоматерь и сказала: «Зачем ты так огорчился. Иди в житницу и увидишь, что она полна мукой». Проснувшись, он пошел и нашел житницу полною хлеба. Еще: не стало вина, и Она наполнила им все сосуды. Некогда Она также умножила масло, некогда огородные овощи, однажды избавила обитель от пожара, в другой раз от смертоносной язвы, и другие многие чудеса совершила в обители Своей честною Своею иконою. На этой иконе Богоматерь изображена со Спасителем на левой руке. Лицо Ее склонено на левую сторону к Младенцу, Который правою благословляет именословно, а левой держит свиток.
Вверху по сторонам венца Богоматери в углах, образуемых верхним и боковыми полями — два архангела, обращенные к Богоматери Михаил и Гавриил ; на двух боковых полях изображены 12 апостолов, по шести на каждой стороне.
Она найдена была над вратами обители на внешней монастырской стене и опять поставлена в храме, но снова оказалась над вратами - и это прехождение повторялось потом и еще несколько раз. Наконец Богоматерь явилась иноку Гавриилу и сказала: "Иди в монастырь и скажи монахам, чтобы они более не искушали Меня: не для того Я прибыла, чтобы вы охраняли Меня, но чтобы Я охраняла вас не только в настоящей жизни, но и в будущей". Таким образом св. Инок Гавриил построил потом на этом месте небольшой храм во имя святой иконы, назвав ее Портаитиссою, то есть Вратарницею, или Привратницею. Сын никейской вдовы пришел спустя 15 лет в эту обитель, узнал образ Богоматери, пущенный в море его матерью, и рассказал, что было с ним до опущения на воду, затем сам постригся в монахи. По воссоздании св. Иоанном Ивиром древней Климентовой, или Иверской обители, явленный образ Богоматери был перенесен в нее почему эта новая Иверская, бывшая Климентова, обитель и стала называться обителию Богоматери-Вратарницы и прославился здесь многими чудесами.
Чудотворная икона Богоматери в храме Портаитиссы на Афоне стоит на левой стороне от царских врат, несколько выступив. Она невольно обращает к себе взоры молящихся как своим украшением и величественными размерами, так и особенным выражением Богоматернего лика. Лицо Богоматери склонено на левую сторону к держимому Ею Богомладенцу, который десницею благословляет именословно, а в шуйце держит свиток. Вверху по сторонам Богоматернего венца, в углах, образуемых верхним и боковым полями, - два архангела, обращенные к Богоматери Михаил и Гавриил ; на двух боковых полях изображены 12 апостолов, по шести на каждой стороне. На правой ланите изображенной Владычицы виден след раны, нанесенной царским надсмотрщиком сыщиком , потом раскаявшимся. По описанию нашего путешественника Барского 1724 - 1747 г. Сверху же сея св. Предстательство же и прилежное смотрение храма сего и благоговейное служение иконе сей имеет один иepoмонax от всех прочих братий избран, аки благоговейнейший и добродетельнейший, иже послушания ради онаго именуется приснопребывающий, понеже инно что не творить, точию тамо внутрь пребывает множайшее время нощеденствия, украшая храм и имея тщание всегдашнее о предреченных четыренадесяти, иже пред иконою, кандилах, да ниединоже от них когда угаснет, имущи к тому и свещу на серебряном свещнице неусыпно горящую и поющи тамо правило и параклисию молебен Божьей Матери по вся дни и нощи".
Строгий вид Божественной Матери наводит невольный трепет на паломников; самый размер и очертание Ея божественнаго лика величественны, и Матерь щедро и утех в этом храме является как будто Матерью правосудия и грознаго Судии. Черты лица Ея чрезвычайно выразительны". На древних списках этой св. На других Афонская Иверская икона производит впечатление величия, но не страха; а греческая надпись на списках этой иконы Богоматери в России говорит, что она Портаитисса Иверская милостивая. Судя по знамениям и чудесам от Иверской иконы Пресвятая Владычица является, как и надлежит веровать, милостивой к просящим Её помощи и заступления и кающимся грешникам, но грозною и наказующею в отношении к врагам св. В Иверском Афонском монастыре торжественное празднование Божией Матери совершается во вторник Светлой седмицы - в день явления иконы Богоматери. В это время бывает крестный ход со святою иконою на берег моря, где она принята была отшельником Гавриилом, и там совершается литургия. Кроме этого в обители совершаются еще особенно светло два праздника - Успения Богоматери и Богоявления.
Во все три праздника собирается много богомольцев, которые угощаются от обители в продолжение суток.
Икона Богородицы Иверская
25 февраля верующие чтят память одной из главных своих святынь – Иверской иконы Божией Матери с пронзенным ликом. Историю о таком необычном спасении образа Божией Матери, икона Которой чудесным образом ушла в море, он рассказал иверским монахам. Явление Иверской иконы Божией Матери на Афонской горе произошло приблизительно в 1004 году. — Обновившийся образ Иверской иконы Божией Матери был предан нашему мужскому Михаило-Архангельскому монастырю в начале 1999 года.
День иконы Иверской Божьей Матери: от чего спасает и о чем просят в молитвах
Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня. Правда, сейчас образ не поставлен над вратами, как было раньше, — для него построили специальный храм недалеко от ворот. Вот только поклониться Иверской иконе могут далеко не все: известно, что сюда не всегда пускают даже паломников. Списки Иверской иконы Божией Матери Так как увидеть и помолиться святому образу может не каждый, были сделаны специальные списки, которые также следует почитать. Иконописец работал над иконой год, а все это время он держал строгий пост, согласно которому ему разрешалось прикасаться к пище только по выходным. Зато ему удалось воссоздать точную копию, причем такую же чудотворную. Иверская икона Божией Матери долгое время считалась защитницей и покровительницей царской семьи, а затем хранилась в Новодевичьем монастыре. В советские годы обитель была преобразована в музей, а святой образ стал частью его фонда. В том же веке был создан еще один список, который был поставлен на Воскресенских воротах Кремля, но в 30-е годы прошлого столетия они были демонтированы, а образ передан в храм в Сокольниках.
Однако в 90-х годах Воскресенские ворота вернули на место, а из Афона прибыл новый список Иверской иконы Божией Матери. Еще одну чудотворную копию можно встретить в Иверском Богородицком Святоозерском монастыре, который находится на Валдае. Известно, что в смутное время икону украли, а монастырь практически разрушили. Сейчас здание восстановлено, и его главным достоянием все считают новый список иконы. Еще один образ находится в Моздоке. Считается, что эта копия так же, как и оригинал, самостоятельно может выбирать себе место пребывания. Например, во время переселения осетин она была настолько тяжелой, что самые сильные мужчины не смогли ее поднять. Тогда было принято решение перенести икону в храм в Моздоке.
Интересно, что один из списков находится даже на Гавайях в православном храме, и эта икона мироточит. Первый установлен в память об обретении святыни монахами афонского монастыря. Оно произошло через день после Пасхи, предположительно в начале ХI века. Современные верующие вспоминают это чудо во вторник Светлой седмицы.
Иверская икона Божьей Матери была вывезена с данной обители во времена советской власти, когда закрывались все храмы и монастыри, все эти годы святая реликвия хранилась в Государственном Историческом музее. В каких храмах находится икона Эта святая реликвия никогда не покидала святую Афонскую землю. Подлинник божественного изображения находится в Иверской обители, в монастырские церквушки. А копии с этой иконы были сделаны и находятся практически во всех храмах и монастырях православных стран мира.
Однако в 90-х годах Воскресенские ворота вернули на место, а из Афона прибыл новый список Иверской иконы Божией Матери.
Еще одну чудотворную копию можно встретить в Иверском Богородицком Святоозерском монастыре, который находится на Валдае. Известно, что в смутное время икону украли, а монастырь практически разрушили. Сейчас здание восстановлено, и его главным достоянием все считают новый список иконы. Еще один образ находится в Моздоке. Считается, что эта копия так же, как и оригинал, самостоятельно может выбирать себе место пребывания. Например, во время переселения осетин она была настолько тяжелой, что самые сильные мужчины не смогли ее поднять. Тогда было принято решение перенести икону в храм в Моздоке. Интересно, что один из списков находится даже на Гавайях в православном храме, и эта икона мироточит. Первый установлен в память об обретении святыни монахами афонского монастыря. Оно произошло через день после Пасхи, предположительно в начале ХI века.
Современные верующие вспоминают это чудо во вторник Светлой седмицы. Еще одно празднование установлено в память о том, как первый список афонской святыни прибыл в Москву. Торжественная встреча иконы состоялась осенью 1648 года, и верующие вспоминают об этом важном событии 26 октября. Другой афонский список был передан Русской церкви также в XVII веке, через несколько лет после первого. В 1656 году он был перенесен в Валдайский монастырь, основанный патриархом Никоном по образцу Иверской обители на Афоне. Праздник в честь этого отмечается 25 февраля. Он связан с возвращением Церкви в 2012 году древнего списка, много лет хранившегося в Историческом музее. Второе обретение образа теперь отмечается 6 мая. Значение Иверской иконы Божией Матери О большом значении Иверской иконы для православных верующих говорит в первую очередь ее широкое распространение — ее почитали цари и простые люди. В дореволюционной Москве стояли очереди, чтобы поклониться и приложиться к святыне, а когда ее чтимый список возили по домам, каждый считал за честь и благословение принять его у себя.
В том числе русский исследователь византийского и древнерусского искусства Никодим Кондаков 1844-1925 относит создание иконы к XII веку. Иверский монастырь на Валдае Он свидетельствовал: «Указания на древнее предание о том, что св. Между тем, некоторые современные историки считают, что евангелист Лука написал более 20 образов Пресвятой Богородицы, включая те, о которых мы сказали выше.
Леонид Успенский, русский иконописец, богослов и искусствовед 1892-1987 , считал, что из этих икон св. Луки в Русской Православной Церкви находятся около 10, в европейских странах — 8, на Афоне — 13. Поясним: Одигитрия в переводе с греческого — Путеводительница.
Предание об обретении Иверской иконы Божией Матери очень красивое, напомним его. Примерно в IX веке она находилась у некоей благочестивой вдовы, жившей в Никее, близ Афин. В те времена в Греции буйствовали иконоборцы, уничтожавшие святые образа и запрещавшие людям на них молиться.
Они, вооружённые копьями и топорами, пришли к этой женщине. Один из них ударил копьем по изображению Богоматери, и на месте удара показались капли крови. До сих пор на оригинале видно повреждение красочного слоя.
Вдова умоляла пришельцев оставить у нее икону до утра, даже заплатила им деньги. Когда они ушли, она вместе с сыном опустила икону в море.