Премьер-министр Армении Никол Пашинян на встрече с жителями Тавушской области заявил о том, что может начаться новая война с Азербайджаном, если Ереван не пойдет на компромисс с Баку по вопросу приграничных сел. Еще один сигнал заключается в том, что Азербайджан способен свести на нет любую помощь Армении со стороны союзников. Азербайджан не даёт гуманитарным конвоям проезда в НКР и препятствует вывозу тяжелобольных пациентов на лечение в Армению. Комиссии Армении и Азербайджана по вопросам делимитации госграницы 9 апреля согласовали её на нескольких участках.
На острие ножа
- Как отдали Карабах. Путин раскрыл детали переговоров Армении и Азербайджана | Аргументы и Факты
- Армения ответила на предупреждение Азербайджана: 31 марта 2024 19:43 - новости на
- На границе Армении c Азербайджаном начались массовые протесты / СНГ / Независимая газета
- Армяно-азербайджанский конфликт
- Ильхам Алиев: «Армения — это наша земля!» Война в Нагорном Карабахе все ближе
- Под знаком перевёрнутой «А». В Закавказье зреет новый военный конфликт
«Недовоёванный» конфликт: что произошло в Карабахе и чем это обернётся для России
Позиция Азербайджана 9 марта Баку потребовал возвращения Ереваном четырех сел - оставшихся с советских времен эксклавов, которые армянские власти контролируют с 1990-х годов. Как подчеркнули в пресс-службе азербайджанского вице-премьера Шахина Мустафаева, который возглавляет комиссию своей страны по делимитации границы, принадлежность этих сел Азербайджану "бесспорна". Кроме того, в Баку ожидают, что в рамках делимитации "будет решен и вопрос освобождения" еще четырех эксклавов - Юхары Аскипара, Софулу, Бархударлы и Кярки. В пресс-службе при этом назвали недостоверной информацию армянских СМИ об оккупации Азербайджаном 31 армянского села на границе - по мнению Баку, заявлять об этом "до проведения делимитации государственной границы совершенно безосновательно". История конфликта В сентябре 2023 года Азербайджан провел военную операцию в Карабахе, в результате которой президент непризнанной Нагорно-Карабахской Республики Самвел Шахраманян объявил о роспуске всех ее государственных органов и прекращении существования образования с 1 января 2024 года.
Минобороны Азербайджана намерено выводить из строя позиции формирований ВС Армении, их долговременные огневые точки, а также боевые средства и объекты военного назначения с помощью высокоточного оружия, избегая ударов по гражданским целям. Цели операции согласно Минобороны Азербайджана: обеспечение положений трехстороннего заявления; пресечение широкомасштабных провокаций в Карабахе; разоружение и вывод формирований вооруженных сил Армении с территорий Азербайджана; нейтрализация армянской военной инфраструктуры; обеспечение безопасности населения, вернувшегося на освобожденные территории; восстановление конституционного строя АР.
Министерство иностранных дел Азербайджана выдвинуло армянской стороне условия прекращения операции: "Единственным путем к миру в регионе является полный вывод армянских ВС и роспуск режима в Карабахе".
Но как принять новую конституцию при том общественном мнении и настрое к Азербайджану и Турции, которое есть сегодня у значительной части армянского общества? Удастся ли Пашиняну убедить соотечественников принять новый Основной закон на референдуме в столь сжатые сроки? Кстати, их западные партнеры действующего премьера уже «любезно» ему обозначили. В послании участникам очередного Бакинского глобального форума премьер-министр Великобритании Риши Сунак отметил: «В настоящее время есть историческая возможность положить конец конфликту с Арменией, мы надеемся, что в ноябре этого года будет подписан мирный договор». Не сидят без дела и американские партнёры, держащие , что называется, «руку на пульсе». Вероятно, поэтому Пашинян и его партия «Гражданский договор» так торопятся: в феврале обычно весьма информированная газета «Грапарак» писала о неких подготовительных мероприятиях, косвенно свидетельствующих о вероятности проведения конституционного референдума в ближайшие четыре месяца.
Если верить указанному, то до июня судьба референдума, а значит, и мирного договора с Азербайджаном решится. Правда, потом Пашинян, вероятно, опасаясь получить неудобные результаты, несколько сдал назад. Вторит ему и министр юстиции Григор Минасян: хотя предварительная концепция в новой Конституции Армении отправлена в правительство, тем не менее вопрос о внесении в неё изменений пока не обсуждался. Мы ждём, пока премьер-министр проинформирует комиссию по конституционным реформам. После этого мы сообщим, происходят ли какие-либо идеологические изменения по тем или иным направлениям», — продолжил родной брат зятя третьего президента Сержа Саргсяна. Возможно, конституционный, а также переговорный процесс может быть ускорен очередной «договорной» приграничной эскалацией с заранее известным исходом. Публично анонсируя новую войну в случае невыполнения требований Баку, правительство Никола Пашиняна в то же время взяло целенаправленный курс на развал армянской армии параллельно укреплению полицейских формирований, призванных гарантировать действующий режим от внутренних потрясений.
Кроме того, Пашинян заявил об уходе российских миротворцев из региона после делимитации и демаркации границы. Он объяснил такое решение «существенным изменением ситуации». Российские пограничники появились там в одной ситуации, сейчас же она существенно изменилась. Это значит, что у нас граница, а не передовая. Граница — символ мира. Это значит, что пограничники Армении и Азербайджана в состоянии обеспечивать ее охрану Никол Пашинян премьер-министр Армении В свою очередь, Азербайджан 15 апреля вернул Армении всех военнопленных. Исключением стали только граждане, совершившие тяжкие преступления, в том числе обвиняемые в терроризме, сепаратизме и пытках.
Война между Арменией и Азербайджаном может начаться до конца сентября
Протестующие называют свою акцию борьбой «против лжи и фальши во имя истины и справедливости». В подтверждение своих слов, манифестанты опубликовали видео с людьми в военной форме. Представители ведомства сообщают, что принимают необходимые меры и предупреждают возможных участников об ответственности. В знак протеста в Армении митингующие перекрывают дороги в Грузию и Иран, требуя остановить процесс передачи Азербайджану приграничных территорий.
Эскалация событий началась после того, как армянские пограничники принялись замерять территорию, разминировать окрестности и ставить пограничные столбы. Передача территорий затронула сельскохозяйственные угодья и церковные земли. У кого-то двор оказался в азербайджанской зоне, у кого-то сарай.
Выяснилось, что, например, проход к воскепарскому храму Святой Богородицы VI-VII веков может перейти к Азербайджану, что вызвало резкую реакцию и местных жителей, и тавушского архиепископа Баграта Галстаняна. Архиепископ в полном облачении прибыл в Воскепар и потребовал от полицейских, оцепивших территорию разминирования, пропустить его и делегацию верующих в храм. В итоге архиепископ Баграт Галстанян стал одним из «лиц протеста» и его неформальным лидером.
Верховный глава Армянской церкви католикос Гарегин Второй, посещая Цицернакаберд, дал наставление армянским властям «не путать храбрость с трусостью» о смысле этого наставления ниже. Учитывая, какой вес в обществе имеет Армянская апостольская церковь — это важный фактор. Кроме перекрытия дорог, характер протестов свелся к вывеске кустарных агитационных перетяжек в Ереване и на некоторых трассах, а также к перепалкам в социальных сетях и раздаче интервью.
Перекрытия дорог возникали стихийно в разных районах Армении. Но их, как и попытки перекрытия центральных улиц в Ереване, быстро ликвидировала полиция.
Это очень важный вопрос, и я не хочу говорить об этом сейчас. Я говорил на каких-то политических уровнях, что в Армении никогда не было таких сел, но я хочу сказать кое-что очень важное. Для чего мы принимаем эти решения? Мы принимаем их, чтобы зафиксировать территориальную целостность Армении" — Никол Пашинян Он также поинтересовался у собравшихся, видели ли они фотографии установленного на границе между Арменией и Азербайджаном первого пограничного столба.
Как подчеркнули в пресс-службе азербайджанского вице-премьера Шахина Мустафаева, который возглавляет комиссию своей страны по делимитации границы, принадлежность этих сел Азербайджану "бесспорна". Кроме того, в Баку ожидают, что в рамках делимитации "будет решен и вопрос освобождения" еще четырех эксклавов - Юхары Аскипара, Софулу, Бархударлы и Кярки. В пресс-службе при этом назвали недостоверной информацию армянских СМИ об оккупации Азербайджаном 31 армянского села на границе - по мнению Баку, заявлять об этом "до проведения делимитации государственной границы совершенно безосновательно". История конфликта В сентябре 2023 года Азербайджан провел военную операцию в Карабахе, в результате которой президент непризнанной Нагорно-Карабахской Республики Самвел Шахраманян объявил о роспуске всех ее государственных органов и прекращении существования образования с 1 января 2024 года. Армянское население Карабаха стало массово покидать регион.
Что получит Азербайджан в конфликте с Арменией
Также Минобороны Азербайджана сообщает о применении высокоточного оружия по позициям ВС Армении и военным объектам. «По трёхстороннему соглашению, которое стало итогом Карабахской войны 2020 года, Армения должна гарантировать транспортное сообщение между Азербайджаном и Нахичеванью», – пояснил эксперт. Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил об угрозе начала войны с Азербайджаном уже в конце этой недели, если Ереван не проведет делимитацию и демаркацию границы, уступив Баку четыре спорных села.
Популярное:
- Главные новости
- В поисках баланса
- Последние новости
- «Око за око». Что сделает с Арменией Азербайджан после вывода миротворцев
- Вхождение Карабаха в состав Российской империи
- Почему конфликт Армении и Азербайджана опасен для стран всего мира: мнения экспертов
Пашинян объяснил цель возвращения сел Азербайджану
Порядка 20 военных-контрактников из села Тавуш присоединились к жителям приграничных населенных пунктов Армении, протестующих из-за делимитации границы с Азербайджаном. Есть мнение, что новая война между Азербайджаном (при поддержке Турции) и Арменией (которая рассчитывает на Иран и США) может начаться уже в сентябре этого года. Политолог считает, что Россия не останется нейтральной в следующей войне, накажет Азербайджан, а победа будет у Армении. За это время Армения и Азербайджан неоднократно решали возникающие противоречия военным путем, а последнее крупное противостояние между ними произошло в 2020 году и вылилось во Вторую Карабахскую войну. В Армении бушуют протесты против процесса делимитации границ и передачи Азербайджану нескольких сел в регионе Тавуш. Министерство обороны Армении на своем сайте опровергло сообщение азербайджанской стороны о скоплении армянских военных на границе с Азербайджаном, передает
Распуская узел: чем обернётся для России переход Карабаха к Баку
Ереван отказался от притязаний на данную территорию, после чего она вошла в состав Азербайджана. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Акция протеста проходит в приграничном н. Киранц Тавушской области. Информацию о присоединении к митингующим военных прокомментировали в Минобороны Армении. Митингующие против делимитации армяно-азербайджанской границы утверждают, что к ним присоединились военнослужащие-контрактники, сообщает МИА « Россия сегодня » со ссылкой на соцсети.
Кроме того, объективным наблюдателям было понятно тогда, что подготовка к войне была провалена не столько Пашиняном, сколько так называемым карабахским кланом, руководившим страной до него. Теперь дипломатия премьер-министра вызывает больше вопросов, чем ответов, — сообщил Лямзин. Но политические проблемы, которые существуют между руководителями наших стран, не должны сказаться на отношениях простых граждан, считает Лямзин. Поэтому какая-то возможная обида не должна на них отразиться. Кроме того, надо понимать, что российские миротворцы дали руководству Армении два с половиной года для выработки внешнеполитической стратегии спасения Арцаха, — сказал он. Впрочем, конфликт не исчерпан, полагает эксперт. Следующее, что потребует Азербайджан, — это «Зангезурский коридор», возможность прямого сообщения с Нахичеванью и Турцией. Эту проблему тоже надо будет решать руководству Армении путем сложнейших переговоров и выстраивания тонкого баланса интересов, — отметил Андрей Лямзин.
В парламентской ассамблее ОБСЕ попросили обе страны вернуться за стол переговоров под эгидой минской группы этой международной организации. Владимир Путин призвал стороны предпринять все усилия, чтобы прекратить военные действия и не допустить дальнейшей эскалации. Открыто Азербайджан в конфликте с Арменией поддерживает лишь Турция. Жители Баку сшивают флаги Азербайджана и Турции в единые полотнища.
Обострение в Нагорном Карабахе
армения, пограничные села, массовые протесты, азербайджан, делимитация границы Никол Пашинян подчеркнул важность достигнутой договоренности с Баку. Армения настаивает, что для регулирования отношений между Карабахом и Азербайджаном нужен "международный механизм", но Баку категорически против, поскольку считает эти территории своими и не хочет, чтобы кто-то вмешивался в его внутренние дела. Эскалация противостояния вокруг Нагорного Карабаха и по линии соприкосновения между Азербайджаном и Арменией набирает обороты с начала месяца.
Угроза новой войны Армении и Азербайджана
К чему все идет? Ранее общественная инициатива "Тавуш во имя родины" сообщила о присоединении военнослужащих-контрактников к акции протеста в армянском приграничном селе Киранц Тавушской области "В сети появилось видео, на котором люди в военной форме присоединились к политической акции в Киранце. Военная полиция министерства обороны Армении принимает меры, чтобы установить личности людей в военной форме и дать оценку распространяемой информации", - говорится в пресс-релизе ведомства.
В Зангезурском уезде до революции число проживавших армян и азербайджанцев было примерно равным. В Карабахе существовало разделение: в Равнинном Карабахе жили преимущественно азербайджанцы, а Нагорный почти целиком был населён армянами. Для урегулирования спорных вопросов было создано специальное Кавбюро ЦК, которое возглавили Орджоникидзе и Киров.
Кавбюро предложило компромиссный вариант: Нахичевань переходит к Армении, а Зангезур и Карабах — к Азербайджану. Но тут в спор вмешалась новая сторона. Турецкий лидер Мустафа Кемаль предложил Ленину заключить договор о дружбе. Ленин воспринял это как шанс на прорыв дипломатической блокады и охотно согласился на не самый выгодный договор. Согласно его условиям, часть бывших российских территорий переходила Турции, кроме того, Нахичевань на правах автономии присоединялась к Азербайджану.
Взамен турки давали добро на существование Советского Азербайджана. Из восьми членов Кавбюро трое однозначно выступали за его передачу Армении, а трое других — Азербайджану. Всё зависело от позиции непосредственных руководителей — Орджоникидзе и Кирова, которые колебались в этом вопросе. Кто на самом деле остановил Третью карабахскую войну Историческое решение 4 июля 1921 года состоялось заседание Кавбюро, посвящённое окончательному решению карабахского вопроса. По результатам голосования большинство решило передать его Армении, в поддержку этого решения выступили оба руководителя бюро.
Однако глава Азербайджана Нариманов настоял на том, чтобы окончательное решение осталось за ЦК. После голосования состоялись консультации Орджоникидзе и Кирова со Сталиным, который в то время курировал национальную политику. Неизвестно, о чём именно шёл разговор и какие аргументы выдвигались вероятно, это были какие-то стратегические соображения, связанные с Турцией , но руководители Кавбюро неожиданно передумали за одну ночь. На следующий день состоялось новое голосование, на котором они высказались в пользу передачи Карабаха Азербайджану с условием создания в Нагорной части региона армянской автономии. Что касается третьего спорного региона, то Зангезур передали Армении в качестве компенсации за утрату остальных спорных территорий.
Зангезур передали Армении в качестве компенсации за утрату остальных спорных территорий. Шаткий мир Решение большевиков, принятое как максимально компромиссное, на деле стало лишь прологом к новым конфликтам. Азербайджанские коммунисты хотели Карабах, но без армян и уж тем более без навязанной в качестве компромисса автономии. Армяне же не желали мириться с решением о передаче этнически однородного региона другой республике. После территориального размежевания установился хрупкий мир, скорее похожий на холодную войну.
Руководство Армянской ССР каждые несколько лет пыталось пролоббировать через союзную столицу вопрос о передаче ей карабахской автономии. После окончания Второй мировой ему едва не удалось это сделать.
Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи».
Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам. Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам». Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха. Этим заявлением Н. Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия.
Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 года ответил на данное заявление Пашиняна: «... Ну, во-первых, это, мягко говоря, ложь. Карабах всем миром, равнинный, нагорный, признан как неотъемлемая часть Азербайджана. Армения сама не признает это незаконное образование. Карабах является исторической, исконной азербайджанской землей. Так что Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак». Кроме того, 15 февраля 2020 года в рамках Мюнхенской конференции по безопасности состоялись панельные обсуждения между Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. В ходе обсуждений Президент Азербайджана еще раз довел до внимания международной общественности справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом и, опираясь на исторические факты и международное право, аргументами разнес в пух и прах захватническую политику и фальшивые притязания Армении.
Очередной провокацией стали так называемые «выборы», организованные в марте 2020 года на оккупированных азербайджанских землях. Эти «выборы», как и предыдущие, не были признаны международной общественностью, ни одной международной организацией и государством, напротив, подверглись решительному осуждению и были отвергнуты. Армения целенаправленно подрывала формат и суть переговорного процесса с тем, чтобы нарушить мирный процесс, осуществляемый при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сохранить существующий статус-кво, связанный с оккупацией, и добиться аннексии захваченных территорий. В июле 2020 года премьер-министр Армении Н. Пашинян выдвинул неприемлемые «семь условий», связанных с урегулированием конфликта, что откровенно продемонстрировало истинную цель государства-оккупанта. В связи с этим Президент Ильхам Алиев заявил «У нас единственное условие для достижения мира. Армянские вооружённые силы должны покинуть оккупированные территории Азербайджана. Весь мир признает Нагорный Карабах как составную часть Азербайджана». Провокации июля-августа 2020 года В июле 2020 года Армения совершила очередную военную провокацию в товузском направлении государственной границы Азербайджана.
Цель провокаций заключалась в создании нового очага напряженности в регионе, переносе на второй план вопроса оккупации Арменией азербайджанских территорий, вовлечении в конфликт третьих государств и нанесении ущерба стратегической инфраструктуре Азербайджана. В результате одно гражданское лицо и группа азербайджанских военнослужащих, включая высокопоставленных офицеров, стали шехидами. Азербайджанская армия дала врагу достойный отпор, нанеся ему сокрушительный удар. Обратившись за поддержкой к Организации Договора о коллективной безопасности, Армения признала свое поражение. В августе 2020 года Армения, прибегнув к очередной военной провокации, заслала в Азербайджан диверсионную группу с целью совершения террористических актов. Однако 23 августа 2020 года эта группа была обезврежена, ее главарь задержан, таким образом, очередной террористический план провалился. Принятие Арменией военной доктрины и стратегии национальной безопасности агрессивного и наступательного характера, создание в Армении состоящих из гражданских лиц вооруженных добровольческих отрядов для участия в военных операциях против Азербайджана, призыв министра обороны Армении к «новой войне за новые территории», угрозы официальных лиц этой страны о нанесении удара по крупным городам и важной гражданской инфраструктуре Азербайджана, привлечение Арменией наемников и террористов из различных стран, приобретение большого количества оружия и пр. Новый военный план Армении 21 сентября 2020 года Президент Азербайджана, председатель Движения неприсоединения Ильхам Алиев в своем выступлении на заседании высокого уровня в рамках 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященном 75-летию ООН, заявил, что агрессивная риторика и провокации свидетельствуют о подготовке Арменией новой агрессии против Азербайджана: «Мы призываем ООН и международное сообщество сдерживать Армению от очередной военной агрессии. Ответственность за провокации и эскалацию напряженности ложится на военно-политическое руководство Армении.
Армяно-азербайджанский конфликт должен быть урегулирован в рамках территориальной целостности Азербайджана и на основе резолюций Совета Безопасности ООН». Но, к сожалению, мировое сообщество не предприняло никаких практических шагов для предотвращения последовательных провокаций и новых военных планов Армении. Еще больше воодушевленная этим Армения 27 сентября 2020 года со всех направлений перешла в наступление на позиции азербайджанской армии, применив тяжелую артиллерию, подвергла шквальному обстрелу населенные пункты. Тем самым армяно-азербайджанскому конфликту был положен конец, Азербайджан восстановил свою территориальную целостность.
Также в ведомстве заявили, что единственный путь к миру в регионе — полный вывод армянских ВС из Карабаха и роспуск режима в Степанакерте. В Минобороны Армении тогда заявили, что их подразделений вооруженных сил в Карабахе нет. Возле здания правительства в центре Еревана проходили протесты.
На площади находилось около 500 человек, которые выкрикивали антиправительственные лозунги и обвиняли руководство страны и премьер-министра Никола Пашиняна в том, что их политика привела к нынешней ситуации в Нагорном Карабахе. Обстановка в районе Нагорного Карабаха обострилась в конце сентября 2020 года после того, как Армения сбила боевой вертолет Азербайджана и сторона пошла в контрнаступление. В Армении тогда объявили военное положение и всеобщую мобилизацию.