Новости венчание на царство грозного

В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания Ивана Васильевича на царство.

Предыстория

  • ИОАНН ГРОЗНЫЙ
  • Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси
  • Власть от Бога
  • Самое читаемое
  • ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ

Православный взгляд. Царь Иван Грозный

Любому важному делу, которое делает человек, должно сопутствовать Божие благословение. Так Церковь считает сейчас, так считали и в XVI веке. Поэтому вступление в такую должность было не просто какой-то инаугурацией; это было восприятие на себя какого-то особого служения и Богу, и народу, что сопряжено с огромной ответственностью за судьбу Отечества и этого народа. Поскольку человек нуждался в особой помощи Божией в решении каких-то определенных моментов, совершалась особая религиозная церемония, в результате которой происходило помазание того, кто вступал на трон, особым веществом — святым миром, через которое человеку преподаются особые дары Духа Святого. Мы знаем, что нечто подобное происходило еще в ветхозаветные времена, и на страницах Священного Писания Ветхого Завета мы видим многочисленные примеры того, как ветхозаветные пророки или праведники помазывали на царство ветхозаветных царей. Так, например, был помазан царь и пророк Давид: будучи еще обычным пастушком, не думая о царстве, он встретился с пророком Самуилом, и тот возлил на его голову освященный елей, масло и провозгласил его, к его удивлению, царем над ветхозаветным Израилем. Подобных примеров было много. В христианской Церкви как на Западе, так и на Востоке возведение на царство или вступление на трон сопровождалось церковной молитвой, богослужением и помазанием миром.

Конечно, помазание миром не лишало человека личной ответственности, но давалась благодать Божия, которая помогала принимать те или другие решения. Вторую часть нашей программы предлагаю посвятить святому Серафиму Саровскому, память которого отмечается 15 января. Для России этот святой — особенный. Для выбора предлагался целый ряд политических деятелей, государей, каких-то ярких личностей, знаменитых людей. По-моему, предпочтение было отдано святому благоверному князю Александру Невскому. Тем не менее, считаю, одним из таких ликов России является в том числе преподобный Серафим Саровский, по которому узнают, что такое Россия, и не только в самой России, но и далеко за ее пределами. Может показаться удивительным, но этот святой XIX века широко известен не только в православной среде.

Его почитают даже среди представителей других конфессий, и когда говорят об этом святом, сразу понимают, что такое Россия. Действительно, преподобный Серафим — личность особая. Он был монахом, человеком, который отрекся от мирской жизни и значительную часть своей жизни провел в затворе, подвизаясь в достаточно глухих лесах; тем не менее он стал ликом России. Когда преподобный Серафим привел в порядок свою духовную жизнь и в этой жизни отобразился Сам Господь всем блеском Своей Божественной славы, именно тогда двери его кельи открылись для всех желающих, туда потекла вся Россия за советом, благословением, назиданием. В лике преподобного Серафима все увидели, что же такое евангельские идеалы — он как бы воплотил евангельские идеалы в своей жизни. В нем было столько любви! В Священном Писании мы читаем, что Бог есть любовь.

Мы вроде бы понимаем это и стремимся как-то реализовать в своей жизни, но в полноте это удалось реализовать многим святым, в том числе и преподобному Серафиму Саровскому. Каждого человека, который приходил к нему, он встречал с распростертыми объятиями и словами пасхального приветствия: «Христос воскресе, радость моя! Я встречал в жизни людей, которые внешне пытались копировать преподобного Серафима Саровского и называли некоторых «радость моя», но радость и любовь в этом приветствии ощущались не всегда. Преподобному Серафиму Саровскому была присуща подлинная пасхальная радость, подлинная любовь ко всякому приходящему. Для того чтобы нам стяжать эту любовь, прийти в это состояние, преподобный Серафим дал практические советы. Среди этих советов был, например, жизненно важный совет для наших современников о том, что приводить в порядок этот мир нужно, начиная с самих себя. Сейчас, наверное, как и в другие эпохи, очень много людей, готовых преобразовывать мир, государство, среду обитания, начиная с каких-то внешних предметов, начиная с других.

Многие считают, что нужно привести в порядок других людей, окружающую среду. А себя привести в порядок никто не хочет — кажется, что у нас и так всё в порядке. Так считает каждый. В результате мы живем в состоянии бардака. Преподобный Серафим говорит: начни с себя, спаси самого себя.

После стрелецкого бунта 1682 г. Был изготовлен специальный двойной серебряный трон, а также вторая «шапка Мономаха» — «шапка Мономаха второго наряда». Венчание братьев на царство состоялось 25 июня 1682 г. С принятием Петром I императорского титула обряд венчания на царство был заменен коронацией. Родился в Москве. На духовное воспитание будущего митрополита огромное влияние оказал архимандрит Кассиан, настоятель Симоновского монастыря. В 1523 г. Макария возвели в архимандриты и назначили настоятелем Можайского Лужицкого монастыря. В марте 1526 г. Новгородский архиепископ способствовал распространению христианства среди населения северных окраин Руси, а также строительству там монастырей. Пребывание Макария в Новгороде сопровождалось большими культурными начинаниями. При нем проведена реставрация многих новгородских икон и церквей, отлит большой колокол для Софийского собора, подновлены его фрески и иконостас. По его указанию в Пскове построен архиепископский дворец, в котором работали писцы и книжники. Входившие в круг Макария писатели и церковные деятели занимались созданием житий святых, переводили греческие и латинские произведения, составляли летописные своды. При его участии было составлено 60 новых житий. Итогом собирания духовных сокровищ стала первая редакция «Великих Четиих Миней», завершенная в 1541 г. Под его началом были подготовлены и две другие их редакции. В 1542 г. Макарий стал митрополитом Московским и всея Руси. Макарий составил «Чин венчания на царство», по которому происходила церемония венчания на царство Ивана IV Грозного в январе 1547 г. В 1547 и 1549 гг. Будучи одним из ближайших советников царя, Макарий отстаивал идею самодержавия как главного и необходимого оплота православия. Крупнейшей заслугой митрополита Макария стала поддержка книгопечатания в Москве. В последние годы Макарий занимался составлением Степенной книги. Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. Канонизация Макария состоялась в 1988 г. День памяти: 30 декабря 12 января. То же, что инсигнии — от лат. Сведения о древних символах верховной власти — предметах, которые отличали государя от его подданных, донесли до нас монеты, печати, миниатюры и другие изображения. Подробные описания различных атрибутов верховной власти содержатся в «чинах» уставах коронования или венчания на царство. Впечатления об использовании регалий русскими государями зафиксировали иностранцы в своих донесениях и записках. На протяжении веков регалии русских государей менялись. Первые свидетельства о «поставлении на княжение» или провозглашении нового князя содержатся в летописях. Одна из древнейших княжеских регалий — «стол». О вокняжении Владимира Мономаха летопись сообщает: «седе на столе отца и дед своих». Великий князь киевский «сажал на стол» князейнаместников. На сиденье лежали подушки с овальными концами. После установления монголо-татарского ига русские князья не могли свободно наследовать собственные «столы» и распоряжаться ими. За получением ярлыка — ханской грамоты на право занятия «стола» — они должны были ездить в ставку золотоордынского хана. Так, «князь Василий Дмитриевич сяде на великом княжении володимерском на столе отца своего, и деда, и прадеда, а посажен царевым Тактамышевым послом Шиахматом». Функции короны на Руси выполняла княжеская шапка. На древнерусских миниатюрах шапку изображали в виде мягкого головного убора сферической формы, с меховой опушкой. В пятизубчатом «венце», похожем на венец византийских императоров, на древнейших русских монетах изображали лишь Владимира Святославича и иногда Ярослава Владимировича Мудрого. Единственным князем на Руси, коронованным по западноевропейскому образцу, был Даниил Романович Галицкий. Меч считался символом княжеской власти и передавался из поколения в поколение. На русских миниатюрах меч присутствует в сценах посажения Всеволодом Ольговичем Святослава Ольговича в Новгороде в 1136 г.

Лишь через два года польские послы в Москве узнали, что Иван IV «царем венчался» по примеру прародителя своего Мономаха и имя он «не чужое взял». Выслушав это чрезвычайно важно заявление, послы немедленно потребовали представления им письменных доказательств. Но хитроумные бояре отказались, боясь, что поляки, получив письменный ответ, смогут обдумать возражения, и тогда спорить с ними будет тяжело» [3]. Колкостям поляков вторил и В. Кобрин: «Почему Иван IV прародительским чином называл титул царя, которого на самом деле не носили его предки? Основанием была популярная легендарная повесть «Сказание о князьях Владимирских». В ней рассказывалось, что византийский император Константин Мономах, родной дед киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха, прислал внуку свой царский венец — «шапку Мономаха» и все права на царский титул. Нужды нет объяснять, что тот головной убор, который называли шапкой Мономаха, на самом деле — золотая тюбетейка среднеазиатской работы, опушенная соболем и увенчанная уже в Москве крестом»[4], задевая дедушку Грозного, отмечает, что «Иван III употреблял его только в сношениях с Ливонским орденом и некоторыми немецкими князьями». Напрашивается вывод: историки — совершенно не объективы и предвзято относятся к Грозному. В этой связи хочется в краткой форме привести историю появления первого польского короля Болеслава. В 997 году в Восточной Пруссии был убит епископ Пражский Адальбер Войцех , который отправился обращать в христианство пруссов на соседние земли. За останки епископа Болеслав заплатил золотом кратно весу тела. Тело усопшего епископа было перевезено в Польшу и захоронено в городе Гнездо. Этот жест по выкупу останков был высоко оценен германским королем и императором священной Римской империи Оттоном III. Будучи сильно впечатленным поступком Болеслава, который заплатил огромную сумму за покойного епископа, император предлагает называть Болеслава не князем, а королем [5]. Возьмем, к примеру, Англию. Первым из англосаксонских правителей Британии стал именовать себя королем Англии». По поводу Франции Н. Пронина пишет: «…уже в начале XIV века во Франции было провозглашено: «Король — император в своем королевстве» [6]. Историк Кобрин о своих русских правителях писал следующим образом: «Ведь все они были лишь Великими князьями, только иногда, не столь в официальных документах, сколь в публицистике, их для пущей торжественности именовали царями» [7]. Эта колкость касается в большей степени деда Грозного. Подчеркивается, что царем дед Грозного именовал себя только с ливонцами и некоторыми немецкими князьями. Очередные двойные стандарты. На Западе, когда хотят, правители повышают свой статус, а всем остальным это запрещают делать. У них можно было легко назначать королей или провозглашать себя королями, а Московское царство на это, по их мнению, права не имело. Как пишут историки, первое упоминание обращения с использованием царского титула в дипломатической переписке между польской и русской сторонами появилось в 1489 году.

По городу разошелся слух, что бабка царя Анна Глинская, оборотясь птицей, летала по городу, "вымала сердца человеческие да клала в воду, та тою водою, ездячи по Москве, да кропила", от чего и был пожар. Другой слух, подогревший страсти, - о походе на Русь крымского хана. Царь с двором вынужден был уехать в подмосковное село Воробьево, Глинские - Михаил и Анна - бежать в подмосковные монастыри. Открытое восстание началось 26 июня. После вечевого сбора горожане двинулись в Кремль и потребовали выдачи Глинских, Были разгромлены их дворы, убит один из Глинских - Юрий. Большого труда ему стоило убедить народ разойтись. Ряд выступлений в это же время произошел в некоторых других городах - причиной был неурожай, повышение налогов и злоупотребления администрации. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их.

На Руси состоялось первое венчание на царство

Например, в известной переписке с Андреем Курбским он подробно излагает свое понимание царской власти согласно с Библией. Обряд венчания Венчание на царство первого царя проходило в Успенском соборе Кремля шестнадцатого января 1547 года. Он приложился к иконам, ему пропели многолетие, глава русской православной церкви благословил его. Служился молебен, читались молитвы. На амвоне были устроены два возвышенных места, покрытых золотой тканью для московского князя и главы русской православной церкви. Перед амвоном стоял аналой с знаками царского достоинства: Животворящим Крестом, бармами, венцом. Митрополит Макарий возложил на московского правителя Ивана Васильевича Животворящий Крест, бармы, венец, которыми, как повествуют летописи, венчал ефесский митрополит на царство Владимира Мономаха.

Ивану IV пропели еще раз многолетие. Он слушал Литургию. Последствия и значение для Руси Венчание Ивана Васильевича с принятием титула царя означало создание особой духовной связи между народом и царем. Новый титул имел важное значение в изменении международного положения Московского государства. Титул царя подчеркивал преемство Руси по отношению к Византии.

В число царских регалий, помимо использовавшихся ранее, была добавлена «аравийская» золотая цепь. Впервые в качестве венчальной шапки была упомянута «шапка Мономаха».

При венчании на царство Федора Ивановича 31 мая 1584 г. Церемония была дополнена «великим выходом» царя и свиты в Успенский собор Московского Кремля. Помимо других регалий была использована держава «золотое яблоко», «яблоко державное» — золотой шар с навершием в виде креста. При венчании на царство Борис Федорович Годунов 3 сентября 1598 г. Сын Бориса Годунова Федор Борисович не успел венчаться на царство, т. Сам Лжедмитрий I венчался на царство 22 июля 1605 г. Патриарх Игнатий возложил на него царский венец и вручил ему скипетр и державу.

При венчании на царство Михаила Федоровича Романова 11 июля 1613 г. Для торжественного провозглашения новым царем Алексея Михайловича, состоявшегося 28 сентября 1645 г. Обряд венчания совершил патриарх Иосиф. Чин венчания Федора Алексеевича 16 июня 1676 г. После стрелецкого бунта 1682 г. Был изготовлен специальный двойной серебряный трон, а также вторая «шапка Мономаха» — «шапка Мономаха второго наряда». Венчание братьев на царство состоялось 25 июня 1682 г.

С принятием Петром I императорского титула обряд венчания на царство был заменен коронацией. РИЙ в миру — Михаил 1482— 30. Родился в Москве. На духовное воспитание будущего митрополита огромное влияние оказал архимандрит Кассиан, настоятель Симоновского монастыря. В 1523 г. Макария возвели в архимандриты и назначили настоятелем Можайского Лужицкого монастыря. В марте 1526 г.

Новгородский архиепископ способствовал распространению христианства среди населения северных окраин Руси, а также строительству там монастырей. Пребывание Макария в Новгороде сопровождалось большими культурными начинаниями. При нем проведена реставрация многих новгородских икон и церквей, отлит большой колокол для Софийского собора, подновлены его фрески и иконостас. По его указанию в Пскове построен архиепископский дворец, в котором работали писцы и книжники. Входившие в круг Макария писатели и церковные деятели занимались созданием житий святых, переводили греческие и латинские произведения, составляли летописные своды. При его участии было составлено 60 новых житий. Итогом собирания духовных сокровищ стала первая редакция «Великих Четиих Миней», завершенная в 1541 г.

Под его началом были подготовлены и две другие их редакции. В 1542 г. Макарий стал митрополитом Московским и всея Руси. Макарий составил «Чин венчания на царство», по которому происходила церемония венчания на царство Ивана IV Грозного в январе 1547 г. В 1547 и 1549 гг. Будучи одним из ближайших советников царя, Макарий отстаивал идею самодержавия как главного и необходимого оплота православия. Крупнейшей заслугой митрополита Макария стала поддержка книгопечатания в Москве.

В последние годы Макарий занимался составлением Степенной книги. Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. Канонизация Макария состоялась в 1988 г. День памяти: 30 декабря 12 января. ЛИИ от лат. То же, что инсигнии — от лат. Сведения о древних символах верховной власти — предметах, которые отличали государя от его подданных, донесли до нас монеты, печати, миниатюры и другие изображения.

Подробные описания различных атрибутов верховной власти содержатся в «чинах» уставах коронования или венчания на царство. Впечатления об использовании регалий русскими государями зафиксировали иностранцы в своих донесениях и записках. На протяжении веков регалии русских государей менялись. Первые свидетельства о «поставлении на княжение» или провозглашении нового князя содержатся в летописях. Одна из древнейших княжеских регалий — «стол». О вокняжении Владимира Мономаха летопись сообщает: «седе на столе отца и дед своих». Великий князь киевский «сажал на стол» князейнаместников.

На сиденье лежали подушки с овальными концами. После установления монголо-татарского ига русские князья не могли свободно наследовать собственные «столы» и распоряжаться ими.

Это новомученики нашей Церкви, священнослужители и миряне, которые по религиозным мотивам пострадали в 20-е, 30-е, 40-е годы. Хотя на самом деле отмашку этой тирании дал не Сталин, а его предшественник — Ленин, который в сознании большинства людей — некий «дедушка Ленин», любящий детишек.

Но на самом деле именно Ленину принадлежит фраза из его письма, которое теперь рассекречено и опубликовано: «Чем больше мы расстреляем черносотенного духовенства, тем лучше. Нужно однозначно жестко покончить с этой религиозной сворой, чтобы на многие поколения им было неповадно заявлять свою позицию». То есть расстреливать даже не за какие-то преступления, которые считались преступлениями с точки зрения советской власти, не за какую-то жесткую антисоветскую позицию, но просто расстреливать как можно больше духовенства для острастки. И всех подчистую «зачищали»...

Но опять же мы должны оценивать эти поступки с точки зрения той эпохи и того времени. По сравнению со Сталиным, мне кажется, руки Ивана Грозного менее замараны в крови. Число пострадавших при советской власти в 30-е годы в разы превосходит число пострадавших во времена Ивана Грозного. А что значит этот термин?

Венчание бывает с супругой, и он был женат неоднократно. Но что значит «венчание на царство»? Все — будь то крестьянин, когда он становился за соху, или ремесленник, который изготавливал какие-то предметы быта, или кузнец — воспринимали свою деятельность как некое и церковное служение. И быть государем, стоять во главе государства — это воспринималось не только как государственное служение, но и как служение церковное.

Любому важному делу, которое делает человек, должно сопутствовать Божие благословение. Так Церковь считает сейчас, так считали и в XVI веке. Поэтому вступление в такую должность было не просто какой-то инаугурацией; это было восприятие на себя какого-то особого служения и Богу, и народу, что сопряжено с огромной ответственностью за судьбу Отечества и этого народа. Поскольку человек нуждался в особой помощи Божией в решении каких-то определенных моментов, совершалась особая религиозная церемония, в результате которой происходило помазание того, кто вступал на трон, особым веществом — святым миром, через которое человеку преподаются особые дары Духа Святого.

Мы знаем, что нечто подобное происходило еще в ветхозаветные времена, и на страницах Священного Писания Ветхого Завета мы видим многочисленные примеры того, как ветхозаветные пророки или праведники помазывали на царство ветхозаветных царей. Так, например, был помазан царь и пророк Давид: будучи еще обычным пастушком, не думая о царстве, он встретился с пророком Самуилом, и тот возлил на его голову освященный елей, масло и провозгласил его, к его удивлению, царем над ветхозаветным Израилем. Подобных примеров было много. В христианской Церкви как на Западе, так и на Востоке возведение на царство или вступление на трон сопровождалось церковной молитвой, богослужением и помазанием миром.

Конечно, помазание миром не лишало человека личной ответственности, но давалась благодать Божия, которая помогала принимать те или другие решения. Вторую часть нашей программы предлагаю посвятить святому Серафиму Саровскому, память которого отмечается 15 января. Для России этот святой — особенный. Для выбора предлагался целый ряд политических деятелей, государей, каких-то ярких личностей, знаменитых людей.

По-моему, предпочтение было отдано святому благоверному князю Александру Невскому. Тем не менее, считаю, одним из таких ликов России является в том числе преподобный Серафим Саровский, по которому узнают, что такое Россия, и не только в самой России, но и далеко за ее пределами. Может показаться удивительным, но этот святой XIX века широко известен не только в православной среде. Его почитают даже среди представителей других конфессий, и когда говорят об этом святом, сразу понимают, что такое Россия.

Действительно, преподобный Серафим — личность особая. Он был монахом, человеком, который отрекся от мирской жизни и значительную часть своей жизни провел в затворе, подвизаясь в достаточно глухих лесах; тем не менее он стал ликом России. Когда преподобный Серафим привел в порядок свою духовную жизнь и в этой жизни отобразился Сам Господь всем блеском Своей Божественной славы, именно тогда двери его кельи открылись для всех желающих, туда потекла вся Россия за советом, благословением, назиданием. В лике преподобного Серафима все увидели, что же такое евангельские идеалы — он как бы воплотил евангельские идеалы в своей жизни.

Далее Иван Васильевич организовал военные походы на Казань 1545-1552 и Астрахань 1554-1556 , в результате которых влияние русского государства расширилось на Сибирь и до Кавказа. Организация торгового пути с Англией через Белое море и учреждение «Московской компании», осуществлявшей поставки между Туманным Альбионом и портом в Архангельске, спровоцировало Швецию на начало войны с Россией. Однако уже в 1557 году удалось подписать договор о перемирии на 40 лет и восстановить границы, установленные еще Ореховским мирным договором в 1323 году. Зрелые годы Чем старше становился царь, тем большие проблемы возникали у страны. Из-за отсутствия возможности беспрепятственно осуществлять торговлю на Балтийском море Россия несла огромные экономические потери. Доступ к Балтике смог бы решить и военно-политические проблемы, так как собственный флот в данном регионе становился мощным рычагом давления на соседние государства. В январе 1558 года началась война с Ливонской конфедерацией, не выполнявшей свои обязательства по договору 1503 года, по которому она обязывалась выплачивать недоимки по «юрьевской дани». Первый этап военных действий был победоносным, уже к весне следующего года русские отряды разбили все ливонское рыцарство.

Такие успехи всколыхнули всю Европу, уже 31 августа 1559 года по Виленскому договору Ливония вошла под протекторат Литвы. Дополнили данное соглашение 15 сентября договоренностью о военной помощи Ливонии от Польши и Литвы. Это обстоятельство преобразовало конфликт в столкновение сильнейших восточно-славянских государств друг с другом. Портрет Ивана Грозного Боевые действия возобновились с января 1560 года и затянулись до 1583 года. В результате Российское государство лишилось значительных территорий на северо-западе, приграничные районы обезлюдили. Это поражение было вызвано рядом проблем, требующих одновременного решения. Из-за череды политических ошибок Избранную раду распустили, на период 1565—1572 гг. Предательство новгородской знати вынудило царя в 1569 году организовать разорительный поход на Новгород опричным войском.

Обострилась проблема, связанная с набегами крымского хана и степных кочевников, которым в 1571 году удалось сжечь Москву. В 1575 году Иван Васильевич осуществил показательный отказ от царствования в пользу касимовского хана, с целью демонстрации беспомощности других. Вернувшись на престол, ему удалось обогатить казну, признав недействительным все документы, подписанные временным правителем и заключив их заново. Страну разрывало на части, но благодаря решительной воли царя все же удалось сохранить государство в целости и приумножить территорию. Оттого и прозвали его «грозным» для своих врагов и мудрым реформатором для своей страны. Смерть Умер первый царь 18 марта 1584 года. По одной из версии его отравили и после придушили. Инициаторами убийства были Годуновы.

Данную версию по прошествии нескольких столетий уже невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Вскрытие гробницы Ивана Грозного, произведенное в 1963 году, показало, что царь к концу жизни сильно болел и из-за многочисленных остеофитов не мог ходить самостоятельно. В останках его присутствовал еще мышьяк и ртуть, что объясняется уровнем развития медицины того времени.

Главное меню

  • 2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного
  • Как короновали русских царей?
  • Первый русский царь. Удивительная биография первого царя и первая денежная реформа в России
  • 16 января / 29 января ​ - Наследие Империи
  • Как короновали русских царей?

2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного

Известно, что Иван IV венчался на царство не получив благословения патриарха Константинопольского и, следовательно, незаконно согласно средневековым канонам. В 1576 году император Максимилиан II, желая привлечь Грозного к союзу против Турции, предлагал ему в будущем престол и титул «всходного [восточного] цесаря». Венчание на царство Иоанна IV свт. В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания Ивана Васильевича на царство.

Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство

Во-первых, актом венчания на царство он завершил процесс рождения русского самодержавия и юридически оформил Российское государство. Обряд венчания на царство Ивана 4 обозначил духовную связь правителя с народом. Обряд венчания на царство Ивана 4 обозначил духовную связь правителя с народом. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV.

1547г. венчание на царство 14-летнего Ивана 4 Грозного. 1453 пала Византия и Москва- 3 Рим

Чайковского, С. Рахманинова и А. Скрябина, а также сочинения наших современников — Р. Щедрина, А. Левина, А. Клевицкого, диакона Р.

Галиева, Л. Долгановой и других именитых и талантливых композиторов. Мы ждем юных гостей на занятиях по программам: «Быль о русской старине» для детей 6-8 лет , «Путешествие к европейскому двору» для детей 7-8 лет «Из жизни царского двора» для детей 9-10 лет , «Окно в Европу» для детей 10-11 лет , «Наследие глубокой старины» для детей 11-12 лет , «Беседы об искусстве» для детей 8-10 лет. Дорогие родители, просим внимательно ознакомиться с программами перед выбором темы занятий для своего ребенка, и соблюсти рекомендации методистов по возрасту. С 25 марта по 6 мая каждый понедельник ждем взрослых посетителей на лекционный цикл, посвященный знаменитым российским коллекционерам — М.

Погодину, князю Н. Юсупову, графу Н.

Угроза полного разгрома заставила Ливонию просить у русского царя перемирия.

Иван IVсогласился на перемирие, которое было заключено сроком на пол года так как ежегодные набеги на южные рубежи Московского царства крымского Хана Девлет-Герея добивавшегося восстановления независимости Казанского и Астраханского ханств, сковывали инициативу русских войск в Прибалтике. Поэтому, прежде чем продолжать войну с Ливонией, Московское правительство должно было решить проблему защиты южных границ и урегулировать отношения с Крымским ханством. За время перемирия ливонцы успели заручиться дипломатической поддержкой Польши и Швеции и нанять ландскнехтов в Германии, и нарушив перемирие за месяц до его окончания, в ноябре 1559 г.

Россия возобновила военные действия в1560г. Русскими войсками были одержаны победы в битвах при Виттенштейне и Эрмисе, взяты крупные города Мариенбург и Фелин. В результате этих побед произошёл распад Ливонского ордена.

Его последний магистр Готард Кетлер передал земли ордена под власть более сильных соседних держав: Курляндияю Польше, Эстляндию Швеции, Лифляндию Литве, острова Эзель и Даго Дании, а сам Кетлер стал герцогом курляндским и признал свою зависимость от польского короля. Польша, Швеция и Литва, потребовали от Ивана Грозного, чтобы он вывел войска с их новых земель и отказался от всех своих приобретений в Ливонии. Царь отказался.

Таким образом, в войну вступили три сильные европейские державы, что значительно усложнило задачу России в этой войне. Однако ещё некоторое время Иван IVвёл успешные боевые действия. В феврале 1563года его войска взяли Полоцк, закрывавший путь на литовскую столицу Вильно.

Отбив у поляков Полоцк Иван Грозный одарил каждого поляка шубой и отпустил их с миром. Городу были сохранены судебное делопроизводство и местное законодательство. Взятие Полоцка стало последним военным успехом Ивана Грозного.

Уже в следующем году русские войска терпят ряд поражений в битве при Чашниках, сражениях на реке Улле и у Озерищ. Ситуацию осложнило и предательство князя А. Курбского перешедшего на сторону Литвы.

В 1566 г. Поэтому Земский Собор, собранный по инициативе царя счёл условия послов неприемлемыми и отказался от мирного предложения. Против войны выступили лишь Сильвестер и Адашев.

Все остальные сочли, что у России достаточно сил, чтоб довести войну до победы. В результате война продолжилась, но уже с переменным успехом, победы чередовались с поражениями. Таких успехов Россия уже не имела.

Не имя достаточно сил и средств, чтобы одолеть Россию в войне Литва в 1569г. Эта уния объединила оба государства в одно - Речь Посполитую. В 1569 г.

Литва и Польша воспользовались предоставленной им передышкой, и в этом же году, заключив Люблинскую унию, образовали новое государство — Речь Посполитую. Под главенством польского короля. Король нового государства выбирался совместно польскими и литовскими феодалами.

Первым королём сначала был избран Генрих Валуа, а после него в 1576 г. Стефан Баторий. С появлением на польско-литовском престоле Стефана Батория, обладавшего незаурядными полководческими способностями, инициатива окончательно переходит к Речи Посполитой.

Но не сразу. Поход 1577 г. Но уже в 1578 г.

Баторий отвоёвывает у Грозного Венден, в 1579 г. Полоцк и Сокол, в1580 г. Великие Луки, а в 1581 переносит военные действия на территорию России и осаждает Псков.

Осада Пскова длилась с 18 августа по 28 октября. За это время горд выдержал тридцать штурмов и сделал пятьдесят вылазок. В результате Стефан Баторий так и не смог захватить город, и был вынужден снять осаду, оставив под Псковом более семи тысяч пленными и убитыми.

В тоже время к активным военным действиям перешли и шведы. Осенью 1581г. К концу 1581г, в руках шведов было уже почти всё побережье Финского залива.

Россия оказалась в крайне тяжёлом положении, и Иван Грозный предложил Стефану Баторию перемирие. Неудача под Псковом сделала Батория более сговорчивым ,и он был вынужден согласиться на перемирие, которое было заключено в результате трудных и долгих дипломатических переговоров под Псковом в Ям Запольском в 1582 г. Грозный возвращал Баторию все свои завоевания в Литве и Лифляндии.

Война со Швецией так же завершилась заключением перемирия в 1683 г. Плюсское перемирие окончательно лишало Россию выхода к Балтийскому морю. Таким образом, оба перемирия заключенные Иваном Грозным были невыгодны для России.

Ливонская война завершилась поражением России. Причин поражения России в ливонской войне много. Здесь следует отметить и полководческий талант Стефана Батория, и наличие у него хорошо организованного вооружённого войска, и стратегические просчёты Ивана Грозного.

Но главная причина заключается во внутреннем кризисе Московского государства, вызванного опричниной и набегами крымских татар, истощившего внутренние ресурсы страны. В результате, у Ивана Грозного оказалось недостаточно сил и средств для успешного ведения такой затяжной, длившейся четверть века войны. ОПРИЧНИНА Иван IV , был сторонником неограниченной самодержавной власти, устранению которой препятствовала боярско-княжеская оппозиция, не желавшая, чтобы царь единолично и по своему усмотрению распоряжался государственной властью.

Отношения государя с боярством постепенно обострялись на протяжении многих лет, что в итоге и привело к установлению им опричнины 1565-1572. Этот термин был известен на Руси и до Ивана Грозного. Когда-то опричниной, от древнерусского слова «опричь»- кроме, называли особый земельный удел выделяемый княжеской вдове при разделе имущества мужа.

Но при первом русском царе значение этого слова несколько изменилось. Опричниной стали называть специально выделенный царю земельный удел, штат его приближённых и особое личное войско. В декабре 1565 г.

Одно было адресовано духовенству, князьям, боярам, служилым и приказным людям, другое — посадскому населению Москвы. В первом письме царь сообщал о своём отречении от престола и просил выделить ему во владение особый удел—опричнину. Причиной такого своего поступка он называл государственную измену бояр, не без оснований, обвиняя их в том, что они опустошали государеву казну, захватывали государственные земли и раздавали их своим родственникам и друзьям, уклонялись от государственной службы, притесняли крестьян и не желали защищать страну от Крымских и Литовских вторжений.

Митрополита и высшее духовенство Иван IV обвинил в том, что они покрывали виновных бояр и служилых людей, мешая ему их наказывать. Второе письмо, адресованное посадскому населению, отличалось от первого более миролюбивым тоном. В нём Иван IV также сообщал об отказе от власти, но при этом добавлял, что на них он зла не держит.

В слободу начали прибывать делегации от бояр, духовенства, посадского населения Москвы, которые уговаривали вернуться. Иван IV согласился, но оговорив себе право учредить опричнину и подвергать опале изменников по своему усмотрению. Сразу после своего возвращения в Москву, царь разделил страну на две части опричнину и земщину.

В состав опричного удела вошли наиболее развитые в экономическом отношении города, имеющие важное торгово-промышленное значение, такие как Суздаль, Можайск, Великий Устюг, Козельск, Медынь Старая Русса, Перемышль, Кострома, Холмогоры, Каргополь, Вологда и помимо этих ещё множество других городов. Доходы с территории опричнины поступали в царскую казну и шли на содержание аппарата управления и опричного войска, которое первоначально насчитывало тысячу человек, но затем разрослось до шести тысяч. В опричнине функционировала опричная дума и приказы.

Сами опричники ни подчинялись никому и были подсудны только царю. Они носили чёрную одежду и привязывали к седлу лошади собачью голову и метлу в знак своей готовности «выгрызать» и «выметать» измену. Для реализации своих целей опричники могли применять любые средства включая убийства и пытки.

С территории опричнины насильственно выселялись те князья, бояре, дворяне и приказные люди, которые добровольно не захотели записаться в опричники. Они получали земли в земских уделах. Земли, не вошедшие в состав опричнины, назывались земщиной.

Она управлялась боярской думой, которая правила по старому обычаю и во всём была послушна воле Ивана Грозного. На обустройство опричнины царь приказал собрать с земщины огромный по тем временам единовременный налог в размере ста тысяч рублей. С введением опричнины усилились опалы и казни.

Начался режим семилетнего опричного террора. Уже в первый год опричнины. Царь отправил в казанскую ссылку 100 княжат из 288.

Их родовые вотчины были конфискованы. Иван Грозный приказал наказать челобитчиков. В лучшем случае они были подвигнуты порке кнутом, в худшем случае казнены.

Царь приказал своему двоюродному брату, его матери, жене и дочери выпить яд. И в этом же году по приказу царя Малютой Скуратовым был задушен в своей келье митрополит Филип, публично обличавший опричнину. В начале 1570 г.

Иван Грозный получил известие, которое историки склонны считать ложным, о том что Новгород хочет перейти под власть к Литве, и в наказание за это подверг город погрому, длившемуся шесть недель. Висковатый входивший когда-то в избранную раду Всего же за семь лет жертвами опричнины стало около десяти тысяч человек. С помощью опричнины царю удалось добиться ликвидации боярской оппозиции и установить режим неограниченной личной власти.

Однако результатом опричнины также стало хозяйственное разорение страны и ослабление её военной мощи, что явилось причиной поражения опричного войска и сожжения Москвы дотла Крымским ханом Девлет-Гиреем в 1571 г. Однако добившись с помощью опричнины стоявших перед ним политических Задач: ликвидации боярской оппозиции, очагов удельного сепаратизма, неограниченного усиления личной власти Иван Грозный официально отменил опричнину осенью 1572 г. При этом царь под угрозой наказания запретил своим подданным даже произносить это слово.

Многие бывшие опричники были обвинены в государственных преступлениях и казнены. С отказом от опричных порядков прекратился и массовый террор. Иван Грозный согласился на это.

Но в 1563 г. Поскольку ливонская война не позволила Ивану IV оказать Едигеру своевременно военную помощь. Первые годы своего правления хан Кучум демонстрировал свою лояльность Московскому государю, называл его старшим братом и даже отправил ему в 1569 г.

Но уже в 1571 г. Кучум разорвал дипломатические отношения, с Россией убив московского посла приехавшего за данью. После этого отношения Москвы и Сибирского ханства становятся откровенно враждебными.

Кучум переходит к обычной ордынской политике — грабительских набегов. В 1573 г. Строгановская летопись сообщает, что целью набега было разведать дороги, которыми можно пройти с войском в Великую Пермь ик крепостям Якова и Григория Строгановых, получивших 1558 г.

При этом государь дал Строгоновым право добывать на пожалованных землях полезные ископаемые, собирать ясак, строить крепости и нанимать для защиты вооружённые отряды. Воспользовавшись данными им царём правами, Строгановы для защиты своих владений построили ряд городов-крепостей и заселили их нанятыми для охраны казаками. Пригласив для этого летом 1579 г.

В 1580 и 1581 годах. Строгановы были вынуждены, обратится к Ивану IV с просьбой, чтобы он разрешил воевать сибирскую землю ради обороны от татарского хана и русским людям на прибыток. Получив известие о частых нападениях Кучума на Пермскую землю, которые приносят много разорения, беды и горя государь был очень опечален и прислал Строгоновым жалованную грамоту со своим разрешением, и даже освободил их будущие земли от всех сборов, податей и повинностей сроком на двадцать лет.

После этого Строгоновы снарядили на свои средства экскурсию, под руководством Ермака, выдав им в достатке всё самое необходимое для успешного похода: доспехи, три пушки, пищали, порох, съестные припасы, жалование, проводников и переводчиков. Таким образом, помимо расширения территории, хозяйственного освоения Сибири, добычи пушнины, на которые вполне обоснованно указывают историки, одной из главных причин освоения Сибири явилась ликвидация военной угрозы со стороны Сибирского ханства. Провожать казаков в дальний путь пришли все жители Чусовского городка.

Так начался знаменитый поход Ермака. Численность отряда Ермака точно неизвестна. Летописи называют разные данные от 540 до 6000 тысяч человек.

Большинство историков склоняется к мнению, что дружина Ермака насчитывала приблизительно 840-1060 человек. По рекам: Чусовой, Туре, Тоболу, Тагилу, казаки с боями продвигались из Нижне-Чусовского городка вглубь сибирского ханства, к столице хана Кучума - Кашлыку. Войны подвластных Кучуму мурз Епачи и Таузака никогда не слыхавшие огнестрельного оружия сразу разбежались после первых залпов.

Оправдываясь, Таузак говорил Кучуму: "Русские воины сильны: когда стреляют из луков своих, то огонь пышет, дым выходит и гром раздается, стрел не видать, а уязвляют ранами и до смерти побивают; ущититься от них никакими ратными сбруями нельзя: все навылет пробивают". Но летописи отмечают и несколько крупных сражений отряда Ермака. В частности среди них упоминается сражение на берегу Тобола у юрт Бабасана, где выступивших в поход казаков безуспешно пытался задержать посланный Кучумом царевич Маметкул.

В этой битве Маметкул имел огромный численный перевес, однако казаки не устрашившись превосходства ордынцев, дали им бой и сумели обратить десятитысячную конницу Маметкула в бегство. Продвигаясь дальше в Сибирь, казаки завладели улусом главного советника хана Кучума Карачи и крепостью мурзы Атика. Сравнительно лёгкие победы казакам обеспечило преимущество огнестрельного оружия, и бережное отношение Ермака к своей дружине, оберегавшего её от всяких случайностей, самолично расставлявшего усиленные караулы и лично проверявшего их, бдительно следившего, чтобы оружие его воинов было всегда хорошо начищено и готово к бою.

В результате Ермаку удалось сохранить боеспособность дружины вплоть до решающего сражения с главными силами хана Кучума, которое произошло 23 октября 1582 г, у Чувашского мыса на правом берегу Иртыша. Численность отряда Ермака составляла приблизительно 800 человек, в то время как сибирских татар было более трёх тысяч. Чтобы его войска не попадали под пули казаков, хан Кучум приказал срубить засеку и расположил свои главные силы, которыми руководил его сын Маметкул, за поваленными стволами деревьев.

В начавшейся битве казаки подплыли к берегу и стали высаживаться на него, одновременно обстреливая татар. Татары в свою очередь обстреливали казаков из луков, и старались заставить отойти их к стругам. Ермак видел, что непрерывный огонь, который вели его люди, не причиняет большого вреда засевшему за засекой неприятелю, и поэтому решил вывести татар на открытую местность.

Коган Читать ren. В этот очень значительный для нашей истории день в 1547 года в Успенском соборе Кремля впервые состоялась данная торжественная церемония. Она повысила не только личный статус великого князя Ивана Васильевича, но и статус нашей страны. Для нас данная дата особо актуальна в нынешней обстановке, когда русофобия по всему миру, а особенно на Украине, стала запредельно высокой. Поэтому киевские пропагандисты, включая так называемых историков, пытаются сделать фигуру первого официального русского царя неким символом тирании и украинофобии, противопоставляя ему "украинские казачьи традиции демократии".

Все это, конечно, абсолютный вздор. Начать с того, что немалая часть земель современной Украины находилась под властью государя Ивана Грозного, и их население верноподданно служило "московскому тирану". Это можно сказать, например, о Харьковщине, Сумщине, о Черниговщине, в которой жили тогда и мои предки — малороссийские казаки. Те украинцы, которые пытаются полить грязью историю России, в том числе память первого русского царя, попирают и память своих предков, буквально топчась по их могилах. Запорожская Сечь, рисуемая в киевских СМИ прообразом современной укро-державы и ее "демократического устройства", была основана в качестве форпоста Московского царства для борьбы с турками и татарами.

На самом деле истинным основателем Сечи был все тот же "московский тиран". В 1556 г. От имени каневского старосты князя Дмитрия Вишневецкого, оставившего литовскую службу, он просил царя принять под свою руку устроенное им казачье поселение на острове Хортица будущая Запорожская Сечь. Московский царь принял челобитную казаков. По указанию государя Ивана Васильевича на Днепр были срочно отправлены дети боярские Андрей Щепотев, Нечай Ртищев и принятый на государеву службу атаман Михаил Черкашенин.

Они привезли запорожским казакам щедрое царское жалованье и грамоту их предводителю — князю Дмитрию Вишневецкому, позже воспетому в малороссийских песнях-думах за смелую борьбу против восточных орд. Московские деньги и оружие помогли Сечи окрепнуть. И когда в 1557 г. Тульская область. Князь Вишневецкий, ставший первым главой запорожских казаков, потом немало участвовал в войнах против Крымского ханства в составе войск московского царя.

Правда, в конце концов он изменил ему, переметнувшись на сторону польского короля, за что, кстати, поплатился, был взят в плен турками и казнен. Несмотря на измену этого первого гетьмана запорожцев, запорожцы и потом активно принимали участие в походах московских войск против татар и турок.

Он сочинял церковные песнопения и музыку, хорошо играл в шахматы.

Иван IV значительно расширил границы Руси — покорил Казанское и Астраханское ханства, подчинил чувашей и черемисов. В его правление началась торговля с Англией. После введения опричнины Ивана IV стали называть Грозным.

С помощью террора царь утверждал свою абсолютную власть. Это был очень жестокий самодержец, в пылу гнева не пощадивший даже собственного сына.

Сообщить об опечатке

  • ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
  • 16 января 1547 года на царство венчан великий князь Иван IV Васильевич - Русский Исполин
  • Иван Грозный — Википедия
  • Венчание на царство великого князя Московского и Всея Руси Ивана IV Васильевича (1547)

Православный взгляд. Царь Иван Грозный

Точно так же и в Дозорной книге Софийской стороны Великого Новгорода дозора князя Василия Кропоткина 1586 года мы встречаем «место пустое нетяглое Третьяковское Лукьянчикова» с огородом и яблонями [6]. Интересно, что, несмотря на казнь целого ряда представителей рода Пешковых, их ближайших родственников, живущих в Обонежской пятине, опала не коснулась. Он был тысячником и при наделе землей в Московском уезде получил одинаковый с Силой Лукьянчиковым надел — 100 четвертей. Кроме того, он владел землями в современной Ивановской области, где ему принадлежал родовой монастырь Пешковых — «святой Егорий» в селе Астафьевском. В духовной его двоюродного дяди Семена Дмитриевича Пешкова Сабурова упоминается, что в Москве был «в тое казне Троецкой сундук болшой с платьем, да коробья большая лубяная с тягиляи, да две коробьи лубяные с доспехом, да коробья Петрова племянника моего Пешкова с платьишком и с доспехом». Отсюда видно, что Петр Пешков был воин, имевший хорошее обмундирование.

Он погиб в Ливонскую войну, в 1573 году, под Коловерью совр. Эстония , но его вдова и два сына продолжали владеть поместьем в Тервеничах. В XX веке это место прославилось явлением чудотворной иконы Божией Матери Тервенической, и теперь здесь расположен самый молодой монастырь России с 1991 года. В 1571 году был казнен псковский наместник Новгородского архиепископа Неудача Цыплятев — родственник Ивана Елизарьевича Цыплятева, также упоминаемого в духовной Семена Дмитриевича Пешкова. Как мы видим, окольничий Семен Пешков был тесно связан с людьми, которые жили в Новгородской земле, — ведь его дед Семен Пешек Сабуров еще в 1477 году возглавил полк во время похода Ивана III на Новгород.

Вероятно, служба Пешковых Новгородским архиереям также состоялась благодаря новгородским связям Пешковых. Не забудем также, что Семен Дмитриевич был хорошо знаком с предстоятелем Русской Церкви митрополитом Макарием, который до 1542 года возглавлял Новгородскую кафедру. Александр Свирский - Ирина Годунова - 1582 г. Говоря о Петре Пешкове, нельзя не упомянуть о той особенности потомков Захарии Чета, о которой я уже упоминал в других статьях, — они столетиями роднились с одними и теми же родами. Все мы знаем о Михаиле Илларионовиче Голенищеве-Кутузове — русском полководце.

Род Кутузовых славен и другими значительными историческими лицами. А знаете ли вы о том, что в основе рода лежала кровь потомков Захарии Чета? А только что упомянутый Петр Михайлович Пешков его отец — праправнук брата Шеи Ивана Красного спустя 100 с лишним лет женился на другой представительнице рода — Марфе Ивановне Кутузовой, от которой имел двух сыновей — Семена и Андрея. Я уже говорил о казнях, произведенных Иваном Грозным. Необходимо подчеркнуть: они имели место, но количество их сильно преувеличено.

Согласно Синодику опальных, который царь сам составил в 1583 году, для того чтобы поминать за упокой казненных, в опричнину Грозный казнил около 4000 человек. При этом надо отметить, что за последние семь лет своего правления он практически никого не казнил. Конечно, 4000 человек — это больше, чем было казнено в правление предыдущих великих князей. Однако до Ивана Грозного никто из его предшественников так долго не правил и не провел таких реформ. Наконец, для сравнения с Европой: в одну Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 года во Франции было уничтожено в 10 раз больше, чем за 8 лет опричнины, — 40 000 протестантов… Еще один поразительный факт: в Кормовой книге Ростовского Борисоглебского монастыря сохранилась информация о том, что царь приказал поминать Никиту Курцова «с товарищи» 28 ноября и 29 декабря.

Никита Афанасьевич Фуников Курцов потомок знаменитого Ратши был казначеем и хранителем государственной печати, ближним человеком Ивана Грозного, родственником Новгородского архиепископа. Он был казнен в 1570 году по делу о новгородской измене. Но ведь на 28 ноября память преподобномученика Стефана Нового приходится родовой праздник Пешковых-Сабуровых! Поминати Димитрия Семеновича, двоюродного брата отца Соломонии. Дачи их [на помин души] вотчина в Коломенском уезде на Москве реке село Сабурово» [7].

Это говорит о том, что царь Иван Грозный выделил среди поминаемых именно семейство Пешковых, также казненных по новгородскому делу. Это был совершенно рациональный выбор царя. А вот вам пример иррационального «совпадения»: этот самый Никита Курцов приобрел свои земли в Сосенском стане Подмосковья у Кудеяра Ивановича Маркова — одного из прототипов атамана Кудеяра, в образе которого отразилось и народное представление о сыне Соломонии Сабуровой — князе Юрии Васильевиче [8]! Поистине — тесна история… То, что некоторые представители родов Сабуровых, Пешковых, Годуновых и Вельяминовых, были казнены, не только не повлияло на судьбу других членов этого рода, но напротив — царь Иван Грозный последовательно их возвышал. При этом нужно отметить характерную особенность: при самом царе Иване Васильевиче и его старшем сыне наследнике престола Иване Ивановиче служили в основном Сабуровы и старшие представители рода Годуновых, а при младшем сыне царя Федоре Ивановиче — младшие представители рода Годуновых, в том числе Борис Годунов.

Все было очень логично и закономерно. Василий Поленов. Река Оять. Не владеющие историческим материалом критики Бориса Годунова иногда говорят о том, что он выдвинулся при царе Федоре Ивановиче и чуть ли не протащил в патриархи «свою кандидатуру» — Иова. Это ложь.

Именно Грозный царь приблизил к престолу Бориса Годунова и сделал его в 30 лет! Именно Грозный в 1569 году, будучи в Старице, заметил Иова и приблизил его к престолу к моменту смерти Грозного он уже был епископом Коломенским. Борису Годунову и его сестре Ирине будет посвящена отдельная статья. А в этой остановимся на том периоде их жизни, что приходится на правление Ивана Грозного. Но прежде нам придется вспомнить о женах Ивана Грозного.

Итого — семь. С первой женой царь прожил 13 лет, и она была, вероятно, отравлена. У них было два сына, которые выжили, — Иван и Федор. По те временам — мало, так как часто дети не доживали до отроческого возраста. А выживание наследников — вопрос государственной важности, вспомним дело Соломонии Сабуровой.

Вторую законную жену, Марью, после 8 лет супружества тоже отравили, наследника не осталось. Третья законная, Марфа, умерла девственницей через две недели после свадьбы также отравлена [9]. После ее смерти царь обратился к отцам Освященного Собора, который был собран по случаю выбора нового митрополита: «В глубокой старости хотел было облечься в иноческий образ, но, видя бедствия государства и еще несовершеннолетний возраст моих детей, дерзнул приобщиться четвертому браку. И ныне умиленно прошу Святительский Собор простить меня и разрешить жениться и молиться о моем грехе». Старцы среди которых был и игумен Ипатьевского монастыря, будущий архиепископ Вассиан разрешили царю жениться, но наложили три года епитимьи — царю предписывалось в первый год не входить в собор до Пасхи то есть как минимум полгода , во второй год стоять с оглашенными и покидать храм с началом литургии верных, на третий — уже с верными, но без Причастия.

Царь добросовестно выполнял епитимью несколько месяцев. Но потом ее с него сняли, так как он пошел войной на татар, и это было условием возможного снятия епитимьи. Детей от четвертой жены, Анны, у царя не было. Потом были пятая и шестая, уже незаконные жены, Анна и Василиса. Выживших детей от них также не было.

Седьмая незаконная жена — Мария Нагая — родила сына Дмитрия, который, как мы знаем, погиб в Угличе и впоследствии был канонизирован. Как он погиб: от несчастного ли случая или был убит — отдельный вопрос, к которому мы еще вернемся. Как видим, за исключением брака с Анастасией Романовой, семейная жизнь царя была несчастной. В первый незаконный брак в пятый по счету, а по сути — четвертый царь вступил в 1575 году, когда Ивану и Федору было уже больше 20 лет, но, по-видимому, царь полагал, что это не является гарантией продолжения династии. И был прав, так как мы знаем, что через шесть лет царевич Иван умер.

С другой стороны, все дети, которые могли бы родиться от трех последних браков, априори были незаконнорожденными.

В сочинении Палеолог не упоминалась, а преемственность основывалась на верности Руси Богу, Зосима называл самодержца царем и утверждал, что его поставил над Русью сам Господь. Кроме духовенства, за Дмитрием Внуком стояли тверские князья, которые недолюбливали Палеолог, считая ее чужой и связывая, «нестроения на Руси» с ее появлением. Сам Иван III хотел передать трон по старшей линии и считал наследником Дмитрия, а после того, как осенью 1497 года провалился заговор против Дмитрия, и Софья Палеолог с сыном попали в немилость, Иван III решил венчать Дмитрия на «великое княжение Владимирское, московское, новгородское и всея Руси», сделав его соправителем. Власть от Бога Тут же был разработан особый «чин венчания»; сама церемония, равной которой на Руси еще не было, прошла 4 февраля 1498 года в Успенском соборе. На венчании притствовали все духовенство, родственники и бояре, площадь перед собором была заполнена народом. Митрополит торжественно возложил на Дмитрия символы власти: шапку Мономаха это было сделано впервые и оплечье бармы , затем, как пишет, основываясь на летописях, историк Василий Ключевский, помазал его миром, а дед Иван III благословил пятнадцатилетнего внука «на великое княжение Владимирское, Московское и Hовгородское».

Экзарх призвал подростка править мудро, а по выходе из собора Дмитрия осыпали монетами. Дальнейшая судьба Дмитрия незавидна.

Единственный сын, рожденный в этом браке, умер в младенчестве. После трагедии напряженные отношения между супругами лишь ухудшились, царь охладел к княжне Черкесской. Она умерла в 1569 г. Следующей избранницей Ивана Грозного стала Марфа Собакина из семьи коломенских дворян. После свадьбы девушка прожила всего две недели. Считается, что была отравлена. По религиозным канонам церковь не могла одобрить четвертое венчание, и тогда Иван Грозный заявил, что предыдущий брак не был консумирован из-за нездоровья новобрачной, а потому не считается действительным.

Через месяц состоялась очередная церемония: супругой царя стала Анна Котловская. Брак продлился полгода, после чего царицу постригли в монахини и сослали в Тихвинский Введенский монастырь. Неизвестно, существовала ли в действительности пятая невеста царя Мария Долгорукая. Есть мнение, что это вымышленный персонаж, сведения о котором появились лишь в XIX в. Однако слава Синей Бороды прочно закрепилась за Иваном Грозным. По легенде, он женился тайно, без благословения церкви и отправился с 14-летней супругой в Александровскую слободу. В первую брачную ночь он выяснил, что Мария — не девственница, и приказал ее утопить. История поражает своей жестокостью, но реальных подтверждений в источниках не обнаружено. Анна Васильчикова — пятая или шестая супруга царя — была сослана в Покровский монастырь в Суздале.

Позднее погибла при невыясненных обстоятельствах. Существование следующей не признанной церковью супруги Ивана Грозного находится под вопросом. Личность Василисы Мелентьевой окутана тайной, о ее судьбе мало что известно. Предполагается, что она разделила участь двух предшественниц и была насильно пострижена в монахини. В 1580 г. Иван Грозный женился на 27-летней Марии Нагой. В браке родился царевич Дмитрий, с чьим именем тесно связаны события Смутного времени.

Основным местом также был Успенский собор. Но в этот раз храм был специально богато украшен. Надевание барм, креста и шапки Мономаха предварял обмен речами между царем и митрополитом. Царь объявлял о воле венчаться, а митрополит открыто выражал согласие с этим намерением. Ещё одним новшеством было возложение на государя цепи из «аравийского золота» после пения Херувимской песни. Но самые значительные священнодействия впервые в рамках церемонии венчания на царство совершались после причащения духовенства. Царя приглашали к Царским вратам для миропомазания и причастия. По окончании литургии царь посещал Архангельский собор кремля, где молился и поклонялся праху предков. Коронация Федора Ивановича отличалась чрезвычайной пышностью. Так, например, скипетр, врученный во время коронации, стоил 7000 тогдашних фунтов стерлингов. Его за эту цену приобрели ещё Иван IV. Торжества продолжились грандиозным обедом в тронном зале и военным праздником на Девичьем Поле, с участием более 70 000 воинов. По случаю коронации царем были уменьшены налоги, освобождены все военнопленные, многим заключенным объявлена амнистия. Значительное число вельмож было пожаловано в бояре и другие знатные чины, духовенству были розданы богатые подарки.

Как короновали русских царей?

По официальной версии, за месяц до этого великий князь Иван Васильевич объявил о своем желании венчаться на царство митрополиту, после чего и начали готовить церемонию. У историков еще XIX в. В каком возрасте венчался первый русский царь? Ему было только 17 лет. К этому времени его правление как великого князя продолжалось уже 14 лет — ведь он стал правителем после кончины отца, всего на 4 году жизни. Более 10 лет страной руководили сначала регент, мать великого князя, Елена Глинская, затем когда она умерла при невыясненных обстоятельствах — бояре, ни во что не ставившие юного Ивана. Хотел ли он стать царем? Потеря родителей, тяжелое детство — все это привело к душевным травмам, несовместимым не только с царской властью, но вообще с нормальной жизнью. Иван слыл нервным, гневным, грубым, жестоким до крайности.

И лишь митрополит, по сути, заменивший мальчику потерянного отца, умел укрощать его гнев. Считается, что именно свт. Макарий и был тем, кто выступил инициатором венчания на Ивана — хотя официальная версия события и говорит, что « желание великого князя поддержал Макарий». Костяной трон Иоанна IV выполнен в ренессансном стиле и украшен резными пластинами с изображениями эпизодов из жизни библейского царя Давида. Оружейная палата Московского Кремля. Что в Русском государстве появляется богоданный монарх, так что: страна позиционирует себя как великая мировая держава; внутри страны устанавливается единовластие, будут уничтожены остатки былой раздробленности; ведь абсолютная ответственность царя предполагает, разумеется, и такую же власть. Сочетание того и другого образует самодержавие: суверенитет страны внешний и внутреннее полное подчинение ее царю, поставленному от Бога. Как проходила церемония Согласно историческим источникам, описывавшим священнодействие, она состояла из двух частей: во время первой, на которой будущий царь стоял на особом возвышенном месте, свт.

Но очень скоро на это не будет времени. Потому что будет не до этого... Как завёл тенор, как замечательно подтянул бас, как красиво звучала эта мелодия. А какой вам больше распев нравится?

А вы знаете, мне по сердцу Валаамский монастырь. Как они поют, какие красивые мужчины! А какие замечательные женщины вот в том монастыре! Такие они милые, такие вдохновленные!

А дальше, после этого, будет ещё ниже. Понаблюдайте, посмотрите. А потом, если захотите, с духовником обсудите... Как оно бывает?

Какие филигранные передачи, какое мастерство, ну что вы! Ну а там всё скроется под этим мощным «Христос Воскресе! Ну и всё. И потом жди его, этого поста, чтобы вообще эту тему можно было поднять.

Надевание барм, креста и шапки Мономаха предварял обмен речами между царем и митрополитом. Царь объявлял о воле венчаться, а митрополит открыто выражал согласие с этим намерением. Ещё одним новшеством было возложение на государя цепи из «аравийского золота» после пения Херувимской песни. Но самые значительные священнодействия впервые в рамках церемонии венчания на царство совершались после причащения духовенства. Царя приглашали к Царским вратам для миропомазания и причастия. По окончании литургии царь посещал Архангельский собор кремля, где молился и поклонялся праху предков. Коронация Федора Ивановича отличалась чрезвычайной пышностью. Так, например, скипетр, врученный во время коронации, стоил 7000 тогдашних фунтов стерлингов. Его за эту цену приобрели ещё Иван IV. Торжества продолжились грандиозным обедом в тронном зале и военным праздником на Девичьем Поле, с участием более 70 000 воинов.

По случаю коронации царем были уменьшены налоги, освобождены все военнопленные, многим заключенным объявлена амнистия. Значительное число вельмож было пожаловано в бояре и другие знатные чины, духовенству были розданы богатые подарки. Одновременно царь получил богатые дары как от своих, так и от иностранных подданных. Итак, уже в процедуре венчания Ивана IV и особенно его сына Федора Ивановича мы можем усмотреть важные моменты русского обряда венчания на царство.

С идеологической точки зрения главной задачей царствования Ивана Васильевича становились в перспективе утверждение «единственной истинной веры» — православия, защита его чистоты и обеспечение «истинного спасения» душ своих подданных. Позднее в 1564 году в первом послании к князю А. Курбскому царь рассматривал себя как преемника императора Константина Великого и выражал убеждение, что по отношению к людям, мешающим ему выполнять свои обязанности перед Богом, оправдано применение любых, самых жестоких мер, что его власть всеобъемлюща и никому, кроме Бога, не подконтрольна. Подробную информацию о главной государственной церемонии — обряде поставления нового государя — можно узнать на сайте Музеев Московского Кремля.

Кроме того, благодаря виртуальному туру можно «посетить», не выходя из дома, и сам Успенский собор, где проводилась эта церемония. Помимо проведения обрядов венчания на царство и коронации, в Успенском соборе также возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Как Иван Грозный на царство венчался

Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены? Известно, что Иван IV венчался на царство не получив благословения патриарха Константинопольского и, следовательно, незаконно согласно средневековым канонам. В Благовещенском Соборе Казанского кремля совершили небольшое путешествие в прошлое. Здесь прошла реконструкция коронации Ивана IV для съемки презентационных. Читайте также Венчание на царство Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий