Новости в чем ценность метода майевтики

Майевтика предполагает, что истина уже содержится в нас или мы в истине; это либо знание-припоминание, либо вечность. Ценность метода майевтики в философии: основные принципы. Таким образом, ценность метода майевтики Сократа невозможно переоценить.

Метод Майевтики Сократа: искусство преодолевать противоречия

Ценность метода майевтики заключается в том, что он позволяет человеку исследовать. В данном контексте майевтика ведет к переоценке привычных жизненных ценностей, поскольку под напором наводящих вопросов теряется ее самоочевидность и изменяется, порой даже в противоположную сторону, ее смысловой вектор. майевтика, позволяющий создавать условия для формирования различных личностных позиций, является первым основанием методологии гуманитарного проектирования. Ценность метода майевтики Сократа заключается в том, что он позволяет людям осознать свою невежество и преодолеть его через разумное и критическое мышление. Что касается майевтики, то она основана на теории воспоминания, так что, в то время как сократический метод исходит из идеи предубеждения, майевтика считает, что знание скрыто в сознании, ожидающем открытия.

Майевтика: уникальный подход к раскрытию своей ценности

  • Основные принципы метода
  • Майевтика Сократа: поиск истины через диалог
  • Майевтика в педагогической деятельности
  • Ценность метода майевтики Сократа — откровение истины через диалог
  • Майевтика — Колчевики

Метод майевтики: незаменимый метод постижения истины

Более всего ненавидели Сократа софисты, сделавшие своей профессиональной деятельностью говорить о том, что верно, а что — нет, ведь человек, покусившийся на их самодовольство, сначала воспринимался ими как беспокойный горожанин, а в итоге, как преступник, который заслуживает смерти. Первым обвинением против Сократа можно назвать постановку комедии Аристофана «Облака», где Сократа изображали профессионалом «кривых речей». А позже против него был написан довольно объёмный текст, автором которого явился Мелет, где Сократ обвинялся в том, что он не признаёт общепризнанных богов, вводя своих, и развращает молодёжь. Мелет требовал смерти философа. Другие философы, бывшие современниками Сократа, не могли простить ему его ошеломительной иронии над человеческой глупостью, его яркое противопоставление себя обществу, а также пророчества о том, что после его смерти, к которой они же его и приговорили, всех их постигнет кара ещё более суровая. Сократа осудили и приняли решение казнить, однако он, имея возможность совершить побег и уйти в изгнание, отказался от этого. Судебный процесс по делу Сократа был в подробностях описан Платоном и Ксенофонтом в их произведениях со схожими названиями «Апология Сократа», а процесс и обстоятельства казни позже описал Платон в диалоге «Федон».

Метод Сократа Майевтика — это «искусство повивальной бабки», как называл её сам Сократ. Еще можно встретить такое определение, как «сократовская ирония» или «сократовская беседа». Майевтика в философии — это, по сути, способ реализации принципа «Познай самого себя». С помощью этого приема оппонент не только осознает свою неправоту, он еще и становится соискателем истинного знания. Сущность этого приема состоит в том, чтобы посредством постановки наводящих, специально продуманных вопросов подвести собеседника к пониманию действительного положения вещей. Таким образом, оппонент сам приходит к истине, а вы лишь незаметно подталкиваете его к этому.

Майевтика Сократа — это прежде всего умение ставить грамотные вопросы в диалоге. Философ был убежден, что к истинному знанию можно прийти лишь через самопознание другого человека. И для этого необходима процедура очищения, осуществляемая путем постановки вопросов о сущности того или иного феномена. Майевтика Сократа оружие в интеллектуальном споре Великий философ лично разработал метод, который не утратил своей актуальности до сегодняшнего дня. Никто не будет отрицать, что именно диалог, дискуссия, конструктивный спор является важным инструментом получения нового знания и осознания уровня своей некомпетентности.

Стало быть, ты не назовешь нечто дурное и плохое хорошим? Не назову, Сократ. Следовательно, ты не признаешь такое упорство за мужество, поскольку оно нечто плохое, а мужество — дело хорошее. Ты прав, Сократ, но в таком случае я попытаюсь дать третье определение мужества и скажу, что мужество есть благоразумное упорство. Надеюсь, это тебя удовлетворит. Оно, возможно, меня удовлетворило бы, но все дело в том, что я не знаю, что ты имеешь в виду, употребляя слово «благоразумное». Благоразумное в чем? Во всем? И в большом и в малом? Скажем, человек проявляет упорство в том, что тратит деньги благоразумно, зная, что в конечном счете он от этого только выиграет и приобретет больше. Назвал бы ты его мужественным? Клянусь Зевсом, нет. Или, чтобы привести аналогичные примеры, скажем, врач остается упорным, проявляет твердость и на мольбы своего больного сына или другого больного, страдающих воспалением легких, отказывается дать им пить и есть. Назовем ли врача мужественным? Нет, и это не мужество. Тогда возьмем, к примеру, человека, выказывающего упорство на войне и готового сражаться, но расчетливого в своем благоразумии. Он знает, что к нему придут на помощь; ему также известно, что он будет сражаться с более малочисленным и более слабым противником, к тому же находящимся в менее выгодной позиции. Скажешь ли ты, что этот человек, чья стойкость основана на расчете, более мужествен, чем тот воин, который находится в противоположных обстоятельствах своего лагеря и готов, тем не менее, сражаться, проявлять стойкость и упорство? Мне кажется, последний мужественнее. Но ведь его стойкость менее осмотрительна, менее благоразумна, чем первого. Верно говоришь. Тогда, значит, по твоему мнению, и опытный в сражении наездник, проявляющий упорство и стойкость, менее мужествен, чем новичок? Так, мне кажется. То же самое ты скажешь о метком стрелке из пращи, из лука и о другом воине, опытном в какой-либо области военного искусства?

Такой тип самоопределения предполагает веру в то, что в архиве духовной культуры человечества обязательно находятся настоящие смыслы жизни благодаря творчеству предыдущих поколений людей , но их еще необходимо найти и расшифровать. В практике московского образования в системе организации проектно-исследовательской деятельности учащихся с 2001 года существует детско-взрослое философско-методологическое образовательное сообщество, которое сформировалось в результате совместной деятельности ученых, педагогов, студентов и школьников города Москвы, направленной на создание и развитие теории гуманитарного проектирования. Сац, 113, 274, 185, 1678, 1681, 170 им. Волонтерами «Школы майевтики» — выпускники вышеперечисленных школ, а ныне студенты и выпускники различных московских ВУЗов. Работа сообщества в основном происходит на выездных проектных сессиях 4 — 5 раз в год. Замысел образовательного процесса в «Школе майевтики» предполагает становление ее учеников, как творцов своей жизни взятой в ее идеальном, смысловом выражении, то есть проектировщиков собственной развивающейся системы ценностей. Формирование системы ценностей осуществляется в процессе свободной интерпретации культурных текстов и в рамках коллективной дискуссии. Такого типа образование должно приводить к развитию способности человека в проблемной ситуации принимать самостоятельное, новое, творческое и ответственное решение, которое опираясь на собственную систему ценностей, приводит к смене, к развитию собственной позиции под влиянием рациональной критики и самокритики и вновь открывшихся смыслов. Дадим определение позиции, опирающееся на исследования в этой области Ю. Позиция — обнаруживаемый в ходе коллективной работы в проблемной ситуации индивидуальный способ понимания происходящего, задаваемый имеющимся у человека набором средств, необходимым для реализации его ценности, и определяющей его последующую деятельность. Из этого определения понятно, решающее значение для формирования личностной позиции имеет способ понимания. Под способом понимания человека нами подразумевается выделяемые им условия для принятия ответственного решения соответствующего его представлению о благе. Он может быть обнаружен в проблемной ситуации в коллективном мыслительном проектировании. Обнаружение и развитие своего способа понимания как возможности развития собственной позиции и является ядерной идеей образовательного процесса в «Школе майевтики». Нами разработана методика обучения развития собственной позиции посредством организационно-деятельностной игры ОДИ. Она основана на идее стыке традиции организации коллективной мыслительной деятельности и процедуре редискрипции Р. Рорти , то есть переписыванию культурного текста. Переписывание раз за разом текста, сначала на основе своего первичного способа понимания, затем в результате многоразовой критики этого текста и развития своего способа понимания, и так до получения продукта, либо, по минимуму - удовлетворяющего участников дискуссии, либо, по максимуму — сравнимого по значимости и осмысленности с взятым для переписывания культурным эталоном - мы далее будем называть гуманитарным проектированием. Гуманитарный проект - это особый тип проектирования, предполагающий обязательное изменение позиции способа понимания в ходе специально организованного «ценностного конфликта» позиции проектировщика с другой позицией, уже существующей в культуре. Он направлен на творение человеком своего нового смысла в ходе коллективной рефлексии, а также разработки способа его реализации в форме понятия. Он предполагает также обязательное культурно-ценностное самоопределение проектировщика, то есть взятия им ответственности в его будущей жизни за реализацию своего нового смысла и построенного соответствующего ему понятия, в рамках определенной культурной традиции. Итак, в предметной плоскости мы фиксируем интерпретированный и переписанный культурный текст с новым смыслом, а в гуманитарно - методологической плоскости — специфику способа понимания, его возможности и границы. Как уже было описано выше обнаружение своего способа понимания и его развитие проявляет и усиливает личностную позицию. Но что в философски-методологическом контексте означает наличие у человека своей личностной позиции? Человек, занимающий даже самую сильную позицию, если он человек умный, прекрасно понимает, что его, даже самая замечательная позиция в границах духовной культуры всего человечества, всех живущих людей на планете Земля, природы и космоса частична, аспектна, ограничена и конечна. Более того, как сказал бы Ж. Сартр, «ничтожна». Все великие исторические личности по большей части получили всемирную известность благодаря произведенным ими масштабным разрушениям культуры и социума из-за чрезмерного самомнения. Щедровицкий , выход из занимаемой человеком позиции называется трансценденцией. Хайдеггера трансценденция определяется как «переход от несобственного человеческого существования к полноценному существованию, экзистенции». Экзистенция же у него определяется как «бытие-впереди-самого-себя», проецирование себя в будущее, проектирование. В современной философии в феноменологии, экзистенциализме, персонализме экзистенция характеризует бытие человека как динамической и открытой реальности, которая «должна делать себя», у которой «существование предшествует сущности» Ж. Сущностная характеристика человека как экзистирующего существа состоит в том, что оно есть «нехватка», «неполное», «незавершенное» существование, но способного к пониманию, истолкованию и выбору вектора самодвижения и поэтому и строительству себя самого. Экзистенция — постоянный выбор человеком своих возможностей, своего будущего, постоянное доопределение человеком себя в акте своего радикального решения о мире и своем собственном способе быть в нем. Человеческое бытие всегда является «незавершенным», но у него всегда «есть шанс». Оно является постоянным «выпрыгиванием» не только из занимаемой позиции как по отношению к миру, так и по отношению к себе самому, к своему прошлому, постоянным трансцендированием из наличной ситуации, «выходом из себя», «бытием-впереди-самого себя», выбором и проектированием себя к своим возможностям. Итак, развитие человека необходимо трактовать как саморазвитие при помощи освоения им рефлексии. Рефлексия позволяет зафиксировать личностную позицию в проблемных ситуациях и, главное, личный способ понимания. Интерпретация культурных текстов, их переписывание, коллективное критическое обсуждение является методом развития личного способа понимания и соответственно личностной позиции. Процесс развития, восполнения личностной позиции ценностями и смыслами других культурных людей мы называем трансценденцией. Экзистенцией же будет являться готовность, открытость человека к новым возможностям, предоставляемым ситуацией, способность к самоопределению. Таким образом, образование, построенное на методологии гуманитарного проектирования, предполагает формирование у детей и взрослых отношения к любой жизненной ситуации как к новой и предлагает на основе культурно-ценностного самоопределения методологию проектирования в ней своей новой позиции. Появление осмысленной собственной системы ценностей и ее постоянное развитие приводит «ко второму» рождению человека как духовного создания, способного к постоянному самодвижению и саморазвитию. Это и отражено в названии «Школы майевтики». Культурно-исторические основания. Несколько слов о культурно-исторической традиции.

Развитие критического мышления. Майевтика позволяет обучаемому стать критическим мыслителем, способным анализировать и оценивать различные точки зрения, а также осознавать ограничения своих знаний и умений. Развитие навыков коммуникации и аргументации. С помощью майевтики обучаемый учится выстраивать логические аргументы и объяснять свои мысли, а также убеждать и увлекать других участников диалога. Поиск истины. Майевтика помогает обучаемому осознать свои предубеждения и недостатки знаний, а также учит искать истины через критическое мышление и обсуждение с другими. Эти и другие преимущества метода майевтики Сократа делают его незаменимым инструментом для стимуляции мышления и развития личности обучаемого. Майевтика Сократа: умение задавать верные вопросы Сократ верил, что истина заключена внутри каждого человека и может быть обнаружена посредством активного диалога. Его целью было задавать вопросы, которые позволяли людям осознать свои недостатки в логическом мышлении и принять их собственные ошибочные предположения. Задавая верные вопросы, Сократ стимулировал своих собеседников к самоанализу и осмыслению своих суждений. Вопросы Сократа заставляли людей смотреть на проблему с разных сторон, анализировать свои собственные убеждения и искать альтернативные решения. Основные характеристики верных вопросов в методе майевтики включают следующее: Открытость: вопрос должен быть открытым, то есть не предполагать однозначного ответа. Вместо этого он должен провоцировать размышление и возникновение новых идей. Продуктивность: задаваемый вопрос должен способствовать развитию критического мышления и исследованию темы. Он должен вызывать дальнейшую дискуссию и анализ проблемы. Углубление: Сократ старался задавать вопросы, которые заставляли собеседника рассмотреть проблему более глубоко и осознать свои собственные противоречия и предрассудки. Структурированность: вопросы Сократа характеризовались стройной логической структурой. Он четко устанавливал логические связи между вопросами и событиями, чтобы достичь желаемого результата истинного познания. Умение задавать верные вопросы является ключевым навыком, который успешно применяется в методе майевтики Сократа.

Ценность метода майевтики Сократа — основные принципы и преимущества

Майевтика — составная часть так называемого сократического метода наряду с иронией, индукцией и определением. Ценность метода майевтики заключается в его способности помочь нам обнаруживать и анализировать наши представления, предположения и логические ошибки. Ценность метода майевтики Сократа заключается в том, что он позволяет людям осознать свою невежество и преодолеть его через разумное и критическое мышление. Ценность метода майевтики в философии: основные принципы. Майевтика — составная часть так называемого сократического метода наряду с иронией, индукцией и определением.

Метод майевтики: незаменимый метод постижения истины

Диалог с другими людьми под руководством профессионального майевтика также способствует развитию навыков коммуникации и межличностной эмпатии. В результате использования метода майевтики, человек не только получает новые знания и навыки, но и обретает новый уровень самосознания и самоопределения. Он становится более открытым к новым идеям, готовым обсуждать разные точки зрения и искать альтернативные решения. Майевтика — это не только метод обучения, но и инструмент саморазвития. Он является основой формирования критического мышления, развития аналитических и абстрактных способностей, а также улучшения коммуникативных навыков. Путешествия в мир майевтики помогают расширить свой кругозор, добиться понимания себя и других людей, а также стать более гармоничной и интеллектуальной личностью. Развитие мышления с помощью майевтики Майевтика помогает развить критическое мышление, способность анализировать информацию, аргументировать свои взгляды и логически мыслить. Путем постепенного проникновения в суть проблемы и раскрытия аргументации, майевтика позволяет участвующим в диалоге людям лучше понять себя, свои убеждения и ценности, а также узнать новые точки зрения и взгляды.

Одно из главных преимуществ майевтики заключается в том, что она помогает развить навыки эмпатии и понимания других людей. В процессе диалога сократического типа каждый участник вынужден выслушивать аргументы и точки зрения собеседника, прислушиваться к ним и анализировать их. Таким образом, майевтика стимулирует развитие способности к объективному мышлению и открытости к новым идеям. Еще одним важным аспектом майевтики является возможность развивать навыки критического мышления и самоанализа. Путем задавания вопросов и анализа своих рассуждений и мнений, каждый участник диалога может лучше понять свои слабости и пробелы в знаниях, а также укрепить свои сильные стороны. Таким образом, метод майевтики Сократа является отличным инструментом для развития мышления, саморазвития и самоконтроля.

Ответы и рассуждения должны быть логически обоснованы и прослеживать последовательность мысли. Уважение и терпимость В майевтике важно проявлять уважение и терпимость к собеседнику. Независимо от того, с какой точкой зрения он выступает, важно принимать его мнение во внимание и стремиться к объективному пониманию. Соблюдая эти правила, можно достичь глубокого понимания истины и развить способность к самопознанию и критическому мышлению.

Как правильно вести беседу Вот несколько советов, которые помогут вам вести беседу эффективно: Будьте внимательными и уважайте собеседника: Важно проявить интерес к тому, что говорит ваш собеседник. Придайте ему полную внимательность, задавайте вопросы, чтобы углубить свое понимание. Важно также уважать точку зрения другого человека, даже если с ней не согласны. Умейте слушать: Слушание — один из основных навыков хорошего ведения беседы. Старайтесь слушать активно, не прерывайте собеседника, смотрите ему в глаза. Реагируйте на его высказывания, задавайте уточняющие вопросы и поддерживайте диалог. Выражайте свои мысли ясно и четко: Чтобы беседа была эффективной, важно выражать свои мысли понятно и лаконично. Используйте простой и понятный язык, избегайте неясных выражений и длинных фраз. Держитесь основной темы и старайтесь не отклоняться от нее. Будьте готовы к компромиссам: В процессе беседы могут возникнуть разногласия и различные точки зрения.

Важно быть готовым к компромиссу и уметь находить общие решения. При этом важно сохранять диалогический подход и избегать конфликтов. Уважайте различия и свободу выражения: Каждый человек имеет право на свою точку зрения и свободу выражения.

Свой метод собеседования Сократ называл майевтикой «повивальным искусством» , имея в виду, что только помогает «рождению» знания, но сам не является его источником: так как не вопрос, а ответ является положительным утверждением, то «знающим» считался собеседник, а Сократ, оставаясь «незнающим», оценивал это знание, в … В чем заключается метод Сократа? Что представляет собой диалектический метод Сократа?

Вот в чем диалектика метода Сократа. В философии нельзя, как в стрельбе, прямо попасть в цель, а происходит лишь движение к истине, то есть наведение на истину. Цель движения к истине — определение, т. Читайте также Как проехать в парк Царицыно? В чем была особенность Сократовского метода познания?

Сократовский метод, это, прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В чем смысл Сократической беседы? Сократический диалог подразумевает постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной оценке текущей дискуссии и своей в ней роли.

Путешествия в мир майевтики помогают расширить свой кругозор, добиться понимания себя и других людей, а также стать более гармоничной и интеллектуальной личностью. Развитие мышления с помощью майевтики Майевтика помогает развить критическое мышление, способность анализировать информацию, аргументировать свои взгляды и логически мыслить. Путем постепенного проникновения в суть проблемы и раскрытия аргументации, майевтика позволяет участвующим в диалоге людям лучше понять себя, свои убеждения и ценности, а также узнать новые точки зрения и взгляды. Одно из главных преимуществ майевтики заключается в том, что она помогает развить навыки эмпатии и понимания других людей. В процессе диалога сократического типа каждый участник вынужден выслушивать аргументы и точки зрения собеседника, прислушиваться к ним и анализировать их. Таким образом, майевтика стимулирует развитие способности к объективному мышлению и открытости к новым идеям. Еще одним важным аспектом майевтики является возможность развивать навыки критического мышления и самоанализа. Путем задавания вопросов и анализа своих рассуждений и мнений, каждый участник диалога может лучше понять свои слабости и пробелы в знаниях, а также укрепить свои сильные стороны. Таким образом, метод майевтики Сократа является отличным инструментом для развития мышления, саморазвития и самоконтроля. Он позволяет создать благоприятную атмосферу для диалога, основанного на понимании и взаимном уважении, а также позволяет избегать догматичности и предрассудков. В конечном счете, майевтика помогает развить критическое мышление и способность к самоконтролю, а также помогает преодолеть узкий взгляд на вопросы и получить новые, более глубокие и полные ответы. Практическое применение метода майевтики Метод майевтики, разработанный Сократом, имеет широкое применение в саморазвитии и развитии мышления. Этот метод позволяет человеку осознать и прояснить свои мысли, открыть новые пути мышления и решения проблем. Майевтика помогает развить критическое мышление, внимание к деталям и аналитические навыки.

Ценность метода майевтики Сократа

  • В чем ценность метода Майевтики Сократа? - Часто задаваемые вопросы
  • Методы познания истины
  • 12. «Майевтика» как метод познания Сократа.
  • Метод Сократа: способ рассуждения, который проявляется в современной педагогике

Метод майевтики: ценность и краткое описание философии

При этом собеседника можно умело загнать в тупик его же утверждениями. В чем же сущность и уникальность этого метода? Попробуем в этом разобраться. Сократ и его жизнь О жизни Сократа известно не очень много, однако та информация, которая дошла до нас через века, представляется весьма интересной. Сократ — афинский философ, родившийся в 469 году до н. Именно его фигура ознаменовала собой так называемый поворот в философии — от рассмотрения природы к рассмотрению человека. Что касается жизни и судьбы философа, то некоторые богословы периода патристики проводили аналогии между Сократом и Иисусом. Известно, что первый был сыном скульптора. В зрелом возрасте он женился на Ксантиппе — очень сварливой женщине, имя которой даже стало нарицательным. Пожалуй, все слышали эту фразу, которая, как считают исследователи, принадлежит именно Сократу.

По этому принципу он и жил. Известно, что философ не оставил после себя ни строчки. О его мыслях и убеждениях человечество узнало лишь из трудов его учеников — Ксенофонта и Платона. Сократ был убежден, что записывание собственных мыслей ослабляет человеческую память. К истине своих учеников мыслитель подводил с помощью умело выстроенного диалога. Именно в беседах и диалогах он и создал свой метод, известный ныне под названием майевтика. Это можно назвать огромным вкладом в философскую мысль. Суд над Сократом и смерть философа В 399 году до нашей эры великого мудреца обвинили в богохульстве и развращении подрастающего поколения. О судовом процессе Сократа мы узнаем из произведений Платона и Ксенофонта.

Философ отказался от уплаты штрафа, а также от предложения друзей похитить его из темницы. Был ли Сократ действительно виновен? Как утверждают современные историки из Кембриджского университет, был. На то время действия чудаковатого философа действительно могли классифицировать как противозаконные. В результате мыслитель был приговорен к смертной казни, причем он сам принял яд. Процесс смерти Сократа подробно описывает тот же Платон. Чем именно был отравлен мудрец, неизвестно. По одной из гипотез, это был пятнистый болиголов. Сократ действительно стал жертвой своей мудрости.

Однако его мысли живут и поныне, в том числе жив и уникальный метод майевтики. Попробуем более подробно разобраться, что же это такое, каковы его особенности. Метод Сократа Майевтика — это «искусство повивальной бабки», как называл её сам Сократ. Еще можно встретить такое определение, как «сократовская ирония» или «сократовская беседа». Майевтика в философии — это, по сути, способ реализации принципа «Познай самого себя». С помощью этого приема оппонент не только осознает свою неправоту, он еще и становится соискателем истинного знания. Сущность этого приема состоит в том, чтобы посредством постановки наводящих, специально продуманных вопросов подвести собеседника к пониманию действительного положения вещей. Таким образом, оппонент сам приходит к истине, а вы лишь незаметно подталкиваете его к этому. Майевтика Сократа — это прежде всего умение ставить грамотные вопросы в диалоге.

Философ был убежден, что к истинному знанию можно прийти лишь через самопознание другого человека. И для этого необходима процедура очищения, осуществляемая путем постановки вопросов о сущности того или иного феномена. Майевтика Сократа — оружие в интеллектуальном споре Великий философ лично разработал метод, который не утратил своей актуальности до сегодняшнего дня. Никто не будет отрицать, что именно диалог, дискуссия, конструктивный спор является важным инструментом получения нового знания и осознания уровня своей некомпетентности. В целом, Сократ в своей жизни только то и делал, что задавал вопросы. Ему очень нравилось беседовать с самоуверенным человеком, наблюдать за тем, как он, запутавшись в его каверзных вопросах, моментально утрачивал всю свою спесь и уверенность. Нужно отметить, что диалог по принципу «вопрос-ответ» активно использовался и другими философами, в частности — софистами. Однако у них такой спор был лишь самоцелью. А вот Сократ никогда не занимался словоблудием, он считал, что любой диалог должен вести к определенной цели.

В своих беседах он и сам пытался отыскать ответы на фундаментальные вопросы бытия: «Что такое добро из зло? Примеры майевтики Сократа Сократ был очень лукавым, ироничным и опасным собеседником. Обычно в беседах он притворялся наивным простачком, заманивая оппонента в свои коварные сети. Сохранилась запись разговора мудреца с неким Меноном. Для начала Сократ спросил последнего о роде его деятельности.

Противоречия есть необходимое условие для побуждению души к мышлению. Искусство побуждать к размышлению посредством выявления противоречий, таящихся в повседневных мнениях, есть, по П. В космогоническом учении П.

Человеческая душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, к-ая создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, к-ые создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями соответствует воспитании. Гос-во основано на разделении труда между разрядами свободных граждан. Платон впервые структурировал бытие. В истории философии впервые проблема сознания была поставлена Платоном. Он выделяет идеальное как особую сущность, к-ая не совпадает с чувственным, предметным, материальным миром.

Будучи в это время пританом булэ заседателем в совете , Сократ воспротивился скороспелому суду над всеми стратегами сразу. Сократа не послушались, и все восемь стратегов были казнены. Поражение Афин в Пелопоннесской войне и последующая тирания тридцати также не прошли мимо Сократа. Однажды, будучи снова пританом, Сократ отказался участвовать в расправе тиранов над одним честным афинским гражданином. Так Сократ исполнял свои общественные обязанности, которые в условиях античной демократии исполняли все свободные афиняне. Однако Сократ не стремился к активной общественной деятельности. Он вел жизнь философа: жил непритязательно, но имел досуг. Был плохим семьянином, не заботился ни о жене, ни о трех своих сыновьях, родившихся у него поздно. Все свое время Сократ посвящал философским беседам и спорам. У него было много учеников. В отличие от софистов Сократ не брал денег за обучение. Не будем забывать, что Сократа сопровождали не только восторженные взгляды, но и взгляды, полные ненависти. Особенно возненавидели Сократа те из софистов, которые сделали искусство доказывать правое и неправое своей профессией. Кто покушается на самодовольство темных и пустых людей, тот сначала человек беспокойный, потом нестерпимый, и наконец, преступник, заслуживающий смерти. Первым полушутливым, полусерьезным обвинением против Сократа явилась постановка в 423 году комедии Аристофана "Облака", в которой Сократ изображается мастером "кривых речей". В один из дней 399 года до н. Сократ обвиняется в том, что он не признает богов, которых признает город, и вводит других, новых богов. Обвиняется он и в развращении молодежи. Требуемое наказание — смерть". Другие философы не простили Сократу его иронии, слишком разорительной для них. В речах Сократа на суде, с большой художественной силой переданных Платоном, поражает то, что он сам сознательно и решительно отрицает себе все пути к спасению, он сам идет навстречу смертному приговору. В его рассуждениях подспудно бьется мысль: раз уж, афиняне, вы дошли до такого позора, что судите мудрейшего из эллинов, то испейте чашу позора до дна. Не меня, Сократа, судите вы, а самих себя, не мне выносите приговор, а себе, на вас ложиться несмываемое клеймо.

Майевтика может помочь нам лучше понять других людей, их мотивы и ценности. Установите глубокий контакт с другими людьми, слушайте активно и задавайте вопросы, чтобы лучше понять их точку зрения и переживания. Майевтика может быть полезным инструментом для самооткрытия и развития личности в повседневной жизни. Применение этого метода позволяет лучше понять свои мысли, чувства и ценности, а также развить способность анализировать ситуации и взаимодействовать с другими людьми. Влияние майевтики на формирование личности и развитие самосознания С помощью майевтики человек может осознать свои скрытые потребности и желания, которые могут быть запрятаны глубоко в подсознании. Этот метод позволяет задавать вопросы, которые направлены на активизацию мышления и способствуют выявлению глубинных установок личности. Майевтика способствует развитию самосознания путем стимуляции рефлексии и самоанализа. Она помогает осознать свои сильные и слабые стороны, а также преодолеть внутренние преграды, которые могут мешать личностному росту и развитию. Одним из основных преимуществ майевтики является ее способность обнаруживать скрытые причины и мотивы нашего поведения. Этот метод помогает нам лучше понять самих себя, свои стремления и желания, а также узнать, какие ценности и идеалы действительно важны для нас. Майевтика также способствует формированию личности, помогая нам разобраться в себе и стать более целостными и автономными. Она помогает нам осознать, какие ценности и убеждения нам наиболее близки, что позволяет нам принимать более осознанные и аутентичные решения в жизни. Кроме того, майевтика способствует развитию критического и аналитического мышления, что является важной составляющей формирования личности. Она помогает нам выявить негативные установки и представления, которые могут ограничивать наш потенциал, и заменить их на более позитивные и ценностные стереотипы мышления.

В чем ценность метода майевтики Сократа?

Источник: Евразийская мудрость от а до Я Майевтика греч. Сократ сравнивал умение философа помочь рождению у человека правильной мысли, определения с искусством повивальной бабки, которая помогает рождению здорового ребенка. Источник: Философия и методология науки понятия категории проблемы школы направления. Благодаря М. Образец М. Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т. Это вопросно-ответный процесс, направленный на установление истинного смысла. Сократ ставил перед своим собеседником ряд логически связанных вопросов и помогал находить правильные ответы, показывая абсурдность их альтернатив абсурдность понималась не как противоречивость, а как фактическая ложность.

Сократ полагал, что он не может учить людей мудрости, а должен только побуждать их самих находить истину. Термин «М. Метод Сократа описан Платоном в «Теэтете» и «Пире». В каждом человеке, считал Сократ, скрыто знание об общем. Философ побуждал своих собеседников вспомнить истину, задавая серии вопросов и не навязывая своего мнения.

Согласно ему, человек всегда стремится к добру, а осознанного стремления ко злу не бывает. Как думаете, чем бы занимался Сократ, живи он в наше время? Выступал на теледебатах? Или записывал свой подкаст? С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе.

Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова я бы, в таком случае, назвал его первым психологом... Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах, в общении с разными людьми свои мысли он не записывал, полагая, что лишь живое слово может донести мысль, а писание ослабляет память:. До нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой , и лишь в не большой доле в сочинениях Аристотеля. Что касается личности, характера Сократа, то сведения об этом множественны и противоречивы... Да будет вам известно, что ему совершенно не важно, красив человек или нет, — вы даже не представляете себе, до какой степени это безразлично ему, — богат ли он и обладает ли каким-нибудь другим преимуществом, которое превозносит толпа. Все эти ценности он ни во что не ставит, считая, что и мы сами — ничто, но он этого не говорит, нет, он всю свою жизнь прикидывается наивным и разыгрывает людей» Платон "Пир". Плюс ко всему, Сократ был мужественный, волевым человек, участвовал в Пелопоннесской войне сражался под Потидеей, при Делии, при Амфиполе , рискуя своей жизнью спас жизнь Ксенофонту, тому же Алкивиаду но отказался принять в благодарность его любовь, объявляя «благословенную богами» мужскую любовь «свинством». В целом, вел чистый и здоровый образ жизни хоть и одевался скромно и часто ходил босиком , мог от зари и до зари простоять «неподвижным и прямым, как ствол дерева»... И "умер так, как жил": приговоренный к смерти, он не искал убежища, а "был спокоен пред ликом смерти", символизируя свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков, и ожидаемую возможность вести диалог с бессмертными философами, поэтами и героями... Итак, Сократ был одним из родоначальников диалектики. Сам "ничего не зная" "я знаю только то, что ничего не знаю", говорил Сократ про себя , он всю жизнь искал истину, знание, понимание... Сократ считал жизнь вне диалогов, обсуждений и исследований бессмысленной. Начинал он беседу всегда незатейливо: задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий, уточняющий вопрос, затем довольно напористо наводил на нужную мысль... Здесь Сократу равных не было... Но его цель всегда была - истина, а не желание выигрывать спор любой ценой прав ты или не прав , как это было принято у софистов , мастеров "словесной эквилибристики", скорее не проясняющих, а наоборот, затемняющих предмет обсуждения, дискуссии, спора… одним словом, эристика. Методы, которые он использовал, ломали стереотипы и раздвигали границы осознания знания, понимания партнера по общению, в числе которых…: железные логика аргументов и контраргументов "сократическая ирония": скрытая насмешка над самоуверенностью тех, кто мнит себя «многознающими»- добиваясь поддакивания собеседников в начале разговора, Сократ незаметно для них заводил их в тупиковую ситуацию, сбивая с толку и вынуждая отказываться от прежних «да» развернутый и системный взгляд на вещи, в противовес поверхностному и ограниченному... Он полагал, что его слушатели не могут у него чему-то научиться, как это обычно имеется в виду в отношениях «учитель—ученики», но они могут с его помощью открыть в себе много прекрасного и разумного, если, правда, в них это уже заложено. Поэтому тех своих собеседников, в ком не были заметны какие-либо признаки "душевной беременности", он отсылал на учение к Продику и к другим софистам- в его помощи такие не нуждались. Разрушал изначально сомнительную, ограниченную, поверхностную, лишенную каких-либо твердых, системных оснований позицию оппонента деструктивная майевтика 2. Подводил, наводил, приводил к более полному пониманию предмета обсуждения конструктивная майевтика. Деструктивная майевтика Сократ разрушал изначально сомнительную, ограниченную, поверхностную, лишенную каких-либо твердых, системных оснований позицию оппонента, вытягивая из нее все ограниченное, противоречивое, не логичное... Давая высказаться своему собеседнику, он находил прорехи, противоречия в его позиции поверхностность, ложность или ограниченность его представлений, убеждений и гибко вопросами , а то и прямо подвергал такую позицию сомнению, или подводил ее к смысловому тупику... Аристотель называет Зенона Элейского ок. Оригинальность этого метода состояла в том, что, условно приняв тезис, подлежащий опровержению, Зенон выводил из него два взаимоисключающих следствия, делая тем самым этот тезис внутренне противоречивым, логически несостоятельным и теоретически неразрешимым.

Выше мы показали логическое исследование добродетели мужества как системообразующей ценности человека, которое является одной из центральных тем в философии Сократа. При этом данная ценность рассматривается не в качестве понятия, которое не так уж и сложно определить, а как концепт, схватывающий смысл предмета в его конкретной целостности, что предполагает активную субъектную позицию человека, диалогичность и интенциональность см. И такая конкретность концептуального исследования органически связана с судьбой главных героев диалога. Так, Лахет прославился своими десантными операциями на Сицилии, успех которых был связан с дерзостью и стремительностью, что приводило к победе над более многочисленным противником. Однако в битве при Мантинее эти же качества при отсутствии продуманного плана сражения обернулись окружением афинян, гибелью их стратегов и поражением всего войска союзников. Действия Никия, напротив, отличала осторожность и расчетливость. Но именно эти качества стали причиной рокового для афинян затягивания осады Сиракуз, что, в конечном счете, привело к гибели всего войска. Таким образом, прекрасно известный современникам Платона исторический контекст является неотъемлемой частью диалога. Обстоятельства гибели мужественных полководцев являются конкретизацией тупиков в их подходах к определению мужества и, соответственно, однобокости в осмыслении данной ценности. Вместе с тем, смерть Сократа предстает не только примером подлинного мужества философа и гражданина, но и концептуально схватывает суть данной ценности в ее конкретности. Соответственно, осмысление ценностных оснований добродетели мужества не сводится лишь к индукции, выявлению в единичных случаях каких-либо общих признаков. Оно направлено на удержание парадоксального сопряжения универсального и уникального, вневременного и конкретно-исторического в личностной самотождественности человека. Рассуждение о мужестве в данном контексте носит не столько логический, сколько экзистенциальный характер, помогающий родить в душе собеседника эту добродетель во всей ее конкретной полноте. Еще одна любопытная особенность в осмыслении таинственной неопределенности ценности связана с взаимопереходом и даже тождественностью одной ценности всем остальным. Мужество в своих ценностных основаниях сопряжено со справедливостью, рассудительностью и, в целом, с мудростью. Увидевший это Платон и неоплатоники показывали подчиненность и даже изначальную тождественность всех добродетелей единой идее Блага. Поэтому осмысление ценностей представляет собой не построение системы отдельных понятий, а логику эманации, при которой каждая выделенная добродетель сохраняет внутреннюю содержательную связь со всеми остальными. Таким образом, исследование мужества в диалоге «Лахет» нельзя назвать неудачей. Неспособность собеседников достичь явного и непротиворечивого определения этой добродетели вскрывает ее апофатический смысл, преодолевающий ограниченность тех или иных рационализаций этой добродетели. В ходе диалога концептуально схватывается единство общего значения мужества и многообразие его единичных проявлений; соединяются волевой и рациональный аспекты человеческой деятельности, указывается генетическая связь всех добродетелей в их причастности к благу. Список литературы Платон. Литература Аполлонов, И. Запесоцкий, А. Теория культуры академика В. Кессиди, Ф. Котляров, И. Под общ. Стрябковой, А. Белгород: БелГУ, 2020. Воспоминания о Сократе. Куда идет российская культура? Куликов, А. Проблема судьбы и героизма у Лермонтова и Льва Толстого. Неретина, С. Степин, А. Гусейнов, Г. Панченко, Д. Пивоваров, Д. Культура и религия: сакрализация базовых идеалов. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2013. Избранные жизнеописания: В 2-х т. Пружинин, Б. Смирнов, А. Как различаются культуры? Стёпин, В.

Вы точно человек?

В психологии майевтика используется как метод исследования и помощи клиентам в обнаружении их собственных ресурсов и решении проблем. МАЙЕВТИКА — (греч. maieutike повивальное искусство) метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. Майевтика предполагает применение диалектического метода, который заключается в поиске истины путем вопросов и ответов.

Основатель майевтики как способ ведения диалога

Проблема настоящего времени или современного мира трактуется в философии рубежа 20- 21 вв. Бодлера: современность - умонастроение, противостоящее академизму, продолжающему классическую традицию. По Бодлеру, принцип "die Neuzeit" или "нового времени" сформулировал Гегель. По мысли Хабермаса, в гегелевской трактовке современность характеризуется: 1 индивидуализмом нравов; 2 правом на критику или свободой совести; 3 автономией поведения то, кем я являюсь, зависит от того, что я делаю, а не от того, кем были мои предки ; 4 идеалистической философией. Согласно Хабермасу, "проблема построения Современности, исходя из нее самой, возникает в сознании, прежде всего в области эстетической критики...

Сторонники восстают против понимания Я, свойственного французскому классицизму в той мере, в какой последний уподобляет аристотелевское понятие совершенствования понятию прогресса, при этом идея прогресса была подсказана современной естественной наукой". Проект модерна, сформулированный в 18 в. Как итог, - утверждает Хабермас, - с тех пор, "модерным, современным считается то, что способствует объективному выражению спонтанно обновляющейся актуальности духа времени". По убеждению Хабермаса, для осуществления М.

Постмодернизм в интерпретации Хабермаса оказывается покидающим "мир современности" течением "младоконсерваторов", присваивающих "ключевой опыт эстетического модерна, опыт совлечения покровов с децентрированной субъективности, освобожденной от всех ограничений когнитивного процесса и утилитарной деятельности, от всяческих императивов труда и полезности". По мысли Лиотара, М.

Интерпретация культурных текстов, их переписывание, коллективное критическое обсуждение является методом развития личного способа понимания и соответственно личностной позиции. Процесс развития, восполнения личностной позиции ценностями и смыслами других культурных людей мы называем трансценденцией. Экзистенцией же будет являться готовность, открытость человека к новым возможностям, предоставляемым ситуацией, способность к самоопределению.

Таким образом, образование, построенное на методологии гуманитарного проектирования, предполагает формирование у детей и взрослых отношения к любой жизненной ситуации как к новой и предлагает на основе культурно-ценностного самоопределения методологию проектирования в ней своей новой позиции. Появление осмысленной собственной системы ценностей и ее постоянное развитие приводит «ко второму» рождению человека как духовного создания, способного к постоянному самодвижению и саморазвитию. Это и отражено в названии «Школы майевтики». Культурно-исторические основания. Несколько слов о культурно-исторической традиции.

Значение понятия "майевтика" раскрывается в I томе собраний философских сочинений Платона, состоящего из ранних сократических диалогов. В них Сократ, в частности, раскрывая смысл своего вопросно-ответного метода - диалектики, говорит, что его искусство сродни искусству повивальной бабки. Повивальное ремесло по древнегречески — майевтика. Оно помогает рождению человека, а вопросы Сократа помогают рождению самостоятельно сформулированных понятий о благе в сознании беседующих с ним людей. В культурной истории человечества есть твердо установленный факт, что ученики Сократа основали различные философские школы, стоящие на разных ценностных основаниях.

Так киники поставили главной задачей разработку метода автаркического греч. Киренаики основной жизненной задачей считали достижение удовольствия, однако совершенно определенного: мудрец наслаждается удовольствием, не поддаваясь тому, чтобы оно овладело им. В мегарской школе был особенно силен критический запал. Наконец, это всемирно известная академия Платона. Ученик Платона Аристотель основал «ликей», а также разработал правила формального мышления.

На наш взгляд, «метод Сократа» - майевтика, позволяющий создавать условия для формирования различных личностных позиций, является первым основанием методологии гуманитарного проектирования. Щедровицкого и Н. Мы, являясь их учениками, в рамках этой традиции шестнадцать лет назад начали реализовывать проект «Школа майевтики». В этой школе ученики, студенты, аспиранты и педагоги учатся разрабатывать и реализовывать собственные гуманитарные проекты. Щедровицкий в 1979 году впервые организовал коллективную мыслительную деятельность и рефлексию в форме организационно-деятельностной игры ОДИ.

Организация образовательного процесса на сессиях «Школы майевтики» также происходит в форме ОДИ. Организация образовательного процесса. Основные процессы, организуемые на сессиях и семинарах «Школы майевтики»: коллективное выявление и развитие личностных позиций посредством исследования, понимания, критического отношения к позиции автора культурного текста под текстом понимаются любые предметы и явления мировой культуры: научные тексты и художественные произведения, нормы и правила, ценности и смыслы и т. Образовательный процесс в «Школе майевтики» будет организован в шесть этапов. Первый этап обучения предполагает организацию самоопределения участников выездных сессий 3 - 4 раза в год от 3 до 5 дней «Школы майевтики» к предлагаемой модели образования.

Дети и взрослые занимают позицию «непонимающего слушателя», которая специально инспирируется организаторами. Слушателям, чтобы понять и разобраться в том что происходит, вынуждены задавать вопросы на понимание: «Правильно ли я понял…? Неориентированные на дальнейшее саморазвитие в рамках предлагаемой традиции критического рационализма , на третий этап не попадают. На третьем этапе происходит дополнение выездных мероприятий новыми формами работы: деловыми играми, семинарами и лекциями, целью которых является освоение средств гуманитарной методологической культуры рефлексии, критического мышления, понимания, культурно-ценностного самоопределения, позиционного анализа ситуации, схематизации и др. Попытка разработки и реализации собственных мини-проектов заканчивается фазой рефлексивного анализа с целью проявления и фиксации своего способа понимания, личностной позиции.

Если первая попытка была неудачной, попытки повторяются до получения позитивного результата. Под культурным текстом понимаются научные, художественные и публицистические тексты, документальные, игровые и анимационные фильмы, драматические постановки, песни и любые другие формы воплощения ценностей и смыслов людей как в наглядно-образной, так и в знаково—символической форме. Проявление своего способа понимания, личностной позиции можно считать окончанием обучения на третьем этапе в школе майевтики. Под позицией понимается интегральное отношение к деятельности, культуре, социуму и самому себе. Мы выделяем шесть позиций: «иждивенец», «имитатор», «исполнитель», «организатор», «новатор», «классик».

В подростковом возрасте жизненная позиция еще достаточно слабая, подверженная изменениям и корректировкам. Ребенок «прыгает» с позицию на позицию, но годам к двадцати пяти человек уже вполне сознательно выбирает одну из представленных позиций и, как правило, уже практически не меняет ее до конца жизни. Гуманитарное проектирование ставит и пытается решить две фундаментальные проблемы. Возможно ли, при создании определенных условий повлиять на выбор подростка так, чтобы одной из ведущих жизненных ценностей для него стала ценность саморазвития, поиск призвания, самореализация в разработанном и реализованном им культурном проекте? Возможно ли «разоформить» взрослого человека и организовать ситуацию его саморазвития из занимаемой им бесперспективной жизненной позиции в деятельностную и творческую?

Жизненная позиция складывается из отношений человека к деятельности, к другим людям и вытекающим из этого типа объединений; из его отношения к культуре и соответственно уровню образования, имеющемуся у него типу мышления; и, наконец, из отношения к себе самому сквозь призму ценности саморазвития. По вертикали снизу вверх выделены уровни развития жизненной позиции в направлении повышения ответственности человеком за свою жизнь. Всего нами выделено шесть уровней.

Много общего у сократического метода и с конструктивизмом — концепцией, согласно которой учащийся должен не пассивно усваивать знание, а собирать, то есть конструировать его с поддержкой учителя. Пожалуй, ближе всего к нему находится метод коучинга. Работа коуча заключается в том, чтобы с помощью беседы помочь человеку достичь определённой цели — в карьере, образовании или личной жизни. Ключевая техника коучинга — открытые вопросы, благодаря которым клиент рефлексирует о своих обстоятельствах, слабых и сильных сторонах, проясняет свои устремления, выявляет препятствия на пути к цели. Коуч, как и Сократ, не оценивает и не учит клиента, а лишь помогает ему самостоятельно прийти к адекватному решению. Внедрить сократическую беседу в обучение школьников и студентов уже сложнее. Если разговор заканчивается признанием собеседниками собственного невежества в обсуждаемой теме, это вряд ли удовлетворит студентов, которые пришли получать знания.

К тому же сама форма диалога мало подходит для фронтального обучения, в которой преподаватель взаимодействует одновременно с целым классом или аудиторией. Однако элементы метода Сократа вполне применимы в групповых дискуссиях и методе кейсов и помогают учащимся развивать критическое мышление и коммуникативные навыки. Эти универсальные компетенции актуальны для любого человека, но особенно необходимы специалистам, чья работа напрямую связана с умением задавать правильные вопросы, критически анализировать чужие аргументы и аргументировать свою позицию. Поэтому метод Сократа нередко применяют, например, в юридическом образовании на Западе. Студенты знакомятся с текстом обстоятельствами дела или судебным решением , затем преподаватель задаёт относящиеся к нему открытые вопросы, фасилитируя дискуссию. А студенты по очереди делятся своими аргументами и критикуют аргументы друг друга. Читайте также: Книжная полка: «Погодите, как вы сказали? Стоит отметить, что иногда за термином «метод Сократа» скрываются практики, очень далёкие от него по сути. Так, в американских медицинских университетах и клиниках распространена стрессовая форма опросов — преподаватель или куратор задаёт «жертве», выбранной среди студентов или интернов, серию сложных вопросов для проверки знаний. Нередко это происходит прямо при пациентах во время обхода.

Эта практика позиционируется как «сократическое вопрошание», призванное проверить, насколько глубоко учащийся разбирается в теме, и стимулировать самостоятельное обучение. Однако на деле такие опросы скорее запугивают и демотивируют, создавая дискомфортную среду. Читайте также:.

Почему этику Сократа принято считать этическим рационализмом? Позиция Сократа, которая получила название «этический рационализм» включала в себя нравственный образ жизни, благодушные поступки, признание единства знаний и добра и стремление к реализации истинно нравственных поступков человеком, который осведомлен о том, что есть «зло», и что есть «добро». Что значит Сократ? Его деятельность открыла новое русло в развитии античной философии. Какие проблемы пытался изучить Сократ?

Сократ родился в Афинах примерно в 469 г. Он занимался вопросами морали и нравственности, пытался определить, что такое добродетельная жизнь, обсуждал общественные и политические проблемы. В чем особенности философского метода Сократа? Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно- нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным. Сомнение «я знаю, что ничего не знаю» должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию «познай самого себя».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий