Существует несколько степеней зрелости культуры безопасности, каждая из которых характеризует различные уровни подготовки и понимания безопасности в организации. Уровень зрелости культуры безопасности по элементам СМБД (группа 2). Кривая Брэдли отражает зрелость культуры безопасности и зависимость уровня травматизма от уровня зрелости культуры безопасности.
Уровни зрелости культуры безопасности: оттачивая путь к устойчивому успеху
В действительности, уровень зрелости культуры безопасности всегда будет иметь некоторые недостатки и неравномерности. Такая система уровней зрелости культуры безопасности позволяет организации самостоятельно оценивать уровень безопасности и принимать меры для его улучшения. В данном ролике мы разбираем подробно какие бывают уровни культуры ра безопасности организации — важная тема.
Безопасные условия труда
Оценка состояния культуры безопасности | Он показывает зависимость уровня травматизма от уровня зрелости компании в области культуры безопасности. |
Уровни культуры безопасности - YouTube | Определенный уровень зрелости культуры безопасности. Уровни зрелости компаний по защите информации. |
Как зарождалась культура безопасности
Цитирую: «если водитель не пристегнулся — это его проблема, я не буду делать замечание, я сяду и пристегнусь. У него зимняя резина, исправно всё, для меня безопасно». Взаимодействие при выполнении работ. Работа в команде. Данные показатели характеризуют коммуникации между работниками в процессе производства работ. Отмечается, что работниками крайне редко обращаются за советом к коллегам и обсуждают вопросы безопасности в процессе выполнения работ. Участники исследования отмечали, что поведения работников в большинстве случаев зависит от руководителя, от его отношения к вопросам безопасности. Исследования показали, что проблемы существуют и их необходимо решать. Источник В последние годы многие отечественные компании предприняли значительные усилия по внедрению лучших практик в сфере производственной безопасности: программы лидерства, превентивное управление рисками, цифровые технологии в сфере ОтиПБ и многое другое.
Однако зачастую изменение привычных рабочих методов ведет к повышению рабочей нагрузки, дублированию существующих процессов и снижению мотивации персонала. Столкнувшись с подобной реакцией, работодатели приходят к заключению, что причиной неудавшихся изменений являются работники. Тем не менее нередко оказывается, что культура безопасности, выстроенная в компании, в своей основе противоречит внедряемым инициативам. Результаты исследования компании ДРТ «Деловые Решения и Технологии», ex-Deloitte 2021 года, отражающие особенности культуры безопасности в российских производственных компаниях, барьеры, препятствующие внедрению лучших практик, и решения, помогающие организациям повысить текущий уровень зрелости культуры безопасности — обо всем этом рассказываем в статье. Эксклюзивно в EcoStandard. Полина Кузнецова Менеджер, руководитель направления по оказанию услуг в области охраны труда и промышленной безопасности компании ДРТ «Деловые Решения и Технологии» Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте. Особенности культуры безопасности В исследовании АО ДРТ приняли участие руководители и специалисты служб охраны труда и промышленной безопасности ОТиПБ из различных отраслей промышленности, включая горнодобывающую, энергетическую, нефтегазовую, химическую отрасли, а также машиностроение, строительство и транспортный сектор.
Сбор данных для исследования проводился методом телефонного опроса и онлайн-анкетирования осенью 2021 года. Общее количество участников исследования — 47 Респонденты выделили нижеследующие недостатки, присущие текущему уровню зрелости культуры безопасности в их компаниях. Количество респондентов, для которых актуальна заявленная проблема из 47 опрошенных : Выводы На основании ответов респондентов мы выделили следующие особенности, характеризующие текущий уровень зрелости культуры безопасности в российских компаниях производственного сектора. Безопасность не воспринимается как высшая ценность: респонденты отмечают, что достижение производственных показателей превалирует над соблюдением требований ОТиПБ. Эта тенденция также находит отражение в роли службы ОТиПБ — работники воспринимают ее скорее как «помеху в работе». Культура обвинения: респонденты отметили, что «культура обвинения», то есть ситуация, когда выяснение истинных причин проблем заменяется на поиск «виновного», все еще встречается в компаниях. Это отражается как на эффективности расследования происшествий — так как смещается акцент с выявления корневых причин происшествия для устранения их в будущем, — так и на качестве проведения проверок, подрывая доверие работников к проверяющим. Низкая вовлеченность персонала: среди участников исследования прослеживается проблема низкой вовлеченности персонала в формировании зрелой культуры безопасности.
Согласно результатам опроса, работники не обращают внимания на небезопасное поведение своих коллег и недооценивают риск получения травмы на рабочем месте. Одна из российских производственных компаний пыталась внедрить инструмент повышения видимой приверженности руководителей среднего и низшего звена. Инструмент предполагал, что лидер должен обладать определенными качествами, например, готовностью предоставлять обратную связь или проявлять открытость. Чтобы подтвердить наличие этих качеств, руководителям предлагалось, к примеру, проводить поведенческие аудиты безопасности. Вместо ожидаемого повышения уровня лидерства руководители формально собирали подтверждение реализованных аудитов. К причинам неудачи внедрения инструмента можно отнести текущий уровень зрелости культуры безопасности в организации. Ориентированная в первую очередь на формальные процедуры, компания при разработке очередной инициативы сосредоточила внимание на отчетности, упустив суть изменения — развитие приверженности руководителей повышению уровня безопасности. Выводы Проанализировав практики, применяемые российскими компаниями для повышения текущего уровня зрелости культуры безопасности, мы выделили нижеследующие наиболее распространенные решения.
Политики и процедуры Наиболее часто респонденты называли инициативы, направленные на соблюдение работниками требований в области ОТиПБ. Среди таких решений, например, внесение в должностные инструкции ответственных лиц обязанностей в области ОТиПБ, а также контроль соблюдения требований ОТиПБ на рабочих местах. Кроме того, среди респондентов из горнодобывающего и нефтегазового сектора, а также транспортной отрасли и машиностроения оказались актуальными более зрелые практики управления практики и процедуры, учитывающие человеческий фактор в области безопасности. Применение подобных инструментов свидетельствует о большей зрелости культуры безопасности в указанных секторах. Лидирующая роль руководителей, вовлечение работников Большинство респондентов отметили применение практик, направленных на повышение осведомленности работников в вопросах безопасности, к примеру, использование инструмента «Минутки безопасности» или наглядной визуализации отчетности о внедренных инициативах.
Результаты проверок состояния культуры безопасности движения различных проверяемых организаций холдинга «РЖД» должны быть сравниваемыми и сопоставимыми, что требует применения единых подходов к получению свидетельств таких проверок. Основным методом проведения проверок состояния культуры безопасности движения является метод анкетирования работников организации холдинга «РЖД» для выявления проявлений их деятельности и отношения к конкретным поступкам и поведению своим и других работников в части соблюдения требований безопасности движения. К другим методам проведения проверок, дополняющим метод анкетирования, относятся: а метод интервьюирования для выявления индивидуального отношения к культуре безопасности движения отдельных работников; б метод фокус-группы или фокусированного интервью , представляющий собой групповую дискуссию, в ходе которой выясняется групповое отношение участников дискуссии к тому или иному признаку или элементу признака культуры безопасности движения; в метод обработки имеющихся в организации данных системы внутреннего учета и регистрации информации, связанной с безопасностью движения, о деятельности персонала и функционировании технических средств [9]. При этом должно проверяться наличие признаков проявления отношения персонала проверяемой организации к обеспечению безопасности движения и их соответствие тем признакам культуры безопасности, которые изложены в Руководстве по созданию СМБД. Проверка состояния культуры безопасности движения должна проводиться в следующем порядке: - размножения и передачи работникам проверяемых структурных подразделений анкет, с указанием срока возврата заполненных анкет; - выделения от организации холдинга «РЖД» сопровождающего лица для обеспечения проведения следующих процедур: а возможной дополнительной личной передачи персоналу и сбора от него специальных анкет; б взятии интервью у отдельных работников; в проведении, при необходимости, исследования методом фокус-группы; г получении данных системы внутреннего учета и регистрации информации, связанной с безопасностью движения. При необходимости, или при наличии вопроса у работника организации холдинга «РЖД», даются пояснения по их заполнению. В частности, поясняется, что: - на каждый вопрос анкеты следует дать только один ответ, выбрав его из перечисленных вариантов, характеризующих степень согласия или несогласия опрашиваемого работника с представленным в анкете утверждением; - анкета является анонимной и любой вариант ответа не будет использоваться против интересов заполнившего ее лица. После проведения проверки состояния культуры безопасности движения составляется отчет. В отчете должны быть отражены как позитивные, так и негативные свидетельства, выявленные в процессе проверки в том числе индивидуальные или групповые, если в процессе проверки использовались методы интервьюирования и фокус-группы , и даны предложения в форме направлений работ для улучшения [9]. По результатам проверок состояния культуры безопасности движения и на основании выводов, приведенных в отчетах о таких проверках, руководителями проверенных подразделений организаций холдинга «РЖД» разрабатываются мероприятия корректирующие и предупреждающие действия по устранению выявленных несоответствий и организуется их выполнение. Для реализации этих мероприятий составляется план развития культуры безопасности движения, утверждаемый руководителем организации [9]. В рамках дипломной работы была проведена оценка культуры безопасности в Иркутской дистанции электроснабжения, оценка проводилась методом анкетирования согласно требованиям распоряжения ОАО «РЖД» от 10. В анкетировании приняли участие руководители среднего звена 20 человек, далее обозначим, группа 1 линейный персонал , непосредственно участвующие в проводимых работах на участках, и руководители дистанции 3 человека, далее обозначим группа 2 руководители.
После осознания и обучения необходимо разработать и внедрить систему управления безопасностью. Эта система может включать в себя политику безопасности, процедуры и инструкции, а также механизмы контроля и анализа результатов. Система управления безопасностью поможет установить стандарты и регулярно оценивать ситуацию в организации. И, конечно, необходимо поддерживать и развивать культуру безопасности на протяжении всего времени. Важно организовывать регулярные тренировки и проверки знаний, проводить анализ происшедших инцидентов и предпринимать меры для предотвращения их повторения. Таким образом, первые шаги к успеху в области безопасности — это осознание, обучение, разработка системы управления и поддержка культуры безопасности. Начиная с этих шагов, организация может достичь стабильности и защитить себя от возможных угроз. Определение целей и стратегии Определение целей должно быть основано на анализе существующих проблем и слабых мест в системе безопасности, а также на изучении лучших практик в данной области. Цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени.
Стратегия изменений включает в себя развитие риск-ориентированного управления, внедрение новых стандартов работы руководителей, повышение уровня технологической безопасности, цифровизацию и дебюрократизацию процессов, совершенствование взаимодействия с подрядными организациями. Показатели в области производственной безопасностью являются частью KPI руководителей предприятий Компании. Завершен процесс формирования системы комитетов по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды на всех уровнях предприятий, вплоть до цехового. Комитеты служат площадками для диалога и оперативного решения задач, позволяя сокращать время на принятие решений и выделение ресурсов, концентрировать внимание на наиболее актуальных проблемах. Продолжается реализация трансформационного проекта «PRO-риски». В корпоративном мобильном приложении реализована функция «Охота на риски»: каждый сотрудник может сделать фотографию нарушения или потенциально опасной ситуации, отправить её соответствующему подразделению и получить отчет об их устранении. Самая актуальная информация про СВО - ПЕРЕЙТИ Востребованным среди сотрудников инструментом мотивации является возможность обменять баллы, полученные за выявленные риски, на корпоративную экипировку и сувенирную продукцию. В рамках «Охоты на риски» реализовано более 73 тыс.
Как зарождалась культура безопасности
Слайд 15Уровни зрелости культуры безопасности организации. Развитие культуры безопасности — это повестка большинства крупнейших мировых производственных компаний, а также ряда ведущих российских компаний, применяющих международные практики для повышения уровня зрелости культуры безопасности. Описаны пять уровней зрелости культуры безопасности ОАО «РЖД». В данном исследовании выполнена оценка уровня культуры производственной безопасности предприятия ТЭК России на основе использования метода двухэтапного анкетирования работников, для реализации которого были специально разработаны две анкеты. Уровни зрелости культуры безопасности включают несколько ступеней, начиная от базового уровня и заканчивая высоком уровнем зрелости.
Лестница культуры безопасности патрика хадсона
Это долгий долгосрочный процесс, требующий планирования, стратегии, а главное участие всего коллектива. Для того чтобы прийти в какую-то точку нужно иметь ориентиры и критерии. Такие критерии в 1995 году предложил президент компании «Дюпон» Эд Вулард. Он сформировал исследовательскую команду из 30 человек по улучшению показателей безопасности на предприятиях компании. Исследование обнаружило прямую зависимость между уровнем культуры безопасности и показателями травматизма.
Для визуального изображения этой зависимости команда представила график, который назвала «Кривая безопасности Брэдли». Это графическое изображение показывало, что в условиях улучшения и роста культуры безопасности одновременно уменьшалось общее количество инцидентов, травм, происшествий на предприятии. Показатели безопасности при прохождении компанией через повышение уровней зрелости культуры безопасности улучшаются непрерывно.
Культура безопасности — это часть корпоративной культуры Общества. Высокий уровень Культуры безопасности является индикатором зрелости компании и работников в отношении охраны труда.
Культура безопасности предполагает коллективный иммунитет к попыткам нарушений установленных правил.
В этом помогает анализ исторических данных, статистика и экспертные оценки. На основе этих данных можно определить наиболее вероятные и опасные сценарии. На этапе распознавания рисков также важно учесть контекст и специфику конкретной организации. Риски могут различаться в зависимости от отрасли, масштаба и особенностей деятельности. Поэтому необходимо проводить анализ, учитывая специфику организации. После распознавания существующих рисков можно перейти к разработке и внедрению мер по их устранению или минимизации. Такой подход позволяет снизить угрозы и повысить безопасность организации, создавая условия для устойчивого успеха и развития. Проактивное предотвращение угроз Основная идея проактивного подхода заключается в постоянном анализе рисков и уязвимостей, а также разработке и реализации соответствующих мер по их устранению.
Компания, осуществляющая проактивное предотвращение угроз, стремится минимизировать возможные потери, сохранить репутацию и обеспечить непрерывность своей деятельности. Проактивное предотвращение угроз включает в себя следующие основные шаги: Идентификация и анализ потенциальных угроз. Это включает в себя оценку и классификацию различных видов угроз, их последствий и вероятности возникновения. Разработка и внедрение политики безопасности.
Определение уровней зрелости Следующим шагом является определение уровней зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД на основе выделенных критериев. Это может быть пятиуровневая или трехуровневая модель, в зависимости от особенностей организации. Оценка текущего уровня безопасности Для каждого выделенного уровня зрелости необходимо провести оценку текущего уровня безопасности в холдинге РЖД. Это поможет оценить эффективность реализации мер безопасности и определить области для улучшения. Планирование дальнейших действий На основе результатов оценки текущего уровня безопасности необходимо разработать план дальнейших действий по повышению уровня безопасности в холдинге РЖД. В этом плане должны быть определены конкретные мероприятия, ответственные лица и сроки их выполнения. Регулярное обновление и контроль После внедрения плана дальнейших действий необходимо регулярно обновлять и контролировать уровни зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД. Это поможет поддерживать и улучшать достигнутый уровень безопасности в организации. При формировании уровней зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД следует также учитывать индивидуальные особенности организации и ее целей в области безопасности. Уровень 1: Базовый уровень На базовом уровне все сотрудники должны знать и соблюдать основные принципы безопасности, такие как: Соблюдение инструкций и правил безопасности. Каждый сотрудник должен быть проинформирован о необходимости соблюдения правил безопасности и инструкций, связанных с его работой. Он должен знать, как правильно использовать оборудование и инструменты, а также как предотвращать возможные опасности.
Культура безопасности движения поездов
ОНЛАЙН КУРС «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ 1.0» | Рост доверия является не результатом зрелости культуры безопасности, а, напротив, важным фактором ее формирования. |
Уровни зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД: важность и особенности | достижение проактивного уровня культуры безопасности на промысле, а именно, общих ценностей и лидерства. |
Сколько уровней зрелости культуры безопасности выделяют в холдинге РЖД? | Особое внимание в ходе лекции было уделено понятию «уровень зрелости культуры безопасности». |
Оценка состояния культуры безопасности | При этом повышение уровня зрелости лидеров приводит к развитию культуры безопасности в организации и обеспечивает устойчивую производственную дисциплину. |
Уровни развития культуры безопасности
Соответственно, повышение уровня безопасности труда возможно только лишь в случае, если персонал начнет охранять свой труд не только под влиянием природных инстинктов выживания и надзором руководителя, но и проявляя личную активность и навыки командной работы. Ввиду своей прогрессирующей актуальности, этот вопрос был рассмотрен и другими экспертами. В 2000 году профессор Патрик Хадсон представил свою модель — восходящую лестницу безопасности [4] Рис. Модель Хадсона наглядно показывает этапы эволюционного развития культуры отношения к безопасности и управления безопасностью от низкого уровня культуры к уровню созидательному на верхней ступени лестницы Рис. Лестница безопасности Хадсона Рассматривая модель развития культуры на любом предприятии, необходимо понимать, что целью все же является практическое применение и дальнейшее внедрение рассмотренных аспектов, то есть чтобы модель позволяла сформировать такое коллективное мышление, которое позволит перейти с уровня приемлемости травматизма на уровень безусловной приверженности идее работы без несчастных случаев и аварий. Здесь стоит отметить, что в большинстве случаев основной ошибкой руководства является отсутствие планирования процесса формирования или внедрения выбранной модели культуры безопасности.
Таким образом, работа над развитием культуры безопасности является одним из важнейших направлений в области снижения производственного травматизма. Но для того, чтобы такая работа имела успех, необходимо уделить внимание осознанию необходимости развития культуры безопасности. Ключевые слова безопасность труда, снижение травматизма, культура безопасности Похожие статьи.
Но сфера обеспечения безопасности полетов динамична и, в настоящее время, Международная организация гражданской авиации уделяет все больше внимания проблематике создания позитивной культуры безопасности, то есть вопросам качества уже созданных и функционирующих СУБП. ICAO характеризует культуру безопасности полетов тем, «как люди ведут себя в отношении безопасности полетов и риска, когда за ними никто не наблюдает», выводя на первый план не наличие требуемых «бумажных» процедур в офисе компании, а то, как рядовой персонал использует декларируемые руководством принципы безопасности в своей повседневной деятельности. Наличие «некарательной» среды в компании, желание рядовых работников сообщать о проблемах, связанных с безопасностью полетов своему руководству, и, что наиболее важно, готовность руководителей среднего звена передавать информацию об этих проблемах и допущенных ошибках топ-менеджменту беспрепятственно, без искажений и каких-либо негативных последствий для работников, сообщивших об этом — являются характеристиками позитивной культуры безопасности полетов, которые необходимо постоянно отслеживать и оценивать. В качестве инструментов, позволяющих оценить состояние культуры безопасности, используется весьма широкий набор различных подходов, - от проведения периодических исследований СУБП до анкетирования и бесед с работниками организации. Новой тенденцией, декларируемой ICAO, является отход от балльной оценки развития культуры безопасности с помощью отчетов, формируемых «из кабинета» и смещение акцентов в сторону прямого взаимодействия с персоналом.
Объективная и непредвзятая оценка текущего состояния культуры безопасности авиапредприятия — задача очень сложная и ресурсоемкая. Одной из основных проблем, на которую обращает внимание ICAO, является непреднамеренное желание компаний при самостоятельном проведении оценки «выделять в себе лучшее», свои успехи и достижения, одновременно понижая значимость и негативное влияние выявляемых проблем. Проведение аудитов состояния систем управления безопасностью полетов, фактическая оценка ее состояния, как правило, осуществляется собственными силами работников компаний, прямо или косвенно ответственных за проверяемый участок деятельности, либо работниками, имеющими компетенции аудитора, но без практического опыта работы с системами управления безопасностью полетов, а следовательно, недостаточно глубоко погруженных в тонкости и проблемы, связанные с вопросами безопасности.
Свои подписи респонденты на документе не ставят. Зато указывают пол, возраст, категорию персонала — это также необходимо для дальнейшего изучения результатов, причём анализ данных всех дирекций проходит при участии ревизоров по безопасности движения.
Если у нас есть коллективы с «западающими» показателями, мы предлагаем им меры коррекции, ориентируясь на конкретные аспекты, отмеченные работниками», — сказала Лилия Коноплёва. Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене» Мария Трошина.
Уровень 1: Базовый уровень На базовом уровне все сотрудники должны знать и соблюдать основные принципы безопасности, такие как: Соблюдение инструкций и правил безопасности. Каждый сотрудник должен быть проинформирован о необходимости соблюдения правил безопасности и инструкций, связанных с его работой. Он должен знать, как правильно использовать оборудование и инструменты, а также как предотвращать возможные опасности. Определение и устранение угроз безопасности. Все сотрудники должны быть внимательны к потенциальным опасностям на рабочем месте и знать, как предотвратить возможные аварии или травмы.
Если они обнаружат угрозу безопасности, они должны немедленно сообщить об этом своим непосредственным руководителям. Обучение в области безопасности. Сотрудникам должны предоставляться необходимые знания и навыки в области безопасности. Они должны регулярно проходить обучение и периодическую аттестацию, чтобы быть уверенными в своих знаниях и умениях. Кроме того, на базовом уровне необходимо осуществлять систематический контроль и анализ состояния безопасности на предприятии. На основе анализа результатов можно определить проблемные области и принять меры по их устранению. Уровень 1 является основой для дальнейшего развития культуры безопасности в холдинге РЖД.
Уровни зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД
Учитывая стремление отказаться от слоганов в концепции культуры безопасности, разные уровни зрелости культуры безопасности имеют краткое название, отображающее содержание. С этими уровнями зрелости в табличной форме увязываются критерии эффективности деятельности, а также ключевые процессы в области развития культуры безопасности. Описаны пять уровней зрелости культуры безопасности ОАО «РЖД». Чтобы определить уровень зрелости культуры безопасности на предприятии, специалисты пользуются моделью Патрика Хадсона, идеолога программы Shell по воспитанию сознательного подхода к собственной и корпоративной безопасности «Сердца и умы».
К орпоративные стандарты в формировании культуры безопасности
Сколько уровней зрелости у культуры безопасности. Культура безопасности по Хадсону. Оценка текущего состоянии культуры безопасности, а также дальнейшего формирования вектора развития производятся на базе 5 уровней: патологического, реактивного, предусмотрительного, проактивного, созидающего. Первым шагом в формировании уровней зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД является анализ текущего состояния безопасности в организации.
Уровни зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД
Качество анализа и применяемые меры. Управление безопасностью подрядчиков Основные принципы управления подрядными организациями. Отбор, допуск, контроль, оценка. Система аудитов Все о системе аудитов: от самого процесса, до подготовки аудиторов и контроля исполнения.
Управление изменениями Какими изменениями необходимо управлять. Как оценить изменения. Последствия "неуправляемых" изменений.
Поведенческая безопасность Запросить программу курса на e-mail Эксперты-спикеры курса: Авторы курса и ведущие — сильнейшая команда профессионалов практиков, которые по сей день успешно развивают и совершенствуют культуру безопасности в производственных компаниях страны. Это эксперты, которые не единожды прошли путь.
На данном уровне безопасность информации рассматривается как обязательное требование в соответствии с нормативными актами и законодательством. Организация ориентируется на соблюдение требований в области безопасности информации и применение соответствующих стандартов. Процедуры аудита и оценки безопасности информации регулярно проводятся. Сознательность и управление рисками. На этом уровне организация осознает важность безопасности информации и ее взаимосвязь с бизнес-процессами.
Готовность к управлению рисками и контролю безопасности информации становится частью корпоративной культуры. Регулярное обучение сотрудников по вопросам безопасности информации проводится, а процедуры реагирования на инциденты информационной безопасности разработаны и регулярно уточняются. Стратегическое партнерство. На самом высоком уровне зрелости культуры безопасности безопасность информации становится неотъемлемой частью стратегии развития организации.
Сотрудники изучают методы предотвращения несчастных случаев, получают навыки работы с безопасным оборудованием и обучаются правильным техникам выполнения работы. Этап 3: Интеграция безопасности в рабочие процессы На третьем этапе безопасность интегрируется во все рабочие процессы. Организация создает политику безопасности, разрабатывает стандарты и процедуры, которые должны быть соблюдены всеми сотрудниками. Все рабочие процессы пересматриваются с позиции безопасности и вносятся изменения для минимизации рисков. Этап 4: Постоянное обучение и повышение зрелости На четвертом этапе уровень зрелости культуры безопасности постоянно повышается. Организация проводит регулярные тренинги и обучение, оценивает эффективность своих мер по безопасности и вносит необходимые изменения. Также сотрудникам предоставляется возможность делиться своими идеями и предложениями по улучшению безопасности. Этап 5: Развитие культуры безопасности На пятом этапе организация достигает высокого уровня культуры безопасности, когда все сотрудники понимают важность безопасности и стремятся к ее соблюдению. Безопасность становится неотъемлемой частью рабочей жизни, и все работники становятся активными участниками процесса обеспечения безопасности. Достижение устойчивого успеха в области культуры безопасности требует времени, усилий и постоянного совершенствования. Но благодаря последовательной работы по достижению каждого этапа, организация может создать безопасную и надежную среду для своих сотрудников, а также минимизировать риски и повысить эффективность работы. Формирование осознания угроз и рисков Формирование осознания угроз и рисков начинается с обучения людей основным принципам безопасности. Это может быть как учебными курсами и тренингами, так и информационными материалами, которые помогают развить понимание потенциальных угроз.
Рисунок 3. Карта инструментов «Безопасность II» Ключевые выводы Подводя итоги первого блока исследования, хотелось бы отметить вывод, который оказался для нас неожиданным: уже 7 из 10 компаний, эффективно работающих с безопасностью и имеющих снижающийся уровень травматизма, думают, что их будущее — реализация принципов стратегии «Безопасность II». Мы ожидали, что пока эта концепция не так сильно распространена даже среди лучших. Из более ожидаемых выводов: наиболее эффективными инструментами являются те, которые формируют культуру открытости и доверия. Это лишний раз подтверждает тот факт, что корпоративная культура и культура безопасности очень тесно связаны между собой см. Вопрос 2. Ключевые показатели эффективности КПЭ и мотивация на безопасность: кому и за что платят в компаниях? Эта тема всегда беспокоит руководство всех компаний: за что платить или не платить персоналу в вопросах безопасности, какие показатели эффективности установить. Исследование показало, что «успешные» компании с понижающимся уровнем травматизма используют комбинированные показатели — реактивные и проактивные, при этом последние имеют доминирующее значение. Реактивные показатели отслеживают то, что уже произошло, на них невозможно повлиять в будущем, обычно речь идет об уже случившихся событиях: смертельные случаи и тяжелые травмы, коэффициент травматизма. Чаще всего именно такие показатели безопасности труда установлены в компаниях с повышающимся или неизменным уровнем травматизма см. Проактивные показатели — это то, что можно изменять ежедневно: количество сотрудников, прошедших обучение; улучшения в области безопасности; поведенческие аудиты безопасности ПАБы ; результативность проверок и т. Конечно, реактивные показатели пока в приоритете, но в компаниях с уменьшающимся травматизмом проактивных показателей значительно больше, чем в менее успешных. Рисунок 4. Показатели безопасности труда, установленные на предприятиях—участниках опроса в 2019 г. Наиболее распространенный и сильнее всего влияющий на доход показатель — реактивный, «Коэффициент травматизма». Из проактивных показателей наиболее распространены «Количество проведенных ПАБ диалогов о безопасности » и «Количество представленных улучшений в области безопасности труда». При этом мы видим два противоположных показателя «Барометр безопасности» и «Коэффициент результативности проверок»: одним сотрудникам ставится задача найти больше нарушений, другим — устранить больше нарушений. Правильный баланс этих сил существенно помогает влиять на безопасность на производстве. По сути, это оценка уровня культуры безопасности внешними аудиторами и он зависит от всех — и от проверяющих, и от контролирующих, когда все в одной упряжке. Это показывает, что спрос на качественную внешнюю экспертизу в области ОТиПБ будет только расти. Чем выше уровень должности в структуре управления, тем больше КПЭ по безопасности имеют распространение и влияние на доход см. Именно это становится частой причиной нарастающего по иерархии желания скрыть несчастные случаи: никто не хочется лишаться премиальных из-за происшествий на производстве. Почему реактивные показатели плохи? Чем больше реактивных показателей установлены для сотрудников на высоких должностях, тем выше вероятность сокрытия. Если у рабочего не стоит реактивный показатель, а у руководителя стоит, возможно, рабочий и сообщит об инциденте, но руководитель постарается, чтобы оформили все как бытовую травму. Если же у самого рабочего стоит КПЭ по количеству травм, то он, вероятно, вообще никому ничего не расскажет. В этом смысле и хороши проактивные показатели. Логика их работы в том, что если работнику ничего проактивного делать не надо, он и не делает, а если такие показатели перед сотрудником стоят, он понимает, как может на них повлиять, поэтому старается и делает. Рисунок 5. КПЭ по безопасности по уровню иерархии Ключевые выводы Каждая третья из числа «лучших» компаний использует комбинированные показатели для мотивации персонала: платят и за реактивные показатели то, что уже случилось и на что невозможно повлиять , и за проактивные то, что будет у будущем и на что сотрудник может повлиять. Во всех компаниях реактивные показали пока имеют наибольшее влияние на доход работников. Industry consulting Ecopsy помогает развить вовлеченность персонала в области безопасности труда. Вопрос мотивации — одна из частей вовлеченности персонала. Для того, чтобы вовлечь персонал, мы разработали модель лидерства руководителей. Второй элемент модели лидерства — определение пути, когда компания ставит на все уровни иерархии цели, которых сотрудникам хочется достигать, и начинает за них платить. Систему КПЭ можно разработать как с нуля, так и изменить текущую модель мотивации компании: пересмотреть показатели, которые влияют на доход, мотивируют и повышают безопасность.