Патриотизм опирается на строгую иерархию духовных ценностей и осознание духовного самоопределения. Военно-патриотическое воспитание. Военно-патриотическое воспитание. Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Вместе с тем, исторические события позднеантичного периода, внесли существенные коррективы в ранее принципиальные основы греческого патриотизма.
«Патриотизм — последнее прибежище негодяя»
Переводы выполнены с сокращением оригинального текста. Также в сборнике содержатся статьи на темы филологии, педагогики, истории. Сборник состоит из четырех разделов, каждый из которых раскрывает отдельный аспект жизни и творческого и трудового пути автора. Книга награждена премией Андрея Белого в 1999 году. Отличается от национализма Национализм и иногда служит для его маскировки. Национализм это, как правило, чужой патриотизм, тогда как патриотизм — национализм от первого лица. Одно из свойств слепоты заключается в том, что человек не видит сам себя. Поэтому патриотизм ценен только в том случае, если подчинен разуму, носящему универсальный характер, или справедливости, тяготеющей к универсальности. Именно таков сегодняшний смысл прав человека и смысл существования международных трибуналов. О словаре Популярный философский словарь Андре Конт-Спонвиля — научно-справочный словарь, подготовленный современным французским философом.
В словаре в увлекательной форме представлены размышления о человеке, обществе и месте и роли человека в обществе. В словаре представлено более 1200 статей, что делает его одним из самых объемных на сегодняшний день философских словарей. В том числе это достигается за счет включения в него толкования околофилософских понятий — «мягкость», «терпимость» и других. Словарь адресован широкому кругу читателей и будет полезен всем, интересующимся современной философией. Энциклопедический словарь патриотизм от греч. О словаре Энциклопедический словарь — справочный словарь, статьи которого содержат более полное, в сравнении с обычным словарем, описание данного термина или определения. Энциклопедический словарь может быть общим или специализированным, освещающим определенную дисциплину или область знаний, например, медицину, искусство, астрономию, историю. Сведения в словаре могут быть сосредоточены вокруг конкретной этнической, культурной или академической перспективы, например, Военно-исторический энциклопедический словарь России, Словарь наук и так далее. Энциклопедические словари, как правило, содержат в себе иллюстрации, карты и другой наглядный материал.
Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. О словаре Словарь С. Ожегова — лингвистический толковый словарь русского языка, который является самым первым из появившихся в России тогда — в Советском Союзе после Октябрьской революции. Составление словаря началось в тридцатых годах прошлого века и было доведено до финала в 1949 году, однако впоследствии словарь несколько раз дополнялся и перерабатывался самим его создателем. В словаре представлено около 80 тысяч слов и фразеологизмов, большое количество общелитературной и просторечной лексике, дана информация по правильному написанию и произношению слова, приведены примеры употребления. Словарь Ефремовой патриотизм м. Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Преданность чему-л. О словаре Толково-образовательный словарь русского языка Т.
Ефремовой представляет собой один из наиболее полных на настоящее время словарей русского языка. В словаре содержится более 136 тысяч словарных статей, в которых в свою очередь вниманию читателя представлено более 250 тысяч семантических единиц, в том числе служебные части речи. Впервые словарь был издан в 2000 году и с тех пор регулярно переиздается. Одна из особенностей словаря — формирование заглавных показателей есть через связь по значению слов. Уделено внимание и омонимам. Словарь ориентирован на широкий круг читателей. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона патриотизм — любовь к отечеству. Когда собирательная жизнь человечества держалась на кровной связи между членами отдельных небольших групп, чувство общественной солидарности совпадало с чувством семейным. Такой первичный П.
При переходе племен к оседлому земледельческому быту П. Это чувство естественно слабеет в городском быту, но здесь развивается новый элемент П. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Основной долг благодарности к родителям, расширяясь в своем объеме, но не изменяя своей природы, становится обязанностью по отношению к тем общественным союзам, без которых родители произвели бы только физическое существо, но не могли бы дать ему преимуществ достойного, человечного существования. Таким образом, служба родине была деятельным богослужением, и П.
Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных.
Ленин, «Ценные признания Питирима Сорокина», 1918 г. Леонов, «В защиту друга», 1947 г. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Во-вторых, устаревшее, поскольку «любовь к своему исключительному отечеству, которая прежде соединяла людей одной страны, в наше время, когда люди уже соединены путями сообщения, торговлей, промышленностью, наукой, искусством, а главное, нравственным сознанием, уже не соединяет, а разъединяет людей». Помимо джонсоновского афоризма, Толстой подкрепляет свои суждения словами американского проповедника Генри Уорда Бичера 1813—1887 : «Человеку внушают, чтобы он ради блага своей страны отказался от всего, что делает страну его достойной уважения…» Таким образом, классик всесторонне доказывает, что за прошедшие сто с лишним лет патриотическое чувство окончательно упало в цене. Амброз Бирс, 1911 год Амброз Бирс. Картина Джона Герберта Эвелина Партингтона. Только «последнее прибежище» превращается у Бирса в прибежище первое: все-таки времена изменились, скоро Первая мировая. Авторское же определение патриотизма в «Словаре» — «легко воспламеняющийся хлам, готовый загореться от факела любого честолюбца, которому приспичило увековечить свое имя». Определение можно было бы назвать пророческим, если бы эта история не так часто повторялась и ранее. Кабинетный генерал снисходит в окопы уговорить полковника Дакса Кирк Дуглас взять очередной стратегически важный холм, пожертвовав при этом половиной своих людей: «Патриотизм не в моде, но лишь он — синоним чести».
Газета "Правда". Патриот Владимир Ильич Ленин
Калинин, О коммунистическом воспитании. Общеизвестно, что большой патриотизм начинается с малого, — с любви к тому месту, где живешь. Леонов, В защиту друга. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификацию себя особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям с другими членами своего народа, стремление защищать интересы родины и своего народа, любовь к своей родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства. Патриотизм способен приводить к таким негативным явлениям как шовинизм и ксенофобия. Любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу.
В идеальном государстве Платона сословие мудрецов-правителей контролирует общественные нравы, используя в качестве средства регуляции набор ценностных требований, направленных на сохранение и укрепление государственной структуры. В такой ситуации патриотизм становится наиболее адекватным способом достижения социальной стабильности как условия возвышения государства. Через него могут обосновываться различные формы социальной деятельности: приобретение знаний, самосовершенствование, физическое и духовное, воспитание моральных качеств. Таким образом, патриотический ресурс содержит возможности расширения диапазона приложения гражданского волеизъявления, не замыкаясь только на военных подвигах. Предложенная Платоном закрытость границ как форма существования государства видоизменяет восприятие человеком иного мира. В таком случае изолированность социума должна компенсироваться чувствами совершенства, исключительности, превосходства над другими политическими образованиями. Основанием выдвигается чувство любви к Родине, абсолютная сущность вне временных рамок: «…им гражданам. Платон убежден, что самое сильное переживание индивида связано с общим благом, а не личными обстоятельствами, так как оно и есть истина, данная богами. Выявление причин, препятствующих возникновению, реализации, развитию патриотических чувств, является одной из главных задач правителей. С точки зрения Платона, существенную опасность представляют имущественные различия, ярко выраженное тщеславие, желание неоправданной славы, стремление к самолюбованию. Зависть вносит разлад как между отдельными гражданами, так и целыми сословиями. Эмоциональные переживания, мотивированные разделением на богатых и бедных, знатных и незнатных довольно часто в Греции становились поводом для мятежей и городских восстаний. Лишение определенных социальных групп права собственности и возможностей завести семью, по мнению Платона, устраняет причину конфликта, способного негативно воздействовать на идею и воплощение патриотизма. Искусственные, формализованные схемы проявления патриотического чувства теряют свою основу в такой ситуации, пространство межличностной коммуникации освобождается от материальных и сословных барьеров. Коллективное взаимодействие, лишенное значимых противоречий, получает долгосрочную перспективу единства общественных интересов: «Самые благородные нравы, пожалуй, возникают в таком общежитии, где рядом не обитают богатство и бедность. Ведь там не будет места ни наглости, ни ревности, ни зависти» [4, с. В этических и политических трудах Аристотеля понятие патриотизма истолковывается как ракурс государственных интересов. Гражданское сообщество уступает свои функции официальной системе и рассматривается только в качестве составной части целого. Данное явление связано с утратой независимости городов-полисов. Империя Александра Македонского расширила границы греческой цивилизации, присоединила новые этносы, освоила иные традиции. Имперское сознание, реагируя на случившиеся вызовы, трансформирует прежние ценности в соответствии с изменением общественной структуры. Аристотель выстраивает четкую схему служения граждан друг другу и отношения к государству. Патриотизм включается в составляющие, гарантирующие благо государства. Эмоциональный посыл в такой ситуации утрачивает свое значение. Делая упор на рациональных возможностях человека, мыслитель логически обосновывает комплекс чувств любви к Родине, благоговения перед историческим прошлым, бескорыстного служения согражданам. В качестве первой и фундаментальной предпосылки он избирает указание на сущность человеческой природы: «…никто не избрал бы обладание благом для себя одного, действительно, человек — общественное существо, и жизнь сообща прирождена ему» [6, с. Следовательно, все, что не способствует гражданским проявлениям, противоречит природе и разуму. Правильное понимание баланса личных и общественных интересов становится отправной точкой в осознании себя патриотом, то есть законопослушным гражданином. Обмен возможностями, которыми располагают индивид и государство, опирается на взаимную выгоду через средства материального стимулирования. Выполнение законов объявляется приоритетной обязанностью гражданина, в такой ситуации наступает взаимоответственность, регулируемая понятными для всех правовыми критериями. Акцент в интерпретации патриотизма смещается с исключительно героического, как правило, военного истолкования подвигов, мужества, доблести на добропорядочную деятельность, связанную с гражданскими обязанностями в сфере экономики, политики, воспитания, науки.
Во втором случае уже Алкиви-ад дает свое понимание патриотизма Thuc. Правда, я — изгнанник, но бежал от низости моих врагов, а не для того чтобы своими советами оказывать вам услуги. Злейшими врагами я считаю не вас, которые открыто на войне причинили вред неприятелю, а тех, кто заставил друзей Афин перейти в стан врагов. Впрочем, я полагаю, что даже и теперь я не иду против отечества, так как у меня его нет, но стремлюсь вновь обрести его. Итак, что мы узнаем из этой речи, приведенной Фукидидом. Все это пока хорошо укладывается в рамки традиционного патриотизма. Но 24 Эти примеры см. Опять же, в традиционном понимании выступление против родины считается предательством, и действия Алкивиада имели все основания быть классифицированы именно таким образом. Однако, объявив о своем намерении вновь обрести родину, афинский политик на самом деле апеллирует к одному очень древнему аспекту «природного» патриотизма, который был присущ еще гомеровским грекам — тоске по родине, а это опять же укладывается в рамки патриотизма традиционного. Поэтому едва ли можно согласиться с мнением, что в фукидидовом объяснении патриотизма Алкивиада уже просматривается принцип ubi bene ibi patria25. Алкивиад-то заявлял совсем другое: он не считал чужбину своей родиной, но говорил о возвращении назад в Афины26. Впрочем, те космополитические суждения древнегреческих авторов, на которые ссылаются исследователи27, где провозглашается принцип ubi bene ibi patria см. Ибо понятно, что в любом обществе можно найти примеры отсутствия или наличия патриотизма, под которым, как уже говорилось, следует понимать любовь и преданность родине. На очереди — ораторы Искорат, Демосфен, Динарх, Ликург. Интересны рассуждения Исократа II. Tаким образом, говоря современным 25 Карпюк 2G1G, 114. Круст даже на основании этого примера проводил различие между полисным патриотизмом и патриотизмом современным: «Tакже нельзя хорошо известный партикуляризм греческого города-государства идентифицировать с патриотизмом в современном и моральном смысле этого термина. Можно понять из утверждения Алкивиада, что он мог любить свой родной город, покуда последний предоставлял ему самый полный спектр всех привилегий, на которые он претендовал, до тех пор пока, выражаясь другими словами, он и те люди, которые разделяли его убеждения, полностью контролировали город» Chroust 1954, 288. Поскольку речь была произнесена неред спартанцами, то надо думать, что Алкивиад под «новым отечеством» имел в виду именно Спарту. Но допустимо и другое предположение: «новое отечество» Алкивиада не относилось непосредственно к Спарте, а политик подразумевал желание любого изгнанника вернуть себе свое отечество, и, таким образом, его замечание должно относиться к Афинам. Впрочем, неоднозначность истолкования здесь не вызывает сомнения, и удивительно, почему оно не было отмечено авторами комментариев к труду Фукидида, А. Гоммом и С. Демосфен использует термин фЛолоАлд в двух своих речах. В речи «Против Лептина об ателии» XX. Такие качества он проявлял, когда командовал вашими войсками. Сам он, находясь в строю и подвергаясь смертельной опасности, о себе забывал, предпочитая скорее лишиться жизни, чем оказаться недостойным тех почестей, которые вы ему оказали». Последний не был способен пожертвовать даже своим сыном, принесшим много вреда отечеству: «... Динарх же в своей речи «Против Демосфена» I. В этом месте речи Ликург говорит о бездействии Демосфена после поражения афинян при Хе-ронее и во время экспедиции Александра в Азию, а его поведение противопоставляет далее действиям других афинян, в частности Харидема и Эфиальта, которые с намерением принести пользу своему отечеству и всем эллинам отправились к персидскому царю I. Человеку, который не решился оплакивать вместе с другими несчастья отечества и не сделал ничего для спасения города и народа, когда сама страна отдавала леревья, мертвые — свои гробницы, храмы — оружие. Ведь в то время не было такого возраста, который не принял бы участия в спасении государства. Ибо одни заботились об укреплении стен, другие — о выкапывании рвов, третьи — об изготовлении частокола. Никто из живущих в городе не оставался праздным. Ни в чем из этого не принял никакого участия Леократ» пер. Парадоксально, хотя и ничего удивительного не было в том, что Ликург вменял Леократу в вину, приравнивая это к предательству I. Итак, мы рассмотрели наиболее показательные случаи употребления термина фЛолюАлд древнегреческими авторами классического периода, и к каким выводам мы можем прийти? Прежде всего, еще раз отметим, что для греков патриотизм был добродетелью, причем достаточно значимой и обязательно долженствующей присутствовать у добропорядочного гражданина, и авторы фиксируют примеры как проявления этой добродетели, так и ее отсутствия и даже противопоставления патриотизма и предательства. Однако, что удивительного, в такой добродетели, как патриотизм, мы не усматриваем ничего того, что было бы присуще только древним грекам и не было бы проявлением общечеловеческих ценностных ориентаций. И любовь к родине, выраженная в ностальгии по родному очагу, и в стремлении приносить пользу своим согражданам и отечеству, и даже готовность сражаться за них — все это принадлежит к тем основополагающим принципам, которые характеризуют патриотизм, в том числе и в современном мире. И даже складывающееся на первый взгляд впечатление, что патриотизм греков был в значительной степени более выраженным по сравнению с патриотизмом современным что как раз обычно объясняют полисным менталитетом древних эллинов на самом деле может быть весьма обманчивым. Выраженность патриотизма греков, как и патриотизма в современном мире, в конечном итоге могла зависеть от множества факторов: от восприятия патриотических ценностей конкретным человеком в определенной исторической ситуации и до идеологического мотивирования этого самого патриотизма. Карпюк С. Рунг Э. Туманс Х. Audi R. Berns W. Abbot ed.
Патриотизм 233 0 греч. Любовь к отечеству. Чудинов А. Михельсон А. Попов М. Павленков Ф. Значения в других словарях Большая Советская энциклопедия Патриотизм от греч. Одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» Ленин В.
26 апреля – Международный день памяти о чернобыльской катастрофе
Определения слова патриотизм. любовь к своему отечеству, преданность своему отечеству и народу и ответственность перед ним, готовность к жертвам и подвигам во имя интересов отечества. Определения слова патриотизм. любовь к своему отечеству, преданность своему отечеству и народу и ответственность перед ним, готовность к жертвам и подвигам во имя интересов отечества. перевод слов, содержащих ПАТРИОТИЗМ, с русского языка на греческий язык в других словарях (первые 3 слова). Анализ проблемы патриотического воспитания предполагает рассмотрение понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание».
Что такое патриотизм и в чём отличия русского патриотизма от американского
Так преданный член партии Тори реагирует на борьбу за независимость в американских колониях — бунтовщики уже начали называть себя патриотами. Примерно с XVII века понятие «патриот» все сильнее ассоциируется с политической мыслью, которую сейчас принято называть левой. Своей кульминации этот процесс достигает во время Великой французской революции. При Монтескье и далее считается, что при деспотизме любовь к отечеству невозможна. При этом патриотизм оборачивается универсальной открытостью ко всем людям — космополитизмом, становлением в качестве «гражданина вселенной». Эта трактовка в последствии остается очень влиятельной, на нее будут ссылаться в том числе и русские революционеры. Второй менее расхожий вариант патриотизма формулирует Руссо. Он указывает, что любовь к человечеству наделяет множеством добродетелей, но не делает из гражданина героя. Мужество и твердость обеспечивается именно любовью к своей родине.
И в этом была принципиальная разница: императорская Россия была объединением элит, проще говоря, владычествующих господ. Советское государство стало союзом народов, в которых ведущую роль начал играть рабочий класс.
Уже одного этого достаточно, чтобы считать Ленина величайшим патриотом России. Не случайно же смерть его стала потрясением для страны, для народа. Это чувство точно передано в очерке М. Горького «В. Ленин», особенно в его ранней редакции, относящейся к концу января — началу февраля 1924 года. Но он же отметил: «Пресса русской эмиграции не нашла в себе ни сил, ни такта отнестись к смерти Ленина с тем уважением, какое обнаружили буржуазные газеты». Белая эмиграция «отмечала» смерть Ленина злобой. Так, писатель И. Бунин, выступая в Париже с речью «Миссия русской эмиграции», назвал Ленина «планетарным злодеем». По его словам, «Ленин явил миру как раз в разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее, он разорил величайшую в мире страну и убил миллионы людей; а среди бела дня спорят: благодетель он человечества или нет?
После кончины Ленина прошло 97 лет, почти век. А споры о нём продолжаются. Кто же он — планетарный злодей или благодетель человечества? Человек, который «отрицает Россию» В. Розанов или величайший её сын? Сегодня даже находятся исследователи, которые повизгивают о том, как мал-де был процент русской крови в Ульянове-Ленине. Ничтожества, их мышление ниже плинтуса. Нет ни грана оснований для сомнений, что Ленин — русский. Он сам себя считал русским, его родным языком был русский. Владимир Ульянов окончил русскую национальную школу — классическую гимназию.
По таким предметам, как русская литература, история всемирная и отечественная , у него была отметка только «отлично». Когда ему было 16 лет, он написал сочинение на тему «В чём выражается истинная любовь к отечеству».
Между тем, в статье С. Карпюка есть еще одно замечание, которое вызывает наше несогласие: заключение о существовании двух патриотизмов в трактовке Фукидида: традиционного, полисного, и новомодного, софистического15.
Это мнение подверг критике Х. Туманс в своей статье «Сколько патриотизмов было в Древней Греции? Нильсеном одного аспекта современного и древнегреческого патриотизма - самопожертвования за отечество: «Современные государства убеждали колоссальное количество граждан сложить свои жизни за отечество в войнах, и смерть за свою страну считается нравственным величием. Подобным образом тема смерти "за patris " постоянно встречается в архаических и классических греческих текстах, и то, что смерть при защите patris считалась нравственным величием, ясно, например, из знаменитых строк Тиртея...
Однако тема патриотизма греков часто так или иначе затрагивается в обобщающих работах по истории Древней Греции или по патриотизму в целом. Нильсен, современный патриотизм происходит из терминов, используемых для ссылки на его объект. Эта «метафора семьи», по мнению исследователя, подразумевает, что государство - это то, с чем человек связан естественным образом как один из членов семьи. Он пришел к выводу, что греки архаического и классического периодов думали об их отечестве как о ближайшем родственнике.
Это была сладчайшая вещь на земле, подходящее место для погребения, его они теряли, отправляясь в изгнание и восстанавливали по возвращению, за него они должны были отдавать свои жизни, это было объектом их любви, и греки испытывали гордость за свое отечество Nielsen 2004, 74. Специально представлениям об отечестве у греков посвящена статья П. Функе Funke 2010, 123-131. Впрочем, сам же автор довольно непоследователен в проведении этой своей идеи, практически сразу же делая от нее отступление: «Хотя, конечно, с другой стороны, вполне можно говорить о двух патриотизмах в Древней Греции, а именно о патриотизме полисном и патриотизме общегреческом»17.
Последнее замечание еще будет в центре нашего внимания, а пока отметим тот факт, что то, что, по мнению С. Карпюка, является второй разновидностью патриотизма, фактические является лишь его интерпретацией, то есть выражает не столько общегреческое понимание этого явления, но его понимание одним из «героев» фукидидова повествования — Алкивиада. Да и вообще, уместно заметить, что можно говорить применительно к древним грекам, с одной стороны, о традиционном патриотизме, а с другой, о его понимании различными политиками, историками, ораторами, драматургами и т. Но традиционное понимание патриотизма, по нашему убеждению, оставалось неизменным как в Древней Греции, так и в настоящее время.
Даже более того, едва ли может быть справедливым выделение патриотизма полисного и общегреческого, ибо это суть две стороны одного патриотизма: и полис, и вся Эллада в целом воспринимались греками как их родина хотя, опять же, это не исключало и различных подходов, вплоть до противопоставления этих двух сторон патриотизма греков. Причем в случае с патриотизмом полисным на первый план выходят родственные и политические предпочтения, а в случае с патриотизмом общегреческим — этнические и социокультурные. В этом убедимся далее. Туманс, в свою очередь, стремится проследить эволюцию древнегреческого патриотизма.
Он выделяет его первоначальную стадию, определяемую им как «предпатриотизм» аристократический, уходящий корнями еще в гомеровскую эпоху , собственно классический, полисный патриотизм сформулированный окончательно Периклом и «постпатриотизм» новый, софистический, который, по мнению автора, и вовсе патриотизмом не является, а маскирует собой период распада полисных ценностей. Можно вполне согласиться с автором статьи, что патриотизмом в строгом смысле этого слова можно назвать только второй его тип, олицетворением которого является фигура Перикла. Однако если исходить из того, что патриотические чувства присущи человеку уже по его природе и только в определенной степени являются результатом общественного развития, то не следует говорить о какой-то особой эволюции патриотизма, а все же предположить, что с течением времени могло меняться осознание людьми отдельных сторон патриотизма. И первое, по-видимому, наиболее раннее проявление патриотизма заключается в прирожденной привязанности человека к своей земле, своим родственникам, своему «родному очагу».
Этот мотив, выраженный уже в гомеровских поэмах, составляет важный аспект традиционного понимания патриотизма. Он присутствует уже в «Илиаде» в виде 16 Туманс 2012, 3. Другой патриотический мотив, знакомый грекам со времен Гомера, — это необходимость в защите своего отечества от врагов. Некоторую подборку таких примеров из «Илиады», где этот мотив уже присутствует, приводит Т.
Нильсен19, в том числе и знаменитое заявление Гектора II. Причем обострение патриотических чувств происходит особенно во время событий, в которых отечество оказывается в грозной опасности. Приведем два хрестоматийных примера, которые отражают феномен древнегреческого патриотизма, причем один связан с полисом, а другой со всей Элладой. И оба примера ассоциированы с событиями такого решающего испытания для эллинов, каким были греко-персидские войны.
В первом случае «гимном» патриотизма являются знаменитые строки пеана, который, согласно Эсхилу Pers. Причем в строфах Эсхила проявляются те самые термины родства, которые, по мнению Г. Идите, освободите родину, освободите детей, жен, богов отеческих храмы, могилы предков, бой идет теперь за все. Во втором случае это, конечно, речь афинян, обращенная к спартанцам, в которой, согласно Геродоту VIII.
Паркера, который обратил внимание на эту особенность в своем определении патриотизма : «Нет на свете столько золота, нет земли, столь прекрасной и плодоносной, чтобы мы ради этих благ захотели перейти на сторону персов и предать Элладу в рабство. Много причин, и притом весьма важных, не позволяет нам так поступить, если бы мы даже пожелали этого. Во-первых, самое важное препятствие к примирению — это сожженные и разрушенные кумиры и святилища богов. За это нам нужно кровью отомстить, прежде чем примириться с человеком, содеявшим это.
Затем — наше кровное и языковое родство с другими 18 См. О патриотизме гомеровских греков см. Гринхола Greenhalgh 1972, 528-537. Подробнее см.
Предать все это — позор для афинян» перевод Г.
Патриоты благодарны своей Родине за все, что она дала им и за то, что они могут жить в такой замечательной стране. Они стремятся сделать все возможное, чтобы Родина была процветающей и могучей, готовы принять любые трудности и испытания. Патриотизм - это чрезвычайно важное чувство для каждого гражданина, ведь от того, насколько готовы люди заботиться о своей Родине, зависит ее будущее. Лексическое значение слова "патриотизм" Патриотизм - это позитивное отношение к своей родине, связанное с глубокой любовью и преданностью ее интересам и благу. Патриотизм проявляется в готовности защищать и служить своей стране, поддерживать ее культуру, традиции и идеалы.
Слово «патриотизм» на иностранных языках
патриотизм — (от греч. patris — родина, отечество) — сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей. Новости переводов. Переводы Богослужений.
Греция и Испания отказались отправлять Зеленскому свои «патриоты»
Германии мог утвердиться только в XIX в. Подобным же образом в борьбе с чужими элементами развивался национальный П. В настоящее время он достигает, по-видимому, своего кульминационного пункта. В передовой европейской стране — Франции — П. Первоначально отечество было священно как вотчина своего, настоящего бога; теперь оно само признается чем-то абсолютным, становится единственным или, по крайней мере, самым высшим предметом поклонения и служения. Такое идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактической враждой к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель см. В историческом процессе все более и более обнаруживается действие сил, объединяющих человечество, так что исключительное национальное обособление становится физической невозможностью. Повсюду сознание и жизнь приготавливаются к усвоению новой, истинной идеи П.
Patriotes - соотечественник - patris - родина , любовь к родине. Привязанность к месту своего рождения, месту жительства..
Русская энциклопедия Патриотизм от греч. Patris — родина, отечество , любовь к родине, преданность ей, стремление своими действиями служить ее интересам, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Основы патриотизма высказаны словами св.
Иоанна Кронштадтского. Патриотизм опирается на строгую иерархию духовных ценно.. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона Патриотизм Любовь к отечеству.
Кристофер Хит Веллман , профессор философии в Вашингтонском университете в Сент-Луисе , описывает, что популярный взгляд на «патриотическую» позицию - это серьезные обязательства перед соотечественниками и лишь минимальные обязанности самаритян перед иностранцы. Веллман называет эту позицию «патриотической», а не «националистической», чтобы выделить членов территориальных, политических единиц, а не культурных групп. Джордж Оруэлл в своем влиятельном эссе Заметки о национализме выделил патриотизм из родственной концепции национализма : Под «патриотизмом» я подразумеваю преданность определенному месту и определенному образу жизни, который каждый считает лучшим в мире, но не желает навязывать другим людям. Патриотизм по своей природе носит оборонительный характер как в военном, так и в культурном отношении. С другой стороны, национализм неотделим от стремления к власти. Неизменная цель каждого националиста - обеспечить себе больше власти и престижа не для себя, а для нации или другой единицы, в которой он решил утопить свою индивидуальность. Оппозиция Вольтер заявил, что " Прискорбно, что, чтобы быть хорошим патриотом, нужно стать врагом всего остального человечества ».
Артур Шопенгауэр писал в своем Мир как воля и представление , что« Самый дешевый вид гордости - национальная гордость; ибо если человек гордится своим народом, это означает, что он не обладает собственными качествами, которыми он мог бы гордиться » Георгиевская лента - патриотический символ в России. Марксисты заняли разные позиции в отношении патриотизма.
Об энциклопедическом словаре Большой энциклопедический словарь — это уникальная бесплатная онлайн энциклопедия с полнотекстовым поиском и поддержкой морфологии русских слов. Энциклопедический словарь является некоммерческим проектом, который постоянно развивается.
Важную роль в развитии проекта играют наши уважаемые пользователи, которые помогают выявлять ошибки, а также делятся своими замечаниями и предложениями.
«Патриотизм — последнее прибежище негодяя»
Польский патриотический плакат, призывающий к обороне родины от советского вторжения (1920), с цитатой из «Варшавянки 1831 года». «Патриотическая» подмена понятий очень опасна для общества, хотя ине нова. Определения слова патриотизм. любовь к своему отечеству, преданность своему отечеству и народу и ответственность перед ним, готовность к жертвам и подвигам во имя интересов отечества.
Патриотизм: перевод на греческий, значение, синонимы, антонимы, примеры предложений
С точки зрения Платона, существенную опасность представляют имущественные различия, ярко выраженное тщеславие, желание неоправданной славы, стремление к самолюбованию. Зависть вносит разлад как между отдельными гражданами, так и целыми сословиями. Эмоциональные переживания, мотивированные разделением на богатых и бедных, знатных и незнатных довольно часто в Греции становились поводом для мятежей и городских восстаний. Лишение определенных социальных групп права собственности и возможностей завести семью, по мнению Платона, устраняет причину конфликта, способного негативно воздействовать на идею и воплощение патриотизма. Искусственные, формализованные схемы проявления патриотического чувства теряют свою основу в такой ситуации, пространство межличностной коммуникации освобождается от материальных и сословных барьеров. Коллективное взаимодействие, лишенное значимых противоречий, получает долгосрочную перспективу единства общественных интересов: «Самые благородные нравы, пожалуй, возникают в таком общежитии, где рядом не обитают богатство и бедность. Ведь там не будет места ни наглости, ни ревности, ни зависти» [4, с.
В этических и политических трудах Аристотеля понятие патриотизма истолковывается как ракурс государственных интересов. Гражданское сообщество уступает свои функции официальной системе и рассматривается только в качестве составной части целого. Данное явление связано с утратой независимости городов-полисов. Империя Александра Македонского расширила границы греческой цивилизации, присоединила новые этносы, освоила иные традиции. Имперское сознание, реагируя на случившиеся вызовы, трансформирует прежние ценности в соответствии с изменением общественной структуры. Аристотель выстраивает четкую схему служения граждан друг другу и отношения к государству.
Патриотизм включается в составляющие, гарантирующие благо государства. Эмоциональный посыл в такой ситуации утрачивает свое значение. Делая упор на рациональных возможностях человека, мыслитель логически обосновывает комплекс чувств любви к Родине, благоговения перед историческим прошлым, бескорыстного служения согражданам. В качестве первой и фундаментальной предпосылки он избирает указание на сущность человеческой природы: «…никто не избрал бы обладание благом для себя одного, действительно, человек — общественное существо, и жизнь сообща прирождена ему» [6, с. Следовательно, все, что не способствует гражданским проявлениям, противоречит природе и разуму. Правильное понимание баланса личных и общественных интересов становится отправной точкой в осознании себя патриотом, то есть законопослушным гражданином.
Обмен возможностями, которыми располагают индивид и государство, опирается на взаимную выгоду через средства материального стимулирования. Выполнение законов объявляется приоритетной обязанностью гражданина, в такой ситуации наступает взаимоответственность, регулируемая понятными для всех правовыми критериями. Акцент в интерпретации патриотизма смещается с исключительно героического, как правило, военного истолкования подвигов, мужества, доблести на добропорядочную деятельность, связанную с гражданскими обязанностями в сфере экономики, политики, воспитания, науки. Этика и политика неразделимы в утверждении смысловых свойств гражданской сущности человека, при этом моральные добродетели используются как критерии общезначимых ценностей. Моральная деформация индивида разрушает основу согласия между людьми, отражаясь на доверии граждан к социальной системе. Воспитание достойного человека Аристотель провозглашает одной из главных функций государства.
Знание и опыт, приобретенные предшествующими поколениями, должны помочь сформировать правильные ориентиры действий, опирающиеся на понятие гражданской ответственности, тождественной, по сути, патриотическому волеизъявлению. Порицание индивида со стороны окружающих или почитание его поступков общезначимых становятся определителем гражданской доблести. Мировоззренческая целостность социума определяется совпадением в понимании гражданином и государством духовных принципов, представляющих основу гармоничного взаимодействия и сотрудничества. В этой интерпретации патриотизм — точка пересечения жизненно важных аспектов части и целого. Таким образом, идея патриотизма в греческом обществе возникает как результат социального творчества, имеющего целью выживание сообщества, поиск способа самоидентификации этноса, средств поддержания баланса интересов между различными сословиями, преодоления социальных барьеров внутри общественной структуры: «…массовые миграции обусловили взаимодействие с другими народами и их культурами и вели к утрате привычного образа жизни, порождая кризис античного полиса» [7, с. Платон и Аристотель обосновывают сложившуюся традицию понимания патриота-гражданина, выделяя в качестве отличительного признака патриотизма тождественные по смыслу понятия «общего блага» и «гражданственности».
В классическом смысле слово никогда не меняло своего значения. В войне против Наполеона патриоты погибали за Россию, в Великой Отечественной войне погибли миллионы патриотов… Они все были готовы на подвиг ради родной земли… патриот с греческого означает-пойди и умри вместо меня. Похожие вопросы.
Любовь, связанная с патриотизмом, включает верность и преданность конкретного человека политическим институтам и ценностям, которые поддерживают политическую общность political community , так же как их соплеменникам conationals , даже земле, на которой народ проживает even the land on which the nation rests »8. И если определение Г. Джонсона может быть использовано для характеристики патриотизма как явления в целом, безотносительно к конкретному государству и историческому периоду, то определение К. Паркера выражает в большей степени представления о современном патриотизме. Но что общее в обоих этих определениях, это признание того, что патриотизм — это любовь к родине, которая подразумевает преданность и государству. Как Г. Джонсон, так и К. Паркер не являются специалистами по истории античного мира, но нетрудно убедиться, что их определения патриотизма вполне 6 Собственно говоря, мысль эта не нова. Об этом писал еще в своем трактате 1802 г.
Карамзин: «Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества... Но физическая и моральная привязанность к отечеству, действие натуры и свойств человека не составляют еще той великой добродетели, которою славились греки и римляне. Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения - и потому не все люди имеют его» Карамзин 1964, 280, 282. Заслуживают внимания наблюдения специалиста по древнегреческому полису Т. Нильсена при изучении им концепта патрЬ;, «отечество»: «Если спросить, что такое отечество, гражданин современного государства едва ли будет сомневаться с ответом. Его отечество - это объединение законов и институтов с единой политической волей, участником которого он является. Это объединение, как метафора с семьей, показывает то, с чем он естественным образом связан, и оно имеет эмоциональную силу, возбуждающую любовь и часто даже самопожертвование, также как и право требования таких жертв.
Примечательно, кроме того, что патрй; часто встречается в контекстах, которые связывают его с другими терминами родства, такими как "мать", "родители", "сестра", "брат", "дети", "сын", "жена", "муж", "предки", "родственники" и genos» Hansen, Nielsen 2004, 49. В развернутом виде эти положения представлены в статье автора Nielsen 2004, 49-50. Первый и будет в центре нашего внимания. За последние несколько лет появились работы, прежде всего в отечественной историографии, которые по-разному трактуют явление патриотизма древних греков10. Карпюк в своей статье «Два патриотизма в Истории Фукидида»11 прежде всего показывает отличие патриотизма современного от патриотизма античного, отмечая: «В современном понимании понятие патриотизма связано с национальными государствами, в античной же древности речь могла идти о патриотизме полисном»12. Остановимся подробнее на этом замечании. По нашему убеждению, различие между современным и античным патриотизмом в такой трактовке несколько искусственно заострено. Дело в том, что патриотизм как таковой не только связан с явлением государственности, но и с понятиями «родины», «отечества» собственно говоря, семантика слова «патриотизм» на различных языках красноречиво свидетельствует именно об этом13. Любовь к отечеству, преданность ему были характерны для всех эпох и государств, независимо от того, был ли то греческий полис, римская civitas, средневековое королевство или же современное государство14. Между тем, в статье С.
Карпюка есть еще одно замечание, которое вызывает наше несогласие: заключение о существовании двух патриотизмов в трактовке Фукидида: традиционного, полисного, и новомодного, софистического15. Это мнение подверг критике Х. Туманс в своей статье «Сколько патриотизмов было в Древней Греции? Нильсеном одного аспекта современного и древнегреческого патриотизма - самопожертвования за отечество: «Современные государства убеждали колоссальное количество граждан сложить свои жизни за отечество в войнах, и смерть за свою страну считается нравственным величием. Подобным образом тема смерти "за patris " постоянно встречается в архаических и классических греческих текстах, и то, что смерть при защите patris считалась нравственным величием, ясно, например, из знаменитых строк Тиртея... Однако тема патриотизма греков часто так или иначе затрагивается в обобщающих работах по истории Древней Греции или по патриотизму в целом. Нильсен, современный патриотизм происходит из терминов, используемых для ссылки на его объект. Эта «метафора семьи», по мнению исследователя, подразумевает, что государство - это то, с чем человек связан естественным образом как один из членов семьи. Он пришел к выводу, что греки архаического и классического периодов думали об их отечестве как о ближайшем родственнике. Это была сладчайшая вещь на земле, подходящее место для погребения, его они теряли, отправляясь в изгнание и восстанавливали по возвращению, за него они должны были отдавать свои жизни, это было объектом их любви, и греки испытывали гордость за свое отечество Nielsen 2004, 74.
Специально представлениям об отечестве у греков посвящена статья П. Функе Funke 2010, 123-131. Впрочем, сам же автор довольно непоследователен в проведении этой своей идеи, практически сразу же делая от нее отступление: «Хотя, конечно, с другой стороны, вполне можно говорить о двух патриотизмах в Древней Греции, а именно о патриотизме полисном и патриотизме общегреческом»17. Последнее замечание еще будет в центре нашего внимания, а пока отметим тот факт, что то, что, по мнению С. Карпюка, является второй разновидностью патриотизма, фактические является лишь его интерпретацией, то есть выражает не столько общегреческое понимание этого явления, но его понимание одним из «героев» фукидидова повествования — Алкивиада. Да и вообще, уместно заметить, что можно говорить применительно к древним грекам, с одной стороны, о традиционном патриотизме, а с другой, о его понимании различными политиками, историками, ораторами, драматургами и т. Но традиционное понимание патриотизма, по нашему убеждению, оставалось неизменным как в Древней Греции, так и в настоящее время. Даже более того, едва ли может быть справедливым выделение патриотизма полисного и общегреческого, ибо это суть две стороны одного патриотизма: и полис, и вся Эллада в целом воспринимались греками как их родина хотя, опять же, это не исключало и различных подходов, вплоть до противопоставления этих двух сторон патриотизма греков.
Так, английский писатель и христианский мыслитель Клайв Стейплз Льюис писал: «патриотизм — хорошее качество, гораздо лучшее, чем эгоизм, присущий индивидуалисту, но всеобщая братская любовь — выше патриотизма, и если они вступают в конфликт между собой, то предпочтение следует отдать братской любви». Такой подход современный немецкий философ М. Ридель находит уже у Иммануила Канта. Вопреки неокантианцам, которые заостряют внимание на универсалистском содержании этики Канта и его идее создания всемирной республики и универсального правового и политического порядка [19] , М. Ридель считает, что у Канта патриотизм и космополитизм не противопоставлены друг другу, а взаимосогласованы, и Кант видит как в патриотизме, так и в космополитизме проявления любви. Риделю, Кант в противовес универсалистскому космополитизму Просвещения подчёркивает, что человек в соответствии с идеей мирового гражданства причастен и к отечеству, и к миру, полагая, что человек как гражданин мира и земли, истинный «космополит», чтобы «способствовать благу всего мира, должен иметь склонность в привязанности к своей стране» [20]. В дореволюционной России эту идею отстаивал Владимир Соловьёв , полемизируя с неославянофильской теорией самодостаточных «культурно-исторических типов» [21]. В статье о космополитизме в ЭСБЕ Соловьёв утверждал: «как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и, без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себя и истинное благо каждой части» [17]. С другой стороны, перспективы патриотизма виделись Соловьёву следующим образом: Идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактическою враждою к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель. Терентьев, доктор философских наук, профессор НГПУ в работе «Ислам и проблемы национализма и патриотизма» [23] указывает: Патриотическое поведение предполагает истовое, сознательное служение общим интересам народа, слияние с родным народом духом и телом, выдвижение общенациональных соборных интересов на первый план и решение вместе с ними и своих частных, не противопоставляя их друг другу. Патриотизм формируется, складывается, вырабатывается в то же время, как традиция и правило общественной жизни при решении общих проблем этноса, при служении людей более значимому, чем частный, общему интересу —.