В Центральном промышленном районе большинство отходников работали на государственных предприятиях, как правило, промышленных. Ответ на вопрос здесь, Количество ответов:2: Кто были такие отходники? Кто такие отходники? Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. отх`одник, -а Словарь русского языка Лопатина отходник отходник м. устар. Отходники не существуют и для социологической науки: мы не знаем, кто они, какую жизнь ведут, что едят, чем дышат и о чем мечтают.
Что такое отходник в истории
Но достаточно очевидна и другая сторона отходничества: оставляемые надолго семьи, холостяцкий образ жизни ушедшего, иногда поверхностное заимствование городской культуры в ущерб традиционным нравственным устоям, привитым воспитанием в деревне. Аксаков в другом письме из этой же поездки напишет об астраханском отходничестве со слов ямщика соседней губернии: «Кто раз отправился в Астрахань, тот весь переиначивается, забывает все домовое и вступает в артель, состоящую из 50, 100 и более человек. У артели все общее; подступая к городу, она вывешивает свои значки, и купечество спешит отворить им свои ворота; свой язык, свои песни и прибаутки. Семейство для такового исчезает…»168 Тем не менее крестьянская «закваска» для многих оказывалась сильнее поверхностных отрицательных влияний. Сохранению добрых традиций способствовало и то, что на отходе крестьяне, как правило, держались своих земляков — за счет артельности в работе и быте, взаимной поддержки в определенных профессиях. Если отходник действовал не в артели, а индивидуально, он все-таки обычно устраивался на жительство у односельчан, перебравшихся совсем в город, но сохранявших тесную связь со своими родственниками в деревне. Общественное мнение крестьянской среды сохраняло здесь в определенной мере свою силу. Дорогами переселенцев и отходников, богомольцев и ходоков с прошениями, скупщиков и торговцев, ямщиков и солдат исходил и изъездил русский крестьянин великое свое Отечество. С горячим интересом слушал он у себя дома вести о том, что делается на Руси, толковал о них и спорил с односельчанами.
Решал на общинном сходе, как лучше применить старый и новый закон к своим крестьянским делам. Многое знал о прошлом России, складывал о нем песни, хранил предания. Память о подвигах предков была для него такой же своей и простой, как наставления отцов о мужестве ратника. Осознавал крестьянин и свое место в жизни Отечества — долг и роль свою хлебопашца, кормильца. Щапову старик крестьянин с заимки Амгинской слободы в Восточной Сибири в 70-х годах прошлого века. Мужик — работник, работа его капитал, его Божье назначение». Щапов записал и высказывание другого крестьянина из Подпругинского села на эту же тему: «Мужики — не купцы, а крестьяне, работники хлебопахотные: им не капиталы копить, а вырабатывать нужные для дому, для семьи достатки, да за добрые труды быть словутными, почетными в миру, в обществе». Уважение к своему труду пахаря и осознание себя частью большой общности крестьян вообще, мужиков вообще, для которой это занятие является основным, сопровождалось нередко прямой оценкой роли этой деятельности в жизни государства, Отечества.
Это бывало, в частности, во вводной части прошений. Прежде чем приступить к изложению конкретной просьбы, крестьяне писали о значении земледельческого труда в целом. Так, крестьяне Бирюсинской волости Нижнеудинского округа писали в 1840 году в прошении, адресованном ревизору государственных имуществ: «Крестьяне по природе вселены иметь прямое занятие земледелием, хлебопашество хотя и многих неусыпных трудов и бдительного попечения требует, но самым невинным образом доставляет крестьянину-земледельцу за труды довольную награду плодородием, к сему бдительное начальство неоднократно давало поощрения и понуждения своими наставлениями, каковые и поныне в Высочайшей Воле продолжаются». В других случаях оценка значения земледельческого труда служила для того, чтобы перейти затем к определению конкретных препятствий, мешавших крестьянину реализовать свое предназначение на пользу государства. Такие повороты были особенно в ходу накануне отмены крепостного права. Кормилец и защитник Отечества, по убеждениям крестьян, должен быть защищен верховной властью от местных несправедливостей. Источник: www. К началу XX века внутренняя миграция приобретает такие масштабы, что меняет само русское общество.
На фото — биржа труда крестьян-отходников на Каланчевской площади в Москве 1861 год. Россия вроде бы покончила с позором крепостной зависимости. Но гладко вышло только на бумаге. Остальное зависело от платежеспособности крестьянина и доброй воли помещика, а первое со вторым встречалось далеко не всегда. С шестидесятых годов русская деревня массово снимается с места и уходит искать заработка за сотни верст от дома. Из среднерусских деревень уходят в Москву водовозами и разнорабочими либо меняют сельское житье на казарменный быт на ткацких заводах Морозовых и Коншиных, на Глуховской мануфактуре и в Раменском, у фабриканта Малютина. Кто на севере — тем ближе Петербург, из Поднепровья идут в Крым наниматься на сельские работы, сибирцы идут искать нелегкий кусок хлеба на горных золотых приисках. Но во второй половине XIX века, после того как реформа перевернула крестьянскую жизнь с ног на голову, отходничество приобрело невиданный размах.
В начале века двадцатого авторы соответствующей статьи во всезнающем словаре Брокгауза и Ефрона констатируют: учету количество отходников, наводнивших русские дороги от чухонских болот до Кавказских гор и от Эстляндии до Сибири, просто не поддается. Разные местности специализируются на разном. Ростовцы, например, прекрасные огородники — и весной мигрируют в Москву, Петербург и даже Ревель, где арендуют участки земли, чтобы снабжать столы тамошних жителей свежим горошком. Ярославцы идут в трактирщики. Многотысячные толпы отходников сложно подобрать под единую гребенку — здесь те, кому удается сколотить немалый по крестьянским меркам достаток, и те, кто оседает в тесных фабричных казармах на скудном жаловании, и те, кто перебивается копеечными сезонными заработками на полях и не каждый день знает, что будет есть вечером. А дело это в условиях российской бюрократии было далеко не всегда простым и притом для крестьянского дырявого кошелька довольно затратным. Сроки, на которые проситель документ запрашивал, определяли стоимость — так что выправка билета на длительное время оказывалась делом практически неподъемным. В этом отношении самым практичным народом оказываются киевцы.
Сколько нам не приходилось нанимать черниговцев и полтавцев, все они запасаются почему-то непременно полугодовыми паспортами, тогда как киевцы, наученные горьким опытом, ограничиваются месячными билетами, стоящими всего гривенник. Оно и понятно: обходиться такой работник будет дешевле, а зависимость от нанимателя в этом случае будет почти кабальной. Но такая кабала людей не пугала — как не пугала и дальняя дорога, а ведь до пункта назначения, повторим, могли быть сотни верст. Для отходника века минувшего это было часто непозволительной роскошью. Даже там, где маршруты отходников совпадали с железнодорожной сетью, люди часто просто не могли купить себе билет — ведь еще неизвестно, удастся ли вернуться домой в прибытке. Кто-либо из членов артели покупает лошадь и повозку, в которую складываются убогие пожитки. Обыкновенно ежедневные переходы партий, идущих при подводе, не превышают 25 — 30 верст. Весь путь до Каховки из более северных уездов Полтавщины равняется 500 верстам и более, из других мест немного ближе.
Идущие при подводе обязательно совершают его пешком, так как владелец воза и лошади, и без того везущей пудов 20, а то и 30 клажи, безусловно не разрешает никому садиться, разве только разрешит это на короткое время какой-нибудь девушке, которая до того подобьется, что идти ей уже положительно невмоготу. И понятно, что если утомительным неделям в пути по пыльным, разбитым дорогам можно было найти альтернативу — то альтернативой пользовались. Тот же самый путь из Малороссии в Каховку, на главную южную биржу крестьянского труда, можно было проделать и по Днепру. Условия путешествия дубом, конечно, гораздо лучшие, нежели пешком, хотя бы и при подводе. Днепр чудно красив в это время года, когда полая вода покрывает все мели и затопляет плавни, а могучая прибрежная растительность покрывается своим брачным нарядом. Сюда по утрам являлись подрядчики и уводили нанятые артели на работу. После полудня навес поступал в распоряжение хитрованцев и барышников: последние скупали все, что попало. А вот уже цитированный нами Ярошко красочно описывает Каховку — главный рынок найма всей Таврии, где прибывшие с севера крестьяне ожидали, пока какой-нибудь немец-управляющий не предложит им работы.
Ожидание могло длиться долго. А между тем тысячи людей сплошною массой движутся по всем направлениям, гремит музыка в различных заезжих цирках, слышатся выкрикивания на тысячи ладов всевозможных торговцев. Покрытые пылью с головы до ног, они похожи на каких-то папуасов. Начнут варить кашу, а получается черт знает что. До воды далеко нужно ходить на самый Днепр. Правда, владелец Каховки. А последний. Договоры о приеме на работу заключались как лично, так и артельно — в этом случае заработок также выдавался не персонально, а на артель.
Крестьянская миграция вновь началась с приходом НЭПа. Число отходников века XX растет, но дореволюционного уровня не достигает. Возрождению трудовой миграции в советский период способствует земельное законодательство СССР, предоставлявшее крестьянам расширенные земельные права.
Ушедший крестьянин сохранял за собой право на землю на протяжении двух лет. Если работник возвращался позднее, ему давали надел из «запасов». При отсутствии такового, крестьянин участвовал наравне с другими жителями в переделе земли.
Советская трудовая миграция была, в основном, краткосрочной. Излюбленными районами отходников были Центральнопромышленный, Центральночерноземный, Средневолжский и Ленинградско-Карельский. По причине отходничества уровень городской безработицы возрос.
Высокий поток трудовой силы превышал потребности еще не до конца восстановленной промышленности. Правительство разрабатывало программы по расселению крестьян на незанятых землях. Но большинство отходников к этому времени уже утратило интерес к земледелию, поэтому государственная программа оказалась безуспешной.
В эпоху коллективизации государство рассматривало отходничество, как разновидность протеста образованию колхозов. Руководство вновь созданных колхозов препятствовало уходу сельчан, грозило санкциями, даже исключало их колхозов. Однако государству важно было привлекать новые рабочие силы для развития промышленности, поэтому оно стремилось отрегулировать процесс переброса трудовой силы между селом и городом.
Увеличилась доля безземельных крестьян, которые уже не могли прокормить ни себя, ни свои семьи. С другой стороны, рост капиталистических отношений давал толчок для развития промышленности, которая традиционна была сконцентрирована в крупных городах России. Таким образом, единственной возможность заработка оставался город. Попытки ограничить отходничество К середине XIX века отходниками называли огромное число крестьян, выбравших городской образ жизни. В некоторых губерниях количество людей, предпочитавших отходничество, достигла четверти взрослого мужского населения.
Уменьшение числа крестьян, обрабатывающих землю, вынудило правительство принять ограничения. Для того чтобы получить внутренней документ, разрешающий передвижение по стране, крестьянин должен был состоять в сельской общине, право отхода с земли откупалось у помещика уплатой оброка. Но контролирующие меры принесли лишь частичный результат. К примеру, после законодательных нововведений в 1901 году в Любимский район Ярославской губернии из 12715 человек отходников в деревню вернулось лишь 849 крестьян. Расслоение общества в среде отходников Экономический подъем Российского государства во второй половине XIX века запустил процесс имущественного расслоения всех социальных слоев населения.
Наиболее богатые отходники — это собственники недвижимости, гостиниц и ресторанов, магазинов и оптовых складов. Наконец, около четверти от общего числа данной категории населения составляли наемные работники с земельными наделами.
К концу XIX в.
С одной стороны, это было прогрессивное явление, поскольку крестьяне таким образом формировали резерв пролетариата[84]. Но с другой стороны, обязательный возвратный характер этой миграции не позволял резервистам окончательно встать под знамена пролетариев, что вызывало у Ленина раздражение по поводу «бродячего характера этого населения»[85]. Отходники всегда возвращались к своей земле.
А земля живет сезонами. Соответственно крестьяне снимались с мест осенью-зимой и возвращались к началу полевых работ. У современного отходника связь с землей ослабла, но сохранились сезонность домашних дел, сезонный характер заработков у себя дома.
Принципиально то, что отходник не тронется в путь, пока дома есть возможность достойно обеспечивать семью. Например, шофер Гарик обращает свой взгляд на Москву не раньше ноября, когда поток туристов в Ереван иссякает. И ждет их весеннего возращения, как ребенок — Новый год.
Правда, ребенок ждет чуда, а Гарику нужны деньги. Все остальное вытравилось вечными размышлениями на тему, где их взять. Современное отходничество возродилось в начале 1990-х годов.
Поразительно, как быстро реанимировались практики, казалось бы, надежно забытые за полвека развитого социализма. Ведь в 1930-е годы отход был заменен на оргнаборы: выходцы из деревень и малых городов уезжали на стройки века и назад не возвращались, да и ехали не вполне добровольно. Так что с отходничеством было покончено.
Как оказалось, ненадолго. Архаическая модель жизнеобеспечения восстановила свои права, как только вернулась нехватка ресурсов. С той лишь разницей, что прежде нехватка ресурсов сводилась к малоземелью и низкому плодородию почв, а теперь — к отсутствию или низкому качеству рабочих мест на местном рынке труда.
Таким образом, отходничество носит, как и прежде, вынужденный характер. Однако, как и прежде, эта вынужденность весьма относительная: «Мотивация отходника обусловлена не только нуждой, он движим стремлением улучшить жизнь своих близких, желает, чтобы его семья жила в достатке» с. Достаток понимается как стандартный набор вещей, которыми надо окружить близких во что бы то ни стало.
Плюс, конечно, оплата образования детей. Вызывает уважение такая самоотреченность, но, видя этих людей в деле, не могу отделаться от мысли, что они не работают, а «ишачат». Видимо, воедино слились рассказы шофера Гарика и торчащие из каждой сувенирной лавки Еревана ослиные уши.
В 1990-е годы отходничество, начавшееся с окраин бывших союзных республик, охватило малые города европейской части России. В 2000-е произошли два сдвига — отходничество сместилось, во-первых, на восток страны и, во-вторых, из малых городов в деревни.
Republic - Кто такие отходники? Новое исследование внутренней трудовой миграции
Новая Родионовка - 1 мельник, 1 сельский писарь, 1 староста и 3 пастуха; отхожими и местными промыслами, считая батрачество и поденную работу, занято из деревни 5 человек. Боцманово - 40 промышленников: 8 отхож, батраков, 1 полесовщик и 1 сельский староста, зарегистрировано 14 промышленников: 45 отхож, поденщиков 4 муж. У четверых домохозяев до 44 колоды пчел, 1 мельник и 1 отх. Кроме того 17 лесопромышленников: 12 поденщиков местных 1 муж и 4 жен. В д Чурмантаевке 20 промышленников: 14 батраков 12 отхожих , 3 пастуха, 1 сапожник, I сельский писарь и 1 староста. У одного домохозяина имеется. Ромашина Паршевка 18 промышленников: 6 батраков 4 отхожих , 3 сапожника, 2 пастуха, 1 кузнец, 1 мельник, 1 печник, 1 плотник, 1 торговец хлебный, 1 писарь и 1 десятник. У трех домохозяев 61 колода пчел. Один молотильщик ездит по деревням со своей молотилкой; Прежде здесь был сильно развит канатный промысел, занималось им много домохозяев; но из-за неурожаев конопли, этим промыслом занимаются всего 2 домохозяина. Вить канаты ездят по соседним деревням. В деревне находятся: 1 кабак, 2 ветрянки и 1 маслобойка.
Ардабъевка 10 промышленников: 7 отхож, поденщиц, 2 портных 1 отхожий и 1 десятник. У двух домохозяев имеется 20 колод пчел, в д. Федоровке: 2 батрака 1 отхожий 1 , 1 писарь, 1 староста, в д. Лихачевке Студенка 18 - 10 батраков в том числе 8 отхожих , 5 пастухов, 1 поденщик, 1 сельский писарь и 1 староста. В Лихачевке находятся: 1 ветрянка, 1 круподранка и 1 маслобойка. Юрьевке зарегистрировано 70 промышленников: 27 поденщиков местных 6 муж. В селе Чирково Ключи 1 водяная мельница, 1 круподранка и 1 кабак. Занимаются полевыми работами у соседних землевладельцев. У 3-х домохозяев имеется до 27 колод пчел. Князь - Васильевка имеет 162 промышленника: 97 поденщиков местных 5 женщ.
Отходниками 18 века называли обедневших сельских жителей, идущих на заработки в другие местности на некоторый период времени. Это явление наблюдалось не повсеместно. Такие крестьяне покидали свои наделы после одобрения помещиков. Они устраивались на работу временно — на 3-5 лет. Заработав ренту, крестьянин возвращался обратно, к своей семье. Вернув ренту, работник уходил снова. Таким образом, отходники способствовали формированию рынка рабочей силы, как составной части капитализма.
В тех областях, где не было отходников, преобладала барщина или месячина. То есть, крестьянин работает на помещика в течение нескольких месяцев, оставляет свое хозяйство. Фактически, крестьянин становится рабом, перестает вести натуральное хозяйство. А помещик при этом приобретает большой объем урожая для продажи. Особенности пореформенного периода После реформы 1861 года популярность ухода на работу возросла еще больше. Это было связано с тем, что у крестьян появилась свобода передвижения. Отходничество в это время еще более распространилось, нежели ранее.
Крестьяне уходили в Санкт-Петербургскую, Московскую губернию и прочие центральные регионы. Кроме того, в северо-западных областях была возможность работать на лесозаготовках.
В 1970-х число шабашников возросло многократно, в основном не в городах, а в сельскохозяйственном строительстве в районах Крайнего Севера и Сибири. В некоторых регионах России и Казахстана они строили порядка половины всех объектов, а кое-где, особенно на Севере, их было большинство. Цифры неточные, потому что система таких не вполне государственных заработков замалчивалась. Да и государственная регистрация таких сделок велась весьма вольно. В отчеты вместе с шабашниками попадали также студенческие стройотряды и другие подобные, но поддерживаемые государством бригады. Кем были шабашники? Шабашником мог быть кто угодно, но практически всегда это был не местный житель: коровники в Саратовской области строили кавказцы, лес в Западной Сибири валили западные украинцы, стройкой в Подмосковье занимались младшие научные сотрудники столичных НИИ.
Чаще всего шабашили народы Кавказа, Закавказья, Украины, особенно Западной о причинах чуть ниже. Из Беларуси на заработки тоже ездили до последних советских лет. Шабашило множество работников умственного труда. Преподаватели тоже жаловались на зарплаты, зато имели длинный отпуск. Всегда было много шабашников с поражением в правах формально и неформально , например бывших заключенных и вообще неугодных советской власти — их на другие работы просто не брали. А в чем причина? Причины иногда называли даже с высоких трибун, иногда передавали на уровне слухов. Причина первая — избыток трудовых ресурсов в некоторых регионах. Например, по официальным данным, число жителей Чечено-Ингушетии с 1958 по 1976 год увеличилось почти вдвое — с 710,4 тыс.
Но число рабочих мест росло гораздо медленнее. В Грузии один из председателей райисполкома официально заявлял, что в его районе работа есть только для женщин, мужчинам работать негде. В 1966 году секретари Закарпатского и Чечено-Ингушского обкомов говорили: «Мы за то, чтобы часть колхозников занимались отходничеством, без него пока не обойтись». Практически то же было в Армении и Грузии. Еще говорили, но тихо и без лишних свидетелей, что советская власть желала, чтобы население наименее советских регионов не жило компактно, а уезжало в поисках работы и растворялось в общесоюзной массе. Потому, например, в областях Западной Украины крупные предприятия строили медленнее, чем могли бы. С другой стороны, главной причиной можно назвать особенности социалистического планового производства. Например, в строительстве все структуры были централизованы, но громоздки и негибки. Быстро предоставить каждому нуждающемуся колхозу строительную бригаду они не могли.
Обеспечить такой бригаде нормальные условия труда и проживания тем более не мог ни работодатель, ни заказчик. Как шабашники работали, жили и зарабатывали?
Людей, уходивших на заработки, называли «отходниками».
Отхожие промыслы составляли в Российской империи один из значительных источников дохода крестьянского населения. Будучи тесно связанным с внутренней миграцией, oтходничество возродилось и в постсоветской России, где оно часто известно как вахтовый метод трудоустройства.
Чем может быть интересна крестьянская родословная: отходничество
Отходники нередко отправлялись на промыслы семейными артелями из нескольких человек, обычно братьев или отцов со взрослыми детьми. Отходники: жизнь вне государства С начала 90-х годов в России возродился феномен отходников – свободной рабочей силы, перемещающейся между большими. Отходники не существуют и для социологической науки: мы не знаем, кто они, какую жизнь ведут, что едят, чем дышат и о чём мечтают. отх`одник, -а Словарь русского языка Лопатина отходник отходник м. устар.
Кустарные и отхожие промыслы. Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты
В 1966 году секретари Закарпатского и Чечено-Ингушского обкомов говорили: «Мы за то, чтобы часть колхозников занимались отходничеством, без него пока не обойтись». Практически то же было в Армении и Грузии. Еще говорили, но тихо и без лишних свидетелей, что советская власть желала, чтобы население наименее советских регионов не жило компактно, а уезжало в поисках работы и растворялось в общесоюзной массе. Потому, например, в областях Западной Украины крупные предприятия строили медленнее, чем могли бы. С другой стороны, главной причиной можно назвать особенности социалистического планового производства.
Например, в строительстве все структуры были централизованы, но громоздки и негибки. Быстро предоставить каждому нуждающемуся колхозу строительную бригаду они не могли. Обеспечить такой бригаде нормальные условия труда и проживания тем более не мог ни работодатель, ни заказчик. Как шабашники работали, жили и зарабатывали?
То, что на шабашках зарабатывали много, — бесспорно. Статистики зарплат, разумеется, нет, но записанных воспоминаний достаточно. Сотрудник московского НИИ в начале 1970-х вспоминал, как после лаборантских 65 рублей он за 50 дней нашабашил 1200. Другой научный сотрудник каждый сезон зарабатывал от 700 до 2000 рублей.
В 1966 году один журналист писал, как в Восточной Сибири армянские шабашники зарабатывали порядка 1000 рублей в месяц. И что интересно, не было перерасхода средств на оплату труда — была даже экономия. Потому что строили не по восемь часов пять дней в неделю, а от зари до зари без выходных. За полтора месяца делали то, что государственная организация должна возводить восемь месяцев.
В другом исследовании средний рабочий день выходил 14,5 часа. Почти половина шабашников рассказали о работе без выходных, примерно столько же жаловались, что не успевают отдохнуть к следующей рабочей смене. Жилье и бытовые условия не укладывались ни в какие санитарные нормы. На заработках не давали больничных, за продолжительностью работы никто не следил, притом что работникам госпредприятий полгались и отпуска, и жилье, и детские сады.
Более того, количество шабашников в бригаде тоже особо не контролировалось. И в этом был еще один секрет высоких заработков: регистрировали полтора десятка работников, делали весь объем вчетвером и оставляли себе фонд оплаты труда. А что с качеством? В таком авральном режиме добиться качества труднее.
Но получалось! Наоборот, шабашники часто исправляли недостатки за государственными строителями.
Они служат основой для разных исторических исследований, позволяют реконструировать события и развитие общества на протяжении веков.
Кроме того, отходники помогают сохранить и передать наследие прошлых поколений будущим поколениям. Они позволяют сохранить историческую память о людях, событиях и культуре прошлого. Таким образом, отходники являются важными источниками информации, позволяющими нам понять прошлое и узнать о жизни и деятельности людей, которые существовали до нас.
Основные характеристики отходников Основные характеристики отходников: Неофициальность: отходники являются документами, которые не были признаны официальными или не являются частью широко распространенных исторических источников. Ограниченная циркуляция: отходники обычно не были широко распространены или не были признаны важными достаточно для сохранения и публикации. Специфические содержание: отходники могут представлять собой конкретные юридические акты, записи, дневники или письма, которые рассказывают о специфических аспектах жизни или исторических событиях.
Интерес для исследования: отходники могут быть интересными для исследовательских целей, поскольку они могут содержать информацию, которая не была доступна на основе источников или может раскрывать новые аспекты истории. Источники информации о отходниках: 1. Архивные документы: в архивах хранятся различные документы, содержащие информацию о отходниках.
Среди них могут быть списки отходников, протоколы допросов, судебные дела и другие материалы, которые могут помочь понять суть и значение этого понятия в истории. Исторические исследования: множество историков посвятили свои исследования теме отходников. Их работы могут содержать детальные описания и анализ этого понятия, а также приводить примеры из истории, где отходники играли важную роль.
Хроники и летописи: в старинных хрониках и летописях можно найти информацию о лицах, которые были признаны отходниками. Такие документы обычно содержат сведения о событиях, связанных с этой категорией людей. Мемуары и дневники: мемуары и дневники, оставленные людьми, которые были свидетелями или участниками событий, связанных с отходниками, могут содержать интересные и полезные сведения.
Эти материалы могут быть полезны для более глубокого понимания понятия отходника.
Исключение составляют жители деревень, которых становится все больше среди отходников, но они могут подыскать работу только в районном центре. Однако почти никто из отходников не идет на условия, предлагаемые местным рынком, привыкнув к другому уровню оплаты труда - в 3-4 раза выше - и даже психологические трудности регулярных отъездов из дома и семьи их не останавливают. Отходники в массе своей мотивированы на поддержание высокого уровня благосостояния семьи, и никто не намерен снижать планку. Совокупность перечисленных признаков позволяет выделять отходничество в особый вид трудовой миграции, отличающийся от других способов перемещений на рынке труда.
И, между прочим, именно в силу этих специфических особенностей отходничество не могло существовать в советское время в сколь-нибудь значимых масштабах. Невозможны были не только массовая самозанятость крестьянского населения оно уже было вновь прикреплено к земле процессом коллективизации , но и многочисленные самовольные сезонные перемещения людей по стране - в силу «временного» введения паспортной системы. Кустарный же характер промыслов уступил место индустриальному производству «товаров народного потребления» людьми, поселенными непосредственно возле заводов и сельскохозяйственных предприятий, что уничтожило саму почву для отходничества [33]. Формы трудовой миграции, возможные в советские годы, как, например, вахта и оргнабор «вербовка» и «вербованные» , «распределение» после техникума, института и свободное поселение после отсидки «химия» , а также экзотические формы, как «шабашка» и «бичевание», - все они не имели указанных выше признаков отходничества и не могли быть поставлены хоть в какую-то логическую связь с такой формой трудовой миграции [34]. Состав современных отходников Отходничество - как в прошлом, так и в настоящее время - это преимущественно занятие молодых и зрелых мужчин: мало отходников, которые продолжают работать в таком режиме после 55-60 лет.
Однако на сегодняшний день совсем отсутствует прежде широко распространенная практика привлечения в ряды отходников юношей и подростков, что и вполне объяснимо: они учатся в училищах и университетах, а после их окончания уезжают «покорять столицы», думая, что это навсегда, и даже если скоро возвращаются в родные города, к отходникам себя причислять не желают, да и по большей части не должны. Отходниками они станут спустя время - обычно после того, как обзаведутся семьей и ответственностью за нее, поэтому мы и видим среди отходников преимущественно людей в возрасте 25-55 лет. Здесь играет роль и такой фактор, как нередкое требование к нанимаемым работникам, особенно охранникам, ограничивающее их возраст потолком в 45 лет. Правда, и строители-срубщики, и водители-дальнобойщики, хотя и являются самодеятельными отходниками, после 50 лет тоже перестают заниматься такой работой. Одной из замеченных нами особенностей явилось наблюдение, что люди, уезжающие на стройки, в среднем старше охранников.
Вполне вероятным представляется, помимо прочего, что чем моложе человек, тем менее он готов заниматься тяжелым физическим трудом и уж тем более плохо оплачиваемым и подвергать себя опасностям «серых» трудовых отношений. Как признают многие наши респонденты, молодые стремятся получить «все и сразу», хотят мало работать, но много получать. Очевидно, что служба охранником гораздо больше соответствует этим требованиям, чем труд строителя. Если прежнее отходничество - до своего исчезновения в период коллективизации и индустриализации - было явлением действительно сугубо мужским, за исключениями земледельческого отхода на юге [35] и в промышленных столичных областях [36] , то теперь в некоторых, прежде всего в центральных и южных, областях женское отходничество стало столь же распространенным, сколь и мужское. В обследованных нами регионах совсем небольшой долей женщин среди отходников или их полным отсутствием отличаются Пермский край, Архангельская, Вологодская, Ярославская и Костромская области, где традиционно распространены промыслы, связанные с лесом, его переработкой и строительством, и где женщины практически не заняты.
Та же картина в Приморском и Хабаровском краях, где отходничество связано с рыболовством и где женщин-отходниц немного. В обследованных регионах республики Мордовия и Чувашия, Ивановская, Орловская, Нижегородская, Саратовская, Пензенская, Псковская, Ленинградская, Тверская области женщины участвуют в отхожих промыслах практически столь же активно, как и мужчины. Здесь отходники обоего пола по большей части заняты работами в сфере услуг, не требующими квалификации и особых мужских умений, например, плотницких и столярных, инженерных навыков. Женский отход в таких промышленно развитых регионах, как Ленинградская область, вызван, вероятно, значительными потребностями в занятости в сфере услуг. Возможно также, что различия в участии женщин в отходничестве связаны и с тем, что в северных областях их мужья-отходники получают доходы, достаточные для обеспечения семьи, а у жен есть возможность заниматься домашним хозяйством или довольствоваться невысокой зарплатой по месту жительства.
Действительно, если ранжировать регионы по уровню доходов отходников в 2010-2014 гг. Это позволяет предполагать, что если отхожий промысел не дает достаточных средств для содержания семьи, в нем начинают участвовать и женщины. Одновременно это свидетельствует о совершенно недостаточном местном рынке труда, на котором нет места не только мужчинам, но и женщинам. Впрочем, это объяснение годится только для замужних женщин. Получая свои 6-8 тыс.
Ей приходится уходить в отход, а детей оставлять на бабушку с дедушкой или даже на старших братьев и сестер. По-видимому, такие матери-одиночки образуют в составе современных отходников особую категорию людей, отправляющихся на поиски работы в дальние края исключительно по нужде, а не ради обеспечения более высокого уровня благосостояния семьи. Печально, что немалое число семей в малых городах рушатся как раз из-за отходничества. Мужья зачастую находят в местах отхода других одиноких женщин, с которыми и создают новую семью, правда, не всегда регистрируя отношения. Судя по интервью, такое явление далеко не редкость: отходничество сначала рушит семью, а потом вынуждает и женщину уезжать на заработки вполне в согласии с тем, как это происходило в конце XIX - начале XX вв.
Исходя из указанных соображений, становится понятным, почему и среди женщин в отхожих промыслах участвуют преимущественно люди в возрасте 30-50 лет: только необходимость поднимать детей заставляет мать уезжать на заработки, если на месте не удается найти работу с достаточным заработком. Напротив, участие в отходе женщин предпенсионного или пенсионного возраста обычных в средней полосе европейской России и на юге вызвано не нуждой, а желанием получать дополнительный доход. При этом они не обременены ни маленькими детьми, ни семьей. Женщины такого возраста обычно уезжают на заработки в столицы с годовым периодом работы, возвращаясь домой лишь на короткое время раз-два в году. Таким образом, сказать, что и сейчас отходничество есть преимущественно мужское занятие, можно лишь применительно к некоторым, традиционно «отходническим», северным территориям страны.
Большинство отходников имеет профессиональное образование - начальное, среднее или, реже, высшее, - причем, как правило, они получили рабочие профессии. Наиболее распространенными специальностями являются тракторист, шофер, слесарь-механик, строитель, причем нередко специальность получена непосредственно на производстве, что довольно обычно в сельской местности. Высшее образование имеют немногие, лишь каждый десятый. Отходничество предполагает обычно снижение профессионального уровня: например, женщины-педагоги чаще всего уезжают в столицы работать няньками или гувернантками, а мужчины, если они не находят работы по специальности, часто устраиваются в охрану. Отходники редко меняют род деятельности на тот, который им совершенно чужд.
Если они с какой-то деятельностью не знакомы по работе, то знакомы хотя бы в своей повседневной жизни, в быту например, строительство, ремонт, извоз. Поэтому в малых городах и сельской местности, например, в Костромской, Вологодской и Архангельской областях, большинство мужчин разбираются в деревянном строительстве, но обучились этому ремеслу не в ПТУ или ССУЗе, а дома у дедов и отцов. Такие люди признаются профессионалами не по полученному образованию, а по факту обладания соответствующими навыками. Как мы обнаружили с некоторым удивлением для себя, современное отходничество мало или никак не связано с системой профессиональной подготовки, существовавшей в советское время и еще сохраняющейся теперь в стране. Таких отходников, по меньшей мере, две трети.
Затраты государства на профессиональное обучение, ранее обоснованные задачами индустриализации и технологического развития, теперь, особенно в части среднего специального и высшего образования, в отношении немалого числа работников оказываются необоснованными, поскольку, получив некое образование за общественный счет, они работают не по полученной специальности «по распределению» хотя бы три первых года, а отправляются на отхожие промыслы, где чаще всего не требуется ни один из приобретенных профессиональных навыков. Состав современных российских отходников, таким образом, представлен по преимуществу наиболее активной и деятельной частью трудоспособного населения, в большинстве своем мужчинами зрелого и старшего возраста, обладающими квалификацией, приобретенной как в учебных заведениях, так и прямо на производстве. Нередко их уровень квалификации выше, чем у их соседей-неотходников. Когда мы говорим о той части отходников, которые предлагают на рынке не просто руки, но продукты своего труда и это не только срубщики, но и водители-дальнобойщики, и вахтовики на дальних «северах» , мы должны обратить внимание прежде всего на то, что эти люди в большинстве своем объединены в группы, бригады, артели, поддерживают между собой тесные дружеские отношения, основанные на общей деятельности, требующей постоянного и длительного пребывания на чужой стороне, и уже одним этим фактом постоянно подкрепляемые. Но и те из отходников, кто работают в сфере услуг, в охране, торговле, даже не имея возможности в отходе находиться в постоянном взаимодействии, у себя дома, уже вернувшись, поддерживают особые отношения, как люди, объединенные одинаковыми обстоятельствами и трудностями профессиональной деятельности, а помимо этого - и особым своим положением в местном обществе.
Следовательно, отходники, помимо того, что они наиболее деятельны, наиболее активны, квалифицированны, обладают еще и опытом трудовой солидарности, закаленным трудностями и опасностями работы. С кем из их соседей в местном обществе мы могли бы сравнить отходников по этим качествам? Это только лишь местные мелкие предприниматели, вынужденные и приспособившиеся действовать в крайне неблагоприятной среде [38]. И те, и другие в социально-экономическом отношении - лучшие люди в местном обществе [39]. И как раз первые исключены из местной экономики, а вторые находятся на положении «падчерицы».
География отходничества: направления и удаленность отхода Направления отхода сегодня несколько иные, чем столетие-два назад, но если учесть фактор произошедших изменений в административно-территориальном делении России, то придется признать, что и по направлениям отхода консервативность велика. Преимущественными направлениями отхода для жителей европейских регионов повсеместно являются Москва с Подмосковьем или, реже, региональные столицы. Раньше отходники чаще ехали в Санкт-Петербург и, реже, в Москву, теперь же северная столица привлекает отходников преимущественно из ближних областей Псковской, Новгородской, Тверской, Ленинградской и Карелии , да отчасти из областей, связанных с Петербургом давними трудовыми традициями - Архангельской, Вологодской и Костромской. Сейчас Подмосковье притягивает к себе как отходников из этих областей, так и из восточных и всех южных регионов европейской России. В других регионах Центрального федерального округа, за исключением Москвы и Подмосковья, работает или работал всего лишь один из каждых десяти опрошенных отходников.
Санкт- Петербург и Ленинградская область в наше время не пользуются таким вниманием отходников, как в прежние годы. Причем значительная доля отходников в северную столицу наблюдалась нами лишь в Тверской до трети и Ленинградской почти все областях. Последняя оказалась единственным из обследованных нами регионов европейской части, в котором Москва и Подмосковье не являются основным направлением отхода. Таким образом, значимым центром притяжения отходников Санкт-Петербург является только для жителей самых близлежащих территорий. Еще одним значимым направлением отхода указывается север, или «севера», под которым имеется в виду любое удаленное от дома место в восточном и северо-восточном направлении, включая Урал и Сибирь.
Как правило, работа на «северах» связана с добычей полезных ископаемых или строительством трасс и трубопроводов, обустройством территории в том числе подготовкой трасс, где необходим опыт лесорубов. Однако и сами уральские отходники например, Чердынский район Пермского края предпочитают Сибирь Москве и крупным городам европейской России, если уезжают далеко от дома. Внутрирегиональный отход в пределах своей области довольно редок, тогда как отход на дальние расстояния встречается много чаще. Этим современное отходничество отличается от прежнего, и наиболее вероятной причиной этого видится существенное улучшение транспортного сообщения, прежде всего ускорение коммуникации, что позволяет современному отходнику отойти на более дальнее расстояние от дома за время, потраченное на саму поездку. Причем местом внутрирегионального отхода вовсе необязательно является региональная столица, это могут быть и нередко являются соседние районы.
Такие отходники часто работают лесозаготовителями, работниками пилорам, нередко водителями-дальнобойщиками. Распределения направлений отхода по отдельным федеральным округам в европейской России показывают, что для отходников все эти территории имеют совершенно несущественное значение. В городах Приволжского округа, в Северо-Западном без Санкт-Петербурга и Ленинградской области , в Южном без Сочи и окрестностей работали или работают единицы отходников из малых городов. В редких случаях нам указывали и конкретные города, куда ездят отдельные отходники. Таким образом, географическое положение при выборе места отхода не имеет решающего значения нигде в регионах европейской России, кроме городов, ближайших к Санкт-Петербургу.
И отовсюду отходники тянутся к громадному рынку Москвы и Подмосковья. Отходники Предуралья и Урала, вероятно, тяготеют уже больше к Сибири. Поэтому кажется наиболее вероятным, что сибирское отходничество, если оно и получило развитие, не выходит за пределы своих регионов и федеральных округов. Отходники южного Приморья также обычно трудятся в пределах своего региона. Если связать направления отхода с удаленностью его от места жительства отходника, можно получить следующую картину.
Современный отходник перемещается на поездах, автобусах, маршрутных такси или на личном транспорте на легковых и грузовых автомобилях. Радиус ближнего отхода составляет около 200-300 км, реже 400-500 км, что соответствует примерно от 4-6 до 8-10 часов езды на поезде или автомобиле. Это расстояние позволяет работнику практически еженедельно или раз в две недели возвращаться домой без ощутимых для бюджета семьи транспортных расходов затрачивая на дорогу в оба конца от 500 до 1500 руб. Именно на таком расстоянии от Москвы и Подмосковья проживают большинство отходников, нанимающихся там в охрану. Зарабатывая за две недели вахты около 15 тыс.
На таких же расстояниях от мест работы проживают многие из тех, кто нанимается дворниками, нянями, гувернантками и т. Однако и эти отходники и отходницы живут нередко по нескольку месяцев без возвращения домой; в данном случае условия работы не позволяют регулярно ездить домой, где к тому же их зачастую уже не держат ни хозяйство, ни дети. Отход на средние расстояния средний радиус составляет около 500-700 км психологически соответствует одной ночи в поезде - от 10 до 12 часов - или примерно такой же по продолжительности, но менее комфортной поездки на автомобиле. Поскольку затраты на поездку и в поезде, и на машине составляют более 3 тыс. Обычно именно отходники-профессионалы особенно плотники, строители, инженеры проживают на таком удалении от мест работы.
Сезонность работы и ее аккордный характер позволяет им возвращаться домой на одну-две недели каждые месяц-два и успеть заняться хозяйством, семьей и даже детьми. Радиус дальних отходов - это 1000-1500 км от мест проживания, что соответствует суткам пути от дома. На таком удалении работают непрерывно обычно несколько месяцев. Наконец, очень дальние расстояния - это более двух суток пути на поезде, или свыше 3000 км от дома. В таких случаях отходники уезжают почти на год и дольше, и если их работа - на предприятиях «на северах», то люди возвращаются домой только во время отпусков, примерно раз в два года.
Таким образом, очень сильно варьируют и сроки, и периодичность отхода, находясь в зависимости не только от дальности, но и от вида, и характера работы. Дать единообразного, цельного абриса, по-видимому, невозможно. С учетом сильнейшего притяжения Москвы и Подмосковья в окружающих Москву «подмосковных» областях - Рязанской, Орловской, Тверской, Ивановской, - Республике Мордовии и других преобладает отход на ближние расстояния; в более удаленных - Вологодской, Костромской - отход на средние расстояния. Естественно, что в каждом конкретном городе предпочтительные расстояния отхода оказываются разными и определяются прежде всего близостью к крупному рынку труда. Отходники Костромской области Солигалич, Чухлома, Макарьев, Кологрив , Никольска, Торопца, Алатыря, Каргополя преимущественно отправляются на средние расстояния отхода в ту же Москву, в меньшей степени - в Санкт-Петербург.
Но при этом и дальние расстояния отхода оказались характерны для отходников Темникова, Кинешмы, Никольска, Чердыни, Касимова, Каргополя. Как видим, отходники - очень мобильная часть трудоспособного населения; его массовая подвижность, легкость смены места приложения трудового усилия позволяет говорить нам об отсутствии каких-либо границ на региональных рынках труда по всей территории России. В отличие от того, что писали в 1990-е гг. Масштабы российского отходничества явно превосходят масштабы трансграничной трудовой миграции на постсоветском пространстве [40]. Чрезвычайно высокую мобильность отходников мы должны рассматривать не только и даже не столько в экономическом аспекте, сколько в социальном и политическом ракурсе; мы должны смотреть на отходников как на «новую трудармию», обладающую качеством инициативности и самодеятельности большинства ее «воинов».
Притом для общества и для государства эта «армия» невидима, она как бы и не существует. И все это ставит перед государством крайне непростую а главное, новую и на сегодняшний день никак не разрешимую задачу регулирования и контроля этой части общества [41].
Отходничество временный уход крестьян в России с мест постоянного жительства в деревнях на заработки в районы развитой промышленности и сельского хозяйства. Появилось в период позднего феодализма в связи с усилением феодальной эксплуатации и повышением роли денежного Оброк а. Играло значит, роль в период становления капитализма. При О. Возникшее примерно в 17 в.
Наибольшего развития получило в Центральном промышленном районе, приуральских и северных губерниях ввиду неблагоприятных условий для сельского хозяйства в этих районах и наличия возможностей для внеземледельческих заработков. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. В 1-й половине 19 в. Крестьянская реформа 1861 вызвала резкое увеличение О. Обезземеливание крестьянства в ходе реформы, рост рыночных отношений и усиление общественного разделения труда лежали в основе пореформенного О. В конце 19 - начале 20 вв. Доля промышленного О.
XIX в. Большая советская энциклопедия. Смотреть что такое "Отходничество" в других словарях: В России временный уход крестьян из мест жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы в другие местности. Было распространено среди помещичьих оброчных крестьян. Временный уход из деревни на сезонные работы в город. Толковый словарь Ушакова. Занятия отхожим промыслом.
Толковый словарь Ожегова. Ожегов, Н. В конце 18 1 й половине 19 вв. Усилилось после крестьянской… … Русская история В России временный уход крестьян из мест жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы в другие местности.
Что такое отходник в истории
Кто такие отходники Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. Сейчас такими отходниками, предлагающими собственную продукцию на рынке, можно считать немногих, например, плотников, изготавливающих срубы домов. Итак, отходники – это люди, уходившие на заработки в отдаленные районы. В Центральном промышленном районе большинство отходников работали на государственных предприятиях, как правило, промышленных.
Report Page
- Распространение отходничества. Отходники: жизнь вне государства
- Строка навигации
- Из крестьян в пролетарии
- Кто были такие отходники?
- Толковый словарь
Отходники: определение. Крестьяне-отходники - это...
Отходники – это жители малых городов и сел, покидающие их ради временной или сезонной работы в крупных городах, региональных центрах и столицах. В этой настоящей жизни одни отходники пребывают недолго, а основное время своей активной жизни они проводят в отходе, но немало и таких, кто распределяет время в отходе и дома поровну. Итак, мы рассмотрели, кто такие отходники в истории. В россии в xvii-xix вв. временный уход крестьян на заработки в города или на сельскохозяйственные работы в другие местности. было распространено среди помещичьих оброчных крестьян, усилилось после реформы 1861 г. После отмены крепостного права большое количество крестьян пошло в отходники, часть пошла в пролетариат. Неуправляемый тренд, или кто такие современные отходники | Объединение Садоводов России. Отходник в местном обществе часто не располагает многими ресурсами.
Отходники или вахтовики?
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости. О. глубоко влияло на быт крестьян-отходников, включавшихся в пром. население страны. Отношения отходников с крестьянским «миром» зависели, прежде всего, от исполнения ими фискальных обязательств перед общиной. Тегиединственный сын отца сапожника плотник кем приходится сапожник плотнику, кто такие поденщики в средние века, поденщик это в истории.