После революции, которую Надежда Крупская встречала на передовой, ей отдали на откуп образование и просвещение, а Инессе Арманд — Женский отдел ЦК. Крупская Надежда Константиновна Российская революционерка, советский государственный партийный, общественный и культурный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодежи. Крупская Надежда Константиновна, краткая биография которой изложена ей самой в работе «Моя жизнь», с большим волнением занималась ее написанием.
Единственная Надежда. Была ли Крупская счастлива?
Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской. Надежда Константиновна Крупская вовсе не была причислена к «пантеону» непогрешимых вождей. Надежда Константиновна Крупская со студентами Коммунистического политико-просветительного института им. Н. К. Крупской: [фотография].
Крупская, Надежда Константиновна
Надежда Крупская в детстве Об отце долгое время писали, что он революционер, в молодости поддерживал участников Польского восстания 1863 года. Быть может, так оно и было, если б не нюанс: стал начальником уезда в Гроеце Польша после окончания петербургской Военно-юридической академии. Сложно увязать такие взгляды с родом профессии. Правда, говорят, из-за мировоззрения он и получил отставку, суд. Но доподлинно неизвестно. Больших денег в семье не было, хотя о единственной дочери заботились, отдали ее в гимназию, насчет которой появляются большие разногласия прежних историков и нынешних. Надежда Крупская в молодости Большая онлайн библиотека Когда-то писали, что Крупская отлично училась в гимназии и закончила ее в 1887 году с золотой медалью.
Но сама Надежда Константиновна в книге «Моя жизнь» пишет, что учиться всегда было сложно, учили в гимназии скучно, понимать было трудно и т. И никто никогда не видел ее золотой медали, нет и гимназических подруг, которые бы позже в Москве или в эмиграции рассказывали о совместной учебе. Потому тот факт, что гимназия была окончена, а Надежда Константиновна работала позже в ней преподавательницей, справедлив, но вот доказательств медали нет. Там девушка пробыла два месяца, но марксистский кружок и преподавание в вечерней школе для рабочих она почему-то посчитала важнее высшего образования. Подруга по кружку представила ей Владимира Ульянова. Его увлеченность идеями Маркса, способность убеждать других впечатлила.
И он обратил на нее внимание, хотя красавицей не была. Все же, полагаем, Надежда Константиновна обладала высоким интеллектом, несмотря на незаконченное свое образование. Революционерка 1896 год. Арест и ссылка в Уфу. В это же время в Шушенское выслан и Владимир Ульянов. Он и мать Крупской, с которой девушка отправилась в Сибирь, писали немало писем властям, чтобы ей позволили отбывать ссылку в Шушенском в связи со свадьбой.
Сейчас многие с удивлением узнают, что жена вождя Надежда Крупская была обычной русской женщиной. Она имела свои «скелеты в шкафу», а также свои «изюминки» и недостатки. Мы выбрали 6 фактов из жизни соратницы и жены Ленина, о которых не рассказывали официальные источники. Дворянка по происхождению Да, тут нет ошибки. Непримиримый борец с монархией и классовым неравенством Надежда Крупская была дворянкой в третьем поколении. Она родилась в 1869 году в семье поручика Константина Игнатьевича Крупского. Надя была единственным и очень любимым ребенком. Поручик служил отчизне верой и правдой в Польше, пока не был замечен в симпатиях к участникам польского восстания. Говорят, вина Крупского была в том, что он знал польский язык, умел танцевать мазурку и защищал поляков от произвола военных. В итоге отца Надежды разжаловали и уволили из армии.
Его также лишили права поступать на госслужбу, с чем Константин Игнатьевич был несогласен. Он много лет судился с целью восстановить свое честное имя и в итоге выиграл дело. Увы, к этому времени он растерял остатки здоровья и вскоре после победы умер от чахотки. Поручик Константин Игнатьевич Крупский Пока отставной прапорщик искал правду и маялся по судам, семью обеспечивала мать. Елизавета Васильевна работала гувернанткой у знатных особ и умела делать любую работу по дому. А вот Надя так и не стала хозяйкой. Мать считала, что девушке дворянских кровей негоже пачкать руки и гнуть спину. Дошло до того, что когда дочь вышла замуж, мать переехала к молодоженам, чтобы стирать, убирать и готовить. Да, дворянство Крупские получили через дедушку по отцовской линии, прославившегося на полях сражений с армией Наполеона. Закончив духовную семинарию, он отправился на войну, где получил за доблесть сначала офицерское знание, а чуть позднее стал жалованным дворянином.
Красивая и образованная С общеизвестных портретов Крупской на нас смотрит некрасивая круглолицая женщина. С ранних снимков супруги вождя мирового пролетариата на нас смотрит симпатичная юная особа с чуть вздернутым носиком и пухлыми губами. Сегодня многие говорят, что Крупская была похожа на актрису Скарлетт Йоханссон и это на самом деле так.
Поначалу Володя интересовался другой девушкой - Аполлинарией Якубовой, даже сделал ей предложение, но получил отказ. Вскоре Ульянов по-настоящему сблизился с Надей Крупской, хотя та была старше его на год. Но их роману помешал арест Надежды. В 1897 году вместе с несколькими другими членами союза ее на три года выслали из Петербурга. В конце концов оба — и Владимир, и Надежда — очутились в ссылке в сибирском селе Шушенском. Там в июле 1898 года и сыграли скромную свадьбу. Несмотря на атеистические взгляды, молодые венчались в церкви, обменявшись кольцами, изготовленными из переплавленных медных пятаков — на венчании настояла мать Крупской. Поначалу родные Ульянова отнеслись к невестке не слишком тепло. Она казалась им некрасивой и слишком сухой, «бесчувственной». Тем более ее здоровье было подорвано сырой петербургской погодой и тюрьмами, а еще базедовой болезнью, которую в то время не умели лечить и которая, по-видимому, лишила ее возможности стать матерью. Но Крупская очень любила Ленина и всячески заботилась о нем, так что и отношения с его семьей постепенно стали налаживаться. Правда, особой хозяйственностью Наденька не отличалась, кулинарными способностями не блистала, и все хозяйство в доме вела Елизавета Васильевна, в помощь которой наняли 15-летнюю девочку-подростка. Был ли Ленин единственным мужчиной в жизни Крупской?
Все же, полагаем, Надежда Константиновна обладала высоким интеллектом, несмотря на незаконченное свое образование. Революционерка 1896 год. Арест и ссылка в Уфу. В это же время в Шушенское выслан и Владимир Ульянов. Он и мать Крупской, с которой девушка отправилась в Сибирь, писали немало писем властям, чтобы ей позволили отбывать ссылку в Шушенском в связи со свадьбой. Кстати, был продан участок, где находилась могила отца, чтобы добыть денег. Поженились Ульяновы церковным браком в 1898 году. Дальше начинается рост революционерки: эмиграция, постоянная поддержка мужа во всех его начинаниях. Надежда работала с почтой, преподавала в партийной школе, была редактором, переписчицей статей. Позже стояла у истоков комсомола и пионерской организации изучив скаутское движение в Европе, посчитала, что оно отлично впишется в русскую действительность, изменившись под интересы большевиков. Следующим ее делом было образование. В 1917 году Крупская входит в Государственную комиссию по просвещению. В 1924 году — член Центрального комитета партии, с 1929 года — заместитель наркома просвещения РСФСР, одна из создателей советской системы народного образования. Не имея своих детей, Крупская тратила любовь и силы на детей вообще, невзирая на происхождение и национальность. Заботилась об их жизни и о том, как облегчить жизнь их матерей. При этом раскритиковала систему Макаренко, основанную на воспитании трудом, утверждая, что коммунистическая идеология важнее. Возмущалась сказками Корнея Чуковского, не понимая важности волшебства и фантазии для малышей. Общественная деятельность После смерти Ленина Крупская пыталась как-то противостоять решениям Сталина, но довольно быстро сдавалась. Поддержала Зиновьева и Каменева, а потом посчитала свое мнение ошибочным.
Надежда Крупская: женщина, отправившая в детский сад всех малышей страны
Ей принадлежат полные гордой уверенности слова: «Народ сбрасывает господство буржуазии, он освобождается от рабства, и ему нужна школа, которая воспитывала бы не господ и рабов, а свободных, сильных, умелых людей». Надежда Константиновна исходила всегда из высшего гуманистического принципа: человек должен быть счастливым, его физические и духовные силы должны гармонично развиваться и находить необходимое применение. Только социализм откроет эту возможность. И поэтому вся деятельность Н. Крупской в области просвещения была направлена к одному: подготавливать людей, способных строить социализм и творить при социализме.
Школа должна помочь ребенку, подростку выявить его вкусы, способности, одаренность. И она может это сделать, если правильно будет поставлено преподавание и воспитание в труде. Школа должна воспитывать человека всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного, «способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать». Для этого школа в Советской стране должна стать политехнической.
Крупская — автор многочисленных работ о В. Ленине, трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Ей присуждена степень доктора педагогических наук. Награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Надежда Константиновна умерла 27 февраля 1939 года. Похоронена на Красной площади у Кремлёвской стены. Именем Н. Крупской названа библиотека в Устиновском районе города Ижевска.
Одна из них была создана в с. Бураново в 1925 году. К её открытию причастна Н. С 1920 года председатель Главполитпросвета при Наркомпросе.
Её труды по педагогике и истории актуальны по сегодняшний день. Ученики Надежды Константиновны — Н.
Они считали, что детям надо предоставлять как можно больше самостоятельности, меньше опекать их. Надя весьма рьяно отстаивали свои ребячьи права, и ей разрешалось читать, что хочет, дружить, с кем хочет, не ходить в гимназию, если не хочет, и т. Но знания давались туго. В школе её справедливо признали неспособной и решили оставить на второй год. Крупская: «В гимназии мне было плохо. Класс был большой, человек 50.
Я была очень застенчива и как-то затерялась в нём. Никто не обращал на меня никакого внимания. Спрашивать ни о чём не полагалось... Я много читала, писала почти совершенно без ошибок, но я совершенно не знала грамматики. У нас бывали по четвергам уроки грамматики, но никто из ребят решительно ничего не понимал. Недели через две после начала занятий приехал в гимназию какой-то инспектор... Я откровенно сказала, что никогда этих слов не слыхала и что они значат, не знаю. Классная дама у нас была придира и крикса» «Когда мне было 11 лет, я была в гимназии.
Мы целый год писали изложение описания добывания соли, на уроках грамматики щипали друг друга, чтобы не заснуть» В детстве, Крупская отличалась крайней бестолковостью. Учительница даёт домашнее задание на сороковой странице, а Надя учит с первой — по сороковую страницу. Оказалось заданы были четыре строчки на 40-й странице» Г-н Крупский, понимая, что оставлять уже 11-ти летнюю дылду в первом классе на второй год ни как нельзя переводит дочь в одну из лучших частных гимназий Петербурга, в гимназию Оболенской. Сразу в третий класс. Справка: Частные женские гимназии придерживались правил и программ, установленных министерством народного просвещения, и подчинялись местному учебного округу. В 70-х гг. В связи с высокой платой за обучение учиться в них могли только дочери состоятельных родителей. В лучших частных Женских гимназиях курс обучения соответствовал курсу мужских гимназий.
Некоторые частные гимназии носили сословный характер, например Женская гимназия аристократического типа княжны Оболенской в Петербурге. Ещё раз отмечу - "только состоятельных родителей" и "сословный характер". Что там Дридзо писала про 20 копеек на обед? Взять бы её за шкирку и натыкать носом в эту справочку. Это к мифам о "бедности" и "скромности". Нет ничего постыдного в том, что ребёнок получает образование в дорогой элитной гимназии, напротив - это прекрасно! Но не нужно потом строить из себя сироту казанскую, пролетария не нужно из себя корчить! Дридзо: «Большое влияние имела на Надю её гимназическая подруга Саша Григорьева.
Её мать революционерка, женщина врач, и вся их семья очень заботились о литературном и художественном воспитании Нади, которая у них часто бывала. Жизнь Саши сложилась неудачно. Она стала провинциальной актрисой. Будучи ещё совсем молодой, покончила жизнь самоубийством. Пока подруга Саша алчет аплодисментов Крупская: «жадно вглядывается в окружающую жизнь, видит нищету народа, бесправие, неравенство, произвол. Её, как и всю передовую молодёжь того времени, мучает вопрос о том... Как бороться с произволом царской власти, полиции? Где выход?
Что же делать? Всю передовую молодёжь во все времена мучают в восемнадцать лет совсем другие вопросы. ПЕЗИК: аббревиатуру коллектива авторов расшифруем чуть позже «Надежда Константиновна выросла и воспитывалась в революционной среде. Её отец, К. Крупский, был типичным представителем революционной интеллигенции 60 годов. С юных лет Надежда Константиновна посвятила себя революционной деятельности. Что ж, очень даже может быть. Шагинян 1938г.
В феврале 1883 г. Крупский скончался от туберкулёза лёгких. Семья получает посмертное пособие 9 рублей серебром? Заметьте, пособие не разовое. Кунецкая: «И вот мать и дочь остались одни. Средств к существованию не было, а ведь Наде ещё надо окончить гимназию. Пошли по пути, который подсказали друзья, — сняли квартиру побольше и стали сдавать комнаты фельдшерицам, студентам, телефонисткам, швеям». То есть, мама стала сдавать углы.
Это спекуляция чистой воды. Взять в аренду жилплощадь побольше и перепродать по частям втридорога. А ведь Надежда Крупская не сирота казанская! У неё полно родственников! Только по материнской линии Тистовы тёти-дяди; Пётр Васильевич 1829 г. А по линии отца Крупские ; Александр Игнатьевич 1836 г. Есть и двоюродные братья Александр и Октавиан дети Александра Игнатьевича. Фонд 268.
Опись 2. Дело 303 Об опеке над дочерью умершего коллежского асессора Крупской Н. Что-то мне подсказывает - опять не обошлось без дяди - прокурора. К сожалению не имею такой возможности, может кто из читателей сподобился и даст знать? Мало того — она ещё и профессиональный разведчик. Такая вот судьба у человека. Перу Штирлица в юбке принадлежат известные художественно-публицистические произведения о семье Ульяновых, о новой Конституции СССР какой по счёту? В общем всё то, что так интересно детям!
Потому что пишет она в основном для юных читателей, только чересчур увлекается и иногда её заносит. Деньги большие». Это не просто большие деньги. Помните у Ильфа и Петрова, Бендер говорит Шуре: «Там даже в довоенное время человек с десятью тысячами назывался миллионером». А жалование Константин Игнатьевич получал соответственно - 135 рублей серебром. Честно, не знаю сколько это на тот год в ассигнациях. В ту пору это деньги огромные. Всеволод Абрамов: «А.
Крупский к тому времени уволился и служил адвокатом, а до того он служил прокурором Волынской губернии. Брат вмешался в судебное дело Константина, и Сенат не только снял с него судимость, но даже выделил около 11 тысяч рублей в качестве компенсации ущерба потерпевшему». Не забывал Александр ни брата Костю, ни семью его. И похороны Константина оплатил Александр Игнатьевич. А вот племяшка Надин удивительным образом забыла упомянуть дядю - прокурора. Зоя Воскресенская: «Со свойственной Елизавете Васильевне энергией были закуплены кровати, столики, половики, постельное и столовое бельё, всякая посуда. Елизавета Васильевна делала это на широкую ногу, рассчитав, что за год все расходы окупятся. К пяти часам все нахлебники были за столом.
Надя с Клашей еле успевали разносить тарелки с вкусно пахнущим борщом, Клаша? Какая Клаша? А вы, что же думали, Елизавета Васильевна будет сама на кухне кастрюлями греметь, да тарелки мыть? Не только студент, но и акцизный чиновник попросил «повторить». Маленькая, худенькая Елена Георгиевна — портниха из модной лавки — ела мало. Про коммерческую деятельность Елизаветы Васильевны Воскресенская написала зря. Я уже как-то свыкся с образом молодой Крупской — полуголодной в перешитом - перештопанном мамином платье. А тут, так некстати,подвернулись эти десять тысяч, платные обеды, репетиторство.
Умышленно или по рассеянности, не знаю. Читая их измышления в первый раз, я невольно подумал: «Господи, а живут-то Крупские на что? На папины девять рублей что ли? Крупская заканчивает гимназию, поступает в педагогический класс и заканчивает его в 1887 г. Срок обучения в женских гимназиях — 7 семь лет. Помните, Надя поступила сразу в третий класс? Вы, читатель, умеете складывать столбиком? Давайте подсчитаем сколько всего проучилась будущий учёный, доктор педагогических наук, почетный член АН СССР, первый в Мире педагог-марксист?
У меня получилось шесть лет. А у вас сколько? Нет, вы ошиблись. Ах, простите, я совсем забыл про воскресную школу для взрослых, к ней мы ещё вернёмся. Из всего педагогического образования — один класс гимназии. Какие же науки преподавала юная Надя своим ученицам? ОбДриМаМиПоСт утверждает, что: «Крупская учила задумываться над окружавшим, над тем, почему одни живут бедно, а другие богато. Воспитывая в своих ученицах уважение к людям труда, она приучала их ненавидеть несправедливость и зло.
Крупскую также волновал вопрос, что делать, как изменить жизнь и уничтожить эксплуатацию. Надеясь всё же получить ответ на волновавшие её вопросы, Крупская в 1889 г. Сухие, академические, оторванные от жизни лекции не могли удовлетворить девушку, жаждавшую «цельного мировоззрения», и она без сожаления вскоре покидает курсы. Её неудержимо влекло в пролетарскую среду. Начало занятий 27 сентября. Уже 30 января 1890 г. Крупская, якобы? Анти Дюринг помешал, будь он не ладен.
Больше нигде и никогда в своей жизни будущий академик Крупская попыток учиться не предпринимала. Если мне кто-то скажет, что классная наставница набралась ума у своего супруга, я только улыбнусь в ответ. Недавно услышал из телевизора канал «Культура» от одной очень образованной дамы, что Надя внимание! А ведь дама, хоть и состроила умную физиономию, но не удосужилась прочесть саму Крупскую, иначе знала бы, что Крупская только подала документы на курсы и через пару месяцев их забрала, как сама писала: "Через пару месяцев я сильно разочаровалась в них". Всякий шалопай имеет право подать документы - куда ему вздумается, хоть в МГИМО, и забрать хоть через 5 лет, но образования от этого он не получит ни-ка-ко-го. Господ из Википедии, сочинителей "научных" статей про Крупскую - отхлестать подписанной кошками тряпкой. Ничего не знают эти господа, более того - знать не желают! Пример подачи информации: "В 1887 году окончила с золотой медалью частную женскую гимназию кн.
Оболенской в Петербурге. В 1889 году Крупская поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, но училась там лишь год". Господа - товарищи, на минуточку - приема в 1887—1889 годах, на Бестужевские курсы не было, соответственно не было выпуска в 1890—1892 годах.
Одного курса Надежде не хватило, поэтому она также стала вольной слушательницей лекций филологического факультета. Как писала сама Крупская: «поступила на них, надеясь получить там то, что мне надо было». В этот период она познакомилась с революционно настроенными студентами и вошла в студенческий марксистский кружок. Отучилась Крупская на женских курсах лишь год и приняла решение их оставить, так как на курсах «приходилось слушать лишь Платонова по истории и Введенского по психологии». Ей же хотелось иного. Она начала углубленно изучать труды марксистов и устанавливать связи с рабочими: Крупская преподавала в воскресно-вечерней школе в селе Смоленском под Петербургом, в самом центре рабочего района, где училось около тысячи учеников-рабочих.
В течение пяти лет одновременно с преподаванием русского языка она занималась распространением марксистских идей. Эти пять лет навсегда объединили ее с рабочим классом. В 1894 году Крупская и Ульянов впервые встретились. Владимиру Ильичу тогда было 24 года, но он уже горел идеями освобождения угнетенных. В квартире у марксиста Роберта Классона, инженера-энергетика, и состоялось знакомство молодых людей. Надежда Константиновна и сама уже увлекалась марксизмом. Из книг, в частности из «Капитала», Крупская поняла для себя, что изменить привычный самодержавный строй может только рабочее революционное движение. После прочтения «Капитала» она писала: «Я точно живую воду пила. Не в терроре одиночек, не в толстовском самоусовершенствовании надо искать путь.
Могучее рабочее движение — вот где выход». Так что Крупская революционизировалась задолго до того, как познакомилась с Ульяновым. Надежда помогла Владимиру Ильичу с организацией «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Когда в 1895 году Ленина арестовали, она поддерживала с ним связь, по возможности навещала его в заключении, посылала книги. Ленин в своих письмах стал называть ее невестой, обещал жениться на ней после освобождения. Но Крупская сама оказалась под судом за деятельность в ленинском союзе. В конце декабря 1897 года она получила приговор — три года ссылки в Уфимской губернии. А Ленин из села Шушенского звал ее к себе. Нужно было разрешить эту проблему.
Выход — вступить в брак. Так, в апреле 1898 года Надежда Константиновна отправилась в Енисейскую губернию к жениху. Крупская взяла фамилию Владимира Ильича, но впоследствии всегда выступала под своей девичьей. Годами позже историк и революционер Михаил Ольминский писал о Крупской: «Она всю работу, так сказать, черновую, исполняла, она оставляла ему самую чистую работу, а все конспиративные сношения, шифровки, транспорт, сношения с Россией, все вела сама. И поэтому когда мы говорим — Ленин великий организатор, то я добавляю, что Ленин с помощью Надежды Константиновны — великий организатор». Когда началась первая российская революция, им пришлось нелегально приехать в Россию, чтобы заниматься подпольной деятельностью. В годы Первой мировой войны Надежда Константиновна участвовала в подготовке Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций.
Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи. Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания. Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания. Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание. Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять. Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес. По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка. В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки? Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира. Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям». Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки. Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом. В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом. Ребенку эта сказка близка. А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью. Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами. Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание. Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить». Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний. Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания. Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений. Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках. Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского». Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента.
6 фактов из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали историки СССР
155 лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской | Надежда Константиновна Крупская участвовала в работе агитпарохода в качестве представителя Народного комиссариата просвещения. |
Надежда Крупская: женщина, отправившая в детский сад всех малышей страны ⋆ | Петербурге в бедной дворянской семье. |
КРУПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА • Большая российская энциклопедия - электронная версия | Надежда Крупская родилась 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в семье поручика Константина Игнатьевича Крупского и гувернантки Елизаветы Васильевны Тистровой. |
Придумала пустышку
- Газета «Суть времени»
- Надежда. Трудное счастье революционерки | ИА Красная Весна
- Крупская: жена Ленина и мама советского образования
- Дворянка по происхождению
- Биография жены Ленина
Наденька Крупская: её не смог убрать из советской политики даже Сталин
Биография Надежды Крупской, Владимир Ленин, личная жизнь, муж, дети, рост, возраст, фото и последние новости о революционерке. 80 лет назад от воспаления брюшины в результате тромба кишечника скончалась вдова Владимира Ленина, старейший член коммунистической партии и замнаркома просвещения РСФСР Надежда Крупская. кратко Надежда Константиновна Крупская, верная супруга и соратница вождя революции, была ярой революционеркой и проводником идей коммунизма в образование и воспитание молодежи, интересной и неординарной личностью. Рядом помещены изображения Надежды Крупской, слушательницы знаменитых Бестужевских курсов, и актрисы Скарлетт Йоханссон, которую неоднократно называли самой сексуальной женщиной современности. Надежда Константиновна вспоминает, что в сентябре и октябре на прогулки ездили много.
Крупская сводила с ума многих мужчин
Современники считали ее настольной книгой по вопросам советской педагогической теории. С осени 1917 года Крупская вошла в Государственную комиссию по просвещению. В 1920 году она становится председателем Главполитпросвета, где занимается образованием, просвещением. В речи на Всесоюзном совещании женской молодежи в 1935 году Крупская говорила: «Материнский инстинкт дает много радости женщине. В этом инстинкте нет ничего плохого. Мы считаем материнский инстинкт великой движущей силой, но, с другой стороны, мы, конечно, никогда не будем ограничивать женщину только воспитанием детей. Мы не будем отрывать ее от широкой общественной жизни». Крупская всегда стояла за широкое вовлечение женщины в общественную жизнь. Это участие ни в коей мере не отвлекает женщину от обязанностей матери, наоборот, именно мать-общественница и может давать детям настоящее, «наше, советское воспитание». В своем первом произведении — «Женщина-работница» 1899 года — Надежда Константиновна рассказывает о тяжелом положении трудящейся матери в дореволюционной России, когда, занятая работой, она не может уделить необходимое время воспитанию своего ребенка.
В 1917 году Надежда Константиновна выдвинула программу организации широкой сети яслей, детских садов и площадок для детей рабочих людей. Своими многочисленными статьями про важность дошкольного воспитания она пробуждала огромный интерес у всех трудящихся матерей того времени. Крупская выдвигала целый ряд предложений о новой организации дошкольных учреждений, о ночных группах в детских садах, о детских площадках на бульварах и парках, об организации детских комнат в рабочих клубах. Она дала много практических указаний о содержании и методике коммунистического воспитания детей дошкольного возраста, о физическом, умственном, трудовом, эстетическом воспитании ребенка-дошкольника. После смерти Крупской в 1939 году, интерес к ее деятельности значительно снизился, а вскоре и вовсе пропал. Но после смерти так не любившего ее Сталина, работы Надежды Константиновны по воспитанию и педагогике снова стали изучаться и претворяться в жизнь.
Крупская пишет, что «во время поездки приходилось без конца митинговать, выступать на многотысячных собраниях на Бондюжском заводе, на Воткинском, на Мотовилихе, в Казане, в Перми, в Чистополе, в Верхних Полянах и пр. Он произвел глубокое впечатление на всех присутствовавших, один из которых, А. Шикалов, впоследствии писал: «Спокойно, но очень убедительно говорила Надежда Константиновна о Советской власти, о необходимости оказания ей всяческой поддержки, о роли женщины в строительстве нового государства, о детях, о народном образовании.
Для нас, видевших тов. Крупскую близко в лицо, ее образ, ее убедительные слова запечатлились в памяти на всю жизнь». После митинга Надежде Константиновне дети понесли букет цветов. Крупская уделила много времени ознакомлению с постановкой воспитательной работы среди детей в Воткинске. Луначарским и М. Покровским подготавливала первые декреты по народному образованию, была одним из организаторов политико-просветительской работы. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. В 1918 году избрана действительным членом Социалистической академии общественных наук. С ноября 1920 года — председатель Главполитпросвета при Наркомпросе.
С 1921 года — председатель научно-методической секции Государственного ученого совета ГУСа Наркомпроса. Преподавала в Академии коммунистического воспитания. Была организатором ряда добровольных обществ: «Долой неграмотность», «Друг детей», председатель общества педагогов-марксистов. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Ей принадлежат полные гордой уверенности слова: «Народ сбрасывает господство буржуазии, он освобождается от рабства, и ему нужна школа, которая воспитывала бы не господ и рабов, а свободных, сильных, умелых людей». Надежда Константиновна исходила всегда из высшего гуманистического принципа: человек должен быть счастливым, его физические и духовные силы должны гармонично развиваться и находить необходимое применение. Только социализм откроет эту возможность. И поэтому вся деятельность Н. Крупской в области просвещения была направлена к одному: подготавливать людей, способных строить социализм и творить при социализме.
Школа должна помочь ребенку, подростку выявить его вкусы, способности, одаренность. И она может это сделать, если правильно будет поставлено преподавание и воспитание в труде.
Ведь мне, наверное, не стоит стыдиться, что в детстве я хотел быть похож на мумию: обматывался туалетной бумагой и ложился в пустую ванну? Вероятно, все дети моего возраста после посещения Пушкинского обматывались туалетной бумагой и мамиными бусами. Я и собаку нашу обматывал. Правда, в ванну ее было не затащить, брыкалась.
Отцом женщины то есть дедушкой Надежды Крупской был горный инженер Василий Иванович Тистров, управляющий Барнаульским сереброплавильным заводом, Сузунским медеплавильным заводом, Томским железоделательным заводом. Отец и сын Фроловы, Козьма Дмитриевич и Пётр Козьмич, — знаменитые изобретатели и организаторы горнозаводского дела на Алтае. Пётр по своему проекту построил первую в России конно-чугунную дорогу между Змеевским сереброплавильным заводом и Змеиногорским рудником. Также он был сооснователем Алтайского государственного краеведческого музея и метеорологической станции. По инициативе Петра Фролова в Барнауле началось строительство училища и богадельни с церковью, горного госпиталя, ансамбля Демидовской площади с обелиском в честь столетия горного дела на Алтае. Участники этого объединения организовали с Надеждой Крупской переписку. В одном из писем в 1926 году культурный и партийным деятель дала согласие на присвоение библиотеке своего имени: «Дорогие ребята, ваше письмо я получила.
Надежда Крупская — биография
- «Вот и свела судьба»
- Советская школа: работа над ошибками
- Надежда Константиновна Крупская и педагогика социализма
- Из Википедии — свободной энциклопедии
Надежда Крупская: главные тайны биографии жены Ленина
Заслуги Надежды Крупской уже никто и не вспомнит... | Пикабу | Начались мелкие склоки нового вождя с Надеждой Константиновной Крупской по поводу представления образа старого вождя народу. |
Надежда Крупская - биография, личная жизнь, политические взгляды, фото и последние новости | кратко Надежда Константиновна Крупская, верная супруга и соратница вождя революции, была ярой революционеркой и проводником идей коммунизма в образование и воспитание молодежи, интересной и неординарной личностью. |
6 неприятных фактов из жизни Надежды Крупской, которые тщательно скрывали историки СССР | Femmie | Надежда Константиновна вспоминает, что в сентябре и октябре на прогулки ездили много. |
Надежда Крупская: «не школа учёбы, а школа жизни»
Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской. Надежда Константиновна действительно умела слагать буквы в слова, а слова – в лозунги. Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича.
6 фактов из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали историки СССР
Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы. За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу.
Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома.
Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным. Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись.
В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее. Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто.
Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма. Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив. Воспитывать из них надо строителей социализма. А это, уж, какое воспитание!
Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда. Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники. Школа должна была готовить не только в вузы, но и на производства. Отсюда вытекает всесторонняя прямая связь школы с фабриками и заводами.
Политехнизм есть система обучения, при которой подростки знакомятся в теории и на практике с главными отраслями производства, учатся понимать связь между отдельными отраслями, изучают технику во всех формах, от сельского хозяйства до промышленности, плюс учатся видеть применение полученных в школе знаний. В результате появляется представление о народном хозяйстве, а также личная заинтересованность в нем учащегося, и в коммунистической перспективе — стирание грани между физическим и умственным трудом. Важен и моральный момент: социализм, по словам Крупской, не терпит барчат и белоручек в республике труда. Отсюда логически вытекает следующий принцип советской школы — тесная связь обучения с детским трудом как условие всестороннего развития личности и воспитания коллективизма.
Он имел целью приучить детей к коммунистическому труду — бесплатному, добровольному и производительному на общую пользу, как «потребность здорового организма». При этом Крупская запрещала использовать бытовой детский труд ради заводских нужд в отрыве от учебно-воспитательных целей. Труд осуществлялся в различных школьных мастерских или на пришкольных земельных участках, где выращивались овощи для завтраков, но главной была школьная кооперация, основанная на ленинском учении о социалистической кооперации. Практика тут же выявила опасный момент: не все ученики могли внести первоначальный пай, поскольку кому-то родители не дали денег, а ребенку взять негде.
В целях эксперимента Крупская даже предложила организовать при школах платную работу, где дети могли бы заработать своим трудом и сделать взнос. Главное, чтобы в кооперативе работали все ребята и чтобы кооператив имел целью не получение дохода, а старался бы обслужить нужды коллектива, — иначе будем воспитывать купцов. Кооперативы мыслись в виде трудовых кружков, например цветочный, куроводческий, переплетный, огородный, швейный кооперативы, где работу могут исполнять дети. Кружок, заработавший определенную сумму, сам и определяет, на что расходуется заработок.
Плюс метод школьного социалистического соревнования. Последний коллективистский метод, доживший до конца советских времен — школьное самоуправление в образе учкомов, старост, звеньевых, командиров октябрятских звездочек. Так детидолжны были учиться организации совместной жизни. Но Крупская предостерегала от копирования политической системы и от детского администрирования.
Школьное самоуправление было призвано выявить и воспитать детей-вожаков, детей-организаторов, умеющих стремиться к цели и увлекать за собой других. На первых же порах выявились и первые отрицательные опыты, вроде насильного умывания грязнуль. А потом началась настоящая борьба за власть. Крупская стояла у истоков детского коммунистического движения — пионерии, где наиболее сильно воплотились ее марксистские и педагогические идеалы.
Крупская видела в ней, с одной стороны, необходимый детям элемент игры, а с другой — высшую форму детской политической организации. Задачи перед пионерией стояли те же, что и перед школой: создать новое поколение, но если в школе основное внимание уделялось все-таки учебе, то пионеры наиболее были призваны к воспитанию. А начинать коммунистическое воспитание Крупская предлагала с детских садов, где следовало обеспечить всестороннее развитие у детей «общественных инстинктов» — чувства товарищества, волю к труду, к учебе, и сообщить им начатки правильного представления о советской жизни. Она просила только избегать образа благословляющего дедушки Ленина и не преподавать малышам «основы ленинизма».
Конечно, на практике из всего этого получилась довольно жестокая, убогая система, о которой больше вспоминается плохого, чем хорошего. Без религии иначе быть и не могло. Хотя некоторые педагогические тезисы Крупской не были воплощены в жизнь, по крайней мере так, как она предлагала, или были отменены со временем. И все же ее методы очень скоро дали горькие и грозные плоды.
Как известно, Крупская поддержала кампанию против сказок Корнея Чуковского, которого обвинила в мещанской идеологии, пародии на Некрасова и буржуазной мути. Другие критики уже углядели, что Чуковский ни словом «не упоминает… о детстве, организованном через детский коллектив». Крупская сама занималась чисткой библиотек, запрещая «дезорганизующие» труды Достоевского, Карамзина, Владимира Соловьева, Лескова, Лосского, Платона, Канта, Декарта, басни Крылова… Смерть ее была загадочной. Днем 26 февраля 1939 года в санатории в Архангельском друзья собрались отметить ее 70-летний юбилей.
Сталин прислал в подарок торт. На столе стояли пельмени и кисель. По легенде, кто-то из гостей, увидев кисель, удивился: «Словно поминки».
Горького [ источник не указан 1737 дней ]. Была активистом советской цензуры и антирелигиозной пропаганды. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо… Выступление вдовы Ленина означало в то время фактически запрет на профессию. Спустя какое-то время Чуковский опубликовал в «Литературной газете» письмо, в котором отрёкся от сказок [8] после этого до 1942 года он не написал ни одной сказки. На XIV съезде партии Крупская поддержала «новую оппозицию» — Григория Зиновьева и Льва Каменева в их борьбе против Сталина , но впоследствии признала эту позицию ошибочной [9] , выступала на Пленумах ЦК партии и голосовала за предание суду Николая Бухарина [ источник не указан 1737 дней ], за исключение из партии Льва Троцкого , Григория Зиновьева , Льва Каменева.
Крупская ходатайствовала за репрессированных , но большей частью безрезультатно. В 1930-е годы Крупская пыталась противостоять установлению административно-командной системы, усилению классовой борьбы, выступала против гонений на детей «врагов народа» , но была практически отстранена от работы Наркомпроса и занялась вопросами библиотечной работы [10]. Крупская — автор многочисленных работ о Владимире Ленине , трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Крупская активно переписывалась с пионерами, советскими детьми. После смерти в 1939 году тело Крупской было кремировано, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве [11].
Также он был сооснователем Алтайского государственного краеведческого музея и метеорологической станции.
По инициативе Петра Фролова в Барнауле началось строительство училища и богадельни с церковью, горного госпиталя, ансамбля Демидовской площади с обелиском в честь столетия горного дела на Алтае. Участники этого объединения организовали с Надеждой Крупской переписку. В одном из писем в 1926 году культурный и партийным деятель дала согласие на присвоение библиотеке своего имени: «Дорогие ребята, ваше письмо я получила. Большое спасибо за него. Я рада буду, если ваша библиотека будет называться моим именем. Ваше письмо, наверное, порадовало бы Владимира Ильича.
Подвергала критике гуманистическую педагогику А. Макаренко, считала коммунистическое воспитание идеалом для советского ребенка. После ее выступления на съезде комсомола в мае 1928 Макаренко был снят с занимаемой должности руководителя колонии им. Активно участвовала в антирелигиозной пропаганде.
Надежда Константиновна за свою жизнь написала большое количество работ, посвященных партии большевиков, педагогике, воспитанию молодежи. Крупская активно поддерживала молодежь и переписывалась со многими пионерами, советскими детьми. Благодаря ее инициативе были открыты многочисленные музеи в России.
Надежда Крупская: женщина, отправившая в детский сад всех малышей страны
Крупская Надежда Константиновна, краткая биография которой изложена ей самой в работе «Моя жизнь», с большим волнением занималась ее написанием. Надежде Константиновне Крупской педагогика была интересна с юных лет. История болезни Надежды Константиновны до сих пор засекречена - должно пройти 90 лет после ее кончины. Надежда Константиновна внесла огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории. Однако роль Надежды Крупской в революции настолько занижена, что кажется, словно Ленин всегда и всюду справлялся с государственным переворотом самостоятельно.