165 лет Островский А. «Гроза» Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году на волне общественного подъема в преддверии социальных реформ.
Как читать пьесу Александра Островского «Гроза»
Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Русская трагедия: Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. «Гроза» — пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского.
Произведение Гроза полностью
- Современное прочтение «Грозы» Островского
- Илья Клишин выяснил, что Катерина — не луч света в темном царстве
- Островский «Гроза» краткое содержание по действиям – читать пересказ пьесы онлайн
- 2. Тайна веры героев «Грозы»
- Смысл пьесы "Гроза" - Островского | Какой Смысл
Книга юбиляр 2024 года
Искусство понимания драмы Александра Островского «Гроза» - Статьи | «Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году. Прочесть полностью текст произведения Александр Островский «Гроза» по главам онлайн Скачать книгу в формате FB2 PDF EPUB бесплатно Распечатать текст. |
«Гроза» вне канонов | ОГАУК Иркутский академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова | «Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году. |
Современное прочтение «Грозы» Островского
По словам Михаила Фейгина, спектакль «Гроза. Среда обитания» стал отчётной работой студентов театральной школы «Инклюзион. Постановка пьесы позволила талантливым актёрам с ограниченными возможностями проявить себя, появившись на сцене драматического театра Москвы. Каждый из актёров в рамках спектакля говорил как на русском, так и на русском жестовом языке. По задумке режиссёра, постановка «Грозы» носила качественно новый характер.
Рисунок Александра Головина. Однако едва ли это верно. Интимные тайны города Калинова Кудряш описывает местные любовные нравы: «У нас насчет этого слободно. Девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят». Почему важно, что «девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет»? Чаще всего русская классическая литература обращалась к дворянской жизни, где падение девушки воспринималось как катастрофа, и привыкшего к этой картине мира читателя слова Кудряша могут удивить. Рисунок Бориса Кустодиева. Так неужто ж замужнюю полюбили? Эх, Борис Григорьич, бросить надоть! Так до обеда время и пройдет». Что значит это воспоминание? Судя по ее собственным рассказам, в девичестве Катерина делала именно то, чего требует от домашних Кабаниха: то есть жила согласно традиционному укладу купечества. Ровно это делает Катерина — причем не «из-под неволи», а от души, искренне.
Первым спектаклем стала «Гроза. Искушение» по пьесе Александра Островского. В оригинале пьесы, кажется, мистического мало — разве что странник Фекл Андрей Ребенков выступает посредником между Словом Божиим и жителями вымышленного Калинова. Ощущение таинственного мистицизма усиливает и освещение — то холодное, делающее все лица мертвенно-бледными, то, наоборот, теплое — в сценах, где желтый прожектор светит из глубины сцены и оставляет лишь графичные силуэты персонажей. Трагический исход истории здесь предвосхищается с первых же сцен, когда знаменитый монолог Катерины «Отчего люди не летают?
Основной смысл жизни Дикого - обогащение. Жажда денег изуродовала его, превратила в безрассудного скрягу. Нравственные устои в его душе основательно расшатаны. Против «отцов» города восстают молодые силы жизни. Катерина, главная героиня пьесы, - натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходиться жить, эти качества не только не присущи большинству людей, им просто не доступно их понимание. Ее трагедия состоит в том, что девушку заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. Катерина попадает в семью Кабановых, ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла. Но старается быть верной и любящей женой.
У каждого своя «Гроза»: пьесу Островского обсудят в «Лектории»
Она также описывает нарастание социального конфликта. В те времена было много людей, стремившихся изменить уклад жизни. Однако прежнее домостроевское общество этому сопротивлялось. Именно это противостояние и нашло отражение в гениальном произведении Островского. История создания пьесы Замысел создать такое произведение появился у Александра Николаевича во время его этнографической экспедиции по Волге. Это путешествие было организовано морским министерством.
Его главной задачей было изучение нравов коренного русского народа. Одним из участников экспедиции стал писатель. Во время своей поездки Александр Николаевич мог наблюдать за множеством бытовых сцен и диалогов людей из провинции. Он внимательно слушал их разговоры. Впоследствии эти диалоги стали основой пьесы.
Благодаря этому творческое произведение приобрело народный характер и стало выглядеть более реалистично. В пьесе описывается вымышленный город Калинов. На самом деле он стал символом всех приволжских городов. Их уникальный колорит и необыкновенная самобытность восхищали драматурга. Он записывал все свои наблюдения в дневник.
Действующие персонажи поэмы К основным персонажам произведения относятся Кабаниха и ее сын Тихон. Также главными героями являются Катерина, которая приходится Кабанихе снохой, и Борис — ее возлюбленный. Помимо этого, в пьесе участвуют Дикой, Кулигин, Варвара — сестра Тихона. На этом список персонажей не заканчивается. При этом каждый из них обладает своей смысловой нагрузкой.
Кабаниха и Дикой служат олицетворением всего негатива в городе Калинове. Это наглые, злые и жадные персонажи, которые хотят управлять другими людьми. Тихон Кабанов безропотно подчиняется своей матери. Он не может похвастаться твердым характером или умом. Варвара же отличается от брата.
Она во многом не согласна со своей матерью. Чтобы освободиться от гнета, девушка обманывает ее. Однако Катерина не согласна врать мужу.
Стоит сказать и про название спектакля.
Название «Гроза. Среда обитания» было выбрано не случайно. Как отметил режиссёр, подобное название было выбрано с целью максимальной интеграции пьесы Островского и современных реалий, в которых она может быть рассмотрена. После завершения спектакля режиссёр лично представил актёрский состав, рассказав о жизни каждого.
Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете: к войне это или к мору. Комета ли идет, — не отвел бы глаз! Звезды-то уж пригляделись, все одни и те же, а это обновка; ну, смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет!
Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Кулигин; мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле Борис[ править ] Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придём в совершеннолетие, только с условием. Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль.
Он было и её выписывал, да матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была — представить страшно. Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве. Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось.
Люди переговариваются между собой. На стенах разрушенной галереи возможно различить очертания картин геенны огненной, а также изображение битвы под Литвой. Появляются Дикой и Кулигин.
Последний уговаривает купца помочь ему в одном благом деле для людей: дать деньги на установку громоотвода. Дикой говорит в его адрес обидные слова, оскорбляя честного человека, который старается для других. Дикой не понимает, что такое «электричество» и для чего оно нужно людям, и сердится еще больше, особенно после того, как Кулигин дерзнул читать стихи Державина. Внезапно из поездки возвращается Тихон. Варвара в недоумении: что им делать с Катериной, ведь она стала сама не своя: на мужа боится поднять глаза. Бедную девушку сжигает чувство вины перед супругом. Гроза все ближе и ближе. Явление четвертое Люди стараются спрятаться от грозы. Катерина рыдает на плече у Варвары, еще больше чувствуя, что виновата перед мужем, особенно в тот момент, как видит Бориса, который выходит из толпы и приближается к ним.
Варвара делает ему знак, и тот отдаляется. Кулигин обращается к людям, убеждая, чтобы не боялись грозы, и называя это явление благодатью. Явление пятое Люди продолжают рассуждать о последствиях грозы. Некоторые считают, что она кого-то убьет. Катерина со страхом предполагает: это будет она. Явление шестое Вошедшая барыня напугала Катерину. Она тоже пророчит ей скорую смерть. Девушка боится ада как возмездия за грехи. Потом не выдерживает и признается домашним, что десять дней гуляла с Борисом.
Кабанова в ярости. Тихон — в растерянности. Действие пятое: Катерина бросается в реку Явление первое. Кабанов беседует с Кулигиным, рассказывая, что происходит у них в семье, хотя всем и так известны эти новости. Он находится в смятении чувств: с одной стороны досадует на Катерину, что согрешила против него, с другой — ему жалко бедную жену, которую грызет её свекровь. Понимая, что тоже не без греха, безвольный муж готов простить Катю, да вот только мама… Тихон признает, что живет чужим умом, и иначе просто не умеет. Варвара не выдерживает укоров матери и сбегает из дома. Все семейство разделилось, став врагами друг другу. Вдруг заходит Глаша и с грустью говорит, что Катерина исчезла.
Кабанов хочет искать её, опасаясь, как бы жена не наложила на себя руки. Явление второе Катерина плачет, ища Бориса. Она чувствует непрекращающуюся вину — теперь уже перед ним. Не желая жить с камнем на душе, девушка хочет умереть. Но перед этим еще раз встретиться с любимым. Катерина и Борис встречаются. Девушка узнает, что он не сердится на неё. Любимый сообщает, что уезжает в Сибирь. Катерина просится с ним, но нельзя: Борис едет с поручением от дяди.
Катерина сильно тоскует, жалуясь Борису, что ей невероятно тяжело терпеть укоры свекрови, насмешки окружающих и даже ласку Тихона. Очень не хочется прощаться с любимой, но Борису, хоть и мучается он от нехорошего предчувствия, что Катерине недолго осталось жить, все же надо ехать. Явление четвертое Оставшись одна, Катерина понимает, что возвращаться к родным ей теперь не хочется совсем: опротивело все — и люди, и домашние стены. Лучше умереть. В отчаянии, сложив руки, девушка бросается в реку. Явление пятое Родные ищут Катерину, но её нигде нет. Вдруг кто-то закричал: «Женщина в воду бросилась! Кабанов пытается вытащить Катерину из реки, но мать строго-настрого запрещает делать это. Когда девушку вытаскивает Кулигин, уже поздно: Катерина мертва.
Но выглядит как живая: одна маленькая ранка только на виске. Явление седьмое Кабанова запрещает сыну оплакивать Катерину, но тот осмеливается обвинить мать в смерти жены. Первый раз в жизни Тихон настроен решительно и кричит: «Вы её погубили!
Краткое содержание «Гроза»
Знакомый со школьных учебников луч света в темном царстве теперь закрыли грозовые тучи. В каждой пьесе Островского есть сцены городского праздника и, конечно, бесконечные чаепития. На театральном форуме соединили и то, и другое. Артисты «Балтийского дома» погружали в мир героев Островского, а зрители пили разные сорта чая и цитировали звонкие фразы героев, написанные на плакатах в старинном стиле. На третьем, завершающем фестивале участникам и журналистам предложили собрать пазл. Самое известное изображение русского драматурга, как оказалось, составить из элементов непросто. Такая же задача стоит каждый раз перед постановщиками. Островский как автор очень многосложен, и, только раскрыв все смыслы, можно рассчитывать на успех. Павла Петровна в исполнении Ирины Муравьёвой вызывает шквал эмоций у публики.
При такой экспрессивной роли чувствуется, с какой бережностью и любовью артист относится к своему герою. Это видно по тому, как артист придал персонажу черту детскости: в постановке Кулигин напоминает обиженного ребенка. Он рассказывает о вечном двигателе. В устремленном взгляде Кулигина горят надежда и вера в добро, но и это вскоре потухнет... Когда его оскорбляют, он уходит, топая и делая широкие шаги, как мальчишка, огорченный несправедливостью взрослых. Актер Глеб Ворошилов , сыгравший в «Грозе» Кудряша, будто вышел со страниц пьесы, чтобы показаться зрителю иркутского театра. Решительный, смелый и целеустремленный рубаха-парень, который способен противостоять старым укладам жизни. Глаша, роль которой исполнила артистка Кристина Разумова , разительно отличается от героини в пьесе.
В постановке это юная прислуга-кокетка, которой льстит внимание Тихона Кабанова. Красота дивная! Простота героини граничит с угодливостью. Феклуша своим поведением и характером символизирует человеческое невежество и ханжество. Она признает только свою культуру, а иную категорически отвергает и считает неправильной. Говорит о вере в Бога, но сама прогоняет нищих. Роль актрисы Эммы Алексеевой — сумасшедшая барыня, настоящая гроза постановки и символ возмездия. Артистка была настолько убедительна, что от нее веяло жаром, будто ее героиню лихорадило при виде молодых людей.
С самого начала спектакля находишься в предчувствии страшного финала. И не потому, что заранее знаешь, чем закончится постановка, а потому, что была создана подходящая атмосфера. Все, от декораций до игры актеров, говорило о неизбежной участи. Но, несмотря на трагичность истории, в ней было много современного юмора. Это настоящий триллер, где есть напряжение, мучительное ожидание и присутствие невидимого, сверхъестественного. Примечательно, что «Гроза» — дипломный спектакль выпускников института имени Б. На протяжении двух с половиной лет постановка с успехом идет на Камерной сцене Иркутского академического театра. Щукинцы профессионально создают настроение зрителей, подталкивают их к сочувствию, убедительно раскрывают вечные проблемы общества.
Это под силу только актерам с большим потенциалом, которые чувствуют тонкости жизни.
Она совсем о другом. Как и любое хорошее произведение пьеса очень многослойна и смыслов в ней множество, которые открываются с каждым новым прочтением или просмотром спектакля. Но в первую очередь эта пьеса о взрослении. Вернее о том, что происходит с людьми, которые под действием обстоятельств не могут повзрослеть, несмотря на возраст.
Островского Фото из музея А. Островского Остались детьми в пьесе Тихон и Катерина. Не случайно, что у них самих детей не получается. У детей не бывает детей. Они оба ведут себя как дети, не берут на себя никакой ответственности, не занимаются ничем полезным.
Кулигин замечает: «Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены». Тайна размахивания руками «К у л и г и н показывает в сторону. Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает? Это Дикой племянника ругает». Это первое упоминание Дикого в пьесе: он ругается и машет руками.
Тайна возраста Кабанихи Эскиз костюма Кабанихи. Рисунок Александра Головина. Однако едва ли это верно. Интимные тайны города Калинова Кудряш описывает местные любовные нравы: «У нас насчет этого слободно.
Гроза - краткое содержание
Гроза (значение названия пьесы) Гроза как физическое явление (IV действие) Гроза в душе Катерины – от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Неожиданно вспыхнувшие чувства к родственнику мэра города меняют жизнь Катерины, а эта история любви обречена закончится так же печально, как в одноименной пьесе Островского. По-своему секрет Островского раскрыл Константин Райкин, поставив «Грозу» как трагический балаган. Югорчане увидят «Грозу» Островского в интерпретации белорусского режиссера. Режиссер спектакля Антон Яковлев о спектакле: «Гроза» стоит особняком среди пьес Островского, я давно хотел ее поставить.
«Гроза как формула современной России»: зачем сегодня читать Островского?
Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу» [8]. Для Григорьева, который обожал Островского и был тонким ценителем его творчества, драматург был не «карателем самодурства» и «безобразий», а прежде всего «живописцем» русского быта, «истинно народным писателем». Под народностью Островского Григорьев «разумел объективное, спокойное, чисто поэтическое, а не напряженное, не отрицательное, не сатирическое отношение к жизни». Другими словами, художественное, эстетическое, национальное в произведениях Островского для Апполона Григорьева было важнее социального.
Воспевая, например, «небывалую доселе ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав широких ее лугов, всю звучащую вольными песнями, «забавными», тайными речами…», Григорьев восклицает: «Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут! В том же году появляется еще одна примечательная критическая статья о «Грозе» [9]. Ее автор, известный писатель и крупнейший исследователь старообрядчества П.
Мельников-Печерский, соглашаясь с «замечательным во многих отношениях разбором» Добролюбова, все же «лучом света в темном царстве» считает не Катерину, а «прекрасного» Кулигина. С ним связал свои надежды писатель, ему посвятил развернутый эпизод в своей статье. А вот блестящий полемист Д.
Писарев, хотя и с опозданием, выступил с решительными возражениями Н. В своей статье «Мотивы русской драмы» [10], появившейся в 1864 году, он назвал «Луч света» «ошибкою со стороны Добролюбова». Главный его аргумент: «…ни одно светлое явление не может ни возникнуть, ни сложиться в «темном царстве» патриархальной русской семьи, выведенной на сцену в драме Островского».
Разбирая личность Катерины, оценивая ее поступки, Писарев подчеркивает ее глубокую эмоциональность, даже экзальтированность: «вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством…» Одну из самых глубоких и оригинальных статей о «Грозе» [11] написал старший брат Ф. Достоевского, писатель, журналист М. Он тоже увидел главную причину трагедии не в «жестоких нравах» провинциального Калинова, не в «домашнем деспотизме», а только в психологических, личностных особенностях главной героини, она — «жертва собственной чистоты и своих верований».
И делает вывод: «Жизнь Катерины разбита и без самоубийства. Будет ли она жить, пострижется ли в монахини, наложит ли на себя руки — результат один относительно ее душевного состояния». Такова, в самых общих чертах, суть полемики, развернувшейся вокруг «Грозы» в первые годы ее бытования.
Советское литературоведение, определив пьесу как вершинное произведение Островского, многообразием прочтений уже не отличалось: «Советские исследователи Островского выступали, как правило, верными хранителями и защитниками добролюбовского истолкования «Грозы» [4, c. С различными интерпретациями драмы, различными оценками ее героев широкая публика смогла познакомиться только в конце 1980-х — начале 1990-х гг.
Литературный критик Николай Добролюбов на долгое время определил вектор классических постановок, где Катерина является «лучом света в темном царстве». Но в последние десятилетия пьеса, имеющая репутацию «школьного текста», находит отклик у режиссеров ведущих театров страны: «Современника», БДТ им. Товстоногова, Театра Наций, Театра им. Вахтангова, «Сатирикона» и д.
Что привлекает в пьесе режиссеров сегодня?
Интересный факт, который я недавно узнала: оказывается прототипом Катерины была возлюбленная Островского - актриса Любовь Косицкая, которая была замужем. Идя в театр Гоголя на «Грозу», скажу честно, боялась сравнения. Уж очень мне по сердцу была сатириконовская «Гроза» она была номинирована на «Звезду театрала- 2023». Ну и ,конечно же, после того как перестал существовать Гоголь -центр, к которому я привыкла и полюбила его репертуар, была некоторая насторожённость к новому театру. Но посмотрев несколько спектаклей там, я убедилась лично -они прекрасные.
Акцент сделан на эмоциональных переживаниях героев, ведь в нем не одна жертва обстоятельств- Катерина, а и муж ее, вынужденный подчиняться воле матери,и сестра его Варвара. Режиссёр Антон Яковлев даёт возможность зрителю вместе с героями пьесы включиться в процесс осмысления происходящего. Ведь перед каждым человеком может встать выбор между страстями и долгом. И эту историю я увидела по-новому,оценивая на своей чаше весов морали и нравственности поступки героев: «Терпеть или приспособиться? Поддаться искушению или нет? Заплатить за этот грех или все-таки не грех?
Для наиболее сильного эффекта режиссёр использует все театральные способы: свет, музыка, хореография, пластические номера, ассоциативный ряд, костюмы, видеоэкраны и выразительная сценография, минимальная, но больше и не надо. За счёт этого спектакль смотрится современно, свежо, смело. Мне это очень понравилось. Хотя рядом сидящие возрастные дамы шипели и всем видом выражали, что с такой неклассической трактовкой спектакля они не согласны. Но тем не менее в антракте не ушли. А ещё мне понравился иронический взгляд режиссёра на героев пьесы и найденные для этого решения.
Все это добавляло изюминки спектаклю. Ну посудите сами. Помните Феклу , странницу -приживалку в доме Кабанихи? Так вот, ее играет мужчина -Андрей Ребенков. Без смеха смотреть на такую Феклушу невозможно. Когда мужчина играет женщину- это всегда интересно, женщина так не сыграет ярко, на мой взгляд.
Помните Табакова в роли «домамучительницы» гувернантки в фильме «Мери Поппинс, до свидания»? От одного вида на него неё уже начинаешь смеяться. Вот так и здесь. Так комично Ребенков показывал эту старушку, что прАстите , но я ржала в голос, несмотря на не очень радостный сюжет. И моя соседка слева тоже на видео слышно Одним словом, мы с соседкой слева наслаждались, соседки справа морщились и шипели. А ещё я шла на Ольгу Науменко.
Образ властной матери у неё получился очень убедительным. Катерине сочувствуешь. Не хотела бы я иметь дело с Кабанихой - свекровью О. В самом начале спектакле даже есть сцена, когда во время разговора домочадцев с грозной Кабановой, они дергаются , как будто постоянно получают удары электрического тока. Такой вот коллективный «нервный тик»- тоже очень визуально эффектное сценическое решение.
Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке. С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. Мужем актрисы был артист Малого театра И. А Александр Николаевич сожительствовал с простолюдинкой Агафьей Ивановной, у них были общие дети все они умерли в раннем возрасте. С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет [4] [5]. Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли.
Гроза - краткое содержание
В результате пьеса получилась народной, жизненной и удивительно достоверной – настолько, что когда 10 ноября 1859 года в Костроме произошёл случай, до деталей напоминающий сюжет пьесы, было решено, что Островский использовал его за основу своего произведения. «Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году. Прочесть полностью текст произведения Александр Островский «Гроза» по главам онлайн Скачать книгу в формате FB2 PDF EPUB бесплатно Распечатать текст. 165 лет Островский А. «Гроза» Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году на волне общественного подъема в преддверии социальных реформ. "Гроза" была завершена Островским в 1859 году и вскоре поставлена в театрах Москвы и Петербурга, а уже в 1860 году была опубликована. Это был краткий пересказ пьесы "Гроза" А. Н. Островского по действиям: краткое содержание произведения "по главам". 1. Пьеса «Гроза» была написана Островским в 1859 году.
Островский Александр - Гроза
Островский. Гроза. Малый театр (1977) - YouTube | Советское литературоведение, определив пьесу как вершинное произведение Островского, многообразием прочтений уже не отличалось: «Советские исследователи Островского выступали, как правило. |
Гроза - краткое содержание по действиям пьесы Островского | На основе анализа пьесы А. Н. Островского «Гроза» ставится задача доказать, что социометрия может использоваться для анализа художественного текста с целью извлечения из него этнологической информации. |
Фестиваль «Вперед к Островскому!» подарил зрителям несколько вариаций «Грозы» | это возможность за 10 минут прочитать все произведение и получить ответы на все основные вопросы по сюжету, персонажам и основным действиям. |
История создания пьесы "Гроза" Н.А. Островского | Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году. |
Читать книгу: «Гроза»
Гроза (значение названия пьесы) Гроза как физическое явление (IV действие) Гроза в душе Катерины – от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. В результате пьеса получилась народной, жизненной и удивительно достоверной – настолько, что когда 10 ноября 1859 года в Костроме произошёл случай, до деталей напоминающий сюжет пьесы, было решено, что Островский использовал его за основу своего произведения. «»Гроза», — писал Добролюбов, — без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий». Краткое содержание пьесы «Гроза» дает ключ для понимания особенностей сюжета и конфликта произведения.
' + title + '
- Другие персонажи
- Краткое содержание «Гроза»
- Другие издания
- 2. Тайна веры героев «Грозы»
- «Гроза» в Петербурге
- ККУНБ им.А.С.Пушкина
7 секретов «Грозы»
А она отчаянно кидается в свою придуманную историю». Колокола здесь звонят по всем, «отбивая» трагическую поступь трагического сюжета. И здесь режиссер опирается на Пушкина, который говорил, что важна передача конфликта и трагедии. Продолжительность спектакля: 1 час 20 минут.
Крайне наивная, крайне внушаемая, без внутреннего стержня, нервная, боязливая... Еще не патология, но где-то рядом.
Ну какой из нее луч света? Она — органическая часть того самого темного царства, которое потому и темное, что его обитатели не доросли до света. А сюжет драмы — что это, как не буллинг в детском коллективе? Есть классический лидер травли, свекровь Кабаниха. Есть подручный — муж Катерины Тихон. Есть провокаторы — Варвара и, в еще большей степени, сумасшедшая барыня.
Есть равнодушные сторонние наблюдатели. И такая травля — в замкнутой среде, без вмешательства «взрослых» — просто не может не кончиться трагически. Братья Достоевские Такой взгляд у меня возник после перечитывания «Грозы». Но я стал думать дальше. Только ли всеобщую инфантильность можно разглядеть в драме? Не заложено ли там чего-то поглубже?
Да и сама эта инфантильность — она же не финальный диагноз, а лишь симптом. Симптом каких-то серьезных духовных заболеваний. А каких? И тут мне повезло. Я наткнулся на обстоятельную статью о драматургии Островского вообще и о «Грозе» в частности. Статью, которая дает, как мне кажется, христианский взгляд на героев «Грозы» и на то, почему они такими стали.
Автор статьи — Достоевский. Но не тот Достоевский, о котором вы сейчас подумали. Не Федор Михайлович, а его родной брат Михаил Михайлович 1820—1864. Тоже, кстати, писатель, а также литературный критик, переводчик, издатель. На год старше своего знаменитого брата. Вообще, братья Достоевские были очень дружны, вместе учились в детстве в пансионе Костомарова в Санкт-Петербурге, вместе издавали в 1861—1863 годах журнал «Время».
Драма в пяти действиях Александра Николаевича Островского». Его взгляд показался мне весьма убедительным, хотя в некоторых частностях я с ним несогласен. Главная его мысль: Катерина, несмотря на всю поэтичность своей натуры, не является неким нравственным эталоном, она не луч света, а несчастная женщина, имеющая глубокие внутренние проблемы, имеющая духовные болезни, и причина ее несчастья — не в засилье косной среды, а в ней самой. Но почему это так? Какие доказательства? Что общего у Катерины с Кабанихой?
Начнем издалека. Вспомним, что перед нами драматургия, особый жанр литературы. Пьеса пишется не только для того, чтобы ее прочитали глазами, но и для постановки в театре. Пьеса — она на стыке искусств, художественной литературы и театральной сцены. Отсюда особенности, которые надо учитывать. Михаил Достоевский поясняет: «В драматическом произведении все должно быть ясно договорено, все должно даваться готовым, объясненным и законченным зрителю.
Ему некогда рассуждать и анализировать. Действие идет быстро, и зритель не может бросить сцену как книгу, для того чтобы подумать о виденном». Утрированность характеров, некоторая даже карикатурность в ней неизбежна. Островский стремился же не быт русского купечества изобразить, а показать общечеловеческие духовные болезни — на примере хорошо знакомой ему среды, купеческого сословия. Поэтому здесь есть элемент условности, здесь есть пространство для домысливания деталей. И это важный момент, потому что если его не учитывать, то образы героев могут показаться надуманными, плоскими, психологически недостоверными.
Интересно, кстати, сравнить купцов, героев Островского, с купцами, героями романов Мельникова-Печерского. Эти романы написаны примерно двадцатью годами позднее, однако среда та же самая, характеры те же самые, тенденции те же самые. Но как по-разному они показаны! Взяв аналогию из изобразительного искусства, можно сказать, что у Островского карандашный рисунок, а у Мельникова-Печерского — станковая живопись. Причем бессмысленно оценивать с позиций «хуже-лучше» — они «оба лучше». После такой обстоятельной оговорки вернемся к Катерине.
Как видит ее Михаил Михайлович? Прежде всего, он замечает, что при всей противопоставленности Катерины старухе Кабановой обе смотрят на мир совершенно одинаково. Обе они родились в одном и том же слое общества, а может быть, и даже всего вероятнее, в одном и том же городе. Обе они с малолетства окружены были одними и теми же явлениями, явлениями странными, уродливыми до какой-то сказочной поэзии. Они с ранних лет подчинились одним и тем же требованиям, одним и тем же формам. Странницы и богомолки не переводятся у них в доме, рассказывают им нелепейшие сказки о своих далеких странствиях, сказки, в которые они обе верят, как в нечто непременное и неизменное.
Дьявол с своими проказами играет у них такую же роль, как самое обыденное явление, роль какого-то домашнего человека». Эскизы декораций к «Грозе», 1916 год. Источник: pinterest. Почему так вышло? Среда в обоих случаях одна и та же, круг общения один и тот же, религия одна и та же. Тем не менее, как замечает Михаил Достоевский, «не приписывайте ее чистоты и добродетели одному религиозному направлению ума.
Чистота эта в ней врожденная. Без нее она, как и тысячи других, вошла бы в разные сделки и договоры с своею совестью и посредством разных пожертвований, эпитимий, лишних постов и поклонов, прекрасно ужилась бы и с адом и с раем, как бы ни был ужасен один, неподкупен другой». Внутреннюю жизнь Катерины, жизнь ее души Михаил Достоевский рассматривает, естественно, с христианских позиций. И потому видит и ее изъяны, и то, как эти изъяны используются темными силами. Они очень податливы на любовные искушения и мало с ним борются, как будто заранее знают, что им не побороть врага». В когтях у страстей Тут надо кое-что пояснить.
Любовь такого уровня как у Катерины обязательно приводит к смерти, потому что она приходит в противоречие с укладом жизни, который весь связан с бесконечными мещанскими выяснениями отношений. А сильнейшее чувство, которое поднимает человека над всеми житейскими правилами, выше пошлой морали. Поэтому для Катерины дальнейшая жизнь — абсолютная несвобода. Эта несвобода становится убийственной для такого мощного живого чувства. Вот в чём схема трагедии». Сочиняя спектакль, Константин Райкин размышляет не только о личной драме, но и о глобальном унижении таланта, катастрофе любого художника, сила чувств и идей которого откровеннее и пронзительнее рамок дидактики, темноты в мозгах, закостеневшего общепринятого шаблона.
И все-таки падают» Ф. Фёдор Михайлович отмечает природную чистоту души героини, светлый поэтический мир Катерины, который создала её творческая душа. Муки совести из-за романтических отношений с Борисом она переживает именно по своей честности и чистоте. Не патриархальный уклад толкнул Катерину на страшный шаг, а сознание своей греховности: она не считает возможным для себя жить дальше. Катерина воспитывалась в той же купеческой среде, что и Кабанова, но родительский дом был для неё отрадным воспоминанием: «жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле». В доме Кабановой вроде бы всё то же самое, но дух другой: все «как будто из-под неволи». Муж её полностью подчинился властной матери, и о другом положении дел не помышляет. Сестра мужа Варвара приспособилась к обстоятельствам: обманывает мать и живёт, как хочет. Катерина убеждена, что замуж выйти — всё равно что похоронить себя. Порывистая, поэтическая натура её жаждет любви, она готова и мужа полюбить, но тот не понимает её состояния. Выход чувствам героиня находит в любви к Борису, тем самым порушив вековые устои. Более того Катерина вступает в противоречие со своей христианской верой. Измена мужу для неё становится страшнее самоубийства. Счастье запретной любви было недолгим, оно отозвалось тяжёлым внутренним разладом, депрессией. Нравственные терзания усугубляла свекровь. Простившись с Борисом, Катерина уже не может вернуться домой: «…о жизни и думать не хочется,… люди, дом, стены — все противно». Удушающая атмосфера ханжества, нелюбви, непрощения даже к покаявшейся грешнице в доме Кабанихи, в самом городе Калинове добивает хрупкую натуру Катерины. Можно по-разному относиться к образу Катерины, можно объяснять её поступки слабостью характера, но не сострадать этой редкой по красоте души героине нельзя. Историческим прототипом, послужившим основой образа Катерины, иногда называют актрису Любовь Косицкую, так как воспоминания о детстве и юности Катерины — это воспоминания актрисы. Под влиянием рассказов Любови Косицкой, её облика, голоса у драматурга сложился образ Катерины. Ей же довелось одной из первых воплотить эту роль на театральной сцене. Характеристика Марфы Игнатьевны Кабановой Кабанихи Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, вдова, живущая с двумя взрослыми детьми. Она домашний деспот, недаром ее прозвали Кабанихой. Марфа Ивановна любит, чтобы все было сделано по ее правилам: все в доме должны жить по законам, которые она установила в своей семье. Деспотизм Кабанихи вырастает не только из-за своенравия ее характера. Её взгляды и поступки определяются законами Домостроя. Кабаниха При этом в семье явно не хватает любви, уважения и доверия друг к другу. Когда Тихон собирается в поездку, он говорит: «недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет». У Кабановой сухая душа, она не способна воспринимать красоту жизни, любить. Она антипод Катерины. У него есть сестра и жена. Он робкий, неуверенный в себе человек, привыкший жить по указке матери. Он не может стать на сторону своей жены и защитить ее от матери, потому что сам боится ее. Высказывания других персонажей пьесы характеризуют Тихона как глупого человека. Например, Кулигин: «Пора бы вам уж, сударь, своим умом жить». Обсуждая поступки Катерины, Кудряш говорит: «Хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта». Тихон — образ противоречивый. Он добрый, но бесхарактерный, жену свою Катерину жалеет, да заступиться за нее не может. Как слабохарактерный человек, когда уезжает из города, вдали от материнской опеки, начинает пить. В действии пятом, в разговоре с Кулигиным, он сам о себе говорит так: «Я в Москву ездил, ты знаешь? На дорогу-то маменька читала, читала мне наставления-то, а я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил…» Возраст героя автором не указан, но независимо от того, сколько ему лет, он остается «маменькиным сынком», беспомощным в ситуациях, когда надо принять самостоятельное решение, например, уехать из дома, в котором он глубоко несчастен. Когда погибает его жена, он винит во всем свою мать, не чувствуя за собой никакого греха. Она так же, как и Тихон, стала «жертвой» жестокого характера своей матери, терпит ее попреки и унижения. Но, в отличие от Тихона, Варвара хитра, научилась лицемерию, изворотливости и не потакает своей матери. У нее более стойкий характер, в беседах с Катериной она учит ее быть похитрее. Варвара тайно встречается со служащим купца Дикого, Иваном Кудряшом. Зная, что мать не одобрит ее выбор, она бегает на свидания по ночам и не мучается, как Катерина, угрызениями совести. Она решается на побег из дома с Кудряшом, чтобы избавиться от материнского деспотизма. Горячей любви у неё к Ваньке Кудряшу нет, судя по авторской ремарке: целует холодно. Варвара умеет приспособиться к жизни, она, в отличие от матери, нежестока, сочувствует Катерине. Но это натура заурядная, без затей. Характеристика Бориса Григорьевича Борис и Катерина Борис Григорьевич — единственный персонаж пьесы, которому автор дал характеристику уже в самом начале, в перечне действующих лиц. Островский написал: «Молодой человек, порядочно образованный». Борис — племянник Дикого, приехал в город Калинов из Москвы. Он одевается модно, по-столичному, выделяясь из «общей массы» провинциальных жителей. Но приехал он сюда потому, что родители его умерли от холеры, а от бабушки осталось наследство, получить которое он может, только обратившись к своему дяде. Получение наследства зависит от того, насколько почтителен Борис будет со своим дядюшкой Савелом Прокопьевичем. Образ Бориса так же противоречив, как и образ Тихона. Каждый из героев пьесы дает ему свою характеристику. Кулигин говорит: «Хороший он человек». По мнению Варвары, он скучный. Кудряш характеризует его как смирного. Чтобы получить наследство, Борис вынужден работать на своего дядю, даже не зная, заплатит ли тот. Борис любит Катерину, но материальная зависимость порабощает его. Когда Катерина просит взять ее с собой в Сибирь, он, боясь гнева Дикого, отказывает. Борис не тот герой. Катерина, по словам Добролюбова, полюбила его «на безлюдьи». Бесхарактерность, слабоволие и Бориса, и Тихона тоже посодействовали тому, что Катерина покончила с собой. Критика рассматривает Дикого как «яркого представителя темного царства».
Смысл пьесы «Гроза» — Островского
Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году. — «Гроза» стоит особняком среди пьес Островского. Советское литературоведение, определив пьесу как вершинное произведение Островского, многообразием прочтений уже не отличалось: «Советские исследователи Островского выступали, как правило. пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма. Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году. Островский назвал свою пьесу «Гроза». Сегодня слово «гроза» мы понимаем в первую очередь как ненастье с громом и молнией.