Результатом этой рефлексии стало программное, в сущности, заявление генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, сделанное 8 июня 2020 г.
«НЕсвободный дух». Как создавали НАТО
Он предназначен для изучения общих проблем ядерной стратегии Североатлантического союза, разработки планов развития ядерных сил блока, рассмотрения вопросов развёртывания, обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия , контроля над вооружением и распространением оружия массового поражения. Представитель Исландии участвует в работе группы в качестве наблюдателя. Подготовительную работу заседаний ГЯП проводит штабная группа, которая заседает не реже 1 раза в неделю. В её состав включены высокопоставленные представители военных ведомств и государственных учреждений государств — членов блока, а также эксперты, специализирующиеся в области коалиционной ядерной политики. Заседания этой группы проходят несколько раз в год под председательством представителя США.
Генеральный секретарь не входит в состав какой-либо национальной делегации и подотчётен только САС. Избрание генерального секретаря происходит на основе принципа единогласия всех членов блока. При этом кандидат на пост генерального секретаря как правило, бывший министр иностранных дел одного из государств альянса должен владеть английским и французским языками. Кандидат, получивший в ходе консультаций одобрение всех стран-участниц, официально утверждается в качестве очередного генерального секретаря блока обычно на 2 года на сессии САС.
Генеральный секретарь представляет интересы Североатлантического союза на международной арене, выражает официальные взгляды альянса и выступает как глава политической и военной организации блока. В процессе консультаций при решении практических вопросов деятельности НАТО он непосредственно взаимодействует с правительствами стран-участниц, ведёт переговоры с ними в ходе официальных визитов и организует взаимодействие по выполнению решений высших политических и военно-политических органов альянса. Генеральный секретарь имеет заместителя и помощников по различным вопросам деятельности НАТО. Брюссель, Бельгия.
Исмей 1952—1957 , П. Спаак 1957—1961 , Д. Стиккер 1961—1964 , М. Брозио 1964—1971 , Й.
Лунс 1971—1984 , П. Каррингтон 1984—1988 , М. Вёрнер 1988—1994 , С. Баланцино и.
Клас 1994—1995 , Х. Солана 1995—1999 , Дж. Робертсон 1999—2004 , Я. Расмуссен 2009—2014 , Й.
Столтенберг с 2014. Франция представлена в ВК военной миссией, Исландия — наблюдателем.
Цель учений заключается в отработке начальных этапов потенциальной войны между великими державами. Однако, по данным New York Times, НАТО разрабатывает также планы кибервойны и защиты от потенциальных кибератак на гражданскую инфраструктуру. В случае военного конфликта между НАТО и Россией, американские и союзные войска первыми направились бы в страны Балтии — Эстонию, Латвию и Литву, чтобы противостоять возможному вторжению России. Эта территория, известная как «восточный фланг» НАТО, имеет критическое стратегическое значение.
Спаак 1957—1961 , Д. Стиккер 1961—1964 , М. Брозио 1964—1971 , Й. Лунс 1971—1984 , П. Каррингтон 1984—1988 , М. Вёрнер 1988—1994 , С. Баланцино и. Клас 1994—1995 , Х. Солана 1995—1999 , Дж. Робертсон 1999—2004 , Я. Расмуссен 2009—2014 , Й. Столтенберг с 2014. Франция представлена в ВК военной миссией, Исландия — наблюдателем. В период между заседаниями контроль за выполнением принятых ВК решений и координацию деятельности высших военных командований осуществляет Постоянный военный комитет в составе национальных военных представителей государств — участников военной организации блока. Центр круглосуточно отслеживает военно-политическую обстановку во всех регионах мира и оперативно доводит её до руководства альянса. Создание НАТО в условиях начавшейся «холодной войны» способствовало расколу Европы на военно-политические группировки, усилению гонки вооружений и обострению конфронтации между Западом и Востоком. Политические и правовые основы функционирования НАТО были заложены в содержание Североатлантического договора. Их детализация и военно-теоретические положения по применению вооружённых сил альянса отражались в стратегических концепциях НАТО, директивах, руководящих указаниях и других концептуальных документах, содержание которых менялось по мере расширения альянса и эволюции взглядов военно-политического руководства на способы ведения войны. В период «холодной войны» были приняты 4 стратегические концепции 1950, 1952, 1957, 1968 , последняя из них в вопросах применения вооружённых сил блока имела универсальный характер и действовала до конца 1980-х гг. С распадом международной системы стран социалистического содружества и ОВД руководство НАТО приступило к пересмотру военно-политических целей, провозгласив, что политика альянса в области безопасности базируется на трёх элементах: диалоге, сотрудничестве и обеспечении потенциала коллективной обороны. В Стратегической концепции 1991 г. Так, было заявлено, что потенциальная угроза для стран — членов НАТО исходит не от спланированной агрессии, а от нестабильности на Европейском континенте, вызванной социально-экономическими и политическим проблемами, этническими разногласиями и территориальными спорами. Кроме того, в документе подчёркивалось, что, хотя сложившееся положение в Европе в ближайшей перспективе делает крупномасштабное нападение на союзников маловероятным, всё же такая возможность не может исключаться. Таким образом, НАТО пошло по пути расширения списка возможных угроз для обоснования проецирования силы за традиционную зону ответственности, открывая возможности для вмешательства во внутренние дела других государств. В 1992 г. С 1994 г. Программа охватывала 34 государства, впоследствии их часть вошла в состав альянса, сотрудничество с Россией и Белоруссией было приостановлено, соответственно, в 2014 и в 2021 гг.
Предыстория До середины ХХ века США оставались региональной державой и старались не вмешиваться в европейские конфликты. К примеру, в Первую мировую войну штаты вступили только в апреле 1917 г. А после окончания военных действий государство вновь вернулось к политике изоляционизма, чему в немалой степени поспособствовала и Великая депрессия 1930-х годов. Однако во время Второй мировой войны США не только восстановили свою экономику, но и смогли значительно заработать на конфликте. Находясь далеко от основной арены сражений и активно предоставляя своим союзникам военную технику, штаты сделали своими должниками так или иначе все страны-победительницы. После 1945 г. США становится супердержавой, существенно обгоняя по экономическим и военным показателям другие государства. Определенную конкуренцию ей мог составить только Советский Союз, но лишь после восстановления страны от разрушительных последствий войны. С ростом влияния в мире у США увеличились и аппетиты. По своему охвату они стали глобальными. Причем смена парадигмы происходит даже на обывательском уровне — в сознании жителей страны. Публицист Эдвин Годкин писал в своем журнале: «Настоящим американцем не может считаться тот, кто питает сомнения в способности США крушить другие страны; тот, кто не признает право США по собственному желанию оккупировать чужие территории, каналы, перешейки или полуострова; тот, кто … сомневается в необходимости иметь столь многочисленный флот; тот, кто восхищается европейским обществом или любит путешествовать по Европе…». На этом фоне появляется «доктрина Трумэна», которая провозгласила США борцом с «мировым коммунизмом». Напрямую СССР в ней не упоминался, однако было очевидно, что она призвана снизить советское влияние на европейском континенте. США объявили, что будут оказывать помощь странам, которым угрожают «вооруженные меньшинства или внешнее влияние». Расплывчатые формулировки позволяли Белому дому диктовать, кто является источником опасности, и вмешиваться в политику государств исходя из собственных интересов.
Всё о НАТО: состав, численность, вооружения, угрозы
Среди них — включение космического пространства в сферу ответственности НАТО и обновление базовых требований организации к гражданским коммуникациям, включая сети 5G. Остальные угрозы можно перечислить кратко: развитие технологий, актуальные проблемы в борьбе с терроризмом, нестабильность в регионах к югу от границ НАТО, вопросы контроля над вооружениями и ядерного сдерживания, изменение климата. Важно отметить, что этот доклад — не официальный документ НАТО, а лишь рекомендация экспертов. Более того, инициатива его разработки принадлежит Генеральному секретарю организации, а не государствам-членам.
НАТО как международная организация является производной совокупности волеизъявлений ее государств-членов. Конечно, бюрократия организации имеет некоторое влияние и собственные интересы, и она может их продвигать. Именно по этой причине и был разработан доклад.
С другой стороны, тезисы доклада не являются прорывными и соответствуют стратегическому развитию альянса в последние годы. Для выявления же субъектов этого развития необходимо рассматривать политические взаимоотношения между государствами-членами и их группами. Именно их интересам соответствует увеличение европейскими членами альянса расходов на оборону, включение Китая и космического пространства в сферу деятельности НАТО, сдерживание России на восточном фланге организации, углубление оперативной совместимости союзников, следствием которого становится закупка ими американских вооружений.
После избрания президентом этой страны Джо Байдена многие ожидают углубления трансатлантических связей и усиления альянса. Это неформальное объединение имеет сегодня значительный потенциал для создания в ИТР военных структур для сдерживания Китая. Однако его члены не проявляют соответствующей политической воли, но вероятно, это вопрос времени[3].
Email: [email protected]. Информация, размещенная на портале, а именно: текстовые материалы, элементы дизайна, логотипы, товарные знаки, фотографии, видео и аудио охраняются законодательством Российской Федерации и международными нормами права и не могут быть использованы без разрешения правообладателей. Согласно ст.
Мнение редакции может не совпадать с мнением отдельных авторов и колумнистов.
Избрание генерального секретаря происходит на основе принципа единогласия всех членов блока. При этом кандидат на пост генерального секретаря как правило, бывший министр иностранных дел одного из государств альянса должен владеть английским и французским языками. Кандидат, получивший в ходе консультаций одобрение всех стран-участниц, официально утверждается в качестве очередного генерального секретаря блока обычно на 2 года на сессии САС. Генеральный секретарь представляет интересы Североатлантического союза на международной арене, выражает официальные взгляды альянса и выступает как глава политической и военной организации блока. В процессе консультаций при решении практических вопросов деятельности НАТО он непосредственно взаимодействует с правительствами стран-участниц, ведёт переговоры с ними в ходе официальных визитов и организует взаимодействие по выполнению решений высших политических и военно-политических органов альянса. Генеральный секретарь имеет заместителя и помощников по различным вопросам деятельности НАТО.
Брюссель, Бельгия. Исмей 1952—1957 , П. Спаак 1957—1961 , Д. Стиккер 1961—1964 , М. Брозио 1964—1971 , Й. Лунс 1971—1984 , П. Каррингтон 1984—1988 , М.
Вёрнер 1988—1994 , С. Баланцино и. Клас 1994—1995 , Х. Солана 1995—1999 , Дж. Робертсон 1999—2004 , Я. Расмуссен 2009—2014 , Й. Столтенберг с 2014.
Франция представлена в ВК военной миссией, Исландия — наблюдателем. В период между заседаниями контроль за выполнением принятых ВК решений и координацию деятельности высших военных командований осуществляет Постоянный военный комитет в составе национальных военных представителей государств — участников военной организации блока. Центр круглосуточно отслеживает военно-политическую обстановку во всех регионах мира и оперативно доводит её до руководства альянса. Создание НАТО в условиях начавшейся «холодной войны» способствовало расколу Европы на военно-политические группировки, усилению гонки вооружений и обострению конфронтации между Западом и Востоком. Политические и правовые основы функционирования НАТО были заложены в содержание Североатлантического договора. Их детализация и военно-теоретические положения по применению вооружённых сил альянса отражались в стратегических концепциях НАТО, директивах, руководящих указаниях и других концептуальных документах, содержание которых менялось по мере расширения альянса и эволюции взглядов военно-политического руководства на способы ведения войны. В период «холодной войны» были приняты 4 стратегические концепции 1950, 1952, 1957, 1968 , последняя из них в вопросах применения вооружённых сил блока имела универсальный характер и действовала до конца 1980-х гг.
Учения охватывают широкий спектр сценариев, включая высадку десантников в Эстонии, прибытие немецких солдат в Литву впервые со времен Второй мировой войны и развертывание сил в стратегически важном Сувалкском коридоре. Цель учений заключается в отработке начальных этапов потенциальной войны между великими державами. Однако, по данным New York Times, НАТО разрабатывает также планы кибервойны и защиты от потенциальных кибератак на гражданскую инфраструктуру. В случае военного конфликта между НАТО и Россией, американские и союзные войска первыми направились бы в страны Балтии — Эстонию, Латвию и Литву, чтобы противостоять возможному вторжению России.
НАТО – последние новости
From 17 to 19 April 2024, the Chair of the NATO Military Committee, Admiral Rob Bauer, visited Algeria upon the invitation of General Said Chanegriha, Chief of Staff of the People’s National Army. НА́ТО, Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, Североатланти́ческий алья́нс (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO; фр. Чтобы предотвратить катастрофу украинской армии, НАТО намерена заполнить бреши в рядах ВСУ завозом своих "советников".
НАТО активно готовится к прямому столкновению с Россией
From 17 to 19 April 2024, the Chair of the NATO Military Committee, Admiral Rob Bauer, visited Algeria upon the invitation of General Said Chanegriha, Chief of Staff of the People’s National Army. Working for peace, security and freedom for one billion people. This is the official YouTube channel of NATO (North Atlantic Treaty Organization).The opinion. Эрдоган: Турция в вопросе выбора нового генсека НАТО примет стратегически мудрое решение.
Наращивание сил НАТО и США в Европе: риски и последствия для России и Белоруссии
В 2009 г. Украина реализовала первую, в 2010 г. Выполнение каждой из них было позитивно оценено стороной НАТО. Эта оценка учитывается при подготовке программы на следующий год. Однако НАТО не намерена оказывать Украине военную помощь и помогать ей в обеспечении территориальной целостности [30].
А вдруг нам нужна будет военная помощь? Мы рассчитываем на помощь НАТО, если она нам понадобится. Иначе зачем мы так долго сотрудничаем и почему являемся особым партнером? Членство в НАТО сейчас — очень далёкий сценарий».
А предпосылки для этого неизбежно будут. Сколько бы снарядов и ракет ни поставил Запад, там всё равно будут ограниченные объёмы. Есть один ключевой ресурс, который заканчивается на Украине, — это люди. Никакие драконовские законы о мобилизации их крепко не выручат в долгосрочной и даже среднесрочной перспективе.
Имеется тенденция по вовлечению всех государств Евросоюза в этот военно-политический блоке. При этом для ряда государств выстраиваются механизмы вовлечения в военную деятельность НАТО без предоставления им членства и соответствующих гарантий со стороны блока. Кроме того, действуя в оккупационной логике, военно-политическое руководство США и Великобритании создает очаги напряженности в Европе и ограничивает возможности Европейского союза по проведению самостоятельной политики. С этой целью поощряются региональные амбиции отдельных государств Европы без опоры на военный потенциал НАТО. Следствием таких шагов становится повышение агрессивности политики руководства стран Польши и Балтии, которые формируют из Беларуси образ врага, необоснованно обвиняя республику в эскалации обстановки.
После начала российской спецоперации на Украине в феврале 2022 года о намерении вступить в НАТО заявили еще две европейские страны — Швеция и Финляндия.
Протоколы о присоединении этих государств к альянсу были подписаны в июле, и теперь по правилам должны быть ратифицированы парламентами всех 30 действующих стран — членов НАТО. Однако реальные перспективы этого пока не ясны, хотя лидеры стран НАТО также заявляли, что поддерживают стремления Киева и Тбилиси. За свою историю войска НАТО участвовали в нескольких крупных вооруженных конфликтах: контингент альянса находился в Афганистане с 2001 по 2021 год, кроме того, альянс принимал участие в бомбардировках Югославии во время конфликта на Балканах в 90-х и Ливии в 2011-м.
Наращивание сил НАТО и США в Европе: риски и последствия для России и Белоруссии
The Department of Defense provides the military forces needed to deter war and ensure our nation's security. НАТО состоит из полит. и воен. структур, располагает мощной гр-кой Объединённых вооружённых сил НАТО (ОВС НАТО). Это означает, что действительно НАТО разворачивается, организует нам помимо одного центрального фронта, ещё два потенциальных – один на Южном Кавказе.
Создание Североатлантического договора (НАТО)
Шойгу на совещании министров обороны стран-участниц ШОС в Астане.
Вместе с тем сегодня в западных научно-экспертных кругах все еще продолжаются дискуссии относительно того, имели ли действительно место подобные гарантии нерасширения. По всей видимости, вопрос о гарантиях нерасширения НАТО на Восток связан не столько с самим фактом их наличия или отсутствия , сколько с разной трактовкой этих обещаний, озвученных в ходе переговорного процесса, который, как известно, носил неофициальный характер. Последующее же развитие событий на международной арене дает нам массу примеров, когда страны Запада могут достаточно вольно интерпретировать не только неформальные, но и вполне юридически оформленные обязательства. При этом они исходят из собственных интересов или соображений целесообразности, как это было, например, в отношении установления «бесполетной зоны» в Ливии.
Распад социалистического блока в конце 90-х годов прошлого века породил сомнения в необходимости сохранения выполнившей свою миссию Организации Североатлантического договора. Однако активные действия Соединенных Штатов и их ближайших союзников в Европе, не желавших отказываться от проверенных временем механизмов трансатлантической связки, на рубеже 80—90-х годов минувшего столетия обеспечили сохранение НАТО как оборонной организации Запада во главе с США. В американских политических кругах достаточно быстро пришли к пониманию того, как следует реформировать альянс для поддержания его жизнеспособности после окончания холодной войны и сохранения лидерства Вашингтона в европейских делах. В новой Стратегической концепции Североатлантического союза 2010 и целом ряде других концептуальных документов говорится о расширении как его функциональной, так и географической зоны ответственности, то есть предусматривается продолжение процесса трансформации блока из евроатлантической оборонной структуры в организацию, занимающуюся обеспечением безопасности в глобальном масштабе. Именно на это нацелен комплекс мероприятий по повышению эффективности совокупного коалиционного потенциала как в военной, так и политической сфере.
Иными словами, Североатлантический союз должен стать универсальным инструментом повсеместного военного и политического вмешательства, способным оказывать целевое воздействие на международную среду безопасности. Вместе с тем расширение спектра задач и количества стран — членов альянса уже привело к известной «болезни роста» Организации.
Для Швейцарии нейтралитет — один из основополагающих принципов её политики. Убедившись в ходе своего исторического развития в том, что внеблоковый статус даёт существенные преимущества — прежде всего в экономической сфере, — эта страна до сих пор придерживается этого принципа. Австрия остаётся внеблоковой во многом по причине того, что предоставление ей суверенитета странами — победительницами во Второй мировой войне было обусловлено её нейтральным статусом. И австрийцы пока не хотят нарушать эти условия.
Что же касается Ирландии, то она не вступила в НАТО исключительно в пику Великобритании, с которой у неё до сих пор остаётся нерешённым территориальный спор о Северной Ирландии.
Большинство стран мира понимает опасность такого подхода, считает Лавров. О том, что действия Соединённых Штатов представляют главную угрозу безопасности в Латинской Америке, заявлял министр обороны Венесуэлы Владимир Падрино Лопес.