Сергей Параджанов был реабилитирован по решению Национальной комиссии по реабилитации на Украине. независимое творческое объединение, изучающее творчество выдающегося режиссера и художника Сергея Иосифовича Параджанова. Национальная комиссия по реабилитации в Украине спустя 50 лет реабилитировала кинорежиссера Сергея Параджанова, осужденного в СССР по статье о «мужеложстве».
ПЕРВЫЙ ЛЮБОВНИК ПАРАДЖАНОВА
Серге́й Ио́сифович Параджа́нов (арм. Սերգեյ Փարաջանով; имя по армянской традиции Саргис Овсепи Параджанян (арм. Սարգիս Հովսեփի Փարաջանյան); укр. Сергій Йо́сипович Параджа́нов; груз. Пелешян был дружен также с корифеем армянского абстрактного кинематографа Сергеем Параджановым, от которого даже получил предсмертное письмо. Национальная комиссия по реабилитации на Украине реабилитировала кинорежиссера Сергея Параджанова (1924-1990), осужденного в СССР по статье о «мужеложестве», спустя 50 лет. Параджанов обвинялся в совершении актов мужеложства с Владимиром Кондратьевым, Иваном Писковым и Феликсом Десятником, что подпадало под ч.1 ст. 122 УССР.
Рассылка новостей
- ПЕРВЫЙ ЛЮБОВНИК ПАРАДЖАНОВА
- параджанов - Последние новости :
- Подписаться на рассылку
- ВШИВЫЙ МАРКС
- Сергей Параджанов: режиссёр и националист - 28.11.2023 Украина.ру
- Оставить заявку
Сергей ПАРАДЖАНОВ
На Украине реабилитирован режиссер Сергей Параджанов | В истории Украины времен СССР режиссер Сергей Параджанов занимает уникальное место. |
Сергей Параджанов: биография, фильмография и личная жизнь | Сергей Параджанов был реабилитирован по решению Национальной комиссии по реабилитации на Украине. |
Режиссера Параджанова реабилитировали к 100-летию со дня рождения | Его фильмы и теоретические работы преподают в киношколах всего мира, о нем пишут книги и снимают кино, Сергей Параджанов считал его одним из немногих подлинных киногениев. |
"Я отомщу миру любовью". Что говорил великий Сергей Параджанов о кино, чуде и детстве | В Украине Национальная комиссия по реабилитации спустя 50 лет после приговора реабилитировала кинорежиссера Сергея Параджанова, осужденного в СССР по обвинению в. |
К 100-летию со Дня рождения Сергея Параджанова
Об этом сообщил украинский Институт национальной памяти в Facebook владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена. Представителя волны украинского поэтического кино, автора фильмов «Тени забытых предков» и «Цвет граната», по данным организации, было решено реабилитировать ко дню его столетия после подробного анализа уголовного дела кинематографиста и других архивных документов. По словам главы Института национальной памяти Украины Антона Дробовича, юридическая реабилитация Параджанова является «непревзойденным и знаковым событием».
В 1964 году фильм "Тени забытых предков" "Огненные кони" принёс ему мировую славу. Но странность жизни Параджанова заключается в том, что после того, как он прославился, начинаются несчастья.
В 1965 режиссер работает над антивоенным фильмом "Киевские фрески", который впоследствии был запрещён. В 1966 году Сергея Параджанова приглашают в Армению, где он приступает к работе над картиной «Саят-Нова».
Об этом сообщил фотограф Юрий Мечитов на своей странице в Facebook и поделился архивными снимками постановщика с наследником. На 63 году жизни скончался единственный сын Сергея Параджанова — Сурен», — написал он. Известно, что Сурен Параджанов родился в 1958 году.
С большим сожалением Левон Рачикович говорил о вмешательстве советской цензуры в съемочный процесс, изрядно сократившей картину и лишившей ее самых ярких и значительных эпизодов. Несколько лет назад, продолжил Л.
Григорян, ему удалось найти негатив с выброшенным из фильма материалом и смонтировать шесть «совершенно новых новелл», которые не вошли в «Цвет граната»… С воспоминаниями о С. Параджанове выступил и его коллега, оператор Александр Антипенко, снимавший кинопробы к незавершенному фильму режиссера «Киевские фрески». Антипенко рассказал, в том числе, и о близкой творческой дружбе Сергея Параджанова с Андреем Тарковским, которого считал «молодым гением нашего русского кино». И в жизни, следовало из рассказа оператора, Параджанов не переставал мыслить образами и создавать символические декорации к событию, каким стал для него, например, выход выдающегося фильма Тарковского «Иваново детство»… Собравшихся в большом конференц-зале ДРЗ поприветствовал и почитатель С. Параджанова, один из организаторов памятного мероприятия, поэт Михаил Бузник, рассказавший о том, как отмечает Франция 95-летний юбилей знаменитого кинорежиссера, чье творчество вошло в национальную и мировую культурную сокровищницу… Завершился вечер показом документальной киноленты Патрика Казальса «Сергей Параджанов» 1986, Франция , снятой еще при жизни Сергея Иосифовича.
На Украине реабилитирован режиссер Сергей Параджанов
Об этом сообщил украинский Институт национальной памяти в Facebook владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена. Представителя волны украинского поэтического кино, автора фильмов «Тени забытых предков» и «Цвет граната», по данным организации, было решено реабилитировать ко дню его столетия после подробного анализа уголовного дела кинематографиста и других архивных документов. По словам главы Института национальной памяти Украины Антона Дробовича, юридическая реабилитация Параджанова является «непревзойденным и знаковым событием».
По словам главы Института национальной памяти Украины Антона Дробовича, юридическая реабилитация Параджанова является «непревзойденным и знаковым событием». В тюрьме он пробыл четыре года. Накануне российские певцы вернулись в чарты стран бывшего СССР.
По происхождению Сергей Иосифович Параджанов был армянином, однако родился и детство провел в Грузии, а в тюрьму был отправлен из-за обвинения в украинском национализме.
Итак, что же сделал Параджанов, чтобы попасть в тюрьму? И почему самые известные европейские режиссеры лично просили у властей СССР дать ему свободу? Происхождение Сергей Иосифович Параджанов появился на свет в январе 1924 года в Тбилиси. Он происходил из старинного рода армянских антикваров. Его отец, Иосиф Сергеевич, надеялся, что единственный сын у режиссера было еще 2 сестры: Рузанна и Анна продолжит семейное дело. Однако юноша отказался, что навсегда испортило его отношения с родителем.
Сергей Параджанов: биография ранних лет и выбор профессии Во время учебы в школе будущий режиссер получал весьма посредственные оценки, особенно по точным наукам. Единственные пятерки в его школьном аттестате были поставлены за природоведение и рисование. Несмотря на натянутые отношения с точными науками, после школы Параджанов поступил на строительный факультет Тбилисского института железнодорожного транспорта, но смог проучиться там лишь год. Параллельно Сергей Параджанов 2 года проработал художником-технологом на тбилисской фабрике «Советская игрушка». Обладая приятным от природы голосом, в 1942 году он перевелся на вокальное отделение Тбилисской консерватории, где учился на протяжении 3 лет. Эти годы совпали с периодом Великой Отечественной войны.
Не желая оставаться в стороне, Параджанов все это время выступал в военных госпиталям и в общей сложности дал около 600 концертов. Кстати, воспоминания об этих годах будут им использованы при работе над кинолентой «Украинская рапсодия». Параджанов в Москве После войны Сергей Параджанов отправился учиться в консерваторию г. Здесь он обучался в классе Нины Дорлеак. Пребывая в Москве, стал задумываться о карьере режиссера молодой студент консерватории. Этот педагог быстро рассмотрел талант своего ученика, поэтому в конце III курса пригласил его ассистировать ему при съемках картины «Третий удар».
В следующем году Параджанов уже ассистировал Савченко в «Тарасе Шевченко». К несчастью, Игорь Андреевич внезапно скончался, не успев закончить картину, поэтому Параджанов вместе с сокурсниками завершил работу своего учителя. В последние годы учебы педагогом начинающего режиссера стал Александр Довженко. Возможно, именно поэтому он и заинтересовал юношу украинской культурой и поспособствовал тому, что после ВГИКа Параджанов попал на Киевскую студию художественных фильмов. Первые режиссерские работы Первым проектом, снятым режиссером, была расширенная версия его дипломной работы — лента «Молдавская сказка». Через несколько лет на основе материала, собранного для нее, был снят детский кинофильм «Андриеш».
В будущие годы работал над документальными и научно-популярными лентами Сергей Параджанов. Фильмы этого периода — «Наталия Ужвий», «Думка», «Золотые руки». В 1958 году режиссер выпускает комедию «Первый парень», а через несколько лет — военную мелодраму «Украинская рапсодия». В 1962 году совместно с Анатолием Слесаренко Параджанов снимает лирическую ленту о любви — «Цветок на камне». Наиболее известные ленты режиссера: «Тени забытых предков» и «Цвет граната» В 1964 году Параджанов пишет сценарий кинокартины «Тени забытых предков» на основе одноименного произведения Михаила Коцюбинского, чье творчество Параджанову очень нравилось. История любви гуцулов, снятая на украинском языке, была с восторгом принята в УССР и завоевала приз Всесоюзного кинофестиваля 1966 года.
Однако в остальных советских республиках к ней отнеслись прохладно.
Довженко «Тени забытых предков». Фильм, который стал одним из самых ярких событий советского кино первой половины 60-х. Рассказывает Л. Григорян: «Появление «Теней забытых предков» стало не просто премьерой, а в буквальном смысле взрывом, открытием нового самобытного художника, новой личности со своим ярким, ни на что не похожим видением мира. Феномен этого парадоксального «рождения», когда вчера еще безвестный режиссер стал известен всему миру, прежде всего в том, что Параджанов одним из первых уловил возникновение новой шкалы ценностей, огромную потребность в эстетике естественных сил бытия. Нельзя не отметить, что одним из решающих факторов, способствующих самораскрытию Параджанова, стал литературный источник картины — повесть Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков»… В картине Параджанова ощущается мощный поэтико-философский заряд прозы украинского классика. И все же бесхитростная любовная история, рассказанная нам с экрана, могла бы стать еще одной достаточно тривиальной экранизацией.
Примеров тому множество. Но над фильмом работал талантливый коллектив. Кроме Сергея Параджанова, это были сценарист Иван Чендей и оператор фильма Юрий Ильенко, который воплотил в этой ленте свою уникальную кинопоэтику. Принципиально отличаясь от всех предыдущих работ режиссера, она помогла Параджанову вступить в новую для него сферу художественных интересов. Весь его последующий путь, полный страстных и глубоких исканий, можно охарактеризовать словами поэта: «До сущности протекших дней, до их причины, до основанья, до корней, до сердцевины…» Фильм Параджанова был удостоен приза на Всесоюзном кинофестивале в Киеве 1966. И все же на Западе там фильм демонстрировался под названием «Огненные кони» интерес к нему был гораздо большим, чем на родине. В 1965 году он был удостоен премии Британской академии, призов на фестивалях в Риме и Мар-дель-Плате. Всего за два года проката за рубежом фильм соберет на различных международных фестивалях 28!
Приведу лишь несколько откликов на тот фильм в зарубежной прессе. Газета «Экспресс» Франция , 27 марта 1966 года: «Тщательный анализ фильма позволяет сделать вывод, что Параджанов создал великолепную поэму в стиле барокко, которую будут очень хвалить или очень ругать». Журнал «Экран» Польша , 1966 год: «Это один из удивительнейших и изящнейших фильмов, какие случалось нам видеть в течение последних лет. Поэтическая повесть на грани реальности и сказки, действительности и привиденного, достоверности и фантазии… Воображению Параджанова, кажется, нет границ. Красные ветви деревьев, геометрическая композиция внутри корчмы с немногочисленным реквизитом на фоне белых стен, Палагна на лошади под красным зонтом и с полуобнаженными ногами, грубость погребального ритуала с омовением умершего тела и сцена оргиастических забав в финале… Параджанов открывает в фольклоре, обычаях, обрядах самобытный культурный ритуал, в рамках которого действительность реагирует на беспокойство и трагедию личности». Правда, не все критики отзывались о фильме столь восторженно, были и иные мнения. К примеру, в газете «Нувель литтерер» один из критиков написал, что фильм «сложный, интересный и… достаточно скучный». Между тем в 1966 году Параджанов приступает к новой работе — по собственному сценарию он снимает фильм «Киевские фрески», посвященный событиям Великой Отечественной войны.
Стоит отметить, что руководители украинского Госкино отнеслись к желанию Параджанова снять фильм о войне с большой настороженностью. Они прекрасно понимали, что художник времен «Первого парня» и «Украинской рапсодии» в Параджанове навсегда уМер и на свет родилось нечто новое и совершенно для них непонятное. И такой Параджанов им уже был не нужен. В итоге после первых проб «Киевских фресок» чиновники обвинили режиссера в химерном и мистически-субъективном отношении к событиям Великой Отечественной войны и дальнейшие съемки запретили. Именно тогда Параджанов окончательно осознал, что в Киеве ему работать больше не дадут. И он переехал в Ереван, где на студии «Арменфильм» ему пообещали создать все условия для работы. Там он снимает документальную одночастевку «Акоп Овнатанян», а в 1968 году приступает к съемкам художественного фильма «Цвет граната» «Саят-Нова» , В картине, состоящей из нескольких миниатюр, была сделана попытка показать духовный мир средневекового армянского поэта Саят-Новы, писавшего на армянском, грузинском и азербайджанском языках, историю его любви, его отношение к религии, светской власти, народу. Григорян пишет: «Велика на первый взгляд разница между героем «Теней забытых предков» — простым крестьянским парнем, живущим в дебрях Карпат, и бывшим придворным поэтом, удалившимся в такие же заповедные армянские горы, выбравшим себе стезю монаха, погруженного в поиски смысла бытия.
Но роднит их единая страсть. Отказываясь от привычных житейских ценностей, они избирают духовное, платоническое начало, что в конечном счете и определяет их судьбу. При всем том, что здесь мы снова видим щедрое использование этнографических и декоративных решений, фильм «Цвет граната» стал, однако, принципиально новым шагом в творчестве Параджанова. Если в «Тенях забытых предков» применялись разнообразные кинематографические методы: динамическая камера, эксперименты с пленкой, сложные комбинированные кадры и т. Налицо откровенный, порой даже вызывающий переход к «антикино», но приход к нему Параджанова не просто новаторский эксперимент, а путь, обусловленный логикой эстетических поисков…» «Антикино» Параджанова было весьма скептически воспринято руководителями Госкино. Они не поняли новаторских идей режиссера, однако вслух в этом не признались. Они скрыли свое непонимание под расхожей формулировкой «народу такое кино не нужно». И фильм почти четыре года лежал на полке.
И только в 1973 году его выпустили в прокат, однако Параджанов к этому уже не имел никакого отношения. Он отказался монтировать картину, и за него это сделал другой режиссер — Сергей Юткевич. Таким образом, на сегодняшний день существуют две версии фильма: авторский, который почти никто не видел и который находится в запасниках «Арменфильма», и фильм Юткевича, который вышел в прокат. Однако и этот вариант чиновники побоялись выпускать широко и отпечатали всего лишь 143 копии. Его посмотрели чуть больше миллиона зрителей. Справедливости ради стоит отметить: отпечатай Кинопрокат значительно больше копий, результат был бы не лучшим. Фильм действительно достаточно труден для восприятия массового зрителя. В одной из тогдашних газет было опубликовано сердитое письмо некоего зрителя, которое хорошо передает ограниченные возможности массового зрительского восприятия: «На экранах нашего города долго шел фильм «Цвет граната».
Что показал режиссер в этом фильме?.. Что-то среднее между балетом и балладой, актеры двигаются, словно заводные куклы, исполняя на сцене мифические пантомимы!.. В зрительном зале вспыхивал смех — до того неожиданной и глупой была очередная выходка актера… Есть прекрасный фильм, поставленный на аналогичную тему, — «Алишер Навои». Вот откуда надо было брать опыт. Реализм, а не историческая фантазия — вот принцип нашего кино!.. Могу только сказать, что они притягивают своей красотой. Ведь красота и простота — часто не одно и то же. Например, «Цвет граната» Параджанова на мой взгляд, одного из лучших кинорежиссеров современности поражает совершенством красоты.
Но красота этого фильма, который захватывает вас, поглощает целиком, — отнюдь не простота». Между тем фильм «Цвет граната» продержался в прокате всего лишь несколько месяцев, после чего был снят. Повод был серьезный — в декабре 1973 года Параджанова арестовали. За что? Ему инкриминировали гомосексуализм. Имело ли это обвинение под собой какие-либо основания? Здесь мнения расходятся. Одни утверждают, что гомосексуализм имел место в жизни режиссера, другие отрицают это.
В качестве веского аргумента приверженцы второй версии напирали на то, что Параджанов по сути своей был провокатором, любителем эпатажа. В его доме всегда было много людей, к которым режиссер относился прежде всего как к аудитории. Причем это были совершенно разные люди. Среди них были его друзья, случайные знакомые и еще невесть кто. И каждый раз Параджанов устраивал перед ними маленький спектакль, во время которого зрители с трудом различали, где в его словах правда, а где вымысел. А говорил он вещи совсем небезобидные. Например, в одном случае он мог рассказать о том, как переспал с известной киноактрисой, а в другом — как он соблазнил известного художника. Люди искушенные могли «отфильтровать» рассказы Параджанова по степени их правдоподобности, но новички терялись и принимали все за чистую монету.
А Параджанову это нравилось. Видя, как у людей округляются от удивления глаза, он заводился еще больше и продолжал нести такое… Однажды его занесло слишком далеко. Естественно, сказал это в шутку, но его слова были напечатаны и растиражированы по всему миру. Когда об этом стало известно в Кремле, была дана команда Параджанова посадить. Тем более что зуб на него имели многие: и в Госкино, и в Министерстве культуры, и в самом ЦК. Дело против Параджанова фабриковалось в спешке, поэтому статьи, которые ему инкриминировались, на ходу менялись. То это были валютные операции, то ограбление церквей он собирал иконы , то взяточничество. Наконец остановились на гомосексуализме.
Благо нашелся человек, который дал слово дать против Параджанова соответствующие показания — мол, тот его изнасиловал. Кстати, это был единственный свидетель, который согласился выступить против Параджанова. Другие отказались. Коллеги с киностудии Довженко, где теперь вновь работал Параджанов, на собрании обвинили своего коллегу в этой смерти. Мол, у человека не было другого выхода. Параджанову «впаяли» пять лет и отправили сначала в одну из зон под Ворошиловоградом, затем под Винницей. Однако права переписки его не лишили. И он писал из колонии своим родным, друзьям, знакомым.
Приведу два отрывка из его писем 14-летнему племяннику сыну его сестры Анны Георгию Хачатурову, датированные 1974 годом: «В Тбилиси жара, а тут уже дожди! Кожа на ногах в плесени и волдырях. В лагере полторы тысячи человек, у всех не менее трех судимостей. Меня окружают кровавые судьбы, многие потеряли человеческий облик. Меня бросили к ним сознательно, чтобы они меня уничтожили. Блатного языка я не знаю, чифир не пью, наколок нет. Они меня презирали, думали—я подсадная утка, изучаю жизнь зоны, чтобы снять фильм. Но, слава Богу, поверили.
Многие исповедуются… Часто пухну от голода. Лиля Брик бывшая возлюбленная В. Маяковского, которая принимала самое деятельное участие в судьбе Параджанова. Все съели начальник зоны и начальник режима, я же нюхал обертки. Работаю уборщиком в цехе. Недавно кто-то специально залил водой цех. Всю ночь, стоя в ледяной воде, ведрами выгребал воду. Харкаю кровью.
Неужели это мой конец? Я скучаю по свободе. Где я — это страшно! Пиши подробнее. Каждое письмо, которое я получаю, это кислородная подушка для меня. Береги жизнь, родителей и честь. Не делай глупостей. Все наказуемо…» По словам очевидцев, первое время в неволе Параджанов был раздавлен, сломлен и унижен.
Над ним издевались все: и начальство колонии, и некоторые из заключенных. Вдобавок ко всему у Параджанова было плохо со здоровьем: болело сердце, мучил диабет. В колонии ему сделали операцию на легком.
Игорь Оболенский. Сергей Параджанов: режиссер, художник или сценарист?
В РГБИ открылась выставка «Мир Сергея Параджанова – искусство без границ» | К великому мастеру советского кинематографа Сергею Параджанову это относится в первую очередь. |
К 100-летию со Дня рождения Сергея Параджанова | Кадры Мечитова раскрывают Параджанова как интереснейшего и необычного человека, для которого не существовало границ между жизнью и творчеством. |
«Я — сумасшедший старик, рисующий цветы»: 100 лет назад родился Сергей Параджанов
В Украине Национальная комиссия по реабилитации спустя 50 лет после приговора реабилитировала советского кинорежиссера Сергея Параджанова, осуждённого в СССР по. 2021 Parajanov-Vartanov Institute Award honored the work of Oscar-winning actor Jeff Bridges whose film The Beast of Our Time was presented at DOC LA Los Angeles Documentary Film Festival. К великому мастеру советского кинематографа Сергею Параджанову это относится в первую очередь. По совету Бориса Шкловского режиссер взялся за проект новогоднего телефильма «Чудо в Оденсе» по мотивам сказок Андерсена, однако и он не осуществился из-за ареста Параджанова. В Украине Национальная комиссия по реабилитации спустя 50 лет после приговора реабилитировала советского кинорежиссера Сергея Параджанова, осуждённого в СССР по.
Игорь Оболенский. Сергей Параджанов: режиссер, художник или сценарист?
Дмитрий Бакиров проследил творческий путь режиссера от его первых фильмов до создания всемирно известных шедевров: «Тени забытых предков» 1964 г. Ключевым ракурсом лекции стало развитие новаторского киноязыка режиссера и те возможности смыслообразования, которые не использовались в кинематографе до него.
В своих ключевых работах «Тени забытых предков», «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости» и «Ашик-Кериб» режиссер отталкивался от значимых национальных сюжетов и создавал из них совершенно новое, поэтически вольное кино. Будущий режиссер поступил в институт в непростой период малокартинья. С начала войны фильмов снималось мало, и почти все они были биографиями важных с точки зрения власти исторических деятелей. Но ВГИК был местом, где зарождалось новое советское кино, ожидавшее своего часа, — вместе с Параджановым учился, например, Марлен Хуциев. Сергей Параджанов Фото: Валерий Плотников Во время учебы режиссер столкнулся с первым преследованием за гомосексуальность. В 1948 году 24-летнего Параджанова вместе с несколькими юношами задержали в Тбилиси и обвинили в сексуальных связях с писателем и чиновником Министерства государственной безопасности СССР Николаем Микавой. Будущего режиссера признали виновным, но вскоре освободили по апелляции. В последующие годы он не отрицал своей гомосексуальности, но в интервью много раз говорил, что с Микавой знаком не был: «Только дьявол знает, что тогда случилось».
Несмотря на обвинения в мужеложстве, Параджанова не отчислили из ВГИК, и после выпуска он отправился в Украину: именно туда его распределили. В Киеве Параджанов снял свой первый полный метр «Андриеш» и женился на дочери дипломата. За 10 лет он снял еще несколько картин, в том числе «Украинскую рапсодию» и «Цветок на камне». Фильмы пользовались средним успехом, были выдержаны, скорее, в соцреалистическом ключе и большой славы Параджанову не принесли в отличие от салона, который он устроил у себя дома и где принимал киевскую богему. Режиссер остро переживал, что его ранние работы отвечали требованиям официального курса. Его приятель Иван Драч вспоминал, что однажды Параджанов зарыдал: «Я ничтожество! Мне 40 лет, а я ничего не сделал! Я бездарь! Картина была приурочена к 100-летию со дня рождения писателя, а проект получил зеленый свет на самом верху украинского партийного руководства.
Но вместо классической экранизации Параджанов показал новаторское, экспериментальное кино. Это условное деление точные правила определения все равно оставались на усмотрение внешнего критика , но Шкловский сформулировал критерий, который определял, чем занимались советские режиссеры. После «Теней» Параджанова стали относить к направлению поэтического кинематографа. Кадр из фильма «Тени забытых предков», 1964 год История начинается как рассказ о гуцульских Ромео и Джульетте и превращается в психоделическое путешествие по обрядам, традициям и правилам жизни Карпат.
Но меня разозлил вчера этот член ЦК, который мне грозился, что «вы еще шесть лет не будете работать». Ну не буду работать я, найдется другой талантливый человек. Просто обидно, когда я не мог делать картины, мне давали, а вот когда я умею, мне не дают. В особенности московские художники. Поэтому у них все время провал за провалом». В основу дела лег анонимный донос «свой дом он превратил в притон разврата, прошу вас положить конец…».
Следователи ищут повод обвинить Параджанова по неполитической статье, свидетельства спекуляции или торговли валютой, долго допрашивают режиссера о спрятанных фамильных ценностях. Наконец находится «потерпевший», обвиняющий Параджанова в изнасиловании, и режиссеру присуждают 5 лет строгого режима по 121-й статье за мужеложество , а также 212-й статье — за распространение порнографии в доме режиссера нашли три игральные карты с голыми девицами и китайскую ручку-сувенир. Жесткость приговора поражает всех очевидцев: пять лет — это максимальный срок, возможный по 212-й статье. В последнем слове Параджанов говорит: «Я свой гомосексуализм не скрывал и не скрываю, это моя болезнь, я болею с детства... Я не могу благодарить прокурора, он был жесток. Жесток, но справедлив и от закона не отступил ни на йоту. Я приношу свои извинения конвою, этим прелестным мальчикам, которые слушали всю эту грязь. Прошу суд вынести справедливый приговор». Завен Саркисян директор Музея Параджанова «Сначала ему шили торговлю антиквариатом, потом, когда за рубежом началась волна протестов, в КГБ решили как-нибудь опорочить его имя — мол, ведет аморальный образ жизни, дома хранит порнографию. Ну и еще нашли человека, который встал на суде и сказал, что «он меня изнасиловал».
Двухметровый детина такой, представляете? Всем было понятно, что это подставная утка, что все это полный бред. И никто не верил, что Сергея посадят, — все-таки он был знаменит на весь мир, призы получал. Но у него был острый язык, он меры не знал, все время лез на рожон. Например, дарил кинжал сыну друга и говорил: «Будешь им убивать коммунистов». И это тут же докладывали наверх. У нас и за меньшее сажали. Все ждали, что ему дадут год, из которых полгода он уже отсидел, или вообще отпустят из зала суда. И следователь так говорил. И тут встает судья: «Пять лет строгого режима».
А прокурор ему говорит, что за пять лет мы вас уничтожим. И ведь могли». Это я могу? Вот сегодня в Италии была напечатана эта статья «Параджанов влюбил в себя 300 коммунистов». Прочтите потом мой приговор! Любимов, когда его прочитал, сказал: «Я поставлю ваш приговор в «Комеди Франсез». Карандаш, шариковая ручка. Один из многочисленных лагерных рисунков Параджанова. Фотография: предоставлено Государственная галерея на Солянке Из присужденных пяти лет Параджанов отсидит четыре с лишним — несмотря на невероятную мировую кампанию по его освобождению, в которой участвовали десятки знаменитостей, от Феллини и Антониони до Роберта Олтмана и Джона Апдайка. На зоне работает уборщиком.
Чтобы не сойти с ума, он беспрерывно рисует, делает коллажи из всего, что попадается под руку, и серебряные «талеры» с выдавленными ручкой профилями — из крышечек от кефирных бутылок потом один из этих «талеров», отлитый в серебре, станет призом кинопремии «Амаркорд», учрежденной Феллини и Гуэрро, а другой — армянской кинопремии «Золотой абрикос». Из рассказов о лагере, надиктованных на магнитофон, после освобождения сделает сценарий и подарит его оператору «Теней забытых предкой» Юрию Ильенко — в 1990 году тот снимет по нему фильм «Лебединое озеро. Сергей Параджанов режиссер «Дом мой в Киеве разорен. Картины мои сняты с экрана.
Кроме того, Лиля Брик, которой на тот момент было далеко за 80, самолично отправилась в Париж и попросила помощи у писателя Луи Арагона. Воспользовавшись этим, он приехал в Москву и встретился с Брежневым, который согласился уменьшить на год срок заключения Параджанова. Все время пребывания режиссера за решеткой его верная подруга присылала ему продукты, лекарства и одежду. К сожалению, большая часть из них «оседала» у лагерного начальства.
Через несколько лет после смерти Лили Брик ее самоотверженную заботу о Параджанове литературный критик Юрий Карабчиевский назвал тайной влюбленностью в режиссера. Однако сам Сергей Иосифович выступил с официальным опровержением этого факта, искажающего саму суть отношений между ними. Освобождение и последние годы После освобождения несколько лет режиссер вынужденно бездействовал, но с приходом перестройки ему вновь разрешили снимать кинокартины. В 1984 году на студии «Грузия-фильм» вышла его историческая драма «Легенда о Сурамской крепости». Через 2 года Параджанов уже ездил с ней по Европе и собирал призы на различных кинофестивалях. На той же студии в 1988 году он снял свой последний законченный кинофильм «Ашик-Кериб», который снова удостоился массы европейских премий. Также среди работ Параджанова в последние годы — биографическая лента о художнике Нино Пиросмани: «Арабески на тему Пиросмани». В начале 90-х у маэстро был обнаружен рак легкого.
Осознавая, что он обречен, решил снять автобиографичный кинофильм «Исповедь» Сергей Параджанов. Однако ему удалось отснять лишь 300 метров пленки. Через 5 дней Сергея Параджанова похоронили в Пантеоне гениев армянского духа, где нашли свое последнее пристанище многие деятели культуры и искусства Армении. Сергей Параджанов: личная жизнь По официальным данным, режиссер был женат один раз на украинке Светлане Щербатюк, с которой расписался в 1955 году. Через 3 года у них родился сын Сурен, в котором отец души не чаял. Однако брак продлился всего 7 лет, после которых супруги развелись. Что стало причиной этому — неизвестно. Возможно, Параджанов и его жена поняли, что не созданы друг для друга.
Может быть, кто-то из них полюбил другого человека. А еще есть вероятность, что уход из семьи был способом защитить ее от преследования властей. Несмотря на развод, Сергей Параджанов не прекращал общение с сыном, как раз во время одного из визитов к нему в Киев и был арестован. Сурен Параджанов, когда подрос, выбрал профессию архитектора. Родители его избранницы были против их союза, однако девушка не побоялась без их благословения выйти за Параджанова. Однако через некоторое время она стала жертвой несчастного случая. Режиссер очень тяжело перенес смерть любимой, поэтому предпочитал не говорить о своем первом браке. Вопрос о гомосексуализме Параджанова Впервые серьезные неприятности с законом у режиссера были в 23 года — его тогда обвинили в гомосексуализме и арестовали.
К счастью, тогда обвиняемый отделался легким испугом — его оправдали. Однако через 26 лет именно эта статья станет официальным поводом его осуждения и отправки в тюрьму. Так был ли режиссер гомосексуалистом? На этот вопрос нет однозначного ответа.
Ауэзов, Параджанов и Судьба
В 1989 году Параджанов приступил к работе над очередным фильмом — «Исповедь», который должен был стать автобиографическим. Три года назад в Киеве умер единственный сын и наследник режиссера Сурен Параджанов. независимое творческое объединение, изучающее творчество выдающегося режиссера и художника Сергея Иосифовича Параджанова. Сергей Параджанов – знаменитый во всём мире советский режиссёр-авангардист, прославившийся своим уникальным изобразительным языком. Сергей Параджанов был реабилитирован по решению Национальной комиссии по реабилитации на Украине.
На Украине реабилитирован режиссер Сергей Параджанов
Сергей Параджанов: режиссёр и националист | 2021 Parajanov-Vartanov Institute Award honored the work of Oscar-winning actor Jeff Bridges whose film The Beast of Our Time was presented at DOC LA Los Angeles Documentary Film Festival. |
Кинорежиссер Георгий Параджанов попал в больницу после несчастного случая | Сергей Параджанов активно использовал технику коллажа и ассамбляжа во многих своих художественных произведениях. |
Служил декором: за что я не люблю режиссёра Параджанова | Сергей Параджанов — читайте последние новости и события сегодня на сайте Вестник Кавказа. |
Я отомщу миру любовью. Параджанов – Telegram | Афиша Plus - 12 марта 2024 - Новости. |
Режиссёр Георгий Параджанов сломал ногу при входе в храм в Москве | Георгий Георгиевич Параджанов является известным российским актером, кинорежиссером, сценаристом и художником. |
P A R A J A N O V
Бестаева в фильме "Тени забытых предков" Актеры А. После выхода в свет фильма мир тут же склонил голову перед гением, воспевшим любовь гуцулов и магическое таинство гуцульского края. Параджанов получал поздравления от Феллини, Антониони, Куросавы, а Анджей Вайда на одном из кинофестивалей в знак благодарности встал перед создателем шедевра на колени и поцеловал ему руку. В 2010 году сербский режиссер Эмир Кустурица назвал "Тени забытых предков" лучшей картиной в мире. Второй женой Сергея Параджанова в середине 1950-х годов стала украинка Светлана Щербатюк. Элегантная, красивая, она родила ему сына Сурена, которого режиссер обожал. Но жить в семье с Параджановым было сложно.
Будучи человеком непредсказуемым, странным и временами откровенно безумным, поговаривали, что он заставлял жену принимать участие в своих многочисленных мистификациях и причудах, а также подавать еду на стол каким-то необыкновенным образом. Щербатюк так и не сумела приспособиться к странностям своего мужа и в 1961 году, взяв с собой сына, покинула его дом. Но Параджанов навсегда сохранил в своем сердце любовь к этой женщине. Слева - вдова Светлана Щербатюк-Параджанова. Как-то певец приехал навестить приятеля, и тот увидел на шее Высоцкого "николаевский" рубль на толстой серебряной цепи. Увидев такое незатейливое украшение, Параджанов развел руками и направился к своему буфету.
Автор фотокниги «Сергей Параджанов. Хроника диалога» Юрия Мечитов запечатлел жизнь режиссера в легендарной квартире на улице Котэ Месхи в Тбилиси, ставшей в 1980-х местом притяжения для деятелей культуры всего Советского Союза, представлены также и фото со съемки фильмов «Легенда о Сурамской крепости», «Арабески на тему Пиросмани». Серия фотографий Елены Карусаар, художника-фотографа киностудии «Ленфильм», подробно рассказывает о создании последней картины Параджанова «Ашик—Кериб».
Помимо фильмов, Параджанов создал множество изобразительных произведений: рисунки, коллажи, скульптуры. Это и было настоящим его призванием. Теперь его называют одним из основателей «поэтического кинематографа».
По мне, «поэтический» — это всё-таки что-то иное. В 50 лет режиссёра, скатившегося в диссидентство, посадили на четыре года — за мужеложство, коего не отрицали даже самые неполживые его защитники. Всё-таки загадка: почему Параджанов не значится в киевском пантеоне борцов с русскими оккупантами? Зато звание народного артиста Украины ему присудили ещё при советской власти. Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции. По теме:.
Ильенко , а главной героиней — его жена, Л. Кадочникова , случайно встреченная на улице; художником был приглашён Г. Эта кинолента стала первым самостоятельным крупным творческим успехом режиссёра. В ней впервые в полной мере проявились многие характерные черты его творчества: этнографичность, мистичность, изобразительная выразительность, живописность, пластика, образность, тонкий психологизм, ёмкая лаконичность, поэтичность.
Также были применены технические новшества: смена цветных и черно-белых эпизодов, применение фильтров, эффектов соляризации , съёмка на инфракрасной плёнке и т. Особенностью фильма было и то, что он был выпущен на украинском языке без русского дубляжа — случай для СССР уникальный. Хотя такое решение было продиктовано художественной необходимостью чтобы не потерять характерный гуцульский говор и связанную с ним этническую атмосферу , оно было истолковано как националистический политический жест и партийным руководством, и оппозиционной украинской интеллигенцией [7]. В то же время фильм стал ярким образчиком « Новой советской волны », «поэтического кинематографа». Картина вышла в прокат в 1965 году и была представлена на многих кинофестивалях, на некоторых в том числе международных она удостоилась премий Фестиваля фестивалей в Риме 1965 , Мар-дель-Плата 1965 , Всесоюзный кинофестиваль 1966 , Салоники 1966.
Имя Параджанова приобрело мировую известность. В это время значительно расширился круг его общения: он познакомился с Лилей Брик и В. Катаняном , В. Шкловским [16] , В. Высоцким , Ю.
Григоровичем , Г. Хачатурян которая считала его своим учителем [17] и др. Дзюба , В. Черновол и В. Стус выступили на премьере фильма «Тени забытых предков» в кинотеатре « Украина » с протестом против прошедшей накануне волны арестов представителей украинской национальной интеллигенции « шестидесятников ».
Эта акция стала одним из первых публичных антисоветских выступлений в Киеве. Их поддержали многие присутствующие, в том числе М. Поддержку арестованным открыто высказывал и Параджанов [18]. Данное выступление обернулось новой волной репрессий. Многие представители украинской интеллигенции были уволены с работы.
Параджанова не выпустили за границу на мировые премьеры фильма, а прокат самого фильма в СССР был ограничен [7] [19]. После успеха фильма «Тени забытых предков» Сергей Параджанов замыслил снять кино совершенно иного формата. Сюрреалистичный проект картины « Киевские фрески », которая должна была рассказать о современной режиссёру украинской столице, предполагал аскетизм во всем: отказ от динамичности, от экспериментирования с техникой, от живописности кадра, даже от диалогов актёров. Съёмки были начаты 1 июня 1965 года, однако уже 1 ноября картина была закрыта. Руководство обвинило Параджанова в «мистически-субъективном отношении к современной действительности».
Но Параджанов не отказался от своей задумки. По совету своего друга В. Шкловского он решил перенести действие нового фильма-«фрески» из современности в прошлое, а конкретно — снять историю жизни армянского поэта Саят-Новы. Параджанов написал предложение на киностудию в Ереван , где оно было принято [7]. В сценарии к нему он реализовал свои предыдущие задумки: лаконичность, скупость средств выражения, практически полное отсутствие речи.
При этом одновременно фильм наполнился этнографичностью, психологизмом, символизмом и аллегориями. Режиссёр, как и прежде, поднял глубинные философские вопросы: жизнь и смерть, любовь, плотское и духовное, путь поэта [7]. В этом же году неоднозначный сценарий получил одобрение Госкино СССР, что некоторые киноведы связывают с ещё бытовавшими тогда либеральными порядками хрущёвской оттепели. В 1967 году фильм «Саят-Нова» был запущен в производство на киностудии « Арменфильм ». В ходе подготовки к съёмкам весной были созданы две короткометражки: «Страсти по Саят-Нове» и «Акоп Овнатанян» об армянском художнике.
В августе после многих производственных проблем начались съёмки фильма «Саят-Нова» [7]. В это же время Параджанов выступил в поддержку Тарковского в связи с цензурой его фильма « Андрей Рублёв ». Весной 1968 года он присоединился к обращению « Письма-протеста 139 », в котором представители интеллигенции, обращаясь к руководству страны, выступили против происходивших на Украине политических судебных процессов. При этом Параджанов настоял, чтобы его фамилия шла первой в списке подписантов [7]. Премьера цензорам совпала с периодом реакции на ввод советских войск в Чехословакию для подавления « Пражской весны ».
Параджанов подвергся жёсткой критике, его обвинили в порнографии и мистицизме. В картину были внесены многочисленные цензурные правки. Чиновники обвинили Параджанова в грубом искажении образа Саят-Новы и потребовали убрать его имя, в результате чего фильм обрёл новое название «Цвет граната». После этого картина была формально допущена к прокату, но только на территории Армении. Во всесоюзный прокат фильм вышел позднее в монтажной версии С.
Юткевича , которая была негативно оценена автором [7]. Возвращение в Киев[ править править код ] В 1969 году Сергей Параджанов вернулся в Киев, однако снимать кино ему не давали. Начался «сценарный период» его творчества. В это время Параджанов написал сценарии для автобиографии «Исповедь», «Ара Прекрасный» о легендарном армянском царе и ассирийской правительнице Семирамиде , страстно в него влюбившейся , «Давид Сасунский» на основе армянского эпоса о богатырях , «Дремлющий дворец» по мотивам пушкинского « Бахчисарайского фонтана » , «Демон» по одноименной лермонтовской поэме , «Икар», «Золотой обрез» и другие [7]. В 1970 году Параджанов снова обратился к творчеству М.
Он написал сценарий «Интермеццо» по одноименной автобиографической новелле украинского классика. Режиссёр хотел создать не историю — жизнеописание писателя, а раскрыть его внутренний мир, как в фильме «Саят-Нова». Картина вначале была принята к производству, однако вскоре сценарий подвергся серьёзной критике со стороны как литераторов, так и украинского партийного руководства, обвинивших Параджанова в «искажении образа классика», отсутствии освещения революции и увлечении «антикварными аксессуарами». Щербицкий , который, по ряду свидетельств, лично недолюбливал режиссёра. Об этом демарше было доложено председателю КГБ Ю.
Андропову , а тем, в свою очередь, ЦК КПСС , и в феврале 1972 года подготовка к съёмкам фильма «Интермеццо» была остановлена, а сам режиссёр попал в опалу [7] [21]. В 1973 году Сергей Параджанов, опять по совету В. Шкловского , создал проект новогоднего фильма «Чудо в Оденсе» по мотивам сказок Андерсена. Друзья-сценаристы решили воспользоваться конкуренцией Госкино СССР и Гостелерадио СССР и под прикрытием соавторства пролоббировать съёмку фильма для телевидения, остро нуждавшегося в заполнении эфира. Эта затея практически удалась, и в декабре 1973 года сценарий «Чуда в Оденсе» по заказу творческого объединения «Экран» был запущен на киностудии « Арменфильм » киностудии прибалтийских республик отказались от сотрудничества с «проблемным» режиссёром.
Однако работа прервалась из-за внезапного ареста Параджанова [7].
По гостям — на лифте
- Афиша Воздух: Цвет граната: мир Параджанова в 23 главах – Архив
- «Я — сумасшедший старик, рисующий цветы»: 100 лет назад родился Сергей Параджанов — РТ на русском
- Сергей ПАРАДЖАНОВ
- Что еще почитать
Вечер памяти кинорежиссера Сергея Параджанова
Но у него уже такая стадия рака была, что все это только оттягивало уход. Папа лежал в больнице, я жил там же, с ним. В память он приходил лишь на время. Еще при жизни папа любил устраивать сценарий своих похорон. Знал, кто будет нести гроб, кто венок… Он такие вещи любил. Правда, что он хотел дать вам женское имя? Когда я родился, он хотел назвать меня Давидом. Теща, когда узнала, сказала, что Давидом он станет только через ее труп. Она побежала к соседке Фаине Сидоровне, которая жила напротив нашего дома.
Только через мой труп! Правда, Фаина Сидоровна потом и тут нашла что ответить, сказала, что Сурен по-ихнему Сруль. А руку не поднимал? Он водил меня в детский сад и в первый класс. В те годы практиковали детей отправлять на хозяйственные работы в села, и я поехал с классом под Киев собирать клубнику. Воспитатели стали оправдываться, мол, сколько нам денег на это выделяют, столько и кладем. Но у него были свои расходы. Я был проблемным ребенком и часто попадал в больницу, причем заболевания у меня были очень серьезные.
В два месяца со мной случился заворот кишок, потом брюшной тиф. Однажды отравился в Каневе рыбой. Папа поехал туда сценарий писать, а в это время там отдыхал Юрий Никулин. Так Никулин меня на машине отвозил в больницу. О ней до сих пор ходит много легенд. У отца был очень большой круг общения людей с разными интересами. В этой квартире собирались профессора, спортсмены, актеры, скульпторы и даже криминалитет. Когда он приходил, первой заходила охрана, смотрела, нет ли посторонних, и только потом уже шел Шелест.
Я тогда до конца не понимал, что это за люди, какой они величины. Но я их видел, общался, хоть и маленьким был. Отец всегда любил создавать режиссуру даже дома. Брал бутылку и показывал. Когда приходили, никто не разувался, никаких тапочек, квартирка маленькая. Мама до сих пор очень жалеет, что, когда приехал к папе Владимир Высоцкий а он выступал у своего друга на улице Пирогова , она не поехала, осталась у родителей. А меня с Высоцким папа впервые познакомил на латвийском курорте в Яункемери. Я поехал туда с отцом после спортивного лагеря в Новой Каховке, а он отдыхал там с Мариной Влади и одновременно снимался в каком-то фильме.
Мы пошли к ним в гости. Дверь открыла Марина. Папа меня представил. Хочешь чешского пива? И тут же потеряла ко мне интерес. Дела могут быть только хорошо или плохо. В Тбилиси мне запомнилось, как в гости к папе приехал Андрей Тарковский, мы вместе встречали Новый год. В Тбилиси была традиция: считалось, что Новый год нужно встречать на трезвую голову, а уже после этого можно было позволить себе выпить.
Когда я приезжал с папой к ней в Переделкино, Брик хотела подарить мне книгу с автографом Владимира Маяковского. Мне тогда было 17 лет. Конечно, книжка с автографом поэта после таких слов мне не досталась. Больше мы не общались. Папа часто Лилю многими подарками одаривал. Папа увидел бриллиант, заинтересовался. Откуда у нее такой бриллиант? Это был единственный раз, когда я видел папу без нее.
Было очень необычно его таким видеть. Тогда в местах лишения свободы не разрешали носить бороду. Когда узнавали, что в Тбилиси приезжает, к примеру, Театр на Таганке, вся улица выносила столы, такая гулянка начиналась… Папа выходил на третий этаж и с балкона разливал из графина гостям чачу в стаканы. Он и сам любил готовить, когда на него находило вдохновение. Если режиссер снимает фильм про криминал, то он тоже должен уметь это делать. Он мне на конкретных примерах это показывал. Идем на базар. Да за 25 тебя мулла проклянет!
Идем дальше, гранаты продают.
А в то время — почти каждый год новый фильм режиссера Параджанова или, по крайней мере, сценарий к чьему-нибудь фильму. Странен и неприкаян он был и в личной жизни. Ни одна из его жен не выдержала совместной с ним жизни, убегая прочь и эти побеги сам Параджанов воспринимал, как должное. Хотя и здесь случались «супермоменты», вроде того, как после развода с первой из жен — молдавской татаркой, к нему приехали обиженные «братаны» с требованием выкупа за поруганную честь сестры. Параджанов скромно пояснил, что денег у него нет и не предвидется, практически погасив конфликт, а потом в свойственной ему манере добавил — а если бы были, все равно не дал. Тогда еле «разрулили» ситуацию.
Братья долго и упорно требовлаи отмщения... Крутые повороты судьбы К «нежданчикам» в своей судьбе Параджанов привык, но то, что когда-то за ним «придут», ожидал вряд ли. Ведь он известен и знаком со многими «оттуда» здесь обычно поднимают вверх указательный палец! Но пришли. Каковы причины? А за что сажали в то время деятелей науки и культуры? За диссидентский образ жизни.
В 1965—1968 годах Параджанов вместе с другими известными деятелями той самой науки и культуры, протестуя против массовых политических арестов, обращался в высшие партийные и государственные органы с требованием разъяснить причины преследований интеллектуалов и выступал за проведение открытых судебных процессов, которое должно было бы обеспечить справедливость рассмотрения дел. В 1968 г. Остальные скромно следовали ниже. Так же он неоднократно высказывался за соблюдение мало тогда кому понятной свободы слова. Вроде бы всё ясно: сегодня — сажают, завтра — реабилитируют, послезавтра — выпускает автобиографию о том, как боролся с советской системой… Потом памятник поставят или улицу именем назовут… Однако существует и вполне обоснованно, вторая версия привлечения Параджанова к уголовной ответственности. Режиссер был великим острословом, любителем экспромта, шуток, причем, шуток резки, не всегда безобидных и далеко не всем понятных. Кто знал его, привыкал, кто был знаком не близко, обижался, а то и вообще, становился врагом.
Ну, как реагировать, если в одном случае он мог рассказать о том, как переспал с известной киноактрисой, а в другом — как он соблазнил известного художника. И при этом при разговоре могли присутствовать друзья или родственники той же самой актрисы или того художника. Люди искушенные в светских сплетнях могли «отфильтровать» рассказы Параджанова по степени их правдоподобности, но новички терялись и принимали все за чистую монету. А Параджанову это нравилось. Видя, как у людей округляются от удивления глаза, он заводился еще больше и продолжал нести такое… Но даже на такие «закидоны» режиссера советские партийные «бонзы» смотрели снисходительно, пока «закидоны» не коснулись их самих. В очередном своем шутливом монологе он заявил, что его благосклонности добивались аж два десятка членов далее следовала картинная пауза ЦК КПСС.
Неприятный инцидент произошёл в воскресенье на улице Поликарпова в Москве. Актёр и режиссер Георгий Параджанов подвернул ногу и упал около храма, куда направлялся на воскресную службу. Несмотря на инцидент, он отстоял всю службу и сам же дошёл до больницы, где и выяснилось, что у него закрытый перелом внутренней лодыжки левой большеберцовой кости со смещением.
И на роль Маркса пригласил Параджанова: как ни крути, внешнее сходство было налицо.
Он предвкушал, что Сергей с его темпераментом сыграет не икону, а «настоящего», живого, полного жизни Маркса. Уговорил Параджанова сделать кинопробу. Включили камеры. Сергей Иосифович сел за стол, начал что-то писать, потом вдруг принялся чесать себе бороду, энергичнее и энергичнее. Постепенно Рошаль понял, что Параджанов перед камерой изображает, как Маркс вычесывает из бороды вшей он начал прямо на столе активно давить что-то невидимое. С проклятьями он прогнал его со съемочной площадки а Маркса потом у него в картине сыграл воспитанный Игорь Кваша. В случае с Параджановым реальной причиной была критика советской власти и поддержка диссидентов. О чем думал майор МВД Макашов, создавая это грязное дело? Прочтите мой приговор! Тюремное фото Параджанова.
Фото: ru. Письма и петиции с требованием его освободить подписывали крупнейшие деятели киноискусства. И в антракте попросил за Параджанова. Вскоре тот вышел на свободу. Посетитель на открытии выставки «Мир Сергея Параджанова — искусство без границ», 2009 г. После очередного прогона состоялось обсуждение, в котором участвовали деятели искусства, в том числе Параджанов. Которого очень быстро понесло. Рассыпавшись в восторгах, он заявил, что спектакли и фильмы в СССР часто закрывают и добавил: «Пускай закрывают. Пускай мучают и не дают работать. Вы не представляете, как выгодно ничего не делать.
«Сумасшедший на свободе». 5 случаев из жизни Сергея Параджанова
После школы Сергей Параджанов поступил в Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта. В возрасте 62 лет ушел из жизни Сурен Параджанов – сын известного советского режиссера Сергея Параджанова. Параджанов обвинялся в совершении актов мужеложства с Владимиром Кондратьевым, Иваном Писковым и Феликсом Десятником, что подпадало под ч.1 ст. 122 УССР. Но также Сергей Параджанов известен как самый скандальный заключенный СССР, осужденный и отбывший в местах заключения четыре года по обвинению в однополых отношениях. Национальная комиссия по реабилитации на Украине реабилитировала кинорежиссера Сергея Параджанова (1924-1990), осужденного в СССР по статье о «мужеложестве», спустя 50 лет.