Слайд 9«Русский вестник», 1866 год Первая часть «Преступления и наказания» появилась в. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Анализ 2 части романа Выводы по 1 части совершено двойное убийство причины преступления Состояние раскольникова после убийства В первое мгновение он подумал. Отдел обслуживания учащихся среднего и старшего школьного возраста предлагает вниманию читателей буктрейлер по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». А.П. Чехов "Хамелеон" (дидактический материал) Презентация к уроку «Чтобы душа была жива» (по роману вского "Преступление и наказание"). На изучение романа вского "Преступление и наказание" в 10 классе отводится ряд уроков. Данная презентация может стать основой при подготовке к проведению уроков по изучению романа.
Презентация на тему «История создания романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»
скачать презентации по Литературе. Изучение романа «Преступление и наказание» не возможно без детальной характеристики главных героев, места их проживания и особенностей способа жизни. виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ). Преступление и наказание» самым подобным образом рассматривает один из самых известных романов великого русского писателя и публициста, который был написан им в 19 веке. Презентация достоевского преступление и наказание.
Преступление и наказание Ф. М. Достоевский - история создания
Основные этапы написания романа великого русского писателя Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" как психологического отчета одного преступления. Слайды старуха-процентщица преступление и наказание. захватывающий графический роман, окутанный атмосферой таинственности и мрачной интриги. Отдел обслуживания учащихся среднего и старшего школьного возраста предлагает вниманию читателей буктрейлер по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Смысл названия Достоевского интересовал не сам герой, а то, что он чувствует, переживает во время преступления и после него. Фрагмент из книги на "Достоевский и современность" Жанровое своеобразие романа «Возлюбленная Достоевского в те годы.
Преступление и наказание Ф.М. Достоевский - Краткое содержание
Однако, другой сотрудник выстрелил в него и ранил. Петровым руководило то, что настоящий преступник угрожал причинить вред его малолетнему сыну. Солдат Тимошенко исполнил приказ командира о передачи военного имущества определенным лицам. Тимошенко даже не подозревал, что это имущество было добыто преступным путем. Спасая людей во время кораблекрушения, капитан Киселев, был вынужден приказать срочно закрыть нижний отсек, где стремительно пребывала вода. В отсеке остались два матроса. Врач, с согласия смертельно больного человека, пробует на нем новое лекарство, однако его прием только ускорил летальный исход. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних Слайд 10 "Каково твоё деяние, таково и воздаяние", - говорили древние. Что они имели в виду? За совершение преступления наступает Уголовная ответственность.
Она 1 порицает неправомерное поведение человека, совершившего преступление,2 наказывает его. Заполните пропуски в определении: Уголовное наказание — мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления. Слайд 11- 12 Какова цель наказания?
Изображение слайда Слайд 5: История создания романа Федор Михайлович Достоевский отказался от создания романа о пьяненьких, но история жизни семьи чиновника Мармеладова входит в его новое произведение об убийстве, которое первоначально было задумано как небольшая повесть на нескольких листах. Из первоначального замысла сохранился лишь сюжет об убийстве. Но этот сюжет распадается на две неравные части: преступление и его причины действие преступления на душу преступника. В романе, состоящем из 6-ти частей, только одна посвящена преступлению и пять — влиянию этого преступления на душу убийцы и постепенному изживанию им своего преступления.
Изображение слайда Слайд 6 Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Достоевского во время пребывания его на каторге. Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866 года. Сам Достоевский так определял содержание своего произведения: «Это — психологический отчет одного преступления… Молодой человек, исключенный из студентов и живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым «недоконченным идеям», решил разом выйти из скверного своего положения.
На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения. Остро нуждаясь в деньгах, Федор Михайлович предложил еще не написанный роман, а по сути, всего лишь идею романа, в журнал «Отечественные записки». Достоевский просил за эту идею аванс в три тысячи рублей у издателя журнала А. Краевского, который ответил отказом.
Краевского, испытывавший тяжелую нужду, Достоевский был вынужден заключить кабальный договор с издателем Ф. Стелловским, по которому за три тысячи рублей он продал право на издание полного собрания своих сочинений в трёх томах и обязался написать для него новый роман объемом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 года. Но денежная драма на этом не завершилась.
Слайд 33 Значение снов Раскольникова Сон после убийства Сон-крик заполнен страшными звуками: «…таких неестественных звуков, такого вопля, скрежета слёз, побоев и ругательств он ещё никогда не слыхивал». Настасья так охарактеризовала состояние Родиона: «Это кровь в тебе кричит». В нём кричала кровь убитых им людей. Всё существо героя воспротивилось совершённому им убийству, и лишь воспалённый мозг уверяет себя в том, что теория верна, что убийство так же обычно, как смена дня и ночи. В этом сне местом действия является лестница, которая символизирует борьбу добра и зла в душе Родиона. Слайд 34 Значение снов Раскольникова Сон, в котором Родион повторяет убийство Обстановка во сне напоминает царство мёртвых. Но всё мёртво только для Родиона — для остальных людей мир не изменился. Люди стояли внизу, а Родион был выше всей толпы, всех этих «тварей дрожащих». Он — Наполеон, гений и не может стоять на одной ступени с быдлом. Но люди внизу осуждают Раскольникова, смеются над его попытками изменить мир через убийство старушонки. Он видит, что ничего не изменил: старуха жива и смеётся над ним вместе с толпой. Слайд 35 Значение снов Раскольникова Сон про оазис Родиону грезится тот идеальный мир, который будет создан им, гением, спасителем человечества. Он мечтает о создании на земле Нового Иерусалима, описание этого мира напоминает Эдем. Сначала это будет небольшой оазис счастья среди бескрайней пустыни горя неспроста оазис находится в Египте: Египетский поход — начало карьеры Наполеона. Описание наполнено красивыми эпитетами. Слайд 36 Значение снов Раскольникова Сон на каторге Мир-оазис из предыдущего сна осуждён в жертву какой-то страшной и неслыханной моровой язве. Родион видит плоды своей теории. Сон наполнен ужасными картинами человеческих мучений он — полная противоположность сну про оазис. После этого сна Родион понял наконец страшную сущность своей теории и отказался от неё.
Фёдор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание»
Проблема: Роман «Преступление и наказание» Ф. Достоевского по-прежнему остаётся актуальным и вызывает интерес у читателей. Однако многие не знают обстоятельств его создания и влияния на жизнь автора. Целевая аудитория: студенты, исследователи, любители литературы, поклонники творчества Федора Достоевского Задачи проекта: 1. Изучить влияние творчества Достоевского на русскую и мировую культуру. Рассказать о биографии Федора Достоевского, включая заключение, каторгу, ссылку и смерть близких людей.
Он мечтает о создании на земле Нового Иерусалима, описание этого мира напоминает Эдем. Сначала это будет небольшой оазис счастья среди бескрайней пустыни горя неспроста оазис находится в Египте: Египетский поход — начало карьеры Наполеона. Описание наполнено красивыми эпитетами. Значение снов Раскольникова Сон на каторге Мир-оазис из предыдущего сна осуждён в жертву какой-то страшной и неслыханной моровой язве. Родион видит плоды своей теории. Сон наполнен ужасными картинами человеческих мучений он — полная противоположность сну про оазис. После этого сна Родион понял наконец страшную сущность своей теории и отказался от неё. И Родион Ивановне на содержание сироти Соне, чтобы она понимает, что это так, могла сопровождать Родиона на каторгу.
Но на потому что оба они, хоть и его совести оскорблённая честь Дуни и смерть по разным причинам, жены, доведение до самоубийства слуги «перешли через кровь». Подслушав признание Родиона в совершении преступления, пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на брата. В его душе, как и в душе Раскольникова, идёт борьба добра со злом верх берёт зло: Свидригайлов кончает жизнь самоубийством. Пытается опорочить Соню подсовывает ей сторублёвую купюру, чтобы поссорить Родиона с семьёй. Он хочет жениться на сестре Родиона Дуне и получать удовольствие от её зависимости. Дуня готова выйти за этого преуспевающего дельца без любви. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, - чтобы вытащить семью из нищеты и помочь брату завершить образование. Общее с теорией Раскольникова «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано».
Лужин спокойно переступает через все преграды на своём пути. Семья Мармеладовых одна из тысяч подобных ей семей бедняков Опустившийся, утративший всякое человеческое достоинство, отставной чиновник. Его пьяная исповедь в кабаке о своей судьбе — это жизненная драма человека, которого раздавил жестокий мир. Он любит жену и детей после смерти в кармане у него нашли мятного петушка. Но душа совестливого человека не может вынести ежедневных унижений. Мармеладов знает, что его дочь, чистая и честная Соня, живёт по жёлтому билету. Перед нами — полностью раздавленный нищетой и собственным бессилием человек. Семён Захарович Семья Мармеладовых одна из тысяч подобных ей семей бедняков До предела измученная женщина — мачеха Сони.
Она благородного происхождения из разорившейся дворянской семьи , поэтому ей гораздо тяжелее, чем падчерице и мужу. И дело не в житейских трудностях, а в том, что у неё нет никакой отдушины Соня находит утешение в Библии, в молитвах, Мармеладов забывается в кабаке. Катерина Ивановна — натура страстная, гордая, бунтарская. Всё, что её окружает, кажется ей адом, и она не умеет смиряться, терпеть и молчать, как Соня. Измученная нищетой, она умирает от чахотки. Катерина Ивановна Семья Мармеладовых одна из тысяч подобных ей семей бедняков 18 -летняя девушка, всё образование которой — несколько книг романтического содержания. С ранних лет видела вокруг себя лишь пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и человеческое горе. Соня — «блудница» , как пишет о ней Достоевский.
Она вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти свою семью. Чтобы помочь мачехе и её детям, она фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет свою чистоту. Её душа переполнена христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Соня Главные черты Сони Мармеладовой Самопожертвование Чтобы облегчить жизнь своей семьи, своих близких, девушка приносит себя в жертву. Вся её жизнь — самопожертвование. Когда Раскольников говорит с ней о самоубийстве как о единственно достойном выходе, она его прерывает напоминанием о родных: «А с ними-то что будет? Главные черты Сони Мармеладовой Смирение Девушка не возмущается и не протестует — она покорилась судьбе. Смирение Сони Достоевский противопоставляет бунту Раскольникова.
Терпение Сони и её жизненная сила во многом происходят от её веры. Она верит в Бога, в справедливость слепо, не вдаваясь в сложные философские рассуждения. Все её поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами. Сохранить в себе искру человеческого ей помогает вера в Бога. Её исстрадавшаяся, но чистая душа способна даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться с ним.
История создания романа.
Жанровые и композиционные особенности Осенью 1859 г. Достоевский написал брату, что хочет создать роман, который был задуман еще на каторге. Но к работе над замыслом спустя шесть лет его подтолкнет бедственное, безденежное положение за границей, в котором он очутился из-за своей пагубной страсти — игры в рулетку. Не в состоянии заплатить даже за гостиницу, он пишет письмо издателю Каткову с просьбой выслать аванс за будущий роман, который он назвал «психологическим отчетом одного преступления». Достоевский начинает писать «Преступление и наказание» в Висбадене, продолжает писать в Петербурге и подмосковном селе Люблино, отправляет в издательствопо частям, которые публикуются в альманахе «Русский вестник» с января 1866 г. Роман «Преступление и наказание» стал первым психологическим отечественным детективом.
Достоевский ломает все привычные схемы детективного жанра. С первых страниц романа известно, кто убил, зачем и почему, определены мотивы преступления, то есть отсутствует основное — интрига расследования. Самое главное происходит за рамками детективного сюжета. Из 6 частей только одна посвящена описанию подготовки и свершению преступления, в остальных показано влияние совершенного на личность преступника. Прежде всего решаются проблемы нравственные, моральные, а не юридические, глубинный смысл в том, что наказание приходит намного раньше отбывания срока в заключении, оно происходит в душе самого преступника, и Достоевский назовет эти душевные муки «саморазложением». Роман можно назвать социально-психологическим и философским.
Так образно сравнивают исследователи эти талантливые произведения с библейским пятикнижием Моисея, по преданию продиктованным Богом. Образ Раскольникова. Истоки его преступления «Преступление и наказание» - самый петербургский роман, места обитания героев описаны достоверно точно и узнаваемы: Сенная площадь, Столярный переулок, Кокушкин мост и пр. Северная столица в романе представлена не парадной стороной с великолепием дворцов и памятников. Достоевский назвал Петербург самым «умышленным» городом, изобразив бедные кварталы, в которых душная атмосфера грязных улиц и подворотен, многочисленных кабаков, дворов-колодцев доходных домов [1] непроизвольно навевает безумные и преступные умыслы. Условия жизни своих героев, обездоленных «маленьких людей», Достоевский изобразил как удушливые, тесные, болезненные, лишающие смысла и веры в Бога.
Не случайно, знакомство с главным героем начинается с первых страниц романа именно на улицах Петербурга. Внешность Раскольникова привлекательна: он молод, с тонкими чертами и прекрасными глазами, умен и талантлив. Он одет в лохмотья и голодает, живет в комнатушке с убогой обстановкой, напоминающей размерами шкаф или гроб. В этой каморке в его голове родилась дерзкая теория об обыкновенных и необыкновенных людях. Раскольников учился на юридическом факультете, но испытывая крайнюю нужду, вынужден бросить учебу. Он одержим страшной идеей убийства старухи-ростовщицы, чтобы на ее деньги продолжить образование, помочь близким и проверить свою теорию об оправданных благими намерениями злодеяниях в истории, по которой он сможет понять свой статус: «тварь ли он дрожащая» или ему позволено преступить закон.
Раздираемый противоречивыми мыслями, Раскольников находится в нервном напряжении и болезненном состоянии. Преступление еще не совершено, но даже мысль о нем уже является наказанием, лишая покоя, поводя почти до помутнения рассудка. Случайное знакомство с Мармеладовым, его рассказ о своей непутевой жизни и страшной судьбе дочери Сони, подслушанный разговор студента с офицером в трактире, встреча на бульваре с девочкой, ставшей жертвой чьей-то похоти, жизненные обстоятельства его семьи, о которых он узнает из письма матери, окончательно приводят его к мысли довести преступный замысел до конца.
Слайд 11 Часы серебряные, старые, плоские, круглые, на обороте их изображен глобус - знаквласти и ответственности за мир. Прежде чем совершить убийство, герой должен расстаться с этими часами, - так он отдает истинную власть за самоволие.
Слайд 12 Колечко "Красные камешки" становятся предвестниками капелек крови. Цветовая деталь повторяется далее неоднократно: красные отвороты на сапогахМармеладова, красные пятна на пиджаке героя. За полтора месяца до убийства герой заложил "маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками", - подарок сестры на память. Слайд 13 Деньги фигурируют в романе множество раз: Раскольников, заложив свой заклад, получил от Алёны Ивановны 30 копеек. Раскольников отдаёт 30 копеек пьяной, бедной девушке, которую он встретил на улице.
Соня молча положит на стол свой первый «заработок» - 30 целковых Соня вынесет отцу на похмелье 30 копеек. Слайд 14 деньги в романе тесно связаны с мотивом предательства: жители Петербурга ради денег готовы отступиться от своих духовных ценностей, предать своих друзей, родных и близких. И Мармеладов, и Катерина Ивановна, не могли не ощущать себяИудой, который предал Христа за 30 сребреников. Слайд 15 Зелёный платок Зеленый цвет у Достоевского всегда связан с символикой Богородицы - всему миру Заступницы. Зеленый купол церкви из сна Раскольникова прямо соотносится с зеленым платком Сони, в самые тяжелые минуты ее покрывающим.
Соня, укрываясь платком, как епитрахилью, - с головой, и кается, и получает отпущение грехов, и отдает себя "под покров" Богородицы. Слайд 16 Нательный крест.
Преступление и наказание презентация
Работа над «Преступлением и наказанием» была продолжена в Петербурге, причём в ноябре 1865 года Фёдор Михайлович забраковал и сжёг многостраничный черновик и начал писать заново. Разработка урока по роману вского "Преступление и наказание", оформленная в виде презентации. Преступление и наказание» ставит перед собой цель раскрыть замысел великого романиста, она раскладывает по полочкам историю написания Преступления и наказани.
Презентация «Федор Достоевский - Преступление и наказание»
Художественные приемы в романе. Художественные приемы в преступлении и наказании. События преступления и наказания. Творчество Достоевского в мировой литературе. Достоевский в мировой литературе. Преступление и наказание в мировой литературе. Значение творчества Достоевского в мировой литературе. Роман Достоевского преступление и наказание. Преступление и наказание о чем. Произведение Достоевского преступление и наказание.
Образ Петербурга в романе Униженные и оскорбленные. Петербург в романе Достоевского Униженные и оскорбленные. Униженные и оскорбленные Достоевский в преступление и наказание. Петербург Раскольникова. Петербург в романе Достоевского. Петербург в романе преступление и наказание. Петербург Достоевского в романе преступление и наказание. Образ Петербурга Достоевского. Преступление и наказание русский Вестник 1866.
Журнал русский Вестник Достоевский преступление и наказание. Преступление и наказание издание 1866. Композиция преступления и наказания Достоевского. Своеобразие композиции романа преступление и наказание. Прототипы Раскольникова. Герасим Чистов 1865. Радион Раскольников прототип. Герасим Чистов прототип Раскольникова. Презентация 155 лет роману Достоевского "преступление и наказание".
Преступление и наказание в искусстве. Психологический отчёт преступление и наказание. Это психологический отчет одного преступления. Достоевский Федор Михайлович основные идеи. Основная идея Достоевского. Достоевский основные идеи. Достоевский философские произведения. Коллаж по литературе по преступлению и наказанию. Проект по Достоевскому преступление и наказание.
Инфографика преступление и наказание Достоевский. Символика в романе прест. Символика в романе преступление. Символы в преступлении и наказании. Символика в произведении преступление и наказание. Раскольников после преступления. Преступление и наказание Раскольников после преступления. Теория Раскольникова после преступления. Петербург в жизни Достоевского.
Петербург Достоевского сцены уличной жизни. Петербург Достоевского сцены уличной жизни интерьеры. Русский Вестник 1866. История написания преступление и наказание. Родион Раскольников Илья Глазунов. Иллюстрации к роману преступление и наказание Глазунова. Глазунов Достоевский Раскольников. Илья Глазунов Раскольников. Смысл произведения преступление и наказание.
Презентация на тему Петербург Достоевского. Петербург Достоевского вывод. Проблемные вопросы по роману преступление и наказание. Своеобразие романа преступление и наказание. Композиция преступления и наказания. Жанровое своеобразие преступление и наказание. Особенности композиции преступление и наказание. Приемы в преступлении и наказании. Художественные приемы Достоевского.
И в этой черте характера у нее тоже есть двойники Обе безропотно принимают страдания, которые на них обрушиваются. Лизавета кротко принимает свою смерть, но Соня, наоборот, помогает спастись Раскольникову. Слайд 29 Соня — Дуня Внешне эти девушки похожи мало: Дуня — решительный человек, она социально активна и благополучна. Однако Дуня тоже жертвует собой ради брата и матери например, работает на Свидригайлова и соглашается на брак с Лужиным , тоже живет верой, а не рассудком. Слайд 30 Вывод Таким образом, в романе сталкиваются два мира: правда рассудка и правда веры.
До самого эпилога не ясно, чем закончится их борьба.
Роли в проекте: исследователь, литературовед, критик, писатель, читатель, студент Ресурсы: литературные источники, биографии, критические статьи, архивные документы, интервью Продукт: Исследование, буклет, презентация, видеоролик, лекция Введение Описание темы работы, актуальности, целей, задач, тем содержашихся внутри работы. Контент доступен только автору оплаченного проекта Влияние творчества Ф. Достоевского на русскую и мировую культуру Исследование влияния произведений Ф. Достоевского на развитие русской и мировой культуры, анализ восприятия его творчества в разные исторические периоды. Контент доступен только автору оплаченного проекта Биография Федора Достоевского: заключение, каторга, ссылка, смерть близких людей Исследование жизни Федора Достоевского, включая период заключения, ссылку, каторгу, а также влияние смерти близких людей на его творчество. Контент доступен только автору оплаченного проекта Роль Ф.
Достоевский сжёг практически завершённый роман и написал его заново — таким, каким знает его весь литературный мир. Проблема у писателя возникла и с названием произведения. Было несколько рабочих версий, среди которых «Рассказ преступника», «Под судом». В результате он остановился на варианте «Преступление и наказание». Суть и смысл названия романа заключается не только в уголовном наказании за совершение преступления, но, прежде всего, в душевных муках преступника. Любое злодеяние влечёт за собой неизбежное наказание, и скрыться от него невозможно. Над романом Фёдор Михайлович трудился в 1865—1866 годах, и сразу после завершения он был опубликован в популярном журнале «Русский вестник». Реакция на произведение была весьма неоднозначной, от резкого неприятия до бурного восхищения. В 80—х годах XIX столетия роман был переведён на многие европейские языки. Влияние его на мировой литературный процесс оказалось огромным: писатели стали развивать тему, открытую Достоевским и порой откровенно подражать классику, в разных городах мира были поставлены театральные постановки, позже произведение было многократно экранизировано. В развитии общества известны целые эпохи, когда заповеди «не убий», «не укради», «возлюби ближнего, как самого себя» не соблюдаются революции, войны, переходные периоды и пр. Человечество упорно ищет пути нравственного исправления каждого преступника, а, следовательно, и общества в целом. Какой путь более «продуктивен»: тюрьма, каторга или слово Божие — убеждение, воспитание с помощью доброты, приобщение к осмысленному труду, повышение культурного уровня? Тема «преступления и наказания» не раз становилась одной из ведущих в произведениях русских писателей. Здесь много причин: от несовершенства государственного устройства, деления общества на «сильных мира сего» и униженных, оскорблённых до падения нравственности в обществе, следования ложным ценностям, что приводит к деградации личности, а в итоге — к преступлению. Попробуйте нарисовать психологический потрет преступника, личностные особенности. Во имя чего совершаются эти преступления? Родион Раскольников, бедный студент, живущий в Санкт—Петербурге. В его голове создаётся целая теория, в которой он делит людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Суть теории в том, что есть люди, которые имеют право совершать преступления во имя великих целей, ведь именно они и меняют этот мир. Другая же категория людей — те, кто должен подчиняться. Главный герой хочет проверить, к какой части общества он относится, поэтому идёт на преступление и убивает старуху — процентщицу, к убийству которой он основательно готовится. Раскольников также убивает свидетеля своего злодеяния, сестру старухи. Данное преступление нельзя никак оправдать, так как оно забрало жизни двух людей. И, несмотря на то, что главный герой раскаивается на каторге, ничего уже не исправить. Родион делил людей на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные — «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой и повлияла на его будущее. Просмотр фрагмента фильма «Преступление и наказание» Порфирий Петрович и Раскольников. Обсуждение статьи Раскольникова 3 учащийся. Катерина Измайлова — купеческая жена, тяготящаяся неволей, укладом купеческой семьи, страстная натура, идущая в своем чувстве до предела. Драма начинается, когда героиней овладевает роковая, незаконная страсть к приказчику Сергею. И теперь ради него скучавшая женщина, не знавшая, чем себя занять, готова на что угодно. Совершая нравственное преступление, герои переступают черту принципов, позволяющих жизнь по—человечески, по совести, чести. В противостоянии окружающему злу Раскольников предпочитает путь насилия, путь героической переделки мира при помощи активных действий; Катерина Измайлова из хрупкой женщины превращается в сильную, жестокую злодейку, совершающую убийства ради любовника.