Новости отрарская катастрофа

«Отрарская катастрофа» привлекает к себе пристальное внимание ученых и широкой общественности Казахстана. В целом, отрарская катастрофа является результатом сложного взаимодействия нескольких причин: ошибок в расчетах, технических поломок и нарушения безопасности. «Отрарская катастрофа». Инфоурок › Другое ›Презентации›Презентация по истории Казахстана на тему "Отрарская катастрофа". осада Отрара, произошедшая в период с декабря 1219 по февраль 1220 года во время монгольского завоевания Хорезмийской империи в Отраре.

"От стихии пострадают 260 тысяч человек". Какую опасность таит Шардаринское водохранилище

Согласно монгольскому преданию, Темучин происходит из рода кият. Мать его была из племени конграт. Он рано осиротел. Сподвижники Есугей- бахадура после его смерти дружно покинули его малолетних детей, и в молодости Темучин пережил немало унижений и нужды, с тяжелой колодкой на шее скрывавясь от своих врагов в зарослях заводи Онона и питаясь кореньями и сырой рыбой. Но причудливы зигзаги судьбы. Возмужав, Темучин, выделявшийся среди своих сверстников хитростью и умом, сумел сплотить вокруг себя преданную ему дружину нукеров, возвратить угнанные стада и рядом удачных набегов снискать себе славу отважного бахадура и к концу 12 века стать одним из представителей в монгольских степях. Известность его возросла в войнах хана кереитов с найманами, меркитами и татарами, в которых будущий Чингиз- хан, выступая в качестве вассала кереитского хана. Принял столь деятельное участие, что был пожалован почетным титулом.

Но вассальные отношения продолжались недолго; могущество Темучина все более возрастало, в 1203 году он разгромил кереитов. А в следующем году его сорокапятитысячное войско выступило в поход на найманов и меркитов. Часть меркитов и найманов подчинились Темучину, а другие, переправившись через Иртыш. Бежали на запад, в просторы современного Казахстана. Покорив в результате военной кампании 1204-1205гг. Весной 1206 года у истоков реки Онон состоялся курултай монгольской знати- сторонников Темучина, на котором он торжественно, под реяние белого священного знамени с девятью хвостами, был провозглашен повелителем монголов.

Иначе ее головы легко лишиться. Когда в город прибыла монгольская процессия, Каир — хан увидел старого знакомца. Матерый торговец! Прожженный солнцем базаров Востока от Сыгнака до Дели. Инальчик знал его давно. Тогда они сошлись на почве любви к забавам юности, при поминании которых умолкает трость летописца и краснеет луна.. Ох уж эта молодость! Только беспутный мальчишка способен осушить кубок жизни до дна. Ах, какие невольницы были у индуса! Ах как они плясали Теперь оба разменяли уже пятый десяток. Разве что блеск в глазах напоминал о сбежавшей как те танцовщицы юности. У индуса блеск сохранился. Дорожная пыль - эликсир моложавости. Распахнув объятья, старый проныра рассмеялся Инальчик! Каир-хан ценил новые титулы выше старой дружбы. Какой-то… торгаш, барышник, барыга, коммерс аристократы всегда горазды на эпитеты дойным коровам , пренебрег его ханством! Ничтожество посмело обратиться по имени! К нему! По щелчку повелителя воины схватили купцов. Другие помчались на базар. До окон донеслись крики, звон битой посуды, удары, хрипы, стоны. Инальчик Каир-хан непроницаемо молчал. Власть а особенно ее жажда полностью переменила кипчакского мальчишку, когда то кутившего ночи напролет. Каир-хан отправил послание Мухаммеду, и дождавшись двусмысленного тот всегда юлил сохраняя лицо ответа, махнул рукой. Убили всех, а товары продали в Бухаре.

Махмуд, видимо, из страха согласился. К тому же он получил вознаграждение в виде драгоценного камня. Кроме того, хорезмшах Мухаммед возмутился тем, что Чингиз-хан называет его своим сыном, то есть ставит его в подчиненное положение вассала. Махмуд, чтобы успокоить собеседника, сообщил, что войска Чингиз-хана по численности намного уступают военным силам хорезмшаха. Эта ложь внушила хорезмшаху уверенность перед своим более могущественным соседом. По возвращении в Монгольскую империю послы уведомили Чингиз-хана об успешных переговорах и заключении договора. Бартольд В. Таким образом, даже до получения известий о ходе переговоров монгольского посольства с хорезмшахом, Чингиз-хан заранее был уверен, в союзнических отношениях с правителем Хорезма. Караван состоял из 450 человек и 500 верблюдов, груженных богатыми товарами. Роль самого хорезмшаха Мухаммеда в уничтожении каравана неоднозначна. Некоторые источники утверждают, что на караван своевольно напал Каир-хан Иналчук. А хорезмшах дал ему лишь приказание задержать торговцев. У него было два повода для своих неосмотрительных действий.

Для Казахстана Отрарская катастрофа стала настоящим испытанием. Этот трагический эпизод привел к разрушению городской инфраструктуры и особым трагедиям людских судеб. Тем не менее, жители Казахстана не сдались и продолжили свою борьбу против монгольских завоевателей, которая продолжалась несколько столетий. Сегодня Отрарская катастрофа остается уроком настоящего поколения и напоминает о том, как важно оставаться верным своим принципам и бороться за независимость и свободу своей земли. Вам может также понравиться...

"От стихии пострадают 260 тысяч человек". Какую опасность таит Шардаринское водохранилище

Гиссарская катастрофа | Публикации | Вокруг Света Поводом для вторжения монголов в Казахстан и Среднюю Азию стала «Отрарская катастрофа 1218 г.»: в Отраре по приказу правителя города.
Как началась отрарская катастрофа?​ — «Отрарская катастрофа», решение о войне с хорезмшахом ЮАНЬ ШИ цз.1. Тай-цзу (Чингис-хан) [1.1, с.468-469].
Отрарская катастрофа: причины, последствия, особенности «Отрарская катастрофа» стала одним из самых распространенных мифов в среднеазитской историографии.

Монгольское нашествие

Люди, отдаленно знакомые с историей, при упоминании термина «экологическая катастрофа» приведут первую возникшую ассоциацию – Чернобыль. Могли быть у отрарского военачальника другие причины, из-за которых он велел казнить посланцев соседнего государства? КАТАСТРОФА После болгарского удара в спину – разгрома акациров – положение гуннов стало безнадежным. Ответ: Отрарская катастрофа – событие, которая имело разрушительные последствия для Чингисхана. Статья «Гиссарская катастрофа» на научно-популярном портале «Вокруг Света» в рубрике: Статьи журнала "Вокруг света", 14 ноября 2008 года, 11:06 | VOKRUGSVETA. Вопросы по тексту: 1. Дайте определение “Отрарская катастрофа” 2. Почему Кайрхан приказал убить торговцев?

Остались вопросы?

#отрар #отрарская_катастрофа Мало кто знает о существовании города Отрар, а уж, тем более, о его храбрых защитниках, которые сумели ПОЛГОДА противостоять монголо-татарам. Статья «Гиссарская катастрофа» на научно-популярном портале «Вокруг Света» в рубрике: Статьи журнала "Вокруг света", 14 ноября 2008 года, 11:06 | VOKRUGSVETA. осада Отрара, произошедшая в период с декабря 1219 по февраль 1220 года во время монгольского завоевания Хорезмийской империи в Отраре. «Отрарская катастрофа», решение о войне с хорезмшахом ЮАНЬ ШИ цз.1. Тай-цзу (Чингис-хан) [1.1, с.468-469]. Отрарская катастрофа краткое содержание | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Космическая катастрофа, случившаяся в конце мелового периода, является предметом многочисленных научных исследований.

Великая монгольская война. Часть 3. Отрарская катастрофа

Хасана б. Абд аль-Халика, считал, что «пожар произошел во время разгрома Отрара монголами в начале 1220 г. Подводя итоги своим многолетним исследованиям Отрара, Л. Ерзакович пришел к заключению, что в исторических сочинениях преувеличены повествования о трагической участи его жителей, что «археологические данные корректируют сведения письменных источников. Шахристан уцелел в ходе бурных событий и после короткого периода запустения жители вернулись в дома» [8, с.

Шурфы, заложенные на территории рабада, показали, что она была обжита и в монгольское время [5, с. Достаточно подробный рассказ об осаде города приводит Джувейни. Согласно переводу Дж. Бойля, который обычно используется археологами, «Цитадель и стены были сравнены с землей» [5, с.

По мнению востоковеда М. Абусеитовой английский перевод Джувейни Дж. Бойля представляет собой «скорее пересказ и толкование оригинального персидского текста, чем перевод» [9, с. Примечательно, что, в переводе главы «История покорителя мира» об «Отрарской катастрофе», выполненной М.

Абусеитовой с персидского текста, изданного Мирзой Мухаммадом Казвини 1912-1937 гг. Бойль, отсутствует отмеченное выше сообще-ние о разрушении стен Отрара монголами. О разрушении укреплений Отрара пишет Рашид ад-дин: «крепостную стену и крепость превратили в прах» [3, с. Однако заложенные на ряде участков шахристана раскопы выявили хорошей сохранности крепостные стены караханидского времени [8, с.

Возможно, стена шахристана была разрушена частично. Сообщения источников о полном разрушении цитадели подтверждается. Археологи до сих пор не могут найти место цитадели Отрара караханидского времени. Возможна, она была разрушена до основания.

Есть определенные признаки ее существования на месте цитадели тимуридского времени в юго-восточной части шахристана городища Отрар. Разрушенная по Рашид ад-дину «крепостная стена» Отрара скорее всего является внешней стеной города. Наши изыскания в предместьях Отрартобе привели к обнаружению остатков стены в виде вала, расположенной в некотором отдалении от центральных развалин городища. Данная стена оказалась вне поле зрения археологов, отсутствует ее описание в публикациях по топографии Отрартобе, не указана она на новейшем плане городища, выполненной лазерным теодолитом в ходе реализации программы ЮНЕСКО-Япония-Казахстан «Сохранение древнего Отрара».

Нами прослежен участок вала длиной около 1,2 км, имеющий общее направление с запада на восток. Восточная участок стены лучшей сохранности. Замеры на расстояний 48 м от восточного края стены показали, что здесь вал имеет ширину 27 м, высоту 2,7 м. В 65 м от восточного края участка стены прослеживается проход шириной 16 м.

В 101 м к западу от первого прохода прослеживается еще один проход шириной 13 м. Замеры на ближайшем участке стены показали, что вал на данном участке имеет основании равное 28 м, высоту 2,3 м.

Если взять историю нашего региона, то почти всегда крупным природным катастрофам предшествовали периоды наивысшего накала человеческих страданий и скорби. Народы Центральной Азии по сей день с болью в сердце воспринимают историю монгольского нашествия. В результате этой варварской резни были убиты десятки миллионов людей, представителей местных народов, прежде всего самого многочисленного по тем временам коренного народа Средней Азии - таджиков. Как реки меняли русла Для того, чтобы лучше осмыслить масштаб случившейся трагедии, приведем сравнение: в большей части Европы того времени не проживало столько жителей, сколько было истреблено людей в Центральной Азии за три года агрессивного завоевания этого края Чингисханом. Вот что писал придворный летописец монголов Джувейни в книге «История завоевателя мира»: «Каждый город и каждое село монголы по много раз грабили и убивали, и так продолжалось годами, и если до Судного дня деторождение и размножение будет продолжаться, то и десятой части того населения, что было, не восстановится». Они хорошо знали, что уничтожение кочевников — трудновыполнимая задача, в то время как истребить население городов и деревень — очень легко. Неслучайно, французский историк Жан-Поль Ру называет их «легкой добычей для кочевников». Монголы после поголовного уничтожения местного населения поджигали или затопляли захваченные города.

Как пишет историк Хондамир в «Таърихи Хабиб ус-Сияр», «в связи с тем, что большинство домов… было построено из древесины, уже в первый день пожара все они сгорели дотла». По свидетельству того же Хондамира, монголы в течение десяти дней разрушали Термез и сбрасывали все в Джейхун Амударью. Или же трагедия Ургенча — столицы Хорезмшахов, которую монголы после захвата затопили в водах Амударьи. В постмонгольской литературе Мавераннахра и Хорасана существует немало легенд о том, что невообразимая боль и страдания мусульман отразились и на природе этого региона — реки меняли свои русла, а моря высыхали.

Осадой города занялись Чагатай, Угэдэй , Субэдэй и другие военачальники. Каир-хан с 50-тысячным войском занялся обороной города. Город стойко держался 2 месяца. Чингисхан, не считая нужным держать все войско вокруг Отрара, отправил часть армии во главе с Джучи на захват присырдарьинских городов. Вскоре были взяты Самарканд и Бухара.

Чагатаю и Угэдэю удалось найти подземную дорогу, ведущую к источнику воды и перекрыть ее, таким образом оставив без воды Отрар. Вскоре в городе закончились и запасы продовольствия.

Проблемный вопрос: Почему войска Чингиз хана не могли захватить город Отрар в течение 6 месяцев? Слайд 4 Отрар — один из древнейших городов Средней Азии. В арабских источниках город называется Фараб.

История Аральской Катастрофы

Отрарская катастрофа. В начале XIII века в глубинных районах Азии образовалось Монгольское государство, его основатель Темучин объединил под своей властью почти все племена. Отрарская катастрофа началась в 1219 г., когда Чингисхан пошёл походом на Среднюю Азию. До монгольского нашествия Отрар или Фараб был одним из крупнейших городов Средней Азии. Ответ:Отрарская катастрофа – событие, которая имело разрушительные последствия для Чингисхана. Отрарская катастрофа была вызвана цепью бедствий, начавшейся с неисправности в системе контроля пусковых блоков и закончившейся взрывом.

Отрарская катастрофа уничтожила Хорезм

Исмаил, человек из гузов Западного края. Вначале был приближенным слугой у гур-хана Западного Ляо. Потом был правителем Касана и Басыха, которые принадлежали гузской орде. Главный полководец Чжэбэ запросил о нем императора, [тот] приказал Исмаилу быть в авангарде у Чжэбэ. Чжэбэ приказал Исмаилу взять голову Кучулука и обойти с нею все его земли. И тогда в городах Кашгар, Яркенд и Хотан все те, кто держали нос по ветру, покорились и присоединились [к монголам]. Краткая летопись Чингис-хана [1. Чингис-хан в этом году [послал] Мукали-гойона со всем войском левого крыла и с частью выразившего покорность Китайского войска в Китай и ему препоручил все тамошние области, которые [тот] завоевал. За ним было утверждено прозвание гойон, значение которого по Китайски есть государь области.

О нашествии татар на страну ислама [3. Этот народ вышел из окраин ас-Сина. Они устремились в города Туркестана, такие, как Кашгар и Баласагун; оттуда - в города Мавераннахра, такие, как Бухара, Самарканд и другие. Завладев ими, они поступили с их жителями так, как мы об этом расскажем ниже. Затем они переправились в Хорасан, захватили и опустошили его, разрушая [города], убивая и грабя. Оттуда они прошли в Рей, Хамадан и страну Джибал с находившимися в ней городами вплоть до границ Ирака. Потом они устремились в города Азербайджана и Аррана, разрушили их и убили большую часть их жителей. Спаслись из них лишь немногие, оставшись бездомными.

И все это менее чем за год! Такое никогда еще не было известно. Покончив с Азербайджаном и Арраном, они направились в Дербенд Ширвана и захватили его Ширвана города. Уцелела лишь одна крепость, где находился царь Ширвана. Оттуда они переправились в страну алан, лезгинов лаксов и разных других народов, обитавших в этой местности, свирепствуя в их убиении, ограблении и разрушении [жилищ]. Затем они устремились в страну кипчаков, а это одно из самых многочисленных тюркских племен. Они убивали каждого, кто попадал к ним, а остальные бежали в чащобы и на вершины гор, покинув свою страну. Татары захватили и ее в кратчайшее время.

Продолжительность их остановок равнялась времени пройденного [между ними] пути, не более того. Другая часть их, иная, чем первая, пошла на Газну с ее округами и на соседние с ней земли Индии, Сиджистана и Кермана. Они учинили там то же, что сделали те, и даже хуже. О подобном этому никогда не было слыхано. Александр, относительно которого историки согласились, что он - царь мира, не завладел [своим миром] с такой быстротой. Он захватил [свои земли] приблизительно за десять лет и при этом не убил никого [из мирных жителей], довольствуясь подчинением ему людей. Эти же захватили большую часть обитаемой земли, причем лучшую ее часть, самую благоустроенную и населенную, с самыми благонравными и добропорядочными жителями, приблизительно за год. Ни один из городов, в которые они еще не пришли, не спал спокойно, опасаясь их нападения, и ожидал их прибытия.

Они завоеватели не нуждались в доставке им провизии и провианта, а гнали с собой овец, коров, лошадей и иных верховых животных и ели только их мясо. Их животные, на которых они ездили, рыли землю копытами и поедали корни растений, не зная ячменя. Если они останавливались в каком-нибудь жилье, то не нуждались ни в чем со стороны. Что касается их веры, то они поклонялись Солнцу при его восходе. У них не было запретной пищи, и они ели всех верховых животных, собак, свиней и прочее. Они не заключали брак, а с женщиной вступали в сношения несколько мужчин. Когда появлялся на свет ребенок, отец его не был известен. И претерпели в этот период ислам и мусульмане такие бедствия, которым не подвергался ни один из народов.

К ним относится [нашествие] этих татар, - да проклянет их Аллах! Ниже ты увидишь [написанное] о них в последовательном изложении с разъяснениями. Успеху этих татар способствовало отсутствие защитника от них. Причиной этого было то, что хорезмшах Мухаммед завладел многими странами, убил их правителей, перебил их [жителей] и стал один султаном [единой его] страны. Когда же он потерпел поражение от татар, в этих странах не осталось никого, кто дал бы им отпор и защитил их. Дабы все так свершилось, предопределил Аллах. А теперь начнем речь о начале их нашествия в страну [ислама]. До монгольского нашествия Отрар или Фараб был одним из крупнейших городов Средней Азии.

Убийство послов Чингисхана, произошедшее в этом городе, послужило предлогом для монгольского нашествия.

Некоторые специалисты считают, что именно на этой стадии человек стал решающим фактором перераспределения водных ресурсов Амударьи. Вероятно, оттеснение кушанскими ирригаторами воды на восток для орошения новых дельтовых земель привело к иссыханию Узбоя и обводнению Арала. С этих пор уже не столько человек зависит от прихотей водного режима реки, сколько река зависит от человека. Интересные свидетельства об истории самого начала новой эры дошли до нас благодаря добросовестному труду отца Иакинфа Бичурина и затем академика В. Китайский посол Чжан-Кань в 138 году новой эры посетил Фергану и записал рассказы о стране Янь-Цай, которая находится далеко к северо-западу и «...

Это есть Северное море». В том числе сообщается, что в него впадают «... Здесь мы видим уже достаточно определенное указание на Арал. Но в целом летописная история этого интервала, особенно европейская, содержит много неясного. Практичный Л. Берг предупреждал еще в 1908 году: «Материалы эти не раз уже были использованы во время споров из- за Узбоя, и каждый в них находил доказательства тому, чего сам хотел: основываясь на показаниях древних, можно доказывать, что Арал был соединен с Каспием, что его совсем не существовало или же что он существовал в том же виде, что и теперь» Берг, 1908, с.

Это высказывание полезно иметь в виду и сегодня, когда поднялась вторая после XIX века волна массового интереса к истории Арала, и мы опять переживаем увлечение цитатами из классиков. По-видимому, Узбой вновь напоминает о себе в середине первого тысячелетия новой эры. Смутное время Великого переселения народов, только что закончившегося заметного иссушения климата, которое ударило по земледельческим оазисам. Кочевники двинулись в Европу, вождь гуннов Атилла грозил обеим римским империям. Гнулась и отступала под натиском «белых гуннов» древняя Индия. Кушанское царство в Средней Азии не выдержало двойного удара засух и кочевников.

С IV века новой эры оросительные системы и города Хорезмского оазиса приходят в упадок. Археологи фиксируют регресс в поливном земледелии, организации государственной власти, в гончарном деле. Вместо элегантной кушанской керамики появляются осколки грубых посудин, вылепленных без гончарного круга. Минуя разрушенные варварами плотины, воды Амударьи вновь устремляются в Сарыкамышскую котловину и далее в Каспий. Среднеазиатские хроники говорят, что купцы пользовались водным путем для торга между Хорасаном южный Прикаспий и Хорезмом низовья Амударьи. Современные исследователи видят в этом доказательство возрождения Узбоя.

Археологические данные свидетельствуют, что Сарыкамыш и Узбой были обводнены в ущерб Аралу. Войны и связанные с ними разрушения ирригационных систем длились еще несколько столетий. Лишь в 568 году новой эры посланник византийского императора Юстиниана, побывав на реке Оих Окс? Но наиболее полная информация о возрождении моря поступает к нам от арабских историков и географов, появившихся в Приаралье после 712 года новой эры, когда Хорезм был завоеван арабским халифатом. Амударья получила у арабов название Джейхун; в многочисленных хрониках тех лет встречаются упоминания о ее впадении в Курдерское, Джурджанское, Хорезмийское озера. Масуди середина X века новой эры , его современники Истахри и Ибн-Хаукаль уже уверенно сообщают об огромном водоеме, который принимает воды Джейхуна и Шашской т.

Ташкентской, иначе говоря — Сырдарьи реки. Изображение на схематизированных арабских картах, а также указанные расстояния от озера до древних городов позволяют говорить, что в X веке Арал имел примерно те же размеры и очертания, что ныне. Узбой же в это время иссякает. Историк и географ Макдиси, писавший в конце X века, повествует о народном предании, где говорится про впадение Джейхуна в Каспий. Макдиси относит предание к глухой древности. В это же время великий хорезмиец Аль- Бируни с уважением описывал богатства прежних времен, поражаясь наступившему запустению западной части дельты, где текла многоводная река: «...

Итак, на рубеже первого и второго тысячелетий новой эры люди тоже сожалели о былом. Между тем начинается истинная эра расцвета средневекового Хорезма. Экономическая и политическая стабилизация в державе хорезмшахов позволила восстановить и усовершенствовать систему водного хозяйства. Укрепляется торговля между Средней Азией и Восточной Европой, где быстро растут русские княжества. Торговлю с ними контролируют владетели Приаралья. Однако в 1219 году после так называемой Отрарской катастрофы, где хорезмийцами был разграблен и уничтожен посольский караван Чингисхана, счастье отвернулось от хорезмшахов.

Великий хан не захотел простить обиды, и по его приказу пришла в движение вся кочевая Степь, обрушившая мощь своей конницы на Хорезм. В 1221 году кочевники победили многочисленную, но плохо организованную и слабую духом армию хорезмийцев, убили последнего из шахов и сравняли оазис с землей. Разрушение сложной ирригационной системы в низовьях Амударьи вызвало крутой поворот устьевых протоков реки, и часть ее вод из дельты отвернула на запад, к Каспийскому морю. По выражению ал-Амари середина XIV века , «... Ургенч Гургандж, Джурджан, ныне — Куня Ургенч очутился между двумя рукавами Джейхуна, похожими на шаровары». Эти два рукава, как свидетельствовали современники, одновременно впадали в Каспийское Хазарское, Гирканское, Хвалынское и в Аральское моря.

Такое замысловатое поведение Амударьи, единственной в мире реки, способной впадать сразу в два моря, надолго запутало историю Арала и связанных с ним водоемов. Перс Хамдаллах Казвини в 1339 году свидетельствует, что «... Джейхун, прежде впадавший в Восточное море Арал... Нечто похожее в 1417 году пишет придворный историк султана Шахруха сына легендарного Тамерлана Хафизи-абру: «Река Балх. Эту реку среди арабов называют Джейхуном, в Хорасане — рекой Амуе, так как в селении Амуе находится место переправы по дороге из Хорасана в Бухару Амуе — современный Чарджоу, переправа находится здесь и поныне. В старых книгах вообще написано, что из Хорезма река течет в Хорезмское озеро; но теперь это озеро исчезло; вода проложила себе новый путь, так что изливается в Хазарское море в месте , которое называется Горледи; другое название этого места Акрича».

В этом описании все достоверно. Остров Огурча Акрича и по сей день находится в Каспии неподалеку от устья древнего Узбоя, подле Красноводска. Комментируя запись Хафизи-абру, Л. Берг говорит, что правильнее было бы вести речь не об исчезновении, но об уменьшении Арала после поворота части амударьинских вод к Каспию. Благодаря прорыву одного из рукавов к западу в это время заполнилась сухая впадина древнего Сарыкамышского озера, расположенного на полпути от Арала к Каспию. Итак, во времена порядка и благоденствия вся вода идет в Арал, а во времена бед и кризисов заполняется Сарыкамыш?

Пожалуй, не все так просто. По мнению крупного историка и этнографа Л. Гумилева, экспансия кочевников была предопределена смещением циклональной деятельности из умеренных широт на юг, к Великой Степи. Вызванное этим увлажнение обильный корм для стад! Оно же, возможно, отразилось в увеличении стока Амударьи и в обводнении левобережной дельты, включая Сарыкамыш. Так что еще вопрос, является ли возрождение Узбоя следствием монгольского нашествия или, наоборот, его косвенной причиной, потому что отражало растущее увлажнение региона.

Дело Чингисхана продолжил его последователь Тимур, больше известный среди европейцев как Тамерлан. После пяти его походов на Хорезм, отмеченных нарастающей жестокостью, столица оазиса Ургенч была стерта с лица земли, ее территория распахана и засеяна ячменем. В результате вместо изобильной области «Железный хромец» оставил новообразованную пустыню. Он, несомненно, внес немалый вклад в последующую стагнацию Средней Азии. Навел порядок твердой рукой. В частности, историки сообщают, что правителей порабощенного Мазандерана Тимур велел доставить в Хорезм на кораблях.

Следовательно, водный путь между Каспием и Амударьей существовал. Крах хорезмского оазиса на долгие годы превратил Приаралье в захолустную окраину.

Акишев прибег к интересному ходу, чтобы привлечь внимание: в заявке проекта он указал, что, согласно древним арабским источникам он не уточнил, каким именно , в Отраре прежде находилась большая библиотека рукописей, которая по своим размерам могла быть сравнима только с легендарной Александрийской библиотекой. Этому не существовало никаких доказательств, кроме упоминания в третьем издании истории Казахской ССР 1957 года ; вплоть до сегодняшнего дня, спустя более чем сорок лет раскопок, от этой «библиотеки» не найдено и следа. Стараясь найти больше аргументов для объяснения культурного значения Отрара для казахов, Акишев также утверждал, что Отрар в древности Фараб был родиной известного философа ал-Фараби 873—950 и даже «поэта» Ахмада Ясави. Хотя Отрар уже достаточно долго находился в центре внимания ученых, потребовалось целых три года подготовительной работы, прежде чем были начаты стационарные раскопки. Президиум Академии наук Казахской ССР официально утвердил создание Южно-Казахстанской археологической экспедиции ЮКАЭ , которая должна была заниматься изучением прошлого региона от каменного века до позднего средневековья. Археологи начали работать на обширной территории, также занимаясь раскопками больших населенных участков конца XVIII в. Большой объем этих работ сделал эту экспедицию крупнейшей во всем Советском Союзе.

В своей заявке о продолжении финансирования экспедиции в 1971—1975 гг. Акишев вновь указал на политическую значимость проекта. Во-первых, артефакты, обнаруженные в Отраре, доказали существование местной культуры со времен античности, а также независимого развития сельского хозяйства и городской цивилизации в Казахстане. Акишев, таким образом, отделил Отрар от общего наследия Средней Азии и отверг предположение о совместном происхождении оседлой городской культуры. Во-вторых, Акишев утверждал, что Отрар является ключевым регионом для понимания казахского этногенеза; в частности, антропологические исследования в Отраре могли бы обеспечить базу для изучения формирования внешнего облика казахов. Этот тезис был основан на существующем убеждении в том, что вся Отрарская область была всегда населена предками казахов. В-третьих, исследования Отрара могли бы предоставить важные сведения для обнаружения и исследования древних ирригационных и водопроводных систем. И, наконец, новые материалы из Отрара могли бы опровергнуть расистские мифы буржуазной т. Это были веские политические доводы для археологических работ.

На основе полученных археологических данных Акишев и его коллеги написали несколько монографий по древней истории Отрара. Отрарская экспедиция, наконец, позволила Акишеву и Байпакову говорить о непрерывности социального развития в регионе с эпохи каменного века. Открытие артефактов эпохи палеолита показало, что Казахстан был одним из первых мест на Земле, где жили люди. Все это имело целью доказать автохтонность казахского народа в границах КазССР. В то же время Акишев утверждал, что он против автохтонной теории происхождения народов в ее «вульгарной» форме, а вместо этого рассматривал формирование казахского народа как слияние коренного ираноязычного индоевропейского населения с пришлым тюркско-монгольским населением. Тем не менее, Акишев предполагал, что «в местной этнической среде уже был значительный пратюркский элемент». Исследование Отрара не прекращалось вплоть до 1980-х гг. Казахский фильм «Гибель Отрара» 1991 , разработанный в качестве художественного воплощения казахстанской концепции городской цивилизации и «Отрарской катастрофы» в казахской археологии, также символизировал конец целой эпохи. Абусеитова М.

Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны. Критический текст, пер. Осим М. Тарихий повесть.

Тогда они сошлись на почве любви к забавам юности, при поминании которых умолкает трость летописца и краснеет луна.. Ох уж эта молодость!

Только беспутный мальчишка способен осушить кубок жизни до дна. Ах, какие невольницы были у индуса! Ах как они плясали Теперь оба разменяли уже пятый десяток. Разве что блеск в глазах напоминал о сбежавшей как те танцовщицы юности. У индуса блеск сохранился. Дорожная пыль - эликсир моложавости.

Распахнув объятья, старый проныра рассмеялся Инальчик! Каир-хан ценил новые титулы выше старой дружбы. Какой-то… торгаш, барышник, барыга, коммерс аристократы всегда горазды на эпитеты дойным коровам , пренебрег его ханством! Ничтожество посмело обратиться по имени! К нему! По щелчку повелителя воины схватили купцов.

Другие помчались на базар. До окон донеслись крики, звон битой посуды, удары, хрипы, стоны. Инальчик Каир-хан непроницаемо молчал. Власть а особенно ее жажда полностью переменила кипчакского мальчишку, когда то кутившего ночи напролет. Каир-хан отправил послание Мухаммеду, и дождавшись двусмысленного тот всегда юлил сохраняя лицо ответа, махнул рукой. Убили всех, а товары продали в Бухаре.

В эти ворота вошел караван, изменивший судьбу Евразии Что до степного оборванца, их хозяина. Или еще награбит. Вельможам Великого Хорезма не пристало размышлять о нуждах бродяг. Знал ли Инальчик Каир-Хан, кого он ограбил? Вряд — ли.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий