Отец Достоевского из духовного сословия, кроме того он был садистом, за что был убит своими крестьянами. По воспоминаниям бабушки, отцу Философу удавалось очень быстро приводить Достоевского в нормальное состояние. Роман Достоевского обсуждали критики едва ли не всех изданий (включая даже церковную прессу, не очень-то интересовавшуюся светскими литературными новостями), отзывы о его. Сам Достоевский не обмолвился об этом ни словом, ни прямо – в дошедших до нас текстах, ни косвенно – в передаче воспоминаний.
«Писатель, потрясающий душу»
Внезапная и якобы насильственная смерть отца произвела на 17-летнего Достоевского неизгладимое впечатление. Одна из исследователей Ольга Арамова сообщила, что некоторое время назад ученые проводили процесс идентификации предположительно отца писателя Достоевского Михаила. В семье Достоевских детей воспитывали в послушании, отец внушал им почтение и страх, и ходили они по струнке, не допускались никакие фривольности. В тринадцать лет Фёдор Достоевский поступил на обучение в пансион а, а через три года отец, удрученный смертью жены, отправил старших сыновей на учебу в. Сегодня к ежегодному духовно-просветительскому проекту «Дни Достоевского в Оптиной пустыни [ ]. Отец Анны Сниткиной был большим поклонником Достоевского, поэтому о его творчестве девушка знала с детства.
В старорусских музеях Достоевского побывал интересный гость из Москвы
Российские ученые захотели найти отца Достоевского | В тринадцать лет Фёдор Достоевский поступил на обучение в пансион а, а через три года отец, удрученный смертью жены, отправил старших сыновей на учебу в. |
Встретились с правнуком Федора Достоевского, который до пенсии работал водителем трамвая | Правда ли, что отец Достоевского был жестоко убит крепостными крестьянами, как писатель в разные годы жизни относился к «крестьянскому вопросу» и почему каторга. |
Род Достоевского не стоит в том же ряду, что и древние дворянские фамилии - Российская газета | Был ли Достоевский слишком застенчив и нелюдим или это проявлялась внутренняя гордость, но книгу свою он для публикации сразу никому не предложил. |
От Фёдора до Фёдора. Достоевские сегодня
«Например, у нас была работа по идентификации предположительно отца писателя Фёдора Достоевского — Михаила Достоевского, чья могила утеряна в подмосковном поместье. Отец семейства, Михаил Андреевич Достоевский, работал в Мариинской больнице для бедных штаб-лекарем. Видимо, из-за того, что он стал отцом довольно поздно, Достоевский по этому поводу испытывал большой душевный подъем.
Главархив Москвы рассказывает о Михаиле Достоевском - отце Федора Достоевского
К идее отыскать могилу отца великого писателя Федора Достоевского вернулись краеведы из подмосковного Зарайска. Омский художник реконструировал счастливое детство Федора Достоевского и собирается «дописать» его произведения. Дне, когда Господь воскресил Своего друга, Лазаря Четверодневного, и фильме 1969 года по бессмертному роману Фёдора Достоевского "Преступление и наказание". настоятель храма святителя Василия Великого в Осиновой Роще иерей Анатолий Першин.
Ссылка Достоевского
В здании перестроили оконные и дверные проемы, с северной и южной сторон к четверику пристроили каменные колонные портики с треугольными фронтонами, на четверике установили новый глухой барабан. В следующем году к нему сделали пристройку. Однако спустя 100 лет храм закрыли. К концу ХХ века храм оказался в запустении.
На самом деле, смертный приговор, действительно, был вынесен изначально — но его довольно быстро сочли слишком суровым и заменили ссылкой и каторгой. Но инсценировку Николай I решил провести в «воспитательно-показательных» целях. Цели эти были достигнуты сполна: один из участников этой «гражданской казни», Николай Григорьев, сошёл с ума из-за нервного перенапряжения. Неизгладимый отпечаток наложило это происшествие и на самого Достоевского. В повести впервые в истории русской литературы рассказывалось о жизни и быте каторжников, отбывающих наказание в самом суровом месте — сибирском остроге. Иллюстрация к "Запискам из Мёртвого дома" Николая Каразина, 1893 г. А происходило там разное, от контрабанды алкоголя до жестоких телесных наказаний, от суровой работы до самозарождающейся тюремной иерархии. Не секрет, что это произведение полностью основано на личном опыте Достоевского. После показательной «гражданской казни» писатель четыре года провёл в Омской тюрьме, вместе с другими каторжниками — в большинстве своём, из самых простых и бедных слоёв населения. В «Записках из Мёртвого дома» очень много деталей, полностью взятых из личной истории писателя.
Например, как и сам Достоевский, Горянчиков получает Евангелие от неких «братьев по несчастью» в Сибири. Под переплётом книги спрятано несколько рублей — «на всякий случай»: «Эту книгу, с заклеенными в ней деньгами, подарили мне ещё в Тобольске те, которые тоже страдали в ссылке и считали время её уже десятилетиями и которые во всяком несчастном уже давно привыкли видеть брата». Женщины организовали встречу писателя с другими участниками его кружка и каждому подарили такое Евангелие с «секретом». Правда, судьба этого Евангелия в реальности и в книге Достоевского оказалась разной: писатель хранил его всю жизнь, а Горянчиков лишился ещё в остроге. Причём довольно банально: «У меня один арестант, искренно преданный мне человек говорю это без всякой натяжки , украл Библию, единственную книгу, которую позволялось иметь на каторге; он в тот же день мне сам сознался в этом, не от раскаяния, но жалея меня, потому что я её долго искал». Достоевский Ф. Достоевский, 1861 г.
Остров, конечно, держит — на него все время хочется возвращаться. В шестнадцать лет научился играть на бас-гитаре, благодаря увлечению музыкой познакомился с будущей женой — с флейтисткой Натальей мы репетировали в одном подвале, только в разных группах. И до сих пор мы с ней выступаем в нашей общей группе «Птица Си». Участвовали в серьезных опенэйрах, стояли у истоков фестиваля фолк-музыки «Волынщик», который проходит уже восемнадцать лет. Это творчество не для кого-то — прежде всего оно для себя. И вся семья у нас музыкальная. Старшая дочь Анна, как и моя жена, играет на флейте. Она только что окончила реставрационное училище, где училась работать по дереву. Аня очень творческий человек и стоит перед выбором: сейчас ее влечет еще и анимация. Средняя дочь Вера учится в Училище имени Римского-Корсакова по классу домры и уже думает о высшем музыкальном образовании. Младшая дочь Маша — виолончелистка, а сын Федя в прошлом году поступил в первый класс музыкальной школы на ударное отделение. Ваш отец, Дмитрий Андреевич, в определенный момент понял, что является «ответственным» за прадеда, — стал консультантом Музея Достоевского, регулярно ездит на конференции достоеведов и нашел в этом себя. Каким был ваш путь к Федору Михайловичу? Да, сколько я себя помню, отец общается с исследователями творчества своего прадеда — думаю, в какой-то момент и ко мне эта миссия перейдет. Но вот в этом году, например, он приболел, я работал, и на ежегодную конференцию достоеведов в Дом-музей писателя в Старой Руссе мы отправили нашу среднюю дочь Веру — и даже с концертом. Но должен сказать, что у мужской части нашей семьи есть черты характера, ведущие напрямую к Федору Михайловичу, которые вычленяешь, изучая его биографию. Но Дмитрий Андреевич давно стал своим в кругу достоеведов и является консультантом Литературно-мемориального музея писателя. Скажите, оказывает ли влияние на вашу жизнь и жизнь ваших близких авторитет великого предка? Или вы стараетесь, чтобы груз ответственности не давил на младших членов семьи? У меня было счастливое детство, как у всех, пока родители не сказали, что я правнук великого писателя.
В 1834-1838 гг. Федор Достоевский получал образование в частных пансионах в Москве и Санкт-Петербурге. С 1838 по 1843 г. В 1843 г. Федор Достоевский в качестве полевого инженера-подпоручика был зачислен в Петербургскую инженерную команду. Летом 1844 г. Творческий и жизненный путь Первой напечатанной работой Федора Достоевского стал перевод с французского романа Оноре де Бальзака "Евгения Гранде", вышедший в 1844 г. В 1846 г. Весной того же года молодой писатель познакомился со сторонником утопического социализма Михаилом Петрашевским и начал посещать собрания его кружка. В 1848 г. В конце того же года в журнале "Отечественные записки" была опубликована повесть Достоевского "Белые ночи". В апреле 1849 г. Находясь в заключении, написал рассказ "Маленький герой". В последний момент по распоряжению императора Николая I петрашевцам было объявлено о замене расстрела различными сроками каторги. Достоевский был отправлен на четырехлетнюю каторгу с последующим несением воинской службы в звании рядового.
Новости по теме
- Долитературная жизнь
- Гены не отнять!
- Достоевский в Сибири
- Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
- Читайте также
Глава вторая. Смерть отца и выбор судьбы
Это, кажется, общий удел наш». Известие о смерти отца потрясло 17-летнего Достоевского. Возможно, известие об этом трагическом событии стало причиной у него первого эпилептического припадка. Он очень часто повторял, что он человек бедный, что дети его, в особенности мальчики, должны готовиться пробивать себе сами дорогу, что со смертью его они останутся нищими и т. Все это рисовало мрачную картину» Из «Воспоминаний» А. По официальной версии, причиной смерти был апоплексический удар. Современники и родные считали, что М. Достоевский был убит в поле своими крепостными.
Достоевскому ещё не было 16 лет, когда убили его отца, ему было 18 лет. В семье Достоевских детей воспитывали в послушании, отец внушал им почтение и страх, и ходили они по струнке, не допускались никакие фривольности. О женщинах разрешалось говорить лишь в стихах. Никаких флиртов и явных увлечений у братьев Достоевских в отрочестве быть не могло: их никуда не пускали одних, без провожатых, карманных денег им не давали. Развлечений дома было мало, и все они носили невинный характер. Сестры, которые были моложе Федора, и крестьянские девочки летом — вот то женское общество, какое находил вокруг себя подросток до 16 лет. Его первые эротические ощущения были, конечно, связаны с этими детскими воспоминаниями — и это впоследствии нашло отражение в его жизни и творчестве. Во всяком случае, Достоевский-писатель обнаружил повышенный интерес к маленьким девочкам, вывел их в нескольких романах и повестях, а тема растления малолетней неотступно привлекала его: недаром он посвятил ей потрясающие страницы в «Униженных и оскорбленных», «Преступлении и наказании» и «Бесах». После смерти матери отец отвез Михаила старшего брата и Федора в Петербург и поместил их в Инженерное военное училище. Из монастырского затворничества дружной семьи Федор попал в бюрократическую атмосферу закрытого учебного заведения: новичков или «рябцов», как их называли, цукали и истязали воспитанники старших классов. Сверстники встретили молодого Федора Достоевского насмешками: он был замкнут и робок, у него не было ни манер, ни денег, ни знатного имени. В 1838 году Достоевский был худощав, угловат, одежда сидела на нем мешком, и хотя в нем ощущалась доброта, вид и манеры его были угрюмы и сдержанны. Он был нелюдим, держался особняком, порою бывал смешным и, вероятно, показался неоперившимся птенцом всем этим дворянским сынкам, которые в семнадцать лет уже познали тайны любви в объятиях крепостных девок или петербургских проституток. Федор же мог гораздо лучше рассуждать о Пушкине, которого он боготворил после смерти поэта он попросил у отца разрешения носить траур , о Шиллере, об исторических героях, чем о женщинах. Только два-три приятеля знали, что, несмотря на внешнюю вялость и холодность, он был горячим, порывистым юношей, порою резким на язык. Уже и тогда отличался он восторженным идеализмом и повышенной, болезненной впечатлительностью. Он избегал ходить в гости, не умел держать себя на людях и страшно смущался в женском обществе. В начале 1840 года он упал в обморок, когда на вечере у Вьелгорских его представили известной в те годы красавице Сенявиной. Обморок этот носил характер нервного припадка.
Раньше я по традиции писал обращения к детям — участникам детских Старорусских чтений. В этом году я очень переживаю, что не смог не только приехать весной в Старую Руссу, но и написать обращение к детям. Прошу у них прощения и надеюсь на то, что, может быть, все восстановится, когда мы придем в нормальное состояние. Федор Михайлович всегда выделял детей в своих романах, подчеркивая их особую роль, как, например, в десятой главе «Братьев Карамазовых». Старая Русса. Церковь Георгия Победоносца. Фото: sobory. Федор Михайлович был прихожанином этого храма, одного из самых древних в городе. Стоя у чудотворной Старорусской иконы Божией Матери, я вдруг залился слезами. И через день осознал, что здоров и полон сил — Для меня это особый храм. Я страдал от язвы желудка, и в Старой Руссе у меня всегда начинались страшные боли, потому что местная вода очень отличается от ленинградской. Однажды меня против моей воли понесло в храм, хотя я должен был быть в другом месте. В Георгиевской церкви уже никого не было, служба закончилась. Старушки мыли пол, и я понимал, что пришел сюда не вовремя. Стоя у чудотворной Старорусской иконы Божией Матери, я испытал катарсис — взрослый мужик, я вдруг залился слезами. Ушел, не понимая, что со мной произошло. И вдруг через день осознал, что никакой боли нет, что я совершенно здоров и полон сил. Обычно я уезжал раньше всех, пропуская много интересных докладов, торжественное закрытие чтений и банкет с участием представителей администрации Старой Руссы. В тот день все были в недоумении: «Дмитрий Андреевич, мы наконец видим вас на прощальном банкете! Георгия Победоносца г. Фото: russablago. Если кому-то из читателей случится быть в Старой Руссе, советую зайти в храм и помолиться у этой иконы. Во время моровой язвы 1655 года жителю города Тихвина было откровение, что мор прекратится, если туда принесут чудотворную Старорусскую икону, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу. После перенесения икон мор прекратился, но тихвинцы не вернули образ, и только в XVIII веке разрешили снять копию со Старорусской иконы. Вторая праздничная дата отмечается 18 сентября — день возвращения в Старую Руссу подлинника. О вере и силе материнской молитвы — Дмитрий Андреевич, каким был ваш путь к вере? У меня обнаружили рак. Была операция, потом полгода я лежал в Онкологическом центре на улице Чайковского в Ленинграде, где проходил курс химиотерапии. Я, как мог, боролся с этой болезнью. На операцию меня повезли без всякой предварительной подготовки, и я сказал врачам: «Почему так? Я боюсь». Мы хотим тебя спасти». Я говорю: «Ну, хорошо, спасайте». То есть в тот момент речь шла о жизни и смерти. К вере меня подтолкнула болезнь. Я выжил и сразу после исцеления от рака крестился Мистическим образом в тот момент в Петербурге оказался переводчик из Японии Киносита-сан, работавший над переводом Достоевского. Япония тогда была одной из самых передовых стран в сфере производства лекарств от рака. Моя мама, ныне покойная, обратилась к нему с письмом с просьбой спасти потомка Достоевского. Когда я буквально через неделю в советское-то время! Вас не было в списке. И вот через неделю вы приносите это лекарство! Поэтому естественно, что весь мир готов помочь мне дальше жить». Это с одной стороны. А вторая причина того, что я остался жив, — это молитва моей матери. Она забыла все, что полагается делать в храме, куда не ходила 50 лет. Придя в церковь вымаливать жизнь сына, она просто как мать обратилась к Богу: «Господи! Спаси моего сына! Оставь его в живых». Я выжил и в 35 лет — сразу после исцеления от рака — крестился. Чтобы Господь помог, нужна вера и прямое обращение к Богу. Он мне помогал, и не раз. Я смог победить рак дважды. Второй раз заболел через 35 лет после первого случая. Не нужно опускать руки и бояться. Важно не оставлять человека один на один с этим грозным заболеванием, поддерживать его в вере, что он справится. Но не менее важно и самому больному быть в положительном тонусе и заниматься тем, что нравится.
Вообще - то Достоевского считают пророком и есть интересные его высказывания, которые и сегодня актуальны: " Если кто погубит Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты,а проклятые либералы". Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам... И начнется... Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств... Евреи сгубят Россию и станут во главе анархии. Жид и его кагал - это заговор против русских. Предвидится страшная колоссальная стихийная революция, которая потрясет все царства мира с изменениями лика мира сего.
Папа боится Достоевского!
Великий писатель Фёдор Достоевский оставил после себя несколько детей, и поклонникам его творчества, конечно же, интересно, как сложилась их судьба. Квартира детства Достоевского располагалась во флигеле московской Мариинской больницы для бедных, где служил врачом отец писателя. Одна из исследователей Ольга Арамова сообщила, что некоторое время назад ученые проводили процесс идентификации предположительно отца писателя Достоевского Михаила. Ну, Достоевский всегда мог бы это "свалить" на алкоголизм биологического отца Паши. Великий писатель Фёдор Достоевский оставил после себя несколько детей, и поклонникам его творчества, конечно же, интересно, как сложилась их судьба.
ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика
Достоевские были православными и от активного окатоличивания ушли на Украину, там продолжили род. Федор Михайлович Достоевский в молодости Дочь Достоевского Люба умерла в 1924-м году в Италии. В полдень 10 июня Святейший Отец принял на частной аудиенции в Ватикане общину Папской региональной семинарии имени Пия XI из итальянской области. У нас была работа по идентификации предположительно отца писателя Федора Достоевского — Михаила Достоевского, чья могила утеряна в подмосковном поместье. – Я, потомок «архискверного Достоевского», как называл писателя Ульянов-Ленин, родился в день его рождения – 22 апреля.
От Фёдора до Фёдора. Достоевские сегодня
Первый сын Федор вскоре умер. Второй сын Алексей умер в возрасте 3 лет. Из 4 детей 3 умерли еще в детском возрасте. Отец Достоевского из духовного сословия, кроме того он был садистом, за что был убит своими крестьянами.
Царский суд оправдал этих крестьян. Был ли Достоевский психом? Могу привести пример.
Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А. Сниткина; он начал диктовать ей роман «Игрок», в котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой. В центре романа столкновение «многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не верить, восстающего на авторитеты и боящегося их» «заграничного русского» с «законченными» европейскими типами. Главный герой — «поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя». Второй брак Зимой 1867 Сниткина становится женой Достоевского. Новый брак был более удачен. Там 22 февраля 1868 родилась дочь Софья, внезапную смерть которой май того же года Достоевский тяжело переживал. В 1867 — 1868 Достоевский работал над романом «Идиот». Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь...
Непосредственным толчком к созданию романа послужило «нечаевское дело». Деятельность тайного общества «Народная расправа», убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И. Иванова — вот события, легшие в основу «Бесов» и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию. Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов «Катехизис революционера» , фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С. В процессе работы над романом замысел многократно видоизменялся. Первоначально — это непосредственный отклик на события. Рамки памфлета в дальнейшем значительно расширились, не только нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы 1840-х гг. Грановский, петрашевцы, Белинский, В. Печерин, А. Герцен, даже декабристы и П.
Чаадаев попадают в гротескно-трагическое пространство романа. Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей «болезни», переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются «бесовство» Нечаева и нечаевцев. В центре романа, в его философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий «мошенник» Пётр Верховенский Нечаев , а загадочная и демоническая фигура «все позволившего» себе Николая Ставрогина. В июле 1871 Достоевский с женой и дочерью возвратились в Санкт-Петербург. Лето 1872 года писатель с семьей провел в Старой Руссе ; этот город стал постоянным местом летнего пребывания семьи. В 1876 Достоевский приобрел здесь дом. Портрет Достоевского работы Перова, 1872 В 1872 писатель посещает «среды» князя В. Мещерского, сторонника контрреформ и издателя газеты-журнала « Гражданин ». По просьбе издателя, поддержанный А. Майковым и Тютчевым , Достоевский в декабре 1872 соглашается принять на себя редакторство «Гражданина», заранее оговорив, что берет на себя эти обязанности временно.
В «Гражданине» 1873 Достоевский осуществил давно задуманную идею «Дневника писателя» цикл очерков политического, литературного и мемуарного характера, объединенных замыслом непосредственного, личного общения с читателем , опубликовал ряд статей и заметок в том числе политические обзоры «Иностранные события». Скоро Достоевский начал тяготиться ред. Весной 1874 писатель отказался от редакторства, хотя эпизодически сотрудничал в «Гражданине» и позднее. В связи с ухудшением здоровья усилившейся эмфиземой легких в июне 1874 он уезжает для лечения в Эмс и повторяет поездки туда в 1875 , 1876 и 1879. В середине 1870-х гг. Личность и мировоззрение героя формируются в обстановке «всеобщего разложения» и распада устоев общества, в борьбе с соблазнами века. В исповеди подростка анализируется сложный, противоречивый, хаотичный процесс становления личности в «безобразном» и утратившем «нравственный центр» мире, медленное вызревание новой «идеи» под мощным влиянием «великой мысли» скитальца Версилова и философии жизни «благообразного» странника Макара Долгорукого. В конце 1875 Достоевский вновь возвращается к публицистической работе — «моножурналу» «Дневник писателя» 1876 и 1877 , имевшему большой успех и позволивший писателю вступить в прямой диалог с читателями-корреспондентами. Автор так определял характер издания: ««Дневник писателя» будет похож на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц естественно не может быть похож на фельетон за неделю. Я не летописец: это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчет о том, что наиболее меня заинтересовало лично».
В «Дневнике» преломились непосредственные, по горячим следам, впечатления и мнения Достоевского о важнейших явлениях европейской и русской общественно-политической и культурной жизни, волновавшие Достоевского юридические, социальные, этико-педагогические, эстетические и политические проблемы. Большое место в «Дневнике» занимают попытки писателя увидеть в современном хаосе контуры «нового создания», основы «складывающейся» жизни, предугадать облик «наступающей будущей России честных людей, которым нужна лишь одна правда». Критика буржуазной Европы, глубокий анализ состояния пореформенной России парадоксальным образом сочетаются в «Дневнике» с полемикой против различных течений социальной мысли 1870-х гг. В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской АН. В мае 1879 писателя пригласили на Международный литературный конгресс в Лондон , на сессии которого он был избран членом почетного комитета международной литературной ассоциации. Активно участвует Достоевский в деятельности Петербургского Фребелевского общества. Часто выступает на литературно-музыкальных вечерах и утренниках с чтением отрывков из своих произведений и стихотворений Пушкина.
Достоевского судили за публичное чтение запрещенного письма Белинского к Гоголю, высказывания против цензуры и недонесение на других членов кружка. Его и еще четырнадцать человек приговорили к высшей мере наказания — расстрелу. В последнюю минуту, когда первую тройку людей уже привязали к столбам, было объявлено, что Николай I заменил казнь на четырехлетнюю каторгу и последующую службу рядовым «солдатчина», как тогда говорили. Один из тех, кто стоял в первой тройке, вскоре сошел с ума. Достоевский же, напротив, преобразился. Вечером того же дня он писал брату Михаилу, что «жизнь — это дар, жизнь — счастье»: «Брат! Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача ее. Я познал это. Эта идея вошла в плоть и кровь мою». Иллюстрация Галифакской виселицы — одного из первых и самых известных орудий казни. Достоевский, как и Чарльз Диккенс, диагностировал нравственное положение общества XIX века в зависимости от морального или физического состояния ребенка; это была эпоха, заложившая основы современного детоцентризма. Свидригайлов, совращающий юных девушек, Ставрогин, растлевающий ребенка, Иван Карамазов, описывающий зверские пытки турок, русских и евреев над детьми, — таких примеров в произведениях Достоевского полно. Но в первую очередь дети, по Достоевскому, — это не только жертвы человеческого зла, но и лица Царствия Божия на земле; неспроста Алеша Карамазов читает свою заветную проповедь двенадцати мальчикам. Детские образы в романах Достоевского также играют важную символическую роль. Раскольников вспоминает во сне, как семилетним мальчиком увидел мужика, забивающего до смерти лошадь, а Дмитрий Карамазов видит сон про исхудавшую мать с плачущим младенцем, — в обоих случаях мучения ребенка подталкивают героев к принятию надвигающихся страданий. За это ему доставалось от консерваторов. В 1882 году, спустя год после его смерти, мыслитель Константин Леонтьев опубликовал книгу " Наши новые христиане ", в которой подверг критике христианские взгляды Толстого и Достоевского. Он ставил им в вину, что писатели сводят "всю сущность христианства к одной гуманности". Если Толстой в самом деле переписал Евангелие , то Достоевскому выговаривали за истолкование христианства в его романном пятикнижии. Поэт и богослов Владимир Соловьев ответил Леонтьеву заметкой в защиту Достоевского , в которой указывал, что "Достоевскому приходилось говорить с людьми, не читавшими Библии и забывшими катехизис", и объяснял, что в действительности он не был лишен мистического начала в понимании христианства. Будет к месту вспомнить слова самого Достоевского, а точнее, его письмо Наталье Фонвизиной, жене декабриста, сыгравшей огромную роль в его судьбе: "Я скажу Вам про себя, что я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже я знаю это до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных". Христос с апостолами — миниатюра из Сийского Евангелия, 1340 год Ж журналистика С 1861 по 1865 год Достоевский и его брат Михаил издавали литературно-политические журналы "Время" и "Эпоха". В основном они публиковали публицистику с позиций почвенничества — консервативного течения, отстаивающего идею особого пути России, призванной спасти человечество. Достоевский также публиковал в журналах новые произведения "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома". Но вскоре он погряз в кредитах, особенно с середины 1860-х, когда умер брат Михаил, и ему пришлось закрыть журнал. В дальнейшем Достоевский занимался либо журналистикой, либо написанием романов. Так, он писал в течение десяти лет "Преступление и наказание", "Игрока", "Идиота" и "Бесов", затем полтора года редактировал журнал "Гражданин", после чего писал "Подростка", а потом два года вел публичный "Дневник писателя" самый известный его журналистский проект; что-то вроде авторской колонки по самым насущным политическим вопросам. После перерыва на "Братьев Карамазовых" Достоевский вновь вернулся к "Дневнику писателя" и, если бы не смерть, продолжал бы его вести. Будем откровенны: чтение "Дневника" — довольно сомнительный способ полюбить личность Достоевского, только если вы не поклонник православного монархизма с антисемитскими нотками. Ибо там можно встретить такие фразы: "Народ — это дети царевы, дети заправские, настоящие, родные, а царь их отец". Или: "Россия, может быть, самая свободная из наций". Или: "Константинополь — рано ли, поздно ли, должен быть наш". На его мировосприятие, по всей вероятности, серьезно повлиял травмирующий эпизод из детства. Анна Достоевская вспоминала , что как-то в светском салоне один мужчина спросил у него: какой самый большой грех на земле? Достоевский в ответ рассказал историю, когда он ребенком жил в московской больнице для бедных, где его отец был врачом и где он подружился и часто играл с девочкой, дочкой кучера или повара. И вот какой-то мерзавец, в пьяном виде, изнасиловал эту девочку, и она умерла, истекая кровью. Помню, меня послали за отцом в другой флигель больницы, прибежал отец, но было уже поздно. Всю жизнь это воспоминание меня преследует, как самое ужасное преступление, как самый страшный грех, для которого прощения нет и быть не может". Детскую травму Достоевский перенес в произведения. Самых отрицательных персонажей, Свидригайлова и Ставрогина, он казнил именно этим преступлением. А главу " У Тихона " в романе "Бесы", в которой описывается схожий эпизод растления, цензура тех лет даже не пропустила в печать. Как только начнется выигрыш, я тотчас начинаю рисковать; сладить с собой не могу". Достоевский пристрастился к рулетке летом 1862 года, когда впервые отправился в путешествие по Европе. Правда, виновата не только распоясавшаяся Европа; Достоевский был склонен к азарту с юных лет, когда молодым человеком играл на деньги в бильярд. Анна Достоевская оставила воспоминания, как во время заграничной жизни муж постоянно заговаривал о рулетке и играл в нее, умудряясь заложить все их состояние, вплоть до обручальных колец и сережек жены.
Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». В журналах «Время» и «Эпоха» братья Достоевские выступали как идеологи « почвенничества » — специфической модификации идей славянофильства. Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и объявлениях «Времени», в резкой полемике с публикациями «Современника». Суть возражений Достоевского — возможность после реформы сближения правительства и интеллигенции с народом, их мирного сотрудничества. Эту полемику Достоевский продолжает и в повести «Записки из подполья» «Эпоха», 1864 — философско-художественной прелюдии к «идеологическим» романам писателя. Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться! В августе 1863 писатель вторично выехал за границу. В Париже он встретился с А. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой 1861—1866 получили отражение в романе «Игрок», «Идиот» и других произведениях. В Баден-Бадене , увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается «весь, совершенно дотла»; это многолетнее увлечение Достоевского — одно из качеств его страстной натуры. В октябре 1863 он возвратился в Россию. До середины ноября жил с больной женой во Владимире , а в конце 1863 — апреле 1864 — в Москве , наезжая по делам в Санкт-Петербург. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их «несчастной» любви, отразились во многих произведениях Достоевского в частности, в образах Катерины Ивановны — «Преступление и наказание» и Настасьи Филипповны — «Идиот». После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала «Эпоха»; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание. Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни. Стремясь обеспечить условия для работы, Достоевский заключил контракт с Ф. Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866. Весной 1865 Достоевский — частый гость семьи генерала В. Корвин-Круковского, старшей дочерью которого А. Корвин-Круковской он был сильно увлечен. В июле он выехал в Висбаден , откуда осенью 1865 предложил Каткову повесть для «Русского вестника», впоследствии переросшую в роман. Летом 1866 Достоевский находился в Москве и на даче в сельце Люблино , поблизости от семьи сестры Веры Михайловны, где ночами писал роман «Преступление и наказание». Божия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям... Точно и многогранно изображены в романе Петербург и «текущая действительность», богатство социальных характеров, «целый мир сословных и профессиональных типов», но это действительность преображенная и открытая художником, взгляд которого проникает до самой сути вещей. Напряженные философские диспуты, пророческие сны, исповеди и кошмары, гротескно-карикатурные сцены, естественно переходящие в трагические, символические встречи героев, апокалиптический образ призрачного города органично сцеплены в романе Достоевского. Роман, по словам самого автора, «удался чрезвычайно» и поднял его «репутацию как писателя». В 1866 истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского одновременно работать над двумя романами — «Преступление и наказание» и «Игрок». Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А. Сниткина; он начал диктовать ей роман «Игрок», в котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой. В центре романа столкновение «многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не верить, восстающего на авторитеты и боящегося их» «заграничного русского» с «законченными» европейскими типами. Главный герой — «поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя». Второй брак Зимой 1867 Сниткина становится женой Достоевского. Новый брак был более удачен. Там 22 февраля 1868 родилась дочь Софья, внезапную смерть которой май того же года Достоевский тяжело переживал. В 1867 — 1868 Достоевский работал над романом «Идиот». Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь... Непосредственным толчком к созданию романа послужило «нечаевское дело». Деятельность тайного общества «Народная расправа», убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И. Иванова — вот события, легшие в основу «Бесов» и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию. Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов «Катехизис революционера» , фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С. В процессе работы над романом замысел многократно видоизменялся. Первоначально — это непосредственный отклик на события. Рамки памфлета в дальнейшем значительно расширились, не только нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы 1840-х гг. Грановский, петрашевцы, Белинский, В.