А Волховского фронта, прорвав кольцо вражеской блокады г. Ленинграда, создали коридор шириной 8-9 км между Ладожским озером и линией фронта.
Сергей Миронов
- Прорыв блокады: 79 лет подвигу
- Материалы рубрики
- Сообщить об опечатке
- 18 января - Прорыв блокады Ленинграда
- Этот день в истории: 1943 год — прорыв блокады Ленинграда
2. Попытки прорыва блокады
Дальнейшее наступление советских войск развития не получило, тем не менее операция по прорыву блокады имела важное стратегическое и психологическое значение и явилась переломным моментом в битве за Ленинград. Однако и командованию Ленинградским фронтом прорвать блокаду не удалось. Вопреки распространенному мнению, первая попытка прорвать блокаду состоялась уже на третий ее день.
«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда
К 18 января блокада Ленинграда была прорвана, что стало переломным моментом в большом сражении за город. 18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет. Восемьдесят лет назад, 27 января 1944 года, была окончательно снята блокада Ленинграда.
Подпишитесь на рассылку
- Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта | История и техника | «Мир танков»
- 18 января – день прорыва блокады Ленинграда
- 18 января 1943 года удалось прорвать блокаду города Ленинграда - Российское историческое общество
- 18 января 1943 года - День прорыва блокады Ленинграда
81 год началу прорыва Блокады Ленинграда в 1943 году
«18 января 1943 года, ровно 80 лет назад, в результате операции «Искра» была прорвана блокада Ленинграда. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Традиционно считается, что осенью 41-го года было две попытки прорыва блокады - в сентябре и октябре, - говорит Вячеслав Мосунов. Дальнейшее наступление советских войск развития не получило, тем не менее операция по прорыву блокады имела важное стратегическое и психологическое значение и явилась переломным моментом в битве за Ленинград. Приезд Жукова и принятые им меры укрепили оборону города, но прорвать блокаду не удалось. Уже во время наступления советских войск под Сталинградом Ставка приняла решение провести наступление в районе Ленинграда и прорвать блокаду.
Более 200 площадок в Петербурге принимали «Диктант Победы»
Советские войска прорвали блокаду Ленинграда в результате операции «Искра». Благодаря прорыву блокады смогли увеличить подачу электроэнергии в Ленинград, также наладили поставки хлеба и другого продовольствия. Советские войска прорвали блокаду еще в январе 1943 года, захватили инициативу на северо-западном направлении.
Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны
Раненые, кого не смогли с собой захватить, отстреливались, позднее были слышны крики: «Смотри, фашистская сволочь, я моряк-балтиец и умру как подобает моряку! Был ли шанс на успех у бойцов 80-й стрелковой дивизии и лыжников? Возможно, что и был, но этому помешали разные обстоятельства. Прежде чем начать бой, лыжникам пришлось пройти по льду около 20 километров, и они уже были измотаны переходом. Выйдя на берег, советские войска должны были рассчитывать только на себя, так как огневая поддержка с западного берега Ладоги могла быть только при наличии связи, но ее не было. Карта из отчета 227-й пехотной дивизии вермахта 1-му армейскому корпусу о боевых действиях по отражению атаки русских 28-29. В журнале боевых действий полк Маргелова был назван «элитным», его бойцы по мнению противника имели «отличную выправку и производили превосходное впечатление, обладали необычайно высоким боевым духом. Полк, несмотря на огромные потери, боролся до последнего с исключительным упорством,его сопротивление было сломлено только после почти полного уничтожения..
Позже полк был переименован в 6-й полк морской пехоты и в таком виде просуществовал до конца войны. А Василий Маргелов спустя годы в память о моряках первого особого отдельного лыжного полка КБФ добился, чтобы десантники носили тельняшки. Он говорил, что удаль «братишек» запала ему в сердце, и хорошо бы десантники переняли славные традиции старшего брата — морской пехоты и с честью их продолжали. Все эти данные двум исследователям удалось получить после долгих поисков. Так нам удалось получить документы 227-й дивизии, которая воевала под Ленинградом. Атака А вот с советскими документами было сложнее. Мы находили кое-что полезное, но общей картины получить не могли, потому что не обнаружили ни одного боевого донесения за время выхода дивизии на лед.
И только когда к нам попали переговоры советского командования по прямому проводу, внезапно информация посыпалась как из рога изобилия. Как оказалось, эта операция была очень важной, ответственным за ее проведения был назначен генерал Гусев, начальник штаба Ленинградского фронта. Он давал почасовые отчеты в штаб Ленинградского фронта, и все это зафиксировано на телеграфной ленте. Эта скрупулезная работа помогла выявить подробности боя, узнать имена почти всех бойцов, их биографии. Мы нашли потомков участников Шлиссельбургского десанта, эти воспоминания дополнили общую работу». Знак посвящен подвигу моряков 1-го Особого отдельного лыжного полка КБФ и воинов 80-й стрелковой дивизии.
Утром 12 января 1943 года навстречу друг другу началось наступление войск Волховского и Ленинградского фронтов.
Их отделял 15-километровый коридор шлиссельбургско-синявинского выступа между городом Мга и Ладожским озером , замыкавший кольцо блокады Ленинграда с суши. Наступление поддерживали часть сил Балтийского флота, а также авиация дальнего действия. В тот же день был полностью освобожден Шлиссельбург и очищено от врага все южное побережье Ладожского озера. Сухопутная связь Ленинграда со страной была восстановлена. Несмотря на то что в ходе операции «Искра» противник был отброшен от южного побережья Ладожского озера на 10-12 километров, Ленинград по-прежнему оставался прифронтовым городом. Через образовавшийся коридор в течение 17 суток были проложены железная дорога и автомобильная трасса, подвергавшиеся постоянным обстрелам германской артиллерии.
Из них варили супы и делали заготовки на зиму. Корм для животных.
Особенно хорошо шел корм для птиц. Его быстро раскупили и потом питались много голодных месяцев. Корм для птиц состоял из крупы — чечевицы, гороха, вперемешку с палочками и песком. Люди стали выращивать овощи в парках и скверах, власти это всячески поощряли. Из выращенных овощей делали заготовки на зиму. Массово издавались брошюры, где рассказывали, как обрабатывать землю, выращивать овощи, какие дикие травы подходят для употребления в пищу, как сварить суп из крапивы, как из высушенного и измельченного корня одуванчика сделать заменитель кофе. Это была не только еда, а источник витамина С. Из неё варили напиток, который спасал людей от цинги.
В пищу шла и промышленная «органика». Свиная кожа для одежды и обуви и столярный клей. Спасались и ловлей рыбы. Под обстрелом врага рыбачили на Неве в основном, мальчишки. Улов был небольшой, но в условиях блокады и эти крохи спасали жизни. Спасались конфетами, которыми в прошлом голу украшали новогоднюю ёлку и положили вместе с ёлочными игрушками. Рады были и мешочку с крупой, который случайно «завалялся» за буфетом. По рассказам ветеранов-блокадников, кусок хлеба, выдаваемый на человека, был не больше спичечного коробка.
Да и состоял он из опилок, соды, бумаги и лишь малой части муки. Из-за этого хлеб был черствым и горьким на вкус, но выбирать не приходилось. Продовольствие могли привозить в осажденный город лишь одним путем — через Ладожское озеро. Как только появился первый лед, машины направлялись в Ленинград. Большинство из них не доезжали до города, поскольку проваливались под лед или попадали под фашистский обстрел. Чтобы как-то подбодрить жителей, не прекращалось радиовещание. Оно передавало новости или же звук обычного метронома.
Войскам Ленинградского и Волховского фронтов на направлении предстоящего удара противостояли силы 16 и 18-й армий вермахта генералов Кристиана Ханзена и генерал-полковника Георга Линдемана соответственно, под общим командованием генерал-фельдмаршала Георга фон Кюхлера.
Силы группы армий «Север» поддерживались немецким 1-м воздушным флотом, большая их часть располагалась на флангах. Общий ход Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции 1944 года. Противник основательно закрепился под Ленинградом. Главная полоса обороны на глубину от 4 до 6 километров изобиловала дзотами до дюжины на километр , траншеями полного профиля с ходами сообщения и настилами, а местами — и железобетонными дотами с бронеколпаками. Передний край немецкой обороны был опоясан минными полями и колючей проволокой. В 8-12 километрах от первой полосы проходила вторая с рядом опорных пунктов, с эскарпами на высотах и берегах рек, надолбами на дорогах, валами на болотах, завалами в лесополосах… И это ещё не всё. Ледяной покров на реках и озерах выдерживали грузовики и орудия полковой артиллерии, но тяжёлые пушки или танки ломали его. Болота замёрзли лишь частично и представляли собой почти непроходимые препятствия».
Тактика и стратегия операции Замысел предстоящей наступательной операции Красной Армии был таков: разбить ударами Ленинградского и Волховского фронтов петергофско-стрельнинскую и новгородскую группировки вражеских войск на флангах 18-й армии вермахта — обезоружить Линдемана, а затем и разгромить его силами тех же двух фронтов, наступая в направлении Луги и Кингиссепа. Тем временем, войска 2-го Прибалтийского фронта должны были сковать львиную долю сил 16-й армии и резервы в распоряжении Ханзена. В ходе дальнейшего наступления всех трёх фронтов на нарвском, псковском и идрицком направлениях группа армий «Север» должна быть разгромлена, а Ленинградская область — освобождена. Войска Ленинградского фронта ведут бой за освобождение Красного Села. Источник: Архив Lesta Games. На первом этапе наступления войсками Ленинградского фронта планировалось нанести два сходящихся удара в направлении Ропши с ораниенбаумского плацдарма силами 2-й ударной армии генерал-лейтенанта И. Федюнинского и с Пулковских высот частями и соединениями 42-й армии генерал-полковника И. Предполагалось уничтожение противника в районе Красное село — Ропша — Стрельня, а затем развитие наступление в двух направлениях: Кингисепп — Нарва и Красногвардейск Гатчина — Луга.
Задачей 67-й армии генерал-лейтенанта В. Свиридова было сковывание врага в направлении Мги и подготовка собственного удара на Мгу, Ульяновку, Красногвардейск, чтобы вместе с 8-й армией командующий — генерал-лейтенант Ф. Стариков Волховского фронта окружить и уничтожить там немецкие войска. И грянул гром Подготовка операции велась в строжайшем секрете, советское командование всеми силами старалось дезинформировать противника о планах и основных направлениях действий. Передовые части выдвинулись на позиции менее, чем за сутки до начала наступления, а танки — в ходе артиллерийской подготовки, когда уже грянул гром. А он грянул не только в переносном смысле «Январский гром» — кодовое название Красносельско-Ропшинской операции , но и в прямом. В течение лета и осени 1943 года Ставка насыщала Ленинградский и Волховский фронты артиллерией — как противотанковой, так и дивизионной, и тяжёлой. В декабре 1943 года он был равен 82,8 тонны против 29,8 тонн в декабре 1941 года, то есть вырос в 2,8 раза без учёта 50-мм минометов , — отмечает исследователь Б.
На Волховском фронте к началу наступления имелось 3551 орудие и миномёт, а кроме того, 21 дивизион полевой реактивной артиллерии. Утром 14 января на противника обрушился огневой молот орудий 2-й ударной армии, береговой и корабельной артиллерии Балтийского флота — более сотни тысяч снарядов и мин в течение 65 минут. Затем, под прикрытием морской авиации, в атаку пошли советские стрелки в белых маскхалатах.
Основные сведения
- «День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда
- Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта | История и техника | «Мир танков»
- Прорыв блокады Ленинграда показал несокрушимость советского народа - Парламентская газета
- Прорыв блокады: 79 лет подвигу
- Блокада. Прорыв. Судьба
- Блокада. Прорыв. Судьба
Прорыв блокады Ленинграда: как это было?
Целью операции было создание переднего края обороны к северу и вдоль Путиловского тракта. Немцы решили, что постоянно наступавшие наши дивизии, сидевшие в «мешке», уже выдохлись. Наши оборонительные сооружения не оценивались немцами как надёжные. Немцы считали, что в основном советские части использовали их старые бункеры. Операция предполагала действия четырёх штурмовых групп. Две из них, батальонной силы, должны были глубокими узкими ударами пронзить русскую оборону в «мешке» вплоть до дороги Синявино-Гонтовая Липка.
Две других ротных штурмовых группы, усиленные сапёрами, должны были с двух сторон наступать в створе этой дороги, отрезая от тылов нашу группировку в «мешке». Всем штурмовым группам давались самоходные орудия. Операция началась внезапно в предрассветных сумерках после короткого огневого удара, и, вследствие 45-минутного молчания нашей артиллерии, немцам сопутствовал успех. Бой 6 марта 1943 года, конечно, не был для немцев лёгким. Были у противника трудности с переходом через тракт из-за того, что запоздал подход «тигров».
К тому же немцы, по собственному признанию, приуменьшили численность группировки наших частей, оборонявших «мешок». Русская оборонительная система также оказалась гораздо более широкой. Часть её осталась, вследствие отличной маскировки, невыявленной и соответственно ненакрытой немецкой артиллерией. Эти крепкие дзоты, с засевшими в них отчаянно оборонявшимися бойцами и командирами 128-й, 18-й и 11-й стрелковых дивизий, при зачистке «котла» немцы уничтожали с близкого расстояния огнём самоходных орудий.
После прорыва блокады 18 января 1943 года, как говорил Фролов, «появилось окошко», а значит можно было «по земле, по нашей советской земле организовать сообщение со всей страной». Практически сразу же на отнятую у врага землю пришли строители, железнодорожники, тысячи жителей осаждённого города. В кратчайший срок — дорог каждый день — нужно было в прорубленном коридоре построить железнодорожную ветку длиной 33 км от станции Поляны до Шлиссельбурга. Местность в основном была болотистая, всё, что на тот момент там было, — лишь полуразрушенная узкоколейка, по которой когда-то доставляли торф. Каждый метр земли был начинён минами, неразорвавшимися боеприпасами, которые необходимо было обезвредить.
Восемь километров пути находились в прифронтовой зоне, как говорится, «под носом» у противника, работать приходилось под артиллерийским и минометным огнём. Несмотря ни на что, люди трудились сутками напролёт, в пургу и мороз, среди льда и стылой воды, «впрягаясь» в сани из металлических листов, возили грунт и камни, рубили и перетаскивали огромные брёвна, и на засыпанное болото, которое было для строителей, как они говорили, «дороже рыхлого чернозема», ложились ниточки рельс будущей железной дороги. Огромные трудности стояли и перед теми, кто воздвигал железнодорожный мост через Неву. Чтобы проложить свайно-ледовую переправу длиной 1300 м, необходимо было забить более 2,5 тысячи свай при очень большой скорости течения и шестиметровой глубине Невы в этом месте. Сейчас это кажется невероятным, но дорога была сдана уже 5 февраля, на несколько дней раньше намеченного срока. На портале Президентской библиотеки можно прослушать интервью Матвея Фролова с Вольдемаром Матвеевичем Виролайненом, возглавлявшим Волховстроевский железнодорожный узел. Именно под его руководством велись работы по подготовке к отправлению первого поезда в блокадный Ленинград. Этого почетного права добивались все паровозные бригады, хотя и осознавали, этот рейс длиной 33 км может стать последним ддя них. В соревновании победила бригада молодого машиниста Ивана Пироженко.
Виролайнен ещё в апреле 1942 года пообещал военкору Ленинградского фронта Павлу Лукницкому: что бы ни случилось, он будет на первом поезде, который поедет в блокадный Ленинград, и они обязательно встретятся «на том берегу Невы». Так и случилось: «На станции Междуречье я взял управление поездом в свои руки, попросил машиниста пересесть, сам переехал через Неву и доехал до станции Шлиссельбург. И здесь меня встретил Павел Лукницкий. Мы с ним обнялись, слезу проронили, очень трогательное это было дело…». На перегоне Междуречье — Липки гитлеровцы обстреляли поезд. Снаряды рвались по обеим сторонам трассы, но, к счастью, ни один не попал в состав и не повредил путь. Утром 7 февраля первый прямой поезд с Большой земли подошел к перрону Финляндского вокзала, заполненному толпами ликующих людей.
В архивах и интернете нашли одного Койбагарова по имени Смадил, награжденного медалью «За оборону Ленинграда». Уроженец Алма-атинской области, казах, 1917 года рождения.
В 1939 году его призвали в Красную армию, вернулся со службы в апреле 1941 года. Бывшего солдата сразу назначили районным военным комиссаром. А летом началась война. В августе он ушел добровольцем защищать Родину от врагов. После окончания трехмесячных артиллерийских курсов получил направление на Ленинградский фронт. Пережил вместе с горожанами страшную блокаду. Затем освобождал Прибалтику, Польшу, дошел до Берлина, где был тяжело ранен. После войны вернулся домой и стал учителем, а потом и директором сельской школы. Из-за осколков, полученных на войне, скончался в 1990 году.
Достойная жизнь достойного человека. Но вряд ли он был тем самым бойцом, одним из первых прорвавшим блокаду. Во-первых, он был не комсомольцем, а коммунистом, во-вторых, служил не в пехоте, а в артиллерии, где за нехваткой офицеров старший сержант Смадил Койбагаров выполнял обязанности командира расчета и батареи. И, самое главное, он находился в осажденном городе и никак не мог служить во 2-й Ударной Армии, которая извне прорывала блокаду. Дальнейшие исследования повергли в шок. Койбагаров — не такая уж распространенная фамилия. Но 53 Койбагаровых воевали в Великой войне. Только по одной фамилии можно судить по масштабам беды, обрушившейся на нашу страну. Кто он — солдат Койбагаров, в жестокой атаке прорвавшийся к блокадному Ленинграду?
Может быть, это рядовой Имантай Койбагаров, погибший в Латвии под городом Елагва? А, может, это боец Смаил Койбагаров, пропавший без вести в феврале 1943 года? Велика Россия, и велика была война даже для 53 Койбагаровых из Казахстана. Операция Искра январь 1943 Операция «Искра» не закончилась прорывом блокады 18 января. Еще два месяца советские солдаты продолжали наступление, пытаясь отбросить немцев от Ленинграда, занять Синявинские высоты и отбить Кировскую железную дорогу. Но к сожалению наступление закончилось неудачей — дальнейшее продвижение к Кировской железной дороге уже не получается — сказываются большие потери, солдаты измотаны боями, иссякают боеприпасы. Кроме того гитлеровцы успели подтянуть сюда части пяти дивизий, десятки стволов артиллерии, превратив и без того неплохо укрепленные высоты в неприступную крепость. Предприняв несколько неудачных попыток штурма, войска 67-й и 2-й ударной армий перешли к глухой обороне, удерживая завоеванный сухопутный коридор. Спустя каких-то три недели в Ленинград по нему пойдут первые поезда с боеприпасами, продовольствием и сырьем.
И хотя окончательно блокаду Ленинграда сняли лишь через год, 27 января 1944 года, положение города значительно улучшилось.
Первый поезд по ней пошел уже через 17 дней. Эту железнодорожную линию назвали «Дорогой Победы». Благодаря образовавшемуся коридору появилась возможность эвакуировать оставшихся мирных жителей и обеспечить необходимыми припасами войска. Но полное снятие блокады Ленинграда произошло лишь спустя ещё год кровопролитных сражений.
Блокада. Прорыв. Судьба
18 января – День прорыва блокады Ленинграда (1943 год) | Сегодня, 18 января, жители города на Неве отмечают одну из самых трагичных и одновременно радостных дат в истории города – День прорыва блокады Ленинграда. |
18 января – день прорыва блокады Ленинграда | Когда Жуков доложил о прорыве блокады Ленинграда Сталину, реакция последовала незамедлительно – через два часа Георгию Константиновичу присваивают звание Маршала Советского Союза. |
Пятая попытка | Таким образом, после семидневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда». |
Блокада. Прорыв. Судьба
Проект 'Прорыв блокады Ленинграда' посвящен событиям операции 'Искра', которая привела к успешному разгрому блокады Ленинграда 18 января 1943 года. В результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда 18 января: как проходила операция. Так начиналась операция «Искра», пятая попытка прорыва блокады Ленинграда. В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, но не снята полностью.