Но такого музея, где вам расскажут историю Чингис Хана в Монголии пока нет.
Глава Казахстана помолился в мавзолее сына Чингиз-хана
Четвертая армия, возглавляемая самим правителем монголов и его младшим сыном Тули, подходила к Бухаре. Ташкент и Нур сдались без боя. После короткой осады и Бухара попала в руки монголов. Жители подверглись величайшим насилиям, а город монголы разграбили, разрушили и спалили дотла. Оставив Бухару в руинах, Чингисхан по долине Согдианы направился к Самарканду. Предатели открыли ему ворота и без боя сдали город. Так же поступили и в городе Балхе. Но ни в том, ни в другом случае добровольная сдача не спасла жителей города от насилия и грабежа. Дальше Самарканда Темучин не пошёл, но отправил Тули с семидесятитысячной армией взять Хоросан.
А два отряда во главе с Джебе и Субедеем-багатуром преследовали Мухаммеда, который скрылся в Нишапуре. Проигравший войну и не имеющий поддержки Мухаммед бежал к Каспийскому морю, где в прибрежной деревушке Астара и умер от приступа пневмонии, передав власть своему сыну Джелал-ад-Дину. Тем временем Тули вместе со своим войском вошёл в провинцию Хоросан и взял штурмом Нессу, после чего появился перед крепостными стенами Мерва. Воспользовавшись изменой жителей города, монголы захватили его и по свойственной им манере разграбили и сожгли город. Из Мерва Тули отправился в Нишапур. Четыре дня его жители отчаянно сражались на стенах и улицах города, но силы были неравные. Город был взят, и, за исключением четырехсот ремесленников, оставленных в живых и отправленных в Монголию, остальные мужчины, женщины и дети были зверски убиты. Герат избежал судьбы Мерва и Нишапура, открыв свои ворота монголам.
На этом этапе своего продвижения по городам Азии Тули получил приказ от отца присоединиться к его армии в Бадахшане. Чингисхан собирался после небольшого перерыва, во время которого он захватил Газни, возобновить преследование Джелал-ад-Дина. Получив подкрепление, предводитель монголов настиг Джелал-ад-Дина осенью 1221 года, который со своими турками укрепился на берегу реки Инд. Хотя войска Чингисхана сильно превосходили армию сына Мухаммеда по численности, турки фанатично защищались. Только когда монголы разгромили их наголову, фактически уничтожив почти всех, оставшиеся в живых в смятении бежали. Джелал-ад-Дин, видя, что битва проиграна, вскочил на свежего коня, погнал его к реке недалеко от поля битвы, бросился в реку и спасся, перебравшись на другой берег. Некоторое время спустя Темучин снова пошёл по следам Джелал-ад-Дина, бежавшего на этот раз в Дели. Но, поняв, что тот неуловим, монголы вернулись в Газни, по дороге опустошив провинции Лахор, Пешавар и Меликпур.
В течение нескольких лет Джелал-ад-Дин нападал на монголов, пока не умер в Анатолии в 1231. Государства Средней Азии, расколотые, как и Русь, политическими распрями, действовали в одиночку и не могли противостоять монголам. На запад[ ] После завоевания Китая и Хорезма верховный владыка монгольских клановых вождей Чингисхан послал на разведку «западных земель» сильный кавалерийский корпус под командованием Джебе и Субедея. Они прошли по южному берегу Каспийского моря , затем, после разорения Северного Ирана, проникли в Закавказье , разбили грузинскую армию 1222 и, продвигаясь на север вдоль западного берега Каспийского моря, встретили на Северном Кавказе объединенное войско половцев , лезгинов, черкесов и аланов. Произошёл бой, который не имел решительных последствий. Тогда завоеватели внесли раскол в ряды неприятеля. Они одарили половцев и обещали их не трогать. Последние стали расходиться по своим кочевьям.
Воспользовавшись этим, монголы легко разбили аланов, лезгинов и черкесов, а затем разбили по частям и половцев. В начале 1223 года монголы вторглись в Крым , взяли город Сурож Судак и снова двинулись в половецкие степи. Половцы бежали на Русь. Уходя от монгольского войска, хан Котян через своих послов просил не отказать ему в помощи своего зятя Мстислава Удалого, а также Мстислава III Романовича, правящего великого князя Киевского. В начале 1223 года в Киеве был созван большой княжеский съезд, где было достигнуто соглашение, что вооруженные силы князей Киевского, Галицкого, Черниговского, Северского, Смоленского и Волынского княжеств, объединившись, должны поддержать половцев. Сборным местом для русской объединенной рати был назначен Днепр, близ острова Хортица. Здесь и были встречены посланцы из монгольского лагеря, предлагавшие русским военачальникам порвать союз с половцами и вернуться на Русь. Учитывая опыт половцев которые в 1222 году пошли на уговоры монгол нарушить свой союз с аланами, после чего Джебе разбил алан и напал на половцев Мстислав казнил посланцев.
В битве на реке Калка войска Даниила Галицкого, Мстислава Удалого и хана Котяна, не известив остальных князей решили самостоятельно «расправиться» с монголами переправились на восточный берег, где 31 мая 1223 года были полностью разгромлены при пассивном созерцании этого кровопролитного сражения со стороны основных русских сил во главе с Мстиславом III, расположившимся на возвышенном противоположном берегу Калки. Мстислав III, огородившись тыном, в течение трёх дней после битвы держал оборону, а затем пошёл на соглашение с Джебэ и Субедаем о сложении оружия и свободном отходе на Русь, как не участвовавший в битве. Однако он, его войско и доверившиеся ему князья были вероломно пленены монголами и жестоко замучены как «изменники собственному войску». После победы монголы организовали преследование остатков русского войска лишь каждый десятый воин вернулся из Приазовья разрушая на днепровском направлении города и деревни, захватывая в плен мирных жителей. Однако дисциплинированные монгольские военачальники не имели приказа задерживаться на Руси. Вскоре они были отозваны Чингисханом, который посчитал, что основная задача разведывательного похода на запад успешно решена. На обратном пути у устья Камы, войска Джебе и Субедея потерпели серьёзное поражение от волжских булгар, отказавшихся признать над собой власть Чингисхана. После этой неудачи монголы спустились вниз к Саксину и прикаспийскими степями возвратились в Азию, где в 1225 году соединились с главными силами монгольского войска.
Оставшимся в Китае монгольским войскам сопутствовал такой же успех, что и армиям в Западной Азии. Монгольская империя была расширена за счет нескольких новых завоеванных провинций, лежавших к северу от Желтой реки, за исключением одного-двух городов. После смерти императора Сюинь-Цзуна в 1223 году Северная Китайская империя практически прекратила свое существование, и границы Монгольской империи почти совпали с границами Центрального и Южного Китая, управлявшегося императорской династией Сун. В 1225 или в начале 1226 года Чингиз предпринял поход на страну тангутов. Во время этой кампании астрологи сообщили предводителю монголов, что пять планет находятся в неблагоприятном соответствии. Суеверный монгол посчитал, что ему грозит опасность. Под властью дурного предчувствия грозный завоеватель отправился домой, но по дороге заболел и 25 августа 1227 года умер. Файл:Монгольские завоевания.
До тех пор, пока не будет взят столица Си-Ся Чжунсин, смерть великого правителя должна была храниться в тайне. Похоронная процессия двинулась из стана Великой Орды на север, к реке Онон. Завещание монгольского властителя выполнялось с такой тщательностью, что людей, попадавшихся навстречу процессии, убивали. Через родное становище его тело пронесли жены, и в конце концов он был похоронен в богатой гробнице в долине Онона.
Проходя мимо них, паломники произносят: Да будет одеяло полно детей, Да не будет у них ни чесотки, ни насморка! А в возраст придете — Да будете вы счастливы и сановиты. А потом бросают в воздух деньги, и сидящие на телегах дети стараются поймать, но слезать с телеги им нельзя. Те деньги, которые они не поймали, достаются маленьким. После этого паломники идут к верблюдам и стараются украдкой выщипать у них немного шерсти, которую потом зашивают в добу и носят на груди. На этом поклонение заканчивается и паломники смешиваются с толпой, ждущей того момента, когда начнут кропить молоком из «бадьи из сандалового дерева». Перед началом обряда по поверхности молока пускают плавать серебряные блюдечки, потом первым блюдечком черпают молоко три раза и выплескивают его в воздух. Делает это джинан — специальный распорядитель праздника, после него то же самое делают все остальные — князья и простой народ. Во время поклонения самому Чингисхану люди останавливаются перед Великой юртой, кланяются ей три раза и становятся на колени перед ракой с останками великого полководца. Сама рака заперта на три замка, ключи от которых находились у панчен-ламы — духовного главы буддистов Тибета. Ордосские монголы верят, что к раке опасно приближаться с дурными намерениями, и если кто-нибудь все же решится на это — у него выпадут глаза. Потом один из дархатов берет хатак шелковый платок , разрывает его на узкие полоски, проводит ими по раке и раздает эти полоски народу. От трения о раку великого хана полоски наполняются его силой, и те, кому достались эти полоски, носят их на шее. Мясо принесенной в жертву лошади, когда оно сварится, делят между всеми присутствующими, которых очень много, поэтому каждому достается кусочек величиной с наперсток, но все они называются «счастье Чингисхана» Кроме лошади, в этот день закалывают еще особую овцу. Сначала ей разрезают грудь и еще у живой вырывают сердце, легкие и горло. Их кладут перед ракой с останками Чингисхана и читают над ними священные слова. На трепещущем сердце овцы выступают какие-то «знаки», по которым ламы угадывают настоящее и будущее и возвещают его народу. Только после этого овцу убивают. Монголы Ордоса ожидают, что Чингисхан снова явится и уведет их на старую родину, которую они называют Алтай-хан-гой — «Золотое корыто». Вопрос о месте захоронения Чингисхана уже не одно столетие волнует исследователей многих стран. Места, указываемые в старинных источниках, по прошествии почти 800 лет со смерти великого полководца, трудно увязать с нынешними местностями и названиями. В 20-х годах прошлого века возникло предположение, что захоронение великого хана может находиться в округе Гурван-нуур «Трехозерье» , расположенном на востоке Монголии. В 1962 году здесь даже был сооружен памятник к 800-летию со дня рождения Чингисхана. Под сенью высоких деревьев, почти достигая их вершины, взметнулся ввысь обелиск в виде языков белого пламени. На нем вырезаны слова Чингисхана: «Пусть погибнет тело мое, но вечно будет жить мое государство», а также сделана такая надпись: «Основателю Монгольского государства Чингисхану — от монгольского народа». Но, несмотря на сооруженный памятник, убедительных доказательств, что именно здесь находится могила Чингисхана, нет.
И археолог Абдеш Толебаев, можно сказать, в этом убедился. Даже местный всезнающий краевед по имени Фемистокль заблудился, когда хотел показать археологам это место без нас. Как можно было заблудиться в пяти километрах от города Зайсан, к тому же, если ты еще и всезнающий краевед? Вы знаете, за наше недавнее прошлое мы духовно обнищали, забыв об обычаях наших предков. Ведь в священном Коране сказано, что будут еще провидцы, и предсказатели, но не будет писания. Как я рассказывал в своих книгах, наши ханы никогда не управляли народом, не наступали на врагов без предсказателей. Например, у Чингис хана до восшествия на престол был Кокше бахсы, у Тамерлана — Сеит Береке, у Хулагу был и звездочет, и ишан, который по священной книге мог сказать о судьбе человека. Правда, относительно штурма города Багдад этот ишан ошибся. Прав оказался звездочет. У Абылай хана был Джаланаш аулие, у Кенесары — шаман, который играл на кобузе. И он предсказал хану его гибель. Ему не поверил Наурызбай, сказав: «Если даже придет конец света, мы нападем на кыргызов! У Ельцина был ясновидящий генерал. А наш Президент, ведь не зря он говорит, что ничего предосудительного он не видит в том, что почитает духов предков. И он прав. Почитание духов предков — это наша вера, в нашей крови. Если бы не духи предков, мы бы не отстояли нашу Великую степь. Серику как раз и пришли эти духи предков и сообщили об этом захоронении. В науке это называется спиритуализмом. Профессор Бутлеров из Императорского университета в Санкт-Петербурге в своей статье «Медиумистические проявление» пишет: «Пусть эти факты современного спиритуализма относятся, если хотите, к числу тех, которые более или менее были известны древним; пусть они будут тождественны тем фактам, которые в темные века придавали значительность должности египетского жреца и римского авгура… пусть они даже составят основу колдовства нашего сибирского шамана… пусть они будут всем этим, но если действительны факты, это не наше дело. Все факты в природе принадлежат науке, и каждое добавление к ее запасам обогащает науку, вместо того чтобы обеднять.
К югу от Синюхи протекает река Белая, которая начинается на южном склоне. Река Белая потом впадает в Чарыш. В качестве реки Керулен я принял бы Алей, он действительно течет к западу от горы, хотя и не со склонов Синюхи, но один из притоков, река Змеевка, начинается совсем рядом с горой. Может быть, местность пересохла. Больше гор, где сходятся Алей и Чарыш, нет. Гора Синюха отличается сочетанием степи и леса на разных склонах. С вершины открываются виды предгорных степей с одной стороны и тайги с другой. Пишут, что контраст между бескрайней степью и горными, заросшими лесом вершинами Алтая просто завораживает. Сейчас гора является местом паломничества. Следов деятельности людей на горе хватает. Виды горы просто невероятно красивые. Вот так, место погребения Чингисхана — это гора Синюха. Совершенно неопровержимых доказательств нет, но по совокупности всех признаков это наиболее вероятное место. Ну что же, Чингисхан родом с Алтая, сам он хотел быть похороненным на своей родине, по-человечески это желание совершенно понятно. Его завет выполнили и похоронили в родном юрте. А где хоронили остальных Чингизидов? Марко Поло. ГЛАВА LXIX Здесь говорится о ханах, что царствовали после Чингис-хана Всех великих государей, потомков Чингисхана, знайте, хоронят в большой горе Алтай; и где бы ни помер великий государь татар, хотя бы за сто дней пути от той горы, его привозят туда хоронить. И вот еще какая диковина:когда тела великих ханов несут к той горе, всякого, кого повстречают, дней за сорок, побольше или поменьше, убивают мечом провожатые при теле да приговаривают: "Иди на тот свет служить нашему государю! Продолжаем искать дальше. Останки Угедей-каана и запретное место его [могилы] находятся на горе, весьма высокой, на которой лежит вечный снег и которую называют... С этой горы берут начало... От той горы до Ирдыша два дня пути.
Монголы нашли гробницу Чингиз хана??
На каждого воина досталось 24 человека, а число солдат превышало 50000». То есть убили сразу более 1,2 миллиона человек! Монголы в буквальном смысле пролили реки людской крови, на этих местах годами не росла даже полынь. На их пути оставались пепелища, развалины и трупы людей. Обширные пространства земли пришли в запустение на века. Чингисхан считал, что монголы должны жить в юртах и кочевать, а другие народы — обеспечивать им райскую жизнь и быть их вечными рабами. Для монголов Чингисхан был величайшим посланником Тенгри и самым великим шаманом в их истории. Он умер, оставив много загадок. Версии смерти Достоверно известно только то, что Чингисхан умер в 1227 году около города Чжунсина, столицы тангутов.
Согласно самой распространённой версии, он упал с коня во время охоты, сильно разбился и вскоре умер. Посол в ставке кагана Плано Карпини сообщал, что Чингисхан погиб от удара молнии, «царь дорог» Марко Поло утверждал, что причина смерти — рана стрелой в колено в бою с тангутами. Безуспешные поиски Тайна захоронения Чингисхана волнует кладоискателей и археологов многие годы, и они не унимаются. Французы искали могилу на монголо-бурятской границе. Одну из недавних экспедиций в местечко Биндер, в 400 километрах от Улан-Батора, где какое-то захоронение защищает огромная каменная стена в несколько метров высотой и длиной 4 километра, финансировал чикагский миллионер Мори Кравиц.
Войсковая организация Чингисхана строилась на десятичной системе и строгой иерархии в командном звене, а тактика — на тщательной разведке, внезапности нападения и уклонении от больших фронтальных сражений. Чтобы разбить врага по частям, устраивались засады с использованием особых отрядов для заманивания неприятеля, причём производилось маневрирование крупными массами конницы в особенности лёгкой, использовавшейся для изматывания противника. Малейшее неповиновение или проявление трусости наказывалось чаще — смертью. На смертном одре завоеватель разделил «Великий монгольский улус» и земли, которые ещё предстояло покорить, между своими сыновьями от Бортэ-уджин — Джагатаем, Угэдэем и Толуем; долю первенца — Джучи, который скончался за полгода до отца, получил его сын Бату Батый. Место захоронения родоначальника, которое по чингисидской традиции рассматривалось как курук «запретный заповедник» , тщательно скрывалось десятилетиями после его смерти и полностью забыто участвовавшие в погребении, по преданию, были убиты. В 2004 г. Прижизненные описания Чингисхана подчёркивают его высокий рост, крепкое телосложение, не вполне типичную для монголоидной расы внешность широкий лоб, светлые глаза, длинная борода. Как показывают сохранившиеся изречения билиг , часть которых составила Великую ясу, он хранил преданность традиционному культу «Вечного синего Неба» Тэнгри и способствовал развитию монгольского языка , для которого, будучи сам неграмотным, поощрял разработку монгольского письма. С ранней молодости Чингисхан привлекал к себе и удерживал сподвижников щедростью и неуклонным следованием определённым принципам что зачастую воспринималось современниками как «справедливость». Он последовательно карал сановников из враждебных народов, если они предавали своих государей даже в интересах монголов, и нередко вознаграждал и приближал к себе тех, кто отличился верностью своему властителю при сопротивлении завоевателям. Источники и историческая память о Чингисхане Единственный первоисточник на старомонгольском языке, освещающий возвышение Чингисхана, — «Сокровенное сказание монголов» монг. Памятник Чингисхану, Цонжин-Болдог Монголия. Архитектор Ж. Скульптор Д. Наиболее полно его жизнеописание, как предполагается, отразила не дошедшая до нас «Золотая тетрадь» монг. Остальные свидетельства о жизни Чингисхана принадлежат авторам 2-й половины 13 — 1-й половины 14 вв. Историческая оценка наследия завоевателя варьировала в западной и русской историографии 19—20 вв.
А Шагыс или Чингис - это Восточный. Просто "Восточный хан", коих за века было тысячи. Тут очевиден очередной прокол у профессианальных историков. Те путешественники, которые потом доводили до европейских дворов и придворных историков всю полученную информацию, когда они ходили ездили по тюркским землям, то на вопрос "А кто сделал вот это…" от своих тюркоязычных визави могли получить следующие ответы: 1 Это сделал Шагыс-Хан Чингис-хан. В понимании рассказчика какой-то ему известный Хан, земли которого располагались восточнее тех, кого опрашивали. Это любой Хан земель, располагавшихся западнее тех, кого опрашивали. Батыс - западный. Европейские же историки же, собрав такую массу претензий к "Чингис-Хану" и "Бату-Хану" и тупо не понимая, что местные рассказывали путешественникам просто о своих локальных разборках с какими-то восточными или западными соседями на протяжении 300-400 лет, и считая, что "Чингис-Хан" и "Бату-Хан" - это имена конкретных людей решили, что столь масштабные деяния могли совершить исключительно великие люди. Александр Громов 08 Сентября 2021, 00:09 Их было много. Продовольствие видимо камазами подвозили. У которого титул Чингисхан. А учебники по истории времён Сталина непосредственными предками русских называют именно сарматов. Русские ведь не с неба свалиличь. Хватит уже лгать. Москва, Большой Саввинский пер.
Затем Гис Хан - Чин построит столицу с огромным золотым дворцом в самой середине империи, в одной из долин горного хребта Каракорум. Причин выбора такого места , как я полагаю , две : Во-первых, это середина "Великого шелкового пути" -основы империи; Во-вторых, к старости Гис Хан-Чин принимает для себя и всей империи самую старую религию мира - Браманизм. Столица будет находиться недалеко от храмов Браманов на Тибете. Именно туда будет ездить молиться старый император. Там ему посоветуют изготовить себе трон повелителя мира по образцу трона Брамы. Это вылитый из золота трон в виде солнца. Когда гитлеровские ученые из группы Аненербе выкрадут у Браманов статуэтку Чигисхана и привезут её Гитлеру, тот безусловно будет знать, что это древнее изображение Чингисхана. Но сегодня эта маленькая статуэтка , вырезанная из метеорита, находится в частной коллекции и благодаря невнимательности учёных думают , что это изображение какого-то индийского божка. Похоронили Чингисхана по обычаю Браманов в пещере горы Каракорума.
Чингисхан похоронен у черного иртыша!
Согласно рассказам и записям современников, Чингиз Хан был похоронен вместе с богатым нагробием и многочисленными ценностями. Согласно этой легенде, с ханом был похоронен верблюжонок, и по крику верблюдицы позднее находили место захоронения[5]. Из детей Чингиз-хана великие кости Тулуй-хана, Менгу-хана и детей Кубилай-каана и его рода также положили в упомянутой местности. Чингиз хан (монг.
Где похоронен Чингисхан часть 5
Мавзолей Джучи представляет собой четырехугольную в плане гробницу из красного обожженного кирпича с двойным куполом. С юго-западной стороны мавзолея устроены ворота в виде массивного портала со стрельчатой аркой — так называемого пештака. В 1946 году археологи обнаружили в мавзолее два поврежденных грабителями захоронения и предположили, что они принадлежат Джучи-хану и его старшей жене. Также здесь были найдены кости животных, верблюжий череп, остатки кожаных изделий и ткани. Раскопки, проведенные в 1997—1998 годах, показали , что рядом с гробницей существовало селище. На основе анализа письменных источников ученые пришли к выводу, что именно на Улытау располагалась ставка Джучи Орда-Базар, а позднее это место приобрело сакральный статус и стало использоваться для захоронения представителей ханского рода. В поселении могли жить строители их гробниц.
Однако в принадлежности самого мавзолея Джучи-хану ученые сомневались, так как усыпальница построена в мусульманской традиции, а хан и его семья еще не расстались с тюрко-монгольским шаманизмом. Panyushkina из Аризонского университета изучила фрагменты древесины из мавзолея Джучи и провела их радиоуглеродное датирование. Анализу были подвергнуты три образца. Первый — это фрагмент гроба, в котором, предположительно, упокоился хан сами останки — скелет с отсутствующими костями одной руки, — к сожалению, недоступны для исследования, так же, как и второй костяк из мавзолея. Второй образец был взят из остатка балки строительных лесов, сохранившегося с внутренней стороны кирпичной стены пештака. Третий образец взяли из торца дверного порога на входе в погребальную камеру.
По возвращении домой, путь загородил найманский отряд. Бой было решено провести утром, но ночью Ван-хан и Джамуха скрылись, оставив Тэмуджина одного в надежде, что найманы покончат с ним. Но к утру Тэмуджин узнал об этом и отступил, не вступая в бой. Найманы же стали преследовать не Тэмуджина, а Ван-хана. Кереиты вступили в тяжелый бой с найманами, и, в очевидности гибели, Ван-Хан направляет гонцов Тэмуджину с просьбой о помощи. Тэмуджин отправил своих нукеров, среди которых отличились в бою Боорчу, Мухали, Борохул и Чилаун. За свое спасение Ван-хан завещал после смерти свой улус Тэмуджину. В 1200 году Ван-хан и Тимучин выступили в совместный поход против тайджиутов. На помощь к тайчиутам пришли меркиты.
В этом бою Тэмуджин был ранен стрелой, после чего всю последующую ночь его отхаживал Джелме. К утру тайчиуты скрылись, оставив многих людей. Среди них был Сорган-Шира, спасший когда-то Тимучин, и меткий стрелок Джиргоадай, который сознался, что именно он стрелял в Тимучина. Он был принят в войско Тимучин и получил прозвище Джебе наконечник стрелы. За тайчиутами была организована погоня. Многие были перебиты, некоторые сдались в услужение. Это была первая крупная победа, одержанная именно Тэмуджином. В 1201 году некоторые монгольские силы включавшие татар, тайчиутов, меркитов, ойратов и другие племена решили объединиться в борьбе против Тимучин. Они приняли присягу верности Джамухе и возвели его на престол с титулом гурхан.
Узнав об этом, Тимучин связался с Ван-ханом, который незамедлительно поднял войско и прибыл к нему. В 1202 году Тэмуджин самостоятельно выступил против татар. Перед этим походом он отдал приказ, согласно которому под угрозой смертной казни категорически запрещалось захватывать добычу во время боя и преследовать неприятеля без приказа: начальники должны были делить захваченное имущество между воинами только по окончании боя. Жестокое сражение было выиграно, и на совете, собранном Тэмуджином после битвы, было решено уничтожить всех татар, кроме детей ниже тележного колеса, как месть за убитых ими предков монголов в частности за отца Тэмуджина. Весной 1203 года при Халахалджин-Элэте произошло сражение войск Тэмуджина с объединенными силами Джамухи и Ван-хана хотя Ван-хан не хотел войны с Тэмуджином, но его уговорили его сын Нилха-Сангум, ненавидевший Тэмуджина за то, что Ван-хан отдавал тому предпочтение перед своим сыном и думал передать ему кереитский престол, и Джамуха, утверждавший, что Тэмуджин объединяется с найманским Тайян-ханом. В этом сражении улус Тэмуджина понёс большие потери. Но был ранен сын Ван-хана, из-за чего кереиты покинули поле боя. Чтобы выиграть время, Тэмуджин начал отправлять дипломатические послания, целью которых было разобщить как Джамуху и Ван-хана, так и Ван-хана с сыном. В то же время ряд племён, не присоединившихся ни к одной из сторон, создал коалицию против как Ван-хана, так и Тэмуджина.
Узнав об этом, Ван-хан напал первым и разбил их, после чего начал пировать. Когда об этом донесли Тэмуджину, было принято решение молниеносно напасть и застать противника врасплох. Не делая даже ночных остановок, войско Тэмуджина настигло кереитов и наголову их разбило осенью 1203 года. Улус кереитов перестал существовать. Ван-хан с сыном успели бежать, но натолкнулись на караул найманов, и Ван-хан погиб. Нилха-Сангум смог сбежать, но был убит позднее уйгурами. С падением кереитов в 1204 году Джамуха с оставшимся войском примкнул к найманам в надежде на гибель Тэмуджина от рук Таян-хана или наоборот. Таян-хан видел в Тэмуджине единственного соперника в борьбе за власть в монгольских степях. Узнав о том, что найманы думают о нападении, Тэмуджин решился на поход против Таян-хана.
Но перед походом он начал реорганизацию управления войском и улусом. В начале лета 1204 года войско Тэмуджина - около 45 000 всадников - выступило в поход на найманов. Войско Таян-хана поначалу отступило с целью заманить войско Тэмуджина в ловушку, но потом, по настоянию сына Таян-Хана - Кучлука, вступило в бой. Найманы были разбиты, лишь Кучлуку с небольшим отрядом удалось уйти на Алтай к своему дяде Буюруку. Таян-хан погиб, а Джамуха скрылся ещё до начала ожесточенного боя, поняв, что найманам не победить. В боях с найманами особенно отличились Хубилай, Джебе, Джелме и Субэдэй. Тэмуджин, развивая успех, выступил против меркитов, и меркитский народ пал. Тохтоа-беки, правитель меркитов, сбежал на Алтай, где объединился с Кучлуком. Весной 1205 года войско Тэмуджина напало на Тохтоа-беки и Кучлука в районе реки Бухтармы.
Тохтоа-беки погиб, а его войско и большая часть найманов Кучлука, преследуемых монголами, утонули при переправе через Иртыш. Кучлук со своими людьми сбежал к кара-китаям юго-западнее озера Балхаш. Там Кучлук сумел собрать разрозненные отряды найманов и кераитов, войти в расположение к гурхану и стать довольно значительной политической фигурой. Сыновья Тохтоа-беки бежали к кыпчакам, взяв с собой отрубленную голову отца. Преследовать их был послан Субэдэй. После поражения найманов большинство монголов Джамухи перешло на сторону Тэмуджина. Самого же Джамуху в конце 1205 года выдали Тэмуджину живым его же нукеры, надеясь этим сохранить себе жизнь и выслужиться, за что они были казнены Тэмуджином как предатели. Тэмуджин предложил другу полное прощение и возобновление старой дружбы, но Джамуха отказался, сказал: «как в небе есть место лишь для одного солнца, так и в Монголии должен быть только один владыка». Он попросил лишь достойной смерти без кровопролития.
Его пожелание было удовлетворено - воины Тэмуджина сломали Джамухе хребет. У Рашид ад-дина казнь Джамуху приписана Эльчидай-нойону, который разрубил Джамуху на куски. Весной 1206 года у истоков реки Онон на курултае Тэмуджин был провозглашён великим ханом над всеми племенами и получил титул «каган», приняв имя Чингиз Чингиз - дословно "повелитель воды" или, что точнее, "повелитель бескрайнего как море". Монголия преобразилась: разрозненные и враждующие монгольские кочевые племена объединились в единое государство. Монгольская империя в 1207 году Вступил в силу новый закон - Яса Чингисхана. В Ясе главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося. Нарушившего эти установления казнили, а врага монголов, оставшегося верным своему правителю, щадили и принимали в своё войско. Добром считались верность и храбрость, а злом - трусость и предательство.
Гаудурга, как пишут они, был тогда ханом в Тангуте, на него напал Чингис с целью похитить одну из его жен, о красоте которой он много слышал. Чингису посчастливилось получить желаемую добычу. На обратном пути, во время ночной стоянки на берегу большой реки, которая является границей между Тангутом, Китаем и Монгольской землей и которая через Китай течет в океан, он был убит во время сна своей новой женой, заколовшей его острыми ножницами. Убийца знала, что за свой поступок она получит возмездие от народа. Она предупредила грозившее ей наказание тем, что сразу же после совершенного убийства бросилась в вышеназванную реку и там покончила со своею жизнью. В память о ней эта река, которая называется по-китайски Гюан-го, получила монгольское название Хатун-гол, то есть женская река. Степь при Хатун-голе, в которой погребен этот великий татарский государь и основатель одного из самых больших царств, носит монгольское название Нулун-талла. Предположительно в переводе — гибкий кустарник, вам ничего не напоминает слово — тальник? Но неизвестно, погребали ли там и других татарских или монгольских государей из рода Чингиса, как рассказывает Абулгази об урочище Бурхан-калдин». Женщина осмелилась встать на жизненном пути владыки! Видно не смирилась степная красавица с позором и спрятала в пышной прическе острый нож. Крепко уснул хан утомленный вином и любовными утехами и кастрировала принцесса грозного война. Приближенные великого кагана, скрыли сей прискорбно — постыдный факт. Но вот сама принцесса, которая понимала, какая страшная кара ждет её за такое неслыханное злодеяние в отношении царственного владыки, тут же вскрыла себе вены. И напрасно пытался спасти её лекарь, а может сильно и не старался? Зададимся вопросом, где это произошло? Да, скорее всего на территории тангутского ханства, когда хан с приближенными и сопровождающей свитой, возвращался в Каракорум. Следует не только согласиться с наиболее вероятными путями передвижения древних караванов но давайте опираться на простые истины вытекающие из образа жизни и быта кочевых племен тех лет. Кочевое скотоводство основываться на двух фактах: первое — наличие обширных пастбищ и источников воды. Второе — климат, а это опять же трава, и вода для водопоев. Поэтому стада кочевников, их главное богатство, подобно перелетным птицам следовали за весной и откатывались на юг осенью перед наступающими морозами. Вот здесь и обратимся к хроникам тех лет, климатические условия определят и сроки набегов на оседлые племена и длительные рейды на дальние расстояния. Помните в летописи : «В лето 1234 года появились под стенами града Киева …. Тогда продвижение ханского каравана, домой в теплые края, в августе месяце, вполне обосновывается климатическими условиями перехода. Августовские ночи в Бухтарминской котловине уже холодные. Скорость продвижения ханской свиты, можно считать в среднем равной 40 км- 60 км в сутки. Так что расстояние до зимней стоянки вполне могли преодолеть к середине октября. Можно согласится, что смерть застигла хана на отрезке пути между Чарском и подходом к хребту Манрак. Что касается, похорон великого хана, то здесь у родственников, и сопровождающих его жен, встал нелегкий выбор. Посудите сами — нелепо-позорная для война смерть, пышные похороны по высшему разряду для столь великого сановника тех лет, требовали вмешательства и доступа к телу посторонних лиц. Разве могли допустить приближенные такого позора для того чье только одно имя повергало в трепет целые народы? Скорее всего, нет! Автор статьи Виктор Клишин, ссылается, что монголы не знали способов бальзамирования тел и поэтому покойный хан требовал немедленного захоронения. Но позвольте не согласится с автором, способы перевозки тел знатных особ были известны давно. Вспомните, когда умер Александр Македонский, приближенные положили его тело в колоду, выдолбленную из цельного ствола кедра, и залили её мёдом. И через шесть месяцев пути, между прочим, по Аравийской пустыне, грозный облик царя пугал подданных на его похоронах. Маловероятно, что лекари обслуживающие свиту хана не знали об этом способе временной консервации. Скорее всего, их просто не допустили к телу Чингисхана по вышеуказанной причине. Далее автор упоминает о четырех отрядах отправленных в разные стороны для поисков места захоронения. Давайте придерживаться его версии. Итак, всадники, скачущие налегке, без особого ущерба коням могут проскакать 80 км. Учтем, что им нужно вернуться назад и сообщить результаты своей экспедиции. Тогда расстояние сократится максимум до 50 км. Иначе, нужно задействовать второй день, а это нельзя, тело начнет разлагаться. Да и к выбранному месту нужно ещё добраться и это тоже требует время. Нет, эти отряды, имели совсем другую миссию — оповестить ближайшие «почтовые» станции о кончине хана. Теперь сами похороны. Чингисхан был воином, и похоронить его должны были по обычаям достойным война. Но и здесь близкие стали перед выбором. Доставить в столицу монголов Каракорум — значить предать гласности истинную причину, что бросит тень не только на честь и славу полководца, но и подорвет репутацию его сыновей. Кстати, среди сыновей почти сразу вспыхнула закулисная возня по поводу высшей власти, да и были они все от разных жен, что тоже не способствовало сохранению единства клана. Представим все же, что решено было похоронить Чингисхана недалеко от места смерти. Пусть родственники приняли все меры по оказанию почестей знатному покойнику и все меры безопасности по сохранности его могилы от разграбления. Отойдем немного от темы и уточним, как именно хоронили знатных особ в то время. Первое — это Тамерлан, «Железный хромец». Претендентами на могилу этого не менее грозного и удачливого полководца претендовали три города. Но когда в июне 1941 года вскрыли его могилу в Самарканде, многое в стиле захоронения показало ученым что перед ними останки «потрясателя» Средней Азии. Сама могила, не отличалась наличием и пышностью роскошных предметов. Однако напомню фразу, которую известный восточный завоеватель Тамерлан однажды произнес как магическое заклятие: "Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или будущей, навлечет на себя неминуемую гибель и позор". По личному распоряжению другого деспота, уже нашего времени, а именно И.
Отсюда Восток-Шыгыс, а Запад-Батыс. Главным святым направлением тюрков казахов был и остается «Восток». Если встать лицом к востоку, то справа в каз. В связи с этим, все, что находится на западе от степи для тюрок казахов имело приставку «батыс», а на восток-«шыгыс». Отсюда правитель любых западных от места обитания тюрок казахов назывался Батыс-хан Бату-Хан; Батый. А тот, кто правил восточнее - ну например, Китаем - был Шыгыс хан в нашем произношении Чингиз-Хан. То есть все эти Бату, Батыи, Батысы и Шагысы Чингисы могли быть и были, ведь на Западе полно всяких «Карлов» именами как конкретных людей, так и нарицательными именами для всех ханов-правителей данных направлений и территорий. Кстати, Чингис-хан — просто любой «Солнечный хан» или «Восточный хан» и на языке ряда поволжских не-тюркских народов. Итак Чингис-Хан - это должность. Точнее, должность - это Хан. А Шагыс или Чингис - это Восточный. Просто "Восточный хан", коих за века было тысячи. Тут очевиден очередной прокол у профессианальных историков. Те путешественники, которые потом доводили до европейских дворов и придворных историков всю полученную информацию, когда они ходили ездили по тюркским землям, то на вопрос "А кто сделал вот это…" от своих тюркоязычных визави могли получить следующие ответы: 1 Это сделал Шагыс-Хан Чингис-хан. В понимании рассказчика какой-то ему известный Хан, земли которого располагались восточнее тех, кого опрашивали.
Где похоронен Чингисхан часть 5
До сих пор неизвестно, где похоронен «великий монгол» Чингисхан (Темучин). Легенда гласит, что хан был похоронен со всеми его сокровищами и никогда не хотел, чтобы его могилу можно было найти. Главный их вождь был похоронен в Великой степи, но вот где находится могила Чингисхана — это мы и постараемся выяснить, если получится, по ходу повествования. В тоже время, автор подробно описывает каменный курган, расположенный на одной из вершин хребта Хамар Дабан, что в 50 километрах от села Хурумша Селенгинского района Бурятии, где, как он предполагает, захоронена мать Чингиса по имени Огэлэн. Место захоронения Чингиз-хана пока остается неизвестным, так как, согласно его воле, во избежание разграбления могилы, он был похоронен безо всяких указателей, а те, кто проводил захоронение, позже были казнены. По другой легенде великий Хан приказал похоронить себя у горы Бурхан-Халдун.
Где похоронен Бату-хан: ищем захоронения золотоордынских ханов с помощью Google maps
Колодка была мучительным наказанием: человек не имел возможности сам ни поесть, ни попить, ни даже согнать муху, севшую ему на лицо. Он нашёл всё-таки способ ускользнуть и спрятаться в маленьком озере, погружаясь вместе с колодкой в воду и выставляя из воды одни ноздри. Тайчиуты искали его в этом месте, однако не смогли обнаружить; но его заметил один сельдуз, который был среди них, и решил его спасти. Он вытащил из воды молодого Темучина, освободил его от колодки и проводил к своему жилищу, где спрятал в телеге с шерстью. После ухода тайчиутов сельдуз посадил Темучина на кобылицу снабдил оружием и отправил домой. Через некоторое время Темучин нашёл свою семью. Борджигины сразу же перекочевали на другое место, и тайчиуты больше не смогли их обнаружить. Затем Темучин женился на своей нареченной Бортэ. Приданым Бортэ стала роскошная соболья шуба.
Темучин вскоре направился к самому могущественному из тогдашних степных вождей — Ван-хану из племени кераитов. Ван-хан был когда-то другом отца Темучина, и ему удалось заручиться поддержкой Ван-хана, напомнив об этой дружбе и поднеся роскошный подарок — соболью шубу Бортэ. Начало завоеваний[ ] С помощью Ван-хана силы Темучина стали постепенно расти. К нему стали стекаться нукеры; он совершал набеги на соседей, умножая свои владения и стада. Первыми серьёзными противниками Темучина оказались меркиты, действовавшие в союзе с тайчиутами. В отсутствие Темучина они напали на становище Борджигинов и угнали в плен Бортэ и вторую жену Есугея — Сочихэл. Темучин с помощью Ван-хана и кераитов, а также своего анды названного брата Джамухи из рода джаджиратов разгромил меркитов. В это же время при попытке отогнать из владений Темучина табун был убит брат Джамухи.
Под предлогом мести Джамуха со своим войском двинулся на Темучина. Но не достигнув успеха в разгроме врага, вождь джаджиратов отступил. Первым крупным военным предприятием Темучина была война против татар , начатая совместно с Ван-ханом около 1200 года. Татары в то время с трудом отбивали атаки цзиньских войск, вступивших в их владения. Используя благоприятную обстановку, Темучин и Ван-хан нанесли татарам ряд сильных ударов и захватили богатую добычу. В 1202 году Темучин самостоятельно выступил против татар. Перед этим походом он сделал попытку реорганизовать и дисциплинировать войско — издал приказ, согласно которому категорически запрещалось захватывать добычу во время боя и преследования неприятеля: начальники должны были делить захваченное имущество между воинами только по окончании боя. Победы Темучина вызвали сплочение сил его противников.
Сложилась целая коалиция, включавшая татар , тайчиутов, меркитов, ойратов и другие племена, избравшая своим ханом Джамуху. Весной 1203 произошло сражение, закончившееся полным разгромом сил Джамухи. Эта победа ещё больше усилила улус Темучина. В 1202 —1203 г. Осенью 1203 года войска Ван-хана были разбиты. Его улус перестал существовать. Сам Ван-хан погиб при попытке бежать к найманам. В 1204 году Темучин разбил найманов.
Их повелитель Таян-хан погиб, а его сын Кучлук бежал на территорию Семиречья в страну каракитаев юго-западнее озера Балхаш. Вместе с ним бежал его союзник, меркитский хан Тохта-беки. Там Кучлук сумел собрать разрозненные отряды найманов и кераитов, войти в расположение к гурхану и стать довольно значительной политической фигурой. Реформы Великого хана[ ] На курултае в 1206 году Темучин был провозглашен великим ханом над всеми племенами — Чингисханом. Монголия преобразилась: разрозненные и враждующие монгольские кочевые племена объединились в единое государство. Тогда же был издан новый закон: Яса. В нём главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося. Нарушившего эти установления казнили, а врага монголов, оставшегося верным своему хану, щадили и принимали в свое войско.
После того как Темучин стал всемонгольским повелителем, его политика ещё ярче стала отражать интересы нойонства. Нойонам нужны были такие внутренние и внешние мероприятия, которые способствовали бы закреплению их господства и увеличению их доходов. Новые завоевательные войны, ограбление богатых стран должны были обеспечить расширение сферы феодальной эксплуатации и укрепление классовых позиций нойонов. Административная система, созданная при Чингисхане, была приспособлена к осуществлению этих целей. Все население он поделил на десятки, сотни, тысячи и тумены десять тысяч , перемешав тем самым племена и роды и назначив командирами над ними специально подобранных людей из приближенных и нукеров. Все взрослые и здоровые мужчины считались воинами, которые в мирное время вели свое хозяйство, а в военное время брались за оружие. Такая организация обеспечила Чингисхану возможность увеличить свои вооруженные силы примерно до 95 тыс. Отдельные сотни, тысячи и тумены вместе с территорией для кочевания отдавались во владение тому или иному нойону.
Великий хан, считая себя собственником всей земли в государстве, раздавал землю и аратов во владение нойонам, с условием, что те будут за это исправно выполнять определенные повинности. Важнейшей повинностью была военная служба. Каждый нойон был обязан по первому требованию сюзерена выставить в поле положенное число воинов. Нойон в своем уделе мог эксплуатировать труд аратов, раздавая им на выпас свой скот или привлекая их непосредственно к работе в своем хозяйстве. Мелкие нойоны служили крупным. При Чингисхане было узаконено закрепощение аратов, запрещен самовольный переход из одного десятка, сотни, тысячи или тумена в другие. Этот запрет означал уже формальное прикрепление аратов к земле нойонов — за откочевку из владений арату грозила смертная казнь. Специально сформированный вооруженный отряд личных телохранителей, так называемый кешик, пользовался исключительными привилегиями и предназначался главным образом для борьбы против внутренних врагов хана.
Кешиктены подбирались из нойонской молодежи и находились под личным командованием самого хана, будучи по существу ханской гвардией. Вначале в отряде числилось 150 кешиктенов. Кроме того, был создан особый отряд, который должен был всегда находиться в авангарде и первым вступать в бой с противником. Он был назван отрядом богатырей.
Спустя всего год противники вновь встретились на поле боя.
В начале нового конфликта удача была на стороне Джамухи и его союзника, но вскоре ситуация переменилась. Из-за тяжелого ранения сына Ван-Хана его войска были вынуждены отступать, чем не преминул воспользоваться Чингисхан. Желая внести в стан врага разлад, он слал им дипломатические депеши. Одновременно с этим объединились несколько соседствующих кланов, причем выступали они как против Тэмуджина, так и против войск союзников. Справиться с ними смог Ван-Хан, однако это стоило ему победы над Чингисханом.
Воспользовавшись ситуацией, отряды Тэмуджина напали на неприятеля и нанесли ему сокрушительный удар. Тем временем Джамуха потерял большую часть своей армии, что заставило его искать новых союзников. Очередным его сторонником стал вождь Таян-хан, давно мечтавший сразиться с Чингисханом, представляющим угрозу его власти. Несмотря на решительность Таян-хана, победа в сражении вновь досталась Тэмуджину, что укрепило его славу талантливого военачальника. Властвование С 1206 года Тэмуджин находился в статусе Великого хана, в чьи владения входили бесконечные монгольские степи.
Его стали называть Чингизом, что в переводе означало «повелитель бескрайнего в море». Уже при жизни завоевателя все понимали, что его роль в жизни монгольских племен огромна, а его войско считалось одним из сильнейших в мире. Бросить вызов великому правителю не решался никто. Могущество Монгольской империи росло с каждым годом. До прихода Тэмуджина к власти племена вели разобщенный образ жизни и постоянно устраивали между собой войны.
Политика правителя пошла государству на пользу: с тех пор жители стали все больше объединяться, понимая, что сила державы заключается в сплоченности. Многие века монголов ассоциировали с жестокими межплеменными воинами, но Чингисхану удалось переломить ситуацию и сделать страну объединенной и могущественной. Тэмуджин мечтал оставить потомкам не только завоеванные территории, но и сильное, развитое государство. При Чингизе был принят закон, согласно которому полагалось оказывать соседним племенам военную помощь в походах против врагов. Обманщиков и предателей наказывали по всей строгости, вплоть до смертной казни.
Чтобы сплотить свой народ, правитель смешал представителей разных кланов, что привело к сокращению конфликтов между племенами.
По другой версии, относящейся к китайским источникам, смерть Чингисхана наступила по причине отравления, сопровождающегося длительной лихорадкой. Недомогание началось при осаде Чжунсинь: зараженный воздух был сильно насыщен испарениями разлагавшихся трупов, городских нечистот и мусора. Самой экзотической версией того, как умер Чингисхан, стало повествование в средневековых татарских летописях. Согласно этому варианту, хан был убит тангутской царицей, которая была либо дочерью, либо женой правителя Тангутского царства. Попав в гарем полководца, гордая красавица во время брачной ночи решает отомстить за разграбленную родину и зубами перегрызает горло вероломному захватчику. Но у этой гипотезы отсутствуют подтверждения в других летописях, поэтому она не вызывает особого доверия.
Тайные похороны Выдержки из разных источников помогли сложить общую картину похорон Чингисхана. Согласно сказаниям, траурный кортеж с телом правителя тайно оставил излучину Желтой реки и отправился в Каракорум, где собиралась монгольская знать и главы родов. Во время пути приближенные хана нещадно вели истребление тех, кто мог быть как-то в курсе его смерти. По прибытии в родные земли останки облачили в парадные одежды и, уложив в гроб, повезли на возвышенность Бурхан-Халдун. Во избежание нарушения покоя Чингисхана были убиты все рабы и воины, исполнявшие погребальные работы. Никто не должен был знать место захоронения. Многие годы спустя кустарники и деревья надежно сокрыли склоны нагорья Хэнтэй, и определить, которая из гор носила название Бурхан-Халдун, стало уже невозможно.
При этом большинство версий о местонахождении могилы так или иначе ведут к горному массиву Хэнтэй. Поиски могилы Веками историки и кладоискатели пытаются найти место, где похоронен Чингисхан, но эта тайна остается по-прежнему нераскрытой. В 1923-1926 годах экспедиция географа П. Козлова, путешествуя по Алтаю, наткнулась на интересную находку. В Хангайских горах, у подножия Хан-Кокшун, были обнаружены руины китайского городка, который, судя по оставленной надписи на плите, был построен в 1275 году войсками Хубилая внука Чингисхана. Среди больших камней была сокрыта усыпальница, где покоились 13 поколений потомков монгольского хана, но его самого там не оказалось. В 1989 году монгольский краевед Сэр-Оджав провел глубокое исследование историографического памятника "Сокровенное сказание монголов".
В результате проделанной работы он предположил, что прах великого хана покоится в "Их газар" с монгольского «кладбище великих» , находящемся в районе возвышенности Бурхан-Халдун. Основываясь на многолетних трудах, профессор назвал два места, где могут быть захоронены останки Чингисхана: южная сторона горы Хан-Хэнтэй и подножие горы Ногоон-нуруу. Экспедиция немецкого археолога Шуберта, опираясь на эти данные, исследовала хребты Хан-Хэнтэй, но ничего там не обнаружила. Поиски могилы продолжаются, исследователи и историки, несмотря на вереницу промахов, не думают сдаваться. По сей день разрабатываются различные версии о захоронении Чингисхана, и некоторые из них вполне достойны внимания. Легенды Забайкалья В России распространенной гипотезой о местонахождении могилы Чингисхана, где истинно покоится его прах, является ононская. Надо отметить, что край Забайкалья весьма богат легендами о монгольском правителе, и во многих из них популярны рассказы о том, что его останки покоятся на дне реки Онон, вблизи села Кубухай.
Однако местные племена ханты и манси тайно наблюдали за их действиями. Они сохранили историю погребения Чингисхана в своих преданиях, которые были переведены на русский язык В. Сравнивая полученную информацию, он смог восстановить трагические события тех лет. Тем не менее, место захоронения Чингисхана остается загадкой до сих пор. Множество исследователей и археологов пытались найти его могилу, но безуспешно.
Возможно, она так и останется нераскрытой тайной.
Тайна могилы Чингисхана: где на самом деле похоронен известный завоеватель
Где похоронили других ханов? Веками историки и кладоискатели пытаются найти место, где похоронен Чингисхан, но эта тайна остается по-прежнему нераскрытой. В 1203 г. Тэмуджин воспользовался убийством Ван-хана и, покорив племена кэрэитов, установил свой контроль над всей Восточной Монголией, а в 1204 г., играя на слабости и разобщённости верхушки племён найман и меркит, разгромил их и овладел Западной Монголией. Тогда как захороненному во второй усыпальнице хану было около 50 – этот возраст соответствует возрасту, в каком умер хан Мухаммед-Эмин. Согласно этой легенде, с ханом был похоронен верблюжонок, и по крику верблюдицы позднее находили место захоронения[5]. Согласно рассказам и записям современников, Чингиз Хан был похоронен вместе с богатым нагробием и многочисленными ценностями.
Алматинский ученый указал место захоронения Чингисхана
В 1206 году Тэмуджин был провозглашен великим ханом над всеми племенами и получил титул «каган», приняв имя Чингиз. По другой легенде великий Хан приказал похоронить себя у горы Бурхан-Халдун. Я думаю, что могила Чингис-хана находится в Кош-Агаче Там тоже много мест где можно было бы похоронить Чингис-хана. РАЗВЕДЧИКИ ЭПОХИ ЧИНГИСХАНА "Золотой император Китая" имел несторожность попросить у Чингис-хана помощи в своей непрекращавшейся войне против старой династии Сун в Южном Китае. Чингис был похоронен на южном солнечном склоне горы Хэнтий Хан, в окрестностях озера Хух нуур, в верховьях речки Богд.