Сеть супермаркетов «ВкусВилл» скорректировала планы по развитию в Петербурге. Кроме того, «ВкусВилл» построил уникальную систему менеджмента. Здесь нет ни планов, ни KPI, ни начальников в магазинах, зато есть самоуправление и эволюционная цель. 3 параметра: целостность, самостоятельность сотрудников, эволюционная цель компании – оно может считаться бирюзовым. Три цели компании: целостность, самоуправление и эволюция, базируемая на инновациях. 86,08% долей через ООО "Проект Избенка" и АО "Эволюционная цель" владеет Евгений Лисицын.
Ритейлер "Вкусвилл" может провести IPO
В течение 3-х месяцев открылись ещё две точки — но на исходе 4-х месяцев все магазины работали в убыток. Стартовый миллион заканчивался, и предприниматель уже был готов закрыть проект и начать искать более перспективную нишу. Но изначально он задумывал открыть 4 точки, а новых бизнес-идей сходу не возникало, и поэтому он решил рискнуть и открыть ещё один магазин, чтобы «выполнить свой план-минимум». Магазин разместился в торговом центре в московском районе Митино, в отличие от предыдущих, —места для них Кривенко выбирал интуитивно на рынках. Митинская точка выстрелила: по словам Щепина, в первый день работы холодильники опустели к обеду. Посетителям торговых центров — семьям с маленькими детьми — новый формат понравился. Деревня без вкуса К началу 2010 года «Избёнка» вышла на самоокупаемость. К концу этого же года работала уже 31 точка сети, а в 2011-2012 годах открылись ещё около 300 успешных — и столько же неуспешных магазинов. Магазин мог съехать из арендованного помещения через несколько дней работы, теряя депозит и предоплату.
Идеальное сочетание, когда рядом вставали мясники, рыбники, колбасники и хлебники. В компании стали думать о расширении ассортимента в «Избёнке», но пришли к выводу, что разместить немолочные продукты на 15-20 кв. Тогда команда «Избёнки» задумала создать сеть супермаркетов здоровой еды — и в сентябре 2011 года несколько сотрудников отправились в Лондон изучать опыт английских супермаркетов Tesco, Waitrose и Asda. Вернувшись из Лондона в Москву, менеджеры «Избёнки» стали думать о названии нового проекта, но не справились самостоятельно и привлекли на помощь брендинговое агентство Brandtime. Через месяц работы появился финальный вариант — «ВкусВиль», — но он пересекался с торговым знаком «Вкусавель», который уже был зарегистрирован в России, из-за чего «Вкусвиль» превратился во «ВкусВилл». Первые 4 магазина «ВкусВилл» открылись в июне 2012 года — причём начало работы первых 2-х никак не афишировали, чтобы иметь возможность закрыть их в случае форс-мажора. Сначала локации для «ВкусВиллов» искали недалеко от центра — в пределах Третьего транспортного кольца — исходя из гипотезы, что покупатели смогут заезжать за продуктами на своих автомобилях по дороге с работы домой. Но выяснилось, что покупатели «ВкусВилла» в основном передвигаются на метро, а не на машине, и позднее магазины стали открываться преимущественно в спальных районах.
В первых «ВкусВиллах» «царил дефицит», а солидный ассортимент можно было найти только в отделе молочки. Магазины открывались впопыхах, и технологи не успели отыскать достаточное число поставщиков натуральных продуктов. А тем более было трудно убедить производителей менять рецептуру специально для «ВкусВилла», имея всего 4 магазина. Чтобы привлечь покупателей, в магазинах устраивали изобильные дегустации, запустили программу лояльности и бесплатно выдали всем покупателям «Избёнки» бонусные карты. Но летом 2013 года «ВкусВилл» едва не закрылся. К тому моменту в сети было уже 8 магазинов и они работали в убыток, который покрывали доходы «Избёнки». В августе компания перестала своевременно платить поставщикам. Исследование Inc.
Кривенко тогда горел идеей ССП системы сбалансированных показателей , согласно которой каждый топ-менеджер должен был балансировать между определенными показателями к примеру, управляющий заказами — между списаниями и дефицитом товаров. Несмотря на убытки, показатели у всех топ-менеджеров были отличными. Все высосано из пальца. В общем, заигрались», — признавал позднее Кривенко. Предприниматель какое-то время принципиально не лез в дела сети он ярый сторонник горизонтального подхода к управлению , но затем ему всё же пришлось вернуться к ручному управлению. От системы сбалансированных показателей в компании отказались. Иллюстрация: Александр Черепанов Подъем на кризисе «ВкусВилл» стал оптимизировать издержки: в магазинах в 2 раза сократили число продавцов, из ассортимента убрали товары с неадекватной розничной ценой к примеру, курицу по 500 руб. Но сарафанное радио, сработавшее с «Избёнкой», не работало со «ВкусВиллом», и чтобы привлечь покупателей, сеть запустила рекламу — в подъездах, лифтах, на наружных щитах и платежках за коммунальные услуги.
Помимо этого, придумали акцию: покупателям «Избёнки» продавали купоны по 30 руб. В магазинах устраивали промоакции — конкурсы детских рисунков, тематические праздники и фестивали, — в которых активно участвовали продавцы. Щепин пишет, что к концу 2013 года кризис миновал: росли ассортимент, число покупателей и средний чек. Но по-настоящему выстрелить «ВкусВиллу» удалось только год спустя, когда почти одновременно обвалился рубль и ввели продуктовые санкции. В тот момент под удар попали магазины с большой долей импортных товаров, объясняет старший инвестиционный аналитик «Атона» Виктор Дима: «Себестоимость товаров, которые производили международные компании, часто была привязана к валюте. Когда из магазинов пропали доступные импортные продукты, они фактически заняли нишу качественных товаров». К тому же из-за кризиса закрывались банки и магазины, освобождая помещения, подходящие для магазинов «ВкусВилла». Это придало популярности «ВкусВиллу», уже тогда опиравшемуся на отечественных производителей.
Пока конкуренты повышали цены, чтобы подстроиться под новый курс рубля, «ВкусВилл» снизил цены на 17 социально значимых товаров, среди которых кефир, молоко, сметана, хлеб и яйца, их напечатали прямо на упаковках. Цены на продукты питания в крупнейших российских сетях стали снижаться только весной 2015 года. Закрытое общество Дальнейший рост оказался стремительным: к концу 2014 года сеть насчитывала уже 100 магазинов, а с начала 2015 года по июль 2018 года в течение 3,5 лет количество магазинов «ВкусВилл» выросло в 6 раз — до 622 точек, подсчитало агентство «Infoline-Аналитика». В 2017 году «ВкусВилл» вышел за пределы Москвы: магазины сети появились в соседних со столицей областях — Калужской, Брянской, Тульской и Нижегородской. Такой выбор регионов не случаен: склады компании находятся в непосредственной близости от Москвы. В 2018 году открылись первые магазины «ВкусВилл» в Санкт-Петербурге — причём продукты туда тоже доставляют из Москвы. В октябре прошлого года в сети заявляли о планах открыть 200 точек в регионе в течение 2-х лет и о планах арендовать распределительный центр в регионе, потому что стоимость перевозки продуктов из Москвы в Санкт-Петербург в 4 раза выше, чем по Москве. Участники рынка не исключают, что магазины «ВкусВилл» откроются и в других крупных городах России, — но проблемой может стать более низкий уровень жизни, чем в Москве.
Основательница «Города-Сада» Дарья Лисиченко сомневается в том, что жителям регионов хватит денег, чтобы покупать продукты во «ВкусВилле»: «Вопрос в том, как компания сможет выстроить работу с ассортиментом в регионах, потому что, конечно, покупательская способность в регионах гораздо ниже и цены, на которые люди вынуждены ориентироваться, очень низкие. Не знаю, насколько эта задача в моменте решаема». С расширением сети менялся и сам формат магазинов.
Является автором и спикером множества курсов, а также ведет telegram-канал на стыке предпринимательства и психологии «Эмпатичный бизнес». Евгений рассказал нам о клиентократии и самоорганизации на примере «ВкусВилл». Мы обсудили: — Какой подход в культуре отличает «ВкусВилл» от других компаний, — Как клиентократия помогла им совершить революцию в ритейле, — В чем секрет «долгосрочности» бренда.
А нам установщики этих ценников открытым текстом говорят: вы установите, мы научим, как затраты по ним за два месяца отбить и дальше уже ценники будут работать на вас. В жару на воду и мороженое цену подкрутите в большую сторону, с утра, пока мамы с детьми идут, молочная продукция «вдруг» подорожает, вечером — готовая еда и полуфабрикаты. Рассказывают это и улыбаются.
Бррр… — В одном из интервью интервьюер у вас спросила: «Вы ведете бизнес только ради денег? А вы — ей: «Да нет. Мы мир хотим изменить». И она так закатывает глаза и говорит: «Ну, начинается». Люди почему-то думают, что мощные предприниматели делают бизнес ради денег. Когда у вас эта история вообще появилась? Я имею, в виду про изменение мира. Они же как раз про это. Мы недавно встречались со Львом Хасисом — это первый заместитель председателя правления Сбербанка.
И он сказал, что мир изменился, и те люди, которые занимаются бизнесом только ради получения денег, они их не заработают. А если ты делаешь что-то, от чего мир станет лучше, то ты будешь хорошо зарабатывать. Короче, принцип простой: «Делайте классные вещи, которые нравятся, и они будут оплачены». Я знаю, что вы многих принципов Коллинза придерживаетесь: «сначала пули, потом ядра», 20-милльный марш. А как вы думаете, о чем молчат книжки про бизнес? Идея такая: очень много вещей основывается на положительном опыте. Например, считается, что дельфин, если находит людей в море, то он спасает их, выталкивая к берегу. Но подсчитать, какое количество людей дельфин «утопил», толкая их в противоположную сторону, невозможно. Просто никто из людей, утопленных дельфинами, нам об этом не может сказать.
Мы очень часто строим свои выводы на положительном опыте. И это неправильно. Ведь есть те, кто применял эти же инструменты, но у них не получилось. Просто мы о них не знаем, потому что «неудачников» не зовут выступать на бизнес-конференциях. Не успело слово появиться, а его уже опошлили. Мы просто помним, что организация — это живой организм. Есть механистические структуры, а есть органистические. Механистическая модель организации — это про бюрократию, про надзор, про KPI. А органистическая модель — она живая.
Это те структуры, которые способны изменяться. У них нет четких правил, рутины, надзора и они очень адаптивные. То есть нет четкого плана продаж. Это же вообще нонсенс для магазинов. А дети тоже в KPI? Из выступления Андрея на дне открытых дверей для покупателей: «KPI — это зло! Мы в свое время прошли через систему сбалансированных показателей ССП. Мне нравилась эта идеология, но для нас это был такой мыльный пузырь. В конце года, например, подводим итоги.
И сотрудники сами стали говорить, что оцифровка результата приводит к тому, что мы начинаем работать только на этот показатель, не обращая внимания на компанию в целом, не замечая ничего вокруг. А люди у нас работают, извините, очень толковые». И мы решили сделать своих продавцов счастливыми.
Старший аналитик компании «Атон» Виктор Дима оценивает примерную стоимость сети «Вкусвилл» в 0,6—0,7 объема годовой выручки. Бурмистров, основываясь на показателях сети за 2018 г. В случае проведения IPO, уверен он, к середине 2020 г.
Это утверждение окажется справедливым в случае, если к моменту выхода «Вкусвилла» анонсированное IPO не успеет провести «Азбука вкуса».
«Вкусвилл» уходит из Донбасса. История одного троллинга
Бирюзовый подход призван исключить саму возможность возникновения перечисленных пороков. Центральная идея этого подхода: управлять людьми невозможно, мы можем управлять только своим влиянием на них. Организация — это организм, а не механизм. Влияние осуществляется каждым словом и поступком, любым жестом или проявлением мимики и даже молчанием, бездействием или отсутствием реакции. Бирюзовые принципы позволяют превратить организацию в гибкий саморегулирующийся и саморазвивающийся организм, в котором заложено стремление к постоянному росту и совершенствованию. Эволюционная цель не должна сводиться к получению прибыли — при бирюзовом управлении деньги рассматриваются как ресурс компании, а не смысл ее существования.
Организации, выбравшие бирюзовый путь, ставят перед собой высокие общественно-полезные цели, которые для них важнее собственного блага. Целостный человек искренен, открыт и честен перед собой и коллегами, получает удовольствие от работы. Для компаний с бирюзовым управлением важен не только труд, но и сами люди — их личность, эмоции, человеческие качества. Штрафовать сотрудников в компаниях бирюзового типа категорически запрещается. Даже если вы откажетесь выполнить просьбу коллеги, никаких санкций не последует.
Отсутствие наказаний не означает отсутствие ответственности. Напротив, права и ответственность в организациях с бирюзовым управлением неразрывно связаны: получая право на самостоятельные решения, человек одновременно принимает на себя ответственность за них. Когда все необходимые полномочия предоставляются, он дает обещание. Сотрудники совершенно свободны в выборе способов выполнения данных ими обещаний. Сроки выполнения обещаний, как правило, не оговариваются, так как на практике это лишь замедляет работу: обычно люди склонны запрашивать на выполнение задачи намного больше времени, чем нужно в реальности.
Любому человеку удобнее жить в таком режиме, когда он сам определяет… чем заняться сначала, а чем потом, — тогда и результат выдается по максимуму. Когда у сотрудника появляется дублер, внутренние клиенты получают возможность выбирать, к кому из исполнителей обратиться. Вознаграждение каждого из них зависит от объема работы, выполненной по заказу клиентов. Во-первых, этот механизм помогает, если сотрудник то и дело нарушает свои обещания. Неэффективного работника никто не наказывает — он просто естественным путем остается без заказчиков, и через два месяца компания с ним прощается.
В-третьих, можно объективно сравнить качество работы дублеров. Наконец, если один из сотрудников увольняется, это не приводит к остановке рабочего процесса. Соответственно, они же несут ответственность за наем и обучение дублеров. В организациях, строящих свою работу на основе бирюзового управления, широко практикуются следующие принципы. К каждому коллеге, партнеру, контрагенту изначально относятся как к заслуживающему доверия.
Как показывает опыт, издержки на внедрение различных мер безопасности обычно обходятся дороже, чем ущерб, которого удается с их помощью избежать.
При этом публичный статус, по его словам, — «это высшая лига бизнеса». И мы очень быстро получаем вакцину от ошибок, которые допустили другие компании», — сказал он, отметив, что конкретное решение еще не принято. Также в октябре ЦБ РФ зарегистрировал выпуск акций ритейлера в объеме 200 млн штук, размещаемых по открытой подписке. Чистая прибыль упала в 2,9 раза, до 951,73 млн рублей с 2,74 млрд рублей в 2019 году. По данным на конец марта, сеть «Вкусвилла» объединяла 1688 торговых точек. Основной формат ритейлера — магазины «у дома» средней площадью 140 кв.
На сайте также выходят материалы о производителях, поставляющих продукты во «ВкусВилл». Создается впечатление, что производители существуют в полнейшем симбиозе с сетью, однако на практике «ВкусВилл» действует на рынке весьма прагматично. Одна из основ этой сети: они покупают дешево», — рассказывает глава «Союза органического земледелия» Сергей Коршунов. Сотрудничая с небольшими производствами, «ВкусВилл» получает возможность действовать с позиции силы. Ему завтра возвращать кредит, и он будет продавать дешевле, чем какой-то большой [производитель], у которого существуют договора с крупными федеральными сетями», — объясняет Коршунов. Несмотря на жесткость «ВкусВилла», небольшим производителям выгодно поставлять товары сети, потому что такое сотрудничество гарантирует реализацию. В противном случае — если производитель пытается продавать свои товары через мелких ретейлеров или самостоятельно — высок риск списаний в связи с отсутствием спроса. К тому же сразу несколько игроков рынка с уверенностью говорят о добросовестности и пунктуальности «ВкусВилла» в расчетах с контрагентами. Поэтому поставщики «ВкусВилла» мирятся в том числе и с тем, что сеть работает по модели private label. Это тоже позволяет «ВкусВиллу» снижать закупочную цену. При этом наценка «ВкусВилла» для потребителей в среднем ниже, чем в магазинах элитных сетей «Азбука вкуса» и «Гиперглобус», в ассортименте которых тоже встречается натуральная продукция. Для небольших производителей поставки во «ВкусВилл» являются неким знаком качества, который помогает в переговорах с другими сетями, рассказывает основатель бренда натуральных снеков Siberrya Константин Поляков. Действующие поставщики «ВкусВилла» в основном не считают возможным критиковать ретейлера. Одно из ключевых преимуществ, которые они транслируют, — что они хорошо заботятся о своих производителях, находятся в коллаборации и совместно трудятся, чтобы их потребители получили самый дешевый и качественный продукт. Многие продукты сети поставляют сразу несколько поставщиков, чтобы не сталкиваться с рисками, если поставщик решит закрыть бизнес или прекратить сотрудничество. Менеджмент «ВкусВилла» заинтересован в том, чтобы и бизнес их поставщиков не был завязан только на одной сети, — поэтому от производителей не требуют эксклюзивных договоров на определенную рецептуру. Миф об абсолютной натуральности Несмотря на то что у потребителей «ВкусВилл» часто ассоциируется не только с натуральными продуктами, но и с фермерскими, на самом деле поставщиками сети являются не мелкие фермеры, а небольшие промышленные производства. Они доносят своим потребителям, что продают не фермерские продукты, а фабричные, просто качественные. Чтобы работать с сетью, ты должен выдавать постоянный, по правилам определенный и подготовленный объем продукции, что для фермеров практически невозможно. Но у потребителя в голове всё путается, и ему кажется, что здоровое питание и фермерское — это одно и то же». Аудитория «ВкусВилла» действительно не всегда грамотна в вопросах здорового питания, подтверждают данные исследования GfK. Тебе не нужно что-то дополнительно искать — за тебя уже подумали и решили». В то же время во «ВкусВилле» всячески подчеркивают свой статус компании, которая заботится об экологии. К примеру, в прошлом году в пилотном магазине появилась возможность купить продукты на развес, что позволяет самым небезразличным к экологии потребителям обходиться без лишних пластиковых пакетов. Хотя сеть по-прежнему не отказывается от пластиковых пакетов. Покупатели «ВкусВилла» активно обсуждают качество купленных продуктов на сайте ретейлера и в социальных сетях. Самый частый сценарий выглядит так: потребитель ругается на качество продукта, а вежливый менеджер извиняется, предлагает отправить визуальные доказательства негодности товара или принести его в магазин, а затем получить сумму, уплаченную за товар, на карту лояльности. Причём принести в магазин можно не только испорченные продукты, но и те, что просто показались невкусными. Во «ВкусВилле» утверждают, что к масштабному потребительскому терроризму — то есть постоянным возвратам полусъеденных продуктов от одних и тех же людей — такая практика не ведёт хотя такие инциденты происходят, доля их мала. В середине 2018 года к ретейлеру присмотрелся Роспотребнадзор: инспекторы ведомства выписали сети штраф в размере 6 млн рублей из-за ряда нарушений. Инспекторы обнаружили нарушения правил реализации продуктов питания связанные с просрочкой и маркировкой , товарного соседства, производственного контроля и проведения лабораторных исследований; оказалось, что продукты разгружаются под окнами жилых помещений, в магазинах отсутствует вентиляция и место для хранения личной одежды, зато в кабачках присутствуют нитраты. Через несколько дней на сайте «Вкусвилла» опубликовали текст под названием «Мы любим Россию! По поводу нитратов в кабачках в сети сообщили следующее: «В случае с овощами трудно быть уверенным в качестве каждого кабачка, даже если регулярно отправляешь образцы из партии на анализ. Здесь важна и репутация поставщика. Когда он подводит с качеством товара — мы расстаемся». Кривенко ранее рассказывал , что сеть вообще не успевает получить анализы продуктов с короткими сроками годности до реализации — поэтому «ВкусВиллу» так важна обратная связь от покупателей: «Понятно, что у нас есть анализы продуктов, но из-за того что срок годности короткий, к тому моменту, когда анализы известны, продукт уже съеден. Мы все делаем постфактум, это позволяет отловить определенные нарушения. Но лабораторный контроль меркнет по сравнению с рейтингами потребителей». О том, что сеть априори не может отвечать абсолютно за каждый продукт, несмотря на наличие сильной системы контроля качества, говорят и участники рынка. И это нормально: не бывает идеальных систем. Технологи «ВкусВилла» посещают и сами производства — с разной степенью регулярности. К кому-то могут приехать только на старте сотрудничества, а в случае повышенного риска подлога к примеру, если дело касается производителей мясной продукции технологи могут проверять производства раз в квартал. Состав проверить можно, но большая часть производителей регулярно вводит потребителей в заблуждение, особенно когда дело касается добавления каких-нибудь эмульгаторов, красителей или ароматизаторов, о которых не информируют потребителя», — рассказывает Сергей Коршунов. На самом деле, все крупные ретейлеры контролируют качество продуктов, и система «ВкусВилла» мало отличается от прочих, говорит Коршунов, проработавший 15 лет в «Азбуке вкуса». А риски «ВкусВилла» поставить на полки магазинов продукт с неверным составом даже выше, чем у других сетей, из-за ориентации на небольшие производства, считает он: «Если это серьезное производство с прописанными регламентами и технологическими картами — действительно большой завод,— то, как правило, вся информация, которая есть на этикетке, реально будет соответствовать тому, что применялось на производстве. Свобода, равенство, «Вкусвилл» Объясняя успехи «ВкусВилла», аналитики и участники рынка сходятся во мнении, что отбирать аудиторию у крупнейших сетей компании позволяет необычайная гибкость. Они гораздо более гибкие, чем обычные ретейлеры. Они быстрее развивают разные концепции и идеи, быстрее дают ответы на возникающие тренды», — говорит Алексей Горбатенко из GfK. Из последних инноваций «ВкусВилла»: вендинговые аппараты на станциях МЦК, в школах и вузах, система распознавания лиц, магазины без продавцов, замков и видеонаблюдения в офисных центрах, а также пространство «Муравейник», объединившее в себе детскую студию, коворкинг, кофейню и мини-магазин без продавца. Сеть активно входит в коллаборации с другими ретейлерами: в прошлом году созданная Кривенко платформа «Тилси» стала поставлять свежие скоропортящиеся продукты в «Пятёрочку» и «Перекрёсток», а в этом году продукты из «ВкусВилла» начал продавать интернет-гипермаркет «Утконос». Задачи, которые ставят друг перед другом сотрудники «ВкусВилла», выглядят не как стандартные KPI, а имеют вид «обещаний» — очередной оригинальной концепции компании.
В новых магазинах, которые позиционировались как "супермаркеты натуральных продуктов", стали продаваться продукты немолочных категорий. К концу 2012 года было открыто четыре магазина "Вкусвилл" сеть "Избенка" к тому времени насчитывала 200 магазинов. По итогам 2017 года сеть "Вкусвилл" объединяла 451 магазин, "Избенка" - 47 магазинов.
Как устроен бизнес сети «ВкусВилл»
Ритейлер «Вкусвилл» проведет внеочередное собрание акционеров, на котором будут обсуждаться несколько вопросов, в том числе отказ от статуса публичной компании, отказ от размещения дополнительных акций для увеличения уставного капитала. В кодексе «ВкусВилл» появилась еще одна цель: построить культуру эволюционного управления у себя, доказать ее эффективность в России и «посеять» по всей стране. основателю компании Андрею Кривенко. В этом смысле уникален опыт стремительно растущей сети «ВкусВилл».
Вкуснолетие: ВкусВилл отмечает 11 лет
Такая цель, которая сильно выходит за рамки компании. Цель, которая придает смысл всему бизнесу. Эта идея появилась еще весной 2012-го. И это то, что нами движет и помогает расти. Не будем их озвучивать, но скажем для читателей, чтобы было понимание уровня, — обороты миллиардные. Так вот меня удивляет вот что. Если учесть, что тема здорового питания — это классный экологичный бизнес плюс он приносит денег — почему в России мало таких сетей типа «ВкусВилла»? У нас менталитет такой, люди думают: «Если честно торгуешь — прогоришь». И, в принципе, поэтому считают нас сумасшедшими. А мы, наоборот, хотим сказать: чем честнее будешь, тем лучше. Розница — это такой мир, где обман, к сожалению, зашит в ДНК.
Какую область розницы ни возьми — всегда есть, что нужно улучшать. К примеру, взять электронные ценники, которые управляются единым сервером. Сколько раз нам предлагали их в магазинах установить. Деньги баснословные — почти полмиллиона рублей на один магазин, а практическая ценность очень сомнительная. Ну, современнее, конечно, но не более того. А нам установщики этих ценников открытым текстом говорят: вы установите, мы научим, как затраты по ним за два месяца отбить и дальше уже ценники будут работать на вас. В жару на воду и мороженое цену подкрутите в большую сторону, с утра, пока мамы с детьми идут, молочная продукция «вдруг» подорожает, вечером — готовая еда и полуфабрикаты. Рассказывают это и улыбаются. Бррр… — В одном из интервью интервьюер у вас спросила: «Вы ведете бизнес только ради денег? А вы — ей: «Да нет.
Мы мир хотим изменить». И она так закатывает глаза и говорит: «Ну, начинается». Люди почему-то думают, что мощные предприниматели делают бизнес ради денег. Когда у вас эта история вообще появилась? Я имею, в виду про изменение мира. Они же как раз про это. Мы недавно встречались со Львом Хасисом — это первый заместитель председателя правления Сбербанка. И он сказал, что мир изменился, и те люди, которые занимаются бизнесом только ради получения денег, они их не заработают. А если ты делаешь что-то, от чего мир станет лучше, то ты будешь хорошо зарабатывать. Короче, принцип простой: «Делайте классные вещи, которые нравятся, и они будут оплачены».
Я знаю, что вы многих принципов Коллинза придерживаетесь: «сначала пули, потом ядра», 20-милльный марш. А как вы думаете, о чем молчат книжки про бизнес? Идея такая: очень много вещей основывается на положительном опыте. Например, считается, что дельфин, если находит людей в море, то он спасает их, выталкивая к берегу. Но подсчитать, какое количество людей дельфин «утопил», толкая их в противоположную сторону, невозможно. Просто никто из людей, утопленных дельфинами, нам об этом не может сказать. Мы очень часто строим свои выводы на положительном опыте. И это неправильно. Ведь есть те, кто применял эти же инструменты, но у них не получилось. Просто мы о них не знаем, потому что «неудачников» не зовут выступать на бизнес-конференциях — А вы себя можете назвать прямо-таки «бирюзовой организацией», как пишет Фредерик Лалу?
Не успело слово появиться, а его уже опошлили.
Название появилось не сразу. Одно время в России все были вдохновлены книгой Фредерика Лалу «Открывая организации будущего», и «ВкусВилл» даже называли бирюзовой компанией, но нам это не нравилось. Когда Лалу описывал бирюзовые организации, он опирался на опыт фирмы Buurtzorg, которую мы хорошо знаем и любим. Но между Buurtzorg и «ВкусВиллом» много отличий. Кроме того, появилось большое количество консультантов, которые стали трактовать «бирюзовость» абсолютно по-своему. Мы подумали: «Если мы не такие, то какие? Ну и решили назвать Beyond Taylor, что значит «больше, чем Тейлор». Мы зарегистрировали торговый знак, у нас есть консалтинговая компания, цель которой — обучать других.
В чем суть вашей концепции? Когда появилась «Избенка», ни о какой науке управления мы не думали, собирались, как и все, внедрять бюджеты, KPI, ISO, систему сбалансированных показателей. Но было ощущение, что это что-то не то. Мы съездили в эту компанию, но оказалось, что в ней все не совсем так, как в статье, и вообще, чуть ли не 800 KPI. Но уже к этому времени мы понимали, что не хотим идти классическим путем иерархии и бюрократии. Что-то приживалось, в чем-то мы не видели ценности. Так постепенно и сложился наш подход к управлению. Человеку вовсе не нужно превращаться в робота — наоборот, нужно проявлять самое человеческое и креативное, что в нем есть. А долгие споры о планах и целевых показателях можно заменить экспериментами и опциональностью.
Кстати, с Гэри Хэмелом мы подружились, два года назад я был у него дома, и наша компания спонсировала издание его книги «Гуманократия». Из всех гуру менеджмента мы больше всего согласны с Гэри, который считает, что менеджмент 1. Хотя в наших подходах есть и отличия. Главный вектор у Хэмела — избежать бюрократии, а у нас вектор — компания как живой организм. В начале 2000-х годов исследователи изучали организации с выдающимися результатами и выяснили, что у них необычная система менеджмента. Обязательный атрибут корпорации 1. Так работают компании, которые Джим Коллинз в книге «От хорошего к великому» назвал хорошими. А в великих он нашел то, что и мы считаем очень важным — это лидеры пятого уровня. Скромные и волевые руководители.
Да, такие люди могут отдать другим права и ответственность, а для этого нужна большая воля. Например, продавцы лучше понимают клиентов, значит, надо дать им возможность работать с покупателями. Бывает, что покупатель недоволен — и воля руководителя в том, чтобы никому из персонала магазина не дать по голове. Это сложно, многие так не могут. Лидеры пятого уровня должны быть не только во главе компании, а везде. Например, в Buurtzorg медсестрам полностью делегированы все права. Команда из десяти человек лучше всех знает, что необходимо конкретной бабушке, им не нужен начальник и инструкции. В этом смысле мы похожи на Buurtzorg. Люди «в полях» сами знают, как сделать лучше, и тут главное убрать бюрократию.
Второе, что обнаружил Коллинз и об этом же пишет Лалу : в иерархии целью является прибыль. Такой подход был нормальным в XX веке. Но когда ты делегируешь принятие решений, чтобы сделать лучше клиенту, то на что ориентироваться? Прибыль уже не подходит. Поэтому у всех бирюзовых компаний есть эволюционная цель, то есть смысл их существования. Если цели нет или люди ее не разделяют, будет бессмысленная деятельность. И третье — команды должны стать профессиональными. Нельзя нанимать в патронажные сестры, которые принимают решения, кого попало. Нужно, чтобы человек знал свое дело.
В системе «гений и куча помощников» это было не так важно. Генри Форд говорил: «Когда мне нужна пара рабочих рук, я почему-то в придачу получаю всего рабочего». Но сейчас команда должна иметь достаточно много навыков, а это значит не планировать, а экспериментировать. В такой компании не нужны планы. Почему такое внимание уделяется экспериментам? В системе менеджмента 1. Если продает — прекрасно, если нет — магазин плохой. У наших магазинов нет планов: сколько получилось, столько получилось. А чтобы двигаться вперед, мы экспериментируем.
Компании нужно было усовершенствовать форсунку для стирального порошка, которая все время забивалась. Математики просчитывали модель, а устройство все равно забивалось. Тогда обратились к биологам, и они провели сотни тестов. В итоге получилась форсунка, которую математически описать невозможно, но она работала идеально. Это хорошая иллюстрация того, как устроена наша компания. Провел 10 экспериментов, выбери лучший результат. У нас много магазинов, мы их постоянно сравниваем. Например, показатели по списанию могут отличаться в два раза. Мы смотрим, что одни магазины делают лучше, чем другие.
И они обмениваются опытом. В книге Лалу рассказывает всего про несколько бирюзовых компаний. Их действительно мало? Их много. Это почти все фирмы, изученные Коллинзом, медийные, ИТ и др. Мы по многим бирюзовым компаниям поездили, начиная с Англии. Проходили тренинги у основателя Buurtzorg Йоса де Блока. С Haier общались онлайн — эта компания смогла побороть бюрократию, но ее ценности не совсем соответствуют нашим. Даже у Йоса де Блока это не получилось, у них минимум два уровня иерархии.
У нас три уровня. Мы пытались построить плоскую структуру, изучали, как работает холакратия, в частности, голландский и немецкий опыт, общались с консультантами. Поняли, что в такой системе очень сложно коммуницировать — как минимум, первые полгода все рыдают. И только потом более или менее начинают работать. В вашей системе управления тоже приходится много коммуницировать. Мы взяли за образец систему обещаний, описанную Гэри Хэмелом, дополнив ее своими наработками. Условно говоря, что мне надо передать и что я могу за это получить. У нас в основном все построено на горизонтальных связях, и всем приходится договариваться. Навык выстраивания коммуникаций, наверное, — один из самых сложных.
Людям действительно проще работать в иерархии: получил приказ — и не разбирайся — делай. А когда ты работаешь самостоятельно, нужно понимать, как взаимодействовать. Поэтому у нас очень сложно людям из корпораций. Стоит задать им вопросы: «Ты хороший менеджер? А сможешь ли ты работать, если нельзя издать ни одного приказа? Многие говорят, что мы сумасшедшие, и уходят. Я сам не издал ни одного приказа, ни одного распоряжения. Никто так не работает, а у нас иначе невозможно. В ваших магазинах нет начальников.
Как вы справляетесь без них? Жизнь показала, что среди сотрудников магазина всегда появляется неформальный лидер. Если он явно не выделился, эта роль передается от одного к другому. Без лидера команда развалится, но это не значит, что он начальник. Отличие между лидером и менеджером в том, что последний дает команды, лидер же видит общую картину и может взять на себя ответственные дела. Или открыто сказать, у кого это лучше получится. Лалу назвал компании, которые добились выдающихся результатов, целостными. Очень часто маркетологи в организации 1. Все внутри над этим смеются, но это позволяет зарабатывать.
Я недавно понял, какой самый сильный способ удерживать монополию. Монополия в хорошем смысле — когда потребитель какой-то продукт ассоциирует с одной компанией. Понятно, что другие игроки пытаются ее копировать.
Является автором и спикером множества курсов, а также ведет telegram-канал на стыке предпринимательства и психологии «Эмпатичный бизнес».
Евгений рассказал нам о клиентократии и самоорганизации на примере «ВкусВилл». Мы обсудили: — Какой подход в культуре отличает «ВкусВилл» от других компаний, — Как клиентократия помогла им совершить революцию в ритейле, — В чем секрет «долгосрочности» бренда.
WSJ сообщила о планах "Вкусвилла" провести IPO в США и МосквеЧитать подробнее Окончательное количество ранее размещенных акций, которые будут предложены ООО "Проект Избенка" одновременно с размещением эмитентом акций дополнительного выпуска, будет определено исходя из существующего спроса и других условий рынка, отмечается в проспекте. В четверг "Вкусвилл" сообщил о преобразовании в ПАО из АО, а также о регистрации Банком России выпуска акций в 200 млн штук, размещаемых по открытой подписке.
«Вкусвилл» планирует в сентябре сообщить о планах относительно IPO
На конец 2021 года Андрею Кривенко принадлежало 99% АО «Эволюционная цель», которое через ООО «Проект Избёнка» владела 86,05% «ВкусВилла». Основатель сети Андрей Кривенко через АО «Эволюционная цель» владеет ООО «Проект Избенка», которому, в свою очередь, принадлежит 86,05 % АО «Вкусвилл», и ещё 1,79 % акций напрямую[27]. Ритейлер «Вкусвилл» проведет внеочередное собрание акционеров, на котором будут обсуждаться несколько вопросов, в том числе отказ от статуса публичной компании, отказ от размещения дополнительных акций для увеличения уставного капитала.
Основатель сетей «ВкусВилл» и «Избенка» Андрей Кривенко: «Меня в компании игнорируют»
Бизнес всегда подстраивается под реальность. Это как пловец — если он попадает в течение, то сильнее гребет. Что еще вы делаете, чтобы подстроиться под новую реальность? Наша философия бизнеса отличается от философии Фредерика Тейлора. Есть такой образ — швейцарские часы.
Что бы ни произошло, они должны показывать точное время. Меня приглашали в совет директоров одной корпорации в конце 2020 года. Я рассказал им, что сразу после введения локдауна мы отменили все проекты, которые вели сотрудники «ВкусВилла», и с чистого листа написали новые. А в той компании без решения совета директоров не могли поменять стратегию и планы, которые утвердили в декабре 2019-го.
И все потому, что она построена как швейцарские часы — неважно, что происходит вокруг, нужно выпускать продукт одинакового качества, процесс должен быть дешевым и масштабируемым. Образ, который подходит нам, — живой организм. Когда все вокруг меняется, нужно подстроиться под изменения. Если идет снег, никто не ведет себя так, будто на дворе лето.
Поэтому каждый раз, когда что-то происходит, нужно тут же бросать то, чем ты занимался до сих пор. Например, нет смысла покупать оборудование, на которое цены поднялись в 4—5 раз из-за дефицита. Мы не умрем, если не купим какой-то холодильник. При этом людям, которые закупали холодильники, становится нечего делать.
На других участках, наоборот, появляется много работы: нужно вести переговоры с арендодателями, написать тысячи писем. У нас есть внутренняя биржа занятости, на которой можно посмотреть, где требуются рабочие руки. В разгар пандемии все развитие остановилось, даже строительные работы в магазинах нельзя было проводить. И отдел, который прежде занимался открытием торговых точек, переключился и за месяц нанял 5 тыс.
Как она появилась? Система управления Тейлора возникла в конце XIX века, и есть много продуктов, которые выпускаются в соответствии с ней — дома, а также другие масштабируемые, надежные вещи. Эта система необходима, когда нужно сделать продукт, который не адаптируется к внешним изменениям. По этим принципам можно строить Эйфелеву башню, но компания такой быть не может.
И мы создали свою систему менеджмента Beyond Taylor. Название появилось не сразу. Одно время в России все были вдохновлены книгой Фредерика Лалу «Открывая организации будущего», и «ВкусВилл» даже называли бирюзовой компанией, но нам это не нравилось. Когда Лалу описывал бирюзовые организации, он опирался на опыт фирмы Buurtzorg, которую мы хорошо знаем и любим.
Но между Buurtzorg и «ВкусВиллом» много отличий. Кроме того, появилось большое количество консультантов, которые стали трактовать «бирюзовость» абсолютно по-своему. Мы подумали: «Если мы не такие, то какие? Ну и решили назвать Beyond Taylor, что значит «больше, чем Тейлор».
Мы зарегистрировали торговый знак, у нас есть консалтинговая компания, цель которой — обучать других. В чем суть вашей концепции? Когда появилась «Избенка», ни о какой науке управления мы не думали, собирались, как и все, внедрять бюджеты, KPI, ISO, систему сбалансированных показателей. Но было ощущение, что это что-то не то.
Мы съездили в эту компанию, но оказалось, что в ней все не совсем так, как в статье, и вообще, чуть ли не 800 KPI. Но уже к этому времени мы понимали, что не хотим идти классическим путем иерархии и бюрократии. Что-то приживалось, в чем-то мы не видели ценности. Так постепенно и сложился наш подход к управлению.
Человеку вовсе не нужно превращаться в робота — наоборот, нужно проявлять самое человеческое и креативное, что в нем есть. А долгие споры о планах и целевых показателях можно заменить экспериментами и опциональностью. Кстати, с Гэри Хэмелом мы подружились, два года назад я был у него дома, и наша компания спонсировала издание его книги «Гуманократия». Из всех гуру менеджмента мы больше всего согласны с Гэри, который считает, что менеджмент 1.
Хотя в наших подходах есть и отличия. Главный вектор у Хэмела — избежать бюрократии, а у нас вектор — компания как живой организм. В начале 2000-х годов исследователи изучали организации с выдающимися результатами и выяснили, что у них необычная система менеджмента. Обязательный атрибут корпорации 1.
Так работают компании, которые Джим Коллинз в книге «От хорошего к великому» назвал хорошими. А в великих он нашел то, что и мы считаем очень важным — это лидеры пятого уровня. Скромные и волевые руководители. Да, такие люди могут отдать другим права и ответственность, а для этого нужна большая воля.
Например, продавцы лучше понимают клиентов, значит, надо дать им возможность работать с покупателями. Бывает, что покупатель недоволен — и воля руководителя в том, чтобы никому из персонала магазина не дать по голове. Это сложно, многие так не могут. Лидеры пятого уровня должны быть не только во главе компании, а везде.
Например, в Buurtzorg медсестрам полностью делегированы все права. Команда из десяти человек лучше всех знает, что необходимо конкретной бабушке, им не нужен начальник и инструкции. В этом смысле мы похожи на Buurtzorg. Люди «в полях» сами знают, как сделать лучше, и тут главное убрать бюрократию.
Второе, что обнаружил Коллинз и об этом же пишет Лалу : в иерархии целью является прибыль. Такой подход был нормальным в XX веке. Но когда ты делегируешь принятие решений, чтобы сделать лучше клиенту, то на что ориентироваться? Прибыль уже не подходит.
Поэтому у всех бирюзовых компаний есть эволюционная цель, то есть смысл их существования. Если цели нет или люди ее не разделяют, будет бессмысленная деятельность. И третье — команды должны стать профессиональными. Нельзя нанимать в патронажные сестры, которые принимают решения, кого попало.
Нужно, чтобы человек знал свое дело. В системе «гений и куча помощников» это было не так важно. Генри Форд говорил: «Когда мне нужна пара рабочих рук, я почему-то в придачу получаю всего рабочего». Но сейчас команда должна иметь достаточно много навыков, а это значит не планировать, а экспериментировать.
В такой компании не нужны планы. Почему такое внимание уделяется экспериментам? В системе менеджмента 1. Если продает — прекрасно, если нет — магазин плохой.
У наших магазинов нет планов: сколько получилось, столько получилось. А чтобы двигаться вперед, мы экспериментируем. Компании нужно было усовершенствовать форсунку для стирального порошка, которая все время забивалась. Математики просчитывали модель, а устройство все равно забивалось.
Тогда обратились к биологам, и они провели сотни тестов. В итоге получилась форсунка, которую математически описать невозможно, но она работала идеально. Это хорошая иллюстрация того, как устроена наша компания. Провел 10 экспериментов, выбери лучший результат.
У нас много магазинов, мы их постоянно сравниваем. Например, показатели по списанию могут отличаться в два раза. Мы смотрим, что одни магазины делают лучше, чем другие. И они обмениваются опытом.
В книге Лалу рассказывает всего про несколько бирюзовых компаний. Их действительно мало? Их много. Это почти все фирмы, изученные Коллинзом, медийные, ИТ и др.
Мы по многим бирюзовым компаниям поездили, начиная с Англии. Проходили тренинги у основателя Buurtzorg Йоса де Блока. С Haier общались онлайн — эта компания смогла побороть бюрократию, но ее ценности не совсем соответствуют нашим. Даже у Йоса де Блока это не получилось, у них минимум два уровня иерархии.
У нас три уровня. Мы пытались построить плоскую структуру, изучали, как работает холакратия, в частности, голландский и немецкий опыт, общались с консультантами. Поняли, что в такой системе очень сложно коммуницировать — как минимум, первые полгода все рыдают. И только потом более или менее начинают работать.
С момента своего первого появления в регионе три года назад с запуска первой торговой точки в Краснодаре, ритейлер продолжает развиваться в регионе. Сегодня функционируют 25 точек, включая новый даркстор в Новороссийске. Этот стремительный рост онлайн-продаж обусловлен высоким спросом со стороны покупателей на различные сервисы доставки. Говоря про доступность, бренд вкладывает в это понятие в том числе и географическое расширение своего присутствия, а также максимальное покрытие сервиса бесплатной доставки.
Об этом рассказал «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. Для этого ему придётся расширить сеть магазинов на треть сейчас у бренда 720 магазинов в Москве и Подмосковье. Скорее всего, IPO можно ожидать в 2020—2021 году.
Поддерживаемые Церковью грузинские гетеросексуальные мужчины захватили и разгромили офис организаторов акции "Тбилиси прайд". На улицах Тбилиси проходят массовые беспорядки. Из физиков в продуктовые магнаты "Вкусвилл" связан с именем 46-летнего Андрея Кривенко, который родился в подмосковном наукограде Черноголовке.
По его собственным словам, он начал развивать в Москве одноимённую сеть магазинов, торгующих фермерскими молочными продуктами, имея на руках оригинальную идею и всего один миллион рублей. В 2012 году бизнесмен открыл сеть универсамов "Вкусвилл", где реализовывал не только молочку, но и другие "натуральные продукты". Этот бренд принёс Кривенко большие деньги. После введения санкций на импорт подскочил спрос на российские продукты, и в 2015 году прибыль "Вкусвилла" выросла почти в пять раз, составив 5,6 миллиарда рублей. Популярность "Вкусвиллу" принесли московские потребители, которые хотели питаться здоровой пищей и были готовы за это переплачивать. Однако в этом не преуспели.
Владелец «ВкусВилла» Андрей Кривенко передаст сотрудникам 20% акций сети
86% акционерного капитала контролируется структурами «Проект Избенка» и «Эволюционная цель». UPD: эволюционная цель «ВкусВилл»: Полезные продукты для здорового питания доступны каждому. Как «ВкусВилл» работает без начальников и приказов. • Честная эволюционная цель полезная всем – лучшее для маркетинга! «ВкусВилл» никогда не ставил своей целью покорить Россию.
Во имя покупателя: опыт успешного брендинга от компании «ВкусВилл»
Он добавил, что публичный статус даст возможность «Вкусвиллу» при необходимости обходиться и дальше без значительных заемных средств: если нужно будет «быстренько увеличить» сеть дарксторов магазин-склад, где собирают заказы для онлайн-покупателей в три раза, компания просто продаст «чуть-чуть своих акций на бирже». В начале 2021 г. Чистая прибыль упала в 2,9 раза до 951,73 млн руб. По данным на конец марта, сеть «Вкусвилла» объединяла 1688 торговых точек.
Задача распределительного центра — не хранить товар, а принять его и распределить. С двух часов ночи центры только отгружают свежие продукты и к утру уже стоят пустые.
Собственного транспорта у «ВкусВилла» нет, пользуемся услугами четырёх транспортных компаний. Если, например, в центр приходит фура с курицей, но в холодильниках больше 4—5 градусов по Цельсию, мы такую продукцию принимать не будем. Останемся без курицы, но это единственный вариант. Вернём деньги без вопросов. Это тоже частичка ценностей компании.
Как успеваете всех контролировать? У нас всё же неодинаковые магазины, они могут отличаться, и это нормально. Но компания даже не пытается контролировать этот момент. Мы не сидим и не думаем, как бы сделать чисто в каждой торговой точке. Это должны контролировать те, кто работает в магазинах.
У компании вообще нет стандартов для продавцов и так далее. Когда сотрудник получает возможность принимать решения разного уровня в магазинах, то он начинает понимать, что это его магазин. У него рождается ощущение собственности, причастности к делу, и он ответственнее относится к работе. Это просто. Во главе каждого магазина стоит покупатель.
Если покупатель не удовлетворён и говорит нам об этом, то мы, основываясь на этих жалобах, начинаем разбираться Доверие — это то, чему «ВкусВилл» учит сотрудников. Я тоже пришёл из другой компании, и сначала такое доверие сотрудникам было для меня необычным.. Да, случаются проблемы, но не стоит ломать всю систему из-за того, что один сотрудник злоупотребил доверием компании. С такими сотрудниками мы просто расстаёмся. У нас нет отдела, который отвечает за наём и контроль сотрудников.
Продавцов по заказу розницы нанимают подборщики. Всё остальное лежит на руководителях отделов. Это логичная схема. В ближайшие пять лет HR-сфера перезагрузится. Часто считают, что HR-менеджер может быть виноват во всём.
Это неправильно — А у вас есть штрафы? Штрафы не вписываются в нашу систему доверия к сотрудникам. Если человек просто ошибся, это нормально. А если что-то сделано со злым умыслом, то проще расстаться с сотрудником. Не устаёте?
Это то, что нам помогло и в чем мы, наверное, поступили правильно, когда решали, каким путем нам идти. В целом у нас онлайн поделен на два этапа: сборка и доставка. Розничное управление занимается сборкой заказов и обещает нам собрать заказы за определенное время, а мы со стороны «последней мили» обещаем и покупателю, и розничному управлению доставить эти заказы в оставшееся для нас время. Вы как-то контролируете курьеров? Мы получаем оперативную статистику, которая основывается на метриках. Мы видим, к примеру, в какие локации опаздываем, и на основе анализа принимаем решение о том, что нам изменить: тарификацию, количество курьеров. Мы довольно быстро на это реагируем, но не с точки зрения «воспитания» курьеров и ускорения отдельно каждого курьера, а исправляя проблему в корне, чтобы покупатели получали свои заказы вовремя.
Статистика работает на то, чтобы определить, в какой локации — а не в человеке — проблема, и исправить ее. В системе несколько служб доставки: есть самозанятые курьеры, которые подключаются самостоятельно, и есть достаточное количество сторонних служб. Как технологию приведу пример: раньше, когда мы понимали, что один курьер уехал в дальнюю локацию, а второго нет, — мы сами вызывали такси. На данный момент технологии выполняют всё автоматически. Система считает, какой заказ уже не дождется курьера и когда нужно вызывать другую службу. Такси-партнеры приезжают и забирают заказ — в результате он будет доставлен вовремя, потому что мы понимаем расстояние и закладываем необходимое время на такси. Можете примерно определить, какие доли курьеров у вас свои и партнерские?
Когда есть несколько служб доставки, это позволяет безболезненно проходить пики роста заказов, связанные с погодой или какими-либо изменениями в худшую сторону, и доставлять все заказы вовремя. Отмечали ли какую-то разницу в качестве доставки, в удовлетворенности покупателей между самозанятыми курьерами и службами доставки? Явной разницы мы не видим, потому что в каждой службе есть инструменты, позволяющие обеспечивать и контролировать качество доставки. Мы обеспечиваем курьеров всеми необходимыми условиями для доставки и, когда договариваемся с партнерами об оказании услуг, также просим, чтобы условия, необходимые с их стороны, были обеспечены. Можете рассказать, как вы измеряете удовлетворенность покупателей именно от доставки? У нас есть целая команда, которая оценивает удовлетворенность покупателей. Из вашего опыта, насколько на общую удовлетворенность покупателей, на их возвращаемость влияет удовлетворенность доставкой, насколько с этой точки зрения важна именно часть «последней мили»?
Я могу ориентироваться только на внешние исследования. Опираетесь ли вы на статистику удовлетворенности покупателей при изменениях в службе доставки? В онлайне в целом всё, что касается «мили» — это опоздания. Мы ориентируемся на этот показатель, когда получаем статистику по покупателям и оцениваем, насколько наша зона ответственности влияет на отток. Учитывая, что опозданий у нас очень мало и, как правило, это исключения, а не постоянные опоздания, то здесь «миля» довольно эффективно выполняет свою задачу и обещания. Многие коллеги жалуются на сложность обучения курьеров и на то, что у покупателей иногда вызывает раздражение поведение курьеров. У вас нет такой проблемы, вы с этим не сталкиваетесь?
У нас курьеры на входе получают некий гайд, по которому проходят настоятельное обучение. Но опять же, это целая система, которая также позволяет получать статистику по каждому курьеру и выявлять проблемы. Если мы получаем обращение, то смотрим на его суть, и быстро исправляем эту ситуацию. В результате в течение этого периода для курьеров, которые получают на входе определенные вводные и потом понимают, как эта вся система работает, формируется полноценный процесс обучения, который на сегодняшний день считаем достаточно эффективным. Курьеры видят и знают, что нужно, знают, как себя вести, и понимают, что все ошибки и недочеты видны. Мы разбираемся с ними и корректируем действия — это приводит к тому, что все выполняют то, что от них требуется. Можете поделиться, что вы регламентируете в этом гайде, какие акценты расставляете, что, считаете, нужно сказать курьерам?
Как правило, это функциональные вещи: как работать с тем или иным приложением, как обеспечивать качественную доставку, в каком режиме везти пакеты с товаром.
Голосование пройдет в заочной форме, датой окончания приема бюллетеней для голосования установлено 4 мая. В интервью РБК основатель сети Андрей Кривенко заявлял, что компания рассматривает различные пути развития и, кроме IPO, это может быть и привлечение стратегического инвестора. По состоянию на март 2022 года в России работают более 1,3 тыс.