Наши коллеги из решили разобраться, почему это происходит, как долго будет продолжаться такая экономическая ситуация и что делать, чтобы не потерять свои сбережения в нынешних условиях. Временный перегрев: экономика России превысила свои потенциальные показатели. С экономической точки зрения, Россия может регулярно делать огромные государственные заказы, связанные с обороноспособностью страны и поддерживать экономику.
Дефолт, инфляция и падение рубля: чего ждать от коллапса экономики?
Самые свежие новости часа на Россия подошла к 2022 году с рекордно низкой долговой нагрузкой, что дало отечественной экономике дополнительный запас прочности: Минфин имеет возможность финансировать дефицит бюджета за счет новых займов. Широкое применение антикризисных инструментов создает риск того, что в России в 2024 году фактически сложатся «две экономики», считает Антон Табах. "Если раньше правительство РФ и Центральный банк полностью отсекали политику количественного смягчения, то сейчас очевидно финансовое стимулирование экономики, поддержка конечного спроса за счёт кредитования, низких процентных ставок. Статьи, экспертные оценки, разговоры об экономике и бизнесе в России и в мире.
Эксперты рассказали, как российская экономика будет расти дальше
Апокалипсис отменяется: российская экономика избежала краха | — Экономика РФ, ее взаимоотношение с региональными бюджетами строилась таким образом, что регионы перечисляли все налоги, а федеральный бюджет потом давал их обратно по своему усмотрению. |
Экономика России — прогнозы развития в 2023 году - 3 октября 2023 - ФОНТАНКА.ру | Последние новости экономики России и мире. |
Когда отменят санкции и что будет с экономикой России | Финтолк | — Экономика РФ, ее взаимоотношение с региональными бюджетами строилась таким образом, что регионы перечисляли все налоги, а федеральный бюджет потом давал их обратно по своему усмотрению. |
Новости экономики и финансов - | Статьи, экспертные оценки, разговоры об экономике и бизнесе в России и в мире. |
Что будет с экономикой России в 2024 году: прогнозы правительства, ЦБ и аналитиков финрынка | "Если раньше правительство РФ и Центральный банк полностью отсекали политику количественного смягчения, то сейчас очевидно финансовое стимулирование экономики, поддержка конечного спроса за счёт кредитования, низких процентных ставок. |
Пенсия.PRO
Макроэкономика Последние новости экономики. Новости экономики сегодня. Мировая и российская экономика, финансы и бизнес, эксклюзивные материалы и мнения экспертов. «В целом же в 2023 году экономику России ждёт общая тенденция к падению, это увеличит дефицит бюджета, что в свою очередь может вызвать проблемы с его исполнением», — добавил Николаев. Новости БАМ-50 Выставка "Россия" Военкоры Игры Отдых в России Наше кино Украина: сводка Происшествия Афиша. Последние новости экономики России сегодня Свежие и главные новости экономики на сегодняшний день онлайн.
Новости экономики и финансов
О том как экономика РФ спаслась и чего ожидать от нее в ближайшем будущем, корреспонденту Общественной службы новостей рассказали ведущие эксперты в данной сфере. Новости и события в сфере экономики и финансов в России и мире сегодня. Что происходит в экономике? Временный перегрев: экономика России превысила свои потенциальные показатели. Подробный обзор что происходило с экономикой России в 2023 году: курс доллара к рублю, динамика ВВП, внешний долг, инфляция, уровень безработицы и другие данные. По его словам, у правительства РФ сегодня простой выбор: сокращение ВВП во втором полугодии ради попытки сохранить годовой дефицит бюджета в пределах 3 трлн руб. или поддержание текущих темпов восстановления экономики.
Названы десять главных ожиданий в российской экономике в 2024 году
Самым ярким примером инфляции в ноябре-декабре 2023 года стал стремительный рост цен на куриные яйца. В регионах десяток яиц вырос до 180-200 рублей за упаковку по сравнению с привычными 60-80 рублями. Федеральные власти связывают случившееся с повышенным спросом и низкими мощностями производств, сейчас принимаются меры по стабилизации этих цен за счет импорта продукта их Турции и Ирана. Обвал рубля Одним из ключевых событий этого года стал серьезный обвал рубля.
В уходящем году национальная валюта продемонстрировала почти непрерывное падение против евро и доллара. Последний с отметки в 69 рублей по состоянию на январь 2023 года добрался до 102 рублей в декабре. Рубль не может не падать против доллара, вопрос только в том, насколько сильными скачками он будет это делать», — отмечает финансовый аналитик Виталий Калугин.
С другой стороны, девальвация рубля позволила Минфину насытить бюджет дополнительными доходами. Однако улучшения ситуации с международными расчетами, доступностью мировых валют и привычных финансово-инвестиционных инструментов эксперты не прогнозируют. Новая эра валютного контроля Все это привело к беспрецедентному решению правительства о введение административного валютного контроля.
В октябре 2023 года президент России Владимир Путин подписал указ об обязательной продаже валютной выручки для экспортеров. Данные действия были приняты после того, как доллар побил антирекорд на Московской бирже и закрепился на отметке в 102 рубля. Это трудно переоценить, потому как такие меры вводятся впервые с 2014 года.
Курс в России стал регулируемым и это несомненно важно», — подчеркивает независимый финансовый аналитик Виталий Калугин. Жесткая политика Центробанка и новые экспортные ограничения возымели свой эффект и смогли стабилизировать курс доллара, вернув его к отметке в 90 рублей. Принятые меры уже помогли, но валюта продолжает быть необходима импортерам, поэтому в следующем году мы можем увидеть ограничения уж по импорту.
Например, какие-то лимиты по выводу денег на закупки отдельного вида товаров», — констатирует Виталий Калугин. Эксперты высказывают различные мнения о последствиях такого решения для экономики, подчеркивая необходимость учитывать перспективы развития экономики и ожидания дальнейшей стабилизации. Это последнее значительное повышение ставки в 2023 году, и эксперты предполагают, что дальнейшее повышение в ближайшем будущем маловероятно, если только не произойдет экстренная экономическая ситуация.
Рекордный дефицит кадров Еще один рекорд 2023 года — необычайно низкий уровень безработицы.
Предотвращено более 50 преступлений террористической направленности, в том числе 25 терактов. Николай Патрушев Фото: kremlin. Вместе с тем, в последнее время призывы перейти на новый тип работы в экономической сфере с властных трибун звучат все чаще. О рисках перехода России на «мобилизационную экономику», связанную с резким увеличением роли государственного регулирования, экономисты и ученые предупреждали еще в прошлом году. Многие эксперты выражали опасения, что если это произойдет, то негативный эффект на предпринимательскую активность в стране может оказаться колоссальным. По словам ректора Санкт-Петербургского горного университета Владимира Литвиненко, сам термин «мобилизационная экономика» воспринимается обществом, скорее, негативно, поскольку ассоциируется с ущемлением различных прав и свобод.
В том числе мелкому и среднему предпринимательству», — приводит мнение ученого « Российская газета ». Литвиненко полагает, что опасения либералов в переходе ресурсов под полный контроль государства в случае переориентирования страны на мобилизационную экономику чрезмерны. По его мнению, миссия правительства в таких обстоятельствах должна заключаться в выработке прозрачных нормативов и требований, выгодных всем участникам рынка — и самому государству, и бизнесу, а также в «надзоре за их надлежащим исполнением с использованием исключительно рыночных механизмов регулирования без участия государства в производстве». Ученые предлагают сделать нефтепереработку частью системы мобилизационной экономики.
У одного растут доходы и падает уровень бедности, а другой все больше и больше в кредиты залезает? Внимательно анализирую тему снижения уровня бедности.
Что там? Речь идет лишь о том, что число граждан с доходами ниже 14 392 рублей сократилось до 14,8 млн человек с 15,3 миллионов. Насколько это «много» рассказывать я не буду, вы сами видели цены в магазинах и все отлично знаете. Как верно заметил первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, «чтобы жить, а не выживать», россиянам нужно не менее 100 000 рублей. Для того чтобы начать откладывать деньги на отпуск и образование детей в будущем, семье нужно не менее 200 000 рублей в месяц. О каком улучшении жизни тогда идет речь?
Словом, статистика — она штука творческая. А еще более творческими бывают варианты ее трактовок. Какие для меня будут несомненные индикаторы роста доходов населения?
К чему всё это приведёт в 2025? Острый дефицит ликвидности, полное исчерпание ФНБ и урезание всех социальных расходов бюджета, усиления налогового контроля за физлицами и самое главное нещадная дойка всех крупных компаний. Никто не будет смотреть на то, что там подумают инвесторы, что скажет совет директоров и. Есть задача собрать деньги — их будут собирать, нравится вам это или нет.
Ключевые слова:.
Пенсия.PRO
Новости экономики | Последние финансовые и экономические новости в России за сегодня. |
Аналитик Андрей Песоцкий: экономика России должна готовиться к жёстким сценариям | Если не будут делать глупости, пару лет смогут не допустить скатывания экономики в хаос, а может, и дольше. |
Что будет с экономикой России в 2024 году - моё мнение, рассказываю простыми словами | Главными рисками России в среднесрочном горизонте является «иранизация» с перспективой стать вассалом Китая на фоне отсутствия внутреннего стратегического планирования. |
Что будет с экономикой России в 2024 году - моё мнение, рассказываю простыми словами | Что ждет экономику РФ в 2023-м. |
Названы десять главных ожиданий в российской экономике в 2024 году
В том, что принесет «мобилизационная экономика» россиянам, разбирались журналисты «НИ». Сюжет Анна Скудаева Безопасность как главный приоритет О грядущем переходе экономики страны на мобилизационную модель Николай Патрушев заявил еще на совещании по безопасности в Центральном федеральном округе в Воронеже. Он подчеркнул, что нужно «обеспечить формирование мобилизационных планов экономики субъектов РФ и муниципальных образований». Необходимость перехода на новую систему работу Патрушев объяснил возникшими рисками, связанными с повышенной вероятностью диверсий и нападений на российские регионы со стороны Украины. Согласно данным Патрушева, только в этом году Вооруженные силы Украины совершили более 8 тысяч обстрелов по Белгородской, Брянской и Курской областям, ущерб от которых превысил 7 млрд рублей. Предотвращено более 50 преступлений террористической направленности, в том числе 25 терактов. Николай Патрушев Фото: kremlin. Вместе с тем, в последнее время призывы перейти на новый тип работы в экономической сфере с властных трибун звучат все чаще. О рисках перехода России на «мобилизационную экономику», связанную с резким увеличением роли государственного регулирования, экономисты и ученые предупреждали еще в прошлом году. Многие эксперты выражали опасения, что если это произойдет, то негативный эффект на предпринимательскую активность в стране может оказаться колоссальным.
Рост числа тех, кто приобретает товары длительного пользования. Рост среднего чека в магазине и ресторане, обгоняющий инфляцию. Рост количества населения, позволившего себе нормальный отдых. Прирост числа квадратных метров на душу населения. Снижение процента ветхого жилья. Наконец, верный индикатор — повышение темпов рождаемости. Все это, я помню — было у нас в начале-середине 2000-х. Вот увижу все это, реально поверю, что народ стал жить лучше.
Теперь вопрос — за счет чего можем получить вот это все, вышеперечисленное? Только лишь за счет роста госрасходов? Да на них, пардон, далеко не уедешь.
Экономика — это не только проценты. Идеи о том, что главный ориентир и цель развития это формальные метрики экономического роста или капитализации биржевого рынка, кажутся нам вредным пережитком неолиберальной эпохи.
Сейчас во многих развитых странах, ведущих международных организациях вроде ООН, широко обсуждается понятие устойчивого развития. Полагается, что итогом государственной деятельности должно стать устранение хотя бы части экологических угроз и проблем, борьба с голодом, неравенством и отсутствием доступа к социальным благам, реализация проектов социальной направленности. Мы можем лишь согласиться и подчеркнуть важность социальной составляющей. Как показывает российский опыт, в отсутствии функционирующих политических институтов, активного гражданского общества, гуманизации системы управления, едва ли можно говорить о чём-то устойчивом и долгосрочном. Технократический подход, жертвующий благополучием, солидарностью и равенством в угоду впечатляющей статистике — верный путь к общественной катастрофе.
Ниже мы подробнее остановимся на некоторых из упомянутых макроэкономических предложений. Добавим, что это лишь несколько элементов, пусть и довольно важных, из набора необходимых реформ. Неолиберализм — неформальное название совокупности экономических мер и практик, получивших распространение в середине 1970-х годов. Руководящим принципом выступала дерегуляция, поощрение рыночной конкуренции, "ответственная бюджетная политика" и ослабление позиций профсоюзов. Что делать сейчас 0.
Остановить войну. Отказ от приоритета денежно-кредитной политики перед фискальной. Низкая и стабильная ставка улучшает инвестиционный климат и позволяет предприятиям расширять горизонт планирования, а необходимую подстройку экономики возможно осуществлять прямыми фискальными, административными и отраслевыми мерами. Высокие ставки призваны удерживать в стране капитал, тем самым поддерживая курс рубля. Если ставки по рублёвым счетам существенно превышают ставки по валютным, население будет держать сбережения внутри страны.
Иностранные инвесторы, заинтересованные высокой доходностью, станут выкупать обязательства в рублях, поддерживая валютный курс. В условиях закрытого счёта капитала высокие ставки бесполезны. Население не может вывести сбережения в валюту, иностранные инвесторы не могут продать рублёвые облигации, а отечественные компании не могут уйти в зарубежные активы. Неоправданно высокие ставки могут спровоцировать кризис ликвидности для местного бизнеса, усугубляя экономическую депрессию. Расширить трансферты беднейшим слоям населения.
До начала военных действий в необходимых товарах, в том числе продовольственных, отказывал себе практически каждый второй россиянин. Каждый четвёртый ребёнок жил за чертой бедности, следующей беднейшей группой были пенсионеры. В таких условиях большая часть социальных пособий тратится на коммунальные услуги, медикаменты и продукты российского производства. Повышение пособий и пенсий не повлечёт кратного инфляционного давления: местные предприятия, прежде всего пищевые, способны нарастить предложение в ответ на стабильно повышенный спрос. Увеличение пособий — более эффективная мера для борьбы с инфляцией чем заморозка цен.
Заморозка цен по природе регрессивна: она расширяет покупательную способность всего населения в условиях неравномерного падения доходов. Увеличение пособий стабилизирует внутренний рынок сбыта в период потери значимой части экспортных рынков. Устойчивый рост внутреннего рынка создаст рабочие места, повысит выпуск и снизит колебания цен. Необходимо также пересмотреть критерии осуществления платежей: значительно упростить процедуру получения пособия по безработице, увеличить его максимальный размер и длительность получения выплат. Параллельно следует поэтапно увеличивать минимальный размер оплаты труда, наряду с внедрением комплексной программы гарантированной занятости.
Гарантировать общественные работы. Массовая безработица привела бы к гуманитарной катастрофе. Высадка деревьев, очистка водоёмов и реставрация зданий не заменят сотни тысяч потерянных рабочих мест, но могут смягчить удар в краткосрочном периоде. Гарантируя временную и достойно оплачиваемую работу каждому желающему, муниципальные власти могут предотвратить маргинализацию безработного населения, улучшить городскую среду для всех граждан и наладить цепочки взаимопомощи. Критично важна реализация программы именно на муниципальном, а не федеральном уровне.
Локальные потребности сложно предсказать из Москвы, а значит, эффективные задачи для трудящихся могут быть созданы только на местном уровне. Федеральному Правительству достаточно объявить гарантию на общественные работы и предоставить местным правительствам неограниченную кредитную линию на реализацию программы. Это создаст пол для зарплат в частном секторе, сохранит уровень потребления и позволит избежать снижения уровня участия в рабочей силе. Кроме того, формирование трудовых резервов различного уровня квалификации поможет и при реализации программ, связанных с вынужденным импортозамещением. Также это будет незаменимой мерой для ресоциализации вернувшихся с фронта граждан , имеющих высокий риск уйти в нелегальный сектор.
Выступить посредником в торговле товарами первой необходимости. Муниципалитеты могут брать на себя функции «создателей рынка» — торговых посредников, соединяющих производителей с покупателями. В отличие от коммерческих посредников, государственная организация не будет стремиться к максимизации прибыли. Традиционные создатели рынка зарабатывают на колебаниях цен и потому деятельность по своей природе предполагает элемент рыночной спекуляции. В отсутствие коммерческих мотивов, государственная структура могла бы сыграть стабилизирующую функцию на рынке.
Особенно перспективным нам кажется использование такого подхода на рынке продовольствия. Одним из вариантов реализации могла бы стать государственная биржа для оборота основных сельскохозяйственных товаров. Биржа стала бы одним из покупателей сельскохозяйственной продукции и её продавцом для перерабатывающей промышленности. С помощью такого механизма государство могло бы сдерживать рост цен уже на этапе поставок сырья для предприятий переработки. Помимо благоприятного эффекта на динамику цен, это заодно бы сгладило «инфляционные ожидания» потребителей, тем самым, в случае успеха, ликвидировав один из поводов для проведения агрессивной кредитно-денежной политики.
Другим направлением может стать организация типовых магазинов во владении муниципалитетов, которые обеспечивали бы рынок сбыта для продукции малых и средних фермерских хозяйств. Поставщики смогут управлять процессом ценообразования в реальном времени, полагаясь на электронную платформу мониторинга потребительского спроса, с учётом фиксированной относительной наценки на издержки содержания магазина. Такие магазины могли бы стать хорошей альтернативой крупным сетям, прибыль которых в настоящее время частично оседает за рубежом, и поддержать малые фермерские хозяйства, которые часто испытывают трудности с доступом к розничным сетям. Объявить налоговые каникулы. В период массового шока и технологического перехода значительное давление переживают не только доходы, но и сбережения частного сектора.
Приостановление налоговых выплат а не только временный перенос последующим частичным или полным списанием поможет смягчить эти эффекты. В первую очередь предлагаемая мера должна распространяться на малодоходные группы и субъектов малого и среднего предпринимательства. На данный момент значительная часть уплаченных предпринимателями налогов пополняет местные, а не федеральные бюджеты. В отличие от Федерального Правительства, региональные власти не имеют права выпускать валюту и потому ограничены в своих расходах. С введением налоговых каникул центру необходимо предоставить беспроцентные и бессрочные бюджетные кредиты, замещающие выпадающие доходы.
Высвобождение налоговых средств частично компенсируется за счёт расширения налоговой базы в других сферах, в частности внутреннего НДС. Сокращение обязательных платежей для предпринимателей положительно скажется на динамике сбережений и поможет восстановить капитализацию отечественного фондового рынка. Помочь выжить бизнесу. Судя по риторике представителей власти, преодоление наиболее разрушительных эффектов текущего кризиса связывается в первую очередь с потенциалом российского предпринимательского сообщества. Частному бизнесу действительно доступно множество инструментов, позволяющих оперативно реагировать на изменения рыночной среды и перераспределять ресурсы в наиболее востребованных направлениях.
Однако переживаемый санкционно-военный шок сильно отличается от обычных периодических спадов капиталистической экономики. В данной ситуации множество компаний может быть поставлено на грань разорения совершенно независимо от рациональности ранее принятых ими решений. Приняв на себя часть экономических потерь, государство стимулирует будущую предпринимательскую деятельность, не повышая риск недобросовестного поведения. Меры поддержки должны опираться как на успешный антиковидный опыт других стран, так и на опыт восстановления после мирового финансового кризиса. Необходим запуск масштабной программы экономического возрождения: возвращение покинувших границы страны специалистов, восстановление потребительского спроса, недопущение наиболее негативных социальных сценариев.
Также на этот период необходимо увеличить государственные закупки в сферах, наиболее страдающих от вынужденных перемен. Закупки должны быть направлены на оказание материальной помощи в натуральном виде, вовлечение бизнеса в программы государственной занятости и профессиональной переподготовки, формирование товарных запасов для управления ценами и общее содействие программам импортозамещения. Авторы не находят необходимым экономически обосновывать прекращение военных действий. Следует полагать, что даже в случае скорейшего мирного завершения конфликта многочисленные торговые ограничения сохранятся на долгие годы. Невозможно точно оценить длительность восстановления, но разумно мыслить в рамках ближайших 3-5 лет.
Существенный профицит региональных бюджетов в первом полугодии был вызван растущими поступлениями от добычи нефти, газа и угля. Начиная уже с конца третьего квартала можно ожидать заметное снижение доходов. Многие великие экономисты XX-го века, включая Кейнса, выступали за максимальное снижение безработицы, в том числе, из социально-политических соображений. Опыт мировых войн наглядно показал, чем опасна жёсткая экономия средств при наличии больших масс бедняков с недавним боевым опытом. Ликвидность подразумевает способность расплатиться по текущим счетам, в том числе с помощью заёмных средств.
Не путать с платёжеспособностью — способностью расплатиться по счетам включая кредитные обязательства , полагаясь на собственную прибыль. Создатель рынка англ. Агенты, не ожидающие негативных последствий, более склонны к рисковому и легкомысленному поведению. Например, финансовый сектор США только нарастил аппетит к экзотическим финансовым инструментам после кризиса 2008 года — на Уолл Стрит хорошо запомнили, что, в случае чего, государство выручит. Что делать завтра Предлагаемые ниже меры не претендуют на то чтобы стать исчерпывающим списком всех необходимых преобразований.
Скорее, это некоторые стержневые направления, которым, мы считаем, должно следовать любое успешное восстановление экономики. Трудно оценить общую стоимость всех инициатив, но ясно, что речь идёт о десятках триллионов рублей в течение многих не менее пяти лет. Это станет самым масштабным и дорогим проектом в истории постсоветской России, от реализации которого зависит наше общее будущее, личное благополучие, научно-технический прогресс и следующее из этого международное влияние. Отказ от Бюджетного правила. Как даёт понять современная денежная теория , государству не нужно собирать налоги, чтобы тратить деньги на нужды общества.
Траты и налогообложение — два независимых процесса. Законодательная привязка государственных расходов к ежегодным доходам схожа с решением играть в теннис, завязав правую руку за спиной: правило произвольно и противоречит заявленной цели. В условиях незадействованности реальных ресурсов или, проще говоря, безработицы и простоя предприятий государство может наращивать расходы без значительных инфляционных рисков. Бюджетные дефициты создадут финансовые ресурсы облигации и наличность , которые мобилизуют реальные ресурсы и позволят экономике приблизиться к полной занятости. Бедной стране с открытым счётом капитала бывает тяжело поддерживать бюджетные дефициты: западные инвесторы предпочитают бюджетную дисциплину, а противоречие «Вашингтонскому консенсусу» — оригинальной триаде стабильности — ведёт к оттоку иностранного капитала и обвалу курса.
Перед Россией сегодня такой проблемы не стоит. Фактически бюджетное правило было приостановлено в текущем году, но поэтапное возвращение к нему предполагается уже начиная со следующего, 2023-го года. Монетарное финансирование. У государства есть три источника финансирования расходов. Первый — очевидный — налоги.
Ежегодно в пользу консолидированного бюджета собирается около 50 триллионов рублей, в том числе порядка 5 триллионов подоходного налога. Второй метод финансирования государственного дефицита — выпуск государственных облигаций на сумму дефицита. Преимущества этого метода в том, что, занимая у частного сектора, государство предоставляет сберегательные инструменты физическим и юридическим лицам. Сбережения на счетах могут испариться в случае банкротства банка ; сбережения в ОФЗ пропадут лишь в случае намеренного дефолта государства. Оборот государственного долга повышает доверие к банковской системе и стимулирует инвестиции.
С этой точки зрения «низким госдолгом» не стоит хвастаться — это лишь означает, что в стране нет устоявшегося ликвидного рынка безрисковых инструментов. Сегодня застрахованы банковские вклады в пределах 1. Вашингтонский консенсус — условное название для набора неолиберальных экономических требований, необходимых для получения помощи со стороны МВФ и Всемирного Банка, начиная с 1980-х. Сказанное не относится ко внешнему долгу — долгу, номинированному в иностранной валюте. Внешний государственный долг представляет опасность для государственных финансов и является препятствием для экономического развития.
Низкий внешний долг действительно является преимуществом России: отчасти стоит поблагодарить сырьевую валютную выручку, отчасти — отсутствие колониального прошлого. В современных экономиках государственные облигации могут использоваться и используются для расширения денежной массы, так как банки используют приобретённые ОФЗ в сделках обратного выкупа. Третий метод финансирования называется монетарным финансированием или монетизацией госдолга.
С одной стороны, в этих условиях возможности центра не сокращаются для этих трансфертов, но с другой — надо работать над тем, чтобы какие-то особо актуальные вещи для республики, которые выгодны для России в целом, у нас в Татарстане реализовывались. Федеральные программы могут быть совершенно разные, и надо обязательно в них входить и получать финансирование. В любом случае страна развивается, ресурсы у нее есть на сегодняшний день. Сейчас задана такая динамика, которую будет трудно остановить просто так. Затянуть пояса или нет — каждый смотрит, исходя из своих целей и задач. У всех разные проблемы: кто-то не знает, куда деть миллиард, а кто-то не знает, как перебиться с получки до получки.
С одной стороны, невозможно не замечать роста цен в магазинах, с другой — люди спокойно ходят в кафе, сидят в ресторанах. Как долго будет продолжаться это ощущение параллельной реальности? Стабильность в обществе нужна. Сегодня надо смотреть, как будет развиваться ситуация. По крайней мере надо понять, что как раньше уже не будет. Сейчас будет нечто новое, и наш опыт 90-х не поможет. Во-первых, у нас на сегодня уже закуплены определенные финансовые ресурсы, есть финансовая подушка безопасности, которая позволяет для большинства населения как-то планировать свою жизнь. С другой стороны, уровень сейчас несколько иной. Если помните, то, когда развалился СССР, все были примерно на одном уровне, единственное, немного возвышались кооператоры в плане своего благосостояния.
Почти все были одинаково не богаты. Сейчас ситуация немного другая, и есть, за что беспокоиться. Кроме него, нас никто не защитит. А во всем остальном надо понимать, если каждый сейчас не позаботиться о себе, надеясь только на государство, то он совершит большую ошибку. Однако здесь возникает «но». Доллар — это уже не та валюта, что была раньше. Но опять же надо учитывать, где покупать, для чего, каким образом. Если купить землю там, куда и доехать сложно, и построить ничего нельзя — это будет просто обременение. Если купить там, где можно построить дом или организовать свое хозяйство — это всегда будет кормить.
Недвижимость всегда требует расходов. К тому же государство периодически пугает введением налога на богатых. Стоит ли их сейчас покупать или надо подождать, пока что-то изменится? В любом случае все стабилизируется.
Полгода под тысячами санкций: что происходит в российской экономике
Как что происходит с российской "экономикой" Евгений, она закономерно тонет! Новости БАМ-50 Выставка "Россия" Военкоры Игры Отдых в России Наше кино Украина: сводка Происшествия Афиша. Последние главные новости из рубрики «Новости экономики». Президент России считает, что, если конфликт на Украине затянется, он получит преимущества, так как западным демократиям труднее сохранять свою приверженность избранному российская экономика не так сильна, как кажется некоторым наблюдателям.
Экономика и бизнес
Главными рисками России в среднесрочном горизонте является «иранизация» с перспективой стать вассалом Китая на фоне отсутствия внутреннего стратегического планирования. Макроэкономика Последние новости экономики. — Экономика РФ, ее взаимоотношение с региональными бюджетами строилась таким образом, что регионы перечисляли все налоги, а федеральный бюджет потом давал их обратно по своему усмотрению. Россия подошла к 2022 году с рекордно низкой долговой нагрузкой, что дало отечественной экономике дополнительный запас прочности: Минфин имеет возможность финансировать дефицит бюджета за счет новых займов. Россия подошла к 2022 году с рекордно низкой долговой нагрузкой, что дало отечественной экономике дополнительный запас прочности: Минфин имеет возможность финансировать дефицит бюджета за счет новых займов. Почему я считаю, что экономика и фондовый рынок РФ начнёт трещать по швам и рушиться уже во 2-3 квартале.
Преодоление кризисного спада, взлет ОПК и борьба с инфляцией. Подводим итоги 2023 года в экономике
В тексте говорится, что на территории России не допускается «организация оборота цифровых валют». О том, что это значит, рассуждает блокчейн-консультант Денис Смирнов: «Во-первых, запрещается в принципе любая организация обращения цифровой валюты на территории РФ за исключением майнинга. Ставится крест на всех возможностях по интеграции каких-то децентрализованных протоколов. Во-вторых, цифровая валюта, которая получена в результате этого майнинга, может быть отчуждена только с использованием зарубежной информационной инфраструктуры. То есть законопроект вызывает впечатление попытки превратить страну в своего рода криптовалютную бензоколонку — производить сырье через майнинг можно, но использовать внутри страны нельзя». Один из авторов законопроекта, депутат Антон Горелкин, Показать ещё настаивает, что оборот криптовалют запрещаться не будет. По его словам, нелегальным станет создание бирж и обменников за рамками экспериментального правового режима. Пользоваться услугами зарубежных площадок по-прежнему будет можно, считает партнер фирмы Digital and Analogue Partners Юрий Брисов.
Помочь выжить бизнесу. Судя по риторике представителей власти, преодоление наиболее разрушительных эффектов текущего кризиса связывается в первую очередь с потенциалом российского предпринимательского сообщества. Частному бизнесу действительно доступно множество инструментов, позволяющих оперативно реагировать на изменения рыночной среды и перераспределять ресурсы в наиболее востребованных направлениях. Однако переживаемый санкционно-военный шок сильно отличается от обычных периодических спадов капиталистической экономики. В данной ситуации множество компаний может быть поставлено на грань разорения совершенно независимо от рациональности ранее принятых ими решений. Приняв на себя часть экономических потерь, государство стимулирует будущую предпринимательскую деятельность, не повышая риск недобросовестного поведения. Меры поддержки должны опираться как на успешный антиковидный опыт других стран, так и на опыт восстановления после мирового финансового кризиса.
Необходим запуск масштабной программы экономического возрождения: возвращение покинувших границы страны специалистов, восстановление потребительского спроса, недопущение наиболее негативных социальных сценариев. Также на этот период необходимо увеличить государственные закупки в сферах, наиболее страдающих от вынужденных перемен. Закупки должны быть направлены на оказание материальной помощи в натуральном виде, вовлечение бизнеса в программы государственной занятости и профессиональной переподготовки, формирование товарных запасов для управления ценами и общее содействие программам импортозамещения. Авторы не находят необходимым экономически обосновывать прекращение военных действий. Следует полагать, что даже в случае скорейшего мирного завершения конфликта многочисленные торговые ограничения сохранятся на долгие годы. Невозможно точно оценить длительность восстановления, но разумно мыслить в рамках ближайших 3-5 лет. Существенный профицит региональных бюджетов в первом полугодии был вызван растущими поступлениями от добычи нефти, газа и угля.
Начиная уже с конца третьего квартала можно ожидать заметное снижение доходов. Многие великие экономисты XX-го века, включая Кейнса, выступали за максимальное снижение безработицы, в том числе, из социально-политических соображений. Опыт мировых войн наглядно показал, чем опасна жёсткая экономия средств при наличии больших масс бедняков с недавним боевым опытом. Ликвидность подразумевает способность расплатиться по текущим счетам, в том числе с помощью заёмных средств. Не путать с платёжеспособностью — способностью расплатиться по счетам включая кредитные обязательства , полагаясь на собственную прибыль. Создатель рынка англ. Агенты, не ожидающие негативных последствий, более склонны к рисковому и легкомысленному поведению.
Например, финансовый сектор США только нарастил аппетит к экзотическим финансовым инструментам после кризиса 2008 года — на Уолл Стрит хорошо запомнили, что, в случае чего, государство выручит. Что делать завтра Предлагаемые ниже меры не претендуют на то чтобы стать исчерпывающим списком всех необходимых преобразований. Скорее, это некоторые стержневые направления, которым, мы считаем, должно следовать любое успешное восстановление экономики. Трудно оценить общую стоимость всех инициатив, но ясно, что речь идёт о десятках триллионов рублей в течение многих не менее пяти лет. Это станет самым масштабным и дорогим проектом в истории постсоветской России, от реализации которого зависит наше общее будущее, личное благополучие, научно-технический прогресс и следующее из этого международное влияние. Отказ от Бюджетного правила. Как даёт понять современная денежная теория , государству не нужно собирать налоги, чтобы тратить деньги на нужды общества.
Траты и налогообложение — два независимых процесса. Законодательная привязка государственных расходов к ежегодным доходам схожа с решением играть в теннис, завязав правую руку за спиной: правило произвольно и противоречит заявленной цели. В условиях незадействованности реальных ресурсов или, проще говоря, безработицы и простоя предприятий государство может наращивать расходы без значительных инфляционных рисков. Бюджетные дефициты создадут финансовые ресурсы облигации и наличность , которые мобилизуют реальные ресурсы и позволят экономике приблизиться к полной занятости. Бедной стране с открытым счётом капитала бывает тяжело поддерживать бюджетные дефициты: западные инвесторы предпочитают бюджетную дисциплину, а противоречие «Вашингтонскому консенсусу» — оригинальной триаде стабильности — ведёт к оттоку иностранного капитала и обвалу курса. Перед Россией сегодня такой проблемы не стоит. Фактически бюджетное правило было приостановлено в текущем году, но поэтапное возвращение к нему предполагается уже начиная со следующего, 2023-го года.
Монетарное финансирование. У государства есть три источника финансирования расходов. Первый — очевидный — налоги. Ежегодно в пользу консолидированного бюджета собирается около 50 триллионов рублей, в том числе порядка 5 триллионов подоходного налога. Второй метод финансирования государственного дефицита — выпуск государственных облигаций на сумму дефицита. Преимущества этого метода в том, что, занимая у частного сектора, государство предоставляет сберегательные инструменты физическим и юридическим лицам. Сбережения на счетах могут испариться в случае банкротства банка ; сбережения в ОФЗ пропадут лишь в случае намеренного дефолта государства.
Оборот государственного долга повышает доверие к банковской системе и стимулирует инвестиции. С этой точки зрения «низким госдолгом» не стоит хвастаться — это лишь означает, что в стране нет устоявшегося ликвидного рынка безрисковых инструментов. Сегодня застрахованы банковские вклады в пределах 1. Вашингтонский консенсус — условное название для набора неолиберальных экономических требований, необходимых для получения помощи со стороны МВФ и Всемирного Банка, начиная с 1980-х. Сказанное не относится ко внешнему долгу — долгу, номинированному в иностранной валюте. Внешний государственный долг представляет опасность для государственных финансов и является препятствием для экономического развития. Низкий внешний долг действительно является преимуществом России: отчасти стоит поблагодарить сырьевую валютную выручку, отчасти — отсутствие колониального прошлого.
В современных экономиках государственные облигации могут использоваться и используются для расширения денежной массы, так как банки используют приобретённые ОФЗ в сделках обратного выкупа. Третий метод финансирования называется монетарным финансированием или монетизацией госдолга. В народе его называют «печатаньем денег». Как и в предыдущем методе, государство берёт в долг, но не у частного сектора, а напрямую у Центрального Банка. Центральный Банк создаёт деньги на счетах Правительства. С точки зрения инфляционного давления, эти три метода не отличаются друг от друга: мы убеждены, что важна общая величина расходов, а не то, как они финансировались хотя традиционная экономическая теория, предполагающая полный контроль государства над предложением денег, считает наоборот. Государство может потратить миллиарды рублей на алюминий и собрать миллиарды рублей в таможенных пошлинах на текстиль — это не остановит рост цен, а только расширит его.
Монетарное финансирование с точки зрения макроэкономического эффекта ничем не отличается от финансирования из «заработанных» государством доходов. Легализация монетарного финансирования позволит облегчить налоговое бремя экономики и отвяжет расходы на выплату процентов по государственному долгу от конъюнктуры банковского сектора. Заметим, что обеспечение расходов за счёт условной продажи ЦБ замороженных средств ФНБ по существу также являются монетарным финансированием, но с промежуточным этапом. Наращивание государственных расходов. Перестав искусственно себя ограничивать, Россия сможет проводить суверенную экономическую политику, направленную на повышение благосостояния населения. В прошедшие годы Россия традиционно недоиспользовала возможности фискальной политики. За последние двадцать лет финансовые вливания государства практически в любой сфере могли бы улучшить жизнь населения и ускорить рост экономики.
Сегодня мы сталкиваемся с глобальными, долгосрочными и жёсткими ограничениями на стороне предложения во многих отраслях. Современная денежная теория не может здесь помочь — это кризис реальных ресурсов. Однако последовав принципам «жёсткой экономии» и урезав расходы, мы обострим социальное напряжение, обанкротим множество предприятий и массово сократим спрос. Это станет вторым, внутренним ударом по производственному потенциалу отечественных компаний, который значительно уменьшит темпы как текущего, так и потенциально возможного роста. Текущие планы Правительства предполагают заморозку номинальных расходов федерального бюджета на уровне 2022-го года в течение последующих трёх лет. Бюджетная поддержка в первую очередь должна быть направлена на наименее обеспеченных граждан. Поддержка совокупного спроса через социальные выплаты может привести к краткосрочной инфляции на фоне объективных производственных ограничений, однако со временем сильный внутренний рынок поможет местным производителям расширить производство потребительских товаров.
Необходима госпрограмма создания недорогого социального жилья. Доступное жильё поддержит конкуренцию на рынке недвижимости и создаст рычаги для воздействия потребителей на застройщиков. Масштабные инвестиции в строительство создадут рабочие места и поддержат импортозамещение в лёгкой промышленности за счёт повышения спроса на российские строительные материалы. Предоставление жилья также станет дополнительным инструментом управления рабочей силой на рынке труда. Социальные пособия по безработице должны обеспечивать достойное существование. Большая часть населения России не способна длительное время пребывать в состоянии поиска вакансий из-за отсутствия сбережений и низких пособий, которые обрекают людей на маргинализацию в случае потери работы. Это предотвращает конкуренцию среди работодателей и вынуждает работников принимать низкие зарплаты и вредные условия труда.
Реформа в этой части необходима и неразрывно связана с расширением пособий. Реформа рынка труда. Необходима ликвидация большой премиальной части в фактической зарплате. Премии позволяют предприятиям сокращать издержки вслед за колебаниями конъюнктуры рынка через изменение вознаграждений. Система должна стать прозрачной и не зависеть от произвола начальства, но в таком случае рыночные условия станут сильнее отражаться на занятости. Возможности профсоюзов должны быть расширены и укреплены. Трудовые конфликты должны решаться на правовой основе на уровне предприятия, в том числе с помощью забастовок и других форм протеста работников.
Сильный независимый труд — залог здоровой конкуренции на рынках и лучший способ подорвать патерналистские отношения на предприятиях. Право на труд должно быть закреплено в Конституции. Программа гарантированных общественных работ на муниципальном уровне должна приобрести постоянный институциональный статус и поддерживать временные рабочие места в сферах городского благоустройства, капитального ремонта и экологических проектов по единой ставке заработной платы. Рабочие места должны быть предоставлены каждому, кто хочет и может работать: таким образом, государство станет работодателем последней инстанции. В отличие от простого расширения государственной занятости, программа не несёт серьёзных коррупционных рисков: по определению, достойные рабочие места будут доступны каждому. Гарантированные рабочие места зададут пол для зарплат и социальной поддержки в частном секторе и повысят конкуренцию на рынках труда. Правительство сможет эффективно управлять уровнем зарплат, добиваться соблюдения трудовых прав со стороны частных компаний и избегать снижения работоспособности населения из-за длительной приостановки трудовой деятельности это в том числе поможет сохранять предложение качественной рабочей силы для частного сектора в периоды экономического подъёма.
Кроме того, формирование трудовых резервов различного уровня квалификации поможет и при реализации программ, связанных с вынужденным импортозамещением и преодолением социальных последствий СВО. Бюджетные расходы должны сфокусироваться на технологическом перевооружении предприятий. Основные проблемы возникают в тех направлениях, где оборудование изготавливается для узкоспециализированного, проектного применения. Детали для подобных товаров трудно поддаются импортозамещению, поэтому предприятия по возможности должны быть временно переведены на аналоги российского производства, если таковые существуют. Такие изменения приведут к снижению продуктивности, но позволят выиграть время для переоценки возможностей импортозамещения. Необходима стратификация по категориям важности. Возможности внутреннего проектирования и изготовления технических изделий не безграничны.
Имеющиеся производственные мощности достаточно обширны, но недостаточны с учётом масштабов вынужденной трансформации. Мы должны стремиться к локализации всех стадий технологического цикла хотя бы в ключевых отраслях , включая гражданское авиастроение, нефтегазовую отрасль и химическую промышленность там, где это возможно. В краткосрочном периоде полезно будет воспользоваться возможностями китайской и индийской производственной базы. Россия частично продолжит полагаться на технологическую поддержку дружественных стран. При замещении импорта особенно критична высокая степень персональной ответственности государственных служащих, также внедрение механизмов общественного контроля. Нашей долгосрочной целью должна стать не военная, а технологическая мобилизация, неравная традиционному импортозамещению. Эффективная работа в этом направлении позволит предприятиям взаимодействовать с новыми рынками технологий, обмениваться знаниями и привлекать иностранный капитал.
Самоочевидна необходимость массовых вложений в науку и образование. Поддержка науки в России, к сожалению, часто будет эквивалентна поддержке наименее обеспеченных граждан. Ограниченная валютная выручка должна тратиться на товары, которые невозможно воспроизводить внутри страны. У государства нет финансовых ограничений в расходах в рублях, но есть вполне реальные ограничения в иностранной валюте. Ради этих целей разумен запрет на импорт товаров роскоши и прочей малоприоритетной продукции. Инициативное бюджетирование. Разрушение системы социальной защиты в Российской Федерации способствовало развитию ряда низовых гражданских инициатив.
Многие цели государственной политики — помощь пожилым людям, больным детям, благоустройство территорий и многое другое — уже в той или иной мере реализуются на ресурсы самих граждан. Такие организации представляют интересы самих жителей и часто уже обнаружили оптимальные цепи поставок и методы поддержки. Государственное вмешательство было бы неэффективно.
А вслед за этим подтянутся и другие цены.
Это связано и с динамикой курса. Но в июле мы будем принимать решение, исходя из всех факторов», — пообещала в прошлый четверг председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Экономика и дефицит бюджета сейчас во власти Минфина, считает экономист Павел Рябов. По его словам, у правительства РФ сегодня простой выбор: сокращение ВВП во втором полугодии ради попытки сохранить годовой дефицит бюджета в пределах 3 трлн руб.
Министерство финансов РФ начало сокращать государственные расходы в июне 2023 года. Прямую зависимость текущего экономического роста от бюджета признают как независимые экономисты, так и официальные власти. Рост поступлений наблюдался во всех укрупненных группах отраслей, кроме отраслей, ориентированных на инвестиционный спрос.
Прежде технократы из министерства финансов и Центробанка спасали экономику от финансовых кризисов, борясь с инфляцией, создавая валютные резервы и ограничивая дополнительные расходы. Путин более оптимистичен в своих оценках. Выступая недавно в Туле, являющейся центром российской военной промышленности, он сообщил о том, что, согласно оценкам Всемирного банка, российская экономика обошла всю Европу за исключением двух стран по показателю ВВП по паритету покупательной способности. Президент России считает, что, если конфликт на Украине затянется, он получит преимущества, так как западным демократиям труднее сохранять свою приверженность избранному курсу. Но российская экономика не так сильна, как кажется некоторым наблюдателям.
Вызвано это снятием двухгодичного моратория на банкротства, что произошло в условиях, когда фирмы сталкиваются с ростом процентных издержек. Не следует забывать и о том, почему были введены санкции. Российская военная операция на Украине стала одним из самых наглых нападений на суверенное государство после окончания Второй мировой войны при этом автор статьи игнорирует наглый обман со стороны НАТО, которая обещала не расширяться на восток; обман со стороны Запада и Украины, которые не соблюдали Минские соглашения; и преступления киевского режима в Донбассе. По этой причине Запад должен был подать мощный сигнал о последствиях, с которыми столкнется Россия. А именно, если страна не соблюдает правила международного порядка, она не имеет права на льготы и привилегии.