Рождественские Святки — очень интересный период, когда христианские традиции тесно переплетаются с языческими. праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен.
Семик (Зеленые святки) в 2024 году: история и традиции праздника
Посвящен этот день был трем евангельским событиям: Рождеству Христа, поклонению волхвов, Крещению Христа. Однако к концу 4 века в некоторых церквях на Востоке Рождество начали отмечать 25 декабря, отдельно от Богоявления. В результате в 451 году разрешили раздельное празднование этой даты в рамках христианской церкви, но установили официально для всех 12 святых дней в период между Рождеством Богоявлением и Крещением. Вот так появились Святки. Праздник Рождества отмечается не всеми в январе, а вот об этом особенном периоде известно практически каждому.
Магическая сила периода Для каждого человека это время ассоциируется с разными традициями. Что такое Святки для людей верующих? Это в первую очередь посещение храмов, соблюдение поста, возможность очиститься, избавиться от грехов. А что такое Святки для большинства людей?
Это веселый и бурный период, связанный с обрядами, ритуалами, гуляниями. По поверьям, во время Святок уходит старый солнечный год, а новый открывается. Именно в эти дни нечистая сила активируется, непонятные и загадочные события происходят постоянно. Считается, что души умерших людей находятся рядом с живыми в такое время, как Святки.
Когда начинаются праздничные дни, стартуют гадания, ритуалы, способные предсказать будущее, приоткрыть завесу над неизвестным. Традиции празднования В старину в самый первый день Святок разжигали костер и поддерживали его до окончания периода. Даже сегодня в некоторых сельских поселениях люди с удовольствием поддерживают традиции предков. В этот же вечер все переодевались в праздничные наряды, пели, плясали, ходили по домам с колядками.
Считалось, что такие обряды подарят хозяевам дома в будущем году хороший урожай и процветание, поэтому колядующие могли входить в любой дом без стука. Кому же хочется жить бедно? Еще есть традиция не выметать сор из дома с сочельника и до 14 января, а потом весь мусор необходимо сжечь за один раз.
А встречали Рождество непременно в светлой и новой одежде. Христиане устраивали пышное застолье, готовили праздничные блюда из мяса и звали много гостей. Народные гуляния, проходящие 13 января, назывались щедровки.
Традиции 14 января В ночь на 14 января, по традиции, празднуют Старый Новый год. На Руси в этот день старались избавиться от всего старого: ненужную одежду и другие вещи сжигали. А еще существовал специальный обряд: женщины брали три свечи и обходили с ними дом, чтобы прогнать все плохое и увести беды прочь. Православные верующие запасались крещенской водой и купались в проруби, чтобы очиститься от грехов и болезней. Девушки 18 января готовили специальную кутью и гадали на ней на замужество. Также в этот день заканчивались колядования и святочные гуляния.
В этот день верующие готовят кутью и соблюдают строгий пост. Считается, что в праздник нужно избегать споров и ссор, а также отказаться от домашних дел и тяжелой работы. Алкоголь 19 января тоже под строгим запретом. На Крещение девушки проводили обряд красоты: умывались освященной водой, чтобы кожа была молодой и чистой. Народные приметы на Святки С древних времен народ замечал на Святки разные приметы, которые передавались из поколения в поколение. Например, славяне верили, что если небо в ночь на 14 января будет звездным, то год будет богатым.
Пасмурная погода и сильный снегопад на Крещение предвещали хороший урожай и плодородие. Также на Руси существовала примета, связанная с охотой. Делать это в период Святок было очень нежелательно.
Согласно Евангелию от Матфея, она возвестила волхвам о появлении на свет Иисуса Христа. Завершаются Святки в праздник Крещения Господня, который отмечается в ночь с 18 на 19 января. Как и Рождество, Крещение — непереходящий праздник, то есть каждый год Святки приходятся на одни и те же даты. Традиция святых вечеров уходит корнями в глубокую древность и имеет богатую историю.
Откуда пошла традиция Святок Первое упоминание о Святках датируется IV веком нашей эры — христианский богослов Ефрем Сирин писал об этом периоде в своих трудах. Так что уже в то время греческие христиане праздновали две недели после Рождества, прославляя появление на свет Мессии. В 567 году церковь официально объявила праздничными 12 дней после Рождества Во время Святок люди радовались и воспевали пришествие Иисуса Христа на Землю. Было важно, чтобы в это время хорошее настроение было у всех, в том числе у рабов, нищих и даже заключенных. Поэтому на Святки верующие приносили угощения в тюрьмы и больницы, а также помогали бедным. Традиция дарить подарки на Рождество тоже восходит к преданию о волхвах. Ведь они первыми принесли дары — золото, ладан и смирну — новорожденному Иисусу.
Считается, что по этой же причине сегодня дарят подарки и на дни рождения близким людям. Как отмечали Святки на Руси На Руси православные обычаи тесно переплелись с языческими обрядами. Историк и поэт Николай Карамзин писал, что до принятия христианства в период Святок славяне чтили Коляду — божество, олицетворяющее Молодое Солнце и Новолетие. В фольклоре древних славян Коляда — сын и один из ликов бога Солнца — Даждьбога По другой версии, слово «коляда» происходит от корня -коло- и связано с кругом, колесом, солнцем. А в словаре «Славянские древности» сказано , что «коляда» — от латинского слова, означающего «первый день месяца». Также было принято «зажигать солнце» — свечу в центре разукрашенного колеса, гасить старый огонь в печах и разводить новый. Также в это время пекли ритуальные пряники, символизирующие жертвенных животных — коров или ягнят.
Кроме того, в святочные дни народ «рядился» в звериные шкуры и страшные маски.
В этом случае Святками считается весь период от Рождества Христова до Богоявления, такую позиция отражена в книге схиархимандрита Иоанна Маслова. Впрочем, сам автор допускает ошибку: говорит о 12 днях Святок, хотя по факту указывает период в 13 дней. В таком подсчете только один недостаток: в Святки включается день строгого поста — Крещенский сочельник. Три периода святок их богослужебные особенности Хотя термин «святки» обозначает единый 11-тидневный период с 7 по 17 января по новому стилю , его можно разделить на три временных отрезка на основании богослужебного содержания: 7—13 января — праздник Рождества Христова и его попразднства; 14 января — Обрезание Господне по плоти и святителя Василия Великого; 15—17 января — предпразднство Богоявления. Богослужебные и уставные особенности всего периода Святок Пост в среду и пятницу отменяется; Коленопреклонение не совершается; Октоих в седмичные дни не поется; Святочные обычаи и традиции С периодом Святок связаны следующие обычаи, расположим их в порядке от более нормальных и приемлемых к спорным и нецерковным: Хождение в гости Праздновать Рождество Христово, делиться друг с другом этой радостью, позволить себе определенное утешение после долгого поста — не только законный, и но вполне похвальный образ проведения этих дней.
Рождественские сценки, мероприятия в воскресных школах Понятно, что различные постановки и рождественские сценки основаны на неканонических и подчас фантастических реалиях, все же определённый просветительский и благотворный эффект они имеют. Колядование Есть обычай ходить по домам и рассказывать различные рождественские колядки. При этом ходят как правило дети под руководством и присмотром взрослых , поздравляют с Рождеством Христовым, поют песни и рассказывают стихотворения, а хозяева жилищ одаривают символическими угощениями. Здесь оценка должна быть взвешенной: есть колядки по содержанию вполне христианские, но немало и совершенно светских, в которых нет никакого религиозного смысла. В последнем случае колядование превращается в обычное попрошайничество и вряд ли может быть одобрено христианским сознанием.
Святки 2024
Некоторые девушки сходили с ума после этого обряда, так как неизвестно, кого они видели в зеркальной глубине. Читайте также: Лучшие гадания на Рождество и Святки Дни святок Раньше в дни Святок были определенные традиции, которые соблюдало все население от мала и до велика. Дети тоже зачастую участвовали во многих обрядах. С самого утра люди начинают готовиться к празднику: приготавливают еду 12 блюд , приводят в порядок дом, кормят скотину если есть , возвращают долги. При этом важно, чтобы в этот день вся семья была в сборе, так как было раньше поверье, что если член семьи в Сочельник отсутствует, то весь год у него будет суматоха. Для умерших ставили блюдца с узваром и сочивом на окно. В вечернее время семья выходила на улицу, чтобы изучать звёзды. Если небо было звездным, то по примете весь год будет плодородным.
После того, как в небе появлялась на первая звезда, можно было садиться за стол. Начинать трапезу нужно было с сочива. Также в этот день раньше подбирали особую одежду: одна должна быть новой и светлой. Раньше обязательно устраивали пир, готовили праздничные блюда из мяса в частности, из свинины и устраивали народные гуляния — щедровки.
Святки не знали сословных различий - барыни оказывались в одних санях с дворовыми, и в этом тоже был глубокий смысл: Христос пришел на землю для всех, и этой радостью мы и делимся во время Святок. Еще из Византии пришла традиция после праздника Рождества Христова делиться с неимущими едой и деньгами. Русское милосердие, конец XIXв..
Павел Шмаров. Павел Шмаров В России в дни Рождества Христова и Святок принято было посылать еду, подарки, денежные пожертвования в тюрьмы, ночлежные дома, больницы, родильные приюты и дома призрения. Это было нормой, правилом. Например, к канун Рождества Христова 1855 г. Имена особ, сделавших пожертвования, будут напечатаны в "Ставропольских губернских ведомостях" и разосланы на особых листах по городу". Те, кто читал "Лето Господне" Ивана Шмелева, наверняка запомнили главу о Святках, где рассказано, как на время святых дней барский дом открывал свои двери для люда самого разномастного, странного. Странниками и нищими не только не брезговали, не чурались, нет!
Их приход был как подарок - еще бы! Накормить нуждающегося, подать милостыню - значит, сделать вклад туда, в жизнь вечную, получить возможность купить себе будущее там, в Царствии Небесном, и даже больше, милостыня - своего рода откуп от грядущих страданий. Была в ходу поговорка: пост приводит к воротам рая, а уж милостыня их отворит. Наверное, такой прагматизм и упрощение заставят кого-то презрительно поморщиться. И пусть!
Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: научно-конструкторский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Службы в храме люди сочетают с колядками и гаданиями на суженого , и в этом, наверное, заключается особый неповторимый дух Святок. Рождественские святки для христиан — это святые дни, время радости от вести о рождении Христа, время, когда духовный мир будто становится чуть ближе, а молитвы — легче. Рождество Христово». Икона из праздничного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Христианская церковь пыталась повлиять на их мировоззрение и обычаи, но полностью заменить одни традиции другими не получилось, поэтому и сегодня в дни Святок христианские и языческие мотивы уживаются друг с другом. Как праздновали Святки на Руси К. Национальный музей Швеции, Стокгольм. В Сочельник крестьяне придерживались поста: весь день они не ели, а за стол садились только вечером.
Святки. Записки этнографа
На чистое полотенце, расстеленное на столе, ставилась чаша с кутьей и небольшой сноп ржи — символ богатого урожая. Хозяин дома сначала обходил с кутьей вокруг стола, затем несколько ложек отправлял за дверь, угощая духов. Все гости ели кутью из общей чаши. После соблюдения ритуалов, приступали к трапезе. На столе всегда было несколько блюд. Главным напитком выступал узвар — густой кисель из сушеных ягод и фруктов.
Святки по дням: что делают каждый день Для верующих людей Святочная неделя дает шанс очистить душу и стать ближе к Богу. Все ритуалы тесно переплетены между собой. Приготовления к праздничному периоду начинаются 6 января. В этот день хозяйки готовят кутью, пекут печенье, варят кисель. После чего угощения подносятся соседям.
Народная примета гласит, что такой ритуал способствует сохранению здоровья на весь год. Спиртные напитки лучше исключить из меню, дабы не отгонять от себя удачу. Именно в эту ночь активизируется нечистая сила. Они могут оказаться вещими, чтобы не забыть детали, следует их записать немедленно после пробуждения. Молодежь вечером вбивает колышки в землю и привязывает к ним ленточки, загадывая желания.
Считалось, что в этот день нечистая сила может принять облик любого человека. Сила слова 12 января обладает лечебной способностью. Чтобы исцелить близкого, необходимо громко произнести его имя на перекрестке двух дорог. Важно не скупиться на угощения, чтобы год был благополучным. На следующий день начинают ходить посевальщики, рассыпая зерно по комнатам.
Чтобы получить хороший урожай, необходимо это зерно сохранить до весны. Важно, чтобы 14 января в дом ступил парень или мужчина. Женщины не могут проводить этот ритуал. Места для ворожбы не должны быть «чистыми», нельзя гадать дома, лучше и безопаснее делать это на природе. Девушки собирались в нежилых помещениях, чтобы гадать Следующие сутки 16 января наиболее благоприятны для снятия порчи.
В этот день нужно сделать запасы для дальнейшего использования святой воды в целях лечения больных. Обряды гаданий — происки беса, проводя их, можно привлечь к себе беды, взывая к нечистой силе. Крещение детей. Таинство Крещения не должно проводиться в период увеселительных гуляний, к этому событию необходимо ответственно готовиться, поститься. Не стоит растрачивать данный Господом дар за бесцельным просмотром телевизора в эти дни.
Это объясняется тем, чтобы не допускать никаких помех для хождения Господа. Святки, как и другие православные праздники, не допускают тяжелого труда.
Даже небольшой подарок, скромное пожертвование, доброе слово могут помочь человеку во мраке обстоятельств увидеть свет Вифлеемской звезды. И, пожалуй, важнее застолий и увеселений в эти дни поделиться теплом и надеждой с теми, кому это действительно необходимо. За Рождеством, празднование которого заканчивается 13 января, следует ещё одна дата, связанная с событиями из детства Спасителя. Этот день не относится к самым большим христианским праздникам, но имеет своё особое значение. Иудейский обряд обрезания можно назвать прообразом христианского крещения. Праздник Крещения , которое Иисус принял перед Своим выходом на проповедь и во время которого Бог явился в трех Лицах, Православная Церковь отмечает сразу после Святок 19 января 18 января — Крещенский сочельник.
Таким образом, период Святок обрамлен двумя праздниками, каждый из которых символизирует начало: Рождество — земного пути Господа, а Крещение — Крестного Его пути.
Примечательными чертами этого цикла были славление и колядование: ходили группами от двора ко двору, исполняли песнопения, посвященные Рождеству Христову, величания хозяину, хозяйке и их детям. Начинали обычно с церковного песнопения: «Христос рождается, славите» отсюда и название — «славление». Хозяева давали славильщикам колядовщикам угощенье. Повсеместно распространенный обычай этот выглядел в разных районах России по-своему. Местами славление с его серьезным духовным репертуаром четко отделялось — и по времени хождения, и по составу участников — от исполнения колядок, в которых допускалось и озорство. Особенно четким было разделение, если славить ходил причт во главе со священником — с крестом и иконами.
Это было как бы продолжением службы в храме; в домах оно превращалось в общесемейный рождественский праздник — участвовали и те, кто не смог пойти на службу в церковь. В иных же селениях миряне-славильщики выступали и как колядовщики. Крестьянки д. Братская Орловского у. Останавливаются под окном крайнего дома и спрашивают хозяина: «Кликать ли Таусеньку? Корреспондент Тенишевского бюро, записавший рассказ крестьянок, привел и текст песни — величального характера. После исполнения хозяин выносил хлеб и мясо.
Компания молодежи двигалась к следующему дому и так проходила всю деревню. После обхода дворов участники собирались в одном доме, высыпали из мешков еду и закусывали. Затем начиналось гаданье под подблюдные песни. Здесь мы видим смешанный состав участников, посещение всех дворов подряд и завершение развлечения посиделками с гаданьем. Эти черты не были обязательны для всех колядований. Участники могли разделиться по полу или возрасту. Посещение дворов или домов могло быть выборочным.
В селе Шиморском Владимирская губ. Готовиться к таусникам начинали за 2 — 3 дня, а иногда и за неделю. Девушки готовили затейливые костюмы, а некоторые и маски. Готовились и в тех домах, где были женихи: там хозяйки 31 декабря с раннего утра до позднего обеда пекли лепешки у зажиточных — пшеничные, у бедных — ржаные — собенники. Вечером ряженые девушки толпами появлялись на улицах и пели под окнами каждого дома, где был жених. В песне называли имя той невесты, которая предназначалась ему по мнению, сложившемуся среди молодежи. Постоянные, устойчивые пары в хороводе и особенно на посиделках были явлением распространенным.
Выражению коллективного мнения на «таусниках», надо полагать, предшествовал период открытого ухаживания парня. В любом случае эта форма новогоднего обхода дворов давала возможность девушкам выразить свое отношение к предполагаемым брачным парам и оказать определенное давление на позицию старших — родителей. Разумеется, сочетание имен женихов и невест, прозвучавшее во время колядования, становилось потом предметом обсуждения в деревне. Когда песня заканчивалась, хозяйка дома спешила к девушкам на улицу с решетом, доверху наполненным собенниками. Она одаривала их «за то, что назначали сыну ее невесту по сердцу». Девичий хор переходил к другому дому под громкие удары в железное ведро или «замирающие звуки гармони, или пронзительный писк трехструнной балалайки». К полуночи песни затихали.
В Пронском у. Рязанская губ. Фольклорист В. Чичеров, обобщая сведения о колядовании, опубликованные в 1830—40-х, писал: они «рисуют его как обряд, для проведения которого жители селения объединялись в однородные по возрасту и полу группы иногда характер их нарушался соединением в одну группу девушек и парней. Колядующие определяли, кому быть мехоношей, то есть носить мешок с полученными подношениями. В отдельных случаях среди колядующих выделялся главарь, руководящий обходом домов». Мехоношей и вожаком могло быть и одно и то же лицо.
Деление для колядования на возрастные или половозрастные группы отмечалось и во многих описаниях 2-й пол. XIX в. Особенно многообразные группы славильщиков описаны Г. Куликовским по Обонежью. В первый день Рождества, до обедни, там «ходили славить Христа» только нищие. Им подавали «коровашки» — хлебцы, приготовленные из ржаной муки пополам с ячменной. Следующая группа — «бабы и мужики»: семейные взрослые люди здесь тоже ходили по дворам славить.
И только вечером, когда кончался зимний хоровод на улице, шла славить молодежь, парни и девушки раздельно. Они собирались двумя большими толпами, пели праздничные стихири, переходя от дома к дому. Получали за это калачи и крендели. Наконец, девушки ходили еще сверх того петь так называемое «виноградье» от слов припева песни: «Виноградье — красно-зелено» к домам богатых крестьян или служащих: к учительнице, волостному писарю, старшине, фельдшеру, телеграфисту, начальнику военной команды — к тем, кто мог вынести исполнительницам деньги. Все «наславленное», как и деньги, полученные за исполнение «виноградья», передавалось хозяину избы, в которой в эту зиму проводились беседы молодежи. Это была плата за наем помещения. Такое многообразие групп славильщиков встречалось, по-видимому, сравнительно редко.
В большинстве описаний речь идет о молодежи и детях. Иногда упоминается рождественский или новогодний обход дворов или домов только детскими группами. Пожилая крестьянка Е. Виноградова из Иркутской губ. Нижнеудинский у.
Другими были только даты. Святые вечера — самое сакральное время, время почитания Христа, празднование его рождения. Вечером 24 декабря заканчивался Рождественский пост, который длился сорок дней. К этому моменту шла особая подготовка, готовилось особое блюдо — сочиво канун, коливо или же просто — кутья. Люди накрывали на стол, собирались семьями, вспоминали события из жизни Христа, и так далее. Страшные вечера — время гаданий и ворожбы. По народному поверью Бог так был рад рождению сына, что разрешил в эти дни нечистой силе гулять по земле, отсюда и название. И раз уж вся нечисть в эти дни так близко к людям, самое время воспользоваться ее «помощью» в ворожбе, ну и, естественно, защититься. Отсюда обычай рисовать мелом кресты на дверях, дабы защитить свое жилище в эти дни. Святки — являлся самым любимым праздником на Руси, особенно для молодежи. Ну, еще бы! Время плясок, песен, колядок, гаданий, вечерних посиделок. Считалось, что в Святки нельзя работать после захода солнца, а коротать время за беседами — приятное занятие. Так же в эти дни принято было помогать нуждающимся, раздавать милостыню, посещать приюты. Святочный календарь Каждый день Зимних Святок на Руси считался, да и считается до сих пор, особенным и имеет свое название, свои традиции. Давайте подробней рассмотрим эти 12 святочных дней. Итак: 6-е января — Сочельник он же Кутейник. Люди ждали «первую звезду», до которой нельзя было вкушать пищу, а потом садились за вечернюю трапезу.
Святки 2024: что нужно сделать, чтобы потом не выплакать все глаза
На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. Рождественские святки – это период в жизни православных россиян между Рождеством Христовым, которое отмечают 7 января, и Крещением – его празднуют 19 января. Что такое святки? С чем у нас ассоциируются святки? Со смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми, радостными и веселыми вещами.
Святки 2024: что нужно сделать, чтобы потом не выплакать все глаза
Особенно обратим внимание на следующие слова: «Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о щастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков» правило 61 и «Так называемые календы, вота, врумалиа, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнути из жития верных. Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносити могущия, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических» правило 62. Гадания Распространен предосудительный обычай гаданий во время Святок о судьбе, о будущем супруге и пр. Понятно, что любые гадания являются языческими обычаями, связанными с волхованием и общением с нечистыми духами, потому ни в коем случае не приемлемы для христиан. Цитаты о святках «Дух Христов, — по замечанию святителя Филарета Дроздова , — не враг благозаконных радостей»; в невинных играх и забавах отдыхает душа, истомленная: шумом суеты, поддерживается и питается чувство дружбы среди людей; с христианской точки зрения дозволительны игры и развлечения, которые не нарушают чистоты мыслей, чувств и слов, не оскорбляют слуха и очей, не унижают человеческого достоинства. Но нужно твердо помнить, что «где нега и роскошь, как учит св.
Иоанн Златоуст , где пьянство и всякие забавы, там нет ничего твердого, а все шатко, непостоянно.
Вот, например, описание Святок в селе Шельбове Юрьевского у. Владимирской губ. В течение первых трех дней празднеств, то есть на самое Рождество, когда никто не работал, молодежь здесь «рядилась». Парни — солдатами, офицерами, цыганами, стариком, бабой, а «натуральные бабы и девицы» — птицами журавлем, курицей.
Популярны были также костюмы животных — медведя, волка. Ряженые «слонялись по всему селу». Особенным успехом пользовались пары и группы ряженых, исполнявшие сценки: лошадь с верховым седоком, медведь с вожаком «и при нем деревянная коза». Остов лошади изображали два парня. Передний держал на двузубых вилах голову, сделанную из соломы.
Голова, как и вся лошадь, обтягивалась попоной, так что зрители видели только ноги парней. На плечи первого взбирался мальчик, и «лошадь» отправлялась бродить по селу с прыжками и гарцеваньем. Под звуки гармошки забавно переваливался «медведь» на цепи — парень в вывороченной шубе, вожатый сыпал прибаутками, а «коза» хлопала деревяшкой, прискакивая около медведя. Ближе к вечеру забавы с ряжеными сменялись играми в избе — начинались собственно посиделки. Здесь, как и в других местах, для святочных посиделок характерны были подвижные игры, в частности жмурки.
Водящего определяли, перехватываясь на ухвате. Завязывали ему глаза и отводили к двери; к водящему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью — пока не поймает замену себе. Игра «сижу-посижу» были здесь исключительной принадлежностью только святочных посиделок. По нашим материалам, это положение может быть распространено на всю территорию расселения русских. Наряжались животными и птицами, бытовыми типами и персонажами социальной сатиры, цыганами, свадебными чинами, стариками и старухами, скоморохами, калеками, разбойниками и полицейскими, женщины — мужчинами, а мужчины — женщинами.
Ряженье сливалось с игрой и представлением. Традиции народной карнавальной культуры проявлялись уже при подготовке к святочным увеселениям, когда молодежь собиралась, чтобы делать костюмы и маски. Общие принципы изготовления непременных атрибутов привычных образов повторялись в разных районах, но местная специфика и индивидуальное творчество накладывали свой отпечаток в деталях. Вывороченная шуба и голова, обернутая овчиной, — постоянные части костюма «медведя». Нелегко было носить костюм «журавля»: вывороченная шуба набрасывалась так, чтобы рукав торчал на макушке, в него продергивалась кочерга, служившая головой и клювом, а спину надо было выгибать, подражая птице.
При этом журавль выделывал смешные коленца. В иных местах в это же время готовились и к представлениям кукольного театра — делали «Микиту» и «Хавронью». Из тряпок сворачивали две большие куклы, разрисовывали им углем глаза, брови, рот и нос, одевали в зипуны. На Хавронью повязывали красный платок, на Никиту надевали шапку. На святочных посиделках «какой-нибудь искусный парень берет эти куклы в руки, ложится на пол, накрывается так, чтобы его не было видно, и начинают Микита и Хавронья выделывать такие штуки, что не только молодые, старые со смеху умрут».
Куклы кланялись, дрались, обнимались, целовались. В Карачевском у. Орловской губ. В ход шли «худые зипуны и полушубки, поддевки». Разъезжавший на кобыле мальчик-подросток гримировался горбатым старичком с «предлинной» бородой.
Медведя в этих местах водил на веревке цыган или солдат. В Тюменском у. Своеобразием ряжения отличалась вся связанная с «лошадью» группа в Сольвычегодском уезде. На голову одного из двух исполнителей роли коня укладывали прялку таким образом, что лопасть ложилась вдоль, по спине, а копыл — на затылок и темя, выступая надо лбом и придавая некоторое сходство с лошадиной головой. Вывернутый полушубок закрывал лопасть прялки на спине, на лицо надевалась маска, на шею — хомут, набрасывались узда и шлея.
Второй исполнитель, тоже закутанный в вывороченный тулуп и в маске, стоял сзади первого и соединялся с ним палкой, лежавшей на плечах. На палку усаживался верхом парень, одетый старухой сарафан и платок , в соответствующей маске. А впереди «лошади» шел четвертый участник — вожак, одетый в два сшитых вместе полушубка мехом вверх и с двумя масками — «одна — на лице, другая — на затылке». В таком виде группа вступала в избу, где проходили посиделки. Надо сказать, что святочные посиделки-игрища организовывались здесь путем братчины, то есть складчины, в течение трех первых дней Рождества, на Новый год и Крещение; но наряжались только в первые три дня Рождества.
В избе «бабе» подавали в руки зажженную свечу, с которой она «ехала» по избе, приветствуя хозяев и пугая девушек. Затем «лошадь» и вожак пускались в пляс, а «старуха» при этом с трудом удерживала равновесие, придавая комедийность и остроту всему зрелищу. Закончив свое представление, группа направлялась к хозяевам с вопросом: «Пригласите ли завтра потанцевать с вами? Это относится прежде всего к «чучеле», которую «носили по игрищам». Огромную куклу выдалбливали из бревна, лицо раскрашивали красками.
Одевали ее в сарафан, кофту и «бабью морхатку», на ноги — катаники валенки. Там же, под лентами головного убора, подвешивали колокольчик, к язычку которого привязывалась веревочка. Эту рождественскую куклу сберегали до следующего года, а иногда и дольше. Судя по описанию Н. Иваницкого, главный эффект от появления «чучелы» на святочных посиделках состоял в том, чтобы произвести переполох.
Расписывая лицо куклы, старались придать ему устрашающее выражение. Нередко молодежь извлекала ее для летних шалостей. Когда на заливные луга собирались девушки из окрестных деревень для сбора дикого чеснока, то парни, задумав попугать чесноковок так называли сборщиц , укладывали «чучелу» на телегу и везли на луга: при виде ее девушки разбегались. В приангарских русских селениях святочные «рожи» нечисти делались из бересты, к ним прикреплялись бороды из шерсти сохатого. В Нижнеудинском у.
Тулуновская вол.
В ночь появления первой рождественской звезды, вся семья выходила на улицу наблюдать за небом. По путеводной звезде и погоде определялось дальнейшее благополучие и урожай. На праздничном столе обязательно располагали фигурки, сделанные из теста.
Их было принято раздавать знакомым в качестве пожелания достатка. Кутя на Святки занимает центральное место на праздничном столе Перед ужином молились, застилая пол соломой как упоминание о рождении Христа. На чистое полотенце, расстеленное на столе, ставилась чаша с кутьей и небольшой сноп ржи — символ богатого урожая. Хозяин дома сначала обходил с кутьей вокруг стола, затем несколько ложек отправлял за дверь, угощая духов.
Все гости ели кутью из общей чаши. После соблюдения ритуалов, приступали к трапезе. На столе всегда было несколько блюд. Главным напитком выступал узвар — густой кисель из сушеных ягод и фруктов.
Святки по дням: что делают каждый день Для верующих людей Святочная неделя дает шанс очистить душу и стать ближе к Богу. Все ритуалы тесно переплетены между собой. Приготовления к праздничному периоду начинаются 6 января. В этот день хозяйки готовят кутью, пекут печенье, варят кисель.
После чего угощения подносятся соседям. Народная примета гласит, что такой ритуал способствует сохранению здоровья на весь год. Спиртные напитки лучше исключить из меню, дабы не отгонять от себя удачу. Именно в эту ночь активизируется нечистая сила.
Они могут оказаться вещими, чтобы не забыть детали, следует их записать немедленно после пробуждения. Молодежь вечером вбивает колышки в землю и привязывает к ним ленточки, загадывая желания. Считалось, что в этот день нечистая сила может принять облик любого человека. Сила слова 12 января обладает лечебной способностью.
Чтобы исцелить близкого, необходимо громко произнести его имя на перекрестке двух дорог. Важно не скупиться на угощения, чтобы год был благополучным. На следующий день начинают ходить посевальщики, рассыпая зерно по комнатам. Чтобы получить хороший урожай, необходимо это зерно сохранить до весны.
Важно, чтобы 14 января в дом ступил парень или мужчина. Женщины не могут проводить этот ритуал. Места для ворожбы не должны быть «чистыми», нельзя гадать дома, лучше и безопаснее делать это на природе. Девушки собирались в нежилых помещениях, чтобы гадать Следующие сутки 16 января наиболее благоприятны для снятия порчи.
В этот день нужно сделать запасы для дальнейшего использования святой воды в целях лечения больных. Обряды гаданий — происки беса, проводя их, можно привлечь к себе беды, взывая к нечистой силе.
Они ходили из дома в дом, неся впереди Вифлеемскую звезду, а часто и икону Рождества. И везде пели хозяевам рождественский тропарь, кондак, колядки, духовные песни.
Популярны были и кукольные представления — «вертепы». Это спектакль о Рождестве, в котором участвовали картонные, глиняные или деревянные куклы волхвов, пастухов, ангелов, царя Ирода. Высший свет развлекался немного иначе. Одним из ярких событий празднования Рождества традиционно был Святочный бал.
На этих балах часто впервые «выходили в свет» юные красавицы. Танцевали мазурку, вальс, польку, полонез; играли в настольные игры, шарады; смотрели представления кукольного театра. Если в период новогодних празднеств император находился в Москве, то главный новогодний бал устраивался в Большом Кремлевском дворце. И среди знати, и среди простого народа, как в деревнях, так и в городах, было принято в период Святок собираться вечерами всей семьей, звать родных и друзей на так называемые «святые вечера».
Император Александр III заложил традицию посещения рождественских «елок» для офицеров и солдат членами императорской семьи. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки. Для офицеров праздник устраивался на второй день Рождества в Арсенальном зале Гатчинского дворца, где ставили елку и стол с подарками, а после их раздачи было чаепитие. Простые горожане тем временем катались с гор, в санях, посещали рождественские представления в балаганах.
В Москве на Соборной площади наряжали елку, в Манеже проходили самодеятельные концерты, а на Воробьевых горах с 1891 года один из московских рестораторов организовывал фейерверк.
Зимние Святки на Руси: обряды, история и что такое Большие Велесовы Святки
СМИ: на Святки в народе принято проводить гуляния, ходить по гостям и гадать. В июне 2024 года отмечается народный праздник Семик, или Зеленые святки. Святки упоминают ещё церковные уставы VI века (они запрещали в дни Святок пост, коленопреклонение и таинство брака).
Лекция И.И. Шангиной «Святки — волшебные дни января».mp4
Но вот и это искушение пройдено. Как встречать Рождество? Самое важное в праздновании дат церковного календаря — это участие в богослужении. Нельзя быть христианином «в душе», мы должны реализовывать свою веру делами, молитвой и, самое главное, участием в таинстве Евхаристии. Приходите на Рождество в храм, исповедуйтесь, причаститесь — вот главное, что необходимо сделать в этот праздник. Нести свет Рождества Господь говорил в Евангелии о милосердии: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» Мф. Православные христиане, «свет миру», призваны помогать ближнему. К сожалению, в нашем мире есть люди, лишенные крова, больные и обездоленные. Постарайтесь в эти дни навестить не только родственников и друзей, но и тех, кому очень важно внимание и забота. Ведь свет Христова Рождества должен сиять в этом мире для всех!
Не впадайте в крайности Апостол Павел пишет, что «всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» 1 Кор. Радоваться и веселиться — хорошо и полезно каждому человеку, в том числе и православному.
Православная церковь не признает гадания. История праздника. Святки — это православный праздник , который тесно связан с религиозными чествованиями Рождества. В давние времена в святочные дни по церковным уставам, не рекомендовалось вступать в брак, обряжаться в яркие одежды, выходить на улицу с песнями да плясками. Служители христианской церкви долгое время были против гуляний, которые народ устраивал накануне Рождества, считая их устаревшими языческими традициями. По мнению истинных верующих, подобные обычаи чужды христианским. Мужчинам запрещалось надевать женские наряды, а всем колядующим — носить маски. Людям такие запреты были не понятны, и они участвовали в народных колядках на Рождество.
С течением времени смысл, который окутывал традиции язычников и был связан с рождественскими и новогодними календарно обрядовыми колядками, забылся. А Святки стали любимым временем, когда люди собираются вместе, загадывают желания и славят Всевышнего Господа за милосердие и Божью помощь. Обряды, христианские традиции и обычаи Во время святочной недели рушились сословные границы, люди были объединены общей радостью и благостным настроением. Много лет назад, до правления Петра Великого, у славян был старинный обычай разжигать накануне Рождества огромный костер, который считался атрибутом праздника. Цель и смысл обряда: костер был символом Вифлеемской звезды, и его горение поддерживали до Крещения. Устраивать зимние колядки и принимать участие в народных играх — любимое развлечение в период святочных дней.
Чаще всего они гадали «на суженого».
Важно отметить, что церковь не одобряла проведение любых магических ритуалов однако изжить эту традицию ей не удалось. Гадание с валенком — один из самых простых обрядов. Девушки собирались во дворе и по очереди кидали валенок на дорогу. Считалось, что какую сторону укажет носок, оттуда и придет жених. Еще один известный вариант гадания — с помощью зеркал. В пустой комнате или устанавливали два зеркала друг напротив друга, осветив их с двух сторон свечами. Садились посередине и смотрели в конец зеркального коридора.
Там и появлялся будущий жених. Но в его виде представал нечистый, поэтому кричали «Чур меня! Сделать это нужно вовремя, чтобы черт не выбрался из зеркала. Использовали для гадания и нитки.
Покормить курицу зёрнами. Нужно их сперва подсчитать, потом дать курице немного поклевать, а потом подсчитать заново. Если осталось чётное количество — незамужняя девушка найдёт пару. Узнать по петуху характер будущего мужа. Нужно поставить перед петухом курицу, зеркало и миску с водой. Если подойдёт сперва к курице — муж будет бабником, если к зеркалу — красив или самовлюблён, если к воде — пьяницей. Узнать имя суженого.
Традиции, обычаи, запреты и приметы Святок, которые празднуют с 6 по 18 января 2023 года
С древних времен народ замечал на Святки разные приметы, которые передавались из поколения в поколение. Несмотря на то что святки – праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен. Среди возможных переряживаний, практиковавшихся во время святок, переодевание мужчин в женское платье и женщин в мужское было одним из самых распространённых и вместе с тем самых рискованных. Как провести время между самыми радостными зимними праздниками, что такое Святки и как их принято отмечать.
Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции
В дни между Рождеством и Крещением православные верующие отмечают Рождественские святки. В материале рассказываем, что такое Святки и когда они начинаются, в чём смысл Святок, что можно и чего нельзя делать в эти дни, а также о самых популярных святочных гаданиях. Действительно, Святки существовали ещё задолго до пришествия христианства на Русь.