Достоевский был заключен в Петропавловскую крепость, приговорен к расстрелу, который затем был заменен каторгой с последующей службой в армии рядовым. Так Достоевский на 8 месяцев попал в одиночную камеру Петропавловской крепости. Когда-то сам Достоевский сказал, что «нужно говорить глаз на глаз чтоб душа читалась на лице, чтоб сердце сказывалось в звуках слова. Тобольское Евангелие прошло с Достоевским каторгу и солдатские казармы, оно было рядом, когда Фёдор Михайлович вернулся в большую литературу, оно свидетель и судья его творческих взлётов и страстных падений.
За что Достоевский оказался на эшафоте?
Федор Достоевский, приручивший пса, второй раз в жизни избежал гибели. Удивительным образом писателю удалось спасти уже на каторге. Теоретически Достоевский мог бы попасть за Байкал, когда был осуждён по делу петрашевцев на каторгу в Сибирь. Четыре года на каторге в Омске Федор Достоевский провел без права переписки – однако в лазарете он тайно вел дневник, "Сибирскую тетрадь". В итоге Достоевский оказался преступником и был приговорён к расстрелу, который, правда, заменили каторгой — сначала восьмилетней, а потом, по личному решению царя, четырёхлетней с последующей военной службой. Первой супругой Достоевского стала Мария Исаева, с которой он познакомился вскоре после возвращения из каторги.
За что Достоевский был арестован и оказался на каторге?
За что Достоевский попал на каторгу? | После освобождения Достоевского с каторги супруги возвращались в Петербург. |
Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского | 27. Достоевский всю свою жизнь хранил Евангелие, которое ему подарили в Тобольске жены декабристов, по пути на каторгу в Омск. |
Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского
Письмо Белинского Летом 1847 г. Белинского Н. Письмо, как сказали бы сейчас, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Его, как столетие спустя Пастернака, мало кто читал, но все официально осуждали. А неофициально хвалили и зачитывали вслух. Белинский и Гоголь в то время находились за границей и могли переписываться без цензурных барьеров. В своем письме Белинский критикует Гоголя за то, что тот «не оправдал надежды прогрессивной общественности» Гоголь в последние годы жизни все чаще обращается к религиозным темам, отойдя от мирских проблем. Белинский же до конца остается ярым революционером-демократом.
Он видит назначение писателя в просвещении народа, в подготовке к борьбе за свободу. Борис Лебедев «Николай Гоголь и Виссарион Белинский», 1946 год Достоевский зачитывал вслух письмо Белинского перед членами тайного общества. Как вспоминают современники писателя, которые были очевидцами этого события, Достоевский читал вдохновенно, с горящими глазами. Хотя при аресте в квартире Достоевского произвели обыск, обвинение ему выдвинули не за личную крамольную переписку или вольнодумные идеи, а именно за чтение письма Белинского и недонесении о нем.
Несостоявшаяся казнь 13 ноября 1849 года Военнo-судная комиссия Санкт-Петербургa приговорила дворянина Федора Достоевского к лишению прав и к смертной казни «расстрелянием».
Девять дней спустя писателя вместе с другими осужденными привели на Семеновскую площадь. Там его поставили у позорного столба и сломали над головой шпагу, лишив тем самым дворянства. Молодой Федор Достоевский Потом Достоевского и его товарищей привязали к столбам, надели на головы мешки и приготовились расстрелять. Но когда расстрельная команда уже подняла оружие, казнь остановили и зачитали указ императора Николая I о помиловании. Расстрел заменили разными сроками каторги.
Федор Михайлович отправился в Сибирь, после чего ему предстояло стать еще на несколько лет простым солдатом. Завязка этой истории произошла тремя годами ранее. Их судьбоносная встреча была случайной — пассионарий сам подошел к Достоевскому на улице. Петрашевский с 1845 года руководил революционным кружком и каждую неделю проводил собрания единомышленников, которые называл «пятницами». Петрашевцы на месте казни Революционер держал дома библиотеку запрещенной литературы, которую собрал, работая в департаменте Министерства иностранных дел.
Петрашевцев, а именно так позднее стали называть членов общества, вдохновляли идеи отмены крепостного права, торжество всеобщего равенства и социалистическое устройство общества. Вскоре Достоевский стал одним из самых активных участников «пятниц». Недонесениe o распространении преступногo Но тайное общество действовало недолго.
Суд вынес приговор к смертной казни, который впоследствии явился лишь инсценировкой: в последний момент осужденным объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. На каторге Достоевский провел около 18 лет, которая, по словам многих мемуаристов, и повлияла на все последующее творчество автора. Вспоминая годы, проведенные в остроге, он писал в конце «Записок из Мертвого дома»: «Я ждал, я звал поскорее свободу; я хотел испробовать себя вновь, на новой борьбе». Самые известные произведения Достоевский создал уже после выхода из ссылки. К ним литературоведы относят так называемое «великое пятикнижие»: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы».
Скончался Достоевский 9 февраля 1881 года от обострения давно мучившей его болезни легких — эмфиземы. После известия о смерти Федора Михайловича толпы людей пришли проститься с великим писателем. Художник Иван Крамской написал карандашом и тушью посмертный портрет писателя.
Он был «избранником» петрашевского кружка и сотрудничал с подпольными изданиями, распространяющими бунтарские идеи. Эти факты не могли остаться незамеченными властями, и Достоевский был обвинен в участии в заговоре против государства. Третья причина, по которой Достоевского отправили на каторгу, — морально-психологический аспект. В своих произведениях он описывал преступных деятелей, бродяг и ослепленных идеологией людей, и многие видели в его творчестве нечто хитроумное и деструктивное. Для многих российских чиновников и правителей его книги были опасным оружием, способным стимулировать рост негативных явлений в обществе. В том числе, эти же люди и убедили правительство в необходимости казнить Достоевского. Четвертый и последний фактор, который следует упомянуть — это крайняя жестокость и беспощадность российской правовой системы в те годы.
Цели власти были простые — устрашить общество, наказать противников и показать свою силу. В этом контексте решение об отправке талантливого и творческого человека на каторгу казалось логичным и единственно верным.
Достоевский на каторге в Сибири
Император Николай I назначил Достоевскому наказание в виде четырёх лет каторжных работ. В Семипалатинске Фёдор Достоевский познакомился со своей будущей женой Марией Исаевой. Работы у Достоевского на каторге были такие – разбор старых речных судов на дрова, выжигание известняка и чистка снега. 24 декабря, в ночь под Рождество, на ноги Достоевскому надели пятикилограммовые кандалы, и сани повезли его на каторгу, в Сибирь. По резолюции Николая I Достоевскому казнь была заменена 4-летней каторгой и последующей сдачей в солдаты. Достоевский был заключен в Петропавловскую крепость, приговорен к расстрелу, который затем был заменен каторгой с последующей службой в армии рядовым.
Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»
Гелий Коржев-Чувелев 1986-1990 И, наконец, выход из тупика — так же, как у Раскольникова, с Евангелием в руках. В последних строках «Преступления и наказания» Достоевский передал свой опыт духовной трансформации: «История постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью». По приговору после каторги он должен был отбывать армейскую службу рядовым. Но уже не в Омске, а ещё более отдалённом Семипалатинске. Записки из мёртвого дома. Введение «Изображение императора Николая I на смертном одре», худ. Владимир Гау 1855 Пока он находился на каторге, вспыхнула и вовсю бушевала Крымская война. Бои шли далеко: на Соловках, в Крыму, на Камчатке и на Кавказе. До Семипалатинска война не дошла — но вести приходили, пусть и с опозданием. Писатель с болью воспринимал новости о поражении России.
Они же свели в могилу его недавнего судью — Николая I. Новость о смерти монарха дошла до Семипалатинска лишь месяц спустя. Вскоре был опубликован манифест нового царя, слова которого коснулись и Достоевского: «Мы признали за благо... Манифест императора Александра II о дарованных милостях и облегчении участи преступников по случаю восшествия на престол. Таким образом, возникла надежда на полную амнистию. Кроме того, в Семипалатинске Достоевский встретил и полюбил свою будущую жену - Марию Исаеву. Тогда она была замужем за местным чиновником, пьющим и опустившимся человеком. В мае его перевели в Кузнецк Томской губернии, чему Достоевский очень огорчился и с тех пор добивался двух положений: своей амнистии и воссоединения с Марией Исаевой. В августе умирает её муж, и с того момента у Достоевского появляется надежда на женитьбу.
Но этому предшествовали долгие душевные терзания и Фёдора Достоевского, и его будущей супруги. Меж тем, служба в Семипалатинске продолжалась: именно там Достоевский познакомился и завёл дружбу с Чоканом Валихановым — казахским просветителем, историком и этнографом. Фёдор Достоевский и Чокан Валиханов. В октябре его производят из рядовых в унтер-офицеры, он получает некоторое послабление по службе и в ноябре приезжает в Кузнецк. Они вернулись в Семипалатинск, где Достоевского застиг указ Правительствующего сената о возвращении потомственного дворянства и разрешении печататься.
Приговор смертной казни расстрелянием... Почти все приговоренные были уверены, что он будет исполнен, и вынесли десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти.
Но, то дело, за которое нас осудили, те мысли, те понятия, которые владели нашим духом, представлялись нам не только не требующими раскаяния, но даже чем-то нас очищающим, мученичеством, за которое многое нам простится! По резолюции Николая I «На 4 года и потом рядовым» казнь была заменена 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. Построенная в начале XVII века для отражения степных кочевников, она вскоре превратилась в военный острог. Первая встреча с главным тюремщиком плац-майором Кривцовым подтвердила его репутацию мелкого варвара и жестокого тирана. Достоевский увидел полупьяного человека с багрово-свирепым лицом под оранжевым околышем засаленной фуражки, в армейском мундире с грязными армейскими эполетами. По своему обычаю, он жестоко обругал прибывшего арестанта и пригрозил ему поркой за малейший проступок.
Достоевского отвели в кордегардию, или караульную, где ему немедленно же придали новое обличие арестанта. Ему обрили голову, он был облачён в двухцветную куртку с жёлтым тузом на спине и покрыт мягкой бескозыркой. В таком виде он вступил в каторжный каземат. Это было ветхое деревянное здание, намеченное к слому, с прогнившим полом, протекающей крышей, угарными печами. Голые нары. Общий ушат с сумерек до рассвета, духота нестерпимая. А вокруг несмолкаемый крик, шум, ругань, бряцание цепей.
Он увидел здесь в действии и на практике древний грозный устав о наказаниях: клейменые лица «для вечного свидетельства об их отвержении», истерзанные спины наказанных шпицрутенами, распухшие, багрово синего цвета, с застрявшими в них занозами. Омские каторжники были неумолимо окутаны железом. В оковах люди мылись в бане, в кандалах играли комедию, в цепях лежали больными в госпитале. Достоевского поразила ненависть арестантской массы к приговорённым дворянам. Бывшие крепостные выражали свою вражду к недавним помещикам, утратившим безграничную власть над ними. Прежде господином был, народ мучил, а теперь хуже последнего наш брат стал». Но обычно сословная вражда между заключёнными не проявлялась столь бурно.
Днём, вечером вечные драки, кражи налёты и обыски со стороны начальства, постоянные побудки ночью. Всё угнетало, всё было направлено на то, чтобы человек забыл что он человек. Особой жестокостью отличался конечно же Кривцов. В его привычке было придираться попусту. Даже если не на том боку спит арестант, и из-за этого одного уже наказание. О своей жизни в остроге он писал брату Андрею: «... Это было страдание невыразимое, бесконечное, потому что всякий час, всякая минута тяготела как камень у меня на душе».
Но одновременно Достоевский с воодушевлением писал: «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото... Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров!... На целые томы достанет».
Вскоре царь еще больше смягчил наказание, сократив срок с 8 до 4 лет.
После каторги писателя призвали на службу в качестве рядового солдата. Любопытно заметить, что этот факт из биографии Достоевского стал первым случаем в России, когда каторжнику разрешили состоять на службе. Благодаря этому он снова стал полноправным гражданином государства, обладая теми же правами, которые имел до ареста. Годы, проведенные на каторге, сильно повлияли на взгляды Федора Достоевского. Ведь помимо изнурительного физического труда он страдал еще и от одиночества, так как простые арестанты поначалу не хотели с ним общаться из-за его дворянского титула.
Как многим известно из курса истории, кружок "Петрашевцев" — это организация, которая пропагандировала революционные идеи, включая идею свержения самодержавия. Достоевский часто посещал знаменитые "пятницы", на которых высказывал своё мнение по поводу власти и свои взгляды о немедленной отмене крепостного права. Но уже 23 апреля 1849 года многие участники кружка "Петрашевцев", включая Достоевского, оказались в Петропавловской крепости, где им вынесли приговор о смертной казни через расстрел. Но по указу Николая данная мера наказания была заменена на более мягкую, а именно на четырёхлетнюю каторгу. По воле судьбы, Достоевского отправили до Омского острога именно 25 декабря 1849 года, то есть в Рождество. По пути до места каторги писатель встретился с жёнами декабристов, которые подарили ему Евангелию которая являлась единственной разрешённой для прочтения книгой в заключении.
Михаилу Фёдоровичу приходилось работать долго и изнурительно в качестве чернорабочего. Но, как человек высокого искусства, для Достоевского главной тяжестью этого бремени была не физическая, а психологическая.
Информация
Каторга и благодать: почему Фёдор Достоевский полюбил Сибирь - Статьи и репортажи РГО | Потом Достоевский говорил, что на каторге он сошелся и братски соединился с народом, но тут же прибавляет, что ему трудно было бы рассказать историю перерождения его убеждений. |
Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни» | Когда Достоевский попал на каторгу, поначалу его определили в больничные палаты, которые находятся на улице Гусарова. |
Во всяком несчастном видеть брата | С каторги Достоевский вернулся другим человеком — он всерьез увлекся православием и делился своими размышлениями о религии в публицистике и художественных произведениях. |
Русский язык, 10 класс | На каторге Достоевский понял наконец, как далеки умозрительные, рационалистические идеи "нового христианства" от того "сердечного" чувства Христа, каким обладает народ. |
Ссылка Достоевского | Одной из причин, по которой Достоевский попал на каторгу, было его участие в политической деятельности. |
Русский язык, 10 класс
На "пятницах" бывал широкий круг лиц - чиновники, учителя, писатели, художники, студенты, офицеры. У Петрашевского читали вслух статьи с последующим обсуждением. В один из вечеров был арестован весь основной состав участников - 123 человека. Приговор Достоевскому гласил: "…отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, — лишить … чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием". Приговоры другим участникам Поручик Николай Григорьев написал сатирический рассказ "Солдатская беседа", разоблачающий высшие административные и военные круги. Он был приговорен к 15 годам каторжных работ и выпущен спустя несколько лет на свободу в состоянии умственного расстройства. Критик Виссарион Белинский, написавший знаменитое письмо Гоголю, к моменту ареста "петрашевцев" успел умереть от туберкулеза и был похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.
Сразу за столбами были вырыты могилы, куда должны были падать трупы. Когда Петрашевский и два его единомышленника уже были привязаны к столбу, когда на них уже были направлены ружья, было объявлено, что смертная казнь отменяется.
Ни Достоевский, ни его товарищи расстреляны в этот день не были: выяснилось, что «казнь» была жестокой инсценировкой. Над головами петрашевцев, включая Достоевского, сломали шпаги, что означало лишение их дворянских привилегий, и объявили о разных сроках каторги. На самом деле, смертный приговор, действительно, был вынесен изначально — но его довольно быстро сочли слишком суровым и заменили ссылкой и каторгой. Но инсценировку Николай I решил провести в «воспитательно-показательных» целях. Цели эти были достигнуты сполна: один из участников этой «гражданской казни», Николай Григорьев, сошёл с ума из-за нервного перенапряжения. Неизгладимый отпечаток наложило это происшествие и на самого Достоевского. В повести впервые в истории русской литературы рассказывалось о жизни и быте каторжников, отбывающих наказание в самом суровом месте — сибирском остроге. Иллюстрация к "Запискам из Мёртвого дома" Николая Каразина, 1893 г.
А происходило там разное, от контрабанды алкоголя до жестоких телесных наказаний, от суровой работы до самозарождающейся тюремной иерархии. Не секрет, что это произведение полностью основано на личном опыте Достоевского. После показательной «гражданской казни» писатель четыре года провёл в Омской тюрьме, вместе с другими каторжниками — в большинстве своём, из самых простых и бедных слоёв населения. В «Записках из Мёртвого дома» очень много деталей, полностью взятых из личной истории писателя. Например, как и сам Достоевский, Горянчиков получает Евангелие от неких «братьев по несчастью» в Сибири. Под переплётом книги спрятано несколько рублей — «на всякий случай»: «Эту книгу, с заклеенными в ней деньгами, подарили мне ещё в Тобольске те, которые тоже страдали в ссылке и считали время её уже десятилетиями и которые во всяком несчастном уже давно привыкли видеть брата». Женщины организовали встречу писателя с другими участниками его кружка и каждому подарили такое Евангелие с «секретом».
Петрашевским, который был организатором так называемых «пятниц». В частности, поднимались вопросы относительно отмены крепостного права и свободы слова в России.
На одной из встреч Федор Михайлович познакомился с коммунистом Н. Спешневым, который в скором времени образовал тайное общество, состоящее из 8 человек. Эта группа людей выступала за осуществление переворота в государстве и за образование подпольной типографии. В 1848 г.
Фёдор Михайлович часто попадал в тюремный госпиталь, и именно здесь ему удавалось делать свои записи. С этим периодом связывают возникновение «Сибирской тетради». Благоволил Достоевскому и комендант Омской крепости А. Место, в котором содержался Достоевский. Здесь и была написана «Сибирская тетрадь» По прошествии долгих четырёх лет кандалы с Ф. Достоевского и С. Дурова были сняты, и они были освобождены. С марта 1854 года писатель начал службу рядовым солдатом в Семипалатинске соответственно приговору. Достоевский на фото, снятом в Семипалатинске в 1858 году По мнению исследователей творчества Ф.
Спасение каторжанина Достоевского: кому обязан жизнью русский классик
Оба предложения должны быть связанными текстом Ответ от Ирина После окончания обучения в инженерном училище в 1843 году Федор Достоевский был зачислен в Петербургскую инженерную команду. Однако через год в чине поручика он уволился и решил посвятить себя литературе. Он много писал, переводил, и его первый роман "Бедные люди" похвалил Белинский, что очень воодушевило. Но следующие произведения встретили с непониманием и холодом. В результате Достоевский покинул кружок Белинского и попал в круг общения Майковых и Бекетовых. В кружок Бекетовых входил Плещеев, который познакомил Достоевского с Петрашевским. Писателю на тот момент было 25 лет конец 1846 год.
У петрашевцев звучали всякие свободолюбивые мысли: обсуждались вопросы отмены крепостного права и свободной печати книг. Среди этой компании были разные люди. В том числе нашлись там и радикально настроенные, планировавшие устроить переворот и тайно печатать запрещенную литературу. Достоевский примкнул к ним.
Последующая учеба в училище тяготила юношу. Он не испытывал никакого призвания к будущей службе. Все свое свободное от занятий время Достоевский уделял чтению, а по ночам сочинял. Первую литературную славу ему принес его роман «Бедные люди». С рукописью студента ознакомились Н. Некрасов и В.
Через много лет Достоевский вспоминал слова Белинского в «Дневнике писателя»: «Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни». В училище же Достоевский знакомится с М.
Дуровым, Достоевский был доставлен 23 января 1850 года. Время омской каторги писателя можно охарактеризовать как сложный период, когда воедино сплелись тяготы, страдания, лишения с его творческим подъёмом, формированием мировоззрения писателя, глубинного понимания жизненной философии. Но это уже стало ясно спустя годы. А вначале писателю приходилось переносить все тяготы каторжного пребывания. Это были адские материально — бытовые условия, конвой, кандалы, тяжелый труд. Осужденные на каторжные работы были бесправными, и конечно, им приходилось мириться с постоянными унижениями. А если учесть, что в таких местах особо ненавидели лиц дворянского происхождения, нетрудно представить, что приходилось испытывать писателю.
Строительство дома всегда хлопотное дело, но не в случае, если вы покупаете готовые дома из бруса. Полный комплект вам доставят и соберут, если нужно, можете даже заказать проект «под ключ».
Федор Михайлович Достоевский учился в Военно-инженерной академии в Санкт-Петербурге, где он изучал литературу и начал карьеру писателя после того как закончил академию в 1844 году. Ему было 24 года. В 1849 году принял решение повернуть жизнь. Он был членом либералов Петрашевцев, в то время, когда царь решил пресечь любой намек на восстание. Он и другие члены либералов Петрашевцев были арестованы с последующим вынесением смертного приговора. Позднее в этом же году, он был подвергнут инсценировке казни. Это было разрушительным моментом в его жизни и психологические шрамы не зажили. Затем его приговор был заменен на 4 года каторжных работ в Сибири.
Это был сущий ад для него, люди теснились и жили в кварталах, которые он сравнивал с гробом. Он был освобожден в 1854 и был направлен на службу в Сибирский полк на пять лет. Время, проведенное в тюрьме и в военном полку, значительно изменило его политические и религиозные взгляды. Он стал презирать западную культуру , которая текла необратимо в родную Россию , чьи традиции Федор Михайлович Достоевский высоко ценил. Тюрьма укрепила его русскую православную веру , и он стал писать серьезные работы, в которых описывал темы "душевных мук, религиозного пробуждения и психологической путаницы". Арест Достоевского и каторга Арест Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении. Был признан следствием «одним из важнейших» среди петрашевцев, виновным в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка». Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: «... По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Каторга Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга.
Анненковой, А. Муравьёвой и Н. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон Семипалатинск и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых в том числе Э. Тотлебена - в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875. На пороге смерти. О последних днях жизни писателя О последних днях жизни Достоевского имеется простой правдивый рассказ его верной, любимой супруги Анны Григорьевны. В ночь на 25 января у Достоевского случилось легочное кровотечение.
Около 5 часов дня кровотечение повторилось. Встревоженная Анна Григорьевна послала за доктором. Когда доктор стал выслушивать и выстукивать грудь больного, кровотечение повторилось и настолько сильное, что Федор Михайлович потерял сознание. Мы жили вблизи Владимирской церкви, и приглашенный священник о. Мегорский через полчаса был уже у нас. Федор Михайлович спокойно и добродушно встретил батюшку, долго исповедовался и причастился. Когда священник ушел, и я с детьми вошла в кабинет, чтобы поздравить Федора Михайловича с принятием Св. Таинств, то он благословил меня и детей, просил их жить в мире, любить друг друга, любить и беречь меня. Отослав детей, Федор Михайлович благодарил меня за счастье, которое я ему дала, и просил меня простить, если он в чем-нибудь огорчил меня... Вошел доктор, уложил больного на диван, запретил ему малейшее движение и разговор, и тотчас попросил послать за двумя докторами, А.
Пфейфером и профессором Д. Кощлаковым, с которыми муж мой иногда советовался... Ночь прошла спокойно. Проснулась я около семи часов утра и увидела, что муж смотрит в мою сторону. Ради Бога, не мучай себя сомнениями, ты будешь еще жить, уверяю тебя... Зажги свечу, Аня, и дай мне Евангелие". Он сам открыл святую книгу и просил прочесть: окрылось Евангелие от Матфея, глава 3, ст. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду"... Достоевский скончался 28 января 1881 года. Федор Михайлович Достоевский был один из немногих писателей, который оставил нам автобиографию.
Краткую историю своей жизни Достоевский на словах передал А. Достоевской, которая их тщательно задокументировала и опубликовала в журнале «Дневник писателя». Многочисленные современники Федора Михайловича говорят о том, что писатель не любил разговаривать о своей жизни. Однако, небольшой рассказ о себе Достоевский все же оставил своим потомкам. В «дневнике писателя» известный классик рассказывает о том, что до 16 лет взросление его проходило под чутким руководством родителей, в Москве. Достигнув возраста, когда пора было определяться с местом дальнейшего обучения , Федор Михайлович, по наставлению родителей, отправился сдавать экзамены в Инженерный институт. Благополучно выдержав экзамен, Достоевский учится в институте вплоть до 1842 года, после чего отправляется в армию. После выхода в отставку, Достоевский стал жертвой обстоятельств, которые определили его дальнейшую деятельность. В 1849 году он был арестован за связь с предателями страны, которые пытались захватить власть в стране. Был отправлен на каторгу, где потерял все свои права гражданина России.
Достоевский и антисемитизм Электронная еврейская энциклопедия утверждает, что антисемитизм был неотъемлемой частью мировоззрения Достоевского и находил выражение как в романах и повестях, так и в публицистике писателя. Наглядным подтверждением этого, по мнению составителей энциклопедии, является работа Достоевского «Еврейский вопрос». Однако сам Достоевский в «Еврейском вопросе» утверждал: «… в сердце моём этой ненависти не было никогда …». Писатель Андрей Дикий приписывает Достоевскому следующую цитату: «Евреи сгубят Россию и станут во главе анархии. Жид и его кагал — это заговор против русских». Похожую цитату со ссылкой на письмо-ответ Николаю Епифановичу Грищенко, учителю Козелецкого приходского училища Черниговской губернии, приводит Наседкин: «А ведь жид и его кагал — это всё равно, что заговор против русских! Послание великому писателю, отправленное Ковнером из Бутырской тюрьмы, произвело впечатление на Достоевского. Свое ответное письмо он заканчивает словами «Верьте полной искренности, с которой жму протянутую Вами мне руку», а в посвященной еврейскому вопросу главе «Дневника писателя» обширно цитирует Ковнера. По мнению критика Майи Туровской взаимный интерес Достоевского и евреев вызван воплощением в евреях и в Ковнере, в частности искательства персонажей Достоевского. По мнению Николая Наседкина, противоречивое отношение к евреям вообще свойственно Достоевскому.
Следует отметить, что неприязнь Достоевского к евреям, возможно, была связана с его религиозными убеждениями. Вскоре после публикации «Белых ночей» писателя арестовывают по обвинению в связях с «делом Петрашевского». Суд, не смотря на отрицание обвинений, признается виновным. Смертная казнь была назначена на 22 декабря 1949 года, и в последний момент было объявлено о помиловании и назначении каторжных работ. Все ужасные ощущения перед казнью Достоевский вложил в уста князя Мышкина, героя «Идиота». Каторга писателя длилась четыре года и проходила в Омске, после освобождения он был направлен в седьмой линейный сибирский батальон в качестве рядового. Во время службы он знакомится с Марией Исаевой, с которой венчается в 1857 году в Кузнецке. Достоевский в русской революции Если Гоголь в русской революции не сразу виден и сама постановка этой темы может вызвать сомнения, то в Достоевском нельзя не видеть пророка русской революции. Русская революция пропитана теми началами, которые прозревал Достоевский и которым дал гениально острое определение. Достоевскому дано было до глубины раскрыть диалектику русской революционной мысли и сделать из нее последние выводы.
Он не остался на поверхности социально-политических идей и построений, он проник в глубину и обнажил метафизику русской революционности. Достоевский обнаружил, что русская революционность есть феномен метафизический и религиозный, а не политический и социальный. Так удалось ему религиозно постигнуть природу русского социализма. Русский социализм занят вопросом о том, есть ли Бог или нет Бога. И Достоевский предвидел, как горьки будут плоды русского социализма. Он обнажил стихию русского нигилизма и русского атеизма, совершенно своеобразного, не похожего на западный. У Достоевского был гениальный дар раскрытия глубины и обнаружения последних пределов. Он никогда не остается в середине, не останавливается на состояниях переходных, всегда влечет к последнему и окончательному. Его творческий художественный акт апокалиптичен, и в этом он — поистине русский национальный гений. Метод Достоевского иной, чем у Гоголя.
Гоголь более совершенный художник. Достоевский прежде всего великий психолог и метафизик. Он вскрывает зло и злых духов изнутри душевной жизни человека и изнутри его диалектики мысли. Все творчество Достоевского есть - антропологическое откровение,— откровение человеческой глубины, не только душевной, но и духовной глубины. Ему раскрываются те мысли человеческие и те страсти человеческие, которые представляют уже не психологию, h онтологию человеческой природы. У Достоевского в отличие от Гоголя всегда остается образ человека и раскрывается судьба человека изнутри. Зло не истребляет окончательно человеческого образа. Достоевский верит, что путем внутренней катастрофы зло может перейти в добро. И потому творчество его менее жутко, чем творчество Гоголя, которое не оставляет почти никакой надежды. Женщины в жизни Достоевского: Русский «Маркиз де Сад» Сказать, что Федор Михайлович Достоевский обладал повышенной сексуальностью, значит, почти ничего не сказать.
Это физиологическое свойство было настолько в нем развито, что, несмотря на все старания скрыть его, невольно прорывалось наружу — в словах, взглядах, поступках. Это, конечно же, замечали окружающие и... Тургенев назвал его «русским маркизом де Садом». Не в состоянии совладать с чувственным огнем, он прибегал к услугам проституток. Но многие из них, однажды вкусив любви Достоевского, потом отказывались от его предложений: слишком уж необычна, и, главное, болезненна была его любовь. Его сексуальность носила садомазохистский характер. Ему нравилось превращать женщину в свою игрушку, а после — хотелось самому почувствовать себя ее вещью... Вытерпеть такое могла не каждая. Унять сексуальный жар не помогали ни обливание холодной водой, ни работа до седьмого пота. Такое мог сказать только человек, который сам был обделен красотой и не надеялся когда-либо ею насладиться.
Чувствуя себя этаким Квазимодо, Достоевский крайне эмоционально реагировал на всякую красоту. Но прежде всего — на красоту женскую. Еще бы: какая же красавица согласится быть рядом с таким ничтожеством и уродцем?! А именно таким он себя долгое время осознавал. Потому то такой впечатлительной была его реакция на любое красивое личико и особенно... Ох уж эти ножки! Увидит из-под кокетливо приподнятого платья кусочек стройной лодыжки — шлепнется в обморок. Увидит в витрине на дамском манекене чулочек с подвязкой — ищет скамейку, чтобы перевести дух и не потерять сознание. Едва ли не каждое письмо свое к Анне Григорьевне он будет заканчивать мысленным целованием ее ножек: «Целую пять пальчиков на твоей ножке, целую ножку и пяточку, целую и не нацелуюсь, все воображаю это... Особенно люблю то, про что сказано: «И предметом сим прелестным — восхищен и упоен он».
Этот предмет целую поминутно во всех видах и намерен целовать всю жизнь», «Ах, как целую, как целую! Анька, не говори, что это грубо, да ведь что же мне делать, таков я, меня нельзя судить... Целую пальчики ног твоих, потом твои губки, потом то, чем «восхищен и упоен я». Его впечатлительность явно выходила за границы нормы. Когда какая-нибудь уличная красотка говорила ему «нет», он падал в обморок. А если она говорила «да», результат зачастую был точно таким же. В постели с Достоевским Говорить о великом писателе, классике мирового масштаба, одном из величайших властителей дум как о любовнике, муже и мужчине "с сексуальными странностями", мягко говоря, нелегко. Во-первых, неимоверно сложно побороть пиетет. А во-вторых, уж больно сама тема "опасна" - когда называешь вещи своими именами, слова становятся тяжеловесными и грубыми, и трудно соблюсти меру, если речь идет о такой гениальной и больной индивидуальности, как Федор Михайлович Достоевский. Певец чудовищной эротики?
Многие черты его характера и события жизни продолжают оставаться загадочными и необъяснимыми. Подлинную правду о нем знали только немногие друзья. В своих романах и повестях он так взволнованно говорил о тайнах, провалах и безумиях пола, так настойчиво выводил сластолюбцев, растлителей и развратников, так проникновенно рисовал "инфернальных" роковых и грешных женщин, что совершенно естественно возникает вопрос: откуда пришло к нему исключительное знание тяжелой, порою чудовищной эротики его распаленных героев и героинь? Создал он весь этот мир страстей, преступлений и возмездия, взлетов духа и беснования плоти из наблюдений, фантазий или собственного опыта? Кого и как любил он и каким был Достоевский-муж и любовник? Может быть, кое-что в этом рассказе вам покажется неправдоподобным или маловероятным, но ведь Достоевский был гораздо сложнее, чем любой из его героев. Гениальный эпилептик, прошедший через страшные испытания смерти, каторги, нужды и одиночества, патологический любовник и мятущийся искатель святости, он прожил неповторимую, фантастическую жизнь. Первая любовь Федор Михайлович Достоевский вырос в семье, над которой безгранично властвовал отец-деспот. Вспыльчивый, угрюмый и подозрительный, он доходил до патологических преувеличений в своих обидах и фантазиях. Михаил Андреевич был способен обвинить в неверности жену на седьмом месяце беременности, а потом мучительно переживать свои сомнения.
Почти такой же болезненный характер носили вспышки его гнева. В докторе Достоевском хорошо заметны все признаки двойственности и невроза, которые проявились потом и у его сына. Вполне вероятно, они стали причиной возникновения страшной болезни - эпилепсии. Мать умерла, когда Федору еще не исполнилось шестнадцати лет. В тот же год его со старшим братом отправили в Петербургское инженерное военное училище. Подросток Достоевский был замкнутым и робким, у него не было ни "манер", ни денег, ни знатного имени.
Глава IV Каторга
Над головами петрашевцев, включая Достоевского, сломали шпаги, что означало лишение их дворянских привилегий, и объявили о разных сроках каторги. Петрашевский ссылался в каторжную работу на всю жизнь. Достоевский — на четыре года, а потом — бессрочно в солдаты. Но если уж человек попадал на каторгу, возврата не было. Петрашевский ссылался в каторжную работу на всю жизнь. Достоевский — на четыре года, а потом — бессрочно в солдаты.
Каторга вместо эшафота. Чем занимался Достоевский в Омском остроге
Кроме того, он пишет и публикует повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон», которые не вызывают никакого отклика у публики. Говорят, что прочитав их, Некрасов сказал: «Достоевский — всё. Но местом жительства была определена Тверь, с воспрещением въезда в Санкт-Петербург и Москву. Весна и часть лета прошли в сборах. Наконец, 2 июля Достоевский с женой и пасынком уезжает из Семипалатинска, куда больше никогда не вернётся. Обратный путь проходил легче и быстрее. Стоянки в городах были короткие — писатель рвался домой.
Очередной рубеж он прошёл, когда спустя 9 с лишним лет вернулся на то же место, которое пересекал, отправляясь на каторгу: «В один прекрасный вечер, часов в пять пополудни, скитаясь в отрогах Урала, среди лесу, мы набрели, наконец, на границу Европы и Азии. Мы вышли из тарантаса, и я перекрестился, что привёл, наконец, Господь увидать обетованную землю». Город ему не нравился, он хотел переехать в Москву или Петербург, но ожидал Высочайшего разрешения на поселение. До того — вынужденная остановка в Твери. Фотография Твери второй половины XIX века «Тверское сидение» дало Достоевскому много материала — именно с Твери он списал образ губернского города в романе «Бесы». Взято было многое, от топонимики города Заречье в романе — Заволжье в Твери, фабрика Шпигулина — фабрика Каулина до персонажей прототипами губернатора Лембке и его жены Юлии Михайловны были тверской губернатор П.
Варанов и его жена, с которыми Достоевский был знаком. Многие считают, что образ Николая Ставрогина был во многом вдохновлён Михаилом Бакуниным, уроженцем Твери, а образ монаха Тихона — святым Тихоном Задонским, архимандритом Отроч Успенского монастыря в Тверской губернии. Но обстоятельства, героев и многие элементы Достоевский собрал за десять лет до того, проводя время в тверской «ссылке». Наконец, 20 декабря 1859 года Достоевский с женой и пасынком возвращается в Санкт-Петербург. В рождественскую ночь 1849 года он покидал этот город как ссыльный каторжанин. Каким он возвращался десять лет спустя?
И, главное, какое место занял ссыльный этап в его жизни? Быть может, это были потерянные годы, за время которых он лишь подорвал здоровье и мучался, ожидая возвращения в Санкт-Петербург, к писательству? Всё же нет. Сам Фёдор Михайлович нашёл ответ на этот вопрос. Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо.
Тогда-то им и удавалось заработать немного денег, чтобы купить еды. Отдохнуть получалось только в дни больших церковных праздников и великих постов, когда жителей острога вели в Воскресенскую военную церковь для исповеди и молитвы. В Воскресенском соборе каторжник Достоевский бывал регулярно. Церковь разрушили в советское время, а недавно построили заново Источник: Николай Эйхвальд «Нас водили под конвоем с заряженными ружьями в божий дом, — вспоминал Достоевский. В церкви мы становились тесной кучей у самых дверей, на самом последнем месте, так что слышно было только разве голосистого дьякона, да изредка из-за толпы приметишь черную ризу да лысину священника». Достоевский очень тяжело воспринимал арестантский быт. Другие каторжники, в основной своей массе уголовники из низшего сословия, не могли принять его за своего. Они понятия не имели, в чём состояло его преступление, и даже не думали сочувствовать. Судя по следующей фразе — «Они бы нас съели, если б им дали», — администрация острога защищала «интеллигентных» узников от остальных. Стопроцентного эффекта, по понятным причинам, быть не могло. Прежде господином был, народ мучил, а теперь хуже последнего, наш брат стал" — вот тема, которая разыгрывалась 4 года. Именно в Омске у него начались припадки «падучей» эпилепсии , проблемы с желудком. К физической работе Достоевский не привык и с огромным трудом выполнял ежедневный «урок» план. Он часто лежал в госпитале, но этому скорее был рад: болезнь обеспечивала ему отдых и смену обстановки. Кстати, здание госпиталя сохранилось: скорее всего, это деревянный дом на Гусарова, 4. В XIX веке это была улица Скорбященская. Друзья и благодетели Комендант Омска Алексей Граве, судя по всему, помог Достоевскому пережить каторгу Источник: wikimedia. Первым в списке стоит назвать коменданта Омской крепости Алексея Фёдоровича Граве. Достоевский в письме брату и в «Записках из Мёртвого дома» называет его «человеком очень порядочным». Уточнений в тексте нет, и понятно почему: по уставу, комендант должен был относиться ко всем каторжникам с одинаковой строгостью, но для писателя он, по-видимому, шёл на разные неофициальные послабления. Сообщать об этом даже в личных письмах было рискованно из-за перлюстрации, к тому же в Омске, по словам Достоевского, хватало доносчиков. Однако известно, что в 1852 году Граве направил в столицу запрос, чтобы выяснить, нет ли возможности причислить Достоевского и Дурова к «военно-срочному разряду арестантов». В случае положительного ответа срок каторги сократился бы на шесть месяцев; плюс к этому Граве спросил начальство, нельзя ли освободить обоих петрашевцев от ножных оков. Положительный ответ он так и не получил. В 1859 году, отбыв всё наказание и возвращаясь из Семипалатинска в европейскую часть России, Достоевский проезжал через Омск. Остановился он как раз в доме Граве, и литературоведы считают это стопроцентным доказательством того, что между комендантом и каторжником установились в своё время добрые отношения. Именно в доме Граве был открыт в 1983 году литературный музей имени Достоевского. Важную роль в судьбе Достоевского сыграла Мария Дмитриевна Францева — дочь тобольского прокурора. Она встретилась с писателем, когда он ехал на каторгу, и передала с сопровождавшим его жандармом письмо своему хорошему знакомому в Омске — подполковнику Ивану Викентьевичу Ждан-Пушкину, инспектору классов Сибирского кадетского корпуса. В этом письме содержалась просьба по возможности оказывать помощь Достоевскому и Дурову. Ждан-Пушкин по словам Достоевского, «человек образованнейший, с благороднейшими понятиями о воспитании» к этой просьбе прислушался. Он «адресовался к разным лицам с расспросами о возможности, о способах облегчить участь гг. Дурова и Достоевского».
Именно она вручила писателю Евангелие, изменившее всю его судьбу. Наталья Фонвизина и дочь тобольского прокурора Мария Францева сумели даже проводить Достоевского и его соратника, поэта Сергея Дурова в Омск. Мария Францева вручила сопровождавшему петрашевцев жандарму письмо, адресованное ее хорошему знакомому — инспектору классов Омского кадетского корпуса Ивану Ждан-Пушкину. Этот благородный человек пытался усовестить непосредственного начальника Мертвого дома — плац-майора Кривцова, переговорил и со старшим доктором военного госпиталя Иваном Троицким. Стоявший особняком в полуверсте от крепости госпиталь стал для Достоевского настоящим спасением. Писатель признавался: «Постоянное душевное беспокойство, нервическое раздражение, спертый воздух казармы могли бы разрушить меня совершенно». На каторге у Достоевского развилась эпилепсия, мучившая его всю жизнь. Александр Сулоцкий, священник Сибирского кадетского корпуса, в феврале писал в Тобольск: «Достоевский все в лазарете, главный лекарь Троицкий, по просьбе Ивана Викентьевича толковал с ним, предлагал ему лучшую пищу, а иногда и вино, но он отказывается от всего этого, а просит только о том, чтобы принимать почаще в лазарет и помещать в сухой комнате». Эта просьба была исполнена. Фельдшер Иванов. В остроге нельзя было иметь перо и бумагу. А невозможность писать для Достоевского оказалась воистину мучительна. Госпитальные врачи тайно приносили ему чернила, перо и листочки размером в одну восьмую часть тетрадного листа.
Но, как человек высокого искусства, для Достоевского главной тяжестью этого бремени была не физическая, а психологическая. То есть писатель стал осознавать многие проблемы нашего общества, которые раньше не воспринимал. Именно на каторге, Михаил Фёдорович понял насколько велика пропасть между социальными слоями велика. Для простых людей дворяне — это чужаки, которых можно и надо презирать. Для простого люда интеллигенция чужда и вряд ли когда-нибудь сможет сблизиться к русской культуре и народу. После освобождения Достоевский так и не сможет влиться в мир высшего света, потому что его начала преследовать мысль, что такая жизнь ему чужда. Также писатель стал проводить своё свободное время в одиночестве. Многие события и темы были освещены в дальнейшем творчестве Достоевского.