В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками, в том числе Ольгой Книппер и Иваном Москвиным, вступил в труппу создаваемого Художественно-общедоступного театра. Великий русский театральный режиссер Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года, 145 лет тому назад, в Пензе, в крепкой и богатой немецкой семье. Режиссёр и актёр Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года. Здесь, Всеволод Мейерхольд разработал собственный стиль режиссуры, «Биомеханику», который включал в себя жест, танец и творческое использование пространства.
150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда: подробная биография режиссера
В студию к Мейерхольду будущая актриса пришла молодой и амбициозной — Зинаиде на тот момент только исполнилось 25 лет. В.Э. Мейерхольда расстреляют после неправедного суда 2 февраля 1940 г. как агента немецкой, японской, латвийской и прочих разведок. Всеволод Мейерхольд — первый исполнитель роли Треплева во мхатовской «Чайке», ставший театральным экспериментатором и главным режиссером Императорских театров. – Всеволод Мейерхольд родился 28 января 1874 года по старому стилю.
Травля Мейерхольда
Наряду с постановкой классической и современной драмы и оперы, Мейерхольд стремился к созданию «художественного балагана». Островского Александринская, или пл. Александринского театра , 6. Александринский театр Первая постановка Мейерхольда в Александринском театре вышла 30 сентября 1908 года «У царских врат» Кнута Гамсуна , последняя — 8 апреля 1918 года «Пётр Хлебник» Льва Толстого , а всего — двадцать режиссёрских работ. Но у него была цельная программа: освоение режиссёрским театром художественного богатства «подлинно театральных эпох», преодоление литературности, иллюстративности, плоского жизнеподобия богатой театральностью. Он черпал эстетику и принципы актёрской игры из эпох театра Мольера «Дон Жуан», 1910 , испанского барокко «Стойкий принц», 1915 , русского романтизма «Два брата» и «Маскарад» М. Лермонтова, 1915 и 1917. Как философская трагедия, выявляющая «тайный мистицизм русской души», в стиле романтического двоемирия была осуществлена «Гроза» Александра Островского 1916. Трагическим гротеском в традиции гофманианы была наполнена трилогия Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина», 1917.
Художником многих постановок был Александр Головин. Концепция «театрального традиционализма» не была реконструкцией старых форм, по смыслу и художественной конструкции спектакли принадлежали современности и воспринимались как авангардные. Например, «Маскарад», вышедший накануне Февральской революции, был наполнен предощущением грандиозной катастрофы, нависшей над роскошным имперским карнавальным миром. После революции с 21 июня 1918 года в здании театра проходили первые занятия Инструкторских курсов по обучению мастерству сценических постановок, созданных по инициативе Мейерхольда. Первая постановка Мейерхольда в Александринском театре вышла 30 сентября 1908 года «У царских врат» Кнута Гамсуна , последняя — 8 апреля 1918 года «Пётр Хлебник» Льва Толстого , а всего — двадцать режиссёрских работ. Театральная пл. Мариинский театр Мейерхольд был принят на работу Дирекцией Императорских театров для постановки как драматических, так и музыкальных спектаклей. В Мариинском театре с осени 1909 по осень 1918 года он поставил восемь опер.
Это был не популярный, лёгкий для восприятия, стандартный итальянский и французский репертуар, но выдающиеся музыкальные произведения с философским, мифологическим и трагедийным содержанием и — это принципиально! Мейерхольд преодолевал мелодраматическую оперную рутину. Поставив первой оперу Вагнера, он стал развивать его концепцию «музыкальной драмы», идею синтеза искусств музыки и драмы , выражение программности в опере. Режиссура была основана на понимании оперного спектакля как синтетического произведения, в котором художественное решение действия было столь же значимо, как звучание музыки. Задачей режиссуры стало выразить сущность музыки в действии и визуальных образах спектаклей, найти специфический стиль каждого произведения. В Мариинском театре также игрались некоторые спектакли драматической труппы Александринского театра, в частности поставленные Мейерхольдом «Пигмалион» Шоу, «Два брата» Лермонтова, апофеоз к политической сатире «Торжество держав» в связи с началом Первой мировой войны. Мейерхольд был принят на работу Дирекцией Императорских театров для постановки как драматических, так и музыкальных спектаклей. Искусств Михайловская, пл.
Лассаля , 1. Михайловский театр Прежде всего в историю вошла поставленная здесь в 1935 году Мейерхольдом опера Чайковского «Пиковая дама». Режиссёр приблизил произведение к пушкинскому первоисточнику — философскому, внутренне связанному с идеями романтизма, с мотивами роковой игры, противоборства героя с судьбой. Мейерхольд отказался от банального мелодраматического либретто. Германн воспринимался как герой романтической литературы как Жюльен Сорель , в нём обнаруживались черты гамлетизма и психологический слом, свойственный персонажам Достоевского. Новаторством были отмечены отношения музыки и сценического действия в спектакле: действие не иллюстрировало музыку, а как бы готовило развитие оркестровых и вокальных тем, дополняло их настроение. Ещё раньше Мейерхольд был связан с Михайловским театром как с одной из императорских сцен. В 1908 году он осуществил здесь постановку «Саломеи» Оскара Уайльда в сотрудничестве с художником Львом Бакстом, композитором Александром Глазуновым, хореографом Михаилом Фокиным, с Идой Рубинштейн в заглавной роли, но за две недели до премьеры она была запрещена позже в зале Дворянского собрания состоялся лишь показ одной сцены — «танца семи покрывал».
Прежде всего в историю вошла поставленная здесь в 1935 году Мейерхольдом опера Чайковского «Пиковая дама». Литейный театр антреприза Казанского Широко понимая жанровые возможности и традиции театра, Мейерхольд интересовался клоунадой, гротеском и гиньолем. В сезоне 1908—1909 годов он сотрудничал с частной труппой, выступавшей в этом стиле в Литейном театре и названной Grand Guignol. Мейерхольд написал для неё инсценировку «Короли воздуха и дама из ложи» по роману датского прозаика Г. Банга , изображающую закулисную жизнь цирка, перевёл и адаптировал японскую пьесу «Теракойя» Такэдо Идзумо, которую сейчас мы бы отнесли к жанру исторического триллера. Широко понимая жанровые возможности и традиции театра, Мейерхольд интересовался клоунадой, гротеском и гиньолем. Мойки, 63. Здесь в Художественном бюро Надежды Добычиной вошедшем в историю как выставочное пространство новаторских направлений русской живописи прошли первые занятия Студии Вс.
Мейерхольда, вскоре переместившиеся в Зал А. Павловой на ул. Троицкой сейчас Рубинштейна , а затем на Бородинскую ул. Троицкая Рубинштейна ул. В Зале А. Павловой сдававшемся для театральных начинаний в 1913 году прошёл первый год работы Студии Вс. Мейерхольда, с 1914 года переехавшей на Бородинскую ул. Воспитание актёра велось на богатом опыте различных эпох и национальных традиций театра.
Сам Мейерхольд вёл класс «Движение на сцене», Вл. Соловьёв преподавал технику итальянской комедии дель арте, М. Гнесин — «музыкальное чтение в драме». В этом же доме в квартире 8 находилась в течение этого года редакция журнала, издаваемого Студией, — «Любовь к трём апельсинам». Бородинская ул.
Многие выпускники курсов стали профессиональными сценографами — Дмитриев, Е. Якунина, М. Левин, Б. Эрбштейн, Е. В 1921 Мейерхольд организовал Государственные высшие режиссёрские мастерские Гвырм, затем — Гвытм , и на первый курс пришли С. Эйзенштейн, С. Юткевич, В. Фёдоров, В. Люце, З. Райх, Э. Гарин, Х. Локшина, годом позже — И. Обучение предметам изобразительного цикла вели Попова, Н. Для оформления «Мистерии-буфф» В. Маяковского 1918 Мейерхольд приглашает Малевича. Петрова-Водкина учеником Дмитриевым, работа которого носила следы ощутимого влияния В. Татлина, его контррельефов. Последствия этого визита оказались глобальными: спектакль «Великодушный рогоносец» Фернана Кроммелинка премьера 25 апреля 1922 и сценография участницы выставки Поповой положили начало театральному конструктивизму как явлению мирового порядка. Родовые черты конструктивистского оформления, заявленные в «Великодушном рогоносце», — пространственность трёхмерность , функционализм «аппарат для игры актёра» , подчёркнутость конструктивной схемы. Важнейшей была идея внесценности оформления. Попова делала такую установку, которую можно было бы использовать не только на любой площадке, но и на любой площади. Закономерность пришествия конструктивизма очевидна. Но столь же закономерным был и скорый отказ от него. Его главная задача — сломать стереотип зрительского восприятия, и он её выполнил. Буржуазные театры превратили конструктивизм всего лишь в новый стиль оформления. Поэтому театры, отрицающие натурализм, «поставлены перед дилеммой: либо искать неоконструктивный стиль, либо вовсе отказаться от конструктивного оформления сцены». В последний, постконструктивистский, период Мейерхольд увлекался натуральными вещами, послужившими человеку и обретающими на сцене новую театральную жизнь.
Несмотря на своё благополучие в царской России, Мейерхольд очень быстро перешёл из белых в красные. Своеобразной точкой этого перехода стал последний предреволюционный спектакль режиссёра. Когда революция шла уже полным ходом. На улицах ещё отдалённо постреливали, трамваи не ходили, фонари горели тускло… Было пустынно и жутко. Театр, однако, был полон, и по каким ценам! Критик Александр Кугель Работа над постановкой заняла шесть лет. Художник Александр Головин за это время создал более четырёх тысяч эскизов костюмов и поразительную систему из пяти занавесов. Также согласно плану зрительный зал служил продолжением сцены, по бокам которой были расставлены старинные зеркала. Таким образом зрители становились соучастниками этого мистического маскарада. Спектакль заканчивался сценой долгой панихиды по Нине — этот эпизод воспринимался как панихида по царской России. Пока в Петербурге происходили уличные беспорядки и люди требовали хлеба, почтенная публика смотрела роскошный спектакль, а напряжённая обстановка в городе только усиливала её восторг. Костюмы к спектаклю "Маскарад" в постановке Мейерхольда. Недалеко от Троицкого моста посередине улицы лежал с разбитыми стёклами и погнутыми колесами трамвайный вагон. Днём по этой же улице двигались массы народа, требуя "хлеба" — и только ли хлеба? Ещё вечером раздавались одиночные выстрелы. В публике с почтением передают, что одна только часть декорации обошлась в восемнадцать тысяч рублей, что вся постановка стоит сотни тысяч… Жутко сидеть на этом мёртвом "Маскараде", среди неслыханной роскоши постановки, среди этих живых мертвецов, трагических масок современности".
Эрдмана, которая находилась на стадии генеральной репетиции. Изменилось мнение и к «Мандату» Н. Эрдмана, а за ним и «Командарму 2». Как следствие, Театр им. Мейерхольда был ликвидирован в начале 1938 года потому, что он «окончательно скатился на чуждые советскому искусству позиции и стал чужим для советского зрителя». Всеволод Мейерхольд. Благодаря усилиям своих потомков, был реабилитирован посмертно. Всеволод Мейерхольд смело экспериментировал и переворачивал традиционные представления о том, что такое театральное искусство. Его инновационный подход к режиссуре и актерской игре вносил прогрессивные изменения во всю театральную индустрию. Его влияние можно увидеть не только в театральных произведениях, но и в других областях искусства, таких как кино и цирк. Всеволод Мейерхольд стал катализатором для развития театра, открыв новые горизонты и вдохнув жизнь в традиционные формы искусства.
Великие истории любви. Любовное помешательство Мейерхольда
В 1896 году он перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками, в том числе Ольгой Книппер и Иваном Москвиным, вступил в труппу создаваемого Художественно-общедоступного театра. В спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 26 октября 1898 года открылся театр, он играл Василия Шуйского. В легендарной постановке чеховской «Чайки» Мейерхольд играл Треплева, а в 1901 году стал первым на русской сцене исполнителем роли Тузенбаха в «Трёх сёстрах».
Среди ролей, сыгранных на сцене Художественного театра — принц Арагонский в «Венецианском купце» У. Шекспира 1898 , Иоанн Грозный в трагедии А. В 1902 году Мейерхольд с группой актёров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, возглавив вместе с А.
Кошеверовым труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название Новая драма Товарищество новой драмы. В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей.
Однако Студия существовала недолго: как оказалось, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали её назначение. Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли, Станиславский не счёл возможным выпускать их на публику. Годы спустя в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи.
Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу». В октябре 1905 года Студия была закрыта, и Мейерхольд вернулся в провинцию. В 1906 году он был приглашён Верой Комиссаржевской в Петербург в качестве главного режиссёра её собственного Драматического театра.
В 1907 году ставит «Балаганчик» Александра Блока, идёт от текста. Это стало началом «театра условности» в России. Иванова с В.
Шварсалон с роли Эусебио. Режиссёр и актёры долго искали подходящее место на природе. Оно было найдено в имении писательницы М.
Крестовской в Молодёжном фин. Здесь был прекрасный сад, от дачи к Финскому заливу спускалась большая лестница — сценическая площадка. Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, «при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения».
Эта затея не воплотилась по техническим причинам, и было принято решение ставить спектакль в помещении. В Александринском театре Мейерхольд поставил пьесы «У царских врат» К. Гамсуна 1908 , «Шут Тантрис» Е.
Гиппиус, «Стойкий принц» Кальдерона 1915 , «Гроза» А. Островского 1916 , «Маскарад» М. Лермонтова 1917.
В 1917 году Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компании с поэтами Блоком, Маяковским, Ивневым и художником Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности сотрудничать с новой властью. В 1918 году Мейерхольд вступил в РКП б.
Николай Соколов.
Маяковский и В. Мейерхольд», 1975 год, Государственный музей В. Это актерский тренинг, система упражнений для подготовки тела к выполнению актерских задач.
Система Станиславского предполагает, что поставленный в обстоятельства своего персонажа актер переживает на сцене подлинные чувства, а из этих чувств уже рождается образ, мимика, жесты, интонации, которым зритель поверит. Мысль Мейерхольда движется в противоположном направлении. Он считал, что физическое действие первично, а эмоция следует уже за движениями тела, порождается ими.
Для Мейерхольда тело актера — музыкальный инструмент, позволяющий извлекать из него эмоции. Актерская гимнастика «биомеханика» — серия упражнений, этюдов, которые учат актера владеть этим инструментом. По мнению Мейерхольда, актер должен был вписывать свои движения в общий ритм спектакля.
Режиссер часто сам показывал во время репетиций, как именно нужно двигаться. Есть мнение, что на портрете кисти Бориса Григорьева запечатлен момент, когда Мейерхольд дает наставление актеру. Еще примечательно, что на заднем плане портрета изображен лучник.
Свою систему упражнений Мейерхольд сформулирует только через несколько лет после создания картины, но одним из пяти классических «биомеханических» этюдов будет именно этюд со стрельбой из лука остальные четыре — «Игра с камнем», «Пощечина», «Прыжок на грудь», «Удар кинжалом». Борис Григорьев. Достаточно сказать, что второй женой режиссера стала Зинаида Райх, бывшая до этого замужем за Сергеем Есениным.
Мейерхольд усыновил и воспитал детей Есенина Татьяну и Константина, а Зинаиду, которая, по мнению современников, большими талантами не обладала, сделал звездой своих спектаклей. Когда каждый день общаешься с писателями и поэтами, несложно оказаться вписанным еще и в историю литературы. Тут можно вспомнить пронзительные строки из стихотворения Бориса Пастернака «Мейерхольдам»: «Той же пьесою неповторимой, Вы всего себя стерли для грима.
Имя этому гриму душа».
Его арестовали в Ленинграде чуть позже, а Зинаиду Райх действительно зверски убили в ту страшную ночь. Ее нашли в квартире, всю истерзанную ножами, с выколотыми, когда-то прекрасными черными глазами. Райх была мертва, а Мейерхольду оставалось жить, если пытки и муки Лубянских застенков можно назвать жизнью, еще семь месяцев… Февраль 1874 года выдался суровый. И вот, 10 февраля, в провинциальном городе Пензе, в семье винозаводчика Мейергольда, так тогда писалась эта фамилия, родился мальчик, получивший, согласно лютеранскому вероисповеданию, три имени: Карл, Теодор, Казимир.
И этот мальчик еще не знал, что ледяной февраль, словно рок, будет преследовать его всю жизнь… Драгоценны строки, крохи воспоминаний об ушедших людях. Замечательно, что эти люди были…жили, творили, зажигали души, будили фантазию и заставляли сладко замирать сердца при соприкосновении с искусством, имя которому — театр. Последние одиннадцать лет жизни Мейерхольда были насыщены до предела! Он был знаменит, он любил и был любим. На его репетициях и «показах» бывали Луи Арагон, Гордон Крэг, Юлиус Фучик и Бертольд Брехт… Секретарь и биограф Мастера, драматург Александр Гладков, писал о странном раздвоении Мейерхольда: первый казался недосягаемым, второй был прост и пленителен.
Первый вызывал восторг и стремление к подражанию, второго часто было мучительно и горько жалко. Но и тому и другому были свойственны бунтарство и мужество, потребность договаривать и четко формулировать свои мысли и желания. И сформировалась натура Всеволода Эмильевича еще в ранние юношеские годы, в самом начале жизни, начале творческого пути... Четырнадцати лет Мейерхольд переходит в православную веру и принимает имя согласно Святцам. Теперь он не Карл, а Всеволод.
Директор музея театрального искусства имени В. Мейерхольда в Пензе, Наталия Аркадьевна Кугель, рассказывала, о том, что существует легенда, что имя Всеволод Мейерхольд выбрал сам в честь своего любимого писателя Гаршина. Легенда была бы сама по себе неплохая, если бы Гаршин не так плохо кончил: он бросился в пролет лестницы… Ассоциация опасная… «Впрочем,- добавила Наталия Аркадьевна,- жизнь Мейерхольда постоянно наталкивалась на всякого рода роковые моменты». Обстановка в их семье не способствовала безмятежному благоденствию. Отец, богатый винозаводчик, - человек крутой, своенравный, много пил, открыто содержал вторую семью.
И дети из этой семьи, после смерти их матери, воспитывались незлобивой и тихой матерью Мейерхольда, Альвиной Даниловной. Внешности Эмилий Федорович был необычайной. Из воспоминаний. Он выгнал из дома Федора, старшего сына, за то, что тот, против его воли, женился на актрисе; поднимал руку и на младших. Федор, старший сын, покончил с собой в подвале отцовского дома, повесившись на своем шарфе….
Мы иногда оставались по вечерам шить костюмы для домашних спектаклей, как это было при Мейерхольде, это наша дань традициям этого дома и этому человеку, но работники музея боялись задерживаться допоздна, так как складывалось впечатление, что в доме кто-то есть. Мы даже вызывали наряд патрульных… Они, конечно, никого не обнаруживали, но ощущение «странного» дома все равно не проходило…и сейчас не проходит. К холодному воздуху, врывающемуся через открытые двери, примешивается запах лекарств. Тяжело болен отец Карлуши, то бишь Всеволода, Эмилий Федорович… Февраль 1892 года отнял у него отца, и тот же февраль впервые вывел его любительскую сцену в роли Репетилова в грибоедовском «Горе от ума». Решение было принято, и Мейерхольд в феврале бросает университет и поступает в Московский Художественный театр.
А позже, опять же в феврале, уйдя их МХАТа, в Петербурге возглавляет свою театральную студию под именем фантастического «доктора Дапертутто», гофмановского персонажа, носившего плащ алого цвета.
В 1930 году ГосТим в зарубежных странах успешно дал ряд спектаклей. При выступлениях артистов зарубежные режиссеры обращали внимание на успешное применение биомеханики Мейерхольда система упражнений для физического развития актеров с целью выполнения на сцене поставленных задач.
В это время Мейерхольд и повстречался с Михаилом Чеховым в Берлине, где у них состоялся разговор о возможности предстоящего страшного будущего режиссера. Он раскритиковал спектакль, и Мейерхольд получил множество замечаний в свой адрес. Зинаида Райх отправила Сталину письменное сообщение, где обвинила его в неразборчивости в искусстве.
После этого 8 января 1938 года ГосТим закрыли, официальный приказ опубликован тем же днем в газете "Правда". Станиславский пригласил Всеволода Эмильевича к себе в театр на должность режиссера в мае 1938 года. Через некоторое время Станиславский скончался, и Мейерхольд возглавил театр.
В это время большим успехом пользовалась театральная система Мейерхольда. Режиссер закончил работу над оперой "Риголетто" и в 1939 году составил план проведения парада физкультурников в Ленинграде для студентов. Признание и триумф Всеволод Эмильевич получил на конференции режиссеров.
Это были последние минуты его славы при жизни. Зал неистово аплодировал, а Мейерхольд сделал последнее публичное выступление, сказав главные слова на этом мероприятии. Арест и смерть режиссера 20 июня 1939 года в биографии Всеволода Эмильевича Мейерхольда наступило страшное время.
Сначала его арестовали в Ленинграде и провели обыск в квартире. Жена написала жалобу на сотрудников НКВД. Это обстоятельство отмечено в протоколе.
Мейерхольд в это время подвергался пыткам и истязаниям со стороны следственных органов с целью получить от него нужные показания. Через три недели Всеволод Мейерхольд не выдержал и подписал бумаги, чего и добивались следователи.
Биография: детство и годы учебы
- Мейерхольд Всеволод Эмильевич, 1874-1940
- Мейерхольд Всеволод Эмильевич: биография, личная жизнь, творчество, память -
- После Февраля
- Любовное помешательство Мейерхольда - Совсем Другой Город
- Биография, история жизни, творчество, писатели, ЖЗЛ
- Любовное помешательство Мейерхольда - Совсем Другой Город
Главный режиссер Императорских театров
- Мейерхольд, Всеволод Эмильевич
- Биография: детство и годы учебы
- Фортуна доктора Дапертутто. Всеволод Мейерхольд (Алла Сорокина) / Проза.ру
- Самое интересное в виде мозаики
Всеволод Мейерхольд: авангардистские опыты, биомеханика и след в литературе
В 1920-е гг. Всеволод Мейерхольд – один из самых востребованных советских режиссёров. Мейерхольд, Всеволод — А. Я. Головин. Портрет режиссёра В. Э. Мейерхольда (1917) Всеволод Эмильевич Мейерхольд (28 января (9 февраля) 1874, Пенза — 2 февраля 1940, Москва) — русский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923). В 1917 году Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компании с поэтами Александром Блоком, Владимиром Маяковским, Рюриком Ивневым и художником Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности.
Сева и Зина. Роковая страсть Всеволода Мейерхольда
2 февряля – Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД Вокруг личности этого режиссера всегда бушевали споры. Мейерхольд Всеволод Эмильевич (настоящие имя и фамилия Карл Казимир Теодор Мейерхольд, нем. Всеволод Мейерхольд вступил в его труппу и за первые четыре сезона сыграл 18 ролей! Мейерхольд, Всеволод — А. Я. Головин. Портрет режиссёра В. Э. Мейерхольда (1917) Всеволод Эмильевич Мейерхольд (28 января (9 февраля) 1874, Пенза — 2 февраля 1940, Москва) — русский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923). Всеволода Мейерхольда власть долгое время поощряла и приголубливала.
Взяла детей — и приехала жить
- Всеволод Мейерхольд
- One moment, please...
- Всеволод Мейерхольд — великий режиссёр и приспособленец
- Всеволод Эмильевич Мейерхольд — биография режиссера | Биографии известных людей
Всеволод Мейерхольд: Темный гений
Мейерхольд получил из секретариата председателя Реввоенсовета Республики следующий ответ: Т. В ответ на Ваше письмо сообщаем, что тов. Троцкий просит Вас и т. Аксенова явиться к нему 17 июня к 12 час. Знаменка б. Александровское военное училище Дело[производитель] по Секретариату А. Попов» Обращение Мейерхольда в военное ведомство было не случайно, поскольку постановка спектакля «Земля дыбом» использовалась театром для военной пропаганды: Мейерхольд сценическими средствами проводил мысль о том, что военная организация в руках народа должна стать орудием свержения эксплуататоров. А для реализации данного проекта требовалась всевозможная техника, в том числе и военная. Когда в декабре 1937 г. Мейерхольду грозно припомнили о его посвящении в 1923 г.
Троцкому, он составил черновик объяснительной записки об истории посвящения данного спектакля. В данной записке он, в частности, писал: «Трудколлектив был настолько беден, что спектакль этот, сложный по монтировке, не мог бы состояться, если бы не была оказана помощь со стороны Военного комиссариата. Было сделано обращение к Военному комиссариату, и Военный комиссариат поддержал…». Троцкий действительно поддержал театр. Аржанову с просьбой об оказании помощи театру им. Прошу все, что возможно, отпустить театру во временное пользование. Троцкий Приложение: записка и «список вещей» от Всеволода Мейерхольда от 8 февраля 1923 г. Премьера спектакля «Земля дыбом» состоялась 4 марта 1923 г. Мейерхольд и в этом спектакле «продолжал бесконечно экспериментировать и на пути этих экспериментов ошарашивать и удивлять зрителей».
В действие были введены подлинные автомобиль, мотоциклы, велосипеды, пулемет, полевые телефоны, походная кухня, жатвенная машина. Как писал П. Марков, в «Земле дыбом» у Мейерхольда «через зрительный зал на сцену, шумя и треща, вкатываются мотоциклы и автомобили». Это производило сильное впечатление. Бесков восхищался тем, что спектакль «буквально ставит дыбом театр. Пропорции взяты живые, инженерные, технические… Рядом с актером подлинная вещь. Посредине театра - широкая дорога, ведущая отлогим помостом на сцену. По ней мчатся велосипеды, пыхтя влетают мотоциклы и даже автомобили…» Автомобиль и мотоциклы для спектакля Мейерхольд получал с разрешения председателя Реввоенсовета Л. Однако осенью 1923 г.
На ряд спектаклей «Земля дыбом » не был выслан мотоцикл и театру, пришлось, выяснять данный вопрос с военными. В связи с этим 27 октября 1923 г. Ввиду того, что военное ведомство в настоящее время эксплуатирует лишь небольшое количество машин, выделение мотоциклов для участия в спектакле «Земля дыбом» является уже перегрузкой в работе и даже вызывает перебои в ней, особенно в авточасти РВСР, несущей ответственную службу машинами без ограничения времени их работы, почему, очевидно, и не был выслан мотоцикл на последние спектакли. В силу вышеизложенного, а также принимая во внимание, что снабжением театра всем необходимым для постановки пьесы должен озаботиться Наркомпрос, сообщаю, что, к сожалению, Вашу просьбу в дальнейшем удовлетворить не представляется возможным. Троцкому и он ему на бланке театра пишет следующее письмо. Глубокоуважаемый Лев Давыдович. Ввиду того, что спектакль «Земля дыбом» и в этом сезоне собирает большое количество рабочих, красноармейцев и комсомольцев, и так как снятие названной пьесы с репертуара поставит наш театр в крайне затруднительное положение у нас в репертуаре всего 3 пьесы , просим Вас, Лев Давыдович, подтвердить прежние приказы Ваши о снабжении нашего театра, никем кроме Вас не поддерживаемого, всем необходимым для спектакля «Земля дыбом». Приношу извинение за беспокойство. От лица всего коллектива приношу Вам глубочайшую благодарность.
Так, в спектакле «Д. Подгаецким по произведениям И. Эренбурга и Б. Келлермана участвовали красноармейцы и военные моряки. Правда, на этот счет В. Маяковский с обычной категоричностью сказал: «Ввод красноармейцев и матросов на сцену - дикость». И добавил: «Это какой—то институт театральных денщиков». Театр Мейерхольда шефствовал над Первым Московским стрелковым полком Московской пролетарской стрелковой дивизии, над Высшей военно—педагогической школой. Тесную связь театр поддерживал и с Объединенной школой им.
ВЦИК, его актеры работали в красноармейских клубах в качестве инструкторов драмкружков. Каждую неделю в театре, как правило, проводились просмотры работ красноармейских драматических коллективов.
Замечательно, что эти люди были…жили, творили, зажигали души, будили фантазию и заставляли сладко замирать сердца при соприкосновении с искусством, имя которому — театр. Последние одиннадцать лет жизни Мейерхольда были насыщены до предела! Он был знаменит, он любил и был любим. На его репетициях и «показах» бывали Луи Арагон, Гордон Крэг, Юлиус Фучик и Бертольд Брехт… Секретарь и биограф Мастера, драматург Александр Гладков, писал о странном раздвоении Мейерхольда: первый казался недосягаемым, второй был прост и пленителен. Первый вызывал восторг и стремление к подражанию, второго часто было мучительно и горько жалко.
Но и тому и другому были свойственны бунтарство и мужество, потребность договаривать и четко формулировать свои мысли и желания. И сформировалась натура Всеволода Эмильевича еще в ранние юношеские годы, в самом начале жизни, начале творческого пути... Четырнадцати лет Мейерхольд переходит в православную веру и принимает имя согласно Святцам. Теперь он не Карл, а Всеволод. Директор музея театрального искусства имени В. Мейерхольда в Пензе, Наталия Аркадьевна Кугель, рассказывала, о том, что существует легенда, что имя Всеволод Мейерхольд выбрал сам в честь своего любимого писателя Гаршина. Легенда была бы сама по себе неплохая, если бы Гаршин не так плохо кончил: он бросился в пролет лестницы… Ассоциация опасная… «Впрочем,- добавила Наталия Аркадьевна,- жизнь Мейерхольда постоянно наталкивалась на всякого рода роковые моменты».
Обстановка в их семье не способствовала безмятежному благоденствию. Отец, богатый винозаводчик, - человек крутой, своенравный, много пил, открыто содержал вторую семью. И дети из этой семьи, после смерти их матери, воспитывались незлобивой и тихой матерью Мейерхольда, Альвиной Даниловной. Внешности Эмилий Федорович был необычайной. Из воспоминаний. Он выгнал из дома Федора, старшего сына, за то, что тот, против его воли, женился на актрисе; поднимал руку и на младших. Федор, старший сын, покончил с собой в подвале отцовского дома, повесившись на своем шарфе….
Мы иногда оставались по вечерам шить костюмы для домашних спектаклей, как это было при Мейерхольде, это наша дань традициям этого дома и этому человеку, но работники музея боялись задерживаться допоздна, так как складывалось впечатление, что в доме кто-то есть. Мы даже вызывали наряд патрульных… Они, конечно, никого не обнаруживали, но ощущение «странного» дома все равно не проходило…и сейчас не проходит. К холодному воздуху, врывающемуся через открытые двери, примешивается запах лекарств. Тяжело болен отец Карлуши, то бишь Всеволода, Эмилий Федорович… Февраль 1892 года отнял у него отца, и тот же февраль впервые вывел его любительскую сцену в роли Репетилова в грибоедовском «Горе от ума». Решение было принято, и Мейерхольд в феврале бросает университет и поступает в Московский Художественный театр. А позже, опять же в феврале, уйдя их МХАТа, в Петербурге возглавляет свою театральную студию под именем фантастического «доктора Дапертутто», гофмановского персонажа, носившего плащ алого цвета. По безошибочной классификации антрепренеров, старый губернский город Пенза считался театральным городом.
Кроме театра на центральной площади был еще один, летний, в так называемом «верхнем гулянии», стоявший в глубине городского парка. Пензенские театралы охотно приглашали на обеды и ужины любимых артистов, особенно приезжих «гастролеров». Когда маленькому Карлуше Мейерхольду было пять-шесть лет, в труппе пензенского театра служил на небольших ролях Владимир Гиляровский, в будущем знаменитый журналист. В книге «Мои скитания» он описал неровные, грязные пензенские улицы, своеобразных извозчиков, называвшихся «Удобки» и удивительную местную водку, производившуюся заводом Э.
Он считал, что актер должен сродниться с музыкой, с публикой, но что важнее всего — должен научиться владеть своим телом и правильно перемещать его в пространстве. Мейерхольд придавал движениям огромное значение и старался научить этому своих студентов. Мейерхольд был гений. Этого никто не отрицал. Но жаль, что это понимал он сам. Его ученик Сергей Эйзенштейн писал: «Счастье тому, кто соприкасался с Мейерхольдом как с магом и волшебником театра. Горе тому, кто зависел от него, как от человека». В 1923 он начал руководить Театром революции, который уже при его жизни стал Государственным Театром имени Мейерхольда. Мейерхольд творил, творил, творил... Познакомившись с Маяковским, он стал первым постановщиком его пьес. Услышав музыку молодого Шостаковича, он брал его в соавторы. Когда время стало более опасным, он решил уйти в красивый театр, как бы перестать высказываться на злобу дня. Он поставил «Даму с камелиями», но поставил ее по-мейерхольдовски. Сцена была заполнена атрибутами времен парижских импрессионистских салонов, однако не из бутафорских, а подлинных вещей — стильной мебели, канделябров с зажженными свечами, эмалевых ларчиков, женских вееров, мужских тростей, цилиндров и перчаток. Свечи горели по-настоящему, трости, цилиндры — все это использовалось актерами по максимуму. Но на дворе стоял уже 1934 год. Кроме красоты духовной требовалось соответствовать повестке дня, чего Мейерхольд позволить себе не мог. Его расстреляли.
Эти впечатления, навсегда врезавшиеся в детскую память, прорастут образами блоковского «Балаганчика». Быт губернского города средней полосы России, с помещичьими усадьбами, тихого, пыльного, торгующего лесом, спиртом, хлебом, знаменитым «бессоновским луком», угадывается в знаменитом «Ревизоре». Именно в Пензе закладывался фундамент знаний, взглядов, интересов будущего режиссера-новатора. Размеренный купеческий быт всегда соседствовал с активной интеллектуальной жизнью, наверное, потому эта земля дала миру великого Лермонтова, Белинского, Мозжухина и Мейерхольда. Здесь формируется увлечение литературой и музыкой, не ставшие основными профессиями, но превратившиеся в необходимый инструмент для творчества. Для Карла Теодора Казимира все впервые в этом городе: первые шаги, первый сценический опыт, первая режиссерская работа и первая любовь, — казалось, что раз и на всю жизнь. Здесь же взращивается и бунтарский дух, потому Всеволод Мейерхольд примет революцию и будет счастлив умчаться в вихре долгожданных перемен, приведшем в итоге к роковому финалу. Но до этого еще далеко. Пока энергия бьет через край, свобода — главная цель, а мечты — реальны, безудержное желание действовать захлестывает, все пути открыты, а впереди весь мир.
Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх
Здесь, Всеволод Мейерхольд разработал собственный стиль режиссуры, «Биомеханику», который включал в себя жест, танец и творческое использование пространства. 2 февряля – Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД Вокруг личности этого режиссера всегда бушевали споры. Всеволод Мейерхольд — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Дети Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх сиротами стали трижды – когда в 1925 году повесился их настоящий отец Сергей Есенин, когда в 1939-м, через несколько дней после ареста отчима, была жестоко убита их мать, и когда был убит сам Мейерхольд. Биография Всеволода Мейерхольда. Актер, режиссер, педагог, один из реформаторов театра Всеволод Эмильевич Мейерхольд (настоящее имя – Карл Казимир Теодор Мейергольд) родился 9 февраля (28 РИА Новости, 09.02.2024. В 1955 году Всеволод Мейерхольд был посмертно реабилитирован.
Всеволод Мейерхольд
Портрет В. Мейерхольда Через несколько лет Константин Станиславский задумал открыть в Москве театр-студию, и Всеволод Мейерхольд попросился туда режиссером. Но ни одна постановка так и не вышла, студия была вскоре закрыта, и Мейерхольд вернулся в Херсон. Через год Вера Комиссаржевская пригласила Мейерхольда главным режиссером в свой драматический театр в Петербурге, чтобы создать «театр свободного актера, театр духа, в котором все внешнее зависит от внутреннего». В первый же сезон Мейерхольд поставил 13 спектаклей. Одним из них был «Балаганчик» по произведению Алекс а ндра Блока. Это был первый спектакль российского «театра условностей», который стал настоящей сенсацией: суфлер по задумке режиссера влезал в свою будку уже во время действия; актера, который озвучивал авторский текст, утаскивали со сцены на веревке; декорации были предельно простыми, в конце постановки они взмывали под потолок, а их место занимал традиционный колонный зал. После премьеры в зале бушевали настоящие страсти: и свист, и овации одновременно. Несмотря на критические статьи в прессе, в театре был постоянный аншлаг.
Затем Всеволод Мейерхольд стал главным режиссером Императорских Александринского и Мариинского театров. В этот раз работа над спектаклем Александринского театра «Маскарад» по Лермонтову заняла у Мейерхольда целых шесть лет: «Я объездил все музеи, библиотеки и частные хранилища.
К холодному воздуху, врывающемуся через открытые двери, примешивается запах лекарств.
Тяжело болен отец Карлуши, то бишь Всеволода, Эмилий Федорович… Февраль 1892 года отнял у него отца, и тот же февраль впервые вывел его любительскую сцену в роли Репетилова в грибоедовском «Горе от ума». Решение было принято, и Мейерхольд в феврале бросает университет и поступает в Московский Художественный театр. А позже, опять же в феврале, уйдя их МХАТа, в Петербурге возглавляет свою театральную студию под именем фантастического «доктора Дапертутто», гофмановского персонажа, носившего плащ алого цвета.
По безошибочной классификации антрепренеров, старый губернский город Пенза считался театральным городом. Кроме театра на центральной площади был еще один, летний, в так называемом «верхнем гулянии», стоявший в глубине городского парка. Пензенские театралы охотно приглашали на обеды и ужины любимых артистов, особенно приезжих «гастролеров».
Когда маленькому Карлуше Мейерхольду было пять-шесть лет, в труппе пензенского театра служил на небольших ролях Владимир Гиляровский, в будущем знаменитый журналист. В книге «Мои скитания» он описал неровные, грязные пензенские улицы, своеобразных извозчиков, называвшихся «Удобки» и удивительную местную водку, производившуюся заводом Э. Мейерхольда и носившую странное название «Углевка».
Гиляровский уверял, что после Пензы он нигде и никогда такой водки больше не пробовал, и что знаменитые на всю Россию водочные изделия Смирнова и вдовы Поповой не могли с ней сравниться. Мейерхольд на всю жизнь сохранил старомодную фотографию Василия Далматова с автографом, подаренную артистом Санкт-Петербургского Александринского театра его отцу Эмилию Федоровичу. Незадолго до смерти Далматова судьба свела с ним Мейерхольда, уже известного режиссера в труппе «Александринки».
И едва ли не самым проникновенным и теплым откликом на смерть замечательного, любимого артиста был некролог, подписанный доктором Дапертутто Мейерхольдом. Театр был захвачен все усиливавшимся интересом новой публики к малознакомому материалу, к событиям недавно закончившейся гражданской войны, к ушедшему и настоящему быту. Классические произведения переосмысливались и подлаживались к современным веяниям и уровню восприятия людей, заполнявших театральные залы, Театр- как явление- вызывал у зрителя, подчас никогда не переступавшего порога этого заведения, неподдельный, искренний и почти детский непосредственный интерес… Одной из первых новых форм театрального искусства были так называемые массовые действа, мистерии, в которых принимали участие тысячи солдат и рабочих, руководили ими профессиональные актеры и режиссеры.
Горького в Петрограде, многочисленные студийные спектакли поражали зрителей остротой, новизной. Никогда прежде театральное искусство в России не пользовалось таким успехом. В огне революции рождался «новый театр».
Москву того времени вообще называли «театральной Меккой». И в этой шумливой, яркой, буйной, театральной Москве работал Мейерхольд. Оно мелькало с афиш, газетных полос, оно звучало в рабфаковских вузах и общежитиях.
В книге Александра Гладкова, секретаря и биографа Мастера «Мейерхольд», читаем: «На Триумфальной площади, в просторном, неуютном, как бы недостроенном здании, поражал воображение своими спектаклями самый удивительный, неповторимый, невозможный, единственный а свете — ГосТИМ- театр им. Всеволода Мейерхольда. Этот театр был идеальносовременен.
У входа вместо афиш — лаконичные плакаты. Названия спектаклей звучат как пароль и отзыв: «Даешь Европу! Здесь они уже действительно «Лес» и «Ревизор».
Широкие коридоры ГосТИМа и открытые сценические конструкции —лесенки, мостики, движущиеся круги, колеса, мельницы, оголенная, без занавеса, сцена — все это заставляло цепенеть от восторга и предвкушения чего-то необычайного. Театральную юность того поколения это волновало так же, как их отцов - воспетый много раз мемуаристами сладковатый запах газовых лампочек в Малом театре.
Младшую звали Машей. В петербургский период работы Мейерхольда началась его педагогическая деятельность. Всеволод Эмильевич преподавал в театральной школе К. Даннемана, на Музыкально-драматических курсах Б.
В 1913 году открылась его студия, в числе преподавателей которой были М. Гнесин, В. Соловьев, Ю. После Октябрьской революции Мейерхольд стал одним из активнейших строителей нового советского театра. В 1918 году он сотрудничал в Театральном совете, а после переезда правительства в Москву стал заместителем заведующего Петроградским отделением ТЕО Наркомпроса. Мейрехольд первым из видных деятелей театра вступил в члены ВКП б.
Там же в Петрограде он руководил Инструкторскими курсами по обучению мастерству сценических постановок и Школой актерского мастерства. Он сблизился с Владимиром Маяковским, поставив в Петрограде его «Мистерию-буфф». С 16 сентября 1920 года по февраль 1921 года Мейерхольд руководил театральным отделом Наркомпросса. Он носил френч, красную звезду на фуражке, на столе в его кабинете лежал маузер... Однако он оказался плохим администратором. Газета "Вестник театра", возглавляемая Мейерхольдом и пропагандировавшая идеи "Театрального октября" - Манифеста новой культуры - была закрыта в августе 1921 года, а сам Мейерхольд был освобожден от должности заведующего ТЕО.
В ноябре 1920 года Мейерхольд возглавил вновь созданный театр РСФСР Первый; а с осени 1921 года он возобновил педагогическую деятельность. В 1923 году был создан Театр имени Вс. Мейрехольд также руководил Театром Революции 1922-1924 , ставил спектакли в Ленинграде, осуществил постановки драм Пушкина на радио 1937. Осенью 1921 года в мастерскую Мейерхольда пришла Зинаида Райх. Режиссер влюбился в нее с первого взгляда, хотя был старше ее на двадцать лет. Райх стала женой Мейерхольда и переехала к нему на Новинский бульвар.
Потом они перебрались в новую, стометровую квартиру.
Критиковалась опера «Леди Макбет Мценского уезда», поставленная Дмитрием Шостаковичем, а вместе с ней эстетство и «левацкое искусство», якобы отрицавшее простоту и реализм. И все это автор назвал «мейерхольдовщиной». В перечне награжденных Мейерхольда не оказалось. Режиссер ринулся доказывать, что он «свой», что по-прежнему лоялен к власти. На подмостках шли спектакли о колхозной деревне, воспевались новые герои. Однако чуда не случилось: в январе 1938-го ГосТиМ закрыли. От опального и безработного режиссера отвернулись все, кто раньше хвалил его и гордился личным знакомством. Прежними остались отношения с Борисом Пастернаком, несколькими артистами и писателями.
В мае руку помощи Всеволоду Мейерхольду протянул Станиславский, назначив режиссером возглавляемого им Оперного театра. Смерть учителя и кумира в начале августа Мейерхольд воспринял как личную драму и знак беды. В июне 1939-го его арестовали. Личная жизнь Первая супруга Ольга Мунт — школьная любовь Всеволода Эмильевича, на которой он женился вопреки воле матери на 1-м курсе университета — подарила мужу троих дочерей. Супруги жили в столице, в доме на Новинском бульваре. С бывшей женой Сергея Есенина Зинаидой Райх мэтр познакомился в Наркомпросе, где она трудилась секретаршей. Пригласил красавицу стать студенткой театральной мастерской, которой руководил. Ольга Мунт отнеслась к молодой женщине, у которой на руках остались двое крошечных детей Есенина, с сочувствием, тепло приняла в своем доме. Летом 1922-го Мунт с детьми отправилась на юг.
Когда вернулась из отдыха, увидела, что в доме обосновалась Райх. Ольге пришлось искать новое жилище. Позже дочь Зинаиды Райх — Татьяна Есенина — в своих мемуарах откровенно написала, что любви к отчиму мать не испытывала. Поговаривали, что союз с театральным мэтром, руководившим собственным театром, открывал женщине двери в мир богемы. Спустя 5-6 лет Райх стала примой театра. Но жизнь супругов трудно назвать благополучной: на людях они играли идеальную пару, но за закрытыми дверями бушевали шекспировские страсти. Смерть Зинаиду Райх жестоко убили через 25 дней после ареста Мейерхольда. Преступники проникли через окно и нанесли женщине 17 ножевых ран. По одним предположениям, в дом забрались грабители, увидев которых, женщина начала истошно кричать.
По другим — убийство замаскировали под ограбление.
Всеволод Мейерхольд: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Биография Всеволода Эмильевича Мейерхольда до 1902 года тесно связана с деятельностью в Художественном театре. Если короля играют придворные, что ж говорить о человеке, «придворным» у которого поработал Всеволод Мейерхольд? Биография Всеволода Эмильевича Мейерхольда; родился 9 февраля (28 января по ст. ст.) 1874 в Пензе; расстрелян 2 февраля 1940 в Москве. Краткая биография Всеволода Мейерхольда, ссылки на некоторые его работы (eng).