Происшествия - 19 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - 26 апреля протестующие против делимитации границы Армении с Азербайджаном перекрыли въезд в центр Еревана.
Переживёт ли Армения теперь уже политический геноцид
Кажется, и премьер-министр Армении Пашинян на словах неоднократно отвечал взаимностью или морально готов подписать с Азербайджаном мирный договор, начиная с 2023 г. Казалось бы, дело в шляпе. Но, как говорится, есть нюанс. На днях глава Минобороны Азербайджана генерал-полковник Закир Гасанов повысил интенсивность учений в воинских частях, а в МИД республики на прошлой неделе Пашиняну поставили на вид, а то и пригрозили, заявив, что запланированная на 5 апреля его встреча с госсекретарем США Блинкеном и главой Еврокомиссии фон дер Ляйен — шаг вредный и опасный. В то же время местные эксперты высказывают мнение о том, что переориентация Еревана на «атлантический ветер» не так уж и противоречит линии официального Баку, активно сотрудничающего с Евросоюзом и НАТО в энергетической сфере и не только. Думается, данные формулировки в свете последних антироссийских мероприятий действующей армянской власти и банков с отказом от платежной системы МИР и вещания каналов из России призваны «тонизировать» Пашиняна и компанию тем более что о дружественных отношениях Москвы и Еревана мы давно не слышим даже для протокола. Любой политико-дипломатический контакт Москвы с Баку или с Анкарой широко разносится по армянским СМИ и комментируется в негативном контексте, в то время как, по словам министра иностранных дел Арарата Мирзояна, Пашинян и Эрдоган находятся на постоянной связи. Словом, самое время вспомнить известную формулу Льва Троцкого «Ни мира, ни войны» с той лишь разницей, что армии никто распускать не собирается.
Ещё бы: ведь планы Баку по созданию «Зангезурского коридора» хорошо укладываются в логику увеличения транзитного потенциала Транскаспийского маршрута как части Срединного коридора в обход России. Разговоры о необходимости Армении и Азербайджану скорее заключить мир начались далеко не вчера. Обсуждать мировую Ереван и Баку стали вскоре после того, как поздоровели многие наблюдатели осознанно проигранной Пашиняном Второй карабахской войны. Тогда, чтобы закончить «горячую» фазу конфликта, в ноябре 2020 года стороны при активном посредничестве Москвы подписали заявление о прекращении огня. В этом документе из 9 пунктов, кроме прочего, предусматривалось главное — разблокировка транспортных коммуникаций.
К 26 апреля Армения и Азербайджан уже установили порядка 20 пограничных столбов. Сейчас ведется разминирование и геодезические измерения. Некоторые армянские политики выражают недовольство по поводу возвращения четырех сел Азербайджану, а также проведения делимитации границы. Руководители стран, в свою очередь, стремятся смягчить напряженность, подчеркивая взаимную выгоду от улучшения отношений и торговли. Процесс делимитации границы стал первым шагом к разрешению конфликта, но все еще сталкивается с внутриполитическими сложностями и недовольством в обоих государствах. Однако стороны смогли решить принципиальные препятствия и сосредоточились на завершении процесса.
Если маршрут не будет открыт, мы не откроем границу с Арменией», — пообещал Алиев. Но по всей видимости, Пашинян лишь тянул время, надеясь перевооружить свою армию с помощью Франции. Поставки французских вооружений в Армению начались летом 2023 года, и, по словам министра обороны Франции Себастьена Лекорню, уже поставлены бронемашины «Бастион» и готовятся к отправке системы ПВО и радаров GM200, позволяющие обнаруживать самолеты на расстоянии до 250 км. Ранее газета Le Figaro сообщала о соглашении, заключенном Парижем и Ереваном, об обучении армянских военных и поставках французского стрелкового оружия в Армению. Вряд ли Азербайджан, пока еще имеющий огромное военное превосходство над Арменией, будет спокойно наблюдать за тем, как его соперник становится с каждым днем сильнее. В таком случае Баку не только никогда не получит обещанного ему Зангезурского коридора, но и в будущем вновь может столкнуться с войной с Арменией за Нагорный Карабах. Во-первых, французский президент в 2020 году, пообещав вступить в войну на стороне Греции, сорвал план своего турецкого коллеги Реджепа Эрдогана получить часть шельфа богатых полезными ископаемыми греческих островов, которые находятся вблизи территории Турции. А во-вторых, Макрон развернул борьбу с французскими радикальными исламскими проповедниками, что воспринимается в Анкаре как борьба с исламом вообще и с Турцией в частности.
В Сети широко расходится видеосюжет, в котором он заявляет о претензиях на эту землю: «Армяне создали себе государство на чужой земле. Армения никогда не была на этой территории. Сегодняшняя Армения — это наша земля. Когда я говорю это много раз, мне пытаются указать на то, что у меня есть территориальные претензии. Я говорю это как исторический факт. Если кто-то может подтвердить другую версию, пожалуйста, сделайте это…» Стоит ли говорить, что это весьма спорное заявление президента Азербайджана, которое, мягко говоря, не соответствует действительности, если хотя бы бегло ознакомиться с учебниками истории: армяне на земле современного Нагорного Карабаха поселились за сотни, если не тысячи лет до прихода туда тюркских племен. Азербайджанские источники в ответ распространяют сообщение о том, что «заявление президента Азербайджана восьмимесячной давности используется российскими и армянскими ТГ-каналами для нагнетания напряженности. На самом деле, глава Азербайджана заявил об этом еще в декабре прошлого года, пояснив, что это не территориальные претензии, а исторические факты. Распространение отрывков из заявления 8-месячной давности без объяснений явно носит провокационный характер и проводится на фоне эскалации на границе Армении и Азербайджана». Любопытно, что они выдают эти слова за «исторические факты». К концу сентября война неизбежна? Впрочем, теперь это не важно, поскольку предвоенная риторика редко обходится без фейков, так что очередное резкое заявление Ильхама Алиева только демонстрирует продолжение эскалации и очевидную угрозу Армении.
«Шансов нет». Баку начал последнюю фазу карабахской войны с расчистки неба
История урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном с 2020 года | Если Армения не пойдет на обсуждение делимитации и демаркации границы с Азербайджаном, то «в конце недели» может начаться война, заявил Пашинян. |
Армения готовится к войне: Пашинян решил «увести» страну от России к США | 26 апреля протестующие против делимитации границы Армении с Азербайджаном перекрыли въезд в центр Еревана. |
Почему началось очередное обострение между Азербайджаном и Арменией. Хронология событий | Азербайджан сначала попытается заманить Армению дешевым газом, но потом будет использовать его как экономическую дубину против Еревана, сказал в эфире "Абовян Тайм" на радио @SputnikARM глава Аудиторской палаты Наири Саркисян. |
Чем для России опасен новый конфликт между Арменией и Азербайджаном | Шансы на достижение мира между Азербайджаном и Арменией высоки как никогда. |
Политолог оценил вероятность новой войны между Арменией и Азербайджаном | Вангую, что если новый виток конфликта между Арменией и Азербайджаном начнется, то Пашинян снова во всём Россию обвинит. |
Армянские военные присоединились к акции протеста в Тавушской области
Шансы на достижение мира между Азербайджаном и Арменией высоки как никогда. Азербайджан и Армения начали процесс делимитации границ, а это важный шаг к разрешению территориальных споров. Вместо того, чтобы помочь Армении отразить азербайджанскую агрессию, вместо того, чтобы не допустит блокады Лачинского коридора, а затем и этнической чистки в Нагорном Карабахе, российская сторона заняла позицию невмешательства, чтобы не ссориться с Азербайджаном. 26 апреля протестующие против делимитации границы Армении с Азербайджаном перекрыли въезд в центр Еревана. Накануне премьер-министр Армении сообщил в интервью британским СМИ, что Ереван не собирается вести войну за Нагорный Карабах и готов на новые территориальные уступки. Российский МИД призвал Азербайджан и Армению прекратить кровопролитие и начать переговоры.
История урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном с 2020 года
Азербайджан и Армения приступили к практической делимитации государственной границы и уже делимитировали участок между Газахским районом и Тавушской областью. "Первая версия касается того, что обострение между Арменией и Азербайджаном происходит потому, что Западу выгодно создать зону острой нестабильности в подбрюшье России. Конфликт между Арменией и Азербайджаном возник из-за территориальной принадлежности Нагорного Карабаха. Официально войну Армении никто не объявлял и не вёл войну на территории самой Армении. Но в своей закулисной помощи Армения под руководством Пашиняна проиграла Азербайджану, и это во многом, если не полностью завило от нейтральной позиции России по Карабаху.
Армения готовится к войне: Пашинян решил «увести» страну от России к США
Почему Иран заступится за Армению в конфликте с Азербайджаном | Антитеррористические мероприятия привели к роспуску aрмии непризнанной НКР, восстановлению конституционного строя Азербайджана и первым переговорами между Баку и армянским населением региона о предстоящей реинтеграции. |
Армения готовится к войне: Пашинян решил «увести» страну от России к США | Новости Армении, Арцаха, Армянской Диаспоры, Южного Кавказа и мира: Арменпресс- твой источник достоверной информации. |
Угроза новой войны Армении и Азербайджана
В Армении на сторону выступающих против делимитации границы с Азербайджаном перешли военнослужащие контрактной службы. Азербайджан сначала попытается заманить Армению дешевым газом, но потом будет использовать его как экономическую дубину против Еревана, сказал в эфире "Абовян Тайм" на радио @SputnikARM глава Аудиторской палаты Наири Саркисян. Спустя два месяца вооруженного противостояния Армения и Азербайджан при посредничестве России договорились прекратить огонь в Нагорном Карабахе. "15 июня около 08:40 (07:40 по МСК) группа военнослужащих пограничной службы Азербайджана предприняла попытку продвинуться в направлении моста Хакари с целью установки флага на территории Республики Армения. «Соглашение о границе не приведет к заключению армяно-азербайджанского договора, поскольку Баку и Анкара настаивают на открытии Зангезурского коридора через территорию Армении и поднимают другие территориальные вопросы, считает Микаэлян. Конфликт Армении и Азербайджана — все самые свежие новости по теме.
Как отдали Карабах. Путин раскрыл детали переговоров Армении и Азербайджана
Мы должны воплотить их в жизнь. Мы не имеем права предать их память и никому не должны позволить переписать нашу историю и стереть её», - говорится в выступлении президента Союза армян России Ара Аршавировича Абрамяна, прозвучавшем на проходящей сегодня Международной конференции «Геноцид. Память и предупреждение». О Дне памяти жертв Геноцида армян извещают билборды на улицах... Билборды на улицах краевого центра, сообщающие о приближающейся памятной дате — Дне памяти жертв Геноцида армян в Османской Турции, размещены местным отделением Союза армян России города Краснодара.
Свои действия армяне оправдывали изгнанием с территории Азербайджана 400 тысяч лиц армянской национальности и намерением обменять захваченные территории на два района Нагорного Карабаха, которые не удалось освободить в ходе боёв.
Но уже тогда было понятно, что время работает на Азербайджан. Дело в том, что в перспективе более высокий уровень рождаемости среди тюркоязычного населения сводил на нет военные успехи армян - за почти 30 лет пребывания под армянской властью захваченные районы заселить так и не удалось. Не нашлось достаточного количества желающих поселиться там и обрабатывать землю в тяжёлых горных условиях. Чего, собственно, и следовало ожидать. Неудачно складывались и дипломатические усилия в работе Минской группы ОБСЕ, в рамках которой проходили переговоры о судьбе Нагорного Карабаха.
Но крайне неудачным шагом армянской стороны стал вывод представителей Арцаха из переговорного процесса, поскольку Нагорный Карабах был реальной воюющей стороной в этом конфликте и имел полное моральное и юридическое право участвовать в решении своей судьбы. Армяне, взявшие на себя весь переговорный процесс, не сумели добиться никаких уступок со стороны Азербайджана, при этом сами категорически не признавали независимость непризнанной республики. Ереван мотивировал такую позицию тем, что на Армению в случае такого шага обрушатся санкции со стороны Запада. Но теперь что уж сожалеть… …И тогда пришёл Пашинян Армянская идентичность основана на определённом базисе. Есть три столпа единения армян как нации, так и народа, разбросанного по всему миру.
Это, в первую очередь, религия. Именно Армянская Апостольская церковь служила главным стержнем, объединяющим народ. Это было и образование на родном языке, и весь комплекс важных ценностей от религии, семьи, представлений о добре и зле до системы образования, культуры и повседневной жизни человека - всего, что повсюду считается неотъемлемой частью бытия. Конечно, в советский период религиозность населения упала, несколько снизился и авторитет церкви, несмотря на её несомненное укрепление. Вторым столпом единения армян стал Нагорный Карабах, где сосредоточены огромные духовные ценности армянского народа, где веками стоят древние церкви и монастыри.
Которые, как и первопрестольный Эчмиадзин, являются не только наследием армян и всей восточно-христианской цивилизации, но и всего христианского мира. Разрушат их азербайджанцы или нет? Такой опыт есть. Но могут и оставить, поменяв атрибуцию, - объявив «албанскими», как, например, средневековый армянский Дадиванк. Наконец третьим столпом армянства, на мой взгляд, оставалась историческая память и прежде всего - память о геноциде армян.
Военнослужащие-контрактники присоединились к акции протеста в армянском селе Киранц с требованием остановить процесс делимитации границы с Азербайджаном. Об этом сообщает интернет-ресурс News. По словам жителей приграничных сёл, их поддержали 20 военных. Комментируя происходящее, власти Армении заявили, что военная полиция уже устанавливают личности контрактников, участвующих в политической акции в Киранце.
Вслед за Баку советские войска совершили убийство гражданских лиц в Нефтчале и Лянкяране.
В целом, во время январских событий в стране были убиты 150 человек. Трагедия 20 Января сыграла важную роль в кардинальном изменении отношения азербайджанского народа к СССР и реализации идей национальной независимости. В то время, как коммунистические руководители Азербайджана не видели коренных изменений, происходивших в национальном сознании народа, общенациональный лидер Гейдар Алиев, прибыв 21 января в постоянное представительство Азербайджана в Москве, выразил решительный протест против предвзятой политики руководства СССР в отношении азербайджанского народа, резко осудил убийство советской армией мирных людей, а затем отказался от членства в Коммунистической партии. Однако из-за того, что комитет опирался на постепенно слабеющие возможности заинтересованной в самосохранении общесоюзной системы, его деятельность с самого начала была обречена на неудачу. После августовских событий 1991 года, полностью подорвавших общесоюзную государственность, деятельность данного комитета стала бессмысленной.
Сложившаяся новая политическая реальность свидетельствовала о номинальности советской власти и ее приближающемся конце. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих интересах. Было очевидно, что Армения, учитывая перспективу распада СССР, пыталась показать, что якобы не является стороной конфликта, и тем самым реализовать свою деятельность по специальному плану для того, чтобы ввести международное мнение в заблуждение. В ответ на это Верховный Совет Азербайджанской Республики 23 ноября 1991 года ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана.
Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах. Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы. В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка.
Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов.
Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана. В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов.
Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН.
Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3.
Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение.
Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа.
Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было.