в старину род короткого кафтана — ответ на кроссворд / сканворд, слово из 7 (семи) букв. 2, 76, 188.-а, ая из употребления одежда, род короткого нем {Никите Федорыче} был серый нанковый однобортный архалук, подбитый мерлушками и застегнутый доверху. На этой странице мы разместили для вас WOW Guru В старину: род короткого кафтана ответы, читы, пошаговые руководства и решения.
«Мы были, есть и будем». Какие секреты таит национальный чувашский костюм
Публикации раздела Традиции По одежке встречают Русские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Крестьянки ткали, шили, вышивали.
Русский народный костюм — это красота покоя», — писал художник Иван Билибин. Рубаха Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии.
Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную.
Телогреи в 15-17 веках были как холодными так и теплыми, подбитыми куницею или соболем. Женская шуба отличалась от мужской. Они были холодными и теплыми на меху. Если летник в женском одеянии соответствует зипуну в мужском, то опашень и телогрея соответствовали кафтану, а шуба означала верхнюю накидную одежду. Они так же были как холодными из ткани, так и теплыми с рукавами или на меху, или стеганными на вате. ШУБЫ в народной одежде Меховые женские шубы шились на соболе, куницах, лисицах, горностаях, белках,з айцах, смотря по состоянию хозяйки, покрывались сукнами и шелковыми материями разных цветов и цветными. Шубы так же красиво были отделаны металлическим кружевом и тесьмою. Рукава женских шуб украшались по краям кружевом ,они снимались и хранились, переходя от матерей к дочерям как фамильная ценность.
В собрании Русского музея сохранилась шелковая шубка, подбитая ватой и отделанная мехом. На груди она завязывалась лентами на три банта. В конце 18- первой половине 19 столетия шубка входила в состав венчального костюма девушки и была модной одеждой на Русском Севере. Другие виды женской одежды: подволока, волосники и проч. В торжественных случаях женщины надевали на обыкновенные свои одежды богатую мантию — подволоку или приволоку. На голову замужние женщины надевали волосники или подубрусники — шапочки на подобие скуфьи из шелковой ткани, нередко из золотой, делались с узлом, с помощью которого регулировался размер с отторочкой по краю ошивками из жемчуга и каменей. Скромная женщина боялась, чтобы даже члены семьи, исключая мужа, не увидали её волос. Поверх волосянки накладывался платок, чаще белого цвета, его висячие концы, завязанные под подбородком , были усеяны жемчугом. Этот платок назывался убрусом.
Когда женщин выезжала, то на убрус надевала белую шляпу с полями. Так же надевали шапки. Девицы носили на голове венцы. У венцов были поднизи, называемые рясами. У других были венцы попроще и состояли только из золотой проволоки в несколько рядов, которые украшали кораллами и камнями. Девичий венец был всегда без верха. В дальнейшем - обручи мягкие и твердые из разноцветных лент. Открытые волосы считались символом девичества. Если незамужние девушки могли носить одну косу или расплетенные волосы.
То замужние женщины заплетали в обязательном порядке 2 косы и всегда носили головной убор. Зимой девицы покрывали голову высокою шапкой из соболя или бобра с верхом из ткани, из-под шапки виднелись косы, заплетенные красными лентами. Более бедные ходили в длинных рубахах, на рубахи надевали летники, иногда белого цвета, похожие так же на рубаху, иногла крашенные, а голову повязывали платком из крашенины или шерстяной материи. Сверху всего накидного платья поселянки одевали одежду из грубого сукна или серемяги — серник. При большой зажиточности поселянки носили платки шелковые, а сверху летника однорядку из красной или синей крашенины, зенделя или зуфи. Женские одежды того времени шились без талии, просто. И вполне соответствовало пословице: не ладно скроено, да крепко сшито. Как мужские ,так и женские одежды хранились в клетях, в сундуках под куском кожи водяной мыши, которую считали предохранительным средством от моли и затхлости. Красивую и дорогую одежду одевали только в праздничные и торжественные дни.
В повседневности те же дворяне частенько ходили в платьях из грубого холста или сукна. Это название употреблялось в России с 15 до 17 веков ,в основном к мужской одежде. Позже термин «сарафан « сохранился только в отношении к женской одежды. Старинные сарафаны были с рукавами или просто с широкими проймами, распашные, с застежкой в один ряд однорядкой на пуговицах до самой шеи. Спинка старинного косоклинного сарафана кроилась вместе с лямками. Подобный треугольник в Нижегородской губернии называли «лягушкой». ШУГАЙ Шугай — верхняя женская одежда с длинными рукавами, большим воротником или без него и с отрезной спинкой приблизительно на линии талии. Шугай был праздничной одеждой и шился из дорогих тканей : бархата, штофа, парчи, шелка. Украшения и аксессуары в народной одежде Канаватное покрывало или канаватная фата, от названия сирийского города Канават, где изготавливался шелк, - это большой платок прямоугольной формы.
Такие платки стоили очень дорого, от семи до 45-ти рублей.
Рисунок на тему одежда говорит о человеке. Кафтан боярина. Ферязь 17 века. Ферязь одежда на Руси. Мужской зипун 17 века.
Ферязь Ивана Грозного. Кафтан на Руси. Кафтан 19 век Россия. Русь одежда 17 век кафтан ферязь. Кафтаны- ферязь Московской Руси. Зипун казака.
Зипун донских Казаков. Зипун Донского казака зипун. Кафтан картинка для детей. Рисунок без фона кафтан. Зипун картинка. Кафтан PNG на белом фоне.
Зипун и армяк. Чуга одежда. Чуга одежда на Руси. Зипун одежда. Старинная одежда зипун. Кафтан и шуба.
Пальто кафтан. Старинная одежда кафтан. Кафтан шубный. Бешмет татарский мужской. Бешмет донских Казаков. Бешмет 17 век Северный Кавказ.
Кафтан бешмет. Устаревшие названия одежды. Старинная одежда названия и картинки. Мужская одежда на Руси. Одежда на Руси в старину. Проект одежда на Руси.
Русский народный костюм мужской. Народный костюм зипун. Кафтан 17 век. Зипун одежда 17 века. Кафтан 16 век. Кафтан 20 века.
Кафтан царевича 17 век. Камзол это в древней Руси. Польский кафтан 17 века. Кафтан 17 века Московская Русь. Польский кунтуш 17 век. Камзол мужской 17 век.
Кафтан камзол Петр 2.
Более подробную информацию об остальных уровнях вы можете найти на домашней странице WOW Guru Мееру Уровень 6590 ответы.
Значение слова АРХАЛУК в Энциклопедическом словаре
Повивальная бабушка — женщина, оказывающая акушерскую помощь при родах. Повивка — обмотка, обвивка. Повой — повойник, головной убор, шапочка из ткани замужних женщин; обряд повивания невесты во время которого на нее надевают повойник. Погост — сельское кладбище, церковь с кладбищем, земельным участком и домами притча.
Погребец — дорожный ларец с отдельным местом для посуды. Погутка — прибаутка, побаска. Подвох — злонамерное действие с целью подвести кого-то.
Поджид — ожидание, от слова «поджидание». Подклеть — помещение в фундаменте дома, служившее для разных хозяйственных нужд. Подоплека — подбой у крестьянской рубахи, от плеч по спине и груди.
Подреза — «сани с подрезами» — с окованным санным полозом. Поезд — поезжане на свадьбе седячие — также свидетели на свадьбе, но с другой стороны — жениха или невесты. Пожитки — мелкое имущество, вещи.
Пожня — луг, покос; нива, засеянная пашня. Позорище — зрелище, представление. Покров — христианский осенний праздник в честь богородицы 1 октября по ст.
Покуть — передний угол; почетное место за столом и на пиру. Полати — деревянный настил в избе для спанья. Устраивается под потолком от печи до наружной стены.
Полба — культурный злак, разновидность пшеницы. Полдень — юг. Полица — пола, нижняя часть одежды.
Полно — достаточно. Полтевое мясо от полть, полотки — разделанная вдоль на две части тушка птицы. Полтина — старинная монета достоинством в пятьдесят копеек или сумма в пятьдесят копеек.
Полушка — старинная монета достоинством в четверть копейки. Польга, польза — льгота, облегчение, прибыль, нажива. Помин — поминовенье, воспоминанье.
Понева, понява, понявка — шерстяная, тканная в полоску женская юбка. Понеже — поскольку. Попелуйник попелуйница — от «попел»: пепел, зола.
Порато — сильно, быстро.
Иностранные термины частично даны и в русскоязычной, и в оригинальной транскрипции.
Словарные статьи содержат ссылки на использованные для составления энциклопедии источники. Для некоторых слов приведены синонимы, в том числе и из разговорной лексики. Словарь будет полезен всем интересующимся историей моды и костюма.
Этнографический словарь архалук от тюрк. О словаре Этнографический словарь — справочный словарь, посвященный народам мира, их вероучениям и культуре. Словарные статьи содержат подробные определения большинства применяемых в этнографии терминов и определений, а также сведения о мифологии и религии народов мира, отражают формирования народов, народностей и наций в контексте мировой истории.
Статьи этнографического словаря содержат ссылки на понятия, в той или иной мере связанные с главным термином. Аналогично устроены ссылки на более узкоспециализированные термины — с их помощью можно перейти к более общему понятию. Словарь будет полезен студентам вузов, специалистам и всем, интересующимся этнографией.
Стеганный на вате короткий кафтан. Сам хозяин отправлялся в коротеньком сюртучке, или архалуке, искать какого-нибудь приятеля, чтобы попользоваться его экипажем. Словарь включает более 7 тысяч слов и выражений, а также более 500 иллюстраций, помогающих читателю лучше понять контекст.
Зипун мужской в древней Руси. Одежда 16 века зипун кафтан. Зипун кафтан мужская народная верхняя одежда. Зипун и кафтан древней Руси.
Старинная мужская одежда кафтан. Старинная мужская верхняя одежда. Ферязь 17 века. Ферязь одежда на Руси.
Ферязь одежда в древней Руси. Кафтан в старину. Старинная одежда зипун. Кафтан на Руси в старину.
Одежда Порты и кафтан. Становой кафтан-зипун. Камзол мужской при Петре 1. Кафтан и камзол при Петре 1.
Камзолы 18 века мужские Петр 1. Камзол это в древней Руси. Зипун одежда древней Руси. Зипун крестьянина 19 века.
Русская зимняя одежда мужская. Зимняя одежда на Руси. Полукафтан 19 век. Кафтан 17 век.
Парчевой кафтан. Кафтан русский мужской 18 века. Кафтан Русь 17 век. Кафтан 16 века Русь.
Армяк одежда в древней Руси. Кафтан Гнездово. Русский национальный костюм зипун и кафтан. Рубаха косоворотка 16 век.
Рубаха косоворотка 17 век. Рубаха косоворотка 19 века. Рубаха косоворотка донских Казаков. Бешмет татарский мужской.
Бешмет 17 век Северный Кавказ. Казакин татарский. Кафтан бешмет. Боярский кафтан 17 века России.
Зипун у бояр. Кафтан боярина 17 века. Кафтан 17 века Московская Русь. Сермяга зипун 19 века.
Казакин одежда мужская 19 век. Армяк кафтан камзол.
В году только три страны — Италия , Япония и Маврикий - запрещены телесные наказания в школах. К году более стран запретили эту практику, что позволяет учителям по закону бить, грести или шлепать студентов за плохое поведение. Глобальные сдвиги в нормах телесных наказаний 402 Жупан — Разновидность полукафтана как старинная верхняя одежда украинцев и поляков. Зипун — Старинная верхняя крестьянская одежда типа кафтана без воротника обычно из домотканого сукна. Введите вопрос для поиска Если определенные буквы уже известны, вы можете указать их в виде шаблона: А?
Как одевались на Руси
Архал’ук, -а, мужской род. В старину: род короткого кафтана. Терлик – род кафтана до пят, с короткими рукавами и с перехватом в талии, с застежкой на груди. АРМЯК, -а, м. В старину у крестьян: кафтан из толстого сукна. Казань» главный редактор издающейся в Татарстане на чувашском языке газеты «Сувар», модельер Ирина Трифонова. пережиток старины.
старинная русская одежда, род короткого кафтана
СИБИРКОЙ назывался короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником. Д. Ушаков объясняет так же, добавляя сведения о материале, из которого в старину шили одежду, называя его толстым сермяжным сукном. Сибирка — короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником. Существовал также специальный кафтан для верховой езды – чуга, – для удобства у этой одежды были разрезы по бокам и короткие рукава. в Рязанской и Смоленской областях так называют простой крестьянский кафтан; короткий кафтан, полукафтанье (Ярославская область). а, последняя - к).
«Зипун» – одежда, согревающая тело и душу
Одежда дворян до Петра 1 и после Петра 1. Одежда дворян до и после Петра 1. Кафтан картинка для детей. Рисунок без фона кафтан.
Зипун картинка. Кафтан PNG на белом фоне. Устаревшие названия одежды.
Старинная одежда названия и картинки. Старинная одежда кафтан. Парадный костюм Петра 1 : кафтан, камзол.
Кафтан и камзол при Петре 1. Кафтан камзол Петр 2. Дворянский камзол 17 века.
Русский народный костюм зипун. Камзол Англия 18 век. Камзол мужской 19 век Англия.
Камзол на пуговицах мужской 18 век. Камзол мужской 18 век Германия. Камзол мужской 17 век.
Камзол Франция 17 век. Жюстокор 17 века. Одежда бояр, царей 16-17.
Одежда бояр Московской Руси 16 века. Одежда русских бояр 16 века. Жупан зипун.
Крестьянский зипун 17 век. Казацкий зипун. Камзол Петра 1.
Камзол эпохи Петра 1. Мужская мода при Петре 1 камзол. Польский кунтуш 17 век.
Жупан и кунтуш. Шляхтич кунтуш 17 век. Польский кафтан кунтуш.
Русский мужской костюм 17 века Боярин. Одежда бояр 17 века. Боярская одежда в 17 веке.
Русские бояре 16 века. Старинная одежда описание. Сообщение на тему старинная одежда.
Кафтан описание. Кафтан описание одежды. Головин портрет Шаляпина в роли Бориса Годунова.
Шаляпин в костюме Ивана Грозного. Одежда царь Борис Годунов. Польский Жупан 17 век.
Польский кафтан 17 век. Кафтан древней Руси. Русский Боярский костюм 17 века мужской.
Кафтан бояр 17 века-. Ферязь одежда в древней Руси. Мужской костюм крестьянина древней Руси.
Старинная одежда названия. Старорусская одежда названия.
Крестьяне переселенцы из Рязанской губернии основали деревню в 1809 году и наладили производство одежды, в том числе шушпана. Шили его не только для себя, но и для продажи, за что население и было прозвано «шушпанами». Это прозвище за жителями села Максимовка сохраняется до настоящего времени. Тамбовский шушпан не похож ни на мордовский балахон, ни на рязанское холщовое полукафтанье, это короткая суконная одежда вроде кофты, с перехватом и пестрой отделкой. Нагибин, «Сирень», 1972—1979 г. Есенин, «Яр», 1915 г. Эртель, «Записки Степняка», 1883 г.
Гоголь, «Записная книжка 1842—1844 гг. Формы жанровых направлений ОНН: Техники и технологии. Оренбург, ул. Пролетарская, д. Сведения об объекте полное описание : Шушпан — шерстяная теплая верхняя одежда в виде пиджака.
На полотенцах и передниках присутствовала декоративная вышивка крючком нитями синего, зеленого и желтого цвета.
Имеется связь костюма чувашей Самарской области с мордовским костюмом, выражающаяся в сходстве головного убора сурпана и нагрудника и применении расцветок, не характерных для костюма чувашей XIX в. Костюм рассказывал о статусе, семейном положении, имущественном состоянии, возрасте обладателя. Чувашский национальный костюм отчётливо отражает историческое развитие, социальные и природные условия существования, эстетические предпочтения, а также этногрупповые и этнотерриториальные особенности чувашского народа. Костюм богат разнообразными головными уборами, славится нарядностью одежд, обильно украшенных вышивкой, бисером, монетами и ракушками. Согревает в холод, лёгкие ткани защищают от жары. А орнамент — это красочная демонстрация неразрывных связей человека и природы, родных мест, корней.
Она изготавливалась из одного полотнища конопляного посконного холста , перегнутого пополам и сшитого по продольной линии. Боковины закрывались прямыми вставками и клиньями, расширявшими книзу силуэт рубахи. Прямые и узкие рукава длиной 55—60 см вшивались под прямым углом и дополнялись квадратной ластовицей. Рубаха была до колен и подвязывалась поверх брюк пояском. Мужские одежды имели различные богатые и праздничные вышивки, аппликации и шёлковые узоры, в то время как простые костюмы, не предназначенные для праздников, были вполне лаконичными и строгими и на них не наносились никакие узоры. Кроме того, мужчины носили однотонную безрукавку.
Поверх надевали кафтан или халат. В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши надевали черный овчинный тулуп. Мужские головные уборы не отличались многообразием: бытовали суконные шляпы с полями, меховые шапки. Вышивкой украшали только праздничную мужскую одежду, чем богаче узор — тем праздничнее. Мужской наряд орнаментировался скромнее женского. К примеру, на рубахе в области плеч вышивали узоры-символы неба, в области груди — узоры-символы огня, которые, по верованиям древних чувашей, обозначали мужественность.
На свадьбу жених наряжался в рубашку и кафтан с широким цветным поясом, а также надевал перчатки, сапоги и шапку из меха с монетой в области лба. Женская одежда Чувашские традиционные рубахи для замужних женщин имели довольно сложную вышивку необычной формы, в то время как подол с геометрическими нашивками и полосками отличался скромностью и простотой. Женская длина рубахи до щиколоток. Поверх надевали фартук или передник, кафтан или халат. Незамужние девушки носили скромные наряды без вышивок и узоров, дабы не отвлекать внимание от собственной красоты. Зимой надевали суконные штаны и шубу из овчины.
Весной и осенью женщины спасались от прохлады легким кафтан-халатом или суконным кафтаном. Женская одежда отличалась от мужской большим числом сборок. Как правило, их было около пяти. Они подчеркивали состоятельность владелицы шубы. Ведь если много сборок, значит и немало овчин ушло на ее изготовление. Считалось, чем богаче узор, тем праздничнее одеяние.
Во время праздников и обычных будних дней, женщины носили на бёдрах специальный материал с бахромой, узорами и нашивками, изготовленный из шёлковых и шерстяных нитей. Женщины любили украшения с бисером, комплексы украшений с серебряными монетами, деталями из бисера и дорогих камней. Все они присутствовали в: женских головных уборах хушпу , нарядах на шею и грудь у чувашей они называются ама, алка, мая , браслетах и кольцах они же сула и сере , маленьких зеркальцах, которые крепятся на пояс тёкер , кошельках для пояса енчёк , подвесках на пояс йёс хуре. Наряд для свадьбы имел следующие интересные детали: - платье невесты украшалось бисером, раковинами и монетами, создавая крупный и сложный узор, дополненный специальным головным убором; - рубаха, передник и верхняя одежда невесты украшалась шикарной вышивкой, кроме того, девушка надевала кольца, браслеты, подвески и кошелёк с маленьким зеркальцем на пояс стоит отметить, что данный наряд весил около 16 кг. Праздничной обувью являлись кожаные сапоги или башмаки, в верховой группе — высокие сапоги в гармошку. С конца 19 века стали появляться высокие женские кожаные ботинки на шнуровке.
Зимней обувью служили белые, серые и черные валенки. Валенки могли позволить себе лишь зажиточные крестьяне. Мордва У мордвы не только костюм является произведением искусства. Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить костюм. В составе мордовского народа выделяют два субэтноса - мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Их национальные костюмы различались в зависимости от традиций этих локальных групп.
Но в костюмах были и общие черты: белый холст, полотно как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера. Костюму свойственны следующие черты: рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен, согласованность конструктивных линий и распределения декора, цветовая гамма, включающая в себя определенное количество тонов, традиционность объединения различных вещей в ансамбль. Мордовский костюм отличается богатством своих красок. Особенно предназначенный для женщин. Его считают венцом декоративно-прикладного искусства мордовских мастериц. Каждая этническая группа располагает не менее чем полутора десятком разных видов костюмов.
Мордовская рубаха похожа на одежду византийских царей. А благодаря богатой вышивке из шерсти, оно приобретает тяжесть и величественность. Можно отметить простоту ежедневной одежды, сложность и многосоставность торжественных нарядов, изобилующих украшениями и особой драпировкой фигуры. Мужские костюмы состояли, в основном, из тёмного сукна. В обуви и головных уборах присутствовали чёрно-белые цвета. Женская одежда выигрывала за счет разноцветных вышивок и украшений.
Обязательная вышивка отдельных элементов производилась шерстяными нитями. Вышивка чаще всего была красного, темно-синего или черного цветов. Для повседневной одежды мордовский народ использовал грубую ткань, которая изготавливалась из конопли. Одежда для торжественных случаев была более утончённой. Её шили изо льна. Крой одежды был свободный, прямой или трапецевидный.
Верхняя одежда была с запахом. Лапти плелись из лыка, а для придания ногам массивности и ровности их дополнительно оборачивали онучами. Так как костюм создавался крестьянским сословием, он очень комфортен в повседневной жизни. Все детали имели определенную функциональность. А части, которые служили украшением, можно было снять или надеть, в зависимости от ситуации. Мужская одежда Мужская одежда не отличалась красочностью и разнообразием элементов.
Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха - панар и штаны - понкст. Повседневные рубахи выполнялись из грубого посконного изготовленного из конопли материала, праздничные - из более тонкого льняного. Панар носили навыпуск и подпоясывали. Летом мужчины поверх рубахи-панар надевали еще одну - белую распашную мушкас - у мокши, руця - у эрзи. Весной и осенью носили сумань - приталенное суконное пальто черного или коричневого цвета.
Сзади на талии сумани располагались сборки. Пояс кушак или каркс имел особое значение в костюме. Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. Пряжка могла быть простой, в виде кольца, либо более сложной, с щитком для прикрепления к ремню. Щиток украшался всевозможными узорами и камнями. К другому концу пояса прикрепляли металлический наконечник, а к внешней стороне - различной формы бляшки.
И то, и другое покрывали узорами и изображениями. Помимо декоративной, у пояса была и утилитарная функция. К нему подвешивали оружие или другие предметы. В древние времена пояс был отличительным знаком воинов. К поясам самых прославленных и уважаемых приделывали дополнительные наконечники и пряжки, пришивали множество бляшек. Другой демисезонной одеждой был чапан.
Обычно его надевали в дорогу поверх другой одежды и повязывали кушаком. Шили чапан из сукна, у него был прямой крой, большой запах, длинные рукава и широкий воротник. Зимой мужчины наряжались в овчинные шубы - ор, с отрезной талией и сборками. Овчинные тулупы, длинные и прямые, считались дорожной одеждой, как и чапан. Самым распространенным головным убором были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями. В конце XIX века их вытеснили фабричные картузы.
Для работы в поле летом надевали холщовые колпаки. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, обшитые сверху сукном. Женская одежда Это один из немногих видов национальной одежды, которую женщина не могла полностью надеть сама и прибегала к помощи мастериц. Порой процесс облачения достигал двух часов! Наряд женщин-мокша обладал большей красочностью и многоцветностью, по сравнению с эрзя. Основная часть женского костюма, как у мокши, так и у эрзи, — рубаха панар туникообразного покроя без воротника.
Рубахи эрзянок и мокшанок различались по покрою и отделке. Эрзянки шили рубаху из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых по продольной нитке, мокшанки — из перегнутой по перечной нити холста, к которой по бокам пришивались более короткие полотнища. Эрзянки носили рубаху иначе, чем мокшанки: у последних она была поддернута у пояса и не спускалась ниже колен, у первых — доходила почти до пят. Женскую рубаху носили с напуском и поясом - каркасом, на котором закреплялись парные подвески. Вышивка рубах выполнялась шерстяными нитями и была очень рельефной. Основной ее колорит — красно-коричневый с вкраплением желтого и зеленого.
Рукав рубахи был длинным и достигал кисти руки. Были распространены и безрукавки, длиной до колена. Они оформлялись оборками и имели приталенный крой. Безрукавку черного цвета, украшенную машинной строчкой красного и белого цвета, носили поверх рубахи в прохладные дни. Ее подпоясывали цветным кушаком. Сложным поясным украшением, присущим лишь мордве-эрзе, являлся пулай.
Впервые девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. Основная часть женского костюма, которая была у обеих этнических групп: и у эрзи, и у мокши, представляет собой панар рубашка , сшитая из белого полотна, украшенная ручной вышивкой. По характеру вышивки, орнамента, цвету, можно было легко идентифицировать принадлежность женщины к той или иной этнической группе. Праздничный пулай особенно богато украшался раковинами каури, цепочками, медными пуговицами, бляшками, снизками разноцветного бисера. Четкий и удивительно гармоничный рисунок валика — верхней его части — оттенялся прикрепленной к нижнему его краю длинной цветной черной, красной, зеленой или синей бахромой из шерсти с кистями по бокам. Этот своеобразный назадник, носимый на поясе, был, по-видимому, реликтом какой-то чрезвычайно архаичной женской поясной одежды, превратившейся позднее в украшение.
По тому, как украшен пулай можно было узнать о достатке женщины, о принадлежности ее к определенному роду. Богатые мордовские женщины щедро украшали пояс ракушками, бисером, пришивали бусы, монетки, блестки. В результате вес пояса мог достигать 6 килограмм. Мордовская женщина была обязана появляться среди мужчин только с пулаем. Мордовская праздничная рубаха украшалась вышивкой, включавшей в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый — для расцвечивания узора. Обязательное дополнение традиционного женского костюма — передник с грудной или без нее.
Женщины-мокшанки носили передник с рукавами. Существовали у мордвы и платья - кафтонь-крда. Поверх платья женщины носили распашную одежду с разными названиями: руця, импанар, мушказ, балахон. Зимой женщины носили тулупы из овчины, как и мужчины. О возрасте, положении в семье и обществе можно было судить и по женскому головному убранству. Костюм дополнялся бусами и ожерельями.
Огромное значение в народном костюме уделялось украшениям. Благодаря украшениям, женщина могла выразить свое настроение, подчеркнуть свой статус. Среди головных украшений различают височные, налобные, ушные наушники и накосные. К височным относятся шары из белого пуха — сёргт, которые прикрепляли к белому нижнему платку у висков. Большим разнообразием отличались височные подвески, украшенные камнями, птичьими перышками, бусинками. Молодые девушки украшали лоб с помощью тканевой полоски с бахромой.
Бахрому чаще всего мастерили из перьев селезня. Волосы украшались накосниками, которые плелись из бисера. Из картона или бересты вырезались кружки, их обтягивали яркой тканью и либо расшивали, либо украшали бисером. Такие кружочки пришивались к головному убору над ушами. Восхищают своим разнообразием нагрудные украшения. Это могли быть и бусы, и ожерелья со стеклярусом.
У мокша были очень популярны нагрудники, сшитые из кожаных или тканевых полосок. Нагрудники украшали вышивкой, пуговицами, ракушками, лентами. Головные уборы мордвы отличались у замужних и незамужних женщин. Девушки пользовались узкой повязкой из обтянутого вышитой тканью и расшитого бисером картона. Замужние женщины имели разные головные уборы. Главное правило в том, что убор должен был полностью прятать волосы женщины.
Обувь На ногах мордва носила лапти, летом - с портянками, а зимой - с онучами. Праздничной обувью были сапоги кемот — у мокшан, кемть — у эрзян. Самыми нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на голенище. Мужские национальные костюмы мокши и эрзи не слишком отличались и выглядели скромно, чего не скажешь о женских нарядах. Женская обувь мало чем отличалась от мужской. Богатые жительницы мордовского народа по праздникам надевали сапоги.
Традиционными были лапти карьхть — мокшанское, карть — эрзянское из лыка липы или вяза. Носили их с шерстяными чулками, на босую ногу как рабочую обувь или ноги обматывали портянками, обычно их было две пары: верхние для икр и синие для ступней. В холодный сезон поверх портянок зачастую пользовались суконными онучами. Ровные и толстые ноги, обернутые в онучи, говорили о хорошем вкусе хозяйки. Для мордовских лаптей характерны косое плетение, трапециевидная форма головки, низкие борта, специальные петли для обор. Рабочие лапти плели из 5, праздничные — из 7—10 лык.
Головки украшали треугольниками из перевёрнутого лыка атешкат — мокшанское, атешкеть, атякш авакш — эрязснкое. Лапоть крепился к ноге кручёными и витыми из конопляных, льняных, хлопчатобумажных и шерстяных ниток оборами. Праздничной обувью были кожаные сапоги со сборами и острыми носами. Зимой носили серые, чёрные, иногда белые валенки. Украинцы Украинский национальный костюм имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона. Народный украинский костюм, как мужской, так и женский, отличается большим разнообразием.
Общими характерными его чертами являются простота форм, стройность силуэта, богатство отделки, насыщенный колорит. Во все времена, национальная одежда являлась настоящим символом страны, и демонстрировала культуру, традиции и особенности народа. Для изготовления применялись простые, но плотные ткани, украшенные вышивкой или другими декоративными элементами. Одним из примеров богатой культуры и истории, является украинский национальный костюм. Одежда отличается яркостью, и даже сегодня старинные мотивы используются в создании современных моделей. Ткани, из которых веками шились предметы украинского костюма, обычно имели светлый или белый цвет, так как на его фоне особенно живописно смотрелась красочная вышивка, яркие ожерелья, ленты и веночки.
Также с белым цветом хорошо сочетались цветные шерстяные ткани, из которых обычно шили запаски, плахты, пояса и прочую одежду. Особенностью нарядов является и то, что он совмещает в себе нотки русской и белорусской культуры. В пошиве костюмов использовались не только похожие материалы, но и декоративные детали. В разных областях Украины имеются отличия в отделке и элементах одежды, но общий ансамбль украинского костюма хорошо просматривается на всей ее территории. Стоит отметить, что традиционный украинский наряд отличается многогранностью и сложностью. Вышивки и декоративные элементы, используемые в оформлении, демонстрируют сильный и богатый дух страны и населения.
При просмотре нарядов можно заметить, что в дизайне используются яркие палитры. Такие детали сформировались под влиянием различных культур и событий. Каждый цвет является символом определенного чувства или момента. Для каждого района Украины придуманы различные костюмы, которые могут отличаться между собой не только кроем, но и декоративными вставками. С помощью этого, население пытается показать этнические оттенки, отличия и особенности. Украинцы располагали тремя разновидностями такой одежды: - Повседневные без рисунков — запаски; - Дерги — три сшитые длинные полотнища, образующие собой полосу трехметровой ткани в ширину и до трех четвертей в длину.
Они охватывали корпусы женщин сзади и подвязывались поясом. Так как дерги считались повседневной одеждой, их шили из черных или неокрашенных тканей, без украшений; - Праздничные наряды с крупными клетками — плахты. Запаски отличались от дерг тем, что у их верхних углов были тесемки, завязывающиеся на талии. Обыкновенно носились две запаски, чаще разных цветов. Одной прикрывалось тело сзади, другой, надеваемой спереди, пользовались в качестве передника. Запаски производили из качественных и тонких шерстяных и однотонных тканей.
Они были синими, зелеными, а также красными. Плахты в качестве праздничной одежды изготавливались из тканей с клетчатым орнаментом. Они вышивались вручную. Известны шерстяные или шелковые плахты. В ранние периоды плахты шились из золотых и серебряных видов парчи. Дальнейшим эволюционированием понев считаются юбки.
Так в районе Полесья широко распространенными были такие шерстяные юбки с полосатыми орнаментами — андараки. В любой обрядовой символике костюмов отражались духовные традиции народа, а также его мировоззрение и обрядовые нормы. К таким обрядовым символам относились некоторые элементы одежды. Это могли быть платки или полотенца в процессе сватовства, белые или черные платки и пр. Им отводилась роль защитников людей от темных сил и способ привлечения благополучия, здоровья и любви. Каждый цвет, используемый в оформлении украинского костюма, является определенным символом.
Черный обозначал землю-кормилицу, которая имеет особое значение в культуре этого народа. Красный цвет является символом радости, любви и страсти, он преобладает в дизайне украинских нарядов. Белый применяется для создания мережек. Этот цвет обозначал святость и чистоту. В украинской культуре белый имел особую ценность, так как даже для создания обручальных колец использовалось светлое серебро. Синий цвет является символом свободы и очищения, напоминает о душевном спокойствии.
Зеленый цвет — весна, характеризуется с молодостью, свежестью и растениями, которые дозревают под теплыми солнечными лучами. Желтый цвет является символом звезд и месяца, но нередко у украинцев такой оттенок характеризуется с разлукой. Для создания украинского национального костюма использовались натуральные материалы. Предпочтением отличался лен, так как он обладает легкостью, и на нем можно создавать различные узоры. Не уступали своих позиций хлопок и шерсть, которые обеспечивали комфорт и практичность.
Камзол дворянина в России 17 века. Мужской кафтан камзол при Петре 1. Камзол Петра 1 в Эрмитаже. Камзол и кафтан 18 век в России. Мужская мода при Петре 1 камзол. Кафтан и камзол при Петре 1. Венгерские кафтаны при Петре 1. Парадный костюм Петра 1 : кафтан, камзол. Мужская одежда славян древней Руси. Мужской костюм крестьянина древней Руси. Одежда крестьян в древней Руси. Рубаха и Порты древней Руси. Старинные костюмы. Старинные костюмы мужские. Старинная мужская верхняя одежда. Старинная мужская одежда кафтан. Верхняя мужская одежда древней. Пуговицы на рукавах мундира при Петре 1. Военная форма времен Петра 1 с кратким описанием. Военная одежда при Петре 1. Военная форма времен Петра 1. Армяк кафтан камзол. Кафтан и рубаха. Рубашка кафтан. Кафтан поверх зипуна. В старину род короткого кафтана Зипун одежда древней Руси. Зипун 15-16 века. Мужской Боярский костюм 16 века. Кафтан мужской 16 век. Русский Боярский костюм 21 века. Сермяга зипун 19 века. В старину род короткого кафтана Кафтан 17 век. Кафтан магазин одежды. Ферязь Ивана Грозного Оружейная палата. Одежда бояр Московской Руси 16 века. Русский Боярский костюм 17 века мужской. Кафтан бояр 17 века-. Ферязь одежда в древней Руси. Стрелецкий кафтан 16 века. Стрелецкий кафтан 17 века. Камзол Петра 1. Камзол эпохи Петра 1. Камзол Петра 1 в историческом музее. Камзол 18 века в России. Кафтан и камзол в 18 века. Кафтан 9-10 век Русь. Крестьянин в зипуне. Русская Боярская одежда 17 века.
В старину: род короткого кафтана WOW Guru
лучший источник, который предоставляет вам WOW Guru В старину: род короткого кафтана ответы и некоторую дополнительную информацию, такую как пошаговые руководства и советы. АРМЯК, -а, м. В старину у крестьян: кафтан из толстого сукна. в старину на Руси крестьянский кафтан, неотрезной в талии, с прямой спинкой, с рукавами, вшитыми в прямую пройму Зимой армяк надевали на тулуп, поддевку или полушубок. Шушпан — в Симбирской и Пермской губерниях, согласно словарю Даля, мордовский балахон (у них руця), мужской и женский холщовый кафтан, с красной оторочкой, обшивкой, иногда вышитый гарусом.
Старинный короткий кафтан на крючках со сборками сзади
АРМЯК, -а, м. В старину у крестьян: кафтан из толстого сукна. мой предмет рассмотрения на этот продолжает серию информационных мини-фильмов пр. терлик — Короткий приталенный мужской кафтан с короткими рукавами. (ахалук) в России XIX в. мужской кафтан без пуговиц и плечевых швов.