А причем тут Дионис? Театр «шагает» по планете Игрищный этап История театра (история возникновения) Средневековье и влияние Церкви на культуру. Но, с другой стороны, в каждую эпоху появлялся такой тип театра, который в момент появления был точно таким же "не-театром”, как, скажем, "Победа над солнцем" футуристов, и самая знаменитая неправильная пьеса — это "Чайка" Чехова", — заключил он. Первый театр появился в Афинах, в 497 году до н.э. В Риме первый каменный театр появился только в 55 году до н.э. До этого актеры и зрители довольствовались лишь временными деревянн. Этот праздник был учреждён Конгрессом Международного института театра в 1961 году.
Первый театр в Нижнем Новгороде
Первая вдохновляет на трагедию, а вторая — на комедию. В давние времена актрисы в театрах использовали веера не от жары — они выполняли роль суфлеров. Они могли разместить на задней стороне подсказки, чтобы вспомнить сложные фразы во время выступления. Кроме того, посетителям тоже порой раздавали веера, на которые наносились программы и отрывки из пьес. Само слово «театр» произошло от древнегреческого theatron — оно переводится как «место для зрелищ». В Древней Греции в театрах существовала особая должность — «рабдух».
Его работа заключалась в усмирении слишком шумных и возбужденных зрителей. У актеров кукольного театра и кассиров есть свои праздники. Так, 21 марта отмечается Международный день кукольника, а в каждый первый понедельник марта — День театрального кассира.
Год его создания — 1750. В один из теплых летних дней юный темпераментный Федор Волков вместе со своими товарищами выступили перед публикой.
Выступление состояло из произведений Ломоносова, Сумарокова, Ростовского и собственных пьес молодого гения Волкова. К слову, Ф. Волков был по совместительству декоратором, переводчиком, директором выступлений и архитектором. Актеры даже посетили императрицу Елизавету согласно специально изданному ею указу во время гастролей в Петербурге. Примечательно, что в ту пору существовали и другие актерские труппы.
Но выступления носили закрытый характер и не были доступны широкой общественности. В 1618 году итальянский город Парма подарил миру первый современный театр — Фарнези.
Развитие разных отраслей техники дают возможность усовершенствованию и переходу на новый уровень машинерии сцены; звуковому и шумовому хозяйству театра; световой аппаратуры; возникновению новых сценических эффектов например, дым на сцене и пр. Перефразируя известное изречение Мольера , можно сказать, что театр «берет свое добро там, где его находит». Отсюда — следующая видовая особенность театрального искусства: коллективность творческого процесса. Однако здесь дело обстоит не так просто.
Речь идет не только о совместном творчестве многочисленного коллектива театра от актерского состава спектакля до представителей технических цехов, чья слаженная работа во многом определяет «чистоту» спектакля. В любом произведении театрального искусства есть еще один полноправный и важнейший соавтор — зритель , чье восприятие корректирует и трансформирует спектакль, по-разному расставляя акценты и порой кардинально меняя общий смысл и идею представления. Театральный спектакль без зрителя невозможен — уже само название театра связано со зрительскими местами. Зрительское восприятие спектакля — серьезная творческая работа, вне зависимости от того, осознается это публикой или нет. Отсюда и следующая особенность театрального искусства — его сиюминутность: каждый спектакль существует только в момент его воспроизведения. Эта особенность присуща всем видам исполнительского искусства.
Однако здесь есть свои особенности. Так, в цирке , при требовании артистизма участников представления, основополагающим фактором все же становится техническая чистота трюка: ее нарушение несет опасность для жизни циркового артиста, вне зависимости от присутствия или отсутствия зрителей. В принципиальном активном соавторстве со зрительской аудиторией находится, пожалуй, лишь один цирковой артист — клоун. Отсюда и пошло развитие одного из видов театра, театральной клоунады, которая развивается по законам, близким к цирковым, но все же иным: общетеатральным. Исполнительское же музыкальное и вокальное искусство с развитием техники аудиозаписи получило возможность фиксации и дальнейшего многократного воспроизведения, идентичного первоначальному. А вот адекватная видеозапись театрального спектакля в принципе невозможна: действие нередко развивается одномоментно в разных частях сцены, что придает объем происходящему и формирует гамму тонов и полутонов сценической атмосферы.
При крупных планах съемки нюансы общей сценической жизни остаются за кадром; общие же планы слишком мелки и не могут передать всех деталей. Не случайно творческими удачами становятся лишь режиссерские, авторские телевизионные или кинематографические версии театральных спектаклей, сделанные по кросскультурным законам. Это как с литературным переводом: сухая фиксация театрального спектакля на пленку аналогична подстрочнику: вроде бы все верно, но магия искусства пропадает. Персонификация явлений природы в том или ином божестве обусловливала необходимость своеобразного диалога с богами — в обрядах и ритуалах разыгрывались то есть подавались в театральной форме ключевые моменты, жизненно важные события. В обрядовых действах, казалось бы, не было зрителей как таковых, все их участники, сколько бы их ни было — много ли, при массовом обряде, или только жрецы, при обряде тайном были непосредственно включены в само действо. Тем не менее, зритель был, точнее, подразумевался: эти театрализованные действа, первобытные мистерии, адресовались божествам, с ними вступали в диалог участники обряда.
Так задавалась сакральность действа, высочайшая нота, сохраняющаяся в лучших произведениях театра и сегодня. Возникало первое осознание необходимой профессионализации будущего театра: чем искуснее ведется диалог с богами, тем вероятнее достижение их благосклонности. Здесь же впервые сформировалась и была осознана одна из важнейших социальных функций будущего театра — идеологическая. Близость к богам дает жрецам власть; для того, чтобы ее поддерживать, необходимо формировать нужное общественное мнение и настроение, идеологическую доктрину. Высокая степень эмоциональной включенности участников обрядовых действ а позже — театральных зрителей , то есть коллективное переживание, делает их наиболее внушаемыми. Отсюда идет распространенное и вполне объективное утверждение, что театр есть общественная трибуна, с которой пропагандируется и внушается система политических, правовых, религиозных и других взглядов общества.
Вторая, не менее важная общественная функция театрального искусства — коммерчески-развлекательная, она скорее есть производная от идеологической как отвлечение от наиболее острых проблем. Вспомним лозунг римской черни эпохи императорской власти: «Хлеба и зрелищ» лат. Panem et circenses. И как любая индустрия развлечений, коммерчески-развлекательный театр способен приносить серьезную прибыль, что в свою очередь, является привлекательным для идеологических и властных структур. Так, обе социальные функции театра на протяжении всей его истории существуют во взаимообусловленном единстве, порой переплетаясь самым прихотливым образом. Первый — выбор литературной основы спектакля на самых ранних, архаичных стадиях — выбор сюжета, повода для создания действа: праздник календарного цикла, подготовка к охоте и т.
Это большой подготовительный период, который проходит под руководством художественного руководителя театра. Его главными «действующими лицами» становятся коммерческий директор продюсер и главный бухгалтер театра: прежде всего, необходимо определить и утвердить финансовую смету спектакля. Этот, казалось бы, технический аспект театрального производства на деле закладывает основу как художественного решения, так и дальнейшего успеха будущего спектакля. Конечно, далеко не всегда можно выводить прямую зависимость крупного художественного достижения от размера суммы, вложенной в подготовку спектакля. Однако можно с уверенностью говорить о том, что недостаточное финансирование наверняка обеднит художественное решение постановки, а возможно и погубит ее. Финансовая смета спектакля учитывает огромное количество самых разных факторов.
Первые расчеты начинаются уже при выборе литературного материала. Здесь важен год написания пьесы — то есть подпадает ли ее автор под действие Международной конвенции об авторских правах. Необходимо знать и сценическую историю выбираемого произведения: если пьеса ставилась на сцене раньше, то речь пойдет только о выплате процентов автору с ее каждого будущего публичного исполнения на сцене. Если же пьеса ставится впервые, то расходы возрастут: необходимо будет выкупить право на постановку. Если речь идет о переводной пьесе, то аналогичным образом решаются и проблемы перевода. Скажем, пьесы Шекспира в оригинале давно уже стали мировым достоянием, и «авторские» проценты платить не нужно.
Однако в зависимости от времени исполнения выбранного варианта перевода необходимо подсчитать размер гонорарных выплат переводчику или его наследникам. То же касается выплаты гонораров инсценировщику, автору дополнительных текстов и т. Немалое значение имеет и количество действующих лиц выбранной пьесы: здесь речь пойдет не только об оплате работы актеров, но и о финансовом планировании репетиционного процесса — как «развести» репетиции нового спектакля с эксплуатацией уже идущего репертуара. Следующая статья расходов — гонорар режиссера-постановщика. Здесь недостаточное финансирование повышает фактор художественного риска: молодой «недорогой» приглашенный режиссер может быть талантливым, но зачастую недостаток постановочного опыта может привести как к творческой неудаче, так и к непредвиденным дополнительным расходам, необходимость которых обнаружится уже в период репетиций. Те же самые проблемы встают перед руководством театра при определении всей постановочной группы которое производится уже при участии постановщика спектакля и с учетом всех его пожеланий : сценографа , художника по костюмам, композитора, балетмейстера, постановщика сценического движения и т.
Финансовая смета будущего спектакля учитывает не только гонорары постановочной группы, но и сами средства его художественной выразительности: визуальное декоративное оформление, принципы музыкального оформления написание оригинальной музыки или подбор уже существующих музыкальных произведений, запись музыкального оформления — то есть расходы на звуковую студию, оркестрантов и пр. Здесь финансовые и художественные проблемы увязаны в единый прочный узел. Станиславского было принципиальным изготовление костюмов из настоящих тканей, а не их театральной имитации когда художественная роспись дешевой ткани и правильная постановка света создают при взгляде из зала полную зрительную иллюзию драгоценных материалов. Это, несомненно, существенно увеличило стоимость костюмов, однако помогло актерам добиться большей художественной подлинности в исполнении ролей. Или: воплощение в жизнь одной из самых ярких художественных находок начала 1970-х — т. В подготовительный этап входит распределение ролей с учетом не только творческих возможностей актеров, но и сметы оплаты их работы.
В репертуарном театре распределение ролей производится, как правило, на штатных актеров труппы. В этом случае, казалось бы, не приходится думать о дополнительных гонорарах — актеры участвуют в репетициях нового спектакля «за зарплату». Однако здесь большое значение имеет сложное планирование репетиций, осуществляемое заведующим труппой. Если актер широко занят в идущем репертуаре, то репетиции нового спектакля могут привести к т. Эти расходы необходимо закладывать в смету. Казалось бы, в антрепризном театре планировать репетиции проще — сумма общего актерского гонорара определена, длительность репетиционного процесса — тоже.
Однако здесь неминуемы свои сложности.
Особенно мысль о конце пришлась по душе прессе, которая, под аккомпанемент рассуждений об исторической исчерпанности миссии "Современника", многое сделала, чтобы внушить эту мысль зрителю. Таким, в самых общих чертах было положение театра, когда в 1972 году труппа проголосовала за то, чтобы художественное руководство театров приняла на себя Галина Волчек.
Вопреки прогнозом театр не умер. Но восстановить разрушенное было нелегко. Спектакль по пьесе Ч.
Айтматова и К. Мухамеджанова "Восхождение на Фудзияму", поставленный Галиной Волчек в 1973 году, показал, что театр не растерялся, что он верен своим художественным и гражданским принципам, что "Современник" жив! Этапной для театра стала и следующая работа Галины Волчек "Эшелон" по пьесе Михаила Рощина, написанная специально для конкретных исполнителей ролей.
Из более чем ста спектаклей, поставленных на сцене театра за все годы его существования, почти две трети написаны авторами специально для "Современника" и впервые увидели свет рампы именно на его сцене. Отсюда началось шествие пьес Людмилы Петрушевской, Александра Галина, Владимира Гуркина, Николая Коляды и многих других по многим сценам нашей страны и за рубежом. Поначалу своего помещения театр не имел, и первые спектакли проходили на разных сценических площадках.
В 1961 г. В 1974 г. Площадка оборудована по последнему слову техники и может трансформироваться в зависимости от желаний режиссеров.
Но если балет в Советском Союзе был предметом официальной гордости, то драматический театр после семи лет застоя расцвел именно при Хрущеве. Сам он, будучи Первым секретарем ЦК КПСС, театры посещал редко, однако выйдя на пенсию, стал бывать там чаще, в том числе и в «Современнике», родном и самом ярком детище «оттепели». Впоследствии в своих мемуарах Хрущев сам написал, что театр в Советском Союзе оставался своеобразным продолжением политической арены.
Хрущев также вспоминал, что Сталин нередко любил в театральной ложе обсуждать насущные для столицы вопросы. При Хрущеве послабления все-таки стали допускать — хотя бы отказались от практики обязательных постановок пьес, написанных по госзаказу. С другой стороны, некоторые вещи старались сильно не популяризировать.
Но всходы «оттепели» ждать себя не заставили. В 1956 году группа молодых актеров, в какой-то степени, в хорошем смысле этого слова, идеалистов, объявили о рождении нового театра. Борцы за возрождение лучших мхатовских традиций взяли для нового театра бьющее яркое название — «Современник» и поставили первой пьесу «Вечно живые» Розова о недавней войне.
сколько лет существует театр?
Сейчас в России одной из самых современных с точки зрения технического оснащения площадок про праву считается площадка «Барвиха Лакшери Вилладж». Здесь используются технологии спиралифтов, то есть компактных подъемных механизмов, создающих крепкую и устойчивую колонну из двух переплетенных полос из нержавеющей стали. Такая технология позволяет трансформировать пространство в считанные минуты. Например: планшет превратить в ярусный театр или банкетную площадку со столами, или поменять местами сцену со зрительным залом.
Малый драматический театр Постановка «Пьяные» в Большом драматическом театре Компания StagePro тесно сотрудничает с ведущими площадками страны, не только предоставляя в аренду, но и продавая оборудование, которое используется в ежедневной работе. Например, в Малом драматическом театре Льва Додина и в Большом драматических театре Андрея Могучего для ряда спектаклей декорации построены на строительных конструкциях Layher, которые, по задумке режиссеров, часто открыты взгляду зрителя. Фестивальные сцены — прошлое и настоящее В двадцатом веке сформировался новый формат массовых выступлений — фестивали.
Конечно, на первых из них сценические конструкции были довольно пимитивными. Сколоченный помост, первые попытки использования трубных конструкций строительных лесов, на которых ставились колонки и пытались повесить декорации — всё в духе «эпохи хиппи». Или посмотрите на весьма скромный сценический сет группы Битлз.
Концерты Битлз Концерт Пола Маккартни в 2004 году А вот во что это превратилось чуть позднее, потому как помимо использования модульных конструкций, большое развитие сценических решений произошло благодаря английской компании TATE, о которой мы уже говорили. Концерт в честь 850-летия Москвы Основным толчком для развития российской фестивальной сцены послужило 850-летие Москвы в 1997 году с грандиозным концертом Жана-Мишеля Жарра и лазерным шоу на здании МГУ. Тогда в Россию привезли первый набор строительных лесов и впервые закупили европейское оборудование — это были первые комплекты Layher.
Эпоха самоварных конструкций, сделанных на коленках, закончилась. Современные фестивальные сцены неотрывно связаны с высокими технологиями: организаторы используют video-mapping, объемные конструкции, превращающие площадку в объемную инсталляцию, устанавливают на ней многометровые экраны, пиротехнику, световое и звуковое оборудование по последнему слову техники. Фестиваль Tomorrowland Крупнейшее событие для поклонников электронной музыки в Бельгии привлекает туристов не только хедлайнерами, но и своими удивительными сценами.
Проходящий в небольшом городке Бум фестиваль за восемь лет с его запуска посетили 180 тыс. В 2019 году действие проходило на 18 сценах. Больше всего внимания всегда привлекает главная сцена фестиваля, которая представляет собой масштабную, нашпигованную современными технологиями, инсталляцию.
Как она выглядит можно увидеть на фото. Всемирные игры кочевников 2018 На фото выше — сцена Всемирных игр кочевников, международных спортивных состязаний по этническим видам спорта, проходившие в Кыргызстане на побережье озера Иссык-Куль в 2018 году. Придумала и собрала её компания Stage Pro.
Основной декорацией стал многоуровневый сценический комплекс, на который выводились световые проекции, создавая объемную картину. Сцена, образованная на первом плане, в ширину растянулась на 70 метров, а общий фронт застройки превысил 200 метров. Оборудование, которое привезли в Кыргизскую республику, чтобы оснастить площадку, заняло 25 еврофур.
Kонцертный тур группы U2 Похожая на паука 360-градусная сцена тура долгое время занимала первое место в Книге рекордов Гиннеса как самая высокая сценическая конструкция. Помимо модульных конструкций для её строительства используются высоконагрузочные фермы в виде опорных башен, которые выполняют роль подвеса звуковых и световых приборов. Часть их располагается в аудитории и служит для расположения дилейного звука, а также для приборов следящего света и так называемых крыльев.
Она была так же высока, как 23-этажный дом 69,37 метров , а её общая площадь составила 2900 квадратных метров. Организаторы использовали 1,3 тыс.
Римские же актеры были выходцами из среды рабов или вольноотпущенных. В древнегреческих театрах в основу представлений были положены мифы, трактовавшиеся по-своему актерами и авторами пьес. Римский театр практически полностью перенял сюжеты из греческой драматургии, обработав их для римских зрителей. Расцвет древнегреческой драматургии приходится на пятый век до н. Это были времена Эсхила, Софокла и Еврипида. В развитие римского театра большой вклад внес грек Ливий Андроник, обучавший греческому и латинскому языку сыновей римской знати. Известен также Гней Невий, достигший славы благодаря своим комедиям.
Оцените статью.
Популярным стали крепостные театры. Русский театр в XIX веке отличался некой двуликостью — с одной стороны он продолжал все так же остро реагировать на различные социальные и политические изменения в государственном устое, а с другой — совершенствоваться под влиянием литературных новаторств.
Девятнадцатый век становится хорошей платформой для появления и развития многих талантливых драматургов, которые своим творчеством делают огромный вклад в развитие театрального искусства. Самой яркой персоной драматургии первой половины столетия является Н. Он не был драматургом в классическом смысле этого слова, но, невзирая на это, сумел создать шедевры, которые мгновенно обрели мировую славу и популярность. Развитие Русского театра Первые десятилетия XIX века отмечены нарастающим развитием русского театра: увеличивается популярность театрального искусства.
На смену крепостному театру приходит «вольный театр» — государственный и частный. Наряду с русскими оперной, балетной, драматической труппами там выступали иностранные — французская, итальянская. На содержание последних тратились особенно большие средства. Постепенно сложилось так, что драматические спектакли давались преимущественно в Малом театре.
В Большом ставились чаще балетные и оперные спектакли. В первой половине XIX века большую часть театрального репертуара занимали спектакли, оперы и балеты, поставленные по классическим европейским произведениям. Но постепенно европейских авторов стали вытеснить отечественные: В. Озеров, А.
Пушкин, Н. Гоголь, М. Лермонтов, А. Грибоедов, А.
Толстой, М. Салтыков-Щедрин и другие. Настоящим прорывом стало творчество А. Спектакли по его произведениям с успехом шли в Малом московском театре и петербургском Александринском.
Это было новым «словом» в драматургии, рождением нового, «живого», театра. На оперные и балетные постановки оказали большое влияние члены так называемой «Могучей кучки», или «Балакиревского кружка». В него входили: М. Балакирев; М.
Мусоргский; А. Бородин и Н. Римский-Корсаков М. Балакирев А.
Бородин Н. Римский-Корсаков Композиторы, как и литераторы, тяготели к отечественной истории, пытаясь передать через музыку основные черты национального характера, отразить «правду жизни». Таким же новаторов, как А. Островский, только в музыке, был П.
Чайковский, написавший множество балетов и опер. В русских театрах с большим успехом шли его «Лебединое озеро», «Пиковая дама», «Евгений Онегин». Театральная публика выработала и стала соблюдать некие правила: определённая одежда для мужчин и женщин не бальная, но вечерняя отсутствие головных уборов строгая рассадка зрителей в зале как по чинам и рангам, так и по театральному статусу до второй половины XIX века разрешение для дам размещаться только в партере запрет дамам появляться без сопровождения мужчин дурным тоном считалось опозданием на представление экспрессивное выражение эмоций было не принято аплодировать могли только мужчины запрет на напитки и еду в партере невозможность женщинам покидать свои места во время антрактов Направления искусства в театре В конце XVIII —начале XIX в. Идеи прирожденного равенства всех людей и «естественного человека», раскрытые в творчестве целого ряда драматургов и актеров, помогали выявить общественную и нравственную недопустимость рабства.
Внимание драматургов привлекали при этом внутренний мир человека, его душевные конфликты. С другой стороны, в тех сентиментальных драмах, которые были проникнуты охранительными тенденциями, проявлялось стремление к сглаживанию жизненных противоречий, черты слащавой идеализации, мелодраматизма. Сентиментализм освобождал игру актеров от власти принципов классицизма и содействовал разрушению традиций этой системы, развитию романтических и реалистических тенденций. Развитие романтизма в русском театре начала XIX в.
Обсуждение новых пьес и игры актеров становится не только постоянной темой бесед и дебатов в литературных салонах Москвы и Петербурга, но и проникает в печать. Театральные новости, рассуждения о театре появляются почти во всех изданиях начала XIX века. В одном из наиболее серьезных и популярных журналов того времени «Вестнике Европы» создается в 1802 году специальный театральный раздел, где печатаются рецензии на спектакли, статьи о театре и актерах. Некоторое время этот раздел ведет тогда тоже еще молодой поэт и литератор В.
В 1808 году появляется первый театральный журнал в России — «Драматический вестник» Шаховского. Актёры находились под ведомством дирекции и могли перемещаться из труппы в труппу при необходимости. В 20-30 гг. XIX века, когда началось масштабное строительство театров в Санкт-Петербурге, Москве и других крупных городах, актёры получили возможность играть на постоянных и хорошо оборудованных сценах; часто при театрах открывались актёрские школы.
Несмотря на то, что театр, балет и опера были любимыми развлечениями русской аристократии, труд оплачивался низко и даже «звезды» сцены зарабатывали очень мало. Актёров приписывали к низшим слоям населения; использовались такие методы взыскания, как штрафы и аресты. Будучи формально свободными людьми, они полностью зависели от произвола дирекции. При поступлении на казенную сцену актеры заключали с дирекцией контракт на три года.
Но малейший протест против условий контракта мог привести к его расторжению и, следовательно, оставить актера без работы. Часто подвергались актеры подобным наказаниям не за какие-либо дисциплинарные нарушения, а за творческую самостоятельность. Отказ балерины Новицкой от роли, которая не соответствовала ее данным вызвал целую «административную бурю»: генерал-губернатор Петербурга Милорадович, слывший большим театралом, вызвал «ослушницу» и угрожал ей «смирительным домом». Угроза так сильно подействовала на Новицкую, что на другой же день она захворала «нервическою горячкою» и через несколько дней ее не стало.
Но постепенно стали появляться целые актёрские династии; в 1896 году было учреждено звание «Заслуженный артист Императорских театров». Актёры начали формировать новый слой русской интеллигенции. Реформы и новый этап Реорганизация театрального управления, либеральные реформы 60-ых годов и деятельность В. Белинского В 1803 году было издано распоряжение, предоставляющее казенным театрам право на устройство публичных маскарадов и на печатание театральных афиш.
Но есть одно "но" — свобода. Добавьте к этому свободу действия и получится сериал "Мир Дикого Запада". Зрителю не сообщают, куда идти и что смотреть. На нескольких этажах здания в каждой комнате что-то происходит. Каким получится спектакль для каждого конкретного зрителя — как минимум с точки зрения последовательности и состава эпизодов, — зависит от того, как и по какому принципу он там будет перемещаться", — объяснил Киселев. В старинном особняке XIX века на нескольких этажах разворачивается таинственная история семьи Алвингов. Перед началом спектакля вас попросят надеть маску, а все личные вещи оставить на входе.
В особняк запускают группами, после чего каждый зритель волен идти, куда ему захочется. Например, можно следовать за одним персонажем и увидеть его историю от начала и до конца. А можно бродить по одному этажу, подсматривая тайны постояльцев. Можно хоть сидеть на одном месте, и все равно вокруг что-то будет происходить. Историческая память Другое важное направление, которое выделяется на фоне всего прочего, — спектакли о советской эпохе. Появляется много маленьких фестивалей, маленьких лабораторий, посвященных проблеме памяти. Люди собираются вместе и разговаривают о том, кем были их дедушки, кто где жил, что такое голод послевоенный, как он изменил географию страны, как после войны вообще люди возвращались и так далее", — рассказал критик.
Это видно даже по главной театральной премии страны — большинство номинантов "Золотой маски" — это спектакли, так или иначе описывающие советское время. Например, "Родина" режиссера Андрея Стадникова. Глобальный сюжет в том, как утопия многопартийной системы государства в считанные годы схлопнулась и выстроилась вертикаль тоталитарного режима", — рассказал Киселев. Самое важное в этом спектакле — это актерский состав. Всех, кроме Сталина которых там два и Троцкого, играют женщины-блондинки в первом акте 48 девушек-волонтеров, непрофессиональных актрис, исполняют специально написанную для них сюрреалистическую пьесу — марш. Там выстроен такой зиккурат, пирамида посреди большущего черного зала, — это зрительные сектора, обращенные в четыре стороны, зрители сами себе выбирают места прекрасный образ абсолютной демократии в строго заданных рамках и смотрят какую-то небольшую часть спектакля. Они мало что увидят, мало что услышат, и это — главный художественный образ этого спектакля.
Когда ты ничего не понимаешь, мало что видишь, мало слышишь, но чувствуешь какое-то серьезное напряжение, и глобально догадываешься, что происходит, — это очень похоже на нас с вами, когда мы пытаемся осмыслить, что произошло в ХХ веке с Россией", — добавил он. Документальный театр Близко этому по достоверности, но не по исполнению, направление документального театра, которое называется "вербатим".
История Императорских театров
Люди стали посещать театры, возникло такое понятие, как светский бал. В этот театральный период возник Голливуд, который угрожал американскому театру.[114] Однако театр за это время не пришел в упадок, а фактически был известен и замечен во всем мире.[114] Теннесси Уильямс и Артур Миллер достигли всемирной известности в этот период. Профессиональный театр появился в 1672 г. В России развивалась культура, образование. И только через 14 лет, после триумфа на сцене театра эстрады оперы «Морозко», в 1979 году у театра появилось собственное новое здание на проспекте Вернадского, которое назвали «восьмым чудом света». первыми театральными педагогами были Сергей Григорьевич Розанов и Елена Дмитриевна Волкова.
От Древней Греции до современности: интересные факты во Всемирный день театра
За сценой работают тысячи человек, и миллионы зрителей по всему миру смотрят любимые представления. Россияне гордятся своим театром: пьесы ставят режиссёры, получившие награды всемирных премий, а сценическая музыка по праву считается классикой. Редакция издательства «Архипелаг» решила подробнее рассказать об истории театра в России. Photo by Dmitry Ant on Unsplash Скоморохи и праздники Первыми актёрами в российской истории были скоморохи — бродячие музыканты и акробаты, которые за вознаграждение исполняли танцы и пели на потеху публике. Обычно их приглашали на городские площади во время праздников, например, на масленицу, чтобы посмеяться над шутками и забавными выступлениями. Были среди них и артисты, которые путешествовали из региона в регион — так появились первые гастроли. Вскоре скоморохи перешли на службу к монарху — открылся придворный театр. Они выступали на пирах и празднествах, надевали дорогие и красочные наряды, делали декорации. В отличие от представлений в городе, при дворе артисты не импровизировали, а заранее выстраивали сюжеты сценок. Театр и православие Церковь с осуждением относилась к скоморохам, которые ассоциировались с «дьявольщиной» и нарушением правил поведения. Священники считали процесс перевоплощения актёра в роль — грехом, так как человек переставал быть самим собой, а значит, не мог себя контролировать.
Первый церковный театр появился в России в формате «школьных» выступлений.
Место для нового здания театра определили на Красной площади, а открыли его зимой 1702 года. Здесь шли пьесы о военных победах России и представления на исторические сюжеты. Кунст не только руководил труппой, но и обучал театральному искусству детей.
Театр действовал до 1706 года, после чего актеры покинули Россию. При дворе постоянно гостили иностранные артисты, которые развлекали знать. Первый национальный постоянно действующий театр появился при императрице Елизавете Петровне в 1756 году в Санкт-Петербурге. Он был публичным, представления могли за плату посетить все желающие.
Иногда актеры давали бесплатные спектакли для придворных. Руководил государственным театром поэт и драматург Александр Сумароков. Представления пользовались большой популярностью, все билеты на них быстро раскупали. Портал «Культура.
РФ» благодарит за вопрос читателя Тимура из Москвы. Кузьма Петров-Водкин. В верхнем ярусе театра. Общая схема росписи зрительного зала 1-го Советского театра в Оренбурге.
Так, странствующий средневековый кукольник мог один изготовить своих «артистов», ширму для представления, пищик и свой костюм. В подготовке же современного антрепризного мюзикла может участвовать не одна сотня специалистов, включая, например, экзотического для российского театра директора по кастингу. Или: единственный театр в небольшом городе, куда приглашается для участия в спектакле актер-«звезда», может не нуждаться в широкой рекламной кампании — для серии аншлагов будет достаточно информационного обеспечения. Однако обойтись без работы по каждому из этапов невозможно, что, собственно, подтверждается всей огромной историей мирового профессионального театра. В то же время конкретные пути становления и развития профессионального театра в разных странах и государствах имели свои отличительные черты, связанные с социальным устройством, идеологической доктриной и, что важно, особенно с господствующей религией, в частности, со степенью ее терпимости к архаическим религиозным воззрениям. В дальнейшем своем развитии театры разных стран шли по разным путям. Театр Востока. Для традиционного театра Востока преемственность обрядово-ритуальных действ свойственна в наибольшей степени. Только там до сего дня бережно сохраняются многочисленные формы архаичных традиционных театров — драматического, кукольного, музыкального; причем сохраняются не как застывшие музейные экспонаты, а как живое художественное течение, имеющее своих многочисленных поклонников.
Это одинаково справедливо для символического, семантически нагруженного, традиционного театра Индии как его народной, так и придворно-аристократической линий ; театра Японии особенно Ноо, Кабуки, театра кукол Дзёрури ; театра Китая в котором традиционно сильны музыкальная, вокальная и танцевальная линии. К театрам этого типа примыкают все формы индонезийского культового театра Ваянг: ваянг-кулит театр теней ; ваянг-голек театр объемных кукол ; ваянг-топенг театр масок ; ваянг-оранг театр живого актера и мн. Все эти формы сохранены сегодня в живом контексте культуры. При всем разнообразии форм и видов театра Востока к ним относятся также мистериальный тибетский театр Цам; балийский мимико-пластический театр — о нем как об откровении писал Антонен Арто; вьетнамский театр Туонг, и мн. В первую очередь это высокая степень семантической насыщенности всех его элементов, а следовательно — условности изобразительных средств. В определенном смысле этот театр всегда был адресован искушенному, «посвященному» зрителю, способному считывать сложный символический код пластики, жестикуляции, мимики. В этом сохраняются традиции ритуальных действ — диалога с богами. На такой путь развития театра и сохранения его традиционных форм, несомненно, оказал благотворное влияние его традиционно высокий общественный статус: занятия театром на Востоке всегда были уважаемым и почтенным делом. Сакральность театрального действия помогала сохранять его близость к религиозным ритуалам.
Во многом эти особенности театра Востока определялись его развитием под эгидой и в рамках буддизма театр юго-восточных цивилизаций — и под влиянием индуизма. Театр Африки. По сходному пути шло развитие традиционного театрального искусства в Африке. Сохранившиеся в незыблемости старинные религиозные верования и древние анимистические культы обусловили и сохранение традиционных ритуальных представлений, насыщенных танцами, пластическими действами, песнями, барабанными ритмами маримбы и тамтамов. Эти традиционные представления проходят на открытом воздухе, и приурочены к различным знаковым событиям — сбору урожая, окончанию полевых работ, удачной охоте, примирению племен, рождению ребенка и т. У африканских народностей, относящихся к мусульманской конфессии Южная Нигерия и др. Театр Европы. Наиболее драматичным и противоречивым было развитие европейского театра, развивавшегося под влиянием христианской религии. Если в Древней Греции театр считался государственным делом и соответственно драматурги и актеры были уважаемыми гражданами и могли занимать высокие общественные должности , то во времена Римской Империи общественный статус театрального искусства сильно понизился.
Представления устраивались все чаще, но основной упор в них переносился на зрелищность. Театральные представления заменялись получившими огромное распространение гладиаторскими боями, проходившими в Колизее и других театральных зданиях. Здесь же устраивались и более кровавые зрелища — массовая охота, единоборства со зверем, публичное растерзание дикими зверями безоружных людей главным образом, осужденных преступников. Активно развивались цирковые игры — состязания колесниц, кулачные бои и др. Театральное искусство постепенно приходило в упадок. К этому времени оно окончательно утеряло связь с ритуалом и свой сакральный характер. Изменилось и социальное отношение к актерам: из уважаемых граждан, общественных деятелей они перешли в самые низшие слои общества. Средневековый театр. Однако времена римской империи были не самыми печальными в мировой истории театра.
Во времена становления христианства молодая религия боролась с пережитками язычества и его ритуалов, несомненно, прослеживавшихся в театральном искусстве. Актеры окончательно превратились в изгоев общества и подвергались жестоким преследованиям. Светские театры были закрыты; зрители объявлены заблудшими душами, актеры — детьми сатаны и вавилонской блудницы. Этап гонений на театр продолжался около тысячи лет: уже в 14 в. Актерам было отказано даже в загробной жизни — их, вместе с самоубийцами, хоронили за кладбищенской оградой, вне освященной земли. Европейский театр в христианских странах должен был погибнуть, но этого не произошло. Крохотные мобильные труппы уцелевших мимов и одиноких странствующих комедиантов, рискуя жизнью, показывали свои представления в деревнях и селах. В их творчестве сохранилось то, что позволило начать возрождение театрального искусства. Затаенный процесс упорно шел по всей Европе, об этом свидетельствует то обстоятельство, что в каждой европейской стране странствующие комедианты назывались по-разному: гистрионы , жонглеры, шпильманы, франты, менестрели, хугляры, мимы и др.
Особый интерес представляли ваганты, бродячие певцы-сказители из среды недоучившихся семинаристов и разжалованных священников. В творчестве странствующих актеров, и особенно вагантов, развивалась преимущественно сатирическая линия, оппозиционная официальной идеологии. Это на первый взгляд кажется парадоксом, но на деле оборачивается закономерностью. Религия обращена не только к разуму, но и к эмоциям человека. При этом самой сильной эмоцией является коллективная — на ней, собственно, строится сакральное воздействие богослужений. В том числе христианских, православных литургий и католических месс. Опыт формирования коллективного переживания, достижения катарсиса, накопленный театром за века его существования, оказался бесценным. Примерно к 9 в. К этому времени относится возникновение литургической драмы.
Интересно, что на этом этапе театр как бы вернулся к своим истокам архаические театральные действа, несомненно, представляли собой мистерии , но на новом уровне уже не языческой, а христианской идеологии. И вновь, как на первоначальном этапе существования театра, возникает осознание необходимой профессионализации: только профессионалы могут гарантировать высокое и стабильное качество своей работы. Однако профессиональное возрождение европейского театра началось не через актера он еще в течение долгого времени оставался социальным изгоем , а через т. Вопросы финансирования постановки мистерии решались просто: каждый из евангельских эпизодов отдавался на художественное оформление одному из городских цехов ремесленников. Фактически сегодняшние спонсоры показа телевизионных передач или художественных фильмов действуют по той же средневековой схеме: предоставляя свою продукцию для участия в мистерии, ремесленный цех получал возможность отрекламировать свое производство и своих мастеров, а также продемонстрировать благосостояние своего цеха. Собственно, здесь зарождались основы технологий паблик рилейшнз , управляющие формированием профессиональной репутации. Пекари заваливали своими изделиями стол в эпизоде Тайной Вечери; ювелиры предоставляли драгоценности для подарков волхвов Божественному Младенцу; ангелы, изгоняющие из рая Адама и Еву, демонстрировали предоставленное оружейниками снаряжение и т. Большинство ролей в мистериях исполнялись также мирянами-ремесленниками — кстати, так закладывались основы самодеятельного театра. Стремление каждого ремесленного цеха перещеголять остальных и поразить воображение публики привело к образованию и становлению новых профессий.
Например, прообразом сегодняшних каскадеров были «conducteurs des secrets» «руководители секретов» , продумывающие разнообразные сценические чудеса и трюки, от «вознесения на небеса» до пиротехнических эффектов ада. Или художники по костюмам, ведь необходимо было сшить не просто богатое платье, но адаптировать его для сценического действа.
В то время правил царь Алексей Михайлович, актерами придворного театра были иностранцы, школьного — учащиеся. После смерти Алексея Михайловича деятельность придворного театра приостановилась до прихода к власти Петра I. Он относился к «зрелищам» положительно, но, помимо развлекательной, он стал наделен еще и пропагандистской функцией. В 1702 году появился театр для широких масс — публичный. Его здание называлось «Комедиальной храминой», там давались представления немецкой труппой. Народ этот театр не принял. Хотя Петр I и не достиг своей цели, не сделал театр любимым местом людей, общедоступным и популярным, но он заложил к этому все необходимые предпосылки.
Зрелый этап в истории театрального искусства Данный промежуток истории создания театра в России самый важный. На этом этапе театр стал приобретать те черты, которые привычны современному человеку, оформился в серьезное профессиональное сообщество. Эта же дата является днем основания Александринского театра в Петербурге. Произошло это при Елизавете Петровне. Особенностью театра того времени было одновременное участие в постановках и русских, и иностранных артистов. Именно на этом этапе исполнение ролей впервые было доверено не только мужчинам, но и женщинам. Екатерина II придавала большое значение театру, при ней в Петербурге существовало три труппы, тратилось фантастическое количество средств на развитие этой отрасли. Помимо развития государственных, Екатерина уделяла внимание и частным театрам дворян, существовал, например, театр Шереметьева, Волконского, Румянцева. Даже в провинции создавались свои помещичьи труппы.
Строился русский театр, а именно сами постановки, по образцам французских коллег. Во главе французской школы актерского мастерства стоял И. Дмитревский, воспитавший не одно поколение прекрасных актеров. А вы знали? Представляем вниманию читателя еще некоторые занимательные факты из истории театрального искусства. Во времена, когда Пушкин был жив, театры в России были не полностью сидячими. Дальние ряды занимали люди, стоящие на ногах все представление. Знаковой пьесой в истории российского театрального искусства является «Недоросль» Д. Стародума положительного персонажа первым сыграл как раз упомянутый выше Дмитревский.
В 1803 году императорские театры были разделены. Появились драматическая и музыкальная труппы, оперная и балетная, как части музыкальной. Господство французской школы игры на российской сцене продлилось вплоть до XIX века. Именно тогда русский театр, наконец, встал на ноги и пошел по собственному пути. Перенятый опыт стал хорошей базой, а открытие новых талантливых русских композиторов, актеров, танцоров подняло театр на высокий уровень. Арапов стал первым, кто описал всю историю русского театра в одной энциклопедии — «Летописи русского театра». Появляются театральны журналы и профессиональные критики. Таким образом, развитие театра дало толчок, в том числе, и русской литературе. Самый знаменитый театр Москвы История Большого театра начинается с даты 28.
Именно в этот день в Москве императрицей Екатериной II была подписана «привилегия» для князя Петра Урусова, разрешающая ему содержать театр в течение десяти лет.
История возникновения театра.
Когда появился театр знают немногие. А возник он в эпоху ритуальных и культовых празднований. Театр – это многогранное понятие, но чаще всего под ним подразумеваются вид искусства и место, где это искусство полноценно раскрывается. Считается, что первый театр появился в Древней Грециии, а одно из первых упоминаний театральной постановки относится к 534 году до нашей эры — когда на сцене поставили первую пьесу афинского поэта Феспида.
Когда проходит
- ТЕАТР, ТЫ – МИР! | Сельский труженик
- Придворные шуты
- История факта:
- Открытие театра «Современник»
- ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА
- Когда и где зародился театр. Когда появился первый театр?
сколько лет существует театр?
Смотрите видео онлайн «История театра. От истоков до сегодняшнего дня.» на канале «Театр Гоголя» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 16 июня 2023 года в 13:15, длительностью 00:03:53, на видеохостинге RUTUBE. Первый театр появился в Древней Греции. Это было довольно большое сооружение под открытым небом, где зрительские места располагались полукругом над сценой.В те времена в театре ставили пьесы только двух жанров – трагедии и комедии, которые. Самый первый «государев» театр появился в Москве при Алексее Михайловиче в 1672 году, но он не просуществовал и пяти лет. Первый театр появился в Афинах, в 497 году до н.э. Его появление было связано с состязаниями певцов, поэтов и актеров в честь праздника бога Диониса. А причем тут Дионис? Театр «шагает» по планете Игрищный этап История театра (история возникновения) Средневековье и влияние Церкви на культуру. Профессиональный театр появился в 1672 г. В России развивалась культура, образование.
История театра. От истоков до сегодняшнего дня.
В России театральная афиша появилась в XVIII веке, а распространение получила уже в следующем, XIX веке. Считается, что театр возник в Древней Греции в V-VI вв. до нашей эры. Спектакли проводились в построенных специальным образом амфитеатрах (о них в отдельном посте). Началось деление театров по видам: на рубеже 16-17 вв. появилась опера, с середины 18 в. – балет, в 19 в. – оперетта. Как повлияло развитие христианства на театр в Средние века и когда возник прототип современной коробки сцены.