Это конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой Местность украшена живописными национальными постройками Символ триединства мира, великое дерево Аал Луук мас. Шалаш якутов, обтянутый берестой.
Берестяной шалаш якутов - слово из 5 букв
Это конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой Местность украшена живописными национальными постройками Символ триединства мира, великое дерево Аал Луук мас. О ЯКУТАХ. Якуты — самый многочисленный коренной народ Сибири (почти полмиллиона человек). Ураса (якут. ураһа) — тип старинного летнего жилища якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берёстой. является ответом на вопрос: "Шалаш якутов обтянутый берестой" и состоит из 5 букв. Но следует подчеркнуть, что индигирские якуты жили исключительно в балаганах и в урасах конического типа – «голомо».
Берестяной шалаш якута 5 букв сканворд
Главная» Новости» Шпаргалка выступления 5 букв сканворд. 3. Введите буквы, если они известны. Жилище у якутов — конусообразный шалаш из жердей. Шалаш якутов, обтянутый берестой. 11. Переносное жилище у якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой. Урасá — летнее жилище якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой.
Ответы на сканворд дня из "Одноклассников" номер 20656
Сверху импровизированную крышу шалаша нужно покрыть тем, что есть под рукой, будь то листья или даже снег, в зависимости от погодных условий. Также отлично подойдет полиэтилен или любая ткань. Крыша шалаша одновременно является и его стеной тоже. Шалаш может быть совершенно любой формы, в зависимости от желания и возможностей его создателя. Для использования в зимнее время лучше всего подойдут шалаши конусной формы, у которых имеется горловина, способствующая выводу дыма из них. В таких шалашах можно будет разводить костёр, за счет можно получить дополнительное тепло и обогреть достаточное количество людей. Благодаря своей форме, шалаш отлично защищает от перемен погодных условий, поэтому их применяют во время стоянок, которые имеют длительность более суток. Если в наличии имеются все необходимые материалы, то для того, чтобы построить утепленный шалаш, рассчитанный на несколько десятков человек, нужно всего 4 часа. Вариант попроще можно возвести и гораздо быстрее. Одним из основных достоинств шалаша является скорость его возведения, а также достаточно низкие затраты энергии и материалов. В этом плане шалаш проигрывает только палатке.
Сегодня шалаши достаточно часто используют туристы, работники сельского хозяйства, рыбаки и охотники. Что касается применения шалашей в древнее время, то следующей ступенью в их использовании можно назвать то, что шалаши стали разборными и переносными. В основном, такие шалаши использовали различные кочевые народы.
Зимнее жилище джие представляло собой юрту из вертикально поставленных бревен, обмазанных глиной, с пологой двухскат-ной крышей; в углу имелся очаг. К джие пристраивался загон для скота хотон.
На севере жилищем служил чум, аналогичный эвенкскому. С середины ХIХ в. Летние жилища располагались у рек и озер и представляли собой конические юрты ураса , крытые берестой. Традиционная бревенчатая юрта имеет форму усеченной пирамиды. Снаружи юрты обыкновенно обмазываются глиной и навозом, а крыши покрываются землей; внутри юрты ставится глиняный камелек с трубой для выхода дыма; кругом стен идут неподвижные нары.
Чтобы год был благополучным, а мечты непременно исполнились, якуты касаются всех сторон коновязи. Неподалёку от установленный сэргэ создаётся своего рода капище. В центре маленького круга, созданного из бересты и лент, строится миниатюрный шалаш. Он представляет собой уменьшенную копию настоящего жилища якутов. Неподалёку от него, возле огня, якуты расставляют посуду, наполненную кумысом, напитком, что готовится из кобыльего молока. Главным обрядом Ысыаха является Кюн Керсютэ — встреча восходящего солнца. В день летнего солнцестояния не принято ложиться спать, ведь можно пропустить рассвет. Появление светила на небосклоне для якутов связано с необыкновенным чудом.
Солнце возвещает о наступлении поры возрождения, о новом цикле жизни. Именно при проведении Кюн Керсютэ совершается окуривание и разведение костра, дым которого призывает небесных богов спуститься на землю. На Ысыах якуты встречают солнце Ысыах — один из самых причудливых и таинственных праздников, что успешно сохранился до наших дней и продолжает жить. Его обряды могут показаться необычными или странными, но в них заключена суть верований предков якутов, их культура, которая бережно сохраняется, переходя от одного поколения к другому. Узнавая об особенностях обычаев, невольно проникаешься безграничным уважением к якутскому народу, что сумел сберечь для нас удивительный и очень древний праздник Ысыах.
Поговорив с ним, познакомившись, парни вернулись домой и рассказали всё отцу Омогою. Услышав это, Омогой велел позвать его. Парни снова пришли к тому человеку и сказали: «Отец велит придти к нему». Он подчинился, пришёл с парнями. Эллэй очень понравился Омогою. Он стал хорошим работником, крепким, лучшим из лучших. Он был искусным мастером, обладал даром благословения, охотником и к тому же человеком, который ни от какой работы не отказывался. Эллэй несколько лет жил у Омогоя тихо, спокойно, на правах домочадца и работника. Позже овладел языком, стал разговаривать с Омогоем. Однажды, когда Эллэй отправился за табуном лошадей, жена говорит своему старику: «Старик, надо же, когда Эллэй входит в дом, тебя пробирает сильная дрожь, видно, твоя душа чует какую-то беду, видно, этот человек станет кем-то другим? Видно, станет он родоначальником, ведь и лицом, и сноровкой лучше других. Как ты, старик, думаешь? Во время спора жена поднесла Омогою в берестяном сосуде с ободком кумыс и предложила дождаться, когда в дом войдёт Эллэй. Как только он стремительно вошёл в дом после работы — тут же кумыс из берестяного сосуда с ободком, который держал в руках Омогой, расплескался, затрясся подол его верхней одежды и взлетел вверх осиновый лист, который был приколот женой к его подолу. Вот только тогда Омогой признался себе, что страшится Эллэя. Вот так живя, решили они по совету старухи, которой понравился Эллэй, выдать за него замуж любимую младшую дочь Чэмэй Куо. Поэтому однажды Эллэю сказали: «Выбери из двух дочерей ту, которую хочешь взять в жёны, чтобы дать начало новому роду». На это Эллэй не сказал ни «да», ни «нет», слушал только о чём-то думая. По поверьям тех времён, Эллэй подкараулил, когда девушки выйдут помочиться, и увидел, что моча нелюбимой дочери Эбэ-лэй Чымаа вздувается белой пеной, как закипевшее в горшке молоко. Заметив это, он рассудил, что она будет плодовитой. Запомнил, и когда Омогой и его жена повторили своё предложение, он сказал им: «Я беру в жёны Эбэлэй Чымаа». Тогда Омогой с женой, не одобряя его, в приданое дали коней и рогатый скот некрасивой масти, затем, говоря: «В чьей обширной поляне-усадьбе больше скота соберётся, тем, мол, и будет владеть каждый из нас, пусть, мол, скажет своё слово наша судьба», — отделили от себя Эллэя с женой, прогнав их из своей усадьбы в сторону юга. После этого любимая дочь Омогоя, считая: «Не суждено мне стать человеком, потому что Эллэй выбрал себе в жёны не меня, а некрасивую, нелюбимую сестру», — повесилась. Эллэй в южной стороне на небольшой чистой поляне построил для себя жилище, изготовил орудия труда. Он поставил себе юрту, воткнул на середине поляны берёзки, сшил берестяную посуду для молочных продуктов, развёл дымокур для спасения скота от гнуса. Жена Эбэлэй Чымаа, сшив из бересты пластины, соорудила самую лучшую урасу. Её она назвала Могол ураса. А сам Эллэй смастерил чорон [2] , деревянную посуду, кожаный мех, мутовку. Настало время щедрого угощения в честь поселения в большую урасу.
Сканворд. Легкий дом якута - 5 букв, какой ответ?
Если зимою в окна вставлялись льдины, то летом их заменяли рыбьи пузыри, брюшина, слюда и лишь у зажиточных якутов были настоящие стекла. Пол был обычно земляным. Немногочисленной была и домашняя утварь: вдоль стен располагались нары — "ороны", служившие местом для сна, круглый стол, табуретки, полка для посуды и камелек — открытая печь.
Пол земляной. В условиях резко континентального климата Якутии с очень холодными зимами и жарким летом, ураса как летнее жилище, была очень удобна: в берестяной высокой урасе в жаркую погоду всегда прохладно, а воздух — свежий и чистый. В таких жилищах якуты жили с мая по август с августа по май — в зимних бревенчатых жилищах — балаганах. Причём на зиму ураса не разбиралась, это жилище стационарное. По размерам различают три вида урасы. Могол ураса — большая, предназначенная для приёмов гостей.
Высота урасы зависит от количества опоясок — жердей, горизонтально связывающих остов жилища. В Якутии известна богатая ураса высотой 8,5 м с диаметром основания 6,5 м.
Вот так живя, решили они по совету старухи, которой понравился Эллэй, выдать за него замуж любимую младшую дочь Чэмэй Куо. Поэтому однажды Эллэю сказали: «Выбери из двух дочерей ту, которую хочешь взять в жёны, чтобы дать начало новому роду». На это Эллэй не сказал ни «да», ни «нет», слушал только о чём-то думая. По поверьям тех времён, Эллэй подкараулил, когда девушки выйдут помочиться, и увидел, что моча нелюбимой дочери Эбэ-лэй Чымаа вздувается белой пеной, как закипевшее в горшке молоко. Заметив это, он рассудил, что она будет плодовитой. Запомнил, и когда Омогой и его жена повторили своё предложение, он сказал им: «Я беру в жёны Эбэлэй Чымаа».
Тогда Омогой с женой, не одобряя его, в приданое дали коней и рогатый скот некрасивой масти, затем, говоря: «В чьей обширной поляне-усадьбе больше скота соберётся, тем, мол, и будет владеть каждый из нас, пусть, мол, скажет своё слово наша судьба», — отделили от себя Эллэя с женой, прогнав их из своей усадьбы в сторону юга. После этого любимая дочь Омогоя, считая: «Не суждено мне стать человеком, потому что Эллэй выбрал себе в жёны не меня, а некрасивую, нелюбимую сестру», — повесилась. Эллэй в южной стороне на небольшой чистой поляне построил для себя жилище, изготовил орудия труда. Он поставил себе юрту, воткнул на середине поляны берёзки, сшил берестяную посуду для молочных продуктов, развёл дымокур для спасения скота от гнуса. Жена Эбэлэй Чымаа, сшив из бересты пластины, соорудила самую лучшую урасу. Её она назвала Могол ураса. А сам Эллэй смастерил чорон [2] , деревянную посуду, кожаный мех, мутовку. Настало время щедрого угощения в честь поселения в большую урасу.
Здесь на лавку, расположенную против входа в урасу, накинули подстилку, сшитую из конской шкуры, назвав её «белая подстилка с чёрными пятнами». Затем к семье Омогоя Баая отправили гонца передать приглашение. Вместе с первым гонцом приехала жена Омогоя, и, хоть долго противился, по третьему приглашению и Омогой приехал. Сошлось довольно много людей. Эллэй всех собрал в одном месте, поил-потчевал их кумысом и кушаньями. Затем Эллэй впервые в этом краю, подняв чорон с кумысом вверх, став на одно колено, стал говорить якутское молитвенное восхваление в честь богинь Иэйэхсит и Айыысыт [3] , кропя кумысом Духу-хозяину своего очага, благословлял их и просил счастья. С тех пор и поныне этот самый главный праздник белого изобилия для якутов — Ысыах — отмечают в день летнего солнцестояния. Сыновей звали: Лабынгха Сююрюк стал шаманом, а затем улетел в безвестную даль.
От него пошли родоначальники отдельных наслегов кангаласцев. Был сын по имени Дьуон Дьаабы, от него произошёл Ботурусский род, ныне Таттинский. От других сыновей произошли другие улусы [4] , которые назывались их именами Намцы, Борогонцы, Мегинцы]. Он был хорошим кузнецом, шаманом, охотником, лучшим из работников. Сам всем сыновьям назвал, указал самые лучшие земли-угодья, в которые они отправились и обжили их. По книге Г. Ксенофонтова «Эллэйада» 1977 и сборнику «Предания, легенды и мифы саха якутов » 1995 Бэрт Хара и быстроногая Тыасааны Тыгын, потомок Эллэя, был правителем якутского народа и жил в долине Туймада в местности, где теперь расположен город Якутск.
Задачи: Изучить литературу по проблеме исследования. Познакомиться с традиционными жилищами северных народов Узнать, в чем сходство и в чем отличие традиционных жилищ. История появления жилищ. Одна из самых первых потребностей человека — нужда в жилище. Да и не только человека. Птицы вьют гнезда или устраивают их в дуплах, многие животные роют норы, а есть и такие искусные «мастера», как, например, бобры, которые выстраивают себе поистине настоящие хоромы. Люди используют жилище со времён первобытнообщинного строя. Первоначально это были различные пещеры, гроты и пр. Поскольку естественные обиталища не могли удовлетворить всех нужд древних людей, началось их обустройство. Древнейшими жилищами людей, обитавших на равнинах, служили землянки и шалаши. Изменения климата, похолодания, вынуждали людей всё активнее заниматься строительством жилищ. При первоначальном отсутствии специальных инструментов, рабочим материалом служили деревья, а также кости животных. Первобытные люди предпочитали селиться на ровной или слабо пересеченной местности поблизости от воды. Поэтому поселения размещались, как правило, неподалеку от ручьев или озер, у слияния рек, на равнине или пологих склонах холмов. Климат, несомненно, в значительной степени обуславливал образ жизни и тип жилища первобытного человека. Из жизни современных отсталых народов, населяющих тропики, известно, что в засушливые периоды они вполне удовлетворяются легкими шалашами кратковременного характера, предохраняющими их от палящих лучей солнца или от жаркого ветра. Только в дождливый сезон они ищут убежища, от тропических ливней занимая скальные навесы и пещеры или поднимая жилище над поверхностью земли, чтобы избежать затопления дождевыми водами. На открытой местности без естественных скальных навесов первобытные охотники строили полуземлянки или землянки, т. Вход был неширокий, до 80 см. Недостаток света и сравнительно небольшое количество находок заставляют думать, что хижина использовалась главным образом как место отдыха и ночлега; видимо, основная жизнь, когда позволяла погода, проходила на площадке у входа в пещеру. Там расчленялись туши убитых животных и изготавливались нужные орудия. Хижина давала охотникам крышу над головой и иллюзию уюта в длинные зимние вечера. Здесь они могли заниматься изготовлением инструментов, о чем свидетельствует большое количество мелких осколков. Жилища народов Севера Наша планета богата и очень разнообразна. В разных ее уголках живут совершенно не похожие друг на друга люди. У всех у них разные условия жизни, привычки, желания, но их объединяет один фактор, у всех возникает потребность в жилье. Даже дома и те, у всех разные. Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга, иглу и юрта. Они и сейчас сохраняют свою актуальность, так как соответствуют всем требованиям непростых условий севера. Чум — жилище северных оленеводов. Согласно легендам северных народов, чум играет важную роль в жизни человека, так как их появление является одновременным. Еще с древнейших времен охотники Сибири создавали себе укрытие в виде легких конических шалашей. Все путешественники и исследователи отмечают, что чум является жилищем, хорошо приспособленным к условиям кочевой жизни в тундре. Это жилище прекрасно приспособлено к кочевым условиям и используется народами, которые занимаются оленеводством. К ним относятся коми, ненцы, ханты, энцы. Чум — это переносная, разборная постройка, которая представляет собой конусовидную платку из жердей, крытую сшитыми из оленьих шкур или бересты полотнищами. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах, осадки в виде дождя и снега скатывается с крутых боков. Остов чума состоит из 25-40 шестов, в зависимости от площади жилища, которая, в свою очередь, зависит от размера семьи и времени года так, летние чумы чаще всего меньше по размерам зимних. Шесты заготавливаются обычно в зимний период, когда оленеводы подходят к лесам. Их делают из стволов ели длиной около 5 метров, с круглым сечением. Два основных шеста — прямоугольного сечения. В верхней части каждого из них делается по сквозному отверстию — для веревочной петли, скрепляющей другие, продеваемые через нее, жерди. Зимние покрышки шьются из шкур взрослого оленя: две нижние мехом внутрь и две наружные мехом наружу. В верхних углах каждой покрышки имеются специальные «кармашки», в которые вставляют шесты и поднимают их, закрепляя на остове чума. На изготовления мехового покрытия чума требуется около 60 шкур оленей, что в пересчете на количество оленей заставляет относиться людей к жилищу как к весьма ценному материальному объекту. Вследствие этого покрышки никогда не меняют целиком, а только заменяют протершиеся местами шкуры по необходимости. Шкура оленя обладает тепло — сберегающим свойством, благодаря которому в чуме сохраняется тепло. Традиционное летнее покрытие чума изготавливалось из полос вываренной бересты. На чум уходило четыре — пять сшитых полотнищ: два покрывали, как правило, верхнюю часть чума, два-три - нижнюю. Бересту вываривали в кипятке до эластичного состояния и, складывая ее в несколько слоев для прочности, сшивали сухожильными нитками в полотнища. Вываренная береста обладает значительной эластичностью и прочностью, не пересыхает в течение долгого времени. Наряду с берестяными покрышками в летний период шили покрышки из брезента или сукна на них требуются не менее 80 м , использовались также старые чаще всего внутренние зимние покрышки из оленьих шкур. Традиционно установка чума предполагает строго определенный порядок.
Легенды и сказки Севера
Ниже представлены все слова с определением «берестяной шалаш якутов 5 букв», которые найдены в нашей базе. Но следует подчеркнуть, что индигирские якуты жили исключительно в балаганах и в урасах конического типа – «голомо». Одежда якутов изготовлялась из кожи и меха, с конца XIX в. из покупных тканей. Культ лошади способствовал формированию у якутов различных обрядов, обычаев традиций. Домашнее задание: нарисовать одно из традиционных построек якутов.
Легкая постройка
Духи-хозяева мест, по верованиям якутов, занимали второстепенное значение в охотничьих делах. По верованиям якутов охотничья удача зависела от благосклонности Баай Байаная Баай Барылааха. Этот дух представлялся как веселый шумливый старик, обросший седыми волосами, похожий на якута или на тунгуса. Существовал целый ряд подчиненных ему духов. Их якуты признавали за братьев главного духа-хозяина леса или полагали, что эти духи являются домочадцами Баай Байанай Баай Барылааха. Вилюйские якуты верили в существование духов-хозяев, способствовавших размножению птиц и зверей. Эти духи носили общее наименование байанаев или эсэкээнэв.
От их воли зависел успех охоты. Главным из них был Баай Барылаах — создатель крупных зверей: медведей, лосей и прочих. Впрочем, считалось, то у каждого вида зверей был и свой эсэкэн. Помимо эсэкээнов они верили в существование Сээркээн Сэсэна — хозяина темного леса и посыльных эсэкээнов — дочерей гибкотальникового, березового и других лесных массивов. Дух-хозяин тайги любил тишину и обладал хорошим слухом. Поэтому жертвоприношения производились в тишине.
В жизни не старались говорить о добыче, чтобы он не услыхал.
Якутский язык наряду с русским является одним из государственных языков Республики Якутии. Религия До того, как Якутия вступила в состав России, народ исповедовал религию Аар Айыы - вера в то, что все якуты являются детьми Танара — бога и родственника 12 Белых Айыы Якуты верили, что ребенок еще с момента зачатия окружен духами иччи и небожителями, верили в злых и добрых духов, духов-хозяев и духов умерших шаманов. У каждого рода было животное-покровитель, которого нельзя было называть по имени и убивать. Якуты верили, что мир состоит девяти ярусов, в которых обитают существа, невидимые в мире людей, но оказывающие на него большое влияние. Духам, которые живут в верхнем мире, в жертву приносили лошадей, тем, кто живет в нижнем мире — коров. Важное место занимал культ женского божества плодородия Айыысыт. Left Right В 18 веке в Якутию пришло христианство, и большая часть коренного населения стала православными христианами. Но массовая христианизация в большинстве была формальной, якуты нередко принимали ее из-за льгот, которые им полагались взамен, и долгое время поверхностно относились к этой религии. Христианизация якутов Сегодня большинство якутов - христиане, но распространена и традиционная вера, пантеизм, агностицизм.
До сих пор в Якутии есть шаманы, правда, их крайне мало. Жилище Традиционно якуты вели полуоседлый образ жизни и имели летнее и зимнее жилище. Ураса Летним жилищем служила «ураса» — тип старинного летнего жилища якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берёстой. Считается, что ураса это самая древняя форма якутских жилищ. Устройство урасы несложно: длинные, наклонно поставленные жерди опираются на обруч. В землю по кругу вкапывалось 10—12 столбов высотой около 2 м. Прикрывалась ураса кусками бересты. Дверь делалась в виде берестяного занавеса, вышитого различными узорами. Left Right В таких жилищах якуты жили с мая по август. Причём на зиму ураса не разбиралась, ураса - жилище стационарное.
Балаган «буорджие» Зимним жилищем выступал бревенчатый балаган, представлявший собой деревянную юрту со слегка наклоненными внутрь стенами. Конструктивная основа юрты — вбитые в землю столбы и лежащая на них горизонтальная рама из брёвен. На раму опирались крыша и стены из пластин и жердей с наружной толстой глиняной обмазкой. Балаган имел нечетное количество окон, которые зимой прикрывались льдом, летом слюдой, рыбьим пузырем или последом теленка. Left Right У богатых балаганы отличались большими размерами и часто имели пристройку — хлев для скота. У бедных балаганы были ниже и меньше по площади основания. Занятия Основными занятиями якутов были скотоводство, охота, рыболовство. Скотоводство у якутов было примитивным, пастбищным. Разводили они в основном коней. Лошадей круглый год содержали на подножном корму, сено запасали лишь для молодняка.
Развитой отраслью якутского хозяйства была охота. Охотились верхом на лошади с луками и стрелами на пушных и копытных зверей и птицу.
Яранга чукчей. Эвены яранга.
Чукотская яранга. Охотники вогулы. Балаган жилище якутов. Туэдзи удэгейцев.
Жилище удэгейцев. Зимнее жилище удэгейцев. Летнее жилище удэгейцы. Якутская ураса внутри.
Жилища народов Ханты и манси. Традиционное жилище манси. Традиционное жилище хантов и манси. Дауры соломенная Хижина.
Соломенная Хижина хиличурлов. Хижина с соломенной крышей. Соломенная крыша. Традиционное жилище кочевых народов Коми.
Чум — традиционное жилище народов севера.. Чум эвенков. Могол ураса. Рисунки жилище алтайцев.
Жилище иллюстрация. Шалаш древних людей. Конический шалаш покрытый шкурами. Чум — конический шалаш из жердей.
Жилища финно-угорских народов. Шалаш чум из жердей. Нанайская фанза. Жилище нанайцев.
Летнее жилище нанайцев. Летнее нанайское жилище из бересты. Юрта шорцев. Юрта якутов.
Ханты и манси жилище 16 век. Юрта вогула. Жилища народов Сибири 17 века. Традиционное жилье народов Сибири.
Жилища народов России. Яранга Чукотка. Чум шалаш. Чум покрытый берестой.
Якутия национальное жилище. Чум яранга юрта иглу. Индейская Национальная изба фигвам. Чум юрта яранга вигвам.
Аил традиционное жилище алтайцев. Жилище алтайцев юрта. Жилище алтайцев в 17 веке. Юрты алтайцев 19 век.
Вигвам жилище индейцев Северной Америки. Жилище индейцев племени Сиу. Яранга чум вигвам. Горная Шория Шорцы.
Кроссворд — игра, состоящая в разгадывании слов по определениям. К каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом. Штат чиновников 6 букв 2. Начало страха 5 букв 3. Процесс в геологии 5 букв 4. Антипод зимы 4 буквы 5. Запись хода собрания 8 букв 6. Гвардейский 4 буквы 7.