Новости режиссер параджанов

Известный кинорежиссер Георгий Параджанов получил травму утром 7 февраля во дворе дома на севере столицы. А.К.: На самом деле Параджанов стал самим собой задолго до двух своих вершин середины шестидесятых.

Сергей Параджанов: Хочешь быть свободным, будь им!

Хотя внешне его личная жизнь после этой трагедии складывалась вполне благополучно. В середине 50-х, будучи в Киеве, он женился на украинке, два года прожившей в Канаде, — Светлане Щербатюк. Элегантная, красивая, она вполне могла быть фотомоделью. У них родился сын, которого назвали Суреном. Белокурый, как и его мать, мальчик внешне мало что взял от своего отца, который его обожал.

Но жить в семье с Параджановым было сложно. Он был человеком непредсказуемым, странным, и многие его причуды воспринимались людьми как безумие. Соседи Параджанова по Тбилиси, когда он чудил, обычно говорили: «Сумасшедший на свободе». Свою жену Параджанов заставлял принимать участие в его мистификациях и причудах.

Он настаивал, чтобы она чистила яблоки каким-то необыкновенным образом, ставила чашку на стол не так, а эдак, котлеты укладывала на блюдо особенным образом. Как напишет позднее К. Калантар: «Параджанов выдумывал и придумывал в жизни так же, как рисовал, как создавал коллажи или куклы, как писал сценарии и ставил фильм. Его творческая жизнь не знала пауз, она была столь интенсивна, что фантазия его продолжала «выдавать продукцию» и в перерывах между занятиями профессиональным искусством, когда он просто общался с людьми.

Кто-то знал Параджановачеловека, кто-то Параджанова-художника, а был один Параджанов — творец вымышленного прекрасного мира». Судя по всему, Светлана Щербатюк так и не сумела приспособиться к причудам своего мужа и в 1961 году, взяв с собой сына, покинула его дом. Но Параджанов навсегда сохранил в своем сердце любовь к этой женщине. Рассказывают, что когда он впервые увидел в Киеве известную актрису Вию Артмане, то грохнулся перед ней на колени, произнося восторженные слова восхищения.

Внешне Артмане была очень похожа на его бывшую жену Светлану Щербатюк. И эта женщина оставила след в творчестве Параджанова: она снималась в автобиографической ленте «Исповедь» в образе молодой супруги, а один из эпизодов сценария был посвящен ее золотому локону. Вспоминает Сурен Параджанов: «Отец прожил с мамой недолго. Конфликтовал с тестем-коммунистом, да и мама была недовольна его образом жизни.

Постоянные гости, застолья и изнурительная работа. Беспокойный человек. По 30—40 человек ежедневно в доме принимать, кому это понравится? А он без этого не мог.

Когда отец с матерью разошлись, потом они все равно подчерживали дружеские отношения. Он ею гордился. Мама преподавала в университете русский язык как иностранный. Милая, порядочная женщина, она любила его и до сих пор не может забыть.

Говорит, что отец был уникальным человеком. Хотя часто знакомил меня с очередной «будущей мачехой», но бабником не был. А мать всегда ревновал…» Однако вернемся к началу 60-х. На момент развода Параджанов успел снять в Киеве два фильма: «Первый парень» 1959 и «Украинская рапсодия» 1961.

Первая картина, комедия из деревенской жизни, была типичным продуктом тех лет. В ней рассказывалось о том, как озорной сельский парень Юшка влюбился в комсомольскую активистку Одарку, но та отвергла любовь «темного» и отсталого парня. Тогда Юшка решил стать первым парнем на деревне и завоевать любовь комсомолки. Он стал заниматься спортом и в конце концов, после целой серии недоразумений, сумел завоевать сердце любимой.

Второй фильм Параджанова — мелодрама. Главная героиня его простая украинская девушка Оксана Марченко, участница черевенской самодеятельности, становится певицей с мировым именем. Но даже победа на престижном конкурсе не приносит ей счастья. Она не может забыть своего любимого, с которым ее разлучила война.

По законам мелодрамы, все заканчивается благополучно: любимый парень Оксаны благополучно бежит из фашистского плена и на перроне немецкого вокзала встречается со своей любимой. Не стал откровением и третий фильм Параджанова, который вышел на широкий экран в 1962 году. Он назывался «Цвеюк на камне». Его действие разворачивается в строящемся шахтерском городке.

С энтузиазмом работают на стройке комсомольцы, однако вскоре в их жизнь врываются пришлые лючи — члены религиозной секты, которые заманивают к себе чевушку Христину. Однако шахтерам — Арсену, влюбленному в Христину, и Люде, в которую влюблен бригадир молодежной шахты, удается вырвать девушку из рук сектантов. Стоит отметить, что съемки этого фильма были омрачены [рагедией. На роль Христины была приглашена восходящая; везда советского кино 22-летняя Инна Бурдученко.

Студентка 1-го курса Киевского института театрального искусства имени Карпенко-Карого, она прекрасно дебютировала в религиозной драме Виктора Ивченко «Иванна» 8-е место в прокате 1960 года, приз Всесоюзного кинофестиваля в Минске. Вместо нее эту роль сыграла Людмила Черепанова. Между тем «Цветок на камне» вызвал серьезные нарекания со стороны руководителей украинского кинематографа, и его прокат был ограниченным — отпечатали всего лишь 158 копий фильма. Его посмотрели всего 5 миллионов зрителей.

Таким образом, за десять лет своего пребывания в кинематографе Параджанов снял четыре фильма, которые не принесли ему ни славы, ни почета. Ни один серьезный специалист в области кино не мог предположить, что режиссер, снимавший такие посредственные ленты, может достичь чего-то большего. И вдруг произошло чудо — в 1966 году Параджанов снимает на киностудии имени А. Довженко «Тени забытых предков».

Фильм, который стал одним из самых ярких событий советского кино первой половины 60-х. Рассказывает Л. Григорян: «Появление «Теней забытых предков» стало не просто премьерой, а в буквальном смысле взрывом, открытием нового самобытного художника, новой личности со своим ярким, ни на что не похожим видением мира. Феномен этого парадоксального «рождения», когда вчера еще безвестный режиссер стал известен всему миру, прежде всего в том, что Параджанов одним из первых уловил возникновение новой шкалы ценностей, огромную потребность в эстетике естественных сил бытия.

Нельзя не отметить, что одним из решающих факторов, способствующих самораскрытию Параджанова, стал литературный источник картины — повесть Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков»… В картине Параджанова ощущается мощный поэтико-философский заряд прозы украинского классика. И все же бесхитростная любовная история, рассказанная нам с экрана, могла бы стать еще одной достаточно тривиальной экранизацией. Примеров тому множество. Но над фильмом работал талантливый коллектив.

Кроме Сергея Параджанова, это были сценарист Иван Чендей и оператор фильма Юрий Ильенко, который воплотил в этой ленте свою уникальную кинопоэтику. Принципиально отличаясь от всех предыдущих работ режиссера, она помогла Параджанову вступить в новую для него сферу художественных интересов. Весь его последующий путь, полный страстных и глубоких исканий, можно охарактеризовать словами поэта: «До сущности протекших дней, до их причины, до основанья, до корней, до сердцевины…» Фильм Параджанова был удостоен приза на Всесоюзном кинофестивале в Киеве 1966. И все же на Западе там фильм демонстрировался под названием «Огненные кони» интерес к нему был гораздо большим, чем на родине.

В 1965 году он был удостоен премии Британской академии, призов на фестивалях в Риме и Мар-дель-Плате. Всего за два года проката за рубежом фильм соберет на различных международных фестивалях 28! Приведу лишь несколько откликов на тот фильм в зарубежной прессе. Газета «Экспресс» Франция , 27 марта 1966 года: «Тщательный анализ фильма позволяет сделать вывод, что Параджанов создал великолепную поэму в стиле барокко, которую будут очень хвалить или очень ругать».

Журнал «Экран» Польша , 1966 год: «Это один из удивительнейших и изящнейших фильмов, какие случалось нам видеть в течение последних лет. Поэтическая повесть на грани реальности и сказки, действительности и привиденного, достоверности и фантазии… Воображению Параджанова, кажется, нет границ. Красные ветви деревьев, геометрическая композиция внутри корчмы с немногочисленным реквизитом на фоне белых стен, Палагна на лошади под красным зонтом и с полуобнаженными ногами, грубость погребального ритуала с омовением умершего тела и сцена оргиастических забав в финале… Параджанов открывает в фольклоре, обычаях, обрядах самобытный культурный ритуал, в рамках которого действительность реагирует на беспокойство и трагедию личности». Правда, не все критики отзывались о фильме столь восторженно, были и иные мнения.

К примеру, в газете «Нувель литтерер» один из критиков написал, что фильм «сложный, интересный и… достаточно скучный». Между тем в 1966 году Параджанов приступает к новой работе — по собственному сценарию он снимает фильм «Киевские фрески», посвященный событиям Великой Отечественной войны. Стоит отметить, что руководители украинского Госкино отнеслись к желанию Параджанова снять фильм о войне с большой настороженностью. Они прекрасно понимали, что художник времен «Первого парня» и «Украинской рапсодии» в Параджанове навсегда уМер и на свет родилось нечто новое и совершенно для них непонятное.

И такой Параджанов им уже был не нужен. В итоге после первых проб «Киевских фресок» чиновники обвинили режиссера в химерном и мистически-субъективном отношении к событиям Великой Отечественной войны и дальнейшие съемки запретили. Именно тогда Параджанов окончательно осознал, что в Киеве ему работать больше не дадут. И он переехал в Ереван, где на студии «Арменфильм» ему пообещали создать все условия для работы.

Там он снимает документальную одночастевку «Акоп Овнатанян», а в 1968 году приступает к съемкам художественного фильма «Цвет граната» «Саят-Нова» , В картине, состоящей из нескольких миниатюр, была сделана попытка показать духовный мир средневекового армянского поэта Саят-Новы, писавшего на армянском, грузинском и азербайджанском языках, историю его любви, его отношение к религии, светской власти, народу. Григорян пишет: «Велика на первый взгляд разница между героем «Теней забытых предков» — простым крестьянским парнем, живущим в дебрях Карпат, и бывшим придворным поэтом, удалившимся в такие же заповедные армянские горы, выбравшим себе стезю монаха, погруженного в поиски смысла бытия. Но роднит их единая страсть. Отказываясь от привычных житейских ценностей, они избирают духовное, платоническое начало, что в конечном счете и определяет их судьбу.

При всем том, что здесь мы снова видим щедрое использование этнографических и декоративных решений, фильм «Цвет граната» стал, однако, принципиально новым шагом в творчестве Параджанова. Если в «Тенях забытых предков» применялись разнообразные кинематографические методы: динамическая камера, эксперименты с пленкой, сложные комбинированные кадры и т. Налицо откровенный, порой даже вызывающий переход к «антикино», но приход к нему Параджанова не просто новаторский эксперимент, а путь, обусловленный логикой эстетических поисков…» «Антикино» Параджанова было весьма скептически воспринято руководителями Госкино. Они не поняли новаторских идей режиссера, однако вслух в этом не признались.

Они скрыли свое непонимание под расхожей формулировкой «народу такое кино не нужно». И фильм почти четыре года лежал на полке. И только в 1973 году его выпустили в прокат, однако Параджанов к этому уже не имел никакого отношения. Он отказался монтировать картину, и за него это сделал другой режиссер — Сергей Юткевич.

Таким образом, на сегодняшний день существуют две версии фильма: авторский, который почти никто не видел и который находится в запасниках «Арменфильма», и фильм Юткевича, который вышел в прокат. Однако и этот вариант чиновники побоялись выпускать широко и отпечатали всего лишь 143 копии. Его посмотрели чуть больше миллиона зрителей. Справедливости ради стоит отметить: отпечатай Кинопрокат значительно больше копий, результат был бы не лучшим.

Фильм действительно достаточно труден для восприятия массового зрителя. В одной из тогдашних газет было опубликовано сердитое письмо некоего зрителя, которое хорошо передает ограниченные возможности массового зрительского восприятия: «На экранах нашего города долго шел фильм «Цвет граната». Что показал режиссер в этом фильме?.. Что-то среднее между балетом и балладой, актеры двигаются, словно заводные куклы, исполняя на сцене мифические пантомимы!..

В зрительном зале вспыхивал смех — до того неожиданной и глупой была очередная выходка актера… Есть прекрасный фильм, поставленный на аналогичную тему, — «Алишер Навои». Вот откуда надо было брать опыт. Реализм, а не историческая фантазия — вот принцип нашего кино!.. Могу только сказать, что они притягивают своей красотой.

Ведь красота и простота — часто не одно и то же. Например, «Цвет граната» Параджанова на мой взгляд, одного из лучших кинорежиссеров современности поражает совершенством красоты. Но красота этого фильма, который захватывает вас, поглощает целиком, — отнюдь не простота». Между тем фильм «Цвет граната» продержался в прокате всего лишь несколько месяцев, после чего был снят.

Повод был серьезный — в декабре 1973 года Параджанова арестовали.

Vartanov Boy with a Movie Camera. February 25. The Hall of Frescoes. Special appearance on January 22 by Martiros M.

Their personal Paradjanov archive has been damaged and they have no place to live temporarily staying with friends.

Уголовное дело, заведенное в 2014 году в России на украинского кинематографиста и активиста Майдана Олега Сенцова по подозрению в террористической деятельности, прекрасно вписывается в судебно-предупредительную систему санкций, схожую с иранской, но гораздо менее при этом щадящую. Впрочем, в отличие от Панахи и Расулофа, Сенцов в своем творчестве никогда не обращался к политической проблематике, поэтому и судебное преследование, и последовавшая за ним голодовка с требованием освободить украинских политзаключенных в России связаны с гражданской позицией режиссера, а не с его художественными замыслами.

До крымских событий Сенцов успел снять всего один фильм — дебют «Гамер» 2011 о юном симферопольском геймере, отправляющемся на международный турнир по компьютерным играм, картина была представлен на фестивале в Роттердаме. Второй фильм — «Носорог» 2013 — остался незавершенным. Приписываемая Ленину фраза: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» — иллюстрирует просветительско-пропагандистский потенциал кинематографа.

Это обстоятельство создавало хорошие условия для его технического развития, но при этом режиссерам предлагалось следовать определенным политическим инструкциям. Жизнь и карьера Сергея Эйзенштейна оказались под угрозой, когда в 1937 году Иосиф Сталин приказал уничтожить пленки с фильмом «Бежин луг», где история Павлика Морозова рассказывается как история предателя. Режиссеру тогда чудом удалось избежать ареста как считает Наум Клейман, такая милость связана с тем, что Сталин надеялся сделать Эйзенштейна своим личным биографом.

Реабилитировал его вышедший в 1938 году «Александр Невский». В 1939-м был арестован, а позже расстрелян по обвинению в контрреволюционной деятельности наставник Эйзенштейна, театральный режиссер и теоретик Всеволод Мейерхольд, поставивший также несколько фильмов. Со слов Винер-Лациса, одного из выпускников студии Мейерхольда, причиной ареста режиссера является его излишняя прогрессивность — он строил революционный театр, свободную культуру, которую большевики принять не могли.

Выступая в 1940 году с речью против фильма «Закон жизни» режиссеры А. Столпер и Б. Иванов, сценарий А.

Авдеенко , Сталин изобразил рукой вращение пленки в киноаппарате и сказал : «А что они? Они только крутили то, что он написал».

Выставка знакомит московского зрителя с экспонатами из Ереванского музея Сергея Параджанова — кинорежиссера, сценариста, художника, создателя культовых фильмов «Тени забытых предков» 1965 и «Цвет граната» 1968. В экспозицию вошли фотографии Параджанова, репродукции его коллажей и рисунков, кадры из фильмов. Выставка является одной из десяти сателлитных выставок Международного фестиваля книжной иллюстрации и визуальной литературы МОРС.

На открытии директор РГБИ Ада Ароновна Колганова отметила, что эта экспозиция — шаг к пониманию сложного, неординарного, философского мира выдающегося художника и режиссера. Выставка стала первым совместным проектом музея Сергея Параджанова и Российской государственной библиотеки искусств. Завен Андраникович Саркисян — основатель и директор музея Сергея Параджанова в Ереване рассказал об истории создания коллажей и фотоснимков.

Режиссера Параджанова реабилитировали к 100-летию со дня рождения

  • Происхождение
  • «Я — сумасшедший старик, рисующий цветы»: 100 лет назад родился Сергей Параджанов
  • Сергей Параджанов: биография, личная жизнь, фильмы ::
  • Кинорежиссер Георгий Параджанов попал в больницу после несчастного случая | 08.02.2024 | ИА

Кинорежиссер Георгий Параджанов доставлен в больницу

1966, 15 мин. Режиссёр Сергей Параджанов Актёры: Антонина Лефтий, Тенгиз Арчвадзе, Афанасий Кочетков, Вия Артмане. Выставка о режиссере Сергее Параджанове открылась в Ереване. Параджанов стал фактическим режиссером «Легенды о Сурамской крепости» (на бумаге режиссером значился Давид Абашидзе) и продолжил развитие поэтического метода. Хотя Сергея Параджанова и называют великим советским режиссером, сам он относился к существовавшему строю крайне негативно. Выставка о режиссере Сергее Параджанове открылась в Ереване.

Сергей ПАРАДЖАНОВ

Сергей Параджанов регулярно получал письма поддержки от Федерико Феллини, а Луи Арагон организовал Международный комитет по освобождению режиссера. Сергей Параджанов в 1984 году © Yuri Mechitov. Дмитрий Валерьевич Бакиров прочитал лекцию «Сергей Параджанов в поисках стиля, или Обратная сторона кино».

«Прошу отпустить меня в голом виде через советско-иранскую границу. Параджанов»

Новый сборник сценариев Сергея Параджанова раскрывает замыслы великого режиссера Кроме того, кино по самой своей природе ограничено финансовыми и идеологическими рамками и требует встроенности автора в социум, в который Параджанов если и согласен был вписываться, то на своих индивидуальных условиях. Зато инсталляции и рисунки можно создавать хоть в тюрьме, что Параджанов и делал, будучи осужден в 1974 году на пять лет по обвинению в мужеложстве и порнографии. Одна из кукол, сделанных им в тюрьме из лоскутов мешковины и проволоки, называлась «Лиля Брик» — в честь одной из его главных защитниц, развернувших общественную кампанию за его освобождение, состоявшееся на год раньше срока. Но вообще довольно удивительно, что человеку, так мало склонному к конформизму, удалось снять в Советском Союзе целых четыре фильма, официально признанных мировой историей кино как выдающиеся, — «Тени забытых предков», «Саят-Нова» «Цвет граната» , «Легенда о Сурамской крепости» и «Ашик-Кериб». Фото: Валерий Плотников Впрочем, Сергей Параджанов, родившийся в семье тифлисского антиквара-армянина и с детства привыкший к мультикультурной окружающей среде, вряд ли идентифицировал себя как гражданина советской империи: «Все знают, что у меня три родины. Родился в Грузии, работал на Украине и собираюсь умирать в Армении». Но даже на этом звездном фоне Параджанов выделяется беззаконной кометой, движущейся по своей особой, малопредсказуемой траектории.

В последнее время там появилось много людей, которые продают разные вещи очень дешево. Приблизительно знаю, что могут купить, в комиссионном магазине недалеко от моего дома покупаю, потом сдаю в тот магазин, и они уходят. Деньги небольшие, но на марки хватает. Или, например, прохожу по рынку, вижу — утюг дореволюционный продают, который еще на углях грели. Так легко еще никогда деньги не зарабатывал. Живу еще за счет того, что делаю ставки в лотерее на спортивные события, выигрываю постоянно. Я считаю, что хорошо разбираюсь в большом женском теннисе. А если разбираешься, то 100-200 грн в день можно выиграть без проблем, бывает, что и 400-500 грн. Когда деньги есть, люблю поехать на Бессарабку и купить у бабы Гали у нее Иосиф Кобзон любил отовариваться кусочек хорошего сала или помазухи. Намазал на хлеб — и прекрасная еда. Или домашнюю колбаску… — А как живет ваша мама, вдова Сергея Иосифовича Светлана? Так что как-то просуществовать можно. Конечно, хотелось бы, чтобы было более свободно в материальном плане. Когда у меня деньги появляются, я ей помогаю, покупаю лекарства. У меня тоже не всегда бывает. В основном, когда мама получает пенсию, раздает долги. К нам под дом, где мы живем, приезжают торговцы из сел, продают домашние продукты и часто дают нам в долг. С ними расплатишься, за квартиру заплатишь — на жизнь мало что остается. Но своей фамилией не козыряю. А вот мой двоюродный брат Георгий это любит. По фамилии он Хачатуров. Его мама — это моя тетя. Но он для карьеры поменял фамилию и теперь в Москве выдает себя за Параджанова. Мы иногда общаемся. Когда начались политические события, он выставил в доказательство своих слов в интернете фотографию, что он поддерживает политику России насчет Крыма, и папин коллаж. В результате теперь в Грузию его не пускают, в Украину тоже. Сколько раз ты сюда приезжал, с нашими красавицами встречался. Думал, что ему Путин под это дело денег подкинет, и он снимет полноценный фильм и станет великим режиссером. Ради Бога, пускай пытается, но в России тоже нет сейчас свободных денег, чтобы вкладывать их в сомнительные мероприятия. Ведь никто не знает, какой фильм он снимет. Если полнометражный, то это может быть сплошной убыток. А то, что ему запретили въезд в Украину и еще много куда, это точно. Армяне еще при его жизни делали ему в Ереване дом-музей. В доме, где он прожил всего неделю или две, они и открыли музей. Приехали в Тбилиси, забрали все вещи и увезли в Ереван, они и сейчас там находятся. Похоронили папу тоже там, в пантеоне, рядом с актером Фрунзиком Мкртчяном они с папой дружили , а между ними лежит композитор Арам Хачатурян. Когда армяне меня приглашают, я еду, но они это делают, когда им надо, а сейчас я им не очень-то нужен. Они хотят так: чтобы меня поселили в гостинице, я утром позавтракал и шел в музей на весь день, был под их присмотром, а я хочу проводить время по-другому, и их это не устраивает. Когда вы с отцом виделись в последний раз? Мне тогда было уже около тридцати лет. Я приехал к нему в Ереван — его тогда армяне забрали к себе, ухаживали, лечили по возможности. Но у него уже такая стадия рака была, что все это только оттягивало уход. Папа лежал в больнице, я жил там же, с ним. В память он приходил лишь на время. Еще при жизни папа любил устраивать сценарий своих похорон. Знал, кто будет нести гроб, кто венок… Он такие вещи любил. Правда, что он хотел дать вам женское имя? Когда я родился, он хотел назвать меня Давидом. Теща, когда узнала, сказала, что Давидом он станет только через ее труп. Она побежала к соседке Фаине Сидоровне, которая жила напротив нашего дома. Только через мой труп! Правда, Фаина Сидоровна потом и тут нашла что ответить, сказала, что Сурен по-ихнему Сруль. А руку не поднимал? Он водил меня в детский сад и в первый класс. В те годы практиковали детей отправлять на хозяйственные работы в села, и я поехал с классом под Киев собирать клубнику. Воспитатели стали оправдываться, мол, сколько нам денег на это выделяют, столько и кладем. Но у него были свои расходы. Я был проблемным ребенком и часто попадал в больницу, причем заболевания у меня были очень серьезные.

Ученики этого курса принимали активное участие в съемках фильмов своего учителя И. Савченко — «Третий удар» 1948 и «Тарас Шевченко» 1951. Последний фильм поело кончины режиссера пришлось «доводить» его ученикам. Вспоминает В. Шалуновский: «Когда во ВГИКе близилось время показа курсовых работ, когда готовились дипломные работы, студента Сергея Параджанова чуть ли не одновременно можно было увидеть сразу в нескольких местах. За день он ухитрялся побывать в Пушкинском, Историческом музеях, в библиотеке, на выставке, в антикварном магазине, на нескольких частных квартирах. Он уточнял, какой должна быть прическа у героини, какой перстень и на каком пальце она его носит, каков цвет и фасон платья. В одном доме он выпрашивал на пару дней кусок парчи, из другого, оставив в залог собственную кепку, приносил статуэтку…» Параджанов закончил ВГИК в 1951 году. Его дипломной работой была короткометражная лента «Андриеш» так звали пастушка из молдавской сказки. Спустя четыре года Параджанов вместе с режиссером Яковом Базеляном снимает на киностудии имени А. Довженко полнометражный вариант того же сюжета с тем же названием. Обращение Параджанова к теме молдавского фольклора было не случайным, это перекликалось с его личной судьбой. Их знакомство произошло случайно. Зайдя в ЦУМ, Сергей в парфюмерном отделе вдруг увидел девушку, которая произвела на него сильное впечатление. Чуть ли не в тот же день Сергей пригласил ее на свидание. Их роман длился несколько месяцев и закончился браком. Однако их счастье длилось недолго. Нигяр происходила из патриархальной семьи, в которой царили весьма суровые нравы. Когда в Москву приехали братья девушки и узнали, что она без ведома родственников вышла замуж, они потребовали у Параджанова крупный выкуп. У студента Параджанова таких денег не было, но он пообещал достать их, надеясь на помощь отца. В тот же день Иосифу Параджанову в Тбилиси полетело письмо, в котором сын буквально умолял дать ему требуемую сумму, обещая со временем обязательно ее вернуть. Но Иосиф был слишком обижен на сына за то, что тот изменил семейной традиции, не пошел по его профессиональным стопам, и в просьбе отказал. Финал згой истории был трагичен: родственники потребовали от девушки, чтобы она бросила нищего мужа и вернулась с ними на родину. Но та отказалась. И тогда родственники поступили с ней согласно своим патриархальным нравам — сбросили ее под электричку. Обращение Параджанова к молдавской теме было данью памяти любимой девушке, которую Параджанов не забыл до конца своих дней. Хотя внешне его личная жизнь после этой трагедии складывалась вполне благополучно. В середине 50-х, будучи в Киеве, он женился на украинке, два года прожившей в Канаде, — Светлане Щербатюк. Элегантная, красивая, она вполне могла быть фотомоделью. У них родился сын, которого назвали Суреном. Белокурый, как и его мать, мальчик внешне мало что взял от своего отца, который его обожал. Но жить в семье с Параджановым было сложно. Он был человеком непредсказуемым, странным, и многие его причуды воспринимались людьми как безумие. Соседи Параджанова по Тбилиси, когда он чудил, обычно говорили: «Сумасшедший на свободе». Свою жену Параджанов заставлял принимать участие в его мистификациях и причудах. Он настаивал, чтобы она чистила яблоки каким-то необыкновенным образом, ставила чашку на стол не так, а эдак, котлеты укладывала на блюдо особенным образом. Как напишет позднее К. Калантар: «Параджанов выдумывал и придумывал в жизни так же, как рисовал, как создавал коллажи или куклы, как писал сценарии и ставил фильм. Его творческая жизнь не знала пауз, она была столь интенсивна, что фантазия его продолжала «выдавать продукцию» и в перерывах между занятиями профессиональным искусством, когда он просто общался с людьми. Кто-то знал Параджановачеловека, кто-то Параджанова-художника, а был один Параджанов — творец вымышленного прекрасного мира». Судя по всему, Светлана Щербатюк так и не сумела приспособиться к причудам своего мужа и в 1961 году, взяв с собой сына, покинула его дом. Но Параджанов навсегда сохранил в своем сердце любовь к этой женщине. Рассказывают, что когда он впервые увидел в Киеве известную актрису Вию Артмане, то грохнулся перед ней на колени, произнося восторженные слова восхищения. Внешне Артмане была очень похожа на его бывшую жену Светлану Щербатюк. И эта женщина оставила след в творчестве Параджанова: она снималась в автобиографической ленте «Исповедь» в образе молодой супруги, а один из эпизодов сценария был посвящен ее золотому локону. Вспоминает Сурен Параджанов: «Отец прожил с мамой недолго. Конфликтовал с тестем-коммунистом, да и мама была недовольна его образом жизни. Постоянные гости, застолья и изнурительная работа. Беспокойный человек. По 30—40 человек ежедневно в доме принимать, кому это понравится? А он без этого не мог. Когда отец с матерью разошлись, потом они все равно подчерживали дружеские отношения. Он ею гордился. Мама преподавала в университете русский язык как иностранный. Милая, порядочная женщина, она любила его и до сих пор не может забыть. Говорит, что отец был уникальным человеком. Хотя часто знакомил меня с очередной «будущей мачехой», но бабником не был. А мать всегда ревновал…» Однако вернемся к началу 60-х. На момент развода Параджанов успел снять в Киеве два фильма: «Первый парень» 1959 и «Украинская рапсодия» 1961. Первая картина, комедия из деревенской жизни, была типичным продуктом тех лет. В ней рассказывалось о том, как озорной сельский парень Юшка влюбился в комсомольскую активистку Одарку, но та отвергла любовь «темного» и отсталого парня. Тогда Юшка решил стать первым парнем на деревне и завоевать любовь комсомолки. Он стал заниматься спортом и в конце концов, после целой серии недоразумений, сумел завоевать сердце любимой. Второй фильм Параджанова — мелодрама. Главная героиня его простая украинская девушка Оксана Марченко, участница черевенской самодеятельности, становится певицей с мировым именем. Но даже победа на престижном конкурсе не приносит ей счастья. Она не может забыть своего любимого, с которым ее разлучила война. По законам мелодрамы, все заканчивается благополучно: любимый парень Оксаны благополучно бежит из фашистского плена и на перроне немецкого вокзала встречается со своей любимой. Не стал откровением и третий фильм Параджанова, который вышел на широкий экран в 1962 году. Он назывался «Цвеюк на камне». Его действие разворачивается в строящемся шахтерском городке. С энтузиазмом работают на стройке комсомольцы, однако вскоре в их жизнь врываются пришлые лючи — члены религиозной секты, которые заманивают к себе чевушку Христину. Однако шахтерам — Арсену, влюбленному в Христину, и Люде, в которую влюблен бригадир молодежной шахты, удается вырвать девушку из рук сектантов. Стоит отметить, что съемки этого фильма были омрачены [рагедией. На роль Христины была приглашена восходящая; везда советского кино 22-летняя Инна Бурдученко. Студентка 1-го курса Киевского института театрального искусства имени Карпенко-Карого, она прекрасно дебютировала в религиозной драме Виктора Ивченко «Иванна» 8-е место в прокате 1960 года, приз Всесоюзного кинофестиваля в Минске. Вместо нее эту роль сыграла Людмила Черепанова. Между тем «Цветок на камне» вызвал серьезные нарекания со стороны руководителей украинского кинематографа, и его прокат был ограниченным — отпечатали всего лишь 158 копий фильма. Его посмотрели всего 5 миллионов зрителей. Таким образом, за десять лет своего пребывания в кинематографе Параджанов снял четыре фильма, которые не принесли ему ни славы, ни почета. Ни один серьезный специалист в области кино не мог предположить, что режиссер, снимавший такие посредственные ленты, может достичь чего-то большего. И вдруг произошло чудо — в 1966 году Параджанов снимает на киностудии имени А. Довженко «Тени забытых предков». Фильм, который стал одним из самых ярких событий советского кино первой половины 60-х. Рассказывает Л. Григорян: «Появление «Теней забытых предков» стало не просто премьерой, а в буквальном смысле взрывом, открытием нового самобытного художника, новой личности со своим ярким, ни на что не похожим видением мира. Феномен этого парадоксального «рождения», когда вчера еще безвестный режиссер стал известен всему миру, прежде всего в том, что Параджанов одним из первых уловил возникновение новой шкалы ценностей, огромную потребность в эстетике естественных сил бытия. Нельзя не отметить, что одним из решающих факторов, способствующих самораскрытию Параджанова, стал литературный источник картины — повесть Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков»… В картине Параджанова ощущается мощный поэтико-философский заряд прозы украинского классика. И все же бесхитростная любовная история, рассказанная нам с экрана, могла бы стать еще одной достаточно тривиальной экранизацией. Примеров тому множество. Но над фильмом работал талантливый коллектив. Кроме Сергея Параджанова, это были сценарист Иван Чендей и оператор фильма Юрий Ильенко, который воплотил в этой ленте свою уникальную кинопоэтику. Принципиально отличаясь от всех предыдущих работ режиссера, она помогла Параджанову вступить в новую для него сферу художественных интересов. Весь его последующий путь, полный страстных и глубоких исканий, можно охарактеризовать словами поэта: «До сущности протекших дней, до их причины, до основанья, до корней, до сердцевины…» Фильм Параджанова был удостоен приза на Всесоюзном кинофестивале в Киеве 1966. И все же на Западе там фильм демонстрировался под названием «Огненные кони» интерес к нему был гораздо большим, чем на родине. В 1965 году он был удостоен премии Британской академии, призов на фестивалях в Риме и Мар-дель-Плате. Всего за два года проката за рубежом фильм соберет на различных международных фестивалях 28! Приведу лишь несколько откликов на тот фильм в зарубежной прессе. Газета «Экспресс» Франция , 27 марта 1966 года: «Тщательный анализ фильма позволяет сделать вывод, что Параджанов создал великолепную поэму в стиле барокко, которую будут очень хвалить или очень ругать». Журнал «Экран» Польша , 1966 год: «Это один из удивительнейших и изящнейших фильмов, какие случалось нам видеть в течение последних лет. Поэтическая повесть на грани реальности и сказки, действительности и привиденного, достоверности и фантазии… Воображению Параджанова, кажется, нет границ. Красные ветви деревьев, геометрическая композиция внутри корчмы с немногочисленным реквизитом на фоне белых стен, Палагна на лошади под красным зонтом и с полуобнаженными ногами, грубость погребального ритуала с омовением умершего тела и сцена оргиастических забав в финале… Параджанов открывает в фольклоре, обычаях, обрядах самобытный культурный ритуал, в рамках которого действительность реагирует на беспокойство и трагедию личности». Правда, не все критики отзывались о фильме столь восторженно, были и иные мнения. К примеру, в газете «Нувель литтерер» один из критиков написал, что фильм «сложный, интересный и… достаточно скучный». Между тем в 1966 году Параджанов приступает к новой работе — по собственному сценарию он снимает фильм «Киевские фрески», посвященный событиям Великой Отечественной войны. Стоит отметить, что руководители украинского Госкино отнеслись к желанию Параджанова снять фильм о войне с большой настороженностью. Они прекрасно понимали, что художник времен «Первого парня» и «Украинской рапсодии» в Параджанове навсегда уМер и на свет родилось нечто новое и совершенно для них непонятное. И такой Параджанов им уже был не нужен. В итоге после первых проб «Киевских фресок» чиновники обвинили режиссера в химерном и мистически-субъективном отношении к событиям Великой Отечественной войны и дальнейшие съемки запретили. Именно тогда Параджанов окончательно осознал, что в Киеве ему работать больше не дадут. И он переехал в Ереван, где на студии «Арменфильм» ему пообещали создать все условия для работы. Там он снимает документальную одночастевку «Акоп Овнатанян», а в 1968 году приступает к съемкам художественного фильма «Цвет граната» «Саят-Нова» , В картине, состоящей из нескольких миниатюр, была сделана попытка показать духовный мир средневекового армянского поэта Саят-Новы, писавшего на армянском, грузинском и азербайджанском языках, историю его любви, его отношение к религии, светской власти, народу. Григорян пишет: «Велика на первый взгляд разница между героем «Теней забытых предков» — простым крестьянским парнем, живущим в дебрях Карпат, и бывшим придворным поэтом, удалившимся в такие же заповедные армянские горы, выбравшим себе стезю монаха, погруженного в поиски смысла бытия. Но роднит их единая страсть.

Даже товарищи до конца не видели границы между выдумкой и правдой. Последние годы На закате жизни в родной город приехал Сергей Параджанов. Биографии режиссёра, а именно её творческой составляющей, суждено окончиться там, где она началась — в Тбилиси. Тут он экранизировал свою последнюю работу — сказку Михаила Лермонтова «Ашик-Кериб». Притча про классовое неравенство и великую любовь стала частично автобиографической для режиссёра. После этого Параджанов переехал в Армению. Тут в Ереване, в специально построенном для него доме, он умер от рака лёгких. Случилось это 20 июля 1990 года. В то время он работал над картиной «Исповедь», которую, к сожалению, так и не успел закончить. Впоследствии оригинальный негатив стал частью фильма про жизнь режиссёра «Параджанов: последняя весна». В наши дни дом Сергея Иосифовича стал музеем. Это одно из самых посещаемых туристами мест Еревана. Фактически Параджанов не успел в нём пожить. Несмотря на это, стены здания излучают его энергетику. Посетители осматривают его богатую коллекцию коллажей и графики, уходя из дома с полной уверенностью, что их автор — маг и волшебник, истинный талант и безумный гений. Память про Параджанова Им восхищались не только женщины Советского Союза, но и барышни из-за границы. Известная на весь мир звезда французского кино Катрин Денёв называла Сергея самым гениальным режиссёром всех времён и народов. Им открыто восхищалась роковая красотка, одна из самых умных леди России и Европы — Лилия Брик. Мужчины тоже отдавали дань этому таланту. Например, Андрей Тарковский, несмотря на свой тяжёлый характер, очень уважал Параджанова. Он любил проводить время в его обществе. Будучи очень гордым и упрямым, первый звонил ему, чтобы договориться об очередной встрече. Ненавидя шумные компании, терпел их ради товарища, который был без ума от вечеринок и громких посиделок. Великий Федерико Феллини тоже очень любил режиссёра. В знак уважения он подарил ему свои наручные часы и некоторые рисунки. Сергей Параджанов хотел ответить ему, презентовав чёрный бархатный халат, но сделать этого так и не успел.

Сергей Параджанов: Хочешь быть свободным, будь им!

Дабы не вызвать недовольства Москвы, режиссером картины был назван Додо Абашидзе, официально Параджанов значился в качестве помощника. Серге́й Ио́сифович Параджа́нов (арм. Սերգեյ Փարաջանով; имя по армянской традиции Саргис Овсепи Параджанян (арм. Սարգիս Հովսեփի Փարաջանյան); укр. Сергій Йо́сипович Параджа́нов; груз. 9 января 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения Сергея Параджанова — режиссера, который внес огромный вклад в развитие мирового кинематографа фильмами «Тени забытых. 1966, 15 мин. Режиссёр Сергей Параджанов Актёры: Антонина Лефтий, Тенгиз Арчвадзе, Афанасий Кочетков, Вия Артмане. Режиссёр Сергей Параджанов оказался в очень трудной ситуации: статья, по которой он сидел, не вызывала восхищения у зэков, наоборот, презиралась ними. Сергей Параджанов — советский режиссер, сценарист, художник и один из основателей «поэтического кинематографа».

Кинорежиссер Георгий Параджанов доставлен в больницу

Пелешян был дружен также с корифеем армянского абстрактного кинематографа Сергеем Параджановым, от которого даже получил предсмертное письмо. А единственный, кто официально утверждал, что имел секс с режиссером, был некий член КПСС Воробьев, выступавший главным свидетелем обвинения по делу Параджанова. Сергей Параджанов — советский режиссер, сценарист, художник и один из основателей «поэтического кинематографа». 2 октября в Голубом зале РГБИ состоялось открытие экспозиции, посвященной выдающемуся режиссеру Сергею Параджанову.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий