Новости побудительная причина

Простыми словами мотивация — это психологический толчок человеку, который побуждает добиваться установленных перед ним целей. только что. Пожаловаться. Главная побудительная причина нынешней золотой лихорадки — это сомнения в надежности других ликвидных активов.

Побудительная Причина Повод к Какому Либо Действию • Потребности и интересы

с, последняя - л). via В предыдущем тексте я писал о своей попытке понять, что же стало побудительной причиной для Путина совершить этот невероятный по глупости (и бессмысленной жестокости. Ответ на вопрос кроссворда или сканворда: Побудительная причина, 5 букв, первая буква М. Найдено альтернативных определений — 34 варианта. У президента побудительные причины к тем или иным политическим поступкам лежат отнюдь не в плоскости телеморализаторства. Какие причины побуждают 12леток выходить на улицы, кроме как веселья, которое обещают в тиктоке? с, последняя - л).

Другие материалы

  • Тайные и явные причины, побудившие Путина начать СВО на Украине | Репортёр | Дзен
  • Посмотреть еще слова :
  • Какие причины побудили Россию начать специальную военную операцию
  • Причины, побуждающие к смене машины в 2023 году | ТАРАНТАС НЬЮС

Дмитрий Махонин: Главный посыл президента – о необходимости сплотиться в это непростое время

Последние новости. Побудительная причина, толчок 1 заинтересованность в совершении чего-нибудь 6 букв. Смотрите самые важные и актуальные политические, экономические и социальные новости к этому часу. о побудительных причинах, скорая. Глава 3. От «жесткой» новости к фиче Кризис схемы «перевернутой пирамиды». Что является побудительной причиной человеческого ума и силы, если только биология не представляет собой бесконечного ряда заблуждений?

Учащиеся обсудили причины, побуждающие уезжать из родного города или мотивирующие вернуться

СМИ (сотрудники сервиса называют их «партнёрами») по протоколу RSS 2.0 направляют «Новостям» публикации, которые сервис индексирует, анализирует и добавляет в сюжеты. РИА Новости Крым, 19.03.2024. via В предыдущем тексте я писал о своей попытке понять, что же стало побудительной причиной для Путина совершить этот невероятный по глупости (и бессмысленной жестокости.

Взрыв и пожар в Невинномысске сняли на видео

В рассказе Льва Толстого «После бала» есть пример стимулирования прошлых веков. Там кратко описана сцена наказания шпицрутенами: это когда человека избивают палками. Такое стимулирование вызывало ужас. Сегодня добиваться от людей нужных действий стимулированием весьма затруднительно. Во-первых, насилие запрещено. Например, за физическое насилие над детьми родителей лишают родительских прав, а учителей увольняют с работы. Во-вторых, в современной экономике много сложных видов работ, выполнения которых невозможно добиться с помощью плетки. Еще один аргумент против использования стимулирования — оно портит отношения между людьми. Никто не любит насилия над собой.

При этом важно, конечно, как люди воспринимают насилие. В прошлые века оно было разрешено, родители не скрывали насилия над детьми, и применялось оно повсеместно. В этих условиях насилие не портило детско-родительские отношения, потому что дети, как и родители, считали его нормальным и правильным. В сегодняшних условиях дети знают, что насилие запрещено, что это ненормально, что насильники не афишируют свои методы воспитания. Поэтому современные дети не любят жестоких родителей. Дворником будешь Теперь у обычных граждан в наличии есть лишь психологические методы стимулирования: упреки, обиды, угрозы, недовольства, лишение любви. Такие методы действуют только на незрелых людей, склонных к созависимым отношениям. Зрелые люди такое стимулирование игнорируют или легко пресекают простым посыланием куда подальше.

Дети не могут послать родителей и учителей, поэтому они используют пассивные методы противодействия стимулированию — тихий саботаж и злонамеренное послушание. Злонамеренное послушание — это когда человек формально делает то, что от него требуют, но фактически не делает того, что нужно делать. Также дети используют ответное стимулирование — демонстрируют свое недовольство и обиды. Вот типичный образец стимулирования детей: «Ты должен хорошо учиться, иначе дворником будешь». Это внушение страха. Невозможно ходить в школу одиннадцать лет с мыслью о дворнике в голове. Содержание современного образования слишком сложно, чтобы его можно было осуществить через запугивание. Еще один популярный метод психологического стимулирования — обвинение человека в лени.

Адрес для корреспонденции и посетителей: 127018, Россия, г. Москва, ул. Полковая, д.

Об этом РИА «Новости» сообщил источник, знакомый с ситуацией.

Как сообщили власти, россиян задержали на острове Святого Лаврентия в нескольких десятках километров от России , куда они приплыли на лодке. Задержанные находятся под стражей в Анкоридже.

Это предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске восклицательное. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! Это предложение по цели высказывания побудительное, по эмоциональной окраске восклицательное. Предложения, не имеющие дополнительной эмоциональной интонации, называются невосклицательными. Рассмотрим следующие примеры. Хотите заглянуть в будущее? Это предложение по цели высказывания вопросительное, по эмоциональной окраске — невосклицательное.

Выбирай жену не в хороводе, а в огороде. Это предложение побудительное по цели высказывания и невосклицательное по эмоциональной окраске. Как же на письме выражается восклицательная интонация? Восклицательные предложения могут иметь следующие особенности: 1 Они произносятся более высоким тоном, с выделением слова, выражающего эмоцию. Например, Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! В предложениях выделяются последние слова фразы. Также здесь используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, на которые падает акцент. Например, Ай, Моська!

Российские военные нанесли высокоточные удары по объектам в тылу противника

  • Побудительная Причина Повод к Какому Либо Действию • Потребности и интересы
  • RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE ORIGIN OF THE TERM "FAKE NEWS"
  • Психология паники: как информация влияет на поведение масс
  • Новости — новая религия и средство отвлечения внимания

Побудительная причина преобразований/Change driver

В 2015 году в Аргентине пришла к власти другая партия и опять завязала эти отношения с США, и внешняя задолженность возникла во многом из-за этого это закончилось рекордным кредитом в 57 млрд долл. Война за Южный континент Какие виды у Москвы на Аргентину, этому стоило посвятить, наверное, отдельную статью. Скажу лишь вкратце, что они связаны с притязаниями Америки на Южный континент. Дело в том, что Штаты, глядя как мы с военной точки зрения укрепляем свое Заполярье, потеряли уже последнюю надежду отжать у нас Арктику с ее несметными природными богатствами, но их оскудевающая кладовая собственных минеральных и прочих ископаемых заставляет их искать, где бы можно было ими поживиться, ведь не с Марса же их возить, как предлагает Илон Маск? И тут их алчущий взор обратился на юг — на Южный полюс, где разведка и разработка полезных ископаемых пока международными договорами запрещена, континент является зоной международного сотрудничества и изучения, но кто помешает американцам и примкнувшим к ним англосаксам канадцам, бритам и прочим австралопитекам наложить на него лапу, если они этого очень захотят? Чтобы с Китаем в бирюльки играть? И для этого надо оснастить Австралию восемью атомными подводными лодками с крылатыми ракетами? Мелко плаваете! Поднимите голову, ребята, оглянитесь вокруг. У англосаксов гораздо более дальние планы.

Антарктида с ее неисчерпаемой ресурсной базой является предметом их интересов в море Росса канадцами уже обнаружены запасы углеводородов, превышающие разведанные запасы РФ на шельфе Северного Ледовитого океана. Но к Антарктиде еще нужно подобраться, чисто логистически ни нам, ни Китаю это сделать будет нелегко. А вот Австралия уже там. Это тоже целый материк и именно на южном, а не на северном побережье его создаются военно-морские базы. А почему? Ведь Китай на севере, и воевать с ним с южных портов как-то не с руки. А потому и на юге, потому что не Китай их интересует, с ним разберутся старшие братья австралийцев, если, конечно, дотянутся. Да и первые АПЛ у Австралии появятся лишь в 2035 году, когда проблема Китая уже отпадет по причине, что не по зубам он окажется янки с британцами. А вот Антарктида никуда не денется, и ресурсный голод заставит бывших гегемонов уже не церемониться.

Вот тогда и станет на повестку дня вопрос, а что мы можем противопоставить им? И тут наши взоры устремляются тоже на юг — к Аргентине и Южной Африке, которые еще ближе находятся к Южному континенту, чем Австралия. Но в 2036 году это делать будет уже поздно. Ковать железо надо уже сейчас. Поэтому нужно признавать Фолкленды за Аргентиной и ждать развития сюжета. Но это я несколько отвлекся от темы. Последним, кто до 24 февраля успел пообщаться с Путиным за коротким столом, был президент Бразилии Жаир Болсонару, визит которого в Москву состоялся 16 февраля. Штаты пытались оказать давление и на него, чтобы он не ехал, но тоже безрезультатно. Госсекретарь Блинкен даже намекал своему бразильскому коллеге, что тем самым Бразилия «примет сторону в грядущем конфликте», но тот не внял этим намекам чем Блинкен и утерся.

А до конфликта, тем не менее, оставалось всего 8 дней. Но глупо было со стороны демократа Блинкена давить на Болсонару, которого называют «тропическим Трампом», тем более Бразилия член БРИКС и сама решает, что ей делать и с кем дружить. Жаль только, что Болсонару сдает полномочия и с 1 января 2023 года его на этом посту сменит выигравший у него президентские выборы лидер бразильских левых Лула да Силва, для которого это уже третий приход во власть с 2003 года. С 2003 по 2010 годы он два срока подряд уже занимал это кресло. Владимир Путин не так давно в телефонном разговоре поздравил 77-летнего политика с победой и выразил уверенность, что партнерство двух стран будет успешно развиваться по всем направлениям. Где наши союзники? Си и сверить часы перед грядущими событиями. То, что прорыва в Пекине не произойдет, было ясно уже по составу российской делегации. Саммит закончился подписанием ряда контрактов в топливно-энергетической сфере, где китайцы опять нам выкрутили руки, подписав их на своих условиях, а не на наших вместо ожидаемого продолжения «Силы Сибири-2» через Монголию в Китай, позволяющей нам связать воедино наши западные и восточные газопроводы и диверсифицировать тем самым риски от возможного обнуления западного маршрута, подключив попутно к централизованному газоснабжению лишенные пока этого районы Восточной Сибири, мы подписали «Силу Сибири-3» — аппендикс, связывающий сахалинское месторождение через Хабаровский край с Китаем.

И все это под широкие улыбки и заверения в бесконечной любви и дружбе между нашими странами. Нет, я всегда говорил, что с китайцами нам надо держать ухо востро и спиной к ним не поворачиваться, пока им выгодно — они дружат, не дай бог что — сбегут при первой возможности.

Предложения, не имеющие дополнительной эмоциональной интонации, называются невосклицательными. Рассмотрим следующие примеры.

Хотите заглянуть в будущее? Это предложение по цели высказывания вопросительное, по эмоциональной окраске — невосклицательное. Выбирай жену не в хороводе, а в огороде. Это предложение побудительное по цели высказывания и невосклицательное по эмоциональной окраске.

Как же на письме выражается восклицательная интонация? Восклицательные предложения могут иметь следующие особенности: 1 Они произносятся более высоким тоном, с выделением слова, выражающего эмоцию. Например, Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!

В предложениях выделяются последние слова фразы. Также здесь используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, на которые падает акцент. Например, Ай, Моська! Междометия усиливают восклицание.

Например, Что сделаю я для людей?! В этом примере вопрос произносится с чувством восторга и решимости, поэтому предложение — вопросительное по цели высказывания и восклицательное по эмоциональной окраске.

Разумеется, реальность может быть другой, но тебе ведь приятно ощущать себя образованным и сведущим членом своего общества? Для мониторинга состояния других. Довольно частая причина. Если у тебя в жизни всё хреново, то всегда приятно посмотреть на тех, кому пришлось ещё хуже. Мы приободряемся от этого, понимаем, что не всё ещё потеряно. К тому же, современные средства массовой информации позволяют чувствовать взаимосвязь со знаменитостями всех видов.

Вместо подвигов. Жизнь многих мужчин современного мира скудна на события, мы включаем телевизор в надежде на то, что увидим что-то захватывающее, то, чего мы лишились. Очень многие парни в тайне надеются на катастрофу или скорую войну, которая «обязательно» даст шанс проявить их истинные качества. Многие испытывают возбуждение не сексуального толка , когда смотрят за всеми этими ужасами мира. И дело тут не в психопатах-маньяках , а в том, что жизнь чертовски серая. Чтобы избежать самих себя. Если погрузимся в драму, которая исходит от мировой проблемы, то можем забыть о собственном маленьком мире: ссоре с женой или неоплаченном кредите. Новости в какой-то степени выступают в роли легкого наркотика, который даёт нам расслабиться, отключиться, временно забыть о своих проблемах.

В страхе что-то упустить. Мир движется быстрее некуда, а многие из нас не так молоды, как раньше. Правительства свергаются за одну неделю, политики в одночасье становятся заключенными, а современная технология развивается так, как никогда раньше. Мы боимся выбиться из этого ритма, боимся потерять нить времени, потому и смотрим всё это. Мало ли, а вдруг ты пропустишь полёт на Марс или воскрешение мамонта? Значит, отказаться от них? Да нет, пусть останутся частью твоей жизни. Просто относись к ним как к ещё одному источнику информации среди прочих, а не как к обязательному контенту для пользования.

Я бы ещё рекомендовал «информационную диету», не каждому такая подходит, но выглядит она примерно таким образом: — Я просматриваю заголовки городских новостей один раз в день, слушаю общенациональные новости по радио да, им ещё можно пользоваться. Что это мне даёт? А если речь идёт о выборах или чем-то подобном, так тем более. Дело в том, что есть понимание, что подобные новости не дадут мне толком никакой точной информации и пользы.

Таким образом, мотивация — это динамика, так как она связана с ростом и воспитанием человека, а стимулирование — статика, так как представляет собой простое побуждение к труду с использованием основных желаний и стремлений работника. Мотивация и стимулирование, дополняя друг друга, находятся в диалектической взаимосвязи и зависят не от объективных причин и результатов анализа, а от стиля управления, присущего руководителю и модели менеджмента, используемой в организации. И мотивация, и стимулирование используют такие понятия как нужда, интерес, потребность, мотив, стимул, поведение. Нужда — ощущение недостачи, нехватки чего-либо. Нужда — подсознательное чувство, которое лежит в основе всех действий любого человека и наиболее фундаментальное понятие в теории мотивации.

Различают нужды первичные и вторичные. Первичные нужды — активные, те, которые тревожат человека в текущий момент и вызывают его на какие-либо действия. Вторичные — пассивные, неактивные в настоящий момент времени. Интерес — законное желание человека удовлетворить нужду. Интерес служит основой для проявления мотивов и стимулов. Потребность — осознанное желание человека благодаря тем или иным действия реализовать свои интересы. Мотив — побудительная причина, повод к какому-либо действию, довод в пользу чего-либо. Стимул — побуждение к действию, побудительная причина. Поведение — действия человека, направленные на реализацию его интересов удовлетворение потребностей и нужд с учетом последствий и затрат.

В организации человек выбирает такой способ поведения, который принесет ему наибольшее соотношение удовлетворения и затрат на его достижение с учетом всех предвидимых последствий. Часто работники выдвигают к создаваемой в организации системе мотивации и стимулирования следующие требования:.

Побудительная причина 6 букв ответ

это финансовая и политическая. Россияне назвали причины, побуждающие к смене автомобиля в 2023 году. поможет найти ответ на вопрос сканворда: побудительная причина, 5 букв. Синонимом словосочетания «побудительная причина» является «мотив». Решения для определения ПОБУДИТЕЛЬНАЯ ПРИЧИНА АУДИТА для кроссвордов или сканвордов. Узнайте правильные ответы, синонимы и другие полезные слова. 10 причин, почему Россия готова к кризису?

Побудительный тип информации

Повод, предлог, придирка, причина, побуждение, без всякого повода, подавать повод. Вопрос №28070. Побудительная причина, повод к действию. Ответ: мотив. Главные новости к вечеру 25 апреля. Это был главный побудительный мотив. Смотрите самые важные и актуальные политические, экономические и социальные новости к этому часу.

Спонтанные покупки совершают треть потребителей

Основные черты: Абсолютизирует необходимость, которая отождествляется с причинностью поскольку все в мире имеет причину, то все в мире имеет и необходимость. Отрицает объективное существование случайности поскольку в мире все необходимо, то случайностей нет Случайность объявлялась субъективным понятием в порождении человеческого сознания случайным люди называли то, причину чего не знают, случайность прикрытие человеческого недомыслия Фатализм свойственен древним грекам: Демокрит. Особенное развитие фаталистический детерминизм получил в новое время, в связи с господством механического материализма: Гоббс, Спиноза, французские материалисты - Гольбах разработал систему фатализма. Суть: фатальность - вечный незыблемый установленный в природе порядок.

Поскольку все подчинено фатальности, то каждый казалось бы случайный факт приобретал историческую значимость. Абсолютизировал случайность: поскольку все вещи случайны, поскольку они могли быть или не быть. Отрицал объективное существование необходимости: нет никакой необходимости в природе и обществе.

Необходимость всего лишь субъективное понятие, а именно форма рассудочной идеи, которая привносится в природу человеком. И детерминизм и индетерминизм это две крайности абсолютизирующие что - то одно и отрицая другое. Признает объективное существование необходимости и случайности.

Необходимость - постоянная ничего не нарушающая связь причин и их следствий если есть причина и выполнимы все условия, то следствие наступит с необходимостью. В этом смысле мы говорим, что необходимость неумолима, необратима, жестока. В широком смысле необходимость выражает устойчивые неизменные отношения то, что обязательно должно произойти при соответствующих условиях, именно так, а не иначе.

Случайность - выражает подвижное, меняющееся в действительности. Случайность это то, что может быть или не быть, тем или иным. Возникновение случайности: В результате вариации условий чем больше требуется условий для реализации причины, тем больше поле для случайности Случайность возникает в результате пересечения двух независимых причинных цепей или линий существования объекта пример: если два человека встречаются в каком - либо месте не договариваясь заранее о встрече.

Диалектика соотношения необходимости и случайности. Необходимость и случайность очень тесно взаимосвязаны и не существуют порознь. Любое явление необходимо и случайно, только соотношение необходимости и случайности в явлениях разное.

Пример: смерть человека, гибель урожая. С точки зрения диалектики необходимость и случайность идут рука об руку. Природа: в ней господствует необходимость, проявление - все законы природы, но и в природе есть отклонения называемые случайными.

Пример: движение Земли вокруг солнца или своей оси. В биологическом мире преобладают необходимости, поскольку поведение животных детерминировано инстинктами. Общество: преобладает случайность, так как действуют люди наделенные свободой воли.

Случайностей в обществе гораздо больше и их роль гораздо значительнее. Последовательный ряд Выражение "последовательность" относится к двум или более состояниям, записанным на следующих друг за другом строках Части I свидетельства, причем каждое состояние можно считать вероятной причиной возникновения другого состояния, указанного одной строкой выше. Пример 1: I а Кровотечение из варикозных вен пищевода б Портальная гипертензия в Цирроз печени г Гепатит B Если на одной строке свидетельства указано более одной причины смерти, то можно записать несколько логических последовательных рядов событий.

Пример 2: I а Кома б Инфаркт миокарда и цереброваскулярное нарушение в Атеросклероз Гипертензия Атеросклероз приведший к инфаркту миокарда приведшего к коме Атеросклероз приведший к цереброваскулярному нарушению приведшему к коме Гипертензия приведшая к инфаркту миокарда приведшему к коме Гипертензия приведшая к цереброваскулярному нарушению приведшему к коме Общий Принцип Общий Принцип гласит, что в тех случаях, когда в свидетельстве указано более одного патологического состояния, в качестве исходной предшествовавшей причины выбирают состояние, которое единственно записано на нижней заполненной строке Части I только в том случае, если оно могло привести к возникновению всех состояний, записанных в свидетельстве выше. Пример 3: I а Печеночная недостаточность б Закупорка желчного протока в Рак головки поджелудочной железы Выбирают рак головки поджелудочной железы C25. Правила выбора Правило 1.

Если Общий Принцип не применим и записан последовательный ряд событий, закончившийся состоянием, указанным в свидетельстве первым, выбирают исходную причину этого последовательного ряда. Если имеется более чем один последовательный ряд, закончившийся состоянием упомянутым в свидетельстве первым выбирают начальную причину первого из упомянутых последовательных рядов. Пример 4: I а Бронхопневмония б Инфаркт мозга и гипертоническая болезнь с преимущественным поражением сердца Выбирают инфаркт мозга I63.

В данном случае имеются два последовательных ряда событий, которые привели к возникновению состояния, указанного в свидетельстве первым: бронхопневмония вследствие инфаркта мозга и бронхопневмония вследствие гипертонической болезни с преимущественным поражением сердца. Выбирается исходная причина последовательного ряда, упомянутого первым. Правило 2.

Если не записан последовательный ряд событий, закончившийся состоянием, указанным в свидетельстве первым, выбирают это первое упомянутое состояние. Пример 5: I а Фиброкистозная болезнь поджелудочной железы б Бронхит и бронхоэктазия Выбирают фиброкистозную болезнь поджелудочной железы E84. В данном случае отсутствует последовательный ряд состояний.

Правило 3. Если состояние, выбранное согласно Общему Принципу или Правилам 1 или 2, явно является прямым следствием другого состояния, указанного в Части I или II свидетельства, выбирают это первичное состояние. Явления различаются не только по степени встречаемости частоте , но и по зависимости друг от друга.

Одни явления вызывают, порождают другие. Первые выступают как причины , вторые - как следствия. Такое различие между явлениями, однако, не является абсолютным.

Любое явление есть и причина, и следствие. Следствием оно является по отношению к тому явлению, которое вызывает, порождает его например, удар кия по бильярдному шару является следствием толкания кия рукой играющего в сторону шара. Но это же явление выступает как причина по отношению к другому явлению, являющемуся его следствием удар кия по шару - причина начавшегося движения шара.

Причинность означает переход одного явления в другое и ничего больше. Цепь причин и следствий - это цепь последовательных переходов от одного явления к другому, от другого к третьему и так до бесконечности. Мир явлений - это мир бесконечных причинно-следственных цепочек.

Наглядный пример: если домино поставить на ребро в один ряд близко друг к другу, то при толчке крайнего домино упадут последовательно один за другим все домино. Внешний толчок является причиной падения первого домино; это падение является причиной падения второго и так далее. Другой пример: цепь причин и следствий, вызвавших смерть человека.

Непосредственной причиной смерти может быть шок. Причиной шока - сильная боль. Причиной боли - ожог участка тела.

Причиной ожога - прикосновение к горячему или горящему предмету. Причиной прикосновения - толчок этого человека другим человеком в направлении данного предмета. Причиной этого поступка другого человека может быть месть, злоба, ненависть и т.

Ярким примером причинно-следственной цепочки является цепная химическая или ядерная реакция. Итак, любое явление есть причина и следствие, но в разных отношениях, по отношению к разным другим явлениям. Иными словами, любое явление имеет причинно-следственный характер.

Это значит, что нет беспричинных явлений, как нет и явлений, исчезающих без следа, в небытие. Какое бы явление мы ни взяли, оно обязательно стоит в ряду явлений, одни из которых порождают его, а другие являются его следствиями. Вопрос о причинности - один из самых сложных философских вопросов.

Вокруг него скрестились шпаги многих философских учений и направлений. И это не случайно. В мире явлений, т.

Если нет причинности, то возможно все, что угодно. Это уже не наука и не философия, а религия и мистика. Если и есть между явлениями связь, зависимость, то это - причинность.

Иногда так и говорят: причинность есть форма связи между явлениями. С таким пониманием причинности можно согласиться, если под причинной связью иметь в виду именно зависимость явлений, а, не ту связь, которая образует целостность. Примером последней является химическая связь, образующая то или иное химическое вещество.

Причинная связь есть просто зависимость одного явления от другого, а этого другого от третьего и так до бесконечности. В случае связи, образующей целостность, имеет место взаимо зависимость сторон целого. А в случае причинной связи имеет место односторонняя зависимость одного явления от другого.

Таким образом, суть причинности в том, что она указывает на зависимость одного явления от другого, что то или иное явление возникло не из ничего, порождено не какой-то чудесной, сверхъестественной силой, а другим явлением. В свою очередь, землетрясение - не божья кара, а следствие критических напряжений в земной коре, возникающих на стыке геологических платформ и в местах разломов. Из принципа причинности, т.

Это - отрицательное выражение принципа причинности; б всякое явление порождается другим явлением и, в свою очередь, порождает третье явление и так до бесконечности. Этот вывод является положительным выражением принципа причинности. Отсюда становится ясным, почему причинность относится к структуре категории явления.

Ведь явления, мир явлений - это в подлинном смысле альфа и омега существования причинно-следственной связи. Искать причину явлений можно только в других явлениях, а не в чем-нибудь другом. Вне мира явлений ее нет и быть не может.

Всякая причинно-следственная связь есть только звено в бесконечной цепи причин и следствий. Поскольку она состоит из причин-явлений и следствий-явлений, то как бы далеко мы не просматривали эту цепь в причинную сторону или следственную, везде увидим только явления. Перминов, комментируя Декарта, отмечает, что такое понимание причинности есть лозунг позитивной науки.

Следует особо сказать о том, что причинная связь обладает «свойством» необратимости, однонаправленности - от причины к следствию. Этим она отличается, как мы уже говорили, от связи, образующей целостность. Данное «свойство» причинной связи служит еще одним «аргументом» в пользу того, что причинность относится или принадлежит к структуре категории явления.

Как мы установили раньше, явление и необратимость - соответственные категории. Необратимость в явлениях и реализуется в виде однонаправленности причинно-следственной связи. Причинно-следственная связь прямо, непосредственно выражает необратимый характер перехода от одного явления к другому.

Это отношение причины и следствия нельзя обратить, т. Представление об однонаправленном характере причинно-следственной связи прочно закрепилось в философии и науке. Более того, это представление используется как непререкаемый аргумент для обоснования тезиса о необратимости временного порядка.

Покажем теперь, что причинно-следственная связь относится исключительно к сфере являющейся действительности, что качество причины следствия могут иметь только явления, но никак не вещи, тела, предметы и т. В самом деле, если употреблять понятие причины в точном категориальном смысле, то оно применимо не к вещам, телам, предметам, а именно к явлениям. Например, нельзя говорить: причина атома, бумаги, автомобиля, камня, ложки, электрона и т.

Напротив, можно и нужно говорить о причине распада ядра атома, горения бумаги, движения автомобиля, загрязнения ложки, аннигиляции электрона. Причинами и их действиями, следствиями могут быть только явления, т. Именно воздействие одного на другое является причиной третьего.

Если нет воздействия, то нет и причины. Выше явление было охарактеризовано как различное и противоположное в действительности. И в этом случае причинность как нельзя лучше подходит к тому, чтобы характеризовать именно являющуюся действительность.

Причинно-следственное отношение возникает там, где нечто имеет причину не в себе самом, а в другом. Представление о причинности есть представление о том, что одно есть причина другого. Одно явление порождается другим, это другое - третьим и так до бесконечности.

Отношение порождения одного явления другим есть, иными словами, порождение различия и противоположности в действительности. И чем меньше следствие похоже на причину, тем больше оно явление. Говорят, например, о Явлениях Природы, Явлениях Духа.

В этих выражениях подчеркивается как раз момент отличия явлений от того, что предшествовало им, из чего они возникли. Явление с Большой Буквы вносит в действительность противоположение, контраст. Такое явление обычно называют событием, феноменом.

В отличие от являющейся действительности внутренняя действительность закон имеет причину, точнее, основание не в другой действительности, а в себе самой, т. Causa sui - это тождество с самим собой, но не причинность в истинном значении. Гегель проводил в свое время различие между причинно-следственным отношением и взаимодействием.

Он отмечал, что взаимодействие, в отличие от причинно-следственного отношения, хорошо выражается спинозовским causa sui «причина самого себя». В настоящее время ученые употребляют термин «взаимодействие» в самом широком смысле, как любое реальное отношение вещей.

В итоге те и другие правы. Речь ведь идет о разных понятиях: действии и следствии. Если действие причины - процесс создания следствия, то следствие - результат действия причины. Поясним это на примере. Если толкнуть шарик вдоль гладкой поверхности, то он начнет двигаться. Толчок является причиной возникновения движения.

Последнее является действием причины. Шарик будет двигаться и после того, как действие толчка прекратится. Это его движение по инерции есть уже не действие, а следствие толчка. Причина и действие всегда совпадают во времени, т. Не может быть такого положения, когда причина есть, а действие отсутствует, или, наоборот, действие есть, а причина уже исчезла. Причина не существует до своего действия. Так же и действие не существует после причины. Cessante causa cessat effectus - с прекращением причины прекращается и действие.

Например, если ускоряющееся движение тела имеет своей причиной некоторую силу, приложенную к телу, то с устранением этой причины прекращается и ускоренное движение. Предполагать существование действия после причины - это значит предполагать существование действия без причины, беспричинного действия. Причина действует - в этом выражении подчеркивается живая связь причины и действия, факт их одновременного существования. Смысл понятия следствия состоит в том, что оно выражает остаточный эффект от действия причины. Следствие сохраняется после того, как действие причины прекратилось, или, во всяком случае, оно в качестве причины передает «эстафету» другому следствию. Принцип «причина предшествует следствию» является всего лишь развернутым и, можно добавить, упрощенным, огрубленным толкованием слова «следствие», корнем которого является «след», означающий то, что остается, сохраняется после некоторого воздействия, изменения. Следствие не так тесно связано с причиной как действие, но и оно обязательно «стыкуется» с ней во времени и пространстве. Между причиной и следствием нет никакого временного интервала, промежутка.

Причина длится во времени какое-то время и ее дление непрерывно переходит в дление следствия. С другой стороны, следствие обязательно выходит за рамки временных границ действия причины. Это тоже закон причинной связи, выражаемый обычно в виде принципа «причина предшествует следствию». Суть причинности не только в том, что она порождает различие явлений следствие должно быть отлично от причины, иначе оно сливается с ней , но и в том, что она порождает различие во времени, различие моментов времени, а именно, различие между прошлым, настоящим и будущим. Отношение причины и следствия предполагает конечность существования причины во времени, временный характер ее действия, так как следствие так или иначе выходит за рамки временно го существования причины. Иными словами, следствие оконечивает причину. И это вполне объяснимо с точки зрения логики соответствий. Причинно-следственное отношение как отношение явлений соответственно конечному.

Исследование побудительных причин гениальности сопряжено с поиском цепи событий в биографиях гениев, повлиявших на развитие их исключительных способностей, будь то их генетический код или приобретенный опыт. Например, мы можем сказать: "Гений Аристотеля был следствием его обучения в Афинской Академии у Платона и Сократа и интереса к биологии и научному знанию, которые он унаследовал от своего отца, придворного медика. Сдерживающие причины Сдерживающие причины включают в себя текущие взаимоотношения, предположения и ограничивающие условия либо отсутствие ограничений в пределах системы, сохраняющей свое состояние независимо от цепи событий, приведших к ее появлению. Примером такой причины может быть высказывание: "Человек срубил дерево потому что из-за плохой погоды не мог пойти дальше в лес и срубить другое дерево". Или "Дерево упало, потому что сила тяжести тянула его к земле и не давала ему возможности стоять". Поиск сдерживающих причин гениальности повлечет за собой изучение внешних обстоятельств, сопровождавших гениальную личность в период ее расцвета, включая общественные условия в целом, а также принятие и поддержку со стороны окружающих. Например, мы можем сказать: "Гений Аристотеля проявился благодаря тому, что афинская система правления и его положение наставника Александра Македонского дали ему возможность сосредоточиться на интересующих его предметах. У Аристотеля не было значительных конкурентов, потому что в то время лишь немногие имели представление о научном мышлении, а образование было доступно лишь правящему классу.

Многие из его наиболее значительных работ были воссозданы по записям его лекций и изданы его учениками". В природных условиях сдерживающие причины, как правило, более "системны", и их можно охарактеризовать как потенциально присутствующие, но не проявившиеся, в отличие от тех, которые дали о себе знать естественным образом. Конечные причины Конечные причины относятся к будущим задачам, целям или перспективам, которые направляют или оказывают влияние на состояние системы в данный момент, определяя смысл, значение или ход текущих событий. Конечные причины служат также подоплекой самого существования отдельных вещей. В этом смысле конечные причины часто соотносятся с назначением и местом отдельных вещей в более крупных системах, органической частью которых они являются. В своих работах по биологии Аристотель наиболее подробно рассмотрел этот тип причинно-следственных связей - осмысленную цель природы, которую он отличал от механических причинно-следственных связей, имеющих место только в неорганической среде. Так, пытаясь найти предшествующие причины в механической среде и неживой природе, Аристотель открыл, что конечные причины чаще всего обнаруживаются в сфере разума и явлениях живой природы или, говоря его словами: "И цель, ради которой [что-либо происходит], и начало исходят из определения и рассуждения... Он замечает, что при сжигании желудь уничтожается механически, но, если будет возможность, он превратится в дуб.

Рассуждая в терминах конечных причин, мы можем выразить это так: "Из желудя выросло дерево, поскольку по природе желудь должен превратиться в дерево". Конечная причина Поиск конечных причин гениальности потребует рассмотрения намеченных целей, задач и желаемых результатов, которые направляли и воодушевляли дела и помыслы исследуемых нами личностей. Понадобится также изучить их личностную самооценку в конкретных природных и социальных системах. В частности, можно сделать следующее утверждение: "Гений Аристотеля проявился благодаря тому, что он был постоянно охвачен желанием открывать и делать всеобщим достоянием первоначала, объединяющие и приводящие в равновесие всю систему мироздания". Разумеется, ни одна из этих причин в отдельности не сможет дать полной картины искомого. Современная наука занимается главным образом поиском механических причин, то есть тех, которые Аристотель называл предшествующими причинами. Рассматривая явление с научной точки зрения, мы стремимся найти цепь причинно-следственных связей, вызвавшую это явление. Или: "Данная организация преуспела, поскольку она предприняла конкретные шаги в конкретные моменты времени".

Эти заключения, разумеется, весьма важны и полезны, но они не дают нам полной картины явления. Выяснение формальных причин "вселенной" или "преуспевшей организации" потребует некоторых предположений и определенного понимания данных явлений. Что именно мы подразумеваем под "вселенной", "успехом" или "организацией"? Каковы наши представления об их строении и "природе"? Именно такого рода вопросы привели Альберта Эйнштейна к пересмотру всех наших представлений о времени, пространстве и строении вселенной. Поиск сдерживающих причин потребует рассмотреть, за счет чего сохраняется целостность структуры данного явления, независимо от причин его появления. Если вселенная продолжает расширяться после "большого взрыва", то чем в настоящий момент определяется скорость ее расширения? Какие сдерживающие факторы могут остановить расширение вселенной?

Какие сдерживающие обстоятельства или их отсутствие могут вызвать внезапное банкротство или, наоборот, неожиданный успех данной организации, независимо от ее предыдущей истории? Поиск конечных причин потребует исследования необходимости и целевого назначения данного класса вещей по отношению к остальному миру. Есть ли у Вселенной какой-либо план или причина всему - игра случая? Какие цели должна ставить себе организация и чем руководствоваться, чтобы преуспеть? Те же самые соображения важны и для целей нашего исследования. Попытка обнаружить формальные причины гениальности заставляет рассматривать ее как функцию определений и предположений, сделанных нами в отношении жизни и деятельности данной личности. Поиск побудительных причин заставляет нас рассматривать гениальность как результат стечения особых обстоятельств и особого опыта, имевших место в жизни данного лица. Обнаружение сдерживающих причин дает нам основания рассматривать гениальность как нечто, вызванное совершенно особыми обстоятельствами в жизни данного лица; изучение конечных причин - основания поверить, что гениальность является либо результатом личных мотиваций, либо судьбой.

Роль восприятия времени Кажется вполне очевидным, что различные типы причин у Аристотеля подразумевают различную временную соотнесенность между явлениями. Предшествующие причины относятся к прошлому, в то время как конечные - к будущему. Сдерживающие причины относятся к настоящему. И только формальные причины напрямую не связаны со временем. Для Аристотеля понятие времени, как и другие концепции, было "инструментом", который можно применить совершенно по-разному. В своей "Физике" он не без юмора вопрошает о существовании времени: "Что время или совсем не существует, или едва [существует], будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании следующего. Одна часть его была, и ее уже нет, другая - будет, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый [промежуток] времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию".

Физика, 10, 217 b 33-218 а 3 Разумеется, одно из важнейших достижений процесса моделирования - это организация соответствующих познавательных и поведенческих воздействий во временные последовательности. Способ организации событий и их распределения во времени может в значительной степени повлиять на ожидаемые от них результаты. Точно так же, как Аристотель указывал на разную значимость различных типов причин для органических в отличие от механических процессов, он, вероятно, так же по-разному оценивал степень влияния фактора времени на различные классы вещей. В случае механических причинно-следственных связей Аристотель, как правило, опирался на традиционные представления о времени как о явлении линейного характера. Предшествующие причины, к примеру, образовывали непрерывную линейную последовательность противодействий. Он поясняет это так: "И действительно, мы и время распознаем, когда разграничиваем движение, определяя предыдущее и последующее, и тогда говорим, что протекло время, когда воспримем чувствами предыдущее и последующее в движении. Мы разграничиваем их тем, что воспринимаем один раз одно, другой раз другое, а между ними - нечто отличное от них; ибо когда мы мыслим крайние точки отличными от середины и душа отмечает два "теперь" - предыдущее и последующее, тогда это [именно] мы и называем временем, так как ограниченное [моментами] "теперь" и кажется нам временем... Время есть не что иное, как число движений по отношению к предыдущему и последующему.

В некотором отношении оно соответствует точке, так как точка и соединяет длину и разделяет: она служит началом [одного] отрезка и концом другого". Физика, 11, 219 а 21-219 b 2, 220 а 10-13 Данный способ представления времени в виде "точек" или "отрезков" прямой для численного выражения событий, где настоящее или "теперь" есть "последующее" по отношению к прошлому и "предыдущее" по отношению к будущему, был с тех пор взят на вооружение и активно применяется учеными и всеми, кто занимается планированием. Фактически "линии времени" стали основным способом мышления о времени в западной цивилизации. Исследование других форм восприятия времени проводилось мной и Ричардом Бэндлером в начале 80-х годов. Методическое применение линий времени проводится с середины 80-х годов. Линия времени "сквозь время" При восприятии события "сквозь время" позиция для наблюдения выбирается вне последовательности событий, с полным абстрагированием от наблюдаемого или моделируемого. При такой перспективе "линия времени", как правило, наблюдается таким образом, что "ранее" и "после" - линии расходящиеся соответственно влево и вправо, "теперь" при этом находится где-то посередине. Для восприятии события "включенным во время" наблюдательная позиция должна выбираться в привязке к развивающемуся событию.

При такой позиции "теперь" становится настоящим физическим положением наблюдателя; будущее - линией, идущей в том направлении, куда он обращен лицом, а линия прошлого уходит в диаметрально противоположную сторону. Таким образом, наблюдатель устремлен в будущее, оставляя прошлое позади себя. Линия времени "во времени" Две данные перспективы, представленные либо наглядным изображением, либо посредством реального физического пространства, создают два различных восприятия одного и того же события. Перспектива "сквозь время" удобна для качественного анализа , но более пассивна в силу своей оторванности от наблюдателя. Перспектива "включен во время" более активна и подразумевает непосредственное участие, но чревата "утратой видения целого". Однако с позиций Аристотеля два данных линейных метода восприятия и измерения времени в сущности едины, что, в первую очередь, справедливо для механических причин. Влияние времени на биологические и мыслительные процессы он оценивал по иному: "Отсюда и обычная поговорка: человеческие дела называются круговоротом и переносят это название на все прочее, чему присущи природное движение, возникновение и гибель. И это потому, что все перечисленное оценивается временем и приходит к концу и к началу, как бы определенным образом чередуясь, ибо и само время кажется каким-то кругом...

Таким образом, называть совершающееся [в мире] вещей круговоротом - значит утверждать, что существует какой-то круг времени, - и это потому, что время измеряется круговращением". Физика, 14, 223 Ь 24-35 Таким образом, время, относящееся к механическим процессам, основывающимся на восприятии "предыдущего" и "последующего", границей между которыми является "теперь", может быть представлено классической "линией времени". Тем не менее, время, относящееся к органическим процессам, которым "присущи природное движение, возникновение и гибель ", может быть представлено в форме кругов и "циклов". К примеру, линия времени "сквозь время" требует рассмотрения предшествующих, или побудительных, причин. Перспектива "включен во время" делает акцент на сдерживающих причинах. Для циклической линии времени необходимы конечные и формальные причины. Подобным же образом разные типы линий времени в различной cтепени пригодны для разных стадий процессов. К примеру, при подготовке к совершению каких-либо физических действий сподручнее использовать линию времени "включен во время".

Разработка плана действий или оценка собственных возможностей потребует более широкого взгляда на вещи, что позволяет линия времени "сквозь время". Процессы, связанные с убеждениями и личностями, лучше всего представлять в виде циклов, поскольку они заключают в себе повторяющиеся во времени элементы чаще, чем одноразовые линейные события. В нашем исследовании необходимо рассмотреть роль фактора времени во всех представленных перспективах. Линия времени "сквозь время" позволит нам выявить и описать особые и разграниченные последовательности действий. Линия времени "включен во время" облегчит нам задачу "побыть на месте" моделируемых нами гениев и увидеть их действия во временной последовательности так, как они представлялись им самим. Восприятие событий в "круге" или "цикле" времени выявит повторяющиеся элементы, поможет разглядеть процессы в их целостности и определить, как различные шаги соотносятся с "естественным движением" целого. Оценка собственных посылок Если при анализе мы будем исходить из различных причин, то это приведет нас к отличающимся выводам. В свою очередь, если рассматривать события, по-разному представляя время их совершения, то наше восприятие этих событий также будет меняться.

Таким образом, необходим какой-то способ оценки выводов, полученных в результате исследований. Согласно Аристотелю, для обоснованности выводов о началах, между явлением и его свойствами или причинами, открытыми нами, должна существовать прочная "универсальная" взаимосвязь. Эту взаимосвязь Аристотель и назвал "посылкой" вывода. Первая аналитика, 12, 25 а 1-4 В первом случае мы можем утверждать, чем нечто является или чем оно не является. Например, можно сказать, что человек есть живое существо и что человек не есть растение.

Отношение причины и следствия предполагает конечность существования причины во времени, временный характер ее действия, так как следствие так или иначе выходит за рамки временно го существования причины. Иными словами, следствие оконечивает причину. И это вполне объяснимо с точки зрения логики соответствий. Причинно-следственное отношение как отношение явлений соответственно конечному. Исследование побудительных причин гениальности сопряжено с поиском цепи событий в биографиях гениев, повлиявших на развитие их исключительных способностей, будь то их генетический код или приобретенный опыт. Например, мы можем сказать: "Гений Аристотеля был следствием его обучения в Афинской Академии у Платона и Сократа и интереса к биологии и научному знанию, которые он унаследовал от своего отца, придворного медика. Сдерживающие причины Сдерживающие причины включают в себя текущие взаимоотношения, предположения и ограничивающие условия либо отсутствие ограничений в пределах системы, сохраняющей свое состояние независимо от цепи событий, приведших к ее появлению. Примером такой причины может быть высказывание: "Человек срубил дерево потому что из-за плохой погоды не мог пойти дальше в лес и срубить другое дерево". Или "Дерево упало, потому что сила тяжести тянула его к земле и не давала ему возможности стоять". Поиск сдерживающих причин гениальности повлечет за собой изучение внешних обстоятельств, сопровождавших гениальную личность в период ее расцвета, включая общественные условия в целом, а также принятие и поддержку со стороны окружающих. Например, мы можем сказать: "Гений Аристотеля проявился благодаря тому, что афинская система правления и его положение наставника Александра Македонского дали ему возможность сосредоточиться на интересующих его предметах. У Аристотеля не было значительных конкурентов, потому что в то время лишь немногие имели представление о научном мышлении, а образование было доступно лишь правящему классу. Многие из его наиболее значительных работ были воссозданы по записям его лекций и изданы его учениками". В природных условиях сдерживающие причины, как правило, более "системны", и их можно охарактеризовать как потенциально присутствующие, но не проявившиеся, в отличие от тех, которые дали о себе знать естественным образом. Конечные причины Конечные причины относятся к будущим задачам, целям или перспективам, которые направляют или оказывают влияние на состояние системы в данный момент, определяя смысл, значение или ход текущих событий. Конечные причины служат также подоплекой самого существования отдельных вещей. В этом смысле конечные причины часто соотносятся с назначением и местом отдельных вещей в более крупных системах, органической частью которых они являются. В своих работах по биологии Аристотель наиболее подробно рассмотрел этот тип причинно-следственных связей - осмысленную цель природы, которую он отличал от механических причинно-следственных связей, имеющих место только в неорганической среде. Так, пытаясь найти предшествующие причины в механической среде и неживой природе, Аристотель открыл, что конечные причины чаще всего обнаруживаются в сфере разума и явлениях живой природы или, говоря его словами: "И цель, ради которой [что-либо происходит], и начало исходят из определения и рассуждения... Он замечает, что при сжигании желудь уничтожается механически, но, если будет возможность, он превратится в дуб. Рассуждая в терминах конечных причин, мы можем выразить это так: "Из желудя выросло дерево, поскольку по природе желудь должен превратиться в дерево". Конечная причина Поиск конечных причин гениальности потребует рассмотрения намеченных целей, задач и желаемых результатов, которые направляли и воодушевляли дела и помыслы исследуемых нами личностей. Понадобится также изучить их личностную самооценку в конкретных природных и социальных системах. В частности, можно сделать следующее утверждение: "Гений Аристотеля проявился благодаря тому, что он был постоянно охвачен желанием открывать и делать всеобщим достоянием первоначала, объединяющие и приводящие в равновесие всю систему мироздания". Разумеется, ни одна из этих причин в отдельности не сможет дать полной картины искомого. Современная наука занимается главным образом поиском механических причин, то есть тех, которые Аристотель называл предшествующими причинами. Рассматривая явление с научной точки зрения, мы стремимся найти цепь причинно-следственных связей, вызвавшую это явление. Или: "Данная организация преуспела, поскольку она предприняла конкретные шаги в конкретные моменты времени". Эти заключения, разумеется, весьма важны и полезны, но они не дают нам полной картины явления. Выяснение формальных причин "вселенной" или "преуспевшей организации" потребует некоторых предположений и определенного понимания данных явлений. Что именно мы подразумеваем под "вселенной", "успехом" или "организацией"? Каковы наши представления об их строении и "природе"? Именно такого рода вопросы привели Альберта Эйнштейна к пересмотру всех наших представлений о времени, пространстве и строении вселенной. Поиск сдерживающих причин потребует рассмотреть, за счет чего сохраняется целостность структуры данного явления, независимо от причин его появления. Если вселенная продолжает расширяться после "большого взрыва", то чем в настоящий момент определяется скорость ее расширения? Какие сдерживающие факторы могут остановить расширение вселенной? Какие сдерживающие обстоятельства или их отсутствие могут вызвать внезапное банкротство или, наоборот, неожиданный успех данной организации, независимо от ее предыдущей истории? Поиск конечных причин потребует исследования необходимости и целевого назначения данного класса вещей по отношению к остальному миру. Есть ли у Вселенной какой-либо план или причина всему - игра случая? Какие цели должна ставить себе организация и чем руководствоваться, чтобы преуспеть? Те же самые соображения важны и для целей нашего исследования. Попытка обнаружить формальные причины гениальности заставляет рассматривать ее как функцию определений и предположений, сделанных нами в отношении жизни и деятельности данной личности. Поиск побудительных причин заставляет нас рассматривать гениальность как результат стечения особых обстоятельств и особого опыта, имевших место в жизни данного лица. Обнаружение сдерживающих причин дает нам основания рассматривать гениальность как нечто, вызванное совершенно особыми обстоятельствами в жизни данного лица; изучение конечных причин - основания поверить, что гениальность является либо результатом личных мотиваций, либо судьбой. Роль восприятия времени Кажется вполне очевидным, что различные типы причин у Аристотеля подразумевают различную временную соотнесенность между явлениями. Предшествующие причины относятся к прошлому, в то время как конечные - к будущему. Сдерживающие причины относятся к настоящему. И только формальные причины напрямую не связаны со временем. Для Аристотеля понятие времени, как и другие концепции, было "инструментом", который можно применить совершенно по-разному. В своей "Физике" он не без юмора вопрошает о существовании времени: "Что время или совсем не существует, или едва [существует], будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании следующего. Одна часть его была, и ее уже нет, другая - будет, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый [промежуток] времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию". Физика, 10, 217 b 33-218 а 3 Разумеется, одно из важнейших достижений процесса моделирования - это организация соответствующих познавательных и поведенческих воздействий во временные последовательности. Способ организации событий и их распределения во времени может в значительной степени повлиять на ожидаемые от них результаты. Точно так же, как Аристотель указывал на разную значимость различных типов причин для органических в отличие от механических процессов, он, вероятно, так же по-разному оценивал степень влияния фактора времени на различные классы вещей. В случае механических причинно-следственных связей Аристотель, как правило, опирался на традиционные представления о времени как о явлении линейного характера. Предшествующие причины, к примеру, образовывали непрерывную линейную последовательность противодействий. Он поясняет это так: "И действительно, мы и время распознаем, когда разграничиваем движение, определяя предыдущее и последующее, и тогда говорим, что протекло время, когда воспримем чувствами предыдущее и последующее в движении. Мы разграничиваем их тем, что воспринимаем один раз одно, другой раз другое, а между ними - нечто отличное от них; ибо когда мы мыслим крайние точки отличными от середины и душа отмечает два "теперь" - предыдущее и последующее, тогда это [именно] мы и называем временем, так как ограниченное [моментами] "теперь" и кажется нам временем... Время есть не что иное, как число движений по отношению к предыдущему и последующему. В некотором отношении оно соответствует точке, так как точка и соединяет длину и разделяет: она служит началом [одного] отрезка и концом другого". Физика, 11, 219 а 21-219 b 2, 220 а 10-13 Данный способ представления времени в виде "точек" или "отрезков" прямой для численного выражения событий, где настоящее или "теперь" есть "последующее" по отношению к прошлому и "предыдущее" по отношению к будущему, был с тех пор взят на вооружение и активно применяется учеными и всеми, кто занимается планированием. Фактически "линии времени" стали основным способом мышления о времени в западной цивилизации. Исследование других форм восприятия времени проводилось мной и Ричардом Бэндлером в начале 80-х годов. Методическое применение линий времени проводится с середины 80-х годов. Линия времени "сквозь время" При восприятии события "сквозь время" позиция для наблюдения выбирается вне последовательности событий, с полным абстрагированием от наблюдаемого или моделируемого. При такой перспективе "линия времени", как правило, наблюдается таким образом, что "ранее" и "после" - линии расходящиеся соответственно влево и вправо, "теперь" при этом находится где-то посередине. Для восприятии события "включенным во время" наблюдательная позиция должна выбираться в привязке к развивающемуся событию. При такой позиции "теперь" становится настоящим физическим положением наблюдателя; будущее - линией, идущей в том направлении, куда он обращен лицом, а линия прошлого уходит в диаметрально противоположную сторону. Таким образом, наблюдатель устремлен в будущее, оставляя прошлое позади себя. Линия времени "во времени" Две данные перспективы, представленные либо наглядным изображением, либо посредством реального физического пространства, создают два различных восприятия одного и того же события. Перспектива "сквозь время" удобна для качественного анализа , но более пассивна в силу своей оторванности от наблюдателя. Перспектива "включен во время" более активна и подразумевает непосредственное участие, но чревата "утратой видения целого". Однако с позиций Аристотеля два данных линейных метода восприятия и измерения времени в сущности едины, что, в первую очередь, справедливо для механических причин. Влияние времени на биологические и мыслительные процессы он оценивал по иному: "Отсюда и обычная поговорка: человеческие дела называются круговоротом и переносят это название на все прочее, чему присущи природное движение, возникновение и гибель. И это потому, что все перечисленное оценивается временем и приходит к концу и к началу, как бы определенным образом чередуясь, ибо и само время кажется каким-то кругом... Таким образом, называть совершающееся [в мире] вещей круговоротом - значит утверждать, что существует какой-то круг времени, - и это потому, что время измеряется круговращением". Физика, 14, 223 Ь 24-35 Таким образом, время, относящееся к механическим процессам, основывающимся на восприятии "предыдущего" и "последующего", границей между которыми является "теперь", может быть представлено классической "линией времени". Тем не менее, время, относящееся к органическим процессам, которым "присущи природное движение, возникновение и гибель ", может быть представлено в форме кругов и "циклов". К примеру, линия времени "сквозь время" требует рассмотрения предшествующих, или побудительных, причин. Перспектива "включен во время" делает акцент на сдерживающих причинах. Для циклической линии времени необходимы конечные и формальные причины. Подобным же образом разные типы линий времени в различной cтепени пригодны для разных стадий процессов. К примеру, при подготовке к совершению каких-либо физических действий сподручнее использовать линию времени "включен во время". Разработка плана действий или оценка собственных возможностей потребует более широкого взгляда на вещи, что позволяет линия времени "сквозь время". Процессы, связанные с убеждениями и личностями, лучше всего представлять в виде циклов, поскольку они заключают в себе повторяющиеся во времени элементы чаще, чем одноразовые линейные события. В нашем исследовании необходимо рассмотреть роль фактора времени во всех представленных перспективах. Линия времени "сквозь время" позволит нам выявить и описать особые и разграниченные последовательности действий. Линия времени "включен во время" облегчит нам задачу "побыть на месте" моделируемых нами гениев и увидеть их действия во временной последовательности так, как они представлялись им самим. Восприятие событий в "круге" или "цикле" времени выявит повторяющиеся элементы, поможет разглядеть процессы в их целостности и определить, как различные шаги соотносятся с "естественным движением" целого. Оценка собственных посылок Если при анализе мы будем исходить из различных причин, то это приведет нас к отличающимся выводам. В свою очередь, если рассматривать события, по-разному представляя время их совершения, то наше восприятие этих событий также будет меняться. Таким образом, необходим какой-то способ оценки выводов, полученных в результате исследований. Согласно Аристотелю, для обоснованности выводов о началах, между явлением и его свойствами или причинами, открытыми нами, должна существовать прочная "универсальная" взаимосвязь. Эту взаимосвязь Аристотель и назвал "посылкой" вывода. Первая аналитика, 12, 25 а 1-4 В первом случае мы можем утверждать, чем нечто является или чем оно не является. Например, можно сказать, что человек есть живое существо и что человек не есть растение. Что касается посылок второго вида, то мы можем утверждать, что человек должен обладать способностью владеть речью и что человек не должен иметь хвост. В третьем виде посылок мы можем сказать, что некоторые люди могут ваять статуи, или что некоторые люди не могут говорить по-гречески. Данные виды посылок являются двумя первыми терминами "силлогизма": А общий класс вещей и Б "среднее" или причины и свойства, присущие общему классу вещей. Значимость этих двух терминов определяет значимость любого сделанного на их основе вывода. Первая проверка всех этих посылок состоит в том, что Аристотель назвал "обратимостью": "Посылка о присущем, если она общеотрицательная, необходимо обратима в отношении своих терминов; например, если никакое удовольствие не есть благо, то и никакое благо не есть удовольствие. Первая аналитика, I 2, 25 а 5-14 С точки зрения Аристотеля, для оценки "первоначала" в таком случае неизбежно потребуется поиск "обратных примеров" или исключений из правила, что с помощью процесса "обращения" поставило бы под сомнение его "универсальность". Однако значимость обратимости должна быть подтверждена наблюдением. Аристотель был убежден, что единственным надежным "доказательством" любого "первоначала" может быть только "демонстрация". Коль скоро начало было определено, оно должно быть использовано и оценено на практике. Другими словами, пригодность карты определяется тем, как хорошо она позволяет ориентироваться на местности. В своем трактате "О возникновении животных" Аристотель утверждал, что "доверять следует прежде наблюдению, а затем уже теориям, а таковым лишь настолько, насколько они подтверждаются наблюденными фактами". Ценность процесса обращения состоит в том, что он подсказывает нам, где искать возможные обратные примеры. Так, если мы говорим: "У всех птиц есть крылья", то это значит, что мы не найдем птиц, не имеющих крыльев. С другой стороны, мы можем обнаружить живые существа с крыльями, но не относящиеся к птицам. Если мы говорим: "Нет птиц, не покрытых перьями", - то нам не удастся найти ни одного не покрытого перьями существа, которое было бы птицей. Важным моментом в поиске обратных примеров на основе принципа обращения является выяснение силы зависимости, выраженной в посылке. К примеру, посылка может выглядеть следующим образом: Все А имеют Б или А есть причина Б Чтобы обнаружить обратный пример, нам прежде всего следует спросить: Существует ли какое-нибудь А, не имеющееБ? Существует ли что-нибудь, что имеет Б и не есть А? Существует ли какое-нибудь Б, причиной которого не является А? Для того чтобы свойство было действительно определяющим, не должно существовать никаких обратных примеров. Например, не все птицы умеют летать, но у всех птиц есть крылья. Тем не менее, не все существа имеющие крылья, - птицы. Насекомые и летучие мыши также имеют крылья. В прошлом крылья были и у летающих ящеров. Но если мы скажем, что все животные с крыльями и клювом - птицы, то вероятность найти обратные примеры значительно снижается. Тот же самый процесс можно применить и в нашем исследовании.

Москва, ул. Полковая, д. Политика, экономика, происшествия, общество.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий