Когда-то история первого и единственного плавания парохода «Челюскин», а также спасения челюскинцев после гибели судна была известна всему миру. 13 февраля 2012 года исполнится 78 лет с момента, когда мир облетит весть о страшном кораблекрушении парохода "Челюскин", который позже назовут советским Титаником. 13 февраля 1933 года советский пароход «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в Чукотском море. Оригинал взят у aloban75 в Битва за Арктику: Челюскин (82 ФОТО) История парохода Челюскин, его первый и последний рейс хорошо изучены буквально по дням. В 1930-е годы новость о спасении 104 членов экипажа корабля "Челюскин", затонувшего в арктических льдах, облетела весь мир.
Этот день в истории: 1934 год — завершена операция по спасению челюскинцев
Ровно 90 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин». путешественника С.И. «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Полярная экспедиция на «Челюскине» должна была повторить состоявшийся в 1932 году поход ледокольного парохода «Сибиряков», впервые в истории прошедшего за одну навигацию по Северному морскому пути от Архангельска до Берингова пролива. Эпопея «Челюскина» Летом 1932 г. пароход «Александр Сибиряков» впервые за одну навигацию прошел Северным морским путем.
Пароход «Челюскин». Катастрофа и спасение
Зарядами аммонала взрывают нагромождённый лёд, пешнями и ломами обкалывают отдельные глыбы. Груды осколков, обломков и мелких кусков льда, тысяча тонн погружают на самодельные сани, отвозят в сторону. Наконец 5 октября лёд начало разводить. Мощная трещина прошла через пространство, очищенное челюскинцами от льда. В дальнейшем он попадает в дрейф. На льду сделан первый аэродром. Зимовка протекает благополучно. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина; один человек — завхоз Б.
Ледорез прошел через Берингов пролив и, следуя вдоль кромки тяжелых льдов, в тот же день достиг широты, на которой находился «Челюскин». И здесь допустил роковую ошибку. Полагая, видимо, что «Челюскин» в течении нескольких ближайших часов самостоятельно окажется на чистой воде, он отверг помощь «Литке». Однако вскоре «Челюскин» начало быстро сносить от чистой воды в глубину ледовых полей. Из воспоминаний : «В полдень ледяной вал слева перед пароходом двинулся и покатился на нас. Льды перекатывались друг через друга, как гребешки морских волн. Высота вала дошла до восьми метров над морем». Все последующие попытки найти проходы и пробиться к зажатому льдами пароходу не увенчались успехом, и «Литке» был вынужден вернуться во Владивосток. Однако пережить зиму команде парохода и полярникам не удалось. Опасаясь внезапной гибели судна, экипаж подготовил все необходимое для выгрузки на окружающие льды, разместив все важные грузы на палубе на случай экстренной эвакуации. Зарегистрируйте блог на портале Pandia. Бесплатно для некоммерческих и платно для коммерческих проектов. Регистрация, тестовый период 14 дней. Условия и подробности в письме после регистрации. Развязка наступила 13 февраля 1934 года. В 13 часов 30 минут внезапным сильным скользящим напором льда в левом борту была прорезана пробоина шириной в 1 метр и длиной 30 метров. Через нее были видны внутренние помещения трюма, угольного бункера , котельного и машинного отделений. Судно стало наполняться водой, но оно висело зажатое льдом, что замедлило гибель. Постепенно корпус своей тяжестью обламывал кромки льда и оседал все глубже и глубже. Были спасены все журналы научных наблюдений, дневники и карты. На лед удалось перенести даже кирпичи и доски, из которых впоследствии построили бараки. Из радиограммы : «Полярное море, 14 февраля. Уже последняя ночь была тревожной из-за частых сжатий и сильного торошения льда. Одновременно лопнули трубы паропровода, что лишило возможности пустить водоотливные средства, бесполезные, впрочем, ввиду величины течи. Через два часа все было кончено. За эти два часа организованно, без единого проявления паники, выгружены на лед давно подготовленный аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, самолет и радио. Выгрузка продолжалась до того момента, когда нос судна уже погрузился под воду. Руководители экипажа и экспедиции сошли с парохода последними, за несколько секунд до полного погружения. Пытаясь сойти с судна, погиб завхоз Могилевич. Он был придавлен бревном и увлечен в воду. Начальник экспедиции Шмидт». Заказать работу В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека несколько человек ранее покинули судно. Снабжением и продовольствием челюскинцы были обеспечены, однако сжатие льдов время от времени взламывало льдины, на которых был расположен лагерь и ледяные аэродромы, которые они с большим трудом устраивали.
Руководители экипажа и экспедиции сошли с парохода последними, за несколько секунд до полного погружения. Пытаясь сойти с судна, погиб завхоз Могилевич. Он придавлен бревном и увлечён в воду. Начальник экспедиции Шмидт. Через 2 дня после крушения судна в Москве была организована специальная комиссия под руководством Валериана Куйбышева. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли — «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». Пассажиры, как настоящие советские люди, оказавшиеся на льдине, продемонстрировали героическую организацию, которая и не снилась сценаристам любого голливудского кино: они построили аэродром, для женщин и детей возвели деревянный барак, соорудили пекарню и даже стали выпускать стенгазету «Не сдамся! Ничто не могло сломить этот сплоченный коллектив. Лагерь О. Шмидта 5 марта лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 первым пробился к лагерю и снял со льдины всех женщин и детей.
Летом 1933 года научная экспедиция под руководством Отто Шмидта на пароходе «Челюскин» вышла в море из Мурманска. Целью экспедиции, кроме сбора различного материала, была проверка возможности прохода Северным морским путем транспортными кораблями, что до этого удалось только ледоколу «Сибиряков», который впервые в истории мореплавания прошел за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Плавание шло успешно, но уже в конце пути, пройдя пять морей Ледовитого океана, в Беринговом море «Челюскин» оказался зажат льдами. В связи с возникшей угрозой затопления экипаж и члены экспедиции вынуждены были покинуть судно. Благодаря оперативной работе челюскинцев все необходимые вещи и запасы провизии заранее вынесли на палубу и быстро сбросили на лед. На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь, в котором оказались 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания. Этот лагерь просуществовал 2 месяца.
Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта?
Командовать плаванием был назначен Владимир Воронин. Подойдя более ответственно к вопросу, он не одобрил опрометчивое решение плыть на неподготовленном пароходе, но оптимизм и самоуверенность Шмидта оказались более весомым аргументом для советского правительства, чем все сомнения Воронина. В надежности корабля не сомневался никто, об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в опасную экспедицию один из членов экипажа отправился с женой, которая была буквально на сносях. К слову, она родила прямо на корабле, а позднее прожила несколько дней с младенцем на дрейфующей льдине. Портрет Отто Шмидта Фото: Commons.
Забегая наперед, скажем, что после крушения из всей команды погиб только 1 человек, все остальные были спасены. Но какой ценой этого удалось добиться? Портрет Владимира Воронина, капитана корабля Фото: cheluskin. Расчет был на то, что дрейфующий корабль самостоятельно дойдет к острову Врангеля, но этим планам не суждено было сбыться.
За время экспедиции "Челюскин" несколько раз попадал в ледяной плен: в первый раз его спас ледоход "Красин", во второй раз помощь предлагал капитан ледохода "Литке", но Шмидт не мог себе позволить признать свое поражение.
Но не только в Минске есть наименования, увековечивающие память героев-челюскинцев. В Могилеве одна из главных улиц именуется улицей Челюскинцев, а к ней примыкает проспект Шмидта, названный так в честь руководителя той полярной экспедиции. Удивительное совпадение: О. Шмидт появился на свет буквально за несколько месяцев до трагической гибели другого великого уроженца белорусской земли, крупнейшего исследователя Сибири и Заполярья Ивана Дементьевича Черского. И теперь поселки городского типа, названные именами этих самоотверженных людей, расположены неподалеку друг от друга, практически — на одной широте: поселок Черский на крайнем северо-востоке Якутии, почти в самом устье Колымы, и поселок Мыс Шмидта на Чукотке, на берегу «Студеного моря», как наши далекие предки называли Северный Ледовитый океан. Впрочем, вряд ли можно в полной мере назвать это простым совпадением. Ведь О. Шмидт, безусловно, был учеником и продолжателем дела Ивана Черского, который мечтал о том, чтобы преодолевать Северный Морской путь — от Мурманска до Владивостока — за одну короткую полярную навигацию.
Именно этому была посвящена жизнь и деятельность Отто Юльевича Шмидта. Как исследователь труднодоступных для человека районов Отто Шмидт впервые прославился в 1928-м, во время первой в истории советско-германской экспедиции на Памир. Целью экспедиции было изучение и восхождение на наиболее высокие вершины Западного Памира. И тогда альпинисты, в числе которых был О. Шмидт, достигли существенных результатов. И Шмидту доверили более серьезные, ответственные задачи. В 1929-1934 годах он руководил знаменитыми арктическими экспедициями на ледокольных пароходах «Седов», «Сибиряков» и «Челюскин». И на судне «Георгий Седов» вместе с его капитаном Владимиром Ивановичем Ворониным, ровесником и другом Отто Юльевича, цель полярной экспедиции под командованием Шмидта была «почти» достигнута. Но… Льды не пустили корабль дальше архипелага Северная Земля.
Так советские полярники впервые столкнулись с неумолимой силой арктической природы. Но Шмидт и его товарищи открыли новые острова, новые земли и нанесли их на карту, водрузив над ледяными просторами флаг своей страны. На ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» Шмидт вплотную приблизился к осуществлению своей мечты. И снова — вместе с капитаном В. Впервые в истории за одну летнюю арктическую навигацию корабль прошел путь от Белого Архангельск до Берингова моря. Осталась небольшая неудовлетворенность результатом, ведь вышедший из строя и потерявший свой собственный ход, начавший дрейфовать еще в Чукотском море «Сибиряков» конец пути проделал на буксире от Берингова пролива до Петропавловска-Камчатского. Надо было заканчивать начатое, окончательно «торить дорогу» советским кораблям по Севморпути. Для этого уже в 1933 году была организована экспедиция под командованием академика Шмидта и капитана Воронина на куда более крупном и мощном судне — «Челюскине». Такие мистические предчувствия тревожили некоторых из «посвященных» задолго до отплытия судна из Мурманска во Владивосток по Северному морскому пути.
Ныне почему-то мало кто вспоминает о том человеке, в честь которого был назван знаменитый пароход «Челюскин». А вот его капитан В. Воронин и начальник полярной экспедиции О. Шмидт в 1933-34 годах хорошо знали и частенько вспоминали загадочную судьбу Семена Ивановича Челюскина — реального человека, ставшего пароходом. Судьбу, которая обошлась с ним до крайности несправедливо и жестоко.
Через два часа всё было кончено. За эти два часа организованно, без паники выгружены на лёд давно подготовленные аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, самолёт и радио. Выгрузка продолжалась до того момента, когда нос судна уже погрузился в воду. Руководители экипажа и экспедиции сошли с парохода последними, за несколько секунд до полного погружения.
Пытаясь сойти с судна, погиб завхоз Могилевич. Он придавлен бревном и увлечён в воду. Начальник экспедиции Шмидт. Через 2 дня после крушения судна в Москве была организована специальная комиссия под руководством Валериана Куйбышева. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли — «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». Пассажиры, как настоящие советские люди, оказавшиеся на льдине, продемонстрировали героическую организацию, которая и не снилась сценаристам любого голливудского кино: они построили аэродром, для женщин и детей возвели деревянный барак, соорудили пекарню и даже стали выпускать стенгазету «Не сдамся!
Как раз в это время датские кораблестроители построили для СССР новый транспортный пароход, позднее получивший имя "Челюскин" — в честь знаменитого русского исследователя Арктики. На нем и решено было отправить экспедицию, которую вновь возглавил Отто Шмидт. Из Мурманска во Владивосток судно вышло 2 августа 1933 года. Проблемы начались уже 13 августа. В тот день "Челюскин" получил первые повреждения — в носовой части. На устранение последствий команде потребовалось три дня. Как погиб пароход "Челюскин" Еще до выхода в море сомнения в пригодности судна для столь сложной экспедиции высказывал капитан Владимир Воронин. Но Шмидт твердо верил в успех. Да и остальные члены команды, видимо, тоже. Один из них даже взял с собой беременную жену. Она успела родить девочку до того, как пароход оказался в опасности. Команда пыталась освободить судно вручную и с помощью взрывов. Дрейфуя вместе со льдами, 4 ноября "Челюскин" достиг Берингова пролива. Считанные мили оставались до чистой воды. Но выйти в Тихий океан не удалось.
Челюскинская эпопея: подвиг, который нельзя отменить
Подвиг Челюскинцев | | Газета Гудок | С немалым трудом ему удалось добиться передачи в распоряжение ГУ СМП нового, только что построенного в Дании парохода «Лена», который был переименован в «Челюскин», обладавший довольно низкими ледовыми качествами. |
Челюскинская эпопея: подвиг, который нельзя отменить | Он изложил свою версию событий в виде рассказа сына человека, выжившего после гибели второго парохода «Пижма», ведомого «Челюскиным». |
Проекты по теме:
- Битва за Арктику: эпизод первый — «Челюскин»
- Исследователи рассказали о тайнах «несчастливого» парохода «Челюскин»
- Куда и зачем плыли «Челюскин» и «Пижма»? — ХАЙФАИНФО
- Новости по теме
Челюскинская эпопея или судьба парохода «Челюскин»
Ледокольный пароход «Челюскин», названный в честь русского мореплавателя и исследователя Семена Ивановича Челюскина, был достроен и спущен на воду в марте 1933 года. оказавшийся единственным за короткую историю судна. «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну летнюю навигацию из Баренцова моря в Тихий океан.
Гибель “Челюскина” О пароходе и людях его православных
Он должен был стать проверкой проходимости Северного морского пути не только ледоколами, но и транспортными кораблями. А также почти три тонны угля, 500 тонн воды, продовольствие на полтора года и объем снабжения для острова Врангеля на три года. Капитаном корабля стал полярник Владимир Иванович Воронин. Поначалу все складывалось успешно: "Челюскин" четко шел по маршруту. Однако как только он вошел в Карское море, на судне появилась деформация корпуса и пробоина. Тем не менее, экспедицию решили продолжить. В сентябре, когда корабль был уже в Северо-Восточном море, из-за появившихся тяжелых льдов он получил еще две вмятины по обоим бортам. Течь усилилась. Однако к началу ноября 1933-го "Челюскин" почти до конца прошел намеченный маршрут и вошел в Берингов пролив — в Москву была направлена радиограмма, сообщавшая об этом факте и о том, что "Челюскин" находится в районе острова Диомида, примерно в 20 километрах от свободной воды. Но дойти до воды и пойти, как планировалось, к Владивостоку челюскинцам не удалось. Лед начал двигаться в обратную сторону, зажал судно и его снова вынесло в Чукотское море.
В итоге "Челюскин" вмерз в крупную льдину и несколько месяцев дрейфовал вместе с ней. В экспедиции прекрасно понимали, что льды в любой момент могут начать движение и раздавить судно, что и произошло 13 февраля 1934 года. Заметив, что на судно надвигается ледяной вал, он распорядился выгрузить аварийный запас продовольствия и горючего. Ледяные торосы пробили корпус "Челюскина" в нескольких местах, в бортах образовались огромные дыры. Судно стремительно погружалось под воду, однако люди успели эвакуироваться. На лед выбрались все, за исключением завхоза Бориса Могилевича, он замешкался на палубе корабля, и его придавил сместившийся груз. На льду оказались 104 человека, в том числе десять женщин и двое детей — члены семей полярников, направлявшихся на остров Врангеля. По плану и даже сверх плана с "Челюскина" было эвакуировано продовольствие, горючее и стройматериалы. Нелегкие будни Первые три дня на льду дались челюскинцам тяжело: все жили в брезентовых палатках при температуре ниже 30 градусов по Цельсию.
Молоковым , Н. Каманиным , М. Слепнёвым , М. Водопьяновым и И. Дорониным , которые первыми удостоены звания Героя Советского Союза 1934. Редакция географии Опубликовано 15 сентября 2023 г.
Бурлаков: «С единственной жертвой среди челюскинцев связана воистину конспирологическая история. Еще в августе 1933-го, когда пароход вошел в зону крупных ледяных полей, состоялось первое «свидание» с белыми медведями. Могилевич застрелил одного из них. Но этот его охотничий подвиг вызвал неодобрение у бывалых полярников. Многие из них считали, что подобное неуважение, проявленное к «хозяевам Арктики», чревато неприятностями: «Швед Мальмгрен из команды дирижабля «Италия» убил медведя, а потом сам погиб! Однако, как оказалось, напрасно. Именно экспедиционный завхоз, любитель охоты, во время эвакуации не смог спастись с тонущего парохода. Остальные члены команды и пассажиры благополучно пережили всю ледовую эпопею». Нож в изголовье «До какого-то времени Арктика относилась к «Челюскину» благосклонно. Он, хотя и не без проблем, продвигался вперед, — пояснил Юрий Бурлаков. До чистой воды осталось всего несколько миль, однако поднявшийся штормовой ветер увлек льдины, среди которых пробивался «Челюскин», назад, в Чукотское море. В этот критический момент пришла радиограмма с ледокола «Литке», находившегося в бухте Провидения, с предложением оказать помощь. Шмидт отказался, желая «сохранить чистоту эксперимента». Он был в тот момент уверен, что судно все-таки сумеет самостоятельно вырваться из ледяных «челюстей». Накануне очередной красной даты календаря Отто Юльевич даже направил в Москву радиограмму: посвящаем успешное завершение беспримерного рейса «Челюскина» по Северному морскому пути 16-й годовщине Великого Октября. Увы, оптимистические надежды не оправдались. Отказ от помощи «Литке» оказался роковым решением. Пароход, скованный льдами, уносило все дальше вглубь Арктики. Дрейф длился 4 месяца и закончился трагически». А 13 апреля летчики Николай Каманин и Василий Молоков вывезли из ледового лагеря последних челюскинцев. Один самолет забрал боцмана Загорского и 8 собак их доставили раньше на льдину в качестве транспортного средства , а другой — капитана Воронина и начальника ледового аэродрома Погосова. От момента кораблекрушения и до того, как удалось завершить спасательную операцию, прошло ровно два месяца. Эти 60 дней были временем напряженной работы сотен людей — авиаторов, моряков, работников метеостанций, радистов, жителей нескольких поселков, расположенных ближе всего к месту трагедии... Судьба сотни «зимовщиков поневоле», оказавшихся на льдине, волновала буквально всю страну. Эти люди стали национальными героями. Советские граждане напряженно следили за ходом спасательной операции, с нетерпением ждали новых сводок о том, что происходит на далеком Севере. В центре Ленинграда, перед Казанским собором, был даже построен из снега и льда макет лагеря челюскинцев. Особой популярностью пользовался начальник экспедиции О. Например, некоторые молодые мамы и папы стали давать своим новорожденным детям звучные имена в честь него — Оюшминальд Отто Юльевич Шмидт на льдине , Лашмивара то есть Лагерь Шмидта в Арктике … Ну а сами челюскинцы, обустроив импровизированный городок на дрейфующей льдине, демонстрировали всему миру уникальный пример выживания в экстремальных условиях. Эти усилия, людская самоотверженность в итоге дали результат: из 104 человек, высадившихся с борта тонущего судна посреди арктической пустыни, никто не погиб, всех удалось спасти. Конечно, возникает вопрос: как удался такой по сути своей экспромт? Ведь двухмесячное пребывание столь значительной группы людей на льдине не было предусмотрено планами экспедиции. Здесь самое время уточнить некоторые материально-бытовые моменты, имеющие отношение к организации ледового лагеря челюскинцев. Сальников: «То, что пароход может быть раздавлен льдами, руководители экспедиции считали вполне вероятным на втором этапе рейда «Челюскина». Ведь до этого судно уже получило довольно серьезные повреждения корпуса. В результате ударов о торосы и напора дрейфующих ледяных полей деформировались несколько стальных листов обшивки, поломало шпангоуты… Кое-где образовалась течь, с которой активно боролись. Ситуация стала гораздо хуже, когда пароход окончательно затерло льдами. По распоряжению Шмидта и Воронина челюскинцы подготовили и удобно расположили на верхней палубе аварийные запасы для быстрой их переброски на лед — продукты, топливо, снаряжение, радиостанцию, медикаменты, теплую одежду… Поэтому, когда наступил момент Х, все действовали согласно заранее подготовленному плану. Времени на эвакуацию тоже хватило. Ведь агония «Челюскина» длилась более двух часов. На льдину сумели спустить даже маленький самолет, который имелся в распоряжении экспедиции». Бурлаков: «Огромным подспорьем оказался тот груз, который везли на «Челюскине» для зимовщиков на острове Врангеля. Среди прочего там имелся трехгодичный запас продовольствия, бочки с нефтепродуктами… Многое из этого смогли при эвакуации забрать с тонущего судна. Кроме того, на верхней палубе были принайтовлены бревна, доски, фрагменты нескольких сборно-щитовых домов они тоже предназначались для острова Врангеля. Когда торосы протаранили борт и судно начало тонуть, моряки перерубили канаты, и освобожденные строительные материалы всплыли вместе с обломками корабельных надстроек, шлюпками в полынье, образовавшейся на месте гибели парохода… Все это дерево вытащили, и потом «врангелевские» стройматериалы очень пригодились: на льдине из них соорудили бревенчатый барак, кухню, сигнальную вышку…» Вот некоторые штрихи к быту обитателей ледового лагеря. Из воспоминаний замначальника экспедиции Ивана Копусова: «Люди в палатки подбирались… по «профессиональному» признаку. Была палатка научных работников, палатки кочегаров, машинистов, матросов…» Механик М. Филиппов упомянул, рассказывая о первых днях на льдине, про своеобразный элемент техники безопасности: «Над каждым спящим в палатке воткнут большой морской нож.
В образовавшихся майнах появлялись нерпы, из которых получалось неплохое жаркое. По льду прибегали песцы, а однажды у самого корабля ледовые пленники пристрелили белого медведя. Телеграмма за телеграммой летели на берег к летчикам, работавшим на Чукотке. Но моторы маломощных самолетов в мороз не всегда заводились, а пурга и туманы «отменяли» полеты. Тем не менее челюскинцы каждый день ходили на расчистку оборудованного на льдине аэродрома. В роковой для «Челюскина» день ветер с утра подскочил с 5 до 7 баллов. Огромный ледяной вал живым чудовищем надвигался на корабль. В 12 часов обрушился первый удар, настолько сильный, что корабль вздрогнул и заскрежетал. С левого борта слышался пулеметный треск — лед пробил обшивку и сквозь зияющие проломы вползал в каюты. Люди, быстро разделившись на группы, начали выгружать все необходимое на лед. Работа была четко организована, никакой паники. Благодаря тому, что льды, сжавшие «Челюскин», оставались на месте в течение двух часов, выгрузить удалось многое. Как только лед немного расступился, корабль пошел ко дну, унося с собой в пучину и замешкавшегося завхоза корабля Могилевича. Всем остальным удалось спастись, включая грудную Карину и годовалую Аллу Буйко. Началась тяжелая, полная опасностей жизнь челюскинцев на льдине. В черной дыре льда наутро после гибели корабля всплыли бревна, доски, ящики. Их вырубали из льда и строили барак, за ним — камбуз и смотровую вышку. После завершения этих строительных работ люди могли спать, принимать горячую пищу в теплом помещении. Из металлических бочек сооружали печки, котлы, посуду. Ученые ни на один день не прекращали научную работу, определяя по приборам местонахождение льдины, изучая погодные условия и поведение льдов. Женщины шили из брезента рукавицы для работы — меховые в сложившихся условиях сразу же намокали и становились бесполезными. На доске, пригвожденной к двум воткнутым в снег жердям, появилась стенгазета «Не сдадимся! Дрейфующим на льдине по воле ветра людям даже в голову не приходило, что их могут бросить на произвол судьбы в ледяном безмолвии, они твердо верили, что будут спасены, что Родина не оставит их в беде.
Пилоты летели навстречу пурге в самолётах с открытой кабиной
- Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине
- Экспедиция в Арктике провела видеосъемку затонувшего парохода "Челюскин"
- Уникальная миссия
- Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей?
- В Петербурге представили сериал о пароходе «Челюскин» - 17 июня 2023 - 29.ру
- Задачи экспедиции
Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей?
Дрейф продолжался почти 5 месяцев. До чистой воды оставалось несколько километров, однако судно было увлечено назад льдами. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 1 человек погиб. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Все члены экипажа парохода «Челюскин» были спасены. Лётчики — первые Герои Советского Союза, участники спасения челюскинцев. Фотоколлаж Насколько удалось «Челюскину» справиться с поставленной задачей? Фактически рейс закончился трагедией.
Дорогой, только что купленный за границей пароход был затоплен. Груз к месту назначения не доставлен.
Он придавлен бревном и увлечён в воду. Начальник экспедиции Шмидт». Через 2 дня после крушения судна в Москве была организована специальная комиссия под руководством Валериана Куйбышева. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли — «Красин», «Сталинград» и «Смоленск».
Пассажиры, как настоящие советские люди, оказавшиеся на льдине, продемонстрировали героическую организацию, которая и не снилась сценаристам любого голливудского кино: они построили аэродром, для женщин и детей возвели деревянный барак, соорудили пекарню и даже стали выпускать стенгазету «Не сдамся! Ничто не могло сломить этот сплоченный коллектив. Лагерь О. Шмидта 5 марта лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 первым пробился к лагерю и снял со льдины всех женщин и детей. Всего лётчиками было совершено 24 рейса.
С борта на лед спускалась громоздкая деревянная лестница. По ней ходили пополнить запас воды опять же из льда , иногда — поохотиться. В образовавшихся майнах появлялись нерпы, из которых получалось неплохое жаркое. По льду прибегали песцы, а однажды у самого корабля ледовые пленники пристрелили белого медведя. Телеграмма за телеграммой летели на берег к летчикам, работавшим на Чукотке. Но моторы маломощных самолетов в мороз не всегда заводились, а пурга и туманы «отменяли» полеты. Тем не менее челюскинцы каждый день ходили на расчистку оборудованного на льдине аэродрома. В роковой для «Челюскина» день ветер с утра подскочил с 5 до 7 баллов. Огромный ледяной вал живым чудовищем надвигался на корабль. В 12 часов обрушился первый удар, настолько сильный, что корабль вздрогнул и заскрежетал. С левого борта слышался пулеметный треск — лед пробил обшивку и сквозь зияющие проломы вползал в каюты. Люди, быстро разделившись на группы, начали выгружать все необходимое на лед. Работа была четко организована, никакой паники. Благодаря тому, что льды, сжавшие «Челюскин», оставались на месте в течение двух часов, выгрузить удалось многое. Как только лед немного расступился, корабль пошел ко дну, унося с собой в пучину и замешкавшегося завхоза корабля Могилевича. Всем остальным удалось спастись, включая грудную Карину и годовалую Аллу Буйко. Началась тяжелая, полная опасностей жизнь челюскинцев на льдине. В черной дыре льда наутро после гибели корабля всплыли бревна, доски, ящики. Их вырубали из льда и строили барак, за ним — камбуз и смотровую вышку. После завершения этих строительных работ люди могли спать, принимать горячую пищу в теплом помещении. Из металлических бочек сооружали печки, котлы, посуду. Ученые ни на один день не прекращали научную работу, определяя по приборам местонахождение льдины, изучая погодные условия и поведение льдов. Женщины шили из брезента рукавицы для работы — меховые в сложившихся условиях сразу же намокали и становились бесполезными.
Пассажиры, как настоящие советские люди, оказавшиеся на льдине, продемонстрировали героическую организацию, которая и не снилась сценаристам любого голливудского кино: они построили аэродром, для женщин и детей возвели деревянный барак, соорудили пекарню и даже стали выпускать стенгазету «Не сдамся! Ничто не могло сломить этот сплоченный коллектив. Лагерь О. Шмидта 5 марта лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 первым пробился к лагерю и снял со льдины всех женщин и детей. Всего лётчиками было совершено 24 рейса. Больше всех человек вывез полярный лётчик Василий Молоков, которого челюскинцы прозвали «дядя Вася». В итоге все 104 человека были спасены. О значении этой спасательной операции говорит один красноречивый факт — впервые было учреждено почётное звание Героя Советского Союза. Группа участников экспедиции на ледоколе «Челюскин» у самолета, прилетевшего в лагерь Шмидта Операция по спасению экспедиции «Челюскина» стала победой для всего советского народа. Вся страна чествовала челюскинцев и их спасителей как героев.
Исследователи рассказали о тайнах «несчастливого» парохода «Челюскин»
История парохода «Челюскин», его первый и последний рейс хорошо изучены буквально по дням. Пароход «Лена» (позже «Челюскин») был спущен на воду 11 марта 1933 года в Копенгагене. «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну короткую летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Спустя несколько недель "Лену" переименовали в "Челюскин", и именно этот толком не испытанный во льдах пароход назначили в сверхдальний арктический переход от Мурманска до порта приписки Владивосток. Молодые полярники во главе с Отто Шмидтом искренне верили в то, что на пароходе «Челюскин» им удастся выполнить поставленную задачу. 13 апреля 1934 года закончилась операция по спасению пассажиров парохода «Челюскин», за которой следила вся страна.
Челюскинская эпопея: подвиг, который нельзя отменить
Короткая ссылка 13 февраля 2024, 09:00 13 февраля 1934 года затонул пароход «Челюскин». Его экипаж и члены находившейся на борту научной экспедиции отрабатывали схему доставки грузов по Северному морскому пути за одну летнюю навигацию. Но в сентябре 1933-го судно было заблокировано льдами и дрейфовало пять месяцев. Когда корпус корабля дал трещину, команда и участники экспедиции высадились на лёд, забрав с собой всё самое необходимое, в том числе материалы для возведения временных построек.
Образованная в Москве специальная комиссия подготовила спасательную операцию.
Теплоход Челюскин в тяжелых льдах Фото: ria. В 1930-е годы перед Страной Советов встала непростая задача освоения Северного морского пути, канала, который смогу бы связать Европу и Дальний Восток. Эту идею с восторгом принял известный ученый Отто Шмидт. В 1932 году он успешно провел экспедицию по Баренцевому и Белому морям, и, воодушевленный результатом, стал настаивать на сквозном плавании. Во второй раз преодолеть этот непростой участок Северного Ледовитого океана, снискавшего дурную славу из-за тяжелых льдов, Шмидт решил на обычном грузовом корабле. Выбор пал на пароход "Лена", строительство которого только-только закончили датчане.
Конечно, для столь важного события корабль переименовали: он получил гордое название "Челюскин" в честь российского исследователя Арктики. Командовать плаванием был назначен Владимир Воронин. Подойдя более ответственно к вопросу, он не одобрил опрометчивое решение плыть на неподготовленном пароходе, но оптимизм и самоуверенность Шмидта оказались более весомым аргументом для советского правительства, чем все сомнения Воронина. В надежности корабля не сомневался никто, об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в опасную экспедицию один из членов экипажа отправился с женой, которая была буквально на сносях.
Завхоз Борис Могилевич, сбитый с ног катящимися бочками и обломками рушившихся палубных построек, оказался придавлен к палубе и погиб.
На лед сошло 104 члена команды и зимовщики среди них 10 женщин и 2 ребенка. На льдине появился «Лагерь Шмидта», который назвали по имени начальника экспедиции. После гибели судна выгруженное имущество было тщательно осмотрено, стройматериалы решили использовать для обустройства лагеря. Построили барак и камбуз, поставили несколько палаток. Для приема самолетов на льду постоянно расчищалась площадка.
Смогли установить радиосвязь с материком. Место расположения лагеря довелось менять несколько раз, его выбирали в зависимости от расположения трещин во льду. Спасение челюскинцев. Встреча 14 февраля — постановлением Совнаркома СССР была образована правительственная комиссия по организации помощи экспедиции и команде парохода «Челюскин» во главе с зампредом Совнаркома В. Летчики, которые спасали челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза: А.
Ляпидевский, С. Леваневский, В. Молоков, Н. Каманин, М. Слепнёв, М.
Водопьянов, И.
Эвакуацию организовали с помощью авиации. Летчики, участвовавшие в этой спасательной операции, стали первыми Героями Советского Союза. Права на контент канала РИА Новости сохраняются за правообладателями в полном объеме. Размещение Контента на Rutube не является предоставлением пользователям Rutube или иным лицам, получающим доступ к Контентному содержимому канала РИА Новости, права использования контента канала РИА Новости каким-либо способом лицензии.
Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути
Провожаемый тысячной толпой, пароход «Челюскин» отошел от набережной Мурманска 10 августа 1933 года. Самая дерзкая из которых, что пароход «Челюскин» ушел в Арктику не один, а в сопровождении корабля-двойника. Ледокольный пароход «Челюскин», названный в честь русского мореплавателя и исследователя Семена Ивановича Челюскина, был достроен и спущен на воду в марте 1933 года. «Челюскин» благополучно прошел три четверти пути, преодолев Баренцево море, Карское, море Лаптевых и Восточно-Сибирское, но уже в конце пути, в Чукотском, пароход был зажат многолетними льдами и 23 сентября 1933 года оказался полностью заблокирован. Ледокол «Челюскин», история которого завершилась в пятом часу вечера, оставил на льду 104 человека. «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну короткую летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан.