Причиной нового летоисчисления мусульман является переселение пророка Мухаммада и его соратников из Мекки в город Ясриб. Полный календарь мусульманских праздников и постов на 2024 год. Месяц мухаррам стал началом мусульманского года в календаре, который был принят.
16 июля 622 года - начало летосчисления по исламскому календарю
Оно стало началом становления исламского общества и первым камнем в фундаменте нового государства. По мнению мусульманских богословов, традиция празднования Маулид ан-Наби укоренилась лишь в XII веке. Исламский календарь использует эпоху Хиджры, которая была установлена как исламский Новый год 622 года нашей эры.[1] В течение этого года Мухаммад и его последователи мигрировали из Мекки в Медину и основали первую мусульманскую общину (умму), событие. Летоисчисление по исламскому календарю начинается с 16 июля 622 года, от Хиджры, когда Мухаммед и первые мусульмане стали переселяться из Мекки в Медину.
Информация
- Исламский календарь
- muntaqa.info
- В 622 году пророк Мухаммед закончил свою хиджру
- День хиджры: какого числа наступает Мусульманский Новый год в 2023? - 29.06.2023, Sputnik Грузия
Главные особенности мусульманского календаря
Откуда есть пошел ислам, который мы знаем и который мы не знаем | Впоследствии год «хиджры» стал первым годом мусульманского летоисчисления, и с этого момента начинается история ислама. |
чПКФЙ ОБ УБКФ | Начало каждого месяца мусульманского календаря определяется лунными циклами, т.е. начало новой четверти — это и есть начало нового месяца. |
Мусульманский календарь на 2024 год - Новости | Статьи Исламский календарь Исламский календарь религиозных дней и праздников. |
В 622 году пророк Мухаммед закончил свою хиджру
Однако само празднество начинается накануне с заходом солнца в связи с тем, что наступление нового месяца устанавливается по фазе луны, в некоторых странах дата может отличаться на сутки. Пророк Мухаммед родился около 570 года н. В шесть лет остался сиротой, его воспитывали дед и дядя по отцовской линии. Мухаммед не был обучен чтению и письму.
В 25 лет он женился на богатой вдове Хадидже после ее смерти в 619 году у Мухаммеда было еще 12 жен. До 40 лет он жил обычной жизнью, пока в 610 году в пещере Хира на горе Джабаль ан-Нур архангел Джабраил не ниспослал ему первые пять аятов откровений из Корана священная книга мусульман. В 613 году Мухаммед, осознав, что Аллах избрал его своим пророком, стал проповедовать, провозглашая, что Бог един священное писание ниспосылалось Мухаммеду архангелом Джабраилом в течение почти 23 лет.
Подумайте 1. Что общего в религиозных представлениях мусульман и христиан? Чем мусульманские общественные и семейные порядки, образ жизни отличались от христианских?
Выясните, существуют ли эти различия в наши дни. Проведите исследование: с помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов узнайте, какой сейчас год по мусульманскому летосчислению. По какому правилу происходит перевод лет из христианского календаря в мусульманский?
Подумайте, почему именно переселение Мухаммеда в Медину стало начальной датой мусульманского календаря. Сравните карты на с. Какая из изученных вами держав раннего Средневековья была самой обширной по территории: Византийская империя времён Юстиниана, империя Карла Великого или Арабский халифат в период его расцвета?
Чем это можно объяснить? Проверьте себя Подумайте 1 Как и в христианстве, в исламе единый бог, так же есть священная книга — Коран. В Исламе были те же предписания: не убей, не кради, не лги, люби ближнего, уважай родителей.
Так же нельзя было есть свинину. Эти различия существуют, и посей день. В основе мусульманского календаря лежит лунный год, состоящий из 12 месяцев.
Итак, в «Сахих аль-Бухари» главе «Летоисчисление, и откуда оно ведется» приводится высказывание одного из сподвижников по имени Сахль ибн Саад да будет доволен им Аллах. Таким образом, было признано огромное значение хиджры в истории Ислама. Хиджра — событие, с которого ведет свое начало мусульманское летоисчисление. Переселение первых мусульман из Мекки в Медину, знаменовавшее собой начало новой эры Ислама. Хиджра стала переломным моментом в истории всего человечества. Она стала началом создания мусульманского государства, началом рассвета исламской цивилизации. После нее светИслама проник в разные страны, и люди отказывались от невежества, признавая Истину. Ислам устанавливал равенство людей перед Богом Аллахом вне зависимости от цвета кожи, происхождения, языка или уровня достатка. В результате хиджры было построено новое общество — мусульманская умма, создано новое государство, основывающееся на божественности, гуманизме и высокой нравственности.
В основе Хиджры лежит лунный годичный цикл. Месяц начинается с рождением новой луны и длится 29-30 дней. Поэтому по сравнению с солнечным календарем в Хиджре ежегодно происходит сдвиг назад на 10-11 дней. Названия месяцев исламского календаря сохранились те же, что и в древнем солнечно-лунном арабском календаре. Исключение составляет 12-й месяц, в котором в високосные годы также 30 дней. В результате миграции дат на 34 года лунной хиджры приходится 33 григорианских года. Лунный год меньше солнечного на 10 или 11 дней, поэтому все даты мусульманского календаря постоянно смещаются относительного григорианского летоисчисления, и за 33 года они проходят полный круг. В этом есть великая мудрость от Всевышнего Аллаха.
Четыре месяца из них запретные, это — стойкая религия. Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе». Изменение киблы Ещё на заре Ислама мусульмане совершали утром и вечером по два ракаата намаза. Они молились, совершая поклоны в сторону Байт аль-Мукаддаса до того момента, когда Аллах повелел мусульманам совершать пять намазов каждый день. После утверждения пятикратного намаза все стали молиться в сторону Байт аль-Мукаддаса через Каабу, то есть она была в качестве киблы.
Откуда есть пошел ислам, который мы знаем и который мы не знаем
чПКФЙ ОБ УБКФ | Начало исламского летоисчисления связано с переселением по христианскому календарю в 622 г. н.э. пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) из Мекки в Медину. |
История начала летоисчисления по хиджре. 1часть | Что такое мусульманский календарь, история создания исламского календаря, с какого года и какого дня мусульмане ведут счет, название месяцев мусульманского лунного календаря. |
В 622 году пророк Мухаммед закончил свою хиджру
Мусульманский календарь на 2024 год | Али ибн Абу Талиб предложил, чтобы за начало мусульманского летоисчисления был принят хиджрат – переезд Пророка из Мекки в Медину. |
Истоки мусульманского летоисчисления — | Известный исламский ученый Абу Райхан Бируни, в своей книге «Аль-Асар аль-бакия», относительно этого сказал: «Во времена Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует) люди вели летоисчисление, в основе которого лежали важные события. |
Мусульманский календарь: наиболее значимые дни и месяцы в 2024 году
Мусульманский, или арабский, календарь — уникальный в истории человечества, поскольку это единственный календарь, который, превратившись из лунного в лунно-солнечный (что характерно для абсолютного большинства лунных календарей), вновь вернулся к лунному и до. Именно от этого события отсчитывается мусульманское летоисчисление, а не от первого откровения, услышанного пророком в 610 году. Мухаррам знаменует собой начало нового года по мусульманскому летоисчислению.
Мусульманские праздники в 2024 году: Даты всех торжеств и постов
До 2016 года использовался также как официальный календарь в Саудовской Аравии. Летоисчисление ведётся от Хиджры 16 июля 622 года н. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры араб. Структура календаря [ править править код ] Сутки , согласно мусульманскому календарю, начинаются в момент захода солнца, а не в полночь, как в григорианском календаре. Началом месяца считается неомения , то есть тот день, когда серп Луны можно видеть в вечерние сумерки впервые после новолуния. Обычно неомения наступает через 1—3 дня после новолуния. Продолжительность синодического месяца составляет в среднем приблизительно 29,53 суток, поэтому в месяце исламского календаря может быть 29 или 30 дней. Если Луна видна на небе вечером после 29-го дня, то наступающие сутки считаются первым днём нового месяца. Если Луны не видно, то новые сутки являются 30-м днём текущего месяца.
Год состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря. Сутки, согласно мусульманскому календарю, начинаются в момент захода солнца, а не в полночь, как в григорианском календаре. Месяцы состоят из 29 или 30 дней, обычно без какого-либо видимого порядка. По традиции, первым днём нового месяца считался первый день после астрономического новолуния, в который вскоре после захода солнца на небе можно было увидеть серп луны.
Следующие годы исчислялись по принципу «первый год после года слона», «второй год после года слона» и т. Прежде чем приступить к ознакомлению с событиями, предшествующими возниковению летоисчисления по хиджре, следует отметить, что многие мусульмане связывают начало летоисчисления по хиджре непосредственно с переселением Посланника Аллаха да благославит его Аллах и приветствует из Мекки в Медину. То есть, многие думают, что наш Пророк да благославит его Аллах и приветствует совершил хиджру в месяц Мухаррам. Это было в 13-ом году пророчества. Выйдя из Мекки наш Пророк да благославит его Аллах и приветствует три дня пребывал на горе Саур. И лишь на четвертую ночь направился в сторону Медины. Хиджре Посланника Аллаха да благославит его Аллах и приветствует предшествовали различные события.
Обычай этот касался в одинаковой степени общин всех религиозных традиций древней Аравии. Именно пренебрежение правилом «запретных месяцев» и порицается в упомянутом 36-м аяте суры «Покаяние». Мусульмане проводят этот день в мечети и за праздничным столом, в чтении молитв, поминании усопших и мольбах о милости Создателя. Считается, что по своей значимости месяц Мухаррам уступает только Рамадану. Всевышний таким образом дал преимущество одним периодам времени над другими и сделал некоторые часы, дни, месяца особенными. Духовный лидер мусульман Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин, обращаясь к единоверцам призвал: Мы встречаем новый, 1445 год молитвами, искренне, всем сердцем повторяя вслед за любимым Пророком: «О Аллах, ниспошли свет моему сердцу, и свет моему языку, и свет моему слуху, и свет моему зрению, и свет моим чувствам, и свет всему моему телу, и свет передо мной, и свет позади меня. Дай, молю Тебя, свет моей правой руке, и свет моей левой руке, и свет надо мной, и свет подо мной. О Аллах, приумножь свет во мне, и ниспошли мне свет, и сделай меня просветлённым! Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник», - учит нас Священный Коран, ниспосланный для всех нас Всевышним Аллахом Мухамаду ,Последнему Посланнику, Печати Пророков.
Что известно о мусульманском празднике Маулид ан-Наби
Хафиз Ибн Хаджар собрал несколько сообщений, которые с разных сторон проясняют, как произошло введение исламского летоисчисления или подтверждают основную из озвученных версий. Исламское летоисчисление у мусульман по Хиджре: начало, мусульманский календарь. Летоисчисление по исламскому календарю начинается с 16 июля 622 года, от Хиджры, когда Мухаммед и первые мусульмане стали переселяться из Мекки в Медину.
Рамзан Кадыров: «я боюсь, что мусульмане не будут чувствовать себя в России как дома»
- Авраамические религии
- Хиджра в истории Ислама
- О летосчислении в мусульманских странах
- С какого года нашей эры ведется отсчет времени в исламском календаре?
По какому правилу происходит перевод лет из христианского календаря в мусульманский кратко
По милости Аллаха завершается 1444 год по мусульманскому летоисчислению и наступает следующий 1445 год по Хиджре. Мы готовимся встретить мухаррам — один из заповедных и запретных месяцев мусульманского календаря, и подводим итог уходящему году. Мусульманский календарь устроен так, что последний его месяц — зу-ль-хиджжа — связан с высшей точкой духовных переживаний верующего — днем Арафа, а затем с приближением ко Всевышнему, то есть с праздником Ид аль-Адха — Курбан-байрамом. Мы искренне молим Всемогущего Аллаха о прощении грехов и стремимся к Истине, а это и есть приближение к Аллаху. Каждый новый год мусульманского летоисчисления начинается с запретного месяца — Мухаррама. А значит, в течение этого месяца верующему следует особо тщательно избегать грехов, вражды и дурных мыслей, сохранять духовную чистоту, не озлобляться, несмотря на испытания и превратности земной жизни.
Любопытно, что последний продукт категорически запрещен для мусульман в земной жизни, однако о загробной жизни праведников прямо сказано, что «их будут поить выдержанным вином» Коран 83:25. Особым воздаянием будут служить вечно юные, черноокие девы — хур с араб. В некоторых местах Корана о них говорится как о супругах, наследующих блаженство вместе со своими мужьями: «Войдите в рай счастливыми — вы и ваши супруги». Коран 43:70 Чувственный характер обетованных наслаждений довольно рано вызвал стремление к символическому их осмыслению.
В результате возникло представление, доминирующее в современном исламе суннитского толка, о том, что главным источником грядущего блаженства будет созерцание лица Аллаха. Это, в свою очередь, породило вопрос о возможности созерцать непосредственно Божество лицом к лицу. В конце концов устоялось мнение, что обитатели рая будут способны созерцать Аллаха, однако не уточняется, в каких формах. Про мучения, испытываемые в качестве воздаяния после смерти грешниками, указано, что они вызываются пылающим огнем и продуктами его нагрева кипяток, смола , о чем многократно говорится в различных местах Корана 174. Именно поэтому основное наименование ада — джаханнам. Однако существуют и иные виды мук, например, суровый холод. Адские обители охраняются ангельской стражей, специально для этого к ним приставленной. Натуралистическое описание рая и не менее фактурное описание ада привело к появлению символической экзегезы соответствующих коранических стихов. Вопрос относительно времени создания рая и ада исторически получил пространное обсуждение в мусульманской среде.
Например, о рае в Коране говорится, что он был местом обитания Адама, но, с другой стороны, рай — это дело будущего века. Об адских муках, причиняемых огнем, с одной стороны, невозможно говорить как о реальных, поскольку до момента воскресения человек не обладает телом, благодаря которому он может ощущать температурные пытки, с другой стороны — умерший грешник до момента воскресения должен уже быть наказан, поскольку его душа предстала пред Аллахом. Принципиальным в конце концов стало суждение, что джанна и джаханнам созданы в начале времен. Они существуют в реальности и сегодня, однако пока не функционируют в полной мере. Лишь после воскресения мертвых и всеобщего суда и грешники, и праведники вкусят в полноте все уготованное им справедливостью Аллаха. Вера в предопределение араб. Это, пожалуй, самый сложный из всех пунктов исламского исповедания. Вера в предопределение включает в себя следующие четыре положения: — вера в Божественное всеведение Творец, создавший все Своей волей и предписавший каждой вещи ее место и время, знает плоды Своих действий. Эта доктрина логично вытекает из самой концепции предопределения, что согласуется со словами Корана: «Знает Он то, что на суше и в море.
И не падет лист [с дерева] без Его ведома. И нет ни зернышка во мраке земли, ни чего-либо влажного или сухого, о чем бы не было [сказано] в ясной книге». Коран 6:59 Последние слова цитаты показательны, ибо они указывают на следующий аспект доктрины предопределения. Записанное касается не только прошедших событий, но и будущих. Об этом, в частности, сказано в Коране: «Нет ни на небесах, ни на земле ничего сокровенного, чего бы не было в ясной книге». Коран 27:75 — вера в детерминированность бытия Подлинной причиной всего происходящего является воля Аллаха. Она предопределяет, в частности, и все человеческие желания и волевые акты, а равно и всех ангелов и джиннов. Все в мире совершается точно так, как предопределено Аллахом, и не существует никакой возможности изменить эту цепь событий. По сути, это исламский фатализм.
О нем напрямую сказано в Коране при изложении пророчества относительно возможности человеку уверовать в истину: «Вы не [сможете] захотеть этого, если того не захочет Аллах, Господь [обитателей] миров». Коран 81:29 — вера в перманентность Божественного творения Аллах творит мир постоянно, каждое мгновение. Сменяющие друг друга акты творения, воспринимаемые сознанием, создают иллюзию изменений, происходящих в мире, подобно тому, как кадры кинопленки, статичные сами по себе, сменяя друг друга, создают на экране ощущение движения. В совокупности с верой в предопределенность это означает, что все человеческие поступки, слова, мысли и даже волевые импульсы являются плодами творческих действий Аллаха. Об этом прямо сказано в Коране: «Аллах сотворил и вас, и то, что вы ваяете». Коран 37:96 Проблема свободы воли разумных существ в исламской доктрине предопределения Вера мусульман в предопределение порождает серьезный вопрос о возможности свободы воли человека, а также прочих разумных существ ангелов, джиннов, шайтанов. В Коране содержатся также и аяты, указывающие на возможность свободного выбора: «Кто хочет, пусть верует, а кто [не] хочет, пусть не верует». Коран 18:29 Это обстоятельство нелегко согласуется с доктриной единого источника всех действий. Последователи первого течения получили название джабриты с араб.
Они утверждали, что свободы воли не существует. Все действия человека могут быть приписаны его разумной воле только условно, а на самом деле проистекают из его природы. В этом смысле любой поступок ничем не отличается от действий, производимых неразумными предметами: например, произрастания зерна или сияния солнца. Иначе говоря, подобно природным явлениям, все действия человека обусловлены заложенной в них волей Аллаха и не имеют сколь-либо самостоятельного значения. Человек лишь осознанно или неосознанно выполняет то, что заложено в его природу. Последователи второго течения — кадариты — придерживались противоположных взглядов. Они были убеждены в том, что наличие в сакральных текстах тезисов о возможности для человека выбрать один из вариантов поступка свидетельствует об абсолютной свободе воли. Наиболее радикальные из них даже учили, что Аллах узнает о любом из поступков только после его совершения. Лидеры как первого, так и второго движения были казнены по приказу исламских властей.
Восторжествовавшая исламская ортодоксия утверждала, что человек способен поступать по своим пожеланиям, но осуществление их возможно только с позволения Аллаха. Вера в предопределенность и наличие зла в мире Каким образом соотносятся идеи перманентного творения и доктрины о совершении всех действий только с позволения Аллаха с наличием зла в мире? Настаивая на том, что всякое действие своим подлинным источником имеет волю Аллаха, исламская доктрина предлагает различать два вида Божественного волеизъявления. Первый вид связан с проявлением Божественной милости. Им определяются все деяния, совершенные в согласии с заповедями. Второй вид также принадлежит Творцу. Этот вид обнаруживает стремление к наказанию преступника, и поэтому в сердце грешника зарождается злой замысел. Будучи реализовано на практике, зло получает достойное воздаяние, что служит, в свою очередь, назиданием для прочих людей. Человеку невозможно познать волю Аллаха о себе.
По мнению исламских знатоков веры, такая ограниченность человека должна побуждать каждого земнородного к исполнению предписаний Создателя. Творя дела праведности, человек приходит к осознанию Божественной милости, явленной на нем. Этика и практика мусульманского благочестия. Базовые нормы этико-ритуального характера именуются по числу содержащихся в нем предписаний «пятью столпами ислама»: 1. Таухид араб. Подобно тому как первая доктрина ислама предписывает веру в Единого Бога, первый столп ислама указывает на необходимость постоянного, в том числе демонстративного ее исповедания. Именно поэтому с произнесением шахады связан ключевой момент при обращении человека в ислам. Это происходит в процессе сознательного, добровольного произнесения вероучительной формулы, совершенного после ритуального омовения, как правило, в присутствии свидетелеймусульман. Для мужчин также считается похвальным совершение обрезания 175 , однако оно далеко не всегда рассматривается как обязательная норма.
Строгое соблюдение единобожия, его декларирование не только словами, но и поступками — главная исламская добродетель. И напротив, отклонение от монотеизма, в каком бы виде оно ни происходило, составляет основное содержание религиозных преступлений, грехов — ширк араб. К грехам, представляющим собой ширк, относятся, в частности, неверие в Бога, поклонение чему-либо кроме Аллаха, лицемерное исполнение религиозных норм, клятва чем-либо иным кроме Аллаха ср. Различают два вида ширка: — большой, совершение которого отсекает человека от единства с исламской общиной, делая его немусульманином. Совершивший большой ширк становится неверным, то есть обреченным на вечную погибель. В правовом отношении такой человек изгой, чья смерть и имущественный урон ненаказуемы. Примеры большого ширка: открытое неверие; глумление над Аллахом, Кораном или пророком; колдовство, требующее отступления от ислама и предания себя в волю шайтанов или джиннов и т. К подобным прегрешениям можно отнести духовные сомнения, «фарисейскую» показную набожность, обман мусульманина, вооруженное противостояние мусульман друг другу и т. Джихад как форма таухида С принципом исламского монотеизма связана особая мусульманская религиозная практика — джихад араб.
По сути, джихад — это утверждение единобожия и искоренение всего, что ему противостоит. В зависимости от того, на каком поприще происходит приложение этого «усилия», говорят о «великом», или внутреннем, джихаде либо о «малом», или внешнем, джихаде. Великий джихад подразумевает борьбу человека с собственными греховными наклонностями. Малый же джихад подразумевает вооруженную защиту и распространение ислама в человеческом сообществе. Если термин «джихад» не содержит дополнительного определения, это означает, что речь идет о священной войне. Синонимами этого понятия в исламе являются термины газават мн. Именно такое понимание джихада укоренилось в европейском сознании. Намаз перс. Намаз должны выполнять все взрослые мусульмане, за исключением тяжелобольных, беременных женщин и воинов, находящихся в боевых условиях.
Однако и тогда необходимо участвовать в намазе хотя бы мысленно. Он всегда совершается на арабском языке независимо от степени владения им молящегося. Перед началом осуществляется обрядовое малое омовение вуду , состоящее из ополаскивания и отирания водой рук, полоскания рта, омовения лица, головы, ног. Все это сопровождается произнесением вслух особых формул, после чего человек считается ритуально чистым и может приступать к совершению молитвы. При отсутствии воды например, в условиях пустыни имитацию омовения можно производить песком или даже пылью — такое омовение имеет особое именование — таяммум. Кроме того, существует великое омовение гусль , состоящее из троекратного полного омовения всех частей тела без исключения. Его необходимо совершать при актах покаяния тауба , накануне особых дней постов, праздников , а также в случаях особого осквернения, например, после физиологических выделений, прикосновения к нечистому вино, свинина, кровь, гной, фекалии и т. С учетом приведенных перечислений вполне очевидно, что ритуальной чистоты никак невозможно достичь при физиологических истечениях любого рода. Поддержанию ритуальной чистоты призвано способствовать использование особого коврика, на который во время молитвы встает коленями мусульманин.
Знаком религиозного почтения и благоговения служит также акт снимания обуви при входе в мечеть или при вступлении на молитвенный коврик. В суннитской традиции намаз совершается пять раз в сутки в строго установленное время, согласованное с движением небесных светил. В шиитской традиции намаз совершается три раза, поскольку объединяются обеденная и послеобеденная, а также вечерние и послевечерние молитвы. О времени начала молитвы возвещается специальными возгласами, именуемыми азан 176 и возносимыми особыми служителями — муэдзинами с минаретов от араб. В мечетях особо торжественно совершаются общие моления в священный для мусульман день — пятницу, а также в дни праздников см. Считается похвальным приходить на молитву в мечеть на каждое из пяточисленных ежедневных молений. Однако на практике это соблюдать далеко не всегда возможно, поэтому полагается допустимым совершение намаза в том месте, где верующего застигло соответствующее время. При молитве в мечети ее ритуал синхронизируется у всех участников обряда благодаря ритму, задаваемому движениями предстоятеля — имама араб. В сакраментальном плане все члены общины равны.
Имам является именно «предстоятелем», то есть стоящим впереди всех во время молитвы. Как правило, эту роль выполняет наиболее уважаемый и образованный в вопросах веры мужчина общины джамаата. Впрочем, в больших, так называемых соборных мечетях существуют и «штатные» имамы, обладающие необходимым религиозным образованием и квалификацией. В российском исламе представители исламского духовенства именуются также муллами от араб. В имперской России муллы назначались особым государственным указом и приписывались к конкретной мечети, в связи с чем фактически были приравнены в своем статусе к представителям православного священства. Имаму принадлежит право учительства, в соответствии с которым он произносит проповедь хутба во время торжественных праздничных, в том числе и пятничных намазов. Для этого используется специальное сооружение в виде кафедры с лесенкой — минбар. Существует строго определенное направление молитвенных действий, соответствующее географическому положению Мекки. Это направление именуется кибла араб.
В архитектуре мечетей оно обозначается специальной нишей, устроенной в стене храма михраб. По двум сторонам михраба обычно размещаются надписи, выполненные арабской вязью: «Аллах» и «Мухаммад». Главное содержание всех действий и слов намаза во всех его вариантах — демонстрация Богу и окружающим покорности перед волей Всевышнего. Алгоритм намаза, существовавший дотоле в рамках бытовой практики, был зафиксирован письменно в VIII веке трудами Мухаммада аш-Шайбани и в основных чертах выглядит следующим образом. Встав на коврик лицом к Мекке, молящийся, держа руки опущенными вдоль тела: 1 произносит возможно мысленно ният — формулу намерения. В данном случае — совершить намаз; 2 затем поднимает руки ладонями вперед на уровень лица и произносит фразу «Аллаху акбар» «Аллах велик» ; 3 взяв правой ладонью левую, прижимает ее к груди и читает отрывок из Корана, чаще всего — первую суру «Фатиху»; 4 делает поясной поклон, упирается ладонями в колени, вновь произносит формулу славословия Аллаха; 5 выпрямляется и произносит фразу: «Да услышит Аллах того, кто восхвалил Его»; 6 становится на колени, делает земной поклон, по завершении которого садится на пятки и повторяет «Аллаху Акбар»; 7 вновь совершает земной поклон, воздает хвалу Аллаху и поднимается на ноги, держа опущенные руки одну в другой. Данная последовательность действий называется ракаатом. Каждый из ежесуточных намазов включает в себя несколько ракаатов, повторяемых последовательно. В частности, в суннитской традиции количество ракаатов на ежесуточных молениях различно: на рассветной молитве — два, на полуденной — четыре, на предвечерней — четыре, на закатной — три, на ночной — четыре.
Возможен также облегченный вариант намаза, допустимый для больных, при котором полноценные поклоны заменяются наклонами головы. Существуют некоторые суточные периоды, когда молитва запрещена: непосредственно на восходе и на закате солнца, а также в момент, когда солнце находится в зените. В исламе существует практика обращения к Богу на родном языке молящегося, с изложением его нужд, что часто составляет дополнение к нормам намаза. Закят с араб. Цель данных сборов — поддержка малоимущих собратьев по вере. Исламские богословы, трактующие этот термин, нередко устанавливают связи между первым значением слова — «очищение, чистота» — и уплатой милостыни, толкуя его в том смысле, что после уплаты сборов имущество, с которого оно было выплачено, становится ритуально чистым. С точки зрения происхождения, слово, скорее всего, является заимствованием из иврита, где «закут» обозначает всякую добродетель вообще. Имущество, облагаемое данным налогом: — посевные площади; — виноградники и финиковые деревья; — скот; — золото и серебро; — товары. При этом существует налогооблагаемый минимум.
Собранными средствами заведует особо уполномоченное лицо, как правило, знаток мусульманского закона шариата и судья единоверцев — кади. При этом существуют правила использования денег, поступивших после сбора пошлин: они должны расходоваться в том регионе, где собраны, за исключением тех случаев, когда средства направляются на войну с неверными см. Ураза тюрк. Rozah , или Саум араб. Поскольку лунные месяцы не равны по продолжительности месяцам григорианского календаря, то ежегодно происходит смещение периода поста на 11—12 дней. Календарная фиксация поста именно в рамадан связана с представлением о том, что именно в этот месяц был ниспослан Коран. Об этом непосредственно говорится в самом его тексте и содержится указание на необходимость пощения: «Тот из вас, кого застанет месяц рамадан, в котором был ниспослан Коран — истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [между истиной и ложью], — пусть проводит его, постясь». Коран 2:185 Мусульманский пост требует полного воздержания от пищи и пития в светлое время суток 179. Об этом прямо сказано в Коране: «Ешьте и пейте, пока нельзя будет отличить белую нитку от черной, до рассвета, потом снова поститесь до ночи».
Коран 2:187 Кроме того, возбраняются вдыхание дыма например, кальянного или табачного , половая близость, прием лекарств за исключением вводимых инъекционно, но только если они не содержат питательных веществ , вызывание у себя рвоты. Все перечисленные ограничения, наряду с пищевыми, теряют актуальность в темное время суток. Нарушение поста в чем-либо даже при невозможности его соблюдения требует компенсации в последующее время: «А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то следует поститься столько же, [сколько пропущено] дней, в другое время». Коран 2:184 Наряду с тяжелобольными и путниками, упоминавшимися в предыдущей цитате, пост разрешается прерывать с намерением затем его восполнить кормящим матерям, беременным, а также претерпевающим менструальный период или послеродовые кровотечения женщинам. В случаях, когда состояние человека таково, что нет никакой надежды восполнить пропущенные дни поста например, при глубокой старости или серьезной, прогрессирующей болезни , дается следующее предписание: «Тем, которые способны поститься, [но пропускают по неизлечимой болезни или старости], надлежит во искупление пропущенного поста накормить бедняка». Коран 2:184 Существует также практика ежедневного собрания мусульман во время рамадана для молитвы и совместного чтения Корана. С этой целью Коран членят на 30 частей, с тем чтобы до конца поста он был прочитан полностью. Также во время данного периода считается похвальной особая ревность в делах милосердия, в частности, помощь нуждающимся в пище. Завершение поста отмечено в исламском календаре особым праздником разговения — Ид аль-Фитр тюрк.
Этот праздник начинается в первое число следующего за рамаданом месяца — шаввала — и продолжается в зависимости от региона 3—4 дня. В первый день совершается особая общая молитва , затем проходят обильные трапезы, на которые мусульмане приглашают друг друга. Беднякам раздается сугубая милостыня, родственникам, друзьям и знакомым дарят подарки, часто посещаются могилы близких людей. Хадж с араб. При этом сами мусульмане признают, что поклонение их святыням имеет доисламские корни и восходит к доисламским временам: «Эти обряды были хорошо известны до ислама и играли важную роль в экономической и религиозной жизни аравитян» 181. Совершение хаджа хотя бы раз в жизни предписано всякому мусульманину. Однако в силу экономических, политических, социальных, личных и других причин далеко не каждый способен совершить хадж. Таковые люди освобождаются от обязанности хаджа. Существует практика замены паломника другим человеком.
Тот, кто не имеет возможности сам участвовать в поклонении святыням Мекки например, ввиду слабого здоровья , может послать вместо себя заместителя, ранее уже бывшего у святынь ислама. Ритуал хаджа осуществляется в двенадцатый месяц зуль-хиджа мусульманского календаря. Паломники прибывают в Мекку 7 числа и приступают к особому обряду ритуального очищения, вводящего их в состояние ихрама араб. Для этого совершается омовение в специально выделенных для этого местах микатах , постригаются волосы и ногти, при возможности тело умащивается благовониями. Затем паломники облачаются в особые одежды, состоящие из двух отрезов белой материи, и вслух выражают свое намерение относительно поклонения святыням, после чего и наступает состояние ихрама. С этого момента и до окончания ритуала запрещено носить обычную одежду, покрывать чем бы то ни было голову это не касается женщин , необходимо хранить половое воздержание, избегать употребления благовоний, недопустимо стричь волосы и ногти, охотиться и обламывать ветки с растений. Далее паломники направляются к Каабе. По представлениям мусульман, она является первым святилищем Единого Бога, построенным еще Адамом и восстановленным впоследствии Ибрахимом Авраамом , а после Мухаммада ставшим главной святыней ислама. Ныне Кааба расположена посредине огромного комплекса зданий, именуемых в совокупности Запретная Заповедная мечеть.
Внутри стоят три колонны, висят светильники, а также хранятся списки Корана, пожертвованные в святилище. В один из внешних углов здания вмонтирован Черный камень, вставленный в серебряную оправу. По преданию, это камень был подарен ангелом Адаму после его изгнания из рая как символ верности в поклонении Единому Богу и изначально был светлым белым , но потом почернел от людских грехов. Здесь участники действа совершают умру 182 — малое паломничество, состоящее из семикратного обхода Каабы, намаза из двух ракаатов, вкушения воды из источника Замзам и восхождения на холм Сафа. Далее творится молитва в сторону Каабы и делаются семь перебежек с холма Сафа на холм Марва и обратно, что знаменует метание Хаджар между этими высотами. С восходом солнца утром 9 числа переходят в долину Арафат, расположенную на расстоянии 22 км от Мекки. Здесь верующие остаются на протяжении всего светового дня у горы Арафат, взывая к Аллаху, а после заката переходят долину Муздалифа, расположенную в 9 км. Здесь проходит еще одна ночь. Утром 10 зуль-хиджа еще до восхода солнца паломники идут в долину Мина, где они должны бросить 7 камешков в каменный столб скалу — символ шайтана.
Следующий акт хаджа — жертвоприношение в воспоминание подвига Ибрахима, выразившего готовность умертвить своего сына Исмаила. После этого паломники бреют или стригут волосы, возвращаются в Мекку, для того чтобы совершить еще один обход вокруг Каабы и сделать пробежку между холмами Сафа и Марва. С этого дня состояние ихрама прекращается. Однако наступает самая изнурительная часть паломничества, называемая ташрика с араб. Само название указывает на особенность этого обряда: в течение трех дней необходимо пребывать в долине Мина, бросая после полудня по семь камешков в каждый из трех столбов, символизирующих шайтана. По исходе означенного времени ритуал хаджа считается выполненным, и верующие возвращаются домой. Исключение составляют те, кто не успел совершить жертвоприношение в 10 день месяца. Таковым предоставляется еще одна возможность в конце паломничества. Начиная с 10 числа месяца зуль-хидж и в течение последующих трех дней когда завершается ритуал хаджа проходит один из самых главных мусульманских праздников — праздник жертвоприношения араб.
Ид аль-адха; тюрк. Жертву должны принести не только паломники. Для всякого мусульманина, имеющего таковую возможность, это тоже является обязательным предписанием. Жертва приносится из расчета одна овца или козленок за одного человека. Жертва может быть принесена и коллективно, в таком случае приносится верблюд или одна голова крупного рогатого скота за несколько человек до 10. Все животные должны быть определенного возраста и не иметь пороков. Перед актом заклания читаются специальные возглашения, прославляющие Аллаха и призывающие его обратить внимание на поклоняющегося ему человека. Жертва валится на землю в сторону киблы и умерщвляется. Мясо разделяется на три части с тем, чтобы одна часть была использована на праздничной семейной трапезе, а остальное роздано нуждающимся.
В Курбан-байрам принято также ходить друг другу в гости, посещать могилы предков, дарить близким подарки. Оформление норм исламской морали К IX веку в исламе сформировался определенный кодекс поведения мусульманина, получивший название адаб с араб. Данный комплекс этических, а во многом даже эстетических норм, восходящих к примеру 184 пророка Мухаммада, составил своеобразный исламский этикет, похвальный образ поведения, следовать которому был обязан всякий воспитанный мусульманин. В современном исламе термин «адаб» чаще всего используется для обозначения должного, верного с позиций мусульманской морали поведения. Исламское право Шариат. Источники исламского права Совокупность юридических норм, принципов правоприменения, обрядовых предписаний, а также норм поведения именуется шариат 185. Буквально это слово переводится с арабского как «правильный, ясный путь». Сущностным или, используя юридические категории, материальным источником мусульманского права признается исключительно воля Аллаха. В то же время Божественная воля не явлена человеку непосредственно, поэтому в качестве формальных источников права, то есть документов, содержащих соответствующие указания, признаются прежде всего Коран и Сунна.
Очевидно, что Коран не может содержать исчерпывающих сведений о всех возможных казусах. Более того, его священный текст нуждается в интерпретации и соотнесении его с определенными обстоятельствами, конкретной ситуацией. Более широкий спектр правовых установлений может быть выведен из текстов хадисов. Однако, учитывая факт принадлежности описываемых в ней событий к первым векам существования ислама, поиск в Сунне ответов на вопросы, возникавшие в последующие времена и связанные с новыми условиями жизни, не всегда приносил желаемый результат. Это вызвало необходимость появления следующих по степени авторитетности источников права. Иджма с араб. Логика, действующая в данном случае, основывается на принципе, что коллегия специалистов, притом максимально объемная по числу своих членов, сводит вероятность ошибки к минимуму. Кияс с араб. Однако данная практика нередко приводила к тому, что уподобления заводили слишком далеко и возникали правовые коллизии, разрешить которые удавалось не всегда.
В таком случае использовался следующий источник мусульманского права. Истихсан с араб. В Коране сказано: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения» Коран 2:185. Соответственно, если в результате поиска решения какого-либо дела возник гордиев узел правовых отношений, его следует разрешить одним ударом меча правосудия. Главное, чтобы принятое решение не противоречило Корану. Урф с араб. От урфа следует отличать адат с араб. Если говорить о жизни арабских племен, исторически обитавших близ Мекки и Медины, то для них понятия «урфа» и «адата» слились. Это произошло, поскольку местные традиции активно использовались при формировании собственно исламского права.
В отношении же других этносов термин адат означает пережитки доисламских норм, основанных на местных обычаях и не являющихся источником мусульманского права. К нормативно-правовым источникам шариата можно отнести также фетву. Так называется разъяснение по какому-либо вопросу, даваемое официальным лицом муфтием либо знатоком веры факихом, улемом. При этом фетва не должна противоречить Корану, Сунне и иджме. Обычно она представляет собой текст, содержащий постановку проблемы, обоснование вывода и само решение.
Летоисчисление ведется от Хиджры 16 июля 622 года н. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарем Хиджры араб. До 2016 года использовался также как официальный календарь в некоторых мусульманских странах.
Сутки, согласно мусульманскому календарю, начинаются в момент захода солнца, а не в полночь, как в григорианском календаре. Началом месяца считается неомения, то есть тот день, когда серп Луны можно видеть в вечерние сумерки впервые после новолуния. Обычно неомения наступает через 1-3 дня после новолуния. Продолжительность синодического месяца составляет в среднем приблизительно 29,53 суток, поэтому в месяце исламского календаря может быть 29 или 30 дней. Если Луна видна на небе вечером после 29-го дня, то наступающие сутки считаются первым днем нового месяца. Если Луны не видно, то новые сутки являются 30-м днем текущего месяца. Добавочные дни месяца запрещаются, кроме единственного дня, служащего для удержания новолуния вблизи 1-го числа месяца. Этот день включается в месяц зуль-хиджа.
Хотя дату новолуния можно рассчитать весьма точно, действительную видимость полумесяца предсказать гораздо сложнее. Это зависит от таких факторов, как погода, оптические свойства атмосферы и географическое положение наблюдателя. Поэтому сложно заранее предсказать, когда начнется новый месяц. Кроме того, продолжительность синодического месяца может быть более чем на шесть часов короче или длиннее его среднего значения, поэтому неомения может наступить как днем раньше, так и днем позже относительно средней ожидаемой даты начала видимости Луны. В настоящий момент существуют два подхода к вопросу определения начала месяца. В некоторых странах наступление нового месяца определяют по фактической видимости молодой Луны. Наблюдение лунного серпа должны засвидетельствовать как минимум два заслуживающих доверия мусульманина.
Если кто-то будет поститься все тридцать дней Мухаррама, то это сунна желательно , и он удостоится награды. Как мы проведём этот первый месяц года, так и пройдёт весь год. Имам альГазали в книге «Ихйау улумиддин» пишет, что если провести месяц Мухаррам в богослужении, то можно надеяться, что баракат благодать распространится и на остальные месяцы года. Первые десять дней Мухаррама считаются благословенными для всех благих начинаний в том числе для заключения браков. Как и священный Рамадан, это месяц раздачи обязательной милостыни закята в пользу неимущих. Отмечать как-то по-особому наступление лунного нового года у мусульман не принято. Однако желательно соблюсти пост в последний и первый день года и читать следующую мольбу. Мольба, читаемая в последний день года «Бисмилляхи ррахмани ррахим. Мы, опираясь на Твою великую милость, высокочтимую щедрость, просим Тебя оберегать нас от шайтана сатаны , его друзей и войск, и его помощников в наступившем году.
Хи́джра Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, – начало мусульманской эры
- О летосчислении в мусульманских странах
- Какой сейчас год по мусульманскому календарю?
- Смотрите также
- Мусульманские праздники в 2024 году: Даты всех торжеств и постов
- Как появился Исламский календарь?
- Мухаррам — первый месяц мусульманского календаря
Когда и где возник ислам — рождение мировой религии
Подобное положение мусульман, фактически забывших свою культуру, наводит на мысль о том, что это может быть только началом. Сначала ты забываешь о своей культуре, потом перенимаешь другую, далее забываешь о своей религии, и в конце концов сам становишься другим. Поэтому тема исламского календаря представляет определённую важность. История исламского календаря С давних времён люди создавали календари для отсчёта текущих лет. У каждого народа были свои календари. Вспомните народы Майя, иудеев и другие цивилизации. Точкой отсчёта для них были разные даты, связанные с их историей, рождением правителей этих народов и тому подобные яркие события. Мусульмане, представляющие огромную цивилизацию, заложившую основы почти для всех современных наук, также не остались в стороне. У нас появился свой календарь для отсчёта текущего времени. Несмотря на то что исламский календарь берёт своё начало от хиджры посланника, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников из Мекки в Медину, принят он был при правлении второго праведного халифа — Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. При жизни самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха, такой надобности не возникало по причине приоритетности других задач в тот период.
Зачатками появления мусульманского календаря стали нестыковки, связанные с письмами и другой документацией.
Шестой месяц, джумада-сани, 29 дней по своему названию указывает, что земля в это время высыхает. Название седьмого месяца - раджаб 29 дней , переводится как «ненасилие». Ислам требует на его протяжении воздержания от войн. Восьмой месяц длится 30 дней и называется шаабан разделяющий. Арабские племена обычно в это время начинали боевые походы. Девятый месяц, рамадан 30 дней - священен.
Он ассоциируется с постом и духовным самосовершенствованием. Десятый месяц, шавваль 30 дней , посвящен кочевьям. Он знаменуется окончанием поста и праздником разговения Ураза-байрам. Одиннадцатый месяц, зуль-каада, 29 дней считается месяцем стоянок. Арабы в это время воздерживаются от различных путешествий и передвижений. Двенадцатый месяц - зуль-хиджа 29 дней - в обычный год, 30 - в високосный. Это - почитаемый месяц, воспрещающий войны, насилие, кровную месть.
Заключение Полагаем, что прочитав данную статью, читатель сможет определить, какой год по мусульманскому календарю соответствует текущей либо любой другой указанной им дате, а также определится с текущей датой и месяцем в традиционном мусульманском формате. Шура IX Корана 36-37 обязывает мусульман непреложно соблюдать свой календарь. Для мусульман мира древне-арабские названия в системе летосчисления являются такой же традицией, как для нас постулаты на церковно-славянском языке.
Отсчёт ведётся от 16 июля 622 года н. По-арабски переселение или исход звучит «хиджра», поэтому исламский календарь называется календарём Хиджры. И когда говорят: 64-й год от хиджры, это значит 64-й год от переселения. Месяцы 1. Мухаррам 0 дней, начало года. По-арабски «мухаррам» означает «запретный», «священный». В этом месяце по религиозной традиции запрещались война и военные походы. Сафар начинается с 30-го дня года - означает «жёлтый». В этом месяце будто бы на арабов часто обрушивалась моровая язва, от которой у больного желтело лицо болезнь Боткина. Раби I с 59 дня. По-арабски: Раби уль-авваль.
Более того, некоторые из них совсем не знают, какой год наступил и какой по счёту закончился. Исламский календарь стал для них преданной забвению традицией, которая давно ушла в прошлое вместе со многими другими положениями шариата. Об исламских месяцах они вспоминают только на Ураза-байрам, когда заканчивается месяц Рамадан, или Курбан-байрам, когда мусульмане раздают бедным мясо после жертвоприношения и отправляются в хадж в месяце Зу-ль-Хиджа. К великому сожалению, в то же время приходится наблюдать, как часть мусульман не упускает возможности поздравить своих друзей, а то и подруг, с наступлением нового года по григорианскому календарю. Они готовят подарки друг для друга, устраивают вечеринки, фейерверки, собираются на площадях вокруг ёлок. Подобное положение мусульман, фактически забывших свою культуру, наводит на мысль о том, что это может быть только началом. Сначала ты забываешь о своей культуре, потом перенимаешь другую, далее забываешь о своей религии, и в конце концов сам становишься другим. Поэтому тема исламского календаря представляет определённую важность. История исламского календаря С давних времён люди создавали календари для отсчёта текущих лет. У каждого народа были свои календари. Вспомните народы Майя, иудеев и другие цивилизации. Точкой отсчёта для них были разные даты, связанные с их историей, рождением правителей этих народов и тому подобные яркие события.
Мусульманские праздники в 2024 году: Даты всех торжеств и постов
Мусульманский (исламский) календарь — лунный календарь, который применяется в исламе для определения дат религиозных праздников, а также, как официальный календарь в Саудовской Аравии, странах Персидского залива и некоторых других мусульманских странах. Мусульманский Новый год, или День хиджры, наступает в разное время года, потому как месяцы исламского календаря не привязаны к временам года и к сезонным работам. Месяц мухаррам стал началом мусульманского года в календаре, который был принят. Оно стало началом становления исламского общества и первым камнем в фундаменте нового государства.