Симфонич. поэму «Мазепа» в 1854 создал Ф. Лист. Иван Степанович Мазепа, гетман Войска Запорожского – одна из самых заметных фигур петровской эпохи. Рассказываем о жизни и службе Ивана Мазепы, как от «покоевого» он дослужился до гетмана и почему предал царя. Перипетии предательства Мазепы, нарушения клятвы верности царю показывают «анатомию» цивилизационного «разлома» между Россией и Европой.
Мазепа, Иван Степанович
Иван Степанович Мазепа-Колединский родился в 1629 году. Она довольно точно копировала гетмана Ивана Мазепу и была облачена в соответствующее одеяние со всеми полагающимися регалиями. Гетман Иван Мазепа на Украине национальный герой, его именем названы населенные пункты, улицы, устанавливаются памятники. Историк Кирилл Кочегаров о политической биографии Мазепы, взаимоотношениях с Петром I и войне с Шведской империей.
Мазепа: путь от героя до предателя
В 1657 году Стефан Мазепа связался с гетманом Иваном Выговским, который проводил пропольскую политику. 20 марта 1639 года родился гетман Войска Запорожского Иван Мазепа. Историками подсчитано: за 21 год своего правления гетманщиной Иван Мазепа семь раз менял хозяев. в 1644 году) в селе Мазепинцы под Белой Церковью. За плинтус морального падения, Иван Мазепа свалился уже в довольно преклонном возрасте – глубоким стариком, будучи гетманом.
Предатель свободы и веры: Как Мазепа продал Украину польскому королю
С 1869 г. С предложениями о снятии анафемы выступали общественные и церковные деятели, в частности ректор Киевского ун-та св. Владимира М. Максимович и Киевский митр. Антоний Храповицкий.
Однако во всех случаях этот процесс был остановлен вышестоящим церковным руководством. Наложение анафемы сильно повлияло на настроения укр. Образ предателя правосл. В манифестах царь обличал его как предателя украинского народа, стремившегося отдать Украину под власть поляков.
После того как Петр провозгласил Мазепу «вторым Иудой», его власть, а следов. Это послужило дополнительным фактором, повлиявшим на настроения населения укр. Во время Полтавской битвы 1709 г. Карл XII оставил М.
После поражения швед. Это подорвало здоровье М. Похоронен в монастыре св. Георгия Юра в г.
Галац ныне Румыния , могила не сохранилась. Награжден орденом Андрея Первозванного 1700; 2-й кавалер ордена, лишен его заочно в 1708: вместо него Петр I распорядился отлить для М. Предательство М. Байрона «Мазепа», 1818 , В.
Гюго «Мазепа», 1829 , Ф. Булгарина «Мазепа», ч. Словацкого «Мазепа», 1839 , Й. Фрича «Иван Мазепа», 1865 и др.
Пушкин сделал М. Чайковским была написана опера «Мазепа» 1883. Симфоническую поэму «Мазепа» в 1854 г. Буланже, Э.
Делакруа, Т.
Образование в биографии Мазепы было получено в Киево-Могилянском коллегиуме. После его окончания Мазепа отправился в Варшаву в Иезуитский коллегиум. Был близок двору короля Яна Казимира, благодаря чему ездил учиться в европейские страны: в Италию, Германию, Францию. В 1665 году в биографии Мазепы была занята должность Черниговского подчашего, а в1669 он стал ротмистром гвардии гетмана Дорошенко. В 1674 году попал к запорожским казакам, где спустя несколько лет стал генеральным есаулом.
Поводом для него стало заявление архимандрита Кирилла Говоруна , главы ОВЦС Украинской православной церкви Московского Патриархата, озвучившего мысль, что вопрос о снятии анафемы с Мазепы «остается дискуссионным». Украинские богословы, ориентированные на политический «русский» патриотизм отозвались на эти слова публикациями в резко обличительном тоне. С их точки зрения сама идея такого пересмотра или отмены анафемы Мазепе — заведомо порочна. Упрощенно позицию сторонников «пересмотра» анафемы можно представить так: термин «анафема» — то есть полное исключение из общины, отлучение от Церкви а не «проклятье», как на католический манер считают некоторые — не следует смешивать с т. И хотя второе тоже можно назвать отлучением, служит оно наказанием за меньшие проступки, нежели ересь или раскол за это положена «большая» анафема. Раз Мазепа был отлучен то есть Церковь высказалась о Мазепе как о человеке окончательно отпавшем от церковного организма ошибочно — значит и анафему нужно аннулировать как ложную: служить по Мазепе панихиды и молиться как за члена Церкви — полагают сторонники «пересмотра». К слову сказать, вопрос о панихиде по Мазепе служение которой равнозначно снятию анафемы в начале XX века был даже вынесен киевским митрополитом Антонием Храповицким на рассмотрение Поместного собора 1917-1918 года, но собор не успел тогда дать окончательного решения, впрочем, не отвергнув и самой идеи снятия анафемы. Не дождавшись соборного решения в восемнадцатом году митрополит Антоний служил панихиду самостоятельно, что стало в свою очередь прецедентом для сторонников отмены анафемы. А я хотел бы в первую очередь отделить Мазепу — человека, от Мазепы — символа, которым он стал уже в двадцатом веке. Со времени Центральной Рады — украинского независимого правительства в годы гражданской войны — Мазепу начали героизировать, так что он стал превращаться в знамя украинского сепаратизма.
По мнению историка Н. Костомарова «Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем». По мнению современного украинского историка Александра Оглоблина, основными целями политики Мазепы были: объединение малороссийских земель во главе с собой. А так как Иван Мазепа считал себя потомком Рюриковичей, то с таким же успехом мог замахнуться не только на киевский, но и на московский престол, то есть претендовать на место Петра I. Шведам же отвадилась роль «варяжской дружины», рассчитываться с которой предстояло простому народу, которому «почему-то» это не понравилось. В итоге Мазепа согласился стать данником союзника шведов поль-ского короля Станислава Лещинского с получением гетманства в Белой Руси. Сейчас на украинских червонцах изображен гетман Мазепа, никто из карманов их не выбрасывает, но в Белоруссии и России их не ценят, да и на Украине есть купюры крупнее. Со второй частью заглавия в принципе все ясно. Во время боевых действий педикулез вшивость явление весьма распространенное. И дело тут не только в неизбежном нарушении гигиены, но и в постоянных стрессах которые ослабляют иммунитет. Валентин Пикуль так описал бесславный конец ясновельможного гетмана: «Мазепа выл и скребся, отряхивал вшей горстями, но они возникали вновь с такой непостижимой быстротой, будто организм старца сам порождал эту нечисть». И его поклонников вряд ли утешили сказанные по смерти гетмана слова Карла XII: «Достойная смерть великого человека! Вши заели и римского диктатора Суллу, они загрызли иудейского царя Ирода, а испанского короля Филиппа Второго вши не покинули даже в гробу... Впрочем, не исключено, что это лишь миф.
Миф о величайшем злодее и беззаветном патриоте Украины
По мнению ученого, для Мазепы смыслом жизни были власть и богатство, но не стремление преобразовать Малороссию в независимое государство. Он, как и все гетманы до него, искал протектората вассала Карла Первого - польского короля Лещинского, так как понимал, что одной гетманщине в соседстве с такими гигантами как Российское царство, Османская империя, Крымское ханство и Речь Посполитая, не устоять. Кстати, украинские историки не отрицают того, что гетманщина, когда она стояла при Мазепе под протекторатом России, добилась экономического процветания. Но в те времена перемена вассальной зависимости повсюду квалифицировалась как измена и жестоко каралась. Сам документ не сохранился, но приблизительный пересказ о нем принадлежит придворному летописцу Карла Адлерфельду.
Его дед Михаил, предположительно, служил русскому царю, а отец Адам-Степан был сначала соратником Богдана Хмельницкого, а затем переметнулся на сторону поляков, получив за это должность подчашего Черниговского.
Рос Иван в окружении поляков. Учился в Иезуитском коллегиуме в Варшаве, а затем служил при дворе короля Польши Яна Казимира, будучи одним из его покоевых дворян. В 1661 году Мазепа попал в неприятную историю. Из карьеристских соображений он оговорил одного из своих товарищей — Пасека, однако король во всём разобрался, заплатил жертве клеветника компенсацию и на время удалил Ивана от двора. А когда Мазепа вернулся, оговорённый им дворянин его избил.
Оскорблённый Иван попытался схватиться за оружие и спровоцировал ссору, которую прекратил лично король. Однако при дворе отношение к Мазепе ухудшилось настолько, что он был вынужден уехать в наследственное имение своей матери на Волынь. Там он якобы стал фигурантом ещё одного скандала: согласно воспоминаниям Пасека, местный пан Фальбовский, обнаружив связь Мазепы со своей супругой, приказал поймать прелюбодея и обнажённым привязать его к лошади, которую затем прогнали по колючему кустарнику. Многие современные учёные оценивают эту историю скептически, однако о ней в более поздних пересказах узнал британский поэт Джордж Байрон и изложил в своей поэме «Мазепа», прославив тем самым гетмана на весь мир. Как бы там ни было, но при дворе польского короля Иван больше не появлялся.
Теодор Шассерио. Мазепа, привязанный к лошади. Иван стал ротмистром гетманской гвардии, а затем выдвинулся в генеральные писари. В 1674 году Мазепа был направлен с дипломатической миссией в Крым и Турцию и вёз в подарок патронам своего гетмана 15 христиан-казаков с Левобережья Днепра. Однако миссию перехватили запорожцы.
Те хотели сразу же казнить Мазепу, но передумали и доверили его судьбу находившемуся на российской службе гетману Войска Запорожского Ивану Самойловичу. А тот сохранил пленнику жизнь и приставил его в качестве гувернёра к своим детям. К этому времени жители Малороссии уже возненавидели Дорошенко, приводившего на их земли турок и татар, и политическая карьера правобережного гетмана стремительно близилась к закату. Мазепа это понял и сделал всё возможное, чтобы войти в доверие к Самойловичу, вскоре став при нём генеральным есаулом. Оказавшись таким образом на службе у русского царя, Мазепа начал обзаводиться полезными связями и вскоре сблизился с князем Василием Голицыным, влиятельным фаворитом царевны Софьи Алексеевны.
Воспользовавшись прохладным отношением Голицына к Самойловичу, Мазепа, согласно ряду исторических источников, в числе прочих подписал коллективный лжедонос на своего спасителя, обвинив того в «сепаратизме». В 1687 году Самойлович был арестован и отправлен в ссылку в Сибирь.
Но недавно в православной среде разгорелась бурная дискуссия: была ли эта анафема политической? И если так, то должна ли она быть теперь аннулирована? В этом вопросе разбирался корреспондент Милосердия. Ру Начался спор вокруг анафемы Мазепе не сегодня, но последний его виток можно назвать, наверное, самым жарким за всю постсоветскую историю РПЦ. Поводом для него стало заявление архимандрита Кирилла Говоруна , главы ОВЦС Украинской православной церкви Московского Патриархата, озвучившего мысль, что вопрос о снятии анафемы с Мазепы «остается дискуссионным». Украинские богословы, ориентированные на политический «русский» патриотизм отозвались на эти слова публикациями в резко обличительном тоне. С их точки зрения сама идея такого пересмотра или отмены анафемы Мазепе — заведомо порочна.
Упрощенно позицию сторонников «пересмотра» анафемы можно представить так: термин «анафема» — то есть полное исключение из общины, отлучение от Церкви а не «проклятье», как на католический манер считают некоторые — не следует смешивать с т. И хотя второе тоже можно назвать отлучением, служит оно наказанием за меньшие проступки, нежели ересь или раскол за это положена «большая» анафема. Раз Мазепа был отлучен то есть Церковь высказалась о Мазепе как о человеке окончательно отпавшем от церковного организма ошибочно — значит и анафему нужно аннулировать как ложную: служить по Мазепе панихиды и молиться как за члена Церкви — полагают сторонники «пересмотра».
Под властью гетмана находилось лишь Левобережье Днепра - десятая часть нынешней Украины, и он зависел как от собственных непокорных подданных, так и от могущественных соседей, которых раздражала даже относительная самостоятельность украинцев на Руси их тогда называли еще не «малороссами», как позже, а «черкасами».
Пообещав устами Богдана Хмельницкого «стояти заодно» с Россией, последующие гетманы часто нарушали это обещание, когда другие соседи угрожали им войной или обещали больше. Впрочем, гетманы польской Правобережной Украины вели себя точно так же. Им было что терять - из простых командиров казачьего войска они давно превратились в крупнейших владельцев земель, садов, имений и даже городов. Родившийся в 1639 году Мазепа тоже принадлежал к сословию казачьей «старшины», но отец его Степан Михайлович не был ни богат, ни влиятелен.
Вместе с Богданом Хмельницким Мазепа-старший воевал за свободу Украины, но потом с его преемником Выговским перебежал от русских к полякам. Степан Мазепа уважал образование и отправил единственного сына в знаменитую Киево-Могилянскую академию, а потом, хоть он и был православным, - в иезуитский коллегиум в Варшаве, где Иван получил блестящее образование. Позже он объездил всю Европу, изучил восемь языков, от латыни до татарского, собрал богатейшую в стране личную библиотеку. За услуги, оказанные его отцом, польский король Ян Казимир включил Мазепу-младшего в число «покоевых дворян», охранявших дворец.
У Мазепы сразу не сложились отношения с коллегами-поляками, которые наперебой издевались над «еретиком» и «украинским холопом». Мазепа обвинил одного из обидчиков, Пасека, в краже дворцового имущества, но донос признали ложным. Встретив после этого Ивана, Пасек влепил ему пощечину, тот обнажил шпагу, что во дворце было строго запрещено, - и был изгнан из дворца. На красивого и галантного Мазепу сразу обратили внимание окрестные помещицы, включая молодую жену польского магната Фальбовского.
Раньше времени вернувшись из дальней поездки, пан застал супругу в объятиях юного украинца и тут же, не дав оскорбителю даже одеться, велел привязать его к дикой лошади и пустить ее на свободу. Этот случай стал так известен, что его красочно описали в своих произведениях сначала Вольтер, а потом Байрон. Его приютили местные крестьяне; он долго жил среди них и отличился в нескольких набегах на татар». На самом деле Мазепа просто уехал в отцовское имение Мазепинцы и жил там до смерти старого Степана.
Да и его ссора с Фальбовским, возможно, выдумана давним врагом Пасеком, который на склоне лет сплетничал об этой истории в мемуарах. Мазепа - биография личной жизни Став владельцем Мазепинец, Иван вскоре женился на полковничьей вдове Ганне Фридрикевич - немолодой и некрасивой, зато имевшей влиятельных родичей, благодаря которым он стал личным писарем правобережного гетмана Петра Дорошенко. Но карьера его оборвалась довольно быстро: отправившись с гетманским письмом в Турцию, он был схвачен запорожцами. Буйные казаки, не жаловавшие поляков и их слуг, уже собирались срубить пленнику голову, но он вымолил у них пощаду - даром убеждения Мазепа владел превосходно.
Казаки отправили его к гетману «русской» Левобережной Украины Ивану Самойловичу, которому он выдал важные польские секреты, чем заслужил полное доверие. Сперва он стал воспитателем гетманских детей, а позже занял важный пост генерального есаула. Чуть не каждый год гетман отправлял его в Москву, где правили тогда царевна Софья и ее фаворит Василий Голицын. Последнему Мазепа возил щедрые подарки, а когда тот позорно провалил поход на Крым, предложил ему свалить вину на Самойловича.
В итоге старого гетмана сослали в Сибирь, а Иван Степанович при поддержке Голицына занял в 1687 году его место. Вскоре Софья и ее любимец были свергнуты молодым царем Петром, и Мазепа поспешил в Москву с доносом на прежнего соратника. Он жаловался, что Голицын стребовал с него за избрание гетманом 11 тысяч рублей и трех турецких скакунов. Он быстро вошел в доверие к Петру, давал ему советы по украинским и польским делам.
Мазепа: путь от героя до предателя
Иван Мазепа – одна из самых противоречивых политических фигур Европы XVII-XVIII ст. Предатель или патриот, человек высокой культуры или беспринципный политик, сильный лидер или конъюнктурщик-коррупционер? А так как Иван Мазепа считал себя потомком Рюриковичей, то с таким же успехом мог замахнуться не только на киевский, но и на московский престол, т.е. претендовать на место Петра I. Шведам же отвадилась роль «варяжской дружины». Мать Ивана Мазепы, Марина Мокиевская, также происходила из старинного шляхетского православного рода.
Иван Мазепа — для него Пётр I приказал выковать «особый» орден [подробная статья]
Гетман Иван Мазепа сумел добиться от не слишком щедрого царя Петра невероятных привилегий для Гетманщины. Историк Кирилл Кочегаров о политической биографии Мазепы, взаимоотношениях с Петром I и войне с Шведской империей. Иван Мазепа отличался удивительным талантом к дипломатии и имел влияние на сильных мира сего. Ива́н Степа́нович Мазе́па (Мазепа-Колединский; укр. Іва́н Степа́нович Мазе́па (Іван Мазепа-Колединський), польск. Iwan Mazepa herbu Kołodyn (Jan Mazepa Kołodyński), лат. Ива́н Степа́нович Мазе́па (Мазепа-Колединский; укр. Іва́н Степа́нович Мазе́па (Іван Мазепа-Колединський), польск. Iwan Mazepa herbu Kołodyn (Jan Mazepa Kołodyński), лат. Что же сделал храбрый Мазепа, которого привезли к гетману левобережной Украины Ивану Самойловичу.