покровительницы русских государей и рыбалки. Евдокия Свистунья – народный русский праздник, который отмечают ежегодно 30 мая. Православные в этот день оказывают почтение памяти святой Ефросинии Московской, в инокинях Евдокии. это день, когда у Евдокии появляется Ангел-Хранитель, оберегающий и сопровождающий его повсюду. Это день принятия им христианства или попросу день его крещения. В 1392 году на своем дворе в Кремле вместо маленькой деревянной церкви Евдокия Димитриевна построила каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в память о Куликовской битве, которая произошла в этот день в 1380 году. На протяжении многих веков восточные славяне в 30-е сутки мая отмечают народно-церковное торжество Евдокии Свистуньи, который у православных приурочен ко Дню памяти великой Евдокии Дмитриевны.
Народные приметы на 14 марта
Евдокия. Что можно и нельзя делать по народным приметам 14 марта | Святой Евдокии в сонном видении явился Сам Господь и сказал: "Восстань, Евдокия, преклони колена, помолись, и воскреснет искуситель твой". |
Народные приметы на 14 марта 2023 года: что нельзя делать в день Евдокии Свистуньи | В день святой Евдокии, память которой отмечается в это время, было принято окучивать картошку. |
День Евдокии Свистуньи: что можно и нельзя делать 30 мая | В день святой Евдокии, память которой отмечается в это время, было принято окучивать картошку. |
Народные приметы на 14 марта: что нельзя делать в День Евдокии Свистуньи — ЯСИА | День Евдокии-Свистуньи; Евдокия; Евфросинья; Ефросиния; свистуха; Адриан; Ондрон с дождем, Преподобной Евфросинии (в инокинях Евдокии), великой княгини Московской. |
Евдокия-плющиха
Еще одно прозвище Евдокии — Свистунья. Оно связано с тем, что в её праздник обычно дули ветры. По другой версии, святую так прозвали потому, что в этот день многие животные пробуждаются ото сна и возвещают о приближении весны своим криком и свистом. По традиции в этот день начинался новый сельскохозяйственный год, сеяли семена капусты, готовили сельхозинвентарь, чистили крыши от снега. Было принято «кликать весну», народ напевал веселые песенки-весняшки. Что нужно делать в этот день: В этот день рекомендуется делать как можно больше добрых дел. Нужно молиться за друзей и родственников, в том числе и умерших.
Это к несчастьям. Опасно ходить в лес — змеи просыпаются и могут укусить. Что можно делать 30 мая На Руси в этот день хозяйки готовили блюда из картофеля. Наши предки верили, что чем больше блюд будет на столе из этого овоща, тем лучше выдастся урожай. При этом, все яства нельзя оставлять на следующий день.
В этот день заканчивают употребление мяса, а на богослужении говорят про Страшный суд. Праздник, который актуален в течение недели перед Великим постом и сохранил ряд элементов славянской мифологии. Запрещено мясо, но можно яйца, молоко, масло и сыр отсюда и появилось название Масленица — так готовятся к Великому посту. Прощеное воскресенье. Первый и самый строгий день Великого поста, в который принято приводить в порядок себя и дом. Этот праздник напоминает об окончательной победе над врагами православия — иконоборцами. Григория Паламы, архиеп. Праздник в честь благой вести, которую архангел Гавриил принес Деве Марии, о том, что она станет Матерью Христа. Посвящена поклонению Кресту. Иоанна Лествичника.
На Балканах день святой Евдокии посвящён очистительным обрядам. Сербы «изгоняют» из сада и со двора змей и ящериц, кладут на ворота и окна рога и копыта в качестве амулетов. В Зете звонят в колокола, стучат по металлическим предметам, чтобы выгнать всякую нечисть. Чтобы охранить его от змей и насекомых, мусульмане Черногории окуривают дом дымом навоза. Прогоняют скот между двумя «живыми» кострами или зажжёнными свечами. В Черногорском Приморье украшают ветками двери и окна, в Македонии ветки прикрепляют к изголовью постелей [2]. В Болгарии женщины метут дом и двор, жгут мусор, прыгают через костёр, чтобы не покусали змеи и чтобы в доме не было блох, приговаривая: «Вон, блохи, входи, Марта! Другие формулы отсылают нечисть насекомых, ящериц, мышей и волков в другое село, лес, в воду, в «штаны к цыгану, молодухе», к собакам и кошкам. Первомартовские костры должны были «развеселить», то есть сжечь или подпалит бабу Марту. В Банате болгары выражают пожелание: «Баба Марта, я тебя грею сегодня, а ты меня завтра», а когда все перепрыгнут через костёр, кричат: «Дед Алия, выпьем тёплой ракии ». В Родопах обязанность раскладывать огонь возлагается на молодых женщин и мужчин. В Златоградском округе все окуривают друг друга: мужчин, «чтобы раскрылась ширинка», и женщин, чтобы задрали юбки. Но в доме огонь разжигать запрещено, иначе все побьёт град и в поле будет головня [2]. В восточной Болгарии, чтобы расположить к себе бабу Марту, женщины бросают красные пояса или косынки на забор или деревья, чтобы «встретить бабулю красным», «чтобы баба Марта рассмеялась», при этом строго запрещено выносить белое бельё и белую одежду. В Родопах этот день празднуют от болезней, особенной опасности подвергаются в этот день глаза. В Смоленском округе все встают затемно, чтобы «Марта не написала им в глаза», так как считается, что «она принесёт сонливость» то же у бессарабских болгар.
Народные приметы на 14 марта
Тридцатый день мая наши предки называли «Евдокия Свистунья». Такое наименование объясняется сильным ветром, который характерен для предпоследнего дня. Новотроицк Новости Новости обществаАвдотьев день: что можно и нельзя делать 14 марта. 14 марта отмечено в народном календаре днем Евдокии Свистуньи и Авдотьи Весновки. По народному календарю 14 марта отмечается день Евдокии Свистуньи. По народному календарю 14 марта отмечается день Евдокии Свистуньи.
Что категорически запрещено делать 14 марта. Народные приметы на день Евдокии и Авдотьи
Чем скромнее делается доброе дело, тем величественнее оно перед Господом. Народные приметы на 14 марта 2023 года Авдотья красна, и весна красна. Какая Евдокия, такое и лето. На Плющиху погоже — всё лето пригоже. Капель с крыш — к теплому лету. На Авдотью ясно — год прекрасный, пасмурно — к плохому году. Если Евдокия снег расплющила, весна будет ранняя. Откуда дует ветер на Евдокию, оттуда он будет дуть весной и летом. Если на Плющиху ветер с севера, лето будет хорошо для пчеловодства.
Южный ветер — к дождливому лету, северный — к холодному. Ясная погода — к урожаю пшеницы. Если на Евдокию молодой месяц с дождем, то быть мокрому лету. Снег в этот день — к урожаю и обилию грибов по осени. Метель 14 марта сулит затяжную весну и неурожай. Лужи у порога — пчеловоды в меду купаться будут. Если курочка из лужицы напьётся, весна будет ранняя. Грачи до Евдокии прилетели — снег сойдет рано, а летом часто будут идти дожди.
Если у Авдотьи вода, то у Егора вешнего 6 мая трава. Если на Евдокию курочка талой воды напьется, то на Егория овечка травы наестся. Нет в марте воды — нет в мае травы.
На неё произвели огромное впечатление предсказания о Страшном Суде и Втором пришествии Христа. Грешница испугалась, что её ожидают описанные в Библии наказания. Познакомившись с Германом, женщина многое узнала о христианской вере, уверовала в Единого Бога и приняла крещения. Евдокия раздала свои богатства бедным и стала монахиней. Много лет живя в монастыре, она посвятила себя подвигам молитвы, поста и очищения души.
Спустя время её возвели в сан игуменьи. Святая исцеляла больных своими молитвами, помогала странникам, страждущим и людям, посещающим её обитель. Однако её оклеветали, обвинили в обмане и колдовстве, а потом обезглавили. Обычаи и традиции дня 14 марта День памяти святой Евдокии по старому стилю выпадал на 1 марта, то есть открывал весну, а в Древней Руси был первым днем Нового года, поэтому с ним связано много обычаев, традиций и примет. Этот день воспринимали как важный переход природы от одного состояния в другое. Он был значимым временным рубежом, за которым земля пробуждалась от зимней спячки, и наступал новый сельскохозяйственный год. Авдотья весновка семь шуб снимает, весну сряжает. К этому времени подтаивают снеговые сугробы и во многих местах распадаются на «плюшки»-островки.
Отсюда — плющиха. Дуют мартовские ветры — важнейшие показатели наступившей весны. Наши пращуры вслушивались в «голос» этих ветров и слышали посвист молодецкий, силу и напор, сметающие на своем пути все препятствия. Во многих местах встречали весну, выходя с глиняными свистульками на пригорки. Свистели и взрослые, и дети, уверенные в том, что чем громче и разнообразнее свист, чем больше людей дует в свистульки, тем скорее наступит весна. Так святая Евдокия получила в народе ещё одно прозвище — свистунья.
Считается, что некоторые обряды Масленицы когда-то составляли с обрядами встречи весны единый комплекс проводов зимы и встречи весны, а среди масленичных обрядов есть те, что относятся к более позднему весеннему сроку, например, среди масленичных песен есть типичные песни-веснянки [22]. У балканских славян[ править править код ] Мартеница в Болгарии. Баба Марта, болг. Мартеница, болг. Първа Марта, Стара Марта, Мрта, серб. На Балканах день святой Евдокии посвящён очистительным обрядам. Сербы «изгоняют» из сада и со двора змей и ящериц, кладут на ворота и окна рога и копыта в качестве амулетов. В Зете звонят в колокола, стучат по металлическим предметам, чтобы выгнать всякую нечисть. Чтобы охранить его от змей и насекомых, мусульмане Черногории окуривают дом дымом навоза. Прогоняют скот между двумя «живыми» кострами или зажжёнными свечами. В Черногорском Приморье украшают ветками двери и окна, в Македонии ветки прикрепляют к изголовью постелей [2]. В Болгарии женщины метут дом и двор, жгут мусор, прыгают через костёр, чтобы не покусали змеи и чтобы в доме не было блох, приговаривая: «Вон, блохи, входи, Марта! Другие формулы отсылают нечисть насекомых, ящериц, мышей и волков в другое село, лес, в воду, в «штаны к цыгану, молодухе», к собакам и кошкам. Первомартовские костры должны были «развеселить», то есть сжечь или подпалит бабу Марту. В Банате болгары выражают пожелание: «Баба Марта, я тебя грею сегодня, а ты меня завтра», а когда все перепрыгнут через костёр, кричат: «Дед Алия, выпьем тёплой ракии ». В Родопах обязанность раскладывать огонь возлагается на молодых женщин и мужчин.
Есть разные данные о том, когда она жила. Вокруг этой подвижницы сложилось множество легенд и сказаний, так что историческое зерно выявить не так уж и просто. Но, учитывая, что первое ее житие было написано на сирийском языке, скорее всего, она жила где-то на Востоке, в районе нынешнего города Баальбек, что в современном Ливане. Вполне возможно она была самарянкой по происхождению. Есть данные, что первую часть своей жизни Евдокия проводила в занятиях далеких от благочестия. Некоторые сказания даже утверждают, что она была блудницей, зарабатывала себе на жизнь развратом. А потом с ней что-то произошло, какой-то внутренний переворот. Мы в точности ничего об этом не знаем. Древние тексты не обладали таким повышенным вниманием, как, допустим, современная литература, к внутренним мотивам, к психологическим движениям.
О погоде летом судили на Руси по сегодняшнему дню
30 мая в народном календаре называется днем Евдокии Свистуньи. Такое прозвище покровительнице дня в народе дали за сильные ветра, которые часто дули, то есть свистели в конце весны. 14 марта православные чествуют память праведницы и преподобной мученицы Евдокии Илиопольской. Эксперты рассказали о народных поверьях, которым следует довериться в этот день. День Памяти апостолов Петра и Павла, Рождество Иоанна Предтечи, День памяти святых покровителей семьи Петра и Февронии — это далеко не все праздники, которые православная церковь отмечает в июле 2023 года. 30 мая православные верующие почитают святую Евдокию, прозванную в народе Свистуньей. Вокруг этой даты сложились различные поверья и приметы: например, «откуда в этот день повеет ветер, оттуда он подует весной и летом». Народные традиции: 14 марта – Евдокия Свистунья и Авдотья Плющиха.
14 марта — день памяти преподобномученицы Евдокии
Народные приметы на 14 марта: что нельзя делать в День Евдокии Свистуньи | Православная церковь в этот день почитает преподобную Евдокию Дмитриевну, а также апостола от семидесяти Андроника и святую Иунию. В этот праздник нельзя употреблять в пищу кашу или макароны. |
7 примет на 30 мая: чем заняться в день Евдокии Свистуньи | Чуть позднее день святой Евдокии ничем не отличался от других второстепенных церковных праздников. |
14 марта: Евдокия Веснянка. Что можно и чего категорически нельзя делать в этот день | покупки будут удачными и вещи будут носиться долго. |
Какого числа праздник явдоха | В 1392 году на своем дворе в Кремле вместо маленькой деревянной церкви Евдокия Димитриевна построила каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в память о Куликовской битве, которая произошла в этот день в 1380 году. |
О погоде летом судили на Руси по сегодняшнему дню | На протяжении многих веков восточные славяне в 30-е сутки мая отмечают народно-церковное торжество Евдокии Свистуньи, который у православных приурочен ко Дню памяти великой Евдокии Дмитриевны. |
Приметы на 14 марта: что можно и нельзя делать в день Евдокии Свистуньи (Авдотьи Плющихи)
Новости Якутии и Якутска — свежие новости онлайн на сайте — ЯСИА. 14 марта православные христиане отмечают День святой Евдокии или, как ее еще называли, Авдотьи или Явдоха. А вот в народе святую прозвали Свистуньей, очевид. Этот майский день еще называли «Андрон с дождём» из-за осадков, которые тоже часто приходятся на этот день. У наших предков считалось, что летом погода будет такой же, как и на Евдокию Свистунью. Православные 14 марта вспоминают святую Евдокию Илиопольскую.
День Евдокии Свистуньи, преподобной Ефросинии, 30 мая 2023 года будет отмечать православная церковь
Отличаясь в молодости редкой красотой и стройностью, Евдокия вела греховную жизнь, торгуя своим телом. Богатые женихи и поклонники приезжали к ней из разных стран, так что она со временем стала очень состоятельной и пользовалась почетом у местных властей. Господь, желая спасти душу Евдокии от вечной погибели, устроил так, что один престарелый инок по имени Герман посетил местность, где она жила. Герман имел обычай вслух читать Священное Писание, и Евдокия случайно услышала, когда он читал предсказания о Втором пришествии Христа и о Страшном суде. Чтение произвело большое впечатление на Евдокию, так как она поняла, что именно ее, грешницу, ожидают наказания, предсказанные в Библии. Познакомившись с монахом Германом, Евдокия узнала от него о христианской вере и загробной жизни.
Если Евдокия всё-таки жила в IV или V веках, то она, скорее всего, ушла в какой-то из монастырей. Если же она жила во II веке, то могла присоединиться к какой-то общине девственниц, которые вели благочестивый образ жизни. Так или иначе, она провела остаток жизни в подвиге и молитве и, как утверждает предание, в конце своего земного пути пострадал за Христа. Её умертвили во время каких-то очередных гонений. Образ жизни, образ покаяния и подвига святой Евдокии всегда привлекал художников и поэтов. До революции в Петербурге на сцене театра имени Комиссаржевской даже ставили спектакль «Евдокия из Гелиаполя». Текст для этой постановки был написан поэтом Михаилом Кузьминым. Ну а Церковью с древнейших времен преподобномученица Евдокия почитается как великая подвижница, которая через покаяние и труд достигла вершин святости. Её же молитвами укрепи и нас, Боже.
А ещё это день надежды, что в будущем взрослые смогут сделать всё, чтобы дети никогда не исчезали. Символ этой памятной даты — незабудка, которая олицетворяет чистоту, верность, любовь. Идея посвятить день проблеме пропавших детей появилась в США после того, как 25 мая 1979 года по дороге из школы пропал шестилетний мальчик. Найти его не удалось. Россия официально присоединилась к международной традиции отмечать этот день в 2012 году. В России в 2014 году был создан Национальный центр помощи пропавшим и пострадавшим детям. Также в нашей стране действует поисково-спасательный отряд "Лиза алерт". Эксперты рекомендуют, если пропал ребёнок, не терять времени и сразу обращаться в полицию. В МЧС создали памятку из 8 правил родителям, дети которых гуляют одни Всемирный день щитовидной железы Всемирный день щитовидной железы отмечается каждый год 25 мая в России и других странах. Цель — больше рассказать людям о заболеваниях щитовидной железы, методах их лечения и профилактики. Подавляющее большинство болезней щитовидной железы излечимо, а в части случаев их можно предотвратить.
В центральных губерниях Европейской России деревянные ендовы делали овальной или круглой формы, на поддоне, с рукояткой и желобком для слива, вырезанным на краю сосуда. Северные ендовы имели круглое тулово со слегка отогнутыми краями, низкий поддон и слив-желобок. Ендовы, распространенные в губерниях Поволжья, были токарной работы, круглые, с выступающим носиком в виде желоба. Деревянные ендовы, в отличие от металлических, обычно богато орнаментировали. Ендовы, так же как ковши, братины, скопкари, являлись традиционной утварью для русского застолья. В русской деревне ендову почитали как символ гостеприимства: «В поле враг, дома — гость: садись под святые, начинай ендову». Епанча епанечка Нагрудная женская одежда в виде короткого, до талии, плаща без рукавов или с ложными рукавами. На Русском Севере ее шили из шелка или парчи, украшали кружевом из золотых нитей, металлической бахромой. В Сибири ее изготавливали из меха белки, куниц или соболя. Епанча не имела пуговиц, нередко ее завязывали у воротника или прямо у шеи длинными шелковыми лентами. Этим термином обозначали тогда одежду на меху: «... Во 2-й пол. XIX в. Епанча из меха, распространенная в Сибири, была праздничным нарядом девушек и замужних женщин. Епифан Епифанов день, Рябиновка Народное название дня свт. По народной примете, «если на Епифана утро в красном кафтане» — к пожарам. В народных поверьях Епифан рядился в красный сарафан под цвет рябины, поэтому девушки в этот день надевали красные сарафаны. По древнему обычаю, крестьяне выходили в этот день к рябине и, обращаясь к Епифану, просили его уберечь дома и дворы от огня-пожарища. Старое сказание гласило, что ветка рябины помогает в лесу не заблудиться. Тот, кто с веткой рябины по лесам-болотам ходит, всегда верный путь находит. Рябина охраняет от всяких бесов, несет в себе целебную силу. По народным приметам, земля в этот день покрывается ледяной коркой. Морозы чаще и сильнее сковывают землю. По русскому поверью, на Ераста зима на пегую лошадку пересаживается. В этот день существовал обычай нищим и сиротам отдавать старую одежду, чтобы в холода не замерзли. Название дня памяти прор. Иеремии связано со словом «ярмо» упряжи для скота. Святой в дни своих пророчеств носил на шее деревянные колодки, по народным понятиям — ярмо. В этот день с помощью подъяремных животных начинались сельские работы — тяжелые и изнурительные как для земледельца, так и для скота. Поскольку эти работы можно выполнить лишь с помощью Божией, то люди обращались к прор. Иеремии, служили молебны и окропляли земледельческие орудия богоявленской водой. По верованиям, в этот день сам прор. Иеремия запрягает на небе колесницу и засевает хлеб, а иногда и заканчивает за изнуренных людей работу. Посев начинали с молебна св. Крестьяне, выходя в поле, кланялись на восток, юг и запад, с низкими поклонами бросали в каждую сторону по горсти жита и просили у Матери-Земли хорошего урожая. После этого ритуала начинали сев. Во многих губерниях в день сева ни под каким видом не давали чужому человеку ни единого зерна, ни куска печеного хлеба, т. Еремей распрягальник Еремеев день, Ерема Народное название дня мч. К этому времени должен быть закончен посев всех хлебов. В этот день распрягали лошадей, отпускали их на вольный выпас. Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать. Ермолай Ермолаев день Народное название дня свв. На этот день во многих местах России заканчивали жатву. Крестьяне молились св. Ермолаю о помощи в труде — «Ермолай, последний хлеб убирай». Если не успевали, приглашали соседей помочь. Ермолов Алексей Сергеевич 12. Родился в Тифлисе. Окончил Александровский лицей и Петербургский земледельческий институт. Изучал и собирал народные приметы, связанные с сельским хозяйством опубликовал их в книге «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах», т. Участвовал в работе Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности 1902—05. Считал необходимыми ориентацию сельского хозяйства на внутреннее потребление и более широкое привлечение земств к деятельности в аграрной сфере. В янв. Николаю II с предложением учредить выборную земскую думу для предварительного рассмотрения важнейших законопроектов. С 1905 член Государственного Совета. С 1913 председатель комиссии по охранению памятников природы при Русском Географическом обществе. Сторонник развития туризма. В 1915 опубликовал работу «Русский туризм и отчизноведение». Ерофеич Водка, настоянная на целебных травах. Считалась целебной при многих болезнях. Орлова от опасной болезни. В лавках продавались в фунтовых бумажных пакетах смеси трав с сушеными померанцами под названием «набор» для приготовления ерофеича. Ерофей лешегон Народное название дня сщмч. По поверью, на Ерофея лешие дурят в лесу: кричат, хлопают в ладоши, хохочут, ломают деревья, гонят зверье, траву в узлы завязывают, болотные зыбуны вспучивают. Происходит это потому, что св. Ерофей их с земли гонит. Считалось, что в этот день лешие сквозь землю проваливаются и тянут за собой все живое — зверей и птиц, траву и ягоды, грибы и орехи. Если человек попадется — и его с собой утянут. Поэтому ходить в лес в этот день было запрещено — леший нападет. Крестьяне рассказывали: «Леший — хозяин лесов и болот, ничего и никого не боится, кроме Ерофея да еще огня, даже головешки страшится. Только крестным знамением можно от него уберечься. Почувствовав, что леший тебя водит, остановись да перекрестись, зажги ветку да оглянись — путь-то из лесу сразу и увидишь. А чтобы леший не обошел тебя спереди, сними обувь да стельки поменяй с пятки на носок: леший тогда сам запутается и назад от тебя побежит». Сказка проникла и в лубочные издания. В ней рассказывается, как молодой богатырь Еруслан, достав себе коня, совершает на нем ряд воинских и любовных подвигов. Миллер указывает на влияние сказки о Еруслане Лазаревиче на одну малорусскую сказку об Илье Муромце, а также отмечает одну былину, представляющую яркий пример смешения обеих личностей. Еруслан Лазаревич проник и в малорусский заговор против змеиного укуса: «На осиянском мори стоит дуб, а в том дубе Яруслан Лазаревич. Яруслан Лазаревич! Не будешь ты своего гаду сбирати, из желтой кости зуба вынимати — полевой, меловой, травяной, болотняной — побьет тебя день середа! Ерш Ершович Сын Щетинников, изворотливый, плутоватый герой бытовых русских сказок, в которых высмеиваются дурные общественные порядки, подкупность судей, судебная ябеда и волокита. Представлено озеро, в котором плавают лещ, судьи и свидетели, всего 9 рыб; кругом озера 33 мужика есть и крестьянки , приканчивающие Ерша, о чем и говорят надписи, взятые из стихотворного списка о ловле ерша, а внизу краткое извлечение из «судного дела, как был суд у Леща с Ершом». В это время в русских деревнях девушки начинали готовить пряжу, чтобы сесть за ткацкий стан. С этого дня, по старинному поверью, по ночам в дом проникает кикимора и начинает вместо девок прясть или ткать. Поэтому родители девушек молили св. Ефимия последить за прялками и ткацким станом и не допустить, чтобы кикимора в пряжу и ткань вплетала свое колдовство. От кикиморы можно и самому избавиться. Когда она за ткацким станом или с веретеном за прялкой ночью сидит, то видимой становится. Обратись к св. Ефимию, осени кикимору крестным знамением — она и исчезнет см. Евфимия Великого, 20 янв. По примете, на Ефима в полдень видно солнце — к ранней весне. По народному обычаю, если в этот день ветер с утра завывал и снега наметал, нужно было выйти на крыльцо и, махая руками, сказать: «Помело метет метлой на Маслену — придет сударыня метельная». А если не было ветра снежного, то примечали, что Маслена будет тихая и солнечная. Ефименко Александра Яковлевна урожд. Ставровская 18. Варзуга, ныне Мурманской обл. Первая в России женщина — почетный доктор русской истории степень присвоена в 1910 Харьковским университетом. В 1863 окончила гимназию в Архангельске. Была учительницей в Холмогорах, где вышла замуж за ссыльного студента П. Ефименко, будущего этнографа и фольклориста. Занималась историко-этнографическим исследованием населения Севера России и Малороссии. Принадлежала к народническому направлению в историографии. Выступила с теорией первоначального существования на Севере печищного землевладения, которому на Юге соответствует дворищное, последнее в силу исторических условий превратилось в общину.