28 декабря 2022 года на 73 году скончался капитан второго ранга в отставке Тихоокеанского флота ВМФ России, дорогой отец и дед Юрий Васильевич Малахов, сообщает РИА VladNews. Возглавил делегацию председатель Совета капитан 2 ранга В.И. Холодилин. В Краснодаре 10 июля четырьмя выстрелами в спину был убит капитан второго ранга в запасе Станислав Ржицкий. На встрече присутствовал и заместитель командира капитан 2 ранга Роман Кузнецов. командир АПЛ, капитан 2 ранга Британов был исключен из партии и уволен в запас, без права ношения военной формы, по статье служебное несоответствие.
На Черноморском флоте России осталось всего два сторожевика проекта 1135
В ближайшее время будет опубликован список погибших подводников. Их имена уже называли СМИ, но официальных подтверждений от Минобороны не поступало. Первым о случившемся сообщил портал «Североморск Life», однако потом редакция удалила материал по просьбе пресс-службы силового ведомства. По данным Telegram-канала Baza, 13 офицеров из состава экипажа скончались от отравления продуктами горения на подлодке до того, как она достигла берега, а еще один умер в карете скорой помощи по пути в военно-морской клинический госпиталь Североморска.
Офицер, глубоко преданный своему призванию. Про таких людей говорят: «Горит своим делом». Настоящий патриот Родины. Она отметила, что память о нем навсегда останется в сердцах всех, кто был с ним знаком. Глава Брянска передала глубокие соболезнования родным, близким и сослуживцам Романа Кузнецова.
На аэродроме Ким Чен Ыну показали сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС и дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3.
Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал b-port. Полные правила использования материалов сайта для цитирования и иных целей изложены в разделе «Правила».
Моряки-надводники Северного флота получили награды и погоны
Знаком отличия «За безупречную службу» XXV лет отмечен офицер технического управления Северного флота капитан 2 ранга Михаил Муравьёв. Об этом сообщил командир корабля капитан второго ранга Андрей Ж. Капитана II ранга в отставке Станислава Ржицкого застрелили 10 июля во время утренней пробежки в парке. Капитан 1 ранга Бабенко и капитан 2 ранга Косинов. Свой путь до капитана второго ранга он начал в академии в Ленинграде.
Погода в Североморске:
Участники Главного Военно-Морского парада 2023 года слева направо : 1. Первый вице-президент Объединенной судостроительной компании по военному кораблестроению Главнокомандующий ВМФ 2016-20219 гг. Председатель Совета ветеранов труда Фрунзенского района СПб.
Капитан первого ранга в отставке Виктор Кононенко говорит, что командиры кораблей зачастую не знают, по каким именно объектам направляются ракеты их кораблей. Куда летит ракета — никто [на корабле] не представляет. При этом там он подписан как командир «Алросы». Отец Ржицкого объясняет это тем, что в 2014 году Станислав перегонял дизельную подводную лодку «Запорожье», которая до присоединения Крыма входила в состав ВМС Украины.
Это был не первый контакт Ржицкого с «Запорожьем»: в 2011 году украинские подводники проходили стажировку на подлодке «Алроса» с фактическими выходами в море и погружениями. Из пройденных маршрутов, зафиксированных в Strava, следует, что Станислав Ржицкий не мог находиться на подлодке «Краснодар» в день удара по Виннице. На следующее утро после ракетного обстрела, 15 июля, Ржицкий совершил 22-километровый велозаезд в Прикубанском округе Краснодара. Велозаезд Ржицкого 13 июля 2022 года Источник: Strava... Поэтому неудивительно, что после стольких лет напряженной службы Станислав почувствовал полное расслабление. Представляю, как он радовался этой новой свободной жизни гражданского человека.
Что может утром не спешить на корабль, сделать пробежку и просто прийти на рабочее место. Это ощущение окружающей нас мирной жизни таило в себе огромную опасность, — считает отставной подводник Виктор Кононенко. Поближе к сыну Когда Леонид Ржицкий ушел на пенсию, то с супругой переехал в поселок Разумное Белгородской области. Оттуда всего 26 километров до приграничного Шебекино, название которого этим летом все-таки запомнила вся Россия. Ракеты падали, осколки, — говорит Леонид. Но друзей у нас не убивало.
И мы решили продать. За копейки продали квартиру. Естественно, кто ж будет брать. Ржицкие решили переехать в Севастополь — родной город Татьяны, где у нее осталась мамина квартира. Из Разумного выехали 23 июня. Вечером заселились в придорожный отель, чтобы встать пораньше и продолжить путь.
Но утром в отеле им сообщили, что проехать не получится: в стране начался военный мятеж, проезд по трассе М-4 «Дон» закрыт из-за движущихся на Москву колонн ЧВК «Вагнер». Уже не могли вернуться в Белгород: мы продали жилье, чтобы уехать в Севастополь. Нам туда закрыто, туда не пускают. И неизвестно, сколько мы пробудем, — вспоминает Леонид Ржицкий. Через сутки мятеж кончился, и супруги поехали по опустевшей трассе. В Севастополе хотели быть поближе к сыну, чаще его видеть.
До этого семья встречалась раз в год, когда родители приезжали в Крым, а у Станислава был перерыв между походами. Вместе проводили несколько дней в году. Что не стреляют, — говорит Татьяна. Супруги сменили белгородскую прописку на севастопольскую. Утром 10 июля Ржицкие поехали в военкомат, чтобы перевести пенсию на новый адрес. Рядом стояла женщина — ей объясняли, что за смерть кормильца положена выплата от военкомата.
Это Леонид Ржицкий называет «странным совпадением». К тому времени его сына уже не было в живых, но следователь позвонил только около полудня. Утро убийства. Я рассматривала чайник [для приятельницы], — вспоминает Татьяна Ржицкая. Смотрю — за сердце хватается. А потом слышу, следователь говорит: «Сын бегом занимается?
К семи уже возвращался домой, чтобы успеть привести себя в порядок, позавтракать и выехать на работу. Покинув флот, Ржицкий устроился в администрацию Краснодара. Он обожал езду на велосипеде и часто добирался на нем в мэрию, рассказывают родители Станислава. Сына Леонида и Татьяны убили всего через две недели после их переезда, и 13 июля Ржицкие снова оказались в пути — в Краснодар, обсуждать похороны с его коллегами. Не все документы смогли найти, потому что часть была у него в квартире, часть на работе, [часть] у нас, спрашивают, а мы пожимаем плечами, — поясняет Леонид. Сказали: «Справку о смерти не получите, пока не сдадите паспорт».
А паспорта [не было]. Но потом нашли на работе. Мы волновались, потому что многие вопросы казались нерешаемыми. Документ нашелся в небольшой комнатке среди служебных помещений мэрии — там Станислав Ржицкий часто оставлял велосипед и переодевался в офисную одежду. На место убийства Ржицкие не поехали. Тело сына они увидели только на церемонии прощания.
В морге его опознавали коллеги из городской администрации. Спустя сутки следком обнародовал имя Станислава Ржицкого и отчитался, что предполагаемый убийца задержан. Это фрагмент видео, размещенного федеральным следкомом. Стоя на клумбе, двое мужчин в камуфляже направляют дула автоматов в разбитое окно. Еще один стоит у порога, четвертый — у ворот. Дверь открой!
На поражение стреляю! Он, скрючившись, лежит на полу между стиралкой и кухонным гарнитуром. Это 64-летний Сергей Денисенко. Дома у него нашли пистолет с глушителем, сообщили в СК. Другое видео силовиков с участием Денисенко: кабинет следователя, Сергей сидит, скрестив руки на груди. На нем джинсы и зеленая футболка.
Допрос ведет старший следователь первого отдела по расследованию особо важных дел.
На аэродроме Ким Чен Ыну показали сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС и дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3.
До убытия на Камчатку экипажу много чего предстоит выполнить. Есть программа боевой подготовки, задачи по сплочению экипажа. Видим и понимаем, над чем предстоит работать и технически, и теоретически, и в том, что касается отработки практических навыков личного состава. Инструктаж от старпома.
Большая часть - именно те, что проходили службу на проектах 955. Это первые "Бореи", не "азовские". Есть люди, которые пришли с кораблей второго поколения. А есть и новички, без опыта службы на подводных лодках.
Поэтому повторюсь: формирование боевого экипажа - процесс непростой, это путь, который надо пройти. Готовность и опыт вырабатывается не за год и не за два. Порой уходит пять-шесть лет, чтобы специалист стал в своем деле действительно специалистом. У перископа.
И тут, как говорят, нет предела совершенству. Экипаж продолжает нарабатывать навыки, оттачивать свое мастерство. А все, что уже есть, нужно поддерживать.
На глубоководном аппарате в Баренцевом море погиб уроженец Севастополя
капитанами второго ранга. Светлой памяти флотского психолога капитана 2 ранга Виктора Козлова. Капитана второго ранга Владимира Сухиничева и капитана третьего ранга Виктора Кузьмина установили в Conflict Intelligence Team.
Убит капитан второго ранга Станислав Ржицкий — укроСМИ обвиняли его в запуске «калибров» по Виннице
В принципе таких разногласий и проблем не было. Так и стал капитаном второго ранга, — смеясь говорит Олег Владимирович. Если бы была возможность, я бы еще раз точно также все повторил. Но в связи с решением продолжить службу в части специального назначения и, конечно, знания, которые необходимы были и умения в части у нас этого не было и приходилось одновременно занятия организовывать с матросами и параллельно учиться.
Пришлось напрячься, потому что надо было одновременно учиться и преподавать, готовить себе группу, чтобы выполнять различные задачи. Собирался стать подводником, специальность штурман. Но на 3-м курсе решил пойти на «Части специального назначения военно-морского флота», можно сказать, там была своя романтика.
Поэтому мы с товарищем уже 4-5 курс целенаправленно готовились туда. У нас в военном училище во всех зданиях был паркет и постоянно несколько раз в день мы его натирали. В столовой тоже убирались.
Я поступил в то время, когда начальником училища был герой Советского Союза контр-адмирал Томко Егор Андреевич. У него была привычка каждую субботу ходить проверять камбуз столовую. Поэтому в ночь с пятницы на субботу паркет отмывался, сушился и натирался к утру.
На столах, где питался личный состав учебных подразделений, были белые салфетки и скатерти. На стене висела картинка, как должен быть сервирован стол. Когда проходил начальник училища, то стол должен был быть сервирован как на картинке.
Появились навыки и умения. Я всегда старался выполнить свою задачу. Кроме ответственности также должно быть чувство собственного достоинства, уважение к женщинам в любом случае, но это не связано с флотом —это касается и жизни.
Именно на флоте у человека должно быть бесстрашие. Бывают разные случае, может быть волна и ты понимаешь, что лодку может перевернуть и может произойти что-то страшное с теми, кто находится рядом с тобой. Тогда ты должен брать себя в руки и начинать действовать.
Я помню одну историю, которая произошла не у нас, а на другом факультете. Был случай, когда отрабатывали стрельбы и на занятиях стреляли болванкой из торпедного аппарата.
К 1 марта 1995 года, когда «Курск» вошел в состав Северного флота, его фактический боевой потенциал снизили — ракеты и торпеды лишили тактических ядерных боеголовок. Именно атомные подводные лодки серии 949, одна из главных угроз для американских ВМС, стали предметом торга между Россией и США, стремившимися к сближению после холодной войны.
В 1996-м из боевого состава вывели для утилизации К-525 «Архангельск», а в 1998-м — К-206 «Мурманск». Вероятно, подобная судьба ждала всех «убийц авианосцев». Но в марте 1999-го начались бомбардировки Сербии, которые охладили отношения Москвы и Вашингтона. Отечественный военно-морской флот к тому времени давно перестал заниматься подобными маневрами, лишившись прежних баз, средств, а главное — целей.
То, что нервировать базировавшийся там шестой американский флот отправили именно экипаж Геннадия Лячина, говорит в пользу того, что его считали лучшим в подводном флоте России. По возвращении крейсера на базу командира «Курска» представили к званию «Герой России», а 72 члена его экипажа — к другим государственным наградам. Но за девять месяцев до августовского похода никто из них своих орденов не увидел. Их наградили лишь потом — посмертно.
Те же, кто служил в Средиземном море, но не погиб в Баренцевом, так награды и не получили. Военный журналист Владимир Гундаров полагает, что в ноябре 1999 года с подачи главкома ВМФ Владимира Куроедова было решено расширять присутствие российских военных кораблей и подлодок в Мировом океане. Куроедов, по его мнению, просто не понимал, что флот тогда «продолжал по инерции катиться под откос». Тогда и решили отправить "Курск" на вторую боевую службу в составе авианосной многоцелевой группы кораблей 15 октября 2000 года», — написал Гундаров в газете «Военно-промышленный комплекс».
Могли ли иностранцы спасти «Курск»? Предложения и попытки помощи иностранцев в спасении подводников «Курска» стали в 2000-м году отдельной темой. Очевидно, что обсуждение этих вопросов на неофициальном уровне началось с первого же дня за российскими учениями пристально следили. Британский спасательный аппарат LR-5 с экипажем перебросили из Шотландии в норвежский Тронхейм только 16 августа.
На место гибели «Курска» его доставило норвежское спасательное судно Normand Pioneer 19 августа во второй половине дня. Следом прибыл Seaway Eagle с водолазами-глубоководниками. По воспоминаниям иностранных специалистов, все решения тормозились из-за бюрократических проволочек. Я подчеркиваю: это мое личное мнение», — писал тогдашний военно-морской атташе Великобритании Джефф Маккриди.
До сих пор неизвестно, кто именно тормозил иностранную помощь. Публично говорилось о готовности эту помощь принять. В реальности нельзя точно сказать, что LR-5 и его экипаж, даже если бы он оказался на месте в первый день после взрыва, мог в корне изменить ситуацию. С одной стороны, этот аппарат был старше и по техническим характеристикам заметно хуже отечественных АС-34 и АС-36, способных погружаться на вдвое большую глубину и принимать на борт 20, а не 15 подводников.
С другой стороны, у АС-34 были просроченные аккумуляторные батареи, которые садились слишком быстро, а у АС-36 — самого нового спасательного аппарата — обнаружились проблемы с герметизацией на глубине. Другими словами, единственным способом спасти моряков было добиться стыковки спасательного аппарата с подлодкой, а это так и не удалось. Он специально ради участия в этой операции прибыл из Санкт-Петербурга через клуб подводников — как человек, имеющий десятилетний опыт управления аппаратом. Он сделал шесть попыток стыковки, даже добился первоначального захвата, но окончательный «присос» так и не произошел.
Единственным объяснением этого была деформация подлодки. Потребовалось изготовить специальный инструмент. Работы продолжились 21 августа. Проникнув в шлюзовый отсек, норвежцы убедились, что он уже заполнен водой, а значит, нет никакого смысла пробовать пристыковать LR-5.
Водолазы открыли нижний люк и убедились, что девятый и другие отсеки подлодки затоплены. На пределе «Морячим потихоньку, только от этих морей уже тошно. Не успел прийти из морей со старым экипажем 150 эк. Вот и копались до 4 часов утра, спать, а в 7.
Вот так целые дни напролет. Доходило до того, что с закрытыми глазами включали комплекс, нажимали кучу кнопок и тумблеров, садились в кресло, ноги на приборы выше головы и с закрытыми глазами сидели, ждали и молили бога, чтобы все прошло нормально. И наконец все проходит нормально, остается нажать кнопку "Залп", чтобы проверить, отойдет ли борт-разъем. И когда все проходит замечательно, бегаем по посту, как малые дети, и кричим "ура", а в это время весь экипаж спит…» Такое письмо отправил семье за пять дней до гибели, 7 августа 2000 года, инженер группы управления ракетной боевой части на «Курске» старший лейтенант Андрей Панарин.
Сам был таким же молодым старлеем и писал домой письма, бравируя трудностями службы подводника», — говорит «Ленте. При этом Курдин признает, что флот был в очень непростой ситуации. Провести учения, как того требовали нормативные документы ВМФ, было невозможно. В результате была придумана трехдневная комплексная боевая подготовка в Баренцевом море с 10 по 13 августа.
В ней было задействовано 6 подводных лодок и 9 надводных кораблей, а также 22 самолета, 11 вертолетов, 9 вспомогательных судов и 10 береговых частей. Матросы-земляки Алексей Некрасов и Дмитрий Старосельцев с матерями Фото: из архива семьи Некрасовых На чем-то флоту приходилось экономить. Вот что становится видно, если изучить план поисково-спасательного обеспечения и то, как в реальности пытались спасать экипаж «Курска». Кораблем оказания первичной помощи организаторы боеподготовки назначили ракетный крейсер «Маршал Устинов», который, по данным Курдина, в операции по поиску и спасению утонувшей подлодки вовсе не участвовал.
Самый новый поисково-спасательный аппарат АС-36 «Бестер», поисковый АС-15 «Кашалот» в спасательный отряд флота включены не были. Командир спасательного судна «Михаил Рудницкий» Юрий Костин на допросе пояснил, что знал о планируемых на август учениях, но о конкретных сроках не знал. Наконец, аварийный буй «Курска», который должен был отстрелиться в автоматическом режиме, всплыть, а затем передавать информацию о точных координатах и характере повреждений лодки, нашли на штатном месте — он не сработал. На лодке просто отсутствовал ключ пуска этого буя, который вставляется перед каждым выходом в море.
Зато на стрельбах во время тех экспериментальных августовских учений решили не экономить. Но «Курск» между тем не стрелял торпедами последние два года. Входивший в комиссию по расследованию причин гибели подлодки адмирал Валерий Рязанцев и вовсе заявил о реальной небоеготовности крейсера. В те годы подводникам задерживали зарплату, да и та была копеечной.
К примеру, Геннадий Лячин получал 6000 рублей в месяц — в разы меньше, чем машинист петербургского метро. Лячины грелись самодельной электрической батареей, Белозоровы — мощной корабельной. Собирали ягоды и грибы по округе. Мужчины занимались охотой и рыбалкой — все подводники ее любили.
Они присылали морякам продукты. Иногда в доме у подводников не было хлеба, но были блины из курской муки. В 2000-м Алексею было 10 лет. В августе они с матерью поехали к бабушке в Воронежскую область.
Гулял, как всегда, когда к нему подошла мама и сказала, что нужно срочно возвращаться в Видяево.
И начал срочно «убегать» в сторону Норвегии. Хотя даже с их тяжелыми повреждениями американская подводная лодка могла всплыть в позиционное положение, когда видна рубка. Смогли же они дойти до базы в Норвегии. Но Гордон Кремер пренебрег международным морским правом. А ведь у нас на борту могли быть пострадавшие. В порту Норвегии «Батон-Руж» оказали помощь, приварили ей цистерны. После столкновения и прихода на базу мы с моим одноклассником, штурманом Александром Чижовым, возмущенные наглым поведением американских подводников, сели и за одну ночь составили морской протест. Согласно международному морскому праву, при столкновении в море, если вторая сторона уклонилась от расследования и сбежала, капитан или командир корабля имеют право по прибытии в первый порт в течение трех суток подать морской протест. Бумага пошла по инстанциям.
Инцидент в Баренцевом море стал достоянием гласности. Начались консультации, встречи дипломатов. Американская сторона напирала на то, что столкновение произошло в международных водах они же нейтральные , на расстоянии более 12 миль — 22 километров — от берега. Россия всегда вела отсчет территориальных вод от прямых исходных линий между наиболее выступающими точками побережья, о чем моряки США прекрасно осведомлены. А Соединенные Штаты считали, что исходные линии, от которых начинаются территориальные воды, нужно проводить с учетом изгиба берега. В частности, это касается прибрежной зоны в районе Кольского полуострова. Там есть «карман», который мы относим к нашим территориальным водам, а Соединенные Штаты считают, что это международные воды. Разбирательство на международном уровне ничего не дало. На встрече двух президентов, Ельцина и Джорджа Буша-старшего, было решено этому делу ход не давать. Тогда была подписана Хартия российско-американского партнерства и дружбы, заключены экономические соглашения.
Такие были времена. Они фиксируют все данные с гидроакустического комплекса. Эти приборы сразу были опечатаны, все документы были переданы комиссии. Было понятно, что не то что акустик проморгал где-то «Батон-Руж», а мы реально не могли выделить шумы малошумной американской подводной лодки на фоне двух сильно шумящих целей. Если бы море было спокойное, то шансы услышать американскую лодку еще бы были, но в условиях шторма они сводились к нулю. В то время как американцы нас слышали. Игорь Григорьевич говорит, что атомная подводная лодка имеет водоизмещение около 10 тысяч тонн, а средний железнодорожный состав тянет на 1,5 тысячи тонн. То есть лодка по весу — это шесть таких составов. И попробуйте их остановить. Если лодка набирает инерцию 10 тысяч тонн, погружаясь или всплывая, то переломить эту инерцию очень тяжело.
В нашем случае лодка после столкновения с «Батон-Руж» провалилась, надо было быстро принимать решение. Если лодка пошла бы с дифферентом на нос, можно было въехать в грунт. В этом районе Баренцево море мелкое — 110—120 метров. Поэтому «щелкать клювом» было нельзя. Экипаж действовал слаженно, все действия были правильными, меры безопасности были соблюдены. Но Игорь Локоть говорит, что морально был готов к тому, что его снимут с должности. Виноват же американец». Спасибо ему и командованию, что объективно оценили обстановку. Не стали «махать шашкой». Я отделался строгим выговором от главкома.
Наша лодка пошла в ремонт. Основные повреждения у К-276 были в районе ограждения рубки.
В заключение военный эксперт отметил, что наступающий 2024 год предвещает ВМФ значительную работу и организационные изменения. Например, с начала года все флоты, за исключением Северного, перейдут из подчинения командующих военными округами непосредственно под управление главнокомандующего ВМФ.
Командир К-276 Игорь Локоть рассказал о столкновении с подводной лодкой США
Само соединение (командир бригады капитан 1 ранга Сучков Г.А., впоследствии адмирал, командующий Северным флотом, командир Б-2 — капитан 3 ранга Курганов Ю.Ю., в дальнейшем вице-адмирал, Герой Российской Федерации). Минобороны назвало звания погибших 1 июля на глубоководном аппарате на базе в Североморске, среди них семь капитанов первого ранга, три капитана второго. На борту их встретил командир корабля капитан второго ранга Сергей Меркулов. Позитивный капитан 2 ранга рассказывает о своей в армии служил, тот в цирке не смеется.
Моряки-надводники Северного флота получили награды и погоны
Получил звание адмирала. Награжден третьим орденом — «За военные заслуги». Добавлю: «Курск» торпедировал безразличие к ВМФ вообще и к подводному флоту в частности. Безразличие той части российского общества, в чьих руках находится «четвертая власть», — сказал он в первые дни трагедии. После Северного флота — Москва. Был заместителем председателя комитета по обороне и безопасности и председателем комиссии по национальной морской политике. За четыре года прошел «большой круг». Это — обучение экипажа в Учебном центре Палдиски, строительство и прием подлодки в состав ВМФ, ввод ее в состав сил постоянной готовности, боевая служба в Северной Атлантике. В 1975 году Попов был переведен на Черноморский флот, в Феодосию.
С 1976 года служил на подводной лодке старшим помощником командира, затем стал командиром. Окончил Высшие военно-морские классы и Военно-морскую академию. Был назначен на должность начальника штаба бригады подлодок, потом — заместителя комбрига. И наконец — на должность командира бригады. За его плечами шесть боевых служб в Баренцевом, Черном и Средиземном морях, в Атлантическом океане. Это была самая крупная и боеспособная бригада подлодок на ЧФ. В знак особых заслуг и объема решаемых задач ее комбригу Борису Цареву присвоили звание контр-адмирала. Должность была «вилочная»: капраз капитан 1 ранга — контр-адмирал.
Он взвалил на плечи воз проблем, характерных для того времени, когда Советский Союз с его мощными вооруженными силами начинал рассыпаться на глазах. Мы обеспечивали ремонт и модернизацию подводных лодок ЧФ на судоремонтных предприятиях Севастополя. Будучи командиром бригады, я «морячил» до 250 суток в году. Считалось за счастье, когда выпадали один-два выходных в месяц». Нередко приходилось прямо в море «перескакивать» с лодки на лодку. На одной — торпедные стрельбы, на другой — глубоководное погружение, на третьей — зачетное противолодочное учение и т. Комбриг получил огромный опыт. Поэтому в 1990 году каперанг Попов был назначен на должность начальника отдела подготовки подводных лодок Управления боевой подготовки ЧФ.
И когда представилась возможность, не раздумывая ушел командовать 11-м учебным отрядом подводного плавания, — вспоминает Попов. Мы готовили младших специалистов более 20 специальностей: от штурманских электриков до коков. Два учебных корпуса, спортгородок, телестудия, плавательный бассейн, шлюпочная база, учебно-тренировочный полигон, где курсанты проходили легководолазную подготовку». Командовать учебным отрядом также пришлось в непростое время. Мне надоело их слушать, и я повесил у себя в кабинете портрет Петра I с его изречением: «Кто к знамени присягал единожды, тот у оного и до смерти стоять должен». Визиты эмиссаров прекратились, но легче не стало. Появились подметные письма с разными угрозами. Приходилось повышать боеготовность учебного отряда и заботиться о личной безопасности — вплоть до пистолета под подушкой.
Во время цивилизованного раздела ЧФ 11-й учебный отряд подплава перешел в состав ВМС Украины, а я был назначен командиром 7-го Объединенного учебного отряда имени адмирала Октябрьского, которым прокомандовал более 10 лет».
Было понятно, что не то что акустик проморгал где-то «Батон-Руж», а мы реально не могли выделить шумы малошумной американской подводной лодки на фоне двух сильно шумящих целей. Если бы море было спокойное, то шансы услышать американскую лодку еще бы были, но в условиях шторма они сводились к нулю. В то время как американцы нас слышали.
Игорь Григорьевич говорит, что атомная подводная лодка имеет водоизмещение около 10 тысяч тонн, а средний железнодорожный состав тянет на 1,5 тысячи тонн. То есть лодка по весу — это шесть таких составов. И попробуйте их остановить. Если лодка набирает инерцию 10 тысяч тонн, погружаясь или всплывая, то переломить эту инерцию очень тяжело.
В нашем случае лодка после столкновения с «Батон-Руж» провалилась, надо было быстро принимать решение. Если лодка пошла бы с дифферентом на нос, можно было въехать в грунт. В этом районе Баренцево море мелкое — 110—120 метров. Поэтому «щелкать клювом» было нельзя.
Экипаж действовал слаженно, все действия были правильными, меры безопасности были соблюдены. Но Игорь Локоть говорит, что морально был готов к тому, что его снимут с должности. Виноват же американец». Спасибо ему и командованию, что объективно оценили обстановку.
Не стали «махать шашкой». Я отделался строгим выговором от главкома. Наша лодка пошла в ремонт. Основные повреждения у К-276 были в районе ограждения рубки.
Ремонтные работы длились долго, несмотря на небольшие, в общем-то, объемы работ. Прежняя система судоремонта вместе с Советским Союзом развалилась, внедрялся «коммерческий» подход… Рубку в итоге заменили. Экипаж после ремонта восстановил уровень боевой подготовки, подводная лодка снова вошла в состав сил постоянной готовности и в 1994 году успешно решила задачи боевой службы. К этому времени мне уже было присвоено звание капитана 1 ранга.
А вот для американской подводной лодки столкновение с нашей «Барракудой» оказалось фатальным. Два разрыва в корпусе, которые она получила, ставили под угрозу ее живучесть. Капитана Гордона Кремера сняли с должности. Комиссия обследовала «Батон-Руж» и признала нерентабельным ее ремонт.
В итоге лодку отправили на слом на военно-морскую верфь Пьюджет-Саунд в Бремертоне, штат Вашингтон. Она была распилена на иголки. Экипаж был расформирован. Он мне столько проблем в жизни создал.
Влез в наши территориальные воды, находился на полигоне боевой подготовки, прекрасно это осознавая. При этом чувствовал себя там начальником. Из-за его авантюры я два месяца был под следствием, получил строгий выговор от главкома. Хорошо, что потом пошел на боевую службу, и с меня строгий выговор сняли.
Ко мне потом несколько раз обращались иностранные журналисты. Пытались развести меня на осуждение командования. Но я дал репортерам понять, что ничего им не должен, диссидентом не являюсь. Так или иначе, но американская подводная лодка была уничтожена без единого выстрела.
А на рубку российской АПЛ была нанесена цифра «1», окаймленная звездой. Так советские подводники отмечали количество своих побед.
После этого продолжил бороться за «живучесть корабля в аварийном отсеке вместе с другими членами экипажа». Напомним, пожар на секретном глубоководном аппарате произошел в первый день июля. В результате ЧП погибли 14 моряков-подводников, которые сумели своими силами ликвидировать возгорание. В Минобороны проинформировали, что подводники погибли от отравления продуктами горения. К настоящему времени имена погибших не назывались.
На ходовом командном пункте главком доложил о маневренных характеристиках и особенностях управления. Также лидер КНДР ознакомился с навигационным оборудованием, обеспечивающим безопасность мореплавания.
После осмотра фрегата Тихоокеанского флота председателем государственных дел КНДР его пригласили в кают-компанию, где предложили сделать запись в книге почетных посетителей. Также северокорейскому лидеру вручили памятный подарок - модель российского боевого корабля.
На глубоководном аппарате в Баренцевом море погиб уроженец Севастополя
Возглавил делегацию председатель Совета капитан 2 ранга В.И. Холодилин. В состав группы вошли преимущественно старшие офицеры ВМФ, имеющие адмиральские звания, а также капитаны 1 ранга, занимающие в ветеранском движении значимые положения. Само соединение (командир бригады капитан 1 ранга Сучков Г.А., впоследствии адмирал, командующий Северным флотом, командир Б-2 — капитан 3 ранга Курганов Ю.Ю., в дальнейшем вице-адмирал, Герой Российской Федерации).
Вывел, а сам остался. Названо имя подводника, спасшего гражданского на пожаре в Баренцевом море
Командир подлодки «Брянск» капитан 2 ранга Артём Васетинский удостоился медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, а командир ракетной боевой части крейсера капитан 2 ранга Олег Рабочий. На борту их встретил командир корабля капитан второго ранга Сергей Меркулов. Капитан второго ранга в отставке, бывший матрос с крейсера "Аврора" А. Неволин. Сейчас капитан второго ранга Синенко делится своим опытом в теоретической плоскости. — Как вы стали капитаном второго ранга? В министерстве уточняют, что капитан второго ранга вывел гражданского из аварийного отсека.