Новости интервью токаева

Колонки и интервью.

Свежий номер

  • Интервью Токаева «России 24»: самое главное
  • Нет русофобии: Токаев поставил точку в вопросе использования русского языка
  • Взгляд извне на большое интервью Токаева: опыт Казахстана – ноу-хау для стран региона
  • Токаев рассказал, куда он хочет привести Казахстан - Новости

Токаев выразил надежду на скорое прекращение огня на Украине

В этом контексте Китай показал себя очень надёжным партнёром, и в будущем мы готовы развивать взаимное сотрудничество в максимально возможном количестве отраслей. Мы приветствуем китайские инвестиции, китайских предпринимателей и, я думаю, что мы очень хорошо примем их в Казахстане. Я в этом искренне уверен, и моё личное стремление как лидера страны заключается в том, чтобы китайским инвесторам в Казахстане было хорошо. Существует совместная программа по обучению, «Мастерские Лу Баня», в рамках которой Китай работает над обучением более квалифицированных сотрудников для экономики Казахстана. Это была корпоративная инициатива.

Как вы планируете развивать этот вид экономических отношений? Вот почему я возлагаю большие надежды на свой будущий визит в Сиань, колыбель китайской цивилизации, и я думаю, что нам нужны новые соглашения и новые сделки. Мы не должны просто стоять и ждать результатов. Полагаю, мы должны прилагать усилия, чтобы развивать наши экономические связи в этом сложном мире.

Хотел бы сказать, что мы в очень существенной степени привержены развитию кооперации и дружественных связей между молодёжью обеих стран. Молодежь Казахстана и Китая должна лучше узнать друг о друге, поэтому нам следует вдохновлять их, поощрять их к обмену опытом. Вы упомянули о Лу Бане... Это был наш весьма уважаемый ремесленник.

О нём есть много рассказов. Мы, конечно же, будем поддерживать создание «Мастерских Лу Баня». Согласен с вами, что дух «Мастерских Лу Баня» поможет вдохновить работников обеих стран. Как именно, по вашему мнению, это поможет развитию двусторонних связей?

Я только что упомянул о молодёжных обменах, должен упомянуть и об обмене между людьми, которые представляют культуры наших стран, о спортсменах и так далее. Например, о настольном теннисе? Три-четыре года назад у нас был большой турнир по настольному теннису, и такие известные замечательные игроки, как Дин Нин и другие, приехали показать своё искусство. Мы это ценим, конечно же.

О проекте «Пояс и путь» Г-н президент, мы отмечаем десятую годовщину инициативы «Пояс и путь». Казахстан — её ключевая составляющая в значительной степени, как символически, так и по существу. Можно вспомнить, что инициатива «Пояс и путь» была задумана впервые именно здесь, в Астане... Как вы оцениваете преимущества «Пояса и пути», которые инициатива дала вашей стране?

Этот проект может дать много преимуществ многим странам. Казахстан играет ключевую роль в реализации этого проекта. Это факт, ведь два из шести основных транспортных коридоров [в рамках инициативы] проходят через Казахстан. И очень хорошо, что Казахстан и Китай разделяют подходы к реализации этой концепции.

Это одно из тех прочных оснований, на которых строится наше взаимное сотрудничество и общий взгляд на то, что происходит за пределами наших двух стран. Если подумать, то China Railway Express Китайский железнодорожный экспресс , проходящий через Казахстан, сыграл невероятно важную роль в период Covid-19, будучи одним из очень немногих транспортных коридоров, по которым доставлялись жизненно необходимые лекарства, маски, респираторы, спасавшие жизни людей. Мы поддерживали очень тесные связи в период пандемии, и я ценю ту поддержку, которую предоставил Китай в это очень непростое время. Мы доказали, что являемся друзьями, настоящими друзьями.

Но в то же время, конечно, я надеюсь, что с завершением пандемии будет развиваться дальнейшая торговля между нашими государствами, и думаю, что у нас много возможностей и большой потенциал для её развития. О ШОС Ещё одна очень важная в глобальных масштабах региональная организация — Шанхайская организация сотрудничества. В этом году Казахстан примет председательство в ШОС. Как вы оцениваете её роль в нынешнем геополитическом ландшафте и что, по вашему мнению, председательство Казахстана даст этой организации?

Китай поддерживал ШОС с самого её основания. Эта организация начала работу в Шанхае в 1996 году, и я в качестве министра иностранных дел своей страны участвовал в церемонии её открытия. Поэтому я горжусь тем, что участвовал в работе ШОС с самого её создания. Конечно, Казахстан как будущий председатель саммита организации сделает всё возможное для увеличения потенциала ШОС.

Уверен, что эта организация, как я уже сказал, стала крайне известной и влиятельной в современном мире. С моей личной точки зрения, как я сказал на саммите в Бишкеке, ШОС стала одной из наиболее развитых и успешных организаций в мире. Это что, восточный аналог НАТО? Как бы вы ответили тем, кто беспокоится или интересуется сутью этой организации?

Мы обсуждаем и принимаем меры не только в сфере безопасности или военной сфере, но и в области экономического, инвестиционного сотрудничества, культурных связей, и во многих других.

Убежден, что будущее Казахстана должно быть светлым. Именно поэтому я прилагаю все свои усилия для того, чтобы способствовать дальнейшему развитию Казахстана как передовой страны с очень развитой экономикой», — ответил президент. Токаев подчеркнул, что Казахстан добьется успеха в проведении такого рода внешней политики. Прежде всего, с нашими ближайшими соседями, где Китай играет чрезвычайно важную роль», — заявил он.

Важно беречь мир и благополучие, и только будучи единым народом поддерживая Главу государства мы сможем вывести нашу Страну на новый высокий уровень.

Сегодня, когда положение в стране стабилизировалось и из январских событий, нам всем надо извлечь правильные уроки, сплотиться вокруг Президента, поддержать его инициативы по укреплению стабильности в стране, оздоровлению экономики. Уверена, только на основе взаимопонимания и доверия, народ и власть вместе могут преодолеть все трудности и направить усилия на дальнейшее развитие нашей страны. Да, трудности существуют идеально не бывает, все препятствия и трудности — это ступени, по которым мы растем ввысь… это позволяет мобилизовать все силы и сделать рывок в развитии нашего государства, и я полностью поддерживаю нашего Президента. Любое из начинаний достигнет цели, если каждый из нас будет заинтересован в процветании нашего государства. А мы молодое поколение, будем поддерживать нашего Президента и все вместе сможем преодолеть все трудности и направить усилия на дальнейшее развитие Казахстана. В ходе беседы глава государства ответил на вопросы о причинах и последствиях тревожащих общественность январских событий, предстоящих политических и социальных реформах, взаимоотношениях Казахстана с ключевыми внешнеполитическими партнерами.

В интервью глава государства отметил, что реформы не ограничиваются только изменением людей, реформы-это, прежде всего, изменения в системе. Для процветания страны важна ответственность каждого гражданина, и необходимо совместное участие. Данное интервью — первое после январской трагедии. Естественно, что эту тему не обошли стороной. Касым-Жомарт Токаев сообщил, что это была спланированная акция, все ее этапы, начиная с мирных и заканчивая мародерством, это была целостная операция, задуманная профессионалами и исполненная ими же». С самого начала была достигнута договоренность, что этот контингент будет выполнять функции обеспечения, то есть охрану стратегических объектов.

С остальными вопросами мы разберемся. Нам нужен был тыл. Давая оценку произошедшим трагическим событиям, Глава Государства откровенно говорил о проблемах. Была неразбериха. Руководители правоохранительных органов опасались брать на себя ответственность. Я им сказал, что если бы Рокоссовский или Жуков каждый день спрашивали у Сталина, они бы войну выиграли или нет?

Наши законы таковы. После Жанаозена были приняты законы, которые сковывали правоохранителей именно в таких ситуациях. Поэтому я сказал, что мы должны открывать огонь на поражение против бандитов. Ключевой момент интервью - акцент на направлениях политической и общественной модернизации. Касым-Жомарт Токаев обозначил необходимость реформирования системы образования, трудовой, социальной, экономической сфер, силовых структур. Это моя миссия, - сказал в интервью Касым-Жомарт Токаев.

Начинания нашего Президента, реформы направлены на благо людей. Успех возможен при консолидации общества. Мы, казахстанцы, должны действовать сообща!

Поэтому власти республики не признают ни « Южную Осетию , ни Абхазию », ни такие «квазигосударственные объединения», как Луганск и Донецк. По мнению политика, проблема заключается в том, что лидер среднеазиатского государства высказался о своем отношении к вопросу в присутствии президента РФ Владимира Путина. Он считает, что это было «честно, публично, но [... Выглядело как вызов находящемуся рядом с ним президенту».

Главные новости

  • Песков: у Москвы и Астаны сложились исторически самостоятельные отношения
  • О Путине, отношениях с Китаем и политзаключённых: важное из интервью Токаева
  • Поделиться
  • «Русские и казахи должны быть вместе». Интервью Токаева телеканалу «Россия» | Аргументы и Факты
  • Нет русофобии: Токаев поставил точку в вопросе использования русского языка
  • Токаев рассказал о подробностях январских беспорядков в Казахстане

Пресс-конференция Путина и Токаева смотреть трансляцию бесплатно от 9 November

3 января опубликовано развернутое интервью президента Токаева о внутренней и внешней политике Казахстана, а также событиях недавнего прошлого – о Кантаре, двоевластии в стране. Корреспондент — новости бизнеса добавит сюда все самое важное из интервью. Токаев К.Ж. выборы 2022 Президентские выборы: предвоборная программа Токаева, новости, биолграфия, штаб. Глава государства Касым-Жомарт Токаев 25 апреля 2024 года на заседании XXXIIІ сессии Ассамблеи народа Казахстана "Единство. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в первые дни 2024 года дал большое интервью газете «Egemen Qazaqstan», передает

Путин и Токаев обсудили санкции, энергетику и военное сотрудничество

  • Токаев дал интервью китайскому телеканалу
  • Позиция Казахстана по антироссийским санкциям не изменилась
  • Касым-Жомарт Токаев – Telegram
  • ИНТЕРВЬЮ ПРЕЗИДЕНТА РК КАСЫМ-ЖОМАРТА ТОКАЕВА | КРУ им. А.Байтұрсынұлы

Токаев: Права граждан нарушаться не будут

Говоря о январских событиях Токаев заявил, что организаторы беспорядков тщательно замели следы, которые могли привести к большим разоблачениям. Касым-Жомарт Токаев отметил, что всем необходимо следовать принципу верховенства закона и порядка, а также призвал к решительной борьбе с вандализмом. – Президент Токаев в интервью откровенно ответил на вопрос о системе двоевластия, которая существовала в определенный период.

Президент Казахстана: ничего не забыл, ничего не понял, ничему не научился

Члены АНК поделились мнением об интервью Президента Касым-Жомарта Токаева Но в своем выступлении на форуме и в интервью российскому ТВ Токаев объявил: власти Казахстана не будут признавать ЛДНР и не намерены нарушать антироссийские санкции Запада.
Президент Токаев дал большое интервью По словам Касым-Жомарта Токаева, позиции русского языка в Казахстане не претерпели какого-либо изменения.

Токаев своими интервью задаёт хорошую политическую тенденцию, - Жумалы

РИА Новости. Власти Казахстана выступают категорически против вовлечения граждан в чужие информационные войны. Об этом заявил президент страны Касым-Жомарт Токаев. Касым-Жомарт Токаев заявил, что Казахстан будет поддерживать все мирные инициативы, которые были озвучены Китаем и другими государствами, и выразил надежду на то, что Москва. На ХХХІІІ сессии Ассамблеи народа Казахстана, состоявшейся 25 апреля в Астане, президент Касым-Жомарт Токаев выступил с жестким заявлением и. После сессии АНК Касым-Жомарт Токаев наградил ряд казахстанцев орденами и медалями. 12 мая, в преддверии государственного визита в КНР, Глава государства Касым-Жомарт Токаев дал интервью в эфире китайского телеканала CCTV, передает МИА.

Президент Токаев дал большое интервью

Решительно бороться с вандалами. Я уже говорил, что с ними будем поступать жестко и по закону. А то где-то натворят дел, а потом просят прощение. Порядок должен быть в стране. Мы должны соблюдать законы", — заявил Президент.

Глава государства также осмотрел Ботанический сад и выразил благодарность жителям, участвующим в общегородском субботнике и работникам коммунальных предприятий столицы. Новости партнёров:.

Будучи председателем в ШОС, мы преследуем главную цель — продвинуть взаимодействие в организации на еще более высокий уровень и обеспечить дальнейшую эффективность ее работы.

Исходя из этого, приоритетами казахстанского председательства были объявлены обеспечение региональной безопасности и стабильности, насыщение многостороннего сотрудничества реальным торгово-инвестиционным и культурно-гуманитарным содержанием. Хочу отметить, что позиции наших стран по большинству текущих вопросов и перспектив дальнейшего развития ШОС созвучны. Это, безусловно, важный показатель продуктивности сложившихся партнерских отношений.

Мы едины в вопросах противодействия новым вызовам и угрозам, укрепления многостороннего экономического диалога и гуманитарных контактов. Россия играет активную роль в продвижении инициированных Казахстаном переговоров по созданию Центра информационной безопасности ШОС, поддержано наше предложение объявить Алматы туристической и культурной столицей ШОС, а 2024 год — Годом экологии в ШОС. Наши страны объединили усилия в работе над дальнейшим совершенствованием деятельности ШОС и ее основных органов, а также в подготовке стратегических документов организации на среднесрочную перспективу в сферах энергетики, экономики, правоохранительной деятельности и экологии.

Возлагаю большие надежды на успешное казахстанско-российское взаимодействие, которое, вне всякого сомнения, отразится на успехе главного мероприятия — Саммита ШОС в июле 2024 года. Для этого предстоит совместно провести большую и целенаправленную работу. Убежден, наша приверженность "шанхайскому духу" и взаимная поддержка будут и далее способствовать сплочению и выработке единых подходов в вопросах развития ШОС".

Мы живем в турбулентное время. Происходит неизбежный переход от однополярного мира к многополярному. Меняются устои мировой экономической системы.

Каково ваше видение будущего? И на фоне конфликтов, происходящих в самых разных точках планеты, санкционного противостояния, торговых войн довольно сложно оставаться оптимистом. Однако я верю в то, что благоразумие и кооперация возобладают над блоковым мышлением и эгоизмом.

Так было не раз в мировой истории. В конечном счете глобальное сообщество придет к состоянию "долгосрочного устойчивого мира". Для его достижения, очевидно, требуется выполнение двух условий — это готовность к взаимным уступкам и строгая приверженность нормам международного права.

Второй пункт — один из главных лейтмотивов казахстанской внешней политики. Я твердо убежден, что любые противоречия необходимо решать согласно нормам и принципам Устава ООН. Этот документ был принят мировым сообществом после самой кровопролитной войны в истории человечества.

Во избежание повторения таких трагедий были приняты единые, однозначно трактуемые правила игры на международной арене. Это была большая победа принципов гуманизма и человеколюбия. Лучшего рецепта преодоления конфликтов мир пока не придумал.

Все страны равны вне зависимости от их размера, мощи и экономического потенциала. Международное право подлежит равному и универсальному применению без двойных стандартов. Поэтому я считаю, что как только неукоснительное следование нормам международного права возобладает над эмоциями, мир вернется в состояние устойчивого равновесия.

И эта формула актуальна как для политических систем, так и для разрешения современных экономических, экологических и гуманитарных проблем. Сегодня мы находимся в условиях серьезного обострения международной ситуации, где на первый план вышли методы политического давления, торговые и санкционные войны, что ведет к полноформатному кризису системы международной торговли. Мы являемся свидетелями беспрецедентной геополитической фрагментации и социально-экономической поляризации.

Происходит трансформация политики и экономики на глобальном и региональном уровнях. Все это вызывает обеспокоенность по поводу безопасного существования государств и континентов. Для создания гармоничной мировой экономики страны Глобального юга и Глобального севера должны прийти к общему знаменателю на основе принципов взаимного доверия, уважения интересов, а также многостороннего сотрудничества.

Центральную роль в этом сложном процессе должна играть ООН. В настоящее время она остается единственной безальтернативной глобальной организацией, объединяющая все человечество. При этом следует признать, что растущая блоковость и геополитическая фрагментация подрывают единство и верховенство мандата ООН.

Растет критика в адрес организации, и связана она с необходимостью проведения внутренних реформ. Многочисленные кризисные явления в различных уголках нашей планеты обнажили уязвимость ООН в их урегулировании. Полагаю, что настало время для того, чтобы сделать ООН основным проводником в обеспечении глобальной безопасности, способным противостоять вызовам XXI века и эффективно решать проблемы современности.

Все этапы беспорядков, начиная с мирных протестов и заканчивая убийствами, мародерством, действительно были, — это была целостная операция, задуманная профессионалами и исполненная ими же. Что касается мирных демонстраций, они состоялись, какого-либо применения силы в отношении демонстрантов не было и не могло быть. Затем им на смену пришли молодые люди, которые просто хулиганили, кидались на полицейские щиты и прочее. Затем пришла третья волна.

Это уже мародеры, причем их было очень много, убийцы, насильники, но, самое главное, ими руководили профессиональные боевики, которые прошли специальную подготовку, хорошо ориентировались на местности. Они также хорошо знали месторасположение зданий силовых органов, и они атаковали эти здания. Этих людей, естественно, материальные ценности не интересовали. Они руководили атаками на административные здания, их интересовали уголовные дела, досье на сотрудников правоохранительных органов.

Это была тщательно спланированная операция, по сути своей террористическая, с привлечением боевиков из-за рубежа. Вы, наверное, обратили внимание, что боевики организовали захват аэропорта в Алматы. Сейчас следствие показывает, что аэропорт был захвачен для того, чтобы обеспечить проход через него граждан, прилетевших из одного центрально-азиатского города. Это были подготовленные боевики, командиры.

Они, естественно, прилетели под видом гастарбайтеров, их провели через пограничные стойки, запустили в город, и они приступили к руководству операцией. Затем, после того как правоохранительные органы перехватили инициативу, дали отпор, они были эвакуированы опять же через алматинский аэропорт, после чего аэропорт был сдан законным властям. Это была, я повторяюсь, тщательно спланированная операция. Ее целью была ликвидация государственных институтов, подрыв конституционного строя и, в конечном счете, как мы полагаем, захват власти.

Вы, наверное, хотите задать и такой вопрос: «Почему это стало возможным? Мы сейчас, как я уже выразился, ведем «разбор полетов». Выяснилось, к сожалению, отсутствие единого, четкого алгоритма действий правоохранительных органов в подобного рода ситуациях. Я сам как Глава государства участвовал в некоторых учениях — командно-штабных, военных.

Эти учения никакого отношения к реальной ситуации, в частности, к той, которая случилась в Алматы, не имеют. Алгоритма действий не было. Мы же исходим из того, что оружие не должно применяться в отношении демонстрантов. Полицейские не имеют оружия при себе.

Они были вооружены шумовыми гранатами, слезоточивым газом, и в их распоряжении были водометные машины. Эти машины не были использованы, потому что были тут же захвачены бандитами. Они знали, что у полицейских есть четкая инструкция не применять оружие в отношении так называемых «демонстрантов». Это тоже говорит о том, что операция была подготовлена надлежащим образом с их стороны.

Сильно пострадали молодые ребята — десантники, которые тоже не имели при себе оружия и были вооружены лопатками и дубинками. Они их раздели и использовали в качестве «живого щита» при атаке на резиденцию Президента. Это раз. Во-вторых, использовали женщин.

Сейчас следствие показывает, что бандиты, которые непосредственно участвовали в боевых действиях, находились под воздействием наркотиков, у них пропало чувство боли. Если уже на заключительном этапе силовые органы стали применять оружие, стреляли, во всяком случае, по ногам, они падали и не чувствовали той боли, которую обычно чувствуют раненые. Это еще раз говорит о тщательности спланированной операции. Кроме того, интересный факт.

Одна из бандитских группировок, довольно многочисленная, проживала в пятизвездочном отеле в Алматы. Кто оплачивала им это все? Она расположила свой командный штаб на первом этаже гостиницы «Казахстан». Сейчас ведется следствие, допрашиваются люди.

Вскрываются такие факты, которые раньше трудно было себе представить. Я не хочу предвосхищать ход следствия. Это было бы неправильно. И работы очень много.

Дело в том, что очень многие боевики, в том числе и их командиры, покинули Алматы. Кто-то растворился в сельской местности, кто-то переехал через границу, ушел в соседние республики, кто-то по-другому замаскировался и ушел в подполье. Есть факты, когда они сбривают бороды, меняют внешность, превращаются в гражданских лиц и, если их арестовывают, они кричат: «Мы случайные прохожие». Но так не бывает.

Масштаб погромов Вы сами видели, будучи в Алматы. Вдруг все оказались случайными прохожими. Естественно, все случаи незаконного содержания граждан и, тем более, применения в отношении их силовых методов будут тщательно расследоваться. Нужно очень серьезно с этим разбираться.

Вы реагируете, даете поручения Генеральной прокуратуре, в том числе через Твиттер. Все мы это видим, слышим. Тем не менее социальные сети «взрываются» постами, что мирных людей избивают, пытают. И истерии вокруг событий в Алматы, конечно, очень много.

Люди обеспокоены, можно понять. Поэтому я дал поручение Генеральной прокуратуре по каждому случаю проводить расследование. Кроме того, из средств массовой информации я узнал, что создана Общественная комиссия во главе с известным правозащитником адвокатом Айман Умаровой. Я приветствую это решение.

Действительно, нам нужно привлечь независимую общественность с тем, чтобы она объективно разобралась в том, что сейчас происходит, и что происходило в те трагические дни. Я знаю, что омбудсмен по правам человека Эльвира Азимова и известная правозащитница Жемис Турмагамбетова посещают СИЗО, встречаются с задержанными, выясняют условия их содержания, выслушивают их жалобы и т. Считаю, что это очень полезная работа. Я сам как Глава государства заинтересован в том, чтобы права граждан не нарушались.

И каждый случай, я повторяюсь, должен быть расследован. Но одно дело говорить, а другое — это реалии. Считаете ли Вы, что правоохранительные органы «не перегибают палку» в этих обстоятельствах? В конце концов, нам нужно найти тех людей, которые реально участвовали в бандитских акциях против мирных граждан и жителей Алматы.

Это первое. С другой стороны, права граждан не должны нарушаться. Я же говорю, участвовали тысячи бандитов в этих акциях, и вдруг все превратились в «случайных прохожих». Я не оправдываю незаконные действия полиции, если таковые имеются.

Соответствующее замечание министр внутренних дел уже получил. Пользуясь возможностью, заверяю граждан, жителей Алматы, что их права нарушаться не будут. Откуда они, куда они высадились? Бой за здание департамента полиции продолжался две ночи.

Две ночи полицейские отбивались от бандитов. Во-вторых, взяли численностью полицию и военнослужащих. Это говорит о том, что бандитов было очень много. В-третьих, шли с трех направлений на Алматы, там, где были расставлены блокпосты полицейских — они были просто смяты бандитами.

И говорить о том, что бандитов было мало, смеяться по этому поводу, я считаю, что это просто неумно. На самом деле они шли как бы волнами. Ими командовали. Одна волна пошла — пограбила, ушла, вторая пришла.

Оно вызвало волну возмущения среди демократической общественности, особенно в США и Европе. Что стояло за таким жестким решением? И кинуться на амбразуру, наверное, «дорогого стоило»? Была «неразбериха», я должен откровенно признать.

Руководители правоохранительных органов опасались брать на себя ответственность — полная безынициативность. Я им сказал: слушайте, если бы маршал Рокоссовский или маршал Жуков каждый день спрашивали бы разрешения у Сталина на те или иные действия, они бы выиграли войну? Это была настоящая война. Нужно было брать на себя ответственность.

Поэтому еще до публичного заявления я сказал, что по вооруженным бандитам мы должны открывать огонь. Я взял ответственность на себя. А уже в своем заявлении я повторил это публично, потому что люди опасались.

Решения Конституционного Суда имеют окончательную силу, даже Президент не может подвергнуть ревизии его решения, в том числе касающиеся конституционных прав граждан. Любые изменения и дополнения в Конституцию могут выноситься на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента только при наличии соответствующего заключения Конституционного Суда. И напомню, что из одиннадцати судей Конституционного Суда шестеро, то есть большинство, назначаются палатами Парламента. А Председатель, хоть и назначается Президентом, но только с согласия Сената.

Во-вторых, в самой Конституции принципиальные позиции утверждены однозначно. Например, статья 91 Основного закона гласит, что установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, основополагающие принципы деятельности Республики и, подчеркиваю, положение об однократном семилетнем сроке для Президента являются неизменными. В-третьих, в результате реформ существенно расширены полномочия Мажилиса, который стал формироваться по новой избирательной модели — партийным спискам и одномандатным округам. Одним словом, возврат к старой системе невозможен. Сегодня можно с уверенностью констатировать, что политические реформы в Казахстане имеют не просто системный, но, что критически важно, необратимый характер, потому что политический менталитет нации претерпел кардинальную трансформацию. Правовая грамотность и активность граждан стали главным гарантом демократических преобразований. Народ уже не допустит отката назад и, убежден, будет твердо отстаивать свершившиеся перемены.

Так ли это? Ничего подобного в современном Казахстане не существует. В нашем законодательстве нет ни одного указа, ни одного закона, ни одного другого нормативного документа, по которому граждане могли бы преследоваться за свои политические взгляды. Наоборот, реформы укрепили систему защиты прав человека. Приняты законодательные поправки, усиливающие независимость судов. Расширены категории дел для судов присяжных. В стране полноценно функционирует институт Уполномоченного по правам человека, который получил конституционный статус.

Последовательность и глубину реформ показывает тот факт, что в декабре прошлого года мною подписан уже второй Указ в области прав человека. Главная задача власти — неукоснительное обеспечение законности и порядка. Поэтому любое нарушение закона наказуемо. А политические взгляды и идеологические предпочтения людей к закону и правопорядку не имеют никакого отношения. Отдельные личности несмотря на предупреждения органов прокуратуры со странной настойчивостью нарушают закон, видимо, таким образом пытаясь получить широкую общественную известность. Другими словами, ставят себя выше закона. О каких политических преследованиях можно говорить в стране, в которой работает множество независимых СМИ, а политическая цензура не существует?

Более того, после принятия нового закона о митингах, когда вместо разрешительного был введен уведомительный порядок, число мирных митингов в Казахстане увеличилось кратно. В своих выступлениях я неоднократно говорил, что все проблемы нужно решать цивилизованно, в конструктивном ключе — не криками и провокациями на площадях, а в рамках специально созданных диалоговых платформ и механизмов и, прежде всего, в стенах Парламента. Сейчас в Парламенте представлена самая широкая политическая палитра, отражающая взгляды всех основных слоев нашего общества. Законодательно закреплен институт парламентской оппозиции. Напомню, что в Мажилис по итогам последних выборов прошли шесть партий, три из которых впервые получили депутатские мандаты. При этом одна из парламентских партий изначально является оппозиционной. Многие зарубежные политики и эксперты, в том числе из стран Запада, выражают поддержку нашим демократическим реформам, отмечая их передовой характер.

Действительно, в нашем геополитическом окружении мы единственная страна, которая провела такую масштабную демократическую трансформацию и добилась большого прогресса в деле защиты прав человека. Это правда? Убежден, произвольное внесение изменений в Конституцию, тем более по такому фундаментальному вопросу, уже невозможно. Конституционная реформа была осуществлена не для того, чтобы вносить произвольные изменения в Основной закон. Положение об однократном президентском сроке в Конституции неизменно. Эта норма является такой же незыблемой, как и нормы о независимости, унитарности, территориальной целостности и форме правления нашего государства. Раз мы коснулись этой темы, воспользуюсь случаем и раскрою некоторые подробности.

Идею однократного семилетнего срока я высказывал в закрытых дискуссиях еще 15 лет назад. Тогда это предложение не поддержали. После избрания Президентом взвешивал все «за» и «против», много размышлял, как можно воплотить эту идею на практике. В 2022 году было реализовано несколько важных конституционных изменений, направленных на ликвидацию суперпрезидентских полномочий. И тогда же мною была предложена идея однократного семилетнего срока. Эта инициатива получила всенародную поддержку. Этим все сказано.

В Послании 2023 года Вы провозгласили новый экономический курс Справедливого Казахстана и поставили цель удвоить объем национальной экономики к 2029 году, доведя его до 450 миллиардов долларов. Насколько реалистично при такой динамике достичь поставленной цели? Это самый значительный номинальный рост в Центральной Азии. Положительная динамика отмечается и по ВВП на душу населения, прогнозный показатель на 2023 год составил почти 13 тысяч долларов, годовой рост оценивается в 1,6 тысячи долларов. По прогнозу МВФ, к 2028 году данный показатель вырастет на треть — до 16,8 тысячи долларов. Правда, должен отметить, что для меня макроэкономические показатели не являются первостепенными по своему значению, все же главное — это реальное благополучие граждан. Благоприятные прогнозы станут реальностью при условии использования Правительством новых подходов к управлению экономикой.

Я вижу два основных направления. Первое — это решение ряда точечных задач, способных стимулировать страновое развитие. К ним относится реализация крупных промышленных проектов. В сентябрьском Послании Правительству поручено определить перечень возможных крупных проектов и подготовить План инфраструктурного развития. Эти проекты прорабатываются, проводятся консультации с крупным бизнесом, институциональными инвесторами и экспертным сообществом. Нужно также решить важную задачу привлечения инвестиций, в том числе путем приватизации и возврата активов. Масштабные инвестиции способны «разогнать» экономику и сформировать новые точки роста.

Поэтому моим Указом недавно создан Инвестиционный штаб, наделенный широкими полномочиями для улучшения инвестиционного климата и качественной реализации инвестиционных проектов. Второе направление включает в себя меры по реализации системных реформ, которые закрепят новые «правила игры» для всей экономики. Правительством по моему поручению разрабатывается новый Налоговый кодекс, призванный перезапустить взаимоотношения государства и бизнеса. Совершенствуя налоговую систему, очень важно отойти от исключительно фискального подхода. Нужен баланс между созданием комфортных условий для инвесторов и поддержанием необходимого уровня доходной части бюджета. Большое значение имеет новый Бюджетный кодекс. Мы должны кардинально поменять отношение к бюджетным деньгам, поставив во главу угла рациональность, бережливость, актуальность их использования.

Здесь серьезную роль призваны сыграть новые законы о государственных закупках и государственно-частном партнерстве. Эти документы позволят обеспечить прозрачность госзакупок и создать финансовую основу для развития экономики. Особое внимание следует уделить повышению эффективности квазигосударственного сектора. Меры по его модернизации уже определены, сейчас идет их практическая реализация. Отвечая на Ваш вопрос, хочу также отметить, что экономическая конъюнктура в мире, безусловно, влияет на нашу страну. Но любые сложности всегда открывают и новые возможности. Правительство должно иметь детально просчитанный план действий с учетом всех возможных вариантов развития событий.

Важно, чтобы все меры по стимулированию экономического роста сопровождались структурными реформами, направленными на развитие предпринимательства и конкуренции, защиту частной собственности, обеспечение справедливости правосудия. При таком подходе мы добьемся всех поставленных целей, в том числе и по удвоению объема национальной экономики в намеченные сроки. В этой связи хотелось бы спросить, какие меры принимаются для решения данной проблемы? Одним из моих первых решений на посту Президента был Указ 2019 года о сокращении долговой нагрузки граждан, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. Тогда в качестве разовой акции были списаны беззалоговые кредиты 500 тысяч человек. Затем, в 2023 году, вступил в силу закон о банкротстве физических лиц. Это были важные шаги, снизившие остроту вопроса.

В своем прошлогоднем Послании я поручил Правительству принять новые системные меры для кардинального исправления ситуации, которая в основном связана с низкой финансовой грамотностью граждан. С другой стороны, очевидно, что нужно ужесточать регулирование потребительского кредитования и деятельности коллекторских компаний. Кое-что в этом направлении уже сделано. К примеру, за последние годы в пять раз увеличены требования к банкам и микрофинансовым организациям по объему капитала потребительского кредитования. Введен запрет на получение новых займов при наличии просрочки по кредитам, а также запрет на начисление вознаграждения по всем кредитам после 90 дней просрочки. На постоянной основе проводятся проверки коллекторских агентств. Для защиты прав заемщиков разработаны поправки в законодательство о кредитовании, которые еще больше ужесточат требования к микрофинансовым организациям, коллекторским агентствам и банкам.

Предлагается ограничить продажу кредитов коллекторам. Процедура урегулирования приобретенной задолженности станет обязанностью коллекторских компаний. Расширяются полномочия и банковского омбудсмена. Документ уже рассматривает Мажилис Парламента. Готов поддержать эти инициативы. Способно ли нынешнее Правительство, занятое множеством оперативных вопросов, решать задачи стратегические? Как Вы оцениваете эффективность работы Правительства в целом?

И Казахстан здесь не исключение. Главный вопрос — оптимальное распределение ресурсов и эффективное планирование. Нынешний состав Правительства сформирован только весной прошлого года. Конституционная реформа и парламентские выборы «обнулили» мандат Парламента и Правительства. Согласно Конституции, Правительство сложило полномочия перед вновь избранным составом Мажилиса. Кандидатуру нового главы кабинета министров представила партия Amanat, занявшая большинство мест в Мажилисе. Не буду скрывать, партия сделала это, проведя консультации с Президентом.

Экономический блок ее предвыборной платформы был сформирован на основе программы действующего Правительства. Полномочия Правительства значительно расширены. После сентябрьской реорганизации Администрация Президента сосредоточилась на стратегических направлениях социально-экономического развития страны и больше не занимается детальной опекой Правительства, отдельных министерств и ведомств. Теперь Администрация выступает как политический штаб, не вмешивающийся в работу исполнительной власти в режиме «ручного управления». Дублировавшиеся ранее функции переданы Правительству. Прерогатива принятия отраслевых решений также перешла на уровень Правительства и профильных органов. Повысилась бюджетная самостоятельность регионов.

Одним словом, инструментов у Правительства хватает. С его стороны требуется продуманная стратегия действий и, конечно, воля для успешного решения поставленных задач. Правительство просило предоставить ему самостоятельность и дополнительные полномочия — оно их получило.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий