Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство.
Тема 4.Брак и семья в Древнем Риме.
Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas отцовская власть. Решающим в такой семье было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias отцу семейства. Все они именуются sui — «свои», тогда как отец семейства — sui juris — «сам себе господин», «полноправный»; 2 на первый план выдвигалась не когнатическая связь между paterfamilias и его подвластными, а агнатическая. Родство определяется по линиям — прямым parentes — родители и liberi — дети и боковым, а также по степеням, определяемым числом рождений, связывающих родственников. Братья и сестры могут быть полнородными germani и неполнородными: consanguinei и uterini единоутробными. Римляне различали и свойства.
Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью. Когнатическое родство С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производителей в общество потребителей власть домовладыки стала принимать более определенные границы; родство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это: родственники по прямой или боковой линии дед, отец, сын; братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др. Свойство affinitas — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы.
Боковое родство может быть полнородным при общности отца и матери и неполнородным: единокровным при общем отце и единоутробным при общей матери От родства отличается свойство, представляющее собой отношение одного из супругов к родственникам другого. Следовательно, родственники супругов между собой в свойстве не сострят. Степень свойства соответствует степени родства между супругом и тем из его родственников, применительно к которому определяется степень свойства, связывающего его с другим супругом. Так, сестра жены состоит во второй степени свойства с ее мужем.
Отношения свойства прекращаются расторжением брака. Patria potestas приобреталась рождением детей в римском браке. Законными считались дети, зачатые в браке, каковыми были родившиеся не ранее 182 дней после свадьбы и не позже 300 дней после смерти мужа. Над внебрачными детьми власть отца могла быть установлена путем узаконения legitimatio , которое возникло в период империи и применялось вначале только в отношении детей, рожденных в конкубинате. Со временем сложились три способа узаконения: 1 представлением внебрачного сына в местные декурионы с наделением его имущественным цензом; 2 последующим браком родителей; 3 изданием императорского рескрипта. Над чужими детьми patria potestas устанавливалась усыновлением. Существовали две его формы: arrogatio -- при усыновлении persona sui juris и adoptio -- при усыновлении persona alieni juris. В соответствии с сентенцией «усыновление подражает природе» между усыновителем и усыновляемым необходима не менее чем восемнадцатилетняя разница в возрасте. Не могли усыновлять женщины, как и не могли быть усыновляемы они же и несовершеннолетние. Только римский гражданин, вступив в римский брак мог основать римскую семью.
В древнейший период семью характеризовал ряд особенностей: 1 моногамической семьи. В состав семьи включались: 1 жена и дети; 2 жены сыновей подчиненные не власти мужей, а власти домовладыки. Единственным полноправным членом семьи являлся ее глава —домовладыка. Власть главы семьи была безграничной и одинаковой по отношению ко всем входившим в ее состав членам. Она прекращается только со смертью или по воледомовладыки. Власть домовладыки над женой и детьми мало отличалась от его прав на раба. Право собственности переходило к наследнику домовладыки. После смерти домовладыки внуки переходили каждый под власть своего отца, жены сыновей оказывались под властью своих мужей, над вдовой домовладыки, устанавливалась опека сыновей. В древнейшее время существовало первоначальное родство, так называемое агнатское родство.
Женщина не принимала имени жившего с ней мужчины. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой. Наихудший вид брака - это брак замужней женщины с не женатым мужчиной, при котором основное наказание ответственность за связь с мужчиной, несла женщина. Был еще один вид брачных отношений это брак между рабами - контурберниум. Брак характеризуется: 1. Взаимностью: в него вступают два партнера, причем безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака; 2. Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров. Не может рассматриваться в качестве такового "брак" между людьми одного пола, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин. Согласием партнера; 4. Наличием половой связи между партнерами в браке. Тот брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются, не может считаться действительным; 5. Стремлением партеров заключить именно брачный союз; 6. Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйству, живут вместе и т. Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза , переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным. Условия вступления в брак. Взаимность желания жениха и невесты, желательно при согласии домовладыки. Если согласия не было, то такое разрешение можно было получить через магистрат. Достижение брачного возраста 14 лет для мужчины, 12 - для женщины. Не допускался брак: для лиц, уже состоящих в нерасторгнутом браке; между лицами разных религий; между сенаторами и вольноотпущенниками; сенаторами и актрисами; между отчимом и падчерицей; между свекром и бывшей невесткой; между дядей и племянницей; между тетей и племянником; не мог взять в жены вдову младший брат умершего. Обязательное условие - отсутствие родства по прямой линии до шестой степени родства. Брак между родственниками являлся уголовным преступлением инцест. Порядок заключения и прекращения брака Заключение брака в римском праве Совершению брака обыкновенно предшествовало обручение sponsalia. В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их patresfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. Обручение совершалось в форме двух стипуляций п. Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus. Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias. Способы установления manus. Древнейшие римское право знало три способа установления manus, неразрывная в то время с браком: а confarreatio б coёmptio в usus. Название обряда произошло от panis farreus, особого хлеба, который во время брачной церемонии вкушали брачующихся. А затем приносили в жертву Юпитеру. Церемония совершалась certis verbis в присутствии жрецов- pontifex maximus и flamen Dialis и 10 свидетелей, представлявших, быть может. Древнейшие 10 курий данной трибы. Только человек. Рождённый от брака. Заключенного рег confarreationem, и состоящий в таком браке. Мог занимать должности rex sacrorum и flamen Dialis. Эта « воображаемая» покупка жены мужем была. Пережитком подлинной купли. Правда, слова, которые при этом произносятся, отличны от слов. Произносимых при покупке в собственном смысле, однако, в остальном это по форме купля. По описанию, которое даёт этой форме заключения брака Гай, а также по отдельным замечаниям Цицерона и других писателей, coёmptio представляет так: В присутствии пяти свидетелей и весовщика. Libripens, которые участвовали во всякой mancipatio п. Затем жених произносил слова, установленные для совершения всякой купли путём mancipatio и передавал paterfamilias невесты, в виде покупной цены, слиток металла, якобы взвешенный весовщиком. Из этих трёх форм заключения брака раньше других отпал usus. Если usus ещё существовал во времена Цицерона, то Гай уже говорит о нём как о форме, отчасти отмененной законом, отчасти просто забытой. По- видимому , в начале I в. По крайней мере Гай, а также Тацит сообщают, что в 23г. Однако, с таким ограниченным кругом действия confarreatio продолжала существовать до падения язычества. Coёmpptio, видимо, существовала ещё во времена Гая 1. Менее достоверно, чтобы её считали действующим институтом юристы III века, несмотря на упоминания о ней Папиниана и Павла Жирар. Параллельно с отмиранием или ослаблением роли старых форм заключения брака шел процесс утверждения неформального совершения брака путём простого соглашении брачующихся consensus facit nuptias- брак совершается соглашением D. Необходимо следовать deduction feminae in domum mariti. Поэтому и указывал: vir absens nubere potest, femina absens nubere non potest Sent. Обстоятельства, прекращающие брак Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции. Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таким образом, кроме смерти одного из супругов, брак прекращался: 1 Capitis deminutio maxima одного из супругов, то есть обращением его в рабство, ибо у рабов не было ius conubii. При этом, если взятый в плен и обращенный в рабство супруг возвращался затем в Рим, то в силу postliminium п. Брак же sine manu, как некоторая только фактическая, но не юридическая связь, считался прекращенным, ибо postliminium применялся к res iuris; однако брак считался продолжавшимся все время, если оба супруга были вместе в плену. Брак sine manu мог быть прекращен волеизъявлением одного из тех лиц, согласие которых требовалось для совершения брака п. Свобода развода была, как уже сказано, одним из основных начал римского брачного права. И, несмотря на множеств и разводов в конце периода республики и в период империи, несмотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о брке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничина, если не считать невыгодных имущественных последствий развода для супруга, по инициативе или по вине которого брак прекращен разводом. Вступление во второй брак после прекращения первого не встречало ни в период республики, ни в период принципата никаких ограничений. Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов divortium , так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни repudium. Свобода развода была одним из начал римского брачного права. И, не смотря на множество разводов в конце периода республики и в период империи, не смотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать ряда имущественных последствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом. Личные и имущественные отношения супругов. Свободному браку соответствовала свобода правового режима имущества супругов, основанного на его разделении. Брак не создавал общности имущества супругов, напротив, их имущество было обособлено и составляло две отдельные независимые массы. Все имущество жены, как приобретенное до брака, так и во время его, являлось ее собственностью если она - persona sui juris. Принцип целостности имущественных масс супругов сохранялся и после их смерти: они не наследовали друг другу. Только нуждающаяся вдова получала определенную часть имущества умершего супруга, интерпретируемую как алименты. Впоследствии претор предоставил супругам право наследовать друг другу, но при условии абсолютного отсутствия наследников. Дарения супругов друг другу признавались ничтожными, что имело целью гарантировать независимость их имущественных прав. Однако материальное обеспечение жены, детей, расходы на ведение домашнего хозяйства и т. Супруги могли вступать друг с другом в любые юридические отношения имущественного характера: заключать договоры и т. Соответственно могли возникнуть и иски друг к другу. При этом, в силу необычности потенциальных субъектов правоотношений, были обозначены некоторые изъятия из общих правил. Так, супруги несли ответственность друг перед другом за небрежность не по абстрактному мерилу когда не проявлена мера заботливости, присущая самому заботливому хозяину , а по конкретному когда не соблюдена мера заботливости, которая проявляется в собственных делах : Кроме того, между ними исключались иски о бесчестии infamia. При взыскании с имущества супруга в пользу другого супруга придерживались определенного предела, чтобы не доводить должника до бедственного положения. Изложенная схема имущественных отношений между супругами сформировалась не вдруг и, кроме того, она не была неизменной. Взаимодействие позитивного права и социальной практики имело своим следствием столкновение интересов, неопосредованных правом, практика социального развития не всегда вмещалась в рамки права. В этот период утвердилось представление о римской семье как основанной на общности имущества супругов. Из речи Катона Старшего; произнесенной в 169 г. Катон говорил о женщине, удерживавшей большое состояние, которое она дала в долг мужу, а затем, рассердившись, приказала своему рабу ходить по пятам за ее мужем и требовать возвращения долга. Катон сокрушался по поводу того, что поведение женщины подрывало модель римского брака, основанного на общности имущества. С другой стороны, из Дигест явствует, что относительно приобретений жены действовала презумпция в пользу мужа, т. Практика выработала и другую презумпцию: предполагалось, что вещи, находящиеся во владении одного из супругов, составляют собственность мужа. Своеобразными гарантиями имущественных интересов супругов являлись dos -особое приданое со стороны невесты и donatio ante nuptias - предбрачный дар со стороны жениха. Dos представляет собой имущество, выделенное невестой, ее paterfamilias либо третьим лицом с целью облегчения мужу бремени семейных расходов. В эпоху брака cum manu, а также до широкого распространения брака sine manu, оно составляло собственность мужа и не подлежало возврату ни при каких обстоятельствах. По-видимому, было немало случаев, когда недобросовестные мужья получив dos, разводились с женами. Поэтому было выработано правило, в соответствии с которым муж обязывался вернуть приданое в случае его смерти или при расторжении брака. В результате различных модификаций правового режима приданого законом Августа 18 г. Муж становится собственником приданого лишь в том случае, если развод произошел по инициативе или по вине жены, а также в случае ее смерти. Однако после смерти жены приданое возвращается ее отцу, если оно было установлено им. Предбрачный дар жениха или его paterfamilias был эквивалентен приданому и в соответствии со своим названием преподносился в связи с запретом дарственных актов между супругами невесте до вступления в брак. Практически, это были ценности, предназначенные жене в том случае, если развод произойдет по вине мужа. При Юстиниане дарение могло быть совершено и после вступления в брак, но независимо от этого обусловленное дарением имущество становилось собственностью жены лишь тогда, когда развод был вызван инициативой мужа или его виной.
Похожие презентации
- Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство
- Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство.
- Социология
- Правовое положение детей
- Список источников и литературы
- Агнатическое родство
Тема 4.Брак и семья в Древнем Риме.
Разберитесь с понятиями агнатического и когнатического родства, их роли в структуре римской семьи. Римское право признавало два вида родства – агнатическое и когнатическое. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО: Шпаргалка по римскому праву Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. В итоге семья в древнем Риме из агнатической стала когнатической и состояла из мужа и жены, их детей и ближайших родственников, живущих вместе.
Вопрос 29. Семья. Агнатское и когнатское родство
Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной 13. Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками (agnati). В итоге семья в древнем Риме из агнатической стала когнатической и состояла из мужа и жены, их детей и ближайших родственников, живущих вместе.
Общее·количество·просмотров·страницы
- Агнатское и когнатское родство
- Популярные категории
- Римская семья. Агнаты и когнаты
- Поиск по сайту
- 21.Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство.
- Популярные категории
Римское право
Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство. Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла агнатическое родство и, давно прекратившаяся, но не забытая, служила (по концепции римлян) фундаментом gens. Введение 3 Понятие семьи по римскому праву 4 Агнасткое родство 7 Когнатское родство 10 Задача 12 Заключение 15 Список литературы 16. Римское право признавало два вида родства – агнатическое и когнатическое.
Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство.
Его власть была абсолютной и юридически распространялась как на жену и детей, так и на вещи, имущество, включая рабов. С течением времени правовые представления о власти домовладыки расширялись и углублялись, и в содержании этой власти стали выделять власть над: 1 вещами и рабами dominica potestas; 2 над женой manus mariti ; над детьми patria potestas ; над другими лицами, не состоявшими в родстве с pater familias, но проживавшими под его кровлей, например, женами сыновей, их детьми от другого брака и др. По общему правилу, власть главы агнатической семьи pater familias прекращалась только с его смертью или по его воле. Одной из важных особенностей римского семейного права, особенно на древнем этапе его развития, было подразделение всех членов семьи на так называемых агнатов и когнатов. Различие между ними заключалось в наличии или отсутствии кровного родства между pater familias и тем или иным лицом, входящим в состав его семьи. В древнейшие времена кровные узы между жителями Рима еще не имели того правового значения, которое им стало придаваться впоследствии.
Гораздо более важным в тот период являлся иной фактор - совместное проживание и совместный труд, необходимый для обеспечения потребности в питании, в крыше над головой, в отражении нападений со стороны чужаков и т. Лица, проживающие в такой общности имущества, жилого помещения и повседневных трудов, назывались агнаты, а связь, существовавшая и признававшаяся между такими лицами, стала называться агнатической связью. Агнатическая семья существовала в Риме достаточно долго - до тех пор, пока римская семья представляла собой сообщество производителей, при этом близость агнатического родства воспринималась как близость связей, которое personae alieni iuris, то есть лицо, не обладавшее полной гражданской дееспособностью, имело с представителями старшего поколения, с главой семьи. Именно такая личная и имущественная общность стала называться familia, а возглавлявшее ее лицо - pater familias. При этом положение агнатов в рамках одной семьи не было абсолютно одинаковым, они подразделялись в зависимости от близости к главе семьи, главе консорциума.
Ближайшую к нему группу составляли те агнаты, которые действительно находились и трудились как правило, относительно длительное время в одном консорциуме, непосредственно подчиняясь его главе. Такие лица стали называться personae siu iuris дословно - лица своего права или просто siu - «свои», «близкие». К остальным агнатам относились те, кто когда-то был или мог стать членом данного консорциума, возглавляемого pater familias. Приведенная градация имела правовое значение, в первую очередь, при решении вопросов наследственного права или при назначении попечителей и опекунов [1, с. С течение времени, однако, агнатическая связь стала признаваться все менее значимой, и приоритет в римском семейном праве был отдан связи когнатической - то есть кровно-родственной, означавшей непосредственное или косвенное происхождение от одного и того же предка.
Степень кровно-родственной связи определялась по совсем иным критериям, чем агнатическая связь. В этой сфере римляне вновь были первыми, кто разработал учение о линиях и степенях родства, широко применяющееся и в настоящее время [4, с. Родство подразделялось, во-первых, на две линии - по отцовской и по материнской линии; далее различались лица, происходящие в непрерывной последовательности одно от другого дед-отец-внук-правнук , и лица, происходящие от общего предка, но не одно от другого братья и сестры, дяди и тети, племянники и племянницы и т. Первая группа родственников называлась родственниками по прямой, а вторая - по боковой линии родства. При этом родственники по прямой линии родства могли быть восходящими от сына к отцу и деду и, напротив, нисходящими от отца к сыну и внуку.
Кроме того, различались родственники полнородные germani и неполнородные, которые, в свою очередь, подразделялись на единокровных, то есть рожденных разными женщинами от одного отца consanguinei , и единоутробных, то есть рожденных одной матерью от разных отцов uterine.
Наличием половой связи между партнерами в браке. Тот брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются, не может считаться действительным; 5. Стремлением партеров заключить именно брачный союз; 6.
Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйству, живут вместе и т. Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным. Условия вступления в брак. Взаимность желания жениха и невесты, желательно при согласии домовладыки.
Если согласия не было, то такое разрешение можно было получить через магистрат. Достижение брачного возраста 14 лет для мужчины, 12 - для женщины. Не допускался брак: для лиц, уже состоящих в нерасторгнутом браке; между лицами разных религий; между сенаторами и вольноотпущенниками; сенаторами и актрисами; между отчимом и падчерицей; между свекром и бывшей невесткой; между дядей и племянницей; между тетей и племянником; не мог взять в жены вдову младший брат умершего. Обязательное условие - отсутствие родства по прямой линии до шестой степени родства.
Брак между родственниками являлся уголовным преступлением инцест. Порядок заключения и прекращения брака Заключение брака в римском праве Совершению брака обыкновенно предшествовало обручение sponsalia. В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их patresfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих.
Обручение совершалось в форме двух стипуляций п. Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus. Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей.
С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias. Способы установления manus. Древнейшие римское право знало три способа установления manus, неразрывная в то время с браком: а confarreatio б coёmptio в usus.
Название обряда произошло от panis farreus, особого хлеба, который во время брачной церемонии вкушали брачующихся. А затем приносили в жертву Юпитеру. Церемония совершалась certis verbis в присутствии жрецов- pontifex maximus и flamen Dialis и 10 свидетелей, представлявших, быть может. Древнейшие 10 курий данной трибы.
Только человек. Рождённый от брака. Заключенного рег confarreationem, и состоящий в таком браке. Мог занимать должности rex sacrorum и flamen Dialis.
Эта «воображаемая» покупка жены мужем была. Пережитком подлинной купли. Правда, слова, которые при этом произносятся, отличны от слов. Произносимых при покупке в собственном смысле, однако, в остальном это по форме купля.
По описанию, которое даёт этой форме заключения брака Гай, а также по отдельным замечаниям Цицерона и других писателей, coёmptio представляет так: В присутствии пяти свидетелей и весовщика. Libripens, которые участвовали во всякой mancipatio п. Затем жених произносил слова, установленные для совершения всякой купли путём mancipatio и передавал paterfamilias невесты, в виде покупной цены, слиток металла, якобы взвешенный весовщиком. Из этих трёх форм заключения брака раньше других отпал usus.
Если usus ещё существовал во времена Цицерона, то Гай уже говорит о нём как о форме, отчасти отмененной законом, отчасти просто забытой. По- видимому, в начале I в. По крайней мере Гай, а также Тацит сообщают, что в 23г. Однако, с таким ограниченным кругом действия confarreatio продолжала существовать до падения язычества.
Coёmpptio, видимо, существовала ещё во времена Гая 1. Менее достоверно, чтобы её считали действующим институтом юристы III века, несмотря на упоминания о ней Папиниана и Павла Жирар. Параллельно с отмиранием или ослаблением роли старых форм заключения брака шел процесс утверждения неформального совершения брака путём простого соглашении брачующихся consensus facit nuptias- брак совершается соглашением D. Необходимо следовать deduction feminae in domum mariti.
Поэтому и указывал: vir absens nubere potest, femina absens nubere non potest Sent. Обстоятельства, прекращающие брак Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования.
К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции. Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таким образом, кроме смерти одного из супругов, брак прекращался: 1 Capitis deminutio maxima одного из супругов, то есть обращением его в рабство, ибо у рабов не было ius conubii.
Римляне различали и свойства.
Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. Когнатическое родство — кровное родство.
С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место. Термином familia семья обозначалась совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные имущество. Власть paterfamilias над женой и детьми по существу мало отличалась от его прав на раба.
Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния.
Римский юрист Ульпиан писал: "Брак является законным, если между теми, кто его заключил, существует право на законный брак, если и мужчина, и женщина достигли брачного возраста, если получено их согласие как лиц "своего права" или же если они являются подвластными лицами, то и согласие их родителей" Ульпиан, Ер. В разные исторические периоды законами вводились различные ограничения для заключения некоторыми лицами законного брака. Так, до Закона Канулея 445 г. До Закона Августа 18 г. Препятствием к заключению брака являлось родство по прямой линии без ограничений и по боковой с различными ограничениями в зависимости от изменявшегося законодательства.
Запрещались браки между сенаторами и либертинами, сенаторами и актрисами; между опекуном и подопечной; между проконсулом провинции и жительницей этой провинции; Браки, заключенные в нарушение установленных запретов, подлежали аннулированию. Никаких правовых последствий такие браки не влекли. В постклассическом праве термин ius conubii теряет свое значение и перестает употребляться. Брачный возраст был установлен с 12 лет - для женщин, с 14 лет - для мужчин. Согласие на брак в древнейшее время требовалось от домовладыки и жениха в том случае, если он являлся persona sui iuris. Позже стало требоваться согласие подвластных жениха и невесты, их домовладык, а со стороны жениха дополнительно согласие того лица, под отеческой властью которого он мог оказаться в случае смерти paterfamilias.
Позже в ряде случаев детям было предоставлено право вступать в брак и без согласия paterfamilias. Заключению брака предшествовала помолвка, которая, по определению Флорентина, "есть предложение и обещание будущего брака" D. Совершалась она посредством двух стипуляций. Как писал Ульпиан: "Помолвка sponsalia так называется от слова обещать spondere ; поскольку у древних был обычай стипулировать и через торжественное обещание приобретать себе жен" D. Заключалась она между paterfamilias невесты и женихом или его paterfamilias. В случае нарушения соглашения виновный мог быть подвергнут наказанию за нанесенный ущерб.
В постклассический период при помолвке была введена практика внесения залога или свадебного задатка. По Юстинианову праву расторжение помолвки без достаточного основания влекло за собой для виновного имущественную ответственность в виде потери данного задатка или обязанности возврата задатка в двойном размере. Древнейшим браком, характерным для патриархального строя, был cum manu. Жена в этом браке подпадала полностью под власть мужа или его домовладыки, если муж был подвластным лицом. Это распространялось как на ее личность, так и на ее имущество. Юридически она становится дочерью.
Она перестает быть агнаткой своей прежней семьи и становится агнаткой мужа и его семьи.