Новости громница славянский праздник

Новости Оренбурга» Полезно знать» Громница Сретение — 15 февраля История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2023. В данной статье мы разберём традиции февраля и праздник зимней Громницы. Новости Оренбурга» Полезно знать» Громница Сретение — 15 февраля История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2023. Громница — архаичный славянский праздник, входящий в Кологод, праздник, который связан с Огнём, Светом и Грозой.

Громница. Сретение. Встреча зимы с весной

Она могущественна по-особому — ее сила в том, чтобы пробуждать спящие растения, животных, пространство, время, людей — весь Мир. Там, где присутствует Богиня славян Леля, начинают расцветать деревья, весенние цветы и травы, петь вешние птицы и влюблённо улыбаться люди. Зима ещё не отступает, но уже чувствуется, что конец её близок. Иногда говорят, что на Громницу зима борется с весной: от того, кто победит, зависит, скоро ли придёт лето и тёплым ли оно будет. Праздник Громница называется так потому, что 2 февраля можно впервые услышать гром и увидеть сверкание молний. По поверьям, это Перун, Бог-Громовник, направляет свои молнии, чтобы помочь весне. Мы считаем, что верно в этот праздник мужчинам и юношам обращаться к Перуну, женщинам и девушкам — к Диве Додоле.

В славянских мифах её упоминают как верную спутницу Бога Грозы.

В разных местностях были свои правила её изготовления. Где-то делал Громничную свечу мужчина, глава семьи. Свеча эта была большой — в десять вершков высотой, выходит, около полуметра. Такую свечу изготавливали одну и зажигали весь год в особо важные моменты.

В иных местах Громничные свечи делали женщины: сплетали три тонких свечи в косу, символизирующую связь миров Прави, Яви и Нави. В этом случае громничных свечей могло быть несколько — зажигали одну из них, остальные хранили в красном углу, подле образов Богов. Громница, праздник славян, когда проводят обряды с особой свечой На Громницу, славянский праздник, обрядовую свечу зажигали от общего огня на капище да несли этот огонек в жилище. Глава семьи обходил со свечой весь дом, освещал Небесным огнем громничной свечи домашний скот на дворе. Свечу непременно проносили над головами домочадцев, иногда даже подпаливали прядь волос, чтобы защититься от зла, болезней, невзгод.

Об обрядах с Громничной свечой подробнее прочтете в статье по этой ссылке. Статья «Громничная свеча: ритуал три свечи 2 февраля» Громница, славянский праздник — что сохранили мы ныне? Громница — нынче праздник почти забытый, особенно в городах. Сейчас, когда живем мы в дали от земли, когда не выращиваем сами урожай, меньше внимания стали люди обращать на погоду. Однако, и в городах есть те, кто замечает в начале февраля перемены в воздухе, обращает внимание на первую капель, сам того не ведая, вспоминает о славянском празднике Громницы!

Станем же крепко. Если моя голова ляжет, промышляйте о себе». Дружинники ему отвечали: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои головы сложим». В отличие от своих предшественников, сохранявших скандинавские традиции, Святослав был первым славянским русским князем. Поэтому и приносятся требы и славления Велесу, как покровителю земледелия и скотоводства. Также в этот день величали и Алатырь, а Велеса просили пододвинуть его на время и дать душам своих предков пройти в Навь и обрести там свой покой. Чиры Велеса в этот славянский летний праздник наносились на его кумиры, а также личные и домашние амулеты-обереги. Также в этот день приносятся требы в Священном Огне.

В такую дату все мужчины освящали свое оружие, чтобы оно служило верой и правдой хозяину, было острым, а также вызывали дождь после длительной засухи для спасения полей и урожай. Перуну приносились жертвы и просто щедрые требы к алтарю с кумиром и символом: выпечка, хлеб, квас. Надетая с благословлением Бога секира Перуна или другой славянский талисман охраняли владельца на чужбине и в трудных ситуациях. Это она дарит людям плодородную влагу во время грозы, тогда как Перун посылает на землю молнии. Хотя и саму Додолу иногда называют Богиней-Молнией, но всё же просят её не о суровом буйстве стихии, а о дождях, очищающих землю и наполняющих её живительной влагой. Чурами отмечали границы своих владений — на межах. Таким Чурам приносят требы в виде растительной пищи, молока, блинов и прочих продуктов. Языческие и славянские праздники в августе 1 августа Медовый Спас Накануне праздника в каждом доме хозяйки собирали букет из растений — «маковейный цветок», каждая зелень в букете имеет значение оберега.

Второе название этого праздника — Медовый Спас, в этот день пасечники по традиции приступали к сбору мёда. Считалось, что с этого дня пчёлы больше не собирают мёд, и соты в ульях наполняются до краёв. На столах в капище раскладывались собранные плоды, волхвы приносили Матери земле благодарность за плодородие и освещали фрукты и овощи. До этого дня необходимо было закончить все основные работы, связанные с уборкой урожая и перейти к севу озимых. А до того, как Мать-Земля уснёт, нужно было поблагодарить её за подаренный урожай. Жрецы в эти дни проводили ритуалы благодарения Земли. В Хлебный Спас пеклись хлеба из муки нового урожая. Тесто на караваи замешивали старшие женщины в роду, заговаривая одновременно всех домочадцев на здоровье 21 августа День Стрибога Это славянский праздник в честь Стрибога, повелителя ветра и управляющего смерчами и стихийными бедствиями Бога.

В этот день приносят требы для заверения своего уважения: лоскутки, зерно или хлеб и просят снисхождения — хорошего урожая в следующем году и целых крыш над головой. Стрибог является родным братом Перуна и держит в своем кулаке семьдесят семь ветров, живя на острове-Буяне. Именно поэтому предки верят — он может донести просьбу или желание Родным Богам и наказать обидчиков, где бы они не находились. Осенние славянские праздники и обряды Языческие и славянские праздники в сентябре 2 сентября День памяти князя Олега Князь Русский Олег сделал много для своего народа: заключил договор с Византией и наладил торговые пути с беспошлинным сбытом, объединил разрозненные славянские Роды в Единый — Киевскую Русь, дал достойное воспитание сыну Рюрика Игорю, и прибил свой щит как символ победы на ворота Царьграда. Вещий Олег погиб по вине своего коня, как и предсказывали это мудрые Жрецы. Как бы он не старался изменить ход судьбы, это было невозможно. После принесения треб Родным Богиням начинаются обрядовые игры и ритуальные похороны мух, символизирующих скорое оцепенение всех насекомых и впадение в спячку до весны. Кроме пира на весь дом, близкие люди обменивались подарками и оберегами со славянскими символами: Ладинцем, Рожаницей, Родом и Родимичем, а также торжественно вешали и ставили лики и кумиры Богов на Алтарь.

Также стоит вспомнить и чествование Огненного Волха — сына Индрика-зверя и Матери Земли, мужа Лели, любовь которых выдержала все преграды и обстоятельства, а мудрый, храбрый и чистый образ Волха четко отражен славянскими сказками в главном герое Финисте Ясном Соколе. Тем самым Род Русский мог выжить и заняться делом осенней и зимней порой. В этот день принято резать откормленных за лето кур, и первую из подворья отдать Сварогу в качестве треб. Осенние смотрины и свадьбы также начинались с этого дня, а братины собирали в избах девушек огромное количество молодых парней. В этот день также происходило закрытие Сварги и уход в нее до весны богини Живы. В это время ее благодарили за снятый урожай и достаток, а также за посланную вторую половинку и создание новой семьи, играли свадьбы с обрядовыми обручальными кольцами, а также дарили своим выросшим дочерям обережные украшения с Ладинцами как талисман для красоты и гармонизации женской судьбы. Люди славили главного Бога Рода и Рожаниц и приносили им щедрые требы в благодарность за покровительство и помощь. На некоторых территориальных областях славяне начинали праздновать Осеннее равноденствие с закрытия Сварги, Праздника Небесного Кузнеца или Богача и все это время вели щедрые пиры.

Языческие и славянские праздники в октябре 01 октября Покров Матери-Земли Земля покрывается на зиму. Макошь засыпает до Сретенья. С этого дня Матушка Земля покрывается листьями и ложится отдыхать на всю зиму, вплоть до весны. Отныне тревожить её нельзя, все полевые работы закончились. Женщины выносят хлеб на своё поле и жертвуют его Макоше. Это седьмица, то есть помин происходит 7 дней. Почитание родоначальников, праотцов. День поминок родных, Дедов — духов Предков, улетевших в Ирий.

В этот день готовят кутью, кашу, и приглашают к столу предков, дабы почтить их своей памятью. За обедом каждого блюда понемножку откладывают в отдельную тарелку и ставят к ней много ложек. Стол убирать нельзя — все кушанья остаются на ночь, рядом нужно поставить миску с водой и полотенце, чтобы души умерших могли помыть руки и вытереть их. Если нужна помощь, после обеда семья обращается к предкам. Обращается хозяин дома, а хозяйка ставит свечи на Покутье.

Называли его ещё «межень»— межа между зимой и весной. В древнерусских летописях февраль называли свадебным, зимние свадьбы совершались на Руси от дня Богоявления до Масленицы. Февраль лат. Februarius — «очистительный« , назван в честь древнегреческого бога подземного царства Фебрууса или Фебра и содержал в себе 28 дней.

В древнем Риме февраль был последним месяцем года, очистительным месяцем перед новым годом. В феврале римляне старались принести «великую искупительную жертву года», раскаяться в грехах и очиститься от всего плохого, что накоплено за старый год. В разных странах по-разному называют этот месяц: во Франции — «фебрис», в Италии — «фебрано», в Испании — «фебрера«, в Литве — «васарис», farvari и т. В современном мусульманском календаре второй месяц года носит имя «сафоар» жёлтый , субат — subat тур. Славянской языческой Громнице соответствует древний кельтский языческий очистительный праздник Имболк префикс «imb-» и «folc», «ливень» — праздник поворота зимы на весну, время очистительных обрядов омовений. Имболк, был рано поглощен днём святой Бригиты — богини плодородия. При римлянах Имболк отмечался в февральские календы — 1 февраля. Громница отмечается 2 февраля. Языческий праздник Громница Зимняя Перунья, Сретенье отмечается в первых числах февраля и знаменует время Великого Перелома, кончается владычество Зимы, праздник связан с культом Перуна-Громовника.

По народным поверьям, в этот день единственный раз за зиму гремит гром — Громовержец Перун начинает битву с силами Зимы и холода. Перуница, или Перкунья — первая помощница Перуна и его соратница, его дочь, сестра, или супруга. В «Риг-Веде» Перуницу называют — канья — kanyA — «дочь молнии» в рус. Перкунья, свер-канье , шум грома. С введением христианства большинство языческих праздников были слиты с христианскими, что и произошло с Громницей. Этот древний языческий праздник в христианской традиции называется Сретением Господним, и отмечается католиками 2 февраля , православными христианами — 15 февраля. Роль громовержца в христианстве стала принадлежать Илье -пророку, разъезжающего по небу на громыхающей колеснице. Языческий праздник Громница славит громовержца Перуна и Богиню Громовницу, происходит противостояние тьмы и холода со светом и теплом. У южных славян Богиню зовут Громовицей, на Украине — Паляницей.

Восточные славяне почитают жену Перуна Додолу, Перуницу. Существует также в русской традиции и имя Молоньица царица-молния , Царица-Молоньица, жена Царя-Огня упоминается в сказке «Кузьма Скоробогатый». Перуница — это женская ипостась Громовержца Перуна, сильная, воинственная богиня. Во многих народных песнях и древних сказках упоминаются образы женщин-богатырей — это Василиса Микулишна, Усоньша-богатырша, другое название воинственной богини — Дева-Поляница. В народных сказаниях божественные девы воевали наравне с мужчинами славянского племени и нередко одерживали победу над врагом силой, ворожбой или хитростью. Древнегреческий географ и историк Страбон 64 до н. На языке царских скифов и скифов-земледельцев «борисфенитов» имя Палак — означает «сильный воин».

Праздники Кологода. Громница, Сретение, Имболк - 2 февраля

Уже самый корень словопроизводства показывает, что в громничной свече заключается именно та скрытая благодающая сила, которая оберегает всякий дом, где хранится свеча, от грома и молний. Как и все другие, она сучится толсто и грубо, кое-как, и, раз заделанная, она ежегодно увеличивается прибавкою нового воска. Когда дойдёт она до одного пуда весом 48 , её сдают в церковь, откуда и берут на дом по мере необходимости и с соблюдением строгой очереди… Пришедшие домой спешат огнём громницы подпалить себе вдоль и поперёк волосы. Потушенная свеча разламывается на кусочки, которые раскладываются по клетям и в хлевах, чтобы спасти скотину от падежа и чумной заразы… Свечу берут на поля при начале сева и жнитва. Она охраняет межи, предотвращает заломы в хлебе, истребляет куколь 49 в нивах. Громницу же дают покойнику в минуту кончины и зажигают её, чтобы пламя спасло этого человека на пути загробных мытарств и во время хождения по мукам среди геенны огненной…» Глава семьи обязательно делал большую свечу до десяти ладоней в высоту , которая зажигалась от ритуального костра на капище 50 , а затем приносилась в дом.

Считалось, чем больше громовая свеча, тем больше счастья и достатка она принесёт в дом. Вместе с этой свечой обходят по кругу всё жильё, двор и хлев, ею же сотворяется обережный круг вокруг каждого члена семьи и домашнего скота. Затем свечу можно потушить и зажигать только по праздникам в течение года или во время грозы. Если капища нет, можно зажечь свечу на домашнем алтаре, но тогда её не нужно делать такой большой. Зажигайте перед кумирами Перуна или Додолы и просите их благословения.

Рисунок польского художника Михала Эльвиро Андриолли 1836—1893 г. Громничные свечи. Фото из Интернета. Созданную женщиной громничную свечу называют «косичка». Делается она из тонких свечек, которые сплетаются между собой.

Таких свечей можно сделать несколько, с запасом, и также заговорить их 51. Сверху такая свеча расходится на подобие трезубца, символизирующего единство трёх мiров Явь, Навь и Правь. Четвёртой свечой опоясывается основание, что символизирует камень Алатырь — основу и фундамент, на котором стоит Мiровое древо рис. Магическая сила таких свеч огонь от них считается священным, живым способна отвести молнию от дома достаточно того, что они просто хранятся в доме, но можно поставить на окно во время грозы и зажечь , сглаз, порчу и другие внешние воздействия. Используется такая свеча и для призыва дождя в засушливую погоду.

Помогает в исцелении сложных и тяжёлых болезней, а также в разрешении каких-то серьёзных проблем. Этой же свечой можно очищать дом от негативной энергии или, наоборот, наполнять его благостной энергией. Громничной свечой окуривали дом умершего, чтобы душа его упокоилась и легче перенесла переход из одного мира в другой. Ещё в период начала полевых работ такие свечи выносили в поле, веря, что это сбережёт посевы и сохранит урожай от разных бедствий. Что можно делать в наше время Как и в незапамятные времена, сегодня актуальны все описанные выше обряды, особенно связанные с громничными свечами.

Птицей неслыханной и невиданной являла она себя, и те, кто умел видеть, по её облику и песне понимали, в каком лике являет свою волю Богиня: птица Сирин или Алконост, вещая Гамаюн, вороны Морриган и Бадб, стриги Гекаты — великие проявления Матери-Земли как силы миропорядка. Птица как часть образа богини раскрывает своё предназначение в этом качестве: сейчас она — вестник. Её стихия — Воздух, и она, пролетая через открытые только для силы Воздуха врата между мирами, переносит на своих крыльях информацию — знание о других мирах.

Пыль иных дорог, принесённая стихией Воздуха, осядет в этом мире, неизбежно изменяя реальность. Через 6 месяцев стихия Воздуха отправится в иные миры, и уже пыль наших дорог будет силой ветров Матери перенесена туда, где суждено свершиться переменам. Так устанавливается равновесие по этому уровню — всякая информация должна учитываться.

Никакой мир не существует сам по себе — всё связано со всем. Сила стихии Воздуха первопроходцем идёт впереди остальных стихийных сил, как герольд перед королём, подготавливая пространство для прихода нужных перемен. Волхвы и друиды старого времени улавливали этот поток, воспринимали информацию, которую принёс ветер, а мудрость и многовековые магические знания помогали расшифровать её правильно, давая важное знание: каких перемен стоит ожидать, что должно случиться обязательно, к каким испытаниям необходимо подготовиться, чтобы пройти их достойно для каждого и с минимальными потерями для всех.

Люди земные, выступая участниками обряда Имболк, подносили Бригитт, матери Ветров, подношения — молоко, хлеб, зерно. Задабривали богиню, чтобы «упросила сыновей своих унести невзгоды и принести радости». В обрядовом действии людей этот праздник был связан с очищением, так их учили ведуны, жрецы богов-прародителей, волхвы и друиды — маги, которые поддерживали связь с хозяевами данной Земли.

Очищение для человека — это освобождение от ненужного; очищение для мага — это приведение своего сознания в синхроничность с общим дыханием Вселенной, активация закона равновесия в сознании. Люди, живущие своими маленькими горестями и печалями, радостями и надеждами, не беспокоятся, как правило, о судьбах мира. Их интересует преимущественно своё благополучие, благополучие своих детей и семьи.

Причинно-следственные связи «всего со всем» ощущаются ими на уровне рефлекса, но, как правило, не осознаются по уровню разума. Так было, так есть, и так будет.

Уже самый корень словопроизводства показывает, что в громничной свече заключается та скрытая благодеющая сила, которая оберегает всякий дом, где хранится свеча, от грома и молнии. Как и все другие, она сучится толсто и грубо, кое-как, и, раз заделанная, она ежегодно увеличивается прибавкою нового воска.

Когда дойдет она до одного пуда весом, ее сдают в церковь, откуда и берут на дом по мере надобности и с соблюдением строгой очереди. Находящуюся в церкви иногда, по большим праздникам, просят зажигать. Перед этой свечой служатся священниками акафисты и молебны с водосвятием, а перед принятием ее в дом, обычно вечером, обязательно целый день постятся. Освященной водой кропят все надворные постройки» цит.

Народные праздники на Святой Руси. Розеноеръ, 1899. Въ четырехъ частяхъ. Березина, 1880.

О том, может ли в действительности зимой в средней полосе России греметь гром, существуют разные мнения. В одной из так называемых «отречённых» запрещённых церковниками книг под названием «Громник» по рукописи, принадлежавшей графу А. Тихонравовым читаем: «Аще гром возгремит в водолеи 21. Аще ли трус будет, возстание бранем являет» цит.

Титов На правах рукописи. Београд: Државне штампариjе, 1877. Академик В. Ягич и исследователь апокрифов В.

Это становится очевидным даже после простого сличения текстов.

Comments disabled таня ит таня митрова 27-01-2018 23:03 link Re: Громница — славянский праздник первой встречи Зимы с Весной.

Сретение Господне и Громница: История и Традиции 15 февраля(2 февраля по старому стилю)

Завершаются праздники, которые длятся от дня зимнего солнцестояния. Название Праздник Водокрес (Крес* Воды) — буквально означает Огненная вода. это один из старинных славянских языческих праздников, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы, праздновался он славянами 1-2 февраля. Громница – один из старинных славянских языческих праздников, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы, праздновался 1-2 февраля. Славяне считали, что Громница служит границею между зимой и весной, отчего и второе название праздника Сретения в простонародье объясняют встречей зимы с. Во времена двоеверия обряды славянской Громницы слились с иудохристианским праздником Сретенье. Громница – один из старинных славянских праздников Колеса года, которому соответствует кельтский Имболк.

В Иркутске отметили славянский праздник Громницу

Сразу после праздника Имболк, как точки силы, в славянской традиции Громница дошёл до сегодняшнего дня как вытекающий из него праздник — Кудесы, день рождения домового. Славянскому Сретению/Громнице соответствует древнекельтский Имболк (от imb-volk — «ливень») — праздник поворота зимы на весну, время очистительных обрядов (омовений). Начало Зимоборья Обережный праздник Громница обычно отмечается славянами 1 или 2 февраля. Сретенье, Громницы — славянский народно-христианский праздник в честь Сретения Господа нашего Иисуса Христа, отмечаемый 2 (15) февраля. ГРОМНИЦА (Громницы, Сретенье, Зимнее Перунье) — отмечается 2 лютеня/февраля-месяца. Главная» Новости» Славянский праздник 2 февраля.

Громница. Ритуал три свечи

Громница – единственный день зимой, когда может приключиться гроза – можно услышать гром и увидеть молнии. Громница — Сретение — Славяне считали, что Громница служит границею между зимой и весной, отчего и второе название праздника Сретения в простонародье объясняют встречей зимы с весною: «на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето. Среди древних славянских праздников особенной важностью пользовалась Громница. встреча Зимы с Весной на Мироколице Яви, когда силы Юной Весны дают первый бой силам Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время когда гремит Перунов Гром и можно увидеть молнии. Славянский праздник Лельник: значение. Были, конечно, и особенные славянские праздники, занимавшие особое место в году, одним из них было Сретение или Громница, празднование которого проходило 15 февраля.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий