Новости биология егэ кодификатор

Кодификатор ЕГЭ биология 2024 – это специальный инструмент, созданный Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), который используется при проведении ЕГЭ по биологии. На сайте ФИПИ представлен кодификатор ЕГЭ по биологии, в котором перечислены требования к выпускнику и элементы, которые проверяют экзаменационные задания.

Разбор Демоверсии ЕГЭ по Биологии | ЕГЭ 2023

Узнайте, какие изменения произойдут в ЕГЭ по биологии (структура КИМ), какими будут даты экзамена в 2023 году и какой должна быть подготовка. , быстрое и бесплатное скачивание. Кодификатор по биологии является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ ЕГЭ, который включает в себя.

Кодификатор ЕГЭ 2024 по биологии

В экзамене по биологии исключили задание 20 по нумерации 2023 года. Утверждены демоверсии, спецификации и кодификаторы КИМ ЕГЭ 2024 года. Официальное демо ЕГЭ 2023 по биологии, как оно изменилось, спецификатор, кодификатор. Список тем к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии в одиннадцатом классе (кодификатор). Последние записи: Справишься с моим заданием? Авторская генетическая задача! Реши моё задание в комментариях. ⚡ Вышли ДЕМОВЕРСИЯ, кодификатор и спецификатор ЕГЭ 2024 по БИОЛОГИИ 2023 | NeoFamily | Биология | ЕГЭ 2024. В экзамене по биологии исключили задание 20 по нумерации 2023 года. Утверждены демоверсии, спецификации и кодификаторы КИМ ЕГЭ 2024 года.

Кодификатор егэ биология теория

Загрязнение биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, В. Вернадского о биосфере 1. Менделя, сцепленного наследования Т. Моргана, гомологических рядов в наследственной изменчивости, зародышевого сходства; биогенетического 1.

Менделя, экологической пирамиды 1. В первой части КИМ добавлено одно задание. Соответственно общее число заданий КИМ увеличилось с 28 до 29. Задания содержательного блока «Система и многообразие органического мира» первой части экзаменационной работы представлены единым вариативным модулем задания 9—12 , состоящим из комбинации двух тематических разделов: «Многообразие растений и грибов» два задания и «Многообразие животных» два задания. Задания содержательного блока «Организм человека и его здоровье» в первой части экзаменационной работы собраны в единый модуль, состоящий из 4 заданий задания 13—16.

Трансляция и её этапы. Участие транспортных РНК в биосинтезе белка. Условия биосинтеза белка. Кодирование аминокислот. Роль рибосом в биосинтезе белка.

Организация генома у прокариот и эукариот. Регуляция активности генов у прокариот. Гипотеза оперона Ф. Жакоб, Ж. Регуляция обменных процессов в клетке. Клеточный гомеостаз. Вирусы — неклеточные формы жизни и облигатные паразиты. Строение простых и сложных вирусов, ретровирусов, бактериофагов. Вирусные заболевания человека, животных, растений. Интерфаза и митоз.

Особенности процессов, протекающих в интерфазе. Подготовка клетки к делению. Пресинтетический постмитотический , синтетический и постсинтетический премитотический периоды интерфазы. Матричный синтез ДНК — репликация. Принципы репликации ДНК: комплементарность, полуконсервативный синтез, антипараллельность. Механизм репликации ДНК. Строение хромосом. Теломеры и теломераза. Хромосомный набор клетки — кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.

Гомологичные хромосомы. Половые хромосомы. Деление клетки — митоз. Стадии митоза и происходящие в них процессы. Типы митоза. Кариокинез и цитокинез. Биологическое значение митоза. Регуляция митотического цикла клетки. Программируемая клеточная гибель — апоптоз. Клеточное ядро, хромосомы, функциональная геномика.

Раздел 3 "Организм как биологическая система" Тема 3. Одноклеточные, колониальные, многоклеточные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных организмов. Бактерии, археи, одноклеточные грибы, одноклеточные водоросли, другие протисты. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природных сообществах и жизни человека. Болезнетворные бактерии и меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Колониальные организмы. Тема 3. Ткани, органы и системы органов многоклеточного организма.

Организм как единое целое. Ткани растений. Типы растительных тканей: образовательная, покровная, проводящая, основная, механическая. Особенности строения, функций и расположения тканей в органах растений. Ткани животных и человека. Типы животных тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Особенности строения, функций и расположения тканей в органах животных и человека. Виды бесполого размножения: почкование, споруляция, фрагментация, клонирование. Половое размножение. Половые клетки, или гаметы.

Стадии мейоза. Поведение хромосом в мейозе. Биологический смысл мейоза и полового процесса. Мейоз и его место в жизненном цикле организмов. Предзародышевое развитие. Гаметогенез у животных. Половые железы. Образование и развитие половых клеток. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток.

Оплодотворение и эмбриональное развитие животных. Способы оплодотворения: наружное, внутреннее. Индивидуальное развитие организмов онтогенез. Стадии эмбриогенеза животных на примере лягушки. Типы дробления. Особенности дробления млекопитающих. Зародышевые листки гаструляция. Закладка органов и тканей из зародышевых листков. Взаимное влияние частей развивающегося зародыша эмбриональная индукция. Закладка плана строения животного как результат иерархических взаимодействий генов.

Влияние на эмбриональное развитие различных факторов окружающей среды. Рост и развитие животных. Постэмбриональный период. Прямое и непрямое развитие. Развитие с метаморфозом у беспозвоночных и позвоночных животных. Биологическое значение прямого и непрямого развития, их распространение в природе. Типы роста животных. Факторы регуляции роста животных и человека. Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Периоды онтогенеза человека.

Размножение и развитие растений. Гаметофит и спорофит. Мейоз в жизненном цикле растений. Образование спор в процессе мейоза. Гаметогенез у растений. Оплодотворение и развитие растительных организмов. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Образование и развитие семени. Механизмы регуляции онтогенеза у растений и животных. Гомологичные хромосомы, аллельные гены, альтернативные признаки, доминантный и рецессивный признак, гомозигота, гетерозигота, чистая линия, гибриды, генотип, фенотип.

Основные методы генетики: гибридологический, цитологический, молекулярно-генетический. Первый закон Менделя — закон единообразия гибридов первого поколения. Правило доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления признаков. Цитологические основы моногибридного скрещивания. Гипотеза чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Промежуточный характер наследования. Расщепление признаков при неполном доминировании. Дигибридное скрещивание.

Третий закон Менделя — закон независимого наследования признаков. Цитологические основы дигибридного скрещивания. Сцепленное наследование признаков. Работы Т. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления между генами. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Хромосомный механизм определения пола. Аутосомы и половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол.

Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Плейотропия — множественное действие гена. Множественный аллелизм. Взаимодействие неаллельных генов. Изменчивость признаков. Качественные и количественные признаки. Виды изменчивости: ненаследственная и наследственная. Модификационная изменчивость.

Роль среды в формировании модификационной изменчивости. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая В. Свойства модификационной изменчивости. Генотипическая изменчивость. Свойства генотипической изменчивости. Виды генотипической изменчивости: комбинативная, мутационная. Комбинативная изменчивость. Мейоз и половой процесс — основа комбинативной изменчивости. Роль комбинативной изменчивости в создании генетического разнообразия в пределах одного вида.

Мутационная изменчивость. Виды мутаций: генные, хромосомные, геномные. Спонтанные и индуцированные мутации. Ядерные и цитоплазматические мутации. Соматические и половые мутации. Причины возникновения мутаций. Мутагены и их влияние на организмы. Закономерности мутационного процесса. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. Внеядерная изменчивость и наследственность.

Международная программа исследования генома человека. Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, популяционно-статистический, молекулярно-генетический. Современное определение генотипа: полногеномное секвенирование, генотипирование, в том числе с помощью ПЦР-анализа. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека. Стволовые клетки. Зарождение селекции и доместикации. Учение Н.

Вавилова о Центрах происхождения и многообразия культурных растений. Роль селекции в создании сортов растений и пород животных. Сорт, порода, штамм. Вавилова, его значение для селекционной работы. Методы селекционной работы. Искусственный отбор: массовый и индивидуальный. Этапы комбинационной селекции. Испытание производителей по потомству. Отбор по генотипу с помощью оценки фенотипа потомства и отбор по генотипу с помощью анализа ДНК. Искусственный мутагенез как метод селекционной работы.

Радиационный и химический мутагенез как источник мутаций у культурных форм организмов. Использование геномного редактирования и методов рекомбинантных ДНК для получения исходного материала для селекции. Получение полиплоидов. Внутривидовая гибридизация. Близкородственное скрещивание, или инбридинг. Неродственное скрещивание, или аутбридинг. Гетерозис и его причины. Использование гетерозиса в селекции. Отдалённая гибридизация. Преодоление бесплодия межвидовых гибридов.

Достижения селекции растений и животных. Традиционная биотехнология: хлебопечение, получение кисломолочных продуктов, виноделие. Микробиологический синтез. Объекты микробиологических технологий. Производство белка, аминокислот и витаминов. Искусственное оплодотворение. Реконструкция яйцеклеток и клонирование животных. Метод трансплантации ядер клеток. Хромосомная и генная инженерия. Искусственный синтез гена и конструирование рекомбинантных ДНК.

Достижения и перспективы хромосомной и генной инженерии. Медицинские биотехнологии. Использование стволовых клеток. Раздел 4 "Система и многообразие органического мира" Тема 4. Принципы классификации организмов. Основные систематические группы организмов. Шляпочные грибы, их строение, питание, рост, размножение. Съедобные и ядовитые грибы. Значение шляпочных грибов. Плесневые грибы.

Дрожжевые грибы.

Некоторые из них: рибозимы, гипотеза «мира РНК», микросферы Фокса, гипотеза оперона, теория клонально-селективного иммунитета П. Эрлих, Ф. Бернет, С. Тонегава , мембраногенез и симбиогенез, модель экологической ниши Дж. Хатчинсона, метаанализ, планирование эксперимента, денисовский человек как одна из стадий антропогенеза, стадии эмбриогенеза животных на примере лягушки , нетрофические взаимодействия организмов.

Что характерно — указанные выше темы есть и в недавно утверждённой федеральной рабочей программе 10-11 классов по биологии для углублённого изучения. При планировании процесса подготовки к экзамену необходимо учесть актуальные изменения. Лучше подготовиться к ЕГЭ по биологии помогут цифровые ресурсы «Облака знаний».

Организация генома Прокариот и Эукариот. Регуляция активности генов у прокариот. Гипотеза оперона Ф. Жакоб, Ж. Микросферы С. Фокса и рибозимы Т. Чека, гипотеза «мира РНК» У.

Гилберта Дробление. Типы дробления. Особенности дробления млекопитающих.

Читайте также

  • Изменения в КИМ ЕГЭ по биологии в 2024 году
  • Кодификатор ЕГЭ по биологии 2022-2023 ФИПИ
  • Как изменится ЕГЭ по биологии в 2024 году: обзор новой демоверсии
  • Биология. Кодификатор ЕГЭ 2023
  • Вам также будет интересно

Разбор демоверсий ЕГЭ-2024: все изменения в экзаменах

Для сдающих ЕГЭ-2024 по биологии в кодификатор добавили новые темы: теория клонально-селективного иммунитета Бёрнета, метаанализ, планирование эксперимента, регуляция активности генов у прокариот. , быстрое и бесплатное скачивание. На сайте ФИПИ представлен кодификатор ЕГЭ по биологии, в котором перечислены требования к выпускнику и элементы, которые проверяют экзаменационные задания. Кодификатор по биологии является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ ЕГЭ, который включает в себя.

ЕГЭ 2023, биология, 11 класс, спецификация, кодификатор

Жизненные формы организмов. Понятие о жизненной форме. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, многолетние травы, однолетние травы. Жизненные формы животных: гидробионты, геобионты, аэробионты.

Особенности строения и образа жизни. Вендская фауна. Кембрийский взрыв — появление современных типов.

Современное определение генотипа: полногеномное секвенирование, генотипирование, в том числе с помощью ПЦР-анализа. Хромосомная и генная инженерия. Искусственный синтез гена и конструирование рекомбинантных ДНК.

Для 27-го вопроса необходимо научиться решать задачи на закон Харди — Вайнберга, а в 28-м номере советую обратить внимание на решение заданий с голандрическим типом наследования и с псевдоаутосомным наследованием Как видите, обе части экзамена важны. Готовиться к ним нужно вдумчиво и последовательно. За каждый можно получить баллы, если изучить теорию и научиться применять ее на практике. Более подробную информацию о содержании экзамена можно найти в спецификации и кодификаторе. Как работать с этими документами, читайте в этой статье. Биология как наука. Живые системы и их изучение Блок о достижениях биологии, науках и методах исследования, которые они используют, об основных признаках живого и уровнях организации живой природы. Клетка как биологическая система Информация обо всем, что происходит на клеточном уровне жизни, многообразие клеток и вирусов.

Советую активнее поработать над этими темами: «Химический состав клеток», «Строение клеток», «Деление клеток» и «Обмен веществ». Этот блок приносит много баллов на экзамене и является ключевым для понимания биологии, поэтому подготовку лучше начинать с него. Помимо теории, в нем проверяются практические навыки при решение задач по цитологии. Организм как биологическая система В этом блоке вопросы о многообразии тканей, воспроизведении и онтогенезе организмов. Закономерности наследственности и изменчивости, селекции и биотехнологии.

Необратимость эволюции. Адаптивная радиация. Неравномерность темпов эволюции. Абиогенез и панспермия.

Донаучные представления о зарождении жизни креационизм. Гипотеза постоянного самозарождения жизни и её опровержение опытами Ф. Реди, Л. Спалланцани, Л. Происхождение жизни и астробиология. Основные этапы неорганической эволюции. Планетарная геологическая эволюция. Химическая эволюция. Абиогенный синтез органических веществ из неорганических.

Опыт С. Миллера и Г. Образование полимеров из мономеров. Коацерватная гипотеза А. Опарина, гипотеза первичного бульона Дж. Холдейна, генетическая гипотеза Г. Рибозимы Т. Чек и гипотеза «мира РНК» У. Формирование мембран и возникновение протоклетки.

История Земли и методы её изучения. Ископаемые органические остатки. Геохронология и её методы. Относительная и абсолютная геохронология. Геохронологическая шкала: эоны, эры, периоды, эпохи. Начальные этапы органической эволюции. Появление и эволюция первых клеток. Эволюция метаболизма. Возникновение первых экосистем.

Современные микробные биоплёнки как аналог первых на Земле сообществ. Прокариоты и эукариоты. Происхождение эукариот симбиогенез. Эволюционное происхождение вирусов. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных групп многоклеточных организмов. Основные этапы эволюции высших растений. Основные ароморфозы растений. Выход растений на сушу.

Появление споровых растений и завоевание ими суши. Семенные растения. Происхождение цветковых растений. Основные этапы эволюции животного мира. Основные ароморфозы животных. Вендская фауна. Кембрийский взрыв — появление современных типов. Первые хордовые животные. Жизнь в воде.

Эволюция позвоночных. Происхождение амфибий и рептилий. Происхождение млекопитающих и птиц. Принцип ключевого ароморфоза. Освоение беспозвоночными и позвоночными животными суши. Развитие жизни на Земле по эрам и периодам: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Общая характеристика климата и геологических процессов. Появление и расцвет характерных организмов. Углеобразование: его условия и влияние на газовый состав атмосферы.

Массовые вымирания — экологические кризисы прошлого. Причины и следствия массовых вымираний. Современный экологический кризис, его особенности. Методы антропологии. Становление представлений о происхождении человека. Современные научные теории. Сходство человека с животными. Систематическое положение человека. Свидетельства сходства человека с животными: сравнительно-морфологические, эмбриологические, физиолого-биохимические, поведенческие.

Отличия человека от животных. Прямохождение и комплекс связанных с ним признаков. Развитие головного мозга и второй сигнальной системы. Движущие силы факторы антропогенеза: биологические, социальные. Соотношение биологических и социальных факторов в антропогенезе. Основные стадии антропогенеза. Австралопитеки — двуногие предки людей. Человек умелый, первые изготовления орудий труда. Человек прямоходящий и первый выход людей за пределы Африки.

Человек гейдельбергский — общий предок неандертальского человека и человека разумного. Человек неандертальский как вид людей холодного климата. Человек разумный современного типа, денисовский человек, освоение континентов за пределами Африки. Эволюция современного человека. Естественный отбор в популяциях человека. Мутационный процесс и полиморфизм. Популяционные волны, дрейф генов, миграция и «эффект основателя» в популяциях современного человека. Человеческие расы. Понятие о расе.

Большие расы: европеоидная евразийская , австрало-негроидная экваториальная , монголоидная азиатско-американская. Время и пути расселения человека по планете. Единство человеческих рас. Научная несостоятельность расизма. Приспособленность человека к разным условиям окружающей среды. Влияние географической среды и дрейфа генов на морфологию и физиологию человека. Раздел 7 "Экосистемы и присущие им закономерности" Тема 7. Связь экологии с другими науками. Методы экологии.

Полевые наблюдения. Эксперименты в экологии: природные и лабораторные. Моделирование в экологии. Мониторинг окружающей среды: локальный, региональный и глобальный. Тема 7. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные. Общие закономерности действия экологических факторов. Правило минимума К. Шпренгель, Ю.

Эврибионтные и стенобионтные организмы. Абиотические факторы. Свет как экологический фактор. Действие разных участков солнечного спектра на организмы. Экологические группы растений и животных по отношению к свету. Сигнальная роль света. Температура как экологический фактор. Действие температуры на организмы. Пойкилотермные и гомойотермные организмы.

Эвритермные и стенотермные организмы. Влажность как экологический фактор. Приспособления растений к поддержанию водного баланса. Классификация растений по отношению к воде. Приспособления животных к изменению водного режима. Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, глубинная подпочвенная, внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. Биологические ритмы.

Внешние и внутренние ритмы. Суточные и годичные ритмы. Приспособленность организмов к сезонным изменениям условий жизни. Жизненные формы организмов. Понятие о жизненной форме. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, многолетние травы, однолетние травы. Жизненные формы животных: гидробионты, геобионты, аэробионты. Особенности строения и образа жизни. Биотические факторы.

Виды биотических взаимодействий: конкуренция, хищничество, симбиоз и его формы. Паразитизм, кооперация, мутуализм, комменсализм квартирантство, нахлебничество. Нетрофические взаимодействия топические, форические, фабрические. Значение биотических взаимодействий для существования организмов в среде обитания. Принцип конкурентного исключения. Популяция как биологическая система. Роль неоднородности среды, физических барьеров и особенностей биологии видов в формировании пространственной структуры популяций. Основные показатели популяции: численность, плотность, возрастная и половая структура, рождаемость, прирост, темп роста, смертность, миграция. Экологическая структура популяции.

Оценка численности популяции. Динамика популяции и её регуляция. Биотический потенциал популяции. Моделирование динамики популяции. Кривые роста численности популяции. Кривые выживания. Регуляция численности популяций: роль факторов, зависящих и не зависящих от плотности. Экологические стратегии видов r- и K- стратегии. Понятие об экологической нише вида.

Многомерная модель экологической ниши Дж. Размеры экологической ниши. Потенциальная и реализованная ниши. Вид как система популяций. Ареалы видов. Виды и их жизненные стратегии. Закономерности поведения и миграций животных. Биологические инвазии чужеродных видов. Биоценоз и его структура.

Связи между организмами в биоценозе. Экосистема как открытая система А. Функциональные блоки организмов в экосистеме: продуценты, консументы, редуценты. Трофические уровни. Трофические цепи и сети. Абиотические блоки экосистем. Почвы и илы в экосистемах. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Основные показатели экосистемы.

Биомасса и продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Направленные закономерные смены сообществ — сукцессии. Первичные и вторичные сукцессии и их причины. Антропогенные воздействия на сукцессии. Климаксное сообщество. Биоразнообразие и полнота круговорота веществ — основа устойчивости сообществ. Природные экосистемы. Антропогенные экосистемы.

Различия между антропогенными и природными экосистемами. Основные компоненты урбоэкосистем. Городская флора и фауна. Синантропизация городской фауны. Биологическое и хозяйственное значение агроэкосистем и урбоэкосистем. Закономерности формирования основных взаимодействий организмов в экосистемах. Перенос энергии и веществ между смежными экосистемами. Устойчивость организмов, популяций и экосистем в условиях естественных и антропогенных воздействий. Учение В.

Вернадского о биосфере. Области биосферы и её состав. Живое вещество биосферы и его функции. Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы углерода, азота. Ритмичность явлений в биосфере. Зональность биосферы.

Понятие о биоме. Основные биомы суши: тундра, хвойные леса, смешанные и широколиственные леса, степи, саванны, пустыни, тропические леса, высокогорья. Климат, растительный и животный мир биомов суши.

Загрязнение биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.

Восстановительная экология. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, В. Вернадского о биосфере 1. Менделя, сцепленного наследования Т. Моргана, гомологических рядов в наследственной изменчивости, зародышевого сходства; биогенетического 1.

Менделя, экологической пирамиды 1. В первой части КИМ добавлено одно задание. Соответственно общее число заданий КИМ увеличилось с 28 до 29. Задания содержательного блока «Система и многообразие органического мира» первой части экзаменационной работы представлены единым вариативным модулем задания 9—12 , состоящим из комбинации двух тематических разделов: «Многообразие растений и грибов» два задания и «Многообразие животных» два задания. Задания содержательного блока «Организм человека и его здоровье» в первой части экзаменационной работы собраны в единый модуль, состоящий из 4 заданий задания 13—16.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий