Новости в советскую эпоху нормой стало

В этот период главными в работе средств массовой информации стали вопросы экономики, борьба с последствиями культа личности, с беззаконием. Какие изменения произошли в советской прессе в годы Великой Отечественной войны?

Советское радио и телевидение

Окуная в атмосферу заката СССР, он передаёт эстетику советской эпохи и вызывает ностальгию. Тридцать лет назад, за год до распада СССР, было официально упразднено советское «министерство правды» — рупор внешней пропаганды Кремля Агентство печати «Новости». Надо, разумеется, понимать, что в действительности картина была не столь радостной — типичная для эпохи штурмовщина обеспечивалась за счет непрерывных и длительных сверхурочных работ, которые из неприятного исключения постепенно стали нормой. В советские годы граждане страны придерживались строгих моральных принципов, некоторые из которых сегодня кажутся просто дикими. Издательское дело в советский период (1917-1991). В межвоенный период радиовещание в СССР, как и в других странах, переживало время своего становления и поисков формы.

ВОПРОСЫ СССР

В межвоенный период радиовещание в СССР, как и в других странах, переживало время своего становления и поисков формы. Он стал очень популярным в конце 1980-х годов как в Советском Союзе, так и за рубежом. «600 секунд» стала первой в Союзе криминальной хроникой, показавшей всю мешанину беднеющей советской жизни, при которой люди пускались во все тяжкие. Вот этот-то период фанаты СССР часто показывают как "нищету девяностых" — мол, в СССР было всё отлично, а потом стало плохо и появились талоны.

Духовная жизнь общества в период оттепели

В настоящее время китайские вещи часто выдают за что-то качественное, продают их по высоким ценам. Но такой бизнес никого не смущает, считается совершенно нормальным явлением. Работать меньше С тунеядством в советские времена боролись. Было стыдно сидеть дома, не приносить в семью деньги.

Работали тогда все, поскольку никому не хотелось проблем с законом. За отсутствие места трудоустройства на протяжении длительного времени могли наказать исправительными работами. Если человек не работал в полную силу, если все перекладывал на плечи коллег, то к нему тоже относились не лучшим образом.

Сейчас же стало даже модно и престижно меньше работать, но при этом хорошо зарабатывать. Многие индивиды даже стремятся создать пассивный источник дохода, который будет приносить им прибыль в то время, когда они отдыхают. И такими личностями сейчас восхищаются.

В фильмах второй половины 80-ых годов открыто критикуется советская система, социализм, исторические события, связанные с революционерами. Также на экраны вышли картины, снятые по мотивам ранее запрещённой в СССР литературы. Так, режиссёр Владимир Бортко снял злободневную социальную сатиру «Собачье сердце», в которой автор высмеивал нравы пролетариев и вообще строй, закрепившийся в России после октября 1917 года. Фильм был создан по мотивам одноимённой повести Михаила Булгакова , ранее запрещённой цензурой. Кадр из фильма «Собачье сердце».

Источник: YouTube Перестройка оказалась плодовитым периодом для киноиндустрии. Во всех этих фильмах прослеживаются ранее запрещённые в Советском Союзе темы. Общественная жизнь Ленинграда в годы перестройки. Король и Шут. Ангелы панка.

Документальный роман. Виктор Цой: Поём вместе с тобой. Жизнь замечательных людей. Вожди СССР. Фото главной: vsednr.

Со временем литературные журналы и типографии приступили к публикации произведений, ещё несколько лет назад считавшихся антисоветскими. Были реабилитированы поэты Серебряного века. Расстрелянный чекистами Николай Гумилёв , умерший в пересыльном лагере Осип Мандельштам , подвергшаяся забвению и цензуре Анна Ахматова — это лишь малая часть лириков, вернувшихся на полки книжных магазинов во второй половине 80-х годов XX столетия. Также советские читатели смогли ознакомиться с трудами религиозных философов поздней Российской империи, за свою антикоммунистическую позицию изгнанных из СССР. Перестройка позволила попасть в литературные журналы и самым ярым противникам советской власти — прозаикам, посвятившим своё творчество описанию лагерной жизни. Громче всего в этой тематике проявили себя Александр Солженицын и Варлам Шаламов. Источник: wikipedia.

К примеру, граждане СССР наконец-то смогли прочитать роман о революции и Гражданской войне Бориса Пастернака «Доктор Живаго», про который во время травли автора говорили: «Не читал, но осуждаю». Схожий путь прошла книга Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Автор романа-эпопеи о Сталинградской битве на страницах художественного произведения жёстко раскритиковал советскую систему. За это «Жизнь и судьбу» изъяли в начале 60-х годов. Однако во время перестройки роман был опубликован. Русский рок — новое слово в отечественной музыке Во время перестройки произошла своеобразная революция в советской музыке. Всё чаще по радио стали звучать электрогитары и барабаны. Ставшая легендой отечественной музыки ленинградская группа «Кино» обрела огромную популярность среди молодёжи 80-х годов прошлого века.

Хотя лидер коллектива Виктор Цой отрицал революционность песен и старался в текстах уходить от политической составляющей, больше времени уделяя внутренней свободе и поиску себя в мире, часто в песнях слышатся отголоски бунтарского духа перестройки.

В этот день произошли сразу два знаковых события в общественной и политической жизни региона. А Повторяется ежегодно День российского парламентаризма День российского парламентаризма был учрежден 27 июня 2012 года, когда были внесены изменения в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России».

Духовная жизнь общества в период оттепели

Уже в 1929 году был создан целый ряд других радиоуниверситетов: рабочий, крестьянский, коммунистический, комсомольский. Эта инициатива концентрировала в себе надежды на «просвещение» народа, путём тотальной радиофикации — установки радиоточек на каждой улице, в каждой деревне, а потенциально — в каждом доме. Обратной стороной этого явления оказался его идеологический посыл, который в конце 20-х и в дальнейшем становился всё более линейным и однозначным. В СССР радиоуниверситеты просуществовали всего несколько лет, однако в середине десятилетия схожая пропагандистская форма была использована Йозефом Геббельсом в Германии в его программе «обучающих фильмов», из которых должно было состоять среднее школьное образование. Идеологические цели двух проектов схожи — максимально упростив процесс обучения и выведя из системы личность преподавателя, который может внести некую, пускай и незаметную на первый взгляд корректировку в идеи партии или государства, стремиться обеспечить систему «образованными» и лояльными гражданами. К 1-му февраля 1937-го года была введена единая эфирная радиосетка, корректировавшаяся с учётом различия часовых поясов. Литературовед Ю. Мурашов называет раннесоветское радио «непосредственно связанным с идеей большевизма медиальным средством» [10] , историк Т. Горяева отмечает параллельность в развитии радио как средства связи, со становлением сталинского режима единоличной власти. Радио вместо средства передачи информации, во многом стало орудием его сокрытия, и формирования «иной», одобряемой властью «информации» и «реальности». Дополнительные материалы:.

В стране действовал Клуб интернациональной дружбы — добровольное общество, существовавшее практически при всех советских учебных заведениях и дворцах пионеров. Его целью были внутрисоюзные и международные контакты со сверстниками. Многие жители страны писали письма актерам, ведущим телепрограмм, певцам, писателям, спортсменам, космонавтам и даже высшему руководству страны.

Радиоточка вместо push-уведомлений Контент недоступен Проводному вещанию в СССР придавали очень большое значение, ведь радио служило не только источником информации и развлечений — новостей, объявлений, прогнозов погоды, музыки и радиоспектаклей — но и важным инструментом гражданской обороны. Система предусматривала включение громкоговорителей уличного оповещения и сирен на случай чрезвычайного происшествия или войны. Приемники в советских домах стали массово устанавливать с 1925 года.

В годы Великой Отечественной войны проводное вещание оставалось практически единственным источником информации.

Длительный разговор с другим концом страны мог выйти даже больше 10 рублей, - вспоминает Иван Александрович. Звонок с работы Рабочий телефон в условиях отсутствия домашнего для многих советских граждан оставался самым используемым средством связи. И, например, договориться о встрече, или мужу позвонить с планами на вечер - так было проще всего. Начальство на такие неслужебные использования телефонных линий смотрело сквозь пальцы. Если, конечно, успевать выполнять свою основную работу, - рассказала о рабочих буднях времен СССР 59-летняя Елена Сергеевна.

Картошку и колбасу по почте В эпоху отсутствия e-mail, чатов, мессенджеров простое бумажное письмо было единственным средством письменного общения. Советские люди часто отправляли открытки знакомым в рамках одного города. Иногда писали в другие города. Это касалось и родственников, и друзей, с которыми познакомился в летнем лагере. Обменивались и письмами с иностранцами. В основном из стран советского блока.

Уж не знаю, вскрывались мои письма или нет, но ничего политического мы в любом случае не обсуждали. На жизнь я не жаловалась, за границу не рвалась, но было интересно, - вспоминает 50-летняя Инна Александровна. Отметим, что конверт можно было отправить как обычной почтой, так и авиа. Для последнего способа нужно было приобрести и наклеить специальные марки. По стоимости выходило на 5-10 копеек дороже. Сортировка писем ускорилась с появлением индексов в начале 80-х годов.

С этого момента распределение писем шло не вручную, а специальными машинами. В условиях отсутствия служб доставки, курьеров и маркетплейсов советская почта была монополистом. Даже продукты питания, овощи, колбасу. Естественно, сырокопченую, другая не доедет, не испортившись. Было дело, родственники присылали картошку из Воронежа, у нас тогда не уродилась. На почте всегда были очереди.

Иногда возникала проблема с ящиками и упаковкой — мешками, - рассказал Иван Александрович. Логистика отправления почты, посылок, бандеролей была отлаженной. В основном отправляли железнодорожным транспортом - почтовыми вагонами. Чтобы не тащить на себе пользовалась как раз почтой.

Ещё более значимым для пропаганды, чем образ героев, был образ врагов. До Великой Отечественной войны советская пропаганда уподобляла происходящее в тех или иных сферах общественной жизни событиям эпохи Гражданской войны и использовала, в основном, риторику классовой борьбы. В качестве главных внешних врагов советского народа пропаганда до Великой Отечественной войны изображала «мировую буржуазию », « фашистов », а после войны — блок НАТО во главе с США. Формы представления этих врагов были стереотипны — от черно-белых карикатурно-плакатных толстяков-капиталистов в цилиндрах и с мешком долларов в руке до дядюшки Сэма и генералов Пентагона. Их стандартными атрибутами в кино или книгах «про шпионов» были бутылка виски , толстая сигара , разговоры о потерянных из-за революции и коммунистов деньгах или планах уничтожения СССР.

Во время Великой Отечественной войны главными врагами были « немецкие фашисты » и их союзники. Это стал наиболее значимый и сильный в моральном и идентификационном плане образ врага, в советской и постсоветской пропагандистской риторике гитлеровцы всегда служили и служат абсолютной мерой негативного. В послевоенное время внешние враги, по существу, вытеснили из риторического поля прежние образы таких врагов, как белогвардейцы , кулаки , меньшевики , троцкисты. Но всё же немаловажными для пропаганды оставались и внутренние враги. В качестве таковых изображался прежде всего скрытый, сознательный вредитель, убежденный противник Советской власти , ждущий, когда она развалится, инженер, бездарный профессор, реже — кулак, бывший помещик, пробравшийся в номенклатурные чины. Если этот персонаж не был сам до революции крупным собственником, то он — сын бывших владельцев фабрики или поместья, бывший «царский» офицер. Такое же прошлое мог иметь и диверсант или шпион, засланный в СССР, и практически всегда имел изображаемый в пропаганде коллаборационист периода Великой Отечественной войны. Все они выдвигали на первый план главного персонажа пропагандистских кампаний бдительности и борьбы с классовым врагом — «пособника врага», каждый раз утверждаемого сверху в качестве предмета соответствующей критики подкулачник , злопыхатель, критикан, паникёр и т. Главной задачей пропаганды было связать позицию такого рода персонажей с действиями наиболее агрессивных и непримиримых врагов, представить любую возможность самостоятельного рассуждения или взгляда как угрозу обществу и государству.

Это открывало для пропаганды возможности всеобщей охоты на «сомневающихся» и «маловеров», «попутчиков» социалистического строительства, заставляя всех не просто демонстрировать, но и доказывать свою преданность и лояльность режиму [14]. Советские идеологи утверждали: «Формирование нового человека не только следствие, но и условие успешного строительства коммунизма ». Важную роль в пропаганде коммунистической идеологии они отводили литературе и искусству , печати , радио , телевидению , различным формам устной пропаганды; отмечался вклад в идеологическую работу советских культурно-просветительных учреждений. Приоритетное значение отводилось «непримиримой наступательной борьбе против буржуазной и ревизионистской идеологии». Пропагандистская работа должна была воспитывать у советских людей преданность делу коммунизма, советский патриотизм , высокое сознание общественного долга, коллективизм и товарищескую взаимопомощь, честность, нравственную чистоту, простоту и скромность в общественной и личной жизни [15]. В середине 1950-х годов советский вариант образа внутреннего врага стал медленно уходить из общественного сознания, однако образ внешнего врага практически без изменений сохранился до середины 1980-х годов [16]. В условиях стагнации экономики в период застоя государственная пропаганда постепенно утратила эффективность.

Газеты советского периода с 1917 по 1991 гг.

Сегодня газете «Правда» 111 лет. Как «Правда» изменила жизнь советских граждан и стала главным рупором страны – читайте в материале Тридцать лет назад, за год до распада СССР, было официально упразднено советское «министерство правды» — рупор внешней пропаганды Кремля Агентство печати «Новости» (АПН). Информационная программа "Время" Программы за 1975-1985 годы Советские новости Новостные передачи в СССР 26.03.15. Главная» Новости» Что означали эти даты в ссср 22 января 12 марта 18 марта 1 мая 7 ноября 1 января. Романтизировать период СССР в последнее время стало модным. Рассказываем, о чем больше всего ностальгируют люди, чья молодость прошла в Советском Союзе, и какие традиции ушедшей эпохи пригодились бы в наши дни.

Гласность в СССР

Его мама ее обожает. В разговорной речи употребляется инфинитив в конструкциях, в которых он зависит от существительного и служит для него определением, указывающим на цель как инфинитив в германских языках или герундий в латыни , ср. Понятно, что трактовать подобную конструкцию в качестве производной от конструкции литературного языка с союзом «чтобы», полученную с помощью эллипсиса, было бы натяжкой, хотя учитель в школе, встретив такого рода оборот в сочинении ученика, отметит его как стилистическую ошибку и исправит, вставив «чтобы». Таким образом, современный русский литературный язык и современная русская разговорная речь представляют собой относительно автономные системы узусы.

Видимо, нецелесообразно называть их разными языками, но дело не в терминах: мы имеем дело с несколькими нечетко определенными и схожими друг с другом языковыми подсистемами, которые находятся в употреблении у одного языкового коллектива, но не могут быть сведены к единой системе. Живов, «История языка русской письменности». Официально-деловой стиль Цель — передача информации в официальной обстановке.

Жанры текстов — разного рода документы: законы, приказы, постановления, протоколы, расписки, справки, договоры. Характерные особенности логичность, однозначность, точность, стандартизированность текста; безэмоциональность. Лексика: отсутствие эмоционально окрашенной лексики, разговорных слов, сленга; обилие речевых клише, канцеляризмов «находился в состоянии алкогольного опьянения» вместо «был пьян», «данный» вместо «этот», «лесной массив» вместо «лес», «производить поливку» вместо «поливать» ; часто используются юридические термины, официальные наименования «местопребывание», «уведомление», «регистрация».

Синтаксис: отсутствие восклицательных предложений; цепочки существительных в родительном падеже «процесс развития движения за укрепление сотрудничества», «функции программных средств управления процессом производства изделий народного потребления», «в целях улучшения качества обслуживания клиентов» ; усложненный синтаксис: много предложений, распространенных причастными и деепричастными оборотами, однородными членами. Грамматика: замена глаголов отглагольными существительными, причастиями, деепричастиями «произвести задержание» вместо «задержать», «мною утерян паспорт» вместо «я потерял паспорт», «осуществлять деятельность по сокрытию противоправных действий» вместо «покрывать преступника», «проводить обучение» вместо «обучать», «с целью выявления» вместо «чтобы выявить» ; отымённые предлоги «в связи с», «ввиду чего-то », «согласно чему-то » и т. Средства выразительности: Примеры: 1.

Статья 31 Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Конституция Российской Федерации 2. Уважаемые посетители!

В связи с необходимостью принятия мер по нераспространению коронавирусной инфекции, временно с 23 марта 2020 года приостанавливается личный прием документов от граждан. Публицистический стиль Цель — воздействовать на публику, сформировать у нее мнение по значимым вопросам. Жанры текстов — статьи в СМИ, репортажи, очерки, эссе, выступления ораторов.

Большинство текстов-рассуждений в ЕГЭ относятся именно к публицистическому стилю. Характерные особенности: Общие особенности: публицистический текст часто строится как рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности; числительные часто записываются цифрами; публицистический текст по своим языковым особенностям сближается со стилем художественной литературы и характеризуется сочетанием функций воздействия и убеждения с функцией эстетической, а также широким использованием изобразительно-выразительных средств языка. Однако основным назначением публицистики становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование.

Лексика: используется общеупотребительная лексика, а порой встречается и общенаучная терминология. Впрочем, тексты в ЕГЭ — обычно качественная публицистика, в которой штампов может и не быть. Синтаксис: Для синтаксиса текста публицистического стиля характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, обращений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций; используются вопросительные и восклицательные предложения, вопросно-ответная форма изложения; побудительные предложения помогают сформулировать призывы к действию.

Грамматика: часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения: «чувство ответственности», «взгляды предков», «жизнь ребенка», «чувство добра», «экология планеты». Средства выразительности: широкое использование средств художественной выразительности. Особенно часты фразеологизмы, лексические повторы, риторические вопросы и восклицания.

Примеры: В юности я приехал впервые в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке 1696-1699. Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев.

Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о […] неслыханно прекрасном.

Его прославляли в стихотворениях и книгах, повсеместно возводили статуи вождя. Во времена правления Иосифа Сталина культ личности был необходим для сплочения населения вокруг единой фигуры: вождя представляли как непогрешимого руководителя и отца народа. Но после смерти Сталина партийное руководство придерживалось коллективной формы управления. Соответственно, попытки издателей представить, например, Георгия Маленкова в качестве единственного преемника власти пресекались.

В 1970-х годах попытки создать культ личности Леонида Брежнева воспринимались населением негативно [10] [11] [12]. К середине 1930-х годов ярко проявилась роль пропагандистской машины в укреплении сталинского режима. Пропаганда создавала культ личности Сталина. Пропаганда могла делать из бедствия подвиг, как это случилось со спасением парохода «Челюскин» в 1934 году , когда все лётчики, спасавшие челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза. Пропаганда максимально использовала интерес к перелёту экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток в 1936 году, к перелёту экипажа Чкалова из Москвы через Северный полюс в США в 1937 году, к первой в мире советской дрейфующей полярной станции в 1937—1938 годах.

Пропаганда также превозносила трудовые подвиги таких «простых людей» как Алексей Стаханов или Паша Ангелина , которые купались в лучах славы [13]. В 1930-е годы отмечалось появление значительного корпуса текстов, стилизованных под фольклорные произведения. В данных произведениях, например, в сказе Марфы Крюковой , фигурирует словосочетание «ясные соколы», когда речь идет об авиации и авиаторах. Ещё более значимым для пропаганды, чем образ героев, был образ врагов. До Великой Отечественной войны советская пропаганда уподобляла происходящее в тех или иных сферах общественной жизни событиям эпохи Гражданской войны и использовала, в основном, риторику классовой борьбы.

В качестве главных внешних врагов советского народа пропаганда до Великой Отечественной войны изображала «мировую буржуазию », « фашистов », а после войны — блок НАТО во главе с США. Формы представления этих врагов были стереотипны — от черно-белых карикатурно-плакатных толстяков-капиталистов в цилиндрах и с мешком долларов в руке до дядюшки Сэма и генералов Пентагона. Их стандартными атрибутами в кино или книгах «про шпионов» были бутылка виски , толстая сигара , разговоры о потерянных из-за революции и коммунистов деньгах или планах уничтожения СССР. Во время Великой Отечественной войны главными врагами были « немецкие фашисты » и их союзники. Это стал наиболее значимый и сильный в моральном и идентификационном плане образ врага, в советской и постсоветской пропагандистской риторике гитлеровцы всегда служили и служат абсолютной мерой негативного.

В послевоенное время внешние враги, по существу, вытеснили из риторического поля прежние образы таких врагов, как белогвардейцы , кулаки , меньшевики , троцкисты. Но всё же немаловажными для пропаганды оставались и внутренние враги.

Книга состоит из введения, пяти тематических глав и краткого эпилога. Если в 1950 г. Число радиоприёмников к 1970 г. Суммарный тираж популярных журналов за то же время вырос в 14 раз и к 1970 г. Общие тенденции были во многом сходны с тем, что происходило за пределами Союза, тем более что его культурная изоляция от остального мира не была полной даже при позднем Сталине, а после 1953 г. Это сходство характерно как для положительных, так и для отрицательных сторон массовой культуры.

Преобладание развлекательной продукции над культурным просвещением тревожило не только советских, но и западных интеллектуалов. Общим было и беспокойство по поводу начавшейся глобализации культуры: европейцам в послевоенный период важнейшей угрозой в этой области казалась американизация, советским идеологам — «пагубное влияние» Запада в целом. Культурная обособленность СССР проявлялась прежде всего в самосознании. Развитие массовых коммуникаций рассматривалось как важная государственная задача, её конечной целью считалось приобщение широких масс населения к достижениям отечественной и мировой культуры. Хрущёвская программа построения коммунизма предполагала постепенное стирание грани между физическим и умственным трудом, а значит, и между интеллигенцией и рабочим классом. Позже, уже при Брежневе, развитие массового радио- и телевещания преподносилось как важное достижение в повышении благосостояния трудящихся. Парадокс послевоенной культурной истории СССР состоит, таким образом, в том, что советское руководство, выстраивая инфраструктуру массовых коммуникаций, основывалось на своих собственных концепциях, но при этом фактически решало ту же задачу, что и западные правительства в тот же период. Более того, созданная в СССР гигантская медиаимперия, одна из крупнейших в мире, в конце концов, вопреки усилиям властей, начала развиваться в том же направлении, что и мировая массовая культура.

С этой точки зрения несомненный успех советского проекта в области массовых коммуникаций оказался одновременно и его провалом. Это отражено и в заглавии книги. Историю советского радиовещания в её политическом и социальном контексте подробно исследует Стивен Ловелл Королевский колледж, Лондон 2. Его работа охватывает период начиная с первых экспериментов в области радиотелефонии в 1919—1920 гг. Автор отмечает, что историю радио не следует сводить к одной лишь технической её составляющей; не следует и рассматривать её только как производную от истории советского государства в целом. Причём если в сталинские годы сеть проводных «радиоточек» с единственным каналом сделала радиовещание инструментом централизованной государственной пропаганды, насаждавшим единообразие мнений просто в силу собственных технологических особенностей, то распространение беспроводного вещания в послевоенный период, напротив, способствовало раскрепощению советского общества, поскольку слушатели впервые получили сначала элементарную возможность выбрать программу или просто выключить радиоприёмник, а впоследствии — и возможность принимать передачи из-за границы. В англоязычной историографии книга Ловелла является первым комплексным исследованием по истории советского радиовещания, в предшествующей литературе затрагивались лишь отдельные составляющие этой проблематики.

Обзор новостей был кратким - около 5-10 минут - и состоял преимущественно из зачитанных диктором сообщений. В выпуск могли включить от 1 до 3 репортажей, а иногда вся информация могла быть зачитана диктором.

В разные годы в эфир ЦТ выходило от одного до трёх выпусков новостей в день.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий