Новости тяньаньмэньский инцидент

Исламское движение Восточного Туркестана является «закулисным заказчиком» теракта на площади Тяньаньмэнь в Пекине. В этот день 1989 года в Пекине случилось происшествие, которое дипломатично называют «События 4 июня», или попросту – «Резня на площади Тяньаньмэнь».

Инцидент самосожжения на площади Тяньаньмэнь - Tiananmen Square self-immolation incident

Правительство Китая квалифицировало ДТП на площади Тяньаньмэнь в центре Пекина как теракт, сообщает Reuters со ссылкой на анонимный источник, знакомый с ситуацией. С конца апреля на площади Тяньаньмэнь стоял палаточный лагерь. Правительство Китая квалифицировало ДТП на площади Тяньаньмэнь в центре Пекина как теракт, сообщает Reuters со ссылкой на анонимный источник, знакомый с ситуацией. Протесты на площади Тяньаньмэнь, известные в Китае как инцидент четвертого июня[1][2][a] были студенческими демонстрациями, проходившими на площади Тяньаньмэнь в Пекине.

Инцидент на площади Тяньаньмэнь сочли терактом

В воскресенье, 3 июня, в одном из парков города Цзинань, в котором проживает около 6 миллионов человек, прошла акция в память жертв бойни 4 июня на Тяньаньмэнь. Тяньаньмэньский инцидент (кит. упр. 四五天安门事件, пиньинь: Sìwǔ Tiān'ānmén shìjiàn, букв. «Инцидент 5 апреля на площади Тяньаньмэнь») — протестное выступление на пекинской. Вот, например, список "21 most wanted" активистов, разыскиваемых китайскими властями сразу после зачистки лагеря на площади Тяньаньмэнь и вкратце их дальнейшая биография.

Китай назвал «закулисных заказчиков» теракта на площади Тяньаньмэнь

Все трое погибли. Жертвами происшествия стали также двое прохожих, а еще 40 человек получили ранения. Связь Исламского движения Восточного Туркестана с глобальным терроризмом не очевидна, отмечает агентство. Некоторые эксперты полагают, что Китай преувеличивает значимость группировки, чтобы оправдать усиленные меры безопасности в Синьцзян-Уйгурском автономной районе.

Полиция прибыла на место самосожжения в течение 90 секунд с большим количеством средств пожаротушения. Один европейский журналист сказал: «Я никогда не видел полицейских, патрулирующих площадь Тяньаньмэнь с огнетушителями. Почему они все появились сегодня? Место происшествия находится по крайней мере в 20 минутах езды туда и обратно от ближайшего здания - Народного Большого зала.

Спор После инцидента детали того, почему эти люди были вовлечены, были и остаются предметом споров между представителями Фалуньгун, правительства Китая и другими наблюдателями. Существенной проблемой для получения окончательной оценки события является невозможность независимого подтверждения утверждений правительства. По данным Human Rights Watch HRW , отсутствие независимой информации сделало инцидент одной из самых сложных историй для репортеров в Пекине. Расследование Филипа Пэна и другие несоответствия, выявленные организациями Фалуньгун, привели некоторых журналистов и других наблюдателей к мысли о том, что самосожжение не было таким прямым, как предполагали официальные сообщения китайских СМИ. В « National Review» Энн Нунан из Исследовательского фонда Лаогай высказала предположение, что «вряд ли это было надуманной гипотезой», что правительство инсценировало инцидент или позволило ему продолжить дискредитацию Фалуньгун, поскольку правительство пообещало уничтожить эту практику до того, как Празднование восьмидесятилетия Коммунистической партии в июле. Клайв Ансли, адвокат по правам человека из Ванкувера, который жил в Китае во время самосожжения, предположил, что драматический ответ Фалуньгун был бы понятен, но в конечном итоге пришел к выводу, что мероприятие было инсценировано: «У вас есть люди Фалуньгун. Я могу понять людей, которые делают это...

Это было полностью инсценировано правительством ». В своей книге о Фалуньгун 2001 года журналист Дэнни Шехтер, опираясь на доказательства из источников Фалуньгун, от Филиппа Пэна, и интервью с другими журналистами, пришел к выводу, что самосожжение было организовано правительством Китая. Ссылаясь на исследование Шехтера, антрополог Ноа Портер писал, что «были предоставлены убедительные доказательства того, что события, описанные китайскими СМИ, по крайней мере обманчивы, если не полная мистификация», «также заявляя», даже если были люди, которые поджигали себя и считали сами практикующие Фалуньгун, они не будут представлять практикующих Фалуньгун ». Анализируя расходящиеся рассказы о личности жертв самосожжения, историк Дэвид Оунби пришел к выводу, что «хотя аргументы практикующих Фалуньгун кажутся убедительными, очень трудно прийти к окончательному суждению о самосожжении... Но вполне возможно, что те, кто подожгли себя, могли быть новыми или необразованными практикующими Фалуньгун, открыли и начали практиковать Фалуньгун самостоятельно и плохо в период после подавления, и для по какой-то причине, решил принести высшую жертву ». Другие правозащитники предположили, что пятеро подожженных сделали это в знак протеста против подавления Фалуньгун правительством. Баренд тер Хаар был открыт к идее, что самосожжения были практикующими Фалуньгун, и постулировал, что бывшие буддисты, возможно, принесли с собой «респектабельную буддийскую традицию самосожжения в качестве жертвы Будде».

Он попытался объяснить несоответствия, предположив, что правительство могло сфабриковать собственное видео, когда они осознали медиатический потенциал самоубийств. Франческо Сиши , азиатский редактор La Stampa , поддержал возможность того, что самосожжения были практикующими Фалуньгун, написав в Asia Times, что «никто не верил, что правительство могло заплатить матери за то, чтобы она сожгла себя и свою дочь, или что она была настолько предана Коммунистической партии, что притворилась членом Фалуньгун и убила себя и свою единственную дочь, даже если учитель Фалуньгун Ли Хунчжи запретил самоубийство... Вместо этого, когда правительство сообщило об этом эпизоде, это выглядело как пропаганда». Time отметил некоторую путаницу, связанную с противоречивыми взглядами на самосожжение; Один из опрошенных практикующих Фалуньгун из Пекина, похоже, согласился с тем, что самосожжения были практикующими, участвовавшими в протестах, в то время как зарубежные организации Фалуньгун отрицают свою причастность. Time также предположил, что «отсутствие солидарности» в Фалуньгун усугубляет чувство отчаяния практикующих материкового Китая, которые могут чувствовать себя оторванными от изгнанного руководства. Репортер Guardian Джон Гиттингс сообщил, что некоторые наблюдатели считали возможным, что самосожжения действовали в отчаянии и замешательстве. Некоторые наблюдатели предположили, что если участники были практикующими Фалуньгун, они, возможно, прибегли к самосожжению в ответ на публикацию нового писания Ли Хунчжи, выпущенного 1 января 2001 года, «За гранью терпения».

В статье, написанной группой практикующих Фалуньгун материкового Китая и опубликованной на главном китайскоязычном веб-сайте Фалуньгун, отмечалось, что Священное Писание вызвало путаницу как среди практикующих Фалуньгун, так и «в обществе», и что некоторые люди задавались вопросом, будет ли Фалуньгун прибегают к насилию, чтобы противостоять преследованиям. Авторы писали, что этого не произойдет, поскольку насилие будет контрпродуктивным и противоречит основным принципам практики. Представитель Фалуньгун пояснил, что новое писание просто означает, что пришло время «пролить свет на правду» о нарушениях прав человека, совершенных китайским правительством. Тем не менее, Гиттингс утверждал, что Священное Писание могло сбить с толку последователей Фалуньгун, особенно в материковом Китае. Мэтью Форни написал в журнале Time, что послание Ли распространилось в Китай через Интернет и неформальные сети последователей, и предположил, что это могло вдохновить там более радикальных практикующих. Дэвид Оунби написал, что он обнаружил, что краткое сообщение «трудно интерпретировать»: на первый взгляд, писание напоминало «призыв к оружию» против того, что Ли описал как «злых существ, у которых больше нет человеческой природы или праведных мыслей». Тем не менее, Оунби сказал, что ни один практикующий, с которым он разговаривал, не видел в Священном Писании «зеленый свет» для насильственных действий.

Вместо этого практикующие истолковали это как прямо противоположное, что они могут ненасильственно сопротивляться подавлению без чувства вины; они могли прекратить «просто сдаваться полиции в первый момент конфронтации. Они могли убежать, они могли организоваться, они были, одним словом, свободны от каких-либо ограничений, которые необходимость« воздержаться »наложила на них ранее». В интервью газете Washington Post Оунби отметил, что Ли не поддерживает самоубийство ни в одном из своих недавних заявлений: «Но практикующий в Китае, находящийся на краю своей веревки, определенно мог рассматривать [заявления] как одобрение мученичества, и, возможно, выберет собственные средства для достижения этой цели ". Последствия Медиа-кампания и общественное мнение Освещение этого события в государственных СМИ привело к усилению поддержки усилий партии по преследованию Фалуньгун и подорвало сочувствие общественности к группе. Time сообщил, что до инцидента самосожжения многие китайцы чувствовали, что Фалуньгун не представляет реальной угрозы и что преследование со стороны государства зашло слишком далеко. Однако после этого события китайская информационная кампания против Фалуньгун приобрела значительный резонанс. Всемирная организация по расследованию преследований Фалуньгун сообщила, что враждебность к Фалуньгун со стороны широкой общественности усилилась, правительство активизировало свою кампанию и обвинило в усилении «преступлений на почве ненависти», направленных против Фалуньгун.

Один западный дипломат прокомментировал, что общественность перешла от сочувствия к Фалуньгун на сторону правительства, общественное мнение, по-видимому, было изменено историями, представляющими интерес для людей, и рассказами об усилиях по реабилитации бывших практикующих. Остергаард считает, что, оглядываясь назад, новогоднее писание было величайшим подарком Ли государству, поскольку самосожжение стало поворотным моментом, который положил конец внутренней поддержке движения. Инцидент самосожжения получил широкое освещение в официальных китайских СМИ, которые, по мнению аналитиков, заняли пропагандистскую позицию. По словам Филипа Пэна , Коммунистическая партия «развернула тотальную кампанию, чтобы использовать этот инцидент, чтобы доказать свое заявление о том, что Фалуньгун является опасным культом, и настроить общественное мнение в Китае и за рубежом против группы... Каждое утро и ночь. Были выпущены плакаты, листовки и видеоролики с подробным описанием предполагаемых пагубных последствий практики Фалуньгун. The New York Times сообщила, что публику «засыпали графическими изображениями этого акта по телевидению и в газетах».

В школах Китая были запланированы регулярные занятия против Фалуньгун.

Операция началась в 10 часов вечера: солдаты вели беглый огонь из автоматов по демонстрантам без разбора и предупреждения. Скорой помощи из-за баррикад сложно было добраться до нуждающихся — пострадавших выносили на руках. Среди погибших были не только протестующие, но и случайные горожане — полный список до сих пор не опубликован. Важно отметить, что убивали людей не на самой площади как минимум, нет явных доказательств, что кто-то был убит непосредственно на ней , а на соседних центральных улицах и проспектах. Саму Тяньаньмэнь удалось зачистить с помощью ультиматумов и угроз. Также неизвестно, сколько именно людей погибли от пуль и под гусеницами танков. Если ориентироваться только на западные оценки, то их число растет с каждым годом — на 29-ю годовщину публиковались сведения о, как минимум, 10 тысячах погибших.

Западные разведчики считают, что реально было убито на три тысячи меньше. Официальные представители КНР «закрыли окончательно» для себя ту тему, сосчитав 200 убитых и 7 тысяч раненых. Кроме прочего, не стоит забывать одновременные столкновения в Чэнду — там в среднем насчитывают 300 трупов. Около получаса он сдерживал движение колонны танков, покидающей площадь Тяньаньмэнь по проспекту Чанъань. Его дальнейшая судьба доподлинно так и не установлена до наших дней. Неизвестный бунтарь Фото: Reuters Западные страны выразили протест из-за такого вопиющего нарушения прав человека. Однако реальной изоляции Китая не последовало — на долгое время от той истории осталось лишь эмбарго на поставку оружия. Многие из лидеров протеста выжили хотя, в основном, не избежав тюремного срока и затем успешно сделали карьеру.

Чаще всего — на Тайване и в США. Сейчас в Китае строго запрещается любое упоминание тех событий в интернете а цензура проникает даже в личные сообщения. В прошлом году появлялась информация, что самый популярный китайский мессенджер Wechat блокировал переводы номиналом 64. Такая паранойя началась почти сразу с 1989 года, когда цензоры запрещали почтовые марки с номерами спортсменов с похожими комбинациями цифр. Молодежь Китая ничего не проходит об этих событиях в школах и университетах, а поиск в национальной системе Baidu может выдать лишь один результат: скупое сообщение о «беспорядках контрреволюционеров», оставшееся в сети от более свободных времен начала 2000-х. Конец иллюзий, а не истории С точки зрения своих традиционных устоев Китай сделал очевидный выбор, сохранив гармонию в Срединном государстве. Цена этого может ужасать западное общество, но вряд ли впечатлит жителей страны, где защита отдельной жизни человека никогда прежде не рассматривалась как приоритетная задача. В конце концов, если продолжать размышлять в конфуцианской парадигме, то партия и лично Дэн не потеряли мандат Неба — а, наоборот, продолжили вести страну к экономическому процветанию, достигнув к 2014 году первого места в мире по объему ВВП по ППС.

Даже после такого негуманного подавления Китаем волеизъявления своих граждан большая часть западных идеологов еще долго пребывала в надежде, что ценности свободы и демократии все равно вот-вот одержат верх по всему миру, а победа КПК на Тяньаньмэнь в конечном счете окажется пирровой. В 1992 году американский политолог Фрэнсис Фукуяма выпустил книгу «Конец истории и последний человек», сделавшую его широко известным. Одна из ее основных идей — человечество подошло к черте, за которой все идеологические противостояния окончательно уйдут в прошлое. Эти иллюзии, по крайней мере, в отношении Китая, преобладали в американском истеблишменте вплоть до качественно новой эпохи Си Цзиньпина , когда под реальным вопросом оказалось политическое, экономическое и технологическое превосходство западного общества. До этого, к примеру, администрация президента Билла Клинтона , не снимая эмбарго на поставку оружия, использовала «тактику вовлечения» Китая в свой миропорядок. В новых условиях сдерживания Поднебесной по всем фронтам Тяньаньмэнь-1989 оказалась часто упоминаемой в одном ряду с другими прегрешениями Пекина в области прав человека, коих действительно огромное количество. Настал конец иллюзий, а не конец истории. Хотя внимательный наблюдатель мог разглядеть его еще 30 лет назад.

К концу 2000 года — полтора года спустя после того, как Коммунистическая партия Китая КПК начала подавление Фалуньгун — эта кампания не смогла получить поддержку многих чиновников высокого ранга КПК. Будучи лидером КПК в то время, Цзян Цзэминь в 2000 году посетил южные провинции в надежде получить более широкую поддержку кампании преследования Фалуньгун среди местных руководителей. Между тем, более широкая поддержка этой кампании со стороны общественности шла на убыль. Вся сцена была заснята на видеокамеру с разных мест и с различных ракурсов. Всего через несколько часов после этого события, сообщения о том, что «самосожженцами» были последователи Фалуньгун, наводнили контролируемые государством средства массовой информации. Эти сообщения включали в себя ужасающие кадры жертв. Власти, таким образом, возложили прямую ответственность за эту трагедию на учение Фалуньгун.

Китай призвал сотрудничать с Россией в расследовании ЧП на «Северных потоках»

Формальные причины выступлений Некоторые студенты и часть интеллигенции полагали, что экономические реформы идут медленно, и что Китай должен преобразовать также и свою политическую систему. Они также были обеспокоены социальными и политическими средствами управления, сохранёнными за Коммунистической партией Китая. Существует также противоположная версия событий, по которой студенты протестовали против капиталистической направленности экономических реформ Дэн Сяопина и за сохранение социалистических завоеваний Мао. К демократии они призывали именно затем, чтобы получить возможность противодействовать правительству, вводящему рыночные реформы, ведущие к большим социальным потрясениям. Однако, по большей части свидетельств, это относилось не к студентам, а к довольно многочисленным демонстрациям госслужащих, появившихся на Тяньаньмэнь в конце мая с портретами Мао Цзэдуна и лозунгами наведения порядка. Заметные антирыночные мотивы звучали в выступлениях рабочих активистов, недовольных ростом цен, но они носили в основном антикоррупционный характер. Это что-то аналогичное массовым акциям движения «НАШИ», организованным в противовес «Маршам несогласных».

Некоторые очевидцы, например, журналист-международник Всеволод Овчинников, входивший тогда в группу подготовки визита Горбачёва в КНР, придерживаются точки зрения, что главной целью молодёжных манифестаций тогда были не права человека и демократические свободы, как утверждают западные средства массовой информации. Демонстранты прежде всего осуждали негативные побочные последствия реформ, начатых Дэн Сяопином в 1979 году. Они выступали против незаконных сделок частных предпринимателей с партийно-государственным аппаратом. Демонстранты на площади Тяньаньмэнь Протесты на площади Тяньаньмэнь в 1989 году были в большой мере спровоцированы смертью прежнего Генерального секретаря Ху Яобана. За откровенные призывы к «быстрой реформе» и его почти нескрываемое презрение к «маоистским перегибам», он был обвинён в потворстве «буржуазной либерализации». Дэн Сяопин возложил на Ху Яобана ответственность за студенческие протесты под демократическими лозунгами в конце 1986 — начале 1987 года.

В заявление Ху Яобана об отставке была включена «оскорбительная самокритика», которую он был вынужден выпустить от имени Центрального комитета Коммунистической партии. Внезапная смерть Ху Яобана из-за сердечного приступа 15 апреля 1989 года дала студентам прекрасную возможность собраться ещё раз, не только для того, чтобы оплакать покойного Генерального секретаря, но также для того, чтобы были услышаны их требования об аннулировании приговора против него и о привлечении внимания к важным проблемам продемократических протестов 1986—1987 годов и протестов у стены демократии в 1978—1979 годах. Сущностные причины выступлений В Китае тоже была своя «перестройка», известная под названием «политики открытости и реформ», она была начата ещё в 1979 году, а идейным вдохновителем и организатором разгона «майдана» в центре Пекина стал «архитектор реформ» Дэн Сяопин. Пришедший после смерти Мао Цзэдуна к власти Дэн Сяопин к 1989 году не занимал высших руководящих постов, но негласно оставался идеологическим лидером партии. Практика, характерная для настоящего времени, когда руководителем Компартии и председателем КНР является один и тот же человек, тогда не применялась. В конце 1980-х гг.

ЦК партии возглавляли либерально настроенные руководители, но в политическом отношении её всё равно контролировала «старая гвардия». Говорить о том, что в 1989 году китайское руководство начало политику, сравнимую с горбачёвской, или о том, что в КНР существовал «ельцинский вариант», когда председатель парламента позволял бы себе критиковать руководителя страны и выйти из партии, в корне неверно. Все аналогии такого рода весьма условны. При этом, несмотря на отсутствие свобод по западным лекалам и движения в сторону многопартийности, первый этап реформ уже дал свой положительный результат, а в 1984—1992 гг. Однако в те годы ещё остро стояла необходимость преодоления последствий перегибов политики Мао. Ху Яаобан, о котором порой и говорят как о «китайском Ельцине», пришёл в высшие эшелоны власти из Коммунистического союза молодёжи Китая, и в ходе своей карьеры, проходившей преимущественно в центре, обзавёлся в этой организации и статусом, и связями.

Также по должности он много работал с молодёжью и пользовался в её среде огромным авторитетом. Кроме того, Ху считался человеком, не запятнанным в коррупционных преступлениях. Поэтому его отставка и внезапная смерть вызвали студенческие волнения. Именно его похороны 22 апреля 1989 года стали началом массовых уличных акций в центре китайской столицы. Чжао Цзыян, или «китайский Горбачёв», наоборот, до 1980 года большую часть времени работал в провинции и поэтому, оказавшись в Пекине, был не в курсе многих закулисных интриг. Во время руководства провинцией Сычуань он сумел провести там ряд успешных реформ.

Как отмечает китаист, доктор исторических наук Юрий Галенович в книге «Чжао Цзыян и реформы в Китае», Дэн Сяопин, имея политическую волю к проведению преобразований, не был тем мыслителем, который знает, что именно нужно делать. Поэтому он был вынужден искать и поддерживать тех функционеров, кто желал проводить реформы и обладал необходимыми знаниями.

История происхождения термина. Протесты 1989 года были массовыми, и правительство отреагировало почти с таким же уровнем насилия. Сотни тысяч солдат были развернуты в столице и вокруг нее с сотнями танков и бронетехники. Им был дан приказ не стрелять. Но при этом, площадь должна была быть пуста к 6 утра следующего дня. Протестующие, понимая обстоятельства, провели голосование. Остаться и столкнуться с тысячами солдат или покинуть площадь.

И судя по всему настроение оставаться на месте до последнего было преобладающим. Однако резня началась позже, когда люди вернулись на площадь в поисках родственников и друзей. Солдаты открыли огонь, прогоняя их. По всему городу были снесены баррикады, возведенные протестующими. В то время как сами протестующие были разогнаны. На следующее утро на площади стало тихо. Протестующие бежали, убитые и раненые были вывезены. А солдатам было приказано отправиться в другие части города. В этот момент колонна танков и встретила одинокого незнакомца с продуктами.

Это может показаться странным, но человек перед танками не позволил технике покинуть место происшествия, а не войти туда. И никто никогда не узнает, почему. Хотя весь эпизод длился около трех минут, прежде чем два неизвестных человека увели его. Образ одинокого парня, смотрящего на мощь НОАК, вооруженного только своими покупками, стал культовым. Один из фотографов, запечатлевших этот знаменитый момент, был финалистом Пулитцеровской премии. Человек, остановивший танки изображен на футболках, плакатах, обложках книг и альбомов. И никто не знает, кто он такой.

К 18:00 большая часть толпы разошлась, но небольшая группа оставалась до 22:00, когда силы безопасности вошли на площадь Тяньаньмэнь и арестовали их. Многие из арестованных были позже приговорены к «народному суду» в Пекинском университете или были приговорены к тюремным лагерям. Возможно, из-за его тесной связи с Чжоу, Дэн Сяопин был официально лишен всех должностей «внутри и вне партии» 7 апреля. Впоследствии они выразили свое мнение, что инцидент на площади Тяньаньмэнь не был контрреволюционной деятельностью. Вместе с другими партийными старейшинами они реабилитировали Дэна и вернули его в Пекин. Тем не менее, Дэн и его союзники-реформисты впоследствии оказались вовлечены в борьбу за власть против Хуа и Ваня, которые были более традиционно настроены маоистами. Дэн стал верховным лидером Китая в 1978 году. Многие демонстранты 1976 года написали стихи в память о Чжоу Эньлае и как выражение политической оппозиции политической ситуации в Китае. Поэзия, созданная во время инцидента, была позже опубликована в четырех неофициальных изданиях студентами Пекинского института иностранных языков номер два, школы, тесно связанной с Дэн Сяопином.

Реформы встретили поддержкой образованные городские слои населения, в том числе и студенты. Интеллектуалы рассчитывали, что "оттепель" продолжится, а реформы Сяопина затронут также и политику. Дэн Сяопин и Горбачёв Ху Яобана сняли с должности 16 января 1987 года: его обвинили в потворстве "буржуазной либерализации" — это идеологическое китайское клише использовалось руководством Компартии в политических и репрессивных кампаниях. Причиной обвинения стали его призывы к быстрым реформам и негативное отношение к "маосистским перегибам", а также его сочли ответственным за протесты у стены демократии в 1978-1979 годах они известны как часть "Пекинской весны" и начало китайской демократии, короткий период политической "оттепели" и студенческих протестах в конце 1986 — начале 1987 года под демократическими лозунгами. Заявление об отставке Ху Яобана содержало "оскорбительную самокритику". Собравшиеся требовали аннулировать обвинения против Ху Яобана и обратить внимание на важные проблемы продемокрастических протестов 1978-1979 годов в 1986-1987 годах. Так начались протестные акции, продлившиеся до 4 июня, — "Тяньаньмэньская бойня". Кто протестовал и чего они хотели? Протестующие разбили палаточный лагерь на площади и не покидали её более месяца. Основные протесты прошли с 27 апреля по 4 июня 1989 года. Протест называют студенческим, и большинство протестующих действительно были студентами, состоявшими в Независимом союзе студентов Пекина. Но значительную долю протестующих также составляли представители Независимой ассоциации Пекинских рабочих. При этом рабочие занимали более жёсткую позицию и шли на открытую конфронтацию с властью. Разношёрстность протестующих повлияла и на выдвигаемые манифесты: студенты как интеллектуалы требовали решительного продолжения реформ, рабочие же считали, что реформы зашли слишком далеко и принесли инфляцию и безработицу. Несмотря на разные в целом полюса мнений, собравшиеся сошлись в обвинениях правительства в коррупции и управлении страной тоталитарными методами, а также в необходимости демократизации. Военные и протестующие, Пекин, 1989 год Правительство неоднократно требовало от протестующих разойтись, но требования не оказали никакого эффекта.

Инцидент самосожжения на площади Тяньаньмэнь - Tiananmen Square self-immolation incident

Главная» Новости» Массовые выступления студентов в китае в 1989 г на площади тяньаньмэнь проходили под лозунгами. Тяньаньмэньский инцидент (кит. 四五天安门事件, пиньинь Sìwǔ Tiān'ānmén shìjiàn. В воскресенье, 3 июня, в одном из парков города Цзинань, в котором проживает около 6 миллионов человек, прошла акция в память жертв бойни 4 июня на Тяньаньмэнь. Видеофильм «Фальшивый огонь», в котором анализируется инцидент «самосожжения» на площади Тяньаньмэнь, получил «Почётный сертификат» на 51-ом Международном.

В КНР требуют рассекретить информацию о бойне на Тяньаньмэнь

Грачев, из статьи «Площадь Тяньаньмэнь: урок, не воспринятый Россией». Все умозрительные конструкции по поводу того, что Пекин, применив силу, оказался мудрее заигравшейся в перестройку Москвы, не учитывают одного критически важного обстоятельства. Протестующие не представляли оппозицию. У них не было своей политической партии, а учитывая их разношерстность и конфликтность, таковая и не могла быть создана. Как говорилось выше, договариваться было не с кем и не о чем. Протестующие представляли весь спектр взглядов: от либерализма до маоизма, а их лозунги представляли собой вариации на тему «за всё хорошее, против всего плохого». Если уж на то пошло, у Москвы попросту не было возможности воспользоваться пекинским опытом. Беспорядки на национальных окраинах — например, в Тбилиси — подавлялись не хуже, чем в Пекине.

В столице же что-то похожее на тяньаньмэньские события произошло во время августовского путча, но тогда народ вышел на улицу для защиты законной власти, а не для ее свержения. У тяньаньмэньских демонстрантов тоже не было планов свергать КПК. Лишь ошибки в коммуникации со стороны властей либо злонамеренное желание затянуть и маргинализовать выступления довели до ситуации, когда «праздник непослушания» пришлось прекращать с помощью танков. Реальной альтернативы силовому сценарию не было, но ничего мудрого в нем нет. Тактическая победа Чжао Цзыяна в 1989 году была возможна, но маловероятна. В любом случае он остался бы заложником системы коллективного руководства, которая блокировала любые попытки «шоковых реформ». Более того, весьма вероятно, что, сохранив пост генсека, Чжао в определенный момент сам был бы вынужден применить силу.

Демократия демократией, но драться, протестовать и мешать встречаться с главами иностранных государств на центральной площади больше двух месяцев подряд не позволит ни один режим в мире. В итоге КНР пришла к тому сочетанию рынка и авторитаризма, к которому склонялось большинство китайских лидеров, включая самого Чжао Цзыяна. Но российские авторы продолжают драматизировать любой другой исход событий, кроме «танкового», считая, что, прояви Дэн Сяопин мягкость, Китайская Народная Республика непременно развалилась бы по образцу СССР. Подобные аналогии притянуты за уши и не учитывают важнейших отличий между странами. Китайское экономическое чудо было основано на дешевом труде, притоке зарубежных инвестиций и благоприятном геополитическом фоне, когда Запад не требовал от КПК строго соответствовать своим идеологическим нормам. Китайская элита была гомогенной как по этническому происхождению, так и по жизненному опыту. Ее пронизывало множество ниточек личных связей гуаньси , которые позволяли в нужный момент консолидироваться, даже несмотря на разногласия.

Китай мог не отвлекаться на холодную войну и гонку вооружений и не должен был поддерживать множество «дружественных» режимов по всему миру. Китайские идеологи были эклектиками отчасти поневоле, отчасти по причине слабой теоретической подготовки, в результате они с легкостью вписывали в свою программу любые веяния времени. КПК, пережив банкротство социалистической идеологии, стала лишь сильнее, превратившись в националистическую партию, целью которой было провозглашено возрождение национального величия. Ситуация в Советском Союзе по всем пунктам была обратной.

Игнатиус добавил, что Соединенные Штаты все еще могут поменять тенденцию и удержать свой статус великой державы. Однако он подчеркнул, что для этого «американцам необходимо объединиться» для решения проблем и найти новых политических лидеров, которые могут объединить страну. Ранее журналист Такер Карлсон также предупреждал, что США может грозить судьба Римской империи, поскольку одной из причин ее падения стало присутствие неграждан в легионах. Пожар зафиксировали на стоянке «Северная». Как указал источник, неизвестными лицами был совершен поджог вертолета, в 03:09 мск на месте работали две спасательные машины аэропорта Остафьево, площадь возгорания — примерно 30 кв. Отмечается, что на месте происшествия следователи обнаружили канистры с горючей жидкостью, монтировку, сумку для сменной обуви, пару перчаток и обрывки колючей проволоки. Возбуждено уголовное дело по статье «Терроризм». Ранее депутат Госдумы Александр Хинштейн сообщал о задержании в Самарской области пытавшихся поджечь вертолет Ми-8 на военном аэродроме подростков. Они занимались поджогом релейных шкафов. Кроме того, в Смоленской области трех несовершеннолетних задержали после поджога релейных шкафов, они заявили, что сделали это, выполняя задание, полученное в мессенджере. Отмечается, что этот ответ является стандартным за все время расследования инцидента. За последние более чем полтора года официальные ведомства ФРГ не обнародовали никакую информацию о ЧП. Как пишет Interia , Украина стала первой, кто заполучил их в свой арсенал, бомбы были переданы в феврале этого года, но только они оказались совершенно бесполезными, передает РИА «Новости». По этой причине на данный момент украинские военные перестали применять это оружие. Robert W. Ранее стало известно о сбитии хуситами очередного MQ-9 Reaper. Он имеет очень хорошую оптику с внушительной дальностью обнаружения, а также средства радиоэлектронной разведки. Кроме того, зачастую на дрон устанавливаются радиолокационные станции бокового обзора. Все это обеспечивает комплексную и весьма эффективную разведку», — говорит военный эксперт Максим Климов. Впрочем, Reaper также способен наносить удары по наземным целям, но только в условиях практически полного отсутствия противовоздушной обороны, добавил он. Собеседник объясняет: главная уязвимость аппаратов — их достаточно высокая заметность. В зоне действия ПВО он не выживет», — уточнил аналитик. В то же время Климов не исключает, что в операции против Reaper хуситы задействовали двухступенчатый беспилотник, вторая ступень которого представляет зенитную ракету. Он напомнил, что это не первый случай, когда боевики «Ансар Аллах» смогли сбить американский дрон. В данном контексте военный эксперт напомнил, что цена одного Reaper составляет примерно 30 млн долларов. Для американцев потерять дорогую матчасть, а не личный состав — более приемлемый вариант. Ведь беспилотники выполняют задачи, которые находятся в зоне повышенного риска, потери неминуемы», — считает Климов. Кроме того, был случай, когда американский беспилотник упал в Черном море в результате инцидента с российскими истребителями Су-27 в марте 2023 года.

Цзян Цин требовала «не бояться масс» и решительно отдать приказ милиции [4]. Утром 5 апреля у ступеней Дома народных собраний собралась толпа из десятков тысяч человек. Люди требовали вернуть венки к монументу. К вечеру обстановка накалилась, митингующие перевернули полицейский автобус и подожгли несколько автомобилей. Раздавались лозунги «Долой Мао Цзэдуна! Распространялись дацзыбао , содержавшие, в частности, такие тексты: «Безвозвратно канули в прошлое мрачные времена Цинь Шихуанди… Нам нужен подлинный марксизм-ленинизм, за который мы готовы головы сложить и кровь пролить» [5]. Эти лозунги во многом повторяли установки участников заговора Линь Бяо пятилетней давности. Однако выражения симпатий к самому Линь Бяо или его сторонникам не отмечалось. Чжоу Эньлай, в память о котором проходили демонстрации, был противником Линь Бяо и его планов [6]. В половине седьмого вечера У Дэ через громкоговорители обратился к толпе с призывом разойтись. Многие ушли, но около тысячи человек остались. Ночью на площадь были введены подразделения городской полиции и войск Пекинского гарнизона, разогнавшие манифестацию. Убитых не было, но применялось насилие и избиения, арестованы около 700 человек. В последующие дни площадь Тяньаньмэнь оставалась под военно-полицейским контролем. Последствия 7 апреля Политбюро вновь собралось на заседание. События на Тяньаньмэнь были официально объявлены «контрреволюционным инцидентом», ответственность за который возложена на Дэн Сяопина.

Тяньаньмэнь не изменила страну, но она повлияла на партию, кардинально поменяв модель отношений власти и общества. Для общества стало очевидно, что Коммунистическая партия Китая, которая сама родилась из студенческих протестов 1919 г. Что еще важнее — судьба протестов сократила до минимума возможность плюрализма мнений внутри самой группировки. Все 80-е годы Дэн Сяопин выстраивал систему коллективного руководства, в которой ключевые посты были поделены между разными руководителями, зачастую имевшими разные взгляды. Система начала централизоваться сразу после тяньаньмэньских событий. А в начале 2010-х Си Цзиньпин возвел тренд на централизацию и повышение роли партии в абсолют. Внутрипартийная централизация проходила под лозунгом необходимости сплотиться перед лицом угрозы режиму. Признать, что студенты этой угрозы не представляли, значит подорвать идеологию мобилизации. Разрешить открытую дискуссию об этом означало бы готовность признать, что партия не всегда бывает права, а те же самые социально-экономические успехи могли бы осуществиться и при более открытом и демократичном режиме. Как на том же Тайване, где ресурсов несравнимо меньше, а двухпартийная система не мешает экономическому чуду. И если китайское общество в своей массе потеряло интерес к событиям 30-летней давности, то для самой партийной номенклатуры это был бы важный сигнал. И уж если от запрета не отказались в относительно либеральные времена Ху Цзиньтао, то при жестком и властолюбивом Си это не произойдет тем более. И плевать, что «тайна» о событиях 4 июня — секрет Полишинеля. Курс на историческую амнезию носит все тот же ритуальный характер, только обращен он прежде всего не на общество, а на саму партию.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий