Началось деление театров по видам: на рубеже 16-17 вв. появилась опера, с середины 18 в. – балет, в 19 в. – оперетта. Театр эпохи Ренессанса родился в Италии, где дольше, чем в других странах, существовала литургическая драма и относительно поздно, лишь в середине XV века, появился итальянский аналог мистерий — rapresentazioni sacre[17]. Когда появился театр знают немногие. А возник он в эпоху ритуальных и культовых празднований.
Когда и в какой стране появился театр, кто придумал – история возникновения
На сцене молодого театра для маленьких зрителей шли разнообразные спектакли к оформлению которых привлекались молодые тогда композиторы - Прокофьев, Раухвергер, Александров, Кабалевский. Опыт Московского театра для детей стали широко использовать за границей, а Наталью Сац назвали «матерью детских театров мира». И только через 14 лет, после триумфа на сцене театра эстрады оперы «Морозко», в 1979 году у театра появилось собственное новое здание на проспекте Вернадского, которое назвали «восьмым чудом света». Здание было спроектировано специально, а венчает его скульптура Синей птицы на золотой арфе, которая стала символом театра. Внутри, в фойе и переходах расположились скульптуры сказочных персонажей, зимний сад, аквариумы с разноцветными рыбками. В театре работают оперная и балетная труппы, симфонический оркестр, крупные художники-сценографы, композиторы.
Сегодня театр продолжает оставаться популярным видом искусства, сочетая в себе традиции прошлого с современными тенденциями. Театры по всему миру предлагают зрителям широкий выбор спектаклей различных жанров: от классических произведений до современных экспериментов. Праздник появился в 1961 году по инициативе Международного института театра. Всемирный день театра 2024 — традиции Традиционно празднование этого дня связано с проведением спектаклей, фестивалей, мастер-классов, лекций о театре, а также других мероприятий, посвященных искусству театра. Люди также могут посещать представления, участвовать в обсуждениях и презентациях новых произведений. Принято поздравлять актеров и зачастую к знаменательной дате приурочены церемонии награждения артистов. Любители искусства посещают местные театры, чтобы поддержать театральное сообщество.
В античном греческом театре были люди, должность которых называлась «рабдух». В их обязанность входило успокаивать разбушевавшихся зрителей. Рабдухи «успокаивали» зрителей палками, прохаживаясь по спинам особо рьяных посетителей. Немногие знают, что раньше существовали вееры, выполняющие в театрах роль суфлеров. Обмахиваясь такими предметами, актрисы могли заглянуть в них, чтобы вспомнить кусочек сложного текста. На вееры, которые служители театра раздавали зрителям, наносили программы, отрывки из пьес. Слово «фиаско» появилось благодаря флорентийскому комику Бианконелли. Решив в очередной раз развлечь зрителей, он подготовил пантомиму, которую играл с бутылкой в руке. Когда представление с шумом провалилось, словом «фиаско» с итальянского — «бутылка» стали называть актерские неудачи. Позже слово перешло в обиход. В наши дни оно означает провал, неудачу. История женщин-актрис развивалась нелегко. Когда-то они появлялись на театральных подмостках исключительно в роли рабынь или служанок. Их персонажи создавали специально для того, чтобы вызвать смех. Даже костюмы, в которых женщины-актрисы выходили на сцену, служили этой цели. Современные сериалы, длящиеся до бесконечности, придуманы отнюдь не в XX столетии. В древние времена в Сицилии ставили спектакли, которые могли длиться целый год. По вечерам зрители собирались в театре, чтобы увидеть продолжение действия. К слову, в Сицилии и сейчас есть представления, длящиеся месяцами. Поздравления в такие дни звучат, как высшая награда. Ранее сетевое издание UG.
Опыт Московского театра для детей стали широко использовать за границей, а Наталью Сац назвали «матерью детских театров мира». И только через 14 лет, после триумфа на сцене театра эстрады оперы «Морозко», в 1979 году у театра появилось собственное новое здание на проспекте Вернадского, которое назвали «восьмым чудом света». Здание было спроектировано специально, а венчает его скульптура Синей птицы на золотой арфе, которая стала символом театра. Внутри, в фойе и переходах расположились скульптуры сказочных персонажей, зимний сад, аквариумы с разноцветными рыбками. В театре работают оперная и балетная труппы, симфонический оркестр, крупные художники-сценографы, композиторы. В 1987 году Московский государственный детский музыкальный театр стал академическим.
ОБЩАЙТЕСЬ С НАМИ
- История Императорских театров
- История праздника
- Когда появились первые театры
- Без актеров, сцены и сценария. Как выглядит новый театр и почему его не надо бояться - ТАСС
- Императорские театры: начало
История возникновения театра.
Так появился среди праздников Всемирный день театра. Этот праздник был учреждён Конгрессом Международного института театра в 1961 году. История театра в России — К. С. Петров-Водкин. Театр. Фарс Содержание 1 До XVII века 2 XVII век 3 Крепостные театры 4 Гастрольные иностранные антрепризы 5 Императорские театры 5.1 XVIII век. Годом рождения театра считается 534 год до н.э. Конечно, представления и костюмированные празднества были и до этого, даже у древнейших людей, но театром их считать было нельзя. Когда появился театр. Театральное искусство возникло очень давно и развивалось вместе с жизнью самого человечества. Первые театральные здания появились в Древней Греции предположительно в 6 в. до н. э. в форме открытого амфитеатра (во 2-м значении), сооружавшегося на склоне холма (театрон – места для зрителей).
История факта:
Одним из древнейших форм театра было древнегреческое театральное искусство, которое возникло в VI веке до н.э. и было посвящено богам. Всемирный день театра 2025 — праздник всех театральных деятелей и ценителей искусства. Он появился в 1989 году, передает корреспондент «МИР 24» Анастасия Глебова.
Всемирный день театра 2025: история и традиции праздника
Одной из главных проблем было расположение здания театра — фактически он находился тогда на окраине Петербурга. Несмотря на демократичные цены на билеты, низшие сословия редко посещали спектакли: добираться до здания театра было долго и дорого. Знать же предпочитала более изысканные развлечения к примеру, оперу , и в результате аншлаги первый публичный театр почти не собирал. Директор театра Сумароков, несмотря на регулярные обращения к власть имущим, был крайне упрямым и неуживчивым человеком. Всю жизнь он следовал высокоморальным принципам, а своей художественной целью видел воспитание в публике лучших качеств. Из-за этого Сумароков не умел находить компромисс в конфликтах, часто горячился и через 5 лет вынужден был покинуть руководство театра.
Но мировая история театрального анонса исчисляется не годами, а тысячелетиями - с рождения театра... Им не надо было привлекать публику в театр, у них была своя сложившаяся зрительская аудитория, нужно было только информировать: сегодня это, завтра то. Внешний вид - четкий, без украшательств, афиша тех времен скорее похожа на газету. Она и по формату была газетная, и на театральные афиши, как на газеты, была подписка: их приносили утром, и человек за кофе решал, куда ему сегодня вечером сходить... А когда появляются частные театры, их становится много в конце XIX века, задача совсем другая - надо зрителя привлечь, надо, чтобы их узнавали издалека, идя по улице.
Для первого русского театра было выделено помещение на Васильевском острове — там, где сегодня располагается здание Академии художеств. Так в состав первой русской драматической труппы в Петербурге вошли придворные певчие: Григорий Емельянов, Фёдор Волков, Иван Дмитревский, Козьма Лукьянов, Евстафий Григорьев и ещё около десятка артистов. Но несомненно, главным «театральным человеком» в те годы был сам Александр Петрович Сумароков. Поэт и драматург, которого считают первым русским профессиональным литератором, стал лидером русского классицизма в драматургии и первым руководителем Петербургского театра. Именно Сумароков прививал русскому театру высокие принципы гражданственности, сблизил его идеи с передовой дворянской просветительской мыслью, познакомил русского зрителя с произведениями великих драматургов. Почти 20 лет сумароковские пьесы и переложения Шекспира, Корнеля, Вольтера составляли основу репертуара Петербургского театра. Императрица всячески поощряла творческие развитие русских трупп, при этом не забывая о приглашённых из-за границы артистах. Именно Екатерина II учредила самостоятельную дирекцию всех придворных театров, первым руководителем которого стал Иван Перфильевич Елагин. Также императрица повелела строить театральное здание — будущий Большой Каменный театр. Он не сохранился до наших дней, но находился на нынешней Театральной площади, там, где сегодня расположено здание Санкт-Петербургской консерватории. В разные годы Императорскими театрами управляли: 1779—1783 — Василий Бибиков; 1783—1786 — «Комитет над зрелищами и музыкой» под председательством Адама Олсуфьева, кабинент-министра и статс-секретаря Екатерины II; 1786—1789 — Степан Стрекалов; 1789—1791 — Пётр Соймонов и Александр Храповицкий; 1791—1799 — князь Николай Юсупов; 1799—1819 — обер-гофмаршал Александр Нарышкин при нём в 1806 году были учреждены также Императорские театры в Москве.
Историческая память Другое важное направление, которое выделяется на фоне всего прочего, — спектакли о советской эпохе. Появляется много маленьких фестивалей, маленьких лабораторий, посвященных проблеме памяти. Люди собираются вместе и разговаривают о том, кем были их дедушки, кто где жил, что такое голод послевоенный, как он изменил географию страны, как после войны вообще люди возвращались и так далее", — рассказал критик. Это видно даже по главной театральной премии страны — большинство номинантов "Золотой маски" — это спектакли, так или иначе описывающие советское время. Например, "Родина" режиссера Андрея Стадникова. Глобальный сюжет в том, как утопия многопартийной системы государства в считанные годы схлопнулась и выстроилась вертикаль тоталитарного режима", — рассказал Киселев. Самое важное в этом спектакле — это актерский состав. Всех, кроме Сталина которых там два и Троцкого, играют женщины-блондинки в первом акте 48 девушек-волонтеров, непрофессиональных актрис, исполняют специально написанную для них сюрреалистическую пьесу — марш. Там выстроен такой зиккурат, пирамида посреди большущего черного зала, — это зрительные сектора, обращенные в четыре стороны, зрители сами себе выбирают места прекрасный образ абсолютной демократии в строго заданных рамках и смотрят какую-то небольшую часть спектакля. Они мало что увидят, мало что услышат, и это — главный художественный образ этого спектакля. Когда ты ничего не понимаешь, мало что видишь, мало слышишь, но чувствуешь какое-то серьезное напряжение, и глобально догадываешься, что происходит, — это очень похоже на нас с вами, когда мы пытаемся осмыслить, что произошло в ХХ веке с Россией", — добавил он. Документальный театр Близко этому по достоверности, но не по исполнению, направление документального театра, которое называется "вербатим". Задача актера представить живого человека, как он есть, никак не редактировать его оговорки, например, полностью следовать привычкам прототипа, повторять его интонации. Главное, что в этой технологии присутствует и часто отсутствует во всех других, — это этика. Здесь превыше всего этический момент, когда каждый артист играет не какого-то абстрактного персонажа, а реального живого человека. И он берет на себя право от его лица говорить его же словами. Здесь недопустима даже малейшая фальшь", — объяснил Алексей. Один из таких спектаклей "Мастерской Брусникина" можно увидеть в театре "Практика". Это тоже я" — постановка, где несколько артистов ведут монологи иногда поют песни два акта подряд. Тут просто во всю силу работает театральная механика вербатима", — добавил он. Конечно, это далеко не все, что можно найти в мире современного театра. Так, существует единственный в стране стрит-арт-театр "Театр. На вынос", который проводит свои выступления исключительно на улице.
Как празднуют Международный день театра?
В Камергерском переулке МХТ появился только в 1902 году, когда Савва Морозов взял в аренду здание Лианозовского театра. По его настоянию появился так называемый школьный театр, целью которого было церковно-богословское образование: через аллегории зрителю преподносилось толкование таких понятий, как порок и добродетель, грех и раскаяние. История возникновения театра уходит корнями в Древнюю Грецию более двух тысячелетий назад. На данной фазе возникает придворный и школьный театры.
Русский театральный первенец: история Александринского театра
И они начали делать свой театр. Пьесу Виктора Розова «Вечно живые», которая позже ляжет в основу фильма Михаила Калатозова «Летят журавли», а тогда еще мало кому была известна, предложил Ефремов. Актеров набрал среди своих любимых учеников и недавних выпускников. По ночам они тайно собирались в студии и репетировали до рассвета, а потом расходились по театрам, в которых работали. И никогда это ожидание не было тягостным. Наоборот, тяжело было уйти, расстаться до завтра, хотелось, чтобы репетиции, общение не кончались никогда. Премьера тоже прошла ночью и тайно. Опасаясь критики, людей театра не пригласили. Несмотря на позднее начало, набился полный зал.
Играть закончили к четырем утра. Там люди отказываются расходиться! Получилось не обсуждение, а, скорее, стихийный митинг. Это будет театр нашего поколения! Вы должны его создать во что бы то ни стало! Так появился «Современник» — тогда еще просто Студия молодых актеров. Своей сцены у него не было. Первые спектакли ставили на сцене школы-студии, позже — на сцене самого МХАТа, отыскав в советском трудовом кодексе лазейку: ведь работают же шабашники в колхозах, почему бы не стать такими шабашниками в театре, создавая по его заказу спектакли.
Мхатовские светила молодых актеров не принимали. Формулировка мне очень понравилась, потому что она жестко соответствует жизненному содержанию. Михаил Кедров, который тогда был художественным руководителем МХАТа, начал приходить на репетиции и вторгаться в режиссуру Ефремова — так вышло, например, в 1959 году со спектаклем «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина. Молодым актерам, впрочем, удалось выпустить собственный спектакль, даже в двух редакциях — Олега Ефремова и Галины Волчек. Ефремов поощрял желание актеров ставить спектакли, но его ученица взялась за постановку не из-за режиссерских амбиций, а из желания выручить товарищей. Несколько актеров, в числе которых был Станислав Любшин, оказались на грани исключения из труппы — мало проявляли себя в течение сезона. Было решено сделать свою версию «Пяти вечеров». Репетировать без режиссера сложно, и актеры попросили Волчек посмотреть, что у них получается.
Стороннего наблюдателя из Гали не получилось. Мы начали подробно и скрупулезно анализировать пьесу и взаимоотношения героев. Этот Галин анализ, положенный на нашу психофизику, на ее пристальнейшее внимание к индивидуальности артиста, привел к тому, что мы практически сделали другой спектакль», — отмечал Станислав Любшин. Актеры остались в труппе, спектакль — в репертуаре, а в театре появился новый режиссер. А к 1960-м напряжение между МХАТом и «Современником» достигло апогея — из театра, в недрах которого появилась студия, ее выдавливали. Студийцы выпустили слишком острый спектакль по «Голому королю» Евгения Шварца. Пресса ругала спектакль за безыдейность, а зрители валили на него валом. Прошел слух, что неудобную постановку, а вместе с ней и весь театр собираются закрыть.
В 5 картине вместо фронтовой сводки революционной Оппидомани разведчик сообщал Эреньену: «То, о чем я должен вам рассказать, бледнеет перед теми гигантским событиями, которые разыгрались на театре военных действий в Крыму». С тех пор каждый новый вечер актеры зачитывали свежие сводки с фронта. Похожий прием Мейерхольд применил в спектакле «Даешь Европу» 1924. В редакции Д. В 1926 г. Пьеса Сергея Третьякова — великолепный образец лефовской концепции «литературы факта».
Советские авангардисты20-30 гг. Еще одну пьесу Третьякова «Слышишь, Москва? Пискатор и революция Под бомбами Первой мировой войны актер и историк театра Эрвин Пискатор почувствовал, насколько не соответствует жизни его профессия. В 1919 г. В репертуаре — спектакли с названиями День России и Долго ли еще будет существовать буржуазная справедливость?. В 1921 г.
Дружественный критик из Rote Fahne писал: «Основным новшеством этого театра является переплетение в очень оригинальной форме игры с действительностью. Часто не знаешь, находишься ли ты в театре или на собрании; появляется такое чувство, будто ты должен присоединиться и помочь происходящему» Политический театр, Э. Пискатор, стр. Пискатор становится главным режиссером театра Фольксбюне, где ставит пьесу Альфонса Паке Знамена о борьбе за 8-часовой рабочий день американских «рыцарей труда», взрыве в Чикаго 1886 г. Пьеса не более документальна, чем, например, Ткачи Гауптмана. Однако режиссеру «пришла в голову свoеобразная и счастливая мысль присоединить к постановке кино» Там же, стр.
Пролог давал характеристику отдельных рабочих вождей, магнатов, работников полиции, а на экране в это время появлялись их портреты. Спектакль имел успех. Альфред Дёблин считал его первым шагом на пути к тому, что позже стали называть эпическим театром. Следующая работа Пискатора, названная словами Карла Либкнехта Несмотря ни на что 1925 , стала «первой постановкой, единственную текстуальную и сценическую основу которой составляет документ» Там же, стр. Весной 1925 г. Тема — революционные моменты в истории человечества от восстания Спартака до русской революции.
Часть постановки было предложено перенести в берлинский театр Гроссес Шаушпильхаус и представить на съезде компартии. Вся постановка была одним грандиозным монтажом подлинных речей, статей, газетных вырезок, воззваний, листовок, фотографий и фильмов о войне, исторических личностях и сценах. Текст монтировал Феликс Гасбарра, будущий работник литературной части театра Пискатора, где вместе с ним трудились Лео Ланиа и Бертольд Брехт. То, что мы сегодня назвали бы видеорядом, собирал сценограф и фотохудожник Джон Хартфилд он же Хельмут Херцфельд. Спектакль был принят с энтузиазмом, большинство зрителей не только разделяло политические взгляды автора, многие лично участвовали в описываемых событиях. Во многих спектаклях единственным настоящим документом были архивные кадры киноряда.
Интересны в этом отношении «Гопля, мы живем! Вышедший из тюрьмы Толлер написал экспрессионистскую пьесу о вышедшем из сумасшедшего дома революционере, осознавшем трагическую несовместимость идеалов юности с окружающей действительностью. Пискатор изменил и суицидальную концовку, и общий декадентский дух, усилив эпическое начало пьесы. Хроника, смонтированная с постановочными кадрами, позволила показать 8 лет тюремного заключения за 7 минут. Это был специально снятый короткометражный фильм по сценарию Курта Эртеля, который иллюстрировал важный теоретический постулат Пискатора о расширении пространственновременных рамок спектакля с помощью кинематографа. Распутин был задуман как масштабное исследование истоков русской революции.
Кинопроекция в основном состояла из кадров документального фильма Эсфирь Шуб «Падение династии Романовых», где танцующие до упаду дамы и кавалеры монтируются с работающими до упаду крестьянами. Многие участники исторических событий были недовольны тем, как они изображены на сцене. Анекдотически выглядела жалоба сотрудника парижского государственного банка Димитрия Рубинштейна: «Оставьте слово спекулянт — это мне не мешает, но шпион!.. Инцидент привлек внимание прессы и публики. На следующий вечер между створками сцены-глобуса зрители увидели знакомых персонажей — Николая II и императора Франца Иосифа, а вместо актера, игравшего Вильгельма II, вышел писатель Лео Ланиа, который сообщил, что кайзер выражает протест против своего появления на сцене. Ланиа зачитал избранные формулировки решения суда, вызвавшие хохот и аплодисменты.
Немецкая документальная драма и политический театр 60-х Вторая, самая мощная волна документалистики поднимается в Германии в 1960-е. В 1963 г. Все три пьесы поставил вернувшийся в Германию и возглавивший Фольксбюне Эрвин Пискатор. Пьесы объединяет не творческий метод, но скорее идейная направленность и политическая актуальность, круг тем, конфликт личности с тоталитарной властью, ситуация суда, мотив палача и жертвы. Хоххут не только открыл историю нового художественного направления, но и привлек внимание общественности к осмыслению преступлений фашизма и к конкретному вопросу — равнодушию римской католической церкви и лично папы Пия XII к массовому уничтожению людей. Реальность показаний, дневников, протоколов суда, с помощью которых Хоххут доказывает виновность папы, имена священников, погибших в лагерях, может проверить любой читатель.
Однако речь главного героя, в одиночку пытавшегося донести до высших церковных властей реальность ужасов Холокоста и имеющего несколько исторических прототипов, как и речь других персонажей, написана драматургом. Кстати, споры историков по поводу Пия XII продолжаются по сей день: он был куда более сложной фигурой, чем показано в пьесе Хоххута. С проблемой легитимности литературы факта сталкивается и Хайнер Киппхардт, описавший процесс 1954 г. Проблема в том, что сам Оппенгеймер долгое время не признавал приписываемых ему слов, особенно его раздражал финальный патетический монолог.
Пресса ругала спектакль за безыдейность, а зрители валили на него валом. Прошел слух, что неудобную постановку, а вместе с ней и весь театр собираются закрыть. Тогда было принято отчаянное решение играть «Голого короля» каждый день до конца сезона на разных сценах. Я соскреб с носа гуммоз и залепил его в стенку. Но игра стоила свеч», — вспоминал Михаил Козаков. Что будет дальше, не знал никто.
Последней каплей стал прием, устроенный Никитой Хрущевым для работников культуры. Из всех руководителей московских театров не пригласили только Олега Ефремова. Нина Дорошина, игравшая в «Голом короле» принцессу, вела концерт, которым сопровождался прием. На нее была возложена важная функция: улучить момент, подойти к Хрущеву, объяснить ситуацию и попросить помочь. И вам надо много работать. Этой дамой оказалась Екатерина Алексеевна Фурцева, которая вскоре стала министром культуры», — рассказывала Нина Дорошина. Оно располагалось на площади Маяковского между памятником поэту и входом в ресторан «Пекин», но до наших дней не сохранилось — в 1974 году было снесено. В 1965 году «Современник» получил статус театра, а не студии. Впервые Ефремов и его актеры вздохнули свободно: они уже были не шабашниками при МХАТе, а городским театром со штатным расписанием и финансированием. Актеров «Современника» начали приглашать в кино.
Чтобы съемки не мешали работе театра, Ефремов предложил эксперимент: сняться всем вместе. Он вывез половину труппы в Саратов и сам снял для «Мосфильма» картину о жизни рабочих, занятых на строительстве моста. В основу лег документальный очерк Наума Мельникова, съемки проходили на фоне строительства реального моста, но интеллигентным московским актерам в образе представителей рабочего класса не поверили. Не понравились в Госкино и некоторые сцены — например, те, в которых рабочие пили. Фильм «Строится мост» не запретили, но присвоили ему категорию, не предполагающую широкий прокат. Вскоре он принял решение оставить пост руководителя. Перед уходом из театра, созданного в противовес засилью классики на сцене МХАТа, Ефремов обратился к классическому чеховскому тексту, одному из самых популярных. Работа началась с вдумчивого чтения режиссерских тетрадей Станиславского, открывшего Чехова-драматурга, но, по словам Ефремова, не понимавшего его пьес. Как выяснилось, современные актеры тоже не очень хорошо представляют себе, что такое Чехов и как его играть. В 1972 году ефремовскую «Чайку» увидел польский режиссер театра и кино Анджей Вайда, приехавший в «Современник» по приглашению Галины Волчек ставить спектакль.
Лилия Толмачева, игравшая Аркадину, вспоминала, что Вайда был в восторге: «Утром прихожу на репетицию. Поверь мне. То гениально! Олег гений, ты, Лила, гений, спектакль — современный, умный. Так смешно, так смешно! Ее перестали показывать после смерти Евгения Евстигнеева, игравшего Дорна. Вводить в спектакль никого другого на эту роль не хотели.
Такие представления посещали и сами москвичи, так что состоятельные горожане были знакомы с театральным искусством. Профессиональный театр стал формироваться при дворе царя Алексея Михайловича. Первый спектакль организовал боярин Артамон Матвеев 17 октября 1672 года, его показали царю и знати. Как режиссер постановкой руководил лютеранский пастор Иоганн Готфрид Грегори. Для спектакля в царской резиденции в селе Преображенском под Москвой построили здание, оснащенное специальным инвентарем. Его назвали «Комедийной хороминой»: это было деревянное строение, вокруг которого стоял тын с воротами. На полах лежали ковры, зрители сидели на скамейках, а для царя и семьи отвели особые места. Первый спектакль назывался «Артаксерксово действо». В основу пьесы лег библейский сюжет, но она в целом носила светский характер. В постановке участвовали около 60 человек, главные роли исполнили иностранные профессиональные актеры, остальные — служилые иноземцы и их дети.