СЭВ, или Совет экономической взаимопомощи, был создан в 1949 году и просуществовал до 1991 года. СЭВ создан в 1949 году, но по-настоящему активная его деятельность началась около 1960 г. Сове́т экономи́ческой взаимопо́мощи — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Они участвовали в создании «укрытия» над разрушенным четвертым блоком, в дезактивации площадки АЭС и других блоков, в работах в зоне отчуждения и временного отселения.
Легендарный СЭВ: Как СССР спасал послевоенную Европу от полного краха
СЭВ — Совет экономической взаимопомощи, межправительственная экономическая организация социалистических стран Европы, действовавшая в 1949–1991 гг. Создание СЭВ или спасение Восточной Европы от краха В 1949 году начал функционировать Совет экономической взаимопомощи. Создание СЭВ или спасение Восточной Европы от краха В 1949 году начал функционировать Совет экономической взаимопомощи. СЭВ, или Совет экономической взаимопомощи, был создан в 1949 году и просуществовал до 1991 года. Дам краткую хронику событий тех далеких времен, имеющих отношение к созданию и функционированию СЭВ. Они участвовали в создании «укрытия» над разрушенным четвертым блоком, в дезактивации площадки АЭС и других блоков, в работах в зоне отчуждения и временного отселения.
Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)
В частности, Болгария на основе лицензионных соглашений стала развивать производство электронных приборов, компоненты для которого в основном импортировались из западных стран Запада. СССР за единицу электронной продукции из Болгарии поставлял в 5 раз больше нефти, чем за аналогичную, но более качественную продукцию, закупаемую на Западе. Положительное сальдо в виде переводных рублей представляли собой активы, которые нельзя было потратить, так как не было в наличии необходимых товаров. Так, у СССР за 1975—1985 годы накопилось 15 млрд неликвидных переводных рублей, полученных за поставки топлива и сырья странам СЭВ [9]. СССР и его партнёры реагировали на развитие негативных явлений во взаимной торговле: они приняли ряд «многосторонних программ» в целях оживления и интенсификации сотрудничества. На партийной встрече в Софии осенью 1985 года советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран-членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники. Попытка социалистических стран подключиться к европейским программам, в частности к « Эврике », не удалась, поэтому пришлось опираться на собственные силы. В ноябре 1986 года в Москве на рабочей встрече высших руководителей стран-членов СЭВ Михаил Горбачёв заявил, что нужно активизировать такой «могучий фактор прогресса», как сотрудничество соцстран. Им же было отмечено, что «во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов развитие мировой социалистической системы замедлилось». Об этом свидетельствовали и статистические сведения.
В 1987 году было решено создать единый социалистический рынок. В нём исходно содержался серьёзный реалистический потенциал. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ 1988 год была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества. Реформирование системы внешнеэкономических связей при сохранении в прежнем виде экономики стран-членов СЭВ было нереально. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться. В 1988 году в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ.
Задачами деятельности СЭВ в тот период являлось содействие развитию взаимной торговли, оказание материальной помощи, стимулирование развития научно-технического обмена на безвозмездной или льготной основе, стимулирование инвестиций в страны СЭВ, наиболее пострадавшие после Второй мировой войны. Уже в 1955 г. Рисунок 1. Рисунок 2. От взаимопомощи к интеграции К 1970-м гг. Предпосылками стали социально-экономические причины и быстрый рост западноевропейской экономической интеграции в рамках «Общего рынка». Для этого была принята Комплексная программа научно-технического прогресса стран-членов СЭВ до 2000 г. В 1949 г. Рисунок 3. Опыт социалистической интеграции Положительный эффект от деятельности СЭВ можно проследить исходя из темпов роста основных показателей рис. Рисунок 4. Наибольший эффект наблюдается по показателю производства промышленной продукции — более, чем в 5 раз таб. Таблица 1.
Они участвовали в создании «укрытия» над разрушенным четвертым блоком, в дезактивации площадки АЭС и других блоков, в работах в зоне отчуждения и временного отселения, в строительстве города Славутич. Благодаря их подвигу удалось остановить дальнейшее распространение радиации и спасти миллионы жизней. Но цена была страшной — здоровье и жизни десятков тысяч. День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах появился в официальном календаре памятных дат России через 7 лет после аварии и с тех пор отмечается ежегодно. Памятная дата была установлена постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 22 апреля 1993 года и в апреле 2012 года переименована в День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф. С 2017 года Международный день памяти о чернобыльской катастрофе отмечается по всему миру по инициативе ООН.
В 50 годы, стоя у истоков основания в ГДР дисциплины информатики, пределом мечтаний этих пионеров была машина с быстродействием в 5 тысяч вычислительных операций за секунду. Как только ее не называли: и лженаука, и идеологическое оружие империализма. А в это время идеологической борьбы на международном рынке успешно и вольно развивалась американская компания IBM, выпуская свои первые компьютеры. Название Robotron возникло путем обьединение в одно слово названий Roboter и Elektronik. Выпускаемая продукция стала носить такое же название. Так вот, после упомянутого выше сьезда, в 1963 году началось практическое осуществление проекта по созданию и разработке ЭВМ, работы выполнялись на разных предприятиях в разных точках страны: Институт электроники в Дрездене разрабатывал устройство памяти на ферритовых стержнях и систему управления устройством на магнитной ленте, на заводе Карла Цейса в Йене изготавливалось устройство памяти на магнитной ленте, на фабрике конторских машин в Зоммерде -устройство печати, завод VEB ORWO производил ферритовые стержни, Институт обработки данных в Дрездене поставлял блоки передачи данных DFE-550. Целесообразно было обьединить участников в одну, управляемое сверху, «систему». Такой системой стало кооперативное обьединение Robotron 300, начиная с 1970 со штаб-квартирой в Дрездене, насчитывавшее более 25 предприятий. В апреле 1969 года был создан комбинат Robotron и Zentronik. В начале 1978 года комбинат Zentronik прекратил свое существование и его предприятия влились в Robotron. Вот некоторые из предприятий Robotron: Robotron в Дрездене Завод по производству бухгалтерско и счетно-фактурных машин в Хемнице Он был одним из крупнейших производителей компьютеров в ГДР.
Когда появился Совет экономической взаимопомощи
Зарождение западноевропейской экономической интеграции и создание СЭВ: общее и отличительное. Успешно решаются проблемы обеспечения стран — членов СЭВ топливом и энергией путем создания совместными усилиями дополнительных мощностей. Решение о её создании было принято 5 января 1949 года на закрытом Экономическом совещании представителей ряда стран Восточной Европы: СССР, Румынии, В. Его итогом стало создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), способствующего установлению крепких экономических связей между странами соцлагеря. Изначальный замысел создания СЭВ был совершенно очевиден. Создание СЭВ изначально предполагало, что в его состав будут входить только европейские государства и СССР.
Легендарный СЭВ: Как СССР спасал послевоенную Европу от полного краха
Создание и функционирование СЭВ имело важное значение для развития международных экономических отношений. Как СССР спасал послевоенную Европу от полного краха К созданию Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) СССР и страны Восточной и Центральной Европы шли с 1945 года, когда. СЭВ не являлся замкнутой организацией, в него могла вступить любая страна, разделяющая цели и принципы Совета и согласная принять содержащиеся в Уставе СЭВ обязательства. Высшим органом СЭВ являлась Сессия, на которой собирались представители стран-участниц.
В Израиле создали квантовый компьютер
По решению Сессии СЭВ 11-е заседание Сессии, май 1959 была организована параллельная работа объединённых энергосистем «Мир». В 1962 образовано Центральное диспетчерское управление объединённых энергосистем Прага. Третий этап 1962—69 начался с Совещания первых секретарей ЦК коммунистических и рабочих партий и глав правительств стран — членов СЭВ июнь 1962 , наметившего дальнейшие пути экономического и научно-технического сотрудничества, Основой деятельности СЭВ стали одобренные Совещанием «Основные принципы международного социалистического разделения труда». Этот этап характеризовался углублением сотрудничества стран в области координации их народно-хозяйственных планов — основного метода деятельности СЭВ и главного средства формирования международного социалистического разделения труда. Для организации сотрудничества в конкретных областях экономики были созданы международные экономические организации Интерметалл 1964 , Общий парк грузовых вагонов 1964 , Организация сотрудничества подшипниковой промышленности 1964.
В целях содействия развитию внешней торговли стран — членов СЭВ, а также расширения их сотрудничества с др. Начало новому этапу сотрудничества стран — членов СЭВ положено на 23-м специальном заседании Сессии Совета апрель 1969. В её работе участвовали первые генеральные секретари ЦК коммунистических и рабочих партий и главы правительств стран — членов СЭВ. Отметив огромные достижения в развитии производительных сил стран социалистического содружества, Сессия приняла решение о разработке Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ.
Разработанная коллективными усилиями всех государств — членов СЭВ, эта программа, рассчитанная на 15—20 лет, единодушно принята в июле 1971 на 25-м заседании Сессии СЭВ. Её реализация является главным содержанием экономического и научно-технического сотрудничества, представляет собой магистральный путь совершенствования международного социалистического разделения труда, мощное средство интенсификации общественного производства каждой страны — члена СЭВ и всего содружества стран, ускоренного развития научно-технического прогресса. Одновременно в конце 1970-х — начале 1980-х гг. Реформы политической системы СССР при одновременном ухудшении перспектив экономического роста, тяжелый экономический кризис, который переживали Польша, Венгрия, Болгария, политический кризис в Румынии предопределили тот факт, что в 1989 г.
Совет экономической взаимопомощи как координирующий и регулирующий механизм мировой социалистической системы прекратил свое существование. Попыток модернизации СЭВ не было. Прекращение деятельности СЭВ означало одновременно и прекращение существования самой мировой социалистической системы. Предпосылки консолидации постсоветского пространства и факторы, сдерживающие развитие интеграции.
Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в знач. Оно создало плотную «ткань отношений» в разнообразных областях и формах из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т. Конфликтность межнац. Однако интеграционные процессы наталкивались на противоположные тенденции, определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность.
Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения эк.
Положительное сальдо в виде переводных рублей представляли собой активы, которые нельзя было потратить, так как не было в наличии необходимых товаров. Так, у Москвы за 1975-85 годы накопилось 15 миллиардов неликвидных переводных рублей, полученных за поставки топлива и сырья странам СЭВ. Не всё. Только политическую его часть. Но даже это подавалось как блестящий успех украинской дипломатии, хотя она была тут совсем не причём — это был торг между ЕС и США А после падения коммунистических режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ летом-зимой 1989 года их новые правительства стали радикально менять политику. Началась открытая и беспрецедентно острая критика СЭВ как организации, с одной стороны, и системы экономического взаимодействия в его рамках, — с другой. Для СССР организация также стала обузой. Он спокойно заявил, что торговля за переводные рубли между странами СЭВ прекращается.
Валютой должен служить доллар, а цена за любой товар должна быть не ниже мировой. Люди в зале были растеряны. Ошеломлённая чешская делегация заявила: "Но в таком случае нам придется выйти из СЭВ?! Да пожалуйста! Через несколько лет после распада восточноевропейского блока Болгария лежала в руинах". Вместе с этим завершилась и история экономической интеграции социалистических стран. Правда, отдельные структуры, изначально созданные в рамках СЭВ, существуют и продолжают свою деятельность до сих пор. Речь идёт о Международном банке экономического сотрудничества и Международном инвестиционном банке против последнего в апреле 2023 года введены санкции США.
Югославия входила в СЭВ с 1964 на правах ассоциированного члена. Куба вступила в организацию в 1972 году. В рамках сотрудничества члены организации иногда производили какую-то советскую продукцию, например, в Болгарии собирали автомобили «Москвич». Страны СЭВ. СЭВ в 1973—1990 годах Начало и середина 1970-х для СЭВ получились относительно удачными благодаря недолгому периоду роста цен на нефть и кризису в капиталистических странах.
Цель: экономическое и научно-техническое сотрудничество. Также разрабатывались единые стандарты и нормы для стран-участниц.
Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности труда и т. Органы СЭВ принимали решения и рекомендации по различным экономическим и научно-техническим вопросам; однако эти решения не имели обязательной юридической силы и принимались только с согласия заинтересованных стран-членов СЭВ и не распространялись на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе. Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов: в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество и т.
День в истории
- Вычислительная техника стран СЭВ. Часть первая. ГДР / Хабр
- Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ): andrey_krasniy — LiveJournal
- Создание СЭВ | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
- Похожие материалы
В Израиле создали квантовый компьютер
Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деятельности. В 1971 году была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Ставилась задача развития высших форм экономической интеграции — производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности. В 1970-е годы роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла. В 1972—1974 годах создаются Международная экономическая организация «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент». Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности труда и так далее. Органы СЭВ принимали решения и рекомендации по различным экономическим и научно-техническим вопросам; однако эти решения не имели обязательной юридической силы и принимались только с согласия заинтересованных стран-членов СЭВ и не распространялись на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе. Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов: в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии.
Через СЭВ координировалась клиринговая бартерная торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов. В 1975 году на долю стран — членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз. СССР и его партнёры реагировали на развитие негативных явлений во взаимной торговле: они приняли ряд «многосторонних программ» в целях оживления и интенсификации сотрудничества.
Каждое государство-член обладало одним голосом, и все решения должны были приниматься единогласно.
Однако, в принципе, государство которое объявляло себя «не заинтересованным», не могло наложить вето на действие по согласованию с другими например, о внедрении специализации производства в какой-то сектор. Оно могло только отказаться от участия [12]. Иерархически структура СЭВ выглядела следующим образом: Сессия Совета, Исполнительный комитет Совета, Секретариат СЭВ, четыре комитета, 24 постоянных комиссии, шесть межгосударственных конференций, два научных института и несколько ассоциированных организаций. Высшие органы власти СЭВ не могли издавать инструкции и положения, имеющие обязательную силу для национальных агентств и частных лица в государствах-членах.
Их решения должны были быть сначала ратифицированы членами, а затем включены в национальное законодательство. Помимо Устава, другие правовые положения были фактически приняты таким образом. Например, «Общие условия поставки СЭВ» 1958 г. Что касается процесса принятия решений в рамках СЭВ, то в период 50-60-х гг.
Советский Союз часто играл роль арбитра, а Чехословакия и Восточная Германия часто отстаивали свою точку зрения, совместно выступая против остальных стран. Это объяснялось, в первую очередь, с точки зрения власти Советского Союза и высокого уровня экономического развития трех стран. В те годы это было привычно для всех важных решений, которые обсуждались сначала тремя странами, а затем на пленарном заседании СЭВ. Согласно Уставу, высший орган СЭВ имел уставную власть для обсуждения всех проблем в пределах юрисдикции организации и мог выносить рекомендации и решения по различным вопросам [12].
Однако, столь простого организационного процесса было недостаточно для качественной работы организации, и в 1962 г. Работа Сессий Совета в основном состояла из обсуждений, представленных к нему различными органами СЭВ вопросов, например, Секретариатом и постоянными комиссиями, а также отдельными государствами-членами, и предоставлении директив для будущей работы различных агентств. Иногда Сессии проходили одновременно со встречами коммунистических партий. Очевидная цель заключалась в реализации решений, принятых на высшем уровне.
Обычные пленарные заседания, как правило, проводились два раза в год. Сессии проводились в разных столицах СЭВ. В них принимали участие как делегации из стран-членов, так и наблюдатели из других стран, которые были приглашены полноправным членом. Формирование Исполнительного комитета привело к тому, что Сессии Совета с середины 60-х гг.
Исполнительный комитет был сформирован на московском заседании лидеров коммунистических партий стран СЭВ в июне 1962 г. Он заменил прежний уставный орган, Конференцию представителей стран-членов, и ему, как высшему исполнительному органу СЭВ, было поручено осуществление политики, согласованной на пленарном заседании СЭВ. Он состоял из постоянного представители каждой страны, которые имели звание Вице-премьера. Председательство в Комитете сменялось каждые четыре месяца [7, с.
Непосредственно подчинялось Комитету Управление по совместным проблемам экономического планирования, в составе которого находились заместители председателей национальных плановых комиссий. Основная задача этого Управления заключалась в обеспечении данных для координации Комитетом планов и поддержания связи между национальными комиссиями по планированию [7, с. Анализ нормативно-правовой базы СЭВ позволяет сделать вывод, что Исполнительный комитет не был наделен гораздо большими полномочиями, чем Конференция представителей, поскольку никаких поправок в Устав с целью включения нового органа не было сделано [12]. На июньской встрече лидеров партий стран СЭВ 1962 г.
Но данный ход был заблокирован явным сопротивлением со стороны Румынии, поэтому нет никаких правовых оснований утверждать, что такое решение принималось. С ростом агентств СЭВ, все больше спорных вопросов выносилось на обсуждение; было отмечено, что некоторые из них не могли ждать до очередного пленарного заседания Совета, которое редко собиралось и не могло охватить всех значимых деталей. Создание Секретариата было предопределено еще в заявлении о создании СЭВ в январе 1949 г. Однако это было только до седьмой Сессии Совета в мае 1956 г.
Организация Варшавского Договора появилась в 1955 году - в нее вошли социалистические государства, поддерживавшие СССР. Так сложилась система двухполюсного мира в условиях холодной войны. Чем государства привлекали экономические и военные блоки под эгидой СССР?
В 1971 году была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Ставилась задача развития высших форм экономической интеграции — производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности. В 1970-е годы роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла. В 1972—1974 годах создаются Международная экономическая организация «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент».
Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности труда и так далее. Органы СЭВ принимали решения и рекомендации по различным экономическим и научно-техническим вопросам; однако эти решения не имели обязательной юридической силы и принимались только с согласия заинтересованных стран-членов СЭВ и не распространялись на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе. Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов: в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. Через СЭВ координировалась клиринговая бартерная торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов. В 1975 году на долю стран — членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз. СССР и его партнёры реагировали на развитие негативных явлений во взаимной торговле: они приняли ряд «многосторонних программ» в целях оживления и интенсификации сотрудничества.
На партийной встрече в Софии осенью 1985 года советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран-членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники.
Совет Экономической Взаимопомощи. Как въехать в рай на чужих плечах СССР
Ровно 72 года назад, 5 января 1949 года, принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Зарождение западноевропейской экономической интеграции и создание СЭВ: общее и отличительное. из региона СЭВ, а затем (с конца 1970-х) - и из "западных" государств. Высшим органом СЭВ являлась сессия, руководство осуществлялось Исполнительным Комитетом и Секретариатом Совета, которые находились в Москве.
Внешняя политика СССР в 1945–1953 гг. Начало холодной войны
очередной неудачный советский проект, стоивший СССР. СЭВ тогда выполнял больше политические, чем экономические задачи – закрепить советское доминирование в регионе путем формирования однотипных экономических механизмов. Дам краткую хронику событий тех далеких времен, имеющих отношение к созданию и функционированию СЭВ. Создание СЭВ или спасение Восточной Европы от краха В 1949 году начал функционировать Совет экономической взаимопомощи.
28 июня в 1991 году прекратил свое существование Совет Экономической Взаимопомощи
В 1962 году образовано Центральное диспетчерское управление объединенных энергосистем Прага. В этом же 1962 году были одобрены «Основные принципы международного социалистического разделения труда». Сотрудничество в области координации народно-хозяйственных планов стран — членов СЭВ еще более углубилось. Для организации сотрудничества в конкретных областях экономики были созданы международные экономические организации типа «Интерметалл». В октябре 1963 года было подписано Соглашение о многосторонних расчетах в переводных рублях и организации Международного банка экономического сотрудничества.
Сессия СЭВ 1969 года приняла решение о разработке Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ. Сессия СЭВ 1975 года поручила Комитету и Секретариату СЭВ организовать в 1975—1977 годах разработку проектов долгосрочных целевых программ сотрудничества на период до 1990 года. Программы были разработаны для совместного решения проблем, носящих комплексный характер: обеспечения экономически обоснованных потребностей стран — членов СЭВ в основных видах энергии, топлива и сырья; согласованного на двусторонней и многосторонней основе развития машиностроения на базе глубокой специализации и кооперирования производства; удовлетворения потребностей в продовольствии, а также потребностей в товарах народного потребления. Страны СЭВ участвовали в совместных строительствах крупных промышленных предприятий, магистральных газопроводов, линий электропередачи и других объектов.
Это были наиболее сложные объекты, например заводы по производству металлорежущих станков с программным управлением. Соглашения охватывали свыше 3 800 наименований сложной продукции. В 1972—1974 годах страны — члены СЭВ создали международную экономическую организацию «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент». Китай и Северная Корея не входили в число стран — членов СЭВ, но являлись социалистическими странами, и с учетом промышленного производства в указанных странах очевидно, что социалистические страны уже в 1974 году, несмотря на принесенную войнами разруху, произвели продукцию, которая составляла почти половину мирового производства промышленной продукции.
За счет больших масштабов капитального строительства возросли основные производственные фонды. Объем продукции машиностроительной и металлообрабатывающей отраслей увеличился в 2,5 раза, электроэнергетической и топливной — в 1,7 раза и химической — в 2,2 раза. За 1971—1980 годы было возведено более 30 млн квартир, и таким образом более 130 млн человек улучшили свои жилищные условия.
В нём исходно содержался серьёзный реалистический потенциал. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ 1988 год была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества. Реформирование системы внешнеэкономических связей при сохранении в прежнем виде экономики стран-членов СЭВ было нереально. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться. В 1988 году в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ. После смены режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ летом — зимой 1989 г.
Приобретя полноценную независимость и начав решительные экономические преобразования , они взяли курс на максимально быстрое включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы. Одновременно началась открытая и беспрецедентно острая критика СЭВ как организации, с одной стороны, и системы экономического взаимодействия в его рамках, — с другой. Я помню последнюю историческую сессию СЭВ в 1990 году в Софии. Советскую делегацию возглавлял Николай Рыжков. Он спокойно заявил, что торговля за переводные рубли между странами СЭВ прекращается. Валютой должен служить доллар, а цена за любой товар должна быть не ниже мировой.
В 1970-е годы роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла. В 1972—1974 годах создаются Международная экономическая организация «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент». Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности труда и так далее. Органы СЭВ принимали решения и рекомендации по различным экономическим и научно-техническим вопросам; однако эти решения не имели обязательной юридической силы и принимались только с согласия заинтересованных стран-членов СЭВ и не распространялись на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе. Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов: в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. Через СЭВ координировалась клиринговая бартерная торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов. В 1975 году на долю стран — членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз. СССР и его партнёры реагировали на развитие негативных явлений во взаимной торговле: они приняли ряд «многосторонних программ» в целях оживления и интенсификации сотрудничества. На партийной встрече в Софии осенью 1985 года советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран-членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники. Попытка социалистических стран подключиться к европейским программам, в частности к « Эврике », не удалась, поэтому пришлось опираться на собственные силы. В ноябре 1986 года в Москве на рабочей встрече высших руководителей стран-членов СЭВ Михаил Горбачёв заявил, что нужно активизировать такой «могучий фактор прогресса», как сотрудничество соцстран.
Рисунок 1. Рисунок 2. От взаимопомощи к интеграции К 1970-м гг. Предпосылками стали социально-экономические причины и быстрый рост западноевропейской экономической интеграции в рамках «Общего рынка». Для этого была принята Комплексная программа научно-технического прогресса стран-членов СЭВ до 2000 г. В 1949 г. Рисунок 3. Опыт социалистической интеграции Положительный эффект от деятельности СЭВ можно проследить исходя из темпов роста основных показателей рис. Рисунок 4. Наибольший эффект наблюдается по показателю производства промышленной продукции — более, чем в 5 раз таб. Таблица 1. СЭВ сыграл значительную роль в развитии вышеприведенных стран. Многие из них теперь являются членами Евросоюза, который оказывает неоднозначное влияние на развитие стран.