Данная презентация поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок по истории России на тему "Советский тыл в Великой Отечественной войне". Видеосюжет новости.
Подвиг советского тыла
В данной статье вы расскажете о деятельности тыла и его вкладе в победу в Великой Отечественной войне. «Дембельским аккордом» войск по охране тыла стало их участие в советско-японской войне на Дальнем Востоке. Данная презентация поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок по истории России на тему "Советский тыл в Великой Отечественной войне". В конце августа 1939 года все советские газеты опубликовали поистине сенсационную новость о подписании советско-германского договора о ненападении. Характеризуем потери СССР в первый период войны, называем меры, предпринятые для обеспечения армии всем необходимым. 7 мая, в рамках мероприятий посвященных 75 годовщине Победы в Великой Отечественной Войне, прошло открытое мероприятие в дистанционной форме на тему: «Советский тыл в.
Поставки от союзников
- 1. Советский тыл в 1942 году
- Историк назвал подвиг, который помог СССР победить Германию
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- ФОТОХРОНИКА ПОБЕДЫ
- 33. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны – смотреть видео онлайн в Моем Мире | duda dan
Тыл в годы войны
О компании | Советские пикирующие бомбардировщики Пе-2 во время Великой Отечественной войны. |
Будни советского тыла. Жизнь и труд советских людей в годы Великой Отечественной Войны. 1941–1945 | Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии. |
Новости Советского района | Под руководством Павла Журбина женщины занимаются гуманитарной деятельностью. Самой младшей участнице волонтерского движения "Тыл фронту" 8 лет. |
Тыл в годы войны
Масштабы показывают, насколько тяжело было людям достигать Победу в тылу. Это подвиг наших земляков, которым мы, конечно, должны гордиться. От души благодарю всю область, всех, кто работал и работает над сбором данных. Нам вместе ещё предстоит выпустить саму книгу — как памятник костромичам, которые очень много сделали для фронта», — отметил губернатор.
Концентрация сил и средств на плацдармах сражения была необычайно высокой. К началу операции тыловые части и учреждения были максимально приближены к войскам, что было обусловлено необходимостью создания благоприятных условий для войск при прорыве тактической обороны. Советскими войсками вместе с обеспечивающими их структурами был использован весь накопленный боевой опыт в заключительной операции Великой Отечественной войны — Берлинской. Вследствие небольшой глубины Берлинской операции, плотности ведения огня и больших потерь личного состава фронтовые тыловые части практически не перемещались. Во время штурма Берлина в непосредственной близости развернулись резервные армейские госпитали, для розыска и эвакуации раненых создавались специальные команды.
В среднем за день боя в Берлине расходовалось свыше 300 вагонов различных боеприпасов и других материальных средств, однако органы тыла своевременно снабжали войска, обеспечив Великую Победу советского народа. Во-первых, как гласит азбучная истина военной науки, победа в любой войне, а тем более такой затяжной и кровопролитной, какой явилась Великая Отечественная война, протяженностью 1418 дней и ночей, зависит не только от военного искусства полководцев, но и от уровня организации материально-технического обеспечения войск, то есть от крепкого тыла. Во-вторых, опыт Великой Отечественной войны доказал, что бесперебойность снабжения войск является одним из главнейших условий победы в любой войне. В-третьих, было показано, что, с учетом континентального характера театров военных действий, важное значение имело эффективное руководство органами управления тылом в организации подвоза вооружения, военной техники и других материальных средств. Сталин сказал заместителю наркома обороны СССР — начальнику Тыла Вооруженных Сил в момент назначения его на должность Народного комиссара путей сообщения: «Я отдаю себе отчет, как сложна и ответственна выполняемая Вами работа начальника Тыла. Но снабжение фронта — это прежде всего подвоз! Всего за годы Великой Отечественной войны Тыл Вооруженных Сил принял от промышленности и обеспечил хранение и подвоз войскам силам свыше 65 млн т горючего, боеприпасов, продовольствия и фуража. Общий пробег только автомобильного транспорта составил свыше 2,5 млрд км, что эквивалентно свыше 60 тыс.
В-четвертых, первый и второй периоды Великой Отечественной войны показали, что в самых тяжелых условиях ведения боевых действий, прежде всего в обороне, из всей номенклатуры материальных средств войска выше всего ставили продовольствие, боеприпасы и горючее. В начале 1942 года 33-я армия под командованием авторитетного командующего Н. Ефремова не смогла выполнить поставленные задачи, поскольку войска не были обеспечены продовольствием и боеприпасами. А в октябре-ноябре 1942 года командующий 62-й армией, оборонявшей Сталинград, генерал В. Чуйков телеграфировал заместителю начальника Тыла Вооруженных Сил генералу В. Виноградову: «Не шлите мне фуфайки и телогрейки, мы и без них в окопах обойдемся. Шлите, в первую очередь, боеприпасы». В-пятых, Тыл решал не только задачи по обеспечению действующей армии всем необходимым для успешного ведения боя, но и народно-хозяйственные задачи, которые выполнялись неразрывно как в интересах всей страны, так и ее Вооруженных Сил.
Это Тыл Вооруженных Сил построил нефтепровод по дну Ладоги и обеспечил продовольствием население в числе прочих мероприятий, позволивших жителям блокадного города выстоять в нечеловеческих условиях существования. Тогда норма обеспечения хлебом была снижена до минимума, необходимого для поддержания жизни человека. Она составляла: для рабочих и инженерно-технических работников — 250 г в сутки, для служащих, иждивенцев и детей — по 125 г. Всего за годы войны было построено свыше 120 тыс. В-шестых, Тыл Вооруженных Сил принимал активное участие в оказании помощи населению освобожденных стран Восточной Европы продовольствием и другими необходимыми материальными средствами. По решению советского правительства, народам Польши, Чехословакии, Югославии, Венгрии, Германии, освобожденных от фашизма, из запасов Красной Армии было выделено свыше 900 тыс. Красноармейцы раздают еду жителям Берлина И, наконец, важную роль в организации деятельности Тыла в течение всей войны играл тот факт, что во главе вновь созданного централизованного и маневренного Тыла Вооруженных Сил бессменно, как и Верховный Главнокомандующий, находился талантливый организатор, военачальник со стратегическим мышлением — генерал армии Андрей Васильевич Хрулёв. Характеризуя отношение И.
Сталина к отдельным военачальникам, Г. Жуков отмечал: «Нельзя не сказать здесь доброе слово о А. Хрулёве, с мнением которого Верховный очень считался и часто с ним советовался по широким вопросам снабжения войск». Следует добавить, что его уважал лично Маршал Г. Жуков и другие видные военачальники. В послевоенный период многое для развития и дальнейшего совершенствования тыловых органов и служб сделали: выдающийся полководец Маршал Советского Союза И. Баграмян и Маршал Советского Союза С. С учетом складывающейся геополитической обстановки и с переходом страны на рыночные условия перестраивался и Тыл Вооруженных Сил, которым с 1997 по 2008 год руководил начальник Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации — заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии В.
Теория материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, являясь органичной преемницей теории системы тылового обеспечения советских Вооруженных Сил, представляет собой составную часть военной науки и опирается на результаты исследований в области строительства обеспечивающих систем, организации всестороннего обеспечения войск и сил флота, управления, обучения и воспитания воинов. В свою очередь, выводы и рекомендации теории материально-технического обеспечения Вооруженных Сил влияют на соответствующие области военной науки, способствуя их дальнейшему развитию. В настоящее время система материально-технического обеспечения Вооруженных Сил сформировалась как единый комплексный механизм, способный выполнять поставленные задачи. Эффективность материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в значительной степени зависит от уровня развития форм и способов применения сил и средств МТО, их технической оснащенности и способности адекватно реагировать на вызовы и угрозы современности. Как говорят обыватели, «генералы готовятся к прошедшей войне».
По инициативе ЦК ВЛКСМ началось Всесоюзное социалистическое соревнование комсомольско-молодежных бригад - новой организационной формы коллективного соревнования. При этом, если в 1942 г. Они объединяли более 1 млн. Социалистическое соревнование за высокую производительность труда было тесно связано с широким движением рационализаторов и изобретателей в промышленности вооружения, например, в 1942 г. В годы войны рационализации и изобретательству уделялось постоянное внимание: проводились месячники по сбору рационализаторских и изобретательских предложений, конкурсы на наиболее эффективное изобретение и рацпредложение, общественные смотры. В результате промышленность с каждым месяцем давала фронту все больше танков, самолетов, артиллерийских орудий, минометов, автоматов, боеприпасов73. В военное время неизмеримо повысилась ответственность руководящих кадров, специалистов за решение хозяйственных вопросов. Усиление централизованного планирования сочеталось с широкой инициативой, предприимчивостью, а порой и целесообразным риском в условиях, когда фактор времени имел решающее значение. В годы войны с особой силой проявилась замечательная черта наших кадров, воспитанных партией: опираясь на массовый трудовой героизм, находить оптимальные решения. Вот одна из характерных ситуаций военных лет. Осенью 1941 г. Положение становилось катастрофическим. Подекадную выдачу мизерных доз бензина пришлось производить только для автотранспорта, развозившего хлеб. Даже пожарные машины стояли без горючего, их команды по вызову выходили пешком. Электроэнергия в жилые дома не подавалась - ее едва хватало для нужд военного производства. Для освещения жилищ нужен был керосин, но первая выдача его по 0,5 л на человека состоялась только в феврале 1942 года. Был лишь один выход - проложить трубопровод по дну Ладожского озера. Идея столь же очевидная, сколь и трудноосуществимая. Группа специалистов - военных инженеров настаивала на немедленной разработке проекта. Дело было заманчивое - трубопровод, укрытый от обстрелов и бомбежек, мог действовать в любое время года. На Ижорском заводе, откуда еще в середине сентября наиболее ценное оборудование, в том числе и трубопрокатный стан, было вывезено, в течение нескольких дней рабочие пересмотрели штабеля и отобрали около 1 тыс. Под огнем немцев их вывезли к месту строительства. Весной 1942 г. И вскоре нефтепродукты, так нужные городу, пришли сюда по трубам, проложенным по дну Ладожского озера74. Большой вклад в обеспечение обороноспособности страны внесли ученые. Благодаря усилиям ученых, конструкторов, инженеров, рабочего класса наша армия была оснащена самыми совершенными видами оружия и боевой техники. Ученые активно участвовали в идейно-политической работе на фронте и в тылу, в разоблачении человеконенавистнической идеологии фашизма"75. Академия наук СССР располагала к началу войны мощной научно- производственной базой. Перестройка научной работы на нужды фронта и тыла проводилась в сложных условиях эвакуации. Уже с первых дней войны существенные изменения произошли в организации научных исследований и управлении ими. Был создан ряд региональных и специализированных научных комиссий, которые сосредоточивали усилия ученых на решении отдельных военных и хозяйственных проблем. К началу июля 1941 г. Комарова в составе более 600 специалистов провела громадную работу, обеспечившую использование на нужды военной экономики ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана. Ученые-геологи выявили новые месторождения железной руды в Кузбассе и на Урале, источники нефти в Башкирии, большие залежи бокситов на востоке Уральских гор, месторождение молибденовых руд в Казахстане77. Важное значение имела помощь ученых в улучшении и освоении промышленностью военного производства. Широко применялась прогрессивная технология - поточные методы, применение штамповки деталей, термическая обработка деталей токами высокой частоты, скоростная автоматическая сварка бронекорпусов танков и многое другое. В некоторых областях производства ученые и инженеры в содружестве с мастерами и рабочими не только обеспечили коренное усовершенствование, но и осуществили полный переворот в технологии и организации промышленного производства. Так, группа инженеров Магнитогорского комбината применила новый способ изготовления высоколегированных сталей, а коллектив инженеров - строителей и металлургов - разработал метод скоростного строительства и монтажа доменных печей78. Советские физики открыли экономичные пути получения жидкого кислорода, сконструировали ряд приборов для управления кораблями, самолетами и артиллерийским огнем. Были найдены способы борьбы с магнитными морскими минами, изобретены радиолокационные установки и приборы. Химики проделали большую работу по облагораживанию бензинов. Многие ученые занимались изысканием заменителей дефицитного сырья и материалов, создавали новые приборы для самолетов, артиллерии и кораблей, а также средства защиты боевой техники, разрабатывали и внедряли новые способы производства минометных труб79. Блестящая плеяда советских авиаконструкторов, конструкторов авиамоторов, бронетанковой техники, артиллерийских систем и стрелкового оружия вошла в летопись страны созданием лучших в мире образцов боевой техники - оружия Победы. Благодаря усилиям ученых-медиков и врачей было сделано все для того, чтобы значительно снизить смертность среди раненых. На фронте и в тылу были исключены массовые эпидемии и инфекционные заболевания. Несмотря на огромные усилия, затрачиваемые учеными на решение конкретных оперативных проблем в годы войны, АН СССР разрабатывала перспективные планы развития науки, продолжала исследования фундаментального характера. Тем самым был обеспечен серьезный задел для плодотворных исследований в послевоенный период. Рабочий класс, колхозное крестьянство и советская интеллигенция создали в период войны прочное военное хозяйство и обеспечили армию, авиацию и флот первоклассной техникой, всем необходимым для победы над врагом. Ярким проявлением патриотизма советских людей в годы войны явилась добровольная финансовая помощь трудящихся государству, по- 76 История социалистической экономики СССР. Краткая история, с. Поступления денежных средств от населения в фонд обороны, на производство военной техники, по займам и лотереям составили свыше 118 млрд. Рабочие и служащие стремились помочь фронту путем отчисления части заработка, а колхозники - продуктов питания в фонд обороны, проведением воскресников, сбором денежных средств и драгоценностей, подарков и теплых вещей для воинов и т. Важный вклад в победу внесли доноры. Их движение в годы войны охватило 5,5 млн. Они сдали более 1700 тыс. Война принесла много горя советскому народу, причинила огромный ущерб народному хозяйству. Ни одна страна за всю историю человечества не имела таких потерь и разрушений, какие понес Советский Союз за годы второй мировой войны. Немецко-фашистские захватчики полностью или частично разрушили и сожгли 1710 городов и поселков, более 70 тыс. Расходы Советского государства на войну с Германией, а также с Японией и потери доходов, понесенные государственными и кооперативными предприятиями и организациями, колхозами и населением в результате оккупации, составили не менее 1890 млрд. Эту сумму надо добавить к тому ущербу - 679 млрд. Поистине великим подвигом стала работа по восстановлению хозяйства освобожденных районов, проделанная советским народом уже в ходе войны. В мировой истории нет примера, когда какая-либо страна осуществляла бы в столь сжатые сроки восстановительные работы такого размаха. Они проводились параллельно с крупными наступательными операциями на фронтах, требовавшими наращивания военного производства. Тем не менее на восстановление народного хозяйства направлялись значительные средства. Объем капитальных вложений, направленных в 1944 г. Энциклопедия, с. Освобожденные районы, получая помощь от восточных районов страны, быстро восстанавливали разрушенное хозяйство и становились органической частью советского тыла. Восстанавливалась энергетическая база, вступали в строй машиностроительные заводы, предприятия по производству строительных материалов, химической, легкой и пищевой промышленности. В 1944 - 1945 гг. Всего за 1943 - 1945 гг. Вступило в строй более 30 восстановленных крупных электростанций87.
Участники мероприятия посмотрели на подвиг тружеников тыла Югры в годы войны с помощью уникальных источников и с применением технологий виртуальной реальности: электронных копий книжных и периодических изданий; архивных документов; кадров видеохроник и фотографий из фондов национальных библиотек; фильма в формате VR-360.
Ковали Победу
Но, несмотря на это, в марте он получил приказ вывезти войска Рокоссовского из-под Сталинграда в район Курска. Он же разгреб все заторы на железных дорогах. Огромную роль в этом сыграли ранее придуманные и созданные паровозные колонны. Вовремя 75 тыс. Они своевременно создали глубокоэшелонированную оборону. Не случайно писатель Владимир Карпов в своей книге задает вопрос, что если бы тыловики Хрулева не успели обеспечить это сосредоточение? Ответ нетрудно найти. По малочисленным советским войскам ударили бы изготовившиеся, полностью отмобилизованные немецкие дивизии, оснащенные новейшими танками. В этом случае наша страна вполне могла оказаться в положении 1941 г. Так что генерал Хрулев принял самое непосредственное участие в создании эффективной обороны на Курской дуге, где наши войска выиграли одну из величайших и решающих битв Второй мировой войны. БЕЗ НАГРАД А потом были другие бои и сражения, в которых тыловики всесторонне обеспечивали войска - поставляли миллионы тонн боеприпасов, возвращали в строй миллионы раненных, наводили переправы на большие и малые реки и при этом сами гибли от фашистских пуль и снарядов.
Ну, а их начальник генерал армии Хрулев, это звание ему было присвоено в 1943 г. Для сравнения: Жуков там за всю войну побывал 127 раз, а Хрулев - 113 раз. И это не считая многочисленных телефонных разговоров и указаний с разносами. Однако у наших прославленных полководцев нет счета самых высших орденов, а у Хрулева лишь несколько. Два ордена Ленина и два ордена Суворова 1-й степени. Остальные за выслугу лет, или еще с Гражданской войны. Вполне справедливо восклицает писатель Владимир Карпов, что "жаден оказался Верховный по отношению к своему интенданту". А ведь наверняка без этого военачальника и мудрого государственного деятеля совсем бы другим оказался путь к победе над фашисткой Германией. Во время войны Сталин опирался на Хрулева, доверял ему, жаль, что не награждал по заслугам. Но отгремели сражения и мирной жизнью стали править совершенно другие законы.
В 1947 г. Разве могли эти деятели забыть разносы, которые учинял им сам Сталин, после справедливых докладов Хрулева. Первый удар был нанесен Хрулеву в 1948 г. Среди бела дня в центральном здании военторга возле Кремля исчезла супруга генерала армии Эсфирь. Начальнику Тыла Вооруженных сил даже не сообщили за какие грехи ее осудили на 10 лет лагерей. Только в 1957 г. Только после кончины Хрулева ему действительно были в нашей стране возданы самые высшие почести. Как указывает писатель Владимир Карпов, по требования Анастаса Микояна генерал был захоронен не как ранее предполагалось - на Новодевичьем кладбище столицы, а на Красной площади у Кремлевской стены. На плечи генерала Хрулева легли во время Великой Отечественной войны величайшие трудности. И он их с честью решил.
Наверное, не случайно генерал армии Исаков на вопрос "НВО" ответил, что считает Хрулева основателем Тыла наших Вооруженных сил, в том числе и современного. Правда, был период, когда в 1951-1956 гг. Но в 1956 г. Сегодня совершенствуется тыловая организация. До 2005 г. Для всех силовых ведомств будет один Тыл. Это даст существенную экономию государственных средств. В рыночных условиях уже сейчас устанавливаются единые закупочные цены на военную продукцию, вооружения. Прозрачность цен, контроль, конкурсные торги ликвидируют мздоимство, перерасходы денег. И все это в лучшую сторону отразится на обеспечении и вооружении армии.
Статья по теме: Взять Берлин в феврале? Хотя относилась она, в первую очередь, к действиям в прифронтовой полосе, но определяла задачи и для всего населения. Укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность, обеспечить усиленную работу всех предприятий, разъяснить трудящимся их обязанности и создавшееся положение», - говорилось в документе. И советский народ проявил небывалый энтузиазм и патриотизм. Люди работали по 12-20 часов в сутки, иногда неделями не выходили с заводов. Страна превратилась в один боевой и трудовой лагерь, подчиненный единственной цели — победе. Впоследствии, чтобы отметить этот самоотверженный труд, было учреждено почетное звание «Труженик тыла».
Но это был настоящий фронт, только трудовой, с неизбежными для него человеческими потерями — от дистрофии, голода, страшного переутомления, ради бесперебойного снабжения советских войск боеприпасами, вооружением, медикаментами, продовольствием, обмундированием, всем необходимым для фронта протяженностью более 2,5 тысячи километров! Это был немыслимый с точки зрения мирного времени труд — круглосуточный, без выходных, праздников, без отпусков, по 12 — 16 часов в одну смену все четыре долгих года войны, изо дня в день... Эвакуация в советский тыл Уже на второй день войны в Москве был создан Совет по эвакуации, который определял и направлял весь сложнейший процесс перемещения на восток производительных сил из европейской части страны в глубокий советский тыл. В немыслимо сжатые сроки предстояло вывезти свыше 25 миллионов мирного населения, десятки тысяч крупных промышленных предприятий, тонны колхозного и совхозного имущества, десятки тысяч голов скота, машинный парк МТС, подвижной состав железных дорог, архивы и документацию государственных, культурных учреждений. В Беларуси, как и везде, на первый план вышли вопросы обороны. Сотни тысяч мужчин были мобилизованы на фронт. В городах и селах создавались команды МПВО, отряды народного ополчения, истребительные батальоны. Повсеместно сооружались оборонительные линии вокруг городов и населенных пунктов. Впоследствии бывший начальник Могилевского областного управления милиции В. Сыромолотов так вспоминал о тех днях: «…Население на призыв выйти на сооружение оборонительной линии откликнулось сразу… Ежедневно работало не менее 10 — 15 тысяч добровольцев… Люди подвергались налетам вражеской авиации, но работу не прекращали… Линия обороны была сооружена в радиусе 25 км в 7-дневный срок, и очень организованно. Не было случая, чтобы кто-нибудь уклонился от работы. В строительстве укреплений не участвовали только дети и тяжелобольные…» Уже с 23 июня крупные заводы и фабрики восточных областей Беларуси переключились на выпуск продукции для фронта боеприпасы, вооружение , предприятия местной промышленности — на выпуск армейской обуви, обмундирования, белья, пищевая промышленность — на хлебные сухари, сушеные овощи, мясные консервы и т. Работали круглосуточно и прекращали только по указанию партийных органов или военного командования в связи с началом эвакуации в советский тыл. В западных областях республики продвижение врага было столь стремительным, что исключило возможность своевременно провести плановую эвакуацию населения и материальных ценностей. Лишь в отдельных случаях усилиями партийных и советских работников удалось вывезти семьи военнослужащих, железнодорожников, партийных и советских работников, ценные архивы... Подавляющая часть мирного населения уходила сама — как правило, пешком, если повезет — на попутных машинах, деревенских телегах. По свидетельству очевидцев, ничто не могло остановить поток людей, торопившихся скорее уйти от грохота канонад, непрерывного гула самолетов с черной зловещей свастикой на крыльях... Погибших от бомбежек закапывали в землю тут же, у дороги, без гроба, молча выполняя эту тяжкую, но ставшую уже привычной работу... Раненых, если они не могли сами двигаться, старались распределять по встречным машинам или повозкам, несли на самодельных носилках, просто на руках... Партийные и советские органы делали все, чтобы придать этому живому потоку организованный характер. По далеко не полным данным, из Беларуси за два летних месяца 1941 года было перебазировано свыше 1 миллиона человек. Там, где скапливались большие массы людей, уходивших пешим ходом на восток Орша, Витебск, Могилев, Полоцк, Кричев, Лоев, Светиловичи, Новобелица, Калинковичи, районы, близкие к территории Российской Федерации , были срочно созданы 44 эвакопункта, где беженцы получали помощь деньгами, продуктами, водой, одеждой, обувью, медикаментами. Работали солдатские кухни. Особое внимание уделялось спасению детей. По официальным данным, из Беларуси в советский тыл было вывезено 110 детских домов, 25 садиков и яслей, 28 летних пионерских лагерей, 3 специальные школы, 3 детских санатория. Спасая жизнь малышей, люди проявляли подлинный героизм и самоотверженность. Минска в составе врача П. Дыло, медсестер М. Адамович, М. Немитько, Т. Дыло, С. Вишни, нянечек М. Поджарой и П. Корявой, которые под непрерывной бомбежкой, среди пылающих огнем улиц вывезли из города 60 больных детей в возрасте 3 лет и младше. В труднейших условиях долгого пути в советский тыл этот мужественный коллектив сохранил жизнь всем детишкам и благополучно доставил их на Урал. Массовая эвакуация производительных сил проходила в зависимости от военной обстановки и сразу по нескольким направлениям: эвакуация населения, промышленных объектов, материальных ресурсов сельского хозяйства, культурных ценностей, материальной базы железных дорог. Работа не прекращалась круглые сутки. В первую очередь вывозили готовую продукцию, качественное техническое и технологическое оборудование, кабельные изделия, сырье. Вывозить старались в комплекте, чтобы там, в далеком тылу, на новом месте, можно было в считаные часы все смонтировать заново и запустить производство. При этом демонтаж оборудования, погрузка его в эшелоны и отправка проходили под непрерывным вражеским обстрелом, во время частых воздушных налетов. К 1 июля гитлеровские войска прорвались к Могилеву. Город быстро превратился в единый боевой лагерь, спаянный железной дисциплиной. Вражеские обстрелы и бомбежки не прекращались ни днем ни ночью. В этих тяжелейших условиях шел демонтаж наиболее крупных заводов города. Коллектив Могилевского завода авиационного моторостроения за 7 дней! Оборудование, которое были вынуждены оставить, разбивали кувалдами, чтобы враг, уже стоявший у ворот города, не смог им воспользоваться. Приходилось разрушать то, что создавали своим трудом долгие годы. Много лет спустя, после войны, мастер кузнечного цеха Витебского станкостроительного завода им. Коминтерна А. Забежинский вспоминал: «Особенно тяжело было смотреть в те дни на старых рабочих: Концевого, Суворова, Нарцышко и других. Вся их жизнь была связана с родным заводом. Каждый удар по станкам они воспринимали как личную боль». Первый эшелон с заводским оборудованием и людьми этого завода отправился в далекий тыл ночью 3 июля. Через четыре дня второй — в составе 60 товарных вагонов. Оставшееся оборудование вплоть до 9 июля рабочие закапывали в землю, чтобы не досталось врагу. В считаные дни коллективы 15 наиболее крупных предприятий Могилевской области погрузили и отправили в тыл 935 железнодорожных вагонов с наиболее ценным оборудованием, готовой продукцией, кадрами: труболитейный завод — 19 вагонов, шелковая фабрика — 26 вагонов, кожевенный завод — 192 вагона, швейная фабрика — 156 вагонов, а также станочный парк быховского ацетонового, кричевского цементного заводов, шкловской бумажной фабрики и т. Спасти людей и производство День и ночь кипела работа по эвакуации промышленного оборудования и кадров на предприятиях Гомеля. В городе насчитывалось 42 крупных завода республиканского и союзного подчинения — «Гомсельмаш» 2500 человек , станкозавод им. Кирова 800 человек , паровозовагоноремонтный 2800 человек и др. Ежедневно в далекий тыл уходило не менее 250 — 300 товарных вагонов, груженных до отказа оборудованием и людьми. Впоследствии ветеран труда станкозавода им. Кирова И. Лопунов вспоминал: «Бывало, подремлешь чуток в углу на старых газетах, а потом снова за лом или носилки. Перекусывали тут же, в цехе, на скорую руку, кому что принесут из дому». Дети, эвакуированные из Минска в г. Хвалынск Саратовской области, идут в школу. Несколько дней заняла эвакуация одного из крупнейших предприятий города — Гомельского паровозовагоноремонтного завода. Он находился вблизи железнодорожного узла, который враг остервенело бомбил сутками напролет. Но работа не прекращалась ни на минуту. В советский тыл ежедневно уходило от 30 до 50 вагонов, до отказа груженных имуществом завода. И здесь душой коллектива были кадровые рабочие — В. Болвак, К. Козловский, Ф. Пригаров, П. Земков, Е. Ковалевич, Б. Дворников и многие другие. С 4 по 12 июля гомельские паровозники отправили 835 вагонов и платформ с оборудованием, готовой продукцией, деталями, сырьем, 5000 литров горючего. За 5 дней коллектив демонтировал и отправил в далекий уральский город Курган 1200 вагонов и платформ с готовой продукцией, оборудованием, сырьем, материалами и 500 кадровых рабочих и инженеров, а также членов их семей. Дирекция Гомельского станкостроительного завода им. Кирова получила правительственную телеграмму об эвакуации на восток в ночь с 3 на 4 июля. Четверо суток люди вручную стаскивали с фундамента огромные станки вес некоторых достигал 35 тонн! Много позже, после войны, мастер А. Жаровня вспоминал: «7 июля мы демонтировали последний массивный плоскошлифовальный станок… Десять человек разбирали эту махину вручную, при помощи лома и катками. По частям грузили на пятитонку с прицепом. Три раза бегал я в тот день домой благо жил рядом! В таком же немыслимом темпе, круглосуточно, в считаные дни было демонтировано и отправлено в советский тыл промышленное оборудование, готовая продукция и кадры 19 наиболее крупных предприятий в Полесской области. В те суровые дни, невзирая на чудовищно тяжелую прифронтовую обстановку, непосредственно под вражеским огнем наступавшего врага, белорусский народ спас благодаря эвакуации в советский тыл промышленное оборудование и кадры 109 крупных предприятий из них 39 союзного и 70 республиканского подчинения и 15 металлообрабатывающих предприятий местного подчинения. Это были наиболее крупные, хорошо организованные производства, оснащенные современной для того времени техникой, укомплектованные высококвалифицированными кадрами. Они определяли экономическое лицо республики, выпуская до войны значительное количество промышленной продукции металлорежущие станки, торфодобывающее оборудование, сложную сельскохозяйственную технику и т. Основными районами размещения белорусской промышленности стали Поволжье 40 предприятий , Урал 24 предприятия. В меньшей степени оборудование и кадры осели в средней полосе России 18 предприятий , Западной Сибири 8 предприятий и Средней Азии 2 предприятия. Они сыграли не последнюю роль как в перестройке советского тыла на военный лад, так и в производстве военной продукции для фронта. Героизм аграриев Не меньший героизм проявили в первые недели войны труженики сельского хозяйства Беларуси. Их работа отличалась особой сложностью. Техника белорусских МТС и колхозный скот двигались пешим ходом. Это накладывало отпечаток на все. Каждую деталь, каждый винтик осматривали и отбирали с особой тщательностью. Все годные к дальней дороге машины комплектовали в тракторные бригады, закрепляя за ними водителей. Удалось вывезти машинный парк и оборудование 36 МТС. Особенно тяжелой и сложной была эвакуация комбайнов. Эти громоздкие, малоподвижные машины не могли двигаться быстро. Полностью демонтировать их в тех условиях было практически невозможно. И все-таки в Полесской и Гомельской областях эти машины с помощью тракторов подтягивали к железной дороге, там вручную разбирали на части, снимали самые ценные детали, грузили их на прицепы к тракторам, а затем на железнодорожные платформы. Всего за несколько дней эвакуации был разобран и отправлен в советский тыл 6651 трактор, 4221 комбайн, а также 223 мотора к комбайнам, 117 молотилок, 150 станков и двигателей. Не меньшим драматизмом был окрашен процесс эвакуации поголовья скота.
Жаровня вспоминал: «7 июля мы демонтировали последний массивный плоскошлифовальный станок… Десять человек разбирали эту махину вручную, при помощи лома и катками. По частям грузили на пятитонку с прицепом. Три раза бегал я в тот день домой благо жил рядом! В таком же немыслимом темпе, круглосуточно, в считаные дни было демонтировано и отправлено в советский тыл промышленное оборудование, готовая продукция и кадры 19 наиболее крупных предприятий в Полесской области. В те суровые дни, невзирая на чудовищно тяжелую прифронтовую обстановку, непосредственно под вражеским огнем наступавшего врага, белорусский народ спас благодаря эвакуации в советский тыл промышленное оборудование и кадры 109 крупных предприятий из них 39 союзного и 70 республиканского подчинения и 15 металлообрабатывающих предприятий местного подчинения. Это были наиболее крупные, хорошо организованные производства, оснащенные современной для того времени техникой, укомплектованные высококвалифицированными кадрами. Они определяли экономическое лицо республики, выпуская до войны значительное количество промышленной продукции металлорежущие станки, торфодобывающее оборудование, сложную сельскохозяйственную технику и т. Основными районами размещения белорусской промышленности стали Поволжье 40 предприятий , Урал 24 предприятия. В меньшей степени оборудование и кадры осели в средней полосе России 18 предприятий , Западной Сибири 8 предприятий и Средней Азии 2 предприятия. Они сыграли не последнюю роль как в перестройке советского тыла на военный лад, так и в производстве военной продукции для фронта. Героизм аграриев Не меньший героизм проявили в первые недели войны труженики сельского хозяйства Беларуси. Их работа отличалась особой сложностью. Техника белорусских МТС и колхозный скот двигались пешим ходом. Это накладывало отпечаток на все. Каждую деталь, каждый винтик осматривали и отбирали с особой тщательностью. Все годные к дальней дороге машины комплектовали в тракторные бригады, закрепляя за ними водителей. Удалось вывезти машинный парк и оборудование 36 МТС. Особенно тяжелой и сложной была эвакуация комбайнов. Эти громоздкие, малоподвижные машины не могли двигаться быстро. Полностью демонтировать их в тех условиях было практически невозможно. И все-таки в Полесской и Гомельской областях эти машины с помощью тракторов подтягивали к железной дороге, там вручную разбирали на части, снимали самые ценные детали, грузили их на прицепы к тракторам, а затем на железнодорожные платформы. Всего за несколько дней эвакуации был разобран и отправлен в советский тыл 6651 трактор, 4221 комбайн, а также 223 мотора к комбайнам, 117 молотилок, 150 станков и двигателей. Не меньшим драматизмом был окрашен процесс эвакуации поголовья скота. В дальнюю дорогу отбиралось практически все, исключая только свиней, которые не могли перенести долгий и опасный путь. Постановление Совета Народных Комиссаров Белоруссии от 7 июля 1941 года обязывало руководителей колхозов и совхозов проводить убой свиней прямо на фермах с последующей засолкой мяса и отправкой его в глубокий тыл. Скот каждого колхоза и совхоза сбивали в отдельный гурт в размере 300 голов крупного рогатого скота и до 1000 овец. Гурты сопровождались группой гонщиков 1 гонщик на 20 голов скота. Гонщиков снабжали деньгами, запасом хлеба, продуктов, а также кормом для скота. Из числа районных активистов назначались ответственные лица — начальники трассы, которые следовали за скотом на протяжении всего пути. Спасению подлежало также конское стадо и рабочие волы. По неполным данным, из Гомельской и Могилевской областей удалось вывезти в тыл свыше 10. Перегон скота был невероятно тяжелой, предельно изнурительной работой, которая требовала огромной самоотверженности и подлинного героизма. В пути гурты скота подвергались непрерывной бомбежке. Особенно трагичной была проблема водопоя, поскольку именно здесь, у воды, гурты несли большие потери. Уже после войны смоленский зоотехник Д. Марченков вспоминал: «...
Государственное учреждение образования "Гродненское областное кадетское училище"
Историк назвал подвиг, который помог СССР победить Германию | Историки поддержали присвоение почетного звания двум десяткам городов, обеспечивших надежный тыл во время Великой Отечественной войны. |
Главный снабженец всех фронтов / История / Независимая газета | Невиданный подъём советского патриотизма в тылу нашёл своё яркое выражение в социалистическом соревновании, которое приняло в годы Великой Отечественной войны. |
«Советский тыл в годы войны»
Благодаря беспримерному трудовому подвигу советского народа перелом был достигнут и в работе тыла, обеспечивавшего фронт всем необходимым для победы над врагом. Развенчиваются мифы о состоянии тыла и развитии советской экономики военного периода. Историки поддержали присвоение почетного звания двум десяткам городов, обеспечивших надежный тыл во время Великой Отечественной войны. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны Учебное пособие по истории СССР для студентов вузов, обучающихся по специальности История С.А. Байбаков, Н.А. Кирсанов.
Женщины в тылу
Собственно, именно тогда и закончилось то самое всеобщее «веселье»… Мир менялся на глазах Прошел год. За это время с карты Европы фактически исчезло множество государств. Страны, еще не так давно смеявшиеся над Третьим рейхом и «Советами», подписывавшие всевозможные договора и пакты, попросту перестали существовать. Мощь Германии росла на глазах, по сути, у Гитлера остался всего один серьезный противник — Великобритания. Ну а на востоке Советский Союз только что пополнился несколькими новыми республиками. Старый мир рушился буквально на глазах, и происходившее порой напоминало сюжет какой-нибудь популярной фантастической повести вроде «Гиперболоид инженера Гарина» или «Война миров». Примерно так можно охарактеризовать события, происходившие осенью 1940 года. Советские газеты в это время чуть ли не ежедневно публиковали речи фюрера! Гитлер подверг резкой критике английскую военную пропаганду, которая каждое поражение Англии пыталась изобразить как успех и победу. Так, говорит Гитлер, бегство из Дюнкерка, которое англичане изображали как величайшую победу, является, с нашей точки зрения, позорнейшим поражением.
То же самое, сказал он далее, английская пропаганда говорила и во время военных операций в Польше, Норвегии и, наконец, во Франции. Попутно газеты смаковали подробности начавшихся массированных налетов люфтваффе на Лондон и немецкие комментарии, что это лишь «возмездие» за британские бомбардировки мирных немецких городов. Налеты нашей авиации на особо важные объекты Лондона, начавшиеся в ночь на 7 сентября, продолжались более крупными силами днем и в ночь на 8 сентября, — сообщало ТАСС. Рейхсмаршал Геринг лично руководит всеми операциями из Северной Франции. Производя непрерывные налеты, германские самолеты сбросили на портовый и промышленный район Темзы более 1 млн различных бомб». Не менее пафосными были сообщения ТАСС в последующие дни. Печать подчеркивает, что усиление воздушных нападений на Лондон является новой фазой дальнейшего развития войны между Германией и Англией», — сообщало агентство 10 сентября. Примечательна также перепечатанная большинством советских газет заметка под названием «Перелет польских летчиков на сторону немцев»: «Во время воздушной атаки на Берлин один из английских самолетов, участвующих в налете, удалился в сторону и затем неожиданно стал связываться по радио с варшавским аэродромом, где он вскоре приземлился. Оказалось, что экипаж состоял из польских летчиков армии Сикорского, которые заявили, что они нарочно добились участия в налете на Берлин, чтобы вернуться на родину, и что они готовы сообщить немцам все военные сведения, им известные, об английской армии, если только их отпустят на свободу.
Германские власти на это согласились». Подобные «сенсации» имели как бы двойное назначение. С одной стороны, показать, что со стороны британцев в войне участвует всякий «сброд», с другой, показать общественности, что даже в оккупированной немцами части Польши полякам живется не так уж плохо. И они бегут туда из пока еще свободной Англии! Также характерно, что британские официальные сообщения тоже печатались во всех газетах, чтобы у читателей возникало ощущение некой объективности. Однако германские сводки и речи Гитлера всегда ставились первыми и приводились более подробно. Так что опровержения «оппонентов» выглядели не очень убедительно и порой даже смешно. Очевидно, что на сей счет все советские СМИ имели четкие и недвусмысленные инструкции, каким образом надо освещать события войны. Среди прочего советские газеты напечатали и разговор фюрера с рейхсмаршалом Герингом: «В Англии заявили, что война будет продолжаться три года, что Англия уже сейчас делает ставку на трехлетнюю войну.
Я сказал тогда рейхсмаршалу: «Геринг! Готовь все на 5 лет! Однако, заявил Гитлер, что бы ни случилось, Англия будет разгромлена». Также газеты писали о том, что Германия неоднократно выступала с разными «мирными инициативами», однако теперь единственный выход — «устранение режима поджигателей войны». В тот момент «пророчеству» Гитлера о том, что война продолжится 5 лет, никто конечно же не придал никакого значения. Как говорил голос за кадром в фильме «Семнадцать мгновений весны», народ тогда еще не знал того, что так оно и будет, как и того, что всего через год скрываться в убежищах будут уже жители Москвы, Ленинграда, Киева и других городов… Ну а в тот момент страна все еще продолжала жить гигантоманскими планами. В центре Москвы на месте взорванного храма Христа Спасителя уже вовсю возводился огромный Дворец Советов, который, по замыслу архитекторов, должен был стать крупнейшим зданием всего мира. В Советском Союзе тех лет любые «мегапроекты» были в приоритете. В то время как большая часть населения ютилась в бараках, «засыпушках» и старых домах, отнятых у капиталистов, страна не щадила сил и средств на помпезные дворцы труда, циклопические здания управлений НУВД и высоченные памятники Ленину и Сталину.
Осень 1940 года не стала исключением. В прессе был опубликован проект, подготовленный группой инженеров-экономистов Академии наук во главе с инженером Комаровым. Согласно ему в СССР планировалось построить новую железнодорожную сеть, связывавшую производительные районы страны широтными и меридиональными магистралями «первостепенного значения». Этот план, конечно же, был невероятно грандиозным и, как и все подобные проекты тех лет, буквально поражал воображение обывателя! Одних только огромных паровозов требовались тысячи и тысячи. Последний проект наиболее примечателен тем, что первая точка в духе времени была указана обтекаемо. Ибо тогда, в сентябре 1940 года, было неизвестно, где именно будет вскоре проходить эта «западная граница», которая всего за один год сместилась от Минска и Пскова к Бресту, Белостоку и берегу Балтийского моря. Может быть, в Варшаве или Берлине или на берегу Атлантического океана?! Тем более понятие «государственная граница» в Европе в 1940 году вообще приобрело весьма условный, но уж точно не священный смысл.
Помимо постоянных захватов и присоединений на население свалилась целая куча сообщений о всевозможных договорах и «третейских судах». На отходящей к Венгрии территории лес занимает 1600 тыс. Румыны же происшедшим, понятное дело, остались недовольны: «Мы не можем поверить, что это правда: нам так трудно понять происшедшее, — приводило ТАСС слова румынского журналиста Лугошану. Но, как говорится, было ваше — стало наше! А уже 8 сентября все СМИ сообщили о новых территориальных изменениях в Европе. На сей раз речь шла о «добровольной передаче» Румынией Южной Добруджи в состав Болгарии. Эта «исконная» болгарская провинция вошла в состав Румынии после Первой мировой войны, а формальным поводом для претензий были массовые притеснения местного славянского населения. Понятно, что за двадцать лет там кое-что построили, а население разжилось кое-каким имуществом. Но не беда!
На сей случай румыно-болгарский договор предусматривал компенсацию в размере 1 миллиарда лей за капиталовложения, произведенные на передаваемой территории, и за расходы румынского государства по обмену населения. А что до народа, то в течение трех месяцев был намечен обязательный обмен румынского населения Южной Добруджи на болгарское население Северной Добруджи. Кроме того, в отношении населения других районов обеих стран была предусмотрена добровольная эмиграция в течение года. В общем, полное торжество идей Гитлера о национальной идентичности! Все румыны пусть живут в Румынии, а болгары — в Болгарии. Ну а местные «фюреры» вроде адмирала Хорти и царя Бориса могли смело выступать перед радостным народом с речами о том, как они мирно и без кровопролития вернули на родину «исторические земли». Сама «добровольная передача» территории выглядела так: 15 сентября в Добруджу прибыли представители гражданских властей и заняли административные и общественные учреждения, а уже в 09:00 20 сентября болгарские войска перешли границу и в течение 10 дней заняли всю территорию Южной Добруджи. На этом фоне и присоединение Молдавии к СССР вовсе не выглядело какой-то там «агрессией», как это сейчас пытаются представить некоторые деятели. Напротив, вполне пристойное взятие под защиту братского народа и возвращение исконной земли.
И вообще, чем мы хуже венгров и болгар?! Да и станция с открытым названием «Западная граница» в контексте времени также не выглядела намеком на некие территориальные захваты. А что до широтных и меридиональных железнодорожных магистралей, то эти проекты планировалось осуществить уже «вскоре», точнее, в следующей — IV пятилетке 1943—1947.
Сергей Ситников предложил рассмотреть возможность создания в электронной версии книги ещё одного раздела под рабочим названием «Потомки». В нём будут истории о наших современниках, которые трудятся в тылу и помогают в решении задач специальной военной операции. Поделиться в соцсетях:.
Моя музыка — это плод моего характера и потому это русская музыка».
Выставка подготовлена на основе фондов Российского национального музея музыки. Великая Отечественная война. Тыл Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии. Тыл отвечал за техническое и медицинское обслуживание войск, воинские перевозки, сбор трофейного вооружения, эвакуацию. В 1941—1942 годах на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию было перемещено около 2000 предприятий и около 25 млн.
Труженики тыла внесли существенный вклад в нашу великую Победу, и Новосибирску заслуженно присвоили почетное звание "Город трудовой доблести". Александр Грицай, начальник Западно-Сибирской железной дороги: - Присвоение Новосибирску почетного звания "Город трудовой доблести" - историческое событие. Новосибирцы в годы Великой Отечественной войны совершили трудовой и человеческий подвиг. Неоценимый вклад в Победу внесли железнодорожники. От них зависела оперативная переброска боевой техники, громадного количества войск, их боевое и материальное обеспечение. По железной дороге эвакуировали мирное население и промышленные предприятия. Символом самоотверженного труда советских граждан в тылу стало лунинское движение, у истоков которого стоял легендарный новосибирский машинист Николай Александрович Лунин. Железнодорожник-сибиряк вдохновил тысячи людей в трудных условиях военного времени на ударный труд. Установка стелы - дань памяти нашим землякам. Мы никогда не забудем их трудовые и военные заслуги во имя будущего нашей Родины. Сергей Кондратьев, генеральный директор АО "Новосибирский механический завод "Искра": - Установка памятной стелы - необходимое и своевременное увековечивание подлинного трудового героизма людей, проявленного в годы Великой Отечественной войны.
11.3. Советский тыл в годы войны
Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии – Самые лучшие и интересные новости по теме: Великая Отечественная война, СССР, Тыл на. Советский тыл во время войны". Историки поддержали присвоение почетного звания двум десяткам городов, обеспечивших надежный тыл во время Великой Отечественной войны. Советский тыл в годы войны стал религиозным, но после окончания военных действий церковь снова оказалась под запретом.
О компании
Подвиг советского тыла | Ко Дню Победы в Центральной городской библиотеке оформлена книжная выставка-просмотр «Трудом ковавшие Победу», посвященную героическим будням тыла. |
Круглый стол «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг.: фронт и тыл (память потомков)» | Развенчиваются мифы о состоянии тыла и развитии советской экономики военного периода. |
Чудо советского тыла – газета «ИНФОРМБИРЖА news» | В попытке прояснить роль тыла в Победе Советского Союза над нацистской Германией они обратились среди прочего к сюжетам, зачастую неожиданным в контексте устоявшегося. |
Американский СПАМ: чем кормили красноармейцев в Великую Отечественную | Под руководством Павла Журбина женщины занимаются гуманитарной деятельностью. Самой младшей участнице волонтерского движения "Тыл фронту" 8 лет. |
О компании
так высоко оценивал маршал Советского Союза, полководец Георгий Жуков вклад трудового фронта в разгром фашистских захватчиков в ходе. Иллюстрация к новости: Алан Баренберг «От далекой окраины к оплоту советского тыла: Воркута в годы Второй мировой войны». Советский тыл во время войны". Видеосюжет новости. Коммунистическая партия и Советское правительство считали подготовку Тыла Советской Армии к войне одной из важных государственных задач. Особенный акцент сделан на героическом труде советских молодых людей в тылу.
Всё для Победы
- Комментарии
- Главный снабженец всех фронтов / История / Независимая газета
- Комментарии
- Историк назвал подвиг, который помог СССР победить Германию
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны — Video
Что же касается сельскохозяйственной отрасли, то надлежало в первую очередь вывозить запасы хлеба и эвакуировать скот. Не были забыты и культурные ценности: на Восток отправлялись практически все крупные театры и оркестры, упаковывались и увозились экспозиции и запасники крупных музеев, прежде всего Эрмитажа и Русского музея, а также Алмазный фонд СССР и ценности Оружейной палаты. О размерах этих фондов можно судить по таким цифрам: из Третьяковской галереи эвакуировали 18 430 экспонатов, из Русского музея — 300 тысяч, а из Эрмитажа — 1 млн 117 тысяч! Заводы в чистом поле Описать в деталях эвакуацию промышленности невозможно даже в рамках монографии, но представить ее можно на примере некоторых эвакуированных предприятий.
Ведь процесс везде был одинаковым: демонтаж оборудования, погрузка на эшелоны, отправка на восток, прибытие к месту назначения, срочный монтаж оборудования порой под открытым небом и как можно более скорое начало выпуска так необходимого стране оружия, боеприпасов, приборов… Производство штурмовиков Ил-2 на одном из авиазаводов в Куйбышеве, куда были эвакуированы около 40 предприятий авиапромышленности Источник: topwar. ХПЗ планировалось перебазировать в Нижний Тагил, на «Уралвагонзавод», куда еще в конце лета эвакуировали основное оборудование для производства танков с ленинградского Кировского завода. Эвакуация планировалась в два этапа, чтобы завод продолжал выпускать так нужные фронту танки и одновременно понемногу отправлял оборудование в тыл.
Но резкое ухудшение обстановки на фронте в начале октября 1941 года потребовало срочной эвакуации всего производства, и в этой спешке часть оборудования осталась в Харькове, а часть потерялась по пути. Не удалось увезти и существенную часть рабочих: когда враг подошел к городу, многие из них ушли в народное ополчение и погибли. Тем не менее благодаря той части оборудования и людей, что удалось эвакуировать, налаживание производства танков Т-34 на «Уралвагонзаводе» шло достаточно быстрыми темпами.
Рабочие согревались кострами, разожженными между производственными линиями, причем большинство сотрудников предприятия к тому времени уже составляли подростки и женщины: мужчины отказывались от «брони» и уходили на фронт. Посадка на транспортный корабль ленинградцев, отправляющихся в эвакуацию. Лето 1942 год Источник: waralbum.
Скажем, для вывоза оборудования завода «Запорожсталь» потребовалось 8000 вагонов. И зачастую разгрузка таких эшелонов тоже была непрерывной. Например, в Челябинске в конце осени 1941 года при разгрузке эвакуированного с запада предприятия его главному инженеру пришлось провести на ногах 48 часов, чтобы проконтролировать правильность выгрузки и комплектования оборудования по каждому цеху.
Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования.
Назад 100-летний юбилей отпраздновала труженица тыла Советского района Сегодня 16 июня 2022 свой 100 летний юбилей празднует замечательный человек Гималева Назиба, ветеран Великой Отечественной войны - труженик тыла. Назиба родилась в деревне Уразьметьево Октябрьского района Пермской области. В многодетной семье, в которой воспитывались 7 детей. Деревенская жизнь легкой никогда не была и поэтому детвора рано привыкла к тому, что труд и помощь старшим это само собой разумеющееся.
Каждую деталь, каждый винтик осматривали и отбирали с особой тщательностью. Все годные к дальней дороге машины комплектовали в тракторные бригады, закрепляя за ними водителей. Удалось вывезти машинный парк и оборудование 36 МТС. Особенно тяжелой и сложной была эвакуация комбайнов. Эти громоздкие, малоподвижные машины не могли двигаться быстро. Полностью демонтировать их в тех условиях было практически невозможно. И все-таки в Полесской и Гомельской областях эти машины с помощью тракторов подтягивали к железной дороге, там вручную разбирали на части, снимали самые ценные детали, грузили их на прицепы к тракторам, а затем на железнодорожные платформы. Всего за несколько дней эвакуации был разобран и отправлен в советский тыл 6651 трактор, 4221 комбайн, а также 223 мотора к комбайнам, 117 молотилок, 150 станков и двигателей. Не меньшим драматизмом был окрашен процесс эвакуации поголовья скота. В дальнюю дорогу отбиралось практически все, исключая только свиней, которые не могли перенести долгий и опасный путь. Постановление Совета Народных Комиссаров Белоруссии от 7 июля 1941 года обязывало руководителей колхозов и совхозов проводить убой свиней прямо на фермах с последующей засолкой мяса и отправкой его в глубокий тыл. Скот каждого колхоза и совхоза сбивали в отдельный гурт в размере 300 голов крупного рогатого скота и до 1000 овец. Гурты сопровождались группой гонщиков 1 гонщик на 20 голов скота. Гонщиков снабжали деньгами, запасом хлеба, продуктов, а также кормом для скота. Из числа районных активистов назначались ответственные лица — начальники трассы, которые следовали за скотом на протяжении всего пути. Спасению подлежало также конское стадо и рабочие волы. По неполным данным, из Гомельской и Могилевской областей удалось вывезти в тыл свыше 10. Перегон скота был невероятно тяжелой, предельно изнурительной работой, которая требовала огромной самоотверженности и подлинного героизма. В пути гурты скота подвергались непрерывной бомбежке. Особенно трагичной была проблема водопоя, поскольку именно здесь, у воды, гурты несли большие потери. Уже после войны смоленский зоотехник Д. Марченков вспоминал: «... В пойме реки Вихра мы заметили еще одно большое стадо скота. Недоеные коровы беспокоились, протяжно ревели. Голодные телята мычали, просили пойла. Это был гурт белорусского скота. Гнали его трое легко одетых мужчин с вещевыми мешками за плечами…» Начиная со второй половины июля, по мере приближения линии фронта маршруты перегона скота стали меняться. С момента удлинения этих маршрутов остро встал вопрос о целесообразности дальнейшего перегона. Значительное количество белорусского поголовья составлял молодняк, для которого долгий и трудный перегон был губительным. И белорусский скот стали сдавать по пути местным хозяйствам — в Курске более 20. Одновременно с эвакуацией сельхозтехники и общественного скота спасали посевы, зерно, муку, фуражные фонды. Под обстрелами и бомбежками врага на полях днем и ночью буквально кипела работа по уборке нового урожая и его обмолоту. Часть зерна сдавали Красной Армии, часть вывозили в тыл 81. А то, что спасти не удавалось, сжигали, чтобы не досталось врагу... Рабочие Гомельского паровозоремонтного завода за ремонтом паровоза. Урал, 1943 г. Спасители-путейщики Из четырех магистралей, проходивших по территории Беларуси, две выбыли из строя уже в первый день войны. Весь объем тяжелейшей работы выполняли коллективы двух железных дорог — Западной и Белорусской. С 18 часов 24 июня был введен график, предусматривающий продвижение на фронт в первую очередь воинских эшелонов. Во всех железнодорожных отделениях в Могилеве, Орше, Климовичах, Мозыре закипела работа — были оборудованы передвижные мастерские по ремонту танков и военной техники, приспособлен подвижной состав для перевоза воинских частей, вооружения и мирного населения. Более 20 дней действовал Оршанский узел, которым руководил в те дни инженер К. Заслонов, а также начальник дистанции связи, волевой и знающий свое дело специалист Е. Григорьев, начальник службы движения А. Один из машинистов этого узла К. Грищенков вспоминал: «Враг ожесточенно бомбил дорогу, приходилось то и дело вступать в настоящий поединок с фашистскими самолетами — маневрировать составом, маскировать паровоз и т. И я видел, сколько страдания и горя причинял каждый такой налет на станции и разъезды. В обратный рейс, как правило, мы увозили эшелоны с тяжелоранеными... За быструю доставку воинских грузов на фронт он неоднократно получал благодарности военного командования. Удивительным мужеством обладал машинист Гомельского депо К. Жарин, не покидавший свой паровоз по 5 — 6 суток подряд. Во время боев под обстрелами гитлеровцев он умудрялся благополучно проскакивать самые опасные места, доставляя на фронт боеприпасы. Много примеров самоотверженного исполнения долга в архивных документах. В докладных и рапортах, присланных с мест по горячим следам, имена лучших машинистов и работников Белорусской железной дороги тех дней: по станции Осиповичи — В. Романов; по станции Жлобин — А. Пашкевич, В. Молодьков, И. Раковский, А. Бабич, И. Бредихин; по станции Кричев — В. Макаренко… «Работали мы как одержимые — всю боль свою, всю ярость к проклятым фашистам топили в работе… Смена закончится, а мы и не думаем уходить. Подремлешь где-нибудь в углу минут 30, ополоснешь лицо холодной водой — и снова на паровоз». Ежедневно с риском для жизни бригады путейщиков разбирали завалы после бомбежек и восстанавливали путь, засыпая воронки, укладывая заново рельсы, подвешивая провода. Объем работ можно было сравнить с прокладкой в мирное время новой железнодорожной линии. И все это в день-два, под вражескими обстрелами и бомбежкой. По данным Наркомата путей сообщения и военного командования, фашистская авиация с июня по декабрь 1941 года в среднем совершала по 33 налета ежесуточно! На Белорусской железной дороге, например, с 24 июня по 25 августа движение прерывалось 49 раз. По мере приближения врага железнодорожники приступали к эвакуации своего путевого хозяйства. Работу ряда узлов пришлось свернуть прямо в первые дни войны: Осиповичи — с 24 июня; Могилев — с 27 июня, Жлобин — с 1 июля. Всего в советский тыл удалось вывезти 1333 вагона с оборудованием автоматической блокировки, сигнализацией, связью. Всего из Беларуси в советский тыл было эвакуировано 1,5 млн населения, более 17. Гитлеровцы не менее ожесточенно бомбили не только железные дороги, но и транспортные речные трассы. Большая часть барж в мирное время предназначалась для перевозки навалочных грузов песка, зерна, соли, угля. Их палубные крепления были недостаточно прочны для размещения воинских орудий, танков, грузовых машин, тракторов и станков. Баржи надо было срочно переоборудовать. Команды судов «Бригадир», «Юный ленинец», «Марат» и других перевозили боеприпасы и продовольствие, раненых и мирное население исключительно в ночное время при полном отсутствии звуковых и световых сигналов — на всем длинном пути до Херсона, Запорожья и других мест назначения! В самом начале военных действий на участках Брест — Пинск, Пинск — Домантово только благодаря личному мужеству судовых команд были погружены и вывезены в советский тыл 11. Настоящее мужество и невероятную находчивость проявили в те дни кадровые речники — капитан судна «Бригадир» В. Мельников, механик Г. Медин; капитан судна «Орел» Т. Викторчик, механик В. Во время бомбежек транспортные средства то и дело получали серьезные пробоины. Экипаж ценою жизни трех своих товарищей практически на ходу сумел задраить эти отверстия и доставил весь груз в Днепропетровск. А также 60 научно-исследовательских институтов, 20 вузов, 6 театров, 121 отделение Госбанка, 116 районных и центральных сберкасс и 568 млн денежного фонда республики. Размещение на новых базах Эвакуированные предприятия и население размещались в разных уголках Союза — в Поволжье, нечерноземной полосе России, на Урале, в Западной Сибири, в республиках Средней Азии. По неполным данным, на февраль 1942 года в Куйбышевской области проживало 18. За считаные недели городское население в тылу выросло в разы — численность, например, Казани увеличилась в 1,5 раза, Саратова — в 1,3 раза. Основную массу эвакуированных заселяли в квартиры к местному населению. Общее горе сблизило. Хозяева даже плату за квартиру ее давали по линии райсовета брать отказались. А вернувшись после освобождения, мы еще много лет не теряли связи, и даже их сын приезжал к нам в Витебск в гости…» Бывший начальник пошивочного цеха фабрики «Знамя индустриализации» М. Фридман также вспоминал: «…На первых порах нас разместили в здании средней школы города Вольска на Волге. Но потом всех устроили на частные квартиры. Выехали мы без ничего — ни обуви, ни одежды теплой, никаких запасов, в чем стояли. Помогали нам все — материально и морально». Ульяновск, 1943 г. В конце октября в Саратове по инициативе местных жителей развернулось мощное массовое движение «Создадим фонд помощи эвакуированным! В сельской местности эвакуированным выделяли участки земли в личное пользование. Особое внимание было детям. Их вывезли прямо из летних лагерей, санаториев, дачных мест. И они сразу осиротели, потеряв всякую связь с родителями, даже не зная, где они. В ноябре 1942 года в тыловых районах было размещено 153 детских учреждения из Беларуси с общим числом более 30. ЦК Компартии Беларуси и белорусское правительство в годы войны находились в Москве. Их представители практически не покидали области, где была наибольшая концентрация белорусского населения. Они приезжали с проверками, различными поручениями, контролируя жизнь и условия своего населения. За годы эвакуации в Куйбышевской области побывало с такой инспекцией 17 уполномоченных, в Татарстане — 15, в Саратовской области — 13… Бывший бригадир тракторной бригады совхоза «Путь к социализму» Гомельского района, впоследствии депутат Верховного Совета БССР М. Мормукова, работавшая в годы войны в Пензенской области, вспоминала: «…Паек выделили скудный — 8 кг хлеба на месяц, 2 куска мыла, соль, спички — и живи как знаешь, ни топлива, ни одежды, ни жилья.
Советский тыл 1941-1945. Повседневная жизнь в годы войны
В книге «Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны» (издательство «НЛО»), переведенной на русский язык Татьяной Пирусской. Советский тыл во время войны". Об этом и многом другом читайте в материале, посвященном подвигу советского тыла.