«Луна-16» - смогла побывать на Луне, взять с её поверхности 101 грамм грунта с поверхности и вернуться на Землю. Советская патриотическая классика в "роковой" обработке.
Путь к "Луне-25": как развивалась лунная программа в СССР и России
К юбилею запуска «Роскосмос» обнародовал ранее хранившиеся под грифом «секретно» материалы о первой советской Лунной программе. В нём сформулированы два главных пункта советской лунной программы: во-первых, попадание в видимую поверхность Луны; а во-вторых, облёт Луны и фотографирование её обратной стороны. Советская программа лунных пилотируемых полетов была запущена в 1959 году и представляла собой серию проектов, включающих два параллельно реализуемых направления: лунно-облетную и лунно-посадочную.
Почему «Луна-25» разбилась
- Что советские «Луноходы» делали на Луне и почему запуск этих аппаратов прекратили
- «Выдающееся достижение»: как советская станция «Зонд-5» осуществила первый в истории облёт Луны
- Неубедительные оправдания
- Как покоряли Луну советские автоматические межпланетные станции
- Как в СССР разработали секретный план захвата Луны и Марса
- Как прошел старт и последующие этапы программы
«Выдающееся достижение»: как советская станция «Зонд-5» осуществила первый в истории облёт Луны
Советская лунная программа Осенью 2021 года "Российские космические системы" рассекретили для "Известий" уникальный исторический документ о плане полета советского пилотируемого корабля на Луну. В нем описаны схема ракеты и система управления, которая должна была посадить корабль и вернуть его на Землю с тремя космонавтами. Однако проектирование кораблей Л1 и Л3 и ракетных блоков Н-1, а также разработка схем экспедиций начались еще до принятия программы — в 1963 году. Проекты одновременно разрабатывались разными конструкторскими бюро: разные варианты лунного корабля — в бюро Королева и Челомея, а сверхмощный носитель для полета на Луну — в бюро Королева, Челомея и Янгеля. По словам экспертов, это приводило к ненужному распылению сил и средств. Для исследования лунной поверхности создавались АМС серии "Луна", а для обеспечения высадочных экспедиций были предназначены специальные варианты луноходов. Автономные и неавтономные средства должны были дублировать друг друга на протяжении всего полета. Принудительное продолжение полета не предусматривалось при неправильной работе автономных средств управления в экстренных ситуациях.
Согласно проекту Л1, космонавты должны были выполнить облет Луны в специально разработанном корабле "Союз-7К-Л1". В программе было заложено изготовление 15 таких кораблей и проведение трех беспилотных и двух пилотируемых полетов. В трех полетах "Зондов" были происшествия, которые, скорее всего, привели бы к гибели экипажа при пилотируемом полете, — в двух полетах вход в атмосферу проходил с 20-кратными перегрузками, а в другом произошли разгерметизация кабины и отказ парашютной системы. Еще пять кораблей Л1 и два корабля модификации Л1С не удалось вывести в космос вследствие аварий ракет-носителей "Протон" и Н-1 на этапе выведения. В декабре 1968 года США выиграли облетный этап "лунной гонки", после чего реализация программы Л1 затормозилась. В октябре 1970 года был совершен последний беспилотный полет корабля "Союз-7К-Л1", и программу окончательно закрыли.
Эти намерения тоже остались только на бумаге.
В задачи "Л-3" входило "осуществление посадки на поверхность Луны лунного аппарата с космонавтом, проведение комплекса работ на поверхности Луны по исследованию свойств поверхности, фотографированию района посадки, научным наблюдениям и сбору пород лунного грунта", говорится в документе. Для поддержки миссии на поверхности должен был работать автоматический аппарат Е8. После выполнения необходимых задач космонавт должен был вернуться на Землю. Полное время экспедиции — 12 суток. Люди, базы и челнок Развитие лунной программы в 1970—1985 годах предполагало создание сети обитаемых баз в разных районах естественного спутника Земли, проведение там научных экспериментов и обеспечение транспортной связи. К началу 1970-х годов СССР собирался "обеспечить достаточно продолжительное пребывание космонавтов на Луне примерно 15—20 суток с тем, чтобы можно было провести необходимый объем работ по исследованию района посадки, приобретения опыта проведения человеком различных исследовательских работ и т. Искусственные спутники и автоматические станции были нужны для решения самостоятельных научных задач и обслуживания обитаемых станций. Эти средства "должны функционировать как во время пребывания экспедиций на Луне, так и между экспедициями, и создание их должно быть предусмотрено в начале 70-х годов", уточняется в отчете. В частности, спутники на орбите Луны могли создать карты, изучить строение и состав пород поверхности, обеспечить связь между удаленными базами. Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник. На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека. Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1".
В период с 10 августа 1966 года по 1 августа 1967 года было запущено пять аппаратов данной серии, и все они успешно справились с поставленной задачей. Ranger формально относились ко второму поколению аппаратов для изучения Луны, а Surveyor и Lunar Orbiter — к третьему. Американские автоматические разведчики Луны третьего поколения Surveyor и Lunar Orbiter. Челомея, сроки реализации — с 1966-го по первое полугодие 1967 года и осуществление высадки экспедиции на лунную поверхность с последующим возвращением на Землю головной исполнитель — ОКБ-1 С. Королева, сроки — с 1967 по 1968 год. В рамках этого решения создавались автоматические станции второго поколения «объект е-6» , предназначенные для отработки мягкой посадки и создания искусственных спутников Луны. Из 20 космических аппаратов этого типа, запущенных в период с 4 января 1963 года до 7 апреля 1968 года, лишь 11 смогли достичь полного или частичного успеха в частности, 3 февраля 1966 года первую в мире мягкую посадку на другое небесное тело совершила советская «Луна-9», а 3 апреля того же года «Луна-10» вышла на орбиту вокруг Селены — остальные потерпели аварию по тем или иным причинам. Макет аппарата типа е-6 с автоматической лунной станцией «Луна-9» на фоне лунной панорамы. Источник: sneg. Кроме них, в ОКБ-1 разрабатывалась космическая станция третьего поколения «объект E-8» , которая должна была доставить на Луну самоходный автоматический аппарат «объект Л-2» , предназначенный для изучения условий в месте предполагаемой высадки космонавтов и выбора места посадки корабля. Поначалу советское руководство, вероятно, питало надежды обогнать американцев. Однако вскоре грандиозный объем и сложность пилотируемой лунной программы стали очевидными, как и высокий шанс отстать от Америки в престижной космической гонке. Поэтому в 1965 году акценты сместились, и на первый план вышла задача облета Луны пилотируемым кораблем, которая казалась более простой. К решению задачи подключили С. Королева, возложив на него создание облетного пилотируемого корабля 7К-Л1 на базе разрабатываемого «Союза» и космического разгонного блока «Д» на базе одной из ступеней ракетно-космического комплекса Н1-Л3 для осуществления высадки космонавтов на Луну. Для избавления от «непрофильных тем» ими ОКБ-1 было перегружено сверх всякой меры в том же 1965 году вся тематика по автоматическим лунным станциям включая проекты е-6 и E-8 была передана Машиностроительному заводу имени С. Лавочкина, руководимому Г. Страницы из отчета «Основные положения по объекту E-8» , созданного при передаче тематики по автоматическим лунным и межпланетным станциям из ОКБ-1 Машиностроительному заводу имени С. Источник: Роскосмос Однако ожидаемого ускорения по лунному направлению не произошло. Несмотря на строгие и не терпящие возражений партийно-правительственные постановления 1967-1968 годов, которые требовали «усилить работы», отставание от США увеличивалось. Критической точкой стало 24 декабря 1968 года, когда на окололунную орбиту вышел Apollo-8 Фрэнка Бормана, Джеймса Ловелла и Уильяма Андерса. Все участники событий осознавали, что и высадка Луну первого астронавта — а не космонавта — не за горами. С нашей стороны требовалось неординарное решение, которое привело бы к какому-то звучному успеху, способному скрасить грядущее поражение в пилотируемой лунной гонке. И таким решением стала доставка лунного грунта на Землю автоматической станцией. Техническая база имелась: к 1968 году завод имени Лавочкина полностью переработал концепцию E-8 и предложил на этой основе создать целую серию лунных автоматических станций — луноход, тяжелый спутник для картографирования Луны, стационарную научную обсерваторию на лунной поверхности и ряд других аппаратов. А в феврале 1968 года был выпущен эскизный проект автоматического аппарата E-8-5 для доставки на Землю образцов лунного грунта. Весомым преимуществом предложенной концепции была высокая степень готовности материальной части: УР-500К вместе с блоком «Д» проходила летные испытания пусть и не без аварий , система E-8 с посадочной ступенью и луноходом участвовали в наземной отработке. Все это выглядело настолько заманчиво, что позволяло в теории даже опередить Америку с доставкой грунта, да еще и за гораздо меньшие деньги. Первым же пунктом в нем указывалось: «Считать главной задачей в исследовании Луны автоматическими станциями в 1969 году доставку на Землю образцов лунного грунта с помощью объектов E-8-5». Источник: Роскосмос Таким образом, программа исследования Луны автоматами получала приоритет перед пилотируемыми миссиями и, по сути, стала их альтернативой. Последняя представляла собой унифицированный ракетный блок с корректирующе-тормозной двигательной установкой, системой из четырех сферических топливных баков, соединенных цилиндрическими проставками две играли роль приборных отсеков для размещения аппаратуры системы управления перелетом и посадкой и раздвижными посадочными опорами. Часть топлива размещалась также в двух парах навесных топливных баков, на которых стояли приборные отсеки. Для того чтобы максимально увеличить массу груза, доставляемого на Луну, управление работой не только посадочной платформы, но и всей части, отделяющейся от ракеты-носителя включая разгонный блок «Д» , велось с автономной системы управления космического аппарата. Она включалась перед стартом и использовалась для ориентации и стабилизации E-8, а также для включения и регулирования двигательных установок на всех участках полета вплоть до касания лунной поверхности. Посадочная ступень E-8 — платформа КТ — с луноходом и сбрасываемыми топливными баками. Фото НПО имени С. Лавочкина «Глазами» и «ушами» системы управления служили солнечные и звездные датчики, трехстепенная гиростабилизированная платформа и доплеровский радиолокатор, «мозгом» — бортовое вычислительное устройство и автоматы стабилизации. Электропитание обеспечивали химические аккумуляторы. С Земли по радиоканалу приходили управляющие уставки, задающие те или иные алгоритмы работы систем. Все это хозяйство выдавало управляющие сигналы на силовые элементы, прежде всего — на микродвигатели ориентации и корректирующе-тормозной двигатель. Электрорадиоаппаратуры было так много, что она размещалась не только в двух цилиндрических проставках КТ, но и в приборных отсеках сбрасываемых баков и на переходной ферме, соединяющей платформу с разгонным блоком «Д», и даже внутри лунохода. Как правило, блоки имели солидный вес и габариты и требовали для нормальной работы «тепличных» условий — герметичного отсека и активных действий системы терморегулирования. Для справки: большинство западных космических аппаратов уже с середины 1960-х строилось на приборно-элементной базе, не требующей размещения в герметичных отсеках. Для решения задачи возврата грунта на Землю луноход и пандусы для его схода на лунную поверхность были сняты и заменены тороидальным приборным отсеком, который играл роль стартового стола.
Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну
Также эксперты отметили, что современная российская лунная программа нацелена на решение более трудных вопросов, чем советская, но не уступает по амбициозности американской. Беседа с испытателем, прошедшим полный курс советской лунной программы. Недавно рассекретили документ о плане СССР по колонизации Луны и Марса. Лунная программа США в новом веке забуксовала, фактически она потеряна. Что не мешает не упоминать собственные промахи, но говорить о бедах на счету у СССР. Самые известные миссии лунной программы СССР — в обзоре РБК. О причинах неудачи советской лунной программы попробуем кратко разобраться в данной статье.
«Роскосмос» в очередной раз перенес запуск первого за 50 лет лунного аппарата
Тогда же прекратили работу над проектированием обитаемой лунной колонии «Звезда» её планировали создать в 1980-е. Всё это требовало огромных денег и сил, и тратить их на второе место руководству страны и космической программы не хотелось. Средства направили на проектирование орбитальных станций и автоматизированных аппаратов. Изучение Луны, таким образом, полностью предоставили технике. После «Луны-16» ещё дважды советские станции забирали лунный грунт.
В 1970 и 1973 гг. Эти аппараты исследовали химический состав грунта и особенности ландшафта Луны, фотографировали её поверхность. Американцы тем временем продолжали высаживаться на естественный спутник Земли на «Аполлонах». Но обе стороны за несколько лет исчерпали возможности существовавших технологий, и фактически изучение Луны при помощи аппаратов, способных прилуниться с людьми или без прекратилось к середине 1970-х и не возобновлялось много лет.
Да и космическая гонка к тому момент закончилась, началось международное сотрудничество в освоении космоса — полёт «Союз — Аполлон» 1975 стал первым «рукопожатием в космосе».
Важнейшие научные достижения «Луны-2»: прямое измерение солнечного ветра; превышение аппаратом второй космической скорости. Попадание АМС на спутник подтвердилось прекращением радиосвязи с аппаратом и наблюдениями с советских и иностранных обсерваторий, которые сфотографировали пылевое облако над местом падения. Перед запуском «Луна-2» была оснащена двумя шарообразными вымпелами с гербами, пятиконечными звездами и надписями «СССР». Внутри полых шаров были десятки специальных сегментов с советской символикой и заряд взрывчатки — предполагалось, что вымпелы взорвутся при столкновении с поверхностью Луны и опознавательные знаки останутся на ней для будущих астронавтов. Отдельный вымпел был подготовлен на случай удачной посадки — из-за неудачных попыток их пришлось изготовить в пяти вариантах для разных дат старта. В итоге один из них действительно был доставлен на Луну в память о достижении. Сколько раз в СССР пытались высадиться на Луну Советская программа лунных пилотируемых полетов была запущена в 1959 году и представляла собой серию проектов, включающих два параллельно реализуемых направления: лунно-облетную и лунно-посадочную. При этом из-за конкуренции между различными конструкторскими бюро проекты с аналогичными целями разрабатывались одновременно в двух или даже трех из них. Например, различные варианты лунного корабля пытались создать в КБ имени С.
Королева и КБ имени В. Челомея, а сверхмощный носитель для полета на Луну создавался в Конструкторских бюро Королева, Челомея и М. Эффективности общим целям это не добавляло — напротив, приводило к перерасходу сил и ресурсов. Запуски советских автоматических межпланетных станций серии «Луна» проводились с 1958 по 1976 годы с космодрома «Байконур» в Казахстане.
По два в каждой ячейке — так посоветовали психологи. В других "бочках" — оранжерея, спортзал, даже кинотеатр, атомная электростанция. Окон нет. Вернее, нет настоящих окон, вместо них — "нарисованные". Это вполне понятно: окна — это не только потеря тепла, но и постоянное проникновение внутрь жестокой радиации.
А чтобы ни то ни другое не угрожало здоровью людей, вся эта архитектура сверху посыпана метровым слоем грунта. По "улице" едет тяжёлый космический внедорожник "Муравей". Над ним летит "Цикада" — лунолёт. Для транспорта предусмотрен гараж. И, разумеется, было бы преступлением не воспользоваться шансом понаблюдать всегда идеально чистое и незасвеченное звёздное небо. Обсерватория на Луне — это всенепременно. Макет основного модуля долговременной лунной базы.
Леонова и А. Соколова «Луна-16» Станции «Луна-15» и «Луна-16» объект Е8-5 в собранном состоянии Возвратная ракета объекта Е8-5 перед установкой на посадочную платформу Станция Е8-5 при посадке на поверхность Луны Г. Бабакин с капсулой «Луны-16», заполненной лунным грунтом Монтаж экранно-вакуумной теплоизоляции на возвратную ракету Работа в приемной камере.
Слева — зав.
СССР — США: гонка за приоритетом
- «Луна-25» 2023: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии
- «Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе
- Технический отчет «Основные положения по объекту Е-8»
- Музей космонавтики ~ Новости музея ~ Лунные вымпелы СССР
- Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы
Лунная программа СССР
Почему советская лунная программа потерпела неудачу? / Хабр | Беда советской лунной программы состояла в том, что, несмотря на широкий спектр идей по освоению луны, ни одно из начинаний не было доведено до полного успешного финиша. |
Советская лунная программа (аудиозапись) | Е8-5» повествует о решении задачи советской лунной программы по доставке на Землю лунного грунта автоматической станцией. |
Большой прорыв: в чем уникальность китайской лунной миссии
Руководство СССР сделало хорошую мину при плохой игре, пытаясь убедить всех в невероятном — будто оно никогда не планировало отправлять на Луну людей. Приводившиеся официальными лицами и популяризаторами аргументы, будто СССР не собирался тратить огромные деньги на такую космическую программу, которая ничего не могла дать народному хозяйству, звучали беспомощно. Ведь было ясно, что победа в лунной гонке принесла Соединённым Штатам, их науке и технике, огромный престиж во всём мире. Более правдоподобным выглядело объяснение, которого придерживались практически все, но которое в СССР не могло быть озвучено публично.
Да, говорили «знатоки», у нас, безусловно, была лунная программа. Но видя, что США нас в ней явно опередили, её быстренько свернули. Научные результаты, и немалые, были получены с помощью автоматических станций и «Луноходов».
А посылать туда космонавтов уже после американского триумфа, да ещё с риском для их жизни, не имело смысла, ибо ничего бы не дало Советскому Союзу в плане международного престижа. Такое объяснение выставляло советское руководство неадекватным. Ведь если бы по такому принципу вели себя США, то им уже после полёта Гагарина, даже после нашего первого спутника, не следовало повторять эти наши достижения.
Так что мотивы СССР всё равно оставались неясными. Размах лунной программы Новая информация с 90-х годов внесла ещё больше путаницы. Оказалось, что программа пилотируемых полётов к Луне в СССР не была прекращена сразу после объявления американцев о своих успехах.
Доработка космических кораблей «Союз», выводимых ракетой-носителем «Протон» для облёта Луны двумя космонавтами, велась до 1970 года, и они вполне были готовы к выполнению задачи.
Маршрут «Лунохода-2» на снимках LRO. Кроме того, космические наблюдения с орбиты позволили восстановить весь путь, пройденный луноходом. Напомним, навигационные устройства прибора вышли из строя во время посадки.
Именно благодаря этим наблюдениям удалось уточнить как сам маршрут, так и расстояние пройденное «Луноходом-2» по поверхности Луны: след, оставленный колесами ровера, до сих пор просматривается с орбиты при правильном освещении. Маршрут «Лунохода-2» по поверхности Луны. У миссии «Луноход-2» должно было быть продолжение : предполагалось, что третья версия устройства, разработанная конструкторским бюро НПО имени Лавочкина и оснащенная дополнительными научными приборами, достигнет поверхности Луны в 1977 году на борту космической станции «Луна-25». Однако запуск был отменен, и советская лунная программа завершилась в 1976 году доставкой на Землю последней партии лунного реголита.
Предполагается, что эта миссия доставит в приполярную область Луны новый луноход и станет первым шагом к созданию лунной базы. Хотя космическое агентство неоднократно объявляло различные сроки запуска, миссия неоднократно переносилась. По последним данным, озвученным представителями «Роскосмоса» и Института космических исследований РАН все доработки должны быть завершены к лету 2023 года и запуск может быть запланирован уже на 2023 год. Если все пройдет успешно, российский исследовательский модуль начнет движение по поверхности Луны через 50 лет после своего предшественника.
Ранее «Хайтек» рассказывал об этой миссии и планах других государств по исследованию Луны в 2023 году.
Обсудить на форуме 10:05 24. В издании напомнили, что фактически лунная программа СССР стартовала с трехлетней задержкой — США объявили о подготовке лунной миссии в мае 1961-го, а в Советском Союзе к подготовке полета к Луне приступили только в августе 1964 года. Эксперты журнала считают, что главной причиной провала советской лунной программы стала «хаотичная система управления» космических проектов в СССР из-за которой одной и той же задачей занимались разрозненные конструкторские бюро.
Для достижения Луны была использована траектория сближения, без использования старта с орбиты. Для достижения второй космической скорости ракета была снабжена третьей ступенью, с двигателем РД0105, созданным в Воронеже на предприятии «Конструкторского бюро химавтоматики» КБХА.
Хотя в целях полёта ставилась задача достижения станцией поверхности Луны, этого не произошло по ряду причин. Во-первых, в циклограмму полёта закралась ошибка при выдаче команды на отсечку двигателя третьей ступени блока «Е» , которая выдавалась с Земли.
50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера
Таким образом, хотя советская лунная программа имела несколько неудачных попыток в начале своего развития, благодаря постоянной работе и научным исследованиям они все же смогли достичь определенного успеха. Финальным аккордом в советской лунной программе стал запуск автоматической межпланетной станции в августе 1976 года. Но с развёртыванием американцами лунной программы для доставки человека на Луну её срочно переформатировали именно для советской лунной программы. В условиях строжайшей секретности в СССР уже три года создаeтся своя лунная программа, идут испытания модулей серии «Союз». «Луна-25» – это продолжение советской лунной программы.
Лекция «Советская лунная программа»
Путь к "Луне-25": как развивалась лунная программа в СССР и России | РЕН ТВ | Дзен | Документы, касающиеся лунной программы СССР, были обнародованы в связи с 50-летием этого события. |
С советской лунной программы снят гриф "секретно" | Живая Кубань | Роскосмос опубликовал секретные исторические документы о советской лунной программе. |
«Луна-16»: триумф после поражения | Лунные программы с советским экипажем представляли собой серию программ, осуществляемых Советским Союзом по высадке людей на Луну в рамках конкуренции с американской программой "Аполлон". |
Выбор редакции | Программа его полета, в основном, была выполнена: корабль успешно облетел Луну, сфотографировал ее поверхность с расстояния 8000 и 2600 км, а его спускаемый аппарат 17 ноября осуществил управляемый спуск на территорию Советского Союза. |
«Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе | | «» рассказывает о зарождении лунной программы СССР, которая предшествовала запуску «Луны-25», и о том, что сегодня делает Россия для ее возрождения. |